Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию РФ
Курсовая работа
По дисциплине«Основы менеджмента»
На тему:«Инновационная политика промышленного предприятия»
Выполнил(а): ст. группы____
________________________
Руководитель: ____________
Курсовая работа защищена
с оценкой_______________
«__»_____________ 20 г.
20 г.
Содержание
Введение
1.Теоретические основы оценки инновационной политики предприятия
1.1Современные подходы к управлению инновационной деятельностью промышленногопредприятия
1.2Инновационный потенциал организации
1.3Методологические подходы к оценке инновационного потенциала промышленногопредприятия
2.Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий
2.1Анализ инновационной деятельности предприятий Алтайского края
2.2Характеристика инновационной деятельности ФПГ «Сибагромаш»
3.Исследование и оценка инновационного потенциала ФГП «Сибагромаш»
3.1Разработка системы показателей оценки инновационного потенциала промышленногопредприятия
3.2Совершенствование системы управления инновационной деятельностью ФПГ«Сибагромаш»
Заключение
Списоклитературы
Введение
В современном мире инновационная составляющая развитияпредприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает,что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности вдолгосрочной перспективе зависит от инноваций. П. Друкер утверждает, что«единственная вещь, имеющая значение — это инновации». Инновацион-ностьстановится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этимвозрастает важность и роль управления инновационной деятельностью,инновационным развитием российских предприятий.
Определение стратегии развития предприятия и текущееуправление инновационной деятельностью тесно связаны с величиной и структуройинновационного потенциала предприятия, который является необходимым условиемосуществления инноваций. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбораперспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимопроведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Этобудет способствовать выявлению резервов повышения эффективности егоиспользования, что, в свою очередь, даст возможность корректировать направленияинновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатовинновационной деятельности. Немаловажным моментом является и тот факт, что вусловиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологийгосударственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокимиинновационными возможностями. При этом возникает проблема отсутствияобщепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективныхсуждений.
Предметом исследования в данной работе являетсяразработка проблем активизации инновационной деятельности и развития инновационногопотенциала промышленного предприятия. Данная область исследованияпредставляется весьма актуальной, поскольку возрастающая роль инновационнойдеятельности предъявляет новые требования к вопросам о выборе наиболееэффективных механизмов использования и оценки инновационного потенциала,управления инновационной деятельностью предприятия.
Все большее внимание отечественных и зарубежных ученыхсосредотачивается на роли инновационного потенциала в развитии предприятия.Состояние и проблемы инновационной деятельности на российских предприятияхрассмотрены в работах В.М. Аньшина, В.А. Бородина, М.А. Бендикова, Ф.Ф.Глисина, Н.П. Иващенко, С.В. Кудинова, В.В. Титова и ряда других.
Исследованию инновационного потенциала посвященымногочисленные работы отечественных и зарубежных авторов: А.И. Анчишкина, И.В.Афонина, В.Д. Андрианова, Л.С. Бляхмана, К.А. Багриновсого, С.Ю. Глазьева, П.Друке-ра, Г.И. Жица, П.Н. Завлина, Д.И. Кокурина, В.И. Кушлина, Д.С. Львова, И.Шумпетера, Ю.В. Яковца и других.
Вопросы оценки инновационного потенциала освещены влитературе значительно меньше и требуют более глубоких исследований. Так,оценке инновационного потенциала промышленного предприятия посвящены работыИ.А. Аренкова, В.Н. Гунина, И.М. Степнова, А.Н. Плотникова, А.А. Трифиловой.
Несмотря на, значительное количество исследований порассматриваемой теме, недостаточно освещенными остались вопросы объективнойоценки величины инновационного потенциала промышленных предприятий, необоснованы критерии и показатели для такой оценки; отсутствует единое мнение повопросу о содержании и структуре инновационного потенциала; практическиотсутствует инструментарий для принятия эффективных управленческих решений,связанных с инновационной деятельностью предприятий.
В связи с вышеизложенным, целью представленной работыявляется разработка теоретических и прикладных аспектов совершенствованияуправления инновационной деятельностью промышленного предприятия на основесистемы показателей оценки его инновационного потенциала.
Задачи: рассмотреть современные подходы к управлениюинновационной деятельностью предприятия, функции инновационного потенциала идр.в заключительной части работы «Исследование и оценка инновационногопотенциала ФПГ «Сибагромаш» разработать систему показателей для оценки инновационногопотенциала промышленного предприятия; на основе предложенной системыпоказателей проведена оценка инновационного потенциала ФПГ «Сибагромаш»;привести рекомендации по развитию инновационного потенциала рассматриваемойгруппы, сформулировать основные принципы построения эффективной системыуправления инновационной деятельностью ФПГ «Сибагромаш».
1. Теоретические основы оценки инновационной политикипредприятия
1.1 Современные подходы к управлению инновационнойдеятельностью промышленного предприятия
Ключевой проблемой современного этапа развития экономикиРоссии является разработка путей и механизмов развития реального сектора, егооживления и подъема как основы экономического роста. В связи с этим передроссийской экономической наукой стоят задачи теоретического обоснования ипрактического решения проблем адаптации и развития промышленных хозяйствующихсубъектов в условиях рыночного реформирования.
Новая рыночная среда, новые условия хозяйствования, вкоторых оказались российские предприятия, неизбежно вызывают к жизни новыесистемные свойства хозяйственных структур, которые в прежних условиях не быливостребованы. Для выживания, адаптации и развития в рыночной среде предприятиядолжны быть способны к самостоятельному, рациональному и целенаправленномуэкономическому поведению, ориентированному на конкурентный рынок, исамостоятельно вести расширенное воспроизводство в условиях рыночного хозяйства[9, с.125].
Необходимость акцентирования внимания на инновационнойсоставляющей промышленного предприятия состоит в том, что его мотивация иповедение определяются экономическими закономерностями, характерными длярыночной экономики инновационного типа.
Как бы успешно ни функционировало предприятие, но еслиего руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющихпроизводить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшимизатратами, оно через определенный промежуток времени рискует статьнеконкурентоспособным. В таких условиях ни одно предприятие не сможетсколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в своюработу.
В связи с этим инновационная деятельность становитсяглавным условием выживания предприятия в условиях рынка. Целенаправленноеосуществление инновационной деятельности дает предприятию существенныепреимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает, в конечном счете,прибыльность его деятельности.
В литературе приводится множество различных определенийпонятия «инновационная деятельность».
В концепции инновационной политики Российской Федерациина 1998-2000 годы [4; с.208] инновационная деятельность рассматривается какпроцесс, направленный на реализацию результатов законченных научныхисследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый илиусовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый илиусовершенствованный технологический процесс, используемый в практическойдеятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования иразработки.
Балабанов И.Т. [8; с.89] отмечает, что инновационнаядеятельность включает весь без исключения инновационный процесс, начинаяпоявлением идеи и заканчивая диффузией продукта. На основании этого имуточняется приведенное выше определение. Под инновационной деятельностьюпонимается процесс, направленный на разработку инноваций, реализациюрезультатов законченных научных исследований и разработок либо иныхнаучно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт,реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс,используемый в практической деятельности, а также связанные с этимдополнительные научные исследования и разработки» [9, с.174].
В трактовке приложения к проекту «Основы политикиРоссийской Федерации в области развития национальной инновационной системы напериод до 2010 года и дальнейшую перспективу» инновационная деятельностьпредставляет собой деятельность по воспроизводству поисковых, фундаментальных иприкладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ,маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовойоборот для реализации в виде инновационного продукта [7; с.279]. Такоеопределение сводит инновационную деятельность к воспроизводству исследований иразработок, а также маркетинговых действий, что является только частью инновационнойдеятельности.
Более корректным, является определение инновационнойдеятельности, приведенное в кратком терминологическом словаре ЦИСН — виддеятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научныхисследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый илиусовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый илиусовершенствованный технологический процесс, использованный в практическойдеятельности, либо в новый подход к социальным услугам [8; с.213].
В работе уточняется определение ЦИСН и инновационнаядеятельность рассматривается как совокупность научной, технологической,организационной, финансовой и коммерческой деятельности, направленной насоздание и внедрение на рынке нового или усовершенствованного продукта,создание нового или усовершенствованного технологического процесса,использованного в практической деятельности, либо новой или усовершенствованнойорганизационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и(или) общественную выгоду.
Интересен подход к определению инновационной деятельностина основе социально-психологической концепции. Так, Оголева Л.Н. рассматриваетинновационную деятельность как процесс творчества и создания новшества,реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности ипредпринимательских усилий [2].
В официальной статистике [2] под инновационнойдеятельностью подразумевается совокупность всех мероприятий по созданию,приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видовпродукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организациипроизводства и управления.
Рассмотренные определения не имеют серьезныхпринципиальных различий, для всех определений характерно рассмотрениеинновационной деятельности как определенной последовательности действий, впроцессе которой реализуется система мероприятий, направленных на созданиеновых и усовершенствованных продуктов и процессов, имеющих коммерческуюценность.
