Реферат по предмету "Разное"


Активизация региональной внешнеэкономической деятельности средствами международного маркетинга в условиях интернационализации мирового хозяйства

На правах рукописи Демченко Марина ВладимировнаАКТИВИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВАСпециальности: 08.00.14 – мировая экономика 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: маркетингАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наукРостов-на-Дону – 2010 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». ^ Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Самофалов Виктор Иванович Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор ^ Ведущая организация: Архипов Алексей Юрьевичдоктор экономических наук, профессорФедько Валерий ПавловичГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» Защита состоится 12 мая 2010 г. в 11.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.209.04 по экономическим наукам при Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69, ауд. 231. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд. 315. Текст автореферата размещен на официальном сайте РГЭУ (РИНХ) www.rsue.ru в разделе «Защита диссертаций».Автореферат разослан 9 апреля 2010 г.Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд. 321, объединенный диссертационный совет ДМ 212.209.04 по экономическим наукам.Ученый секретарьдиссертационного советад.э.н., профессор Е.С. Акопова^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. В условиях усиления процессов интернационализации мировой экономики в целом, интеграции России в мировое экономическое пространство, усиления рол и внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в социально-экономическом развитии страны и ее регионов возрастает значимость международных маркетинговых процессов, ориентированных на активизацию региональной внешнеэкономической сферы. Актуальность исследования внешнеэкономической деятельности региона обусловлена ролью регионального фактора в социально-экономическом развитии России и возрастанием влияния внешнеэкономической компоненты на этот процесс. Для российских регионов международные и внешнеэкономические связи стали важным условием динамичного социально-экономического развития, позволяющим осуществлять взаимовыгодное сотрудничество, свободный обмен товарами, услугами, научно-техническими достижениями, рабочей силой, капиталами между региональными внутренними и международными внешними рынками в рамках открытой экономики. Особую значимость при этом приобретают меры, методы, модели, стратегии, вырабатываемые региональными властями в сфере ВЭД, и их взаимодействие с международными инициативами и программами федеральных органов, где вопросы привлечения средств и возможностей международного маркетинга в целях активации предпринимательской инициативы и конкурентных возможностей регионов на международных рынках приобретают признаки самостоятельной научной проблемы. Использование маркетингового подхода в управлении региональной ВЭД предполагает перенесение теоретических разработок и практических достижений в области маркетинга и менеджмента с микроуровня экономики предприятия на мезоуровень управления экономикой территории. Здесь проявляется сфера деятельности новой для России области знаний – международного маркетинга региона, который представляет собой действенный управленческий механизм, ориентированный на обеспечение эффективного регионального социально-экономического развития посредством разработки и реализации органами власти системы мер по привлечению в территорию новых зарубежных экономических агентов, а также по продвижению за рубеж продукции и услуг, произведенных в субъекте РФ, ориентированных на потребности зарубежных партнеров. Дальнейшее исследование и развитие методических положений применения инструментария международного маркетинга в целях активизации региональной внешнеэкономической деятельности представляется задачей актуальной, отвечающей требованиям международных экономических инициатив федеральных органов власти, а также условиям вовлечения российских регионов в усиливающийся процесс интернационализации мировой экономики в целом. ^ Степень разработанности проблемы. Исследованию тенденций развития мировой экономики, процессов интеграции как основы укрепления конкурентных позиций стран, регионов, предприятий посвящены работы ряда зарубежных и отечественных ученых. В частности, вопросы интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи, взаимодействия и взаимопроникновения национальной и мировой экономики, осуществления внешнеэкономических связей, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности получили отражение в работах таких авторов, как Портер М., Фишер П., Балабанов И., Басенко А., Булатов А., Глазьев С., Долгов С., Кочетов Э., Орешкин В., Покровская В., Фаминский И. и др. Фундаментальным исследованиям развития регионов России под влиянием ВЭД и особенностям ее государственного регулирования посвящены работы Архипова А., Вардомского Л., Воронковой О., Гранберга А., Евтеева В., Пузаковой Е., Рубинской Э., Солодкова Г., Таранова П. и др. Проблемам развития теории и методологии международного маркетинга посвящены труды таких зарубежных и отечественных авторов, как Ансофф И., Котлер Ф., Райн И., Хейдер Д., Авдокушин Е., Багиев Г., Пивоварова М. и др. Особенности применения маркетинговых механизмов на внутрифирменном и региональном уровнях исследовались в работах Арженовского И., Голубкова Е., Костоглодова Д., Кетовой Н., Панкрухина А., Сейфуллаевой М., Фатхутдинова Р., Федько В. и др. Однако большинство авторов не рассматривают международный маркетинг как средство активизации внешнеэкономических связей территории в целях повышения ее международной конкурентоспособности и адаптации к мирохозяйственным процессам.