Реферат по предмету "Экономика"


Концепция современной промышленной политики РФ

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(МИИТ)
ПоволжскийФилиал
Факультет:Информатизация, экономика и управление
Кафедра:«Экономическая теория»
КУРСОВАЯРАБОТА
По дисциплине
«Государственноерегулирование экономики»
На тему
«Концепциясовременной промышленной политики РФ»
2010г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙПОЛИТИКИ, ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ
1.1 Бюджетная политика
1.2 Налоговая политика
1.3 Денежно-кредитная и финансоваяполитика
1.4 Институциональная политика
1.5 Внешнеэкономическая политика
1.6 Инвестиционная и инновационнаяполитика
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙПОЛИТИКИ
2.1 Этапы разработки промышленнойполитики
2.2 Перспективы развитиятехнологической специализации промышленности
2.3 Разработка региональной промышленнойполитики
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
3.1 Роль государства в формированииэкономической и промышленной политики России
3.2 Принципы формированияпромышленной политики: отечественная и мировая практика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТРУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
С конца 80-х – начала90-х годов наша страна, в очередной раз круто развернувшись в истории своегоразвития на 180 градусов, взяла курс на рыночные преобразования, провозгласивглавным приоритетом построение “цивилизованного” рынка. Применяя опыт развитыхкапиталистических стран, правительство взяло на вооружение либеральную модельрынка, сделав ставку на эффективность и саморегулируемость рыночных механизмов.[1]
В надежде на то, что“невидимая рука рынка” вполне способна провести структурные преобразования ивывести российскую экономику на новый более качественный этап развития,государством были приняты меры по созданию института частной собственности какосновополагающей составляющей рынка и уменьшению влияния самого государства навзаимоотношения субъектов в рамках рыночной экономики.
Однако либерализацияпроцесса ценообразования в полной мере выявила все структурные перекосысоветского хозяйства, вылившись в высокую инфляцию, бюджетный дефицит,обнищание населения и стагнацию производства. В этих условиях правительствомбыл взят курс на финансовую стабилизацию. Но последующие всем известные событияавгуста 1998г. благополучно похоронили “достижения” финансовой стабилизации ивсе взоры устремились на реальный сектор для его всемерной поддержки. Одним изосновных условий выхода из затяжного экономического кризиса, стабилизации ипромышленного роста было признано “оживление реального сектора экономики и, впервую очередь, его важнейшего звена – промышленности”.[2]
Между тем ситуация вРоссии такая, что существование некоторых весьма важных отраслей промышленностиможет прекратиться в ближайшем будущем, поскольку на данный момент онинаходятся вне конъюнктурных интересов финансового капитала и не снабжаютсястоль необходимыми инвестициями и к тому моменту, когда эти отрасли станутвостребованными, их попросту уже не будет. А это не приемлемо дляэкономического и социального развития нашей страны в рамках мирового хозяйства.Поэтому именно в этой ситуации необходимо продуманное и эффективноегосударственное регулирование структуры производства в долгосрочном плане.
Таким образом,государству необходимо взять под свою опеку не только нормотворчество, но иопределение, прогнозирование и реализацию механизмов развития исовершенствования структуры общественного производства, разработатьсовокупность мероприятий долговременного характера, направленных настратегическое регулирование экономических процессов для развития приоритетныхотраслей. Именно на решение этих задач и направлен такой инструментгосударственного воздействия на экономику, как промышленная политика.
Актуальность темы даннойкурсовой работы обуславливается тем, что в настоящее время проблема разработкиосмысленной промышленной политики в Российской Федерации очень важна, так какименно от неё будет зависеть дальнейшее развитие страны. Это подтверждаетсядискуссией, в которой участвуют промышленная, научная, политическаяобщественность, федеральные промышленные министерства. Такое внимание к этомувопросу обусловлено тем, что в десятилетний период экономических реформ встране ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, какусловия массированного притока в экономику России иностранного и частногокапитала. Задач экономического роста, активной промышленной политики кактаковых не ставилось. По крайней мере, они являлись даже не второстепенными. Взначительной степени перечисленные проблемы в той или иной мере за прошедшеевремя решены. Однако ни Президент страны в своих официальных выступлениях, нибизнес, ни население не могут быть удовлетворены темпами и перспективами экономическогороста.
Ограничивая предметанализа и последующих предложений промышленностью, промышленным развитием,промышленной политикой, необходимо иметь в виду, что речь идет о сференационального производства материальных благ, материального продукта. Этоограничение не противоречит проблеме исторической стадии постиндустриальноймодернизации страны, поскольку информатизация промышленности, нарастание долиинтеллектуальноемкого продукта (интеллектуальной собственности) в структурепроизводства, модернизация промышленности входят в систему целей и ценностей впредлагаемых подходах. Нет противоречия и с миссией государственного управления,так как в неразрывном контексте предлагаемого рассмотрения находятся вопросысоциальной и гуманитарной ответственности государства, вопросы национальнойбезопасности, логика политического выбора страны последнего десятилетия — рыночной экономики, вхождения страны в мировую экономику.
Развитие рыночныхотношений в России и ее регионах актуализировало проблему разработки и реализацииобоснованной и тщательно продуманной промышленной политики. В современныхусловиях региональная политика в сфере промышленности требует двухуровневогоструктурирования.[3]С одной стороны, это должна быть политика региональных властей, стержнемкоторой является деятельность, направленная на воспроизводство путемобеспечения оптимального взаимодействия факторов — ресурсов в сферепромышленности на территории каждого конкретного региона и на институциональноеобеспечение его преимуществ по развитию приоритетных отраслей промышленности.Эффективная организация такой деятельности способна относительно быстростабилизировать ситуацию в промышленности по стране в целом.
С другой стороны, этодолжна быть политика федерального центра. Его роль состоит в создании такихобщероссийских макроэкономических институциональных условий, которые быспособствовали развитию региональной инициативы по наращиванию промышленногопотенциала. Другая задача федерального центра в этом плане — стимулированиеразвития наиболее значимых для экономики страны сфер промышленности.
