Реферат по предмету "Экономика"


Инфляция и антиинфляционная политика РК

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность, типы и показателиинфляции
1.2 Взаимосвязь инфляциии безработицы. Кривая Филипса. Механизм адаптационных ожиданий
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКАРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ инфляционныхпроцессов в Республике Казахстан
2.2 Направленияантиинфляционной политики Республики Казахстан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Инфляция- процесс, присущий экономике, при котором происходит переполнение сферыобращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с реальнымпредложением товаров) их выпуском.
Наиболее общее,традиционное определение инфляции — переполнение каналов обращения денежноймассой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежнойединицы и соответственно рост товарных цен.
Однакоопределение инфляции как переполнение каналов денежного обращенияобесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя онаи проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежномуфеномену.Это сложноесоциальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различныхсферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острыхпроблем современного развития экономики.
Инфляция это обесценение денег, проявляющееся, в общем, инеравномерном росте цен на товары и услуги.
При инфляции происходит нарушение законовденежного обращения, вызываемого диспропорциями процесса общественногопроизводства и эмиссией избыточного количества денег.
Инфляция в Казахстанеобладает характерными особенностями, связанными со спецификой республики вэкономическом и социальном аспектах развития в до- и послесоветский период .
Однако, инфляция, хотя и проявляетсяв росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциямивоспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция, имеядлительную и богатую историю, и сейчас представляет собой одну из наиболееострых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
В современноммире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назватьглобальными. Инфляция — одна из них. Она существовала со времен экономического развитиячеловечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразуэкономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическаямысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляцияокончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы.
Актуальностьюданной курсовой работы является то, что обесценение денег и повышение ценприводит к увеличению расходов бюджета, снижению реальных доходов государства,необходимости усиления налогового бремени, росту государственного долга,вызываемого дефицитом государственного бюджета, что в свою очередь показываетвлияние инфляции на экономику Республики в целом.
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природыинфляции и антиинфляционной политики РК.
Для достижения целинеобходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1.  Рассмотреть специфику природыинфляции в РК;
2.  Изучить особенности антиинфляционныхпроцессов в РК;
3.  Дать анализ состояния инфляции;
4.  Рассмотреть необходимостьсовершенствования мероприятий по предупреждению инфляции в Казахстане.
Логика построенияопределила следующую структуру данной курсовой работы: введение, две главы изаключение.
В главе первойраскрывается сущность и особенности инфляции в Республике Казахстан.
Во второй главераскрываются анализ инфляционных процессов и особенности мероприятияантиинфляционной политики в Казахстане.
При написании курсовойработы были использованы материалы исследований в области изучения инфляционныхпроцессов таких авторов как: Гамарник Г.Н. Бошакбаев А.Е., Куватов Р.Ю.Р.Даукенов, Касыпалдиев Б. и других.

1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность, типы и показателиинфляции
В современных условиях вомногих странах большое значение приобрело явление инфляции. Инфляция (отлатинского inflation – вздутие) – это процесс обесценивания денег,проявляющийся во всеобщем повышении цен. Возникновение инфляции связывают споявлением еще в древности неполноценных денег — порченых монет, снижениепокупательной способности которых нередко приводило к бунтам. В XVII веке вЕвропе произошло обесценение золотых денег, получившее название «революциицен». Оно было вызвано хлынувшим в Европу из Нового Света потоком драгоценныхметаллов. В последующие периоды инфляционному обесценению подвергались бумажныеденьги. С середины 60-х годов XX века инфляция становится одной их центральныхмакроэкономических проблем для многих стран мира, как развивающихся, так иэкономически развитых.
Количественную оценкуинфляционных процессов можно дать при помощи нескольких показателей.
Уровень инфляции выражает процентноеизменение цен и определяется по формуле:
Индекс цен текущегопериода — индекс цен прошлого периода
π =-----------------------------------------------------------------------
индекс цен прошлогопериода
Индексы цен – это относительныепоказатели, характеризующие изменение среднего уровня цен за определенныйпериод. Можно подсчитать индексы цен на отдельные товары. В качестве показателястоимости жизни рассматривают индекс розничных цен. Он отражает изменение ценна набор потребительских товаров в расчете на среднюю семью. Подсчитываютсятакже индексы цен на товары производственного назначения, на некоторые наиболееважные виды сырья или продукции (например, цены на нефть). Важное место средииндексов цен занимает дефлятор, используемый для измерения динамики валовогопродукта общества, выявления его реального объема.
Косвенными показателями инфляции, которые могут служить индикаторамиее появления, выступают высокий прирост денежной массы в процентах, ростноминальной ставки процента, наличие и размеры золотых и валютных резервов,соотношение валютных резервов и денежной массы. Процесс, противоположныйинфляции, проявляющийся в общем падении цен, называют дефляцией (от лат. deflatio– сдувание). Под дезинфляцией понимают замедление темпов роста цен.
Причины инфляции весьма разнообразны.Самым общим основанием инфляции является несоответствие денежной и товарноймассы. Инфляция может быть вызвана как внешними, так и внутренними причинами.[1,C.89-95].
К внутренним причинам относятся:
• деформация структуры экономики,проявляющаяся в существенном отставании отраслей, производящих потребительскиетовары;
• дефицит госбюджета;
• рост государственного долга,подрывающий покупательную способность национальной валюты, обостряющий дефицитгосбюджета;
• необоснованная денежная эмиссия;
• опережающий рост заработной платыпо сравнению с производительностью труда;
• диспропорции в экономике, имеющиеместо в ходе экономического цикла;
• повышение налогов, процентныхставок, что уменьшает стимулы к инвестициям;
• монопольное положение на рынкекрупных производителей, устанавливающих монопольно — высокие цены;
• повышение цен в целях компенсацииожидаемых убытков;
• инфляционные ожидания.
К внешним причинам инфляции можноотнести:
• колебания цен на мировом рынке:рост мировых цен на импортируемые товары «импортирует» инфляцию, снижениемировых цен на предметы экспорта уменьшает поступления от внешней торговли;
• ухудшение условий международнойторговли (торговая дискриминация);
• сокращение поступлений от внешнейторговли;
• отрицательное сальдо платежного ивнешнеторгового баланса.
Различают разнообразные формы и видыинфляции.
В зависимости от степенигосударственного регулирования цен различают открытую и скрытую инфляцию.
Открытая инфляция имеет место в условиях свободных цен,которые формируются под влиянием рыночных факторов. Она характеризуетсяпостоянным повышением цен.
