Реферат по предмету "Экономика"


Концепция информатизации Ханты-Мансийского автономного округа

Содержание
Введение. 3
1. Концепцияинформатизации Ханты-Мансийского автономного округа. 5
2. Цели и задачиинформатизации Ханты-Мансийского автономного округа  8
3. Основные направленияинформатизации Ханты-Мансийского автономного округа  12
3.1Информационная поддержка хозяйствующих субъектов округа. 12
3.2Информатизация процессов управления социальной сферой. 14
3.3Информационная поддержка деятельности исполнительной и законодательной властиокруга. 20
3.4Информатизация процессов эффективного природопользования и охраны окружающейсреды Ханты-Мансийского автономного округа. 22
3.5Основные направления информатизации органов местного самоуправления) 23
Заключение. 25
Список использованныхисточников. 31
Приложения. 32
Введение
Доминирующимфактором современного этапа развития цивилизации является процесс повсеместнойинформатизации, связанный с постоянным развитием и распространением вглобальном масштабе новых инфокоммуникационных технологий (ИКТ). В Окинавскойхартии глобального информационного общества отмечено, что «инфокоммуникационныетехнологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формированиеобщества XXI века».
В российскихусловиях расширение сферы применения ИКТ представляет собой стратегическуюзадачу, без решения которой невозможно преодолеть характерную для нынешнейотечественной экономики сырьевую зависимость, повысить эффективностьдеятельности предприятий и обеспечить надлежащее функционирование системыгосударственного управления и местного самоуправления.
Насегодняшний день Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является одним изведущих регионов Российской Федерации в сфере практического применения ИКТ иразвития информационных ресурсов. Подтверждение тому – присуждение Югрепризовых мест в шести номинациях на Всероссийском конкурсе «Лучший регион всфере ИКТ» в 2004 г. Округ включен в Федеральную целевую программу «ЭлектроннаяРоссия» (2002–2010 гг.)» в качестве опорной зоны по восьми направлениям.
В целяхсодействия проведению единой государственной политики в сфере информатизации,обмена опытом работы и освещения вопросов реализации мероприятий,предусмотренных ФЦП ЭР, в округе уже четвертый раз проводится межрегиональнаянаучно-практическая конференция «Информационные технологии и решения для «ЭлектроннойРоссии»», в которой принимают участие ведущие специалисты по информатизации извсех регионов России. Одновременно с конференцией в начале июня 2005 г. вХанты-Мансийске прошла выставка «Информационные технологии XXI века». Этавыставка стала юбилейной, пятой по счету.
На конференциии выставке были представлены современные решения в области развитияинформационных систем в органах государственной власти, муниципальныхобразованиях и бюджетных организациях, а также передовые достижения компаний,работающих в ИКТ-секторе экономики. На форум были приглашены руководителиструктурных подразделений органов исполнительной власти автономного округа,образовательных учреждений, главы муниципальных образований и руководителиподразделений по информатизации органов местного самоуправления, представителиорганов власти субъектов РФ и УрФО, а также коммерческие компании. Своиэкспозиции представили 11 муниципальных образований (города Нижневартовск,Сургут, Ханты-Мансийск, Югорск, Урай, Нягань; Ханты-Мансийский, Сургутский,Нефтеюганский, Октябрьский и Кондинский районы), 19 коммерческих организаций(ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Уралсвязьинформ», ЗАО «Констеллейшн 3DВосток» и др.), 10 структурных подразделений органов государственной властиавтономного округа, 10 государственных учреждений и предприятий. 
1. Концепцияинформатизации Ханты-Мансийского автономного округа
Информатизация– это многогранный организационный, социально-экономический инаучно-технический процесс, направленный на оптимальное удовлетворение информационныхпотребностей общества. Информатизация Ханты-Мансийского автономного округаявляется одним из важнейших и определяющих факторов, обеспечивающих необходимуюинформационную поддержку социально-экономического развития региона.Непосредственной целью информатизации является обеспечение эффективнойинформационной поддержки решения политических, социальных и экономических задачразвития округа.
Вполитическом аспекте процессы информатизации позволяют:
– создатьнеобходимые условия для доступа широких слоев населения к информационнымресурсам в целях повышения его политической, экономической и социальнойактивности;
– способствоватьреализации процессов гласности и демократизации общества;
реализоватьмониторинг общественного мнения населения по основным проблемамжизнедеятельности;
– создатьусловия согласованного развития округа и муниципальных образований в егосоставе как целостного субъекта Российской Федерации;
прогнозировать,выявлять и разрешать проявления социально-экономической напряженности.
Экономическиеаспекты информатизации ориентированы прежде всего на повышение эффективностиобщественного производства, использования природных ресурсов и собственностиХанты-Мансийского автономного округа, улучшение социально-экономических условийжизни населения.
Использованиеинформационных технологий в социальной сфере позволяет:
– болееполно и своевременно учитывать потребности населения округа и целенаправленнореагировать на эти потребности;
– способствоватьреализации принципа социальной справедливости при распределении общественныхблаг;
– способствоватьэффективному функционированию отраслей социальной инфраструктуры;
– повыситьинтеллектуальный потенциал общества, развивать новые формы досуга, отдыха иразвлечения населения.
В Концепцииинформатизации Ханты-Мансийского автономного округа, утвержденнойпостановлением Губернатора от 3.06.1996 г. №206 определены основныепринципиальные положения и пути построения территориальной информационнойсистемы (ТИС) округа, разработки общего представления о структуре и содержаниисистемы в целом и направлениях информатизации в отдельных ее частях(элементах), разработано научно-техническое обоснование программыинформатизации Ханты-Мансийского автономного округа.
