СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ И РОЛИ ВНЕМ ГОСУДАРСТВА
1.1История отрасли ЖКХ и роли в нем государства
1.2Особенности российского рынка ЖКХ
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВАНА РЫНКЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ И МЕТОДОВ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Основные методы государственногорегулирования рынка ЖКХ в РФ
2.2 Основные приоритетные направлениягосударственной политики на рынке ЖКХ России
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖКХВ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
В последние годыпроблемы, связанные с функционированием сферы ЖКХ, стали объектом пристальноговнимания органов власти разного уровня, однако, несмотря на проведениемногочисленных мероприятий, направленных на создание в данной сфере рыночныхотношений, кардинальных позитивных изменений к настоящему времени не произошло.Жилищно-коммунальное хозяйство по-прежнему выполняет, в первую очередь,социальную функцию с завышенными и необеспеченными социальными обязательствамигосударства, с отсутствием реальных экономических отношений и современныхметодов управления и характеризуется низким качеством предоставляемых услуг. Высокаястепень износа основных фондов, тяжелая финансовая ситуация на многихпредприятиях отрасли, порочная практика невыполнения финансовых обязательств,как со стороны населения, так и со стороны бюджетов разных уровней,административные, а не рыночные методы управления, делают данную отрасльнепривлекательной и рискованной для частного предпринимательства. Вместе с тем,очевидно, что создание рыночных конкурентных отношений, сопровождаемоепривлечением частного капитала в отрасль, является основным механизмом решениямногочисленных проблем сферы ЖКХ.
В этой связи основными целямиреформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются повышение качестважилищно-коммунальных услуг, оздоровление финансовой ситуации в отрасли,сокращение бюджетных расходов, привлечение частных инвестиций в развитие ЖКХ.
В качестве механизмовдостижения этих целей рассматриваются следующие:
- созданиеи совершенствование экономических и организационных механизмов, снижениястоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении качествапредоставления услуг и устойчивости работы отрасли;
- совершенствованиетарифной политики на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения балансамежду финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностьюпотребителей;
- повышениеинвестиционной привлекательности жилищно-коммуналь-ного хозяйства;
- активнаяподдержка инициатив по созданию товариществ собственников жилья;
- созданиерынка и формирование конкурентных отношений в отдельных секторахжилищно-коммунального хозяйства
Как правило, развитиерыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере рассматривается как один измеханизмов ее реформирования, но не ключевой, в результате действительноконкурентные рыночные отношения в данной сфере еще не сформированы.Представляется, что данному направлению следует уделять большее внимание,поскольку это направление способно координировать и объединить все остальные,другими словами, выступить в качестве системообразующего механизма всейреформы. В частности, постановка цели создания подлинно конкурентных отношенийв отдельных секторах ЖКХ потребует кардинального изменения системы оплатыжилищно-коммунальных услуг населением, механизмов бюджетного финансирования,административного управления данной сферой и контроля качестважилищно-коммунальных услуг. То есть именно тех компонентов, проблемы которых непозволяют до сих пор осуществить заявленные реформы. Это и обуславливает актуальностьвыбранной темя данной курсовой работы. В этой связи, целью работы являетсяисследование роли государства на рынке ЖКХ России.
Задачи работы:
— исследованиеособенностей рынка ЖКХ;
— анализ современногосостояния отрасли ЖКХ;
— исследование основныхметодов государственного регулирования сферы ЖКХ и оценка их результатов;
Работа имееттрадиционную структуру, и состоит из введения, трех глав, заключения и спискалитературы.
РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИРАЗВИТИЕ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ И РОЛИ В НЕМ ГОСУДАРСТВА
1.1 История отрасли ЖКХи роли в нем государства
В 1954 г. в Россииначала осуществляться программка массового жилищного строительства. За двадесятилетия «хрущовские» пятиэтажки покрыли всю страну. Тогда же быласооружена большая часть эксплуатируемых сейчас инженерных сетей. Системауправления ЖКХ, сложившаяся в те годы, сохранялась до 1990-х гг. Единственнымновшеством было движение жилкооперативов в 1970-х. В государственном секторедомохозяйства были не собственниками и не арендаторами, а, по сути, бессрочнымипользователями. Изменения начались с Закона «О приватизации жилищногофонда РФ», принятого в 1991 г. Он определил право жильцов получитьквартиры в частную собственность. При этом на них не возлагались обязательства,вытекающие из права собственности: полное возмещение издержек по поддержаниюэтой собственности и оплате коммунальных услуг.
При либерализации цен в1992 г. было решено не трогать тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), иквартплата оказалась на уровне 1928 г. До 2000 г. власти придерживали тарифыЖКУ на фоне роста всех остальных цен, а затем начался их ускоренный рост, хотягосрегулирование неизменно сохранялось. Стоимость газа и электроэнергиисоставляет львиную долю стоимости ЖКУ, а они поставляются монополистами,значит, необходимость регулирования цен и регламентация этих рынков неизбежны.
К 2004 г., получая ЖКУпо субсидированным ценам, граждане тратили на них в среднем 10,8% своегобюджета. Однако, с учетом реальных расходов, отражающим различия в жилищнойобеспеченности, качестве жилья, доля расходов на ЖКУ в семейном бюджете россиянпока заметно ниже, причем прежде всего для состоятельных людей. Т.е. на богатыхприходится больше субсидий, заложенных в ценах.
Первой попыткойподключить владельцев квартир к покрытию расходов стали Указ «О временномположении о кондоминиумах» (1993 г.) и закон «О товариществахсобственников жилья (ТСЖ)? (1996 г.). Однако к 1993-1996 г. когда в России ужесложился рынок жилья, рынок ЖКУ был еще в зачаточном состоянии.
В 1997 г. президент Ельцинподписал указ „О реформе ЖКХ“, согласно которому предполагалосьподнять долю населения в оплате жилья и ЖКУ с 35% в 1997 г. до 100% в 2003 г.Впоследствии 100%-я оплата была отложена Госдумой до 2008 г. Новая редакциязакона „Об основах федеральной жилищной политики“ (2003 г.) вообщеисключила упоминание о сроке перехода на 100%-ю оплату услуг ЖКХ населением.
В 2001 г. был принятдокумент, до сих пор определяющий государственную политику в отрасли — подпрограмма»Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ"федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., а в конце2004 г. был утвержден новый Жилищный кодекс который ввел новую формугражданско-правового договора — договор об управлении многоквартирным домом.
