Реферат по предмету "Экономика"


Конкурентноспособность 2

--PAGE_BREAK--
Конкурентоспособность

страны

в

системе современных

мирохозяйственных

связей
В современных условиях глобализации национальная экономи­ка любого государства не может развиваться независимо от мирово­го хозяйства. Дальнейшее продвижение по пути рыночных преобра­зований предполагает широкое вовлечение России в мировую эко­номику. Очевидно, что в этих условиях необходимо осваивать но­вые модели экономической политики, а также расширять механиз­мы и формы сотрудничества России с иностранными государства­ми. С одной стороны, дальнейшая активизация устремлений раз­личных субъектов мирового хозяйства (компаний, финансовых ин­ститутов, предпринимателей и др.) на рынки других государств де­лает проблему поиска путей и стратегий повышения конкуренто­способности национальной экономики, вопрос о возможностях и способах ее формирования при открытости внутреннего рынка весьма актуальными и требует особого внимания.

С другой стороны, хотя относительно новое понятие «конкурен­тоспособность страны» все активнее используется, до настоящего времени не существует четкой управленческой стратегии ее форми­рования и повышения.

Исходя из этого необходимо остановиться на общетеоретических основах концепции повышения конкурентоспособности страны.

Термин «конкурентоспособность страны», часто используемый в настоящее время, имеет несколько трактовок. Так, под конкуренто­способностью стран предложено понимать способность националь­ных производителей продавать свои товары, способность увеличи­вать или, по крайней мере, удерживать за собой доли рынков, дос­таточные ДЛЯ расширения И совершенствования производства, для роста уровня жизни, для поддержания сильного и эффективного государства.

На саммите в Брюсселе в марте 2005 г. европейские лидеры, обсуждая проблему повышения конкурентоспособности Евросою­за, решили, что вместо значительного числа ранее предложенных индикаторов общими критериями будут занятость и экономиче­ский рост.

Интересную, на наш взгляд, трактовку проблем конкурентоспо­собности дает М. Интрилигейтор: «… государства стремятся присое­диниться к клубу богатых стран и готовы бороться с ними за свою долю в мировом производстве»

М. Портер определяет конкурентоспособность страны местом, которое она занимает в системе мирового хозяйства. Причем во многом связывает с успехом или неуспехом в конкретных отрас­лях. Среди важных факторов, влияющих на конкурентоспособ­ность, отмечаются различия в экономике, культуре, инфраструк­туре и др.

По теории М. Портера, преимущество на международном рынке обеспечивают: конкретные факторы (например, квалифи­цированная рабочая сила или инфраструктура), условия спроса, наличие или отсутствие в стране смежных отраслей, конкуренто­способных на международном рынке, условия конкуренции на внутреннем рынке, определяющие процесс производства и управ­ления фирм.

Особо выделяются случайные события (не поддающиеся кон­тролю хозяйствующих субъектов) и государственная политика (го­сударство при помощи своей политики может оказывать позитив­ное или негативное влияние на все компоненты).

Среди факторов, обеспечивающих конкурентоспособность стра­ны, также называется и относительная независимость от колебаний мировых рынков, от политики других государств и пр.

На наш взгляд, содержание термина «конкурентоспособность страны» в широком смысле характеризуется экономической и по­литической ролью государства в мировом сообщества. Методологи­чески уровень конкурентоспособности страны должен определяться степенью возможности реализации основных целей государства в долгосрочном периоде, а основные направления формирования конкурентных преимуществ страны должны корреспондироваться с основными задачами государства; экономическими, политически­ми, социальными и др.

