--PAGE_BREAK--
В свете сформированных условий и анализа инвестиционно-предпринимательского климата можно констатировать, что, например, в Украине не созданы политические, экономические и организационные условия для привлечения серьезных и эффективных внешних денежных средств в нужных объемах и формах. Следствием этого является чрезвычайно малый приток иностранных инвестиций: 266,6 млн. долларов в1995 году, что составило 0,08 % их мирового объема и 2,2 % от полученного странами Центральной и Восточной Европы. Умеренностью поступлений также характеризуются 1996 год — 606 млн. долларов и I квартал 1997 года — 116,6 млн. долларов. По оценкам экспертов Европейского центра исследований, риск инвестирования в Украине составляет 80 %. Нарастание внешней задолженности (8,8 млрд. долларов по состоянию на февраль 1997 года) вместе с названными факторами закономерно обусловили то, что, по отмеченному рейтингу, в 1993, 1994 и 1995 годах наше государство занимало, соответственно, 146-е, 147-е и 152-е места в мире.
Основным нормативным документом, регулирующим вложение внешних денежных средств, является Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования», одобренный Верховным Советом Украины 19 марта 1996 года. Его принятие означает качественную модификацию подходов к функционированию иностранных инвесторов — установление для них национального режима инвестирований и иной хозяйственной деятельности, за некоторыми исключениями, предусмотренными законодательством Украины и ее международными соглашениями.
Существует ряд отрицательных обстоятельств, существенно сдерживающих иностранных инвесторов при вложении капиталов. К ним относятся слабая конвертируемость национальной денежной единицы; низкая платежеспособность предприятий и практикование ими бартера, во многих случаях не нужного зарубежному партнеру; медленные темпы приватизации, а также наличие значительного количества запрещенных к приватизации объектов; неразвитость фондового рынка; рост коррупции и преступности в экономике; низкая покупательная способность населения; политика национальных предпринимателей, пытающихся из-за боязни потери своих денежных средств размещать их в иностранных банках; отсутствие отечественного реального производственного инвестирования (что является важным индикатором для иностранных инвесторов); отток национального капитала за границу; отсутствие права частной собственности на землю и невозможность покупки последней.
3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ.
Перспективным направлением интеграции стран в систему мирового хозяйства и развития международной инвестиционной активности является создание особых (специальных экономических зон (ОЭЗ)). Это одна из наиболее притягивающих форм заинтересованности иностранных инвесторов, которая дает возможность активизировать предпринимательство, наращивать экспортный потенциал, формировать рыночную инфраструктуру, ускорять развитие отдельных регионов и отраслей экономики.
Мотивы создания ОЭЗ в разных странах весьма различны. Они могут создаваться как в чистом виде зоны свободной торговли или как особые зоны, где регулируются не все стороны экономической активности. В странах, политика которых ориентирована на внутренний рынок, ОЭЗ жестко регулируются, обладают незначительной свободой в инвестиционной сфере и развиваются с меньшей активностью; если же экономическая политика страны ориентирована на внешнюю экономику и делаются попытки как можно меньше вмешиваться в управление ОЭЗ, создаются благоприятные условия для притока зарубежных инвестиций.
Для нас весьма актуален опыт Китая, где введение рыночных элементов в экономике и открытость по отношению к зарубежным партнерам стали важнейшими целями правительства КНР. К началу 80-х годов были созданы 4 ОЭЗ — Шеньчжень, Джухай, Шаньжоу и Сяньмынь, в середине 80-х экономически открытыми стали 14 приморских городов и остров Хаймынь. В дальнейшем в открытые экономические районы были преобразованы местности в долине Янцзы и Джудзян, полуостров Фудзям, открытыми экономическими областями стали, также, полуострова Шаньдунь и Лаодунь, а к концу 80-х были приняты решения сделать остров Хаймынь провинцией и превратить его в крупнейшую в Китае ОЭЗ, провинции Гуандун, Фудзянь, дзянсу были объединены в одну из крупнейших экспериментальных экономических зон, одновременно была заново сформулирована стратегия развития приморских районов с тем, чтобы и далее расширять открытость экономики. Таким образом, была создана экспериментальная экономическая область с населением более 100 млн. человек, которую в Китае образно называют «открытым окном». Целью его создания является использование иностранного капитала и современной зарубежной технологии, создание на этой основе крупного экспортного сектора экономики.