1.2 Особенностироссийского рынка ЖКХ
Одна из наиболеесоциально значимых отраслей — жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — убыточнаяотрасль российской экономики. Доля убыточных предприятий в ЖКХ составляет почти60%, в 1,5 раза превышая средний показатель по экономике. Основу ее составляетжилищный фонд страны: в 2009 г. — 4,9 млрд кв. м. общей стоимостью 22 трлн руб.($680 млрд). Это в 15 раз меньше, чем аналогичная стоимостная оценкапромышленности. Конечно, эта отрасль, как и другие социальные отрасли в России,крайне недооценена. Однако ясно, что нереформированная отрасль с изношеннымифондами не может стоить дорого.
Износ основных фондовроссийского ЖКХ составляет 60% — 80%. Лишь 70% жилых помещений оборудованыканализацией, 61% — горячим водоснабжением, и 75% — центральным отоплением. Впоследние годы наблюдалось сокращение доли инвестиций в ЖКХ от общего объемаинвестиций в российскую экономику и доли расходов на ЖКХ в общем объемебюджетных расходов. К тому же бюджеты регулярно недофинансировали предприятияЖКХ, а значительная доля государственных средств растаскивалась в силубесконтрольности. Не удивительно, что плановый ремонт в настоящее время уступилместо аварийно-восстановительным работам.
ЖКХ относится кнаиболее фондоемким отраслям (коэффициент фондоемкости 0,34), стоимость которыхсо временем падает. По данным совместного исследования Ren TV, компании ФБК и газеты«Ведомости», в российском ЖКХ прогнозируются наиболее значительные,по сравнению с другими отраслями экономики, потери стоимости (3,1% — 1,9% впериод с 2004 по 2012 г.), что отражает низкую эффективность государственнойполитики в этих направлениях. Тарифы на услуги ЖКХ растут быстрее всех цен.Каждый год в январе они совершают скачок, вызывая волну возмущения. Коммунистысделали борьбу с реформой ЖКХ своим главным лозунгом. Суть же этой реформызаключается в том, чтобы от советского планового и государственного хозяйстваперейти частному рыночному.
Согласно новомукодексу, с 1 января 2007 г. жильцы домов могут отказаться от услуггосударственных Дирекций единого заказчика (ДЕЗов), при этом они обязаны доконца 2007 г. выбрать один из 3-х вариантов: договориться управлять домомсамостоятельно, создать ТСЖ, которое организует подобие ДЕЗа в отдельно взятомдоме; или подписать договор со специализированной управляющей компанией (УК).Для тех, кто не определится с выбором, в I пол. 2008 г. чиновники должны наконкурсной основе отобрать управляющие организации. Наравне с ДЕЗами вконкурсах смогут участвовать и частные компании.
Примечательно, что еслив марте 2007 г. 70% граждан пребывали в неведении об этом решении, то уже вавгусте 90% собственников жилья выбрали способ управления своими домами.Большинство остановилось на тех же ДЕЗах, которые управляли их домами и раньше.По существу, это был отказ от выбора. Только 16% процентов выбрали какую-тоформу самоуправления. Большинство жителей не знают, что такое ТСЖ и испытываюттрудности в понимании механизма управления собственным домом. Небольшая часть осведомленао товариществах достаточно подробно, но при этом проявляет резко негативноеотношение к идее создания ТСЖ в своем доме. Причем все сходятся во мнении, чточерез ДЕЗы управлять домом невыгодно.
Итак, у бизнесапоявляется возможность отвоевывать долю ДЕЗов на рынке ЖКУ. Здесь есть за чтопобороться. Объем рынка услуг по управлению жильем, лишь в одной в Москвесоставляет около $1,2 млрд в год. При этом на долю элитных домов приходитсявсего $11,5 млн в год при средней цене $2,25 за эксплуатацию одного«квадрата» в месяц. Эти деньги уже сегодня полностью достаютсячастным компаниям, поскольку застройщики не рискуют отдавать дорогое жилье вруки ДЕЗов.
Частные УК сразуоговариваются, что им интересны дома не старше 15 лет, где пока не требуетсякапитального ремонта, а значит, и больших затрат на содержание. Даже при такойизбирательности частным УК есть где развернуться: только в Москве около 60 млнкв. м новостроек.
Пока единственныйисточник доходов УК — взносы жильцов. Во всем мире УК зарабатывают за счетразмещения рекламы на фасадах домов и сдачи в аренду нежилых помещений в домах.Если первый вариант в России еще возможен, то второй почти исключен. Обычнонежилые помещения находятся либо в собственности города, либо в собственностизастройщика. Поэтому УК намерены брать в управление не отдельные дома, а целыекварталы, зарабатывая на масштабе.
Самое сложное в бизнесеУК и ТСЖ — это общественная составляющая. Она является спецификой рынка ЖКХ.Жильцов трудно собрать вместе. Среди них нет единства. У них разнаяматериальная база, разные жизненные приоритеты, поэтому они по-разному смотрятна то, куда и в каких количествах пойдут средства, вносимые ими в общий котел.Особенно это касается случаев, когда часть квартир в доме являетсямуниципальными или неприватизированными. Обычно в доме 7-8% жильцов составляютнеплательщики. УК или ТСЖ, конечно, могут подать на них в суд. Однако, пороссийским законам выселить собственника-неплательщика из приватизированнойквартиры нельзя, эта мера актуальна только для муниципальных квартир. Покаединственная действенная мера борьбы с неплательщиками — отключение их квартирот воды и электричества (правда, она противозаконна).
И все же, если государствохочет избежать административной иерархии контрольных органов, обычно быстроприходящих к вырождению, речь должна идти об общественном, гражданскомконтроле. Отсюда нужда в самоуправлении, прежде всего на низовом уровне. Можноли в таких условиях говорить о рынке. Мировой опыт показывает, что можно инужно.
Дилемма между упадкомЖКХ и неспособностью населения брать на себя все издержки по его содержаниюобостряется. Но решение возможно. Например, такое: повысить зарплатубюджетникам и пенсии в размерах, полностью или с избытком компенсирующихлиберализацию рынков электроэнергии и ЖКУ, открыто заявив, что половинаувеличения доходов уйдет на компенсации. Тогда реформа получит поддержку самой массовойгруппы населения и развяжется цепочка проблем — не только рынка ЖКУ, но иэлектроэнергии и газа.
