Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Семантически производные существительные в романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкина

Семантическипроизводные существительные в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
 
Предметомнашего исследования является семантическое словообразование в литературномязыке XIX века; понятие сущности семантического словообразования; понятиеспецифики языка художественного текста.
Объект исследования- производные существительные, образованные семантическим способом в романе«Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Актуальностьисследования – мы попытались выяснить, насколькопродуктивно семантическое словообразование в художественном языке А.С.Пушкина.
Новизна нашегоисследования состоит в том, что мы рассматриваемхорошо всем известный материал в новом, еще не изученном ракурсе.
Цельработы- определить, насколько продуктивен семантический способ словообразованияв романе «Евгений Онегин».
Для достиженияпоставленной цели были поставлены следующие задачи:
-путем сплошной выборкииз текста романа «Евгений Онегин» определить все случаи семантической деривациив области имен существительных;
-произвестисловообразовательный анализ выявленных семантических дериватов, выявитьхарактер ассоциаций.
Теоретическая базаисследования: Марков В.М. О семантическом способесловообразования слов; Т.М. Николаева «Очерки по исторической стилистике исловообразованию»
Теоретическая ипрактическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованыв школьном курсе словообразования.
А.С. Пушкин – поэт,отразивший в своих произведений самые различные пласты мировой культуры: стихиюрусского фольклора. традиции романтической поэзии и классицизма, стилистикувысокого слога и просторечия. Лингвистическая интуиция Пушкина сочеталась суникальной аналитичностью в языковых поисках, наиболее ярко проявившихся вмастерски использовании потенциальных возможностей семантическогословообразования имен существительных.
Попытаемсяпроанализировать наиболее яркие примеры семантического словообразования, использованныевеликим поэтом для создания художественного образа.
Однако прежде, чемприступить к освещению темы, остановимся на понятии семантическоесловообразование.
Традиционносемантическая деривация понимается как распадение полисемии, в связи с чемграницы между самостоятельным словом-омонимом (как результатом семантическогословопроизводства) и лексико-семантическим вариантом (одним из значений) словаоказываются расплывчатыми, не поддающимися никакому более или менее приемлемомуопределению.
Семантическоесловообразование осуществляется путем включения слова в иной лексическийразряд, в результате чего образуются омонимы, то есть равнозвучные производныелексемы, которые в категориальном отношении подобны лексемам, образованным спомощью морфем.
Выдающиесяотечественные лингвисты А.А. Потебня и Л.В. Щерба считали, что слово можетиметь только одно значение и что каждое значение образует отдельное слово. «Этовытекает логически из признания единства формы и содержания, и мы должны былибы говорить не о словах просто, а словах-понятиях», — писал Л.В. Щерба.
В последнее время этотвопрос вновь поставлен на повестку дня лингвистических дискуссий. В.М. Марков,который, исходя из высказываний А.А. Потебни и Л.В. Щербы, твердо стоит напозициях семантического словообразования, считает, что «без решения вопроса отак называемой полисемии, без отрицания полисемии в том смысле, в каком онапринимается большинством, невозможно рассчитывать на понимание сущностисемантического способа образования слов… по мере употребления слова в различныхусловиях речи оно, характеризуясь соотнесенностью с определенным явлениемдействительности, обогащается все большим количеством ассоциаций».
Итак, В.М. Марков неотрицает полисемию вообще, он отрицает ее только в том понимании, какое онаполучает в лингвистических исследованиях
Свою точку зрения наявление семантического словопроизводства в русском языке выдвинул Н.М. Шанский,он изложил свою систему научных взглядов, раскрывающих его сущность и процессразвития.Он установил, что с помощью семантического словообразования новыеслова образуются в результате изменений в смысловой стороне того или иногослова, путем расщепления или распада слова на два омонима или более. Процессформирования слов-омонимов, а значит и образования новых слов проявляется вязыке в силу того, что лексическая единица, получая какое-либо новое смысловоезначение продолжает употребляться и со своим старым значением (если неодновременно, то, по крайней мере, какое-то время. Семантический способсловообразования заключается, таким образом, в том, что разные значения одногои того же слова превращаются в разные слова, осознающиеся этимологически каксовершенно самостоятельные и независимые, или в том, что за существующим вязыке словом закрепляется значение, которое с ранее ему свойственным какпроизводное и основное не связано. Естественно, что о семантической деривацииможно говорить лишь тогда, когда в паре омонимов между предполагаемым исходнымсловом и возможным производным от него действительно существует этимологическоеродство и отношения первичного и вторичного, когда налицо традиция ихсоупотребления и факт несомненной связи друг с другом.
В результате действиясемантического способа словообразования фонетически новых слов не возникает:новыми лексико-грамматическими свойствами облекается тот звуковой комплекс,который в языке уже был.
