Содержание
Введение
1.Краткая экономическая характеристика ООО «Инвестканцторг»
1.1Общая характеристика ООО «Инвестканцторг»
1.2Основные технико-экономические показатели деятельности ООО«Инвестканцторг»
2.Характеристика сложившегося уровня и структуры ценообразования
ООО«Инвестканцторг»
2.1Оценка эффективности ценовых действий ООО «Инвестканцторг»
2.2Характеристика конкурентоспособной ценовой политики предприятия ООО«Инвестканцторг»
3Рекомендации по улучшению деятельности предприятия ООО «Инвестканцторг»
Списокиспользуемой литературы
Приложения
Введение
Динамичный характерсовременной российской экономики и недостаток опыта хозяйствования в условияхразвивающихся рыночных отношений вызывают значительные трудности у предприятий.Одной из наиболее сложных иболезненных проблем стало свободное ценообразование после либерализации цен.Возникла необходимость должным образом ориентироваться в ценовой конъюнктурерынка и проводить собственную, эффективную для предприятия ценовую политику.
/>/>Ценаявляется важнейшей составляющей комплекса планирования на предприятии, этоединственный элемент, реально обеспечивающий продавцу доход. Это сложноепонятие, которое зависит от общего состояния экономики и конкуренции, тем болеена промышленном рынке, так как первоначально устанавливаемая цена редкосовпадает с конечной, объявленной. В связи с этим, одной из основных задач налюбом предприятии является экономическое обоснование себестоимости и ценыпроизводственного продукта.
Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования,относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не простоухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привестипредприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметьдолговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие изкоторых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательныетенденции после их проявления.
Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когдавследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции нарынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретаетвыбор эффективного метода ценообразования.
В экономической литературе описано достаточно большое количествометодов ценообразования, применяющихся как зарубежными, так и российскимипредприятиями на практике. Но достаточно сложно представить всю совокупностьметодов ценообразования, классифицированных по определенным признакам.
Рыночная экономика основывается насамостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены- решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности. Рынокдиктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая стратегия,грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методыценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия,независимо от форм собственности.
Целью исследованияявляется разработка ценовой стратегии предприятия.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные этапы установления цены;
- провести анализ механизмаценообразования на предприятии;
- выявитьвзаимосвязь ценовой политики и финансовых результатов предприятия;
- предложитьпути совершенствования ценовой стратегии предприятия.
Задачами работы являются следующие:
— анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО«Инвестканцторг»;
— рассмотрение применяемых методов ценообразования и ценовойстратегии в ООО «Инвестканцторг».
Предметомисследования является процесс коммерческого ценообразования на предприятии ООО«Инвестканцторг».
1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ИНВЕСТКАНЦТОРГ»
1.1 Общая характеристика ООО«Инвестканцторг»
Предприятие «Инвестканцторг» былозарегистрировано 3 июня 1999г. По форме собственности относится к обществу сограниченной ответственностью. Общество является хозяйствующим субъектом,обладающим правами юридического лица по законодательству Российской Федерации,имеет самостоятельный баланс, расчётный счёт, печать со своим наименованием.
Предприятие действует в соответствии сГражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах сограниченной ответственностью» и Уставом для осуществления хозяйственной,производственной и иной коммерческой деятельности, удовлетворения общественныхпотребностей в продукции, работах и услугах и получения прибыли.
Предприятие отвечает по своимобязательствам всем имуществом предприятия, если иная ответственность неустановлена законодательством и договором о закреплении за предприятиемимущества на право полного хозяйственного ведения.
Предприятие не отвечает по обязательствамгосударства, его органов, государство и его органы не отвечают пообязательствам предприятия, если иное не предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации.
Участниками общества являются:
Физическое лицо – 95 % Уставного капитала,
Юридическое лицо -5 % Уставного капитала.
Для обеспечения деятельности ОбществаУставный капитал составляет 8400 (восемь тысяч четыреста) рублей.
Основной вид деятельности ООО«Инвестканцторг»: продажа канцелярских товаров и писчебумажной продукции.
Уставом ООО «Инвестканцторг» (см. приложение1) предусмотрено осуществление следующих видов деятельности:
— деятельность по производству иреализации товаров народного потребления и продукциипроизводственно-технического назначения, в т.ч.: канцелярские товары иписчебумажная продукция, мебель, трикотаж швейные и меховые изделия, пошивобуви, прочие производства;
— оказание услуг по эксплуатации, ремонтуи сервисному обслуживанию техники и оборудования, в т.ч.: легковых и грузовыхавтомобилей, строительных и дорожных машин, тракторов и сельскохозяйственныхмашин, разного производственного и непроизводственного оборудования;
— деятельность по производству,переработке и реализации продукции сельского хозяйства, в т.ч.: животноводство,растениеводство, птицеводство, рыбоводство, звероводство, пчеловодство,коневодство;
— оказание услуг по обеспечениююридических лиц и граждан информационными материалами и иных информационныхуслуг;
-торгово-закупочная деятельность (ссозданием собственных торговых точек) продуктами питания, товарами народногопотребления, лекарствами, медицинскими средствами и препаратами, медицинскойтехникой и оборудованием, продукцией производственно-технического назначения (вт.ч. нефтью, продуктами нефтепереработки и нефтехимии), автомобилями, другимитранспортными средствами, а также запасными частями комплектующими изделиями кним, в т.ч.:
— розничная торговля (в т.ч. торговлявыносная, в павильонах, киосках, на лотках и в других временных сооружениях),
— оптовая торговля,
— внешняя торговля (осуществлениеэкспортно-импортных сделок, включая бартерные);
— производство и реализация собственнойпродукции и других товаров на предприятиях общественного питания, включаядеятельность по обслуживанию населения (в т.ч. создание и содержание баров,кафе, закусочных, столовых ресторанов);
— автотранспортная деятельность поперевозке пассажиров и грузов;
- деятельность по оказаниютранспортно-экспедиционных услуг и погрузо-разгрузочным работам;
— организация и проведение спортивныхмероприятий;
— организация и проведение выставок,ярмарок, презентаций, аукционов, конференций, симпозиумов;
— деятельность по производству иреализации строительных материалов, в т.ч.: сборные бетонные и железобетонныеконструкции и изделия, стеновые материалы (стеновые блоки, кирпич, черепица),полимерные материалы (линолеум, пенополистирол, и т.д.), облицовочные материалыиз природного камня, бетон и строительный раствор, асфальтобетон;
— подрядная строительно-монтажнаядеятельность;
— ремонтно-строительная деятельность, вт.ч.: капитальный ремонт производственных, непроизводственных зданий,сооружений и жилья.
Основной целью деятельности фирмы, всоответствии с Уставом ООО «Инвестканцмастер», является расширение рынкатоваров и услуг, а также получение прибыли.
Функциями «Инвестканцторг» являются:
- формирования наиболее ходовогоассортимента;
- закупка товаров;
- хранение;
- подсортировка;
- сбыт;
- доставка товаров.
ООО «Инвестканцторг» – малое предприятие,штат которого состоит из девяти человек. В штат входят директор, два менеджерав отделе снабжения и сбыта, главный бухгалтер, операционист в отделе выписки,кассир, водитель, заведующий складом и один грузчик.