Проведению реформымешают несколько фундаментальных проблем: задолженность предприятий ЖКХ,дотационность отрасли, перекрестное субсидирование, отсутствие реальныхдоговорных отношений и др. И все же реформа продвигается. В 2003 г. с созданиемкомпании «Российские коммунальные системы» (РКС), крупнейшимиакционерами которой стали РАО «ЕЭС России» и Газпромбанк, авпоследствии и «Ренова», которая нарастила свой пакет доконтрольного, бизнес пошел в ЖКХ. Появление крупной межрегиональной компанииделает бизнес более независимым от местных властей. Новые игроки приходят состороны, конкуренция обостряется. На конец 2005 г., по данным Институтаэкономики, частные компании поставляли жителям 25% тепла, 37% услуг поэлектроснабжению, 17% — по водоснабжению. По данным Федеральной антимонопольнойслужбы, в середине 2007 г., 8,3% жилья управлялось ТСЖ, ЖСК или инымиспециализированными потребительскими кооперативами. Идет реформаэлектроэнергетики, а именно от нее в значительной степени зависят коммунальныеуслуги по обеспечению электроэнергией и услуги центрального отопления. Долянаселения в оплате ЖКУ в 2009-м достигла уже 82,5%, при собираемости 93% отпредъявляемых к оплате сумм.
В 2007 г. была созданагосударственная корпорация «Фонд для содействия реформированию ЖКХ»(ФСРЖКХ) для финансирования ремонта и расселения ветхого и аварийного жилья.Получателями средств этого фонда будут регионы и муниципалитеты, принимающие насебя обязательства по реформированию ЖКХ, при условии, что они будут передаватьв частные руки функции обслуживания коммунального хозяйства и управления жилымидомами, и стимулировать создание ТСЖ.
Когда жилищный фондбудет передан на баланс УК или ТСЖ, муниципалитеты начнут возмещать новымхозяйственникам долги за не выполненный ранее капитальный ремонт.Предполагается, что уже со 2 января 2012 г. россияне сами начнут оплачивать икапремонт. Это не коснется лишь граждан, проживающих в муниципальных домах.
Специфика ЖКХ как рынка:
· Жилище-это товар, который нельзя импортировать.
· Наэтом рынке практически отсутствуют иностранные игроки. Их интересуют преждевсего офисные, торговые и складские помещения, но не жилье и ЖКУ, где онистолкнулись бы с массовым, в большинстве своем небогатым и социальнорискованным потребителем.
· Этодорогостоящий товар длительного пользования, приобретение которого чаще всего невозможноза счет текущих доходов семей. Отсюда нужда в кредитовании и роль аренды.
· Зачастуюэто товар коллективного пользования. Коммунальные услуги (газ, электричество,водоснабжение, канализация, отчасти теплоснабжение) имеют низкую эластичностьпо цене и являются продуктами естественных монополий. Конкуренция за ихпоставку конкретным домохозяйствам оказывается невозможной. Возникает нужда врегулировании или создании муниципальных предприятий, служащие которых такженуждаются в контроле, чтобы исключить коррупцию и обеспечить необходимоекачество услуг. Регулирование зачастую приводит к завышению цен, хотяпредпринимается с противоположными намерениями.
Более сложен рынокжилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Здесь главные игроки – жильцы (домохозяйства)и их коллективы (участники кодоминиумов или товарищества собственников жилья (ТСЖ).Или же владельцы недвижимости, риэлторы и девелоперы, приобретающие дома с цельюсдачи их в аренду. Они – покупатели услуг.
ПродавцыЖКУ – частные, государственные или муниципальные компании, из которых основные– естественные монополии.
Кооперативы, ТСЖ –формы организации домохозяйств, характерные для многоквартирных домов. У нихнеизбежно возникают проблемы внутренней организации – управления, контроля,мотивации (они могут быть связаны с имущественным неравенством членов ТСЖ,различием их интересов). Проще, если есть собственник дома, а жильцы –арендаторы.
Еще один вариант – собственникомдома является муниципалитет. Но в сравнении с частным собственником, егомотивация к эффективной деятельности ослаблена, для жильцов он менее доступен иим труднее отстаивать свои права.
Довольно широкая гаммарынков ЖКУ может быть конкурентной: собственно содержание жилого фонда,благоустройство, бытовое обслуживание. К сфере естественных монополийотноситься лишь газо- электро- и водоснабжение, а так же канализация. Ужетеплоснабжение предполагает конкуренцию между централизованным и автономнымвариантами. Реформа электроэнергетики, если она будет закончена, такжепредоставит выбор потребителю. Рынок газа тоже может быть конкурентным, хотя вРоссии позитивная перспектива здесь пока не просматривается.
В скандинавских странахсочетаются сильный демократический общественный контроль и эффективнаябюрократия. Население согласно на высокие налоги ради получения качественныхсоциальных услуг. В этих условиях участие государства и мунициплитетов врегулировании ЖКХ может быть более значительным, а требования к конкуренции — пониженными. В странах, где такого комплекса благоприятных условий нет,конкуренция на рынке ЖКУ должны быть сильнее. Или ее придется заменятьгосрегулированием. Жилищный рынок США существенно более конкурентен, чем вСкандинавии и других странах Европы: 2/3 домохозяйств являются домовладельцами,чуть меньше трети это коммерческие компании сдающие жилье в аренду и естьнебольшой сектор социального жилья. В Китае частные компании обслуживают всежилые дома.
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ И МЕТОДОВ ЕГОРЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1Основные методы государственного регулирования рынка ЖКХ в РФ
Реформажилищно-коммунального хозяйства стала осуществляться в первой половинедевяностых годов, когда оно представляло собой государственно-административнуюсистему, финансируемую из бюджета страны по остаточному принципу. Доля участиянаселения в оплате реальной стоимости оказываемых услуг и выполняемых работсоставляла 3-5 процентов. Около половины населения страны независимо отматериального положения пользовались различными льготами на оплату жилья икоммунальных услуг в размере 50 процентов снижения стоимости содержаниязанимаемого жилого помещения и потребления коммунальных услуг.
Посостоянию на 2008 год жилищно-коммунальный комплекс – один из самых крупныхсекторов экономики Российской Федерации. Мониторинг состояния отраслижилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации показывает:
— доля основных фондов отрасли составляет более 26 процентов от общего объемаосновных фондов России;
— потребление отрасли – более 20 процентов энергоресурсов России;
— численность работников – более 3 млн. человек;
— общая площадь жилого фонда – 3 млрд. кв. м.
Структуражилищного фонда в Российской Федерации на сегодняшний день выглядит следующимобразом:
— частный жилищный фонд – 81,1 процента жилья, в том числе 78 процентов – всобственности граждан и 3,1 процента – в собственности юридических лиц;
— в государственной собственности – 5,3 процента;
— в муниципальной собственности – 13,5 процента;
— принадлежит иным собственникам – 0,2 процента жилья.
