/>МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономическойтеории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Иностранные инвестиции ипроблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
1. Инвестиции: понятия,факторы, нестабильность инвестиций…………...4
1.1.Сущность инвестиций и их формы………………………………..4
1.2. Источникиинвестиций……………………………………………..8
1.2.1.Внутренние источники инвестиций………………………8
1.2.2.Внешние источники инвестиций………………………...11
2. Инвестиционаядеятельность в Республике Беларусь и проблемы привлечения иностранныхинвестиций в экономику Республики Беларусь
2.1.Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные
проектыв Республике Беларусь ……………………………………….15
2.2.Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций. Инвестиционный климатРеспублики Беларусь……………………………..21
2.3.Деятельность СЭЗ на территории Республики Беларусь………...29
Заключение……………………………………………………………………..31
Библиография…………………………………………………………………..34
Приложение 1…………………………………………………………………..35
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир быстропревращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. Вначале ХХI столетия торговать с внешним миромстало так же естественно, как иметь дело с покупателями в вашем городе илидеревне. Международная торговля стала определяющим фактором в создании иподдержании процветающих экономик различных стран.
Без глубокого знания макроэкономики всовременных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творческивоспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественнойжизни, уметь решать самые сложные задачи хозяйственной практики, знатьобъективные экономические зависимости, принципы управления производством,методы и рычаги хозяйствования.
Реформаторская деятельность попреобразованию тоталитарной и неэффективной белорусской экономики всаморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности,связанные с крайне слабой подготовленностью большинства членов нашего обществак работе в новых, рыночных условиях.
Республика Беларусь —это независимое государство, имеющее свою экономическую, политическую июридическую самостоятельность. В силу этого для белорусов пришла пора строжесудить о том, как государство богатеет и чем живёт.
Важной составной частьюполитики Беларуси должно стать развитие туризма, сферы услуг; созданиенаукоёмких и нематериалоёмких производств; формирование благоприятного климатадля прямых иностранных инвестиций.
В своей курсовой работе я пыталсяобъяснить понятие инвестиций, их факторы, нестабильность инвестиций. Я сделалпопытку дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционнойполитики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционнойпривлекательности страны.
План построен пообщности тем в пунктах. В первом пункте описаны понятие, сущность, функцииинвестиций, а также даны некоторые факты об инвестиционной политике. Во второмпункте дана характеристика инвестиционной политики в РБ, трудности в еёосуществлении.
/>1.ИНВЕСТИЦИИ:ПОНЯТИЯ, ФАКТОРЫ, НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ 1.1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХФОРМЫ
Термин«инвестиции» происходит от латинского слова «invest», чтоозначает «вкладывать». В более широкой трактовке инвестициипредставляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. Приэтом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсироватьинвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущемпериоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящемпериоде.
В коммерческойпрактике принято различать следующие типы инвестиций:
— инвестиции в физические активы;
— инвестиции в денежные активы;
— инвестиции в нематериальные (незримые) активы.
Под физическимиактивами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые видымашин и оборудования со сроком службы более одного года. Под денежнымиактивами понимаются права на получение денежных сумм от других физических июридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т. п. Поднематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмойв результате проведения программ переобучения или повышения квалификацииперсонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т. д.
Инвестиции вценные бумаги принято называть портфельными инвестициями, а инвестиции вфизические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы. Эти оба типаинвестиций имеют большое значение в экономике.
Все разновидностиинвестиций в реальные активы можно свести к следующим основным группам:
• Инвестиции в повышение эффективности. Их целью являетсяпрежде всего создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования,обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с болеевыгодными условиями производства.
• Инвестиции в расширение производства. Задачей такогоинвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранеесформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств.
• Инвестиции в новые производства. Такие инвестиции обеспечиваютсоздание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее неизготавливавшиеся товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволят,например, фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарамина новые для нее рынки.
• Инвестиции ради удовлетворения требований государственныхорганов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в томслучае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворять требованиявластей в части либо экономических стандартов, либо безопасности продукции,либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет толькосовершенствования менеджмента.
Причиной,заставляющей вводить такого рода классификацию инвестиций, является различныйуровень риска, с которыми они сопряжены. Зависимость между типом инвестиций иуровнем риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакциюрынка на изменения результатов работы фирмы после завершения инвестиций. Ясно,что организация нового производства, имеющего своей целью выпуск не знакомогорынку продукта, связана с наибольшей степенью неопределенности, тогда как,например, повышение эффективности (снижение затрат) производства уже принятогорынком товара несет минимальную опасность негативных последствийинвестирования.
В условияхрыночной экономики осуществление инвестиций нельзя рассматривать как«произвольную» форму деятельности фирмы в том смысле, что фирма можетосуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Неосуществлениеинвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций. Поэтому всевозможные инвестиции можно разбить на две группы:
— пассивные инвестиции, т.е. такие, которыеобеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений воперации данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовкинового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д.
— активные инвестиции, т. е. такие, которыеобеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности посравнению с ранее достигнутыми за счет внедрения новой технологии, организациивыпуска пользующихся спросом товаров, захвата новых рынков, или поглощенияконкурирующих фирм.
Инвестиции,осуществляемые при основании или покупке предприятия, принято называть начальнымиинвестициями или нетто-инвестициями. В свою очередь брутто-инвестиции состоятиз нетто-инвестиций и реинвестиций, причем последние представляют собойсвязывание вновь свободных инвестиционных средств посредством направления ихна приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержаниясостава основных фондов предприятия (инвестиции на замену, рационализацию,диверсификацию и т.д.).
Инвестиции вобъекты предпринимательской деятельности осуществляются в различных формах. Всвязи с этим для анализа и планирования инвестиций важной представляетсяклассификация инвестиций по признакам, показанным на рис. 1.1.
1. В зависимости от объектов вложений средств различаютреальные и финансовые инвестиции.
2. По характеру участия в инвестировании выделяют прямые инепрямые инвестиции.
Под прямымиинвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объектовинвестирования и вложения средств. Прямое инвестирование осуществляют восновном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информацию обобъекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования.
Под непрямымиинвестициями подразумевают инвестирование, опосредствуемое другими лицами(инвестиционными или иными финансовыми посредниками). Не все инвесторы имеют достаточнуюквалификацию для эффективного выбора объектов инвестирования и последующегоуправления ими. В этом случае они приобретают ценные бумаги, выпускаемыеинвестиционными и другими финансовыми посредниками, которые собранные такимобразом инвестиционные средства размещают по своему усмотрению, выбираянаиболее эффективные объекты инвестирования, участвуя в управлении ими, распределяяполученные доходы среди своих клиентов.
3. По периоду инвестирования различают краткосрочные идолгосрочные инвестиции.
Под краткосрочнымиинвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года(например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательныхсертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвестициями — вложения капитала напериод свыше одного года.
4. По формам собственности инвесторов выделяют частные,государственные, иностранные и совместные инвестиции.
Частные инвестиции- это вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятияминегосударственных форм собственности, прежде всего коллективной.
Государственныеинвестиции осуществляют центральные и местные органы власти и управления засчет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственныепредприятия и учреждения за счет собственных и заемных средств.
Под иностраннымиинвестициями понимают вложения, осуществляемые иностранными гражданами,юридическими лицами и государствами.
Совместныеинвестиции — это вложения, осуществляемые субъектами данной страны ииностранных государств.
5. По региональному признаку различают инвестиции внутристраны и за рубежом.
Под инвестициямивнутри страны (внутренними инвестициями) подразумевают вложения средств вобъекты инвестирования, размещенные в территориальных границах данной страны.
Под инвестициямиза рубежом (зарубежными инвестициями) понимают вложения средств в объектыинвестирования, размещенные за пределами территориальных границ данной страны(к этим инвестициям относятся также приобретения различных финансовыхинструментов других стран – акций зарубежных компаний, облигаций другихгосударств и т.п.).