По оценкам специалистов, опыт создания ОЭЗ в Китае можно рассматривать как весьма успешный, учитывая, что за 10 лет, прошедших с момента решения об их создании (1979 год), иностранные инвестиции в ОЭЗ составили 2,5 млрд. долларов. Что соответствует 1/4 всех иностранных инвестиций в Китае за указанный период 1.
Одной из причин зарубежной инвестиционной активности стала то, что в юго-восточной Азии 30 млн. китайцев живут за пределами своей страны и зачастую ведут успешную предпринимательскую деятельность, или, как это характерно для Гонконга или Макао, ориентируются на китайский материк. Действительно, в числе предприятий, вкладывающих деньги в китайские ОЭЗ, на первом этапе преобладали предприятия из юго-восточной Азии, лишь позже появились американские, европейские, а вслед за ними и японские предприятия.
Ведущей целью создания ОЭЗ в странах лидерах мировой индустрии является упрощение вывода национальных концернов на внешние рынки, что и находит выражение в формировании зон свободной торговли. Их максимальное число (более 130) зафиксировано в США. На их территории экспортную продукцию комплектуют импортными узлами, не облагаемыми пошлинами, получают маркетинговые и инжиниринговые услуги, осуществляют факторинг.
В 1988 г. на Окинаве появилась первая в Японии зона свободной торговли.
В последнее десятилетие весьма динамичны ОЭЗ научно-технической направленности, в том числе технополисы типа Кремниевой долины в Калифорнии (США), обеспечивающие наращивание научно-промышленного потенциала и сокращение периода внедрения открытий в производство.
Для развивающихся стран ОЭЗ открывают возможности присоединиться к «новым индустриальным державам», создать новые рабочие места, перенять технологии, привлечь иностранный капитал. После бума ОЭЗ к середине 80-х годов в почти 50 развивающихся странах насчитывается свыше 110 таких зон с числом занятых в диапазоне сотен-десятков тысяч человек 1. Так ОЭЗ Тайваня дала 70 тыс. дополнительных рабочих мест и свыше 1/2 всех валютных поступлений. В Маврикии за счет ОЭЗ практически полностью (с 23 % до 4 %) ликвидирована безработица, а в отраслях НТР даже ощущается нехватка профессионалов — рабочих и ученых. В Ирландии ОЭЗ обеспечивает занятость 8 работников и 20 % промышленного экспорта. К началу 90-х годов только экспортно-производственных зон в развивающихся странах насчитывалось свыше 200, до 100 — формировались и еще 50 были в стадии разработки; общий экспорт из них оценивался в 13-15 млрд. долларов, а численность занятых превышала 1,5 млн. человек 2.
В последнее время значительное распространение получила такая форма иностранного инвестирования, как создание и функционирование совместных предприятий (СП), особенно в станах СНГ. СП — форма сотрудничества партнеров из нескольких стран, объединяющих свой капитал для осуществления совместной производственно-хозяйственной деятельности, управления и распределения прибыли пропорционально вложенному капиталу. Создание СП направлено на производство товаров с целью пополнения потребительского рынка, внедрения передовых достижений науки и техники, прогрессивной технологии, управленческого опыта, привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов, ускорение освоения достижений отечественной науки и техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных поставок.
Очень много СП создано в Украине. Так только в Одессе их насчитывается около 2 тысяч. Для совместных предприятий, которые функционируют на территории Украины, является характерным такое размещение в сфере народного хозяйства: в сфере услуг и сбыта — 30,5 % от общего количества, производства продукции — 21,8 %, производства товаров народного потребления — 14,2 %, в разработках и проектировании — 10,9 %, в производстве ЭВМ — 7,1 %, машин и оборудования — 6,3 %, научно-исследовательских и конструкторских разработках — 5,9 %, производстве продовольственных товаров — 3,3 % 1.
Такая структура распределения СП по отраслям общественного производства не является прогрессивной, поскольку больше трети их приходится на инфраструктуру. Но в целом, функционирование СП на территории Украины дает возможность увеличить масштабы производства продукции, улучшить их качество, повысить научно-технический уровень производства, расширить народнохозяйственные связи Украины с зарубежными партнерами.
Сегодняшние СП созданы под будущие инвестиции. Чтобы последние состоялись и эффективно реализовались, необходимо углублять и активизировать экономическую реформу, вести тщательно обоснованную и последовательную государственную внутреннюю политику.
В мировой практике известны и иные многообразные формы инвестирования.
1. Лизинг.
2. Лицензирование (продажа «ноу-хау» зарубежному партнеру).
3. Франчайзинг.
4. Совместное производство.
5. Субподряд.
6. Строительство заводов, объектов «под ключ».
