Реферат по предмету "Экономика"


Конкуренция её место и роль в современной рыночной экономике

Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: Средства связи иинформационная безопасность
Реферат по дисциплине«Экономика»
Тема: Конкуренция еёместо и роль в современной рыночной экономике
Выполнил студент:
Кузюков Виктор Васильевич
Группа: ЗРП-318 (210402)
Вариант: № 10
Проверил преподаватель:
Омск2011 г.

Содержание
Введение
1.  Виды конкуренции
2.  Методы конкуренции:ценовая и не ценовая. Рыночныеи внерыночные формы
3.  Место и роль конкуренциив современной рыночной экономике
Заключение
Библиографический список

Введение
 
Еслирассмотреть что обозначает термин «Конкуренция» то самое общее определениебудет звучать как:
Конкуре́нция(лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) -борьба,соперничество в какой-либо области.
Конкуренциясуществует во многих областях и в каждой области, так же не исключая иэкономику, она не может ограничиваться одним лишь определением, поэтому приведуещё более детальные и близкие к экономике:
Конкуренция —это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений междупроизводителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров нарынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, являетсястремление превзойти других.
Конкуренция —это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечениюрынка товарами.
Конкуренция —это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночныхсубъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложениякапитала.
Конкуренция(от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество междуотдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производстваи реализации (купли и продажи) товаров.
Конкуренция —двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночноесоперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится нетолько о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремитсяусовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижаетзатраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизитьцены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговоеобслуживание покупателей.
Как видно понятие конкуренции настолько многозначно, чтооно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способхозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капиталсоперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главнаясущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Крометого, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественногопроизводства.
Общества,полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именноконкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Онаспособствует вытеснению из производства неэффективных предприятий,рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей поотношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции вобщественном развитии и эффективность конкурентных рынков.
Ноконкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентныхотношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условиясуществования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливыесоперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренциейсвязываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищаниеопределенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация,социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
Отсутствиевозможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовкепонятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точкизрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничествостарого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспеченияпотребностей, новые типы организации
Сегодняпонятно, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучшенациональные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, итем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и поуровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должнаиметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась отсходной продукции других конкурентов.
С переходомРоссии на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизниобщества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ,как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачейгосударственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, еероль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшейзадачей экономических исследований в нашей стране.
 

1. Видыконкуренции
Различаютконкуренцию:
· функциональную(это конкуренция определенного товара);
Функциональнаяконкуренция возникает вследствие того, что любую потребность можноудовлетворить разнообразными способами. Например, для занятий спортом илиинтеллектуальных игр — это шахматы, шашки, нарды, карты и т.д.; для туризма — лодки, велосипеды, машины и пр.
· видовую(по цене и качеству);
Видоваяконкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной итой же цели, но имеющих различия по каким-то важным характеристикам. Например,магнитофоны с различным уровнем выходной мощности.
· межфирменную(среди отдельных предприятий, фирм);
Межфирменнаяконкуренция — борьба между предприятиями одной или разных отраслей заограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между предприятиями,производящими товары или предоставляющими услуги, которые относятся кмежродовым, межгрупповым, внутригрупповым и межфирменным товарам-конкурентам.Примером могут служить предприятия швейной промышленности, производящие одежду,а также ателье по пошиву одежды.
· внутриотраслевуюи межотраслевую.
Внутриотраслеваяконкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая формаантагонистического соперничества и борьбы между отдельнымитоваропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционернымикомпаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той жеотрасли хозяйства.
Межотраслеваяконкуренция, один из видов капиталистической конкуренции; специфическая формаборьбы между отдельными капиталистами, акционерными компаниями имонополистическими объединениями. М. к. представляет собой процесс переливакапиталов из одной отрасли в другую, благодаря чему стихийно складываютсяпропорции воспроизводства общественного капитала.
В зависимостиот соотношения между количеством производителей и количеством потребителейразличают следующие виды конкурентных структур:
а) большое количествосамостоятельных производителей некоторого однородного товара и массаобособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждыйпотребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясьс собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностямиприобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любомупотребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителейне приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структурарынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.
б) огромноечисло обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый изкоторых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структураназывается олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию.Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоитединственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей,является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большимчислом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, тоговорят о монополистической конкуренции;
в)единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. Приэтом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, которыйпоставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особыйтип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);
г) структуравзаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственныйпроизводитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, нотакже не является и рыночной.
Конкуренцияпо своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражаетстремление к свободе, экономической независимости — это проявление центробежныхсил. С другой — стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностейборьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий,своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство,законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей отконкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить вконкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке,захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одногои того же рыночного взаимодействия.
 