/>
/>Признаки классификации инвестиций
1
По объектам вложения средств
2
По характеру участия в инвестиро-вании
3
По периоду инвестиро-
вания
4
По формам собственности инвестиционных ресурсов
5
По региональному признаку
/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Рисунок. 1.1. Классификация инвестиций по разным признакам
Примечание.Источник [ 6]
1.2. ИСТОЧНИКИИНВЕСТИЦИЙ
1.2.1. Внутренниеисточники инвестиций
Традиционно вомногих странах финансирование капитальных вложений осуществляется в основномза счет внутренних источников. Каждой семье приходится постоянно решатьжитейскую проблему: какую часть своего бюджета направить на текущеепотребление, а какую — отложить на будущее. В масштабе страны общий уровеньсбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства.Средства отдельных граждан — не единственный источник сбережений на будущее.Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 100 млн. руб. Этаприбыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания можетприобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) илиже положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своейприбыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительствотоже может делать сбережения — в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджетпревышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственныхслужащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положениидел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы подинвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи.
Объем сбережений встране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено,что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданийи жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всейэкономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает,что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.
Чаще всегосберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам.Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк.Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этомслучае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны черезфинансового посредника (банк).
Иногда вкладчики иинвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегаетчасть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременнои сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль засчет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другойкомпании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбереженийточно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального доходасберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можносказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутреннимсбережениям.
Когда страна входитв мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Еслинекая белорусская компания желает сделать капиталовложение, она может занятьнеобходимые средства, как в белорусском, так и в зарубежном банке. Рассмотрим,какие же существуют внутренние источники инвестиций.
/>Прибыль какисточник инвестиций
Недостатокфинансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен насвою продукцию. В начале 90-х годов все увеличение прибыли в народномхозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятиясталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализациейпродукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на граньбанкротства многие предприятия.
Правительствомпринимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимыхфинансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня ониявляются одним из основных источников капиталовложений в экономику. ВРеспублике Беларусь с 1 января 1993 года действует решение о полномосвобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции. Это служит хорошимстимулом к усилению инвестиционной активности.
/>Амортизационныеотчисления
Амортизационные отчисления- это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя(зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюсякапиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационныеотчисления направлены на восстановление средств производства, которыеизнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Ещё пару летназад в Республике Беларусь амортизационные отчисления терялись из-за инфляции(инфляция в своё время практически девальвировала этот источниккапиталовложений), поэтому для самоинвестирования предприятия использовалисредства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, чтоотражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и ихамортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличитьисточники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтомуодной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности сталаантиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексациибалансовой стоимости основных средств, правда, с 01.01.1999 года даннаяпрактика приостановлена. Чтобы восстановить инвестиционный характерамортизационного фонда, необходимо провести реформу амортизационной политики исистемы кругооборота и оборота амортизационного фонда.
Бюджетноефинансирование
Дефицитгосударственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционныхпроблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченностибюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государствовынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ужесточаетсяконтроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантийвозврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, вчастности земли. Государственные централизованные вложения обычно направляют нареализацию ограниченного числа республиканских программ, создание особо эффективныхструктурообразующих объектов, поддержание республиканской инфраструктуры,преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решениенаиболее острых социальных и экономических проблем.
/>Банковский кредит
Долгосрочноекредитование, особенно в условиях развивающегося предпринимательства, могло быстать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить оважности долгосрочных кредитов для развития производства в Беларуси, котороенаходится в не самом лучшем состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первуюочередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Ониспособствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общемуподъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первуюочередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однакодолгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции.
/>Средства населения
Привлечениесредств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированныхпредприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться нетолько как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личныхсбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активностьнаселения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких посравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личнымвкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство,предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия,первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п.Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сетьпосреднических финансовых организаций — инвестиционных банков и фондов,страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важнопо возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги вфондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями,претендующими на привлечение средств населения.
Основным фактором,влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений,является финансово-экономическая нестабильность. Тем не менее недостаточностьвнутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.
1.2.2.Внешние источники инвестиций
Проблема состоит встимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встаетдва вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, аво-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь егопривлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежныхинвестиций — прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Подпрямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы(производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор.Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менеечем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого можетварьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределенияакций среди акционеров.
Прямые зарубежныйинвестиции — это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений вэкономику, хотя само по себе это крайне необходимо Беларуси. Прямые зарубежныеинвестиции представляют также способ повышения производительности итехнического уровня белорусских предприятий. Размещая свой капитал в Беларуси,иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способыорганизации — производства и прямой выход на мировой рынок.
Рассмотрим причины, подталкивающиеиностранного предпринимателя к инвестированию, а также шаги государства,предпринимаемые для стимулирования инвестиции по каждому из них. Такое решениеобуславливается широким спектром мотиваций, как например:
1. Политикаправительства принимающей страны по отношению к иностранным инвестициям. Государственныйаппарат должен на своём уровне отыскивать меры по предоставлению инвесторамблагоприятных условий для работы в стране.
2. Географическиеусловия принимающей страны. Необходимо, чтобы правительство проводило глубокийанализ потенциальных возможностей для производства, услуг, зависящих отместоположения страны, её соседей, сырьевых ресурсов, туристическихвозможностей.
3. Стремлениеполучить более высокую норму прибыли, благодаря использованию разницы внациональных уровнях затрат производства. Изучая условия инвестирования встранах-«конкурентах» на рынке инвестиций, государство должно пытаться создатьвнутри страны условия для развития производства, выгодно отличающиеся отусловий в других странах.
4. Распределениеи перераспределение производства товаров между зарубежными филиалами, взависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран.
5. Переводиз страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения,чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции.
6. Подведениефинансовой базы под разнообразия схемы международной специализации икооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению ивзаимодополнению отраслей.
Государству необходимо проводитьграмотную денежно-финансовую политику, для того, чтобы инвестору было удобнопроводить обновление, изменение производства. Также помогать разрабатыватьпланы, как внутреннего размещения производства, так и мирового распределения, пытаясь поставить своё государство в наиболее выгодную позицию.
7. Доступк техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговыммаркам, знакам и пр. Маневрирование затратами на научно-исследовательские инаукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах илабораториях за рубежом.
В государстве нужно создать гибкуюсистему, поощряющую использование новейших технологий. Также нужны развитые ипризнанные в мире центры разработки, тестирования, стандартизации,патентирования и популяризации высоких технологий.
8. Экономияна транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров. В соответствии с этойпотребностью инвесторов, необходима разработка оптимальных налогов и пошлин наимпорт-экспорт продукции и материалов.
9. Стабильностьприбыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельныхотраслей и стран; в научно-технической политике правительств, торгово-политических режимах, в валютном и налоговом законодательстве.
10. Учетсоциального климата в принимающих странах, стабильность их экономики иполитических режимов. Государство в целом должно быть развитым, здесь уженевозможно действовать только экономическими методами. Политические лидерыобязаны заботится о развитии государства в целом: и о его экономике, и окультуре, науке, авторитете в мире.
В каждый конкретный промежуток временимогут доминировать одни факторы (или группа их) над другими (рецессивными); может,также, расширяться их спектр в соответствии с новыми формами иностранногоинвестирования (например, в зависимости от типа инвесторов и цели осуществленияинвестирования).
Для стран, обладающих капиталом, дляинвестирования в экономики других стран существует довольно интересный вопрособ ограничении оттока прямых инвестиций.
Ответить на вопрос, нужно лиограничивать отток инвестиций из страны базирования, довольно сложно. Подойти крешению можно в четыре этапа:
1) Провести обследованиеясных и видимых результатов стандартного статического анализа уровняблагосостояния.
