МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Экономической теории и историиэкономических учений
Курсовая работа
На тему: ”Конкуренция и корпорации всовременной экономике РБ”
Выполнил студент II курса
ФМЭО ЭП И.Ф.Феткевич
Проверила
к.э.н, доцент А.В. Коломиец
Содержание
1. Конкуренция и монополия
1.1 Конкуренция.Ее виды и функции
1.1.1 Функции конкуренции
1.1.2 Виды конкуренции
1.2 Монополия.Виды монопольной власти. Функции монополий
1.2.1 Виды монополий
1.2.2 Способы определения степенимонополизации рынков
1.2.3 Регулирование монополий
1.2.4 Монополизация за и против
2. Анализ развития монополизма в Великобритании
2.1 Регулированиедеятельности корпораций
2.2 Контроль задеятельностью корпораций
2.3 Обзоргазового рынка в Великобритании
3. Антимонопольная политика и конкуренция в РБ
3.1 Анализ рынкателекоммуникаций в РБ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Реформированиеэкономических отношений ставит проблемы монополизации и демонополизации,антимонопольного регулирования в число ведущих проблем, определяющих будущееэкономики, обеспечивающих сохранение ее ресурсного, производственного инаучно-технического потенциалов.
В западной экономическойтеории монополизм рассматривался и рассматривается с позиции функциональногоподхода к монополии. Монополия, как экономическое явление в условияхуправления, положительные функции монополии и конкуренции, проблемыантимонопольного законодательства вообще не рассматривались. В советскойэкономической литературе трактовка монополии и конкуренции основывались наформационном подходе и рассматривались как типичные и существенные признакимонополистической системы. Причем подчеркивались негативные стороны ипоследствия указанных явлений. Существование монополий в советской экономикевовсе отрицалось, а конкуренция была заменена термином соц. соревнование.
В республике Беларусьпроблема монополизации является относительно новой и малоисследованной. Разработкаэтой темы получила свое начало в работах Воробьевой В.А., Санько Г.Г. и т.д.
В республике в нерыночнойсреде возник и существует монополизм особого рода, значительно отличающийся отрыночного. За годы перестройки здесь не преодолена тотальная монопольнаязависимость хозяйствующих субъектов от государства и не устранено отрицательноевлияние государственного монополизма на экономику, не созданы механизмывозникающих противоречий.
Сохранениемонополизированной экономики, создание псевдопредпринимательских монопольныхструктур в виде акционерных обществ, концернов, корпораций затрудняютстановление и развитие в республике многообразных социально-экономических формпредпринимательства и конкуренции.
В работе былииспользованы актуальные материалы из монографии Санько Г.Г., а также такихизвестных авторов как Фишер, Макконнелл и Портер. Для отражение современныхтенденций в развитии монополизма были проанализированы статьи Санько Г.Г. иГольденберга. Для получения сведений также были использованы материалы сайтов.
1. Конкуренция и монополия
1.1 Конкуренция. Ее виды и функции
В 1776 году Адам Смит,один из основоположников экономической теории, установил, что конкурирующиеиндивидуумы, действуя ради собственной выгоды, в тоже время направляются как быневидимой рукой, содействуя интересам общества. Вслед за Смитом многиеэкономисты развивали положения, согласно которому конкуренция есть благо дляобщества [9 c. 314].
Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – состязательнаяборьба, соперничество между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферыприложения капитала, рынка сбыта, источника сырья; механизм стихийногорегулирования пропорций общественного производства [9]. Существуют и другиеопределения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постояннойугрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правилигры, которые обеспечивают творчество и отбор”. А. Маршалл понимал конкуренциютак: «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, чтоодин человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо».
В литературе, посвященнойданной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.
Первый определяетконкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен дляотечественной литературы.
o состязательностьна рынке в условиях отсутствия монополии;
o соперничествомежду участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли ипродажи товаров;
o соперничество нарынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получениемаксимальной прибыли или достижение иных конкретных целей; и т.д.
Второй подходрассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяетуравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классическойэкономической теории.
Конкуренция выступает вкачестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения,уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов ипокупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный видкривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционированиерыночного механизма ценообразования». Отсюда конкуренция — механизмрегулирования пропорций общественного производства. Через механизммежотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
Третий подход определяетконкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этотподход основывается на современной теории морфологии рынка. В зависимости отстепени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, длякаждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов.Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степеньзависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка [6 c.7].
1.1.1 Функции конкуренции
Рассмотрев сущностьконкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.
Во-первых, конкуренцияспособствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. Начисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контрольнад ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства,что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влиянияна цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироватьсяна рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижениюкомпромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, чтоконкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщикиресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамкахостроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”-способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов” [7 c.530].
Во-вторых, конкуренцияподдерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров иуслуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала онидолжны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что одинпродавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чемдругой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена наданный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот,кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного видатовара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец,затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом,конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства.Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиесямотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, вкоторой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что вусловиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
В-третьих, конкуренциястимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что прирыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качестваи максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлятьусловия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствованиетехники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которыеготовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии.Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективностьпроизводства.
В-четвёртых, припротивоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическоерасслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которыетолько начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имеядостаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, немогут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки,разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь,расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми иуважаемыми субъектами рынка [7 с.528].
1.1.2 Виды конкуренции
Поскольку конкурентыспособны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на которомона будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов.
· Функциональнаяконкуренция
Данный тип возникаетпотому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить оченьразличными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такоеудовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазинеспортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональнуюконкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителемпоистине уникального товара.
· Видоваяконкуренция
Возникает вследствиетого, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, норазличающиеся каким-то важным параметром.
· Предметнаяконкуренция
Является результатомтого, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишькачеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренцияиногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следуетиметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
· Эффективнаяконкуренция.
По поводу понятияэффективной конкуренции существуют различные мнения. Й.Шумпетер считает, чтоэффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, гденепрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию.Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылейза счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называлэффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического ростаконкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары,новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типыорганизации [10 с.91].
В экономике также приняторазделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию наоснове цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости). Атакже в зависимости от степени цивилизованности: строгая, по заранееопределенным правилам; по прецедентам; без правил (недобросовестная) [10с.89-91].
Экономисты выделяютчетыре основные рыночные структуры (модели). Эти модели различаются по числуфирм в отрасли, по типу продукции и входным барьерам. Основные характеристикиэтих структур вкратце можно описать следующим образом:
1) Совершеннаяконкуренция. К данному типу рынка относятся многие рынки сельскохозяйственнойпродукции, рынки валют и т.д. Чистая конкуренция служит отправной точкой дляизучения остальных типов рынков, своеобразный стандарт оценки с которым можносравнивать функционирование экономики. Характерными чертами чистой конкуренцииявляются следующие признаки.
a. большое числофирм,
b. стандартизированныйпродукт,
c. невозможностьвлиять на цену,
d. свободноевступление в отрасль и выход из нее [7 с.525].
