--PAGE_BREAK--
Конкурентоспособность
страны
в
системе современных
мирохозяйственных
связей
В современных условиях глобализации национальная экономика любого государства не может развиваться независимо от мирового хозяйства. Дальнейшее продвижение по пути рыночных преобразований предполагает широкое вовлечение России в мировую экономику. Очевидно, что в этих условиях необходимо осваивать новые модели экономической политики, а также расширять механизмы и формы сотрудничества России с иностранными государствами. С одной стороны, дальнейшая активизация устремлений различных субъектов мирового хозяйства (компаний, финансовых институтов, предпринимателей и др.) на рынки других государств делает проблему поиска путей и стратегий повышения конкурентоспособности национальной экономики, вопрос о возможностях и способах ее формирования при открытости внутреннего рынка весьма актуальными и требует особого внимания.
С другой стороны, хотя относительно новое понятие «конкурентоспособность страны» все активнее используется, до настоящего времени не существует четкой управленческой стратегии ее формирования и повышения.
Исходя из этого необходимо остановиться на общетеоретических основах концепции повышения конкурентоспособности страны.
Термин «конкурентоспособность страны», часто используемый в настоящее время, имеет несколько трактовок. Так, под конкурентоспособностью стран предложено понимать способность национальных производителей продавать свои товары, способность увеличивать или, по крайней мере, удерживать за собой доли рынков, достаточные ДЛЯ расширения И совершенствования производства, для роста уровня жизни, для поддержания сильного и эффективного государства.
На саммите в Брюсселе в марте 2005 г. европейские лидеры, обсуждая проблему повышения конкурентоспособности Евросоюза, решили, что вместо значительного числа ранее предложенных индикаторов общими критериями будут занятость и экономический рост.
Интересную, на наш взгляд, трактовку проблем конкурентоспособности дает М. Интрилигейтор: «… государства стремятся присоединиться к клубу богатых стран и готовы бороться с ними за свою долю в мировом производстве»
М. Портер определяет конкурентоспособность страны местом, которое она занимает в системе мирового хозяйства. Причем во многом связывает с успехом или неуспехом в конкретных отраслях. Среди важных факторов, влияющих на конкурентоспособность, отмечаются различия в экономике, культуре, инфраструктуре и др.
По теории М. Портера, преимущество на международном рынке обеспечивают: конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), условия спроса, наличие или отсутствие в стране смежных отраслей, конкурентоспособных на международном рынке, условия конкуренции на внутреннем рынке, определяющие процесс производства и управления фирм.
Особо выделяются случайные события (не поддающиеся контролю хозяйствующих субъектов) и государственная политика (государство при помощи своей политики может оказывать позитивное или негативное влияние на все компоненты).
Среди факторов, обеспечивающих конкурентоспособность страны, также называется и относительная независимость от колебаний мировых рынков, от политики других государств и пр.
На наш взгляд, содержание термина «конкурентоспособность страны» в широком смысле характеризуется экономической и политической ролью государства в мировом сообщества. Методологически уровень конкурентоспособности страны должен определяться степенью возможности реализации основных целей государства в долгосрочном периоде, а основные направления формирования конкурентных преимуществ страны должны корреспондироваться с основными задачами государства; экономическими, политическими, социальными и др.
Правомерно выделить, определить содержание и особенности поянтия «экономическая конкурентоспособность* страны. Концепция повышения конкурентоспособности страны в системе международных экономических отношений должна иметь своей целью решение социально-экономических проблем, дальнейшее поступательное развитие государства (с обеспечением благополучия его населения и максимизацией бюджетообразующей составляющей) и разрабатываться с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих значительное влияние на этот процесс
Количественно уровень экономической конкурентоспособности страны может быть определен ее долей мирового рынка (мирового дохода), что во многом зависит от объемов национального экспорта и внутреннего потребления (рис. 1.4).