Преимущества в размере прибыли иностранные партнеры имеют при использовании неакионерных форм инвестирования по сравнению с созданием СП благодаря взиманию разнообразных платежей за предоставление услуг. Спектр этих услуг весьма широк: маркетинг, закупочная деятельность, перевозки, страхование, инструкции и пособия по пользованию оборудованием, рекламная деятельность, техническое обслуживание и т.д.
4. РОЛЬ И СПЕЦИФИКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И В ЧАСТНОСТИ УКРАИНЫ.
Курс нашей страны на переход к рыночной экономике предусматривает обновление общества, оздоровление и структурную перестройку отечественной экономики, подъем производства и слияние социальной напряженности. Решение данных проблем требует привлечения в нашу экономику иностранного капитала, то есть выхода страны мировой рынок.
Спрос внутреннего рынка Украины на иностранные инвестиции достаточно высок. По данным Министерства Экономики Украины, потребность в них сегодня составляет свыше 40 млрд. долларов (по некоторым данным, 50 млрд.). В дополнительных средствах нуждаются прежде всего металлургия (7 млрд. долларов), машиностроение (5,1 млрд.), химия и нефтехимия (3,3 млрд.), транспорт (3,7 млрд.) 1.
Общеизвестно, что на мировом рынке спрос на свободные инвестиционные ресурсы значительно превышает предложение. С появлением нового государства — Украины, конкурентная борьба на этом рынке обострилась. Так, согласно данным ЮНКТАД, объем прямых иностранных инвестиций в мире составил в 1995 году 315 млрд. долларов (в 1994 — 226 млрд.), причем большая часть инвестиций направлялась в США, Западную Европу и Азию. Две трети мировых капиталовложений пришлось на 10 стран мира. Крупнейшие инвесторы — США, Великобритания, Германия, Япония, Франция. В развивающиеся страны — преимущественно в азиатские, было инвестировано 100 млрд. долларов. А на долю 100 стран — наименьших реципиентов, включая Украину и Россию, пришлось лишь 1 % от инвестиций 1.
Обращает на себя внимание и направленность использования прямых иностранных инвестиций. Большая часть их в 1995 году (229 из 315 млрд. долларов) была связана со слиянием и приобретением компаний. Среди стран лидировали США (49 и 38 млрд. соответственно). Слияние и приобретение компаний происходили преимущественно в таких секторах экономики, как энергетика, телекоммуникации, фармацевтика, финансовые услуги. Таким образом, получает подтверждение тезис о том, что в развитых капиталистических странах покупка остается главной формой приобретения зарубежных филиалов (компаний). В развивающихся странах такие филиалы возникают путем создания новых дочерних фирм 1.
Приток ПИИ в страны наших постсоциалистических соседей в Европе возрос почти в 2 раза с 6,6 млрд. долларов в 1994 году до 12,8 в 1995 году. Три четверти капиталовложений пришлось на три страны — Венгрию (3,5 млрд. долларов), Чехию и Польшу (по 2,5 млрд.).
Необходимость вывоза инвестиционного капитала конкретной страной-донором связана со следующими факторами: относительным перенакоплением капитала, ростом потребностей монополии в расширении общих масштабов накопления, усилением отраслевой монополизации в национальной экономике, развитием интернационализации производства.
Рассмотрим причины, подталкивающие иностранного предпринимателя к инвестированию. Такое решение обуславливается широким спектром мотиваций, как например:
1. Политика правительства принимающей страны по отношению к иностранным инвестициям.
2. Географические условия принимающей страны.
3. Стремление получить более высокую норму прибыли благодаря использования разницы в национальных уровнях затрат производства.
4. Распределение и перераспределение производства товаров между зарубежными филиалами, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран.
5. Перевод из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения, чтобы как можно дольше сохранить «молодость» продукции.
6. Подведение финансовой базы под разнообразия схемы международной специализации и кооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению и взаимодополнению отраслей.
7. Доступ к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговым маркам, знакам и пр.
8. Маневрирование затратами на научно-исследовательские и наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах и лабораториях за рубежом.
9. Экономия на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров.
10. Доступ к рынкам капитала многих государств, что позволяет при минимальных собственных затратах осуществлять капиталовложения за границей.
11. Стабильность прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельных отраслей и стран; в научно-технической политике правительств, торгово-политических режимах, в валютном и налоговом законодательстве.
12. Учет социального климата в принимающих странах, стабильность их экономики и политических режимов.