Администрация
Директор
/>
Рис.1. Организационная структура ООО«Инвестканцторг»
Предприятие арендует складскую площадь иофисное помещение по адресу: г.Уфа, пр.Салавата Юлаева, 59. Склад находится всоседнем здании с офисом. Поэтому менеджеры могут контролировать наличиематериала на складе, отгрузку, погрузку и проводить инвентаризацию внепосредственной близости от офиса. Благодаря этому упрощена схемадокументооборота.
Управлением фирмы занимается директор. Вего ведении находятся вопросы стратегического характера. Он контролируетдеятельность всех отделов. Также в его компетенции вопросы движения финансовыхпотоков.
Центральная проблема организации состоит вкоординации закупок и продажи. В виду небольшого размера рассматриваемогопредприятия закупка и продажа находится в одних руках, т.е. эти отделы имеютодного руководителя, в компетенцию которого входят вопросы закупки по всемуассортименту. Преимущество этой формы состоит в том, что руководитель владеетсферой сбыта и информацией о спросе, что дает ему быстро реагировать наизменения на рынке. На предприятии не используется разделения в соответствии сгруппами товаров, степени обслуживания, величине покупателей и т.д.
Отдельно выделенбухгалтерский отдел. Этот отдел состоит из главного бухгалтера, и кассира. Вобязанности главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета,формирование отчетов для налоговой инспекции, начисление налогов, решение всехвопросов связанных с налоговой отчетностью, оформление документов по движениютовара и др. Кассир участвует в процессе обращение с денежными средствами поналичному расчету.
В отделе закупок и сбыта работают 2менеджера. Задачами данного отдела являются:
· формирование ассортимента товаров
· поиск поставщиков
· организация закупок
· приемка товаров
· управление торговыми агентами
· прием заказов на поставку товаров
· организация доставки
Каждый из менеджеров отвечает заопределенные ему функции. Так, менеджер по закупкам отвечает за организациюпоставок товаров, поиск поставщиков, прием товаров, слежением за товарнымизапасами. Менеджер по сбыту готовит необходимые материалы (бланки заказов ирекламную продукцию). Он же занимается приемом заказов от покупателей потелефону и в торговом зале офиса, контролирует деятельность склада, следит заотгрузкой товара и возвратами от покупателей, организационными вопросами,анализом деятельности. Торговый зал ООО «Инвестканцторг» состоит из трехвитрин, на которых представлены образцы канцелярских товаров.
Информационные связи отдела закупок исбыта представлены на рис. 2.
/>
ОТДЕЛ ЗАКУПОК И СБЫТА
/>
Склад
Торговый зал
Рис. 2. Внешние и внутренниеинформационные связи отдела закупок и сбыта
На рассматриваемом предприятии естьводитель для доставки товаров. В его обязанности входит доставка канцтоваров иинкассация средств за товар.
Отношения между отдельными местами изадачами характеризуются отношениями подчиненности сверху и снизу, илиотношениями по горизонтали./>/>/>/>1.2 Основныетехнико-экономические показатели деятельности ООО «Инвестканцторг»
Удовлетворяя потребности розничныхторговцев, предприятие оптовой
торговли получает доход от торговойнадбавки на продаваемые товары. Чтобы оценить эффективность данного бизнесаследует сравнить затраты розничных предприятий на формирование ассортимента,доставку товаров, закупку, цены, по которым покупатели могут закупать канцтоварыоптового предприятия на организацию закупок требуемого ассортимента, хранение,доставку товаров мелкими партиями.
Анализируя сравнительный баланс,необходимо обратить внимание на изменение удельного веса величины собственногооборотного капитала в стоимости имущества, на соотношения темпов ростасобственного и заемного капитала, а также на соотношение темпов ростадебиторской и кредиторской задолженности. При стабильной финансовойустойчивости у организации должна увеличиваться в динамике доля собственногооборотного капитала, темп роста собственного капитала должен быть выше темпароста заемного капитала, а темпы роста дебиторской и кредиторской задолженностидолжны уравновешивать друг друга.
В таблице 1.2.1 отражена структураимущества организации и источников его формирования.
Таблица 1. 2.1Структура имущества организации иисточников его формированияПоказатель 2005 2006 2007 в тыс. руб. в % к валюте баланса в тыс. руб. в % к валюте баланса в тыс. руб. в % к валюте баланса 1 2 3 2 3 4 5 Актив 1.Внеоборотные активы 9 0,17 16 0,24 40 0,42 2. Оборотные активы, запасы 3910 75,8 5382 80,99 7805 82,72
в том числе:
-сырье и материалы; - - - - - - — готовая продукция и товары для перепродажи 3910 75,8 5382 80,99 7805 82,72 НДС по приобретенным ценностям 797 15,43 707 10,64 680 7,27 ликвидные активы, всего 450 8,71 540 8,13 910 9,64
из них:
— денежные средства 7 0,14 21 0,32 60 0,64 — дебиторская задолженность (срок платежа по которой не более года); 443 8,6 519 7,81 850 9 В том числе покупатели и заказчики. 434 8,4 519 7,81 850 9 Пассив 1. Собственный капитал -341 -6,6 -358 -5,39 69 0,73 2. Заемный капитал, всего - - - - - - 3. Привлеченный капитал 5499 106,45 6985 105,12 9348 99,08 Валюта баланса 5166 100 6645 100 9435 100
Активыорганизации за три года несколько увеличились. В 2007г. увеличение активом посравнению с 2005г. составило 92%, то есть 4269 тыс. руб.
Рост величиныактивов организации связан, в основном, с ростом следующих позиций актива баланса(в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех положительноизменившихся статей):
- готовая продукция и товары дляперепродажи – 3895 тыс. руб. (99,6%)
- дебиторская задолженность – 407 тыс.руб. (92%);
Одновременно,в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:
- собственный капитал на 2007г. составил69 тыс., в 2005-2006г.г. показатели были с минусом: -341 тыс.руб. и – 358тыс.руб. соответственно.
Опережающееувеличение собственного капитала относительно общего изменения активов являетсяположительным показателем.
В таблице 1.2.2отражена оценка стоимости чистых активов организации ООО «Инвестканцторг»/> Таблица 1.2.2 Оценка стоимости чистых активоворганизацииПоказатель 2005 2006 2007 в тыс. руб. в % к валюте баланса в тыс. руб. в % к валюте баланса в тыс. руб. в % к валюте баланса 1 2 3 2 3 4 5 1. Чистые активы -341 -6,6 -348 -5,24
79 0,84 2. Уставный капитал 10 0,19 10 0,15 10 0,11
Чистые активыорганизации на 31.12.2007 г. превышают уставный капитал. Данное соотношениеположительно характеризует финансовое положение ООО «Инвестканцмастер»,полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активоворганизации. Приняв во внимание одновременно и превышение чистых активов надуставным капиталом и их увеличение за период, можно говорить о хорошемфинансовом положении организации по данному признаку.