Целью данной работыявляется изучение сущности промышленной политики, её роли в развитии России насегодняшний день.
Для достижения даннойцели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность промышленнойполитики и её инструменты.
2. Рассмотреть концепциюпромышленной политики, этапы её разработки.
3. Изучить основныенаправления реализации промышленной политики в России.
Предметом исследования вданной курсовой работе выступала разработка и реализация промышленной политикив России. Объектом исследования — промышленная политика РФ.
Курсовая работа состоитиз введения, трех теоретических глав, заключения и списка литературы. В первойглаве дается общая характеристика промышленной политики, рассматриваются еёинструменты: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, институциональная,внешнеэкономическая, инвестиционная и инновационная политики. Во второй главерассматриваются этапы разработки промышленной политики, перспективы развитиятехнологической специализации промышленности, региональная промышленнаяполитика. В третьей главе анализируется роль государства в формированииэкономической и промышленной политики России, принципы формированияпромышленной политики: отечественная и мировая практика.
Для написания даннойкурсовой работы использовались научные и практические труды современныхотечественных и зарубежных экономистов: Артемов А., Брыкин А., Шумаев В.,Бегарь В. В., Бозе Э., Васильев В.П., Винслав Ю., Цветков В. и другие.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ
Согласно разработаннойМинистерством экономики РФ Концепции промышленной политики, промышленнаяполитика представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в целяхповышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности иформирования её современной структуры, способствующей достижению этих целей. Промышленнаяполитика осуществляется в общем русле государственной экономической политики,направленной на структурные преобразования и рост общественного производства.
Цели и приоритетыпромышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемыхдля производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка,а также для социальной деятельности государства.
Существует несколькоинструментов промышленной политики, среди которых наибольший интерес дляизучения представляют: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная,институциональная, внешнеэкономическая и инвестиционная политика. Данныеинструменты будут подробно рассмотрены ниже.
1.1 Бюджетная политика
Бюджетная политикаявляется одним из основных инструментов как промышленной политики, так иэкономической политики государства в целом. Эффективность бюджетной политикиоценивается по результативности деятельности органов исполнительной власти вотношении основных направлений бюджетной политики: сбора бюджетных доходов иналоговых доходов в частности; выполнения бюджетных обязательств; управлениябюджетным дефицитом и государственным долгом.
Ясно, что состояниегосударственных финансов оказывает определяющее воздействие на реальнуюэкономику как в части выполнения бюджетных обязательств, так и в качествестимулятора повышения инвестиционной активности и переориентации финансовыхпотоков со спекулятивных финансовых рынков в сферу материального производства.
Бюджетная политикаопределяет и регулирует доходную и расходную части государственногофедерального бюджета. Доходная часть составляется на основе таких статей какналоговые поступления, неналоговые доходы (доходы от приватизации, от управлениягосимуществом, от ВЭД), доходы целевых бюджетных фондов.
Инструменты бюджетной политикив части расходов бюджета следующие: финансирование сферы материальногопроизводства, науки, социально-культурной сферы, финансирование ВЭД государства(госкредиты, уплата % и обслуживание внешнего долга, оказание безвозмезднойпомощи участникам ВЭД, внешняя торговля государственных предприятий),централизованное финансирование общественных потребностей (оборона,госуправление, содержание правоохранительных органов), создание резервныхфедеральных денежных фондов, обслуживание государственного внутреннего долга,инвестирование в развитие производственной базы, дотации, субсидии,финансирование приоритетных производственных и социально-экономическихмероприятий.[4]
1.2 Налоговая политика
Налоги – основная статьядоходной части бюджета. Однако их функция не ограничивается только фискальнымхарактером. Для эффективной реализации промышленной политики необходимо такжеучитывать стимулирующую и распределительную функции налогов. Поскольку сборналогов только в целях увеличения доходов бюджета экономически не правилен –необходимо, устанавливая различные ставки налогов, порядок их взимания и льготыпо ним, учитывать также их влияние на развитие приоритетных отраслей, поддержкунеконкурентоспособных, но социальнозначимых отраслей.
Налоги оказывают сильноевлияние на структуру и величину издержек предприятий, а также на суммуостающейся у предприятий чистой прибыли и, в конечном итоге, на величинуинвестиций, идущих на развитие, перевооружение и поддержаниеконкурентоспособности производимых товаров этих предприятий, а значит наконкурентоспособность отраслей и страны в целом как на внутреннем, так и навнешнем рынке. Поэтому не стоит злоупотреблять фискальной частью налогов, анадо шире применять стимулирующую и распределительную функции.
Также в рамках налоговойполитики определяются основные субъекты налогообложения в производственнойцепочке создания и продвижения товара и, с помощью переноса основной налоговойнагрузки на то или иное её звено, государство имеет возможность стимулироватьили ограничивать их в соответствии с выбранными приоритетами промышленнойполитики. В инструментарий налоговой политики входит: установка государствомвеличины (ставки) налогов и порядка налогообложения, определение базыналогообложения и его субъектов, льготы по налогообложению, ускоренный порядокамортизации, налоговые скидки и налоговые освобождения.
1.3 Денежно-кредитная ифинансовая политика
Важным направлением приреализации промышленной политики является регулирование со стороны государствасферы денежного обращения. Форму организации денежного обращения в страненазывают денежной системой, которая включает национальную валюту, масштаб цен,систему кредитных и бумажных денег, институты денежной системы.