Придерживаясь системного подхода, в данной работе подинновационной деятельностью предприятия будем понимать целенаправленную системумероприятий по разработке и практическому освоению технических, технологическихи организационно-экономических нововведений, которая включает в себя не толькоинновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров,их потребительских свойств, а также новый подход к организации информационных,консалтинговых, социальных и других видов услуг [4; с.205].
Цель управления инновационной деятельностью состоит втом, чтобы генерировать, инициировать, контролировать новые идеи, создаватьусловия для скорейшего вывода инновационной продукции на рынок.
Инновационная деятельность как бизнес-процесс состоит изследующих основных стадий [4; 32]:
• поиск инновационных идей;
• отбор наиболее перспективных идей;
• оценка жизнеспособности отобранных идей;
• разработка детального бизнес-плана инновационногопроекта;
• оценка бизнес-плана;
• экспериментальное производство инновационного продукта;
• корректировка схемы производства;
• продвижение инновационного продукта;
• массовое производство инновационного продукта.
Инновационная деятельность носит альтернативный,многовариантный характер. Она может осуществляться не только на любой изперечисленных выше стадий (исследования — разработки — производство — распространение (использование на практике)), но и вне их, в процессеприобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей и т.д.
К инновационной деятельности относятся:
• выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторскихили технологических работ по созданию инновационного продукта;
• комплексное научно-технологическое, индикативноепланирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовоеобеспечение работ по созданию инновационного продукта;
• технологическое переоснащение и подготовка производствадля выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;
• проведение испытаний и освоение потребителеминновационного продукта;
• управление процессами коммерциализации технологий;
• деятельность по продвижению инновационного продукта,включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности,использованных в продукте;
• создание и развитие инновационной инфраструктуры;
• передача либо приобретение прав на объектыинтеллектуальной собственности, включая их вовлечение в гражданско-правовойоборот,
• экспертиза, консультационные, информационные,юридические и иные услуги (включая организацию финансирования инновационнойдеятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационногопродукта.
Инновационная деятельность базируется на системномподходе. Системный подход к рассмотрению инновационной деятельностираскрывается через реализацию следующих принципов [5; 320]:
• системный подход к управлению инновационной деятельностьюпредполагает рассмотрение перемещения результатов научного труда в рамкахполного цикла «наука-производство», т.е. от возникновения научных идей до ихприменения на практике;
• при проведении научных исследований должнаобеспечиваться взаимосвязь всей совокупности работ и мероприятий во всемединстве экономических, информационных, социально-психологических иорганизационных связей;
• процесс достижения цели инновационной деятельностиследует рассматривать как упорядоченную совокупность характеристик промежуточныхсостояний исследования и прогнозирования путей его дальнейшего развития;
• все уровни управления инновационной деятельностьюдолжны быть строго ориентированы на достижение единой цели, должнообеспечиваться единство управления и взаимосвязь всех его функций;
• обеспечение инновационной деятельности (состояниеинновационного потенциала) должно соответствовать формируемым целям. Наосновании рассмотренных принципов можно говорить о том, что система управления,инновационной деятельностью предполагает осуществление комплексацеленаправленных действий, обеспечивающих функционирование взаимосвязанныхподразделений предприятия (научно-исследовательских, опытно-конструкторских,экономических, производственных и других).
Система управления инновационной деятельностьюпредприятия должна обеспечивать оптимальное управление всеми видами работинновационной деятельности и их распределение между подразделениямипредприятия, рациональное использование различного вида ресурсов при выполненииработ на любой стадии инновационного процесса, своевременно представлятьинформацию руководству предприятия и подразделениям для принятия решений.Важным моментом является необходимость децентрализации принятия оперативныхрешений и централизации координации и контроля при управлении инновационнойдеятельностью. Стратегическое инновационное предпринимательство основано надецентрализации в управлении. Это усложняет управление, но способствуетповышению эффективности инновационной деятельности за счет вовлечения в процесспринятия решений и ответственности за результаты различных подразделенийпредприятия, способствует проявлению личной инициативы сотрудников, повышаетэффективность деятельности предприятия в целом. В то же время централизованнаякоординация инновационной деятельности в рамках предприятия в целомобеспечивает комплексный подход к разработке единой инновационной стратегиипредприятия (согласование целей и направлений развития, разработка планов ипрограмм инновационной деятельности и др.)
При управлении инновационной деятельностью создаютсяинтенсивные информационные потоки, удовлетворяющие информационные потребностиразличных подразделений предприятия, участвующих в инновационной деятельности.В систему управления инновационной деятельностью предприятия необходимо закладыватьподход [2], основанный на использовании интегрированной информационной системы,обеспечивающей единую информационную базу для всех подразделений предприятия. Вэтом случае обеспечивается полная взаимоувязка работ и устраняется дублированиеили сосредоточение непрофильных для подразделения видов работ.
Данный подход очень важен, поскольку инновационнаядеятельность может эффективно осуществляться только при наличии прямых иобратных связей между ее участниками — подразделениями предприятия, участвующимив инновационной деятельности. Нарушение принципа обратной связи приводит кнарушениям в осуществлении инновационного процесса и, следовательно, к снижениюэффективности развития предприятия в целом.
Базой для развития инновационной деятельности промышленногопредприятия являются подразделения предприятия, способствующие осуществлениюразличных видов инновационной деятельности, и совокупность характеристикпредприятия, определяющих возможность предприятия к осуществлению деятельностипо созданию и практическому использованию нововведений.
Принятие решений по любому направлению инновационнойдеятельности должно основываться не только на научной значимости полученныхрезультатов исследований, но и с учетом имеющихся технологических возможностейпредприятия и возможности реализации инновационной продукции на рынке.Немаловажное значение при этом имеет эффективное функционирование сложившейсяна предприятии системы управления инновационной деятельностью.
«Практике известно немалое число случаев, когда высокоэффективныеразработки не приносили ожидаемых результатов именно по причине недостаточногоинновационного потенциала предприятия» [23, с.53].
Величина инновационного потенциала предприятия являетсяпараметром, который позволяет предприятию оценить возможности инновационнойдеятельности и определить направление инновационного развития в стратегическомплане.
Таким образом, осуществление тех или иных направлений инновационнойдеятельности на предприятии возможно при наличии у него достаточноинновационного потенциала.
1.2. Инновационный потенциал организации
Любое изменение в организации связано с выявлениемпроблем развития фирмы и формированием видения будущего организации, которыеневозможны без оценки имеющегося потенциала.
Потенциал организации — это ресурсы всех видов, которыемогут быть использованы для достижения целей предприятия.
Оценка потенциала осуществляется по всем сферамдеятельности организации: производственной, научно-технической, маркетинговой,ресурсной, организационной и т. д. Для его оценки может использоваться методикаSNW-анализа (выявление сильных, нейтральных и слабых сторон организации по всемвидам и областям деятельности).
Любые изменения, связанные с совершенствованиемтехнико-технологического уровня производства, освоением производствапринципиально новой продукции, изменением направления бизнеса основаны преждевсего на определении инновационной составляющей имеющегося потенциала. При этомследует различать:
• научно-технический потенциал;
• инновационный потенциал.
Если научно-технический потенциал характеризуетспособность организации к производству новых знаний и технических решений(изобретений, промышленных образцов, ноу-хау), то инновационный потенциал —степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта),как «своего» (созданного своими силами в подразделениях НИОКР), так и «чужого»(приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау и т. д.).
Оценка инновационного потенциала основана на следующихположениях.
1. Обобщающая оценка инновационного потенциала являетсякомплексной и многоуровневой. Она основана на показателях, отражающих спецификуконкретной организации, ее сферы деятельности, масштаба производства и т. д.Например, такие показатели деятельности, как количество патентов, затраты наНИОКР, затраты на покупку лицензий на изобретения и ноу-хау, время емкостьвнедрения новшеств и т. д., будут важны для оценки инновационного потенциалакрупной компании-лидера, но не будут отражать возможности небольшой фирмы.Таким образом, для каждой организации должен быть разработан свой составпоказателей, характеризующих инновационный потенциал.
2. Оценка инновационного потенциала не сводится к одномуабсолютному показателю и основана на сопоставлении комплекса показателейорганизации с соответствующими характеристиками инновационного потенциалапредприятия-лидера, основных конкурентов или со средними по отрасли и т. д.
Методика оценки инновационного потенциала основана навыделении инновационной составляющей во всех сферах деятельности организации,т. е. оценка проводится как непосредственно подразделений НИОКР, так ипроизводственной сферы, маркетинга, финансовой деятельности и т. д. Выделяютсяследующие блоки оценочных показателей:
• продуктовый;
• функциональный;
• ресурсный;
• управленческий; *
• организационный.
В качестве базовой оценки для промышленного предприятиявыступает характеристика продуктового блока, позволяющая оценитьнаучно-технический уровень выпускаемой продукции (услуг) на основе динамикиследующих показателей:
• удельный вес продукции, находящейся на стадии выведенияна рынок и стадии роста;
• удельный вес продукции, соответствующей мировымстандартам качества;
• удельный вес конкурентоспособной продукции;
• уровень обновления ассортимента продукции;
• удельный вес продукции, имеющей патентную защиту, ит.д.
В целом данный блок должен показать, насколькоорганизация «привыкла» к обновлениям и изменениям и носит ли эта деятельностьцеленаправленный и системный характер.
