Содержание
1. Введение
2. Особенности ставки рефинансирования вРоссии
3. История изменения ставокрефинансирования Центрального Банка Российской Федерации
4. Ставка рефинансирования в другихстранах
4.1 Ставка рефинансирования в США
4.2 Ставка рефинансирования в Японии
5. Макрорегулирование денежно-кредитнойполитики
6. Теория кризисов и цикличность развитияэкономических систем
7. Выводы
8. Список используемых источников
1.Введение
В настоящей курсовой работе рассматривается вопрос обизменении ставки рефинансирования в условиях кризиса. Для начала определимся сосновными терминами.
Рефинансирование — привлечение кредитными организациямидешёвых краткосрочных межбанковских ссуд или кредитов центрального банка дляобеспечения выданных банком кредитов. Чтобы выдать кредит, необходимо обладатьсоответствующим финансовым ресурсом. Обычно эту роль играют депозиты. В случаенехватки или сокращения ресурсной базы (часть депозитов забрали), чтобы неприбегать к досрочному разрыву кредитных договоров, нужно срочно привлечь новыйресурс взамен выбывшему. Рефинансированием также является полное или частичноепогашение кредита за счёт получения новых кредитов. Наиболее целесообразно этоделать, если новые кредиты можно взять под меньшие проценты. В области ценныхбумаг рефинансированием является выпуск новых ценных бумаг для замещения и/илипогашения ценных бумаг более старых выпусков. Обычно новые бумаги выпускаются сболее низким процентом или с другим сроком погашения.
Ставка рефинансирования (англ. Federal funds rate) —размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страныза кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являютсярефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредитыобеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке укредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов ивыполнения принятых на себя обязательств. Обычно под ставкой рефинансированияподразумевают ставку кредитования на одну ночь («овернайт», предоставляетсякредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутридневногокредита), размер которой наибольший по сравнению с установленными ставками кредитованияна другие сроки.
В статье 40 Федерального закона № 86-ФЗ «О центральномбанке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г определено, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитныхорганизаций.
Ставка рефинансирования является инструментомденежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействуетна ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических ифизических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями.
В зарубежной практике часто используется термин «Учетнаяставка».
Другие определения ставки рефинансирования ЦентральногоБанка:
Процентная ставка, применяемая центральным банком в егооперациях с коммерческими банками и другими кредитными институтами при покупкегосударственных краткосрочных обязательств и переучете частных коммерческихвекселей. (Современный экономический словарь)
Размер платежа, производимого клиентами банка припогашении старой задолженности по кредитам путем их замены новыми кредитами.(Новый экономический и юридический словарь)
Ставка, под которую Центральный Банк дает кредитыкоммерческим банкам. Ставка рефинансирования является одной из процентныхставок, которые центральный банк использует при предоставлении кредитов банкамв порядке рефинансирования.
Центральный банк — посредник между государством иостальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призванрегулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закрепленыза ним в законодательном порядке. Вразличных государствах такие банки называются по-разному: народные,государственные, эмиссионные, резервные. Центральныйбанк является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственноговедомства.
Центральный банк абсолютного большинства стран непринадлежит государству. Фактически, государство зачастую является лишьформальным собственником используемого центральным банком оборудования, однакоправом его использования владеют частные лица — акционеры центральных банков.Нередко государство даже формально не владеет капиталом центрального банка(США, Италия, Швейцария) или владеет им частично (Бельгия — 50%, Япония — 55%).По сути, центральный банк выполняет функции государственного органа в интересахчастных лиц. По своему положению в кредитной системе центральный банк играетроль «банка банков», т. е. хранит обязательные резервы и свободные средствакоммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает вкачестве «кредитора последней инстанции», организует национальную системувзаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения,либо через специальные расчётные палаты.
Денежно-кредитная политика в промышленно развитых странахрассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры,как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мироваяпрактика показывает, что через денежно-кредитную политику государствовоздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – напотребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика – этопроводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежногообращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективногофункционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежнойсистемы.
Целями кредитно-денежной политики являются экономическийрост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс.
Для достижения этих целей применяются такие инструментыденежно-кредитной политики как:
а) лимиты кредитования;
б) изменение нормы обязательных резервов;
в) операции на открытом рынке;
г) изменение ставки рефинансирования.
В соответствии с темой курсовой работы рассмотрим такойинструмент как изменение ставки рефинансирования в условиях кризиса.