Концепцияинформатизации округа является основным научно-методическим документом,содержащим основные принципиальные подходы к развитию процессов информатизации,обеспечивающим целостное представление об информационной системе округа вцелом.
В настоящеевремя с учетом изменившихся за пять лет условий и полученных результатов всфере информатизации Ханты-Мансийского автономного округа Концепция получиласвоё развитие и подготовлена её новая редакция.
В Концепцииопределены:
– основныецели и направления информатизации процессов управления Ханты-Мансийскимавтономным округом;
– стратегияи тактика проведения работ с учетом имеющихся в России работ в этомнаправлении, привлечения для решения проблем информатизации различныхнаучно-производственных коллективов;
– основныенаправления по развитию инфраструктуры информатизации с учетом со временногосостояния средств вычислительной техники;
– системауправления информатизацией округа, основные этапы реализации Концепции,экономические и социальные последствия от внедрения новых информационныхтехнологий.
В целомсодержание Концепции ориентировано на формирование общей единой стратегиипроведения политики информатизации Ханты-Мансийского автономного округа,единого методологического подхода при проектировании и создании прикладныхинформационных технологий для всех уровней и структур органов власти иуправления.
Приразработке Концепции учитывались:
– законодательныеи другие нормативные правовые документы федерального уровня, регламентирующиепроцессы информатизации отдельных сфер деятельности общества;
– методическиедокументы Минсвязи России в области региональной информатизации, построениятерриториальных информационных систем и их элементов;
– опытрешения проблем информатизации в других регионах Российской Федерации;
– особенностиокруга как объекта информатизации, в т.ч. существующая специфика региональнойэкономики и системы управления Ханты-Мансийского автономного округа, уровеньразвития информатизации в отдельных сферах социально-экономической системыокруга. 
2. Цели изадачи информатизации Ханты-Мансийского автономного округа
 
Основнойцельюинформатизации Ханты-Мансийского автономного округа является создание на основеновейших информационных и коммуникационных технологий Территориальнойинформационной системы (ТИС), обеспечивающей формирование и интеграциюинформационных ресурсов, необходимых для управления социально-экономическимипроцессами, развития предпринимательства в регионе, реализации прав граждан иорганизаций на информацию в соответствии с приоритетами, установленнымиКонцепцией социально-экономического развития округа.
Основнымизадачами информатизации Ханты-Мансийского автономного округа являются:обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправленияХанты-Мансийского автономного округа необходимой и достаточной информацией дляпринятия своевременных, обоснованных и эффективных управленческих решений, втом числе, на основе создания первичных информационных ресурсов для органовуправления, комплексных информационно-аналитических систем, использованиясовременных технологий принятия решений, ситуационных центров; интеграцияинформационных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа на основеиспользования единой системы информационно-лингвистических средств ТИС(общесистемных классификаторов, стандартов на форматы представления данных идр.) и единой технологии построения баз данных; повышение информационнойоткрытости органов государственной власти и местного самоуправленияХанты-Мансийского автономного округа для общества. Организация доступа кинформационным ресурсам округа граждан, юридических лиц, общественныхорганизаций и объединений; интеграция информационных ресурсов Ханты-Мансийскогоавтономного округа во внешние информационные среды в целях предоставленияширокому кругу пользователей информации о регионе и получения адекватнойинформации о потенциальных деловых партнерах за его пределами; обеспечениеинформационной безопасности деятельности органов государственной власти иорганов местного самоуправления.
В настоящеевремя основными объектами внимания территориальных органов управления являются:
– хозяйствующиесубъекты различной ведомственной подчиненности и форм собственности, в томчисле, субъекты, имущество которых принадлежит округу;
– региональныересурсы: финансовые, трудовые, товарные, природные, информационные;
– окружающаясреда;
– населениеокруга.
К каждому изэтих объектов органы управления применяют два вида воздействия: руководят(распоряжаются) либо координируют (создают условия).
Процессы,обеспечивающие реорганизацию системы хозяйствования и новые требования,предъявляемые со стороны юридических и физических лиц к информации,существенным образом должны изменить и изменили ролевые функции всехучаствующих в этом процессе и, в первую очередь, органов управления. На первыйплан выдвинулись функции управления имуществом, ресурсами, социальной сферой.Немалое значение приобрели функции, связанные с развитием предпринимательской икоммерческой деятельности и ряд других, ранее не присущих централизованнойсистеме управления. С другой стороны, немаловажное значение, с точки зренияналогообложения, формирования бюджета и бюджетной политики, имеют ивзаимоотношения органов территориального управления с хозяйствующими субъектамиразличных форм собственности.
Изменилась ипредметная область информатизации территориального уровня, которая включает:
информатизациюзаконодательной и исполнительной власти как представителей коллективногособственника на территории и юридического лица, ответственного за установлениецивилизованного порядка в отношениях между всеми собственниками на территории иподдержание устойчивого функционирования узаконенного механизма хозяйствования;
информационнуюподдержку деятельности хозяйствующих субъектов региона в части обеспеченияинформацией всех видов их деятельности;
информатизациюпроцессов управления социальной сферой;
информатизациюпроцессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды в частиобеспечения информацией органов территориального управления для оценкисостояния природных ресурсов и воспроизводства жизненной (природной) средынаселения;
информатизациюдеятельности органов местного самоуправления.
Важнойзадачей информатизации округа является правовая информатизация, обеспечивающаясоздание условий удовлетворения информационно-правовых потребностей органоввласти и управления государственных и общественных предприятий, организаций,учреждений и граждан на основе эффективной организации и использованияинформационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Онаосуществляется на основе Концепции правовой информатизации России, утвержденнойУказом Президента Российской Федерации от 28.06.93 г. №966.