Анализ других блоков необходим в том случае, если появилиськакие-либо благоприятные возможности внешней среды (проводится конкурспроектов, грантов) или имеются симптомы негативных процессов, например, напротяжении ряда лет практически не происходит выпуска новой продукции или ееудельный вес крайне незначителен и т. д.
Функциональный блок определяет инновационные возможностимаркетинга, НИОКР и производства, эффективность их взаимодействия.
Ресурсный блок определяет наличие различных ресурсов длясоздания и внедрения новшеств:
• материально-технические ресурсы — совокупность средствнаучно-исследовательского труда (в том числе научное оборудование, приборы иустановки, экспериментальные лаборатории, вычислительные центры и т. д.), ихструктура и эффективность использования;
• трудовые ресурсы: численность и структура кадровподразделений НИОКР; удельный вес высококвалифицированных рабочих в структурепромышленно-производственного персонала; состав и квалификация руководителейподразделений; удельный вес работников — инициаторов новшеств; удельный вес работников,участвующих в программах по обучению, переподготовке и повышению квалификации ит. д.;
• информационные ресурсы: доступ к базам данныхнаучно-технической информации, прежде всего к заявкам на изобретения, выданнымпатентам, публикациям о проводимых НИР в отрасли и смежных отраслях и т. п.;
• финансовые ресурсы: доля направляемых денежных средствна развитие; обеспеченность затрат на НИОКР собственными средствами; удельныйвес привлеченных средств в общем объеме и их эффективность; максимально возможныйобъем долгосрочных привлеченных средств для инновационных целей и т. д.Управленческий блок определяет эффективность деятельности руководителей всехуровней по управлению процессами создания и реализации инноваций:
• общее функциональное и проектное руководство:отклонения в сроках, затратах, результатах осуществляемых инновационныхпроектов; удельный вес времени на согласования в общей продолжительностипроцесса принятия решения о нововведении и т. д.;
• стиль управления: целенаправленная работа с персоналомпо разъяснению целей нововведений, методов их реализации, системыстимулирования и т. д.; наличие на предприятии системы по работе спредложениями персонала в любой сфере деятельности и др. Организационный блокхарактеризует соответствие организационной структуры инновационным целям иможет быть оценен в наиболее общем виде как:
• удельный вес подразделений, участвующих в инновационнойдеятельности, состав и количество исследовательских, конструкторских и другихнаучно-технических подразделений, экспериментальных и испытательскихкомплексов;
• наличие обособленной структуры управления инновационнойдеятельностью, состав и количество совместных предприятий, занятыхиспользованием новых технологий и созданием новой продукции; состав и числотворческих, инициативных временных бригад и групп, стратегические альянсы.
• эффективность коммуникационных связей в системе «НИОКР— производство — маркетинг», и т. д.
Перечень показателей на практике может изменяться,дополняться в зависимости от целей оценки, наличия необходимой информации, видаорганизации (предприятие, научно-исследовательский институт, венчурная фирма ит. д.).
1.3 Методологические подходы к оценке инновационногопотенциала промышленного предприятия
В рамках данного исследования наиболее актуальнымпредставляется вопрос оценки инновационного потенциала на промышленномпредприятии. Анализ публикаций по проблеме оценки потенциала выявляет слабую еепроработку на уровне отдельной отрасли и особенно на уровне предприятия. Внекоторых публикациях лишь констатируется тот факт, что вопросы оценкипотенциала отдельных предприятий остались в стороне от внимания исследователей.
В современных условиях перспективы развития любойэкономической системы определяются на основе оценки особенностей ееинновационного потенциала.
Считаю целесообразным проанализировать, насколько этовозможно в рамках данной монографии, имеющиеся методологические наработки пооценке инновационного потенциала и использовать их элементы в соответствующемвиде для целей оценки инновационного потенциала промышленного предприятия.
Целью оценки инновационного потенциала являетсявозможность определения направлений инновационного развития, обеспечивающихусловия перехода промышленных предприятий на выпуск конкурентоспособнойпродукции, существенно повысив свою устойчивость и гибкость по отношению кпеременам во внешней среде.
Оценка показателей инновационного потенциала предприятияпозволяет:
• адекватно оценить состояние и готовность предприятия кинновационным преобразованиям;
• проанализировать и спрогнозировать тенденции развития,выявить основные преимущества и «слабые» места;
• подготовить рекомендации по формированию инновационнойстратегии предприятия и механизмам ее реализации, которая позволит укрепитьпозиции на рынке;
• создать и развивать информационные потоки для принятияэффективных управленческих решений.
Аналитический обзор существующих методик показал, чтосуществует явно недостаточное количество разработок для анализа и оценкинепосредственно инновационного потенциала промышленного предприятия.
Так, Степнов И.М., для практических целей предлагаетметодику, оценивающую состояние инновационного потенциала на предприятии.Оценку Степнов И.М. предлагает осуществлять в виде системы показателей.Ключевое назначение данных показателей заключается в оценке инновационногопрогресс; и поиске путей улучшения эффективности инновационного прогресса вбудущем[23, с.128].
Предложенная автором методика включает 12 показателей,которые в конечном итоге направлены не столько на оценку собственно инновационногопотенциала предприятия, сколько на мониторинг инновационного процесса напредприятии, поэтому не совсем понятно, как на основе данных показателе оценитьсостояние именно инновационного потенциала предприятия.
Большинство работ по проблемам инновационного развитиясовременных производственных систем, так или иначе затрагивают оценкуинновационного потенциала, чаще всего предлагая лишь общий набор параметров длятакой оценки, не всегда подкрепляя это соответствующим инструментарием [17,с.291].
Авторами используется большое количество показателей,характеризующих уровень инновационного потенциала. Однако за характеристикиинновационного потенциала часто выдают показатели, относящиеся кнаучно-техническому, производственно-технологическому, кадровому или инымкомпонентам общего потенциала предприятия. В подобных случаях собственноинновационный потенциал не вычленяется, не замеряется и, как следствие,целенаправленно не развивается. В итоге не достигается результат — приростновых конкурентоспособных товаров и услуг.
Часто необходимость оценки инновационного потенциалапредприятия возникает тогда, когда перед руководством предприятия возникаетпроблема осуществления инновационного проекта, связанного с реализацией ивнедрением определенного нововведения. Иначе говоря, инновационный потенциалорганизации оценивается относительно возможности осуществления конкретногопроекта. В этом случае цель оценки — определить готовность и способностьорганизации к реализации инновации. Для непосредственной оценки инновационногопотенциала для данной цели используется детальный подход к анализу внутреннейсреды предприятия.
Схема оценки инновационного потенциала предприятия придетальном подходе такова:
• описание проблемы развития предприятия;
• постановка задачи, входящей в программу решенияпроблемы;
• описание системной модели деятельности (раскрываетсявнутренняя среда, внешняя среда, факторы, влияющие на инновационнуюдеятельность);
• оцениваются ресурсы относительно поставленнойинновационной задачи;
• оценивается организационная составляющая;
• оценивается способность достигать заданные результатыдеятельности;
• устанавливается интегральная оценка потенциалапредприятия, ее возможности решить поставленную задачу, формулируются общиевыводы по анализу;
• определяются основные направления проекта подготовкипредприятия для достижения требуемого потенциала, составляется задание наразработку проекта.
Применение детального подхода позволяет предприятиюоценить состояние собственной ресурсной базы для реализации нового проекта. Приэтом установление нормативных значений, соответствующих конкретномунововведению, ограничивает анализ возможностей для принятия другихинновационных проектов. Кроме того, не понятно, что представляет собойнормативная модель, на основании которой базируется экспертная оценка, наосновании каких показателей проводится оценка параметров отдельных блоков, чтобудет представлять собой интегральная оценка инновационного потенциала и в чемзаключается ее целесообразность.
Для оценки инновационного потенциала системы можетприменяться диагностический подход. В данном случае в качестве системы можетвыступать как предприятие в целом, так и его подсистемы.
Определенный интерес представляет методика вовлеченияновых технологий в хозяйственный оборот, в которой автор предлагает дваметодических подхода к оценке управления инновационным развитием предприятия:
1. Оценка инновационной активности, направленная наанализ текущего состояния предприятия и определяющая его дальнейшие возможностиинновационного развития;
2. Оценка инновационного потенциала, позволяющаяосуществить контроль обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами,необходимыми для покрытия затрат текущей производственно-хозяйственнойдеятельности и расходов по управлению инновационным развитием предприятия.Оценка инновационной активности предприятия должна строиться на совокупностиопределенных экономических показателей, характеризующих возможности предприятияв освоении определенных видов инноваций [24, с.55].
Оценку инновационной активности предприятий с цельювыявления резервов реализации того или иного направления технологическогоразвития автор предлагает проводить в виде расчета ряда коэффициентов исравнения полученных значений с установленными базисными величинами.
Далее, в зависимости от текущего состояния предприятия иего достигнутых результатов в инновационной сфере, а также их сравнения сэталонными показателями осуществляется выбор либо внедрения принципиально новыхпродуктов и услуг, либо освоения улучшающих технологий.
Эталонными величинами для осуществления анализа могутбыть показатели за прошлый период, среднеотраслевые значения илисоответствующие показатели у конкурентов [27, с.258].