Изложенное пониманиесути семантического словообразования ведет к отрицанию полисемии в традиционномсмысле слова, но не отрицает семантического развития слова. Значение словаэволюционирует с развитием познавательной деятельности человека.
В данной работесемантический способ словообразования рассматривается с позиции, обозначеннойпрофессором Марковым В.М. и поддержанной его учениками и коллегами, ученымиКазанской историко-лингвистической школы: «появление нового значения – этопоявление нового слова, осуществленное в результате единичногословообразовательного акта». Результатом действия семантическогословообразования являются омонимы, «то есть равнозвучные производные лексемы,которые, в категориальном отношении, подобны лексемам, образованным с помощьюморфем».
Сделать это тем болеенеобходимо, что до сих пор проблема его статуса далека от ясности и единстваинтерпретации.
Неизученность вопросовсемантического словопроизводства в современной лингвистике вызвана целым рядомпричин. Частично это обусловлено тем, что новая семантическая структура лексем ненаходит отражения в современных академических лексиконах, выходящих весьманерегулярно и явно не успевающих за речевой эволюцией. С сожалением приходитсяконстатировать и тот факт, что в теоретической лексикологии еще не сложилисьобщие принципы типизации новых значений, не созданы единые схемы ихкодификации. Можно объяснить это трудностями, вызванными неоднородностьюсемантической структуры слова, контекстуальной обусловленностью и размытостьюстилистических рамок, а также неясностью в вопросах включения (невключения) всловарь характерологического признака, на базе которого происходиттрансформация семантики слова.
Говоря о семантическихпреобразованиях, А.А. Потебня считал, что каждое значение образует отдельнослово, поэтому, «где два значения, там два слова». Близок к этой точке зренияи Л.В. Щерба, утверждавший что « на самом деле мы имеем всегда столько слов,сколько данное фонетическое слово имеет значений». «Развитие слова», по мнениюВ.М. Маркова, заключается в обогащении лексемы все большим количеством ассоциацийпо мере ее употребления в различных условиях речи, что приводит к рождению«самостоятельной лексико-грамматической единицы, служащей наименованием ужеиного явления, в том или ином отношении сближенным с исходным словом. Аналогичныепредпосылки характерны и для морфемного способа словообразования, которыйнеобходимо рассматривать в тесной связи со словообразованием безморфемным». Лейтмотиввысказываний В.М. Маркова: «появление нового значения – появление новогослова, осуществленное в результате единичного словообразовательного акта».
Свою точку зрения наявление семантического словопроизводства в русском языке выдвинул Н.М. Шанский,он изложил свою систему научных взглядов, раскрывающих его сущность и процессразвития.Он установил, что с помощью семантического словообразования новыеслова образуются в результате изменений в смысловой стороне того или иногослова, путем расщепления или распада слова на два омонима или более. Процессформирования слов-омонимов, а значит и образования новых слов проявляется вязыке в силу того, что лексическая единица, получая какое-либо новое смысловоезначение продолжает употребляться и со своим старым значением (если неодновременно, то, по крайней мере, какое-то время. Семантический способсловообразования заключается, таким образом, в том, что разные значения одногои того же слова превращаются в разные слова, осознающиеся этимологически каксовершенно самостоятельные и независимые, или в том, что за существующим вязыке словом закрепляется значение, которое с ранее ему свойственным какпроизводное и основное не связано. Естественно, что о семантической деривацииможно говорить лишь тогда, когда в паре омонимов между предполагаемым исходнымсловом и возможным производным от него действительно существует этимологическоеродство и отношения первичного и вторичного, когда налицо традиция ихсоупотребления и факт несомненной связи друг с другом.
В результате действиясемантического способа словообразования фонетически новых слов не возникает:новыми лексико-грамматическими свойствами облекается тот звуковой комплекс,который в языке уже был.
Свою точку зрения наявление семантического словопроизводства в русском языке выдвинул Н.М. Шанский,он изложил свою систему научных взглядов, раскрывающих его сущность и процессразвития.Он установил, что с помощью семантического словообразования новыеслова образуются в результате изменений в смысловой стороне того или иногослова, путем расщепления или распада слова на два омонима или более. Процессформирования слов-омонимов, а значит и образования новых слов проявляется вязыке в силу того, что лексическая единица, получая какое-либо новое смысловоезначение продолжает употребляться и со своим старым значением (если неодновременно, то, по крайней мере, какое-то время. Семантический способсловообразования заключается, таким образом, в том, что разные значения одногои того же слова превращаются в разные слова, осознающиеся этимологически каксовершенно самостоятельные и независимые, или в том, что за существующим вязыке словом закрепляется значение, которое с ранее ему свойственным какпроизводное и основное не связано. Естественно, что о семантической деривацииможно говорить лишь тогда, когда в паре омонимов между предполагаемым исходнымсловом и возможным производным от него действительно существует этимологическоеродство и отношения первичного и вторичного, когда налицо традиция ихсоупотребления и факт несомненной связи друг с другом.