Правомерно выделить, определить содержание и особенности поянтия «экономическая конкурентоспособность* страны. Концеп­ция повышения конкурентоспособности страны в системе между­народных экономических отношений должна иметь своей целью решение социально-экономических проблем, дальнейшее поступа­тельное развитие государства (с обеспечением благополучия его на­селения и максимизацией бюджетообразующей составляющей) и разрабатываться с учетом внешних и внутренних факторов, оказы­вающих значительное влияние на этот процесс

Количественно уровень экономической конкурентоспособности страны может быть определен ее долей мирового рынка (мирового дохода), что во многом зависит от объемов национального экспорта и внутреннего потребления (рис. 1.4).
Проведенный  анализ  позволил  выделить  ряд доминирующих факторов, под влиянием которых в системе современных междуна­родных экономических отношений формируется экономическая конкурентоспособность. К их числу, прежде всего, нужно отнести: состояние и динамику рынка ресурсов состояние и динамику рын­ка товаров, состояние и динамику рынков капитала, уровень конкурентоспособности национальных компаний. В последнее время значительно усиливается влияние процессов на рынках технологий. Специалисты среди факторов, формирующих конкурентоспо­собность страны, называют и другие, например девальвацию национальной  валюты — при падении курса национальной валюты продукция данной страны может быть предложена по более низким ценам либо при сохранении прежних цен, что позволяет получить прирост прибыли в национальной валюте. Существует мнение, что фактором, формирующим конкурентосбность страны, является наличие у нее ресурсов, проще всего природных, и дешевои рабочей силы. Действительно, «конкурентоспобность страны может быть достигнута и на базе нетехнологических преимуществ, прежде всего благодаря низкой стоимости факторов производства и благо­даря относительно низкому уровню жизни населения. Это конку­рентоспособность бедных стран… Нетехнологические конкурентные преимущества играют важную роль в отраслях с высокой взаимоза­меняемостью продукции и преобладанием в экспорте низкотехно­логичных продуктов» .

Роль низкого курса национальной валюты, дешевизны матери­альных, энергетических, трудовых и других ресурсов, а также низ­кой доли экологических затрат в общих объемах затрат на произ­водство и высоких импортных пошлин, в формировании конку­рентных преимуществ, и особенно долгосрочных, постепенно сни­жается. В конечном итоге такая стратегия не способна обеспечить высокий социальный уровень жизни населения государства.

Трудно не согласиться с М. Портером, который отмечает, что уровень конкурентоспособности страны обеспечивается уровнем конкурентоспособности отдельных фирм этой страны и страна до­бивается успеха тогда, когда условия благоприятствуют проведению наилучшей стратегии фирмами какой-либо отрасли или ее сегмен­та. Многие из особенностей страны облегчают или. наоборот, за­трудняют проведение той или иной стратегии.

Важную роль в обеспечении получения страной стабильной до­ли мирового дохода в условиях глобализации играет наращивание конкурентоспособности реального сектора экономики за счет укре­пления позиций национальных компаний как на внутренних, так и на мировых рынках. Многочисленные исследования показывают, что повышение конкурентоспособности компаний в конечном ито­ге положительно сказывается и на экономическом росте страны.

      В перспективе российские и зарубежные производители должны будут конкурировать  при открытости рынков, а международные отношения — расширяться и углубляться за счет взаимодействия хозяйствующих субъектов разных стран. Поэтому важно оценить факторы,   способствующее   формированию   в   рыночной   экономике конкурентных   преимуществ национальных фирм и рассмотреть особенности их воздействия в новых условиях.
Конкурентоспособность и конкурентные стратегии
Как мы отмечали выше, чтобы обеспечить конкурентоспособ­ность   на современных  рынках,   его  субъекты   вынуждены   использовать стратегии, обеспечивающие им конкурентные преимущества.

В условиях рыночной экономики обеспечение конкурентных преимуществ составляет основу развития фирмы.

Однако в зависимости от особенностей конкретного рынка раз­личаются и стратегии формирования конкурентных преимуществ.

Важно помнить, что достигнутые  конкурентные  преимущества, обеспечивающие прочное положение фирмы на рынке, не являются постоянными: они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что в свою очередь является трудоемким и дорогостоящим процессом.