Поскольку в современныхэкономиках широко применяются не только деньги, но и их производные (в томчисле безналичный расчёт и заимствования), денежной системы в её чистом виде несуществует и принято говорить о денежно-кредитной системе. Отсюда и происходитденежно-кредитная политика – инструмент общей экономической политикигосударства, направленный на оперативное воздействие последнего наденежно-кредитную систему.[5]
Прибыль, остающаяся враспоряжении предприятий, идёт не только на поощрение персонала, инвестиции, нои на накопление. А поскольку эти накопления делаются с прицелом на долгосрочныйпериод, они оказываются временно незанятыми в производственном процессе.Учитывая же, что не у всех компаний есть в данный момент достаточное денежноепокрытие своего производства, то с их стороны наблюдается спрос на свободныеденежные средства. Таким образом, наличие с одной стороны временно свободныхсредств и спроса на них с другой порождает их перераспределение, т.е.финансовый рынок (финансовые отношения).
А поскольку, как хорошоизвестно, дополнительные денежные ресурсы нужны не только отдельным предприятиям,но и государству, появляется необходимость в проведении финансовой политики –совокупности государственных мероприятий, направленных на мобилизациюфинансовых ресурсов, их распределение и использование. Основнымигосударственными органами проведения данных политик являются Центральный БанкРФ (денежно-кредитная политика) и Министерство финансов РФ (финансоваяполитика).[6]
Инструментамиденежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке (фондовом,валютном), регулирование учётной ставки (в России – это ставкарефинансирования), установление норм обязательных резервов коммерческих банков,контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечныйкредит, потребительский кредит и пр.). Инструменты финансовой политики – выпускгосударственных ценных бумаг для обеспечения и обслуживание государственногодолга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль зафинансовыми рынками и финансовым обращением, оперативное управлениегосударственными средствами.
1.4 Институциональнаяполитика
Важное значение дляосуществления государством целенаправленной промышленной политики имеютинституциональные и законодательно-правовые преобразования, направленные насовершенствование отношений собственности, стимулирования перехода предприятийк современным формам организации бизнеса, развитие конкуренции между субъектамирынка и т.п. Институциональная политика подразумевает формированиесоответствующей рыночным принципам и задачам промышленной политики правовой иорганизационной среды, утверждение общего для всех хозяйствующих субъектовпорядка, правил поведения.
В ведениеинституциональной политики входят реформирование предприятий в соответствии ссовременной структурой экономики, развитие и всесторонняя поддержка малогопредпринимательства, формирование крупных конкурентоспособных корпоративных ихолдинговых образований (в частности финансово-промышленных групп), проведениемероприятий по переходу госсобственности в частное владение (приватизация) илинаоборот (национализация), законодательное формирование и поддержка новыхрыночных институтов. Арсенал институциональной политики состоит из таких инструментов,как: различные лицензии, нормативы, нормотворчество, формирование эффективныхорганизационно-хозяйственных структур, преобразование отношений собственности,обеспечение рыночных процессов соответствующей правовой базой, разработкаправовых основ создания, функционирования и ликвидации предприятий, в том числечерез процедуру банкротства.[7]
1.5 Внешнеэкономическаяполитика
Так как Россия непосредственноконтактирует с другими государствами, у которых есть свои национальные интересы,то в этом плане мировой рынок похож на национальный, только помимо ужеизвестных субъектов – домашних хозяйств и фирм, – здесь появляются страны с ихэкономическими и политическими нуждами. Чтобы не затеряться в чужых интересах инуждах и отстоять свои, государство проводит в рамках общей промышленнойполитики внешнеэкономическую политику, которая направлена на регулированиеэкономических отношений с другими странами-участниками мирового рынка.
Цель внешнеэкономическойполитики – улучшение положения страны в мировом хозяйстве, участие вмеждународном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителейна мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке.Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики – созданиеблагоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводствавнутри страны.
Государственноерегулирование внешнеэкономической деятельности охватывает сферу внешнеэкономическогосотрудничества, сферу внешней торговли, валютную политику государства. Имеетсяобширный набор инструментов внешнеэкономической политики – это мерыстимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные иналоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии подэкспортные поставки), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы,квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологическихнормативов и стандартов), меры по привлечению или ограничению доступаиностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членствов международных экономических организациях, создание особых таможенных режимови преференций, таможенные союзы.
1.6 Инвестиционная иинновационная политика
Инвестиции – долгосрочныевложения капитала с целью получения прибыли – являются необходимой составляющейэффективного развития любого предприятия и являются предпосылкой экономическогороста экономики страны в целом. Для частных компаний источником инвестицийвыступают собственные (прибыль, амортизационные отчисления), заёмные (кредиты,ссуды) и привлечённые (акции предприятия) средства.[8]Государственные же инвестиции финансируются за счёт налоговых поступлений вбюджет и бюджетные фонды, прибыли государственных организаций, выпускавнутренних и внешних займов.
Инвестиции весьманепостоянная субстанция. Величина инвестиций постоянно колеблется. Поэтомупроводимая государством инвестиционная политика должна быть направлена наобеспечение гарантий стабильности инвестирования в национальную экономику.Основными задачами инвестиционной политики являются наращивание научного ипроизводственного потенциала отечественной промышленности, решение социальныхпроблем общества, обеспечение равномерного развития народного хозяйства,регулирование накоплений капитала по различным секторам экономики.
Инновационная политикапредставляет собой разновидность инвестиционной политики. Она нацелена наобеспечение государственного регулирования процессов создания, ввода,эксплуатации и последующего выбытия новшеств в народном хозяйстве, т.е.регулирует проток инвестиционных ресурсов, направленный на разработку исоздание технологических новшеств, для поддержания прогрессивнойтехнологической базы отечественной промышленности.

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Этапы разработкипромышленной политики
Исходя из маркетинговойосновы промышленной политики, можно предположить следующие этапы ее разработкии проведения:
1. Разработка товарнойспециализации промышленности и ее уточнение, рекомендуемое промышленномукомплексу к перспективному развитию, следование которым не только создает условияэффективного развития коммерческих структур, но и служит объектом государственнойподдержки. Эта информация позволит оценить достигнутые и ожидаемыеэкономические результаты производства и обмена товарами, перспективы развитиярынков этих товаров на краткосрочную и среднесрочную перспективу, выработатьгосударственную стратегию развития промышленности.