Кроме того, вкачестве отдельного направления региональной информатизации выделяется «Созданиеи обеспечение эффективного функционирования региональной инфраструктурыинформатизации», как совершенно новой отрасли, формирующей информационную,программно-техническую, организационную, телекоммуникационную инфраструктурурегиональной информатизации.
С учетомсложившейся структуры управления округом каждая из выделенных предметныхобластей информатизации рассматривается по трем уровням:
– информатизацияуправления округом в целом (государственное управление);
– информатизацияуправления городом (городским хозяйством) окружного значения (местноесамоуправление);
– информатизацияуправления административно-территориальной единицей округа.
Состав исодержание конкретных проектов информатизации на каждом уровне существеннозависит от принятой в округе схемы делегирования полномочий каждому из органовуправления, которая определяется Конституцией Российской Федерации, федеральнымза коном. Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации, уставом Ханты-Мансийского автономного округа.
Декомпозицияосновных направлений в Концепции информатизации производится, исходя изпринятых основных направлений социально-экономического развитияХанты-Мансийского автономного округа.
При описаниии детализации Концепции информатизации использована следующая структуризация:
– направлениеинформатизации;
– поднаправленияинформатизации;
– проектыинформатизации. 
3. Основныенаправления информатизации Ханты-Мансийского автономного округа 3.1 Информационная поддержка хозяйствующихсубъектов округа
Информационнаяподдержка деятельности хозяйственных субъектов округа ориентирована, преждевсего, на предоставление информационных услуг по всем видам деятельности(производственной, экономической, коммерческой) хозяйствующим субъектам, формирование(согласование) схем развития и размещения каждого из отраслевых комплексов,определение налоговой и кредитной политики по отношению к ним.
Все множествохозяйствующих субъектов, рассматриваемых при определении основныхконцептуальных положений данного направления информатизации, можно условно разбить на две группы:
товаропроизводители;
хозяйствующиесубъекты, поддерживающие производственную и социальную инфраструктуру округа.
К первойгруппе относятся хозяйствующие субъекты нефтегазодобывающего, топливно-энергетического,нефтехимического, лесного и машиностроительного комплексов.
Интересорганов государственного и муниципального управления к этим структурамобъясняется следующим:
– этихозяйствующие субъекты являются основными источниками пополнения окружного иместных бюджетов;
– этихозяйствующие субъекты, как правило, оформлены в виде акционерных обществ сосмешанной формой собственности и интерес государственных и местных органовуправления заключается в возможности управления своей долей собственности.
К основнымпроектам, реализуемым в этом поднаправлении информатизации, относятся:
– информационныетехнологии поддержки производственной, экономической и коммерческойдеятельности хозяйствующих субъектов (предоставление информации по рынку труда,товарному рынку, фондовому рынку, законодательным актам и т.д.);
– информационныетехнологии разработки схем формирования, развития и размещения отраслевыхкомплексов.
Ко второйгруппе относятся хозяйствующие субъекты транспортного, жилищно-коммунального иградостроительного комплексов.
Предприятияэтих комплексов работают, как правило, в определенных территориальныхобразованиях и взаимодействуют с местными органами власти и управления.
Информатизацияградостроительного комплекса ориентирована, прежде всего, на решение проблемыкомплексной застройки города с учетом имеющихся ресурсов, инженерныхкоммуникаций, зеленых зон и т.д.
К основнымпроектам, реализуемым в этом поднаправлении информатизации, отноcятся:
– информационныетехнологии поддержки геоинформационной системы ведения городских кадастров;
– информационныетехнологии ведения генерального плана развития города и организации егоисполнения;
– информационныетехнологии ведения городских земельных отводов;
информационныетехнологии плана капитального строительства и контроля его исполнения;
– информационныетехнологии ведения государственного градостроительного кадастра.
Вышеперечисленныепроекты создаются для Главного управления архитектуры, подразделенийкапитального строительства городских мэрий.
Информатизацияжилищно-коммунального хозяйства города предполагает информационную поддержкудеятельности различных городских служб ЖКХ и ориентирована на развитие иподдержку инженерных коммуникаций города.
К основнымпроектам информатизации этого поднаправления можно отнести:
– информационныетехнологии ведения городских кадастров жилого и нежилого фондов;
– информационныетехнологии ведения городских кадастров тепловых сетей;
информационныетехнологии ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей;
– информационныетехнологии ведения городских кадастров электрических сетей;
– информационныетехнологии ведения городских кадастров улично-дорожной сети;
– информационныетехнологии формирования муниципального заказа на коммунальные услуги и организацииконтроля за его исполнением;
– информационныетехнологии формирования муниципального заказа по перевозке пассажиров иорганизация контроля его выполнения;
– информационныетехнологии ведения городских кадастров газопроводов;
информационныетехнологии поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций наобъектах коммунального хозяйства. 3.2 Информатизация процессов управлениясоциальной сферой
Информатизацияпроцессов управления в социальной сфере ориентирована, прежде всего, навнедрение экономических механизмов и информационных технологий, направленныхна:
– смягчениенегативных последствий бедности, снижение социального неравенства ипредотвращение социального иждивенчества;
– расширениерынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечениясвободы выбора граждан, пользующихся бесплатными и субсидируемыми социальнымиуслугами.
В рамкахэтого направления следует рассмотреть проблемы организации непосредственногоинформационного обслуживания населения по широкому спектру таких вопросов, какделовая информация, коммерческая информация, информация о деятельностипредприятий сферы услуг и т.д.
Проблемасоциальной защиты малообеспеченных слоев населения связана с ухудшениемположения дел на потребительском рынке, ростом цен на товары и услуги первойнеобходимости, различной покупательной способностью населения и ориентирована,прежде всего, на информатизацию деятельности территориальных служб социальнойзащиты населения.
