Курсовой проект
по дисциплине «Инвестиционное проектирование»
на тему:
«Инвестиционный проект расширения молочного комбината в Сернурскомрайоне Республики Марий Эл»
/>Содержание
Введение
1. Разработка и оценка эффективности инвестиционногопроекта
2. Общая характеристика ЗАО «Сернурский молочныйкомбинат»
3. Инвестиционный проект расширения молочного комбината
3.1 Резюме
3.2 Описание продукции
3.3 Оценка рынка сбыта
3.4 Оценка конкурентов
3.5 Стратегия и план маркетинга
3.6 Прогноз объемов продаж
3.7 План производства
3.8 Организационный план
3.9 Юридический план
3.10 Оценка рисков
3.11 Стратегия финансирования
3.12 Финансовый план и оценка эффективности проекта
Список литературы
/>Введение
Инвестиции играютважнейшую роль как на макро-, так и микроуровне экономики. По сути, ониопределяют будущее как страны в целом, так и отдельного субъекта хозяйствованияи являются локомотивом в развитии экономики.
За последние годынаблюдается тенденция к сокращению реальных инвестиций, что отрицательноотразилось на ускорении НТР и развитии всего народнохозяйственного комплекса.
Инвестиционный кризис встране оказался более глубоким, чем общий экономический, хотя они оба тесновзаимосвязаны и взаимообусловлены.
Однако с развитиемрыночных отношений инвестиции играют все большую роль в экономическом развитии.Их ведущая роль определяется тем, что именно благодаря инвестициямосуществляется накопление капитала предприятий и, следовательно, создание базыдля расширения производственных ресурсов страны и ее экономического роста.
Рассмотрим, как напрактике происходит разработка инвестиционного проекта на реальном предприятии.
Объектом исследования являетсяЗАО «Сернурский молочный комбинат», расположенный в п. Сернур Республики МарийЭл.
/>1. Разработка и оценка эффективности инвестиционногопроекта
Для развития отечественнойэкономики необходим выпуск конкурентоспособных, пользующихся спросом навнутреннем и внешних рынках товаров, а также промышленного оборудования,позволяющего производить все товары с наименьшими затратами внутри страны,отказавшись от их импорта. Эффективность выполнения этой задачи зависит отмножества факторов. Одним из решающих факторов является достаточный объеминвестиций.
Термин «инвестиции»происходит от латинского слова invest, что означает «вкладывать».Инвестирование может быть определено как долгосрочное вложение экономическихресурсов с целью создания и получения чистой прибыли в будущем, превышающейобщую начальную величину инвестиций (вложенного капитала). При этом приросткапитала должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ отиспользования собственных средств на потребление в текущем периоде,вознаградить его за риск и возместить потери от инфляции в будущем периоде.
Принято различатьследующие типы инвестиций:
реальные инвестиции(инвестиции в физические активы);
финансовые (портфельные)инвестиции;
инвестиции внематериальные активы.
Реальные инвестиции вузком смысле — это вложения в основной капитал и на прирост материальныхпроизводственных запасов. Указанное понятие применяется в экономическом анализеи, в частности, используется в системе национальных счетов ООН.
Реальными инвестициями,выступающими в форме инвестиционного товара, могут быть движимое и недвижимоеимущество (здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства идр.). Наряду с инвестициями, обеспечивающими создание и воспроизводствоосновных средств, реальными инвестициями являются затраты, направленные наприобретение уже созданного движимого и недвижимого имущества, т.е.относящегося к физическим активам.
Финансовые (портфельные)инвестиции — это вложение денежных средств в акции, облигации и другие ценныебумаги, выпущенные частными и корпоративными компаниями, а также государством.Финансовые инвестиции могут носить двойственный характер: во-первых, инвесторможет преследовать только одну цель — получение прибыли от владения ценнымибумагами; во-вторых, он как владелец портфеля ценных бумаг может оказыватьвлияние на характер инвестиций в реальный сектор экономики.
Инвестиции внематериальные активы включают: имущественные права, вытекающие из авторскогоправа, лицензии, патенты, право на использование торговых знаков, ноу-хау,программные продукты и другие интеллектуальные ценности. Под ноу-хау понимаетсясовокупность технических, технологических и иных знаний, оформленных в видетехнической документации, навыков и опыта, необходимого для организациипроизводства, коммерческой и управленческой деятельности, но не обеспеченныхпатентной защитой. Кроме того, к инвестициям в нематериальные активы относятсяправа пользования землей, недрами, другими природными ресурсами, а также иныеимущественные права.
Если исходить изопределения, что инвестирование — это долгосрочные вложения экономическихресурсов с целью создания и получение выгоды в будущем, то основной аспект этихвложений заключается в преобразовании собственных и заемных средств инвестора вактивы, которые при их использовании создадут новую ликвидность. Подобноеопределение понятия «инвестиции» включает в себя все виды инвестиционныхвложений.
Рассмотрение любогоинвестиционного проекта требует всестороннего анализа и оценки. Особенносложным и трудоемким является оценка инвестиционных проектов в реальныеинвестиции. Они проходят экспертизу, результаты которой позволяют получитьвсестороннюю оценку технической целесообразности, стоимости реализации проекта,экономической эффективности и, наконец, его организации и финансирования.
Проблемой экономическогообоснования инвестиций занимались многие зарубежные и отечественные ученые.Комплексная оценка инвестиционного проекта, т. е. его технико-экономическоеобоснование (ТЭО), в международной практике производится в соответствии с«Руководством по оценке эффективности инвестиций», которое было разработано ивпервые опубликовано ЮНИДО (структурного подразделения Организации ОбъединенныхНаций, задачей которого является способствование промышленному развитиюстран-членов ООН) в 1978 г.
С переходом России нарыночные отношения та методологическая база, которая была наработана и широкоиспользовалась в бытность плановой экономики, морально устарела и не могла бытьиспользована для экономического обоснования инвестиций. Поэтому передучеными-экономистами и практиками России появилась серьезная проблема —создание адекватной рыночной экономике методологической основы экономическогообоснования инвестиций.
Поэтому в России на базедокументов, разработанных ЮНИДО, в 1994 г. были подготовлены «Методическиерекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору дляфинансирования», которые служат основой для всесторонней оценки инвестиционныхпроектов. В настоящее время утверждена (№ ВК 447 от 21 июня 1999 г.) втораяредакция «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционныхпроектов».
Федеральный закон №39-ФЗот 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями)определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности,осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливаетгарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционнойдеятельности, проводимой в виде капитальных вложений, независимо от формсобственности. Однако формирование приемлемой методики оценки эффективностиинвестиционных проектов в нашей стране еще далеко не завершено.
В этих условиях большойтеоретический и практический интерес представляют методические подходы поопределению выгодности вложения инвестиций в странах с развитой рыночнойэкономикой.
Рассмотрим базовыепринципы и методические подходы, используемые в зарубежной практике илитературе для оценки эффективности реальных инвестиций.
Одним из таких принциповявляется оценка возврата инвестируемого капитала на основе показателя денежногопотока «кэш-фло», формируемого за счет сумм чистой прибыли и амортизационныхотчислений в процессе эксплуатации инвестиционного проекта. При этом показательденежного потока может приниматься при оценке дифференцированного по отдельнымгодам эксплуатации инвестиционного проекта или как среднегодовой.
Вторым принципом оценкиявляется обязательное приведение к настоящей стоимости как инвестируемогокапитала, так и сумм денежного потока.