2. Методыконкуренции: ценовая и не ценовая.
Рыночные и внерыночныеформы
монополия олигополиямонопсония конкуренция
Конкуренцияведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченностьспроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спросудовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматическилишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когдаспрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающимиоднотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем наконкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ вРоссии, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаровсталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.
Конкуренциюможно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основныеметоды добросовестной конкуренции:
· повышениекачества продукции,
· снижениецен («война цен»),
· реклама,
· развитиедо- и послепродажного обслуживания,
· созданиеновых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.
Основныеметоды недобросовестной конкуренции:
· экономический(промышленный шпионаж);
· подделкапродукции конкурентов;
· подкупи шантаж;
· обманпотребителей;
· махинациис деловой отчетностью;
· валютныемахинации;
· сокрытиедефектов и т.д.
Рыночнаяконкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один израспространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давлениена себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для другихсегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклоненияот нее.
Вэкономической литературе принято разделять конкуренцию на:
· ценовую(конкуренцию на основе цены);
· неценовую(конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Ценоваяконкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда дажеоднородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Снижение ценыбыло той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар,привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долюрынка.
В современноммире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методовконкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке неиспользуется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме.Дело в том, что «война цен в открытой форме возможна только до тогомомента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом,ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли,ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтомуфирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она внастоящее время обычно в следующих случаях:
· фирмами-аутсайдерамив их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми, в сфере неценовойконкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;
· дляпроникновения на рынки с новыми товарами;
· дляукрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При скрытойценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшеннымипотребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Неценоваяконкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительнуюстоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный,обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
Большую рольиграет до и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствиепроизводителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживаниевключает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок:сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталейи узлов). Послепродажное обслуживание — создание различных сервисных центров пообслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонти т.п.
В связи сбольшим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы, рекламаявляется важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. С помощью рекламы можноопределенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре,причем как в лучшую, так и в худшую стороны.
Еще один виднеценовой конкуренции — дифференциация продукции. То есть предложение широкогоряда типов, стилей, марок данного продукта. При этом диапазон свободного выборарасширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяютсяболее полно. Правда существует угроза, что увеличение ассортимента продукта можетдостичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станеттрудным и покупки будут занимать много времени
Каждая фирмаимеет продукт, который в настоящее время отличается от продуктов конкурентов. Влюбом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития.Поэтому очень часто помимо выпуска на рынок новых товаров производителииспользуют политику модификации, т.е. изменение наиболее существенныхтехнико-эксплуатационных свойств, качества товара, изменение внешнего оформленияили формы упаковки. Благодаря этому фирма может изменить имидж товара,сориентировать его на новые сегменты сбыта.
Усовершенствованиевыпускаемой продукции дает фирме долговременное преимущество. Поступление нарынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимостизатрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. „формирование“качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической инаучно-технической информации.
К незаконнымметодам неценовой конкуренции относятся:
· промышленный(экономический) шпионаж;
· переманиваниеспециалистов, владеющих производственными секретами;
· выпускподдельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, носущественно худших по качеству, а потому обычно на много дешевле;
· махинациис деловой отчетностью;
· сокрытиедефектов и т.д.
Основнымиобъектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секретыпроизводства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кромепромышленных секретов охватывает макроэкономические показатели и включает всебя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи сразвитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах идоходах различных социальных групп общества.
Всепромышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрамсравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежностьсвоей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораторияхразбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукцииконкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность тойили иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужихтоваров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин,механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательствоили если это выгодно фирме.
Наряду сшироко известными методами современный промышленный шпионаж пользуетсяновейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоватьсяразличного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.
Специальнаятехнология позволяет перехватывать любую информацию, предаваемую устно, черезтелефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами: по ихколебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора.Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий,как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состояниидел конкурентов, их переговорах и т.д.
Еще одним изэффективных способов экономического шпионажа является внедрение „своегочеловека“ в государственные органы, призванные регулировать деятельностьпромышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию оконкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой ит.п.
Частноесобственность на изобретения устанавливается через патентование. Сэкономической точки зрения патентование равнозначно монополизации выгод, связанныхс использованием патента.
В основномпатент предоставляет реальные выгоды в течение семи лет, что позволяет за этовремя получить немалую прибыль его владельцу. Но с другой стороны, появлениепатента, запрещающего использовать какое-либо патентованное открытиенепосредственно конкурентами, заставляет их на форсированную разработкукаких-то новых технических приемов, технологий.
Кроме того,многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не привлекать к нимвнимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к технологиям,техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от создания новыхтоваров.
Путь отизобретения до коммерческого использования требует больших финансовых, трудовыхи материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент не внедритизобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение не патентуется, если жесуществует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его сразу жепатентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срокмонопольного права. Секреты производства тех или иных товаров не патентуются стем, чтобы по истечении определенного срока не обнародовать технологию ихизготовления. Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком,т.к. его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции,возмещением убытков и уплатой нарушителем крупных штрафов, достигающих 10 млн.долларов. Патенты применяются, прежде всего, для охраны продукции фирмы отподделок или имитации качественных товаров.
Для фирм, чьюпродукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужаетсярынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок. Подделкиподрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще инизкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самымдоверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.
3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике
 