Проведенный анализ позволил выделить ряд доминирующих факторов, под влиянием которых в системе современных международных экономических отношений формируется экономическая конкурентоспособность. К их числу, прежде всего, нужно отнести: состояние и динамику рынка ресурсов состояние и динамику рынка товаров, состояние и динамику рынков капитала, уровень конкурентоспособности национальных компаний. В последнее время значительно усиливается влияние процессов на рынках технологий. Специалисты среди факторов, формирующих конкурентоспособность страны, называют и другие, например девальвацию национальной валюты — при падении курса национальной валюты продукция данной страны может быть предложена по более низким ценам либо при сохранении прежних цен, что позволяет получить прирост прибыли в национальной валюте. Существует мнение, что фактором, формирующим конкурентосбность страны, является наличие у нее ресурсов, проще всего природных, и дешевои рабочей силы. Действительно, «конкурентоспобность страны может быть достигнута и на базе нетехнологических преимуществ, прежде всего благодаря низкой стоимости факторов производства и благодаря относительно низкому уровню жизни населения. Это конкурентоспособность бедных стран… Нетехнологические конкурентные преимущества играют важную роль в отраслях с высокой взаимозаменяемостью продукции и преобладанием в экспорте низкотехнологичных продуктов» .
Роль низкого курса национальной валюты, дешевизны материальных, энергетических, трудовых и других ресурсов, а также низкой доли экологических затрат в общих объемах затрат на производство и высоких импортных пошлин, в формировании конкурентных преимуществ, и особенно долгосрочных, постепенно снижается. В конечном итоге такая стратегия не способна обеспечить высокий социальный уровень жизни населения государства.
Трудно не согласиться с М. Портером, который отмечает, что уровень конкурентоспособности страны обеспечивается уровнем конкурентоспособности отдельных фирм этой страны и страна добивается успеха тогда, когда условия благоприятствуют проведению наилучшей стратегии фирмами какой-либо отрасли или ее сегмента. Многие из особенностей страны облегчают или. наоборот, затрудняют проведение той или иной стратегии.
Важную роль в обеспечении получения страной стабильной доли мирового дохода в условиях глобализации играет наращивание конкурентоспособности реального сектора экономики за счет укрепления позиций национальных компаний как на внутренних, так и на мировых рынках. Многочисленные исследования показывают, что повышение конкурентоспособности компаний в конечном итоге положительно сказывается и на экономическом росте страны.
В перспективе российские и зарубежные производители должны будут конкурировать при открытости рынков, а международные отношения — расширяться и углубляться за счет взаимодействия хозяйствующих субъектов разных стран. Поэтому важно оценить факторы, способствующее формированию в рыночной экономике конкурентных преимуществ национальных фирм и рассмотреть особенности их воздействия в новых условиях.
Конкурентоспособность и конкурентные стратегии
Как мы отмечали выше, чтобы обеспечить конкурентоспособность на современных рынках, его субъекты вынуждены использовать стратегии, обеспечивающие им конкурентные преимущества.
В условиях рыночной экономики обеспечение конкурентных преимуществ составляет основу развития фирмы.
Однако в зависимости от особенностей конкретного рынка различаются и стратегии формирования конкурентных преимуществ.
Важно помнить, что достигнутые конкурентные преимущества, обеспечивающие прочное положение фирмы на рынке, не являются постоянными: они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что в свою очередь является трудоемким и дорогостоящим процессом.
Возможности формирования конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов. Однако в любом случае при выборе конкурентной стратегии важно:
а)ориентироваться на запросы потребителей;
б)убедиться в том, что достигнутые конкурентные преимущества воспринимаются потребителями.
Последнее требуется для того, чтобы избежать ситуации, когда фирма считает себя известной на рынке, не тратит средств на рекламу, а на самом деле потребители не имеют достаточной информации о ней и ее продукции.
Конкурентные преимущества можно объединить в две группы: преимущества высокого ранга и преимущества низкого ранга.
Преимущества высокого ранга связаны с наличием у предприятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патентами, ведением долговременных НИОКР, развитым маркетингом, основанном на использовании современных технологий, современным менеджментом, долговременными отношениями с покупателями и т.д. Конкурентные преимущества этой группы характеризуются более длительным периодом активного использования и позволяют достигать более высокой прибыльности.
Особое место среди преимуществ высокого ранга занимают инновации. Для удержания фирмой лидирующего положения на рынке за счет использования инноваций необходимо обеспечить невозможность (сложность) их возможного повторения конкурентами, значительное качественное превосходство. Постоянно осуществляемый инновационный процесс позволяет фирме переходить к реализации конкурентных преимуществ более высокого ранга, а также увеличивать их количество и уровень.
Преимущества низкого ранга связаны с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья и не столь устойчивы.