Наобеспечение решения задач органов социальной защиты населения направленыследующие проекты информатизации по данной проблематике:
– формированиебанка данных лиц, имеющих право на получение социальных льгот;
– организацияназначения, перерасчета, выплаты пособий, компенсаций и других денежных выплатсоциального характера, а также осуществление учета выплаченных сумм;
– формированиебанка данных на прибывающих в регион граждан, уволенных (увольняемых) с военнойслужбы, в т.ч. нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в трудоустройстве иполучении гражданской специальности, в медико-социальной реабилитации;
– организацияучета граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
назначение ивыплата возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших причрезвычайных ситуациях;
Значительнуюроль в обеспечении социальной защиты населения округа играет региональноеотделение Фонда социального страхования Российской Федерации поХанты-Мансийскому автономному округу. Информатизация процессов управления вэтой сфере осуществляется в направлении персонификации учета доходов и расходовв разрезе каждого застрахованного физического лица, автоматизированного веденияперсональных лицевых счетов медико-социального страхования, решения задачанализа уровня заболеваемости, производственного травматизма и профессиональнойзаболеваемости в округе и т.д.
Работы в этомнаправлении развиваются в рамках соответствующих программ Фонда социальногострахования Российской Федерации.
Основныенаправления информатизации деятельности региональных центров занятостинаселения определяются в соответствии с содержанием федерального закона озанятости и состоят из следующих взаимосвязанных технологий:
– информационныетехнологии учета вакансий;
– информационныетехнологии учета обратившихся;
– информационныетехнологии учета общественных работ;
– информационныетехнологии состояния учебно-курсовой сети;
– информационныетехнологии учета безработных и выплаты пособий;
– информационныетехнологии формирования и расходования фонда занятости;
– информационныетехнологии анализа рынка труда;
– учрежденческиеинформационные технологии деятельности Центров занятости;
– информационныетехнологии формирования статистической информации.
Спецификаорганизации системы трудоустройства требует реализации этих проектов в видетерриториально-распределенной системы обработки данных.
Основнымипроектами информатизации деятельности миграционных служб являются:
– информационныетехнологии персонифицированного учета граждан Российской Федерации,обратившихся в территориальные органы миграционной службы с ходатайством ополучении (получивших) статуса вынужденных переселенцев;
– информационныетехнологии персонифицированного учета лиц, обратившихся за получением(получивших) статус беженца;
– информационныетехнологии персонифицированного учета иностранных граждан и лиц безгражданства, осуществляющих трудовую деятельность или занимающихся незаконнойтрудовой деятельностью на территории Российской Федерации;
– информационныетехнологии персонифицированного учета лиц, незаконно пребывающих на территорииокруга;
– информационныетехнологии учета юридических лиц, утративших право на при влечение иностраннойрабочей силы.
Информатизацияуправления потребительским рынком округа ориентирована, прежде всего, наинформационную поддержку защиты прав потребителей и своевременное икачественное обеспечение их товарами и услугами первой необходимости.
Функциональнозадачи по информатизации данного поднаправления должны рассматриваться, преждевсего, на уровне органов местного самоуправления и заключаются в ведении базданных о предприятиях и организациях, оказывающих услуги населению (розничнаяторговля, бытовое обслуживание, общественное питание), муниципальных договорахна предоставление услуг, реестрах действующих лицензий и паспортов на право оказанияуслуг; учете, контроле и анализе деятельности предприятий и организаций,оказывающих услуги населению; разработке, учете, контроле и анализе социальныхпрограмм по защите прав потребителей.
Информатизациюсистемы образования необходимо рассматривать как мощный инструмент,предоставляющий учащимся равные возможности в образовании независимо от местажительства и социального положения, а также равную доступность к новым знаниям.Основной задачей информатизации системы образования Ханты-Мансийского автономногоокруга является построение сетевой образовательной инфраструктуры,обеспечивающей создание единого информационного образовательно-педагогическогопространства.
Комплекссетевых услуг для образовательных учреждений автономного округа предусматривает:
– возможностьколлективного обсуждения проблем (телеконференции),
доступ кбазам данных различного уровня (местный, российский, международный);
– предоставлениераспределенных автоматизированных средств обучения;
удаленныйдоступ к программным продуктам;
– удаленныйдоступ к мировым центрам информатизации, библиотекам, фондам про грамм и т.д.;
– получениеоперативной информации по всем областям жизнедеятельности общества.
Комплекспрограмм создания в автономном округе территориально-распределенной информационнойсистемы образования включает:
– созданиеобразовательного портала;
– созданиеи развитие системы дистанционного образования;
– созданиеобразовательных информационных центров;
– разработкуавтоматизированного рабочего места преподавателя и учащегося;
разработкатранспортной среды, обеспечивающей информационное взаимодействие;
– разработкуи установку программно-технических средств (компьютерное, сетевое,телекоммуникационное оборудование);
– разработкунормативно-правовой базы.
Основнымипроектами информатизации системы здравоохранения округа являются:
– информационныетехнологии по организации медицинского мониторинга здоровья населения округа;
– информационныетехнологии управления и надзора за фармацевтической деятельностью предприятий,учреждений и организаций, сертификацией и контролем за качеством лекарственныхсредств;
– информационныетехнологии управления страховой медициной;
информационныетехнологии оперативного управления работой скорой помощи;
– типовыеинформационные технологии органов управления здравоохранением на окружном,городском и районном уровнях;
– типовыеинформационные технологии поддержки деятельности медицинских учреждений(больниц, поликлиник и т.д.).