2. Особенностиставки рефинансирования в России
В России ставка рефинансирования является фискальной мерой(для расчета налоговых и др. штрафов) помимо функции экономического регулятора,как в других экономиках. Роль ставки рефинансирования в России выполняет ставкаоднодневного кредита РЕПО.
Сделка РЕПО (от англ. repurchase agreement) — сделкапокупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки)через определенный срок по заранее определенной цене. Иначе, соглашение РЕПОможет рассматриваться как краткосрочный заем под залог ценных бумаг, чаще всегократкосрочных долговых бумаг денежного рынка.
Для примера в середине 2007 года минимальная ставка,установленная ЦБ РФ по операциям однодневного прямого РЕПО составляла 6 %. Поданным опроса коммерческих банков, проведенного ЦБ России, однодневные РЕПОкредиты являются вторыми по востребованности после внутридневных кредитов.Минимальная ставка, установленная ЦБ по операциям однодневного прямого РЕПОКоммерческие банки также могут предоставлять кредиты РЕПО по аналогичнымправилам.
Тенденции движения ставок по банковским кредитамопределяются ставкой рефинансирования и состоянием рынка кредитных ресурсов.Конкретное значение ставки рефинансирования колеблется вокруг ставки банкаРоссии под воздействием ставок на других рынках, изменений в состоянииэкономики и политической обстановки. Если выдача кредитов и, соответственно,привлечение денежных средств производятся по высоким ставкам, существенноувеличивается и риск по проводимым операциям. Стремление к получению высокогодохода от вложения средств в банк сопряжено не только с недополучениемпроцентов, но и с потерей самого вклада.
Регулируя уровень ставок по рефинансированию, Банк Россиивлияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению илисокращению спроса коммерческих банков на кредит. Способ использования егопроцентной политики определяется видом проводимой кредитной политики. Политикакредитной рестрикции, то есть увеличение уровня учетной ставки Банка России,вызывает повышение коммерческими банками процентных ставок по кредитам и такимобразом сокращает объем кредитных вложений. Снижение ставки рефинансированияприводит к уменьшению процентной ставки за кредит и способствует кредитнойэкспансии.
Уровень ставки рефинансирования Банка России является для коммерческихбанков одним из главных индикаторов, характеризующих основные направления егокредитно-денежной политики. В связи со снижением темпов инфляции в последниегоды ставка рефинансирования постоянно снижается. Она служит основнымориентиром для ссудного процента.
Изменение ставки рефинансирования влияет на уровеньссудного процента, так как предельная величина процентов за кредит, признаваемыхрасходом в соответствии с налоговым кодексом РФ, принимается равной ставкерефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза по кредитам в рублях, и15% — по кредитам в иностранной валюте. Сверх этой величины процентывыплачиваются из прибыли.
Банковский процент является своеобразной ценой кредита,используемой в качестве стимула коммерческой деятельности. Как всякая цена,цена кредита подвержена определенным колебаниям. Его величина зависит отсоотношения спроса и предложения на денежном рынке, а также степени риска,который несет кредитор, ссужая определенную денежную сумму должнику. В каждойкредитной сделке есть опасность того, что ссуда не будет погашена в срок. По степенириска устанавливается размер той части процента, которая является как бы платойза риск. На уровне кредитных ставок отражается степень риска кредитныхвложений: чем больше последняя, тем выше устанавливаемая процентная ставка. Ихизменения зависят от состояния экономики, темпа инфляции, направленияденежно-кредитной политики государства.
На переходном этапе рыночной экономики ссудный процент являетсядовольно высоким, что обусловлено рядом обстоятельств. По мере рыночнойстабилизации ссудный процент будет обнаруживать тенденцию к понижению, достигаявеличины средней нормы прибыли. В условиях глобального кризиса процентнаяставка должна снижаться для оживления процессов экономики.
3. Историяизменения ставок рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации
Основным проводником денежно-кредитного регулирования российскойэкономики, являющейся составной частью экономической политики правительстваявляется Банк России. Главными целями этой политики служат достижениестабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравниваниеплатежного баланса. Общее состояние экономики в большой мере зависит отсостояния денежно-кредитной сферы. В основе денежно-кредитного регулирования,осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений наприрост денежной массы. С 1996 года приоритеты политики в денежно-кредитнойсфере сместились в направлении увеличения реального предложения денег вэкономике при дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции.Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишьв том случае, если государство через Центральный банк способно воздействоватьна масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействияразнообразны, наиболее распространенными из них являются: изменение ставкиучетного процента или официальной ставки рефинансирования Центрального банка;изменение нормы обязательных резервов банков; операции на открытом рынке, тоесть операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и другихценных бумаг; регламентация экономических нормативов для банков.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ является инструментом, спомощью которого Банк России воздействует на стимулирование кредитнойактивности банков, на процентные ставки по депозитам юридических и физическихлиц, а также на замедление годовой инфляции в среднесрочной перспективе.