2. Формированиеперспективной группы товаров (товарных групп), производство которых может статьэффективным при условии проведения определенных мер поддержки (перспективнойтоварной специализации). Эти группы товаров разрабатываются для принятиянеотложных мер по стимулированию выхода на соответствующие товарные рынки; длявыработки долгосрочной стратегии развития промышленности.
Информация по этимгруппам товаров содержит предложения по расширению выхода на товарные рынки.Она оформляется в виде перечня прогрессивных товаров с указанием для каждого изних возможных рынков сбыта, их емкости и государственных мер поддержки истимулирования, выхода на них ожидаемых доходов и пополнения бюджета. Анализ иобобщение этой информации позволит сформировать перспективные направления промышленнойполитики и увязать их с инвестиционной программой.
3. Формированиепредложений по развитию внутренних российских рынков товаров производственногои непроизводственного назначения. Эти предложения отражают индикативную динамикувнутреннего потребления промышленной продукции производственного инепроизводственного назначения, связанную с ростом покупательной способности иоживлением воспроизводственных процессов. Они разрабатываются на основеотмеченной в п. 1 информации и прогнозов развития внутренних товарных рынков.Потребность в реализуемых на этом рынке товарах в значительной степени обеспечиваетсяпромышленностью регионов. К этой группе относятся товары массового потребления,промышленные товары, потребляемые предприятиями, и т.д.
4. Развитие производствтоварной и технологической специализации промышленности России. Промышленнаяполитика в развитии этих производств может состоять в поиске путей повышениякачества товаров (услуг), снижения их издержек с целью техническогоперевооружения предприятий, применения отечественной и зарубежной прогрессивнойтехнологии (возможно, в смене совокупности базовых технологий).
Формирование этого направленияпромышленной политики осуществляется путем разработки эффективныхтехнологических схем производства товаров на основе передовых технологий,проработки бизнес-планов и инвестиционных программ промышленных предприятий.Критериями оценки их эффективности могут служить цены и качество аналогичнойзарубежной продукции с учетом таможенной политики.
5. Формированиегосударственной инвестиционной программы развития промышленности. В этойпрограмме определяются товарные направления целевых инвестиций, соответствующиетоварной специализации промышленности, конкретные объекты инвестиций, размеры,источники и эффективность инвестиций. Инвестиционная программа является инструментомрегулирования структурных сдвигов и вытекает из товарной и технологической специализацииэкономики.
6. Развитиевнешнеэкономических связей. В этом разделе содержатся анализ сложившихся товаров,их оценка и разработка предложений по товарной экспансии промышленности России,приводится перечень регионов и стран для вывоза и ввоза товаров для эффективноготоварообмена; формируется политика участия России в международном разделениитруда.
Чтобы выйти на мировыерынки с российскими товарами в условиях экономической депрессии, необходимосоздать государственный механизм поддержки экспортеров. Для этого следуетразвивать политику экономически выгодных взаимоотношений с другими партнерами:странами СНГ, ближним и дальним зарубежьем. [9]
2.2 Перспективы развитиятехнологической специализации промышленности
Для регулированияструктурных преобразований промышленного производства на основе максимизациирыночных результатов и выработки товарной специализации промышленного комплексанеобходимо провести:
— маркетинговыеисследования для выявления потребности названных выше рынков в товарах,определения перспективных товаров российских товаропроизводителей ивозможностей выхода на рынки с учетом фактора времени;
— оценку эффективностипроизводства и реализации планируемой продукции промышленными предприятиямиРоссии;
— оптимизацию инвестицийв производственно-технологическую базу для выпуска выбранных в результатемаркетинговых исследований товаров с учетом разумных требований к эффективностипроизводства и ограничений на использование природных ресурсов.
Формирование товарнойспециализации должно обеспечить целенаправленную структурную перестройкупромышленности с ориентацией на выпуск конкурентоспособных товаров,пользующихся стабильным спросом. Для промышленности России этот вопрос еще нерешен. Вместе с тем рыночная конъюнктура и имеющийся производственный и научныйпотенциал позволяют осуществлять развитие промышленности в следующих направлениях:
— усиления ее ориентациина внутренние рынки продукции высоких технологий и экономически эффективныетоварные рынки;
— обеспечения внутреннегопотребительского спроса на промышленные товары и услуги.
Товарно-технологическаяспециализация основывается на сложившейся материально-технической базе с учетомее достаточного научно-технического уровня и научного задела для развития,необходимости наиболее полного использования потенциальных и реальныхвозможностей для производства конкурентоспособной продукции.[10]Это также находит отражение в промышленной политике, которая обеспечиваетконцентрацию ресурсов общества на выбранных направлениях развития экономики иреализуется через долгосрочную программу развития промышленности.Государственное регулирование создает условия для целенаправленного проведенияструктурной перестройки промышленности на основе эффективного использованиянакопленного, развивающегося и привлеченного научно-технического потенциала иинвестиций.
Программа развитияпромышленности России должна реализоваться поэтапно с использованием системыэкономических рычагов и стимулов[11]:
1. Необходимо вернутьведущее положение российских товаропроизводителей на российском рынкепромышленных товаров и услуг.
2. Российскиепромышленные товары должны вернуть свое место на рынках СНГ.
3. Российскиепромышленные товары должны выйти на рынки Восточной Европы и развивающихсястран.
4. Российские промышленныетовары должны реализоваться в достаточном объеме на рынках развитыхкапиталистических стран.
На каждом этапе критериемоценки товаров является их конкурентоспособность.