2) Установить, наскольковыводы об уровне благосостояния зависят от того, как оценивается национальнаяпринадлежность зарубежного инвестора.
3) Установить, каковыспециальные связи многонациональной фирмы с международными рынками.
4) Рассмотретьэкономические аргументы выгодности для страны налогообложения вывоза капитала вформе прямых инвестиций
Страна базирования инвестора в целомвыигрывает, потому что выгоды для самих инвесторов больше, чем потери рабочих идругих категорий лиц в стране базирования. Ну а принимающая страна так жеостается в выигрыше, потому что выигрыш для рабочих и других категорий лицбольше, чем потери для инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурироватьс притоком управленческих и финансовых активов из страны базирования.
Потери, которые несут трудящиеся идругие слои в стране базирования, требуют своего объяснения. Представителиорганизованного рабочего движения в США и Канаде вели энергичную борьбу противсвободы североамериканских компаний организовывать производственные филиалы,например, в Мексике, утверждая, что это экспорт рабочих мест из США и Канады. Воснове своей, их протест справедлив, хотя косвенным образом прямые зарубежныеинвестиции создают некоторое количество рабочих мест в США и Канаде. Свободаперемещения за рубеж производства и рабочих мест из страны базирования особеннохарактерна для тех компаний, которые сталкиваются с сильными отраслевымипрофобъединениями в стране базирования. Но трудящиеся являются не единственнойгруппой, которая теряет от роста прямых зарубежных инвестиций.Налогоплательщики в целом также оказываются в менее выигрышном положении,поскольку прибыли многонациональной компании сложнее облагать налогом, иправительство вынуждено либо перекладывать недополученную сумму налоговыхпоступлений на других плательщиков, либо сокращать финансируемые им социальныепрограммы. В этом случае пострадавшие налогоплательщики похожи на лендлордов,теряющих поступление ренты из-за эмиграции арендаторов.
Тем не менее, несмотря на все потеритрудящихся и налогоплательщиков в стране базирования, выгоды самих инвесторовнамного больше и превосходят все эти потери. Если страна базирования состоиттолько из трудящихся, налогоплательщиков и инвесторов, все равно в целом будетотмечен чистый выигрыш для страны базирования.
Таким образом, для страны базированияявно вырисовываются три количественных результата.
1) Непосредственные рыночные результатыПЗИ благоприятны для страны базирования, если инвесторы рассматриваются какпринадлежащие этой стране.
2) Результат будет обратным, если мнениеинвесторов не принимается во внимание в стране базирования.
3) Существуют политические иэкономические изъяны свободного оттока прямых инвестиций из страны, чтопредполагает ограничение внешнего инвестирования; однако степень этогоограничения весьма неопределенна.
А должна ли принимающаястрана ограничивать прямые инвестиции?
Последствия ПЗИ для принимающей страны,«плюсы» и «минусы» политики ограничений симметричны по форме решениясоответствующих вопросов в стране базирования.
Во-первых, как отмечено выше,принимающая страна в целом выигрывает от притока инвестиций. Трудящиеся ипоставщики, обслуживающие новые предприятия с зарубежным капиталом, наряду сместными и федеральным правительствами, получающими налоги, выигрывают больше,чем теряют конкурирующие местные инвесторы.
Во-вторых, в принимающей стране, как и встране базирования, должны быть хорошо осознаны возможные осложнениявзаимоотношений зарубежного инвестора с местным политическим окружением.Многонациональные фирмы могут организовать давление со стороны влиятельногоправительства страны базирования и вовлечь принимающую сторону в конфронтацию./>
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
/>
2.1. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И УСПЕШНЫЕИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
«Привлечение инвестиций, каквнутренних, так и внешних, необходимых для стабильного развития страны,является одной из ключевых задач правительства Беларуси» — заявилпремьер-министр Сергей Сидорский 21 сентября этого года на проходившем в Москвеинвестиционном форуме, проходящем в рамках Международного конгресса «ЕвразЭс –деловой мир». А потребность национальной экономики в инвестициях до 2010 годаглава белорусского правительства оценивает в 34 – 40 млрд. долларов США… [13]
За годы независимости в РеспубликуБеларусь вложено около $3,45 млрд. иностранного капитала. Значительная частьэтого объема приходится на кредиты иностранных государств и международныхфинансовых организаций, полученные под гарантии правительства. В 2003 году вБеларусь поступило более 1,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что почти в2 раза превышает объем 2002 года. Вместе с тем 90% иностранных инвестицийпоступили в виде кредитных ресурсов, а в основной капитал направлено только 150млн. долларов иностранных капвложений.
По состоянию на 1 января 2004 года вБеларуси действуют 3 461 предприятие с иностранными инвестициями и 2 183иностранных предприятий из более чем 80 стран мира, которые за прошедший годперечислили в бюджет около 700 млрд. руб. налогов и сборов, что составляет 7,3%от общих поступлений в бюджет. Совокупный вклад иностранных инвесторов вуставные фонды таких организаций составляет около $550 млн., в том числе в 2003году привлечено $60 млн. Основные страны-инвесторы — Швейцария, Россия,Великобритания, Германия, США. Инвесторы этих стран вложили в экономикуреспублики в 2003 году около 85% всех прямых инвестиций. Прямых инвесторов вреспублике привлекает промышленная сфера. Сюда — прежде всего в химическуюотрасль, а также в машиностроение и металлообработку — в 2003 году направленоболее 60% всех вкладов в уставный капитал. В транспорт вложено около 10%перечислений в уставные фонды. Совместные и иностранные компании по некоторымпоказателям вносят существенный вклад в развитие белорусской экономики. Ониобеспечивают рабочими местами до 10% занятого населения республики и выпускают10% ВВП страны. Совместные и иностранные организации активно осуществляютвнешнеторговую деятельность, обеспечивая свыше 15% национального экспорта и около20% республиканского импорта. Наибольшее количество предприятий с иностраннымиинвестициями функционирует в г. Минске, Минской и Брестской областях. [9]
Поступлениеиностранных инвестиций
в экономику Республики Беларусь в 2002-2003 годах
по основным странам-инвесторам
(тыс.долларов США)
№
50 основных стран-инвесторов
Годы
2002
2003
всего
в % к итогу
всего
в % к итогу Всего 722 172,7 100,00 1 306 457,0** 100,00 Динамика в % к 2002 г. 180,9 в том числе по странам: 1. Швейцария 2 047,6 0,28 361 995,4 27,71 2. Россия 75 678,9 10,48 250 151,8 19,15 3. Австрия 73 275,5 10,15 112 669,5 8,62 4. Виргинские острова (Брит.) 89 704,7 12,42 86 088,8 6,59 5. Германия 74 553,3 10,32 82 163,6 6,29 6. США 78 223,8 10,83 48 263,5 3,69 7. Нидерланды 4 675,2 0,65 46 828,5 3,58 8. Великобритания 105 256,0 14,57 45 163,6 3,46 9. Кипр 66 455,9 9,20 43 556,9 3,33 10. Панама 49,0 0,01 27 457,7 2,10 11. Латвия 6 716,2 0,93 22 474,1 1,72 12. Италия 1 161,3 0,16 21 895,1 1,68 13. Польша 4 131,4 0,57 19 919,3 1,52 14. Швеция 51 077,8 7,07 19 540,0 1,50 15. Чешская Республика 50 662,2 7,02 15 736,4 1,20 16. ЮАР 0,00 14 217,9 1,09 17. Хорватия 0,00 11 818,5 0,90 18. Украина 51,5 0,01 11 019,3 0,84 19. Кувейт 0,00 10 372,3 0,79 20. Литва 1 696,0 0,23 7 596,8 0,58 21. Лихтенштейн 2 448,1 0,34 7 008,8 0,54 22. Сейшельские острова 0,00 5 299,2 0,41 23. Словения 479,7 0,07 4 886,7 0,37 24. Тайвань 0,2 0,00 3 449,1 0,26 25. Финляндия 128,5 0,02 2 769,6 0,21 26. Сент- Винсент и Гренадины 2 112,6 0,29 2 577,6 0,20 27. Канада 1 350,4 0,19 2 315,6 0,18 28. Багамские острова 346,7 0,05 1 946,2 0,15 29. Эстония 4 159,6 0,58 1 931,4 0,15 30. Израиль 802,4 0,11 1 883,6 0,14 31. Тунис 0,00 1 452,0 0,11 32. Ливан 2 833,5 0,39 1 324,7 0,10 33. Дания 230,4 0,03 1 153,7 0,09 34. ОАЭ 0,00 939,2 0,07 35. Венгрия 4,8 0,00 909,9 0,07 36. Кыргызстан 1 776,8 0,25 824,1 0,06 37. Словакия 3 391,9 0,47 720,4 0,06 38. Бельгия 53,9 0,01 681,2 0,05 39. Гибралтар (Брит.) 791,2 0,11 664,9 0,05 40. Куба 15,0 0,00 652,4 0,05 41. Люксембург 50,1 0,01 598,5 0,05 42. Ливия 0,00 573,4 0,04 43. Франция 846,7 0,12 422,0 0,03 44. Югославия 232,5 0,03 372,4 0,03 45. Турция 10 801,3 1,50 333,2 0,03 46. Маршаловы острова 0,00 308,4 0,02 47. Сент-Китс и Невис 0,00 307,5 0,02 48. Ирландия 1133,9 0,16 182,0 0,01 49. Испания 2,0 0,00 147,5 0,01 50. Болгария 87,4 0,01 137,9 0,01
*за основу очередности расположения пятидесяти стран принят объем поступленияиностранных инвестиций (по убыванию) в общем объеме иностранных инвестиций за2003 год, по этой причине в таблицу не попали Австралия, Китай, Норвегия,Португалия и др.