Возможности формирования конкурентных преимуществ зави­сят от ряда факторов. Однако в любом случае при выборе конку­рентной стратегии важно:

а)ориентироваться на запросы потребителей;

б)убедиться в том, что достигнутые конкурентные преимущества воспринимаются потребителями.

Последнее требуется для того, чтобы избежать ситуации, когда фирма считает себя известной на рынке, не тратит средств на рек­ламу, а на самом деле потребители не имеют достаточной инфор­мации о ней и ее продукции.

Конкурентные преимущества можно объединить в две группы: преимущества высокого ранга и преимущества низкого ранга.

Преимущества высокого ранга связаны с наличием у предпри­ятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патента­ми, ведением долговременных НИОКР, развитым маркетингом, основанном на использовании современных технологий, современ­ным менеджментом, долговременными отношениями с покупате­лями и т.д. Конкурентные преимущества этой группы характеризу­ются более длительным периодом активного использования и по­зволяют достигать более высокой прибыльности.

Особое место среди преимуществ высокого ранга занимают ин­новации. Для удержания фирмой лидирующего положения на рынке за счет использования инноваций необходимо обеспечить невоз­можность (сложность) их возможного повторения конкурентами, значительное качественное превосходство. Постоянно осуществ­ляемый инновационный процесс позволяет фирме переходить к реализации конкурентных преимуществ более высокого ранга, а также увеличивать их количество и уровень.

Преимущества низкого ранга связаны с наличием дешевой рабо­чей силы, доступностью источников сырья и не столь устойчивы.

Выше мы отмечали, что, рассматривая конкурентные стратегии, обеспечивающие конкурентное преимущество фирмы, М. Портер выделяет две основные:

а) способность фирмы разрабатывать, производить и продавать товар с меньшими затратами, чем у конкурента (стратегия низких издержек);

б) способность обеспечить покупателя товаром  с лучшим набором  потребительских свойств,  чем у конкурента при приемлемых  ценах (стратегия дифференциации товаров) .

В условиях рынка ценообразование является гибким инструмен­том обеспечения конкурентоспособности и ключевым фактором успеха новинки на рынке.

Стратегии ценообразования на новинки следует рассматривать в совокупности с мерами, предпринимаемыми предприятием по реа­лизации стратегии маркетинга и ведению конкурентной борьбы. Разработку стратегий и моделей ценообразования следует преду­сматривать при проведении маркетинговых и технико-экономи­ческих исследований на стадиях создания и сбыта товара, делая акцент на допроизводственную стадию жизненного цикла.

Помимо действующих на рынке факторов спроса, предприятие должно также принимать во внимание и действия конкурентов.

Влияние фактора конкуренции на принятие решения об уста­новлении цены на товар зависит прежде всего от структуры рынка, т.е. от числа и типа фирм, работающих на рынке товаров данного назначения. Фактор конкуренции часто ставит установление цены в довольно жесткие рамки между верхними и нижними пределами.

На основе своих расходов и спроса может определять цену фирма, занимающая положение, близкое к монопольному. К таким фир­мам могут быть отнесены:

•  крупные предприятия, доминирующие на каком-то рынке;

•предприятия, выпускающие товар, существенно отличный от
конкурентов.

Фирмы, которые при определении цены на свой товар исходят исключительно из условий конкуренции, устанавливают ее на уровне, сложившемся на рынке. Отличительной особенностью та­ких фирм является то, что они

•    не стремятся сохранить постоянную зависимость между своими ценами от затрат или потребительского спроса;

•    сохраняют цену на свой товар и при изменении уровня затрат и спроса только потому, что его конкуренты не меняют цен, или, наоборот, следуют в ценовой политике за действиями конкурентов.

Подобные стратегии применимы для небольших фирм, которые в своей деятельности следуют за признанными на рынке лидерами.