С 1992 года денежно-кредитная политика Банка Россиинаправлена на
достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции,укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежногобаланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурныхсдвигов в экономике. Отметим, что до конца 92 года механизм рефинансирования впрактике экономического регулирования Банка России отсутствовал. Банк Россиипытался влиять на процентные ставки КБ путем регулирования объема и ценыцентрализованных кредитов, что отвечало требованиям задачи антиинфляционногорегулирования. Однако путем простого увеличения ставок достичь поставленнойцели антиинфляционного регулирования не удалось. В России главной задачейденежно-кредитной политики в первые годы рыночных реформ была борьба синфляцией, развязанной внезапным освобождением товарных цен в начале 1992 года.С этой целью ставка рефинансирования ЦБ РФ поддерживалась на весьма высокомуровне и возрастала вплоть до начала 1995 года, после чего стала снижаться помере ослабления инфляции.
В своей процентной политике, коммерческие банки взначительной степени ориентируются на ставку рефинансирования Центробанка, приустановлении процентов на свои кредитные и депозитные продукты, предлагаемыенаселению. Несмотря на неоднократное снижение ставки рефинансирования,кредитная активность коммерческих банков продолжала оставаться низкой, апроцентные ставки для большинства конечных заемщиков – высокими, и этосдерживало восстановление экономического роста в стране (см. табл.1) .
Табл. 1. Ставка рефинансирования Центрального банка РФ Период действия % 1 2 24 февраля 2010 г. – 8,5 28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г. 8,75 25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г. 9 30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г. 9,5 30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г. 10 15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г. 10,5 10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г. 10,75 5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г. 11,5 14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г. 12 24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г. 12,5 1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г. 13 12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г. 12 14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г. 11 10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. 10,75 29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г. 10,5 4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. 10,25 19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г. 10 29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г. 10,5 23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г. 11 26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. 11,5 26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г. 12 15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г. 13 15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г. 14 21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г. 16 17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г. 18 7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г. 21 4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г. 25 10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г. 28 21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г. 33 7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г. 38 24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г. 45 10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г. 55 24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г. 60 29 июня 1998 г. – 23 июля 1998 г. 80 5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г. 60 27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г. 150 19 мая 1998 г. – 26 мая 1998 г. 50 16 марта 1998 г. – 18 мая 1998 г. 30 2 марта 1998 г. – 15 марта 1998 г. 36 17 февраля 1998 г. – 1 марта 1998 г. 39 2 февраля 1998 г. – 16 февраля 1998 г. 42 11 ноября 1997 г. – 1 февраля 1998 г. 28 6 октября 1997 г. – 10 ноября 1997 г. 21 16 июня 1997 г. – 5 октября 1997 г. 24 28 апреля 1997 г. – 15 июня 1997 г. 36 10 февраля 1997 г. – 27 апреля 1997 г. 42 2 декабря 1996 г. – 9 февраля 1997 г. 48 21 октября 1996 г. – 1 декабря 1996 г. 60 24 июля 1996 г. – 18 августа 1996 г. 110 10 февраля 1996 г. – 23 июля 1996 г. 120 1 декабря 1995 г. – 9 февраля 1996 г. 160 24 октября 1995 г. – 30 ноября 1995 г. 170 19 июня 1995 г. – 23 октября 1995 г. 180 16 мая 1995 г. – 18 июня 1995 г. 195 6 января 1995 г. – 15 мая 1995 г. 200 1 2 12 октября 1994 г. – 16 ноября 1994 г. 170 23 августа 1994 г. – 11 октября 1994 г. 130 1 августа 1994 г. – 22 августа 1994 г. 150 30 июня 1994 г. – 31 июля 1994 г. 155 22 июня 1994 г. – 29 июня 1994 г. 170 2 июня 1994 г. – 21 июня 1994 г. 185 17 мая 1994 г. – 1 июня 1994 г. 200 29 апреля 1994 г. – 16 мая 1994 г. 205 15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г. 210 23 сентября 1993 г. – 14 октября 1993 г. 180 15 июля 1993 г. – 22 сентября 1993 г. 170 29 июня 1993 г. – 14 июля 1993 г. 140 22 июня 1993 г. – 28 июня 1993 г. 120 2 июня 1993 г. – 21 июня 1993 г. 110 30 марта 1993 г. – 1 июня 1993 г. 100 23 мая 1992 г. – 29 марта 1993 г. 80 10 апреля 1992 г. – 22 мая 1992 г. 50 1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г. 20
Анализируя показатели прироста потребительских цен за восемь месяцев2009 года, ЦБ отмечал, что в августе наметились позитивные сдвиги в кредитнойактивности банковского сектора, однако уровень процентных ставок по кредитамдля большинства конечных заемщиков продолжает оказывать сдерживающеевоздействие на экономический рост. Исходя из этого, Первый зампред ЦБ АлексейУлюкаев допускал возможность снижения ставок Центробанка еще на 1% до концагода. И дополнительное снижение ставки рефинансирования осуществлено. Так, 29октября 2009 года Совет директоров Банка России принимает решение о сниженииставки рефинансирования с 30 октября 2009 года на 0,5 процентного пункта, с 25ноября 2009 года — на 0,5 процентного пункта, а с 28 декабря 2009 года еще на0,25 %.