Промышленность Россииимеет достаточный приоритет по выходу на не которые мировые рынки с рядомтоваров, может быть, несколько упущенный ранее. Это рынки вооружения,авиакосмической техники.[12]Технологическая специализация промышленного комплекса в первую очередьпроявляется в отраслевой структуре. В рыночных условиях она определяетсясовокупностью базовых технологий, ориентированных на выпуск конкретных видовпродукции, состоянием материально-технической базы производства,научно-технологическим, патентным и лицензионным заделом, собственным илиполученным по научной кооперации. Развитие конкретных производствосуществляется на основе бизнес-планов и инвестиционных программ.
В программахинвестирования технического развития предприятий должно предусматриватьсякачественное изменение их технического уровня, обеспечивающее переход к новомутехнологическому укладу. Это требование может выдвигаться при проведении мер государственнойподдержки промышленных предприятий. Коммерческие предприятия, эффективноосуществляющие свою деятельность на товарных рынках, не нуждающиеся в протекционистскихмерах, сами поддерживают необходимый технический уровень производства за счетсобственных инвестиций. На них рассматриваемые условия и меры поддержки нераспространяются.
Для проведенияэффективной инвестиционной политики на основе разработаннойтоварно-технологической специализации необходимо:
— разработать систему критериевсоциально-экономической и технологической оценки инвестиционных программ предприятийи их отбора для реализации;
— разработать механизмкредитования инвестиционных мероприятий и его использования как основногоисточника инвестиционных ресурсов или использования других финансовыхисточников;
— спроектироватьэкономическую схему финансирования инвестиционных программ на основе долевогоучастия различных категорий инвесторов с учетом максимизации интересовгосударства;
— разработать системуэкономической поддержки инвестиционных программ и проектов, выполняемых сучастием зарубежных внешних инвесторов;
— создать постояннодействующую систему контроля выполнения инвестиционных программ с учетомресурсов государственной инвестиционной программы;
— создать законодательнуюбазу и механизм наложения санкций за нарушение договорных обязательств в сферегородских инвестиций.
2.3 Разработкарегиональной промышленной политики
Развитие промышленности вбывшем СССР осуществлялось в соответствии со “Схемой размещенияпроизводительных сил СССР” планомерно, с учетом эффективного использованияприродных и трудовых ресурсов, удобства транспортировки товаров отпроизводителей к потребителям, выравнивания уровней развития экономикирегионов.[13]В результате ее реализации в настоящее время сложились определеннаятерриториальная структура промышленности, технологическая и товарнаяспециализация экономики субъектов федерации. На ее базе формируются межрегиональныетоваропотоки, развитие которых осуществляется на основе изучения потребностейрегионов в товарах и услугах внешних товаропроизводителей и финансовыхвозможностей потребителей с учетом максимизации эффективного товарообмена.
Представляется, чтофункцию регулирования структуры промышленности должны эффективно выполнять самирегионы России на основе рыночного движения товаров и заключения межрегиональныхсоглашений по товарообмену. Выполнение этих операций обеспечивается имеющейсяпервичной статистической информацией.[14]
Наибольшего внимания врегионах заслуживает производство товаров, обеспечивающих собственныепотребности. Это могут быть товары широкого ассортимента, относящиеся кразвитию предприятий народнохозяйственной специализации региона, товарывнутреннего потребления, в том числе мест ной промышленности. Работа спредприятиями, выпускающими эти товары, может строиться на основепрогнозирования платежеспособного спроса, таможенного регулирования экспортапри условии контроля за качеством и ценами на товары, регулирования внутрироссийскоготоварообмена. Эта функция полностью выполняется администрацией региона.
Для оценки степениудовлетворения потребности региона в товарах и услугах необходимы следующиемеры:
— проведениесоциологических исследований соответствия покупательной способности населения ипромышленных предприятий их технологическим и физическим потребностям; динамикипокупательной способности;
— изучение динамикиизменения потребностей в процессе развития экономики;
— подготовка нормативнойбазы потребления и производства ряда товаров.
На этой основе могут бытьразработаны индикативный план развития производства региона и внешних связей поудовлетворению платежеспособного спроса и система мер экономического регулированиясоответствующих рынков.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯРЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
3.1 Роль государства вформировании экономической и промышленной политики России
Выдвигая задачу ускоренияэкономического роста важно трезво оценить особенности сегодняшнего положенияРоссии, понять, чем оно отличается от ситуации тех стран, которые в прошлыедесятилетия успешно решали задачу форсированного развития. Одной стратегии длявсех стран нет и не может быть. Искусство реформатора, функцию которогопризвано играть государство, состоит в выборе оптимальной стратегии,учитывающей уникальные характеристики и особенности страны в периодреформирования.[15]
Все это говорит онеобходимости проведения в России активной государственной экономическойполитики. При этом главные задачи государственной экономической политики должныбыть связаны с созданием условий:
— для удержания внутристраны имеющихся ресурсов, а также для привлечения из-за рубежа дополнительныхсредств, которые без государственного вмешательства, при свободной межстрановойконкуренции в условиях глобализации, были бы размещены вне национальнойэкономики;
— для привлечения иэффективного использования этих ресурсов в тех секторах национальной экономики,которые наиболее перспективны с точки зрения задач долгосрочного развития, дажеесли текущие чисто рыночные, конъюнктурные факторы создают временныепреимущества для иных, менее перспективных в долгосрочном плане секторах.
В России все ещесохраняется, несмотря на резкую деградацию образования и науки, потенциалвысоко квалифицированных трудовых и интеллектуальных ресурсов.[16]Еще один громадный и до сих пор плохо используемый резерв ускорения связан стеми немногими наукоемкими отраслями, в которых Россия до сих пор, несмотря напонесенные потери, сохраняет конкурентоспособность. Прежде всего, это ядерная иавиакосмическая отрасли, производство современных вооружений. Реалиисовременности ясно показывают, что необходимо последовательно задействовать всевозможности государства в борьбе за интересы отечественных производителей,прежде всего в конкурентоспособных отраслях экономики.
