Анализируя такой сектор экономики как малоепредпринимательство, нельзя не обратить внимание на то, какое огромное место внациональной экономике развитых стран он занимает. Так, например, в США,Японии, Франции к малым относятся больше половины всех предприятий страны. Это наглядно показывает таблица 1.
Таблица 1.
Доля мелких предприятий в общем количестве промышленныхпредприятий (в %)Страна Мельчайшие предприятия от 1 до 19 чел. Мелкие предприятия от 19 до 500 чел. США 26 28 Япония 49 28 Великобритания 26 23 Франция 32 28
В 1991 г. в США было создано 630 тыс. новых фирм, а в 2000 г.,если верить прогнозам аналитиков, в мелких компаниях будут трудиться более 70%американских рабочих и служащих.
В Великобритании на данный момент функционирует 2,37 млн.предприятий. В 1993 г. закрылось на 6% меньше предприятий, чем в 1992 г., чтосвидетельствует о неуклонном росте малого предпринимательства в этой стране.
Во Франции в 1993 г. малые фирмы составляли 93% в общейчисленности предприятий. В таблице 2 отражено изменение числа малых предприятийв разрезе отраслей.
Таблица2.
прирост малых предприятий в Великобритании в 1989-1999 гг.(в%)Сельское хоз-во Производство Строительство Транспорт Оптовая торговля Розничная торговля Финансы Снабжение Мотор. Услуги 0,2 28,8 46,1 30,4 27,3 -2,2 86,4 9,2 18,4 100,5
Таблица 3 показывает удельный вес малых предприятий в различныхотраслях промышленности США.
Таблица 3.
доля предприятий различных размеров в объеме продукции.Отрасль Предприятия Крупные средние мелкие Машиностроение 60 19 21 Металлургия 51 39 10 Обувная 4 73 23 Швейная 7 53 40 Резинотехническая и пластмассовая 34 43 23
Как видно из таблицы, средние и малые предприятия составляютвысокий процент в таких отраслях промышленности, как швейная (40%), резинотехническаяи пластмассовая (23%), обувная (23%).
Если рассматривать влияние малого и среднего предпринимательствав экономике Франции в отраслевом разрезе, то оно преобладает в услугах,торговле, строительстве. Его удельный вес менее значителен в финансовыхуслугах, транспорте, в промышленности, что отражено в таблице 4.
Таблица 4.
занятость на МСП Франции по отдельным отраслям экономики на 1января 1987 г.Отрасли МСП в целом (%) Общая занятость в отрасли Промышленность 52,4 4 630 536 Строительство, сельское хозяйство 81,4 1 175 022 Торговля 78,2 1 960 308 Транспорт, связь 28,6 1 223 560 Услуги рыночные 79,8 1 952 130 Услуги финансовые 17,5 514 637 Всего: 60,1 11 456 193
Проанализировав, мы пришли к выводу, что самая большаяконцентрация мелких и средних предприятий в мировом масштабе относится ксельскому хозяйстве, затем к торговле, сфере услуг, строительству ипромышленности.
В конце 80-х годов в США было отмечено развитие небольших специализированных предприятий, преимущество которых перед крупными заводамисостояло в том, что их техническое перевооружение в случае необходимостипредставлялось менее капиталоемким делом.
Использование производительных систем, позволяющих ускоритьпереналадку производства, смогло изменить правило, связанное с экономией намасштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий, производитьпродукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигаютэкономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения трудаблагодаря объединению в тесно кооперирующиеся группы самостоятельныхкомпаний.
Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предприятийявляется сложившаяся система — комплекс разветвленных многоступенчатыхсубподрядных отношений, которые позволяют, с одной стороны, монополиям незатрачивать дополнительный капитал на расширение собственного производства, а сдругой стороны, у них есть возможность переложить убытки от сокращения егообъемов на субподрядчиков. Кроме того, хозяйственная автономия субподрядчиков,быстрота их реагирования на изменившиеся внешние условия повышают и гибкостьсамой монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя заспросом.
У мелких фирм далеко не одинаковы показатели их эффективности.Конечно норма прибыли на капитал мелких фирм опережает крупные компании но пообъему прибыли или добавленной стоимости на одного занятого мелкие компании значительноотстают от крупных корпораций. Это объясняется двумя основными причинами.Во-первых, мелкие фирмы заменяют недостаток капитала добавочными трудовымиресурсами. Во-вторых, стоимость капитала более высока для мелких фирм, чем длякрупных, т.к. они платят более высокие ставки процента по кредитам.
Важной функцией малого предпринимательства является егосоциальная функция, связанная с возможностью поглощать большую часть незанятойрабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условияххронической безработицы, экономических кризисов.
Рост вклада малого и среднего предпринимательства вобеспечение занятости объясняется менее быстрым сокращением уровня занятости.Это наглядно демонстрирует таблица 5
Таблица 5.
доля МСП и крупных компаний в численности занятыхРазмеры предприятий Занятость в предпринимательском секторе по годам в процентах 1979 1985 1988 Менее 20 занятых 23,3 25,8 28,7 От 20 до 99 занятых 20,1 20,4 20,8 От 100 до 499 занятых 17,3 18,3 17,3 Всего мест МСП 60,7 64,5 66,8 Крупные фирмы свыше 500 человек 39,3 35,5 33,2 Все предприятия 100 100 100
Согласно приведенным в таблице данным, чем меньше предприятие,тем больше у него способность к созданию рабочих мест.