Ставка рефинансирования Банка России на начало 2009 года(13%) оказалась ниже прогнозируемого уровня инфляции конца 2008 года (около13,8%) и фактической инфляции по итогам 2008 года (13,3%). Исходя из прогнозовАлексея Кудрина изменения ставки рефинансирования ЦБ в ближайшие месяц – дваожидать, не стоит. Так, 19 ноября 2008 г. в ходе заседания Государственной думы РФ, вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сказал: «Когдапереживем пик дефицита ликвидности, то пойдем на снижение ставкирефинансирования. Но это будет вторая половина следующего года». В конце2008 года глава Минфина Алексей Кудрин отметил, что инфляция в России в 2009году может замедлиться и составить по итогам года 11 процентов, при ожидаемых13,5 — 13,8 процента инфляции за 2008 год. Фактически же снижение ставкирефинансирования Центробанк началось с мая месяца 2009 года. Прогнозы министра финансов по ставкерефинансирования на 2009 год и уровню инфляции немного не совпали сфактическими. Последняя, десятая по счету, ставка рефинансирования ЦБ РФ на2009 год была установлена 28 декабря в размере 8,75 %. Основанием для ееустановления стало Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У «О размереставки рефинансирования Банка России». Россия 2009 год завершила синфляцией в 8,8% и ставкой рефинансирования в 8,75%.
С 24 февраля 2010 года ставка рефинансирования снижаетсяна 0,25 процентного пункта до 8,5%.Это необходимо для стимулирования активностибанковского сектора по кредитованию российской экономики.
Среди причин снижения ЦБ указал благоприятную динамику индекса потребительскихцен — на 15 февраля 2010 г. годовая инфляция снизилась до 7,6% по сравнению с13,4% годом ранее. Значимых рисков ускорения инфляции ЦБ в обозримом будущемпока не видит.
Эти показатели стали самыми низкими за всю историюпостсоветской России (см. рис. 1, 2). Указанное решение принято Советомдиректоров Банка России в условиях общего повышения банковской ликвидности,поэтому снижение процентных ставок будет способствовать ограничению притокакраткосрочного иностранного капитала. Несмотря на это, решение о сниженииставки рефинансирования является правильным, так как в условиях кризисанеобходимы меры по предотвращению роста инфляции и снижению процентных ставокпо банковским кредитам.
рис.1.
/>
рис.2./>
4. Ставка рефинансирования в другихстранах
4.1 Ставка рефинансирования в США
Применительно к США ставка рефинансирования называетсяучетной ставкой и является одним из основных инструментов Федеральной РезервнойСистемы (ФРС), с помощью которого она контролирует деятельность крупнейшихфинансовых учреждений и определяет национальную денежно-кредитную политику.Учетная ставка – это процент, который финансовый институт должен платить за то,чтобы занять резервные средства у своего регионального Федерального Резервногобанка (ФРБ).
Когда эта ставка низкая, финансовые институты могут безособых затрат выполнять свои обязательства по поддержанию нормативов резервныхтребований, занимая деньги у ФРС (при условии, что они не боятся тщательногорассмотрения своих операций в связи с обращением к возможностям «дисконтногоокна», которое проводит ФРС, когда они просят о займе). Когда учетная ставкаболее низкая, финансовые институты будут расширять свои активы и вклады болееохотно, поскольку получение дополнительных резервов им обойдется не оченьдорого. Когда учетная ставка высокая, институты более осторожно относятся кзаимствованию резервов и, следовательно, они более осторожны в вопросахувеличения своих активов и открытии новых депозитов, если это требуетпривлечения средств ФРС.
