Реферат по предмету "Экономика"


Капитал: сущность, структура и формы

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основыпроблемы капитала
1.1 Трактовкакапитала в классической политической экономии
1.2 Сущностьи формы капитала в современной экономической науке
Глава 2. Характеристика структуры иосновных форм капитала
2.1 Основнойи оборотный капитал, постоянный и переменный капитал: их общее и различие
2.2 Управлениекапиталом и оптимизация его структуры
2.3 Капиталкорпораций и анализ его размеров и структуры
Глава 3. Роль государства вформировании и увеличении капитала
Заключение
Список литературы

Введение
Теория капитала – одна изнаиболее сложных и дискуссионных в экономической теории. Это относится копределению самого понятия капитал, и к единицам его измерения, и к доходу,порождаемому капиталом, т.е. проценту.
Элементы учения окапитале как о накоплении богатств, особенно в форме денег, встречаются еще уАристотеля. Затем понятие “капитал” становится предметом анализа умеркантилистов, физиократов, классиков.
Наиболее последовательнои системно оно впервые было проанализировано К. Марксом, раскрывшим сущностькапитала на основе учения о прибавочной стоимости. Однако и его концепция нестала исчерпывающей в разрешении всех сложных вопросов теории капитала. Приболее общем подходе к рассматриваемому понятию оказалось, что капитал далеко невсегда связан с созданием прибавочной стоимости, а значит, и с эксплуатациейнаемной рабочей силы.
Категория капитал имеетдвоякий смысл. Обычно в обиходе под капиталом понимается богатство, состояние вденежной или имущественной форме. Наличие капиталов у определенного круга лиц вжизни хорошо видно и понятно, и люди всегда стремились к богатству. Однаконаличие богатства, включая и солидную сумму денег, в научном смысле неозначает, что их владелец является капиталистом. Политическая экономия трактуеткапитал как стоимость, приносящую его владельцу прибавочную стоимость. С этойточки зрения, капиталом можно назвать и производственные фонды предприятия, иземлю, и ценные бумаги, и депозит в коммерческом банке, и «человеческийкапитал» (накопленные профессиональные знания) и т.п. Все перечисленные благаприносят поток доходов в различных формах: в виде арендной платы, выплат попроцентам по депозитам, дивидендов по ценным бумагам, земельной ренты,заработной плате и т.д.
Общая потребность вкапитале основывается на потребности в оборотных и внеоборотных активах.
Капитал является базойсоздания и развития предприятия и в процессе функционирования обеспечиваетинтересы государства, собственников и персонала. Всякая организация, ведущаяпроизводственную или иную коммерческую деятельность должна обладатьопределенным капиталом, представляющим собой совокупность материальныхценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прави привилегий, необходимых для осуществления его хозяйственной деятельности.
В настоящее времяособенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционированияи воспроизводства капитала, т.к. возможности становления предпринимательскойдеятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в томслучае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие.В этом заключается актуальность данной темы.
Целью курсовой работыявляется рассмотреть сущность, структуру и формы капитала, а такжепроанализировать современную структуру капитала предприятий XXI века и рольгосударства в формировании и увеличении капитала.