Подавленная или скрытая инфляция возникает в условиях жесткогорегулирования государством цен и доходов. Она проявляется не в повышении цен, ав появлении и обострении товарного дефицита, сопровождающегося снижениемкачества продукции, скрытым повышением цен и спекуляцией, увеличениемпроизводства дорогих товаров в ущерб дешевым товарам повседневного спроса.Измеряется скрытая инфляция соотношением государственных цен с ценами рынка(легального и теневого), объемом вынужденных сбережений (отложенным спросом) ипр.
В зависимости от факторов, вызывающихинфляцию, различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.
Инфляция спроса вызывается превышением совокупногоспроса над предложением товаров, что вызывает повышение цен. (Рис. №1)
/>
Рис.№1. Инфляция спроса
Инфляция издержек – это инфляция со стороныпредложения. (Рис№.2) Она возникает в результате увеличения средних издержек наединицу продукции. Рост издержек может быть вызван разными причинами:
• удорожанием сырья и топлива;
• повышением заработной платы;
• увеличением косвенных налогов,акцизов.
/>
Рис.№2. Инфляция издержек
Хозяйствующие субъекты пытаютсяпредвидеть изменение основных макроэкономических показателей, в частности,динамику цен. Предполагаемые уровни инфляции, основываясь на которыхпроизводители и потребители строят свою денежную и ценовую политику, называют инфляционнымиожиданиями. [2,C.87] Взависимости от точности инфляционных ожиданий выделяют ожидаемую(прогнозируемую) и непредвиденную (непрогнозируемую) инфляцию. Инфляционныеожидания являются важным фактором развития инфляции и могут сами вызвать илизатормозить ее рост.
Сочетание инфляции спроса, инфляциииздержек и инфляционных ожиданий порождает инфляционную спираль. Раскручиваниеинфляционной спирали показано на рис. №3. Допустим, что экономика находится вравновесии в точке Е0 в условиях полной занятости. Стимулирование экономики состороны государства (при помощи кредитно-денежных или бюджетных методов)вызовет смещение кривой совокупного спроса вправо в положение AD2 иустановление равновесия в точке Е1. Повышение уровня цен вызывает инфляционныеожидания, в соответствие с которыми хозяйствующие субъекты строят своеэкономическое поведение. Увеличение ставок заработной платы по требованиюнаемных работников вызывает увеличение средних издержек. Кривая AS сдвинетсявверх, а новое равновесие установится в точке Е2. Этот процесс можетпродолжаться далее, все увеличивая инфляцию.
/>
Рис.№3. Инфляционная спираль

В зависимостиот темпов различают следующие виды инфляции:
Умеренная (ползучая) инфляция означает повышение цен не более 10% вгод. Такая инфляция не сопровождается кризисными явлениями. Считается, что онастимулирует производство, является предсказуемой и контролируемой. Вместе стем, цены обычно растут быстрее, чем заработная плата.
При галопирующей инфляции среднегодовой рост цен составляет от10 до 100% или несколько выше. Она свидетельствует о серьезных диспропорциях вэкономике страны, нарушении денежного обращения, неадекватной денежно-кредитнойполитике.
Наиболее опасной и дажеразрушительной считается гиперинфляция, при которой темпы роста цен выше 50% вмесяц, а в среднегодовом выражении достигают четырехзначных цифр. Она можетвозникнуть в результате серьезных социально-экономических потрясений,длительных войн. Опасность гиперинфляции заключается в том, что она становитсянеуправляемой, выходит из-под контроля, действуя разрушительно на экономику. Гиперинфляцияподрывает доверие к деньгам, вызывает частичный возврат к натуральному обмену,оказывает сильное влияние на перераспределение богатства.
Социально-экономическиепоследствия инфляции
Социально-экономические последствияинфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от видаинфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.
Главное последствие инфляции – это перераспределениедоходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства.Она порождает так называемый «инфляционный налог», не санкционированныйзаконодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматическиуплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным:с большей тяжестью он ложится на более бедных людей.
Под влиянием инфляции фактическименяются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличениемноминальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения онивынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, посколькусуществует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величинаналоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственногобюджета и возможность осуществления государством экономической и социальнойполитики.
Обесцениваются амортизационныеотчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растетналоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности.
Перераспределение доходов в пользугосударства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Доход отэмиссии денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналовдополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.
Стремясь защититься от «инфляционногоналога» и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скореепотратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их внеобесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.
Цены и ставки заработной платыизменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен иперераспределение доходов между различными группами населения.
Значительно повышаются так называемые«издержки меню» — расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов,перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.
В конечном итоге, понижается эффективностьэкономики в целом. У производителей снижаются стимулы к инвестированию врезультате роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпускетоваров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе стем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работниковснижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработнойплаты.
В реальной действительности населениене в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто бываетнеравномерной. Наблюдаются частые и существенные колебания цен. Инфляциястановится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливаетперераспределительные процессы в экономике.
Перераспределяется доход и богатствомежду различными слоями населения, что обусловлено различиями в активах и пассивах, которыми онивладеют. Идет перераспределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому чтодолг отдается обесценившимися деньгами. Это касается как частного сектора, таки государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительствоможет сократить реальный размер неоплаченной части государственного долга, таккак фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятсяотрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов чащевыступают пожилые люди. В результате происходит перераспределение доходов отстарших к более молодым группам общества.
Происходит снижение реальных доходовнаселения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированные доходы (получатели пенсий, стипендий,пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить свойреальный доход получатели нефиксированных доходов – прибыли, дивидендов.Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке.[3,C.9]
Обесцениваются сбережения населения хранящиеся на руках населения, атакже и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темповроста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.
Происходит снижение эффективностигосударственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размерысоциальных выплат бедным слоям населения.
Следствием подавленной инфляции являетсяпоявление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантскихочередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоевнаселения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшаетсясоциально-психологическая атмосфера в обществе.
Высокая инфляцияпорождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастаетсоциальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества.Весьма характерно, что многие восстания и революции XIX – XX веков произошли вмоменты чрезвычайного роста цен.
1.2Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса. Механизм адаптационныхожиданий
Экономистыотмечали связь темповинфляции с уровнем безработицы. Эта зависимость наглядно описана в модели профессора Лондонской школыэкономики А.Филлипса (1914-1975). Он исследовал статистические данные поВеликобритании за период с 1861 по 1957 гг. и пришел к выводу, что когдабезработица превышала 3%-ный уровень, темпы роста цен и заработной платыначинали снижаться. Графическое изображение этой зависимости получило название «кривой Филлипса».