Для того чтобы управление процессом вовлечения новыхтехнологий в хозяйственную деятельность стало комплексным и системным,необходимо осуществление оценки инновационного потенциала предприятия [27, с.259].
Для оценки инновационного потенциала автор предлагаетоценить достаточность собственных оборотных средств, долгосрочных кредитов икраткосрочных займов для формирования запасов и нормального обеспечения затраттекущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Такая оценканеобходима для установления динамичного финансового соответствия между текущейи стратегической инновационной деятельностью предприятия. Другими словами, естьли у предприятия оборотные средства и достаточно ли их для текущейпроизводственной деятельности и для осуществления инновационных мероприятий.
С учетом вышеизложенного, считаю необходимым, систематизироватьпоказатели инновационного потенциала в соответствии с его составляющими,характеризующими его важнейшие стороны. Такая система показателей должнасоответствовать требованию универсальности и простоты ее использования, но в тоже время давать объективную информацию, адекватную исследуемому объекту.
Важной задачей, связанной с созданием эффективной системыуправления инновационной деятельностью предприятия, является накоплениеопределенного теоретического и практического опыта в области оценки инновационногопотенциала предприятия. Со стороны предприятий повышается внимание к методамоценки инновационного потенциала, управления инновационным развитием в связи счем, необходима разработка инструментария для принятия эффективныхуправленческих решений.
2. Исследование проблем инновационной деятельностипромышленных предприятий
2.1 Анализ инновационной деятельности предприятийАлтайского края
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях современнойэкономики основанной на использовании достижений НТП, альтернативыинновационному пути развития просто нет. Создание, внедрение и широкоераспространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятсяключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций,внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервыулучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, ростапроизводительности труда, совершенствования организации производства иповышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяетконкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем имировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране.
В данной части работы рассмотрим общую характеристикуинновационной деятельности промышленных предприятий Алтайского края с цельювыявления основных тенденций в направлении инновационного развития края.
Промышленность Алтайского края является одной из крупныхотраслей его экономики по объему продукции и услуг (20,8%) и наряду с сельскимхозяйством (21,1%) является важнейшей частью экономики края, определяющимдоходную часть его бюджета и занятость населения [20; c.16]. Тем не менее,следует подчеркнуть, что «состояние экономики края, в том числе впромышленности можно охарактеризовать как депрессивное». По индексуфизического объема промышленного производства по итогам 2007 года крайпереместился с 7-го на 12-е место в Сибирском федеральном округе, пофизическому объему инвестиций в основной капитал — с 4-го на 10-е место, пообъему иностранных инвестиций с 7-го на 9-е место. В 2008 году негативныетенденции получили дальнейшее развитие.
«Продолжающаяся структурная перестройка в промышленностипроисходит на фоне снижения доли машиностроения и металлопереработки. Доля этойотрасли снизилась с 26,9% в 1999 году до 19,9% в 2008 году. Особенно этовыражено в сельхозмашиностроении. Причина — неконкурентоспособность продукции.В то же время увеличилась с 11,2 до 14,8% доля черной металлургии и медицинскойпромышленности» [21, с.21].
Такое положение вещей в машиностроении и металлообработкесвязано с резким ростом цен на металлы, топливо, рост тарифов на энергоресурсы.Так, в 2008 году цены на металл увеличились более чем в два раза по сравнению с2007 годом, стоимость энергоресурсов выросла в среднем на 15% [21; c.19].
Кроме того, износ фондов таких предприятий составляет от75 до 90%, а фактический объем инвестиций не решает проблемы обновления ОПФ вкратчайшие сроки, темпы обновления технологического оборудования существенноотстают от их нарастающего физического износа [16, с.37].
Приведенные выше данные обусловливают низкуюинновационную активность промышленных предприятий края.
По результатам ежегодного статистического обследования,проводимым Алтайским краевым комитетом по статистике, инновационной деятельностьюв крае в 2006 году занималась 51 организация (11,4 % от числа обследованных), втом числе 49 промышленных предприятий (рис. 2/1). В 2007 году в обследованииприняло участие 482 предприятия, из них инновационной деятельностью занимались44 организации (9,1 %) в том числе 44 промышленных предприятия. Уровеньинновационной активности (отношение количества организаций, занимавшихсяинновационной деятельностью, к общему числу обследованных) в 2007 году снизилсяпо сравнению с предыдущим годом на 2,3 %. В 2008 году инновационнойдеятельностью занимались 49 предприятий из 487 обследованных, в том числе 46промышленных предприятий. Уровень инновационной активности в 2008 годуповысился по сравнению с предыдущим годом на 1 % и составил 10,1 % [22; c.23].
/>
Рис. 2/1. Уровень инновационной активности предприятийАлтайского края в 2006-2008 гг.
Инновационная деятельность промышленного предприятиявключает в себя исследования и разработки, приобретение технологий,производство продукции по патентам и патентным лицензиям,производственно-конструкторские работы, приобретение программных средств,обучение и подготовку персонала, маркетинговые исследования, приобретениемашин, оборудования, установок и прочих основных фондов, связанных с внедрениеминноваций, и т.д.
Инновационный спрос предприятия зависит от того,насколько актуальна решение тех или иных его проблем с помощью инноваций.Определение приоритетности проблем связано с их вкладом в укрепление факторовустойчивости предприятия с точки зрения получения конкурентных преимуществ припроизводстве или продаже товаров и услуг. Цели инновационной деятельностиинновационно-активных предприятий связаны с решением следующих типичныхпроблем:
• создание и обновление товара, в том числе замена снятойс производства устаревшей продукции, улучшение качества продукции услуг,расширение ассортимента продукции и видов услуг;
• сохранение традиционных и создание новых рынков сбыта;
• повышение кооперационных интеграционных возможностей, втом числе обеспечение соответствия продукции современным стандартам, повышениегибкости производства;
• сокращение издержек производства, включая сокращениематериальных затрат, энергозатрат, затрат на заработную плату;
• снижение уровня загрязнения окружающей среды;
• улучшение условий труда.
Результаты инновационной деятельности могут влиять наустойчивость предприятия в двух аспектах. Во-первых, собственные иприобретенные инновации-продукты и инновации-процессы позволяют решитьпроизводственные, сбытовые, социальные, экономические проблемы, которыевозникли у предприятия и затрудняют ему конкуренцию на различных рынках. В этомслучае результатом инноваций считаются организационные и экономическиепоследствия их применения. Во-вторых, результатами инноваций могут выступатьсозданные научными подразделениями инновационно-активных предприятий образцыновых продуктов, новые технологии, изобретения и т.д., которые могут бытьтоварами на рынке инноваций и соответственно продаваться другим организациям. Вэтом случае финансовый результат, характеризующий коммерческий успех продаж,также отождествляется с результатами инновационной деятельности.
Как уже упоминалось, инновационные процессы напредприятиях не системны, не взаимосвязаны в достижении общих стратегическихцелей, управление инновационными процессами осуществляется локально и поэтомуне дает ощутимых результатов.
В крае совершенно не развита инновационнаяинфраструктура, предприятия не используют результаты исследований, проводимыхвнешними источниками, что зачастую приводит к субъективной оценке внешнейсреды, не позволяет учитывать потребности и отслеживать изменения винновационной деятельности конкурентов, контрагентов и других субъектов рынка.
Положительным моментом является тот факт, что доляинновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличилась до28% в 2008 году против 5,3% в 2006 году, что по пороговым значениям научно-технологической безопасности регионов характеризуется как нормальное состояние (пороговоезначение — 6% [1, c.9]). Кроме того, более 85% инновационной продукции — принципиально новая, на предприятиях больше внимания уделяется маркетинговымисследованиям, все больше предприятий отмечают качестве важнейших результатовинновационной деятельности — снижение загрязнения окружающей среды.
В предельно жестких условиях предприятия в меруимеющегося у них реального инновационного потенциала начинают переходить навыпуск тех изделий, которые имеют больший спрос, находить и осваивать на рынкеновы ниши, уделять больше внимания снижению затрат на производство продукции иповышению ее качества.
Тем не менее, несмотря на наметившиеся позитивныетенденции, инновационный потенциал Алтайского края остается невысоким. Выходуиз подобной ситуации может способствовать активизация инновационнойдеятельности на микроуровне, это требует разработки и реализациисоответствующих мер по активизации инновационной активности, применениястратегического управления инновациями в промышленности.
2.2 Характеристика инновационной деятельности ФПГ«Сибагромаш»
Финансовые аспекты деятельности предприятия имеют важноезначение для обеспечения его инновационной активности. Способность предприятияуспешно функционировать и развиваться свидетельствует о его устойчивом финансовомсостоянии. Основная проблема, связанная с инновационным развитии ем, чаще всегосостоит именно в обеспечении финансирования инновационных преобразований.Поэтому устойчивое финансовое состояние предприятия является важнейшим условиемреализации эффективной инновационной деятельности.
Приведем краткую характеристику объекта исследования.