Работы поинформатизации в сфере культуры проводятся в следующих основных направлениях:
– созданиеединого информационного пространства для музеев округа;
создание базыданных по памятникам истории и культуры округа;
– информационноеобеспечение мониторинга историко-культурного наследия округа;
– созданиекорпоративных библиотечно-информационных систем;
созданиеоцифрованного краеведческого книжного фонда;
– созданиецентров доступа к открытым базам данных правовой и другой информации вобщедоступных библиотеках округа;
– созданиеи поддержка специализированной Web-страницы «Кинематография Югры»;
– созданиецентрализованных баз данных по направлениям:
1) текущаяинформация в сфере кинематографии;
2) реестрокружного фильмофонда.
3) созданиеавтоматизированной базы данных:
4) каталоговокружного фильмофонда;
5) лицензионно-правовой;
6) кинофестивалейи семинаров;
7) информациипо актерам, режиссерам и киностудиям.
Дляобеспечения эффективного управления развитием социальной сферы округасоздаваемые в рамках отдельных ведомственных структур системы образуют единыйфункциональный комплекс – комплекс социальной защиты населения. Формированиетакого комплекса предполагает создание необходимых условий информационноговзаимодействия отдельных систем, в том числе, таких как единство иоднозначность первичной информации, разработка интерфейсов междувзаимодействующими системами, организационно-правовая регламентацияинформационного взаимодействия, наличие необходимой телекоммуникационной среды.3.3Информационная поддержка деятельности исполнительной и законодательной власти округа
Органыисполнительной власти представлены Администрацией Губернатора, ПравительствомХанты-Мансийского автономного округа, которое является постоянно действующимвысшим исполнительным органом государственной власти автономного округа, органами государственной власти округа, а также территориальными звеньями федеральныхорганов государственной власти и органами местного самоуправления.
Органызаконодательной и представительной власти Ханты-Мансийского автономного округапредставлены окружной Думой и представительными органами местногосамоуправления.
А. Информатизациядеятельности органов исполнительной власти округа
В условияхреформирования системы управления социально-экономическими и политическимипроцессами в обществе, нарастающего многообразия проблем, требующихоперативного решения, обоснованность и эффективность решений, принимаемыхорганами исполнительной власти, в значительной степени зависят от качества иоперативности ин формационно-аналитического обслуживания этих органов.
Анализосновных направлений деятельности органов исполнительной власти округапозволяет выделить следующие поднаправления информатизации:
– информатизацияучрежденческой деятельности органов исполнительной власти ориентирована, преждевсего, на внедрение безбумажных технологий обработки информации;
– информационнаяподдержка деятельности по вопросам управления государственной собственностью;
– информатизацияэкономической деятельности и финансово-кредитного комплекса округа;
– информатизациямеждународных, межрегиональных связей и внешнеэкономической деятельностиПравительства округа, которая направлена на развитие и повышение эффективностивнешних связей округа, на позитивное развитие социально-экономическогоположения округа в целом и определяется Программой социально-экономическогоразвития и Программой развития внешних связей Ханты Мансийского автономногоокруга;
– информатизацияпроцессов управления по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуацийориентирована на информационное обеспечение деятельности соответствующихорганов исполнительной власти округа, по обеспечению безопасностижизнедеятельности населения, по защите объектов нефтегазодобывающего итопливно-энергетического комплексов, по защите коммунального хозяйства отаварий, катастроф, стихийных бедствий.
Реализацияпроектов по данному поднаправлению осуществляется с использованиемгеоинформационных технологий обработки информации.
Б. Информатизацияорганов законодательной и представительной власти Ханты-Мансийского автономногоокруга
Информатизациязаконодательной и представительной власти округа проводится в следующихнаправлениях:
– информационнаяподдержка проведения заседаний Думы, в том числе, подготовка регламентныхдокументов, регистрация, проведение заседаний, голосование, протоколирование;
– информационнаяподдержка законотворческой деятельности депутатов и депутатских комиссий, в томчисле, доступ и работа с гипертекстовыми базами данных,
– электронныйобмен готовящимися документами, информационные технологии рас смотрения исогласования проектов законодательных актов;
– информационнаяподдержка текущей деятельности депутатов;
– информационнаяподдержка геополитического и социально-экономического мониторинга региона. 3.4 Информатизация процессов эффективногоприродопользования и охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономногоокруга
Информатизацияпроцессов эффективного использования природных ресурсов (природопользования) иохраны окружающей среды должна быть направлена на создание необходимых условий,обеспечивающих сбалансированное развитие природно-сырьевой базы дляудовлетворения потребностей в топливно-энергетических, минеральных, водных илесных ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятнуюокружающую среду.
Направлениямиинформатизации процессов управления природопользованием и ох раной окружающейсреды являются:
– информатизацияпроцессов управления использованием минерально-сырьевых ресурсов;
– информатизацияпроцессов управления использованием лесных ресурсов;
– информатизацияпроцессов управления использованием водных ресурсов;
– информатизацияпроцессов управления охраной окружающей среды;
– информатизацияпроцессов регулирования в области обращения с отходами.
При этомбольшое значение имеет решение задачи организации эффективного информационногообмена между органами государственной власти округа, органами местногосамоуправления и соответствующими ведомственными структурами. ПравительствоХанты-Мансийского автономного округа должно иметь исчерпывающую информацию,характеризующую состояние природных ресурсов территории и состояние окружающейсреды округа.3.5Основные направления информатизации органов местного самоуправления)
Учитываяоднородную предметную ориентацию большинства городов, районов и другихадминистративно-территориальных образований Ханты-Мансийского автономногоокруга, можно говорить о типизации проектных решений по информатизации органовместного самоуправления.
