Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Экономика"


Инфляция и конкуренция

Министерство сельскогохозяйства Российской Федерации
Кафедра экономики
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по экономическойтеории

Содержание
 
1.  Социально-экономические последствия инфляции
2.  Экономическая конкуренция
Задача №1. Медсестратратит на поиск нужных ей продуктов питания – качественных и дешевых – 30час/мес. Если бы она покупала первые попавшиеся качественные продукты, тотратила бы денег на 25% больше. Медсестра может работать 8 ч ежедневно, а вмесяце 30 дней. При окладе 3500 руб./мес. и возможности зарабатыватьдополнительно 25 руб./ч она считает трату времени на поиск продуктоврациональной. Найдите двустороннее ограничение на цену «продуктовой корзины» врежиме экономии, если никаких накоплений у нее нет.
Задача № 2. Криваяспроса на рынке масла выражена уравнением Qd=90-P, а величина предложения Qs=2*P-60, где цена (P) задана в рублях, а величины спроса ипредложения – в тыс. тонн.
А) Найти точкуравновесия;
Б) Государственныечиновники решили ввести ограничение: масло должно продаваться на рынке по ценене выше 40 руб./кг. К чему это приведет с точки зрения продавцов и покупателеймасла?

1. Социально-экономические последствия инфляции
 
Термин инфляция (от лат. inflatio –вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданскойвойны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения.В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкоераспространение в экономической литературе понятие «инфляция» получило в XXвеке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – ссередины 1920-х гг.
Суть инфляции изначально сводиласьк чрезмерному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег посравнению с реальным предложением товаров, вызывающей обесценение денежнойединицы и соответственно рост товарных цен.
В целом во время инфляции деньгиобесцениваются по отношению:
а) к золоту (при золотомстандарте);
б) к товарам;
в) к иностранным денежным единицам.
В результате в первом случаепроисходит повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором случае– растут цены товаров; в третьем случае – падает курс национальной денежнойединицы по отношению к иностранным денежным единицам.
Инфляция выступает как постоянныйспутник рыночного хозяйства. Социально-экономические последствия инфляцииразнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляциии от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.
Главное последствие инфляции – этоперераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительноеперераспределение богатства. Она порождает так называемый инфляционный налог,несанкционированный законодательно, но навязанный государством частномусектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков.Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей. Перераспределяетсядоход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиямив активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение доходов откредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Этокасается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставкахи высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченнойчасти государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемогопроцента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальныхактивов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределениедоходов от старших к более молодым группам общества.
Под влиянием инфляции фактическименяются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличениемноминальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения онивынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, посколькусуществует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величинаналоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственногобюджета и возможность осуществления государством экономической и социальнойполитики.
Обесцениваются амортизационныеотчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растетналоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности.
Перераспределение доходов в пользугосударства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Доход отэмиссии денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналовдополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.
Стремясь защититься отинфляционного налога и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремитсяскорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования,вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.
Цены и ставки заработной платыизменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен иперераспределение доходов между различными группами населения.
Инфляция оказывает сильноевоздействие на занятость. Эмпирические исследования показали, что между уровнемзанятости и инфляцией существуете определенная взаимосвязь. Инфляция держитсяна низком уровне при высокой безработице, и наоборот. Причиной такойзависимости заключается в том, что при высокой безработице заработная платадержится на низком уровне, что вызывает замедление роста цен.
Значительно повышаются такназываемые издержки меню расходы фирм на смену ценников, прейскурантов,каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.
Происходит снижение реальныхдоходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированныедоходы (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В тоже время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов– прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающиемонопольное положение на рынке.
Обесцениваются сбережения населенияхранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку процентыпо вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальныхразмеров сбережений.
Происходит снижение эффективностигосударственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размерысоциальных выплат бедным слоям населения.
Следствием подавленной инфляцииявляется появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары,гигантских очередей и спекуляции.
Исчезает равнодоступность товаровдля различных слоев населения при одинаковых размерах дохода.
В конечном итоге, понижаетсяэффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы кинвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшаетсязаинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпускнизкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительнодешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результатепостоянного обесценения заработной платы.
Высокая инфляция порождает нетолько экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальнаянапряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьмахарактерно, что многие восстания и революции XIX – XX веков произошли в моментычрезвычайного роста цен.
2Экономическая конкуренция
Конкуренция (отлат. concurrere — состязаться) — борьба субъектов за безусловное доминированиев определённой сфере жизнедеятельности, без учёта интересов другихфункционирующих в этой сфере субъектов.
Такое неизбежноестолкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственнойобособленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью отхозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период)и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.
В рыночномхозяйстве участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы,которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренцииучаствуют и отдельные люди – они соперничают на рынке труда, предлагаяработодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату.Наконец, в рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран,каждая из которых стремится опередить другие страны (или догнать ушедшихвперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественныхпредпринимателей.
Конкуренцияпобуждает к поиску выгодного решения хозяйственных задач, в особенностипроизводства более качественной продукции или услуг и наиболее быстрой ихреализации, стимулирует рациональное использование материальных, трудовых,финансовых и иных ресурсов, вынуждает производителей постоянно возобновлятьассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активновнедрять их в производство. Результаты такого соперничества оценивают самипотребители, отдавая предпочтение тем или другим товарам при их покупке.
Конкуренцию можноклассифицировать по нескольким основаниям:
а) масштабамразвития;
б) характеру;
в) методамсоперничества.
По масштабамразвития конкуренция может быть:
1) индивидуальной(один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» — выбратьнаилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2) местной(ведется среди товаровладельцев какой-то ограниченной территории);
3) отраслевой (водной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
4) межотраслевой(соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на своюсторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5) национальной(состязание отечественных продавцов и покупателей внутри данной страны);
6) международной(борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран намировом рынке).
По характеру развитияконкуренция подразделяется:
1) на свободную и2) регулируемую.
По методам ведениярыночное соперничество делится:
1) на ценовое(рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен);
2) неценовое(победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживанияпокупателей и т.п.).
 