Количествопредприятий жилищно-коммунального хозяйства составляет около 46 тысяч (из нихкрупных и средних предприятий около 12 тысяч), количество организаций муниципальнойи государственной собственности сократилось до 21,4 процента от общегоколичества организаций жилищно-коммунального хозяйства. Выручка предприятийпревысила показатель 1,7 трлн. рублей.
Насегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что основная нормативнаяправовая база в жилищной сфере на федеральном уровне сформирована: принятыЖилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30 декабря 2004 года№210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунальногокомплекса», Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «Оконцессионных соглашениях», Федеральный закон №185-ФЗ, Федеральная целеваяпрограмма «Жилище» на 2002-2010 годы.
Вцелях разработки и реализации современных организационно-экономическихмеханизмов, позволяющих создать в жилищном секторе прозрачную конкурентнуюсреду и в коммунальном секторе инвестиционно привлекательную среду,способствующую повышению доступности и качества обеспечении населениякоммунальными услугами, снижению издержек на производство услуг и потерь при ихтранспортировке, доставке и распределении, в 2007 году:
— проведен Государственный совет Российской Федерации в городе Казани с участиемПрезидента Российской Федерации по вопросам работы органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации по реформированию жилищно-коммунальногохозяйства и строительству доступного жилья с учетом интересов групп населения снизким уровнем доходов;
— на заседание Правительства Российской Федерации 16 февраля 2007 года былодобрен «Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунальногохозяйства Российской Федерации на 2007-2008 гг.»;
ПрезидентРоссийской Федерации 26 апреля 2007 года обратился к Федеральному СобраниюРоссийской Федерации с Посланием на 2007 год, в котором отметил, что для эффективнойработы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства необходимо создатьспециальный фонд в объеме 250 млрд. рублей;
Министерствомрегионального развития Российской Федерации приказом от 27 июля 2007 года №54утвержден «Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунальногохозяйства Российской Федерации на 2007-2008 гг.».
Внастоящее время готовятся предложения об изменении Жилищного кодекса РоссийскойФедерации и иных законодательных актов, направленные на усилениепрофессионализма и социальной ответственности лиц и организаций, осуществляющихдеятельность в указанных сферах.
Предложения,в частности, предусматривают внедрение и развитие института саморегулированияюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управлениемногоквартирными домами, как реализацию единой государственной политики позащите интересов указанных субъектов предпринимательской деятельности иснижению степени воздействия государства на отношения предпринимателей.
Обязательноеобъединение профессиональных управляющих многоквартирными домами всаморегулируемые организации позволит упорядочить отношения в данной областипредпринимательской деятельности, создаст предпосылки для установлениядостаточного уровня профессионализма и самосознания, будет способствоватьусилению их ответственности перед собственниками помещений в многоквартирныхдомах, снижению бюджетных расходов, связанных с государственным регулированиеми контролем за деятельностью управляющих организаций.
Такжепредлагается упорядочить финансирование проведения капитального ремонтамногоквартирных домов путем создания региональных фондов, целью которых будетявляться аккумулирование денежных средств, уплачиваемых собственникамипомещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт своих домов, сохранениеэтих средств, включая снижение инфляционных потерь, а также эффективноефинансирование капитального ремонта жилищного фонда, расположенного натерритории субъекта Российской Федерации.
Предложениявключают в себя общие нормы регулирования процедур создания и функционированиясаморегулируемых организаций управляющих организаций и региональных фондовкапитального ремонта, в том числе содержание регулятивных полномочий этихсаморегулируемых организаций, пределы вмешательства государства в их деятельность,порядок накопления денежных средств, управления и распределения фондамикапитального ремонта. В части повышения инвестиционной привлекательностикоммунального комплекса предлагается разработка на организационной и информационно-ресурснойбазе Фонда критериев и требований к субъектам Российской Федерации, учитывающихусловия осуществления инвестиционных процессов, а также инструментовфинансового и методического содействия субъектам Российской Федерации в частиидентификации, формирования и реализации комплексных инвестиционных проектов.
2.2Основные приоритетные направления государственной политики на рынке ЖКХ России
Учитываяразную степень участия органов власти в организации работы по реформированиюжилищно-коммунального хозяйства, необходимо проведение региональногомониторинга осуществляемых преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, собращением особого внимания на:
— завершение перевода льгот и субсидий при оплате жилья и коммунальных услуг вденежную форму;
— реализацию предусмотренных Федеральным законом №185-ФЗ мероприятий по развитиюконкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда путемразвития рынка коммерческих управляющих компаний;
— развитие системы управления имущественным комплексом с использованиемконцессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства.
Вцелях развития систем энергосбержения необходимо внести изменения в нормативныеправовые акты в части стимулирования потребителей и поставщиков коммунальныхресурсов к развитию систем их учета, в том числе, путем введения так называемыхтарифных меню, взаимоувязанных с программами по энергосбережению, иустановления повышающих коэффициентов в отношении потребителей соответствующихуслуг при отсутствии приборов их учета. В связи с минимумом информации оприменении приборного учета в многоквартирных домах трудно разработать наиболеерациональный и максимально эффективный подход к внедрению такого учета,критерии оценки применения ресурсосбережения. Официальная статистическая информацияотсутствует, централизованный мониторинг в данной области не ведется.Отсутствует достоверная информация о количестве установленных приборов учета,результатах их использования и т. д. В этой связи для понимания проблем ипоиска их решения необходимо провести мониторинг в масштабах страны, обобщитьсоответствующий опыт, выработать критерии оценки эффективности использованиясоответствующих технологий. Деятельность по установке приборов учетарегулируется ресурсоснабжающими организациями при выдаче технических условий иобработке показаний приборов учета потребителей. Таким образом, в странеосуществляют деятельность тысячи организаций, самостоятельно определяющих видприборов учета, которые можно поставить потребителю, при наличии его желания. Нормативныедокументы, регулирующие отношения в сфере установки, обслуживания приборовучета, ведения коммерческого учета, имеют массу правовых пробелов и во многомустарели, отсутствуют единые правила, стандарты и т. д. В частности, Правилаучета тепловой энергии от 1995 года устарели и не содержат норм о по квартирномучете тепловой энергии. Таким образом, существует необходимость разработкифедеральной нормативной базы, введения общих стандартов. В первую очередьнеобходимо осуществлять правовое регулирование отношений по вопросам,касающимся самого дорогостоящего вида коммунальных ресурсов – тепловой энергии,требований к приборам учета, порядку организации учета и правилам егопроведения в многоквартирных домах при различных способах управления ими. Представляется,что требования о применении ресурсосберегающих технологий и учета с помощьюприборов, как условия получения средств Фонда не приведет к ожидаемым высокимрезультатам. Причиной этого является низкая экономическая заинтересованностьвведения такого учета в жилищной сфере, например, согласно Правилам оказаниякоммунальных услуг в Российской Федерации, управляющие организации даже приналичии общедомовых приборов учета не имеют права предъявлять жителяммногоквартирных домов к оплате фактически потребленную тепловую энергию.Жителям многоквартирных домов предъявляется только одна двенадцатая часть отпрошлогоднего потребления тепловой энергии, и только один раз в год делаетсякорректировка по прибору учета. В то же время управляющая организация ежемесячнооплачивает поставщикам за фактически потребленную в многоквартирном дометепловую энергию. В результате возникают кассовые разрывы и значительнаязадолженность управляющих организаций перед производителями тепловой энергии.