2) Несовершенная конкуренция. Эторынки, на которых либо покупатель, либо продавцы принимают в расчет своюспособность воздействовать на рыночную цену. Тремя основными типами рынковнесовершенной конкуренции являются:
a. Монополия. Этот типхарактеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного товара иливида услуг на рынке.
b. Монополистическая конкуренция.Данный тип рынка характеризуется дифференциацией продукции тогда, когдапокупатели рассматривают продукты как близкие, но не полностьювзаимозаменяемые.
c. Олигополия. Это ситуация на рынкепри которой при которой большая часть выпускаемой продукции производитьсягорсткой крупных фирм [8 с.315].
1.2 Монополия. Виды монопольной власти. Функции и значениямонополий
Впервые термин монополияпоявился в Римском праве и английском законодательстве, где выделялись такиепризнаки, как обладание властью, исключительным правом, преимуществом,привилегиями, позволяющими получать сверхприбыль. Так, в Кодексе Наполеонамонополия определена как право на преимущество, поскольку единоличное обладаниеисключительным преимуществом или привилегией возникало в любой сфередеятельности, чаще всего — в торговле [6.с.12].
Ванглийском законодательстве понятие «монополия» применялось только втех случаях, когда имели место королевские привилегии, предоставляемыеотдельным лицам на осуществление сделок или на продажу определенного видатовара (услуги).
ВРимском праве монополия (от гр. monopolium – (один продаю), единственный продавец) трактуется как исключительноеправо на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли,промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству.В данном случае монополия как привилегия выступает в виде закона, посколькуразличные преимущества обусловлены либо абсолютным преобладанием субъекта(группы субъектов) в производстве, либо уникальностью продукта, либо особымипривилегиями, предоставленными государством [там же].
Подходыученых к определению самого понятия «монополия» весьма разнообразны.Они базируются на выделении ее различных признаков:
· Эксклюзивноеправо на какой-то вид деятельности
· Обладаниепреимуществами и привилегиями
· Наличиевозможности контролировать определенный вид деятельности и т.д.
Большинство западных экономистовопределяют монополию как правовое понятие и как модель рынка: “Монополияхарактеризуется наличием одного единственного продавца конкретного товара илиуслуги на рынке”, — С. Фишер.
Отечественныев свою очередь — как форму организации производства:
“Под термином монополияпонимается исключительное право производства, торговли и т.д., принадлежащееодному лицу, определенной группе лиц или государству”. [9]
Еслиобратиться к причинам возникновения монополии, то можно заметить, что дажездесь ученые не пришли к общему мнению. Первоначально «монополия» и«монополизм» считались чисто рыночными категориями, а их проявлениепредставлялось как рыночные отношения, присущие только сфере обращения. Позднееклассики марксизма обосновали идею о том, что «отношения в производствесоставляют глубинную основу господства монополии и в рыночной сфере, гдемонополизм принимает свое окончательное завершение». Так, причиной (предпосылкой)монополизации называли субъективную психологическую склонность к объединению(наличие гильдейского духа), контроль над сырьем и др. По мнению Э. Чемберлина,основой, или причиной монополии, являлась дифференциация продукта, которой онотводил решающую роль в возникновении монополии. Под «дифференциацией продукта»Э. Чемберлин понимал любые индивидуальные особенности, как самого товара, так ипродавца (вплоть до его личных достоинств и репутации). Однако на ряду сполитическими, географическими причинами существовали такжесоциально-экономические, которые были исследованы учеными марксистко-ленинскогонаправления. Они доказали, что накопление капитала в условиях рыночнойэкономики являлось исходным мотивом образования крупномасштабного производства.Конкуренция порождала тенденцию капитала к концентрации его в руках немногих, аконцентрация на определенной ступени развития вела к монополии. К. Марксдоказал, что предпосылками процесса возникновения монополии явились: во-первых,конкуренция (взаимосвязана с монополией), во-вторых, концентрация производства,так как свободная конкуренция порождает стремление капитала концентрироваться вруках немногих. «В практической жизни, отмечал он, — мы находим не толькоконкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез. Монополия можетдержаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентнуюборьбу. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию.Монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами» [6. с 14].
1.2.1 Виды монополий
Процесс формированиямонополий прошел огромный период времени, так временные спекулятивныесоглашение во времена античности не идут ни в какое сравнение с картелями в XX веке. На данном этапе формированияможно выделить следующие виды монополий:
Закрытую монополию(Устойчивая монополия) – монополия, защищенная юридическими запретами,наложенными на конкуренцию. Такие как патенты, лицензии и т.д.
Естественную монополию —естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражаетситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется однойили несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства иобслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.
Открытуюмонополию (Случайную монополию) — Монополия, при которой одна фирма, по крайнеймере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но неимеет специальной защиты от конкуренции. Данный тип часто называют “Детищемкризиса”.
Административнуюмонополию — Административная монополия возникает вследствие действийгосударственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмамисключительного права на выполнение определенного рода деятельности.
Прианализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина ”монополия’’.Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова ”моно’’-один, “полио’’- продаю. В реальной действительности практически невозможнонайти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма –производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использованиитермина монополия, а тем более “чистая’’ монополия всегда присутствуетизвестная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найтизамену этому термину: “несовершенный конкурент’’ (П.Самуэльсон),,, ценоискатель’’ (П.Хейне).
В теории принято выделятьтри основных способа монополизации рынка:
1)монополия отдельного предприятия; Этот путь к монополии можно считать“порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективностидеятельности, достижения преимущества над конкурентами одной фирмой.
2)монополия как соглашение; Этот метод дает возможность быстро создать ситуацию,когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когдасводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупательоказывается в безальтернативных условиях.
3) монополия, основывающаяся надифференциации продукта
1.2.2 Способы определения степени монополизации рынков
Монополистическиезлоупотребления рыночной властью — не выдумка критиков крупных компаний.История знает много примеров того, как компании-гиганты завышали цены,сознательно
ухудшаликачество, тормозили внедрение новинок и т.д. Хотя, повторим еще раз, всравнении с преобладающим типом поведения гигантов, когда компании-виолентыпредпочитают воздерживаться от монополистических злоупотреблений, эти случаипредставляются опасной, но далеко не господствующей, тенденцией. Государстводля того, что бы избежать отрицательного влияния на экономику вводит ряд мердля воздействия на такие фирмы. Р. Лифман в свое время считал, что длямонопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75% производства.Однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшейдоли производства, равной 40-50%.В 1934 г. А. Лернер предложил способколичественного измерения монопольной власти путем определения величины, накоторую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.Показатель монопольной власти, так называемый коэффициент (индекс степенимонополизации) Лернера, рассчитывался по следующей формуле:
/>
где Р — монопольнаяцена, МС — предельные издержки.
Численноезначение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше этоткоэффициент, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Еслипредельные издержки (МС) равны цене (Р), то индекс Лернера равен нулю (L = 0), что означает отсутствиемонополии и наличие свободной конкуренции.