Пользуясь аппаратом векторного анализа, можно предположить, что на окончательное решение об инвестировании влияет абсолютная величина (длина), или мотиватор, интегрального вектора, представляющего собой суперпозицию разнообразного спектра названных факторов с соответствующими весовыми («взвешенными») коэффициентами (величиной от 0 до 1), которые являются наибольшими, что очевидно, для последующего фактора. Причем основная совокупность факторов не изменяется во времени, то есть, является перманентной (я полагаю, доминируют первые три и последний факторы). В каждый конкретный промежуток времени могут доминировать (путем варьирования величин весовых коэффициентов) одни факторы (или группа их) над другими (рецессивными); может, также, расширяться их спектр в соответствии с новыми формами иностранного инвестирования (например, в зависимости от типа инвесторов и цели осуществления инвестирования).
Рассмотрим тенденции привлечения иностранных инвестиций в украинскую экономику в 1996 году. По данным Министерства статистики Украины, объем иностранных инвестиций составлял 1,275 млрд. долларов 1, что в пересчете на душу населения равно приблизительно 25 долларам (для сравнения: в 1995 году эти показатели составляли, соответственно, 483,5 млн. долларов и 14,5 долларов). Наибольшие объемы инвестирования в 1996 году осуществили резиденты-доноры из США (245,3 млн. долларов), Германии (182,9 млн. долларов), Нидерландов (119,2 млн. долларов), России (114,1 млн. долларов), Великобритании (94,8 млн. долларов), Кипра (72,9 млн. долларов). Среди отраслей отечественной экономики по объемам инвестирования лидируют внутренняя и внешняя торговля (445,1 млн. долларов), пищевая и легкая промышленность (198,2 млн. долларов), машиностроение и металлообработка (138,9 млн. долларов) 2.
Иностранные инвестиции получили 5263 предприятия Украины (из них 4117 — совместные, на них пришлось 66,8 % общей суммы инвестиций). Наибольшие объемы инвестиций вложены в предприятия Киева (556,5 млн. долларов), Одесской области (114,7 млн. долларов), Крыма (92,6 млн. долларов), Донецкой (76,3 млн. долларов) и Львовской областей (54 млн. долларов) 1.
Динамику притока ПИИ в отечественную экономику нельзя признать удовлетворительной, несмотря на устойчивую тенденцию к безостановочному микроросту, начиная с 1991 года. Анализ тенденций динамики, отраслевой и региональной структуры ПИИ за 1996 год убеждает в том, что отечественный рынок инвестиционных ресурсов остается нестабильным; это определяется малой величиной соответствующих весовых коэффициентов составляющих интегрального вектора в Украине (точно так же, как у ее ближайшего геополитического соседа — России). Это подтверждает высокую степень политических и экономических рисков на фоне нестабильного правового поля и неразвитости инвестиционной инфраструктуры.
По некоторым прогнозам, привлечение ПИИ в постсоциалистические страны Восточной Европы достигнет в 1996-2000гг. таких объемов: свыше 30 млрд. долларов получит Россия (что понятно, так как у нее есть нефть и газ, золото, лес, алмазы); а вот Польша получит в 14 раз больше чем Украина, Чехия — в 10 раз, Венгрия — в 12 раз, страны Балтии в 1,5 раза больше, несмотря на то, что по населению и по площади они в 6-7 раз уступают Украине 1. Войти в число лидеров среди реципиентов Украина смогла бы, только радикально увеличив внутренний инвестиционный рынок со всеми его атрибутами, при условии соблюдения интересов национальной безопасности.
Сегодня основными национальными инвесторами чаще всего являются средние и малые зарубежные компании при рецессивности крупных всемирно известных транснациональных компаний и корпораций (Кока-Кола, Аматил и др.). что касается, на сегодняшний день пока немногочисленной группы, существует убеждение, что потеря для ТНК нескольких, а то и десятков миллионов долларов существенно на их судьбу не повлияет. Кроме этих двух групп инвесторов существуют и те, кто спешит разбогатеть, воспользовавшись неразвитостью инфраструктуры украинского инвестиционного рынка, а также коррумпированностью государственный чиновников. Еще одна разновидность инвесторов — это те, кто хочет пристроить капитал криминального происхождения.
5. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ.
Проделаем более детальный анализ разнообразных типов иностранных инвесторов, присутствующих на украинском инвестиционном рынке, в соответствии с их экономическими и политическими интересами, уровнями возникновения противоречий, формами и методами организации бизнеса, добросовестностью либо недобросовестностью доноров.