Так как модель совершенной конкуренции являетсятеоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или инойстепени несовершенны.
Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:
· рынок, на котором не соблюдается хотя бы одиниз признаков совершенной конкуренции;
· характеристика рынка, где два или болеепродавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируютмежду собой за продажи;
· рынки, на которых либо покупатели, либопродавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особеннообострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этотпериод происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества,усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами.Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка вконцентрации промышленного производства под воздействием научно – техническогопрогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы,ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особеннонаглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития.Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной всфере бесчисленного множества производителей».
Большинство случаев несовершенной конкуренции можнообъяснить двумя основными причинами.
Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцовв тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба иуменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходитсядешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкмие,что приводит к „вытеснению“ последних из отрасли.
Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершеннойконкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов вотрасль. Так называемые „барьеры входа“ могут возникать в результатегосударственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаяхможет быть просто слишком дорого для новых конкурентов „прорваться“ вотрасль.
В теории выделяют различные виды рынков с несовершеннойконкуренцией (по степени убывания конкурентности):
· монополистическая конкуренция
· олигополия
· монополия
Рынок монополистической конкуренции состоит из множествапокупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а вшироком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцовпредложить покупателям разные варианты товаров. Продавцы конкурируют, предлагаядифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов.Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором существуетдостаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяетим осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. На рынкемонополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов,каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий типтовара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистическойконкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10% общегообъема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такимибарьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как присовершенной конкуренции.
Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством,свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьманезначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах.Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разныепредложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикойприсвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. Всвязи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказываютна каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.
Э. Х. Чемберлин в работе «Теория монополистическойконкуренции. Реориентация теории стоимости» очень ярко подчеркивает особенностьмонополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель в какой-либоотрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значитсказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметьместо весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая какая описываетсятеориями чистой конкуренции, — она отличается монополией на собственнуюразновидность продукта. … Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечтоотличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции».
Он обратил внимание на то, что дифференциация товараприводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частичнообособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен,издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы.Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако,не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которогоявляется монополизированный продукт. До Э. Чемберлина термин «монополистическаяконкуренция» употреблялся в отношении олигопольного строения рынка, например уА. Пигу: «Монополистическая конкуренция — конкуренция между несколькимипродавцами, каждый из которых производит значительную долю всей выпускаемойпродукции».
Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) — типотраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупныхфирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующихдруг с другом. Состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных кполитике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Каждая фирмапроводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит отконкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть идифференцированным, и стандартным. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий),а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое числопродавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этотрынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов.Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупателибыстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям сталипридется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числаобъема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добитьсякакого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны,если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, итогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерейклиентуры в пользу конкурентов.
Можно выделить такую разновидность олигополии, каколигополия с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие признаки:
· Наличие доминирующей фирмы — агента, которыйпродает или покупает значительную долю совокупного объема рынка и способен настратегическое поведение;
· Наличие большого числа фирм-аутсайдеров,небольших по размеру фирм, выпускающих тот же или близкий товар, но неспособных оказать влияние на рыночную цену;
· Рыночная цена устанавливается под сильнымвлиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком;
Элвин Дж. Долан и Дэйвид Е. Линдсей в работе «Рынок: микроэкономическаямодель» об олигополии и олигополической взаимосвязи: «Главная трудность ванализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениямисталкиваются фирмы на рынке, где существуют несколько конкурирующих компаний.Фирмы при олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и намонополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной кривой иусловий спроса. Но, кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением:действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получитьза счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта,зависит не только от реакции потребителей (как при других рыночных структурах),но также от того, как на это отреагируют другие фирмы – участницы данного рынка.Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называетсяолигополистической взаимосвязью. … Но олигополистическая взаимосвязь можетпривести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнееимеет место тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместногоувеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележерынка. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех илибольшую часть производителей на рынке, его результатом является образованиекартеля.»