Выше мы отмечали, что, рассматривая конкурентные стратегии, обеспечивающие конкурентное преимущество фирмы, М. Портер выделяет две основные:
а) способность фирмы разрабатывать, производить и продавать товар с меньшими затратами, чем у конкурента (стратегия низких издержек);
б) способность обеспечить покупателя товаром с лучшим набором потребительских свойств, чем у конкурента при приемлемых ценах (стратегия дифференциации товаров) .
В условиях рынка ценообразование является гибким инструментом обеспечения конкурентоспособности и ключевым фактором успеха новинки на рынке.
Стратегии ценообразования на новинки следует рассматривать в совокупности с мерами, предпринимаемыми предприятием по реализации стратегии маркетинга и ведению конкурентной борьбы. Разработку стратегий и моделей ценообразования следует предусматривать при проведении маркетинговых и технико-экономических исследований на стадиях создания и сбыта товара, делая акцент на допроизводственную стадию жизненного цикла.
Помимо действующих на рынке факторов спроса, предприятие должно также принимать во внимание и действия конкурентов.
Влияние фактора конкуренции на принятие решения об установлении цены на товар зависит прежде всего от структуры рынка, т.е. от числа и типа фирм, работающих на рынке товаров данного назначения. Фактор конкуренции часто ставит установление цены в довольно жесткие рамки между верхними и нижними пределами.
На основе своих расходов и спроса может определять цену фирма, занимающая положение, близкое к монопольному. К таким фирмам могут быть отнесены:
• крупные предприятия, доминирующие на каком-то рынке;
•предприятия, выпускающие товар, существенно отличный от
конкурентов.
Фирмы, которые при определении цены на свой товар исходят исключительно из условий конкуренции, устанавливают ее на уровне, сложившемся на рынке. Отличительной особенностью таких фирм является то, что они
• не стремятся сохранить постоянную зависимость между своими ценами от затрат или потребительского спроса;
• сохраняют цену на свой товар и при изменении уровня затрат и спроса только потому, что его конкуренты не меняют цен, или, наоборот, следуют в ценовой политике за действиями конкурентов.
Подобные стратегии применимы для небольших фирм, которые в своей деятельности следуют за признанными на рынке лидерами.
Фирмы, работающие на олигополистическом рынке (на котором действует ограниченное количество крупных компаний), как правило, продают свои товары по единой цене, так как каждый из них хорошо осведомлен о ценах своих конкурентов. Фирма, желающая увеличить свою долю на рынке и повлиять на будущее увеличение спроса на свои товары, должна действовать иными, чем ценовая конкуренция, средствами.
К числу этих средств относятся все неценовые факторы повышения конкурентоспособности товара:
• повышение качества товара;
• осуществление удачной рекламы;
• быстрый срок поставки товара;
• проведение консультации;
• обучение обслуживающего персонала;
• послепродажное обслуживание и др.
Конкурентные преимущества на основе низких издержек
Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги, а следовательно, и более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами.
Основная цель стратегии лидерства в издержках заключается в том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и получать больше прибыли. Данная стратегия означает, что фирма способна разрабатывать, производить и продавать аналогичные товары более эффективно, чем конкуренты.
Одновременно возможны и другие варианты:
• Продукция фирмы может продаваться по более низким ценам, чтобы «отбить» покупателей у конкурентов;
• продукция фирмы может продаваться по текущим рыночным ценам, но фирма имеет возможность направлять больше средств на маркетинг и сбыт.
Стратегии лидерства в издержках следуют такие фирмы, как Оепега1 Е1ес1пс в производстве бытового оборудования, ВЮ в производстве шариковых ручек, Роге! в производстве тяжелых грузовиков. Среди российских производителей лидируют в издержках российские производители компьютерных программ, телевизионной техники, бытовых приборов.
Лидерство в издержках — агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства, требует обеспечения
жесткого контроля всех видов расходов. Другими словами это «внутренняя стратегия», или «стратегия операционной эффективности».
Для ее реализации необходимы следующие рыночные условия:
• спрос на продукцию высокоэластичен по цене и достаточно однороден;
• преобладает ценовая конкуренция;
• различия в товарных марках малозначимы для покупателя;
• наличие на рынке крупных покупателей, которые могут диктовать условия сделки, сбивая цену;
• отраслевая продукция стандартизирована, покупатель может приобрести ее у разных продавцов;
• предприятие имеет доступ к источникам снижения себестоимости продукции: относительно дешевого сырья, рабочей силы и др.