Главная предпосылкафорсированного экономического роста – увеличение объемов эффективных инвестицийв производство и обслуживающую его инфраструктуру. Достичь этого можно лишь спомощью активной, целенаправленной и последовательной государственной политики.Сама постановка задачи — максимально возможное ускорение экономического роста — требует полного использования всех доступных источников капиталовложений: какчастных, российских и зарубежных, так и государственных.[17]Сравнение потенциала этих двух источников приводит к выводу, что главную рольдолжны играть частные инвестиции, прежде всего российского происхождения. Надолю государственных капиталовложений приходится роль вспомогательная, новажная – финансирование программ, мало привлекательных для частных инвесторов,но полезных для улучшения инвестиционных условий в России, а также участие вфинансировании ключевых инвестиционных проектов, которые полностью передатьчастным инвесторам невозможно или нецелесообразно.
Чтобы добитьсязначительного увеличения объемов частных инвестиций, необходимо существенноулучшить соотношение между прибыльностью инвестиций и уровнем делового риска встране, сделать инвестиционный климат в России конкурентоспособным по мировымстандартам. Чтобы направить финансовые потоки в сектора экономики, развитиекоторых отвечает долгосрочным интересам России, нужно создать там болеепривлекательные условия инвестирования по сравнению с другими возможнымивариантами использования средств. Пока такие условия не созданы, продолжаетнаблюдаться значительный отток капиталов из страны.
Программа ускоренногоэкономического роста должна предусматривать активизацию государственной инвестиционнойполитики. Ключевой вопрос при решении этой задачи – привлечение и эффективноеиспользование огромных финансовых ресурсов.[18]И у России пока есть шанс для осуществления крупного инвестиционного маневра.
В настоящее времясложилась исключительно благоприятная ситуация для российской экономики с точкизрения наличия финансовых ресурсов. Связанные с укреплением рубля процессы — сокращение доли расходов по обслуживанию внешнего долга (за счет повышенияденежной оценки экономики относительная стоимость внешнего долга для бюджетаснижается).
Но сохранение сегодняшнихтенденций сложившейся инвестиционной модели, принципиально не позволяющейобеспечить модернизацию основных фондов, утяжеленная структура экономики врамках ее экспортно-сырьевой модели и связанные с этим низкие темпы сниженияэнерго- и электроемкости производства, слабая инновационная активность непозволяют вырваться на траекторию форсированного экономического роста всреднесрочном периоде.
Для повышенияэффективности и конкурентоспособности производства требуется переход к новойинвестиционной модели, позволяющей не только радикально, в 2-3 раза, увеличитьобъемы капиталовложений, но и осуществить “двойной маневр”[19]:между секторами экономики (в пользу конечных секторов) и между источникамиинвестиций (в пользу заемных средств). Кроме того, необходимо резкое повышениеинновационного наполнения инвестиций (в противном случае, рост инвестиций будетспособствовать воспроизводству устаревших технологий и консервироватьэкономическую отсталость) и значительное, в 2-3 раза, увеличение нормы выбытияустаревшего оборудования.
Как результат негативныхтенденций, наблюдающихся в инвестиционном процессе, основной макропоказатель,характеризующий конкурентоспособность национальной экономики (долявысокотехнологичной и наукоемкой продукции в экспорте), продолжает снижаться.Сейчас суммарная доля продукции ТЭК и металлургии — 75,4% от общего экспорта.[20]
На подобный тип развитияможно делать ставку, но только до появления альтернативных видов топлива. Болеетого, если предположить, что больше не будут расти цены на нефть, то Россиястолкнется с трудностями в наращивании объемов ее экспорта. Вновь начнетнакапливаться девальвационный потенциал, и экономика войдет в предкризисноесостояние. Все это обуславливает необходимость осуществления государством мерактивной экономической и, в частности, промышленной политики, направленных нареализацию национальных конкурентных преимуществ и потенциала несырьевогоразвития экономики.
Таким образом,промышленная политика, как ядро общеэкономической политики государства, должнабыть связана, в первую очередь, с проведением инновационной, инвестиционной иструктурной перестройки промышленного производства. Промышленная политикадолжна способствовать расширению и созданию новых рынков, выходу наконкурентоспособный уровень производства, увеличению доходности предприятий,обеспечению их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг.
3.2 Принципы формированияпромышленной политики: отечественная и мировая практика
За годы реформ в Россиибыли разработаны различные концептуальные подходы к реализации государственнойпромышленной политики. Менялось и отношение к самой проблеме проведенияспециальной политики, направленной на реформирование промышленного комплекса. Настарте реформ концепция экономической политики базировалась на представлении,что общие экономические реформы институциональной среды, создание рыночныхмеханизмов позволят решить проблемы отраслей и предприятий без вмешательствагосударства.
Следующий этап вразработке концепций государственной промышленной политики (1993-1995 гг.)связан, в первую очередь, с деятельностью Госкомпрома России. В этот периодпредпринимались активные попытки изучить и использовать опыт других стран, вчастности, Японии. Основными «китами», на которых базировалисьотечественные разработки, являлись сначала (1993-1994 гг.) стимулированиевнутреннего спроса, обеспечение промышленных предприятий дешевым оборотнымкапиталом для увеличения загрузки имеющихся мощностей и поиск отраслей-локомотивов,государственная поддержка которых через межотраслевые связи могла бы дать импульсросту промышленного производства. К 1995 г. основой концепции стали такназываемые «точки роста», развитие импортозамещения за счетпротекционистской внешнеэкономической политики, ускорение внутрипромышленнойинтеграции и построение производственных «цепочек» (ФПГ). Этиразработки по большей части не были доведены до стадии практического примененияили не дали ожидаемого эффекта, прежде всего, из-за отсутствия у государстваресурсов для проведения активной государственной политики, а также вследствиетого, что не удалось добиться консенсуса по вопросам отраслевых приоритетов исоздать конкретные механизмы реализации промышленной политики.