Позднеев его модели П.Самуэльсон и Р.Солоу заменили темп прироста заработной платы напоказатель инфляции. «Кривая Филипса» показывает обратную зависимость инфляциии безработицы в краткосрочном периоде и возможность выбора, «компромисса» (повыражению П.Самуэльсона) между ними. В краткосрочном периоде инфляционноеповышение цен и заработной платы стимулирует предложение труда и расширениепроизводства. Подавление инфляции сопровождается ростом безработицы. Условиякомпромисса определяются наклоном кривой Филипса.
Входе глубокого экономического кризиса 1974-75 гг. сложилась ситуация,получившая название стагфляции, когда высокие темпы инфляции существовали одновременно свысоким уровнем безработицы. В 80-е годы безработица и инфляция одновременноснижались, т.е. они находились не в обратной, а в прямой зависимости(стагфляция может быть изображена смещением кривой Филлипса вправо). Этоподорвало доверие к теории Филлипса и экономической политике, проводимой на ееоснове. [4, С.10]
Анализкривой Филлипса в новых условиях дали Э.Фелпс и М.Фридмен на основе теории естественногоуровня безработицы. Согласно этой теории в долгосрочном периоде кривая Филлипсавертикальна. Если фактический уровень безработицы равен естественному, то рыноктруда приходит к равновесному состоянию, и фактический уровень инфляции равеножидаемому. (Рис№.4.)
/>
Рис.№.4.Кривая Филипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
Приобосновании долгосрочной кривой Филлипса используются различные подходы с точкизрения инфляционных ожиданий – теория адаптивных ожиданий и теория рациональныхожиданий. Обе теории показывают, как в условиях полной занятости (илиестественного уровня безработицы) срабатывают инфляционные ожиданияэкономических субъектов в процессе их приспособления к изменениюгосударственной экономической политики.
Адаптивныеожидания – это прогнозы инфляции, основанные наее фактическом уровне. Они не совпадают с фактической инфляцией и периодическипересматриваются. Рациональные ожидания означают, что экономические агенты всвоих прогнозах учитывают всю имеющуюся информацию о будущих ценах и в среднемне ошибаются в своих расчетах.
/>
Рис.№.5.Кривая Филипса в теории адаптивных ожиданий
Долгосрочнаякривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий представлена на рис.№.5.Фактический темп инфляции в последующем периоде каждый раз превышает ожидаемыйуровень инфляции. Пока у экономических агентов сохраняется заниженная оценкаинфляции, стимулирующая политика государства срабатывает, приводя вкраткосрочном периоде к увеличению реального выпуска продукции и снижениюуровня безработицы. [5] Со временем экономические агентыобнаруживают, что рост цен и заработной платы был чисто инфляционным. Оникорректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, болеевысокому уровню. Снизившаяся на время безработица возвращается к прежнейотметке. Если государственная политика продолжается, то весь процессповторяется, но уже при более высоком уровне инфляции. В долгосрочном периодеэкономика будет перемещаться из точки А1 в точку А2, А3 и т.д., т.е. криваяФилипса будет вертикальной.
Согласнотеории рациональных ожиданий, инфляционные ожидания экономических агентовсовпадают с фактической инфляцией в будущем (рис.№.6). Если правительствопытается применить стимулирующую политику, предприниматели понимают, чтоувеличился общий уровень цен в стране. Стимулируемый правительством совокупныйспрос не вызывает роста совокупного предложения даже в краткосрочном периоде.Экономическая система сразу перемещается из точки А1 в точку А2 и т.д., попыткиправительства снизить уровень безработицы не имеют успеха, но сопровождаютсяростом цен.
/>
Рис.№.6.Кривая Филипса в теории рациональных ожиданий
Исследование долгосрочнойкривой Филипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает,что попытки правительства добиться расширения производства в условиях полнойзанятости путем стимулирования совокупного спроса приводят к усилению инфляции.Для управления инфляцией необходимо использовать широкий комплекс мер:автоматическую денежную политику (денежное правило), меры по стабилизации истимулированию производства, совершенствованию налоговой системы.
Концепция рациональных ожиданий является одним из самыхмолодых направлений современной экономической теории. Вследствие использованияметодологических принципов классической экономики теория рациональных ожиданийполучила также название «новая классическая экономика».Одна из центральных идейнеоклассиков состоит в том, что экономические агенты, используя информацию, всостоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и приниматьоптимальные решения. На основе доступной информации экономические агентыпринимают решения о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозовотносительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребителистремятся к максимизации полезности. Другимосновным положением ТРО является идея о том, что рынки товаров и факторовпроизводства высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены натовары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производстваи обмена.

2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ инфляционныхпроцессов в Республике Казахстан
Усиление инфляционногодавления в 2008 году было вызвано не столько влиянием фундаментальных факторов,действие которых продолжается на протяжении ряда лет, сколько воздействиемвнешних факторов, имевших шоковый характер.
Фундаментальнымифакторами инфляции в 2008 году оставались приток иностранной валюты, высокиетемпы роста совокупного спроса, увеличение денежного предложения в 2007 году,низкая производительность труда, недостаточный уровень конкуренции на отдельныхрынках товаров и услуг.
По итогам 2008 года инфляциясоставила 18,8% (декабрь 2007 года к декабрю 2006 года), что на 10,4 п.п. вышепо сравнению с показателями 2006 года. Продовольственные товары стали дороже на26,6%, непродовольственные – на 10,5%, платные услуги – на 15,4%.[6, С.3]
Базовая инфляция (инфляция без учета роста цен нафрукты и овощи, бензин и уголь), которая отражает общую тенденцию в динамикеинфляционных процессов, в годовом выражении выросла до 17,3% по итогам ноября2007 года (в 2006 году – 7,3%). В 2007 году инфляционные процессы носилиразнонаправленный характер. В начале года отмечалось некоторое снижение темповроста инфляции: годовая инфляция снизилась с 8,4% по итогам декабря 2007 годадо 7,6% по итогам мая 2008 года.
Во втором полугодии 2008года инфляционные процессы в экономике Республики Казахстан усилились. Только всентябре-ноябре 2008 года рост цен достиг 9,7%, что составляет более 50% общегороста цен за 2007 год.
В результате годовой уровеньинфляции по итогам 2008 года достиг своего максимального значения за последние7 лет (18,8%), а среднегодовая инфляция составила 10,8%.