ФПГ «Сибагромаш» была создана в 1996 году. Историяпредприятия начинается с 1941 года, когда в г. Рубцовск был эвакуирован изОдессы завод сельскохозяйственного машиностроения имени великой Октябрьскойсоциалистической революции. В течение этого времени завод претерпел рядизменений: был преобразован в производственное объединение, затем в концерн,под контролем холдинговой компании ОАО «Алтайсельмаш-холдинг». Действуя врамках концерна, входящие в него предприятия смогли сохранить технологическиесвязи между предприятиями, остановить спад производства и решить ряд другихпроблем, возникших перед российскими предприятиями в первые годы рыночныхпреобразований. Постепенно выявились недостатки организационно-хозяйственнойструктуры концерна, возникли сложности с привлечением финансовых ресурсов. В1993 году на основе вкладов участников концерна был создан акционерныйкоммерческий банк «Алтайбизнесбанк», что фактически придало«Алтайсельмаш-холдингу» статус финансово-промышленной группы. В 1996 году былаосуществлена государственная регистрация финансово-промышленной группы«Сибагромаш» [7; c.65].
ФПГ «Сибагромаш» сформирована в целях объединенияматериальных и инвестиционных ресурсов ее участников для укрепления и развитияотечественного производства конкурентоспособной сельскохозяйственной техники;разработки нового корпоративного механизма, повышающего мотивацию работниковгруппы; обеспечения условий для самофинансирования всех организаций, входящих всостав ФПГ; увеличения производственного, инновационного, экспортногопотенциалов ФПГ; создания рациональных технологических кооперационных связей,позволяющих наиболее эффективно использовать преимущества финансово-промышленнойинтеграции.
Каждое предприятие, чтобы успешно функционировать всложных условиях перехода к рынку, должно непрерывно решать важнейшие вопросы:как продукцию выпускать, какова должна быть степень ее обновления, как болееэффективно использовать производственные возможности, в какой мереорганизационно-технический уровень предприятия отвечает жизненной необходимостивыпуска исключительно конкурентоспособной продукции.
Рассмотрим, как решаются эти вопросы в рамках ФПГ«Сибагромаш».
Непосредственно инновационной деятельностью в группезанимается блок технического директора, в который входитконструкторско-технологический отдел» являющийся структурными подразделениемЦентральной компании ФПГ «Сибагромаш». Конструкторско-технологический отделявляется своеобразным научно-техническим центром ФПГ. В состав конструкторско-технологическогоотдела входят следующие подразделения: бюро новых машин, бюро запасных частей,бюро подготовки производства и нормативно-технической документации, опытныйцех, группа испытаний. Сопровождает деятельностьконструкторско-технологического отдела технический отдел, выполняющийобщетехнические функции. Данные подразделения наделены определеннойпроизводственной и хозяйственной самостоятельностью и выполняют закрепленные заними производственные функции. В настоящий момент в данных отделах работают 28человек, из них 7 — руководители и 21 — специалисты.Конструкторско-технологический и технический отделы подчиняются непосредственнотехническому директору ФПГ.
В функции КТО входит разработка принципиально новоймаксимально унифицированной техники, создание перспективных проектов новыхсельхозмашин и их модификаций, обеспечивающих комплексную механизациютехнологических процессов с широким диапазоном технических возможностей, атакже совершенствование производимой техники, модернизация конструкцийдействующих комплексов, машин, аппаратов, приборов, механизмов, обеспечение ихвысокого технического уровня, конкурентоспособности, соответствия современнымдостижениям науки и техники и обеспечение наиболее экономичной технологиипроизводства.
Главный конструктор руководит разработкой новойпродукции, организует проведение научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ, направленных на разработку новой техники,конкурентоспособной, соответстующей стандартам качества и безопасности.Обеспечивает соответствие действующим техническим условиям, стандартам инормативам, а также применение новых более экономичных, эффективных ибезопасных основных и вспомогательных материалов. Определяет эффективностьразработок, возглавляет работу по изысканию наиболее совершенных методовисследований и сокращению затрат труда при проведении исследовательских работ.Разрабатывает; перспективные и годовые тематические планы проектов.Обеспечивает составление технических отчетов по законченнымнаучно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, а также разработкурекомендаций по их использованию, оказывает методическую помощь в их внедрениии составляет отчетность об их выполнении. Организует изучение передовогоотечественного и зарубежного опыта в области проектирования новой продукции.
Руководители бюро работают над модернизациейконструкторских разработок, новейших материалов, обеспечивают соответствиемодернизируемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам техникибезопасности. Разрабатывают перспективные и текущие планы по новой иусовершенствованной технике, запасным частям, ведут конструкторскую подготовкупроизводства, обеспечивают внедрение систем автоматизированного проектирования,своевременное составление, согласование и утверждение чертежей и другойтехнической документации, разрабатываемой конструкторскими бюро понаправлениям.
Специалисты бюро осуществляют разработку техническихзаданий на проектирование модернизированной и новой продукции, обеспечиваютзащиту и согласование в установленном порядке разработанных эскизов,технических и рабочих проектов. Организуют хранение, размножение исвоевременное обеспечение производства чертежами и другой конструкторскойдокументацией. Принимают меры по сокращению сроков разработки техники и циклаконструкторской подготовки производства за счет внедрения прогрессивных методовпроектирования, вычислительной техники, передовых способов размножениятехнической документации, широкого использования в проектах стандартизированныхи унифицированных деталей и сборочных единиц.
Кроме того, в функции конструкторско-технологическогоотдела входит проектирование специального технического, нестандартногооборудования, необходимого для работы промышленных предприятий внутри группы.
Проведенное нами исследование деятельностиконструкторско-технологического отдела показало, что специалисты отдела помимосвоих основных функций, перечисленных выше, выполняют функции непрофильные дляданного подразделения. В частности, специалисты КТО самостоятельно проводятанализ рынка, оценивают рыночную конъюнктуру и деятельность основныхконкурентов, делают прогнозы рыночного спроса на новую продукцию. Данныефункции, по нашему мнению, должны реализоваться отделом маркетинга, входящим вблок директора по производству, маркетингу и сбыту.
В отделе нет четко сформированной системы информационногообеспечения, вся необходимая в процессе деятельности КТО информация«добывается» одним из конструкторов, «перепрофилированным» в специалиста поинформационному обеспечению.
Оценку экономической эффективности и финансовойреализуемости отдельных проектов также проводят преимущественно специалистыКТО, чаще всего такая оценка не проводится вообще.
Анализ показывает, что практически все функции управленияинновационной деятельностью сосредоточены именно в КТО, фактически это приводитк тому, что работники отдела не могут сконцентрировать свое внимание наосновном направлении своей деятельности.
Работа конструкторско-технологического отдела ориентированана все промышленные предприятия ФПГ. Отдел готовит конструкторскую документациюи контролирует технологическую подготовку производства на том или иномпредприятии, в соответствии с планом, предприятия, в свою очередь, отчисляютопределенный процент средств в Центральную компанию за пользованиеконструкторской документацией.
На техническом совете под руководством техническогодиректора ФПГ на основании анализа потребностей рынка определяются основныенаправления работы конструкторско-технологического отдела. Главный конструкторполучает техническое задание на изготовление новой машины, специалистамиосуществляется поиск путей решения поставленной задачи. Далее осуществляется разработкавариантов проектируемого изделия новой техники, совершенствование, модернизацияконструкции изделия. Осуществляется анализ и выбор вариантов решения задач,поставленных в техническом задании, для этого составляются таблицы разногласиймежду вариантами по пунктам проекта технического задания. Выбранный вариантпередается исполнителям на разработку.
Этап проектирования представляет собой эскизноепроектирование и техническое проектирование новой продукции. Эскизноепроектирование предназначено для того, чтобы найти рациональные пути решениязадач, поставленных в техническом задании. Здесь осуществляется эскизнаяпроработка схемы и конструкции принятого варианта нового илиусовершенствованного изделия. При техническом проектировании происходитдальнейшая проработка выбранного при эскизном проектировании оптимальноговарианта выполнения технического задания, создается макет и проводятсявсесторонние проверки в соответствии с техническими требованиями.
На следующем этапе опытно-конструкторских разработокпроисходит разработка, по созданному макету изделия, конструкторской и техническойдокументации на опытный образец. На этапе изготовления опытного образцапроисходит производство опытных образцов узлов и блоков, входящих в изделие, ипроизводство опытных образцов изделия в целом. Проводится доработка конструкцииизделия в процессе изготовления и окончательная проверка на технологичность,внесение изменений в конструкторскую документацию.
На этапе испытаний опытных образцов осуществляетсянастройка и приемно-сдаточные испытания опытных образцов комплектующих изделийсобственной разработки и опытного образца в целом, разработка программы итиповые испытания опытного образца изделия, периодические испытаниякомплектующих изделий собственной разработки приборов, блоков и изделия вцелом. Затем разрабатываются и утверждаются программы предварительных заводскихиспытаний, проводятся предварительные заводские испытания, составляются иутверждаются акты об их результатах, проводятся работы по реализации замечанийкомиссии. Затем осуществляется согласование программы испытаний, предъявление машиноиспытательнойстанции опытных образцов изделия для испытаний, участие в проведениигосударственных предварительных и приемочных испытаний, оформление акта опроведении государственных испытаний, составление плана мероприятий подоработке технической документации по результатам государственных испытаний.После чего осуществляется доработка технической документации по результатамгосударственных испытаний, на основании акта о проведении государственныхиспытаний выдается сертификат соответствия на изготовление промышленной партиимашин, техническая документация передается предприятию-исполнителю.