При снижении ФРС ставки рефинансирования банки будутстараться использовать благоприятную возможность, предоставляемую ФРС вкачестве преимущества сезонного заимствования, которое позволяет некоторымбанкам с большими сезонными колебаниями потребности в заемных средствахполучать их через «дисконтные окна» ФРС. Предоставление недорогих кредитов ФРСразличным заемщикам под более высокий процент дает этим банкам возможностьполучить больший объем прибыли. Другие банки также смогут увеличить объемыпредоставления ссуд; даже если для этого им придется привлечь средства через«дисконтное окно», то сделать это при низкой ставке рефинансирования можно на выгодныхусловиях.
Изменение ставки рефинансирования не только влияет наготовность депозитных учреждений предоставлять ссуды, но оказывает нередко исильное психологическое воздействие на финансовые рынки. Оценка того, каксказываются изменения ставки рефинансирования на объеме денежной массы и навеличине предложения денег, не всегда возможна из-за трудности определения вновых условиях объемов заимствований банков через «дисконтные окна». Поэтому внастоящее время ФРС редко использует ставку рефинансирования в качествеинструмента своей денежно-кредитной политики. Она прибегает к ее изменению лишьв тех случаях, когда хочет оказать психологическое давление на финансовыерынки, чтобы показать им серьезность своих намерений. Таким образом, ФРСстремится обеспечить правильное понимание своих намерений всеми участникамифинансовых рынков.
Кризисные явления в мировой экономике заставляют ФРС идалее снижать ставку рефинансирования для стабилизации экономической системы.
США в связи с кризисом снизили ставку с 6,5 % годовых до 0-0,25 %(март 2009 года).Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы (ФРС)США принял решение 18 марта 2009г. сохранить ключевую учетную ставку вдиапазоне 0-0,25%. ФРС намерена сохранять учетную ставку на таком уровне«длительное время». По словам представителей ведомства, экономическаяситуация «продолжает ухудшаться». Они также отметили, что не могутпрогнозировать, когда прекратится спад, в ближайшей перспективе этого непроизойдет. ФРС намерены использовать все доступные методы для борьбы с текущейситуацией и прикладывать все усилия для стабилизации цен. 16 декабря 2008г. ФРССША уже снижала ключевую учетную ставку — так называемую ставку по федеральнымфондам — до рекордного уровня, установив цель по ставке в диапазоне 0-0,25%.Ставка по федеральным фондам — это целевая (таргетируемая) ставка, под которуюбанки дают свои избыточные резервы, находящиеся на счетах ФРС, под кредитovernight другим банкам. Ранее, в январе 2009г., учетная ставка также быласохранена в диапазоне 0-0,25%.
4.2. Ставкарефинансирования в Японии
Основным проводником кредитно-денежной политики в Японии является БанкЯпонии. Функционирование этого банка, созданного в 1882 г., регулируется специальным законом. Согласно ст. 1 этого закона, «целями деятельностиБанка Японии являются регулирование денежного обращения, координациякредитно-денежной сферы, а также поддержка и развитие кредитных институтов всоответствии с государственной политикой и во имя обеспечения условий дляподобающей реализации экономического потенциала страны».
Хотя по своему статусу Банк Японии не административныйорган, а акционерная компания, 55% капитала которой принадлежат правительству,по ст.2 закона деятельность Банка Японии направлена исключительно на«достижение государственных целей». Тем не менее определеннаяавтономность банка делает его юридически менее зависимым от правительственныхорганов и политического руководства страны. Оперативная самостоятельность,делегированная Банку Японии, а также имеющаяся у него возможность оказыватьбольшое влияние на определение приоритетов кредитно-денежной политики делаютего главным «приходным ремнем» и архитектором конкретных формкредитно-денежной политики, а во- вторых, существенным звеном в выработкестратегии последней. Для реализации этой политики у Банка Японии имеется целыйнабор средств, методов и инструментов воздействия на процессы, протекающие всфере финансирования экономики и на рынке ссудного капитала.