К концу60-х гг. XX в. в мировой практике сложиласьсистема показателей концентрации рыночной власти. Сегодня в оценке уровнямонополизации широко используется так называемый коэффициент концентрации — CR (Concentration Ratios), обозначающий долю фиксированного числаранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он показываетпроцентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определенного числафирм, и характеризует не всю совокупность предприятий, а лишь крупнейшие,существенно влияющие на рынок и регулирующие его в своих интересах. В США и воФранции эта доля рассчитывается по данным о 4, 8,20,50 и 100 крупнейшихкомпаниях, в Германии и Канаде — о 3, 6, 10 и т.д. предприятиях в отрасли илина рынке. В Англии рассчитывают долю 3 крупнейших фирм в отрасли. Это, однако,не исключает наличие в отрасли и 6 фирм, владеющих всем производством. Такуюотрасль принято относить к олигополистической даже при наличии хотя бы двухкрупнейших продавцов, каждый из которых владеет достаточно большой долей рынка.Хотя показатели CR даютпредставление о степени монополизации различных отраслей, они все же не лишенынекоторых недостатков. В частности, с их помощью степень концентрацииопределяется без учета различий между отраслями, в которых одна фирмадоминирует на рынке, и теми, где четыре или несколько крупных фирм делят его.[71, с.217].
Сегодняшироко используется индекс Харфиндела—Хиршмана (ИХХ), который определяется поформуле:
/>
где X — доля i-йфирмы на рынке (в %); i = 1,2,3,...; п — общее число фирм на рынке. Индекс представляет собой сумму квадратов удельныхвесов предприятий, действующих на рынке. Его величина зависит от числапредприятий и доли каждого из них в обще» объеме изучаемого признака. Длярасчета этого показателя определяется доля каждого предприятия в суммарномобъеме изучаемого признака, которая затем возводится в квадрат, а полученныерезультаты суммируются. Согласно данным табл. 1.1, безопасным с точки зрениямонополизации рынок (ИХХ
Табл.2Соотношение ИХХ и долей фиксированного числа фирмИХХ Минимальное число фирм на рынке Максимально возможная доля (в %) крупнейших производителей при неограниченном числе фирм одного двух трех четырех 500 20 22 31 39 44 1000 10 31 44 54 63 1800 6 42 60 72 85 3000 4 54 75 95 100 5000 2 70 100 100 100
Постепени монополизации условно выделяют три различных состояния рынка.
1. Немонополизированныйрынок — характеризуется большим числом продавцов в отрасли, каждый из которыхимеет относительно небольшую долю в общем, объеме продаж определенного видапродукции;
2. Абсолютномонополизированный рынок, где один производитель сосредоточивает 100%реализуемой продукции;
3. Рынок солигополистической структурой, характеризующийся наличием нескольких крупныхмонополистических предприятий в отрасли. На современном этапе этот тип рынкаявляется господствующим. На его долю приходится значительная часть реализуемойпродукции. Доля фирмы на рынке определяется величиной ежегодных поставок (в %).Чем она выше, тем больше потенциальные возможности фирмы для обладаниямонопольной властью. Чем меньше число продавцов, тем больше монопольная властьу каждого производителя-конкурента.
1.2.3 Регулирование монополий
В экономической июридической литературе по антимонопольному регулированию экономики приняторазличать две основные его модели: американскую и европейскую.
Американская модельстроится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо отсоциально-экономических последствий её деятельности. Сторонники такого подхода,который получил наименование структуралистского, утверждают, что отрасль,имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист.Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структуройобязательно будут негативными и общественной точки зрения и должны попадать поддействие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольногорегулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса исудебное преследование нарушителей.
Европейская модель, вотличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями.Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуреотрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой моделииспользуется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной невсякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия, которой имеютдля общества негативный характер. Такой подход требует создания специальнойсистемы административных органов, призванных постоянно анализировать иконтролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случаенеобходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие изапретительные меры преимущественно административного характера.
В последнее десятилетиеразличия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет всторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельностихозяйствующих субъектов осуществляется не только на основе их относительных иабсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий ихдеятельности для общества
1.2.4 Монополизация за и против
Монополизацияпроизводства, как правило, оказывается в интересах потребителя, так какравновесная цена монополии, обеспечивающая ее прибыль, гораздо ниже цены,которая образовалась бы на свободном рынке, в силу повышенных издержек на входи выход фирм в сектор в процессе конкуренции. Извечные сентенциинеоконсерваторов, что монопольная цена выше рыночной “при прочих равныхусловиях” неадекватны реальности просто потому, что “прочие условия” намонопольном и конкурентном рынке не могут быть равными. На конкурентном рынкеиздержки выше, а значит и цена “рыночного равновесия” выше.
Кроме выгодности дляпотребителя, монополизация диктуется сегодня масштабом производства: факторамиминимизации транзакционных издержек и т.п.
Сложившийсямногосекторный, “сотовый” рынок обеспечивает монопольную конкуренцию и защищаетпотребителя от произвола монополий. Однако это саморегулирование весьма частооказывается недостаточным и требует государственного регулирования.
В силу этого западныегосударства уже с 30-х годов начали вводить элементы государственногорегулирования в свои экономики. К настоящему времени во Франции, Скандинавии,частично в Германии эти элементы приняли форму государственного патернализмакрупной промышленности, хотя и весьма ограниченного.
Азиатские государства(Япония, Корея, Тайвань и пр.) изначально строили свои промышленные системы врамках государственного патернализма.Кположительным можно отнести следующие роли монополии:/>
o Эффективностьпроизводства.
Продукциямонополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоеватьгосподствующее положение на рынке (кроме, однако, «естественныхмонополий», не всегда по праву получающих доступ к той или инойдеятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективностипроизводства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточнымисредствами для успешного проведения научных исследований и разработок.
o Сдерживание спадаи безработицы
Не следует также забыватьи того, что крупные монополистические объединения (особенно межотраслевые,такие как металлургический завод, мгновенно ставший известным завод холодильников«Стинол», сборочный завод бытовой электроники) в случаеэкономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить изкризиса, тем самым, сдерживая спад производства и безработицу./>
o Обострение конкуренции
Может показаться, чтомонополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополияспособна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либогосподство на рынке.
Монополия находится всложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, чтопроизводство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистическойгруппой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызываетострое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. Сдругой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своихсоперников, то он, добившись своей цели, начинает господствовать на рынке.Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.
В современных условияхкрупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуютвместе с ней, это обостряет соперничество. Имеется значительное числопредприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелоепротивоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентовиностранные компании, приникающие на внутренний рынок./>
o Снижение цен.
Высокие цены, по которымв монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиямипродукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать своиизделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, таки конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут кнекоторому снижению отраслевых цен./>
o Развитие малого исреднего бизнеса.
В США мелкими и среднимифирмами производится около половины валового национального продукта (ВНП), онисоздают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии,предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Такимобразом, монополии содействуют развитию малых предприятий.
