Реферат по предмету "Экономика"


Конкурентные рынки факторов производства

Тема: «Конкурентные рынкифакторов производства»


План
 
1    Особенностиценообразования на рынке ресурсов
2    Рыноктруда и заработная плата
3    Рыноккапитала
4    Рынокценных бумаг
5    Рынокприродных ресурсов

1 Особенности ценообразованияна рынке ресурсов
 
Дляпроизводства товара фирма приобретает необходимые производственные ресурсы:рабочую силу, оборудование, сырьё и материалы и т.д. Цены на ресурсы составляютиздержки фирмы, а это значит, и прибыль. Рынки, на которых продаются ипокупаются ресурсы, называются рынками ресурсов, или рынками факторовпроизводства. На рынках ресурсов действуют те же законы что и напотребительском рынке, однако имеют свою специфику.
Специфичностьрынка ресурсов.
ü  Некоторые ресурсы,продаются и покупаются предпринимателями (уголь, нефть, станки и т.д.) идомашними хозяйствами (земля, труд, денежный капитал);
ü  распределение ресурсовпроисходит между потребителями в соответствии с ценами и финансовымивозможностями;
ü  минимизация затрат имаксимизация объема выпуска происходит при оптимальном сочетании ресурсов и ихцен;
ü  ценообразование наресурсы – фактор распределения доходов, благосостояния и материальногосостояния граждан, государственного регулирования экономики;
ü  спрос на ресурсы зависитот спроса на товары из этих ресурсов.
2 Рынок труда изаработная плата
 
Рынок труда –это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса ипредложения трудовых ресурсов.
Сущностьрынка труда проявляется в его основных функциях:
1.    Согласованиеэкономических интересов субъектов трудовых отношений;
2.    обеспечениепропорциональности распределения рабочей силы в соответствии с общественнымразделением труда;
3.    поддержание равновесиямежду спросом и предложением;
4.    стимулирование занятости;
5.    регулирование доходовработников;
6.    формирование оптимальнойпрофессиональной структуры кадров.
Особенностирынка труда:
ü  Спрос производный отспроса на благо;
ü  Специфичность рабочейсилы как товара (связь с личностью работника);
ü  Невозможность полностьюреализовать принцип «примата потребителя» (имеет место предложениеслабозащищенных работников: молодежи, женщин, инвалидов);
ü  Низкая миграцияработников (жилье, прописка и т.д.)
Субъектырынка труда:
1.    Работники и работодатели (контрагентытрудовых отношений);
2.    посредники междуработодателями и наемными работниками;
3.    представители власти;
4.    представители интересовработников и работодателей. Инфраструктура рынка труда:
·     Службазанятости;
·     Бюрослужбы занятости;
·     Центрыпо переподготовки;
·     Институтыобщественных работ, фонды занятости.
К основнымкомпонентам рынка труда относят:
ü  Конкуренция –представлена в форме соперничества субъектов рынка.
ü  Спрос – представлен вформе потребности рабочей силы и зависит от уровня и структуры экономики,величины спроса на товары и услуги, производственного и личного потребления ит.д.
ü  Предложение –представлено в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов и зависитот численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособного населения,продолжительности рабочего дня, квалификации работников, уровня жизни и т.д.
ü  Заработная плата – цена,выплачиваемая за использование труда.
Заработнаяплата в любом обществе выполняет следующие функции:
·       Воспроизводственная– обменивая свою заработную плату на экономические блага, потребляя их,работники воспроизводят свою способность к труду.
·       Стимулирующая- с помощью заработной платы усиливается материальная заинтересованностьработников в результатах их трудовой деятельности.
·       Компенсирующая– зарплата выступает в качестве материальной основы возмещения за труд, которыйсовершается в условиях повышенных физиологических нагрузок, вредных дляздоровья, ночное время и т.д.
Существуетдве основные формы заработной платы: повременная и сдельная.
Приповременной форме зарплата определяется на основе отработанного времени поустановленным ставкам (дневные, часовые, месячные, недельные), которыеучитывают квалификацию работника, качество и условия труда.
При сдельнойформе оплаты труда зарплата рассчитывается на основе количества изготовленнойпродукции. Её применение возможно в тех случаях, когда результаты трудаподдаются натуральному счету и установлена сдельная расценка за единицупродукции.
Следуетразличать номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная –это заработная плата в денежном выражении, т.е. заработная плата которуюполучает работник за свой труд.
Реальная –это то количество товаров и услуг, которое может приобрести работник за своюноминальную заработную плату после уплаты налогов и других отчислений. Реальнаязаработная плата – это покупательная способность номинальной зарплаты.
Номинальная иреальная зарплата не обязательно изменяются в одном и том же направлении.Например, при росте номинальной заработной платы может наблюдаться падениереальной, если темпы роста цен на товары и услуги превышают темпы ростаноминальной зарплаты.
Оптимальноефункционирование рынка труда предполагает равновесие между спросом ипредложением рабочей силы. Соотношение спроса и предложения характеризуютконьюктуру рынка труда. Если:
ü Спрос= предложению, равновесная коньюктура;
ü Спрос> предложения, трудодефицитная коньюктура;
ü Спрос
3 Рынок капитала
 
