Реферат по предмету "Экономика"


Инфляция и конкуренция

Министерство сельскогохозяйства Российской Федерации
Кафедра экономики
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по экономическойтеории

Содержание
 
1.  Социально-экономические последствия инфляции
2.  Экономическая конкуренция
Задача №1. Медсестратратит на поиск нужных ей продуктов питания – качественных и дешевых – 30час/мес. Если бы она покупала первые попавшиеся качественные продукты, тотратила бы денег на 25% больше. Медсестра может работать 8 ч ежедневно, а вмесяце 30 дней. При окладе 3500 руб./мес. и возможности зарабатыватьдополнительно 25 руб./ч она считает трату времени на поиск продуктоврациональной. Найдите двустороннее ограничение на цену «продуктовой корзины» врежиме экономии, если никаких накоплений у нее нет.
Задача № 2. Криваяспроса на рынке масла выражена уравнением Qd=90-P, а величина предложения Qs=2*P-60, где цена (P) задана в рублях, а величины спроса ипредложения – в тыс. тонн.
А) Найти точкуравновесия;
Б) Государственныечиновники решили ввести ограничение: масло должно продаваться на рынке по ценене выше 40 руб./кг. К чему это приведет с точки зрения продавцов и покупателеймасла?

1. Социально-экономические последствия инфляции
 
Термин инфляция (от лат. inflatio –вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданскойвойны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения.В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкоераспространение в экономической литературе понятие «инфляция» получило в XXвеке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – ссередины 1920-х гг.
Суть инфляции изначально сводиласьк чрезмерному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег посравнению с реальным предложением товаров, вызывающей обесценение денежнойединицы и соответственно рост товарных цен.
В целом во время инфляции деньгиобесцениваются по отношению:
а) к золоту (при золотомстандарте);
б) к товарам;
в) к иностранным денежным единицам.
В результате в первом случаепроисходит повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором случае– растут цены товаров; в третьем случае – падает курс национальной денежнойединицы по отношению к иностранным денежным единицам.
Инфляция выступает как постоянныйспутник рыночного хозяйства. Социально-экономические последствия инфляцииразнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляциии от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.
Главное последствие инфляции – этоперераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительноеперераспределение богатства. Она порождает так называемый инфляционный налог,несанкционированный законодательно, но навязанный государством частномусектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков.Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей. Перераспределяетсядоход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиямив активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение доходов откредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Этокасается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставкахи высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченнойчасти государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемогопроцента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальныхактивов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределениедоходов от старших к более молодым группам общества.
Под влиянием инфляции фактическименяются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличениемноминальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения онивынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, посколькусуществует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величинаналоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственногобюджета и возможность осуществления государством экономической и социальнойполитики.
Обесцениваются амортизационныеотчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растетналоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности.
Перераспределение доходов в пользугосударства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Доход отэмиссии денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналовдополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.
Стремясь защититься отинфляционного налога и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремитсяскорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования,вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.
Цены и ставки заработной платыизменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен иперераспределение доходов между различными группами населения.
Инфляция оказывает сильноевоздействие на занятость. Эмпирические исследования показали, что между уровнемзанятости и инфляцией существуете определенная взаимосвязь. Инфляция держитсяна низком уровне при высокой безработице, и наоборот. Причиной такойзависимости заключается в том, что при высокой безработице заработная платадержится на низком уровне, что вызывает замедление роста цен.
Значительно повышаются такназываемые издержки меню расходы фирм на смену ценников, прейскурантов,каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.
Происходит снижение реальныхдоходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированныедоходы (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В тоже время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов– прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающиемонопольное положение на рынке.
Обесцениваются сбережения населенияхранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку процентыпо вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальныхразмеров сбережений.
Происходит снижение эффективностигосударственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размерысоциальных выплат бедным слоям населения.
Следствием подавленной инфляцииявляется появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары,гигантских очередей и спекуляции.
Исчезает равнодоступность товаровдля различных слоев населения при одинаковых размерах дохода.
В конечном итоге, понижаетсяэффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы кинвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшаетсязаинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпускнизкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительнодешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результатепостоянного обесценения заработной платы.
Высокая инфляция порождает нетолько экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальнаянапряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьмахарактерно, что многие восстания и революции XIX – XX веков произошли в моментычрезвычайного роста цен.
2Экономическая конкуренция
Конкуренция (отлат. concurrere — состязаться) — борьба субъектов за безусловное доминированиев определённой сфере жизнедеятельности, без учёта интересов другихфункционирующих в этой сфере субъектов.
Такое неизбежноестолкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственнойобособленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью отхозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период)и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.
В рыночномхозяйстве участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы,которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренцииучаствуют и отдельные люди – они соперничают на рынке труда, предлагаяработодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату.Наконец, в рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран,каждая из которых стремится опередить другие страны (или догнать ушедшихвперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественныхпредпринимателей.
Конкуренцияпобуждает к поиску выгодного решения хозяйственных задач, в особенностипроизводства более качественной продукции или услуг и наиболее быстрой ихреализации, стимулирует рациональное использование материальных, трудовых,финансовых и иных ресурсов, вынуждает производителей постоянно возобновлятьассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активновнедрять их в производство. Результаты такого соперничества оценивают самипотребители, отдавая предпочтение тем или другим товарам при их покупке.
Конкуренцию можноклассифицировать по нескольким основаниям:
а) масштабамразвития;
б) характеру;
в) методамсоперничества.
По масштабамразвития конкуренция может быть:
1) индивидуальной(один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» — выбратьнаилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2) местной(ведется среди товаровладельцев какой-то ограниченной территории);
3) отраслевой (водной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
4) межотраслевой(соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на своюсторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5) национальной(состязание отечественных продавцов и покупателей внутри данной страны);
6) международной(борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран намировом рынке).
По характеру развитияконкуренция подразделяется:
1) на свободную и2) регулируемую.
По методам ведениярыночное соперничество делится:
1) на ценовое(рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен);
2) неценовое(победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживанияпокупателей и т.п.).
 