**в общую сумму поступления иностранных инвестиций включаются по методикеМинистерства статистики прямые иностранные инвестиции, портфельные и прочие.
Примечание: Источник [8]
Система льгот и преференций
Преимуществотакой организации хозяйственной деятельности для зарубежного партнера состоит вполучении дополнительных преференций.
Косновным из них относятся:
1.Освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственнойдеятельности. В случае, если такие организации производят особо важную дляреспублики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50% еще на срокдо трех лет.
2.Освобождение от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость приввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формированияуставного фонда.
3.Безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукциидля собственного производства.
4.Свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспортапродукции собственного производства после уплаты налогов и других обязательныхплатежей.
5.Свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукциюсобственного производства.
6.Сохранение правового режима в течение 5 лет с момента государственнойрегистрации организации с иностранными инвестициями вне зависимости отизменений в законодательстве Республики Беларусь.
Успешные инвестиционные проекты
«Многиебизнесмены по достоинству оценили действующее в Беларуси инвестиционноезаконодательство – сказал премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский21 сентября текущего года – Республика Беларусь – одна из немногих стран,принявшая Инвестиционный кодекс, устанавливающий государственные гарантии правсобственности, защиты инвестиций. Работа над совершенствованием инвестиционногозаконодательства продолжается». [13]
Средиуспешно работающих на белорусском рынке организаций с иностранным капиталомследует отметить СП «Бакко Бисов», СП «МАЗ-МАН» и др.
СП «Бакко Бисов» — единственный производитель биметаллическихленточных пил промышленного назначения для металлообработки и деревообработкина территории СНГ. Производственная программа СП «Бакко Бисов»включает биметаллические ленточные пилы различных типоразмеров. Для нуждорганизаций стран СНГ предприятие производит 10% продукции, остальная частьэкспортируется на европейский рынок. В СП «Бакко Бисов» с 1999 годаинвестировано около $4 млн. иностранного капитала. В последние годы постояннопроисходит модернизация и наращивание объемов производства. Планируемый годовойобъем производства на 2004 год составляет 2 млн. м. биметаллических ленточныхпил, объем выручки от реализации продукции — $3,4 млн. В настоящее время напредприятии работает 90 человек. Ежегодный товарооборот этой фирмы составляетприблизительно $340 млн. Компания имеет 2500 служащих и действует в более чем40 странах мира. Благодаря высокому качеству производимая компанией продукцияпользуется устойчивым спросом среди профессиональных пользователей. Компанияконтролирует весь цикл — от фундаментальных исследований в процессе развития ипроизводства продукции до ее реализации. «Бакко Групп» регулярновнедряет инновации, которые помогают потребителям повышать качество работы.
Совместное белорусско-германскоепредприятие ЗАО «МАЗ-МАН» создано в 1998 году с целью производствасовременных большегрузных автомобилей для региональных и международныхперевозок. Учредителями предприятия являются немецкий автомобильный концерн МАNNutzfahrzeuge AG, г. Мюнхен, минский автомобильный завод РУП «МАЗ»,ЗАО АКБ «Инфобанк» и др.
Руководителям СП «МАЗ-МАН» представилась возможность на практикереализовать новые технологии организации производства, применив западныеконцепции в отечественных экономических условиях. Немецкая сторона активноучаствует в процессе реализации данного проекта, передавая опыт в построениибизнеса, ноу-хау, поддерживая техническое развитие предприятия, внедряя новыеподходы в сфере организации производства. Немецкие специалисты передают свойопыт в области создания гибких производственных и управленческих технологий.
Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск до 3 000 автомобилей вгод. На производственных площадях располагаются современно оборудованныйсборочный цех, складские помещения, площадка для хранения готовой продукции, атакже административное здание. На предприятии в настоящее время занято около 140человек.
СП «МАЗ-МАN» стало первым вРеспублике Беларусь отечественным производителем седельных тягачей европейскогокласса, соответствующих требованиям европейских правил и директив, в том числеправилам ЕЭК ООН по нормам, регулирующим уровень выхлопа и шумности. Внастоящее время завод производит также самосвалы МАЗ-МАN 651668 с колеснойформулой 6x4, автомобили-шасси МАЗ-МАN 630368 с колесной формулой 6x4, бортовыеавтомобили-тягачи с колесными формулами 6x4 и 6x2. На базе указанных моделейосвоен ряд модификаций — таких, как автомобили для перевозки опасных грузов, всеверном и тропическом исполнениях, для эксплуатации в тяжелых дорожных иклиматических условиях и т.д. Разработаны также технические опции для повышениятехнико-эксплуатационных параметров автомобилей в зависимости от конкретныхусловий эксплуатации. За время своей деятельности предприятие произвело свыше700 единиц автомобильной техники. Основными регионами сбыта являются страныСНГ. С 2002 года осуществлены первые поставки в регионы Ближнего Востока.
Автомобили МАЗ-МАN представляют на рынкекачественно новый уровень техники, производимой в Республике Беларусь,соответствующей всем действующим и перспективным европейским требованиям. ПередСП «МАЗ-МАN» стоят задачи по освоению автомобилей МАЗ-МАN самогоразличного направления, увеличению производства автомобилей до 600 единиц вгод, модернизации производственных мощностей, усовершенствованию контролякачества продукции, выходу на рынки дальнего зарубежья (Африка, Азия, ЗападнаяЕвропа).
2.2. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Внастоящее время основным законодательным актом, регулирующими привлечениеиностранных инвестиций в Республику Беларусь является «Инвестиционный КодексРеспублики Беларусь» (Закон от 22.06.2001 № 37-З, в редакции Закона от05.08.2004 № 313-З). Республикой Беларусь заключено 28 международныхдвусторонних и 3 многосторонних соглашений о содействии и взаимной защитеинвестиций. Согласно законодательству Республики Беларусь предприятиям синостранными инвестициями предоставляются существенные налоговые льготы иправовые гарантии.