Попытки осуществить мерыгосударственного воздействия на развитие промышленности в рамках среднесрочнойэкономической программы 1997-1998 гг. также не были реализованы из-за резкогоизменения экономической ситуации в результате кризиса 1998 г.
В настоящее время основойгосударственной политики в области экономических преобразований в целом иреформирования промышленного комплекса в частности является Среднесрочнаяпрограмма социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2011годы.[21]В ней продекларированы следующие основные принципы экономической политики:
— создание равных условийконкуренции для всех предприятий, минимизация вмешательства государства,открытый характер экономики и т.п.;
— необходимостьпрогрессивных структурных сдвигов (то есть, обеспечение диверсификации) иповышение конкурентоспособности страны;
— необходимость реформысекторов, связанных с развитием человеческого потенциала;
— необходимость развитияинновационной сферы;
— устранение ограниченийинфраструктурного и технологического характера при активном участии бизнеса;
— включение ряда мер,связанных с прямым государственным регулированием: регулирование естественныхмонополий, создание и поддержание объектов инфраструктуры.
Однако правильносформулированные задачи диверсификации экономики в данной программе неподкреплены соответствующими механизмами их реализации. В результате впрограмме, содержащей три основных сценария развития экономики, непредполагается решения задачи удвоения ВВП к 2010 году, поставленной ПрезидентомРоссии. В самом благоприятном сценарии удвоение ВВП намечается лишь к 2015году. А на ближайшую перспективу по всем трем сценариям прогнозируется«пауза роста» — на уровне 4,5% в год, что практически свидетельствуето сохранении на ближайшую перспективу пассивной экономической политикигосударства.
В научных кругах России внастоящее время доминируют два основных подхода в понимании сущности ипринципов промышленной политики. Один, радикально-либеральный — заключается втом, что никакой промышленной политики как таковой в национальной экономикебыть не должно. Отраслевые пропорции, проблемы перелива капитала, многие другиепроблемы должны решаться на стыке спроса и предложения в процедурахсаморегуляции рынка. Поэтому отрицается необходимость назначения приоритетовразвития и выделения ведущих производств. Представители данного подходасчитают, что есть ряд приоритетных в логике постиндустриального общества, новыходящих за рамки собственно экономической сферы секторов, на которыхгосударство должно сосредоточиться в первую очередь. К ним относятся: развитиеобразования, развитие здравоохранения, проведение военной и судебной реформ.
Другой подход связан с такназываемой дирижистской моделью, основанная на применении принциповтрадиционной промышленной политики, включая выделение отраслевых приоритетов игосударственную (финансовую и нефинансовую) поддержку этих секторов. Даннаямодель основывается на чрезмерной вере в возможности государства объективноопределять приоритеты и формировать долгосрочную стратегию роста. Не менееважен в этой модели протекционизм как способ защиты отечественногопроизводителя от конкуренции иностранных фирм. Таким образом, модельпредполагает проведение активной промышленной политики в традиционном (отраслевом)значении этого слова.
На примере рядаиндустриально развитых стран видно, что активная промышленная политика решаетмножество взаимосвязанных задач. В развитых индустриальных странах сутьпромышленной политики формулируется как осуществляемая с помощью государствацеленаправленная систематическая деятельность по прямому (административному) икосвенному (финансово-экономическому) регулированию конкурентоспособногоинновационного и эффективного развития промышленности и устранению техпрепятствий в ходе этого развития, которые не могут быть преодоленыестественным ходом событий, то есть механизмами саморегулирования рынка.
Главные направлениясовременной промышленной политики, как показывает опыт развитых стран, сводятсяк следующим положениям:
— признается важным осуществитькардинальный переход к национальной промышленной политике, при которойравноправными участниками ее разработки и реализации выступают государство,бизнес, научные и общественные организации и институты;
— признается необходимымпереход от отраслевой промышленной политики к политике конкурентоспособнойпромышленности;
— новую промышленнуюполитику совмещают с переходом к наукоемкой экономике, в которой производство,распределение и использование знаний и информации признаются главными условиямиустойчивого экономического роста;
— промышленная политикане должна более фокусироваться на отдельных отраслях промышленности исубсидиях, поскольку эффект от выборочной поддержки “отраслей-победителей” ипредоставления селективной помощи стало дорогим удовольствием в условияхограниченных бюджетов.
Представляется, что дляРоссии, существенно отстающей от постиндустриальных стран, промышленнаяполитика должна решать двуединую задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурноймодернизации экономики, путем решения ее самых острых текущих проблем истимулирования экономического роста. С другой стороны, задачу определениядолговременной стратегии экономического развития страны, обеспечивающей болеебыстрое развитие по сравнению с развитыми странами.
промышленныйполитика государство

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе написанияданной курсовой работы была достигнута главная цель — изучена сущностьпромышленной политики, её роль в развитии России на сегодняшний день. Согласноразработанной Министерством экономики РФ Концепции промышленной политики,промышленная политика представляет собой комплекс мер, осуществляемыхгосударством в целях повышения эффективности и конкурентоспособностиотечественной промышленности и формирования её современной структуры,способствующей достижению этих целей. Промышленная политика осуществляется вобщем русле государственной экономической политики, направленной на структурныепреобразования и рост общественного производства.
Также были рассмотреныинструменты промышленной политики, среди которых: бюджетная, налоговая,денежно-кредитная, институциональная, внешнеэкономическая и инвестиционнаяполитика. Изучены основные этапы ее разработки и проведения.
Одним из важнейших этаповявляется разработка товарной специализации промышленности и ее уточнение,рекомендуемое промышленному комплексу к перспективному развитию. Эта информацияпозволит оценить достигнутые и ожидаемые экономические результаты производстваи обмена товарами, перспективы развития рынков этих товаров на краткосрочную исреднесрочную перспективу, выработать государственную стратегию развитияпромышленности. Затем происходит формирование перспективной группы товаров(товарных групп), производство которых может стать эффективным при условиипроведения определенных мер поддержки (перспективной товарной специализации).Информация по этим группам товаров содержит предложения по расширению выхода натоварные рынки.