По даннымбухгалтерского баланса рассчитаем коэффициенты, отражающие финансовуюустойчивость организации и отразим в таблице 1.2.3./> Таблица 1.2.3 Определение неудовлетворительнойструктуры балансаПоказатель* 2005 2006 2007 Нормативное значение Соответствие фактического значения нормативному на конец периода 1 2 2 3 6 1. Коэффициент текущей ликвидности 0,9 0,95
1,0 не менее 2 не соответствует 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами -0,07 -0,06
0,004 не менее 0,1 не соответствует 3. Коэффициент восстановления платежеспособности 0,45 0,47
0,5 не менее 1 не соответствует
Посколькуодин из первых двух коэффициентов (коэффициент текущей ликвидности) на31.12.2007 г. оказался меньше нормы, в качестве третьего показателя рассчитанкоэффициент восстановления платежеспособности. Данный коэффициент служит дляоценки перспективы восстановления организацией нормальной структуры баланса(платежеспособности) в течение полугода при сохранении имевшей место ванализируемом периоде динамики первых двух коэффициентов. Значение коэффициентавосстановления платежеспособности менее 1, указывает на отсутствие в ближайшеевремя реальной возможности восстановить нормальную платежеспособность. При этомнеобходимо отметить, что данные показатели неудовлетворительной структурыбаланса являются достаточно строгими, поэтому выводы на их основе следует делатьлишь в совокупности с другими показателями финансового положения организации,которые нашли отражение в таблице 1.2.4./>/>/> Таблица 1.2.4 Анализ прочих показателей финансовойустойчивости организацииПоказатель 2005 2006 2007 Описание показателя и его нормативное значение 1 2 3 4 5 1. Коэффициент автономии - 0,07 -0,05 0,008
Отношение собственного капитала к общей сумме капитала.
Рекомендованное значение: >0,5 (обычно 0,6-0,7) 2. Финансовый леверидж -0,06 -0,05 0,008 Отношение собственного капитала к заемному. Оптимальное значение: 1. 3. Коэффициент покрытия инвестиций -0,65 -0,05 0,008
Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала.
Нормальное значение в мировой практике: ок. 0,9; критическое – 4. Коэффициент маневренности собственного капитала 1,026 1,046 0,49 Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных и долгосрочных заемных средств. Отношение должно быть, как минимум, положительное. 5. Коэффициент мобильности оборотных средств 1,0 1,0 1,0 Отношение оборотных средств к стоимости всего имущества. 6. Коэффициент обеспеченности материальных запасов 1,3 1,2 1,2
Отношение собственных оборотных средств к величине материально-производственных запасов.
Нормативное значение: не менее 0,5 7. Коэффициент краткосрочной задолженности 1,0 1,0 1,0 Отношение краткосрочной задолженности к сумме общей задолженности.
Коэффициентавтономии организации по итогам 2007 г. составил 0,008. Данный коэффициентхарактеризует степень зависимости организации от заемного капитала. Полученноездесь значение не укладывается в общепринятую для этого показателя норму(>0.5) и свидетельствует об неуравновешенности собственного и заемногокапитала ООО «Инвестканцторг».
Значениекоэффициента покрытия инвестиций на конец периода равно 0,008, что значительнониже нормы.
Коэффициентманевренности собственного капитала показывает, какая часть собственных средстворганизации находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободноманеврировать этими средствами.
Значениекоэффициента маневренности собственного капитала на 31.12.2007 г. составило 0,49.Считается, что хорошая финансовая устойчивость организации характеризуетсязначением коэффициента 0,5-0,6. Однако на практике норматив для этогопоказателя не определен, так как сильно зависит от сферы деятельностиорганизации.
Итоговоезначение коэффициента обеспеченности материальных запасов (1,2) соответствуетнорме, т. е. материально-производственные запасы в достаточной степениобеспечены собственными оборотными средствами ООО «Инвестканцторг».
Покоэффициенту краткосрочной задолженности видно, что величина краткосрочнойкредиторской задолженности ООО «Инвестканцторг» составляет 100%, т.е долгосрочнойзадолженности в данной организации нет.
Проведеманализ соотношения по степени ликвидности средств организации на 2007 г. и отразим его в таблице 1.2.5./>/> Таблица 1.2.5 Анализ соотношения активов по степениликвидности и обязательств по сроку погашенияАктивы по степени ликвидности На конец отчетного периода, тыс. руб. Прирост с нач. года, % Пассивы по сроку погашения На конец отчетного периода, тыс. руб. Прирост c нач. года, %
Излишек/
недостаток
платеж. средств
тыс. руб.,
(гр.2 — гр.6) 1 2 3 5 6 7 8 А1. Высоколиквидные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения) 60 +186 П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.) 9356 + 33,8 -9296 А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность) 850 +64,0 П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. кредиты и займы) - - +850 А3. Медленнореализуемые активы (долгосроч. деб. задол. + прочие оборот. активы + НДС к зачету) 8485 +39 П3. Долгосрочные обязательства - - +8485 А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы) 40 +25,0 П4. Постоянные пассивы (собственный капитал) стр. 490+640-216 баланса 79 122,7 +641
Из четырехсоотношений, характеризующих наличие ликвидных активов у организации,выполняются все, кроме одного. Организация неспособна погасить наиболее срочныеобязательства за счет высоколиквидных активов (денежных средств и краткосрочныхфинансовых вложений), которые составляют всего 0,6% от достаточной величины. Всоответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности,краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытиясреднесрочных обязательств. В данном случае краткосрочная дебиторскаязадолженность и долгосрочные обязательства отсутствуют.
/>/>По данным «Отчета о прибылях и убытках» втечение анализируемого периода (2007 г.) организация получила прибыль от продажв размере 532 тыс. руб., что составило 3,83% от выручки. По сравнению саналогичным периодом прошлого года прибыль увеличилась на 493 тыс. руб.
По сравнениюс прошлым периодом в текущем увеличилась выручка от продаж на 3733 тыс. руб.
Обративвнимание на строку 040 формы №2 можно отметить, что организация как и в прошломгоду учитывала общехозяйственные (управленческие) расходы в качествеусловно-постоянных, относя их по итогам отчетного периода на реализованныетовары (работы, услуги). Это и обусловило отсутствие данного показателя за отчетныйпериод в форме №2.
Прибыль отпрочих операций в течение анализируемого периода составила 31 тыс. руб., что на25 тыс. руб. больше, чем прибыль за аналогичный период прошлого года.
Ниже втаблице приведены основные финансовые результаты деятельности ООО «Инвестканцторг»в течение анализируемого периода (2005-2007г.г.).
Таблица 1.2. 6
Основныефинансовые результаты деятельности ООО «Инвестканцторг»Показатель
2005 2006 2007 1 2 3 3 1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 7972 10166 13899 2. Расходы по обычным видам деятельности 8226 10127 13367 3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) -254 39 532 4. Прочие доходы 232 6 31 5. Прочие расходы -297 35 41 6. Прибыль (убыток) от прочих операций (4-5) 529 -29 -10 7. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) -319 10 522 8. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода -233 426
Анализпоказателя чистой прибыли по данным формы №2 позволяет сделать вывод, что в 2005 г. организация имела убыток, в 2006г. чистая прибыль составляла 0, в 2007 году – 426 тыс.руб.