Вэтой связи необходимо изменить правовую базу в целях выработки механизмаэкономического стимулирования управляющих организаций, потребителей и другихлиц к учету потребления ресурсов. Это значительно упростит достижение главнойцели – экономичного и рационального использования коммунальных ресурсов.Существующий механизм, установленный Правилами оказания коммунальных услуг, нетолько не стимулирует учет, но и делает его невыгодным. Имеющаяся насегодняшний день информация очевидно свидетельствует о том, что на рынке услугпоявляется новая услуга – деятельность по установке и эксплуатации приборовучета, ведению их коммерческого учета. Появляются лица, осуществляющиедеятельность в этой области, имеющие квалифицированных работников исоответствующее оборудование. Именно такие организации экономическизаинтересованы в повсеместной установке приборов учета, их эксплуатации.Указанные лица могут объединиться в саморегулируемую организацию операторовкоммерческого учета. Наличие такой организации, имеющей систему стандартов,корпоративные правила, санкционированные государством, позволит сделать деятельностьпо учету ресурсов прозрачной, единообразной, доступной для всех групппотребителей, а также исключить возможность нарушений ресурсоснабжающимиорганизациями и потребителями ресурсов. Кроме того, максимальной экономииэнергоресурсов можно достичь, если каждый потребитель сможет иметь информациюоб этой экономии и возможность принять меры, направленные на ее повышение.Здесь необходим поквартирный учет ресурсов и наличие системы регулирования. Поквартирныйучет самого дорогостоящего вида коммунальных услуг – отопления возможен толькопри так называемой горизонтальной разводке. В связи с этим, одним из условийвыделения средств Фонда должна быть такая модернизация внутридомовых системмногоквартирного дома, при которой вводится поквартирный учет энергоресурсов.Практика показывает, что только установка приборов учета, как правило, являетсянедостаточной. Без профессиональной эксплуатации приборы учета не обеспечиваютэкономию энергоресурсов, а срок их эксплуатации значительно сокращается посравнению с нормативным сроком эксплуатации. Необходимо на законодательномуровне зафиксировать обязанность собственника поручать эксплуатацию иобслуживание приборов учета специализированной организации, имеющейсоответствующих работников и оборудование. Такие функции могут выполнять иресурсоснабжающие организации по тарифам, утвержденным соответствующими государственнымиорганами.
Такимобразом, для достижения максимального экономического эффекта необходим целыйкомплекс мер:
— внедрение поквартирного и общедомового приборного учета ресурсов;
— разработка правового механизма, при котором управляющие организацииэкономически заинтересованы в установке приборов учета;
— законодательное закрепление обязанности собственника поручить установку прибораучета и ведение учета специализированной организации.
Вусловиях экономического кризиса важнейшими задачами являются максимальноеразвитие внутреннего рынка и вовлечение в оборот средств граждан. Малоэтажное ииндивидуальное строительство не имеют альтернативы в решении этой задачи. В тоже время возможности малоэтажного строительства, в частности, в целяхпереселения граждан из аварийного жилья, используются не в полной мере.
Преимуществамималоэтажного строительства являются:
— короткий цикл возведения зданий, низкие (по сравнению с многоэтажнойзастройкой) капиталоемкость и себестоимость строительства, возможностьадаптации проектов под местную строительную индустрию и региональные нормативыпредоставления социального жилья;
— высокая конкуренция в этой сфере строительства, определяемая наличием большогоколичества средних и малых строительных организаций, способствует снижениюпродажной цены жилья, а отсутствие у большинства этих организаций долговыхобязательств по кредитам снижает риски неэффективного использования средств ипоявления «обманутых дольщиков»;
— потребительские качества квартир в малоэтажных домах при прочих равных условияхвыше, чем в многоквартирных домах;
— законодательство в сфере градостроительной деятельности существенно снижаетадминистративные барьеры в отношении индивидуального и малоэтажного жилищногостроительства.
СубъектыРоссийской Федерации, органы местного самоуправления имеют возможность и готовыпредоставлять земельные участки под малоэтажное строительство в целяхисполнения обязательств по обеспечению жильем определенных законодательствомкатегорий граждан. В случае такого предоставления земельных участков подмалоэтажное строительство для муниципальных и государственных нужд проведениеаукциона не требуется, и, следовательно, земельный участок можетпредоставляться бесплатно, что существенно снизит стоимость строительства.Важным шагом в развитии данного сегмента жилищного строительства может статьактивное участие государства в развитии индустриального малоэтажного домостроения.Целесообразно объединение средств и ресурсов, предназначенных для сноса ветхогои аварийного жилья с ресурсами федеральных программ («Обеспечение жильеммолодых семей, молодых специалистов на селе», «Уволенных иувольняемых военнослужащих», «Переселяемых с комплекса „Байконур“и северных территорий», «Вынужденных переселенцев и пострадавшихвследствие радиационных аварий», «Обеспечение земельных участковкоммунальной инфраструктурой», «Модернизация объектов коммунальнойинфраструктуры»), муниципальных программ, средствами частных инвесторов,ипотечного кредитования, бюджетной поддержки малоимущих граждан.
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ РЫНКА ЖКХ В РОССИИ
Для успешного решенияпроблем управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночнойэкономики необходимо разработать действенные практические рекомендации поорганизации и регулированию деятельности предприятий исследуемой отрасли иресурсному обеспечению предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг,соответствующих стандарту.
Разработка такихрекомендаций требует обстоятельного теоретического исследования и анализапроблем организации местного хозяйства и его территориальной инфраструктуры — ЖКХ. Недоработки в теории и практики предопределяют будущие потери ресурсов,ведут к обострению противоречий. Поэтому необходимость формированияцивилизованной сферы жилищно-коммунальных услуг, внедрение системы качества напредприятиях жилищно-коммунального хозяйства должны стать основными направленияминаучных исследований.