Глава 1. Теоретическиеосновы проблемы капитала
1.1Трактовка капитала в классической политической экономии
Одноиз первых определений капитала встречается в работах меркантилистов, которыеотождествляют капитал с одной из его функциональных форм — денежной, объектомих анализа служит, прежде всего, торговый капитал. Представители школыфизиократов, исследуя движение товарного капитала и процесс накоплениякапитала, уже разграничивают категории капитала и дохода. Тем самым ониформируют основу понимания его роли в процессе производства, однако последнийограничивается рамками сельского хозяйства.
Существенныйвклад в исследование капитала внесли представители классической парадигмы. У.Петти впервые стал исследовать экономические отношения во взаимосвязи сотношениями, складывающимися в процессе общественного производства, чтопозволило впоследствии сформировать классический подход, опирающийся наконцепцию кругооборота капитала и создание прибавочной стоимости. А. Смит обосновалпринципы возникновения, формирования и функционирования капитала. Вместе с тем,характеризуя капитал как накопленный запас вещей или денег (накопленноебогатство), он рассматривал его в статичном положении, не уделяя должноговнимания его движению. Д. Рикардо трактовал капитал как средства производства,в то же время, развивая идеи А. Смита, он значительно продвинулся в изученииприбыли на капитал и перераспределения капитала.
Представителиклассического подхода соотносили капитал со стоимостью, приносящей прибавочнуюстоимость, опираясь при этом на концепцию создания прибавочного продукта.Наиболее системный подход к изучению капитала получил отражение в работах К.Маркса и Ф. Энгельса. Используя принципы материалистической диалектики висследовании процессов экономического развития общества, К. Маркс, в отличие отсвоих предшественников, рассматривал капитал как социальную категорию.Характеризуя капитал как самовозрастающую стоимость, создающую прибавочнуюстоимость, К. Маркс считал источником прибавочной стоимости труд наемныхрабочих. В этой трактовке капитал представал как производственное отношение,прежде всего, между наемными рабочими и капиталистами, то есть отношениеэксплуатации. В работах К. Маркса раскрыт процесс воспроизводства капитала ипоказана динамическая природа данной категории. К. Маркс писал, что «капиталможно понять лишь как движение, а не как вещь, пребывающую в покое». Еслиабстрагироваться от социальной заостренности, характеристика капитала какэкономического отношения, возникающего между хозяйствующими субъектами, а такжекак самовозрастающей стоимости имеет научную ценность и в наше время.
Экономистыклассической школы понимали капитал иначе, чем он воспринимался обыденнымсознанием: «люди, совершенно не приученные размышлять об этом предмете, — писалДж. Ст. Милль, — полагают, что капитал — это синоним денег». Для Смита и, вследза ним, для Милля капитал — это «запас продуктов различного рода, достаточныйдля содержания его (человека) и снабжения его необходимыми для его работыматериалами и орудиями» в течение всего периода производства и продажи продуктаего труда.
Капитал— это фактор производства, ответственный за все, что «текущий труд долженполучать за счет прошлого труда и продукта прошлого труда».
Такимобразом, в системе понятий классической политэкономии Капитал характеризуетсятремя существенными чертами:
капитал— это продукт прошлого труда в отличие от естественных факторов производства:труда и земли (природы);
капитал— это производственный или товарный запас в отличие от запасов длянепосредственного потребления;
капитал— это источник дохода в отличие от накоплений предметов роскоши.
1.2 Сущностьи формы капитала в современной экономической науке
Под капиталомна рынке факторов производства понимается физический капитал, илипроизводственные фонды. Последние можно назвать капитальными благами. Ккапитальным благам относятся, во-первых, жилые здания; во-вторых,производственные сооружения, машины, оборудование, инфраструктура; в-третьих,товарно-материальные запасы.
Капитал вшироком смысле можно определить как ценность, приносящую поток дохода. С этойточки зрения, капиталом можно назвать и производственные фонды предприятия, иземлю, и ценные бумаги, и депозит в коммерческом банке, и «человеческийкапитал» (накопленные профессиональные знания) и т. п. Все перечисленные благаприносят поток доходов в различных формах: в виде арендной платы, выплатпроцентов по депозитам, дивидендов по ценным бумагам, земельной ренты и т. д.
Такимобразом, можно говорить о трех сегментах рынка капитала: во-первых, о рынкекапитальных благ, где покупаются и продаются производственные фонды; во-вторых,о рынке услуг капитала, где эти фонды могут быть сданы напрокат за определеннуюплату. Для покупки и продажи капитальных благ субъектам требуются денежныесредства. Следовательно, в-третьих, можно выделить еще один сегмент рынкакапитала – рынок заемных средств, или ссудного капитала. Доход, порождаемыйссудным капиталом, называется процентом.
Экономическаятеория различает:
— физический(технический) капитал – совокупность материальных средств. Которые используютсяв различных фазах производства и увеличивают производительность человеческоготруда (станки, здания, компьютеры и т.д.);
— финансовый(денежный) капитал – совокупность денежных средств и ценных бумаг вопределенных ценах;
— юридическийкапитал – совокупность прав распоряжения некоторыми ценностями, причем этиправа дают их обладателям без соответствующих затрат труда;
— человеческий капитал – это те вложения, которые увеличивают физические илиумственные способности человека.
Формы капитала. Кним относятся следующие формы:
• экономический;
• физический;
• культурный;
• человеческий;
• социальный;
• административный;
• политический;
• символический.
Каждому виду капитала соответствует также своя стратификационная система– особый тип социального расслоения и способ его воспроизводства. Исходнаяформа – экономический капитал. В своем объективированном
(вещном) состоянии он включает:
• денежный капитал (финансовые средства);
• производственный капитал (средства производства);
• товарный капитал (готовые продукты).
Некоторые сложности вызывает определение производственного капитала, включающегосредства труда (машины и оборудование, здания и сооружения) и предметы труда(сырье и материалы). Экономический капитал может включать любые активы,используемые в хозяйственной деятельности и обладающие определеннойликвидностью. В этом случае он охватывает также ликвидную часть собственностидомашних хозяйств – предметов длительного пользования, недвижимости, которыеиспользуются в домашнем труде.
Характеристика физического капитала. Физический капитал связан ссостоянием здоровья, уровнем работоспособности хозяйственных агентов, а такжеих внешними физическими данными, которые могут использоваться для мобилизациидругих видов ресурсов. Различия физического капитала определяются способностьюк труду. Его объективированная
форма представлена физическими и психическими качествами, позволяющимирабочей силе реализовать свое предназначение в трудовом процессе. Результатдостигается путем соединения физических способностей человека с другими видамикапитала, а также со средствами производства как важнейшей частьюэкономического капитала. Институциональное оформление физического капиталаосуществляется путем выдачи медицинских заключений, подтверждающих формальныйстатус рабочей силы в виде вердиктов «практически здоров» или«нетрудоспособен». Данный вид капитала лежит в основе физико-генетической стратификационнойсистемы. Здесь отношение к человеку или группе определяется уровнем здоровья,трудоспособности и наличием определенных физических качеств — силы, красоты,ловкости. В данном случае неравенство утверждается воспроизводством различий вспособности к труду. Физический капитал – атрибут индивида, причем егозначительная часть является продуктом генетических кодов, т.е. наследуетсябиологическим путем. Иными способами он не передается. Но этот вид капиталатакже воспроизводится и накапливается в процессе физического воспитания и уходаза собственным телом. Измеряется же уровень физического капитала черезстандартные оценки уровня здоровья и трудоспособности.