Что касаетсяотрицательных сторон монополизации, то к ним относятся:
o Влияние нарыночные отношения
Без ликвидации монополиив сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так какмонополизм и рынок — вещи взаимоисключаемые. В условиях чистой монополии всепроводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты,абсолютно противоположные ожидаемым. В монополизированной экономике отсутствуеткорректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.
Монополизация тормозитструктурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению,расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что вконечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их«проеданию». Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застоюво всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитностипотребителя.
o Монопольная цена
Монопольная цена – особыйвид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимоститовара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольнойсверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господствамонополистов на рынке, проще говоря — это дань, которой они облагают другихпредпринимателей и население. Монополии овладевают законами спроса ипредложения, устанавливают два вида монопольных цен. С их помощью образуетсямеханизм монополистического обогащения за счет остальной части общества.
Так, монополистическиеобъединения стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаровотрасли. Это позволяет устанавливать монопольно высокую цену, превышающуюобщественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создаюттоварный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спросна нее превышал предложение. В данном случае, монопольный доход представляетсобой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (илиравновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормальногодохода в пользу монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен – однаиз решающих причин инфляции.
Монополия стремится такжебыть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственноограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложениетоваров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяетустановить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно –необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница междустоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Онявляется вычетом из нормального дохода продавцов.
Монополия предполагает,что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролируетобъем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, котораяпринесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти вустановлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Еслитовар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказатьсяот покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополииможно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельноготелевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализациюучебников и т.д.
Таким образом, существуетмножество определений конкуренции и монополии, выдвинутые различными учеными вразличное время. Что свидетельствует о неоднозначности понятий монополии иконкуренции. Однако достижение чистой конкуренции в глазах многих ученыхявляется неоспоримым благом. Для этого проводится антимонопольная политикагосударства. Подходы к ее реализации неоднозначны, существует две крупныемодели регулирования американская и европейская. Они отличаются отношением кмонополиям: американская модель не допускает присутствия монополий на своемрынке, когда европейская ограничивает их деятельность только в случае нанесениявреда экономике. Их успешная реализация зависит от степени точности определениявлияния конкретного производителя на рынок для чего применяются индексы Лернераи Харфиндела-Хиршмана. Ввиду неоднозначности данного понятия индексы могут бытьне редко завышены, однако проведения антимонопольной политики может быть нежелательным, так как многие функции монополии являются позитивными длягосударства такие как,
Обострение конкуренции,сдерживание безработицы и др.
2. Анализ тенденций развития монополизма в Великобритании
Предпосылкиформирования Великобритании были обусловлены ее особым положением на мировойарене вплоть до конца первой мировой войны. Ведущая мировая колониальнаядержава, с огромным количеством государственных монополий начала процессдемонополизации только после прихода к власти Маргарет Тэтчер. Для экономикиАнглии до середины XIX в. были характерны две особенности: громадныеколониальные владения и монопольное положение на международном рынке. Главнымиособенностями экономического развития Англии конца XIX – начала XX в. стали:утрата промышленного первенства и господства на мировом рынке, росткапиталистических монополий, особенно колониальных и военно-промышленных,создание мощных банков и финансовой олигархии, возрастание роли экспортакапитала, в том числе в пределы Британской империи (колонии) и в зависимыестраны, превращение колониальной монополии в решающий фактор экономического иполитического положения Англии во всемирном хозяйстве. Плавно переходя ктекущему положению дел можно заметить, что экономика странывысокомонополизирована: крупнейшие ТНК контролируют свыше 50 процентов выпускапромышленной продукции и внешней торговли. Основой экономики страны являетсяпромышленность, где производится около половины ВВП и 90 процентов экспорта.Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел ксозданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединенийпромышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в нихпрактически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны — «Империал Кемикал Индастриз», или ИКИ, «Юнилевер»,«Бритиш Лейланд» и «Дженерал Электрик компани», в которыхзанято по 200 тыс. человек. Основная часть промышленных предприятийВеликобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе,включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира доГлостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса — ЮжныйУэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии. Крупные монополии неявляются единственными субъектами хозяйственной жизни Великобритании. В страненасчитывается свыше 1,3 млн. мелких и средних фирм. Из них 57 тыс. — промышленные, которые Последние играют относительно менее важную роль внациональной экономике, чем мелкие и средние фирмы Франции, Италии, ФРГ, Япониив экономической жизни своих стран. Мелкие фирмы функционируют сейчас практическиво всех сферах экономики: в сфере промышленного производства, услуг, торговли.Особую роль мелкие и средние фирмы играют в Великобритании в развитии«наукоемких», или «высокотехнологичных», отраслей(электроники, биотехнологии, химии, приборостроения). «Венчурные»,или внедренческие, фирмы, действующие в данных областях, занимаются разработкойновых видов технологий и продуктов, доведением новых идей до стадии внедрения впроизводство.
Многиеотрасли, в которых Великобритания имеет неоспоримые конкурентные преимущества,связаны с предметами роскоши, развлечениями, досугом и богатством. Благодатныезерна в почву часто закладывает упреждающий и требовательный спрос. И Великобританияоказалась способна удержать преимущества в таких отраслях по ряду причин.Во-первых, многие из них представляют отрасли, в которых ранний приход имеетособое значение. В таких отраслях, как производство сигарет, фарфора,алкогольных напитков, шерстяных изделий, принадлежностей туалета и т.п.,признанные торговые марки и известные поставщики дают преимущества, которыетрудно одолеть. Некогда Великобритания пользовалась плодами объединения вкластеры, поскольку одна передовая отрасль была способна породить и усилить ряддругих. Английские товары «тянули» за собой на заморские рынкиуслуги, и наоборот. Многонациональные компании создавали за границей лояльнуюрыночную среду. Сильный кластер финансовых услуг и связанных с торговлейотраслей был в высшей степени устойчивым и способным к развитию.