Проблемы отрасли ЖКХ
По оценкам экспертов,одной из главных причин сложившейся ситуации является недостаточноефинансирование сферы ЖКХ. В последние годы недофинансированиежилищно-коммунального хозяйства составило около 20 % объема необходимыхсредств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности вжилищно-коммунальной сфере. Задолженность в жилищно-коммунальной сфере являетсяисточником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отраслиэкономики и превращается в источник угроз для социально-экономического развитиястраны.
Недостаточностьбюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса в целях реализацииадресных программ капитального ремонта и развития привело к резкому увеличениюизноса основных фондов. Техническое состояние коммунальной инфраструктурыхарактеризуется, во-первых, высоким уровнем износа, во-вторых, высокойаварийностью, в-третьих, низким коэффициентом полезного действия мощностей и,наконец, большими потерями энергоносителей.
Существующаянепривлекательность комплекса хозяйства для частных инвестиций обусловленаневыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачныхпроцедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектовмодернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферыпотенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притокачастных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Что касается перспективреформы жилищно-коммунального хозяйства в России, то здесь точки зренияэкспертов во многом не совпадают. Однако их все же возможно условно свести кследующим положениям.
1. Формированиеконкурентной среды рано или поздно обеспечит высокое качество услуг сумеренными ценами.
2. Желательно, чтобыпокупатели и продавцы были примерно равны по силе.
3. Необходимо повыситьзарплаты и пенсии до уровня, компенсирующего рост расходов на услуги ЖКХ.Принципиально важно, чтобы люди, чья зарплата или пенсии повышаются, знали:часть повышения компенсирует подорожание услуг ЖКХ.
4. Рынки жилья и ЖКХдолжны быть дополнены демократическим общественным контролем, прежде всего влице органов местного самоуправления.
5. Чтобы преодолетьпассивность населения, необходимо сохранить самостоятельность местногосамоуправления и дать ему возможность формировать свои доходы, включаяустановление собственных налогов и сборов.
Кроме того,приоритетными направлениями развития рынка ЖКХ с участием государства должныстать следующие напрвления;
1. Минимизироватьисполнительно-распорядительные и контрольные функции по регулированию ЖКХ какна уровне федерации, так и её субъектов, оставив за государством регулятивныефункции: разработку законодательных и нормативных актов в сфере ЖКХ, ведениеобязательных государственных стандартов предоставления жилищно-коммунальныхуслуг и их оплаты, установление предельных тарифов. Кроме того, предполагаетсяоказать помощь местным органам власти, в первую очередь, в депрессивныхрегионах, в выплате льгот и адресных субсидий малоимущим категориям граждан(преимущественно на первом этапе проведения реформы ЖКХ).
2. Прекратитьбюджетное дотирование ЖКХ. При этом все затраты на модернизацию этогокомплекса, которые оцениваются в три триллиона рублей (без учета жилищногофонда), предполагается переложить на потребителей услуг ЖКХ в виде установлениядополнительных надбавок к тарифам, регулируемых государством.
В условиях отсутствияэффективного антимонопольного регулирования в ЖКХ процветает монополизм.Независима экспертиза затрат ЖКХ, необходимость проведения которой признаётсяПравительством Российской Федерации, отсутствует. Также отсутствует открытость(прозрачность) тарифной политики — необходимого условия установления доверияпотребителей коммунальных услуг и обеспечения баланса интересов их потребителейи производителей.
3. КоммерциализироватьЖКХ на принципах самоокупаемости, используя рычаги жесткого административноговоздействия, и тем самым устранить «один из немногих нерыночных архаизмовв нашей рыночной экономике». В качестве примера реализации плановправительства можно привести создание на базе жилищно-эксплуатационных служб(ЖЭС) открытых акционерных обществ со 100-процентным участием муниципалитета вуставном капитале, главной целью которых является не удовлетворениепотребностей клиентов и даже не достижение самоокупаемости, а извлечениеприбыли, что, в свою очередь, способствует, особенно в условиях отсутствиеконкуренции, постоянному росту тарифов на услуги ЖКХ. Например, в соответствиис решением Федеральной службой по тарифам Воронежской области к 2011 годуобластные оптовые цены на газ должны сравнятся с экспортными, которые, какизвестно, также имеют тенденцию к росту, что, в свою очередь, не можетнегативно не сказаться на динамике тарифов на газ для населения, которыевозрастут в городе Воронеже на 24,7 процента.
4. Перейтис 1января 2011 года на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, чторасходится с позицией В.В. Путина. Ещё в 2001 году в своём выступлении онвысказал с мнение, что этот переход должен затрагивать только граждан с высокимуровнем доходов.
5. Предоставитьадресные льготы (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг малоимущимгражданам, у которых доля расходов на услуги ЖКХ превышают 22 процента отсовокупного дохода семьи.
6. Снизитьиздержки производителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). ПравительствоРоссийской Федерации приняло ряд постановлений, согласно которым осуществлятьизменение цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг возможно лишь приусловии обязательной реализации мероприятий, направленных на снижение издержекпри оказании жилищно-коммунальных услуг.
7. ПередатьЖКХ в частный сектор экономики. В 2002 году была создана первая частнаякомпания: открытое акционерное общество (ОАО) «Российские коммунальныесистемы». К 2009 году предполагалось завершить приватизацию предприятийЖКХ. По официальным данным, на начало 2004 года от 16 до 25 процентовкоммунальных предприятий в сфере водо-, тепло- и электроснабжения сменили формусобственности на частную или смешанную.
Мировой опыт даётнеоднозначный ответ на вопрос о необходимости приватизации предприятий ЖКХ.
В Малайзии в начале90-х годов, напротив, приватизированные компании в сфере ЖКХ одна за другойвернули себе государственный статус. Например, предприятия коммунальногообслуживания страны, которые в 1993 году получили концессию на управление всемипредприятиями водоотведения, уже в марте 2000 года продали свой бизнесгосударству после того, как понесли убытки в размере десятков миллионовдолларов США.
В Эстонии избралиадминистративный путь принудительной полной приватизации предприятий ЖКХ.Управление жилыми домами и их обслуживание за редким исключением ужеосуществляются частными компаниями. Государство ещё владеет некоторымиобъектами ЖКХ, но управляют ими уже частные лица.
В Канаде процентпредприятий коммунального обслуживания, находящихся в государственнойсобственности, — один из самых высоких в индустриальном мире. Около 90процентов электроэнергетики страны, в том числе обслуживающей ЖКХ, принадлежатгосударству.
В Нидерландахпреобладает мнение, что как государственный, так и частный сектор в сферекоммунального обслуживания имеют свои сильные и слабые стороны.