Выделеныследующие основные типовые направления информатизации органов местногосамоуправления:
– информатизацияфинансово-кредитной деятельности;
– информационнаяподдержка управления имуществом;
– информационнаяподдержка управления потребительским рынком;
– информатизацияпроцессов социального развития территории;
– информатизацияпроцессов градостроительства;
– информационнаяподдержка управления городским коммунальным хозяйством;
– информатизацияучрежденческой деятельности органов местного самоуправления;
– созданиегородской инфраструктуры информатизации.
Заключение
Принимая в1996 году Концепцию информатизации, руководство Ханты-Мансийского автономногоокруга понимало, что сделан лишь первый шаг на большом, трудном и длительномпути широкого внедрения передовых информационных технологий, телекоммуникационныхсистем, формирования региональных информационных ресурсов, на пути перехода накачественно новый уровень не только сферы управления округом, но и всех другихсфер жизнедеятельности, а также жизни населения.
Из ряданаучно-методических документов, разработанных на федеральном уровне в МинсвязиРоссии (а ранее – Роскоминформе), а также из опыта работ по информатизациирегионов было известно, что необходимыми условиями успешного решениябольшинства проблем по информатизации региона являются:
– принятиеАдминистрацией региона специального Постановления о проведении работ поинформатизации;
– решениепроблемы ресурсного обеспечения работ, включая разработку механизмафинансирования работ по информатизации региона;
– назначениеодного из руководителей Администрации региона ответственным за информатизацию врегионе с возложением на него функций заказчика систем и средств региональнойинформатизации;
– выбор(назначение) головной организации по информатизации региона,
назначениеглавного конструктора (руководителя) работ по информатизации региона;
– созданиенормативной базы процесса информатизации;
– построениеорганизационной структуры управления процессом информатизации региона.
Формированиеорганизационной структуры управления отраслью информатизации в Ханты-Мансийскомавтономном округе началось с создания в системе органов исполнительной властиокруга специального структурного подразделения по вопросам информатизации. Так,18 марта 1997 года был создан Комитет по информационным ресурсам АдминистрацииГубернатора Ханты-Мансийского автономного округа. Главной задачей Комитетаявлялось информационное обеспечение органов государственной власти округа наоснове интеграции информационных ресурсов с помощью территориальнойинформационной системы (ТИС) при взаимодействии с федеральными, региональными имуниципальными ин формационными системами. При этом главным направлением работыКомитета и явилась реализация Концепции информатизации округа. Большую работупо формированию структуры Комитета, по определению его задач и функций наначальном, самом трудном, этапе его становления выполнила Маслова НатальяРудегоровна, которая является все эти годы его председателем.
Заметнымсобытием в деятельности Комитета по информационным ресурсам явилось создание вего структуре в 2000 году отдела ситуационного анализа. Это позволилозначительно повысить уровень информационного обеспечения процессастратегического анализа и планирования социально-экономического развитияокруга, осуществлять структуризацию решаемых проблем, оценивать вариантыуправленческих решений на основе современных информационных технологий и средствотображения информации.
Важнейшимрезультатом деятельности и характеристикой Комитета по информационным ресурсамявилось формирование нормативной базы информатизации, подготовка по становленийи распоряжений Губернатора, Президиума Правительства и ПравительстваХанты-Мансийского автономного округа по различным вопросам информатизации. Помере расширения функций и круга решаемых Комитетом задач, охвата процессоминформатизации всё новых сфер жизнедеятельности округа требовалосьдокументально и нормативно-обосновывать все проводимые мероприятия поинформатизации. Яркой иллюстрацией расширения объема работ и активизациидеятельности Комитета по информационным ресурсам в последние годы являетсясущественный рост количества разработанных документов и характеристикидокументооборота Комитета.
Однако, ещеболее важной характеристикой активизации процессов информатизации а,следовательно, и эффективности деятельности Комитета по информационным ресурсамявляется количество баз данных, программных средств и автоматизированныхинформационных систем, внедренных в структурных подразделениях органов власти иуправления, в организациях округа.
Потребность вновых информационных технологиях стала появляться всё у большего числаструктурных подразделений и органов управления Ханты-Мансийского автономногоокруга. Значительно возросло количество закупаемых средств вычислительной иорганизационной техники, систем и средств телекоммуникаций. Остро встал вопросо качественном техническом обслуживании СВТИ. В этой связи в 1998 году вструктуре Комитета по информационным ресурсам появилась техническая служба. Вфункции технической службы входят не только установка и ремонт средств вычислительнойи организационной техники, но и установка и настройка программного обеспечения,антивирусных программ, подключение к локальной сети, настройка доступа кИнтернет, обеспечение работы с электронной почтой и поддержка ряда прикладных исправочных систем и программ, тщательный учет всех СВТИ, повышение квалификациипользователей, оборудование и техническая поддержка крупныхобщественно-значимых мероприятий, проводимых в округе.
Этапом вдеятельности Комитета по информационным ресурсам явилось создание официальногоWWW-сайта органов власти Ханты-Мансийского автономного округа. Сайтпредоставляет большие возможности для формирования информационной базы данныхоб автономном округе и доступа к ней из локальной вычислительной сети и сетиИнтернет. Сайт постоянно обновляется, совершенствуется и превратился в солидноеэлектронное средство массовой информации, включая в себя все большее количестворазделов.
Немаловажнымобстоятельством для реализации Концепции информатизации Ханты-Мансийскогоавтономного округа является ресурсное, в том числе финансовое обеспечениепроводимых работ и приобретения СВТИ.