Необходимым элементом успешной хозяйственной деятельностимелких предприятий является их выход на внешний рынок, так как роль мелких исредних фирм во внешнеэкономических связях возросла в связи с переходом отмежотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.
В отличие от крупных корпораций, использующих преимущественнопрямые капиталовложения и создание филиалов, малые предприятия прибегают кновым формам интернационализации — капиталовложения в развитие сбытовой среды,обмен пли продажа лицензий и патентов, ноу-хау, торговых марок.
Следующим «плюсом» малых компаний является высокая удовлетворенностьлюдей, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения, ане заработка. Эффективность предпринимательства всегда зависит от самогопредпринимателя. Он должен быть наделен некоторыми деловыми и психологическимикачествами: способностью к творчеству, к самостоятельному нестандартномумышлению, а также обладать хорошей управленческой подготовкой, опытомпрактической работы и обширными связями и контактами в соответствующейсфере.
Экономисты разных стран все чаще говорят о большой роли малогопредпринимательства в научно-технической революции. «Сфера малогопредпринимательства стала своеобразным полигоном разработки и испытания новыхтехнических идей, а также быстрого приспособления производства к меняющимсяусловиям».
Малые фирмы почти в 2,5 раза больше принципиально новыхпродуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьезных предложенийпо улучшению существующей технологии, так как малому предпринимательствуприсущи следующие качества: быстрая адаптация к рынкам, эластичностьуправления, гибкость внутренних коммуникаций.
Преимущество мелких и средних предприятий состоит и в том, чтоони ведут разработки в основном на этапах зарождения изобретений, не требующихбольших материальных, кадровых и организационных затрат. В таблице 14 приведентиповой бюджет для различных категорий предприятий — крупного, мелкого ииндивидуального предпринимательства, отражающий стоимость различных этаповразработки нововведений.
В нижеследующий таблице четко видна разница в затратах мелкихи крупных фирмах в начале испытаний.
Таблица 6.
типовой бюджет затрат на нововведения для различных категорийпредприятий СШАЭтапы разработки Крупные фирмы Мелкие фирмы Индивидуальные предприятия $ % $ % $
%
/о Поиск идей 100 1,6 20 0,3 5 0,1 Проработка концепции 200 3,2 100 1,8 20 0,4 Лабораторное испытание 50 0,8 50 0,9 50 1,0 Рыночное испытание 1000 16,0 500 9,0 300 5,5 Выпуск 5000 78,4 5000 88,0 5000 93,0 Всего 6350 100,0 5670 100,0 5375 100,0
Следует заметить, что в наше время отличительной чертойразвития экономики является противостояние крупного и малогопредпринимательства, а их взаимосвязь и взаимодополняемость. Ведь существуюттакие примеры, когда крупные предприятия доверяют малым ведение отдельныхнаправлений, частично финансируя идеи и помогая различными консультативнымиуслугами, комплектами конструкторско-технической документации и т.п.
В малом предпринимательстве сложилась новая системавнутрикорпорационного управления и финансирования, оттеснившая традиционныеметоды административно-бюджетного характера на второй план. Вместе с этимпоявился новый институт рискового, или венчурного, капитала.
Следующим примером технологических и управленческих новшеств являются мини-заводы. Их главное преимущество — быстрые сроки строительства иокупаемость затрат.
Рассмотренный анализ деятельности малых предприятий убеждает вих высокой эффективности, Поэтому с уверенностью можно сказать, что малые исредние предприятия имеют следующие преимущества.
1. Гибкость, позволяющая вовремя перераспределять людские иматериальные ресурсы и своевременно реагировать на изменения спроса.
2. Малое предпринимательство открывает возможности структурнойперестройки экономики.
3. Малое предпринимательство является важным социальныминструментом в борьбе с безработицей, поглощая незанятую рабочую силу.
4. Предприятия малого сектора экономики позволяют уменьшитьдиспропорцию в доходах.
5. Позволяют развивать и приспосабливать различные виды новейшихтехнологий.
6. Готовят основу для будущего развития промышленности, в видеподготовки квалифицированных и полуквалифицированных работников.
7. Раскрывают таланты предпринимателя, способствуя стимуляцииэкономического развития.
8. Повышают мобильность, увеличивая уровень использованияприродных ресурсов.
Понимание этих факторов привело к тому, что многие странывплотную занялись разработкой стратегий и программ, направленных на развитиемалого и среднего предпринимательства.
Государственная политика поддержки, ее формы и содержаниевесьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментовмогли бы быть применены на практике в нашей стране, но при этом не стоитзабывать, что слепое копирование механизмов воздействия на развитие малогопредпринимательства может не только не дать положительные результаты, нопривести к отрицательным последствиям.
Список литературы
Блинов А.О., Бутенко О.В., Кестер Я.М. Экономика и организациямалого предпринимательства. – М.: ФОН, 1996 г.;
Блинов А.О., Плакся В.И. Модель регионального центраподдержки предпринимательства. – М.: Луч, 1993 г.;
Бусин К.М. Почем нынче ягодка? // Здравствуйте, нефтеюганцы!1999 г. 12 сентября;
Горбунов Э.П. Малая экономика как фактор формированияобщесоюзного рынка. – М.: Экономика, 1991 г.;
Горбунов Э.П. Об условиях развития малого и среднего бизнеса.// экономист. 1992 г., № 1;
Государство и малый бизнес. – М.: ИНИОН РАН, 1993 г.;