В Швеции решение оприватизации объектов ЖКХ принимаются только тогда, когда считается, что этоотвечает интересам налогоплательщиков и соответствующей государственнойкомпании.
8. Привлечьчастные инвестиции в ЖКХ следующим образом:
— посредствомбанковского кредита и облигационных займов;
— посредствомзаключение договоров подряда на выполнение услуг частными компаниями наконкурсной основе, что не только сделает возможным сокращение издержек припредоставлении коммунальных услуг, но и упростит управление объектами ЖКХ;
— посредством передачив доверительное управление имущества муниципальных предприятий и организацийЖКХ так называемым управляющим компаниям, которые работают за фиксированноевознаграждение.
— посредствомдолгосрочной аренды имущества объектов ЖКХ, при которой большая частьответственности за оказание коммунальных услуг возлагается накомпанию-оператора, а не на муниципальные органы.
— посредством концессиис инвестиционными условиями, такими как «реабилитация» объектов ЖКХ,их эксплуатация с возвратом имущества собственнику после окончания сроковконцессионного соглашения, строительство новых объектов ЖКХ.
— посредствомприватизации- полной или частичной передачи имущества предприятия ЖКХ навозмездной основе в собственность частным компаниям или физическим лицам.
9. Сформироватьконкурентный рынок услуг ЖКХ, в том числе путём привлечения организаций разныхформ собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг. Это предполагаетпроведение структурных преобразований в ЖКХ, призванных способствовать приходув жилищно-коммунальную сферу малого и среднего бизнеса.
10. Приватизироватьи, в меньшей степени, муниципализировать жильё. В настоящее время уже 71,5процент жилищного фонда находится в собственности граждан и 21,5 процента — всобственности муниципалететных образований. Доля государственного жилищногофонда сократилась до 7 процентов.
11. Перейтина пообъектное управление жилищным фондом. Каждый дом должен иметьперсонального управляющего, а жильцы такого дома смогут выбрать обслуживающиеорганизации. Особая роль в этом отводится товариществам собственников жилья(ТСЖ).
12. Предусмотретьпубличность процедуры утверждения тарифов ЖКХ по результатам независимойэкспертизы.
13. Развиватьжилищное строительство доступного и комфортного жилья. В частности, к 2010 годупредполагается увеличить объём строительства такого жилья с 40 миллионовквадратных метров до 80 миллионов квадратных метров. Главным финансовымисточником должна стать система ипотечного кредитования.
14. Сцелью стимулирования реформирования ЖКХ создан специальный Фонд содействия егореформированию. Государство предполагает до 2011 ода инвестировать 240миллиардов рублей, или около 8 процентов от средств, необходимых на проведениемодернизации жилищно-коммунального хозяйства регионов страны. В частности,доведение доли коммерческих предприятий, работающих в сфере ЖКХ, к 1января 2009года до 25 процентов, а к 2011 году- до 80 процентов, доли многоквартирныхдомов, управляемых ТСЖ,- до 5 и 20 процентов соответственно.
Альтернативные вариантыреформы жилищно-коммунального хозяйства
Традиционный наборальтернативных предложений:
1. повыситьцену рабочей силы с одновременным освобождением от подоходного налога граждан снизким уровнем дохода.
2. установитьквартирную надбавку к заработанной плате или пенсии соразмерно росту тарифовЖКХ.
3. предоставлятьбесплатные услуги ЖКХ в рамках социально-гарантированного минимума, а сверхэтого минимума- платные.
4. направитьчасть средств так называемого Стабилизационного фонда на оздоровление ЖКХ.
5. провестидореформенную санацию объектов ЖКХ за счёт средств государственного бюджета илив процессе реформы ЖКХ- за счёт государственных кредитов, которые должны бытьпогашены из средств «оздоровленных» предприятий ЖКУ, с последующейпродажей их на аукционах.
6. недопустить приватизацию ЖКХ до его демонополизации и развития конкуренции в управлениии обслуживании жилищно-коммунальной сферы, что даст возможность, а не толькоформальное право собственникам жилья и предприятия жилищно-коммунальногоназначения выбирать организацию, которая сможет обеспечить необходимое качестворабот и услуг по более низким ценам.
7. установитьобщественный контроль за функционированием ЖКХ в качестве одного из важнейшихусловий обеспечения прозрачности реформы и деятельности ЖКХ.
8. провестиобщественные независимые экспертизы обоснованности тарифов ЖКХ.
9. установитьдейственный государственный контроль за тарифами производителей услуг ЖКХ, росткоторых превышает инфляцию как текущую, так и прогнозируемую. В первую очередьречь идёт о контроле за тарифами предприятий –монополистов, путём прямогорегулирования или фиксации тарифов для предприятий, работающих этой сфере, атакже тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
10. ввестиэкономические санкции в отношении предприятий ЖКХ в случае нарушения илидоговорных обязательств перед потребителями их услуг.
11. повыситьроль институтов гражданского общества и органов местного самоуправления припроведении реформы ЖКХ.
Власти выделяют четыренаправления реализации реформы:
1. переводкоммунальной отрасли на рыночные отношения.
2. привлечениечастного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышениекачества коммунальных услуг.
3. модернизациявсего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.
4. сохранениесистемы социальной защиты и поддержка льготных слоёв населения.
Главной предпосылкойуспеха коммунальной реформы является получение потребителями очевидных иосязаемых преимуществ от ее результатов. Чтобы поддерживать предлагаемыемеханизмы реформирования, потребители должны быть удовлетворены качествомпредоставляемых услуг. Нарастание их неудовлетворенности в условиях ростатарифов на ЖКУ и цен на жилье приводит к созданию социального давления, котороев условиях действующей системы организации коммунального хозяйства не находитвыхода там, где собственно должны решаться проблемы.
Профессионализациякоммунальной отрасли
Для того чтобыперевести качество услуг в кубометры воды, километры труб и килокалории тепла,а их в свою очередь – в мастер-планы развития коммунальной инфраструктуры,необходима специализация и профессионализация участников рынка.
Специализация означает,что нужно четко разделить функции:
— муниципалитетов вкачестве заказчиков социальной эффективности коммунальных услуг;
— коммунальных компанийв качестве операторов коммунальной инфраструктуры;
— государства вкачестве регулятора этой деятельности и организатора процесса созданияпрофессиональной отрасли коммунального хозяйства.
Профессионализацияозначает, что участники рынка должны отвечать (капиталом, бюджетом, субсидиями)за исполнение своих обязанностей и быть компетентными в своих вопросах.
Муниципалитет –заказчик социальной эффективности коммунальных услуг.