Технологическая подготовка производства новой техникиосуществляется уже на конкретном предприятии ФПГ, которое эти машины будетвыпускать. На основании технической документации изготавливается партия машин,которые проходят апробацию, освоение и сертификацию.
В среднем весь описанный выше процесс занимает от двух дочетырех лет. Случается, что из-за отсутствия финансирования задерживаютсянекоторые стадии разработки, не всегда к сроку готовы опытные образцы,некоторые проекты вообще не реализовываются в связи с признанием неправильноговыбора направления их разработки. Многие предприятия сталкиваются с ситуацией,когда из-за затянувшихся сроков исследований и разработок выпускаемая новаяпродукция оказывается морально устаревшей. По данным, средняя продолжительностьразработки новых продуктов ранее составляла 7-8 лет, сейчас — в среднем 2-3года, причем предприятия все больше стремятся к сокращению сроков разработок.
Если ранее сельхозмашины разрабатывались по ГОСТам ВИНмашиностроения, ВИН сельхозмашиностроения, то после начала рыночныхпреобразований, чтобы не потерять объемов и рынок, специалистам ФПГ пришлосьсамостоятельно разрабатывать перечень машин, востребованных сельскимхозяйством. Разработка велась согласно рекомендациям руководителей хозяйств иагрономов, учитывая их потребности, и согласно их рекомендациям перечень машинбыл дополнен новыми комбинированными машинами, полностью изменяющими технологиюобработки почвы.
На основе проведенного в 1995-1996 гг. специалистами ФПГисследования рынка аграрных машин на территории Западной Сибири и оценки общейи дополнительной потребности в почвообрабатывающей технике был разработан новыйкомплекс аграрных машин. При разработке комплекса машин принималась во вниманиевозможность повышения урожайности путем перехода на новые технологические схемывозделывания сельскохозяйственных культур, которые были обоснованыспециалистами ФПГ совместно со специалистами АНИИЗиС.
На основе проведенного анализа можно выделить следующиевиды инновационной деятельности в ФПГ:
• модернизация выпускаемых и освоение новых видов изделий(замена материалов, изменение конструкции выпускаемых изделий, подготовка ипроизводство новых видов сельхозмашин и запасных частей);
• совершенствование технологии производства (приобретениеновых машин и оборудования, совершенствование применяемых технологийпроизводства, унификация и стандартизация оснастки и инструментов, приобретениеи разработка собственных программных средств);
• выполнение опытно-конструкторских и технологическихработ по созданию новых продуктов, проведение испытаний;
• технологическая подготовка нового производства;
• правовая защита результатов интеллектуальнойдеятельности (патентование).
На предприятии постоянно ведутся работы по проектированиюновой техники, изготовлению новых сельхозмашин, испытанию опытных образцовсельхозмашин, подготовке производства новых сельхозмашин и запасных частей.
Заводские испытания новых сельхозмашин проводятся настендах в опытном цехе и собственной опытно-полевой базе в с. СаввушкаЗмеиногорского района, предварительные и приемочные испытания — по договору сАлтайской МИС и Сибирской МИС.
В 2005 году в рамках ОАО «АСМ-Запчасть» было запущеноновое производство — литейный цех, который будет обеспечивать предприятиягруппы собственным высококачественным литьем и оснасткой. Цех оснащен новымивысокотехнологичными печами и способен полностью удовлетворить потребностипредприятий ФПГ в литье.
Центральная компания ФПГ является владельцем всейинтеллектуальной собственности группы (техническая документация, патенты,лицензии на программные продукты), подготавливает материалы для подачи заявокна патенты, к примеру, в 2006 году поданы заявки на патенты на полезную модельна некоторые сельхозмашины (плуг ПЛН-3-35, плуг ПЛН-4-35, плуг ПЛН-5-35, плугПЯ-3-35) [7; с.91].
Проанализировав инновационную деятельность ФПГ«Сибагромаш», пришли к следующим выводам. В ФПГ инновационная деятельность потому или иному направлению осуществляется, однако она не является частью общейстратегии развития группы. Инновационные процессы не системны, управлениеинновационными процессами осуществляется локально, являясь частнойфункциональной задачей блока технического директора, и поэтому не дает ощутимыхрезультатов.
Инновационная стратегия как таковая отсутствует, а этозначит, что отсутствуют и четко сформулированные цели по данному направлениюдеятельности как отдельных предприятий, так и ФПГ в целом. Работники ируководство не имеют индивидуальных целей, кроме ежегодных плановых заданий, нереализуется творческое начало этого специфичного вида деятельности, что непозволяет в полной мере реализовать все имеющиеся ресурсы и резервы повышенияэффективности.
Все реализуемые в ФПГ нововведения носят преимущественноединичный характер, то есть вносят изменения и улучшения в отдельных звеньяхтехнологического процесса, и не оказывают существенного влияния на конечныерезультаты производства, новая продукция производится, но на базе имеющихсятехнологий.
Кроме того, полностью отсутствует какая-либо отчетностьпо инновационной деятельности, соответственно руководители не имеют достаточнойаналитической основы для проведения оценки эффективности данного видадеятельности и принятия обоснованных управленческих решений о дальнейшемразвитии предприятия. В годовых отчетах имеется лишь информация об объемепроизводства новых изделий и затратах на подготовку новых изделий,представленная информация трудно поддается анализу, так как отсутствует какая-либодетализация данных статей. Из общего объема выручки не выделяется доля,приходящаяся на новые изделия, из-за чего проблематично определить финансовыерезультаты и эффективность инновационной деятельности в целом.Конструкторско-технологический отдел готовит планы НИОКР на год в начале года иотчет — в конце года. Данные документы также не дают никакой аналитическойинформации, поскольку представляют собой обычный перечень запланированных ивыполненных или невыполненных работ без какой-либо дополнительной информации.Несомненно, подобная информация не может рассматриваться руководством ФПГ какисточник полноценной внутренней информации.
Государственной статистикой для оценки текущего состоянияи прогнозов развития инновационных процессов на предприятиях предусмотренаформа № 4 — инновация «Сведения об инновационной деятельностиорганизации», состоящая из десяти разделов, описывающих инновационнуюдеятельность предприятия по разным направлениям. Такая форма в ФПГ незаполняется.
Основная проблема состоит в том, чтобы с учетомнакопленного опыта выбрать и использовать наиболее эффективные в конкретныхусловиях инструменты управления и сосредоточить на них имеющиеся в распоряжениипредприятия ресурсы.
В современных условиях технико-экономическое планированиедеятельности предприятия должно заключаться не только в формировании плановпроизводства и продаж продукции, но и в разработке планов реализациинововведений, их ресурсного обеспечения, учете влияния результатов такойдеятельности на функционирование предприятия.
Сопоставив данные анализа хозяйственной деятельности ФПГс результатами анализа инновационной деятельности, вывод, что активизацияинновационной деятельности промышленных предприятий группы может стать основнымнаправлением повышения эффективности функционирования группы в целом.
Любые инновационные решения в процессе реализации связаныс высокими рисками (потеря вложенных средств, неприятие нововведения рынком,технические, технологические просчеты и т.д.), поэтому информация, на основаниикоторой принимаются такие решения, должна быть максимально точной и объемной.Для принятия эффективных управленческих решений в направлении инновационногоразвития ФПГ лицу, принимающему решение, необходимо наличие адекватных сведенийоб объекте, необходимого объема информации об исходном и желаемом состояниях, овозможных вариантах действий и возможных последствиях таких действий.
При выборе направления инновационного развития должныучитываться, прежде всего, имеющиеся технологические возможности промышленного предприятия.Оценка инновационного потенциала позволит ФПГ объективно оценивать своивнутренние возможности, чтобы успешно заниматься инновационной деятельностью,привлекать внешних инвесторов и реализовать перспективные проекты.
3. Исследование и оценка инновационного потенциала ФГП«Сибагромаш»
3.1 Разработка системы показателей оценки инновационногопотенциала промышленного предприятия
Проведенный в первой главе данной работы анализпредставленных в научной литературе методик и подходов к оценке инновационногопотенциала позволил выявить существующие методические особенности и недостаткив его измерении.
Целью данной части работы является формирование системыпоказателей, на основе которых строится оценка инновационного потенциалапромышленного предприятия.
Оценка инновационного потенциала представляет собойсистематический анализ составляющих инновационного потенциала с цельюсопоставления его действительного уровня в определенный момент с существующимипредставлениями об этом уровне. Уровень развития инновационного потенциалапребывает в постоянной динамике, которая может быть как позитивной, так инегативной.
Исходным моментом оценки инновационного потенциалаявляется определение современных внутренних возможностей предприятия винновационной сфере с использованием экономических критериев. В зависимости отстепени текущей обеспеченности предприятия материально-техническими ифинансовыми ресурсами, а также наличия опыта внедрения новых технологий вхозяйственный оборот в дальнейшем осуществляется планирование направлениябудущего инновационного развития. Для реализации эффективного управленияинновационной деятельностью необходима реальная оценка уровня инновационногопотенциала предприятия на заданный момент времени и оценка его динамики в целяхдальнейшего развития.