Рыноккапитала – часть рынка ссудных капиталов, где формируются спрос и предложение насредне – и долгосрочный ссудный капитал.
Рыноккапитала, является составной частью рынка факторов производства, подразделяетсяна два функциональных типа: рынок денежных средств (денежный капитал) и рыноккапитальных активов (здания, сооружения, техника и машины производственногоназначения, оборудование и т.д.)
Следовательно,спрос можно разделить на два вида:
1)        Спросна уже созданные капитальные блага (здания, оборудование, машины и т.д.) в этомслучае собственник может предлагать их в аренду, которая бывает простой, т.е.без права выкупа или с правом последующего выкупа (лизинг).
2)        Спросна денежный капитал — это не спрос на деньги так таковые, а спрос на деньги закоторые фирма предполагает приобрести необходимые ей средства производства,т.е. инвестировать в капитальные блага.
Предложениеденежного капитала обусловлено тем, что в процессе кругооборота капиталаобразуются свободные денежные средства, которые не могут быть сразуиспользованы для получения прибыли. Отсюда следует, что свободные деньги можнопредоставить в виде ссуды нуждающейся фирме. Так возникает ссудный капитал.
Ссудныйкапитал – это денежные средства, предоставленные в ссуду на условиях срочности,платности и возвратности. Он образуется из двух основных источников: временносвободных денежных средств и частных сбережений, которые аккумулируютсякредитно- финансовыми учреждениями.
Цена, котораяуплачивается собственнику капитала, за пользование его денежными средстваминазывается, ссудным процентом и обычно выражается через ставку этого процента.Ставка процента (R,%) есть отношение годового дохода, полученного на ссудныйкапитал, ко всему ссудному капиталу:
Ставкапроцента = Годовой доход, получаемый на ссуду * 100
                                                    Величина ссуды
От величиныставки процента зависят спрос и предложение на денежном рынке. При прочихравных условиях спрос на ссудный капитал будет тем больше, чем ниже ставкапроцента.
Различаютноминальную и реальную ставку ссудного процента.
Номинальнаяставка – это процентная ставка, выраженная в денежных единицах по текущемукурсу.
Реальнаяставка – это скорректированная с учетом инфляции номинальная ставка. Она равнаноминальной ставке процента за вычетом уровня инфляции, поэтому она может бытькак положительной, так и отрицательной. Именно реальная ставка является основойдля принятия всех экономических решений, связанных с движением денежногокапитала.
Источникуплаты ссудного процента является прибыль, получаемая от использования ссудногокапитала. Поэтому ставка ссудного процента определяет, какую часть прибылизаемщик должен отдать собственнику денег.
Исходя изпроцентной ставки, предприниматели составляют ожидаемый доход и издержки,связанные с инвестированием.
Инвестирование– долгосрочные вложения капитала в сферы экономики как внутри страны, так и зарубежом с целью получения прибыли.
Видыинвестиций:
·       Государственные;
·       Иностранные;
·       Частные– средства частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан;
·       Производственные– на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническоеперевооружение предприятий;
·       Интеллектуальные– на создание духовного продукта;
·       Контролирующие– обеспечивают владение более 50% акций другой компании;
·       Неконтролирующие– обеспечивают владение менее чем 50% акций другой компании.
Формыинвестиционной деятельности:
ü Финансовыеинвестиции – ценные бумаги;
ü Капитальныевложения – денежные средства на воспроизведение основных фондов;
ü Валовыекапиталовложения – общая сумма стоимости всех основных фондов, созданных втекущем году;
ü Чистыекапиталовложения – суммарный прирост основного капитала страны в течении года(чистые инвестиции без амортизации);
ü Вложениена создание запасов материально- товарных ценностей.

