Реферат по предмету "Охрана природы, Экология, Природопользование"


Экологическое страхованне

Экологическое страхование в Украине.
   Украина находится на пути к рыночной экономике, на пути к такой системе прикоторой каждый человек имел бы право заниматься той деятельностью которая емупо душе. Экономические преобразования имеющие место в нашей стране, хотя какмне кажется, происходят и  не на должномуровне, но постепенно движутся в перед. На первый взгляд вроде бы все хорошо,все идет своим чередом, но присмотревшись видно, что не все так хорошо какхотелось бы. Экстенсивный путь развития экономики целенаправленно развивавшийсяв Украине с 30-х годов нынешнего столетия и господствующий по настоящее время,неизбежно должен был породить экологический кризис. Прямые потери, связанные стехногенными авариями и хроническими заболеваниями от загрязнения окружающей среды, составляют в Украине 4­-6%валового национального продукта. На долю этих факторов приходится 15-25%случаев преждевременной смертности. Ежегодно наблюдается значительноеколичество аварийных загрязнений. Так, в 1993 г. было зафиксировано болле 250случаев. Около 90% из них составили аварийные сборы загрязненных стоков вповерхностные водоемы. В результате был причинен ущерб на 1.3 млрд. крб.
     Негативные последствия ухудшения качествасреды проявляются, в частности, в ущербе здоровью человека (преждевременнаясмерть, физические и психические расстройства, накладываемые болезнямиограничения), в ущербе имуществу физических и юридических лиц, а также вразрушении природных ресурсов.
      Невозможно не заметить, что процесс формированиярыночных отношений сопровождается снижением ответственности субъектовхозяйствования за аварийное загрязнение окружающей среды, доля которого в общемобъеме загрязнения составляет от 20 до 30%. В то же время приватизацияхозяйственных объектов осуществляется без учета стоимости предотвращенного ифактического загрязнения воздуха, земли, водных, лесных  и других видов природных ресурсов, что,  с одной стороны, существенно превышает  степень экологического риска в стране ( сточки зрения дальнейшего ухудшения качества окружающей среды) и, с другой, — фактически делает невозможным обеспечение социальной защищенности и равных правграждан в процессе приватизации, которые зафиксированы в ст.2 Закона Украины “Оприватизации имущества государственных предприятий”.
          Особую тревогу вызывает отсутствие экологической экспертизыприватизационных проектов, что при отсутствии учета экологических издержекпроизводства во внутринациональном обороте и во внешнеэкономическойдеятельности приводит к снижению стоимости приватизируемых объектов и создаетусловия для  экспорта в Украинуэкологически опасных  производств,технологий, экологически грязной продукции. В этих условиях   выработка долгосрочной структурной политики и механизма ее реализации невозможна без учета  реально сложившейся экологической ситуации, атакже экологически опасных тенденций в развитии частнопредпринимательскойдеятельности.
      Одним из элементов механизма структурнойперестройки экономики Украины должно стать экологическоестрахование, которое представляет систему отношений, возникающих в процессеантропогенной (производственной) деятельности, между страховщиком истрахователем по предупреждению ущерба и его возмещению в случае аварийногозагрязнения окружающей среды.
          Цель экологическогострахования- образование страховых фондов для предупреждения экологическихаварий и катастроф; возмещения убытков, причиненных юридическим и физическимлицам в следствии загрязнения окружающей среды; обеспечения условий проживаниянаселения и функционирования предпринимателей всех форм собственности взонах  чрезвычайных экологическихситуаций.
          Субъектами экологического страхования  могут быть физические и юридические лица, а вкачестве объекта экологического  страхования можно рассматривать любой экологический риск загрязненияокружающей среды и потенциального экономического ущерба, причиняемогозагрязнением производственными, бытовыми и другими отходами, транспортнымисредствами, а также  загрязнением при:
·       размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,вводе в действие и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов;
·       применении средств защиты растений, минеральныхудобрений, токсичных химических веществ и других препаратов;
·       использовании и создании новых биологическиактивных веществ и предметов биотехнологии;
·       действии акустических, электромагнитных,ионизирующих и других вредных физических факторов;
·       выбросах радиоактивных веществ;
·       транзитной транспортировке и размещении натерритории Украины экологически опасных материалов как отечественного, так иимпортного производства;
·       проведении фундаментальных и прикладныхнаучных  разработок, внедренииимпортного  оборудования с повышеннойэкологической опасностью.                 