Рабочая сила как способность к труду ни в коей мере не сводится кфизическим и психическим качествам человека. В теле работника и его связях спрочими хозяйственными агентами инкорпорированы другие формы капитала. Особуюроль играет здесь культурный капитал. Этот капитал воплощается в практическомзнании, позволяющем человеку распознавать стратегии и принципы действия другиххозяйственных агентов. Его накопление связано с навыками социализации вопределенной социальной среде – усвоением и частичной интернализациейинституциональных ограничений, позволяющих действовать по правилам, принятым в рамкахтого или иного хозяйственного порядка. Причем использование данного капиталапозволяет следовать не только формально прописанным нормам, но такжеимплицитным конвенциональным соглашениям. В своем объективированном состояниикультурный капитал выступает в виде «культурных благ», которые являются не простофизическими объектами, но заключают в своей вещной форме специфические знаки исимволы, позволяющие распознавать смысл отношений и расшифровывать культурныекоды. Их можно наблюдать в широком круге предметов – от убранства деловогоофиса до одежды его хозяина, от способов организации труда до марки покупаемыхпродуктов. Заключенные в культурных продуктах знаки и символы помогают понять социальноепроисхождение и статусные позиции того или иного хозяйственного агента.Накопление культурного капитала способствует различению индивидов и групп,среди которых как бы «автоматически» распознаются выходцы из благородных илиобычных семей, земляки или чужаки, проводится деление на «мы» и «они». В итогеобладание такого рода капиталом позволяет вступать в успешную коммуникацию,встраиваться в отношения со знакомыми и незнакомыми людьми. Этот тип капиталалежит в основе культурно-нормативной стратификационной системы. В нейдифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих изсравнительных оценок стилей жизни и норм поведения, которым следует данныйчеловек или группа. Способы организации труда, потребительские вкусы ипривычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология,местный диалект, уголовный жаргон) – все это обозначает множественные границыкультурно-нормативного неравенства. Далее следует форма человеческого капитала.Это понятие пришло в экономическую социологию прямиком из неоклассическойэкономической теории. В своем инкорпорированном состоянии человеческий капиталпредставляет собой совокупность накопленных профессиональных знаний, умений инавыков, получаемых в процессе образования и повышения квалификации, которыевпоследствии могут приносить доход – в виде заработной платы, процента илиприбыли. В отличие от культурного капитала, в случае с человеческим капиталоммы имеем дело с рефлексивным знанием, имеющим логическую структуру.Человеческий капитал непосредственно связан с социально-профессиональной стратификационнойсистемой, в которой группы делятся по наличию образования и профессиональнойквалификации, условиям и содержанию труда, образующими границы междупрофессиями и специальностями. Добавим, что социально-профессиональные группы,как правило, являются исходной основой для большинства прочих стратификационныхпостроений. Подобно культурному капиталу, человеческий капитал не передается водночасье, сертификаты не обмениваются и не передаются от одного человека кдругому. Накоплениечеловеческого капитала требует относительно длительногопроцесса образования. Хотя процесс передачи знаний от человека к человеку болееупорядочен и стандартизован, нежели процесс культурного воспитания.
Одной из форм, которая наиболее активно обсуждается в социальных науках, являетсясоциальный капитал. Он связан с установлением и поддержанием связей с другимихозяйственными агентами. Социальный капитал – это совокупность отношений,порождающих действия. Эти отношения связаны с ожиданиями того, что другиеагенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций. Эта одновременнаяконцентрация ожиданий и обязательств выражается обобщающим понятием доверия. Вотличие от культурного и человеческого капитала, социальный капитал не являетсяатрибутом отдельного человека. Его объективированную структурную основуформируют сети социальных связей, которые используются для транслированияинформации, экономии ресурсов, взаимного обучения правилам поведения,формирования репутаций. На основе социальных сетей, которые часто имеюттенденцию к относительной замкнутости, складывается институциональная основасоциального капитала – принадлежность к определенному социальному кругу, или членствов группе. При этом последнее может подкрепляться и формальными статусами –например, члена ассоциации или клуба. В своей вещной форме социальный капиталможет воплощаться в таких «простых» вещах, как списки адресов и телефонов«нужных людей». Передача адресной или телефонной книжки способна помочь новичкуили аутсайдеру понять состав и конфигурацию какой-то социальной сети, но малопоможет вхождению в эту сеть. Передача социального капитала также невозможнанепосредственно через транслирование знания, рассказы о сетях. Здесь необходимызнакомства и рекомендации инсайдеров, принадлежащих к данному кругу. В этомсмысле социальный капитал не отчуждаем от людей, которые им обладают. Причемречь идет не об отдельном носителе знакомств, а о неком сообществе,переплетенном устойчивыми связями. И измеряться социальный капитал может толькочерез степень включенности в те или иные сети, а также через характеристикисамих этих сетей – их размер и плотность, силу и интенсивность сетевых связей.В отличие от горизонтального построения социальных сетей, административныйкапитал мобилизует, скорее, вертикальные связи. В инкорпорированном состояниион связан со способностью одних хозяйственных агентов регулировать доступ кресурсам и видам деятельности других агентов, используя особые позиции власти иавторитета. В объективированном состоянии данный вид капитала воплощается в организационныхиерархических структурах. Речь идет об организациях корпоративного типа, вкоторых четко закрепляются формальные позиции начальников и подчиненных,имеющих или не имеющих право на принятие определенных решений. А в институциональномсостоянии он проявляется в структуре должностных позиций, каждой из которыхвменен определенный круг прав и обязанностей. Ярким образцом формальнойинституциональной фиксации структуры административного капитала служили,например, партийно-номенклатурные списки советского времени. Данный типкапитала связан с корпоративной стратификационной системой, где дифференциациямежду группами строится по их формальным позициям в организационных иерархиях.Эти позиции предоставляют различные возможности мобилизации и распределенияресурсов, а также регулирования доступа к ресурсам других агентов. Носителемадминистративного капитала является, таким образом, не отдельный человек, этотвид капитала, скорее, привязан к месту в корпорации и потому сравнительно легкоотчуждается от человека.
А передается данный ресурс вместе с должностной позицией путем назначениякандидата вышестоящими лицами. Административный капитал в сильной степенипереплетен с политическим капиталом. Политический капитал означаетинкорпорированную способность к мобилизации коллективных действий и участию вэтих действиях. Он также предполагает способность человека репрезентироватьинтересы других агентов (индивидов и групп), которые делегируют ему права напредставительство своих интересов. Наличие политического капитала означаетузурпирование права говорить и действовать от имени других агентов (в том числеприкрываться их именем для воплощения собственных стратегий). Вобъективированном состоянии политический капитал представлен партиями и общественнымидвижениями, готовыми к совершению коллективных действий. Его институциональнойформой являются признанные лидерские структуры. Их авторитет, разумеется, можетподкрепляться ресурсами административного капитала в виде должностей вформальной иерархии (и стремиться к такому подкреплению). Однако, в отличие отадминистративного капитала, политический капитал инкорпорирован скорее в самихагентах, нежели в организационных структурах, в меньшей степени формализован и,следовательно, его отчуждение от одного человека в пользу другого объективнозатруднено. Он передается (формируется) путем выдвижения (в том числе,самовыдвижения) вождей, делегатов, депутатов, других лидеров и сохраняется помере их активности. Этот тип капитала связан, соответственно, с политическойстратификационной системой. Трудно переоценить значение символического капитала,который обозначает способность человека к производству мнений. Винкорпорированном состоянии он означает наличие легитимной компетенции–признаваемого права интерпретировать смысл происходящего; говорить, «что естьна самом деле» (например, какова «истинная ценность» того или иного капитала).Это также способность навязывать определенное понимание другим агентам.Важнейшую роль в его функционировании играет манипулирование разными способамиоценок имеющихся и потенциальных ресурсов (символическое насилие). В этомотношении все прочие виды капитала зависят от символического капитала. В какихвещных формах объективируется данный вид капитала? В разного рода программных, стратегическихдокументах и идеологически нагруженных текстах, разъясняющих, как, например,проводить реформы и «какой дорогой идти к храму». В институционализированномсостоянии символический капитал воплощается в структуре авторитетов, которыеобладают правами номинации (поименования). Обладатели таких прав, получившиепризнание от каких-то сообществ, считаются экспертами, учителями, гуру.Добавим, что их права могут подкрепляться официальной номинацией, например,образовательными дипломами, т.е. институционализированными ресурсамичеловеческого капитала. Соответствующая данному типу капитала стратификационнаясистема названа культурно-символической. В ней дифференциация возникает изразличий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей ееинтерпретации, способностей производить истину, быть носителем сакральногознания (мистического или научного). Передается данный вид капитала путем объяснениясмыслов и техник их производства.
капитал корпорация экономический