Придаваябольшое значение решению проблем информатизации округа, созданию системыинтегрированных информационных ресурсов, внедрению передовых телекоммуникационныхсистем и применению современных информационных технологий, руководителиХанты-Мансийского автономного округа сочли необходимым и возможным включить вструктуру регионального бюджета специальную статью – Информатика – тем самымвнеся определенную стабильность и уверенность в процесс реализации Концепцииинформатизации Ханты-Мансийского автономного округа. Следует отметить, чтодалеко не в каждом регионе Российской Федерации имеется специальная «строка наинформатизацию» в региональном бюджете, что, конечно, является определеннымсдерживающим фактором в развитии работ.
Успехреализации Концепции информатизации в значительной степени зависит отинформационного сопровождения Концепции и от деловой репутации органа власти,который осуществляет функции как заказчика ТИС, так и функции системногоинтегратора ТИС.
Пять лет,прошедших с момента создания Комитета по информационным ресурсам, показали, чтов Ханты-Мансийском автономном округе выполнен значительный объем работ пореализации основных направлений информатизации округа, предусмотренныхКонцепцией информатизации. Округ вошел в число ведущих регионов РоссийскойФедерации в сфере применения инфокоммуникационных технологий и развитияинформационных ресурсов.
Автономныйокруг включен в качестве опорной зоны для отработки типовых решений вФедеральную целевую программу «Электронная Россия» (проект «Автоматизированнаясистема «Государственный регистр населения»). Развернуты работы по созданиюЕдиной образовательной информационной сети автономного округа.
Сформировананормативная база первого этапа информатизации Ханты-Мансийского автономногоокруга, позволяющая активизировать и расширить работы по информатизации наследующем этапе. Силами Комитета внедрено более 40 информационных систем ипрограммных комплексов во многих органах государственной власти и местногосамоуправления.
Эти и многиедругие результаты были получены во многом благодаря реализации Комитетомследующих принципов:
– изучениеи грамотное применение в конкретных условиях округа научно-методических материалови документов, разработанных на федеральном уровне;
– творческоеиспользование положительного опыта передовых регионов Российской Федерации;
– выделениеглавного ключевого звена информатизации на первом этапе информатизацииХанты-Мансийского автономного округа, при реализации первого варианта Концепцииинформатизации округа. Таким звеном было формирование системы интегрированныхинформационных ресурсов и создание локальной вычислитель ной сети органоввласти Ханты-Мансийского автономного округа;
– широкоеиспользование Интернет / Интранет технологий;
– формированиеколлектива разработчиков-единомышленников.
В настоящеевремя подготовлена вторая редакция Концепции информатизации Ханты-Мансийскогоавтономного округа, в которой учтены достигнутый уровень информатизации округа,новые задачи, стоящие перед информатизацией на современном этапе развитияокруга, а также современные достижения в сфере создания информационных систем,формирования систем информационных ресурсов, создания коммуникационных систем инормативно-правовой и нормативно-технической базы региональной информатизации.Как будет реализована эта Концепция, читатели узнают в одном из будущих номеровжурнала «Информационные технологии территориального управления».
Список использованных источников
1.   www.admhmao.ru/
2.   daily.sec.ru/
3.   www.admsurgut.ru/
4.   www.ccc.ru/
5.   www.eduhmao.ru/
Приложения
 
Приложение1
Основныенаправления информатизации управления округомНаправления, поднаправления информатизации Подразделения-пользователи
Информационная поддержка деятельности хозяйствующих субъектов округа
Информационная поддержка деятельности жилищно-коммунального комплекса региона
Информационная поддержка деятельности транспортного комплекса
Информационная поддержка деятельности нефтегазодобывающего комплекса
Информационная поддержка деятельности топливно-энергетического комплекса
Информационная поддержка деятельности химического и нефтехимического комплекса
Информационная поддержка деятельности лесного комплекса
Информационная поддержка деятельности градостроительного комплекса Комитет по экономике и прогнозированию, комитет по финансам и налоговой политике, комитет по транспорту и связи, управление внешнеэкономических и межрегиональных связей, управление жилищно-коммунального хозяйства
Информатизация процессов управления социальной сферой.
Информатизация процессов социального обеспечения населения и социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
Информационное обеспечение мониторинга состояния межнациональных отношений в округе.
Информатизация деятельности региональных центров занятости и миграции населения
Информатизация системы здравоохранения населения региона
Информатизация процессов образования и профессионально-технического обучения.
Информатизация управления потребительским рынком региона.
Создание территориальных агентств по информационному обслуживанию населения Комитет по экономике и прогнозированию, комитет по средствам массовой информации, комитет по делам молодежи, управление по труду и занятости, главное управление образования, отдел по защите прав потребителей, управление культуры
Информационная поддержка деятельности исполнительной и законодательной власти
Информационное обеспечение учрежденческой деятельности аппарата органов власти и управления округа
Информатизация экономической и финансово-кредитной деятельности Администрации округа
Информатизация процессов управления по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Информатизация деятельности органов региональной статистики для поддержки решений по управлению регионом
Информационная поддержка процессов приватизации и управления имуществом
Информационное обеспечение мониторинга общественного мнения населения округа
Информатизация внешнеэкономической деятельности Администрации
Информатизация представительных органов власти округа
Информатизация органов местного самоуправления
Информационное взаимодействие с финансовыми, правоохранительными, налоговыми и другими структурами территориально-отраслевого подчинения Аппарат администрации и думы, комитет по экономике и прогнозированию, комитет по финансам и налоговой политике, комитет по управлению госимуществом, комитет по средствам массовой информации, комитет по делам молодежи, управление внешнеэкономических и межрегиональных связей, юридическое правовое управление, окружное управление статистики, социологический центр
Информатизация процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды
Информационное обеспечение системы экологического мониторинга округа
Информатизация процессов управления земельными ресурсами округа
Информатизация процессов управления воздушной средой
Информатизация процессов управления природными ресурсами (недрами)
Информатизация процессов управления флорой и фауной Комитет по экономике и прогнозированию, комитет по природным ресурсам

Приложение2
Основныенаправления и проекты информатизации органов местного самоуправленияОсновные направления, проекты Подразделения, пользователи
Юридическая и экономическая поддержка организации местного самоуправления
Разработка основных положений по организации местного самоуправления
Разработка комплекса нормативных документов, определяющих взаимоотношение органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, расположенными на данной территории
Разработка нормативных документов по эффективному хозяйственному механизму местного самоуправления Заместители мэра, экономический отдел мэрии, финансовое управление, комитет по управлению имуществом, отдел городского самоуправления
Информатизация финансово-кредитной деятельности,
Информационные технологии формирования, распределения и контроля использования бюджетных и внебюджетных средств.