Третьим принципом оценкиявляется выбор дифференцированной ставки процента (дисконтной ставки) впроцессе дисконтирования денежного потока для различных инвестиционныхпроектов. Размер дохода от инвестиций (в реальном инвестировании таким доходомвыступает денежный поток) формируется с учетом следующих четырех факторов:средней реальной депозитной ставки; темпа инфляции (или премии за инфляцию);премии за риск; премии за низкую ликвидность. Поэтому при сравнении двухинвестиционных проектов с различными уровнями риска должны применяться придисконтировании различные ставки процента (более высокая ставка процента должнабыть использована по проекту с более высоким уровнем риска).
Наконец, четвёртымпринципом оценки является вариация форм используемой ставки процента длядисконтирования в зависимости от целей оценки. При расчете различныхпоказателей эффективности инвестиций в качестве ставки процента, выбираемой длядисконтирования, могут быть использованы: средняя депозитная или кредитнаяставка; индивидуальная норма доходности инвестиций с учетом уровня инфляции,уровня риска и уровня ликвидности инвестиций; альтернативная норма доходностипо другим возможным видам инвестиций; норма доходности по текущей хозяйственнойдеятельности и т. п.
При экономической оценкеинвестиционных проектов используется ряд методов. В мировой практике наиболееширокое распространение получила методика оценки эффективности реальныхинвестиций на основе системы следующих взаимосвязанных показателей (рис. 1):
/>/>/>/>Показатели оценки эффективности
Внутренняя норма доходности
Период окупаемости
Индекс доходности
Чистая дисконтированная стоимость
Рис. 1. Система взаимосвязанныхпоказателей оценки эффективности реальных инвестиций
Рассмотрим сущность этихпоказателей более подробно.
Чистая дисконтированнаястоимость. Наиболее распространенным методом экономического обоснованияинвестиций является метод на основе сопоставления чистой дисконтированнойстоимости (NPV) и реальных инвестиций (К), т. е. в этом случае критерием дляэкономического обоснования инвестиций служит чистая дисконтированная стоимость(NPV).
Если: NPV > К >0 —проект следует принимать;
NPV = К = 0 — проект ниприбыльный; ни убыточный;
NPV
NPV — один из важнейшихпоказателей и критериев эффективности инвестиций, который в ряде случаеввыступает как самостоятельный и единственный.
Многие экономистыпредлагают определять будущий дисконтированный доход на основе чистой прибыли иамортизационных отчислений:
/>
где А1, А2, … Аn,—амортизационные отчисления в i-том периоде
Нам представляется такойподход к определению NPV вполне объективным и правильным, так какамортизационные отчисления — средства, необходимые для осуществления процесса,воспроизводства основных производственных фондов, а также приток денежныхсредств, а не их отток.
Правильный выбор величиныставки дисконта является важнейшим моментом при экономическом обоснованииинвестиций.
Индекс доходности. Этотпоказатель является следствием предыдущего (NPV) и рассчитывается по формуле
/>
где До — сумма денежногопотока в настоящей стоимости;
К — дисконтированныеинвестиции.
В отличие от NPV индексдоходности является относительным показателем. Благодаря этому он очень удобенпри выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковыезначения NPV, либо при комплектовании портфеля с максимальным суммарнымзначением NPV.
Показатель «индексдоходности» также может быть использован не только для сравнительной оценки, нои в качестве критериального показателя при принятии инвестиционного проекта креализации. Очевидно, что:
если PI > 1, то проектследует принять;
если PI
если PI = 1, то проект ниприбыльный, ни убыточный.
Сравнивая показатели NPV иPI, следует обратить внимание на то, что результаты оценки с их помощьюэффективности инвестиций находятся в прямой зависимости: с ростом абсолютногозначения чистого приведенного дохода возрастает и значение индекса доходности инаоборот. Более того, при нулевом значении чистого приведенного дохода индексдоходности всегда будет равен единице. Это означает, что как критериальныйпоказатель целесообразности реализации инвестиционного проекта может бытьиспользован только один (любой) из них.
Внутренняя нормадоходности (норма рентабельности инвестиций). Под внутренней нормой доходности(IRR) понимают значение ставки дисконтирования, при которой NPV проекта равеннулю: />,при котором NPV=f(E)=0.
Смысл расчета этогокоэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается вследующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровеньрасходов, которые могут быть связаны с данным проектом. Например, если проектполностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRRпоказывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки,превышение которой делает проект убыточным.
На практике любоепредприятие финансирует свою деятельность, в том числе и инвестиционную, изразличных источников. В качестве платы за пользование авансированными вдеятельность предприятия финансовыми ресурсами они уплачивают проценты,дивиденды, вознаграждения, т. е. несут некоторые обоснованные расходы наподдержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующийотносительный уровень этих расходов, можно назвать «ценой» авансированногокапитала (СС). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимумвозврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность ирассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной. Экономическийсмысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может приниматьлюбые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не нижетекущего значения показателя СС (или цены источника средств для данногопроекта, если он имеет целевой источник). Именно с ним сравнивается показательIRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова:
если IRR > СС, топроект следует принять;
если IRR
если IRR = СС, то проектни прибыльный, ни убыточный.
К достоинствам этогопоказателя можно отнести то, что он информативен и учитывает потерю ценностипоступлений будущих периодов. К недостаткам — то, что он не зависит от объемафинансирования. Следует также отметить, что точный расчет величины внутреннегокоэффициента рентабельности возможен только при помощи компьютера или калькуляторас встроенной функцией для расчета IRR.
Период окупаемости.Периодом окупаемости проекта называется время, за которое поступления отпроизводственной деятельности предприятия покроет затраты на инвестиции. Срококупаемости обычно измеряется в годах или месяцах.
Необходимо отметить, чтоэто один из самых простых и широко распространенных методов экономическогообоснования инвестиций в мировой учебно-аналитической практике.
Алгоритм расчета срокаокупаемости (РР) зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходовот инвестиции. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемостирассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода,обусловленного ими.
Если доход по годамраспределяется неравномерно, то cрок окупаемости рассчитывается прямымподсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены кумулятивнымдоходом. Общая формула расчета показателя РР имеет вид:
РР = n, при котором:
/>
Показатель срокаокупаемости инвестиций очень прост в расчетах, но вместе с тем он имеет ряднедостатков, на которые необходимо обращать внимание при анализе:
он не учитывает влияниедоходов последних периодов;
не обладает свойствомаддитивности;
если при расчете срокаокупаемости использовать недисконтированные величины, то он не делает различиямежду проектами с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но различнымраспределением ее по годам.
Для избежания этогонедостатка наиболее правильно срок окупаемости определять на основедисконтированных величин как дохода, так и инвестиций.
Существует ряд ситуаций,при которых применение метода, основанного на расчете срока окупаемости затрат,может быть целесообразным. В частности, это ситуация, когда руководствопредприятия в большей степени озабочено решением проблемы ликвидности, а неприбыльности проекта. Метод также хорош в ситуации, когда инвестиции сопряженыс высокой степенью риска, поэтому чем короче срок окупаемости, тем менеерискованным является проект. Такая ситуация характерна для отраслей или видовдеятельности, которым присуща большая вероятность достаточно быстрыхтехнологических изменений.
Каждый из рассмотренныхпоказателей оценки эффективности инвестиций имеет право на существование иприменение, но наиболее правильным при принятии инвестиционного решенияявляются учет и анализ всех этих показателей в комплексе.
Рассмотренные выше методыэкономического обоснования инвестиций являются основными и нашли наиболееширокое распространение в странах с развитой рыночной экономикой. Вотечественной и зарубежной литературе, а также на практике используются идругие методы экономического обоснования инвестиций. На основе обобщенияподходов по экономическому обоснованию инвестиций можно сделать вывод о том,что преобладает подход экономического обоснования инвестиций, основанный насопоставлении притока и оттока реальных денег.