Однако впромышленных отраслях бизнеса происходило постепенное сужение кластеров, вкоторых оставались лишь отдельные элементы былых преимуществ. Английские фирмыопираются в большей степени на иностранные вложения и на иностранную технику.Например, в автомобильной промышленности были утрачены преимущества на рынкеконечной продукции (кроме небольшой «ниши» роскошных машин, например«Ягуар», «Роллс-Ройс»), а вместе с этим шла эрозия отраслей- поставщиков разнообразных комплектующих автодеталей. То же самое и, пожалуй,в еще большей степени характерно и для производства потребительских товаровдлительного пользования, таких как домашние технические средства и бытоваяэлектроника.[3]
2.1 Регулирование деятельности корпораций
Несмотря на меры поповышению конкуренции, денационализированные публичные предприятия оставалисьмонопольными (или почти монопольными) производителями товаров и услуг.Появилась необходимость определенного механизма, который не давал бы имиспользовать свое положение в ущерб обществу. Это выразилось в созданиидолжности генерального директора (director-general), которыйназначался Государственным секретарем и обладал полномочиями по регулированиюдеятельности предприятия с учетом интересов потребителей. В его обязанностипомимо этого входило способствовать эффективности и экономии производства,содействовать развитию конкуренции. Согласно положениям законов, каждыйпроизводитель обязан получить лицензию у Государственного секретаря или удиректора (чаще у последнего). В лицензии оговариваются условия производства,некоторые из них могут содержаться также в распоряжениях директора. Напрямую нарушениеэтих условий ответственности не влечет, но зато позволяет потребителю требоватьвозмещения ущерба, полученного в результате подобного нарушения. Директор можетпередать любую деятельность производителя на рассмотрение Комиссии по слияниями монополиям. В том случае, если отчет комиссии будет не в пользу предприятия,директор может регулировать деятельность предприятия с помощью измененияусловий лицензии. Закон о конкуренции 1992 года значительно расширил полномочиядиректоров. Он снабдил их полномочиями устанавливать в своих инструкцияхстандарты выполнения работ, при нарушении которых действовал тот же порядок,что и при нарушении условий лицензии. Кроме того, директор мог решать споры поповоду издержек, понесенных потребителем. Решение директора по этому поводудолжно быть обоснованным. Закон также требовал, чтобы каждый производительустанавливал процедуру обжалования. Директор обладает обширными полномочиями ине подотчетен кому-либо. Сместить его с должности может только Государственный секретарьв случае совершения проступка или неспособности выполнять свои обязанности.Действия директора могут быть пересмотрены в судебном порядке на основаниизакона.
2.2Контроль за деятельностью корпораций
Корпорации, составляющие частьадминистративной структуры управления социальными службами, обычно болеепридирчиво контролируются соответствующими министерствами, чем те корпорации,сфера деятельности которых изначально находилась в области промышленности икоммерции (Региональный больничный совет по Закону о национальной службездравоохранения 1946 г. получает министерские инструкции по всем вопросам своейдеятельности). Существуют также корпорации, к обладающие значительной степеньюавтономии. Так Британская корпорация радиовещания (ВВС) действует на основестатутной лицензии, которую получила от министра внутренних дел на основанииЗакона о радиовещании 1949 года. Правда лицензия содержит несколькоограничительных условий: члены корпорации назначаются Короной; от корпорацииможно потребовать передачу каких-либо правительственных сообщений; Министрвнутренних дел вправе требовать, чтобы корпорация воздерживалась от сообщенийпо определенному кругу вопросов. ВВС пользуется почти полной независимостью итолько получает постоянные указания, которые запрещают давать собственныекомментарии по происходящим событиям. Они также ограничивают партийныеполитические передачи и запрещают передачу высказываний членов и сторонниковопределенных террористических организаций. Министр внутренних дел, несмотря наширокие полномочия, обычно отвечает только за общие принципы работы корпорации.Существует немало публичных корпораций правительственного характера, которыедействуют независимо (например, Управление гражданской авиации, Независимаятелевизионная комиссия и др.)
2.3Обзоргазового рынка в Великобритании
Бритишгэз был монопольным поставщиком газа на рынки до принятия в 1995 году акта огазе, который разделил компанию на два подразделения, отвечающие за добычу ипоставку. В то время как остальные функции остались Бритиш гэз, которая теперьвключала в себя отделения Трэнско. В 1997 Сентрика была отделена от Бритиш гэз.Сентрика это головная компания холдинга, который включает в себя Бритиш гэз трайдинг,Бритиш гэз сервис, центр по продаже газа, а также разработчика залежей наМорекабских полях. Бритиш гэз теперь включал Теско, а также право на разработкузалежей, зарубежные поставки, НИР, и собственность. В октябре 2000 года, от БГотделился Трэнско, который стал часть холдинга Лэтис Групп. Независимыепоставщики вышли на рынок еще в 1990, но конкуренция на растущемпотребительском рынке появилась только в 1995.газовый рынок был перестроентаким образом, что домохозяйства и частные фирмы могли выбирать поставщиковгаза. К концу 2000 года, Бритиш гэз трайдинг занимала только 70-80 % рынка вомногих регионах Великобритании. В июле 2001 Хьюстонская компания Динеджискупила остатки Бритиш гэз за 590 миллионов долларов. Центральным регулирующиморганом является специальный комитет по энергетике. СКЭ предложил ряд мер поизменению цен на энерго-носители, за счет приватизации отраслей. Данный процессспособствовал вытеснению угля как основного сырья для электростанций.[2]
Отсюдаследует, что в Великобритании естественные регулируемые монополии (транспорт ираспределение газа) отделены от сфер потенциальной конкуренции (добыча газа),т. е. в монопольной собственности и управлении находятся только газопроводы игазораспределительная сеть, а задачей реформ провозглашается повышениеэффективности путем внедрения в функционирование естественных монополийрыночного механизма, для которого имеются соответствующие техническиевозможности. Эта би-монополия, не имеющая очерченных институциональных рамок иестественно возникшая, играет важную стабилизирующую роль в современныхкризисных условиях при недостаточной оформлнености правовых, экономических иадминистративных механизмов государственного управления. Однако декларируемыецели институциональных реформ нередко не совпадают с реальными. Например,приватизация отрасли — естественной монополии, находящейся в государственнойсобственности, проводимая с намерением повысить ее эффективность путемвнедрения механизма конкуренции, заведомо не может достичь заявленной цели, еслиотрасль продается как единое предприятие. Так было и в Великобритании в 1986 г.Государственная монополия превращается в регулируемую частную монополию; приэтом сфера регулирования расширяется, и трудности регулирования умножаются.
Одним изскрытых мотивов приватизации Бритиш гэз, можно считать стремление государстваснизить меру своей прямой ответственности перед потребителями и переложить наних сложившиеся монопольные издержки отрасли. В Великобритании тарифноерегулирование распространяется только на мелких потребителей газа, апромышленные потребители покупают газ по контрактам, завышенные издержкиотрасли перекладываются на контрактных потребителей, и некоторые из них могутподвергаться ценовой дискриминации. Полное отделение монопольных сегментов отконкурентной деятельности сужает сферу негативного влияния регулирования наэффективность производства и обеспечивает альтернативные источники информациидля регулирующего органа, что очень важно для действенности самогорегулирования. В Великобритании принята следующая формула для внутренних цен нагаз
/>
где М, — максимальная средняя цена за терм (условная единица) в текущем году; RPI, — индекс прироста розничных цен; Х- предполагаемый темпснижения издержек транспорта газа (2%); PI-1 — цена газа на регулируемом рынке впредыдущем году за вычетом стоимости добычи; У,- издержки добычи газа в текущемгоду на один терм; К, — поправочный коэффициент, отражающий возможное снижениеценового ограничения в случае, если реальные цены существенно отклоняются отразрешенного максимума (т. е. издержки отрасли были завышены).