Глава 2. Характеристикаструктуры и основных форм капитала
2.1 Основнойи оборотный капитал, постоянный и переменный капитал: их общее и различие
Структуракапитала представляет собой соотношение собственных и заемных финансовыхсредств, используемых в финансовой деятельности предприятия. Посколькунепосредственной целью капитала является не получение одноразовой прибыли, а еесистематическое увеличение, то движение капитала не ограничивается однимкругооборотом. Кругооборот капитала, рассматриваемый не как единичный акт, акак постоянно повторяющийся процесс, представляет собой оборот капитала. Впроцессе оборота функционирующий в производстве капитал распадается на основнойи оборотный.
Основнойкапитал – это та часть производительного капитала, которая в течениедлительного срока полностью участвует в производстве, но переносит своюстоимость на готовые изделия постепенно и возвращается к собственнику в денежнойформе по частям. К нему относятся средства труда – заводские здания, машины,оборудование и т.п. Они покупаются сразу, а свою стоимость переносят на созданныйпродукт по мере износа.
В отличие отосновного, оборотный капитал – это та часть производительного капитала (преждевсего предметы труда и рабочая сила), которая, целиком участвуя в производстве,переносит свою стоимость на вновь создаваемый продукт сразу. К оборотномукапиталу на практике относят заработную плату, поскольку деньги, затраченные наоплату труда, возвращаются за один кругооборот так же, как и стоимостьпредметов труда.
Структураисточников образования активов (средств) представлена основными составляющими:собственным капиталом и заемными (привлеченными) средствами.
Таблица 1
Основной иоборотный капитал[1]
Основной
капитал
Оборотный
капитал Долго сохраняет свою натуральную форму (полезность) Натуральная форма преобразуется в иную полезность Участвует во многих кругооборотах Участвует в одном кругообороте Переносит свою стоимость на готовые продукты постепенно, по частям Переносит свою стоимость на готовые продукты сразу и полностью
Собственныйкапитал организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостьюимущества, принадлежащего организации. Это так называемые чистые активыорганизации. Они определяются как разность между стоимостью имущества (активнымкапиталом) и заемным капиталом. Конечно, собственный капитал имеет сложноестроение. Его состав зависит от организационно-правовой формы хозяйствующегосубъекта.
Собственныйкапитал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала,нераспределенной прибыли и целевых (специальных) фондов (рис.1). Коммерческиеорганизации, функционирующие на принципах рыночной экономики, как правило,владеют коллективной или корпоративной собственностью. Собственниками выступаютюридические и физические лица, коллектив вкладчиков-пайщиков или корпорацияакционеров. Уставный капитал, сложившийся как часть акционерного капитала,наиболее полно отражает все аспекты организационно-правовых основ формированияуставного капитала.