Различияв объектах экологического страхования являются основой его деления на виды. Всоответствии с этим критерием всю совокупность страховых отношений можноподразделить на следующие виды:
·       страхование ответственности на случай аварийногозагрязнения окружающей среды;
·       имущественное страхование финансовых убытков, обусловленныхаварийным загрязнением окружающей среды;
·       личное страхование жизни, здоровья,трудоспособности и пенсионного обеспечения граждан на случай наступленияаварийного загрязнения окружающей среды.
Опытряда зарубежных стран (США, Англия, Франция, Италия, Голландия, Швеция);  а опыт по сути немалый т. к. в США и др.европейских странах страхование ответственности за вред, причиненный окружающейсреде было введено в 60-е годы; показывает, что экономическая ответственностьпредприятий-загрязнителей должна быть предусмотрена нормами гражданского праваи обеспечивается специальными страховыми фондами. Сравнительно недавно взападных странах появился новый вид страхования — экономическое. Там, гдештрафы ощутимо бьют по карманам владельцев вредных производств, онипредпочитают не только обзавестись очистными сооружениями, но и застраховатьсяна случай аварии. Случилась авария — заплатил штраф — получил страховку. Еслипредприятие долгое время работает без происшествий и совершенствует системубезопасности, страховой взнос уменьшается, страховая сумма увеличивается,возможны даже денежные выплаты предприятию от страховой компании за соблюдениеэкологических норм. Предпринимателю в таких условиях становится выгодна безаварийная работа.
Спецификасложившейся в Украине экологически опасной для населения ситуации ( авария  на Чернобыльской АЭС, многочисленные случаиаварийных загрязнений воздуха, почвы и водных источников) требует развитияособого вида экологического страхования — личного.При введении в практику этого вида страхования страхователям может бытьпредоставлена гарантия возмещения ущерба от загрязнения окружающей средынезависимо от субъективных обстоятельств, т.е. на основании заключенного имидоговора страхования и правовых норм.
Впроекте Закона Украины “Об охране окружающей природной среды” (ст. 49)предусмотрено, что экологическое страхование может приводится в обязательной идобровольной форме. В то же время в Декрете Кабинета Министров Украины “Остраховании” проблемы экологического страхования не отрегулированы. В связи сэтим стоит задача разработки, в первую очередь, концепции страхованияэкологических рисков в Украине, как совокупности исходных положений,раскрывающих наиболее существенные теоретико-методологические подходы кформированию механизма регулирования отношений в  сфере природопользования,обеспечивающего компенсацию экологических ущербов, сохранения и воспроизводстваприродных ресурсов, а также непрерывности хода воспроизводственного процесса.
Исходяиз целевой установки экологического страхования, можно определить следующие егоосновные функции :
1.    Формирование экологической ответственностифизических и юридических лиц за результаты антропогенной деятельности какважнейшей составляющей экологической культуры населения.
2.    Стимулирование противоаварийных мероприятий засчет дифференциации страховых тарифов и денежных выплат предприятиями забезаварийную работу.
3.    Обеспечение компенсационных гарантий пострадавшим(третьим лицам и работникам предприятий — страхователя) независимо от финансовогоположения предприятия — виновника аварийного загрязнения окружающей среды.
4.    Обеспечение устойчивости финансового положенияпредприятия пр необходимости возмещения ущерба пострадавшим от аварийногозагрязнения окружающей среды и затрат на восстановление собственногопроизводства.
5.    Обеспечение реализации правовых гарантий экологической защиты физических июридических лиц за счет сформированных страховых фондов.