Этаформула предполагает разделение цены газа на две составляющие: издержки добычии все остальные издержки (плюс надбавка). Издержки добычи рассматриваются какнеизбежные — их рост, заложенный в цене, целиком перекладывается напотребителя. А динамика прочих издержек содержит фактор роста эффективности(отраженный величиной X). Чтобы удерживать прибыль надостигнутом уровне, компания Бритиш гэз должна либо добиваться сокращенияиздержек на Х% ежегодно либо этим же темпом наращивать продажу газа (этакомпания только транспортирует газ по магистральным и распределительным сетям,покупая его у независимых производителей). Предусматривается также регулярныйпересмотр формулы — раз в пять лет — и отдельное ограничение на постоянныеиздержки монополии. Обладая очевидным преимуществом перед слишком упрощеннымиподходами к установлению цен на продукцию естественной монополии, британскаяформула имеет собственные недостатки. Данная формула представляет транспортгаза как монопродуктовую отрасль, ограничивая максимальную выручку за проданныйгаз, независимо от условий его поставки. При отсутствии дифференциации тарифовтакой способ агрегирования — приведение к общей единице измерения продукции — вполне оправдывает себя. При существенной дифференциации тарифов простое ихусреднение в ограничивающей цены формуле может приводить к нежелательнымсдвигам в структуре услуг максимизирующей прибыль монополии. И поэтомупредпочтительнее использовать ограничение цен по тарифной корзине (где весапоставок разного вида соответствуют структуре базового года) применяемое,например, для британской телефонной сети. Другой всеми отмечаемый недостаток — то, что устанавливаемый формулой максимум цен на практике становится ихминимальным уровнем, поскольку текущее ограничение цены каждый разрассчитывается на базе цены предыдущего года, и, не доводя цену до максимума,регулируемая монополия тем самым ограничивает возможное увеличение цены вбудущем. Следующий недостаток — прямое перенесение затрат на добычу газа напотребителей, которое при фактической монопсонии покупателя (транспортнойкорпорации) не создает достаточных стимулов для экономии этих затрат. И,наконец, принципиальное несовершенство британской формулы и других формулподобного рода заключается в том, что все они относятся к тому же семействуценовых ограничений, что и ограничения нормы прибыли. Рекуррентное построениезависимости текущих цен от цен предыдущего года в совокупности с установлениемнормативов роста эффективности (X) и удельных затрат на добычу (У) пофактически достигнутому уровню на практике означает гарантированное поддержаниенормы прибыли
Несмотряна проведение приватизации и демонополизации экономики, основой стабильностистраны являются ТНК и их модификации. Привлечение иностранных инвестицийявляется приоритетным направлением развития страны. Однако государствосохраняет за собой право регулирования, как естественных монополий так ичастных. Наличие природных ресурсов таких как газ и нефть, позволяет создаватькрупные нефтяные концерны с базой в Великобритании. Однако полная открытостьэкономики достигается за счет публикации отчетов по естественным монополиям,финансовым и не финансовым организациям. Введение специальной должности напредприятиях была предусмотрена для снижение отрицательного эффекта наэкономику, а также усиление роли правительства в управление организацией.
3. Антимонопольная политика и конкуренция в РеспубликеБеларусь
Конкуренцияявляется одной из составных частей успеха на рынке, основным инструментомуправления рыночной экономикой. Под свободной конкуренцией понимаетсязаконодательно гарантированная свобода деятельности субъектов хозяйствованиянезависимо от форм собственности или размеров предприятия. В странах с развитойрыночной экономикой имеется целый ряд нормативных (законодательных) актов,создающих правовой коридор для развития конкуренции. Становлениеантимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных,непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствиирыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците, углубляющемсяэкономическом кризисе. Необходимость его обусловили:
1) высокий уровеньконцентрации и слабая диверсификация производства;
2) преобладаниекрупных чистых монополий — единственных производителей;
3) формированиеквазирыночных структур;
усилениезлоупотреблений доминирующим положением на рынке со стороны отдельныххозяйствующих субъектов, чему способствовали распад хозяйственных связей врамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной систем, сокращениеобъемов производства, стагнация в инвестиционной сфере, потеря управляемостиэкономикой, отсутствие четкой классификации видов монополий. В республикесложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющиесвою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионахпрактически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другимпредприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местныйрынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своимпараметрам под определение монополиста. Аналогичная ситуация складывается сторговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольноерегулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящеевремя уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп, по которым необходимовести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту илииную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической деятельностии устранения доминирующего положения, хозяйствующих субъектов на местных рынкахсозданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске, функционально подчиненныеМинистерству. Объектами государственного антимонопольного регулированияявляются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарныхрынках республики, включенные в Государственный реестр [11с.9]. Доминирующееположение на рынке Беларуси определяется как исключительное положение хозяйствующегосубъекта, которое дает ему возможность самостоятельно или совместно с другимихозяйствующими субъектами диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднятьдоступ на рынок другим хозяйствующим субъектам либо иным образом ограничиватьконкуренцию. Данные о количестве доминирующих предприятий по отраслямпредставлены в таблице 3.
Табл.3 Предприятия, занимавшие на рынке доминирующее положение, в 2002 году [13]. Число предприятий-монополистов Удельный вес предприятий монополистов, процентов в общем числе предприятий в общем объеме производства
Вся промышленность 269 11,3 54,8 в том числе: топливная 1 2,6 17,1 черная металлургия 2 13,3 84,7 цветная металлургия 1 16,7 13,1 химическая и нефтехимическая 29 38,2 90,2 машиностроение и металлообработка 115 17,8 62,1 лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 15 4,8 30,3 промышленность строительных материалов 18 14,3 62,2 стекольная и фарфоро-фаянсовая 8 40,0 40,4 легкая 30 6,8 44,2 пищевая 29 5,9 23,8
Характеризуяситуацию, сложившуюся в РБ в области демонополизации и развития конкуренции,следует отметить следующие закономерности. Во-первых, высокий уровень монополизациипо отдельным видам выпускаемой продукции (АО «Горизонт» — выпускающийтелевизоры, АО «МЗХ» — холодильники, АО МТЗ — тракторы и т.д.).Во-вторых, государственный сектор экономики остается преобладающим, в то времякак класс собственников только формируется. В-третьих, созданные в процессеразгосударствления структуры типа концернов, ассоциаций и других организацийнового типа во многом определяют положение на рынке и отрицательно влияют наразвитие конкуренции. В-четвертых, государственное регулирование цен на товарыестественных монополий приводит к необоснованному росту цен практически во всехотраслях народного хозяйства. И последнее, антимонопольная политика пока неполучила должной поддержки со стороны ряда органов государственного управления.Таким образом, экономическая ситуация в РБ не в полной мере способствуетразвитию конкуренции в силу медленной перестройки хозяйственного механизма исложившейся на рынке ситуации. В Беларуси основным документом, регламентирующимконкурентные отношения, является Закон Республики Беларусь «Опротиводействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»(введен 1 марта 1993 года). Кроме этого закона антимонопольная политика РБрегулируется и другими законодательными актами: Законами РБ «Опредприятиях», «Об аренде», «О разгосударствлении иприватизации государственной собственности» (данный закон пока частичнопересматривается), «О предпринимательстве», «Об акционерныхобществах, обществах с ограниченной ответственностью», «О ценных бумагахи фондовых биржах», «О товарных биржах», «Об инвестиционнойдеятельности», " О защите прав потребителей", а также рядом постановленийСовета Министров РБ. Первым государственным органом по ограничению, пресечениюи предупреждению монополистической деятельности и созданию нормальных условийконкуренции в РБ стал образованный в 1992 году Государственный комитет РБ поантимонопольной политике, преобразованный впоследствии в Министерство поантимонопольной политике. Его основные задачи сводились: к разработке иосуществлению мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждениюмонополистической деятельности, к осуществлению государственного контроля засоблюдением антимонопольного законодательства РБ, к содействию созданиюконкурентной сферы и развитию предпринимательства, к контролю в пределах своейкомпетенции за выполнением законодательства о защите прав потребителей [4].