4 Рынок ценных бумаг
 
Рынок ценныхбумаг – часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется купля – продажаценных бумаг.
Как и налюбом рынке, на рынке ценных бумаг основными параметрами являются спрос,предложение и цена.
Спрос нарынке ценных бумаг создается фирмами и государством, которым не хватаетсобственных денежных средств, для финансирования своих инвестиций и онивыступают на рынке ценных бумаг чистыми заемщиками.
Чистымикредиторами выступает население, у которого по разным причинам доход превышаетсумму расходов на текущее потребление и инвестиции в недвижимость.
Тот, ктовыпускает ценные бумаги, называется, эмитентом.
Тот, ктовладеет ценными бумагами, называется инвестором.
Цели рынка ценныхбумаг:
·       Обеспечитьдвижение акционерного капитала из малоэффективных отраслей в более эффективныеи сформировать рациональную структуру производства;
·       Мобилизоватьвременно свободные денежные средства предприятий и населения для организациипроизводства;
·       Способствоватьмотивации труда на предприятии.
Рынок ценныхбумаг связан с товарным рынком, рынком природных ресурсов (посредством акций,облигаций, закладных листов), рынком недвижимости (через акции,приватизационные чеки), денежным рынком (с помощью облигаций, векселей,опционов, депозитных сертификатов).
Данные целидостигаются с помощью:
1.     Главныеучастники рынка – государство, муниципальные организации, крупные компании;
2.     Индивидуальныеинвесторы – частные лица, венчурные предприятия, занимающиеся прикладныминаучными исследования и разработками, внедрением технических новшеств;
3.     Институциональныеинвесторы – коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, компании,владеющие ценными бумагами;
4.     Профессионалы- брокеры (посредники на рынке между продавцами и покупателями), дилеры (членыфондовой биржи, действующие от своего имени и за собственные деньги,осуществляющие самостоятельно куплю-продажу ценных бумаг).
Существуетпервичный и вторичный рынок ценных бумаг:
На первичномрынке ценные бумаги эмитируются, т.е. впервые выпускаются в обращение, иразмениваются среди инвесторов.
В дальнейшемценные бумаги много раз меняют своих владельцев, но уже не касаются фирм, ихвыпускающих. Это происходит на вторичном рынке ценных бумаг.
Кроме того,существует внебиржевой (неорганизованный) рынок ценных бумаг на котором ихкотировка осуществляется вне фондовых бирж, а самой компанией (самокотировка).
На развитомрынке ценных бумаг обращаются одновременно множество различных видов ценныхбумаг, но можно выделить три основных: акции, облигации и производные от ценныхбумаг.
Ценнаяденежная бумага – денежный документ, дающий их обладателю имущественные права иправо на получение определенных денежных сумм, доходов.
Классификацияценных бумаг:
ü Посрокам существования – краткосрочные (от 1 дня до 1 года – чеки),среднесрочные, долгосрочные, бессрочные (акции);
ü Постепени передвижения на рынке – предъявительские (передача другому лицу),именные (вносится имя владельца);
ü Поместу финансирования – обращающие, необращающиеся и с ограниченным кругомобращения;
Акция –ценная бумага, свидетельствующая об участии ее владельца в капитале акционернойкомпании и дающая право на получение определенной доли дохода – дивиденда.
Цена, покоторой продается и покупается акция, называется курсом акции.
Облигация –ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее держатель предоставил займэмитенту на определенный срок и получает доход в виде фиксированной процентнойставки. По сроку займа облигации делятся на:
·          Краткосрочные– срок погашения до 1 -3 года;
·          Среднесрочные– от 3 до 7 лет;
·          Долгосрочные– свыше 7 лет;
·          Бессрочные– выплачивается процент от суммы покупки облигации.
Существуют идругие виды ценных бумаг: депозитные сертификаты, опционы, фьючерсы, векселя,чеки и т.д.
5 Рынок природныхресурсов
 