Формальноеисследование правильности отражения в Балансе и «Отчетности о прибылях иубытках» отложенных налоговых активов и обязательств подтвердилавзаимоувязку показателей отчетности.
Одним изосновных показателей эффективности работы организации является рентабельность. Анализрентабельности на ООО «Инвестканцторг» отражен в таблице 1.27.Таблица 1.2.7 Анализ рентабельностиПоказатели рентабельности 2005 2006 2007 1 2 3 2 1. Величина прибыли от продаж на каждый рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг) 0,236 -0,022 0,22 2. Величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки от реализации (рентабельность продаж) -0,032 0,0038 0,0383 3. Величина прибыли до налогообложения на рубль всех расходов организации 0,232 -0,0058 0,21
Представленныев таблице показатели рентабельности за 2006-2007г.г. имеют в основномотрицательные показатели и как следствие отсутствие прибыльности деятельностиООО «Инвестканцторг».
Все три показателярентабельности за 2007 год, приведенные в таблице, имеют положительныезначения, поскольку организацией получена как прибыль от продаж, так и в целомприбыль от финансово-хозяйственной деятельности.
Рентабельностьпродаж в отчетном периоде составила 3,83%.
Показательрентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до налогообложения ксовокупным расходам организации, составил 21%. Это значит, что с каждого рубля,израсходованного в течение анализируемого периода в рамкахфинансово-хозяйственной деятельности организации, было получено 21 коп.прибыли.
В следующейтаблице представлена рентабельность использования вложенного впредпринимательскую деятельность капитала.Таблица 1.2.8 Анализ рентабельности капиталаПоказатель рентабельности Значение показателя за 2005г., % Значение показателя за 2006г., % Значение показателя за 2007г., % Расчет показателя Рентабельность производствен-ных фондов -6.5 0.72 6.82 Отношение прибыли от продаж к среднегодовой стоимости основных средств и материально-производственных запасов Рентабельность активов (ROA) -4,5 4,5 Отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов Рентабельность собственного капитала (ROE) -68,33 53,92 Отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала
По таблице 1.2.8 можно сделать вывод, чтоуровень рентабельности производственных фондов в 2007г. повысился значительно,что говорит о прибыльность продукции (чем выше фондоотдача основных фондов искорость оборота оборотных средств, чем ниже затраты на 1 рубль продукции иудельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда).
Каждый рубль,вложенный ООО «Инвестканцторг» в основные фонды иматериально-производственные запасы, принес убыток от продаж в 2005г. в размере6 руб. 5 коп., прибыль от продаж составила в 2006г. – 72 коп., в 2007г. – 6руб. 82 коп.
Также за2007г. наблюдается повышение рентабельности активов и собственного капитала,что свидетельствует об устойчивом финансовом положении ООО «Инвестканцторг».
/>/>По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированыпо качественному признаку основные показатели финансового положения (посостоянию по итогам декабря 2007 г.) и результатов деятельности ООО «Инвестканцторг»за рассматриваемый период, которые приведены ниже. При этом учтено не толькотекущее значение показателей, но и их динамика.
Среди показателей, исключительно хорошохарактеризующих финансовое положение и результаты деятельности организации,можно выделить такие:
· опережающее увеличениесобственного капитала относительно общего изменения активов (сальдо баланса)организации;
· чистые активы превышают уставныйкапитал, при этом за 2007 г. наблюдалось увеличение чистых активов;
· абсолютная финансовая устойчивостьпо величине излишка собственных оборотных средств;
· коэффициент обеспеченностиматериальных запасов соответствует норме;
· коэффициент абсолютной ликвидностиполностью соответствует нормальному значению;
· за отчетный период полученаприбыль от продаж (532 тыс. руб.), причем наблюдалась положительная динамика посравнению с прошлым периодом (+493 тыс. руб.);
· прибыль от финансово-хозяйственнойдеятельности составила 2947 тыс. руб. (+1185 тыс. руб. по сравнению саналогичным периодом 2006 г.);
· положительная динамикарентабельности продаж (+4,5 процентных пункта от рентабельности 0% зааналогичный период 2006 г.);
Показатели финансового положенияорганизации, имеющие нормальные или близкие к нормальным значения:
· коэффициент маневренностисобственного капитала имеет удовлетворительное значение (1,2);
· не в полной мере соблюдаетсянормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по срокупогашения.
В ходеанализа был получен следующий показатель, имеющий критическое значение –коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы (доля собственногокапитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала ООО «Инвестканцторг»составляет лишь 0,8% при критическом значении 75%).
/>/>/>2. Характеристика сложившегося уровня и структурыценообразования ООО «Инвестканцторг»
2.1Оценка эффективности ценовых действий OOО «Инвестканцторг»
Выход фирмы на рыноктоваров, работ или услуг обязательно сопряжен с разработкой целого рядабазисных аспектов ее функционирования. К ним относятся миссия, общая стратегияразвития, экономическая политика, маркетинговая и коммерческая политика. Врамках экономической политики фирмы большое внимание уделяется ценовой политикеи ценовой стратегии, так как именно цена на конечный продукт является основным«рычагом» управления рентабельностью хозяйственной деятельности.
Под ценовой политикой понимаетсясовокупность принципов, которых фирма намерена придерживаться в отношениях сдругими участниками рынка в области установления цен. Под ценовой стратегиейпринято понимать комплекс мер и конкретных действий, направленных на реализациюданной ценовой политики. На выбор фирмой политики и стратегии ценообразованиявлияют следующие факторы: вектор экономической политики фирмы; особенностиотрасли народного хозяйства, внутри которой данная фирма функционирует; видпроизводимой продукции, выполняемых работ или услуг; рыночная конъюнктура и общеесостояние экономики страны.
Каждая фирма сталкивается с трудностями вустановлении окончательной цены на свою продукцию, особенно, если ее товар неимеет на рынке аналогов. Проведем укрупненный анализ вариантов применения тойили иной ценовой стратегии в зависимости от конкретной сферы деятельностипредприятия, который будет использован.
Придерживаясь среднерыночных цен, нашафирма должна изыскивать резервы снижения себестоимости и одновременно снижатьцены. Такое снижение весьма оправдано, так как высокая стоимость даннойпродукции заставляет покупателя искать поставщиков с более дешевымпредложением.
Политика цен является основойдля разработки стратегии ценообразования.
Стратегия ценообразования — это согласованная совокупность решений, благодаря которым политика ценреализуется на практике.
Рассмотрим ценовую политику данного предприятия.