Учитывая все это, а такжето, что с переходом на рыночные отношения российские коммерческие организацииоказались не вооружены официальными материалами методического характера поэкономическому обоснованию инвестиций, по заданию Правительства РоссийскойФедерации были разработаны и изданы в 1994 г. «Методические рекомендации пооценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования». Вэтих рекомендациях использованы основные принципы и сложившиеся в мировойпрактике подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, адаптированныедля условий перехода к рыночной экономике.
Главными из них являются:
моделирование потоковпродукции, ресурсов и денежных средств;
учет результатов анализарынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта,степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации проекта наокружающую природную среду и т. д.;
определение эффектапосредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат сориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал или иныхпокупателей;
приведение предстоящихразновременных расходов и доходов к условиям их соизмеримости по экономическойценности в начальном периоде;
учет влияния инфляции,задержек платежей и других факторов, влияющих на ценность используемых средств;
учет неопределенности ирисков, связанных с осуществлением проекта.
Согласно этой методикеэффективность любого проекта характеризуется системой показателей, отражающихсоотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников.Различают следующие показатели эффективности инвестиционного проекта:
коммерческой (финансовой)эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для егонепосредственных участников. Их можно разделить на две основные группы:показатели эффективности производственной деятельности, а также текущего иперспективного финансового состояния предприятия, реализующего проект,источником данных для расчета которых служат баланс и отчет о прибылях иубытках; показатели эффективности инвестиций, расчет которых производится наоснове данных плана денежных потоков;
бюджетной эффективности,отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального,регионального или местного бюджета. Эти показатели характеризуют величинупоступления налогов от будущего предприятия или от увеличения мощностидействующего предприятия в бюджеты соответствующих уровней как в абсолютном,так и относительном выражении;
экономическойэффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализациейпроекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участниковинвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Длякрупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всейРоссии) проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическуюэффективность;
характеризующие социальныепоследствия оm реализации проекта. Основными видами социальных результатовпроекта являются: изменение количества рабочих мест в регионе; улучшениежилищных и культурно-бытовых условий работников; изменение условий трудаработников, структуры производственного персонала, надежности снабжениянаселения регионов или населённых пунктов отдельными видами товаров, уровняздоровья работников и населения; экономия свободного времени населения;
характеризующиеэкологические последствия от реализации проекта (показатели загрязненияокружающей среды, затраты, связанные с охраной окружающей среды).
Если инвестиционный проектнебольшой (допустим, создание малого предприятия или производство, невредноедля окружающей среды), то показатели бюджетной эффективности и показатели,характеризующие социальные и экономические последствия, можно не определять.
Оценка предстоящих затрати результатов при определении эффективности инвестиционного проектаосуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого(горизонт расчета) принимается с учетом:
срока, создания,эксплуатации и (при необходимости) ликвидации объекта;
средневзвешенногонормативного срока службы основного технологического оборудования;
достижения заданныххарактеристик прибыли (массы и/или нормы прибыли) и т. д.;
требований инвестора.
Эффективностьинвестиционного проекта при соизмерении разновременными показателямирассчитывается путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальномпериоде. Для этого используется норма дисконта (Е), равная приемлемой дляинвестора норме дохода на капитал.
Технически приведение кбазисному моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих место на t-мшаге расчета реализации проекта, удобно производить путем их умножения накоэффициент дисконтирования αt, определяемый для постоянной нормы дисконта(Е) как:
/>
где t — номер шага расчета(1 = 0, 1, 2, ..., Т);
Т — горизонт расчета.
Сравнение различныхинвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из нихрекомендуется производить с использованием различных показателей, к которымотносятся: чистый дисконтированный доход (ЧДЦ), или интегральный эффект; индексдоходности (ИД); внутренняя норма доходности (ВНД); срок окупаемости; другиепоказатели, отражающие интересы участников или специфику проекта. Прииспользовании показателей для сравнения различных инвестиционных проектов(вариантов проекта) они должны быть приведены к сопоставимому виду.
Чистый дисконтированныйдоход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период,приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов надинтегральными затратами. Если в течение расчетного периода не происходитинфляционное изменение цен или расчет производится в базовых ценах, то величинаЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле
/>,
гдеRt — результаты,достигаемые на t-м шаге расчета;
Зt — затраты,осуществляемые на том же шаге;
Т — горизонт расчета(равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта);
Э = (Rt – Зt) — эффект,достигаемый на t-м шаге.
Если ЧДД инвестиционногопроекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта) иможет рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнеепроект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном ЧДД,инвестор понесет убытки, т. е. проект неэффективен.
Индекс доходности (ИД)представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величинекапиталовложений:
/>
Индекс доходности тесносвязан с ЧДД. Он строится из тех же элементов и его значение связано созначением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД > 1, и наоборот. Если ИД > 1,проект эффективен, если ИД
Внутренняя нормадоходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (ЕВН), при которойвеличина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Инымисловами, EВН (ВНД) является решением уравнения:
/>
Если расчет ЧДДинвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является он эффективным или нетпри некоторой заданной норме дисконта (Е), то ВНД проекта определяется впроцессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода навкладываемый капитал. В случае, когда ВНД равна или больше требуемой инвесторомнормы дохода на капитал, инвестиции в данный инвестиционный проект оправданы, иможет рассматриваться вопрос о его принятии. В противном случае инвестиции вданный проект нецелесообразны.
Если сравнениеальтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов (вариантов проекта)по ЧДД и ВНД приводит к противоположным результатам, предпочтение следуетотдавать ЧДД.
Срок окупаемости —минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределамикоторого интегральный эффект становится и в дальнейшем остаетсянеотрицательным. Иными словами, это период (измеряемый в месяцах, кварталах илигодах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанныес инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами егоосуществления.
Результаты и затраты,связанные с осуществлением проекта, можно вычислять с дисконтированием или безнего. Соответственно получатся два различных срока окупаемости. Срок окупаемостирекомендуется определять с использованием дисконтирования, поскольку инфляция врыночной экономике стала неотъемлемым элементом экономической действительности,с которым нельзя не считаться и не учитывать при решении многих хозяйственныхзадач, в том числе и при оценке различных, инвестиционных проектов. Для тогочтобы правильно оценить результаты проекта, а также обеспечить сравнимостьпоказателей проектов в различных условиях, необходимо максимально учестьвлияние инфляции на расчетные значения результатов и затрат.
На основании значений этихпоказателей делается вывод о том, можно ли внедрять проект на данномпредприятии.
2.Общая характеристика ЗАО «Сернурский молочный комбинат»
Полное наименованиеорганизации — Закрытое акционерное общество «Сернурский молочный комбинат»,сокращенное — ЗАО «Сернурский молочный комбинат». Место нахождения общества —425450, Республика Марий Эл, п. Сернур, ул. Заводская, д. 8-а.
Комбинат глубинный, удаленот железнодорожных и речных путей сообщения. Все грузопотоки осуществляютсяавтомобильным транспортом (завоз сырья, вспомогательных материалов, тары, сбытготовой продукции).
Предприятие начало своюработу в 1932 году в п. Сернур Республики Марий Эл. В 2004 году предприятиепреобразовалось из ЗАО «Сернурский молочный комбинат» в ЗАО «Сернурскиймолочный комбинат».
Среднесписочнаячисленность персонала предприятия за 2009 г. — 117 человек. Это позволяетотнести его к числу средних предприятий.
Общество являетсякоммерческой организацией, целью деятельности которого является получениеприбыли путем переработки молока.