Каждый из нас способенсделать качественную покупку в магазине, но то, что мы покупаем, делаютпрофессиональные производители. В управлении коммунальным хозяйством давно пораотказаться от известной, но устаревшей концепции о том, что управлятьгосударством может каждая кухарка.
Муниципалитеты не могутодинаково профессионально исполнять принципиально разные роли: и регулятора, исобственника, и поставщика коммунальных услуг. Коммунальная отрасль являетсясложным техническим комплексом, требующим особой дисциплины в техническомуправлении. Поэтому роль муниципалитета и соответствующих ему публичныхпроцедур должна заключаться в том, чтобы быть профессиональным заказчикомкачества и эффективности коммунальных услуг. Ответственностьмуниципалитетов за организацию коммунального хозяйства определяется федеральнымзаконом «Об общих основах организации местного самоуправления». Ксожалению, законодатель не определил, что это означает, поэтому вода, мусор,тепло, электричество и газ развиваются на местном уровне по разнымэкономическим моделям. Роли муниципалитетов уменьшаются в них от собственника иоператора (вода) к попрошайке лимитов (газ).
Учитывая тенденции нарынке частных операторов, можно предположить, что тепло, электричество и газявляются отраслями коммунального хозяйства, в которых интенсивно развиваетсяпроцесс вертикальной интеграции. В этих условиях тем более необходимоопределить, каким именно образом муниципалитет заказывает услуги этих компанийпо развитию городской инфраструктуры.
Позиция муниципалитетакак заказчика работы коммунальных компаний должна исходить из интересовпотребителей, поэтому предмет заказа определяется как заказ социальнойэффективности коммунальных услуг.
Иными словами, заказмуниципалитетом социальной эффективности означает, что власть регулируетконечное качество услуг: надежность, качество условий проживания и качествокоммунального обслуживания граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существуетнеобходимость разработки федеральной нормативной базы, введения общихстандартов. В первую очередь необходимо осуществлять правовое регулированиеотношений по вопросам, касающимся самого дорогостоящего вида коммунальныхресурсов – тепловой энергии, требований к приборам учета, порядку организацииучета и правилам его проведения в многоквартирных домах при различных способахуправления ими.
Власти выделяют четыренаправления реализации реформы:
5. переводкоммунальной отрасли на рыночные отношения.
6. привлечениечастного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышениекачества коммунальных услуг.
7. модернизациявсего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.
8. сохранениесистемы социальной защиты и поддержка льготных слоёв населения.
Главной предпосылкойуспеха коммунальной реформы является получение потребителями очевидных иосязаемых преимуществ от ее результатов. Чтобы поддерживать предлагаемыемеханизмы реформирования, потребители должны быть удовлетворены качествомпредоставляемых услуг. Нарастание их неудовлетворенности в условиях ростатарифов на ЖКУ и цен на жилье приводит к созданию социального давления, котороев условиях действующей системы организации коммунального хозяйства не находитвыхода там, где собственно должны решаться проблемы. Для того чтобы перевестикачество услуг в кубометры воды, километры труб и килокалории тепла, а их всвою очередь – в мастер-планы развития коммунальной инфраструктуры, необходимаспециализация и профессионализация участников рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. ЕрмолаеваЕ.В. Договор управления многоквартирным домом // Жилищно-коммунальное хозяйство:бух. учет и налогообложение. – 2006. – № 4. — С. 67; То же [Электронныйресурс]. – URL: www.kvartplata.info/d/3159/index.jhtml (09.02.10).
2. ЕрмолаеваЕ.В. Управляющая организация: налогообложение платы за коммунальные услуги //Там же. – 2008. – № 8.
3. КаменеваЕ.А. Управление многоквартирным домом: управляющая организация как субъектфинансовых отношений в жилищно-коммунальной сфере // Рос. предпринимательство.- 2008. — № 9, вып. 2. — С. 191-195.
4. КозловаЛ.А. Об упрощенной системе налогообложения / Л.А. Козлова, У.В. Семенова //Налоговый вестн. — 2007. — № 12. — С. 106-112.
5. КозыреваС.Н. Дополнительные услуги управляющей организации и ТСЖ //Жилищно-коммунальное хозяйство: бух. учет и налогообложение. – 2009. – № 9.
6. КоноваловаИ.Р. Учет общего имущества многоквартирного дома в управляющей организации итовариществе собственников жилья / И.Р. Коновалова, И.Н. Чигрина // Изв.Уральского гос. экон. ун-та. — 2008. — № 1. — С. 124-128.
7. КуликоваЛ.И. Расходы на услуги управляющей организации: учет и налогообложение / Л.И.Куликова, С.Ю. Леонтьев // Бух. учет. — 2008. — № 5. — С. 16-20.
8. ЛебедевА.В. Договор на управление акционерным обществом и учредительные документыуправляющей организации и управляемого общества // Законы России: опыт, анализ,практика. — 2009. — № 3. — С. 107-111.
9. МарковаМ.В. Учет управляющей организацией расчетов за техническое обслуживание иремонт жилищного фонда // Бух. учет. — 2004. — № 15. — С. 35-38.
10. МутовинаЕ.В. Управляющая организация (управляющий) как единоличный исполнительный органхозяйственного общества: правовой статус и объем полномочий // Юрист. — 2009. — № 1. — С. 55-59.
11. ПанкратоваО.Н. Учет расчетов с потребителями в товариществах собственников жилья /О.Н.Панкратова, Ю.Н. Снопок // Бух. учет. — 2006. — № 9. — С. 45-48.
12. ПоповаЕ.Б. Бухгалтерский учет операций, связанных с управлением многоквартирнымидомами: методические рекомендации / Е.Б. Попова, И.П. Маликова. – М.: «Издательскийдом БИНФА»: ИНФРА-М, 2009. — 187 с.
13. СмирноваА.В. Что необходимо учитывать при благоустройстве территории организации //Бух. учет. — 2008. — № 12. — С. 34-38.
14. СусловаЮ.А. Услуги управляющей организации: как учесть их стоимость в целяхналогообложения // Там же. — 2007. — № 17. — С. 61-63.
15. ТюринС.Л. Бухгалтерская отчетность ТСЖ // Жилищно-коммунальное хозяйство: бух. учети налогообложение. – 2008. – № 10; То же [Электронный ресурс]. – URL: alt-x.narod.ru/DOC/12tsg/1009bo.htm
(09.02.10).
16. ЧигиринаИ.Н. Расходы управляющих организаций ЖКХ в рамках осуществления основнойдеятельности // Аудит и финансовый анализ. – 2007. – № 5;