3.1Анализ рынка телекоммуникаций в РБ
Примером монополизации набелорусском рынке может послужить рынок телекоммуникаций. Необходимостьлиберализации рынка телекоммуникаций, которая, среди прочего, является одним изосновных условий для вступления нашей страны в ВТО, не вызывает сомнений ни уучастников рынка, ни у представителей органов госуправления. Однако действиягосударственных структур свидетельствуют о стремлении к сохранению монополизмав данной сфере. В последнее время президент и правительство не раз утверждалиразличные программы и концепции информатизации, где либерализация рынкателекоммуникаций признается ключевым фактором развития инфраструктуры в стране.Еще в 1999 г. министр связи Владимир Гончаренко публично объявил о том, что к 1июля 1999 г. его министерство должно представить на рассмотрение правительствапрограмму акционирования и частичной приватизации РО «Белтелеком». Пословам министра, правительство было готово выставить на продажу не менее 25%акций «Белтелекома». Сейчас представители Министерства связи называютновую дату начала поэтапной приватизации — 2007 г. Почему правительство,признавая необходимость либерализации телекоммуникационной сферы, постояннооткладывает этот процесс? Ответ достаточно очевиден: Минсвязи заинтересовано вограничении конкуренции и сохранении монополии «Белтелекома».Фактически можно говорить, что «Белтелеком» является предприятиемМинсвязи и основным источником его доходов. Монополия «Белтелекома»распространяется прежде всего на внешние каналы связи. В республике нетальтернативных операторов связи, которые имели бы собственные внешние каналы.Даже такие крупные операторы, как МТС, Velcom и «БелСел» дляосуществления международных звонков обязаны использовать только мощности«Белтелекома». Это требование было установлено Министерством связи влицензиях, выданных операторам. Причем оно касается любых операторов, в томчисле и провайдеров доступа к Интернету. В отношении провайдеров Минсвязипервоначально сделало негласный запрет на установку приемопередающихспутниковых антенн. Эта технология позволяет организовать скоростной идостаточно дешевый внешний канал через спутник. Данный запрет выражается,прежде всего, в невозможности получить разрешение на использование частоты дляприемопередающей антенны. Провайдеры же для сокращения своих издержек началиприменять комбинируемую систему обмена трафиком: для исходящего трафикаиспользовались мощности «Белтелекома», а для входящего — работающиетолько на прием спутниковые антенны. Особенность Интернет-трафика провайдеровзаключается в том, что основную его часть составляет именно входящий трафик.Когда провайдеры начали использовать приемные спутниковые антенны,«Белтелеком» начал катастрофически терять входящий трафик, ранеепродаваемый им коммерческим провайдерам. Реакция Министерства связи последоваланезамедлительно: провайдерам под различными предлогами запрещалось использоватьприемные антенны, а в переоформляемых лицензиях уже предписывалось направлятькак исходящий, так и входящий трафик только через мощности «Белтелекома».Ситуация усугубляется еще и тем, что провайдеры, вынужденные арендовать внешниеканалы у «Белтелекома» по высоким ценам, находятся в заведомоневыгодном положении по сравнению с тем же «Белтелекомом», которыйсам оказывает услугу коммутируемого доступа через свое структурноеподразделение — БелПАК. По оценкам специалистов, БелПАК является самым крупнымпровайдером и ему принадлежит более 50% рынка. При этом высокие расценки нааренду каналов у «Белтелекома» не позволяют коммерческим провайдерамснизить цены на Интернет и тем самым составить серьезную конкуренцию БелПАКу.Министерство связи часто указывает на тот факт, что практически всекоммерческие провайдеры работают в Минске. В то время как благодаря оказываемой«Белтелекомом» услуге беспарольного доступа к Интернету могутподключиться около 98% имеющих телефон абонентов по всей Беларуси. Безусловно,это большое достижение с точки зрения возможности подключения к Интернету,однако при этом умалчивается, что расценки на Интернет в регионах настольковысоки, что многим выгоднее звонить в Минск и подключаться к Интернету черезминских провайдеров. Представители Министерства связи также неоднократнозаявляли, что монополия существует только на внешние каналы связи, для местнойже связи ограничений не существует, и любой оператор может свободно оказыватьуслуги местной связи. Фактически же монополия «Белтелекома» распространяетсяи на местную связь, так как конкурировать на местном рынке с«Белтелекомом» невозможно. Дело в том, что «Белтелеком»практикует систему перекрестного субсидирования, когда за счет очень высокихтарифов на международную связь и Интернет имеется возможность субсидировать местнуюсвязь. Еще один вопрос, на котором необходимо отдельно остановиться, этопозиция Минсвязи в отношении внедрения новых телекоммуникационных технологий.Позиция эта заключается в том, что министерство всячески препятствует внедрениюлюбых технологий, которые могут негативно повлиять на монопольное положение«Белтелекома». Аналогичная с запретом на использование коммерческимипровайдерами приемопередающих спутниковых антенн ситуация складывается и стехнологией IР-телефонии, покушающейся на святая святых «Белтелекома»- международную телефонную связь. Минсвязи прямо запрещает провайдерам предоставлятьуслуги IР-телефонии, делая соответствующую запись в лицензии. IР-телефонияпозволяет осуществлять международные звонки в обход международных линий«Белтелекома». Для этого оператор IР-телефонии принимает звонок отместного абонента, специальным образом разбивает телефонный трафик на пакеты изатем пересылает его через Интернет другому оператору IР-телефонии, которыйпроизводит обратную операцию и доставляет восстановленный телефонный трафиквторому абоненту уже в своей стране. Технология IР-телефонии позволяет внесколько раз снизить стоимость международных звонков, что абсолютно неотвечает интересам «Белтелекома». Справедливости ради необходимоотметить, что в последнее время «Белтелеком» сам начал оказыватьуслуги IР-телефонии. Однако проблема состоит в том, что цена предоставляемой«Белтелекомом» IР-телефонии лишь на 30% дешевле традиционнойтелефонной связи, в то время как реальную стоимость услуг IР-телефонии можнобыло бы сделать в несколько раз меньшей. Таким образом, «Белтелеком»начинает использовать новую технологию для получения сверхприбылей, к тому жене создавая особой конкуренции своей традиционной телефонной связи. Подобнаяситуация логично выразилась в том, что начали появляться подпольные операторыIР-телефонии. Одному из таких операторов удалось за год своего существованияпропустить через себя трафик на сумму около 200.000 USD. Недавно состоялся суднад организаторами этого нелегального узла, они были приговорены к значительнымсрокам за незаконную предпринимательскую деятельность. Это дело имело большойобщественный резонанс, так как существующая в Беларуси ситуация с IР-телефониейи позиция, которую занимают Министерство связи и «Белтелеком»,создают большой соблазн для организации подобных нелегальных узлов и уходавсего бизнеса IР-телефонии в подполье с соответствующими потерями для бюджета.Таким образом, можно констатировать, что в сфере телекоммуникаций мы наблюдаемследующую ситуацию: полная монополия «Белтелекома» на рынкемеждународной и местной связи, а также основная доля рынка местного доступа кИнтернету. Следует отметить, что хотя «Белтелеком» и не осуществляетуслуги мобильной связи, он через свои предприятия выступает в качествесовладельца белорусских сотовых операторов МТС (51%), Velcom (31%) и«БелСел» (ранее — 50%, сейчас — около 33%). Все это позволяетговорить о тотальной монополизации телекоммуникационной сферы Беларуси,отсутствии какой-либо конкуренции и нежелании Минсвязи проводить политику,направленную на либерализацию рынка.