Таким образом, имеет место ниша для дальнейшего проведения теоретико-методических исследований проблем адаптации экономики внутринациональных регионов к глобальным экономическим процессам посредством использования инструментов международного маркетинга территории, что и предопределило выбор предмета, объекта и цели данного исследования, а также состав решаемых задач и структуру диссертации.^ Целью диссертационного исследования является обобщение теоретико-методических аспектов регионализации ВЭД в России и разработка методического инструментария активизации внешнеэкономической деятельности территории с применением средств и возможностей международного маркетинга. Поставленная цель исследования предопределила необходимость решения следующих этапных задач исследования: Обобщить представления о процессах регионализации внешнеэкономической деятельности в России и особенностях ее государственного управления в условиях интеграции регионов в мировую экономику. Определить условия обеспечения международной конкурентоспособности регионов с учетом их социально-экономического статуса и внешнеэкономической активности и оценить влияние международного маркетинга на этот процесс в условиях рыночных преобразований в России и ее интеграции в мировое экономическое сообщество. Систематизировать методические положения и принципы организации международного маркетинга территории как активатора ее внешнеэкономической сферы. Усовершенствовать методические положения исследования внутренней и внешней маркетинговой среды субъекта РФ с целью выявления и использования потенциальных возможностей повышения эффективности его внешнеэкономических связей. Разработать алгоритм формирования программы международного маркетинга территории, используемый в целях подготовки методических рекомендаций по активизации региональной ВЭД средствами международного маркетинга. Обосновать предложения по совершенствованию организационно-управленческой структуры ВЭД Ростовской области с использованием технологий международного маркетинга. Предложить комплексную принципиальную схему организации международного маркетинга субъекта РФ, разработать методический инструментарий оценки результативности программы международного маркетинга Ростовской области с учетом прогнозирования социально-экономического эффекта от ее реализации.^ Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность субъектов РФ, а также международный маркетинг как средство ее активизации в целях адаптации региона к условиям интернационализации российской экономики.^ Предметом исследования явились методические подходы и способы активизации внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей Ростовской области средствами международного маркетинга для повышения ее международной конкурентоспособности в условиях интеграции России в мировое экономической пространство. Диссертация выполнена в рамках п. 21 «Направления и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, отраслей и регионов» паспорта научной специальности 08.00.14 – мировая экономика и п. 3.3 «Направления и формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся условиям экономики России» Паспорта научной специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: маркетинг.Теоретико-методологическая основа диссертационной работы. Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в области интернационализации и глобализации мировой экономики, федерализма, регионализации внешнеэкономической деятельности, международного маркетинга; фундаментальные положения теории переходной экономики, институционализма, региональной экономики; прогнозные и программные разработки федеральных и региональных органов власти.^ Инструментарно-методический аппарат исследования. Для решения поставленных задач на разных этапах диссертационного исследования использовались методы структурно-функционального анализа, логического, сравнительного и экономико-статистического анализа, графической интерпретации, концептуальные эвристические модели, реализуемые в рамках системного подхода к исследованию сложных социально-экономических процессов.^ Информационно-эмпирическую базу исследования составляют данные Федеральной службы государственной статистики и ее регионального подразделения в Ростовской области, Федеральной таможенной службы РФ и Южного таможенного управления, а также методические и аналитические разработки Администрации Ростовской области, министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, Международного института экономики, права и менеджмента Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, федеральная и региональная нормативно-правовая база в сфере ВЭД, данные аналитических агентств РА «Эксперт», «Интерфакс», «АК&М», информационные материалы, содержащиеся в научных публикациях и периодической печати, а также информация по проблеме исследования, собранная лично автором. Нормативно-правовую базу составили законодательные акты в области внешнеэкономической деятельности России и субъектов РФ.^ Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на научном предположении, что средства и возможности международного маркетинга являются эффективным способом активизации региональной внешнеэкономической деятельности в свете дальнейшей интеграции субъектов РФ в мировое экономическое пространство, в связи с чем существует настоятельная необходимость в дальнейшем развитии теоретико-методических положений международного маркетинга и выработке практического инструментария его применения в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью. Такой подход предполагает обеспечение структурно-функциональной оптимизации механизма управления региональной ВЭД и позволяет разработать программу международного маркетинга региона, ориентированную на повышение его макроэкономических показателей.Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 08.00.14 – мировая экономика Под воздействием процессов глобализации мировой экономики, интернационализации и регионализации внутринациональный регион превратился в субъект мировой экономики, отличающийся относительной самостоятельностью и позиционирующий себя как пространственно локализованное сообщество, обладающее целостностью, совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических и социокультурных условий и ориентированное на интеграцию в мировую экономическую систему. Процесс интеграции регионов России в мировую экономику является управляемым и требует координации действий федеральных и региональных властей, определения и разграничения их полномочий, согласования в различных законах норм, регулирующих компетенцию органов государственной власти всех уровней, совершенствования механизма их взаимодействия для обеспечения наиболее рационального и эффективного исполнения соответствующих конституционных и законодательных норм. Условием интеграции региона в глобальную экономику в целях получения экономической выгоды от международного разделения труда является обеспечение траектории центростремительного движения в системе хозяйствующих субъектов территории и региональных органов власти посредством формирования взаимовыгодной и ресурсообеспеченной стратегии развития внешнеэкономической открытости в совокупности структурно-экономической (ВЭД региона) и нормативно-институциональной (ВЭС региона) составляющих. Обозначенный комплексный подход к функционированию внешнеэкономической сферы региона ориентирован на повышение его международной конкурентоспособности посредством максимизации социально-экономических показателей развития территории при полном использовании ее ресурсов, как естественных и воспроизводственных, так и административных. Применение маркетинговых инструментов существенно повышает конкурентные преимущества территории в борьбе за ресурсы и потребителей экспортной продукции. Сопровождение и координацию процесса активизации региональной внешнеэкономической деятельности должен осуществлять специализированный орган, призванный координировать маркетинговые усилия субъектов ВЭД региона. Для обеспечения научного подхода в применении инструментов международного маркетинга в региональном управлении и удовлетворения интересов всех участников этого процесса целесообразно включение в указанный орган на условиях партнерства представителей власти, бизнес-сообщества, науки, общественности. Анализ системы статистических показателей, отражающих динамику развития региональной ВЭД, позволяет оценить влияние маркетинговых усилий органов государственной власти на эффективность внешнеэкономических связей территории. При этом используемая система оценок должна регулярно актуализироваться в соответствии с изменениями во внешней и внутренней маркетинговой среде и может быть положена в основу разработки и реализации программы международного маркетинга. Такой механизм позволит обеспечить ускоренную интеграцию региона в глобальное экономическое пространство и оптимизировать усилия субъектов ВЭД в получении экономической выгоды и социального эффекта от участия в системе международного маркетинга. 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: маркетинг Международный маркетинг, являясь современной управленческой технологией, представляет собой действенный инструмент социально-экономического развития территории, формируя стратегическую основу ее адаптации к тенденциям мирохозяйственного развития с ориентацией на повышение эффективности и совершенствование механизма региональной внешнеэкономической деятельности. Теоретико-методологическая база международного маркетинга территории представлена совокупностью взаимосвязанных категорий и инструментов, образующих логическую систему, входом которой является маркетинговое исследование внешнеэкономического потенциала, выступающего основой функционирования внешнеэкономического комплекса территории; выходом – региональная программа международного маркетинга. В процессе программирования международного маркетинга определяются цели, задачи, приоритеты его развития, экономически обоснованный план маркетинговых мероприятий и система оценок эффективности предпринимаемых действий. В основу комплексного плана маркетинговых действий может быть положена построенная по отраслевому и функциональному признакам матрица направлений реализации конкурентных преимуществ региона, определяемых исходя из запросов и интересов целевых групп потребителей регионального продукта.^ Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в теоретико-методическом обосновании места и функции международного маркетинга в системе государственного управления субъектом РФ как инструмента активизации региональной ВЭД и повышения уровня социально-экономического развития территории, а также в разработке адекватного процессу интернационализации экономики методического инструментария формирования программы международного маркетинга региона. Элементы научной новизны состоят в следующем: – мировая экономика Разработана схема прямой зависимости уровня жизни населения территории от степени ее внешнеэкономической активности, что позволило обосновать необходимость государственного управления процессом активизации региональной ВЭД в условиях интеграции субъектов РФ в мировое экономическое пространство. Уточнена сущностно-категориальная трактовка международной конкурентоспособности региона как совокупного показателя уровня его социально-экономического развития в комплексе взаимодействующих хозяйствующих субъектов по поводу воспроизводства ресурсов региональной экономики, отражающего преимущества данного региона в противостоянии с другими региональными системами внутри государства и за его пределами, что дало возможность развить типологию российских регионов как субъектов системы международных экономических отношений в части оценки масштабов и глубины проработки предпринимаемых ими маркетинговых усилий во ВЭД с целью обеспечения своей международной конкурентоспособности. Обоснована целесообразность и доказана необходимость структурно-функционального преобразования механизма управления региональной ВЭД посредством создания специализированной межведомственной комиссии при администрации региона (на примере Ростовской области), призванной координировать процесс применения инструментов международного маркетинга в региональной экономике, что позволит осуществлять постоянную адаптацию ее внешнеэкономической сферы к изменяющимся внешним условиям и активизировать деятельность субъектов ВЭД региона путем использования принципов межведомственного взаимодействия, комплексного подхода и планирования результата. Исследованы особенности организации региональной системы мониторинга в контексте обеспечения данных для сопоставимого анализа фактических и прогнозно-целевых показателей и индикаторов успеха, корректной оценки влияния результатов предпринимаемых действий на эффективное развитие внешнеэкономических и в целом социально-экономических процессов субъекта РФ, которые позволяют практически оценивать степень влияния маркетинговых усилий региональных органов власти на уровень активности ВЭД, а также формировать состав конкретных и адекватных (исходя из ситуации) предложений по совершенствованию организационно-управленческой структуры внешнеэкономического комплекса территории. – экономика и управление народным хозяйством: маркетинг: Выявлена и исследована двуединая (аналитическая и управленческая) функция международного маркетинга региона как действенного управленческого инструмента оценки и повышения его международной конкурентоспособности, выступающего средством адаптации территории к растущей интернационализации, а впоследствии – стимулирования ее ВЭД, что было положено в основу практического алгоритма оценки влияния международного маркетинга на повышение экономической привлекательности региона посредством активизации его ВЭД. Модифицирована и адаптирована для условий внутристранового региона методика проведения международного маркетингового исследования, апробированная на примере Ростовской области, включающая в себя поэтапный анализ внутренней и внешней маркетинговой среды региона, что позволяет с международных позиций оценить его конкурентное положение относительно других российских территориальных образований. Предложена процедура формирования региональной программы международного маркетинга, включающая в себя этапы исследования и анализа маркетинговой среды, целеполагания, стратегического планирования и прогнозирования, оценки социально-экономической эффективности и результативности предпринимаемых мер с последующей корректировкой первоначальных целевых установок, что позволяет детально спланировать и реализовать систему конкретных мер по изменению существующего места региона России как экономического субъекта, продвижению его продукции и услуг за рубеж и, в конечном счете, обеспечению его социально-экономического развития как территории для проживания. Разработана матрица стратегических направлений применения инструментария международного маркетинга во внешнеэкономической сфере региона, позволяющая систематизировать и гармонизировать деятельность органов государственной власти по оптимизации внешнеэкономических связей в разрезе целевых групп потребителей регионального продукта, что способствовало развитию метода структурно-функциональной адаптации региональной ВЭД к процессу интеграции региона в мировое экономическое пространство в части применения комплекса международного маркетинга в системе регионального управления.^ Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшем развитии теоретико-методологических положений и научных подходов к повышению эффективности региональной ВЭД посредством применения маркетинговых инструментов, а также в методическом обосновании структурно-функционального механизма реализации комплекса международного маркетинга в условиях интеграции территории в мировое экономическое пространство.^ Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного методического и инструментарного аппарата для формирования комплекса международного маркетинга в процессе активизации ВЭД внутринациональных регионов. Отдельные материалы и результаты исследования, касающиеся анализа и систематизации теоретических основ интернационализации хозяйственной деятельности в экономике субъектов РФ, могут быть использованы в учебном процессе в преподавании курсов «Международные экономические отношения», «Внешнеэкономическая деятельность», «Международный маркетинг». Результаты диссертации в части методических положений повышения эффективности региональной ВЭД посредством мер международного маркетинга могут быть использованы органами государственного управления и специалистами в области проектирования и программирования социально-экономических систем.^ Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации докладывались и получили положительную оценку на ряде международных и региональных научно-практических конференций; методические положения диссертации в части применения инструментов международного маркетинга в процессе разработки программ внешнеэкономической деятельности и социально-экономического развития территории приняты к использованию в министерстве экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, что подтверждено справкой об использовании материалов исследования. Основные положения и результаты диссертации изложены в 9 публикациях общим объемом 3,83 п.л., в том числе в коллективной монографии, статье в периодическом издании, рекомендованном ВАК, в статьях других изданий и межвузовских сборников, в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях.^ Структура и объем диссертационной работы определены целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, библиографического списка литературы, включающего 298 наименований трудов российских и зарубежных авторов, 5 приложений. Диссертация изложена на 211 страницах основного текста, содержит 10 таблиц, 15 рисунков. Диссертация имеет следующую структуру: ВВЕДЕНИЕ1. ^ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНОВ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО В УСЛОВИЯХ ЕГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 1.1. Анализ особенностей регионализации внешнеэкономической деятельности в России в условиях интеграции регионов в мировое экономическое пространство1.2. Идентификация условий обеспечения международной конкуренто-способности регионов в зависимости от их внешнеэкономической активности1.3. Международный маркетинг как инструмент активизации внешнеэкономической деятельности территории: постановка задачи исследования2.^  РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА2.1. Оценка содержательного наполнения структуры и этапов организации международного маркетинга2.2. Анализ внутренней маркетинговой среды субъекта Российской Федерации 2.3. Маркетинговое исследование внешних факторов активизации региональной экономики3.^  СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ3.1. Методическое обоснование системы стратегического управления процессом международного маркетинга территории3.2. Разработка маркетингового плана активизации региональной внешнеэкономической деятельности3.3. Выбор организационно-экономических решений по совершенст-вованию механизма международного маркетинга Ростовской областиЗАКЛЮЧЕНИЕ^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКПРИЛОЖЕНИЯОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, степень разработанности научной проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, определены предмет, объект и рабочая гипотеза, положения, выносимые на защиту, представлены элементы научной новизны результатов исследования, отмечена теоретическая и практическая значимость работы, степень ее апробации.^ Первая глава – «Теоретико-методические аспекты интеграции регионов России в мировое хозяйство в условиях его интернационализации» – посвящена обобщению представлений о тенденциях развития российских регионов под воздействием их экономической дифференциации и уточнению места региональной ВЭД в системе внешнеэкономического комплекса страны; идентифицирован внутринациональный регион как субъект глобальной экономики. В работе выявлено, что одной из причин различий между регионами по социально-экономическим и финансовым показателям является разный уровень развития их внешнеэкономической деятельности. Преодоление диспропорций развития территорий, а также обеспечение условий экономического роста регионов может быть осуществлено, следовательно, в том числе и за счет активизации их ВЭД. По мнению автора, совокупным показателем эффективности региональной социально-экономической системы, отражающим преимущества данного региона в противостоянии с другими региональными системами внутри государства и за его пределами, может выступать показатель ее международной конкурентоспособности, по которому имеется возможность развить типологизацию внутрироссийских регионов следующим образом: не использующие маркетинговые подходы для активизации ВЭД; применяющие маркетинговые подходы и технологии в приоритетных отраслях экономики региона; с приоритетным экспортным развитием, активно поддерживаемым региональными властями всеми доступными маркетинговыми