Таблица 2.1.1 — Ценовая политикапредприятия ООО «Инвестканцторг»
Постановка вопроса при
исследовании объекта или
метод его анализа Характеристика и оценка фактического состояния дел Прогноз положения дел, оценка его показателями и действия по его улучшению 2 3 4 Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него В полной мере. Уровень издержек ниже среднерыночных Сохранится в полной мере. Постоянный анализ структуры издержек. Какова вероятная реакция на повышение (понижение) цены? Спрос эластичен, снижение цены ведет к росту объемов продаж. При сохранении качества товара, «эластичность» стремится к 1. Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия? Уровень цен приемлем При сохранении качества товара, цена станет вторичным критерием. Продолжение таблицы 6 Как относятся покупатели к установленным ценам? Положительно Положительно, даже при увеличении в случае обоснованности. Используются ли предприятием (фирмой) политика стимулирующих цен? Не предусматривается Возможна, при ужесточении конкуренции. Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены? Проводится анализ конъюнктуры рынка, определяются возможные причины подобных действий конкурентов, принимаются меры для снижения возможных потерь. Аналогичные действия, и, кроме того, могут проводиться переговоры с конкурентами. Известны ли цены на товары вашего предприятия потенциальным покупателям? Да, указаны в прайс-листах. Предполагается индивидуальная рассылка изменившихся прайс-листов крупным и постоянным клиентам.
Одним из наиболее быстрых и экономически эффективных методовувеличения нормы прибыли является отладка механизма ценообразования. Влияниеценообразования на прибыль значительно. Исследования показали, что увеличениеобъема продаж торгово-посреднических фирм без снижения цены) приводит кменьшему увеличению прибыли, чем увеличение цены. Влияние цены на увеличениеприбыли в 3—4 раза больше, чем влияние объема продаж. Такой механизм увеличенияприбыли представляется весьма значимым, особенно если учитывать низкую нормуприбыли у большинства современных оптовых предприятий, работающих в условияхжесткой конкуренции.
В настоящее время ООО «Инвестканцторг» использует практикуиспользования не только затратных методов, но и пользуется всем арсеналомстратегических методов ценообразования.
Можно выделить три уровня ценообразования в ООО «Инвестканцторг»:
1 анализ спроса (демографические изменения, появление товаров-заменителей,изменения в предпочтениях потребителей) и предложения (внутренняя конкуренция,импорт) на уровне отрасли, анализ издержек;
2 анализ рынка товара, соотношение «цена — качество», восприятиепотребителями важности отдельных характеристик предлагаемого товара и желаниеплатить за их наличие (улучшение), влияние рекламы, других методовстимулирования спроса на восприятие товара потребителями;
3 анализ ценообразования на уровне сделки, то есть управлениеценой каждой конечной сделки (условия оплаты, скидки, поощрения, рекламныйбюджет, бонусы и т. п.).
Стратегическое ценообразование (первые два уровня) определяетдолговременное позиционирование продукта ООО «Инвестканцторг» в рыночномпространстве «цена — качество» и позволяет получить долгосрочные конкурентныепреимущества.
Однако на практике ООО «Инвестканцторг» весь объем продаж,осуществляемый в русле выработанной стратегии ценообразования, состоит изотдельных сделок, цена каждой из которых складывается под влияниеммногочисленных факторов. Значение факторов, влияющих на конечную цену сделки, исам процесс установления данной цены долгое время оставались вне контроляменеджеров компаний, которые ограничивались установлением определенного уровняцен в рамках стратегии ценообразования и общими рекомендациями. Не осознаваязначимость упомянутых факторов и позволяя конечным ценам на продуктскладываться стихийно, ООО «Инвестканцторг» отказывается от значительной долиприбыли.
Далее необходимо рассмотреть вопросы управления ценами на конечномэтапе заключения сделки ООО «Инвестканцторг», что, по аналогии состратегическим ценообразованием, может быть названо тактическимценообразованием.
Проблема тактического ценообразования может быть рассмотрена подуглом расхождения установленной цены на продукт (по каталогу, прайс-листу),цены по счету и фактической цены сделки. Расхождение упомянутых величин можетбыть очень существенным, и не соответствовать стратегическим целям компании.
Выделим следующие факторы, влияющие на конечную цену продажпродовольственной продукции в ООО «Инвестканцторг»:
— скидки за объем;
— рекламные бюджеты;
— скидки дистрибьюторам;
— скидки за оплату наличными;
— кредитные условия (отсрочка платежа);
— предоставление бесплатных образцов продукции;
— оплата доставки товара.
Доход, получаемый ООО «Инвестканцторг», складывается из разницыустановленной цены продукта и влияния упомянутых факторов.
Следует также отметить, что все упомянутые факторы, за исключениемскидки за объем, не отражаются на счете, а значит, компании, анализирующие своицены на основании цен, полученных из счетов, оперируют завышенными ценами.Обычные бухгалтерские системы не в состоянии предоставить верную информацию.Так, рекламный бюджет учитывается в статье общих расходов на рекламу (по данным2005 года он составил 6 тыс.р.), кредитные условия игнорируются, расходы подоставке попадают в раздел общих транспортных расходов. Для заключенных сделокчасто сложно оценить, насколько цена могла бы быть выше, а для упущенных сделокв числе первых причин провала всегда предполагают слишком высокую цену:создается впечатление, что цены завышены.
Недостаток внимания к тактическому ценообразованию может привестине только к сниженной фактической цене продаж, но и к снижению объема продажООО «Инвестканцторг».
Правильный подход к тактическому ценообразованию базируется надвух принципах — четком представлении конечной цены сделки (учет всех факторов,влияющих на прибыль, и расчет конечной цены сделки и издержек) и анализедиапазона цен для различных клиентов.
Далее рассмотрим диапазон цен ООО «Инвестканцторг» и его влияниена тактическое ценообразование.
Даже в рамках одного ценового сегмента компании не продают товарпо какой-либо единой установленной цене, сбыт складывается из различных цен дляразличных клиентов. Приведенная табл. 2.1.1 иллюстрирует ценовой диапазон (вценах сделки) для ООО «Инвестканцторг».
Как видно из таблицы, разброс между минимальной и максимальнойценой достигает 35%.
Таблица 2.1.1
Ценовой диапазон канцелярских принадлежностей ООО «Инвестканцторг»
Цена сделки
(руб. за шт.) 58 56 54 52 50 48 46 44 42 40 38 Объем продаж, (%) 2,7 5,0 10,7 6,6 13,4 14,2 15,0 13,1 10,1 6,1 3,1
Анализ ценового диапазона наряду с определением цены сделкипозволяет подсчитать реальную прибыльность каждого клиента (часто клиенты,воспринимающиеся как наиболее выгодные, на самом деле таковыми не являются),оценить объем товаров, продаваемых со скидкой, и понять, насколькопредоставляемые скидки и бонусы соответствуют принятой стратегииценообразования.
Таким образом, весь процесс тактического ценообразования ООО«Инвестканцторг» должен основываться на ценах сделки и данных о ценовомдиапазоне сегментов.
В данном процессе представляется важной разработка информационныхсистем, способных отследить все дополнительные снижения цен и понесенныеиздержки и предоставить информацию по фактическим ценам сделки, издержкам инорме прибыли.
Таким образом, грамотноеприменение рассмотренных выше инструментов на практике может привести кзначительным результатам ООО «Инвестканцторг».
Следует отметить, что ООО«Инвестканцторг» уделяет достаточно внимания ценовым стратегиям, и резервыроста доходности в данной области уже во многом исчерпаны. В то же времятактическое ценообразование долгое время оставалось вне внимания руководстваООО «Инвестканцторг», и грамотное управление ценами на этом уровне можетпринести значительные результаты.