Основным предметомдеятельности являются:
заготовка и переработкамолока;
производство молочнойпродукции;
формирование прямыххозяйственных связей между потребителями и поставщиками продукции, реализациякоторой осуществляется в порядке розничной и оптовой торговли на основе прямыхдоговоров, контрактов, соглашений;
выпуск продукции народногопотребления в соответствии с действующими стандартами и техническими условиямипо основному виду деятельности;
оптовая и розничнаяторговля товарами продовольственной и непродовольственной группы, услуги агентана договорной основе.
Уставный капиталпредприятия составляет 6 233 560 руб. Номинальная стоимость каждой акции — 680рублей. В Обществе создан Резервный фонд в размере 20% уставного капитала исоставляет 1247 тыс. руб.
Основным сырьем припроизводстве продукции ЗАО «Сернурский молочный комбинат» является молоко,поставщиками которого являются сельскохозяйственные производственныекооперативы республики Марий Эл. В частности, завоз сырья осуществляется изСернурского, Маритурекского, Параньгинского, Оршанского, Куженерского,Советского, Новоторъяльского, Медведевского районов.
Специализируетсяпредприятие, в основном, на производстве сыров и цельномолочной продукции.Всего ЗАО «Сернурский молочный комбинат» производит 19 видов сыра, в том числеклассические: «Голландский», «Пошехонский», «Костромской», «Российский»,«Покровский» и другие. Также молочный комбинат выпускает масло «Крестьянское» и20 видов цельномолочной продукции.
Крупные поставки продукцииприходятся на рынки республик Марий Эл, Татарстан, Чувашия, Кировской,Нижегородской областей. Основными потребителями продукции ЗАО «Сернурскиймолочный комбинат» являются физические и юридические лица (больницы, школы).
В 2003 году ЗАО«Сернурский молочный комбинат» начал новую для себя деятельность — молочноекозоводство. Тем более что в Республике Марий Эл подходящие природные условия.
За последние годы высокоекачество продукции ЗАО «Сернурский молочный комбинат» было отмечено 45 медалямина престижных российских и международных выставках. В 2008 году на 15международной выставке «ПРОДЭКСПО-2008» в Москве ЗАО «Сернурский молочныйкомбинат» получил 14 медалей.
Стратегия компанииориентирована на обеспечение молочной продукцией магазинов, предприятийобщественного питания, оптовых и мелкооптовых фирм. компания развиваетрегиональные представительства по сбыту, расширяет и укрепляет дилерскую сеть.
3. Инвестиционный проектрасширения молочного комбината
3.1Резюме
В данном инвестиционномпроекте планируется организовать производство глазированных творожных сырков свареной сгущенкой на предприятии — ЗАО «Сернурский молочный комбинат»работающего в сфере производства пищевых продуктов на основе переработкимолока.
Проектом предусматриваетсясоздание новой технологической линии по выпуску глазированных сырков. Выборвыпускаемого изделия объясняется, прежде всего, наличием большого спроса употребителей, это товар, который обладает вкусными и полезными качествами.
Глазированные сыркипредставляют собой сладкую творожную массу, сверху покрытую шоколаднойглазурью. Глазированные сырки представляют на рынке творожных продуктов достаточноузкий сегмент. В Европе и в Азии, по мнению экспертов, глазированные сырки неимеют такого успеха, объясняется это популярностью в России традиционногопродукта — творога. Благодаря новейшим технологиям, его успешно применяют вкондитерской индустрии.
Сырьем для глазированныхсырков служит творог, произведенный из доброкачественного молока, сливочноемасло, сахар, готовая шоколадная глазурь, различные вкусовые и пищевые добавки.
Творожный глазированныйсырок со сгущенным молоком будет вырабатываться массой 45 г и расфасовываться в специальную пленку. Требования к качеству глазированных сырков определяютсяТУ 9222-001-78529440-06.
Себестоимость производства1 шт. сырка составляет 1,48 руб.
Рынок глазированных сырковможно охарактеризовать как один из наиболее бурно развивающихся за последниенесколько лет. Однако на местном рынке в Марий Эл нет своих производителей, всепродаваемые в магазинах республики глазированные сырки привозятся из другихрегионов.
Годовой оборот рынка глазированныхсырков в Республике Марий Эл эксперты оценивают в 2,5 млн. руб. Поэтому дляместного производителя есть возможность для выхода на рынок со своей продукциейи перспектива для расширения своей ниши.
На свою продукцию ЗАО«Сернурский молочный комбинат» будет устанавливать низкую отпускную цену, засчет низких издержек производства, низкой себестоимости, а также минимальныхтранспортных расходов.
Предполагаемая средняяотпускная цена 1 шт. новой продукции — 4,5 руб. Продукция будет отгружаться вупаковках по 20 шт. Минимальная партия — 4 упаковки по цене 90 руб.
Планируемый объем выпускав год — 4 000 000 шт. В дальнейшем количество будет увеличиваться за счетнаращивания мощности и расширения ассортимента.
Чтобы начать производство,предприятию необходимо закупить технологическое оборудование — линию дляпроизводства глазированных сырков ЛГС-6. Ее стоимость составляет 1200 тыс. руб.Затраты на технологическое обслуживание линии — 16 тыс. руб. Затраты наобучение работников — 12 000 руб. Потребность в оборотных средствах (в т.ч.сырья и материалов) — 4 894 тыс. руб.
Общая потребность винвестициях составляет 12042 тыс. руб.
Рентабельностьпроизводства определяется небольшим объемом инвестиций и востребованностьюпродукта.
Руководство предприятия всвоей деятельности ориентируется на изучение потребностей и запросовпотребителей и в качестве одной из главных задач считает разнообразиеассортимента производимой продукции.
3.2Описание продукции
Питание — один из основныхфакторов, определяющих здоровье и продолжительность жизни человека.
Структура питаниянаселения Республики Марий Эл характеризуется недостаточностью потреблениянаиболее ценных в биологическом отношении пище продуктов. С учетом этого внастоящее время приобретенным направлением является производство продуктов,обогащенным биологически активными веществами, произведенными устранить илиуменьшить их дефицит в рационе питания населения.
В данном бизнес-планерассматривается проект производства глазированных сырков.
Новая технологическаялиния в ЗАО «Сернурский молочный комбинат» будет выпускать сырки творожныеглазированные с начинкой из вареной сгущенки «Коровка» из натурального творога,с добавлением сливочного масла, сахара, наполнителя — вареной сгущенки, и покрыватьсяспециальной шоколадной глазурью.
Глазированные сырки являютсявкусным и полезным продуктом питания разнообразного ассортимента, и представляютсобой сладкую творожную массу, сверху покрытую шоколадной глазурью.Глазированные сырки представляют на рынке творожных продуктов России достаточноузкий сегмент. В Европе и в Азии, по мнению экспертов, глазированные сырки неимеют такого успеха, объясняется это популярностью в России традиционногопродукта — творога. Благодаря новейшим технологиям, его также успешно применяютв кондитерской индустрии.
Сырьем для глазированныхсырков служит творог, произведенный из доброкачественного молока, сливочноемасло, сахар, готовая шоколадная глазурь, различные вкусовые и пищевые добавки.
Молоко — богатый источникмикронутриентов, имеющих высокое значение в регулировании метаболизма изащитных процессах в живом организме. Дефицит молочных белков восполняетсявведением белков растительного происхождения.
За счет использованияфруктово-ягодного сырья можно оптимизировать минеральный и витаминный составпродуктов. Например, добавлять витамин С, который выполняет множество важныхфункций. Без его участия не обходится окислительно-восстановительные процессы ворганизме, под его влиянием повышается эластичность и прочность кровеносныхсосудов. Помимо его значимости для здоровья, он необходим для увеличенияпродолжительности жизни, поскольку участвует в создании и оздоровлениисоединительных тканей.