Рассматриваяэкологическое страхование как один из экономико-правовых рычагов обеспечениябезопасности экономики Украины ( другие необходимые меры включают изменениеналоговой политики, значительное усиление штрафных санкций за загрязнениеокружающей среды, создание самими предприятиями фондов для выплат компенсаций ивозмещения расходов по очистке от загрязнении, связанных с их деятельностью,создание системы региональных и общеотраслевых экологических фондов как условияобеспечения экологической безопасности объектов и населения в случае крупныхаварий и катастроф),  необходимо четкоопределить и ограничить его место. Принципиальными, в этой связи, являютсяследующие вопросы: какого рода загрязнения окружающей среды могут быть объектомэкологического страхования? Как произвести оценку риска при расчете страховыхтарифов? Каков должен быть срок страхования? В каких формах наиболеецелесообразно проводить экологическое страхование? Каков механизм формированиястраховых фондов для обеспечения возмещения ущерба от экологических рисков?
Загрязнениепредприятиями окружающей среды может быть связано с постоянными и единичнымивыбросами, обусловленными технико-технологическими причинами или случайнымиявлениями, носить локальный или глобальный характер. В условиях Украиныответственность страховщика, по моему, должна распространяться на покрытиеубытков вызванных всеми видами загрязнения окружающей среды за исключениемзагрязнении катастрофического характера. При этом объем ответственностистраховщика должен лимитироваться с возложением обязанности возмещения частиущерба на страхователя.
     Главнойметодологической проблемой экологического страхования, на мой взгляд, являетсяопределение исходной базы для расчета страховых тарифов (размеры убытков,причиняемых имуществу и физическим лицам, методика их исчисления,  определение системы нормативов для расчета). Прирасчете тарифов необходимо учитывать серьезное отставание технологийпроизводства, применяющихся в Украине по сравнению с мировой практикой,отсутствие необходимого количества и должного качества контрольно-измерительныхприборов. которые позволяют достаточно точно уловить уровень загрязнения,низкий технический уровень и аварийное состояние многих очистных  сооружений. Все это в комплексе  обуславливает высокую степень загрязненияземли, вод и атмосферы. Поэтому, даже не проводя предварительных расчетов,можно прогнозировать возможность большого объема выплат возмещения пострахованию экологических рисков и, соответственно необходимость установлениявысоких тарифов. В этой связи при формировании тарифных ставок необходиморазрешить противоречие между реальными финансовыми возможностями страхователейи ограничением объема страховой ответственности страховщиков. Также, на мойвзгляд, исключительно важное значение будет иметь дифференциация тарифов,поскольку размеры ущерба, причиняемого предприятиями различных отраслей, сильноколеблются. Например, структура наносимого ущерба от загрязнения воздушногобассейна выглядит следующим образом: энергетический комплекс-86%,нефтехимический-5, промышленность строительных материалов-4, химическаяпромышленность-2, бумажная промышленность-1, прочие отрасли-2%. Основной жеущерб от загрязнения водной среды наносится предприятиями нефтехимическойпромышленности. При этом убытки от загрязнения воздушного бассейна в пять развыше, чем от загрязнения водных ресурсов.
    Специфика формирования экологическогострахования в Украине (неразработанность правовой базы, отсутствиевысококвалифицированных экспертов и юристов, а также специальных методик порасчету тарифных ставок и резервных фондов) должна быть учтена при определениисроков страхования. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно начинатьэкологическое страхование с краткосрочного с постепенным переходом кдолгосрочному. Возникает также вопрос: на какой срок после наступлениястрахового события может распространяться ответственность страховщика?Страховые компании будут, видимо, стремиться сократить его, т. к. это облегчаетим расчет необходимых размеров резервов и тарифных ставок. Но тогда страхованиевступает в противоречие с интересами потерпевших и общества, которые заинтересованыв покрытии убытков независимо от сроков их возникновения. Очевидно, припроведении экологического страхования в Украине, целесообразно было быориентироваться и на общие сроки исковой давности по гражданскомузаконодательству.                  