Инновационный потенциал определяется составом и уровнемразвития его составляющих, их взаимосвязями и способностью работать как единаясистема реализации нововведений, поэтому для оценки инновационного потенциаланеобходимо вычленить его составляющие, измерить их, выявить взаимосвязь междуними и, таким образом, получить комплексную оценку инновационного потенциалапредприятия.
Задача оценки инновационного потенциала заключается втом, чтобы достаточно надежно отразить влияние этих изменений на его уровень.Как уже отмечалось, сущность системы оценки инновационного потенциалазаключается в создании предпосылок и условий эффективного управления развитиеминновационной деятельности. Одним из условий эффективного управления являетсясоздание адекватной управляемому объекту информационно-аналитической базы имеханизма ее функционирования, а также методических рекомендаций по принятиюуправленческих решений по развитию и воспроизводству инновационного потенциала.
Измерение такой сложной категории, как инновационныйпотенциал, с помощью одного какого-нибудь показателя, по нашему мнению, непредставляется возможным, и может быть предложено большое число описывающих егопараметров. Однако основной проблемой измерения инновационного потенциалаявляется не только выбор и определение значений этих параметров, но и оценкарезультатов измерений, возможность их использования на практике.
Важным моментом в измерении инновационного потенциалаявляется определение системы адекватных измеримых параметров для проведенияоценки. Данная система показателей должна давать объективную оценку реальногосостояния инновационного потенциала исследуемого предприятия. Кроме того, онадолжна учитывать отраслевые особенности протекания инновационных процессов,характеристики производственной системы, тип производства; также в системедолжны быть показатели, отражающие наличие и качество основных стратегическиважных для предприятия ресурсов, задействованных в инновационной деятельности,показатели, прямо или косвенно указывающие на результативность использованияимеющихся ресурсов предприятия, задействованных в инновационной деятельности.
С учетом вышеперечисленного и исходя из условийнеобходимости и достаточности, считаю целесообразным оценку инновационногопотенциала проводить в виде расчета наиболее значимых относительныхпоказателей, объективно отражающих существующие связи и зависимости междуисследуемыми процессами и явлениями.
По каждому из показателей необходимо определитькритериальное значение, которое позволяло бы судить о состоянии показателя ипринимать конкретные управленческие решения в рамках управления инновационнойдеятельностью на предприятии, другими словами, нужно параметры измеренияпреобразовать в параметры управления. Критериальное значение как база сравненияи оценки является своего рода точкой отсчета, по отношению к которой можнооценить измеряемый процесс. С помощью обоснованных критериальных значений можнопостроить некоторую эталонную траекторию раскрытия и дальнейшего развитияинновационного потенциала хозяйствующего субъекта. В качестве базы длясравнения могут быть использованы средние или пороговые значения показателей поотрасли, а также значения за предыдущий период, прогнозные значения, значенияаналогичных показателей конкурентов.
Возникает вопрос о том, что же следует считать критериемнаучной обоснованности таких значений. На уровне предприятия таким критерием,видимо, можно считать эффективную работу предприятия в течение продолжительногопериода времени и определенные достигнутые результаты, позволяющие отнести этопредприятие к эталонному. В качестве критериев для определения пороговыхзначений коэффициентов можно использовать данные статистического обследованияинновационной деятельности ведущих предприятий промышленности России, результатыисследований отечественных ученых, а также опыт зарубежных компаний.
В предложенной системе показатели разбиты на группы всоответствии с выделенными составляющими инновационного потенциала (рис. 3.1),система показателей оценки инновационного потенциала основана на реальноопределяемых экономических показателях и направлена на исследование и анализважнейших составляющих инновационного потенциала предприятия.
/>
Рис. 3.1. Структура предлагаемой системы оценкиинновационного потенциала предприятия
3.2 Совершенствование системы управления инновационнойдеятельностью ФПГ «Сибагромаш»
В целях сохранения и развития инновационного потенциалаФПГ «Сибагромаш» необходима разработка стратегии инновационного развития,которая должна быть выведена на корпоративный уровень. Это является необходимымусловием того, что инновационная деятельность перестанет быть частной задачейотдельного подразделения и станет стратегически важной целью развития ФПГ в целом.
Действенным инструментом, способным оказать помощь вразработке и дальнейшей корректировке инновационной стратегии, являетсяпроведение постоянного технологического мониторинга состояния инновационногопотенциала.
Систематическая оценка инновационного потенциала иотдельных его составляющих позволит отслеживать наметившиеся позитивные илинегативные тенденции, что даст возможность корректировать направленияинновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатовинновационной деятельности.
Для активизации инновационной деятельности на уровне ФПГтребуется проработка вопросов определения необходимых функций по управлениюинновационными изменениями, оптимального распределения этих функций междуруководителями, отделами и подразделениями. В таком случае станет возможнымучет и анализ всех составляющих инновационного потенциала, что обеспечитобъективную информационную поддержку принимаемых решений, связанных синновационной деятельностью предприятия.
Выше отмечалось, что в настоящий момент управлениеинновационной деятельностью осуществляется на уровне Центральной компании ФПГ«Сибагромаш», причем все функции управления сосредоточены вконструкторско-технологическом отделе, т.е. в блоке технического директора.Блок финансового директора и блок директора по маркетингу, производству и сбытув управлении инновационной деятельностью практически не участвуют.
В блок финансового директора входят бухгалтерия, отделфинансов и ценных бумаг, отдел консолидированного планирования и отчетности. Вотделах решаются вопросы финансового анализа и контроля, а также собирается всяинформация об участниках ФПГ.
Отдел маркетинга занимается исключительно вопросами сбытаи рекламы.
Тем самым вопросы изучения рыночного спроса, подготовкиинформации о прогнозируемом спросе на новую продукцию и определения потребностив сельскохозяйственной технике решаются в рамкахконструкторско-технологического отдела, там же в произвольной формесоставляются планы и отчеты НИР и ОКР, не имеющие никакой информационнойнагрузки для анализа инновационной деятельности всей финансово-промышленнойгруппы. Анализ кадровой составляющей инновационного потенциала выявилнедостаток научно-технических специалистов, которые к тому же перегруженывыполнением непрофильной работы.
Для осуществления эффективного управления инновационнымпотенциалом ФПГ «Сибагромаш» требуется в первую очередь построение системыуправления непосредственно инновационной деятельностью группы. Начатьпостроение такой системы целесообразно с распределения функциональныхобязанностей, связанных с инновационной деятельностью группы, и разграниченияполномочий между различными подразделениями Центральной компании.
Помимо традиционных обязанностей структурнымподразделениям Центральной компании предлагается также установить новыефункции, обусловленные инновационным развитием (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Функции структурных подразделений ЦК, связанные суправлением инновационной деятельностью
/>
Решение задач информационного обеспечения тесно связано сразработкой стратегии инновационного развития, при разработке которойцелесообразно предусмотреть использование справочно-аналитической базы,содержащей сведения о достижениях науки и техники, потребительских иконкурентных тенденциях на рынке, нормативно-правовые акты и законы.
Информационное обеспечение инновационной деятельностиостается в компетенции специалистов конструкторско-технологического отдела,однако расширяется круг задач таких специалистов. В соответствии с новымицелями деятельности предприятия, сбор и анализ нормативно-справочных баз данныхосуществляется не только для нужд КТО, но и для других заинтересованныхотделов. В задачи специалистов по информационному обеспечению входит такжераспределение полученных отчетных данных по функциональным отделам, сборзамечаний по качеству информации, обобщение и анализ полученной информации,отслеживание сведений о выставках и конференциях, установление связей снаучно-информационными центрами, вузами и т.д. В результате соответствующиеподразделения будут обеспечены необходимой информацией инновационногохарактера, а полученные от специалистов выводы будут использоваться приразработке инновационной стратегии ФПГ и ее дальнейшей корректировке.
Помимо этого в новые задачи специалистов КТО входитсоставление более развернутых планов по разработке новой техники. Планы поразработке новой техники должны составляться на 3-5 лет (перспективные) и нагод с разбивкой объемов работ на кварталы (текущие). В перспективных планахуказываются сроки выполнения стадий и этапов работ, определяется трудоемкостьработ по всем стадиям и этапам, устанавливаются циклы отдельных стадий, этапови в целом на всю разработку, намечаются конкретные подразделения-исполнителиработ и руководители. К ним прикладываются карты технического уровня новогоизделия, в которых приводятся основные характеристики в сравнении с лучшимиотечественными и зарубежными образцами, сметы затрат и расчеты экономическогоэффекта. В текущих планах указываются объемы и сроки исполнения работконкретными исполнителями. При этом предусматриваются методы организации работи обеспечение надежного оперативного контроля за ходом работ.
Отдел маркетинга выполняет свои прямые функции — проводитисследование рынка, готовит всю необходимую информацию о рыночнойвостребованности и конкурентоспособности продукции предприятий группы,занимается введением в коммерческий оборот результатов научно-техническойдеятельности и продвижением новых продуктов. В отдел консолидации предоставляетданные об объемах отгруженной инновационной продукции и ее структуре.