Состав продуктов дляпроизводства глазированных сырков:
творог 18%;
сливочное масло;
сахар;
кондитерская глазурь(сахар, заменитель какао-масла, какао-порошок, эмульгатор — лецитин,ароматизатор идентичный натуральному — ванилин);
начинка — вареноесгущенное молоко с сахаром.
Качество сырья должноотвечать требованиям соответствующей нормативно-технической документации.Контроль содержания токсичных элементов и пестицидов будет проводиться вустановленном порядке и соответствующими организациями. При этом каждая партиясырья должна сопровождаться сертификатом качества.
Описание: творожныйглазированный сырок со сгущенным молоком. Масса нетто 45±2 г. Творожный глазированный сырок будет расфасовываться по 45 г и упаковываться в специальную пленку.
Требования к качествуглазированных сырков определяются ТУ 9222-001-78529440-06.
Энергетический состав: белки9,00 г; жиры 23,00 г; углеводы: 34,00 г.
Энергетическая ценность:420,00 ккал.
Приведем калькуляциюсебестоимости 1 шт. продукции, весом 45 г. (таблица 1).
Таблица 1
Калькуляция себестоимости единицысыркаСтатьи расходов Ед. измерения Норма расхода Цена за единицу, руб. Итого, руб. Переменные затраты 1. Сырье и материалы /> /> 1,13 — творог кг 0,025 20 0,5 — масло сливочное кг 0,005 60 0,3 — сахар кг 0,002 12 0,03 — глазурь кг 0,008 25 0,2 — начинка кг 0,005 20 0,1 2. Оплата труда производственных рабочих руб. /> /> 0,12 3. Отчисления на соц. нужды руб. /> /> 0,04 4. Топливо и электроэнергия руб. /> /> 0,08 Итого /> /> 1,37 Постоянные затраты 5. Заработная плата АУП руб. 0,06 6. Отчисления руб. 0,02 7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, амортизацию руб. 0,01 8. Прочие производственные расходы руб. 0,01 9. Затраты на рекламу руб. 0,01 Итого 0,11 Себестоимость 1,48 /> /> /> /> /> />
Таким образом,себестоимость 1 шт. сырка составляет 1,48 руб.
В дальнейшей деятельностипредприятия предусматривается расширение ассортимента выпускаемой продукцииэтого вида за счет разнообразия наполнителей.
3.3Оценка рынка сбыта
Российский рынок молока икисломолочной продукции, по оценкам специалистов, сформирован примерно на 90%. Так,на рынке РМЭ глазированные сырки занимают всего 2-3% (в то время как для Москвыданный показатель составляет 4%, а для Санкт-Петербурга — 5,5%).
Рынок глазированных сырковможно охарактеризовать как один из наиболее бурно развивающихся за последниенесколько лет.
Развитие производстваглазированных сырков началось после кризиса 1998 г., при этом яркий его расцвет пришелся на 2000-2004 гг. С 1995 г. по 2002 г. основным производителем на рынке являлся «Ростагроэкспорт». Эта компания одной изпервых начала выпускать в России творожные сырки, что позволило ей в свое времязанять 50% этого рынка. Но держать рынок компания «Ростагроэкспорт» долго несмогла, в 2002 г. на рынок сырков вышли такие производители, как Danone содноименным сырком и «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) с брэндом «Рыжий Ап», а чуть позже— «33 коровы» и «Простоквашино».
Однако на местном рынке вМарий Эл нет своих производителей, все продаваемые в магазинах республикиглазированные сырки привозятся из других регионов, в основном от производителейМосквы и Московской области.
По данным исследований, савгуста 2008 по июль 2009 года объем рынка глазированных сырков увеличился на 9%в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2007-2008 годов. Внатуральном выражении продажи глазированных сырков увеличились на 12%. Годовойоборот рынка глазированных сырков в Республике Марий Эл эксперты оценивают в 2,5млн. руб. Поэтому для местного производителя есть возможность для выхода нарынок со своей продукцией и перспектива для расширения своей ниши.
Главными потребителямипродукта ЗАО «Сернурский молочный комбинат» будет население Республики Марий Эл(примерно 350 тыс. чел., из которых около 250 тыс. проживает в г. Йошкар-Ола),которое приобретает данную продукцию через магазины. Реализация продукции будетпроизводиться через посредников, оптовых продавцов.
Технические характеристикиоборудования для производства сырков глазированных предусматриваютпроизводительность 2000 шт. в час.
На нашем предприятии впервый год существования предполагается односменный 8-часовой режим работы (40часов в неделю). Поэтому объем производства составит 4 млн. штук в год. Однаконадо учитывать, что это товар сезонный, и спрос на него колеблется в течениегода.
3.4Оценка конкурентов
Особенностью рынкаглазированных сырков является то, что он практически полностью брэндирован. Впоследние три-четыре года на рынке возросла доля крупных национальных брэндов. Изних лучше всего потребители знают производителя молочных продуктов Danone, заней следует «Вимм-Билль-Данн», «Ростагроэкспорт», Дмитровский молочный комбинати др.
Все эти производители ужеработают на рынке РМЭ, где ЗАО «Сернурский молочный комбинат» предполагаетреализовывать свою продукцию в первую очередь. Объемы их продаж оцениваютсяследующим образом:
Danone — крупнейшийпроизводитель глазированных сырков (марка «Данон») на местном рынке (около 1млн. руб. в год;
Вимм-Билль-Данн (марка«Рыжий Ап») — около 500 тыс. руб. в год;
«Росагроэкспорт» (марка«Простоквашино») — около 450 тыс. руб. в год. Компания «Ростагроэкспорт»использует оборудование литовской фирмы «PAKMA» — крупного производителяпищевого оборудования. На заводе «Ростагроэкспорта» имеется 10 линий дляпроизводства творожных сырков, что позволяет выпускать до 50 т продукцииежедневно;
Дмитровский молочныйкомбинат (марка «Пингвиненок Понго») — около 300 тыс. руб. в год;
прочие более мелкие фирмыс совокупным оборотом около 250 тыс. руб. в год.
Общие черты, характерныедля всех фирм, действующих на рынке сырков:
одинаковый ассортиментпредлагаемой продукции;
довольно высокая отпускнаяцена продукции (в пределах 5-9 руб. за 1 шт.).
Поэтому в плане цен у ЗАО «Сернурскиймолочный комбинат» не будет серьезных конкурентов, так как предполагаемая средняяотпускная цена 1 шт. новой продукции — 4,5 руб.
Предполагается, что впервый год проблем со сбытом не будет, т.к. раньше спрос на этот товар былпокрыт не полностью. Наш товар составит 5% от общего объема продаж всего рынка.
ЗАО «Сернурский молочныйкомбинат» имеет имидж надежного делового партнера и производителя, тщательноследящего за качеством как сырья, так и готовой продукции, четко выполняющеговзятые на себя обязательства как среди взаимодействующих предприятий, так ипотенциальных потребителей, за счет повышенного внимания к их нуждам ипотребностям.
Таким образом, при наличиине менее 4 крупных конкурирующих в данной сфере производства фирм, и ввидуспецифики самой продукции, когда фактор качества играет для потребителя такуюже большую роль, как и цена, — потребитель отдаст предпочтение наиболеекачественной, наиболее экологически безопасной продукции, а болеепривлекательная по сравнению с конкурентами цена окажется решающим фактором впроцессе принятия решения.
3.5Стратегия и план маркетинга
Спрос на предлагаемыетовары зависит от следующих факторов:
от информированностипотребителей о товаре, т. е. от успешной рекламной деятельности;
от методов стимулированияпредлагаемых услуг.