/>

Рис. 1. Формыфункционирования собственного капитала предприятия
Все источникиформирования собственного капитала можно разделить на внутренние и внешние(рис.2).
Собственныйкапитал характеризуется следующими основными положительными особенностями:
1. Простотойпривлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала(особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаютсясобственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласиядругих хозяйствующих субъектов.
2. Болеевысокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к.при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.
3.Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособностив долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.

/>

Рис. 2.Источники формирования собственного капитала[2]
Заемныйкапитал представляет собой часть стоимости имущества организации,приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, банку, другомузаимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. Всоставе заемного капитала различают краткосрочные и долгосрочные заемные средства,кредиторскую задолженность (привлечённый капитал). Структура заёмного капиталараскрыта на рис.3.
Долгосрочныезаемные средства — это кредиты и займы, полученные организацией на период болеегода, срок погашения которых наступает не ранее чем через год. К ним относятсязадолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям;задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.Кредиты и займы, привлекаемые на долгосрочной основе, направляются нафинансирование приобретения имущества длительного использования.

/>

Рис. 3.Структура заемного капитала[3]
/>Краткосрочные заемные средства — обязательства, срок погашения которых не превышает года. Среди этих средствследует выделить текущую кредиторскую задолженность, которая возникает врезультате коммерческих и других текущих расчетных операций. К ней относятся:задолженность персоналу по оплате труда; задолженность бюджету и внебюджетнымфондам по обязательным платежам; авансы полученные; предварительная оплатазаказов и продукции; задолженность поставщикам и другие виды задолженности.Краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность являются источникамиформирования оборотных активов.
Привлечениезаёмных средств – довольно распространённая практика.
Прибавочнуюстоимость создает рабочий, затрачивая на производство товаров больше труда, чемстоит его рабочая сила. Но для того, чтобы иметь возможность затратить этоттруд, нужно располагать сырьем, топливом, орудиями и т. д., т. е. всевозможнымисредствами производства.
Затратыкапиталистов на производство состоят поэтому из двух частей: 1) затрат наоплату рабочих и 2) затрат на покупку средств производства. Когда производствозакончено и готовые товары проданы на рынке, то в руках капиталистовоказывается, кроме возмещения всех этих затрат, еще и некоторая прибавочнаястоимость. С точки зрения капиталиста, не вникающего особенно глубоко всущность того общественного строя, в котором он живет, дело обстоит весьмапросто. Он издержал на производство, например, 1.000.000 руб., включая сюда всенеобходимые затраты. Этот миллион рублей и составляет его капитал. В результатепроизводства и сбыта товаров, у него оказалось, кроме этого капитала, еще 200.000руб. прибавочной стоимости. Он не задается вопросом о том, каков скрытыйисточник этой прибавочной стоимости. Обладание миллионом рублей в конечномитоге дало ему 200.000 руб. дохода. Капитал как бы сам по себе породил доход.
Однако,известно из предыдущего, что такой взгляд на вещи является совершеннонеправильным и что действительным источником прибавочной стоимости являетсяприбавочный труд наемных рабочих. Но в таком случае мы не в праве ужерассматривать капитал как какое-то единое целое, все части которого играютсовершенно одинаковую роль при создании прибавочной стоимости. Та частькапитала, которая затрачивается на покупку средств производства, имеет большоезначение для производства продуктов, которые не могут ведь быть сделаны голымируками без сырья и орудий. Однако она не играет никакой роли для образования прибавочнойстоимости, заключенной в этих продуктах. Если, например, из миллиона рублейкапитала, израсходованного на производство, 800.000 руб. представляют собоюзатраты на средства производства, то эти 800.000 руб. просто переносятся наготовые продукты, но ни на копейку не увеличивают стоимости этих продуктов.Созданию же прибавочной стоимости служит другая часть капитала, а именно та,которая затрачивается на покупку рабочей силы, так как ведь только рабочиесоздают стоимости, превышающие стоимость их собственной рабочей силы. Если,напр., из миллиона рублей капитала 200.000 руб. затрачивается на наем рабочих,которые создают стоимость, равную 400.000 руб., то прибавочная стоимость в 200.000руб. представляет собою, по существу говоря, результат затраты 200.000 руб.капитала, хотя для того, чтобы сделать этот результат возможным, потребовалосьзатратить еще 800.000 руб. на средства производства.
Итак, во всемзатрачиваемом на производство капитале нужно различать две основные части — стоимость средств производства и стоимость рабочей силы. Стоимость средствпроизводства просто переносится на производимые с их помощью продукты, но несоздает никакого прироста, никакого изменения стоимости. Она называется поэтомупостоянным капиталом. Напротив, стоимость рабочей силы не переносится просто напродукт, но вместо нее выступает живой труд рабочего, создающий новую стоимостьи притом более высокую. Благодаря применению рабочей силы стоимость, вложеннаяв производство, изменяется, возрастает. Поэтому та часть капитала, котораязатрачивается на покупку рабочей силы, называется переменным капиталом. Чембольше переменный капитал, тем больше и прибавочная стоимость.
Понятия«постоянный» и «переменный» капитал не следует смешивать с часто употребляемымив литературе и в обиходе понятиями «основной» и «оборотный» капитал. Подосновным капиталом понимается стоимость тех средств производства, которыеслужат в течение ряда производственных периодов и лишь постепенно подвергаютсяснашиванию. Сюда, следовательно, относится стоимость машин, зданий и т. п., ноне входит стоимость сырья, топлива и других средств производства, которыепотребляются без остатка в течение одного производственного периода. Что касаетсявсей остальной части капитала, то она называется, в противоположностьосновному, оборотным капиталом, потому что она оборачивается целиком в течениеодного производственного периода. Таким образом основной капитал всегда меньшепостоянного, так как не включает в себя стоимости сырья, топлива и другихбыстро потребляемых средств производства. Оборотный капитал, напротив, всегдабольше переменного, ибо включает в себя, кроме стоимости рабочей силы, также истоимость этих быстро потребляемых средств производства (сырья, топлива и т.д.). Деление капитала на постоянный и переменный имеет первостепенное значение,так как служит для выяснения источника прибавочной стоимости, на которойпокоится все капиталистическое хозяйство. Деление капитала на основной и оборотныйимеет своей целью установить более второстепенные различия — различия ностепени быстроты оборота различных составных частей капитала.
2.2 Управлениекапиталом и оптимизация его структуры
Деятельностькомпании подчинена определенным жизненным циклам. Для оценки структурысобственного капитала предприятия и принятия решения о ее оптимизациинеобходимо понимать, какой этап развития переживает компания в текущий момент.
Наиболеединамична стадия развития и диверсификации бизнеса, когда приходится приниматьрешения об инвестициях и их источниках. Получить ответ на вопрос, за счеткакого источника выгоднее осуществить инвестиции, помогают методы финансовогомоделирования. На практике чаще всего складывается ситуация, когдаиспользование кредитных ресурсов позволяет существенно сократить срокдостижения экономического эффекта, потому что аккумулирование прибыли дляпроектов — процесс длительный, а время, как известно, — деньги. В конечномитоге экономия времени приводит к более быстрому росту компании и максимизацииприбыли.
На стадиистабилизации потребность в долгосрочных займах может просто не возникать. Дляэтой стадии нормальной является структура капитала, в которой доля заемногокапитала минимальна.
В периодспада или кризиса разрабатываются планы дальнейшей деятельности компании. Какправило, в этот момент обсуждаются антикризисные меры или принимается решение оликвидации. Если намечен план по выводу компании из кризиса, то на этой стадииухудшаются показатели рентабельности, снижается финансовая устойчивость. Вданной ситуации предприятие влезает в долги и отношение собственного капитала кзаемному очень низко (что и свидетельствует о кризисной ситуации). Здесь болеезначимой становится не структура капитала как таковая, а тенденции изменения финансовогопортфеля и будущие показатели, рассчитанные на основе плана выхода из кризиса.
Универсальныхкритериев формирования оптимальной структуры капитала нет. Подход к каждойкомпании должен быть индивидуальным и учитывать как отраслевую специфику бизнеса,так и стадию развития предприятия. То, что характерно для структуры капиталакомпании, специализирующейся, например, на управлении недвижимостью, не совсемуместно для фирмы из сферы торговли или услуг. У этих компаний разныепотребности в собственных оборотных средствах и разная фондоемкость. Следуетучитывать и такой фактор, как публичность: непубличные компании с узким кругомучредителей (акционеров) более мобильны в принятии решений об использованииприбыли, что позволяет им достаточно легко варьировать и величину, и структурукапитала.
Структуракапитала отражает соотношение заемного и собственного капиталов, привлеченныхдля финансирования долгосрочного развития компании. От того, насколькоструктура оптимизирована, зависит успешность реализации финансовой стратегиикомпании в целом. В свою очередь оптимальное соотношение заемного исобственного капиталов зависит от их стоимости.
В российскойделовой среде распространено заблуждение, согласно которому собственный капиталсчитается бесплатным. При этом забывается очевидный факт: платой за собственныйкапитал являются дивиденды, и практически всегда это делает финансирование засчет собственных средств самым дорогим. К примеру, если у собственника бизнесаесть возможность получать дивиденды, скажем, на уровне 40%, стоимостьсобственного капитала становится более высокой, чем стоимость привлечениякредитов.
Какпоказывает мировая практика, развитие только за счет собственных ресурсов (тоесть путем реинвестирования прибыли в компанию) уменьшает некоторые финансовыериски в бизнесе, но при этом сильно снижает скорость приращения размерабизнеса, прежде всего выручки. Напротив, привлечение дополнительного заемногокапитала при правильной финансовой стратегии и качественном финансовомменеджменте может резко увеличить доходы владельцев компании на их вложенныйкапитал. Причина в том, что увеличение финансовых ресурсов при грамотномуправлении приводит к пропорциональному увеличению объема продаж и зачастуючистой прибыли. Особенно это актуально для малых и средних компаний.