Отдел финансов занимается поиском источниковфинансирования инновационной деятельности, а также определением экономическойэффективности и финансовой реализуемости всех инновационных предложений.Осуществляет контроль за расходованием средств.
Отдел консолидированной отчетности и планирования помимотрадиционных функций обеспечивает системный комплексный подход в планировании,организации и координации разработки годовых, текущих планов, обеспечиваетсистематический анализ всех видов инновационной деятельности ФПГ, а такжестатистический учет всех производственных и технико-экономических показателейинновационных работ предприятий ФПГ, организует систематический контроль засоблюдением подразделениями плановой дисциплины.
Поскольку в отделе консолидации аккумулируется всяинформация об участниках группы, то одной из главных задач специалистов данногоотдела в части учета инновационной деятельности является построение единойсистемы плановой и отчетной информации о проведении инновационных работ, атакже затратах и результатах, с ними связанных.
В частности, отделом должны быть определены содержаниепланов и отчетов, формы их составления, разработаны методы и порядок расчетапоказателей, должны проводиться консультации предприятий-участников по вопросамсоставления необходимой документации.
Концентрация подобного рода сведений способствуетформированию массива аналитической информации, необходимой для принятияуправленческих решений, касающихся инновационного развития ФПГ в целом. Отсюдадругой важной задачей отдела консолидации является доведение данной информациидо руководителей всех уровней. Причем такая информация должна быть точной,поступать вовремя, в достаточном объеме и требуемого качества.
Систематический мониторинг инновационного потенциала, понашему мнению, также целесообразно проводить в рамках отдела консолидированнойотчетности и планирования, поскольку вся необходимая для этого информациясосредотачивается именно здесь. Специалистами технического отдела попрограммному и техническому обслуживанию ЭВМ может быть разработана специальнаяпрограмма для технического обеспечения проводимого мониторинга, в основукоторой ляжет предложенная нами система показателей оценки инновационногопотенциала предприятия.
Круг функций отдела по работе с персоналом расширен отчисто кадровых до стимулирования трудовой деятельности, управленияпрофессиональным продвижением, обеспечения повышения квалификации НТС, обученияпроизводственных рабочих навыкам, необходимым для работы с новыми технологиямии продуктами, изучения рынка трудовых ресурсов.
Подобное распределение и систематизация функциональныхобязанностей позволит сформировать действенную систему управления инновационнойдеятельностью в ФПГ.
Особенностью распределения обязанностей междуструктурными подразделениями ЦК ФПГ должна стать, как нам видится, команднаяответственность за выполнение отмеченных функций. Одним из принципов команднойработы выступает распределение обязанностей и ответственности за достижениепоставленных целей, а не жесткое закрепление выполняемых функций. Реализацияэтого принципа позволит достаточно строго планировать деятельность отделов ислужб, контролировать и оценивать деятельность их деятельность, использоватьдейственную систему стимулирования по критерию цели — результаты.
Координирующим центром при этом выступитНаучно-технический совет (рис. 3.2.), который будет функционировать приГенеральном директоре ЦК ФПГ и представлять собой коллективный орган повыработке стратегических целей развития ФПГ. В совет войдут руководителифункциональных блоков, руководители перечисленных служб и отделов, а такжеруководители промышленных предприятий группы.
/>
Рис. 3.2. Схема участия в научно-техническом совете
Научно-технический совет не является постояннойструктурой, а собирается периодически для реализации возложенных на негофункций:
• разработка направлений инновационного развития ФПГ;
• выработка инновационной стратегии ФПГ;
• рассмотрение и утверждение инновационных проектов ипрограмм;
• контроль за своевременным выполнением мероприятий пореализации стратегии инновационного развития, оценка экономического роста иконкурентоспособности;
• выявление позитивных и негативных отклонений отзапланированных мероприятий инновационного развития, корректировка планов ивыработка рекомендаций для дальнейших действий;
• координация деятельности всех подразделений ФПГ в частивыполняемых ими работ, касающихся инновационной деятельности.
Генеральный директор утверждает одобренныенаучно-техническим советом решения, которые в форме планов, смет, техническихзаданий становятся обязательными для выполнения всеми органами аппаратауправления.
Отметим, что предлагаемые нами нововведения не требуютзатрат на перепроектирование организационной структуры и привлечениедополнительных специалистов, что не приведет к увеличению расходов насодержание управленческого аппарата. Система управления инновационнойдеятельностью строится на распределении функциональных обязанностей,способствующих переходу ФПГ на инновационный путь развития.
Заключение
Проведенное исследование показывает, что проблемы оценкиинновационного потенциала промышленного предприятия и совершенствования системыуправления инновационной деятельностью в условиях переориентации всей экономикина инновационный путь развития являются актуальными.
В данной работе предложен подход к оценке инновационногопотенциала промышленного предприятия на основе системы показателей, позволяющейобъективно оценить состояние инновационного потенциала предприятия в динамике.В рамках исследования были получены следующие результаты:
• В результате проведенного исследования рассмотренопонятие инновационной деятельности и основные требования, предъявляемые ксистеме управления инновационной деятельностью на предприятии. Выяснено, чтоинтенсивность инновационной деятельности находится в прямой зависимости отимеющегося у предприятия инновационного потенциала.
• Уточнено содержание понятия «инновационный потенциал».Предлагается под инновационным потенциалом понимать возможность системысоздавать, совершенствовать, использовать новшества в условиях имеющегосяресурсного обеспечения и экономические отношения внутри системы как способностьк осуществлению инновационной деятельности. На основании этого определенаструктура инновационного потенциала.
• Проведенный анализ существующих методик оценкиинновационного потенциала показал, что имеющиеся методики не дают объективнойинформации о состоянии инновационного потенциала промышленного предприятия. Этопозволило сформулировать основные требования к системе оценки инновационногопотенциала промышленного предприятия.
Список литературы
1. Алтайский край в цифрах. 2000-2004: Стат. сборник / Территориальныйорган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. — Барнаул, 2005. — 200 с.
2. Ахметова Н.Н. Один из подходов к определению сущности элементовинновационно — инвестиционной модели // http^//www.anrb.ru/isei/cf2002/c504.htm
3. Афонин И.В. Управление развитием предприятия. — М., 2002. — 224 с.
4. Аренков И.А. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития. -СПб.:Изд-во СПб ГУЭФ, 2001. — 122 с.
5. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М.:ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 662 с.
6. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 224 с.
7. Беляева Е.С. Совершенствование управления инновационной деятельностьюпромышленного предприятия: монография. –Б., 2007. -165 с.
8. Бовин А.А. и др. Управление инновациями в организациях. –М., 2008. -415с.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. ЮНИТИ. –М, 1997. — 354 с.
10. Драчева Е.Л. и др. Менеджмент. –М., 2002.
11. Головач Л. Г., Краюхин Г. А., Шайбанов Л. Ф. Регулирование инновационныхпроцессов в регионе / Под. ред. Г.А. Краюхина — СПб.: ГИЭА СПб., 1997.-289 с.
12. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17- модульная программа дляменеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 «Управлениеинновациями». — М: ИНФРА-М, 1999. — 328 с.
13. Горшков В.Г. Промышленность Алтайского края: состояние, инвестиционная ипромышленная политика // Управление корпорацией: Сборник статей / Под ред. В.К.Толстова. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. — С. 80-86.
14. Глисин Ф.Ф. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РоссийскойФедерации. Рост инновационной активности промышленных предприятий России / Ф.Ф.Глисин, Г.П. Воронина, О.Н. Лосева // Инновации. — 2004. — № 7.
15. Глисин Ф.Ф. Тенденции инновационной деятельности промышленныхпредприятий России / Ф.Ф. Глисин, О.Н. Лосева // Инновации. — 2003.- №2-3. — С.53-57.
16. Жиц Г.И. Инновационный потенциал и экономический рост. — Саратов:Саратовский ГТУ, 2000. — 162 с.
/>17. Зайцева О.А. и др. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. Центр.–М, 2000. – 114 с.
/>18. Иванов А.П. Менеджмент: Учебник. –М., 2002. С. 258.
19. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебноепособие / Под ред. Ю.В. Яковца. — М.: Изд-во РАГС, 2000.
20. Инновационная деятельность предприятий и организаций Алтайского края в2003 году / Оперативная информация № 08-17/200. — Алтайский краевой комитетгосударственной статистики, 2004.
21. Инновационная деятельность предприятий и организаций Алтайского края в2004 году / Оперативная информация № 08-17/214. — Алтайский краевой комитетгосударственной статистики, 2005.
22. Инновационная деятельность предприятий и организаций Алтайского края в2005 году / Оперативная информация №08-17/227. — Алтайский краевой комитетгосударственной статистики, 2006.
23. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А.Дагаева. — М.: Дело, 2003. — 528 с.
24. Кокорев В.П. Курс лекций по менеджменту: Учебное пособие. ИздательствоАГУ.-Б, 2000. – 425 с.
25. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. — М.: Экзамен, 2001. — 576 с.
26. Кравец Л.Г. Патентные рычаги управления развитием предпринимательства //Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность. -2001.-№10.
27. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Дело. –М, 1999.
28. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2006. -448с.
29. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России.- М.: Дело и сервис, 2001.