средствами; с поддержкой экспортного производства как государством, так и иностранными инвесторами, с использованием стратегического и тактического планирования экспортной деятельности, управлением качеством и углубленными маркетинговыми исследованиями. В соответствии с выдвинутой в диссертации гипотезой практическое использование инструментов международного маркетинга в системе государственного управления ВЭД способствует ее активизации и адаптации к процессам интернационализации мирового хозяйства. Международный маркетинг региона выполняет двуединую (аналитическую и управленческую) функцию. Способствуя повышению конкурентоспособности региона, он выступает средством его адаптации к растущей интернационализации, а впоследствии – средством повышения эффективности и совершенствования механизма его ВЭД. Использование средств международного маркетинга в активизации ВЭД региона стимулирует его социально-экономическое развитие и повышает инвестиционную и экономическую привлекательность. Для выявления предпосылок и оценок новых возможностей интеграции региона в национальное и глобальное экономическое пространство предлагается в рамках маркетинговых исследований осуществлять анализ состояния его внутренней и внешней среды. Результаты подобного анализа позволяют целенаправленно осуществлять выбор действий по продвижению регионального продукта на внутренние и внешние рынки сообразно с реально сложившейся ситуацией в рыночной среде региона и возможностью реализации его потенциальных конкурентных преимуществ. На основании проведенной идентификации условий обеспечения международной конкурентоспособности регионов в зависимости от их внешнеэкономической активности в диссертации доказано, что методологию международного маркетинга целесообразно использовать в разработке комплексных региональных программ как инструмент активизации внешнеэкономической деятельности региона. Схема авторского подхода к оценке влияния международного маркетинга на повышение экономической привлекательности региона посредством активизации его ВЭД представлена на рисунке 1.Рисунок 1 – ^ Алгоритм оценки влияния международного маркетинга на повышение экономической привлекательности региона посредством активизации его ВЭД1 Показатели эффективности маркетинговых мер по поиску путей экономического роста территории рассчитываются через оценку прироста бюджетных поступлений от деятельности хозяйствующих субъектов в рамках программы международного маркетинга региона, а также роста показателей региональной ВЭД (увеличение объемов международной торговли и международных перевозок, притока иностранных инвестиций, роста числа совместных предприятий, международных финансово-банковских операций и т.п.). Во второй главе – «Развитие организационно-методических положений маркетингового исследования внешнеэкономической сферы региона» – проведен анализ зарубежных и отечественных подходов к структуре и процессу организации международного маркетинга. На основе обобщения результатов анализа нами разработан алгоритм проведения исследования внутренней и внешней маркетинговой среды внутристранового региона, который был апробирован на примере экономики Ростовской области (рис. 2), что послужило в дальнейшем основой для разработки предложений по активизации ее ВЭД. Рисунок 2 – ^ Схема исследования внутренней и внешней маркетинговой среды региона как субъекта мировой экономики1 На основе проведенного исследования внутренней маркетинговой среды региона определено соотношение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития Ростовской области по оценкам SWOT-анализа региона совместно с применением STEP-факторов по блокам: социальное, технологическое, экономическое и политическое развитие региона. В рамках исследования внутренней маркетинговой среды Ростовской области проведен также авторский анализ организационно-институциональной структуры государственного управления и общественной координации региональной ВЭД и обобщена нормативно-правовая база ее регулирования. На основе изучения внешней маркетинговой среды Ростовской области в работе проведен мониторинг тенденций мирохозяйственного развития; произведена оценка конкурентоспособности региона и уровня его привлекательности в сравнении с регионами-конкурентами (республика Татарстан, Самарская, Нижегородская и Челябинская об


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ernesto Guevara Essay Research Paper Ernesto GuevaraErnesto
Реферат Политическая модернизация в России поиск альтернативы
Реферат История волейбола 2
Реферат Основные черты открытых экзопланет и их систем
Реферат Thoreau And Emerson Comparison Essay Research Paper
Реферат Организация поисковой системы на WWW-сервере
Реферат Наука и искусство как языки единого мировосприятия в античном представлении
Реферат System Administration And Me Essay Research Paper
Реферат Возбуждение и подготовка дела к судебному разбирательству в хозяйственном процессе Республики
Реферат Межличностное взаимоотношение подростков в классном коллективе
Реферат Scared Essay Research Paper ScaredThe sun was
Реферат Налоговый механизм. Специальные налоговые режимы
Реферат Основные характеристики и качества составляющие психологический портрет руководителя
Реферат Государственное регулирование иностранных инвестиций
Реферат Расчет ректификационной установки для разделения бинарной смеси этиловый спирт-вода