Как было отмечено выше, вавгусте 2007 года на мировых рынках произошло резкое повышение цен на рядпродовольственных товаров (пшеница, растительные масла). С некоторымзапаздыванием это отразилось на ценах на соответствующие товары и товары ихпереработки внутри Республики Казахстан. В частности, значительными темпами всентябре-ноябре 2007 года росли цены на такие продукты, как хлеб, мука и маслоподсолнечное[7, С.2].
Учитывая, что рост цен наданные продукты оказал мультипликативное влияние и на другие продовольственныетовары, то, по оценке Национального Банка, годовая инфляция в 2007 году безучета роста цен на продовольственные товары в период с сентября по ноябрьсложилась бы на уровне 14,8% вместо фактических 18,8%.
Инфляция вРеспублике Казахстан в апреле 2008 года составила 0,9%.На рынкепродовольственных товаров в прошедшем месяце прирост цен на сахар составил2,7%, хлебопродукты и крупяные изделия — 2,3%. Цены на муку увеличились на3,7%, макароны — на 3,3%, хлеб – на 1,9%, крупы – на 1%. Сыр и творог подорожална 1,5%, масла и жиры — на 0,8%, мясные продукты – на 0,7%, рыба, фрукты иовощи — по 0,4%. Снижение цен зафиксировано на картофель на 2,3%, молоко сырое– на 2,1%, яйца — на 0,6%.
Цены надизельное топливо выросли на 6,5%, бензин — на 3%. Уровень цен на моющие ичистящие средства стал выше на 1,1%, одежду и обувь, предметы домашнегообихода, товары личной гигиены — по 0,6%, книги и газеты — на 0,5%, медицинскиепрепараты – на 0,4%.
Прирост ценна жилищно-коммунальные услуги составил 0,5%. Тарифы за сбор мусора выросли на2,6%, газ — на 1,6%, содержание жилья — на 1,5%, водоснабжение, электроэнергию– по 0,1%. Снижение тарифов наблюдалось на канализацию на 0,5%. Цены на услугиздравоохранения, ресторанов и гостиниц увеличились по 2%, пассажирскоготранспорта — на 1,4%, парикмахерских — на 1,2%, культуры и образования – по0,4%.
Индекспотребительских цен, характеризующий уровень инфляции, показывает изменение ценна товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления. Набортоваров и услуг включает 508 позиций. Регистрация цен производится повыборочной сети предприятий торговли и сферы услуг различных форм собственностиво всех областных центрах, столице и определенному кругу городов и районныхцентров. Используемая для агрегирования система весов в части их расходоврассчитывается на основании материалов обследований домашних хозяйств за предшествующийгод. С января 2008 года при построении ИПЦ используется обновленная схемавзвешивания. Доля продовольственных товаров составляет 39,4%,непродовольственных – 32,3%, платных услуг – 28,3%.
В июле 2008 года посравнению с соответствующим месяцем 2007 года цены на муку увеличились на 83%,рис — на 76,9%, хлеб — на 46,2%, крупы — на 20,3%. Повышение цен отмечено намасла и жиры — на 68,9%, молочные продукты и яйца — на 33,8%. Цены на фруктыстали выше на 25,4%, овощи — на 19,4%[8,C.50]
На рынке продовольственныхтоваров в прошедшем месяце прирост цен на хлебопродукты и крупяные изделиясоставил 1,8%. Цены на рис увеличились на 8,2%, крупы — на 1,9%, муку — на1,6%, макароны — на 1,3%, хлеб — на 0,3%. Сахар подорожал на 2,7%, масла и жиры- на 1,2%, мясные продукты — на 1,1%. Снижение цен зафиксировано на яйца на6,8%, фрукты — на 2%, овощи — на 1,1%, молочные продукты — на 0,1%.
Цены на дизельное топливовыросли на 11,6%, бензин — на 7,3%. Моющие и чистящие средства стали дороже на1,6%, книги и газеты — на 0,8%, предметы домашнего обихода — на 0,7%,медицинские препараты и товары личной гигиены — по 0,6%, одежду и обувь — на0,3%.
Прирост цен нажилищно-коммунальные услуги составил 0,8%. Тарифы за электроэнергию выросли на2,7%, газ — на 1,7%, холодное водоснабжение — на 0,4%, канализацию — на 0,2%,содержание жилья — на 0,1%. Услуги автомобильного транспорта подорожали на2,8%, железнодорожного и воздушного — по 2%. Цены на услуги ресторанов игостиниц увеличились на 1,3%, медицинских учреждений — на 1%, парикмахерских — на 0,7%, культуры — на 0,4%.
Инфляция в РеспубликеКазахстан в сентябре 2008 года составила 0,6%
Наглядно ценына продовольственные товары в сентябре 2008г. по сравнению с сентябрем 2007г.выросли на 23,7% представлены в Таблице – 1.
Таблица -1Рост цен в 2008 г. % Сентябрь 2008г. к Январь-сентябрь2008г. кянварю-сентябрю2007г. августу2008г. декабрю2007 г. сентябрю200 7 г. Все товары и услуги 0,6 8,1 18,2 19,2 Продовольственные товары 0,1 8,9 23,7 27,3 Непродовольственные товары 0,3 6,1 10,9 11,3 Платные услуги 1,5 9,1 17,3 15,2 Источник: Касыпалдиев Б. Инфляция в Казахстане// Деловая неделя.-2008г.-№2.-С.2
На рынкепродовольственных товаров в прошедшем месяце прирост цен на хлебопродукты икрупяные изделия составил 0,5%. Цены на крупы увеличились на 0,9%, рис — на0,6%, макароны — на 0,4%, хлеб — на 0,2%, муку — на 0,1%. Заметное повышениецен наблюдалось на яйца — на 4,8%. Молочные продукты подорожали на 1,4%, атворог — на 1,9%, сметана — на 1,8%, молоко свежее — на 1,7%, сыр — на 1,2%.Цены на мясные продукты повысились на 0,9%, сахар — на 0,5%. Снижение цензафиксировано на овощи на 5,5%, фрукты — на 1,5%, масла и жиры — на 0,1%.Уровень цен на твердое топливо стал выше на 2,6%, печатные издания — на 1,6%,медицинские препараты — на 1,4%, моющие и чистящие средства — на 1%, одежда иобувь, товары личной гигиены — по 0,5%, предметы домашнего обихода — на 0,4%. Ценына бензин снизились на 3,1%, дизельное топливо — на 2,7%.[9, С.2]
Прирост цен нажилищно-коммунальные услуги составил 1,5%. Тарифы за электроэнергию выросли на3,1%, газ сжиженный — на 6,3%, сбор мусора — на 1,2%, водоснабжение — на 1,1%,отопление центральное — на 0,9%, канализацию — на 0,3%. Услуги образованияподорожали на 5,7%, пассажирского транспорта — на 1,5%, парикмахерских — на1,4%, медицинских учреждений — на 1,2%, культуры — на 0,8%, ресторанов игостиниц — на 0,7%.