В западной экономической литературе, посвященной средствамкредитно- денежной политики центральных банков, выделяются три основных такихсредства: во-первых, изменение учетной ставки процента, во-вторых, операции наоткрытом рынке ценных бумаг, в-третьих, изменение обязательных норм банковскихрезервов. Однако для Банка Японии в течение нескольких десятилетийпослевоенного экономического развития страны указанные средства имели весьмамалое значение. Причина этого в тех особенностях финансирования экономики ифункционировании рынка ссудного капитала, которые резко отличали Японию от«стандартных моделей», рассматриваемых в учебных пособиях покредитно-денежной политике. Важнейшее место в экономике из-за явленияперекредитования занимает рынок кредитов Банка Японии.
В США главное назначение кредитов центральных банков –помощь тем коммерческим банкам, у которых временно наблюдается острая нехваткаликвидности или которым угрожает неплатежеспособность. Соответственно ипроцентная ставка по этим кредитам в нормальные годы слегка превышаетпроцентную ставку на рынке краткосрочных капиталов, являясь «штрафной ставкой».В Японии же учетная ставка процента, по которой предоставляются кредиты БанкаЯпонии, намного ниже ставки процента по краткосрочным межбанковским ссудам. Соответственнои займы у Банка Японии для коммерческих банков являются не чрезвычайнымсредством, прибегать к которому необходимо лишь в крайних случаях, а самымвыгодным способом привлечения ликвидных ресурсов, подчас даже более выгодным,чем депозиты населения.
Искусственная заниженность официальной учетной ставкипроцента служила в Японии краеугольным камнем политики всемерного заниженияпроцентных ставок на всем рынке ссудных капиталов. Как отмечалось выше, учетнаяставка процента в Японии была занижена по сравнению с другими ставками,особенно ставками на рынке краткосрочных капиталов, а основные ставки на рынкебанковского кредитования жестко регулировались. Поэтому изменение учетнойставки процента само по себе не могло воздействовать на цену кредита на финансовомрынке в целом и тем самым служить средством кредитно-денежной политики. Напротяжении длительного периода открытого рынка ценных бумаг практически несуществовало, поэтому и операции на нем были невозможны. Наконец, явлениеперекредитования не позволяло по-настоящему эффективно маневрировать с помощьюизменения нормы банковских резервов. Вместо всех этих средств главную роль вмероприятиях Банка Японии играло количественное рационирование кредита.Сознательно занижаемый в большинстве секторов рынка ссудных капиталов уровеньставки процента приводил Банк Японии к необходимости использованиявнеэкономических мер регулирования спроса и предложения ссудного капитала.
В настоящее время в связи с ослаблением в целом роли перекредитованиякак источника средств для финансирования экономики функция рынка кредитов БанкаЯпонии как источника ликвидности для банковской сферы в известной степени сталадостоянием прошлого. Отражая это изменение, учетная ставка процента также сталаопределяться более гибко, с учетом рыночной ситуации. По мере развития процессалиберализации на рынке ссудных капиталов тенденция к падению роли кредитовБанка Японии и к увеличению гибкости учетной ставки процента будет становитьсявсе сильнее. Сделаны существенные шаги в направлении повышения роли измененияпроцентных ставок, в том числе официальной учетной ставки процента.
Изменение учетной ставки практиковалось Банком Японии напротяжении всего послевоенного периода, но до 73 года оно лишь выполнялофункции индикатора направления политики Банка Японии, так как, даже повышаясь,эта ставка оставалась самой низкой по кредитам в японской экономике. Полнаялиберализация процента на рынке краткосрочных капиталов, значительнаялиберализация на рынке ценных бумаг и на рынке депозитов и другие измененияпоследних лет свидетельствуют о постепенном переходе Банка Японии к болееактивному использованию воздействия учетной ставки процента на ситуацию,складывающуюся на финансовом рынке.
Поскольку ставка рефинансирования в Японии всегда была на достаточнонизком уровне, дальнейшее снижение ее, скорее всего, не приведет к каким-либоположительным изменениям экономики Японии в период экономического кризиса.Поэтому Банк Японии 18.03.2009 оставил ключевую учетную ставку без изменений — на уровне 0,1%. Решение сохранить целевую процентную ставку по займам overnightна прежнем уровне было принято единогласно по итогам заседания правления банка.Банк Японии снижал учетную ставку 19 декабря 2008г. — с 0,3% до 0,1% годовых, аранее, 31 октября 2008г., — с 0,5% до 0,3% годовых. До этого ставка не меняласьс февраля 2007г. В 2001-2006гг. японский центробанк проводил политику нулевойучетной ставки.