Существуют следующие определения монополии:
· тип отраслевого рынка, на котором существуетединственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополистосуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получатьмонопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьерывхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспеченоискусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав,собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции;
· исключительное право производства, промысла,торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц илигосударству;
· капиталистическое объединение, захватившеепрактически исключительное право на производство и реализацию определеннойкатегории товаров. Цель объединения — извлечение монопольно высоких прибылей.Преимущество монополий перед мелкими производителями — возможность обеспечитьвысокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены,удерживать их на высоком уровне и т.д..
В зависимости от масштабов охвата рынка существует чистая иабсолютная монополии. Чистая монополия действует в масштабе одной отраслирыночной деятельности, абсолютная монополия захватывает всю сферу национальногохозяйства. Если чистая монополия образуется, как правило, частным лицом, тоабсолютная монополия находится в руках государства.
При чистой монополии на рынке всего один продавец. Этоможет быть государственная организация (например, почтовое ведомство), частнаярегулируемая монополия (например, «Кон-Эдисон» в США), или частнаянерегулируемая монополия (например, «Дюпон» в период выхода на рынок снейлоном). В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному.Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижениесамых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если этоттовар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретатьего за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытиеиздержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что ценаназначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случаерегулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки,обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организациивозможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. Инаоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливатьлюбую цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин,фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену – тут и нежеланиепривлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть – благодаря невысокимценам – на всю глубину рынка.
Возьмем лаконичное, но емкое определение чистой монополиииз работы Эдвина Дж. Долана и Дэйвида Е. Линдсея «Рынок: микроэкономическаямодель»: «Монополия – ситуация, при которой на рынке есть всего один продавецкакого-либо товара или услуги».
По характеру и причинам возникновения монополииподразделяются на естественные, легальные и искусственные.
Естественная монополия — ею обладают собственники иорганизации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отраслиинфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).
Легальные монополии, образующиеся на законном основании(патенты и т. д.)
Естественные монополии охватывают редкие товары, отрасли ивиды производства. Эти объединения образуются по поводу тех объектов,относительно которых недопустимо развивать конкуренцию. Обычно сюда относятжелезные дороги, оборонный комплекс страны, некоторые виды транспорта иэнергии. Как отмечал Стэнлейк, “конкуренция между предприятиями данных отраслейприведёт лишь к дублированию затрат на дорогостоящее основное оборудование”.Поэтому в этих отраслях необходимо создавать естественные монополии. Еюобладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимымиресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).
Для естественной монополии характерны:
· положительный эффект масштаба в долгосрочномпериоде, объясняющийся технологическими причинами;
· наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирмв отрасли;
· возможно существование и других фирм, которые,однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;
· нерегулируемое прибыльное ценообразованиекрупных фирм выше предельных и средних издержек;
· убыточное предельное ценообразование.
Легальные монополии регулируются законодательством изащищены от конкуренции. Участники этих монополий могут иметь патентные илиавторские права и товарные знаки. Эти “атрибуты” монополий позволяют защититьсоздателя и производителя какого-либо товара от недобросовестных лиц, которыепытаются нажить себе состояние, используя чужие изобретения. Нарушение другимилицами этих прав карается законом.
Если главной целью легальных монополий является защитасвоих прав, то искусственные монополии создаются только ради получения денежнойвыгоды. Производитель создаёт монополии, скупая и объединяя под своей властьюдругие объединения, с целью утверждения своего господства на рынке радиполучения монополистических выгод.
Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
· Создают барьеры для вхождения на рынок новыхфирм;
· Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которыене вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья иэнергоносителям;
· Создают очень высокий (по сравнению с новымифирмами) уровень технологий;
· Применяют более крупный капитал;
· «Забивают» новые фирмы хорошо поставленнойрекламой.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест и концерн, т.д.
Однако первой из их организационных форм были пулы, т.е.временные соглашения между двумя и более фирмами о дележе рынка и установлениицен. Наибольшее распространение они получили в 70-80-х гг. ХIX века, преждевсего среди железнодорожных компаний. Пулы распадались как только один изучастников нарушал негласно установленные правила, снижая цены или претендуя надолю рынка другого участника.
Консорциум основан на временных соглашениях междупромышленными компаниями с целью разработки и реализации совместных крупныхпроектов. Участники консорциума практически полностью самостоятельны, кромепринятых в соглашении обязательств.
Картель — объединение производителей одной отрасли, которыеимеют производственную и сбытовую самостоятельность. Картельные соглашениявключают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают разделениерынков сбыта. Иногда участники картеля имеют ограничения в размере производстватоваров (квоты), чтобы иметь возможность удерживать высокие цены.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли сликвидацией их торговой самостоятельности с целью организации совместного сбытапродукции.
Трест — представляет собой объединение собственности иуправления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидациейих самостоятельности. Трест не только реализует продукцию, но и полностьюраспоряжается предприятиями, вошедшими в его состав. Первым трестом считаетсясозданная в 1882 году Джоном Д. Рокфеллером “Стандарт ойл компани”. Названиетрест произошло от английского слова trust- доверять. Тресты первоначальновозникали в одной отрасли, но постепенно стали выходить за её рамки (комбинированный трест). Это происходило либо путём горизонтальногокомбинирования, т.е. путём использования побочных продуктов основногопроизводства для выпуска иных товаров, относящихся к другой отрасли; либо спомощью вертикального комбинирования- объединения предприятий, осуществляющихпоследовательные стадии обработки продукта, в том числе и входящих в различныеотрасли.