Однакоперегруженная заемными средствами структура капитала предъявляет чрезмерновысокие требования к его доходности, поскольку повышается вероятностьнеплатежей и растут риски для инвестора. Кроме того, клиенты и поставщикикомпании, заметив высокую долю заемных средств, могут начать искать болеенадежных партнеров, что приведет к падению выручки. С другой стороны, слишкомнизкая доля заемного капитала означает недоиспользование потенциально болеедешевого, чем собственный капитал, источника финансирования. Такая структураприводит к более высоким затратам на капитал и завышенным требованиям кдоходности будущих инвестиций.
Оптимальнаяструктура капитала представляет собой такое отношение собственных и заемныхисточников при котором обеспечивается оптимальное соотношение между уровнями,то есть максимизируется рыночная стоимость предприятия. При оптимизациикапитала необходимо учитывать каждую его часть.
В России с еебурно развивающейся экономикой немало компаний, имеющих высокие темпы роста ибольшие денежные потоки (пример — операторы сотовой связи). Они могутсамостоятельно осуществлять капиталовложения, не прибегая к внешним источникамфинансирования. Но уменьшение долговой нагрузки приводит к ослаблению такназываемой дисциплинирующей функции долга. Именно бремя обслуживания долгаобычно подталкивает менеджеров компании к оптимальным бизнес-решениям. Еслидолговая нагрузка невелика, у менеджмента снижаются стимулы к поиску наиболееэффективных возможностей для инвестирования.
Основноеусловие долгосрочного финансового успеха компании — рентабельность капитала(активов) должна быть больше стоимости привлечения капитала. Из этого следует,что в малорентабельных видах бизнеса иметь много собственных фондов(недвижимости, транспорта и т. п.) невыгодно, так как стоимость привлечения подтакие активы капитала будет существенно превышать отдачу от них, приводякомпанию к экономическому и финансовому минусу. Не только малорентабельным, нои всем прочим компаниям следует продумать возможность использованияаутсорсинговых схем для второстепенных бизнес-процессов, а также не забыватьправило — от убыточных и непрофильных активов нужно избавляться любымиспособами и как можно скорее.
Масштаббизнеса в данном случае также имеет значение. В малом бизнесе обычно не идетречь о приобретении фондов в собственность. В большом бизнесе эторассматривается как норма, особенно в производственном секторе. Средний бизнеснаходится в пограничной области, и здесь решение зависит от соотношенияарендных платежей в течение долгого срока и затрат на приобретение и содержаниесобственности. В любом случае при подобных решениях финансовая служба должнасделать максимально точные и обоснованные расчеты.
Рискисопутствуют бизнесу всех типов и размеров. Всегда соблюдается прямаязависимость — чем выше уровень доходности в бизнесе, тем выше уровень рисков, ичем меньший уровень риска готовы принять управленцы и владельцы, тем на меньшийуровень дохода они могут рассчитывать.
Созданиерезервов (накопление определенной суммы активов в виде вложений в ПИФы,драгоценные металлы, акции, депозиты) — это часть финансовой и инвестиционнойстратегии. Без резервов любая серьезная проблема на рынке или в экономикеставит бизнес на грань выживания. Об этом, к сожалению, многие руководителироссийских компаний забывают, полностью распределяя всю полученную прибыль надивиденды и реинвестирование (или вложения в другие проекты). Таким образом,ведя один или несколько видов деятельности (например, стабильный иразвивающийся), компании, не создающие резервов, увеличивают риски и в основномбизнесе, и в новых проектах.
Дляминимизации финансовых рисков я рекомендую владельцам и руководителям компанийпосле выплаты дивидендов акционерам создать из полученной годовой прибылиреальные резервы в достаточных объемах. Для этого необходимо сделать точныерасчеты. Наиболее часто получаемый коридор значений — 3-10% активов взависимости от общего уровня риска бизнеса. Затем оставшуюся прибыль можновкладывать в бизнес, причем сначала в основной (донорский), поддерживая егостабильность и рост, и только потом — в новые проекты.
Дляэффективного управления резервами нужны грамотные специалисты (например, поценным бумагам).
2.3 Капиталкорпораций и анализ его размеров и структуры
На рубеже XXIвека быстрое развитие получает теория брэнд-капитала как основы капитализациисоциальных отношений между фирмами и потребителями. Углубление исследованийсодержания и форм проявления капитала кардинально изменяют понимание назначенияи структуры капитала современных фирм.
Известныеамериканские исследователи бизнеса Г. Мине и Д. Шнайдер одними из первыхпредложили новую теорию структуры капитала традиционных и современных компаний.На рис. 8 представлены коренные изменения в структуре капитала традиционного иэлектронного бизнеса в отраслях В2В (бизнес для бизнеса).
 />
Рис. 8. Структура капитала традиционных и современных фирм[4]
Революция вбизнесе начинается с кардинальных изменений структуры капитала, что отражено ввиде перевернутой пирамиды, показывающей новое соотношение физического,оборотного, человеческого и брэнд-капитала. Изменяется и предназначение каждоговида капитала, сам характер бизнес-процессов.
Пирамидаслева отображает структуру капитала традиционных компаний, преобладающей впоследние 20, а в действительности — и все 100 лет XX века. Компании имелимощную материальную базу. Различие активов определялось различием технологийбизнеса: производственные центры, центры распределения, финансовые институты,больницы или лечебные учреждения магазины, телекоммуникационные компании,системы кабельного телевидения, развлекательные центры. Эффективное управлениеактивами потребовало концентрации усилий на выстраивании или интеграциинациональных и глобальных операций компаний, упрощении цепочек взаимоотношенийпоставщик-покупатель, интеграции с поставщиками и дистрибьюторскими сетями,стандартизации и совершенствовании бизнес-процессов, общем улучшениихарактеристик и повышении эффективности бизнеса. Параллельно финансовыеменеджеры концентрировали внимание на повышении прибыли на капитал, прибыли навложения, оборачиваемости активов и других показателях эффективности управленияпредприятием. Процессы концентрации промышленности, помимо прочего, вели кконсолидации физического капитала на национальном и глобальном уровнях с цельюобеспечения роста объемов производства и расширения рыночной власти.
В 90-е годывнимание компаний было сосредоточено на более эффективном использованииоборотного капитала (компонентов, сырья, запасов, незавершенного производства,готовой продукции) с целью повышения оборачиваемости запасов, снижения текущихиздержек на хранение запасов, а так же на повышении эффективностиисполнительных систем для уменьшения устаревания продукции и повышения спроса.Ключевыми индикаторами были производительность, оборачиваемость запасов,эффективность капитала, в том числе оборотного.
Большоевнимание, уделявшееся в 90-е годы эффективности использования оборотногокапитала, было результатом экономических сдвигов, происшедших в предыдущеедесятилетие. До 80-х годов реальная стоимость капитала была равна нулю илиотрицательной величине в течение нескольких десятилетий. По существу, реальнаядоходность капитала, равная разнице между номинальной доходностью и инфляцией,была близка к нулю или отрицательной величине из-за высокой инфляции. В этихусловиях оборотный капитал был в определенном смысле бесплатным, и менеджеры неуделяли достаточного внимания совершенствованию управления оборотным капиталоми другим мерам, которые были реализованы в 90-е годы для сокращения оборотногокапитала и лучшего управления им.
Модельбизнес-процессов большинства компаний интуитивно или осознанно строилась наконцепции предприятия как пирамиды, в основании которой лежит физическийкапитал и которая построена для производства и продажи продукции. Последниеразработки в сфере технологий управления (например системы планированияресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning) и управлениявзаимоотношениями с потребителями — CRM (Customer Relationship Management) былинаправлены на развитие именно этой модели и поиск инструментов для ее лучшегопонимания и использования.
Финансовыепоказатели традиционных компаний оказываются намного ниже показателей компаний,которые успешно применили электронные бизнес-технологии. Руководители компанийв большинстве своем ощущают в настоящее время настоятельную необходимостьперехода от традиционной модели бизнеса к декапитализированной моделие-бизнеса, которая показана на рис. 8 справа. В стремлении увеличить приростдоходности капитала и сконцентрировать усилия на основной деятельностибрэнд-компании все меньше опираются на свой физический капитал. Стратегия ихзаключается в передаче составляющих производственного процесса, связанных сфизическим капиталом, внешним структурам и в распределении их по цепочкепоставщик-потребитель. В равной степени это относится и к вспомогательнымфункциям. Модель е-бизнеса уровня В2В, таким образом, разделяет компании на двегруппы: те, что имеют относительно небольшой капитал, но владеют брэндом, и те,что группируются вокруг брэнд-компаний, образуя сети внешних структур.
Брэнд-компаниис малым капиталом, работающие в тесной кооперации с сетью внешних структур, — новое явление в бизнесе, которое Г. Мине и Д. Шнайдер называют «сообществомдобавленной стоимости».
Тенденции ужеотчетливо просматриваются. Так, в последнее десятилетие для многих организацийнезависимо от их величины привычным стал поиск ответа на вопрос: «Что выгоднееприобрести имущество в собственность или взять его на условиях лизинга илиаренды?» Сравнение альтернатив «приобрести» или «арендовать» сталообщепринятым. Значительная доля физического капитала, который всегда был укорпораций, теперь используется ими на условиях лизинга. В высокотехнологичныхи сетевых компаниях большая часть техники арендована. Компания «Microsoft»самая капитализированная компания в мире, имеет основные средства стоимостьювсего несколько миллионов долларов.
Анализструктуры капитала крупнейших компаний позволяет выявить тенденцию к появлениюбрэнд-капитала как часть разницы между рыночной капитализацией и величинойактивов.
В сознаниивысших менеджеров компаний, в сознании законодателей и политиков-экономистовпродолжает господствовать материалистический подход к пониманию капитала каксуммы материальных активов.
Практическиотсутствует осознание роли и оценка реального человеческого капитала. Рынокфинансового капитала в полном расстройстве и абсолютное большинство ценныхбумаг предприятий не учитывается. Кризисное глубинное состояние деловыхотношений большинства предприятий приводит к отрицательным значениямбрэнд-капитала.
Таким образомполучается, что самым стабильным и хорошо прогнозируемым источником становятсядоходы от сдачи имущества в аренду. Но в подавляющем большинстве случаев этоидет на вред основному производству. В погоне за «легкими» деньгами и изкорыстных побуждений, в качестве арендных площадей используют производственныеплощади с уникальным оборудованием, которое демонтируется, и практически послеэтого никогда не используется.
Приведениевеличины уставного капитала к реально необходимому уровню может помочьсоздаваемому предприятию начать свою уставную деятельность и повысить довериетретьих лиц к предприятию, и как следствие, к возможности привлечениянеобходимых ресурсов по более низким ценам.