Для внедрения изакрепления позиций на рынке необходимо проводить активный маркетинг, находитьэффективные формы привлечения фирм, которым требуется новый товар дляреализации.
Общая стратегия маркетинга
Под стратегией фирмыпринято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающиецели развития. Стратегия маркетинга — это выбор наилучших путей достиженияпоставленных целей фирмы средствами маркетинга.
Если цель фирмы —получение максимальной прибыли, то необходимо найти такой путь, при которомданная цель будет достигнута. Но это можно сделать, снизив насколько можноиздержки и сохранив тот же уровень цен или немного снизив цену, увеличить объемсбыта, таким образом, получить более высокий уровень рентабельности.
В настоящее времяпредприятие ЗАО «Сернурский молочный комбинат» ставит перед собой рядопределенных целей производства и маркетинга:
как можно быстрееадаптировать хозяйственную деятельность и систему управления фирмой кизменяющимся внешним и внутренним экономическим условиям;
максимально сохранитьколлектив специалистов и руководящих работников, имеющихся на фирме;
обеспечить стабильноефинансовое и материальное положение фирмы в отрасли и на ее целевых рынках;
обеспечить увеличениеобщего объема продаж продукции предприятия;
производить — 4 млн.сырков в год;
в дальнейшем увеличитьассортимент выпускаемых сырков за счет разнообразия начинок.
Для решения их целейнеобходимы применить следующие маркетинговые стратегии:
максимально участвовать вгосударственных программах развития и производства изделий, дотируемых за счетбюджетных ассигнований;
вести постоянный поискновых рынков, не только в пределах региона;
проанализировать спрос,определить перечень и организовать выпуск новых изделий, которые отвечаютвозможностям фирмы и могут распространяться среди населения непосредственно ичерез торговую сеть;
организовать эффективнуюрекламу всей продукции, в том числе нового продукта;
уменьшить производственныеиздержки и накладные расходы по производимым предприятием изделиям.
Схема распространениятовара
Реализация сырковглазированных будет производиться как через собственную торговую сеть (дляэтого не нужно дополнительных затрат, такой сбыт является источником стабильныхденежных поступлений и позволяет ЗАО «Сернурский молочный комбинат» четкопланировать свою деятельность), так и через оптовых посредников, отпуская импродукцию прямо со склада предприятия.
Транспортирование изделийиз цеха по собственным магазинам будет производиться автотранспортомпредприятия.
Ценообразование
В современных условияхрынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействиюмногих факторов. Выбор общей стратегии ценообразования рекомендуетсяпроизводить на основе маркетинговых методов, т. к. определение цен на новыевиды продукции и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемовпродаж, товарооборота, повышения рентабельности и укрепления рыночных позицийпредприятия является функцией маркетинга.
На свою продукцию ЗАО «Сернурскиймолочный комбинат» будет устанавливать низкую отпускную цену, за счет низкихиздержек производства, низкой себестоимости, а также минимальных транспортныхрасходов.
Предполагаемая средняяотпускная цена 1 шт. новой продукции — 4,5 руб. Продукция будет отгружаться вупаковках по 20 шт. Минимальная партия — 4 упаковки по цене 90 руб.
Реклама
Чтобы привлечь вниманиеклиентов, необходимо организовать рекламную кампанию, целью которой будетинформирование торговых предприятий и населения о новом виде продукции ЗАО «Сернурскиймолочный комбинат».
Рекламная компания носитцеленаправленный характер и ставит основной целью внушение доверия как к самомуизготовителю, так и к производимым им изделиям, при этом в любой рекламе фирмастарается подчеркнуть, что она всегда исходит из потребностей населения.
ЗАО «Сернурский молочныйкомбинат» отдает предпочтение рекламе в прессе (как более дешевой и доступной)и на радио (как более широко охватывающей). Также перед выпуском продукции вмагазинах будут развешаны плакаты с рекламой нашего товара и т.д.
Необходимо создатьблагоприятное отношение к новому продукту предприятия, для этого будетподдерживаться связь с представителями средств массовой информации, помещатьсястатьи в газетах, пробные партии будут представлены в организации питания,санатории, дома отдыха, детские лагеря и сады, предприятие будет организовыватьэкскурсии на производство.
3.6Прогноз объемов продаж
Прогнозирование продажявляется начальной точкой финансовых расчетов в бизнес-плане, однако возможныйобъем продаж продукции оценить сложно, так как условия внешней и внутреннейсреды предприятия постоянно меняются.
Проанализировав ситуациюна рынке, можно сказать, что спрос на данную продукцию существует, однако онподвержен сезонным колебаниям.
В таблицах приведеныпланируемые цены на производимую продукцию и объем реализации (за год).
Таблица 2
Предполагаемый объем продажв 2011-2013 гг.Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Всего Объем производства, т. шт. 4 000 4 050 4 100 12 150 Стоимость произведенной продукции, т. руб. 5 920 7 073 8 449 21 442
Планируемый режим работыпредполагает 1 смену при 8-часовом рабочем дне. Планируемый фонд рабочеговремени — в среднем 21 день в месяц. Расчетная производительность линии послевыхода на полную мощность:
в смену: 16 000 шт.;
в месяц: 16 000 * 21 день =336 000 в мес.;
в год: 336 000 * 12 мес. ≈4 000 000 шт. в год.
В дальнейшем количествобудет увеличиваться за счет наращивания мощности и расширения ассортимента.
3.7План производства
Техническое руководствопроектом, вопросы материально-технического снабжения, производства и сбытаготовой продукции осуществляют заместители директора по производству и посбыту.
Поставщиком молочногосырья являются те же сельхозпредприятия, которые в настоящее время поставляютмолоко для ЗАО «Сернурский молочный комбинат». Поставщиком других необходимыхингредиентов (глазури, сахара, наполнителя) будет являться ООО «Доктор Май»,занимающийся оптовыми поставками сырья для пищевых производств. С этой фирмойбудет заключен дополнительный контракт на поставку продуктов.
Чтобы начать производство,предприятию необходимо закупить технологическое оборудование — линию дляпроизводства глазированных сырков ЛГС-6. Ее производителем является ЗАО«Таурас-Феникс» (г. Подольск Московской обл.).
Описание машины дляпроизводства глазированных сырков ЛГС-6: линия предназначена для производстватворожных глазированных сырков, с начинкой или без нее. На данной линиипроизводят штучно упакованные глазированные сырки весом 40-50 г. Для упаковки глазированных сырков используется многослойная пленка с полноцветным рисунком (потипу конфет «MARS»).
Технические характеристикилинии для производства глазированных сырков приведены в таблице.
Таблица 3Производительность, шт/час: 2000… 4000 Питание: 380В, 50Гц Рабочее давление в пневмосистеме: 0,6 МПа Размер глазированного сырка, мм: — длина 50...80 — ширина 25...30 — высота 20...25 Масса глазированного сырка, гр: 40...50 (± 2) Расход воздуха: 100 л/мин Потребляемая мощность: до 30 кВт Габаритные размеры, мм: — длина 11500 — ширина 3290 — высота 1400 Масса, кг: 2870 Цена розничная, руб.: 1200000
Состав линии дляпроизводства глазированных сырков:
1. Формующая машина cострунной резкой, с диафрагменной резкой. Готовая и охлажденная (от +6 до -5°С)творожная масса подается в бункер автомата, который формирует творожные сырки.
2. Станция подачи начинки.Начинка (джем, повидло, сгущенное молоко и т.п.) с помощью шестеренчатогонасоса и перепускного, объемного, клапанного дозатора подается в середину сыркачерез специальную фильеру.