Концерн — это объединение ряда предприятий различныхотраслей путем установления над ними единого контроля. Предприятия, входящие вконцерн, нередко располагаются в разных странах. Концерном особого родаявляется конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другомпредприятия различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия,сохраняющие свою самостоятельность в вопросах производства, сбыта и снабжения,которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.
По характеру ценовой политики можно выделить простую идискриминационную монополию.
Иногда, в целях получения дополнительного дохода,монополия, используя своё рыночное положение, продаёт один и тот же товар поразным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано сдифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также сразличиями в издержках. В зависимости от количества цен, назначаемыхмонополистом за предлагаемые товары, Р.Барр выделяет простую идискриминационную монополии. В условиях простой монополии монополист назначаетлишь одну цену для всех. При дискриминационной монополии монополист назначаетнесколько цен. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одногопериода предлагает покупателям или группам покупателей один и тот же товар поразным ценам. Различают четыре типа дискриминации:
· личная. Она связана с тем, что люди имеютразличные доходы. Приведём пример. Врач устанавливает различные расценки в зависимостиот уровня доходов его больных; или места в театре стоят дороже в партере,нежели в других местах зала.
· материальная. Она основывается на использованиипродаваемых товаров и услуг. Это может быть различный тариф для промышленного идомашнего пользования электричеством.
· дискриминация по единицам продаваемойпродукции. Суть её заключается в различных условиях покупки товара оплатыуслуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, ценына товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары приоптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличениемпути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих.
· географическая. Цена на предлагаемые товары иуслуги будет изменяться в зависимости от местонахождения продавца и покупателя.
Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только одинпокупатель — такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствуеттолько один продавец и только один покупатель, такая ситуация называетсядвусторонней (билатеральной) монополией.
Антиподомчистой конкуренции является чистая монополия. Монополия возникает, когда в силуразличных причин на рынке товара существует единственный производитель — монополист, способный удовлетворить общий спрос всей массы потребителей данногопродукта. Отсюда следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что несуществует хороших или близких заменителей. Покупатель должен покупать продукту монополиста или обходится без него. Отсутствие близких заменителеймонополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. Взависимости от типа предполагаемого продукта или услуги фирма может заниматьсяили нет широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например,чистый монополист, продающий предметы роскоши мог бы осуществлять широкуюрекламу, с тем, чтобы увеличить спрос на свой товар. Возможно, тогда большееколичество людей захотят приобрести их, отказавшись от путешествия. В то жевремя телефонной компании, являющейся единственной в небольшом городе незачемрекламировать свои услуги, так как люди имеют представления о них и знают, укого они должны их приобретать.
Если чистыемонополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, топричина этого, вероятно, повышение престижа, а не увеличение доли рынка.
Намонопольном рынке спрос потребителей, с одной стороны, встречается спредложением фирмы-монополиста, с другой. Механизм взаимодействия потребителейи единственного производителя на монопольном рынке принципиально отличается отслучая совершенной конкуренции.
Отдельныепотребители, не имеющие возможности оказывать влияния на рыночную цену,вынуждены подстраивать свой запрос под цену, предлагаемую монополистом. Сосвоей стороны, монополист, способный удовлетворить общий спрос потребителей,так выбирает объем и цену, при которой товар будет полностью купленпотребителями, чтобы максимизировать свою прибыль.
Вступление вотрасль в условиях чистой монополии заблокировано существующими барьерами.
Существует нескольковидов барьеров, препятствующих вступлению в отрасль:
— экономия,обусловленная ростом масштабов производства: современная технология в некоторыхотраслях производства такова, что эффективное малозатратное производство можетбыть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как вабсолютном выражении, так и относительно рынка. Примерами таких отраслейявляются автомобильная, алюминиевая промышленности. Если, к примеру, на всемрынке функционируют 3 крупные фирмы и каждой принадлежит примерно 1/3 этогорынка, то проникнуть новым конкурентам на данный рынок чрезвычайно трудно:мелкие фирмы не в состоянии получить такой экономии на издержках, как ведущая»тройка" и, следовательно, объема прибыли, необходимого для выживанияи расширения. Для вхождения в отрасль в виде крупного производителя оченьтрудно найти такой объем денежного капитала, который будет необходим для того,чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое накоплено любым изчленов «тройки».
— естественные монополии: обычно этим отраслям государство предоставляеткакие-либо привилегии. Но в обмен на это исключительное право оно оставляет засобой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допуститьзлоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Примерамиестественных монополий могут служить так называемые предприятия общественногопользования — электрические и газовые компании, автобусные фирмы, предприятияводоснабжения и связи.
— государствоможет также выдавать патенты и лицензии, создавая легальные барьеры длявступления в отрасль. Выдавая патенты государство стремится защититьизобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процессаконкурирующими фирмами, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег,которые пошли на его разработку. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом,могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскуюработу, требуемую для разработки пригодной для патентования продукции.Монопольная власть, достигнутая благодаря патентам, вполне может усиливаться.
Вступление вотрасль могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий. Например,лицензии радио- и телевизионным станциям, учебным заведениям.
Однакобарьеры для вступления в отрасль, которые являются очень значительными вкраткосрочном периоде, могут оказаться преодолимыми в долгосрочном периоде.Существующие патентные преимущества могут быть обойдены посредством разработкиновой и отличающейся, хотя и способной служить заменителем продукции. Могутбыть найдены новые источники стратегического сырья