Фирмы, работающие на олигополистическом рынке (на кото­ром действует ограниченное количество крупных компаний), как правило, продают свои товары по единой цене, так как каждый из них хорошо осведомлен о ценах своих конкурентов. Фирма, же­лающая увеличить свою долю на рынке и повлиять на будущее уве­личение спроса на свои товары, должна действовать иными, чем ценовая конкуренция, средствами.

К числу этих средств относятся все неценовые факторы повыше­ния конкурентоспособности товара:

•    повышение качества товара;

•    осуществление удачной рекламы;

•    быстрый срок поставки товара;

•    проведение консультации;

•    обучение обслуживающего персонала;

•    послепродажное обслуживание и др.
Конкурентные преимущества на основе низких издержек
Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги, а следовательно, и более низ­кой себестоимости по сравнению с конкурентами.

Основная цель стратегии лидерства в издержках заключается в том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и получать больше прибыли. Данная стратегия означает, что фирма способна разрабатывать, производить и продавать анало­гичные товары более эффективно, чем конкуренты.

Одновременно возможны и другие варианты:

•    Продукция фирмы может продаваться по более низким ценам, чтобы «отбить» покупателей у конкурентов;

•    продукция фирмы может продаваться по текущим рыночным ценам, но фирма имеет возможность направлять больше средств на маркетинг и сбыт.

Стратегии лидерства в издержках следуют такие фирмы, как Оепега1 Е1ес1пс в производстве бытового оборудования, ВЮ в про­изводстве шариковых ручек, Роге! в производстве тяжелых грузови­ков. Среди российских производителей лидируют в издержках рос­сийские производители компьютерных программ, телевизионной техники, бытовых приборов.

Лидерство в издержках — агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства, требует обеспечения

жесткого контроля всех видов расходов. Другими словами это «внутренняя стратегия», или «стратегия операционной эффектив­ности».

Для ее реализации необходимы следующие рыночные условия:

•    спрос на продукцию высокоэластичен по цене и достаточно однороден;

•    преобладает ценовая конкуренция;

•    различия в товарных марках малозначимы для покупателя;

•    наличие на рынке крупных покупателей, которые могут дик­товать условия сделки, сбивая цену;

•    отраслевая продукция стандартизирована, покупатель может приобрести ее у разных продавцов;

•    предприятие имеет доступ к источникам снижения себестои­мости продукции: относительно дешевого сырья, рабочей си­лы и др.

Реализация данной стратегии связана с определенными рисками (опасностями), так как возможно;

•    увеличение производства одного товара, игнорируя необхо­димость обновления продукции;

•    появление технологических новинок, которые сводят на нет преимущество в издержках;

•    получение таких же преимуществ новыми конкурентами или последователями путем имитации товаров или осуществления инвестиций в оборудование;

•    неспособность уловить необходимость смены продукции или рынка в результате чрезмерного увлечения проблемой сниже­ния себестоимости;

•    инфляционный рост издержек, подрывающий способность фирмы снижать себестоимость;

•    изменение предпочтений потребителей, их чувствительности к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик;

•    появление новых, более совершенных товаров.

Дифференциация продукции фирмы
Стратегия дифференциации направлена на изготовление особой продукции, модификаций стандартного изделия.

Дифференциация продукции фирмы означает ее способность обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) товара для покупателя с точки зрения уровня ка­чества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, после­продажного обслуживания.

Обычно выделяют несколько видов дифференциации; продукто­вую дифференциацию, дифференциацию персонала, сервисную и дифференциацию имиджа.

Продуктовая дифференциация — это предложение продуктов с характеристиками и(или) дизайном лучшим, чем у конкурентов.

Сервисная дифференциация — это предложение разнообразного по более высокому (по сравнению с конкурентами) уровню услуг, со­путствующих продаваемым товарам (срочность и надежность поста­вок, установка Оборудования, послепродажное обслуживание, обуче­ние И консультирование клиентов). Сервисную дифференциацию обычно предлагают российские фирмы, торгующие компьютерами.