Ни для кого не секрет, что страны спереходной экономикой обладают большой инвестиционной привлекательностью. Этообусловлено прежде всего тем, что в развивающейся экономике легче получитьвысокую прибыль. Наиболее интересными для инвесторов являются крупныепредприятия, но желание инвестора не совпадает с интересами правительства нашейстраны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательствогосударства. Кроме того, утвержден перечень предприятий, не подлежащихприватизации. По оценкам экспертов, потребность белорусской экономики вовнешних инвестициях до 2010 года эквивалентна $13 млрд.
Согласно версии правительства, в республикесозданы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов.Завершен процесс акционирования пяти крупнейших предприятий нефтехимическойотрасли: ПО «Нафтан», «Полимир», «Азот», БШК«Белшина», ГПО «Химволокно». Потребность этих предприятий винвестициях до 2005 года оценивается в 800 млн. долл. Кроме того,акционирование проходит на 14 предприятиях концерна «Белнефтехим».
И несмотря на кажущееся благополучие внастоящее время около двух третей в общем объеме инвестиций в основной капиталМинистерства промышленности, составляют собственные средства предприятий икредиты банков. Так может, следовало бы задуматься, так ли уж привлекательнынаши предприятия для иностранных инвесторов. Ведь не каждого из них заставишь«тащить на себе» социальную сферу предприятия, да и волокита соформлением документов многих пугает. Но, однако, находятся люди, готовыевложить свои деньги в нашу экономику. Они (иностранные инвесторы) хотятполучить под свое развитие на новом рынке определенные гарантии и взамен готовыпредоставить себя «принимающей стороне» в качестве налогоплательщика, меценатаи благотворителя. Единственное, что нужно инвестору, так это не мешать емуразвиваться.
Белорусскиевласти не против прихода в страну крупных иностранных инвесторов. Как показываетпример всех успешно развивающихся экономик, инвестиционная привлекательностьстраны определяется отнюдь не длиной перечней случаев освобождения ИП и СП отналогов, а в первую очередь тем, насколько стабильно в стране хозяйственноезаконодательство и как реально оно выполняется. Но именно по этим критериямрейтинг Беларуси остается едва ли не самым низким даже среди стран СНГ. Послераспада СССР молодые независимые государства очень быстро увидели, что безфинансовой помощи Запада (или Востока — для кого как) справиться с нарастающимиэкономическими проблемами им не удастся. В 90-е годы в погоне за инвестициямибуквально все правительства пытались строить отношения с инвесторами по схеме:мы вам — льготы, вы нам — деньги. Какие-то капиталы действительно были ввезены,но далеко не в том объеме, а главное, отнюдь не того «качества», накоторые делался первоначальный расчет. Даже свободные экономические зоны,созданные на территории постсоветских республик, не оказали действительносерьезного влияния на динамику их экономического развития.
Нонаши соседи никогда не считали свою экономическую модель идеальной. Тампроводились реформы, причем в сфере инвестиционного законодательства они былинаиболее радикальными и западно-ориентированными. В результате к началу новоговека в России и на Украине режим инвестиций для иностранных и отечественныхинвесторов стал практически одинаков. Не пользуются инвесторы и какими-тоособыми привилегиями. Если таковые и могут предоставляться, то лишь виндивидуальном порядке и только в случаях, когда объемы инвестиций по своимразмерам способны оказать существенное влияние на какой-либо отрасли илиэкономике государства в целом. Зато всем инвесторам были предоставлены оченьсерьезные гарантии. В том, что не будет меняться законодательство. Что онсможет свободно вывозить прибыль и осуществлять конвертацию национальныхденежных единиц в доллары или евро. Что власть не допустит национализации илинезаконной конфискации имущества. Существенную роль в улучшении бизнес-климата вРоссии и на Украине сыграли хозяйственные (арбитражные) суды. Например, наУкраине после отмены для инвесторов налоговых льгот налоговые инспекциипопытались придать закону обратную силу и взыскать в ряде случаев с СП и ИПсуммы якобы недоплаченных ими налогов вкупе со штрафными санкциями.Хозяйственные суды, несмотря на оказанное на них в ряде случаев давление, непозволили это сделать. В результате значительно возросло доверие инвесторов кспособности украинского государства защитить их законные интересы.
Беларусьже, объявив о своей новой программе привлечения иностранных инвестиций,фактически ничего не сделала для обновления своей концепции сотрудничества синвесторами. Им по-прежнему предлагают главным образом льготы в видеосвобождения от налога на прибыль и обязательной продажи валюты, что само посебе неплохо, но, с учетом других факторов, реального влияния на ситуацию вбизнесе почти не оказывает. В условиях крайней нестабильности белорусскогозаконодательства действительно существенное значение для привлеченияиностранных инвесторов мог бы иметь предусмотренный Инвестиционным кодексоммораторий на неприменение к ним в течение 5 лет норм законодательства,ухудшающих условия их деятельности инвесторов. Но на практике данная норма подразными предлогами постоянно нарушается, что особенно заметно в сференалогового законодательства. К сожалению, хозяйственные суды в таких спорах,если они и возникают, отказываются, как правило, встать на сторону инвестора.
Фактическине реализуется и другая предусмотренная Инвестиционным кодексом и имеющаяважное значение для крупных инвесторов возможность заключения инвестиционногодоговора. Таким образом складывается довольно странная ситуация, когда встране, с одной стороны, существует современное инвестиционное законодательство,вполне привлекательное для инвесторов, а, с другой стороны, отсутствуетпрактика применения его важнейших норм. Свои отступления от закона властикомпенсируют льготами.
Притоку винвестиционную сферу частного национального и иностранного капиталапрепятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенствозаконодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры,недостаточное информационное обеспечение и коррупция. Взаимосвязь этих проблемусиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Помимо ущерба врезультате направления не по адресу ресурсов и долларовых инвестиций, которыеоказываются в карманах чиновников, коррупция является сильным отпугивающимфактором для зарубежных инвесторов.
Часто любое поступление средств из-за рубежа, кроме гуманитарнойпомощи, расценивается как инвестиции. Однако инвестиции — это толькодолгосрочные вложения капитала. Нельзя считать внешними инвестициями кредиты,так как заемные средства должны быть возвращены. Результат использованиясредств кредитора не интересует, так как он в любом случае вернет свое, ибозащищен страховкой и гарантиями. Зато заемщик должен добиться максимальнойотдачи ресурсов, вернуть кредит и заплатить проценты. Это и становится причинойотказа от внешнего кредитования значительной части предприятий. В отличие откредитора инвестор, вкладывая средства, рассчитывает только на получениеприбыли. Таким образом, инвестиционная привлекательность основана наэкономической эффективности вложений.
Международными финансовыми организациями Беларусь отнесена к 7классу, группе «С», что предполагает наивысшую степень риска дляиностранного кредитора. Соответственно премии за риск потери инвестиций вБеларуси самые высокие. Поэтому проценты по иностранным кредитам — 12% и выше,что делает их малопривлекательными для заемщика. Валютные кредиты белорусскихбанков имеют практически ту же стоимость, поэтому долгосрочные ссуды наразвитие производства не пользуются популярностью. Кроме того, получаемыекредиты, как правило, связанные. Это значит, что финансовые средства идуттоваропроизводителю страны-кредитора, заемщик получает продукцию, арассчитывается валютой. По оценке МИДа, удешевление внешних кредитов для насвозможно в случае удовлетворения политических требований международныхфинансовых организаций.
По показателям оценки внешнего долга, Беларусь относится к группестран с наименьшей закредитованностью. По данным 2000 г., отношение внешнегодолга к ВВП у нас составило 7,12%, к экспорту товаров и услуг — 11%. В Россииэти показатели — соответственно были 69,5% и 137%, в Украине — 32,5% и 57,1%.Беларусь аккуратно рассчитывается по таким долгам и с этой стороны достаточнопривлекательна для кредитования, особенно при наличии правительственныхгарантий.