Задача № 1
 
Найдем ограничение снизу. Обозначимстоимость указанной в вопросе «продуктовой корзины» через Х.
Если бы она покупала первыепопавшиеся качественные продукты, то тратила бы денег на 25% больше, то есть0,25Х. Эти затраты не меньше того, что она теряет в виде недополученной переменнойчасти заработка. Эти потери равны 30*25=750 руб. Получим неравенство: 0,25Х ≥750. Отсюда находим Х ≥ 3000.
Ограничение сверху вычисляется какмаксимально возможный заработок за вычетом потерянного заработка во времяпоиска дешевых продуктов питания 3500+30*8*25=9500 руб.
Ответ: Стоимость «продуктовойкорзины» медсестры составляет от 3000 до 9500 руб. (3000 ≤ Х ≤9500).
инфляция конкуренция спрос предложениеравновесие
Задача № 2
Для наглядного примера, используяформулы спроса Qd=90-P ипредложения Qs=2*P-60, где Р-цена, построим график№1:

График№1
Кол-во масла, тыс. т
/>
Кривые спроса и предложения на рынке масла
Цена, руб.
А) Определим точку равновесияспроса и предложения, приравняв их формулы:
Qd= Qs, отсюда 90-P=2*P-60, Р=50.
Qd=90-50=40
Qs=2*50-60=40
Ответ: При цене масла 50 руб./кгспрос будет равен предложению и будет составлять 40 тыс. тонн. Точка равновесияимеет координаты (50;40).
Б) Qd=90-40=50
Qs=2*40-60=20
Ограничение цены на масло до 40 руб./кг.приведет к его дефициту на рынке, т.к. спрос будет составлять 50 тыс. тонн припредложении лишь в 20 тыс. тонн. Дефицит масла составит 30 тыс. тонн.

Списокиспользованной литературы
1.  Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов –М.: Юристъ, 2001г. – 656 с.;
2.  Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник 2-ое изд., испр.и доп. / С.Н. Ивашковский – М.: Дело, 2002г. – 472 с.;
3.  Экономическая теория: учебник / под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2003г. — 714 с.;
4.  Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н.Чепурина, Е.А. Киселевой – 5-ое изд., перераб. и доп. – Киров: АСА, 2004г. –832 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат World Hunger Essay Research Paper Reaction PaperOverpopulation
Реферат Homeless Problem Essay Research Paper Many homeless
Реферат Разработка базы данных для решения задач предприятия по предметной области - Склад
Реферат ГКО
Реферат А. Б. Каменский Примерная тематика письменных работ по курсу «Опыт модернизации России в XVIII первой четверти XIX в.: власть, общество, человек в имперском пространстве»
Реферат Международное вексельное обращение
Реферат Определение рыночной стоимости здания
Реферат Чехия в период правления Карла I IV
Реферат Достояние Уппсалы
Реферат Unfeasible Love Hagar Shipleys Struggle With Love
Реферат Secondary Education Career Essay Research Paper The
Реферат Моніторинг фінансових операцій комерційного банку "Фінанси та кредит"
Реферат Создание текстовых документов с помощью MS Word
Реферат Экономическое развитие СССР (1945-1991) и постсоветской России
Реферат Страхование - его роль в финансовой системе