В заключение представим факторыэффективной ценовой стратегии ООО «Инвестканцторг».
Таблица 2.1.2
Основные факторы эффективной торговли в области ценовой стратегии Факторы эффективной торговли
Задачи, решаемые в процессе маркетингового
управления /> ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА />
— отличие общего уровня цен от средне-
рыночного, обоснование такого отличия
Анализ цен на рынке
соответствующего товара /> — частота изменения цен
Анализ системы ценообразования
на фирме />
— наличие дорогостоящих/дешевых
товаров /> Разработка рекомендаций по установлению конкурентоспособной цены /> — частота, виды и размеры скидок />
— особенности проведения различных
распродаж со скидками Разработка системы скидок и бонусов />
— наличие дисконтных карт, связь
с магазинами сети
Организация распродаж и акций
со скидками />
Компания, осуществляющаяреализацию стратегии ценообразования, не уделяя достаточно внимания вопросамтактики, рискует получить неожиданные результаты уже вследствие того факта, чтона заключительном этапе осуществления сделки тактические факторы могутперевесить первоначальные стратегические цели.
2.2Характеристика конкурентоспособности ценовой политики предприятия ООО«Инвестканцторг»
Дляповышения конкурентоспособности предприятию ООО «Инвестканцторг» необходимоизучить важную разновидность покупательского поведения в розничной торговле,суть которой состоит в том, чтобы посещать розничные магазины покупателем сцелью сравнения ассортимента и цен. Этот вид поведения относится к расширенномутипу принятия решения о покупке, когда покупатель тратит значительныементальные и временные ресурсы на выбор оптимального варианта покупки,тщательно собирая и анализируя информацию.
Значительнаячасть покупателей принимает решения подобным образом, и доля таких покупателейтем выше, чем более дорогостоящие товары предлагает магазин. Марку сока можновыбрать не задумываясь, обувь требует более вдумчивого выбора, а марка имодификация видеокамеры — еще более тщательной оценки перед выбором (строгоговоря, речь идет о степени вовлеченности покупателя в покупку, котораяопределяется рядом рисков покупки: финансовым, физическим, социальным).Большинство покупателей будут вести себя рационально, и важно предоставить импричины для рационального выбора в Вашу пользу. Может быть, часть продажобеспечат и покупатели, «идущие мимо» (импульсные покупки), а такжеприверженные покупатели. И все же, только на них рассчитывать не стоит: если выявно проигрываете перед конкурентом по объективным параметрам, существенноепадение продаж неотвратимо.
Основныедействия предприятия ООО «Инвестканцторг» в данной ситуации:
1. Мониторинг ассортимента и цен: после того,как конкурент начал свою работу, необходимо внедрить постоянную процедуруотслеживания ассортимента и уровня цен у конкурента. Это могут быть регулярныевизиты инкогнито к соседу, по частоте соответствующие средней частотеобновления ассортимента конкурирующего магазина. Целью мониторинга являетсявыявление ассортиментных групп, в которых магазин уступает конкуренту пономенклатуре и ценам, в которых присутствует паритет и в которых магазинпревосходит конкурента: предлагает более низкие цены или большее количествомоделей или марок.
2. Обеспечение конкурентного преимущества поассортименту. Здесь следует сказать о необходимости для магазина обеспечитьпреимущество перед конкурентом по широте или глубине ассортимента или по ценам- по крайней мере, на некоторые наименования товаров. Нельзя допустить, чтобыпокупатели вынесли твердое и однозначное суждение о том, что у вас «дорого» или«слабый» ассортимент. Нужно постараться определить ограниченный наборассортиментных позиций, отсутствующих у конкурента и выделить его средствамимерчендайзинга в магазине. Выгодное впечатление, которое нужно создать упокупателей — это то, что и у вас есть возможность сделать выгодную покупку,что к вам всегда стоит зайти.
3. Продажа под заказ: вероятно, во многихслучаях у конкурента будет подобное же преимущество перед вами по ассортименту:наличие у конкурента марки или модели товара, которых нет у вас. Также вполневозможно, что у вас не будет физической возможности продублировать ассортиментконкурента по причине ограниченности торговых площадей. Один из путей,являющийся распространенной практикой зарубежных ритейлеров в этой ситуации — это внедрение системы заказа товара. В большинстве случаев магазин сможетзаказывать со склада модификации товара, которые просто некуда поставить вмагазине. Для реализации подобной схемы потребуется создание каталога, покоторому покупатель, посетивший ваш магазин и не нашедший нужной ему модели,может заказать ее прийти за ней через несколько дней. Здесь следует помнить оважности четкой организации правильного заказа на склад и своевременнойдоставки в магазин. Каталог позволяет предложить покупателю еще более широкийассортимент, нежели выставленный в магазине конкурента.
4. Изменение стратегии: помимо решения тактическихвопросов ассортиментного паритета, можно также рассматривать проблему встратегической перспективе и компенсировать ценовые или ассортиментные «бреши»другими факторами конкурентной борьбы, влияющими на решение покупателя о выборемагазина. Такими факторами могут быть качество обслуживания, высокая рекламнаяактивность, установление эксклюзивных отношений с поставщиками и т.д.
Проведение сериитренингов для персонала и внедрение системы контроля качества сервиса имотивации сотрудников может быть решением данной проблемы, если не удаетсяобеспечить ценовой паритет, вы можете предложить покупателям дополнительнуюценность за те дополнительные деньги, которые они тратят в вашем магазине. Посути, это означает изменение позиционирования магазина, которое может повлечьза собой увеличение показателей продаж и прибыльности.
Появлениеконкурента — не всегда плохая новость. Конкуренция мотивирует, заставляетразвиваться и идти вперед, и это абсолютно здоровая ситуация. Кроме того,нельзя не сказать о потенциальном позитивном эффекте от появления конкурента втом случае, если увеличение количества конкурирующих магазинов поблизостиприводит к формированию представления у покупателей о некоей торговойтерритории, сосредоточено несколько магазинов интересующего профиля, исоответственно, более широкий выбор товаров. Такое преставление может привестик увеличению плотности потоков покупателей ООО «Инвестканцторг», что, внекоторых случаях, может привести к увеличению продаж.
3 Рекомендации по улучшению деятельности предприятия ООО«Инвестканцторг»
ценоваяполитика предприятие
Даже притщательно разработанной ценовой стратегии в деятельности фирмы ООО«Инвестканцторг» часто встречаются ситуации, которые заставляют еескорректировать принятые ранее ценовые решения и изменить установленные цены.Различные группы факторов могут обусловить эту необходимость.
С однойстороны, могут неожиданно измениться потребительские предпочтения. Почему этопроисходит? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо представлятьсебе и понимать внутренние связи и процессы воздействия всех факторов,влияющих на потребительские предпочтения и формирующих цену спроса.
С другойстороны, множество текущих экономических изменений влияет на уровни издержекпроизводства и маркетинга, определяя тем самым модифицированную текущую ценупредложения.
Взаимодействиеэтих факторов, играющее важную роль не только в стратегическом, но и втактическом аспектах, представлено в схематическом виде на рис. 3.