3. Глазировочная машина.Разогретая шоколадная глазурь шестеренчатым насосом подается в устройствополива сырков. Сетчатый транспортер глазирующего автомата протягивает сыркичерез поток глазури, создаваемый устройством полива сырков. Для покрытия нижнейчасти сырка служит поддон под сеткой транспортера. Излишняя часть глазуриудаляется струей теплого воздуха.
4. Охлаждающий тоннель.Покрытые горячей глазурью глазированные сырки передаются на ленточныйтранспортер. Глазированные сырки перемещаются в холодильную камеру, где глазурьохлаждается до твердого состояния.
5. Линейный роторныйавтоматический укладчик. Принимает охлажденные ряды глазированных сырков,ориентирует их и укладывает на упаковочную машину.
6. Упаковочная машина.Упаковывает готовые глазированные сырки в пленку. Тип упаковки: «Flow-Pack».
7. Стол – накопительприемный.
Готовые сыркиглазированные расфасованы в вакуумную упаковку по 45 граммов. Данная упаковка разработана с учетом потребительского спроса, и ориентирована насовременные тенденции. Затем они расфасовываются в упаковки по 20 шт.
Срок реализации — до 60суток.
Производимый с помощьюданного оборудования ассортимент предлагаемой продукции обладает отличнымкачеством.
/>Благодарявысокой культуре производства в ЗАО «Сернурский молочный комбинат» всямолочная, масложировая, творожная продукция имеет великолепный вкус и гарантированновысокое качество.
/>Расстановкаи монтаж оборудования производится согласно технологической схеме производстваданной продукции.
Порядок установкиоборудования, подготовка его к работе, порядок работы на нем, правила еготехнического обслуживания, меры по безопасности работы на оборудованииуказываются в паспортах и инструкциях по эксплуатации оборудования, входящего вкомплект.
Для того чтобы произвестиглазированный сырок, необходимо подготовить все составляющие — творожную массу,масло сливочное, глазурь, сахар, наполнители. Затем начинается процесс приготовлениятворожного сырка.
Сначала готовят замес:обработанный творог закладывают в фаршемешалку (объем —100 кг, температура — 10-15°С),включают ее и добавляют смешанный с ванилином или другим наполнителем сахарныйпесок. К полученной смеси добавляют сливочное масло. Все компоненты тщательноперемешивают 5-10 мин. Затем творожную массу охлаждают до нужной температуры.
После этого ее подают на формовку— охлажденная творожная масса, загруженная в бункер специальнойдозировочно-формовочной машины, выходит из нее в виде больших кусков, которыеавтоматически разрезаются на отдельные сырки. Затем начинку (наполнитель) экструзируютв сырок и завальцовывают.
Для глазирования сформированныетворожные сырки транспортер доставляет в глазировочную машину, где онипокрываются шоколадной глазурью сверху и с боков. Покрытие донышка происходитза счет волны глазури, протекающей через конвейер. Сырки глазируются притемпературе глазури не выше 38°С. Покрытые глазурью сырки, чтобы сдуть лишнююглазурь и сделать их поверхность гладкой, обдуваются теплым воздухом.
После глазирования сыркипо транспортеру поступают в воздушный охладитель, где при температуре от -5°C до -3°С глазурь застывает.
Из холодильного шкафасырки направляют на упаковку. Материалом для упаковки служит полипропиленоваяпленка, на которую нанесен рисунок. Процесс упаковки происходит на горизонтальнойупаковочной машине.
Упакованный сырок принеобходимости доохлаждают в холодильной камере до температуры 4±2°С.Доохлаждение — это последний этап производства, после чего сырок считаетсяготовым к продаже.
Охлажденный сырокпоступает на хранение. Глазированные сырки должны храниться при температуре 2-6°С.
Весь производственныйпроцесс экологически чистый, что вызвано применением экологического топлива —электроэнергии, экологически безопасного сырья и материалов. В результатеприменения совершенного оборудования и технологического процесса никакихвредных выбросов ни в атмосферу, ни в виде промышленных стоков не производится.
Производственный процесссвязан с относительно большим выделением тепла в атмосферу и в окружающуюпроизводственную сферу. Производственный процесс требует также наличияотносительно значительных промышленных площадей и предъявляет требования квысоте помещения не менее 3,5 метров, что вызвано применением специальногооборудования и последовательным движением продукции.
Исходя из данногопроизводственного процесса, и требований, предъявляемых к размещениюпроизводственных предприятий линия по производству сырков будет находиться натерритории предприятия, в специально отведенном помещении в здании одного изцехов предприятия.
Помещение не требуетремонта, а только оборудования рабочих мест.
Для организации процессапроизводства потребуются дополнительные затраты на покупку оборудования идругих основных производственных фондов.
В таблице представленрасчет финансовых средств для закупки необходимого оборудования дляинвестиционного проекта, с учетом годового объема производства, времени ремонтаи техобслуживания.
Таблица 4
Расчет потребностейинвестиций в основные средстваНаименование оборудования Количество, шт. Цена за единицу Стоимость, тыс. руб. 1. Линия по производству сырков ЛГС-6 1 1200 000 1200 000 2. Затраты на доставку и монтаж оборудования 16 000 ИТОГО 1216 000
Балансовая стоимостьтехнологической линии — 1200 тыс. руб. Таким образом, объем капиталовложений восновной капитал составит 1200 + 16 = 1216 тыс. руб.
В производственном планетакже необходимо подсчитать годовую потребность в сырье и материалах, призаданном объеме производства продукции.
Рассчитаем величинуоборотного капитала. Оборотный капитал необходим для финансированияпроизводственных запасов, запасов НЗП, готовой продукции.
Таблица 5
Расчет потребности в оборотномкапиталеОборотные средства Норма запаса, дн. Число оборотов в год 2011 год Производственные запасы сырье и материалы 21 14 4 480 000 незавершенное производство 15 30 9 000 готовая продукция на складе 15 30 4 500 Денежные средства 30 400 000 Итого оборотный капитал необходимый 4 893 500
Потребность в оборотныхсредствах — 4 894 тыс. руб.
Также при подготовкепроекта необходимо произвести обучение 4 человек, занятых на основномоборудовании.
Стоимость обучения 1рабочего — 3 000 руб.
Всего затрат на обучение:
3000 руб. * 4 = 12 000руб.
Общая потребность винвестициях составляет:
1216 + 4894 +12 = 6 122тыс. руб.
3.8Организационный план
Для организации новогопроизводства на ЗАО «Сернурский молочный комбинат» планируется установить новуюлинию по изготовлению сырков глазированных, которую могут обслуживать 4человека (технолог и 3 работника).
Рассчитаем численностьработников основного, вспомогательного производства и АУП.
Средняя численностьработников составит следующее количество.
Таблица 6Профессия Описание выполняемой работы Форма привлечения Уровень квалификации начальник производства Производственные вопросы, проверка этапов производства Постоянная работа Со стажем работы в данной области не менее 3 лет технолог составление рецептуры, проверка этапов производства Постоянная работа Со стажем работы в данной области не менее 2 лет рабочие Непосредственное производство Постоянная работа Средне-специальное образование (стаж не менее 3 лет) уборщица Уборка производственного помещения Постоянная работа Любой квалификации
Далее проведем расчетмесячного фонда оплаты труда.
Таблица 7
Расчет месячного фонда з/п (руб.)Персонал Численность З/п в мес. Фонд з/п в мес. Основные работники 4 7500 30000 Вспомогательные рабочие 1 3000 3000 АУ 1 12000 12000 Итого 6 45000
Таким образом, общие расходына оплату труда составят 45 тыс. руб.