В результате действиясемантического способа словообразования фонетически новых слов не возникает:новыми лексико-грамматическими свойствами облекается тот звуковой комплекс,который в языке уже был.
С древних времен досегодняшнего дня семантическое словообразование – «активный и живой процесс,позволяющий рассматривать явления, трактуемые традиционно как полисемия, водном ряду с другими деривационными процессами ». Реализация семантическогопотенциала слова, способного к ассоциативному переосмыслению, обусловленаисторическим развитием языка и играет важную роль в организации синхроннойлексической системы. Говоря о семантической трансформации, мы всегда имеемввиду тенденции исторического развития новообразования, что постараемсяпоказать на примере анализа семантических дериватов в романе в стихах «ЕвгенийОнегин» А.С. Пушкина.
В результате исследования,осуществленного методом сплошной выборки из текста, были выявлены группысемантических дериватов, производящей основой которых являются существительные,прилагательные, числительные, определительные местоимения. Каждая группа, в своюочередь, имеет систему словообразовательных типов.
Iгруппа – в качестве производящей базы выступают именасуществительные.
1.на базе абстрактных имен существительных singularia tantum произошлообразование конкретных с частным значением процесса, разбитого на единичныеакты.Например :
3 XII «Детейусловленные встречи…»;
3 XIII «Любвипленительные сны…»;
4 XXXIV «Прогулки,чтенье, сон глубокой…». Как мы видим, возникает форма множественного числа (несвойственнаякатегории отвлеченных существительных), сопровождающаяся конкретизациейлексического значения.
— отвлеченныесуществительные, называющие состояние или чувство человека, могут употреблятьсяво множественном числе для обозначения фактов проявления этого состояния иличувства. Например:
4,L «И тайны брачныяпостели, И сладостный любви венок Его восторгов ожидали…»;
5,XXIII « Он отрадыВо всех печалях ей дарит…»;
6,XXXVI «Гдеблагородное стремленье И чувств, и мыслей молодых…»;
2,XVIII «Мы любимслушать иногда страстей чужих язык мятежный…».
 2.образование на базе абстрактных имен существительных названия лица:
3 XXXV«Негневайся, душа моя…»;
3 XVIII « Мой ВаняМоложе был меня, мой свет…».
3.на базе абстрактных имен существительных singularia tantum образованыконкретные имена существительные со значением опредмеченности, конкретизациирезультата действия:
2 XVI “Поэт в жарусвоих суждений…»;
4 XVII «Едва дыша, без возраженийТатьяна слушала его…»;
6 XLV «Благодарю за наслажденья…»;
2 XL «Мои летучие творенья…»;
2 XL «Прими ж мои благодаренья…».
4.связи между значениями производящей и производной основ могут базироваться нафункционально – ассоциативных метонимических отношениях:
а) так, на базепервичного значения «музыкальный инструмент» образовано второстепенное – звукиэтого инструмента:
5 XXXVII «Вдруг из-задвери в зале длинной Фагот и флейта раздались»;
б) на базе первичногозначения «танец » образовано вторичное «музыка»: 5 XLII «Мазуркараздалась…»;
в) 1 XV «В самом деле 3дома на вечер зовут….»-«на вечер» употреблено в значении«званый ужин» ;
г) 1 XV «Породственным обедам Развозят Таню каждый день…»- «По обедам» взначении «званый прием»;
д) 2 XXI «И детямпрочили венцы…»- венец – символ брака.
5.на базе абстрактного существительного образовано собирательноесуществительное. Данный словообразовательный тип можно определить какобразование на первичном абстрактном значении совокупности людей определенноговозраста:
5 VII «То-то радость!Гадает ветреная младость…», «Гадает старость сквозь очки…».
6.на производящей базе «вещество » производная «предмет из этого вещества»:
1 XXIV «Фарфор ибронза на столе…», 1 XXXVII «И брань, и саблю, и свинец…»,
1 XLVIII«И опершися на гранит…»
7.на базе имени собственного образовано имя нарицательное
2 XIV «Мы все глядим в Наполеоны…»
2 XXX «Сей Грандисонбыл славный франт, Игрок и гвардии сержант…»(Грандисон- герой романа С. Ричардсона«История сэра Ч. Грандисона »)- «добродетельный английский джентельмен».