В настоящее время часто говорят о конкурентоспособной продукции.Но на самом деле конкурирует не продукция, а предприятия. Товар одинаковогокачества и потребительских свойств в условиях рынка продается всегда поодинаковой цене, которая формируется отношением спроса и предложения (если речьне идет о демпинге). Другими словами, продать можно все. Аконкурентоспособность предприятия выявляется в сравнении издержек напроизводство и реализацию. Так, владелец одной итальянской компании приехал внашу страну в поисках возможности организации производства станков.Предполагалась закупка материалов и энергоносителей по внутренним белорусскимценам и получение всех положенных по законодательству льгот. На выбор былипредложены незагруженные производственные помещения в областных городах и ихокрестностях, а также в СЭЗ Гомель-Ротон и Витебск, где предприятияМинистерства промышленности располагают свободными площадями. Однако гостя этопо разным причинам не устраивало. Совместное производство с одним из местныхпредприятий могло бы снизить цены за аренду, но итальянский предпринимательсомневался в деловых качествах белорусских партнеров. По расчетам инвестора дляуспешной реализации проекта стоимость аренды помещений должна быть в 10-12 разниже минимальной ставки, установленной по республике, тарифы на энергоносители- на уровне оплаты населением, налоговые платежи — не выше 15% от выручки.Зарубежный бизнесмен уехал с убеждением, что предприятие лучше размещать вГреции. И был по-своему прав. Но почему именно там, а не в Польше, Латвии илиРоссии, где созданы более приемлемые для инвестора условия? Ответ на этотвопрос поможет узнать, какого иностранного инвестора может привлечь нашапромышленность.
В середине 90-х годов издержки производства промышленной продукциив России и у нас были выше, чем в Японии в 2,8 раза, США — в 2,7, Франции,Германии, Италии — в 2,3, Великобритании — в 2 раза. Даже если нашим рабочимзарплату вообще не платить, то ценовой конкуренции все равно не получается, таккак прочие издержки существенно выше, чем в других странах. Так за счет чегосохраняется конкурентоспособность того, что пока еще продается? Только за счетдотаций государства, путем поддержания цен на сырье ниже мировых, и другимиспособами. Попросту говоря, производителю экспортных товаров не платят.
Высокие издержки в промышленности наших стран принято объяснятьотставанием в технологии, изношенным оборудованием и соответственно большимизатратами энергии, перерасходом сырья и материалов. Несомненно, все это имеетместо. Но, кроме того, природные условия Беларуси и тем более Россиизначительно более суровые, чем в Европе, в том числе северной. Отопительныйсезон в Беларуси длится полгода. В большинстве европейских стран средняятемпература января выше нуля. Влияние климата на экономику выражается внесоизмеримо более высоких затратах на отопление жилья и производственныхпомещений, на поддержание нормального течения технологических процессов. Этоудорожание в несколько раз расходов на фундамент и стены при строительстве.Глубина промерзания почвы в Беларуси 90 -100 см. В Западной Европе достаточно залить площадку бетоном,чтобы возводить здание. То же можно сказать о строительстве и содержании дорог.Отсюда разница в ценах на транспортировку грузов. Если принять во вниманиестоимость добычи нефти и газа в Западной Сибири, расходы на их транспортировкудо Беларуси, право, не стоит обижаться на разницу цен на газ в Могилевской иОренбургской областях. Все это входит в себестоимость материалов и готовойпродукции, цену на которую устанавливает рынок. Учитывая сказанное, можно предугадатьэффективность экспорта белорусских товаропроизводителей. Еще один миф требуетопровержения — о дешевой рабочей силе. При доказательстве дешевизны рабочих рукв стране в расчет принимается уровень начисляемой заработной платы и этотуровень сравнивается с зарубежными странами. Чтобы прожить в нашихклиматических условиях требуются значительно большие затраты, чем в ЗападнойЕвропе, США или в странах Средиземноморья. Это расходы на более дорогое жилье,теплую одежду, поддержание тепла в жилищах и производственных помещениях, надругую структуру питания. На одних овощах и фруктах нашу зиму не пережить,требуется белковая пища. Себестоимость отечественных продуктов питания такжезначительно выше. Так что расширенное воспроизводство рабочей силы в нашихусловиях обходится значительно дороже. Государство перераспределяет средствапутем финансирования здравоохранения, образования, перекрестногосубсидирования, дотаций сельскому хозяйству и т.д. Кстати, наши ближайшие соседи- Польша и Прибалтика — имеют близкие, хотя и несколько лучшие климатическиеусловия. Следовательно, и производственные затраты сходны. Таким образом,издержки отечественного производства и при том же уровне технологическогоразвития объективно выше, чем у западных соседей. Различия с«новоиндустриальными» странами еще больше. Капитал имеет свойствоперетекать туда, где его отдача дает максимальную прибыль, а издержкиминимальны. Быстрое перемещение капитала обеспечивается современными средствамиинформационных и транспортных коммуникаций. Это новый фактор, который 20-25 летназад был еще не столь существен, а сейчас является одной из основглобализации. Подтверждение тому — быстрый рост в Азии и Латинской Америкефилиалов корпораций Европы, США, Японии, которые зачастую сокращают ипрекращают производство в своих странах. Экспорт капитала из России имеет ту жеприроду. Если вывезти, например, завод невозможно, то принимаются меры защитыотечественного производителя ради поддержания уровня цен внутреннего рынка. Кпримеру, из-за этого Белорусский металлургический завод свернул экспорт в СШАстроительной арматуры.
Надо признать, что Беларусь выпадает из числа стран, кудаиностранные инвестиции потекут рекой. Открытость экономики сама по себе неозначает привлекательность для инвесторов. В большей степени онахарактеризуется зависимостью от конъюнктуры внешних рынков. Открытостьбелорусской экономики — неизбежность, поскольку емкость внутреннего рынкаслишком мала для имеющегося уровня развития промышленности. Это не означает,что инвестиции в белорусскую экономику исключены. Можно назвать ряднаправлений, где привлекательность инвестиций достаточно велика. Это транзитгрузов и связанная с ним инфраструктура, пищевая и фармацевтическаяпромышленность. Основой выживаемости других отраслей сегодня является низкая,по сравнению с остальными странами Европы, цена на энергоносители, чтопозволяет удерживаться на минимальном уровне конкурентоспособности большинствуэкспортеров в дальнее зарубежье. Иная ситуация с Россией. Связанные с климатомиздержки у нас заметно меньше, чем у восточного соседа. С учетом историческисложившихся связей напрашивается вывод, что прямые иностранные инвестиции впромышленность Беларуси в большей степени вероятны из России, чем из других стран.Только инвестиционный климат должен быть, по меньшей мере, не хуже, чем всоседних странах. Анализ конъюнктуры рынков указывает на более благоприятнуюситуацию для отечественной промышленности в России. Белорусский экспорт многимобязан более низкому уровню цен на энергоносители. При переходе на мировойуровень цен при сдерживании их в России конкурентоспособность большинства видовпродукции станет проблематичной на всех рынках, в том числе и внутреннем.Поэтому укрепление отношений с Россией в экономическом плане не имеетальтернативы. Формирование правовой базы, необходимой для решения поставленныхзадач, крайне актуально. Одного Инвестиционного кодекса для этого недостаточно.Этот документ во многом повторяет нормативные акты, существовавшие ранее. Вместес тем не решен ряд вопросов упрощения регистрации юридических лиц. Приоритетотдается внешним инвесторам, ставя в неравное положение внутренних. Требуетприведения в соответствие с сегодняшними реалиями и Гражданским кодексом Закон«О предприятиях». Необходима правовая база создания холдингов, в томчисле международных.
Приоритетэкспорта для страны часто понимается как необходимость работы на внешних рынкахвсех субъектов хозяйствования, безусловное выполнение ими прогнозныхпоказателей. Результатом часто становится низкая эффективность, убыточность.Более перспективным путем развития экспорта представляется разумное ограничениевнешнеэкономической деятельности с активным участием посредников — специализированных торговых и инжиниринговых компаний, в том числемеждународных. Предпочтительнее акционерная форма таких организаций с участиемна первом этапе государства.