Рынокприродных ресурсов – продажа производственных ресурсов, взятых из окружающегомира.
Наряду струдом и капиталом важнейшим фактором производства являются природные ресурсы.Обычно говоря о природных ресурсах, употребляют термин «земля», который охватываетвсе природные факторы.
Природныересурсы – это часть естественной природы, которая используется или может бытьиспользована обществом в целях удовлетворения материальных и духовныхпотребностей людей.
Элементыприроды: солнечный ветер, вода, воздух – это экологические природные ресурсы.Природное сырьё, источники энергии, техническая вода – хозяйственные ресурсы.
В зависимостиот вовлечения природных ресурсов в материальное производство их подразделяют: потенциальныеи располагаемые.
Потенциальныересурсы – это ресурсы не пригодные для использования на данном временноминтервале (молодняк леса).
Располагаемыересурсы – они возможны для использования на данном временном отрезке (спелыйлес). Располагаемые делятся на:
·         Экономическиересурсы — вовлеченные в хозяйственный оборот.
·         Резервныересурсы — не вовлеченные в хозяйственный оборот.
Используемыересурсы делятся: возобновляемые (могут воспроизводиться) и не возобновляемые(не воспроизводятся).
Важный природныйресурс – земля, т.е. пространство, на котором осуществляется экономическаядеятельность любого рода. Общая площадь её в данной местности фиксирована.Ограниченность природных ресурсов порождает монополию их присвоения отдельнымисубъектами. Собственник природных ресурсов получает доход от владения даннымфактором в виде ренты.
Земельнаярента – доход, не связанный непосредственным образом с производственнойдеятельностью собственника земли, а получаемый им за использование земли какприродного ресурса.
В условияхрыночной экономики земля продается и покупается, т.е. имеет цену. Цена землизависит от величины земельной ренты: чем больше земельная рента, тем при прочихравных условиях выше цена данного участка земли. Цена на землю также зависит отнормы ссудного процента в момент купли-продажи:
/>/>, где
R – земельная рента; r – норма ссудногопроцента.
Продав 1 газемли за цену Pи положив полученную сумму в банк под процент r, землевладелец будетиметь с этой суммы доход R, иначе продажа земли ему невыгодна. Поскольку формойпроявления ренты служит арендная плата, которая может включать в себя и процентна вложенный капитал, цену участка земли можно рассчитать по формуле:
Цена земли =(Арендная плата / Норма ссудного процента) * 100%
Необходиморазличать понятие «рента» (цена за использование земли) и «цена земли» (цена,по которой она покупается и продаётся).
Формыземельной ренты:
·  Абсолютная– порождается монополией частной собственности на землю;
·  Дифференциальная– образуется как разница между рыночной и индивидуальной ценой производствасельскохозяйственных товаров. Это доход, получаемый арендатором земли ивыплачиваемый собственнику лучших по качеству земель или ближе расположенных поотношению к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.