Глава 3. Рольгосударства в формировании и увеличении капитала
Капитализмновейшего времени, названный мещанским способом производства, переживает нелучшие времена. Скорее можно говорить о его последних временах.
Прежде всегоэто – государство, труд, капитал. Анализ их взаимодействия и взаимовлияния, ихчерт, свойственных им к концу ХХ – началу ХХI века, приводят к новым выводам иобобщениям.
Современноегосударство мещан и обывателей обязано своей головокружительной карьеройрастущему капиталу.
Тот факт, чтосистема товарного производства нуждается в вышестоящей инстанции, гарантирующейсоблюдение рамок конкуренции, общие правовые основы защиты собственности ипредпосылки создания стоимости определил потребность в современномгосударственном аппарате.
Государство –продукт непримиримости классовых противоположностей. У него есть репрессивныйаппарат на случай, если эксплуатируемый капиталом человеческий материалокажется однажды слишком строптивым для мещанского способа воспроизводства.
В зрелойформе массовой демократии мещан государство вынуждено было в ХХ веке взять насебя и решение растущих социально-экономические задач.
Государствокак собственник должно мыслить долгосрочными категориями и своими действиямиспособствовать реализации интересов общества в целом. Для него стоимостьбизнеса в отличие от частного инвестора должна в первую очередь определятьсяструктурой и состоянием активов компании, а также динамикой этих показателей.Поэтому, ввиду необходимости реформирования и модернизации экономики России,наиболее целесообразной представляется политика вмешательства государства вэкономику и ее регулирования на основе его участия в капитале.
Участие вкапитале необходимо, поскольку позволяет получить доступ к управленческойотчетности, быть в курсе положения дел в компании, повысить гибкость и скоростьпринятия управленческих решений и осуществлять не только последующий, но ипредварительный контроль. Государство как собственник должно играть вовнедрении предлагаемого подхода активнейшую роль, поскольку именно оно в светемасштабности проблемы должно явиться инициатором его внедрения в практику и егоактивным сторонником, поскольку управление с позиций предлагаемого подходапозволяет повысить эффективность функционирования государственной долевойсобственности и способствует достижению целей государства. Особенно это важноввиду необходимости модернизации, повышения конкурентоспособности ее экономики,перехода ее на путь инновационного развития, проведения эффективнойантициклической политики.
При этомнеобходимо четкое и ясное определение целей участия государства в капиталеотдельной компании, что необходимо для оптимизации масштабов государственнойдолевой собственности в экономике и четкого понимания ее роли в ней. В связи сэтим возникает вопрос об определении критериев, характеризующих достижениецелей участия государства в капитале компании и необходимые темпы развитиякомпании, а также их нормативных значений. Именно на основе указанных критериеви их нормативных значений возможно принятие управленческих решений,направленных на обеспечение прироста стоимости бизнеса с учетом целейгосударства. Критериями в данном случае являются различные финансовые иэкономические показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельностькомпании: рентабельность, фондоотдача, доля прибыли компании, направляемая наинвестиции, норма инвестирования в основной капитал компании и прочие.
Исходя изцели или целей участия государства в капитале компании, выбирается ключевойпоказатель или несколько показателей, на основе которых будут приниматьсяуправленческие решения и делаться вывод об эффективности либо неэффективностифункционирования долевой собственности государства в данной организации, о достижениицелей участия государства в ней.
Устанавливаетсявеличина норматива выбранного показателя или показателей, являющихся критериямидостижения целей участия государства в капитале. Величина нормативаустанавливается с использованием какого-либо подхода, либо с использованиемобоих подходов и последующим взвешиванием результатов. Величина норматива вслучае ее соблюдения должна, как было упомянуто, обеспечивать достижение целиучастия государства в капитале, выраженной в качественном или количественномпоказателе.
Важнейшаясоставная часть государственного имущества — остающиеся в собственностигосударства пакеты акций в акционерных обществах (АО): специально закрепленные, исходя из требований Государственных программприватизации, и остаточные, т. е. те, которые поразным причинам не были реализованы за ваучеры или реальные деньги. К нимпримыкают и компании, в уставной капитал которых включалась «золотая акция», дававшая государству определенные возможности влиять на деятельность АО.
Например,всего, по данным РФ за 1993-1999 гг., в ходе приватизации в России появилосьболее 4800 акционерных обществ с той или иной формой участия государства в капитале. Большой интерес представляетраспределение предприятий с закрепленными в государственной собственностипакетами акций и «золотой акцией» в регионально-отраслевом разрезе.