   Принципиальным является выбор формэкологического страхования. При страховании ответственности на случайзагрязнения окружающей среды, на мой взгляд, наиболее эффективным будетобязательное страхование как форм обеспечения страховой защиты интересов третьихлиц (потерпевших). При имущественном страховании финансовых убытков,обусловленных аварийным загрязнением окружающей среды, можно было быпозаимствовать зарубежный опыт использования “добровольно-обязательногострахования”. Эта форма представляет собой систему страхования, в соответствиис которой товаропроизводитель для получения лицензии на тот или иной виддеятельности, связанной с потенциальной экологической опасностью, обязанпредоставить финансовую гарантию возмещения возможного ущерба в пределахзаранее обусловленной суммы. Обычно форма такой гарантии не оговаривается. Онаможет быть разной: сумма на депозитном счете, обязательства банка опредоставлении кредита, различного рода резервные фонды и др. Но предпочтение,как правило, отдается заключению договора страхования как наиболее экономическиэффективному способу обеспечения обязательств.
Чтокасается личного страхования жизни, здоровья, трудоспособности и пенсионногообеспечения граждан от экологических рисков, оно может осуществляться только надобровольной основе.
Созданиерынка экологических услуг требует формирования страховых фондов. В системустраховых экологических фондов необходимо включить :
— государственный страховой экологический фонд;
— экологические фонды страховых компаний.
Государственныйстраховой экологический фонд может быть сформирован за счет отчисленийстраховых компаний, отчислений предприятий, формирующих свои собственныестраховые фонды, отчислений из фондов взаимного экологического страхования,созданных объединениями предприятий на отраслевой либо региональной основе, атакже финансовых источников, аккумулированных через систему налогообложения иштрафов.   За счет средств этого фондадолжна обеспечиваться страховая защита интересов третьих лиц от причинения имущерба аварийным загрязнением окружающей среды в случае, когда ответственностьстраховщика не наступает, а также осуществляется финансирование привентивныхмероприятий на национальном уровне.
Экологическиефонды  страховых компаний могутформироваться за счет взносов страхователей и обеспечивать их страховую защитупри постоянных и единичных случаях загрязнения окружающей среды, а такжеэкономическое стимулирование экологически безопасных производств.
Взаключение следует отметить, что зарубежные страховщики относят  экологическое страхование к числу наиболеесложных видов страховых операций. В Украине только что начался процессформирования рынка экологических страховых услуг, страховщики пока еще не имеютдостаточного опыта как по страхованию ответственности, так и по страхованиюрисков, связанных с деятельностью промышленных предприятий. В связи с этимможно предположить, что они столкнутся со значительными трудностями в освоенииэтого вида страхования. Совершенно очевидно, что для нормального формированиярынка страховых экологических услуг необходимы не только экономико-правовое,методологическое и методическое обеспечение экологического страхования, но исвоевременное обучение кадров страховщиков.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальная сфера в Узбекистане
Реферат Историческая концепция Л. Н. Толстого и ее отражение в романе Война и мир 2
Реферат Бухгалтерский учет расчетных операций на примере ОАО "Барановичский комбинат пищевых продуктов"
Реферат Abortion Not In My Criminal Code Essay
Реферат «Диалогичность как фундаментальное лексико-филосовское понятие»
Реферат Усадьба Знаменское-Садки: по новым архивным материалам
Реферат Совершенствование системы оплаты труда (на примере ПРУП "Минский электротехнический завод имени В.И. Козлова)
Реферат Розвиток усної руської і зокрема української літератури
Реферат Когнитивные основания формирования системы культурных концептов в управленческой коммуникации
Реферат Значение художественной литературы в становлении личности школьников
Реферат Становление судебной системы России в XYIII веке
Реферат Сертификация как фактор повышения конкурентоспособности промышленной продукции
Реферат Современные представления о клещевых боррелиозах
Реферат Окончание Восточной войны
Реферат Использование функций для обработки событий