Дифференциация персонала — это наем и тренинг персонала, ко­торый осуществляет свои функции работы с клиентами более эф­фективно, чем персонал конкурентов.

Дифференциация имиджа — это создание имиджа организации и(или) продуктов, с лучшей стороны отличающего их от конкурентов.

Для реализации стратегии дифференциации ПРОДУКЦИИ фирмы необходимые следующие рыночные условия:

      • наличие множества отличительных характеристик продукции, которые выделяются, ценятся потребителями;

•    наличие большого числа покупателей, которые признают вы­деленные характеристики ценными для себя;

•    преобладание неценовой конкуренции;

•  невозможность   быстрого   имитирования   признаков   дифференциации без    привлечения дополнительных затрат;

      •  широкая структура спроса на продукцию.

При реализации фирмой стратегии дифференциации необходимо учитывать следующие риски (опасности):

•дифференциация может превзойти разницу в цене — уровень

Цены может стать настолько  большим,   что  для   покупателей финансовые   соображения   окажутся   важнее   приверженности

торговой марке:

•    фирма  не  понимает  или  не  способна  определить то, что  со­ставляет ценность для покупателей;

•    имитация   (копирование)   может  скрыть ощутимую  разницу товаров;

       • фирма игнорирует необходимость доведения до покупателей информации о ценности продукции, полагаясь только на ре­альную базу дифференциации.

Такое достаточно традиционное деление основных стратегий .формирования конкурентных преимуществ фирмы: на основе . меньших издержек и дифференциации товара — не охватывает весь спектр факторов обеспечения конкурентоспособности, таких, как технологические возможности фирмы, создание преимуществ сис­темы товародвижения, повышение уровня сервиса, эффективности коммуникационной политики и др.

на проектирование новой продукции, а также при создании раз­личных видов конструкторской документации.

Перспективная стандартизация осуществляет эффективное воз­действие на технический уровень продукции путем установления в стандартах дифференцированных перспективных требований как к вновь разрабатываемой (модернизируемой) продукции, так и к про­дукции, подлежащей постановке на производство.

В первом случае на предпроектной стадии создания новой про­дукции в стандарте устанавливаются перспективные нормы и тре­бования, определяемые в процессе проведения поисковых научных исследований и предназначенные для установления в техническом задании, реализуемые в дальнейшем при проведении проектно-конструкторских работ по созданию перспективной продукции.

Во втором случае перспективные требования, установленные в стандарте, реализуются при проведении работ по освоению и вы­пуску новой (модернизируемой) продукции.

В целях улучшения уровня управления повышением техниче­ского уровня и качества разрабатываемой и изготавливаемой про­дукции, отвечающей мировому уровню, необходим переход на ди­намичную систему стандартизации, предусмотрев разработку (пере­смотр) стандартов со ступенями качества с дифференцированными сроками их введения, обеспечивающих систематическое повышение показателей технического уровня продукции. Указанные стандарты и соответствующие им технические условия и другая техническая документация должны разрабатываться (пересматриваться) на осно­ве прогнозов повышения технического уровня продукции с учетом растущих требований потребителей.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Права и обязанности участников общества с ограниченной ответственностью 3
Реферат Самоидентификация древних евреев
Реферат Расчёт трёхфазной цепи и четырёхполюсника
Реферат Облік формування витрат виробництва і калькулювання собівартості продукції
Реферат «Linux в образовании»
Реферат Социальные детские пособия
Реферат Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
Реферат Деньги, их сущность и эволюция
Реферат История развития физической культуры в древней Англии
Реферат Философские аспекты взаимоотношений человека и природы в условиях глобального єкологического кризиса
Реферат Имущественное страхование условие успешной деятельности предприятий в условиях рыночной эконом
Реферат Правовые основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации
Реферат Компания "НаучСофт": характеристика предприятия и выпускаемой продукции
Реферат Вплив народознавчого матеріалу на емоційно-чуттєву сферу дошкільника
Реферат Договор мены. Наследование по закону