Заключение
Таким образом, быливыявлены и обоснованы сущность и понятие капитала, проанализированы егоосновные формы и виды, управление капиталом его оптимизация. Это важно длялюбого предприятия, так как его успешная деятельность зависит от рациональнойструктуры капитала и эффективности его использования.
Можно сделать следующийвывод, что, капитал – это определенный запас ценностей (благ) в денежной или неденежной форме, который приносит доход своему владельцу, обеспечиваясамовозрастание богатства, особенно в форме денег
Понятие «капитал», или«инвестиционные ресурсы», охватывает все произведенные средства производства,то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские,складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстветоваров и услуг и их доставке к конечному потребителю. Индивидуальный капиталможет совершать кругооборот, проходя три через три стадии, изменяя свою форму вследущей последовательности, денежная-производительная-товарная-денежная. Этопревращение капитала носит название оборот капитала. Для того, чтобыпредпринимательство было эффективным время оборота должно быть как можноменьшим. Капитал делится на два вида: основной и оборотный. Основным называютдолгоиспользуемый капитал, оборотным тот, который расходуется в течении одногокругооборота. Каждый предприниматель стремится развивать свое производство,средством для этого являются накопления. Накопления делятся на производственные(оборудование, резервы), которые носят название инвестиций, инепроизводственные (жилищные фонды, медицинское обслуживание), то естьинвестиции в человеческий капитал.
Предприятия в Украине восновном для этого используют привлеченный капитал (в виде банковскогокредита). Основные фонд используются, как правило, неэффективно, вследствиенезаинтересованности больших и долговременных вложений. Основная тенденция в использовании капитала в настоящее время – в убыстрениискорости его использования.

Списокиспользованной литературы
1. РадаевВ.В. Понятие капитала, Формы капиталов и их конвертация, 2010 – с. 22-29
2. Э.Я.БРЕГЕЛЬ, Р.М. КАБО «Рабочая книга по обществоведению. Политическаяэкономия» Госиздат, М-Л, 1929, Прибавочная стоимость и капитал.
3. Г.Н. Мальгинов Государство как акционер в условиях Российской переходнойэкономики.
4. Бланк И.А. Управлениеформированием капитала.- К.: «Ника-Центр», 2000. – 512 с.
5. Гейтс Б. Бизнес со скоростьюмысли. Изд. 2-е, испр. — М.: Изд-во Эксмо, 2002.
6. Источники привлечения капитала.Курс экономики, учебник, 2-е издание / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 1999.
7. Мине Г., Шнайдер Д. Метакапитализми революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке /Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2001.8.Экономический анализ: Учебник для вузов / Под. ред. Л. Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.
9. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовыйменеджмент: Полный курс: В 2-Х т./ Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.:Экономическая школа, 2001 г. Т.1. — 497 с.
10. Теплова Т.В. Финансовые решения:стратегия и тактика: учебное пособие. –М.: ИЧП “Издательство Министр”, 1998.
11. Камаев В.Д. и колл. Авт.Экономическая теория: Учебник – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
12. Курс экономической теории:учебник. – 5-е испр., доп. и перераб. издание. – Киров: «АСА», 2005.
Интернет – источники
13. Онлайн учебник по экономике, 9декабря 2009 г. // www.study-economics.ru/sushhnost-kapitala/.
14. Основной и оборотный капитал // bank.forekc.ru/27/index_124.htm.

15. АБС Новости: Источникиформирования собственных финансовых ресурсов, 21 апреля 2010 г. // www.absnews.ru/Rubriki/Finansy/sources-of-own-financial-resources.html.
16. Financial-lawyer //Информационное Агентство «Финансовый Юрист» // www.financial-lawyer.ru/newsbox/economistu/financial_management/132-528144.html.
17. Мещанский способ производства:тупик, 2011 г. // polz.spb.ru/vybory/msp/msp_2.html.
18. Участие государства в капиталекак инструмент модернизации экономики России,
18 ноября 2009 г. // komarov.viperson.ru/wind.php?ID=610009&soch=1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Постоянные и переменные издержки маркетинга
Реферат Причины возникновения лесных пожаров
Реферат Анализ профилей товара оценка параметров товара и уровня конкурентоспособности предприятия
Реферат С видом на Кремль
Реферат Организация деятельности педагога дополнительного образования по проведению профессиональной ориентации
Реферат Совершенствование электротехнической службы Бердюжского РЭС ОАО "Тюменьэнерго"
Реферат Проектирование участка и разработка технологического процесса изготовления детали № КБПА 451164.011 "Экран"
Реферат Развитие сотовых сетей радиосвязи с подвижными объектами
Реферат Основи фінансового аналізу
Реферат «приминение ит в ценообразовании»
Реферат Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни
Реферат Структурирование системы управления маркетингом предприятия сферы услуг
Реферат Экология и экономика, их взаимосвязь
Реферат Пути улучшения использования оборотных средств
Реферат Ринок і державне регулювання економіки