Поводов длятекущих, тактических изменений цен, учитывающих все трансформации факторовценообразования, может быть множество, но все их можно объединить в две большиегруппы:
· изменение издержек испроса;
· конкурентные реакции.
Далеко невсякое изменение спроса или поведения конкурентов должно стать поводом дляизменения цен. Существуют свои пределы и критические точки, показывающиенеобходимость этого и обнаруживаемые эмпирическим путем.
/>
Рис. 3.Факторы ценообразования на продукцию ООО «Инвестканцторг»: цена спроса и ценапредложения
Многиеобстоятельства могли бы подтолкнуть ООО «Инвестканцторг» к понижению цен, еслибы не опасность стать инициатором «ценовой войны», чреватой разрушительнымипоследствиями для самой фирмы. Одним из таких обстоятельств является избытокпроизводственных мощностей. Чтобы привести их в действие, фирме нужнорасширить объем своего бизнеса. При этом фирма может прибегнуть к понижениюцен. Однако эти действия могут привести к «ценовой войне», если конкурентыпопытаются удержать свою долю рынка.
Очень важноспрогнозировать ценовую тактику ООО «Инвестканцторг» на будущее, например, какповедет себя фирма в условиях экономического кризиса. В условиях экономическогокризиса происходит общее снижение спроса, причем меняются потребительскиекритерии оценки товаров. Потребительские оценки полезности продуктов в расчетена денежную единицу спроса выравниваются и снижаются, а сам спрос направляетсяв значительной степени на товары с более низкой ценой, независимо от ихкачества.
Та фирма,которая продавала товары по более высоким ценам, в период экономическогокризиса должна искать другие возможности и альтернативы своейпредпринимательской политики. Можно сформулировать систему альтернативповедения фирмы с их возможными обоснованиями и последствиями. Эти альтернативыпредставлены графически на рис. 4.
/>
Рис. 4. Альтернативные направленияизменения цен ООО «Инвестканцторг»
Изображенныена рисунке альтернативы ценовой политики описаны в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Альтернативыценовой политикиООО«Инвестканцторг»Альтернативы поведения Возможные обоснования Последствия 1. Удержать цену и потребительскую оценку, но потерять часть потребителей Высокое доверие потребителей к фирме. Фирма согласна отдать конкурентам часть своих клиентов Сокращение доли рынка, снижение прибыли 2. Поднять цену и потребительскую оценку, улучшив продукт и его рекламу Высокие цены нужны для покрытия затрат. Повышение цен оправдано улучшением качества товара Сокращение доли рынка, сохранение прибыли 3. Удержать цену и улучшить отношение потребителя к товару Поднять уровень потребительской оценки обойдется дешевле, чем снизить цены Сокращение доли рынка, краткосрочное снижение прибыли, затем — подъем 4. Немного снизить цену и повысить потребительскую оценку Приходится снизить цену, хотя потребительская оценка повышается Сохранение доли рынка, краткосрочное снижение прибыли, далее — рост за счет увеличения выпуска 5. Снизить цену до цены конкурента, но сохранить высокую полезность Необходимость подавить конкурента ценовой атакой Доля рынка сохраняется, но при краткосрочном снижении прибыли 6. Снизить и цену, и полезность до уровня конкурента Стремление подавить конкурента ценовой атакой и сохранить общую сумму прибыли Доля рынка и прибыль сохраняются, далее — падают 7. Удерживать цену и снижать полезность за счет качества Снижение расходов на маркетинг, экономия издержек Сокращение доли рынка, прибыль сохраняется, далее прибыль снижается
В качествеисходного варианта предполагается продажа высококачественного товара по высокойцене на насыщенном рынке. Каждая из альтернатив изменения цены имеет своеобоснование для применения и, соответственно, имеет различные последствия.
Какпоказывает опыт функционирования рыночной экономики, практически все отраслиподвержены конъюнктурным колебаниям. И даже слабые конъюнктурные колебаниястановятся весьма ощутимыми и болезненными для сложной промышленной системы.Поэтому для развивающегося российского предпринимательства представляетбезусловный интерес опыт приспособления к конъюнктурным колебаниям, накопленныйзарубежными фирмами.
Результатыобобщения этого опыта показывают, что к колебаниям экономической конъюнктурыфирма приспосабливается главным образом за счет изменений в производстве,ценовая же политика играет в этом отношении подчиненную роль. Так, исследованияпоказали, что большинство предпринимателей применяют при оживлении конъюнктурыи усилении спроса, прежде всего сверхурочную и посменную работу, расширениемощностей и подключение новых поставок. Но лишь 10% фирм повышают в этомслучае цены.
В периодухудшения конъюнктуры или во время кризиса происходит, напротив, сокращениесверхурочных и дополнительных работ, повышение усилий по стимулированию сбытапродукции. Многие фирмы вынуждены вводить сокращенный рабочий день и разгружатьпроизводственные мощности (сокращать производство). И лишь небольшое числофирм готово прибегнуть к снижению цен, не опасаясь реакции конкурентов.
Итак, мы рассмотрелиситуацию, когда ООО «Инвестканцторг» может снизить цену на продукцию, а также спрогнозировали,как будет действовать фирма в условиях кризиса. Необходимо также оценитьвозможность повышения цен.
В целом, ООО«Инвестканцторг» рассматривает повышение цен как крайнюю, нежелательную меру,ибо она неизбежно вызывает противодействие со стороны конечных потребителей,собственных сбытовых организаций и торговой сети. Но если повышение цен будетпринято рынком, это приведет к повышению прибыли фирмы, а такая перспективавсегда привлекает.
Существеннымоснованием для повышения цен является рост издержек. Растущие издержки, еслиони не вызывают соответствующего повышения производительности труда, давят навеличину рентабельности и обусловливают периодические повышения цен.
Другимоснованием для повышения цен является нарушение рыночного равновесия в сторонуспроса, т.е. превышение спроса над предложением. Если это имеет место и фирмаправильно оценивает ситуацию, то она может либо повышать цену, либо нормироватьраспределение товаров между своими клиентами. Повышенная цена может вводитьсяразличными способами и иметь разные последствия для потребителей. При этом взарубежной практике ценообразования широко распространено использование целойсистемы мероприятий ценового приспособления, среди которых можно отметитьследующие:
1) Соглашениео точном установлении цены в более позднее время. Такое соглашение может содержать условие,что конечная цена устанавливается только тогда, когда продукт полностью изготовлени даже поставлен потребителю.
2) Применениескользящих ценовых условий. Фирматребует от
покупателя оплаты товара по действующим ценам. Но следуя оговоренным вконтракте скользящим условиям, фирма постепенно повышает цены по установленномузаранее ценовому индексу, например индексу изменения стоимости потребительскойкорзины или другому индексу уровня жизни.
3) Удалениечастей продукта или дополнительных услуг. Фирма может оставить цену товара неизменной, но удалить некоторыеэлементы, бывшие ранее частью товарного предложения, например отменитьбесплатную поставку товара, перестать снабжать его дополнительными удобствамидля потребителя.
4) Снижениескидок. Фирма снижает в этомслучае традиционно применяемые ею виды скидок. Она дает указание своейсбытовой организации не делать больше при заключении договоров никакихотступлений от ценового каталога.