Индекс потребительскихцен, характеризующий уровень инфляции, показывает изменение цен на товары иуслуги, приобретаемые населением для личного потребления. Набор товаров и услугвключает 508 позиций. Регистрация цен производится по выборочной сетипредприятий торговли и сферы услуг различных форм собственности во всехобластных центрах, столице и определенному кругу городов и районных центров.Используемая для агрегирования система весов в части их расходов рассчитываетсяна основании материалов обследований домашних хозяйств за предшествующий год. Сянваря 2008 года при построении ИПЦ используется обновленная схема взвешивания.Доля продовольственных товаров составляет 39,4%, непродовольственных — 32,3%,платных услуг — 28,3%[10].
Таблица -2 Прожиточныйминимум на душу населения в Республике Казахстан в сентябре 2008г.
тенге Величина прожи-точного минимума в том числе Соотношениес величинойв среднемна душу, в процентах Изменениев процентах к продовольственные товары непродовольственные товары и платные услуги преды-дущему месяцу декабрю 2007г. В среднем на душу населения 13183 7910 5273 100,0 99,0 122,4 Социально-демографические группы: дети, до 13 лет 11535 6921 4614 87,5 98,6 134,2 подростки, 14-17 лет юноши 16378 9827 6551 124,2 99,1 120,7 девочки 12549 7529 5020 95,2 99,1 120,7 трудоспособное население, старше 18 лет: мужчины 15525 9315 6210 117,8 99,0 121,0 женщины 12318 7391 4927 93,4 99,0 120,9 пенсионеры и пожилые люди 12159 7295 4864 92,2 99,1 120,8 Источник: Инфляционный рост бьет рекорды не только в Казахстане// КАПИТАЛ_KZ — Деловой еженедельник Казахстана.- Официальный сайт в Интернете www.gazetakapital.kz.-2008г.- № 43 (130)
Прожиточный минимум надушу населения в Республике Казахстан в сентябре 2008г. составил 13 183тенге, по сравнению с декабрем месяцем 2007 г. данный показатель вырос на 122,4 %. Что касается социально-демографические группы, тона детей, до 13 лет приходится – 11 535 тенге, тогда как трудоспособноенаселение, старше 18 лет приходится 15525 тенге, на пенсионеров и пожилых людей– 12159 тенге.
Индекспотребительских цен в декабре 2007 года к декабрю 2006 года составил 118,8процентов. При этом инфляция 2007 года (18,8 процента) побила все рекордыдесятилетнего существования Республики Казахстан.
Таким образом, уровень инфляции по итогам 10 месяцев 2008 г понижен до 8,8%.[11]
Надо разграничиватьсреднегодовую инфляцию и показатель декабря к декабрю. Обычно в последние двагода было так, что среднегодовая у нас была выше показателя декабрь к декабрю.А в этом году,, произойдет обратный случай. Вот декабрь к декабрю у нас будетближе к 9%, а среднегодовая — 8,5%. инфляция в Казахстане в июле 2007 г. составила 0,9% против 0,8% в июне. Вместе с тем, инфляция в годовом выражении (июль 2007 г. к июлю 2006 г.) составила 8,8%, среднегодовая (январь-июль 2008 г. к январю-июлю 2007 г.) — 8,1%. Среднегодовая инфляция в Казахстане в 2006 г. составила 8,6%[12]. Уровень инфляции за 10 месяцевтекущего года составил 8,8%, что соответствует годовому прогнозу не более 10%. На протяжении 2009-2010 годов будет наблюдаться ненеобоснованный рост цен, а скорее, их падение. По итогам 2008 года инфляция в Казахстанесоставила 9,5% в годовом исчислении. Крометого, финансовый кризис в Казахстане связан с ростом инфляции. По официальнымданным, в мае 2008 года инфляция в РК составила 19%, а по неофициальным (поосновной группе товаров и услуг) — 40%. Уровеньинфляции в Казахстане в 2009 году составит 11%
Уровень инфляции вРеспублике Казахстан в сентябре 2009 года
По данным АгентстваРеспублики Казахстан по статистике уровень инфляции в сентябре 2009 года кдекабрю 2008 года составил 4,7%, что на 3,4 процентных пункта ниже, чем зааналогичный период прошлого года (8,1%).
В структуре ИПЦ лидеромприроста цен в сентябре 2009 года к декабрю 2008 года стали непродовольственныетовары, которые подорожали на 6,9% (по сравнению с 6,1% за аналогичный периодпрошлого года). Платные услуги составили 5,8% (9,1%). Рост цен напродовольственные товары составил 2,4%, что на 6,5 процентных пункта ниже, чемза аналогичный период прошлого года (8,9%).
/>
Рис. 2. Уровень инфляциии рост цен на составляющие ИПЦ в сентябре 2009 года, в % к декабрю предыдущего года

Из продовольственныхтоваров в сентябре текущего года к августу прирост цен отмечен на сахар – 6,0%,яйца – 3,4%, масло подсолнечное – на 1,3%, рыба и морепродукты – на 0,7%,молоко свежее – на 0,6%, рис – на 0,5%. Имело место снижение цен на фрукты иовощи – на 6,0%, муку пшеничная – на 1,0%, мясо баранины – 0,5%. [12]
В группенепродовольственных товаров больше всего подорожал бензин – на 5,6%,медикаменты – на 0,8%, одежда и обувь – на 0,4%, предметы домашнего обихода –на 0,3%. Дизельное топливо стало дешевле на 0,7%.
В составе платных услуг внаибольшей степени выросли в цене образование – на 5,4%, электроэнергия – на3,8%, холодная вода – на 1,5%, медицинские услуги – на 1,0%.
Индекс потребительскихцен в сентябре 2009 года по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,4%.
цены на продовольственныетовары снизились на 0,3%;
непродовольственныетовары подорожали на 0,7%;
прирост цен и тарифов наплатные услуги составил 1%.
/>
Рис. 3. Уровень инфляциив 2008 – 2009 годах, в % к предыдущему месяцу
В среднегодовом выраженииуровень инфляции в январе-сентябре 2009года к соответствующему периоду прошлого года составил 7,8% по сравнению с19,2% в январе-сентябре 2008 года.
В региональном разрезе всентябре 2009 года к декабрю 2008 года наибольший уровень инфляции, превышающийсреднереспубликанский сложился в Южно-Казахстанской (5,4%), Жамбылской (5,3%),Атырауской и Западно-Казахстанской (по 5,2%), Акмолинской (4,8%), областях и вгороде Алматы (5,6%).
/>Рис. 4. Уровень инфляции в разрезерегионов в сентябре 2009 года к декабрю 2008 года, %
2.2 Направленияантиинфляционной политики Республики Казахстан
Оцениваяхарактер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамкахпервого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства)предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственнымирасходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. Приинфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы иповышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции.однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести кзастою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Еслиспрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений идругих расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всегов отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленнореализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос напотребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетнымисредствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливатьинфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственныевозможности маневрировать налогами и расходами. Второй подход рекомендуетсяэкономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый планденежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическуюситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольнымправительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращениии ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Инымисловами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционныемероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулированиеэкономического роста и искусственное поддержание занятости путем сниженияестественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в нейневозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии,диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей,переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этимочевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо,поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной,контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.[13]Фискальнаяполитика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственнымирасходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличенияпроизводства и занятости или снижения инфляции. Рассмотрим дискреционнуюсдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательноеманипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля надинфляцией. Она включает в себя: (1) уменьшение правительственных расходов, или(2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаяхнаблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта. Либеральныеэкономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен,для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могутрекомендовать ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счетувеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственныйсектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупныхрасходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов.Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, можетопираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровнигосударственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемаяавтоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрениедискреционной фискальной политики. Если налоговые поступления колеблются в томже направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденциюавтоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействоватьпреодолению возможной инфляции. Налогово-бюджетная политика и инфляция. Фискальнаяполитика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией. Предотвращениепрогнозируемой инфляции. Экономическая система какое-то время находится всостоянии равновесия в точке Е1 (реальный объем производства поддерживается наестественном уровне). Проект государственного бюджета на будущий финансовый годпессимистичен: по мнению экспертов, вероятно усиление инфляционных моментов,которое обусловливается предполагаемым ростом следующих компонентов совокупногоспроса: резким повышением спроса на экспортные товары, бума потребительскихрасходов, повышением уровня планируемых инвестиций и затрат. Без принятиянеотложных мер такое положение вещей сдвинет экономическую систему вправо — вверх(т.е. вызовет движение вдоль кривой совокупного предложения АS1 к точке Е2).Результатом явится общее повышение уровня цен с Р1 до Р2, но рост инфляции наэтом не закончится. Общий рост цен на товары и услуги заставит фирмы современем изменить свои ожидания относительно заработной платы и цен напривлекаемые факторы производства и другие ресурсы. Вследствие этого накраткосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения сместитсявверх в положение АS2. Когда реальный объем производства вновь упадет до своегоестественного уровня, уровень цен будет продолжать увеличиваться до тех пор,пока не достигнет состояния нового долгосрочного равновесия Р3. Использование«сдерживающей» налогово-бюджетной политики – один из путей устранения угрозыинфляции. Государственный бюджет на следующий год может быть составлен такимобразом, чтобы сокращение объема государственных закупок и заказов сочеталось сувеличением чистых налогов, компенсируя ожидаемое оживление совокупного спросав частном секторе экономики. Правильное сочетание сокращения объемагосударственных заказов, трансфертных платежей и повышения налогов удержиткривую совокупного спроса в желаемом положении АD1, а экономическую систему – всостоянии стабильности. Изменения уровня цен. Повышение уровня цен такжевоздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. Принеизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличиваетноминальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговыеставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темповинфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов.(Классический пример – федеральный подоходный налог. Однако подоходные налоги вэкономической практике США ныне индексируются и не ложатся дополнительнымбременем на плечи налогоплательщиков). В то же время повышение уровня ценувеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинствотрансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни,отчасти – так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемыеправительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые видыгосударственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине.Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будетменьше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся.Если все статьи бюджета индексируются, то повышение уровня цен никак не влияетна реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексировандалеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов как вабсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальныевеличины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня ценпри прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицитагосударственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще болеезначительно. Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставокувеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Этоувеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходовгосударственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок.Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает какреальный, так и номинальный бюджетный дефицит. Проблемы фискальной политики:Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени междуначалом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта.Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольномедленно.[14,C.32]Функциональноезапаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимаетсярешение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказыватьвоздействие на уровень цен. Политические проблемы. Фискальная политикаформируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ееиспользование для целей стабилизации экономики. Эффект вытеснения некоторыхинвестиционных капиталов на денежном рынке. Шоки совокупного спроса, имеющиекорни за рубежом. Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процентасдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт.Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту,обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта(совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающейфискальной политике). Кредитно-денежная политика. В кредитно-денежной политикедля ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержатьинфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл еезаключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующимобразом: Центральные банки должны продавать государственные облигации наоткрытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков. Увеличениерезервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточныхрезервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. Подъем учетной ставкиснижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредствомзаимствования у центральных банков. Среди трех видов денежного контроля(операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетнойставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытомрынке. Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодическидополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективногорегулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку иувещевания. Воздействие ограничительной (рестрикционной) денежно-кредитной политики.Систему каналов, по которым реализуется влияние денег в экономической системе,называют передаточным механизмом. Первоначально рынок денег, модель которогоизображена в части а рисунка 5 находится в состоянии равновесия в точке Е1.Кривая предложения денег занимает положение МS1, а кривая спроса на деньгинаходится в положении МD1; следовательно, равновесное значение номинальнойнормы процента равно R1. При этом значении будут осуществлены реальные плановыеинвестиции в объеме, обозначенном в части б рисунка символом I1. Данный уровеньплановых инвестиций, наряду с заданными условиями, касающимися объемовпотребления, государственных закупок и чистого экспорта, учитывается в качествеструктурообразующего элемента при построении кривой совокупного спроса АD1 вчасти в. Таким образом, точка е1, в которой пересекаются кривые совокупногоспроса АD1 и совокупного предложения АS, является точкой первоначальногоравновесия экономической системы. Уровень равновесия реального объемапроизводства обозначен символом у1, а Р1 соответствует равновесному уровню цен.Фиксируя в качестве исходного положения экономической системы точку Е2 (рынокденег), центральный банк пересматривает тактическую цель своейденежно-кредитной политики и уменьшает количество денег в обращении. Графическиэто можно интерпретировать в виде сдвига кривой предложения денег влево.Растущая норма процента вызывает сокращение объема плановых инвестиций. Оно ссвою очередь, сдвигает кривую совокупного спроса влево, заставляя снижатьсяуровни цен и реального объема производства. Это означает уменьшение величиныноминального дохода, что заставляет кривую спроса на деньги также сдвинутьсявлево, но не настолько, чтобы избежать некоторого повышения нормы процента.Новое равновесие на краткосрочном временном интервале устанавливается тогда,когда рынок денег возвращается в состояние Е1, а экономическая система в целомвновь оказывается в точке е1. Подводя итоги, можно сказать, что накраткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий врамках денежно-кредитной политики состоят в следующем: Повышение нормыпроцента. Уменьшение уровня реального объема производства. Понижение уровняцен. Обратившись к политике дорогих денег для ограничения инфляции, мыобнаружим, что чистый экспорт сократиться. Это означает рост торговогодефицита. (Проблема: инфляция ( политика дорогих денег – более высокаяпроцентная ставка – ( возросший спрос на национальную валюту за границей (стоимость национальной валюты повышается ( чистый экспорт сокращается–сокращаетсясовокупный спрос). Следовательно, политика дорогих денег, проводимая длясмягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торговогобаланса. Монетаризм Монетаристский подход состоит в том, что рынки вдостаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечиваетвысокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночнаясистема, если она не подвергается государственному вмешательству вфункционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность.Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственноеуправление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы исодержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику.Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:
MV = PQ,
где М –предложение денег,
V – скоростьобращения денег в кругообороте доходов;
P – уровеньцен или, точнее, средняя цена, по которой продается каждая единица физическогообъема производства;
Q –физический объем производимых товаров и услуг.
Монетаристывидят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровеньпроизводства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристовпроистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на всевиды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условияхполной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, Монетаристы считаютскорость обращения денег стабильной – в том смысле, что ее колебания невелики иона не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения.Значит, изменения денежного предложения оказывает предсказуемое воздействие науровень номинального ЧНП (=PQ). Монетаристы полагают, что, хотя изменение Мможет вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства изанятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительнойперспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаризм исходит изтого, что передаточный механизм проще и гораздо яснее, чем предполагаеткейнсианская модель. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спросавлияет на номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно черезизменение уровня цен. Монетаристы значительно умаляют фискальную политику каксредство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, чтоабсолютная беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловленаэффектом вытеснения. Предположим государство создает бюджетный дефицит,продавая облигации, то есть занимая деньги у населения. Но занимая деньги,государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды.Государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную ставкуи вытесняют значительное количество частных капиталовложений, которые впротивном случае были бы прибыльными. Конечный результат воздействия бюджетногодефицита на совокупные расходы непредсказуем или несуществен.[15].Большинствомонетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег длясмягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов,экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежнымрегулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристыпредлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложениеувеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП. С точкизрения монетаристов, совокупный спрос смещается вправо или влево главнымобразом в результате соответственного расширения или сокращения денежногопредложения. Монетаристы считают кривую совокупного предложения крутой, или,если взять крайний случай, вертикальной. Почти вертикальная линия отражаетклассическую основу монетаризма. С точки зрения монетаристов, изменениесовокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабоевоздействие на реальный ВНП. Данный вывод следует из предположения, что еслиЦентральный банк придерживается монетарного правила, то объем производства вэкономике все время находится на уровне почти полной занятости. Если те, ктоделают политику, попытаются использовать стабилизационные меры, их усилияокажутся напрасными. В результате смещения кривой совокупного спроса с AD1 кAD2 мы получаем скромный рост реального объема производства, но значительныйрост уровня цен. За очень скромное увеличение объема производства и занятостиэкономика платит высокую цену в виде инфляции. Фискальная политика,ориентированная на предложение. Экономисты признали также, что фискальнаяполитика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и,следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика можетвызвать в соотношении уровень цен – реальное производство. Некоторые экономистыубеждены, что сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупногопредложения значительно вправо. Более низкие налоги увеличат размеры доходовпосле уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств.Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Болеетого, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величинузарплаты после уплаты налогов, то есть той цены, которая выплачивается заработу, и следовательно, усиливают стимулу к труду. [16,C.61]. В то время как с точки зрениятрадиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращениеналоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложенияпредполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано такимобразом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.Сторонники теории, ориентированной на предложение, заявляют, что рано илипоздно большая часть налогов (уровень налогов в данном случае высокий)трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителейв форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции издержек.Сторонники теории экономики предложения считают, что существование большогоразнообразия государственных трансфертных программ подрывает стимулы к труду.Они предлагают снизить предельные ставки налогов на сбережения, также онипризывают ввести более низкие налоги на доходы от инвестиций, для того чтобыбыть уверенными в наличии достаточных инвестиционных возможностей длявозрастающих сбережений в экономике. Большинство экономистов с большойосторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позицийэкономики предложения. Во-первых, они чувствуют, что ожидаемое позитивноевоздействие сокращения налогов на стимулы к труду. Сбережению и инвестициям, атакже стимулы к риску могут быть на самом деле не столь сильны, как надеютсясторонники экономики предложения. Во-вторых, любые сдвиги кривой совокупногопредложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда каквоздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее. Большой опытпроведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показываетцелесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики. [17].
Данные о политики НБ РК вкризисный период
По данным Нацбанка РК, наконец июня 2008 года объем инвестиций из Казахстана в США увеличился в 4,5 разапо сравнению с показателем на конец декабря 2007-го. Инвестиции в Японию заэтот же период выросли в 51 раз, во Францию — в 13 раз, в Италию — в 10 раз, вИспанию — в 6 раз, в Швейцарию — в 5,8 раза, в Германию — в 2,6 раза, вВеликобританию и Нидерланды — в 2 раза. Только вложения в десятку наиболеепопулярных у наших инвесторов неофшорных юрисдикций увеличились за полгода на$42,2 млрд. — это более 80% из общего объема оттокаинвестиций за рассматриваемое полугодие.
В «Основныхнаправлениях политики Нацбанка РК на 2007–2009 годы», утвержденной24 декабря 2007 года, указывалось, что вариант снижения мировых ценна нефть «не рассматривается… поскольку его реализация, каки реализация высокого экономического роста в РК, в предстоящиедва года маловероятна».
При ситуации умеренногоразвития цен (базовый вариант стратегии) основной целью политики Нацбанкастанет удержание инфляции в пределах, определенных в среднесрочном планесоциально-экономического развития страны на 2007-2009 годы (в 2007 году — впределах 4,9%-6,5%, в 2008 году — 4,8%-6,2%, в 2009 году — 4,1%-5,5%). “Прибазовом сценарии развития рост монетизации экономики к 2009 году прогнозируетсяна уровне 37,8%”. В целях регулирования доходности на финансовом рынкепо-прежнему будут выпускаться краткосрочные ноты, однако предполагаетсязначительное снижение их сроков обращения. В этих условиях, главныминструментом стерилизации избыточной ликвидности станут депозиты Нацбанка. Каксообщалось ранее, для снижения проблемы избыточной ликвидности и более гибкогорегулирования ликвидности банков предполагается внесение соответствующихизменений в механизм формирования минимальных резервных требований. Кроме того,Нацбанк РК будет изучать методологические аспекты учета пенсионных активов вобзоре финансового сектора и их влияние на денежно-кредитную политику дляпринятия соответствующих мер.

Заключение
В настоящее время инфляция один из самых болезненных и опасныхпроцессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическуюсистемы в целом. Инфляция не только означает снижение покупательской, но иподрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия попроведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый характер.В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться вкачестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она непредставляет серьезной угрозы, поскольку там разработаны и достаточно широкоиспользуются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблемуденежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитыватьмногосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежатне только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращениягосударственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуетсяпроведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди нихстабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговойсистемы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий зарезультаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер порегулированию цен и доходов.
Сегодня инфляция принялавсеобщий и хронический характер во многих странах мира. Республика Казахстан неисключение.
Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями.Прежде всего, она развивается в обстановке резкого спада производства.
Другой особенностью инфляции в Казахстане является то, чтоона возникла из состояния «подавленной инфляции», когда цены натовары и услуги были искусственно низки, но имелся их значительный дефицит.Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степеньмонополизма в экономике, что связано с наличием крупных предприятий, работавшихна потребности экономики Советского Союза. Крупные сырье добывающие,металлургические, химические, машиностроительные предприятия не имеют аналоговв республике и не создают конкурентной среды, присущей рынку.
Следующей особенностьюявляется сырьевой характер народного хозяйства Казахстана, что обусловливаетзависимость внутреннего рынка по потребительским товарам от внешних рынков.
Естественно, процессинфляции не мог негативно не отразиться на деформированном состоянии рынка вКазахстане. Так разрешение коммерческой деятельности гражданам, организациям ипредприятиям для достижения оперативности движения товаров, улучшения снабжения,удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции, привело кнеуправляемым процессам перераспределения. Этот процесс приобрел стихийный,неуправляемый характер, чему способствует ослабление контроля со стороныгосударственных органов, игнорирование законодательства коммерческимиструктурами и т.д.
Политическиеи психологические факторы инфляции связываются с поведением населения,хозяйствующих субъектов относительно обстановки, складывающейся в государстве.Политическая нестабильность, недоверие населения к правительству, политическиекризисы, неуверенность в будущем нарушают естественное функционированиеденежного обращения, приводит к «бегству» от денег, что усиливает спрос на необесценивающиеся активы, иностранную валюту, золото.
Как видим, процессинфляции мешает развитию экономики, поэтому необходимо проводить меры попреодолению инфляции. Наиболее целесообразным является последовательноерегулирование цен и заработной платы. Продукция предприятий-монополистов должнажестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение является предметомтщательного анализа со стороны государственных органов ценообразования.
Регулированиезаработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткойзависимости от реального увеличения производительности труда, посколькуприросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам ростапроизводительности труда, являются по своему характеру не инфляционными.
Вцелом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться путемтщательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях ставокзаработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов, представителейадминистрации предприятий и правительства. Компромиссные соглашения по уровнямоплаты труда и цен должны выдерживаться в течение определенного соглашениемкраткосрочного периода.
Вэтих условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенноеснижение ее темпов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Гамарник Г. Н.Управление экономикой Казахстана. — Алматы.- Экономика.- 2002. – с. 89- 95.
2.        Бошакбаев А. Е.,Куватов Р.Ю. Экономика и проблемы переходного периода.- Алматы.- Экономика.-2007. — С.87;
3.   Анализ итогов 2006 года и тенденцийразвития экономики // Республика.- 2007.- № 7. — С.9;
4.   К.Айтуганов Инфляция//Транзитная экономика.-2007г.-№6.- С.10;
5.   Канат Берентаев, Инфляция-2008 оказалась выше официальных данных //«Капитал.kz», 27 декабря 2008;
6.   Кривко Н. Антиинфляционная ситуация вКазахстане // Аль-Пари.- 2008 г.-№4.- С.3;
7.   Национальный Банк РеспубликиКазахстан Инфляция// Банки Казахстана.- 2008г.-№6.- С.2;
8.   О.Попова Инфляция//ББ-МСФО.-2008г.-№5.-С.50;
9.   Касыпалдиев Б. Инфляция вКазахстане// Деловая неделя.-2008г.-№2.-С.2;
10.     Инфляционный рост бьет рекорды не только в Казахстане// КАПИТАЛ_KZ — Деловой еженедельник Казахстана.- Официальный сайт в Интернете www.gazetakapital.kz.-2008г.- № 43 (130);
11.     Нацбанкбудет сдерживать годовую инфляцию в пределах 7,9-9,9% в 2008 г.,7,5-9,5% — в 2009 г. — Номад,Казахстан.- Официальный Сайт в Интернете www.nomad.su.-2008г.;
12.     Основные итогиреализации Концепции развития финансового сектора 2003 – 2006 // Официальныйсайт в Интернете www.souz-atameken.kz.
13.     Концепцияразвития финансового сектора 2007 – 2009// Официальный сайт законодательныхактов Республики Казахстан www.zakon.kz.
14.     Стратегиииндустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы,Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года. — N 1096.- С.32;
15.     Основныенаправления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстанна 2008-2009 годы, Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24декабря 2007 года №146;
16.     Р. ДаукеновИнфляция: причины, сущность и методы борьбы// Қаржы-Қаражат.-2009г.-№12.- С.61.
17.     Ометодах сдерживания инфляции в Казахстане.- Жеты кун / «Хабар». — Номад,Казахстан.- Официальный Сайт в Интернете www.nomad.su.-2008г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.