Задача № 1
 
Найдем ограничение снизу. Обозначимстоимость указанной в вопросе «продуктовой корзины» через Х.
Если бы она покупала первыепопавшиеся качественные продукты, то тратила бы денег на 25% больше, то есть0,25Х. Эти затраты не меньше того, что она теряет в виде недополученной переменнойчасти заработка. Эти потери равны 30*25=750 руб. Получим неравенство: 0,25Х ≥750. Отсюда находим Х ≥ 3000.
Ограничение сверху вычисляется какмаксимально возможный заработок за вычетом потерянного заработка во времяпоиска дешевых продуктов питания 3500+30*8*25=9500 руб.
Ответ: Стоимость «продуктовойкорзины» медсестры составляет от 3000 до 9500 руб. (3000 ≤ Х ≤9500).
инфляция конкуренция спрос предложениеравновесие
Задача № 2
Для наглядного примера, используяформулы спроса Qd=90-P ипредложения Qs=2*P-60, где Р-цена, построим график№1:

График№1
Кол-во масла, тыс. т
/>
Кривые спроса и предложения на рынке масла
Цена, руб.
А) Определим точку равновесияспроса и предложения, приравняв их формулы:
Qd= Qs, отсюда 90-P=2*P-60, Р=50.
Qd=90-50=40
Qs=2*50-60=40
Ответ: При цене масла 50 руб./кгспрос будет равен предложению и будет составлять 40 тыс. тонн. Точка равновесияимеет координаты (50;40).
Б) Qd=90-40=50
Qs=2*40-60=20
Ограничение цены на масло до 40 руб./кг.приведет к его дефициту на рынке, т.к. спрос будет составлять 50 тыс. тонн припредложении лишь в 20 тыс. тонн. Дефицит масла составит 30 тыс. тонн.

Списокиспользованной литературы
1.  Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов –М.: Юристъ, 2001г. – 656 с.;
2.  Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник 2-ое изд., испр.и доп. / С.Н. Ивашковский – М.: Дело, 2002г. – 472 с.;
3.  Экономическая теория: учебник / под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2003г. — 714 с.;
4.  Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н.Чепурина, Е.А. Киселевой – 5-ое изд., перераб. и доп. – Киров: АСА, 2004г. –832 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.