5. Макрорегулированиеденежно-кредитной политики
рефинансированиеставка денежный кредитный
Денежно-кредитные рычаги давно занимают не последнее место в теориигосударственного регулирования. В экономической теории существуют различныеконцепции денежно-кредитного регулирования. Наиболее значительными являютсякейнсианская и монетаристская.
Принцип кредитного регулирования, выдвинутый Кейнсом,непосредственно вытекает и органически связан с зависимостью процессапроизводства от кредита. Исходя из решающей роли спроса по отношению кпроизводству, Кейнс сформулировал факторы, воздействующие на коньюнктуру:занятость, использование мощностей, спрос на предметы потребления средствпроизводства, психология поведения. При высоком проценте на ссудный капитал кпредпринимателей возникает желание удержать свой капитал в денежной форме.Поэтому нужен низкий ссудный процент, который повысит у предпринимателей стимулк инвестициям.
После Второй мировой войны первый путь стимулированияэффективного спроса – с помощью низкой процентной ставки – часто отвергался,так как центральные банки нередко были вынуждены проводить рестрикционнуюкредитную политику, то есть повышать процентную ставку, борясь с инфляцией.
Эта схема регулирования достаточно эффективно действовалав 1950-60-х годах в условиях слабо монополизированных конкурентных рынков.
Однако резкое усиление процессов монополизации рынков,заблокировавших действие механизма цены равновесия и обусловивших стремительныйрост и новое качество инфляции (инфляции издержек), а также высокий уровеньбезработицы в 1970-х годах не могли быть объяснены в рамках кейнсианскойконцепции. Это обусловило использование рекомендаций новой монетаристскойконцепции денежно-кредитного регулирования. Монетаристы и их лидер М.Фридменисходят из того, что экономика капитализма внутренне устойчива, способна ксаморегулированию. При этом необходимым условием для проявления механизмовсаморегулирования является стабильность денежного обращения цен. Главныйориентир, по мнению монетаристов, — объем предложения денег, денежная масса.Плавный рост денежной массы определяет устойчивое развитие экономики. В настоящеевремя монетаристская концепция денежно-кредитного регулирования получилаширокое распространение в странах с рыночной экономикой,.
В России законодательно закреплено положение о том, чтоЦентробанк является органом денежно-кредитного регулирования. Объектомрегулирования выступает, согласно закону «О Центральном банке России» объем иструктура денежной массы в обращении. Статья 13 этого Закона определяетэкономические инструменты Центробанка по воздействию на денежно-кредитнуюставку. Это определение норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам,установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценнымибумагами. Эти меры денежно-кредитного регулирования известны в мировой практикеи нашли применение во многих странах.
6.Теория кризисов и цикличность развития экономических систем
Существует масса теорий, объясняющих природу кризисов.Если обобщить их, основываясь на наиболее распространенных (К.Маркса, С.Кузнеца,Н.Д.Кондратьева, Р.Хоутри и др.), можно сделать следующие выводы.
Выявляется определенная цикличность в развитии экономики.Существуют четыре фазы, последовательно сменяющие друг друга: вершина (пик,бум), сжатие (рецессия, спад, кризис), дно (депрессия), оживление (расширение).
Свидетельством того, что экономика приближается к своейверхней точке большого цикла, являются начинающиеся на фоне изобилия недостатокотдельных товаров, сдвиги в структуре распределения доходов, рост издержекпроизводства, замедление роста прибылей и т.п. Существуют различные объясненияисчерпания энергии роста. Среди экономистов, признающих цикличность, нетникакого единства относительно природы этого явления.
Затем следует довольно короткий период, когда сохраняетсяеще видимость процветания: люди полны надежд, легко берут в долг. Посколькуреальная ситуация уже не та, происходит нагромождение задолженности, которое влюбой момент грозит крахом. Это с неизбежностью и происходит.
Кризис проявляется, прежде всего в перепроизводстве товаров,сокращения кредитов и повышении ссудного процента. Это ведет к понижениюприбылей и падению производства, росту банковских задолженностей, банковскимкрахам и банкротствам предприятий.
После кризиса наступает депрессия. Производство уже несокращается, но и не растет. Товарные излишки постепенно рассасываются, ноторговля идет вяло. Ставка ссудного процента падает до минимума.