Относительнаяслабость банковской системы республики не позволяет кредитовать промышленностьна условиях, аналогичных предлагаемым банками других стран. Возможным решениеммогло бы стать привлечение иностранных банков для работы в Беларуси и созданиедля этого соответствующих условий. Развитие производства новых видов продукции,удержание и завоевание новых рынков сбыта требуют привлечения значительныхинвестиций. Для этого необходима консолидация ресурсов различных предприятий ибанковских структур при создании холдингов или вхождении в уже существующие.Нуждаются в переменах формы и методы управления: стратегический инвестор вправетребовать участия в руководстве, а то и полной передачи предприятия в своируки. Без изменения формы собственности здесь не обойтись. При этом политикановых владельцев по получению прибыли может не совпадать с социальной политикойгосударства. С этим надо считаться. [15]
Вэкономике Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Это выходна положительные реальные процентные ставки, переход к единому курсу рубля навсех сегментах валютного рынка. С 5 ноября 2001 г. белорусский рубль сталконвертируемым по текущим операциям.
Безусловно,необходимо добиваться дальнейшего улучшения инвестиционного режима, сделатьболее перспективными стратегию и механизмы стимулирования и привлеченияиностранных инвестиций. И важнейшим приоритетом в связи с этим в предстоящиегоды является улучшение инвестиционного климата в стране по всем егосоставляющим.
Инвестиционныйклимат — это обобщенная характеристика совокупностисоциальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок,предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственнуюсистему. Не случайно оценка инвестиционной привлекательности территорииявляется важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Особоподчеркнём: в современных условиях иностранные инвесторы обращают вниманиеглавным образом не столько на выгодность, сколько на стабильностьпредоставляемого им правового режима. А это, прежде всего, наличиегосударственной долгосрочной инвестиционной программы, отвечающей национальныминтересам (которая, кстати, уже разработана), определение конкретных органов,ответственных за ее реализацию, и, наконец, завершение разработки во исполнениегосударственной инвестиционной программы полной и завершенной законодательнойбазы, отвечающей принципам стабильности и перспективности, системности иоднозначности регулирования отношений по иностранным инвестициям. [1]
По словам Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, «мыникогда не дождемся иностранных инвестиций, если не приложим усилий дляформирования инвестиционного климата». Неблагоприятныйинвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальноеденежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствиенеполучения значительных инвестиций и низкой эффективности работающих иностранныхкапиталовложений. Оценка рисков, связанных с законодательным обеспечением иправовым регулированием притока иностранного капитала, бесспорно, являетсяодним из самых важных факторов в процессе принятия инвестиционных решений.
2.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЭЗ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Внастоящее время на территории Республики Беларусь созданы четыре свободныеэкономические зоны — «Брест», «Минск»,«Гомель-Ратон» и «Витебск». Иностранные инвесторы,реализующие инвестиционные проекты на территории зон, имеют возможностьпользоваться значительными преференциями ведения бизнеса по сравнению с общимиусловиями, действующими в стране. Одним из главных преимуществ белорусскихсвободных экономических зон являются существенные льготы, прежде всего вобласти налогов и таможенного регулирования. Прибыль, полученная резидентамиСЭЗ от реализации продукции собственного производства или услуг освобождаетсяот налогообложения в течение 5 лет со дня объявления прибыли, включая первыйприбыльный год. Прибыль, направляемая резидентами СЭЗ на инвестиции вРеспублику Беларусь, освобождается от обложения налогом на доходы. Таможенныепошлины и меры экономической политики не распространяются на товары, ввозимыена территорию зоны из-за рубежа. При вывозе продукции собственного производстварезидентов СЭЗ за пределы Республики Беларусь не взимаются таможенные пошлины иплатежи, также не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование.
Кпримеру, резиденты СЭЗ «Минск» в 2003 году увеличили объем привлеченныхиностранных инвестиций в 2,6 раза и привлекли $79,8млн. Общий объем заявленных в прошлом году инвестиций составил $24,4 млн. Долязарубежного капитала составляет 51,6% в общем объеме заявленных инвестиций. Вих структуре наибольший удельный вес занимает капитал из Англии (22%), США(15%) и России (14%). В создание производственных предприятий на территории СЭЗ«Минск» вложили средства представители 21 страны мира, в том числе Нидерландов,Сербии и Черногории, Швейцарии, Польши, Германии, Италии, Кипра, Турции.
АдминистрацияСЭЗ сообщает, что в настоящее время деятельность предприятий-резидентов СЭЗ«Минск» направлена на увеличение доли экспорта и развитие приоритетных дляБелоруссии отраслей. Речь идет о внедрении современных строительных технологийи материалов, выпуске энергосберегающей продукции, производстве и упаковкепродуктов питания, изготовлении медицинского инструментария. Основнымипроизводствами в СЭЗ являются машиностроение и оборудование (23,2%),строительство и энергосбережение (22,5%), а также деловая инфраструктура(21,7%). Удельный вес реализации продукции на экспорт предприятиями-резидентамиСЭЗ «Минск» составляет 68,5%. Удельный вес импортозамещающей продукции в общемобъеме производства — 70%. Всего с начала деятельности СЭЗ предприятиямиреализовано продукции на сумму более 459 миллиардов рублей. При этом в 2003году объем реализации составил более 249 миллиардов, что практически вдвоебольше аналогичного показателя 2002 года. Объем экспорта в прошлом году составилболее 171 миллиардов рублей, превысив соответствующий показатель 2002 годаболее чем в 2,5 раза.
Посостоянию на 1 января текущего года предприятиями-резидентами СЭЗ «Минск»уплачено налогов, сборов и других отчислений в бюджет и другие внебюджетныефонды на сумму 51,5 миллиардов рублей, в том числе за минувший год — 23,9миллиардов. Краткая информация о деятельности СЭЗ ''Минск'' в 2004 году посостоянию на 01.07. 2004 г. приведена в приложении 1. [2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выход из сложившейся системнойкризисной ситуации в сфере инвестиций потребует реализации сериивзаимосвязанных концептуальных изменений. При выходе из этого кризиса простонеобходимо учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом адаптироватьего к конкретной ситуации как страны, так и мировой экономики в целом.
Отечественнаясистема «модернизации» основывается на издании многочисленныхзаконодательных актов низшего порядка, в большинстве своем ведомственных.Кстати, многие из этих поправок не имеют обязательных (для вступления в силу) реквизитоврегистрации Министерства юстиции, а, следовательно, и экспертной оценки. Частопоправки и добавления противоречат друг другу и, что хуже всего,«отменяют» положения Инвестиционного кодекса. На порочность инеобходимость ликвидации такой практики указывается постоянно; тем не менее онапродолжается. Наконец, на общем фоне «борьбы с недоимками»,стремлением наполнить бюджет любой ценой, смысл выпущенных документов очевиден.Другой подоплекой вводимых ограничений видится набирающая обороты кампания поограничению проникновения в страну зарубежного капитала — якобы источникаугрозы отечественной экономике. Действительно, нередки ситуации, когда странамипредпринимаются соответствующие защитные и ограничительные меры как в целом,так и в отношении отдельных секторов экономики. Думается, что, взвешеннооценивая нынешнее положение народного хозяйства и результаты более чемскромного, несмотря на почти пятилетний опыт, прямого иностранногоинвестирования, обнаружить опасность для белорусской экономики, во всякомслучае с этой стороны, 6удет сложно.
Изучаяопыт стран, где различные формы коллективного инвестирования нагляднопродемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Преждевсего, от развития инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку сих помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условиядля экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит —улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Крометого, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения.Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей самопо себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.
Наэкономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентнойборьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовыересурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены наакции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников —акционеров. Они станут реально богаче.
Чтонужно для того, чтобы все эти возможности инвестиций в полной меререализовались в нашей стране?
Преждевсего необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, и, какследствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться орасширении спектра объектов для инвестирования. Предстоит принять недостающеезаконодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированныетребования к деятельности любой формы инвестирования, защитить права и интересыинвесторов, обеспечить надежность вложений.
Привлечениев широких масштабах иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследуетдолговременные стратегические цели создания в нашем государстве цивилизованного,социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизнинаселения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая нетолько совместное эффективное функционирование различных форм собственности, нои интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранныйкапитал может привнести в Беларусь достижения научно технического прогресса ипередовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство ипривлечение иностранного капитала необходимое условие построения в странесовременного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала вматериальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупкинеобходимых товаров. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и длядостижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономическогокризиса. При этом необходимо иметь в виду, что интересы общества, с однойстороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусьзаинтересована в восстановлении, обновлении своего производственногопотенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогимитоварами, проведении антиимпортной политики. Иностранные инвесторы естественнозаинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширноговнутреннего рынка Беларуси и сопредельных государств, квалифицированной идешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники. Поэтому переднашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь встрану иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя егомерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекаяиностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальныхинвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестицияминалоговые льготы, которых не имеют наши предприниматели, занятые в той же сфередеятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционнуюактивность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывшихотечественных производств предприятий с формальным иностранным участием,претендующих на льготное налогообложение.
Нужностремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только дляиностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобынайти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталутакже нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, системастрахования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы приосуществлении долгосрочных капиталовложений.
Масштабные инвестиции — необходимое условие выхода экономикиБеларуси из кризиса.
И последнее, по словам ПрезидентаРеспублики Беларусь А.Лукашенко «проблем с инвестициями у нас нет, особенно синостранными». [17]
БИБЛИОГРАФИЯ
1. АбрамовичА.М. Инвестиции для развития экономики Республики Беларусь: статья в сетиИнтернет.
2. АдминистрацияСЭЗ «Минск». www.fezminsk.by
.
3. АлексахинаТ.С. Некоторые аспекты правового регулирования иностранных инвестиций вРеспублике Беларусь // Право. 1999. № 4.
4. Восток+ Запад. Вестник внешних экономических связей Республики Беларусь //Ежемесячное приложение к журналу «Дело» №3, 2000.
5. Инвестиционныйкодекс Республики Беларусь (Закон от 22 июня 2001 года № 37-З в редакции Законаот Республики Беларусь от 05.08.2004 № 313-З).
6. Интернетсайт www.economics.ru.
7. Интернетсайт журнала «Главный бухгалтер». www.gb.by.
8. Интернетсайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь www.mfa.gov.by/rus/index.php?id=1&d=economic/statistic.
9. Интернетсайт Министерства статистики Республики Беларусь.
10. Информационноеагентство «Интерфакс».
11. КовалёвМ.М., Новик В.В. Проблема активации внутренних инвестиций в РеспубликеБеларусь: Интернет версия издания на сайте www.lib.ru.
12. МоисейчикГ.И. Инвестиционный кризис в Республика Беларусь // Белорусский экономическийжурнал. 2002. № 2.
13. НиколайчукВ. Сергей Сидорский пригласил инвесторов // Рэспублiка.2004. 22 сент. С. 1.
14. Основыэкономической теории: Учеб.; под общ. ред. Клюни В.Л. Мн.: Экоперспектива, 1997.
15. Официальныйсайт Национальной экономической газеты. Раздел инвестиции. www.neg.by/.
16. СедовВ.В. Экономическая теория: Учеб. пособие. Челябинский госуниверситет.Челябинск, 2002, 115с.
17. Стенограммапресс-конференции А. Лукашенко 20 июля 2004 г. (www.prezident.gov.by)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЭЗ ''МИНСК'' В 2004 ГОДУ ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.07. 2004 г.
СЭЗ «Минск» образованауказом президента Беларуси в 1998 году. Целенаправленная деятельностьадминистрации СЭЗ «Минск» и предприятий-резидентов СЭЗ «Минск» по привлечениюинвестиций, увеличению объемов производства продукции (товаров и услуг),наращиванию экспортного потенциала, созданию новых рабочих мест позволиладостичь следующих результатов:
— всего зарегистрировано 105 предприятий–резидентов СЭЗ ''Минск'',из них 82 действующих предприятий-резидентов (в том числе с иностраннымкапиталом – 62 предприятия). За 1 полугодие 2004 года зарегистрировано 4резидента.
Динамика роста количествазарегистрированных предприятий – резидентов СЭЗ ''Минск''
/>
Напредприятиях-резидентах СЭЗ ''Минск'' создано 4761 новое рабочее место,в т.ч. за 1-ое полугодие 2004 года — 625 рабочих мест.
Деятельностьпредприятий-резидентов СЭЗ ''Минск'' направлена на увеличение доли экспорта иразвитие приоритетных для нашей страны отраслей, в том числе на внедрениесовременных строительных технологий и материалов, производствоэнергосберегающей и импортозамещающей продукции, производство современной упаковки,выпуск медицинского инструментария.
Основные отраслипроизводства, осваиваемые резидентами СЭЗ «Минск»
/>
— Медицина, косметика,бытовая химия, деловая инфраструктура, услуги, пищевая промышленность, легкаяпромышленность.При этом предприятиями – резидентами СЭЗ «Минск»: — заявлено внешних и внутренних инвестиций (с учетом Уставного Фонда) на сумму$129,6 млн., привлечено внешних и внутренних инвестиций (с учетом УставногоФонда) – $172,1 млн., в том числе за 1 полугодие 2004 г. – $34,3 млн., из них иностранных инвестиций – $13,2 млн., уплачено налогов, сборов,платежей в бюджет и внебюджетные фонды на сумму 67,2 млрд. руб., в т.ч. за 1полугодие 2004 г. – на сумму более 150 млрд. руб. (за первое полугодие 2003года объем реализации составлял 76,3 млрд.руб.), всего реализовано продукциисобственного производства на сумму около 610 млрд. руб., в том числе за 1полугодие 2004 г. — на сумму более 150 млрд. руб. (за 1 полугодие2003 года объем реализации составлял 76,3 млрд. руб.); удельный вес реализациипродукции на экспорт – 59,8%, удельный вес импортозамещающей продукции в объемепроизводства – 31,7%.
Динамика производственнойдеятельности предприятий-резидентов СЭЗ «Минск» (млн. руб.)
/>
Привлечение иностранныхинвестиций — одна из основных задач свободной экономической зоны ''Минск''.Зарубежный капитал составляет 60% всех заявленных инвестиций. Компании 21страны инвестировали капитал в создание и развитие производственныхпредприятий-резидентов СЭЗ ''Минск''. Это такие страны как Англия, Россия, США,Латвия, Сербия и Черногория, Германия, Швейцария, Польша, Литва, Италия, Кипр,Турция, Украина и т.д.
Структура заявленныхиностранных инвестиций СЭЗ ''Минск''
/>
С целью привлеченияиностранных и национальных инвестиций администрацией СЭЗ «Минск» проведено 60конкурсных комиссий на право регистрации в качестве резидента СЭЗ «Минск»,рассмотрено 131 инвестиционный проект. Наиболее крупные инвестиционные проекты,одобренные конкурсной комиссией в 2003-2004 годах для реализации на территорииСЭЗ ''Минск'':
· ПроектИП «Корпопэт» по организации упаковочного производства;
· Создание банка — резидента СЭЗ «Минск» ОАО «Международный Банк Экономического Сотрудничества»;
· Проект УП«Санта-Холод» - оказание услуг по хранению и складированию охлажденных изамороженных продуктов;
· Проект ИП«Белпанель» – производство сэндвич – панелей.