Заключение
 
Конкуренцияявляется необходимым и определяющим условием нормального функционированиярыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы.
Кположительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационногопроцесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокуюпроизводительность труда, минимум издержек и т.д. это обеспечиваетэффективность конкурентных рынков.
К негативнымпоследствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей,чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестныхприемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов,экологические нарушения и др.
Опытпоследних лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночнойдеятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций,либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на российскийрынок иностранных компаний — все это значительно осложнило рыночную ситуацию.Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшениеплатежеспособного спроса с другой, создали условия, в которых конкуренция сталаобыденным делом.
Какпоказывает практика, большинство российских предприятий не готово к активномуведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляциипромышленность оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудьсерьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий,стали невозможны. И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения можетбыть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированногона нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не толькодестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.
Подводя итогвышесказанному, необходимо отметить: конкуренция — это сложное многогранноеявление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономикиследует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

Библиографический список
 
1)  Смит А. Исследование оприроде и причинах богатства народов.
М.: Соцэкгиз, 1962. С331-332
2)  Гасанов Р.М Промышленныйшпионаж на службе монополий.
М.: Международныеотношения. 1986
3)  Майкл Е. ПортерКонкуренция
М.: Вильямс, 2002, 496 с.
4)  Ядгаров Я.С. Историяэкономических учений: Учебник для вузов. 3-е
издание. – М.: ИНФА-М,1999.
5)  Микроэкономика: Конспектлекций / А.Д. Косьмин, В.С. Ефремов, Н.А. Никонова, Н.А. Потапова. Омск: Изд-воОмГТУ, 2006. -44 с.
6)  Макроэкономика: Конспектлекций / А.Д. Косьмин, В.С. Ефремов, Н.А. Никонова, Н.А. Потапова. Омск: Изд-воОмГТУ, 2006. -36 с.
7)  Internet: «Википедея»свободная энциклопедия
ru.wikipedia.org/wiki/Конкурент
8)  Internet: Конкуренция имонополия
e-theory.narod.ru/articles/part06.html#2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :