Всероссийский заочныйфинансово-экономический институт
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
Комплексному экономическому анализухозяйственной деятельности
Вариант 4
Преподаватель доцент Жилина В.И.
Работа выполнена Свиридова Н.С.
5. курс специальность БУА и А
Зач. № 07 УБД 71149
Волгоград 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ1.АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
2. АНАЛИЗПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕМА ПРОДАЖ
3. АНАЛИЗЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ4.АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ5.АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ6.КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей проведения комплексного экономического анализав условиях переходной рыночной экономики является повышение эффективности функционированияхозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.
Важное место в системекомплексного экономического анализа занимает оценка хозяйственной деятельности,представляющая собой обобщающий вывод о результатах деятельности на основекачественного и количественного анализа хозяйственных процессов, отражаемыхсистемой показателей. Оценка деятельности объекта проводится на первом этапекомплексного экономического анализа, когда определяются основные направленияаналитической работы (предварительная оценка), и на заключительном этапе, когдаподводятся итоги анализа (окончательная оценка). Окончательная оценка являетсяважным информационным источником для обоснования и принятия оптимальногоуправленческого решения в конкретной ситуации.
Финансовое состояниеявляется важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия.Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловомсотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономическихинтересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия,так и его партнеров.
Устойчивое финансовоеположение предприятия не является подарком судьбы или счастливым случаем егоистории, а результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностьюпроизводственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельностипредприятия.
В данной курсовойработе предлагается методика комплексной сравнительной рейтинговой оценкифинансового состояния и деловой активности предприятия, основанная на теории иметодике комплексного экономического анализа предприятия в условиях рыночныхотношений, проводимая с использованием показателей, рассчитанных на основеданных бухгалтерской финансовой отчетности.
Составными этапамиметодики комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состоянияпредприятия являются: сбор и аналитическая обработка исходной информации заоцениваемый период времени; обоснование системы показателей, используемых длярейтинговой оценки финансового состояния предприятия, и их классификация, расчетитогового показателя рейтинговой оценки; классификация (ранжирование) предприятиипо рейтингу.
Итоговая рейтинговаяоценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансовой и производственнойдеятельности предприятия, т. е. хозяйственной деятельности в целом. При еепостроении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельностиего продукции и эффективности использования производственных и финансовыхресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели.
В процессе написанияданной курсовой работы будет произведен анализ хозяйственной деятельностиусловного промышленного предприятия ООО «Агат», а именно:
— анализ ресурсного потенциала организации;
— анализ производства и объема продаж;
— анализ затрат и себестоимости продукции;
— анализ финансовых результатов организации;
— анализ финансового положения организации;
— комплексная оценка деятельности организации.
1. АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛАОРГАНИЗАЦИИ Задание № 1
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами иэффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всехработ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и какрезультат – объем производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряддругих экономических показателей.
Показателем производительности труда является среднегодоваявыработка продукции одним рабочим. Величина ее зависит не только от количестварабочих, но и от количества отработанных ими дней и продолжительности рабочегодня.
Степень влияния отдельных факторов,связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализациипродукции по сравнению с прошлым годом представлена в таблице 1.
Таблица 1 Анализ степени влияния на объем продаж отдельныхфакторов, связанных с использованием трудовых ресурсов№ п/п Показатель
Прошлый
год
Отчетный
год Динамика показателя (в %) Разница в процентах (+, -) Расчет влияния фактора Фактор, повлиявший на выявленное изменение А Б 1 2 3 4 5 6 1 Численность рабочих, чел. (N) 11200 11424 102 2 164876 Численность рабочих 2
Число отработанных человеко-дней,
чел.-дн. (Чд) 2744000 2856000 104,082 2,082 171636 Изменение числа дней отработанных 1-м рабочим 3 Число отработанных человеко-часов, чел.-ч.(Чч) 21952000 22848000 104,082 Изменение продолжительности рабочего дня 4
Объем продаж
(без НДС),
тыс. руб. (V) 8243819 8738523 106,001 1,919 158192 Изменение среднечасовой выработки одного рабочего
1. Рассчитаем динамику показателей (гр.3 таб.№1).
Рассчитаем динамику изменения числа рабочих.
% динамики = N1 / N0 * 100 = 11424 /11200 * 100 = 102 %
Рассчитаем динамику изменения числа отработанныхчеловеко-дней:
% динамики = Чд1 / Чд0 * 100 = 2856000/ 2744000 * 100 = 104,082 %
Рассчитаем динамику изменения числа отработанныхчеловеко-часов:
% динамики = Чч1 / Чч0 * 100 = 22848000/ 21952000 * 100 = 104,082 %
Рассчитаем динамику изменения объема продаж:
% динамики = V1 / V0 * 100 = 8738523 / 8243819 * 100 = 106,001 %
2. Определим величину отклонений исследуемых факторовотчетного года по сравнению с предыдущим годом, используя метод относительныхотклонений (гр.6 табл.№1).
Определим величину отклонения числа рабочих отчетного года посравнению с предыдущим годом:
Отклонение = % динамики – 100% = 102 % – 100% = 2 %
Определим величину отклонения числа отработанныхчеловеко-дней:
Отклонение = 104,082 % – 102% = 2,082 %
Определим величину отклонения числа отработанныхчеловеко-часов:
Отклонение = 104,082 % – 104,082% =0 %
Определим величину отклонения объема продаж:
Отклонение = 106,001 % – 104,082% =1,919 %
3. Рассчитаем влияние всех факторов на изменение объемапродаж (гр7, табл.№1).
Влияние изменения численности рабочих:
Влияние фактора=V0*Отклонение% / 100=8243819*2/100= 164876тыс.руб.
Влияние изменения числа дней отработанных 1-м рабочим :
Влияние фактора=V0*Отклонение%/ 100=8243819*2,082 /100=171636тыс.руб.
Влияние изменения продолжительности рабочего дня:
Влияние фактора=V0*Отклонение%/100=8243819*0/100=0
Влияние изменения среднечасовой выработки одного рабочего:
Влияние фактора=V0* Отклонение% /100=8243819*1,919/100= 158192тыс.руб.
4. Общее влияние всех факторов на изменение объема продаж.
ΔV = ΔN + ΔЧд + ΔЧч+ ΔV=164876+171636+0+158192 = 494704 тыс.руб.
ΔV= V1 — V0 =8738523-8243819=494704 тыс.руб.
Проверка балансовым методом показала правильность расчетавлияния изменения каждого фактора на изменение объема продаж.
Вывод: Таким образом, в отчетном году на предприятии ООО «Агат» произошел ростобъема продаж на 494704 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом.
На данное изменение оказали влияние следующие факторы:
1. Увеличение числарабочих в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 11424 – 11200 = 224человека привело к увеличению объема продаж на 164876 тыс. рублей или на 33,33%.
2. По сравнению спрошлым годом в отчетном году произошло увеличение на 250 – 245 = 5 днейсреднего числа дней, отработанных одним рабочим. Уменьшение целодневных потерьрабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на 171636тыс. рублей или на 34,69 %.
3. В отчетном годусредняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом неизменилась, поэтому этот показатель на изменение объема продаж не оказалникакого влияния.
4. Увеличение среднедневнойвыручки одного рабочего (интенсивный показатель), привело к росту объема продажна 158192 тыс.руб. или на 31,98%.
Расчет влияния отдельных факторов на увеличение объема продажпозволяет сделать вывод, что на прирост объема продаж в большей степениповлияли экстенсивные показатели (в общей сумме).
Прирост объема продаж был достигнут за счет повышения среднечасовойвыработки на 31,98%, а так же за счет увеличения численности рабочих на 33,33% иуменьшения целодневных простоев на 34,69%.Задание № 2
Материальные затраты имеют наибольшийудельный вес в текущих затратах на производство в большинстве отраслейпроизводственной сферы. От того как на предприятии осуществляется процессматериально-технического снабжения и контроль за соблюдением режима экономии,зависят наиболее важные показатели работы предприятия – объём производства, егорентабельность, а также финансовое состояние и ликвидность.
Потребность предприятия в материальных ресурсахосуществляется 2-мя путями: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный путьсвязан с дополнительными затратами и улучшением количественных показателей –роста объема материальных ресурсов, соблюдением норм расхода и запасовматериальных ресурсов и другое. Основной путь – интенсивный – предусматриваетболее экономное расходование сырья, топлива, энергии и других материальныхресурсов, улучшение их качества.
Основной целью анализа является рациональное использованиематериальных ресурсов с минимальными затратами.
Рациональное использование материалов – один из факторовроста себестоимости продукции, прибыли, рентабельности снижения.
Результаты определения степенивлияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованиемматериалов, представлены в таблице 2.
Таблица 2 Анализ степени влияния на объем продаж отдельныхфакторов, связанных с использованием материалов№ п/п Показатель Условное обозначение Прошлый год Отчетный год Отклонение (+,-) 1 Объем продаж (без НДС), тыс. руб. V 8243819 8738523 494704 2 Стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс.руб. МЗ 4756320 4922300 165980 3 Коэффициент материалоотдачи проданной продукции Кмо 1,7332 1,7753 0,0421 Влияние на объем продаж следующих факторов Х Х Х Х 4 Изменения стоимости материалов в себестоимости продаж ∆МЗ Х Х 287682,3 5 Изменения материалоотдачи реализованной продукции ∆Кмо Х Х 207021,7
Определяя влияние факторов на прирост объема продаж вотчетном году, воспользуемся мультипликативной моделью: V = МЗ * Кмо
Применим метод абсолютных разниц.
1. Определим влияние изменения стоимости материалов всебестоимости продаж ΔV(МЗ) = ΔМЗо * Кмо о= 165980* 1,7332 = 287682,3 тыс. рублей
2. Определим влияние изменения материалоотдачи реализованнойпродукции
ΔV(Кмо) = МЗ1 * ΔКмоо = 0,0421*4922300= 207021,7 тыс. рублей
3. Общее влияние факторов составляет: 287682,3+207021,7 =494704 тыс. рублей.
Вывод: Таким образом, в отчетном году на предприятии ОАО «Агат»произошел рост объема продаж на 494704 тыс. рублей по сравнению с предыдущимгодом.
Совокупное влияние экстенсивных и интенсивных факторов наобъем продаж составило 494704 тыс.руб., на данное изменение оказали влияниеследующие факторы:
1.Увеличение материальных затрат (экстенсивный фактор) на165980 тыс.руб., привело к увеличению объема продаж на 287682,3 тыс.руб., тоесть на каждый рубль материальных затрат объем продаж увеличился на165980/287682,3 = 0,5769 руб.
В результате изменения материальных затрат определяемотносительную экономию или перерасход:
+Эм=М1 -Мо *Кn=4922300-4756320*1,06=-119399 тыс.руб.
Относительная экономия материальных затрат в себестоимостипродаж составит 119399 тыс.руб.
2.Увеличение материалоотдачи (интенсивный фактор) на 0,0421привело к увеличению объема продаж на 207021,7 тыс.руб. Увеличениематериалоотдачи говорит о более эффективном их использовании в отчетном году посравнению с прошлым годом, о более грамотной политике в отношении закупочныхцен.
Данному предприятию можнопорекомендовать направить свои усилия на снижение стоимости материальныхресурсов в себестоимости продукции, более экономно использовать имеющиесязапасы в процессе производства продукции.Задание № 3
Основные средства, их состояние и эффективное использованиенепосредственно влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности.
Задачами анализа состояния и эффективности использованияосновных фондов являются: изучение состава, структуры и движения фондов,степени их обновления, выбытия и технического состояния; изучение факторов,влияющих на эффективность использования основных фондов; выявление долиэкстенсивных и интенсивных факторов, исследование эффективности использованияоборудования во времени и по мощности; определение влияния факторов средствтруда на объем выпуска продукции; факторный анализ фондоотдачи и выявлениерезервов.
При анализе факторов, указанных в таблице №3, необходимоучесть, что четыре последних фактора соответствуют совокупному влияниюизменения фондоотдачи активной части основных средств.
Таблица 3 Анализ степени влияния на объем продаж отдельныхфакторов, связанных с использованием основных средств№ п/п Показатель Условное обозначение Прошлый год Отчетный год Отклонение (+,-) 1 Объем продаж (без НДС), тыс. руб V 8243819 8738523 494704 2 Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб. ОСак 1181663 1270607 88944 3 Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, дн. Рд 245 250 5 4 Коэффициент сменности работы оборудования, коэфф.
Ксм 1,5 1,8 0,3 5 Средняя продолжительность смены, час
Чч 8 8 6 Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб.
Вч 0,0024 0,0019 -0,0005 7 Степень влияния следующих факторов: Х Х Х 8 а) изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, тыс. руб.
∆ОСпр Х Х 620517,82 9 б) изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии, тыс. руб.
∆Чд Х Х 180904,75 10
в) изменения Ксм, тыс. руб.
∆Ксм Х Х 1809047,52 11 г) изменения средней продолжительности смены, тыс. руб.
∆Чч Х Х 12 д) изменения продукции, приходящийся на 1 т. р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, тыс. руб.
∆Вч Х Х -2115762,1
1. Рассчитаем среднегодовую первоначальную стоимость активнойчасти производственных основных средств:
ОСак.0 = (ОС акн.г + ОС ак. к.г)/ 2 = (1150371+ 1212955) / 2 = 1181663 тыс.рублей
ОСак.1 =(ОСак. н.г + ОС ак. к.г)/ 2 = (1212955 + 1328259) / 2 = 1270607 тыс.рублей
∆ОСак= ОСак.1 — ОСак.0=1270607-1181663=88944тыс.рублей.
Из расчетов видно, что организация проводит работу пообновлению основных средств за счет роста их активной части на 88944 тыс. руб.
2. Для оценки состояния действующих основных средстврассчитаем ряд показателей и коэффициентов:
Фондоотдачу по формуле:
Фо = V / ОСак
Фо 0 = V0/ ОСак0 = 8243819/ 1181663= 6,9765 руб.
Фо 1 = V1 / ОСак1 = 8738523/ 1270607= 6,8774руб.
Общая фондоотдача активной части основных средств снизиласьна
6,8774руб-6,9765руб=-0,0991 руб.
Фондоотдача показывает, сколько рублей выручки приходится на1 рубль основных средств.
Для определения влияния измененияфондоотдачи на изменение объема продаж составим 2-х факторную мультипликативнуюмодель V = ОСак * Фо
V0= ОСак0* Фо 0 = 1181663* 6,9765 =8243871,92 тыс.рублей
V1 = ОСак1 * Фо 1 = 1270607* 6,8774= 8738472,58тыс.рублей
ΔV= V1 — V0 = 8738523-8243819=494704 тыс.руб.
а) изменение объема продаж за счет изменения среднегодовойстоимости активной части ОС (метод абсолютных разниц)
ΔV(ОСак)= ΔОСак* Фо 0 = 88944* 6,9765 = 620517,83тыс.рублей
б) изменение объема продаж за счет изменения фондоотдачи
ΔV(Фо)= ОСак1 *Δ Фо = 1270607*(-0,0991) =-125809,83тыс.рублей
в) Совокупное влияние факторов (баланс отклонений) составит:
Δ V =ΔV(ОСак) + ΔV(Фо) = 620513,83-125809,83=494704 тыс. рублей.
Фондоемкость по формуле:
Фе = ОСак/ V
Фе0 =1181663/8243819=0,1433руб.
Фе1 =1270607/8738523=0,1454руб.
Фондоемкость показывает сколько рублей стоимости основныхсредств приходится на 1 рубль продаж. Фондоемкость отчетного года возросла посравнению с прошлым годом на: 0,1454 руб. — 0,1433 руб. = 0,0021руб.
Рост объема продаж произошел из-за увеличения среднейстоимости активной части основных средств на 620513,83 тыс. руб., но при этомснизился на 125809,83 тыс.руб. из-за снижения фондоотдачи основных средств.
Снижение фондоотдачи и повышение фондоемкости говорит о том,что предприятие в отчетном году менее эффективно использует основные средства иимеет смысл при дальнейших расчетах более детально изучить этот вопрос. Длятого чтобы выяснить и устранить причину снижения производительности основныхсредств рассчитаем коэффициенты износа и обновления, выбытия.
Коэффициент износа:
Кизн = АМ/ОСак
Кизн0 =202767/1181663=0,1716=17,16%
Кизн1 =208095/1270607=0,1622=16,37%
Коэффициент износа уменьшился на 0,935% в отчетном году посравнению с прошлым годом, что говорит об улучшении структуры активной частиосновных средств, об их омоложении, замене устаревшего оборудования, новым.
Коэффициент обновления.
Кобн= Стоимость поступивших ОСак/ остаток ОСак на конец года
Кобн=256368/1328259=0,193=19,3%
Коэффициент выбытия.
Квыб= Стоимость выбывших ОСак/ остаток ОСак на начало года
Квыб= 141064/ 1212955=0,1163=11,63%
Коэффициент обновления превышает коэффициент выбытия на19,3-11,63=7,67%, что свидетельствует о том, что компания выполняет программупо обновлению активной части основных средств.
3. Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимостиактивной части основных средств, за 1 машино-час работы оборудованиярассчитываем по формуле:
Вч = V/ОСак*Рд*Ксм*Псм
Вчо =8243819/1181663*245*1,5*8*=0,0024 тыс.руб.
Вч1= 8738523/1270607*250*1,8*8=0,0019 тыс. руб.
∆Вч = Вч1 – Вчо = 0,0019-0,0024=-0,0005 тыс.руб.
Снижение объема продаж, приходящегося на 1 тыс.руб. стоимостиактивной части основных средств, за 1 машино-час работы оборудованиясвидетельствует о снижении интенсивности работы оборудования.
4. Для оценки влияния факторов, характеризующих использованиеоборудования во времени и по мощности используем 5-ти факторнуюмультипликативную модель
V = ОСак * Рд * Ксм * Псм * Вч
V0= 1181663*245 *1,5 * 8,0 * 0,0024 = 8243819 тыс.рублей
V1 = 1270607 * 250 *1,8 * 8,0 * 0,0019 = 8738523 тыс.рублей
∆ V=V1 — V0 =8738523-8243819=494704 тыс.руб.
Расчет влияния факторов выполним методом абсолютных разниц:
а) Определяем влияние изменения среднегодовой первоначальнойстоимости активной части производственных основных средств на изменение объемапродаж:
∆ Vос=∆ОСак0*Рд0* Ксм0 * Псм0 * Вч0=88944*245*1,5*8*0,0024=620513,83 тыс.руб.
б) Определяем влияние изменения количества дней работы, втечение которых активная часть производственных основных средств находилась врабочем состоянии:
∆ Vрд =ОСак1 *∆ Рд * Ксм 0 * Псм0* Вч 0= 1270607 * 5 * 1,5 * 8,0 * 0,0024 = 180904,75 тыс. рублей
в) Определяем влияние изменения коэффициента сменности работыоборудования на изменение объема продаж:
∆ Vксм =ОСак1 * Рд1 * ∆ Ксм * Псм0* Вч 0 = 1270607* 250 * 0,3 * 8,0 * 0,0024 = 1809047,52 тыс. рублей
г) Определяем влияние изменения средней продолжительностисмены работы оборудования на изменение объема продаж:
∆Vпсм =ОСак1 * Рд 1 * Ксм 1 *∆Псм 1* Вч 0 = 1270607* 250 * 1,8 * 0 * 0,0024 = 0 тыс. рублей
д) Определяем влияние изменения продукции на объем продаж,приходящийся на 1 тыс. рублей стоимости активной части основных средств, за 1машино- час работы оборудования:
∆Vвч =ОСак1 * Рд 1 * Ксм 1 * Псм1 * ∆Вч= 1270607* 250 * 1,8 * 8,0 * (-0,0005) = -2115762,10 тыс. рублей
е) Совокупное влияние факторов (баланс отклонений) составит:
620513,83+180904,75+1809047,52+0-2115762,10=494704 тыс.рублей.
Вывод: Таким образом, в отчетном году на предприятии ООО «Агат» по сравнению спредыдущим годом произошел рост объема продаж на 494704 тыс. рублей, на чтооказали влияние следующие факторы.
Экстенсивные:
— рост коэффициента сменности в отчетном году по сравнению спрошлым годом на 0,3 привел к увеличению объема продаж в отчетном году на1809047,52 тыс. рублей;
— увеличение среднегодовой первоначальной стоимости активнойчасти производственных ОС в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 88944тыс. рублей позволило увеличить объем продаж на 620513,83 тыс. рублей;
— увеличение количества дней работы, в течение которыхактивная часть производственных основных средств находилась в рабочем состояниив отчетном году на 5 дней привело к увеличению объема продаж на 180904,75 тыс.рублей.
Интенсивные факторы:
— снижение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс. рублей ОС на0,0005 тыс. рублей привело к снижению объема продаж на 2115762,10 тыс. рублей.Данный расчет позволяет выявить резерв повышения объема продаж, за счет выявленияи устранения причин снижения производительности оборудования.
Задание № 4
Как известно,экономический рост организации базируется на сочетании экстенсивных иинтенсивных факторов. К экстенсивным относятся такие факторы экономическогоразвития, как увеличение числа работников, основных средств, потребляемыхматериальных ресурсов. К интенсивным относятся факторы, обеспечивающиеповышение эффективности использования ресурсов.
На основании данных, полученных в результате экономическогоанализа, дадим оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации.
Таблица 4 Характеристика соотношения экстенсивности иинтенсивности использования ресурсов в процессе производства№ п/п Показатель Прошлый год Отчетный год Темп прироста
Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж, Кэкст.i
Коэффициенты влияния на прирост выручки от
продаж
экстенсивности использования ресурса
Кэкст.i х 100
интенсивности использования ресурса100 — Кэкст.i х х 100 А Б 1 2 3* 4** 5*** 6**** 1 Численность рабочих, чел. 11200 11424 2 0,3333 33,33 66,67 2 Среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб. 1181663 1270607 7,527 1,2545 125,45 -25,45 3 Стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс. руб. 4756320 4922300 3,489 0,5815 58,15 41,85 4 Выручка от продаж, тыс. руб. 8243819 8738523 6 1 100 5 Алгоритм расчета комплексного показателя использования ресурсов Х Х Х
ΣКэкст.i/n
ΣКэкст.i х
х 100/n
100 — ΣКэкст.i х х 100/n 6 Комплексные показатели использования ресурсов Х Х Х 0,7231 72,31 27,69
* ГР. 3 = (гр.2 / ГР. 1 * 100) – 100
** ГР.4 = гр.3 стр.1 или 2 или 3 / гр. 3 стр.4
*** ГР. 5 = гр.4 * 100
**** ГР. 6 = 100 — гр.5
Методика определения соотношения экстенсивного и интенсивногоиспользования трудовых ресурсов состоит в последовательном изучении результатованализа обеспеченности и использования отдельных их видов (трудовых, предметови средств труда). Согласно сокращенной схеме анализа экстенсивных и интенсивныхфакторов использования ресурсов на объем выпуска и продаж продукции влияют двафактора:
· трудовые — численность и выработка;
· материальные — материалы и материалоотдача;
· по основнымфондам — стоимость активной части основных средств и их фондоотдача.
По ним отбираются экстенсивные факторы, по которымопределяются темпы роста по сравнению с базовым и прирост экстенсивногопоказателя по каждому виду ресурсов на 1% прироста объема продаж.
1.Рассчитываем темп прироста:
Темп прироста численности = (11424/11200)*100-100=2
Темп прироста ОС акт = (1270607/1181663)*100-100=7,527
Темп прироста стоимости материалов =(4922300/4756320)*100-100=3,489
Темп прироста выручки = (8738623/8243819)*100-100=6
2.Прирост ресурса на 1% прироста выручки:
Кэкст = Тприроста ресурса /Т прироста выручки
Кэкст труда=2/6=0,3333
Кэкст ОСак=7,527/6=1,2545
Кэкст МЗ=3,489/6=0,5815
3.Рассчитываем коэффициенты влияния на прирост выручки от продажэкстенсивности вида ресурса:
К = Кэкст*100
К труда=0,3333*100=33,33%
КОС ак=1,2543*100=125,45%
Кмз = 0,5815*100=58,15%
Из расчетов видно, что на 1 % прироста выручки от продаж,численность рабочих приросла на 0,3333%, активная часть основных средств на1,2543%, материальные затраты на 0,5815%.
4.Коэффициент интенсивности рассчитывается как 100 — Кэкст*100.
Кинт труда =100-33,33%=66,67
Кинт ОС ак =100-125,43=-25,45%
КинтМЗ =100-58,15=41,85%
Из расчетов видно, что по активной части основных средств доляэкстенсивности 125,45%, а интенсивности -25,45%, то есть произошло ухудшениеиспользования активной части основных средств, что корреспондируется с выводомзадачи №3 данной работы.
5. На основании проведенных расчетов определяем комплексныепоказатели использования всех видов ресурсов по формуле средней арифметической:
∑Кэкстi/n=(0,3333+1,2545+0,5815)/3=0,7231
Комплексный показатель экстенсивности равен:
∑Кэкстi*100/n=(33,33+125,45*58,15)/3=72,31%
Комплексный показатель интенсивности:
100-∑Кэкстi*100/n=100-72,31=27,69%
6.Рассчитаем относительное отклонение по каждому видуресурса:
Трудовые ресурсы:
Э N =N1-N0*Kv=11424-11200*1,06=-448 человек.
В отчетном году по сравнению с прошлым произошла экономиятрудовых ресурсов.
Основные средства:
Эос=ОСак1-ОСак0*1,06=1270607-1181663*1,06=18044,22 тыс.руб.
По активной части основных средств перерасход на 18044,22тыс.руб.
Материальные затраты:
Эм=МЗ1-МЗ0*1,06=4922300-4756320*1,06=-119399,2 тыс.руб. — экономия.
7.Определяем долю экстенсивности и интенсивности использованиякаждого вида ресурсов на прирост объема продаж с помощью мультипликативноймодели.
Влияние трудовых ресурсов:
V=N*λn
∆N=11424-11200=224чел.
λn0=8243819/11200=736,06 тыс.руб.
λn1=8738523/11424=764,92тыс.руб.
∆ λn=λn1- λn0= 764,92 -736,06=28,87тыс.руб.
∆ V N=∆N* λn0=224*736,06=164876,38тыс.руб.
∆ Vλ= N1*∆ λn=11424*28,87=329827,62тыс.руб.
Проверка результатов балансовым методом:
164876,38+329827,62=494704 тыс.руб.
Доля влияния количества рабочих:
164876,38/494704=0,3333
Доля влияния производительности труда:
329827,62/494704=0,6667
За счет изменения
Влияние активной части основных средств:
V=ОСак*λос
∆ОСак=1270607-/>1181663=88944 тыс.руб.
λос0=8243819/1181663=6,9765 тыс. руб.
λос1=8738523/1270607=6,8774 тыс.руб.
∆ λос=6,8774-6,9765=-0,099 тыс.руб.
∆ Vос =∆ОСак*λос0=88944*6,9765=620513,83 тыс.руб
∆ Vλ =ОСак1* ∆λос=1270607*-0,099=-125803,83тыс. руб.
Проверка результатов балансовым методом:
620513,83-125803,83= 494704 тыс.руб.
Доля влияния среднегодовой стоимости активной части основныхсредств:
620513,83 /494704=1,2543
Доля влияния производительности активной части основныхсредств:
125803,83/494704=0,2543
Влияние материальных затрат:
V=МЗ*λм
∆МЗ=4922300-4756320=165980 тыс.руб.
λм0=8243819/4756320=1,7332 тыс.руб.
λм1=8738523/4922300=1,7753 тыс.руб.
∆ λм=1,7753-1,7332=0,0421 тыс.руб.
∆ VМ=165980*1,7332=287682,30 тыс.руб.
∆ Vλ=4922300*0,0421=207021,70 тыс.руб.
Проверка результатов балансовым методом:
287682,30+207021,70=494704 тыс.руб.
Доля влияния изменения количества материальных затрат:
287682,30/494704=0,5815
Доля влияния материалоотдачи:
207021,70/494704=0,4185
Вывод: Комплексная оценка использования всех ресурсов говорит о преимуществеэкстенсивного их использования 72,31%, а интенсивность использования ресурсовна прирост составляет 27,69 %.
Это говорит о том, что на рост объема продаж повлияли восновном такие экстенсивные факторы как среднесписочная численность рабочих,материальные затраты, среднегодовая стоимость активной части основных средств.
Причем, следует отметить, что наибольшее влияние изэкстенсивных факторов оказал рост среднегодовой стоимости активной части ОС(125,45%), затем рост материальных затрат (58,15%) а так же увеличениеколичества рабочих(33,33%).
Наибольшее влияние из интенсивных факторов оказал ростпроизводительности труда (66,67%), его влияние на рост объема продаж большеэкстенсивного фактора, роста численности рабочих, что свидетельствует о том,что рост объема продаж за счет трудовых ресурсов в большей степени произошелиз-за грамотной организации труда. Рост материалоотдачи выпускаемой продукцииповлиял на рост объема продаж меньше чем соответствующий экстенсивный фактор на(58,15-41,85=16,3%) и составил 41,85%. Следует более детально изучитьматериальные затраты по элементам и выявить возможность увеличенияматериалоотдачи. Уменьшение производительности оборудования оказало негативноевлияние на объем производства, что говорит, о том, что необходимо выявитьпричины снижения производительности и устранить их.Задание № 5
Влияние на объем продажи продукции за счет использованиятрудовых ресурсов, предметов труда и средств труда было рассмотрено в заданиях1 – 3. Сведем полученные ранее расчеты в таблицу 5.
Таблица 5 Комплектный резерв увеличения объема продажпродукции за счет внутренних резервов использования ресурсов (тыс. руб.)№ п/п Показатель Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов 1 Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов ---- --- 2 Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов --- ---- 3 Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств 2115762,10 --- 4 Итого комплектный ресурс Х ---
Вывод. Комплектный резерв – это минимальная из сопоставляемых сумм, так какименно в этом размере рост производства обеспечивается всеми видами ресурсов.
Результаты анализа эффективности использования отдельныхресурсов свидетельствуют о неблагоприятном положении дел в использованииосновных средств. Активная часть основных средств используется нерационально.Сказалось наличие внутрисменных потерь рабочего времени и снижение фондоотдачи,что привело к снижению объема продаж на 2115762,10 тыс. руб.
Сумму резерва анализируемого предприятия нельзя считатькомплектной, поскольку у него нет резерва по таким ресурсам как сырье итрудовые ресурсы.
Компания не может увеличить свой резерв за счет внутреннихрезервов. Но такой результат нельзя интерпретировать как окончательный в оценкевозможности динамического развития организации. Он показывает, что деятельностькомпании, направленная на снижение нерационального использования ресурсов,может значительно улучшить объемные показатели за счет пересмотра политики вобласти капиталовложений, например, приобретение нового, болеепроизводительного оборудования — активной части основных средств. 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕМА ПРОДАЖ Задание № 6
Определим влияние на прирост объема продаж измененияколичества проданной продукции (в натуральном выражении) ее структуры и цен нанее. Данные представим в таблице №6.