Если все жеООО «Инвестканцторг» прибегнет к повышению цен, необходимо отметить следующее.Повышение цен должно обязательно сопровождаться проведением разъяснительнойработы с потенциальными потребителями через средства маркетинговой коммуникации,прежде всего через рекламу. В противном случае фирма рискует потерять частьсвоего рынка сбыта. Дистрибьюторская сеть фирмы должна также участвовать вэтой работе, предлагая покупателям возможности экономии при покупке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мере развития рыночных отношений вроссийской экономике повышается роль затрат на реализацию продукциипредприятий. Именно затраты являются основой для ценообразования и решающимфактором формирования прибыли. Поэтому предприятия в условиях рынка постоянностремятся поддерживать оптимальный уровень издержек обращения.
Внедрение в практику работы предприятийсовременных методов управления издержками и процессом ценообразованияспособствует повышению эффективности торгового процесса.
Учетзатрат на реализацию продукции, планирование и калькулирование издержекобращения имеют наибольшую специфику в связи с особенностями технологии иорганизации торгового процесса. В связи с этим существует потребность освоенияособенностей формирования затрат, которые определяются отраслевыми факторами иситуациями, складывающимися на конкретном предприятии. Все это обуславливаетвозрастание значимости выполнения одной из основных целей предприятия –исчисление цены реализуемой продукции для расчетов и оценки финансовыхрезультатов.
Объект исследования данной работы – ООО«Инвестканцторг», занимающееся оптовой и розничнойторговлей канцелярской продукцией.
В настоящее время положениеторговой фирмы можно назвать устойчивым. Несмотря на снижение объемов продаж,увеличиваются показатели прибыли, снижается уровень затрат на рубльреализованной продукции.
ООО «Инвестканцторг» в своей деятельности стремится установить цену,которая обеспечит ему желаемый объем прибыли (целевую прибыль). Еслипредприятие снизит цену, то для получения такой прибыли ему нужно продатьбольшее количество товара, если повысит — меньше. Однако при более высокой ценерынок, возможно, не захочет купить даже такое количество товара (это зависит отэластичности спроса по цене).
Для сохранения и укрепления лидерства попоказателю доли рынка ООО «Инвестканцторг» необходимо привлечь потребителякачественным и относительно недорогим (по сравнению с конкурентами) товаром.Устанавливая цены ниже конкурентных, ООО «Инвестканцторг», тем не менее, может за счет более низких издержекобеспечить себе такой же, как у конкурентов, уровень рентабельности продаж (иличуть выше). Так как цены будут невысокими, ООО «Инвестканцторг» для получения необходимой суммы прибыли придетсяпродавать больший объем товара, чем при высоких ценах. Наращивая объем сбыта, ООО«Инвестканцторг» сохранит и увеличит долю рынка.
Внедрение процесса управления издержкамиобращения в ООО «Инвестканцторг» долженвключать следующие элементы: организацию информационного обеспечения всоответствии с содержанием, составом и структурой издержек; полный анализ,прогнозирование, нормирование и планирование издержек обращения в динамике и затекущий период в т.ч. в разрезе статей издержек; контроль и оперативноеуправление издержками обращения с учетом изменения условий функционированияпредприятия). Торгово-посреднической фирме необходимо задействоватьнеиспользованные резервы экономии издержек обращения (рост товарооборота,равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров, внедрение прогрессивныхформ обслуживания, повышение производительности труда и др.).
Стратегии прочного внедрения ипреимущественной цены целесообразно применять для ООО «Инвестканцторг», так как спрос на товар эластичен при увеличениицены потребители могут переключаться на конкурирующие товары, низкие цены непривлекательны для конкурентов и издержки реализации позволяют установитьнизкие цены надолго.
В данной работе:
— охарактеризованы различные роли цены для покупателей ипродавцов, для разных типов рынка ООО«Инвестканцторг»;
-оценена степень влияния различных внешних и внутренних факторовна выработку ценовых решений ООО«Инвестканцторг»;
- раскрыто содержание различных подходов к определению ценыпредложения.
Установлением исходной цены и определениемнаправления ее желаемого изменения процесс ценообразования не заканчивается.Теперь предприятию предстоит разработать ценовую тактику, т.е. провестирыночную корректировку цены, которая предполагает принятие ряда решений.
В частности, дляООО «Инвестканцторг» рекомендуются к принятию следующие решения:
1 об установлении стандартных или гибкихцен;
2 об установлении единой цены или ееизменении по сегментам рынка (дискриминационные цены). В частности, возможноустановление различных цен в зависимости от статуса потребителей (дляфизических лиц ниже, для юридических — выше, можно также подумать обустановлении цен для потребителей, имеющих различную удаленность от ООО«Инвестканцторг»);
3 об использовании системы скидок. Можнорекомендовать использование следующих видов скидок: скидки за количество закупаемоготовара, кумулятивные, сезонные, периодические скидки, скидки за оперативностьплатежа;
4 об удержании занятых позиций и ростаконкурентоспособности ООО «Инвестканцторг». Для этогонеобходимо применять стратегию преимущественной цены, устанавливая ценыниже конкурентов, при этом добиваясь высокого качества товара и акцентируя наэтом внимание в рекламе.
Завершая рассмотрение возможной ценовойполитики ООО «Инвестканцторг», подчеркнем, что, несмотря на повышение ролинеценовых факторов конкуренции, цена остается важнейшим элементом комплекса финансыи кредит, особенно в условиях инфляции. Правильно выбранные стратегия и тактикаценообразования во многом обеспечивают достижение целей предприятия и егорыночный успех и конкурентоспособность в целом.
Список литературы
1 Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. — С-П: Питер Ком,2005. — 896с.
2 Маркетинг. Учебник / Под. ред. А.Н. Романова. — М.:Банки и биржы. ЮНИТИ, 2007 — 560с.
3 Пунин Е.И. Маркетинг менеджмент и ценообразование напредприятиях в условиях рыночной экономики. — М: Международные отношения, 2007.- 109с.
4 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельностипредприятия: 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: ИП«Экоперспектива»,2009.- 498с.
5 Скриптунова Е., Болотова Е. Знание сил: информацияодин из важнейших инструментов руководителя. / «БОСС», 2005, 3,14-19с.
6 Скриптунова Е.А.Управление продажами: основныетенденции сегодня. / Управление компанией", 2008,7, 15-18с.
7 Тарелкина Т.В. Оценка системы маркетинга своимисилами./ «Офисфайл»,2007, 63, 34-37с.
8 Тарелкина Т. В. Совмещение интересов компании,клиентов и менеджеров по продажам в системе управления продажами. /.«Управление продажами», 2006, 3, 25-29с.
9 Теория экономического анализа хозяйственнойдеятельности / Под ред. А.Д. Шеремета. — М.: Прогресс, 2008.- 216с.
10 Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика.М.: ЭКМОС, 2007.-487с.
11 Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования вмаркетинговой политике предприятия. — М.: «ИНФРА-М», 2005.-321с.
12 Экономика. Учебник по курсу «Экономическаятеория» / Под. ред. А.С. Булатова. — Москва: Издательство БЕК, 2009. — 785с.