Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Художественная идея и ее воплощение в поэме "Реквием"

Художественная
идея и ее воплощение в поэме "РЕКВИЕМ"

Идея
"Реквиема" А. Ахматовой может быть выражена в форме долженствования и
противоречия. Поэт должен выразить"свое личное горе, иначе- паралич
памяти  безумие". Поэт должен
выразить народное горе, стать голосом "стомильонного народа", иначе -
разрыв-исторической памяти и потеря исторического смысла. Но единственная
возможная реакция на ужас происшедшего - немота. Отсюда трагическое
противоречие "Реквиема": необходимость слова в ситуации немоты. Б.
Пастернак в своей рецензии на военные стихотворения А. Ахматовой писал об одном
из них: "Ее стихи об убитом ленинградском мальчике полны душераздирающей
горечи и написаны словно под диктовку матери или старой севастопольской
солдатки". Прежде чем обратиться к "Реквиему", приведем одно из
военных стихотворений Ахматовой и приглядимся к тому, какими средствами
создается впечатление записывания под диктовку убитой горем матери:

И все, кого
сердце мое не забудет,

Но кого нигде
почему-то нет...

И страшные
дети, которых не будет,

Которым не
будет двадцать лет,

А было восемь,
а девять было, А было...

- Довольно, не
мучь себя,

И все, кого ты
и вправду любила,

Живыми
останутся для тебя.

Два многоточия,
обрывающих фразы, полубезумное "почему-то", в котором скрывается
отчаянное "почему?", еще ближе к без- умию - перечисление, передающее
неотступность горя ("А было восемь, а девять было, / А было...") -
это все признаки речи на грани немоты. На рубеже тридцатых - сороковых
Ахматова, если так можно выразиться, пишет под диктовку немоты:

Последнюю и
высшую награду - Мое молчанье - отдаю Великомученику Ленинграду.

Немота,
невозможность говорить становится лейтмотивом "Реквиема", поэме о
мире как бессмысленном сне и о горе, бессловесном, невыразимом: Все
перепуталось навек, . И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И
долго ль казни .ждать. Вот как об этом рассуждает И. Бродский:
"Трагедийность "Реквиема" не в гибели людей, а в невозможности
выжившего эту гибель осознать. Его, "Реквиема", драматизм не в том,
какие ужасные события он описывает, а в том, во что эти события превращают
твое... сознание, твое представление о самом себе".

Никто в русской
поэзии не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить
экстремальное душевное состояние. Это удивительное свойство ее стихотворений
обнаружилось еще в 10-е годы, когда были написаны такие, например, строки:

Десять лет
замираний и криков,

Все мои
бессонные ночи

Я вложила в
тихое слово

И сказала его -
напрасно.

Пережитое
Ахматовой в тюремных очередях, однако, превышало все возможные "замирания
и крики" обычной жизни. Это, как и концлагеря, еврейские гетто, колымские
рудники и другие ужасы XX века, ощущалось как нечто запредельное, подрывающее
человеческий опыт и "исторические привычки". Как же это выразить?
Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту и таким образом
преодолела немоту (то есть сделала то, к чему призывала другая мученица русской
поэзии XX века - М. Цветаева: " - Петь не могу! Это воспой!").

Испытывая
жестокие угрызения совести (которые пытается реконструировать И. Бродский:
"... Да что же ты за монстр такой, если весь этот ужас и кошмар еще и со
стороны видишь?"), Ахматова подвергает свои же собственные страдания
поэтическому анализу:

Уже безумие
крылом

Души накрыло
половину,

И поит огненным
вином

И манит в
черную долину.

И поняла я, что
ему

Должна я
уступить победу,

Прислушиваясь к
своему,

Уже как бы
чужому бреду.

Лирический
герой Ахматовой раздваивается: с одной стороны, сознание, страдающее и не
выдерживающее страдания, с другой стороны, сознание, наблюдающее за этим
страданием как бы со стороны:

Нет, это не я,
это кто-то другой страдает.

Я бы так не
могла, а то, что случилось,

Пусть черные
сукна покроют

И пусть унесут
фонари...

Ночь.

Выражение
невыразимого - задача, не решаемая с помощью привычного к горю простого и
сдержанного слова Ахматовой. Ясная логика и классический строй ее стиха
прерывается, размер нарушается. "Черные сукна", ночь без фонарей -
иносказания, означающие остановившуюся, парализованную речь. Как
"личность", как лирическое "я" Ахматова не может говорить.
Благодаря чему она все же говорит, благодаря чему вновь обретает классические
размеры и благородную ясность? Она получает право на слово как обязанность -
призвания сказать от имени всего "стомильонного народа". Она должна
свидетельствовать: "Как-то раз кто-то "опознал" меня, - пишет
Ахматова "вместо предисловия". - Тогда стоящая за мной женщина с
голубыми губами... очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила
меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы
можете описать?

И я сказала:

- Могу".

И Ахматова
начинает свидетельствовать - с опорой на традицию, на мировую культуру.
"Мы все время слышим разные голоса, - говорит о "Реквиеме"
Бродский, - то просто бабий, то вдруг поэтессы, то перед нами Мария". Вот
"бабий" голос, пришедший из заплачек и горестных русских песен:

Эта женщина
больна,

Эта женщина
одна,

Муж в могиле,
сын в тюрьме,

Помолитесь обо
мне.

Вот-
"поэтесса", с безмерным удалением оглядывающаяся на погибший, как
Атлантида, серебряный век:

Показать бы
тебе, насмешнице

И любимице всех
друзей,

Царскосельской
веселой грешнице,

Что случится с
жизнью твоей...

Вот, наконец,
деда-Марии" жертвенные тюремные очереди приравнивают каждую мученицу-мать
к Богоматери:

Магдалина
билась и рыдала,

Ученик любимый
каменел,

А туда, где
молча Мать стояла,

Так никто
взглянуть и не посмел.

Три древних
традиции - народно-песенная, поэтическая (недаром процитированы пушкинские
слова: "каторжные норы") и христианская помогают лирической героине
"Реквиема" выстоять в неслыханном испытании. "Реквием"
завершается преодолением немоты и безумия - торжественным и героическим стихотворением.
Стихотворение перекликается со знаменитыми "Памятниками" - Горация,
Державина и Пушкина. Ахматова "дает согласье" на памятник себе, но с
условием, что поставят его

...здесь, где
стояла я триста часов

И где для меня
не открыли засов.

То есть с
условием, что это будет памятник не поэту, а матери, одной из многих и многих.
Завершение "Реквиема" таким "памятником" означает победу
человека над ужасом и оцепенением, победой памяти и смысла:

Затем, что и в
смерти блаженной боюсь

Забыть
громыхание черных марусь,

Забыть, как
постылая хлюпала дверь

И выла старуха,
как раненый зверь.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.