Сложившуюся ситуациюможет изменить только либерализация рынка, которую целесообразно проводить внесколько этапов. Первоначально необходимо провести реструктуризацию иреорганизацию Министерства связи, с тем, чтобы создать действительнонезависимый регулятивный орган, как это сделано в развитых странах, в том числеи в Российской Федерации. Под независимостью в данном случае понимается отсутствиеу него мотивов действовать исключительно в интересах отдельных субъектов.Независимый регулятивный орган должен осуществлять политику, направленную наобеспечение интересов населения страны и всех участников телекоммуникационногорынка, его демонополизацию и развитие конкуренции. Для формированиянезависимости регулятивного органа первоначально необходимо выработатьпроцедуру по выводу «Белтелекома» непосредственно из структуры Министерствасвязи. Взаимоотношения между «Белтелекомом» и министерством должныограничиваться осуществлением последним лишь своих функций по регулированиюотрасли. При этом министерство должно предпринять реальные шаги, направленныена либерализацию рынка. Это уменьшение лицензионного гнета, отменанеоправданных запретов на создание альтернативных внешних каналов,использование новых технологий и т. д. На втором этапе необходимо провестиприватизацию «Белтелекома». И в этом процессе законодатель долженсказать свое веское слово, потому что если этот вопрос будет решаться, как и раньше,- исключительно Министерством связи, то приватизация «Белтелекома» неначнется и в 2007 г. [5].
В заключение можно сказать,что правительство не заинтересовано в реальной демонополизации рынка Беларуси.Анализ рынков показывает также, что только отдельные монополисты могут в полноймере использовать свои монопольные преимущества. В расчет нужно приниматьналичие огромного числа убыточных монополий, в частности в пищевойпромышленности и нефтехимии. Данные отрасли требуют значительных инвестиций.Иностранные инвесторы заинтересованы в развитии отдельных отраслей, однакоосновным требованием правительства остается сохранение социальной базы предприятий.Направлением в сторону монополизации также является распространение брэндов,которые способствуют монополизации рынков с потенциально конкурентнойпродукцией, такие как рынки пищевых продуктов и сельскохозяйственной продукции
Заключение
Теории выдвинутые ученымив различные времена вызывают множество споров и сейчас. Так до сих пор ученыене сошлись по поводу определения конкуренции и монополии. Неоднозначностьданных понятий также проявляется в трактовке их влияния на рынок, хотябольшинство ученых и убеждены, что конкуренция является неоспоримым благом дляобщества, но есть группы ученных, которые отстаивают позиции монополий с точкизрения инноваций, а также повышения, как это не парадоксально звучит,конкуренции. Проведение антимонопольной политики нацелено на ограничение, аиногда и ликвидацию поля деятельности монополий. Степень их успешной реализациизависит от определения наличия злоупотребления монопольной властью, а такженаличие монополизации рынка. Для этого используются индексы Лернера иХарфиндела-Хиршмана. Если обратить внимание на применение теории на практике,особенно интересно это наблюдать на родине чистой конкуренции, Великобритании.На данный момент рынки Великобритании высоко монополизированы, Однако волнаприватизаций во времена Тэтчеризма наложила свой отпечаток на текущее состояниеэкономики Великобритании. Государственные монополии которые были переданычастным лицам сейчас подвергаются тонкому регулированию правительства. В целомже основная ставка государства это иностранный капитал и ТНК. Рассмотренныйпример с демонополизацией Бритиш гэз, ясно дает понять что государство неотдает национально значимые производства во владение частных лиц. Идя науступки неоконсерваторов, правительство делит Бритиш гэз, оставляя за собойправо на владение наиболее значимой частью холдинга. Проводя параллели сэкономикой республики Беларусь, можно заметить, что такая проблема возниклалишь только после распада СССР. Данное сравнение также усложняет тот факт, чтоБелорусские монополии имеют свою специфику, а именно по поводу причин ихпоявления. Современные монополии получают конкурентные преимущества за счет НИРили же, агрессивной рекламы. Белорусские же монополии получили свой статустолько благодаря массированным правительственным инвестициям, что на данномэтапе не дает им возможность использовать монопольное положение. На примерерынка телекоммуникаций, было рассмотрено отношение правительства кдемонополизации рынка. В принципе позиция ясна, но вопрос остается открытымпочему правительство настроено на демонополизацию только убыточных монополий,пищевой, и нефтехимической промышленности.
Список использованной литературы
1. Гольденберг И.А.Проблемы институциональной реформы и регулирование естественной монополии//Проблемы прогнозирования. 2002, №2.
2. http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/uk.html
3. http://www.bankreferatov.ru
4. http://www.nestor.minsk.by/sn/sn0007/sn02804.html
5. http://www.br.minsk.by/index.php?article=12229
6. Санько Г.Г.Монополия и конкуренция.- Мн.: БГЭУ, 1999.
7. Макконнелл К.Р.,Брю Экономикс С.Л.- М.: Инфра-М, 2002.
8. Фишер С., ДорнбушР., Шмалензи Р. Экономика. М.,1993.
9. Шимов В.Н. и др.Словарь современных экономических и правовых требований.- Мн.: Малфея, 2002.
10. Портер М. Международнаяконкуренция. М. 1994
11. Санько Г.Г.Государственно-частный монополизм: содержание, формы проявления //Вестникбелорусского дзяржаунага эканамичнага университета. 2003, №3.
12. Санько Г.Г.Государственно-частный монополизм: содержание, формы проявления //Вестникбелорусского дзяржаунага эканамичнага университета. 2003, №3.
13. Статистическийсборник 2003.