Формирование предложенийпо развитию внутренних российских рынков товаров производственного инепроизводственного назначения составляет третий этап разработки и реализациипромышленной политики. Потребность в реализуемых на этом рынке товарах взначительной степени обеспечивается промышленностью регионов. К этой группеотносятся товары массового потребления, промышленные товары, потребляемыепредприятиями, и т.д.
В настоящее время, чтобывыйти на мировые рынки с российскими товарами в условиях экономическойдепрессии, необходимо создать государственный механизм поддержки экспортеров.Для этого следует развивать политику экономически выгодных взаимоотношений сдругими партнерами: странами СНГ, ближним и дальним зарубежьем.
Выдвигая задачу ускоренияэкономического роста важно трезво оценить особенности сегодняшнего положенияРоссии, понять, чем оно отличается от ситуации тех стран, которые в прошлыедесятилетия успешно решали задачу форсированного развития. Одной стратегии длявсех стран нет и не может быть. Искусство реформатора, функцию которогопризвано играть государство, состоит в выборе оптимальной стратегии,учитывающей уникальные характеристики и особенности страны в периодреформирования.
Все это говорит онеобходимости проведения в России активной государственной экономическойполитики. При этом главные задачи государственной экономической политики должныбыть связаны с созданием условий:
— для удержания внутристраны имеющихся ресурсов, а также для привлечения из-за рубежа дополнительныхсредств, которые без государственного вмешательства, при свободной межстрановойконкуренции в условиях глобализации, были бы размещены вне национальнойэкономики;
— для привлечения иэффективного использования этих ресурсов в тех секторах национальной экономики,которые наиболее перспективны с точки зрения задач долгосрочного развития, дажеесли текущие чисто рыночные, конъюнктурные факторы создают временныепреимущества для иных, менее перспективных в долгосрочном плане секторах.
Программа ускоренногоэкономического роста должна предусматривать активизацию государственнойинвестиционной политики. Ключевой вопрос при решении этой задачи – привлечениеи эффективное использование огромных финансовых ресурсов. И у России пока естьшанс для осуществления крупного инвестиционного маневра.
Но сохранение сегодняшнихтенденций сложившейся инвестиционной модели, принципиально не позволяющейобеспечить модернизацию основных фондов, утяжеленная структура экономики врамках ее экспортно-сырьевой модели и связанные с этим низкие темпы сниженияэнерго- и электроемкости производства, слабая инновационная активность непозволяют вырваться на траекторию форсированного экономического роста всреднесрочном периоде.
Таким образом,промышленная политика, как ядро общеэкономической политики государства, должнабыть связана, в первую очередь, с проведением инновационной, инвестиционной иструктурной перестройки промышленного производства. Промышленная политикадолжна способствовать расширению и созданию новых рынков, выходу наконкурентоспособный уровень производства, увеличению доходности предприятий,обеспечению их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг.
Представляется, что дляРоссии, существенно отстающей от постиндустриальных стран, промышленнаяполитика должна решать двуединую задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурноймодернизации экономики, путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулированияэкономического роста. С другой стороны, задачу определения долговременнойстратегии экономического развития страны, обеспечивающей более быстрое развитиепо сравнению с развитыми странами.
СПИСОК ЛИТЕРАТРУРЫ
1.  Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. Омерах по инновационному развитию легкой промышленности // Экономист. – 2007. — №10.
2.  Артемьев В.И. Промышленность России.– М.: ИНФРА-М, 2006.
3.  Бегарь В. В., Шушкинцев Н. Б. Россияна мировом рынке высоких технологий // Экономист. – 2008. — №1.
4.  Бозе Э. Инфраструктура транслированияинтересов бизнеса на уровень государства: государственная экономическаяполитика и бизнес-сообщество Экономист. – 2008. — №4.
5.  Васильев В.П. Государственноерегулирование экономики (схемы и статистика). – М.: Дело и Сервис, 2007.
6.  Винслав Ю. Федеральная промышленнаяполитика: к определению приоритетов в контексте итогов и тенденций новейшейиндустриальной эволюции страны // Экономист. – 2008. — №1-2.
7.  Газимагомедов Р. Особенностисовременной промышленной политики: теория и практика. — М.: Экономика, 2008.
8.  Гранберг А. Проблемы и парадоксырегиональной политики в РФ // Экономист. — 2008. — №11.
9.  Григорьев Л. Рецепт экономическогороста: “Ремонт на ходу” должна сменить модернизация экономики // РЭЖ. – 2009. — №5.
10.  Ивантер В.,Узяков М. Инновационный вариант развития: долгосрочный прогноз // Вопросыэкономики. – 2008. -№11.
11.  Капканщиков С.Г.Государственное регулирование экономики: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
12.  Княгинин В.,Щедровицкий П. Современная национальная промышленная политика России.Региональный аспект. — М.: РСПП, 2008.
13.  Константинов Д.Развитие промышленного производства в 2008 году // Экономист. – 2009. — №3.
14.  Крюков Р.В.Государственное регулирование национальной экономики: Конспект лекций. – М.:Приор – издат, 2006.
15.  Минакер П.Трансформация региональной экономической политики // Вопросы экономики. — 2007.- №3.
16.  Некипелов А. Остратегических установках и экономической политике федеральных властей // РЭЖ.- 2009. — №5.
17.  Ходов Л.Г.Государственное регулирование национальной экономики. — М.: Экономистъ, 2006.
18.  Цветков В.Подкрепить инновационное развитие промышленной политикой // Экономист. – 2008.- №3.
19.  Черной Л.Приоритетные подходы к структурной перестройке // Экономист. – 2008. — №12.
20.  Шукшин С.Н.Проблемы реализации промышленной политики РФ // Вопросы экономики. – 2009. — №7.
21.  Ясин Е., ЯковлевО. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросыэкономики. – 2008. — №10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.