Реализация данной стратегии связана с определенными рисками (опасностями), так как возможно;
• увеличение производства одного товара, игнорируя необходимость обновления продукции;
• появление технологических новинок, которые сводят на нет преимущество в издержках;
• получение таких же преимуществ новыми конкурентами или последователями путем имитации товаров или осуществления инвестиций в оборудование;
• неспособность уловить необходимость смены продукции или рынка в результате чрезмерного увлечения проблемой снижения себестоимости;
• инфляционный рост издержек, подрывающий способность фирмы снижать себестоимость;
• изменение предпочтений потребителей, их чувствительности к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик;
• появление новых, более совершенных товаров.
Дифференциация продукции фирмы
Стратегия дифференциации направлена на изготовление особой продукции, модификаций стандартного изделия.
Дифференциация продукции фирмы означает ее способность обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) товара для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания.
Обычно выделяют несколько видов дифференциации; продуктовую дифференциацию, дифференциацию персонала, сервисную и дифференциацию имиджа.
Продуктовая дифференциация — это предложение продуктов с характеристиками и(или) дизайном лучшим, чем у конкурентов.
Сервисная дифференциация — это предложение разнообразного по более высокому (по сравнению с конкурентами) уровню услуг, сопутствующих продаваемым товарам (срочность и надежность поставок, установка Оборудования, послепродажное обслуживание, обучение И консультирование клиентов). Сервисную дифференциацию обычно предлагают российские фирмы, торгующие компьютерами.
Дифференциация персонала — это наем и тренинг персонала, который осуществляет свои функции работы с клиентами более эффективно, чем персонал конкурентов.
Дифференциация имиджа — это создание имиджа организации и(или) продуктов, с лучшей стороны отличающего их от конкурентов.
Для реализации стратегии дифференциации ПРОДУКЦИИ фирмы необходимые следующие рыночные условия:
• наличие множества отличительных характеристик продукции, которые выделяются, ценятся потребителями;
• наличие большого числа покупателей, которые признают выделенные характеристики ценными для себя;
• преобладание неценовой конкуренции;
• невозможность быстрого имитирования признаков дифференциации без привлечения дополнительных затрат;
• широкая структура спроса на продукцию.
При реализации фирмой стратегии дифференциации необходимо учитывать следующие риски (опасности):
•дифференциация может превзойти разницу в цене — уровень
Цены может стать настолько большим, что для покупателей финансовые соображения окажутся важнее приверженности
торговой марке:
• фирма не понимает или не способна определить то, что составляет ценность для покупателей;
• имитация (копирование) может скрыть ощутимую разницу товаров;
• фирма игнорирует необходимость доведения до покупателей информации о ценности продукции, полагаясь только на реальную базу дифференциации.
Такое достаточно традиционное деление основных стратегий .формирования конкурентных преимуществ фирмы: на основе . меньших издержек и дифференциации товара — не охватывает весь спектр факторов обеспечения конкурентоспособности, таких, как технологические возможности фирмы, создание преимуществ системы товародвижения, повышение уровня сервиса, эффективности коммуникационной политики и др.
на проектирование новой продукции, а также при создании различных видов конструкторской документации.
Перспективная стандартизация осуществляет эффективное воздействие на технический уровень продукции путем установления в стандартах дифференцированных перспективных требований как к вновь разрабатываемой (модернизируемой) продукции, так и к продукции, подлежащей постановке на производство.
В первом случае на предпроектной стадии создания новой продукции в стандарте устанавливаются перспективные нормы и требования, определяемые в процессе проведения поисковых научных исследований и предназначенные для установления в техническом задании, реализуемые в дальнейшем при проведении проектно-конструкторских работ по созданию перспективной продукции.
Во втором случае перспективные требования, установленные в стандарте, реализуются при проведении работ по освоению и выпуску новой (модернизируемой) продукции.
В целях улучшения уровня управления повышением технического уровня и качества разрабатываемой и изготавливаемой продукции, отвечающей мировому уровню, необходим переход на динамичную систему стандартизации, предусмотрев разработку (пересмотр) стандартов со ступенями качества с дифференцированными сроками их введения, обеспечивающих систематическое повышение показателей технического уровня продукции. Указанные стандарты и соответствующие им технические условия и другая техническая документация должны разрабатываться (пересматриваться) на основе прогнозов повышения технического уровня продукции с учетом растущих требований потребителей. продолжение
--PAGE_BREAK--