5 XXXVII.XXXVIII. XXXIX“Парис окрестных городов Подходит к Ольге Петушков…»
5 II «Вот бегаетдворовый мальчик, В салазки жучку посадив…»;
7 IV «Вы, деревенские Приамы…»
8 VIII «Чем нынеявится? Мельмотом, Космополитом, Патриотом, Гарольдом?»
8. набазе абстрактного существительного образовано конкретное с семантикойконкретизации процесса:
4 XLI “На нивах шум работумолк…»;
2 XXXII “Она езжала поработам…»;
7 VII «Бывало, в долгие досугиСюда ходили 2 подруги… »;
3 VIII «Гостей неслушает она И проклинает их досуги …»;
4 XXXVI «Его вседневныезанятья Я вам подробно опишу…»;
4 XXIII «Трудовнапрасно не губя Любите самого себя…»;
IIгруппа в качестве производящей основы выступают именаприлагательные или иначе их можно назвать – существительные адъективного типа.
Семантическоесловообразование существительных на базе прилагательных происходит в результатераспада адъективно- субстантивного словосочетания, является одним из средствпополнения класса существительных местоименного склонения во всех родственныхязыках, сохранивших адъективный тип словоизменения при новой предметнойсемантике слова. Происходят существенные сдвиги как в семантикеприлагательного (оно выступает в предметном, суженном, более конкретномзначении), так и в его грамматическом оформлении: категории рода, числа ипадежа превратились в независимые признаки; синтаксическая функция подобных образованийсвязана с их использованием прежде всего в качестве подлежащего в предложении.Таким образом, существительные, образованные семантическим способом на базеимен прилагательных, результат длительного словоупотребления.
Существительныеадъективного типа склонения являют собой:
1. Название лица:
1 XLVIII «Перекликалисьчасовые…»; название лица по профессии.
5 XVIII «Смутиласьшайка домовых…»;
1 I «С больнымсидеть и день и ночь…»; название лица по основному признаку
1 II «Наследник всехсвоих родных…»;
3 XV «Погибнешь, милая…»;
2. Название помещения:
1 XXV«И из уборной выходил…»;
1 XXXVIII“Вгостиных появлялся он…»;
3. Название транспорта:
7 IV «На долгихиль на почтовых Тянитесь до застав градских…»;
4. Название проезжей части:
1XLIII “Попетербургской мостовой…».
5. Категория времени:
4 XXXII «Жалеть о прежнем,о былом: Довольно, пойте о другом…»
III группа Образованиеимен существительных на базе определительных местоимений.
Определительныеместоимения служат средством уточнения того предмета, о котором идет речь,придавая ему выделительное или уточняющее значение. Местоимения активноучаствуют в процессе семантической деривации.
4 XVIII “Врагов имеет вмире всяк…»; на базе обобщительного местоимения
«Татьяна пишет, и всеОнегин на уме…»; (совокупное местоимение весь)
IVгруппа существительные, образованные семантическим способомна базе количественного числительного.
4 XXII «Кто не изменитнам один…».
семантическийсловообразование литературный деривация онегин

ВЫВОД
Результаты нашегоисследования дают право утверждать правомерность признания семантическогословопроизводства как самостоятельного способа, играющего важную роль всоздании Пушкиным художественного образа, и наряду с этим – в обогащениисловарного запаса русского литературного языка. Как мы видим, наиболеепродуктивной оказалась группа существительных, образованных на базесуществительных (в частности, на базе абстрактных образовалиськонкретные), менее продуктивны оказалась та группа, в которой в качествепроизводящей основы выступают имена прилагательные; и наименее продуктивныгруппы, где произошло образование имен существительных на базе определительныхместоимений и существительные, образованные семантическим способом на базеколичественного числительного.
Обильный пушкинскийматериал предоставляет неисчерпаемые возможности для изучения процессовсемантической трансформации, обнаруживающих чрезвычайную продуктивность в языкепервой половины XIX века.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Визнання та виконання рішень іноземних судів
Реферат Определение и управление валютными рисками предприятием внешнеэкономической деятельности на примере ООО "Корпорация "Агросинтез" (Визначення та керування валютними ризиками підприємством ЗЕД на прикладі ТОВ “Корпорація “Агросинтез”)
Реферат 1. 1 Характеристика понятия финансового состояния, цели и задачи его анализа
Реферат Источники финансирования расходов предприятия на примере СП Динамо-Програм
Реферат Дербетев, Фёдор Иванович
Реферат Переработка полимеров и полимерных материалов
Реферат Ведение коммерческих переговоров и деловой беседы
Реферат Computers And The Future Essay Research Paper
Реферат Смутное время в жизни Московского государства
Реферат Превентивная самооборона
Реферат Формирование имиджа, как одна из задач Public Relations
Реферат Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"
Реферат Осложнения язвенной болезни желудка и ДПК
Реферат Новаторство А.Н.Островского
Реферат Диагностика и формирование коммуникативной компетентности учащихся