Первый тип инвесторов («стратегические») — это преимущественно ТНК. Они имеют своей целью как можно шире использовать природные ресурсы Украины и достичь прибыли от инвестирования путем их экспорта, налаживания в Украине собственного производства и дилерской сети. Такие компании стремятся заключить с государственными органами соглашения на определенный срок о разведке и добыче природных ресурсов (в частности, минеральных).
К такому типу инвесторов можно отнести ТНК из США, Германии, Южной Кореи и др.
Второй тип инвесторов («фондовые») связан с разнообразными фондами и подобными организациями, которые во множестве появились в последнее время. Эти инвесторы стремятся, как правило в всех цивилизованных странах, и к диверсификации собственных инвестиций, чтобы обеспечить своим вкладчикам достойный уровень прибыли. В течение последних лет они активизировали свою деятельность, особенно в случаях, когда их действия получают поддержку официальных кругов и финансовых учреждений в собственных странах. Это, например, фонды Сороса, Фулбрайта, «Евразия» и др.
Третий тип инвесторов («самый массовый») — это те, чьей целью является выпуск на территории Украины промышленных и потребительских товаров с использованием (по преимуществу, пассивно) местных основных фондов, «сырых» материалов, дешевой рабочей силы, инфраструктуры. Это именно те инвесторы, с помощью которых страна обогащается технологическим и организационным опытом. Среди них наиболее желательны инвесторы, поставляющие украинским предприятиям оснастку, материалы, комплектующие технологические линии и др. — все то, что сокращает зависимость от импорта и соответственно содействует расширению экспортных возможностей.
Для таких инвесторов получение устойчивых доходов и возможность самореализации являются ключевыми характеристиками, и поэтому вполне понятно, что когда их ожидания не оправдываются они обращаются за помощью в украинский суд или даже к собственным законодателям (особенно если последние представляют высшие законодательные органы страны-донора, от которых непосредственно зависит размер выделяемой Украине помощи). Так, нарушение украинской стороной условий договора по Борщаговскому химкомбинату создало конфликтную ситуацию, которая рассматривалась в Сенате США. Далее, инвестиционный проект на реконструкцию Дарницкой теплоэлектроцентрали в Киеве на сумму 150 млн. долларов при участии канадской фирмы «Нортланд-Пауер» простаивает с 1992 года; получила огромный резонанс скандальная история с отказом Макулана инвестировать реконструкцию Бессарабского квартала в Киеве после заключения договора и т.д. Эти и другие факты воспринимаются зарубежными инвесторами как нежелание государства стимулировать продуктивное прямое инвестирование, как элемент ее экономической политики.
Четвертый тип инвесторов («экспансионисты» и «сырьевики»). Основная цель этих инвесторов — импортировать инвестиционные (в первую очередь, строительные) товары и готовую продукцию в Украину (товарная экспансия), закупать «сырые» материалы и полуготовую продукцию для экспорта из Украины. Их роль заключается, с одной стороны, в насыщении отечественного рынка товаров и услуг. С другой стороны, массовый вывоз сырья превращает Украину в сырьевой «придаток» и углубляет технологическую зависимость от импортеров, не улучшая макроэкономическую ситуацию в целом.
Пятый тип инвесторов («дочерники») — это те, кто вкладывают свой капитал в выпуск продукции (услуг) в интересах «основных» инвесторов, то есть содействуют последним в расширении экспорта. Таковы, например, зарубежные филиалы. С помощью дочерних предприятий захватываются местные рынки и угнетаются национальные конкуренты. Размещая капитал зарубежных филиалов в принимающих странах, инвестор, пытается также достигнуть расширения мобилизации чужих ресурсов.
На решение о создании дочерней компании сильно влияет и фактор стоимости рабочей силы. Так, по оценкам эксперта Германской консультативной группы по экономическим реформам в Украине Штефана фон Крамон-Таубаделя, средний уровень заработной платы у нас сегодня составляет 80 долларов, в то время как, например, в Венгрии- 300-350 долларов, а в Германии — 3000 долларов 1. Преобразования, происходящие в Европе, содействуют появлению региональных производственных сетевых структур, и при определенных обстоятельствах украинские предприятия, войдя в состав дочерних предприятий, могут стать их отдельными звеньями.
Шестой тип инвесторов («постсоциалистические») — это в основной своей массе инвесторы из стран Восточной Европы и республик бывшего СССР, которые уже на новых принципах пытаются наладить кооперацию с украинскими предприятиями, используя часто неформальные отношения, производственные связи и знание рынка.
продолжение
--PAGE_BREAK--