Постепенно в народном хозяйстве появляются «точки роста» ипроисходит переход к оживлению. Предприятия приспосабливаются к новым условиямрынка, увеличивают выпуск товаров, осуществляют новое промышленноестроительство, повышается норма прибыли, ставка ссудного процента и заработнойплаты, начинается фаза подъема. Уровень ВВП превосходит высшую докризиснуюточку, производство продолжает увеличиваться, растет занятость, товарный спрос,уровень цен и норма ссудного процента. Но постепенно размеры производства вновьвыходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованнымитоварами, что ведет к новому витку экономического цикла.
Циклы экономической активности неодинаковы и различаютсяпо своей продолжительности, по длительности отдельных фаз, по высоте максимумаи глубине минимума. В современных условиях отмечается сглаживание циклическихколебаний, деловой активности. Удлиняются промежутки между кризисами,уменьшается их глубина и разрушительная сила. Все чаще на смену кризисуприходит более мягкая форма спада — рецессия.
Теория длинных циклов (циклов Кондратьева) является частьютеории экономических циклов. В настоящее время науке известно более 1300 видовэкономических циклов различного периода. Реальная динамика любогомакроиндикатора экономического развития складывается в результатевзаимодействия различных циклов (см. рис. 3), однако, длинные циклы преобладаютпо амплитуде колебаний .
Согласно теории больших циклов (Long Waves), экономическая жизньобщества подвержена колебаниям с периодом 40-60 лет, в зависимости от фазыкоторых изменяется как способ воспроизводства, так и весь уклад жизни общества.
Рис.3Элементы динамики макроиндикатора
/>
Циклы экономической активности относятся к малым экономическим циклампродолжительностью до 10 лет. Они развертываются на фоне больших циклов экономическогоразвития, продолжительностью до 50-60 лет. Большие циклы выявлены русскимэкономистом Н. Д. Кондратьевым. Они состоят из повышательной и понижательнойволн колебаний экономической конъюнктуры, каждая из которых длится до 30 лет. Воснове больших циклов экономического роста лежат революционные изменения втехнике и технологии, структуре потребностей и производства. Переход кпостиндустриальному обществу в развитых странах совпадает с пятой длиннойволной кондратьевского цикла. Самая низшая точка предыдущего кризисаприходилась на 1974-1982 годы. Начало повышательной фазы связано со структурнойперестройкой экономики на базе высоких и наукоемких технологий. Оно приходитсяна середину 1980-х — начало 1990-х гг. Следовательно, и нынешний кризис тоже вписываетсяв эту теорию. Самая верхняя точка цикла была, скорее всего, в 200-е годы.Соответственно, сейчас происходит фаза депрессии.
7. Выводы
Из всего вышесказанного следует, что во всем мире, и вРоссии в том числе, действуют определенные законы экономического развития.Экономика стран развивается не равномерно, существуют повторяющиесяпериодически подъемы и спады в экономике. В соответствии с этими цикламиизменяется и величина ссудного процента. Наиболее низкая ставка ссудногопроцента приходится на период депрессии, следующей после очередного кризиса.
Соответственно, ставка рефинансирования, как элемент стимулированияактивности составляющих экономики, также достигает своего минимума в периодкризиса. Разные страны подходят к этому вопросу немного по-разному, но в целом,закономерность налицо. В период кризиса в различных странах обычно устанавливаетсяставка рефинансирования в пределах 3-7%, и даже Россия тоже стремится к этойвеличине. Это делается для того, чтобы посредством регулирования ставкирефинансирования ускорить оживление экономики и обеспечить скорейший выход изкризиса.
8. Список используемыхисточников
1. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина,Л.С.Тарасевича: Учебник для вызио, 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
2. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги, кредит,банки: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 484с.
3. С. Губанов. Цикличность — формакризисности. // Экономист, 2000 г., №1.
4. Иванова М.В. Экономическоеразвитие России и большие циклы мировой конъюктуры // Экономическое наследиеН.Д.Кондратьева и современность / Под ред. Л.Д.Широкорада, В.Т.Рязанова. СПб.,1994.
5. Окороков В.Р., Никишин Е.С.ЦиклыН.Д.Кондратьева и динамика экономического развития России> // Развитиерыночных коммуникаций и эффективная динамика системы высшего образования вРоссии / под научной редакцией академика Г.Л. Багиева: ученые записки секцииэкономики МАНВШ.- СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 200 11)
6. Полетаев А.В., Савельева И.М. Циклы Кондратьева иразвитие капитализма (опыт междисциплинарного исследования).- М.: Наука, 1993.-249 с.
7. Рязанов В.Т. Экономическое развитиеРоссии. СПб.: «Наука», 1998.
8. Интернет — ресурсы