Разработка информационных технологий эффективного налогообложения хозяйствующих субъектов территории
Разработка информационных технологий эффективной кредитной политики за счет бюджетных и внебюджетных средств органов управления
Информационные технологии подготовки и ведения планов социально-экономического развития округа в целом и его отдельных территориальных образований
Информационные технологии формирования и ведения балансов использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов, денежных доходов населения Заместитель мэра по экономике финансовое управление, экономический отдел, комитет по управлению имуществом
Информационная поддержка управления имуществом
Информационные технологии ведения регистров муниципальных предприятий
Информационные технологии ведения договоров аренды на муниципальное имущество
Информационные технологии разработки, контроля и анализа выполнения программы приватизации Комитет по управлению имуществом
Информационная поддержка управления потребительским рынком
Информационные технологии расчета минимального потребительского бюджета населения
Информационные технологии формирования муниципального заказа по обеспечению населения города товарами и услугами и организации контроля его исполнения
Информационные технологии формирования региональных нормативов на использование городских ресурсов и социально-экономического паспорта города
Информационные технологии ведения баз данных по ценам на товары и услуги и организация контроля их исполнения
Информационные технологии учета, контроля и анализа наличия товарных ресурсов
Информационные технологии оперативного выявления спроса на товары и услуги Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей, экономический отдел, инспекция по контролю за ценами и тарифами, Комитет по управлению имуществом
Информатизация процессов социального развития территории
Информационные технологии ведения базы данных о малообеспеченных слоях населения
Информационные технологии учета, контроля и анализа оказания помощи малообеспеченным слоям населения
Информационные технологии ведения базы данных по объектам системы образования
Информационные технологии ведения базы данных по объектам системы здравоохранения
Информационные технологии ведения базы данных по объектам культуры
Информационные технологии ведения базы данных по объектам физкультуры и спорта
Информационные технологии поддержки пенсионного обеспечения населения Управление социальной защиты населения, экономический отдел, финансовое управление, управления образования, здравоохранения, культуры, комитет по физкультуре и спорту
Информатизация процессов градостроительства
Информационные технологии поддержки геоинформационной системы ведения городских кадастров
Информационные технологии ведения генерального плана развития города и организация контроля его исполнения
Информационные технологии ведения городских земельных отводов Информационные технологии плана капитального строительства и контроля его выполнения
Информационные технологии ведения земельных кадастров
Информационные технологии ведения договоров на использование земельных ресурсов
Информационные технологии разработки планов оптимального использования земельных ресурсов Главное управление архитектуры и градостроительства, отдел формирования плана капитального строительства и застройки, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству
Информационная поддержка управления городским коммунальным хозяйством
Информационные технологии ведения городских кадастров жилого и нежилого фонда
Информационные технологии ведения городских кадастров тепловых сетей
Информационные технологии ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей
Информационные технологии ведения городских кадастров электрических и дорожных сетей
Информационные технологии ведения городских кадастров улично-дорожной сети
Информационные технологии формирования муниципального заказа на коммунальные услуги и организации контроля его исполнения
Информационные технологии формирования муниципального заказа по перевозке пассажиров и организация контроля его выполнения
Информационные технологии поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства
Информационные технологии формирования муниципального заказа на строительство и реконструкцию инженерных сетей и организация контроля его исполнения
Информационные технологии формирования и контроля исполнения комплексной экологической программы территории
Информационные технологии ведения картографической базы данных природоохранных и экологически вредных объектов Управление жилищно-коммунального хозяйства, комитет по экологии и природным ресурсам, транспортный отдел, отдел оперативного реагирования на аварийные ситуации, управление дорожного строительства и благоустройства
Информатизация учрежденческой деятельности органов местного самоуправления
Информационные технологии поддержки правового обеспечения Мэрии
Информационные технологии поддержки подготовки и ведения принятых Мэрией решений и контроля их исполнения
Информационные технологии поддержки делопроизводства Мэрии
Информационные технологии поддержки ведения жалоб и предложений городского населения в Мэрии
Информационные технологии поддержки деятельности первых руководителей Мэрии
Информационные технологии ведения базы данных «Структура органов власти и управления»
Информационные технологии ведения баз данных актов гражданского состояния на территории Управляющий делами, юридический отдел, контрольный отдел, общий отдел, организационный отдел, городской отдел ЗАГС
Создание городской инфраструктуры информатизации
Создание программно-технической базы городского информационного узла и узлов абонентов городской компьютерной сети, проектирование и реализация городской сети передачи данных
Разработка технологии ведения и использования распределенной системы баз данных коллективного пользования органов местного самоуправления
Cоздание сервисных подразделений по поддержке работоспособности сети и системы баз данных Головные организации по проектированию и эксплуатации территориальной инфраструктуры информатизации


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.