Численность производственногоперсонала определяется, исходя из функциональной целесообразности, численностиработников аналогичных производств, рекомендаций поставщика оборудования.
Оплата труда руководителейи других категорий работников построена на основе должностных окладов и зависитот величины фактически отработанного времени и достижения конечных результатовдеятельности предприятия.
Для повышения квалификацииперсонала и обучения работе на новом оборудовании работники будут направлены наспециальные курсы.
3.9 Юридический план
Осуществление данногопроекта предусмотрено на базе ЗАО «Сернурский молочный комбинат», поэтомусоздание отдельного юридического лица не требуется.
Основным предметомдеятельности комбината являются:
заготовка и переработкамолока;
производство молочнойпродукции;
формирование прямыххозяйственных связей между потребителями и поставщиками продукции, реализациякоторой осуществляется в порядке розничной и оптовой торговли на основе прямыхдоговоров, контрактов, соглашений;
выпуск продукции народногопотребления в соответствии с действующими стандартами и техническими условиямипо основному виду деятельности;
оптовая и розничнаяторговля товарами продовольственной и непродовольственной группы, услуги агентана договорной основе.
Данное предприятие былосоздано с целью извлечение максимальной прибыли.
Общество реализуетпродукцию и услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или надоговорной основе. Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являетсяприбыль, амортизационные отчисления, кредиты, а также другие поступления, непротиворечащие закону. Прибыль после уплаты налогов, других обязательныхплатежей поступает в распоряжение общества.
ЗАО «Сернурский молочныйкомбинат» является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам своимимуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные иличные неимущественные права, нести обязанности. ЗАО «Сернурский молочныйкомбинат» самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность и определяетперспективы развития, исходя из спроса на работы и услуги и необходимостиобеспечения производственного и социального развития предприятия.
Поэтому оно вправерасширять свою деятельность за счет реализации новых инвестиционных проектов.
3.10Оценка рисков
В условиях рыночнойэкономики деятельность любой фирмы неизбежно связана с риском, вызванным какнеопределенностью будущих условий работы, так и возможными ошибочнымирешениями, принимаемыми руководством фирмы. Значение этого раздела проектасостоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, могут бытьполностью или частично не достигнуты.
Наиболее простым методомоценки риска является экспертный метод. Сначала опишем в таблице риски,возможные при осуществлении данного проекта. Рассмотрим оценку опасности того,что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично недостигнуты. Ниже приведены примерные перечни простых рисков по стадиям (таблица8).
Таблица 8
Перечень возможных рисковВид риска Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта Подготовительная стадия Отношение местных властей Возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих реализацию проекта. Строительная стадия Непредвиденные затраты, в том числе из-за инфляции Рост стоимости строительства, затяжка с вводом мощностей Недостатки изыскательских работ Увеличение объема заемных средств Стадия функционирования (финансово-экономические риски) Снижение цен конкурентами Снижение цен Увеличение производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен Рост цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли из-за роста цен (технические риски) Новизна технологий Увеличение затрат на освоение, снижение объемов производства
Рассмотрев возможныериски, мы разработаем необходимые для этого мероприятия:
необходимо предоставитьбизнес-план для администрации района, подтверждающего всю значимость проекта;
в планируемом году понашему мнению инфляции не предвидится, но если нам понадобятся дополнительныезаемные средства, мы в состоянии будем их погасить, как предполагает финансовыйплан;
рост стоимостистроительства не предвидится, т.к. большое количество материалов уже закупленыи находятся на складе;
увеличение производства уконкурентов, приведет к необходимости расширения занимаемых рынков, большоезначение будет отводиться качеству продукции. Потребитель предпочтеткачественное изделие, хотя оно и будет дороже;
расширение взаимосвязей споставщиками, для приобретения более качественного и дешевого сырья.
Таким образом, реальныхрисков, которые могут серьезно повлиять на реализацию проекта, немного. Анализвозможных рисков, составленный на основе мнений экспертов, представлен втаблице. В ней сгруппированы различные виды простых рисков
Таблица 9
Экспертная оценка рисковКритерий Вопрос Ответ Балл Оценка эксперта 1. Риск рынка Как вы оцениваете вероятность риска потери вложенных средств в связи с проблемой сбыта продукции?
1. Очень высокий
2. Относительно высокий
3. Не могу принять решение
4. Низкий
5. Очень низкий
2
1
-1
-2 х 2. Риск качества Как вы оцениваете риск выработки товара, не отвечающего требованиям потребителей?
1. Очень высокий
2. Относительно высокий
3. Не могу принять решение
4. Низкий
5. Очень низкий
2
1
-1
-2 х 3.Экономи-ческий риск Как вы оцениваете риск падения объема продаж с ростом цены на услугу?
1. Очень высокий
2. Относительно высокий
3. Не могу принять решение
4. Низкий
5. Очень низкий
2
1
-1
-2 х Как вы оцениваете риск падения объема продаж с появлением продукта-заменителя или появлением альтернативного продукта?
1. Очень высокий
2. Относительно высокий
3. Не могу принять решение
4. Низкий
5. Очень низкий
2
1
-1
-2 х 4. Социально- политичес-кий риск Как вы оцениваете риск снижения производительности труда из-за низкой заработной платы?
1. Очень высокий
2. Относительно высокий
3. Не могу принять решение
4. Низкий
5. Очень низкий
2
1
-1
-2 х Как вы оцениваете риск снижения качества продукта из-за низкой квалификации кадров?
1. Очень высокий
2. Относительно высокий
3. Не могу принять решение
4. Низкий
5. Очень низкий
2
1
-1
-2 х Как Вы оцениваете риск появления непредвиденных затрат из-за смены власти?
1. Очень высокий
2. Относительно высокий
3. Не могу принять решение
4. Низкий
5. Очень низкий
2
1
-1
-2 х 5.Кримина-льный риск Как Вы оцениваете риск того, что эффективная работа предприятия будет невозможна вследствие каких-либо криминальных действий?
1. Очень высокий
2. Относительно высокий
3. Не могу принять решение
4. Низкий
5. Очень низкий
2
1
-1
-2 х
Результирующий рейтингкаждой стадии рассчитывается как сумма баллов всех видов рисков. Он составил 20баллов.
Следовательно, можносделать вывод, что риск данного проекта относительно низкий, то есть существуютпредпосылки для его успешной реализации.
3.11Стратегия финансирования
Для финансированияпроекта, начиная с 1 сентября 2010 года, предприятие израсходует 12042 тыс.руб. из собственных средств, так как по итогам экономической деятельности за2009 г. у предприятия имеются свободные денежные средства в размере 340154 тыс.руб.
Предполагаетсяиспользовать средства на финансирование следующих операций: закупка, монтаж иналадка необходимого оборудования, обучение рабочих, закупка необходимого сырья,рекламные и иные мероприятия.
Финансирование данногопроекта является выгодным как для предприятия так и для акционеров, так какрешается вопрос увеличения эффективности работы предприятия, получениядополнительных доходов.
3.12Финансовый план и оценка эффективности проекта
Финансовый план обобщаетматериалы предыдущих разделов и позволяет представить их в стоимостномвыражении.
Оценка финансовойсостоятельности бизнес-плана основывается на трех базовых финансовых формах: таблицефинансовых результатов, таблице движения денежных средств, прогнозном балансе. Финансовыйплан инвестиционного проекта отражает динамику поступления и расходованияденежных средств фирмы при поэтапном (помесячном) наращивании мощностипроизводства и реализации. Накопление массы чистой прибыли по месяцамнаращивания производственной мощности отражается в таблице финансовыхрезультатов (таблица 10). Из таблицы видно, что чистая прибыль предприятия завесь плановый период составит 16851 т. рублей.