--PAGE_BREAK--Глава 2. Особенности решения региональных проблем в различных странах. §1. Опыт Германии решения проблем Рурской области.
Региональная политика в Руре начала проводиться с конца 1950-х гг., когда кризис охватил сначала угольную, а затем сталелитейную промышленность. По степени вмешательства государства в экономику региона выделяют три этапа региональной политики: 1) этап активного вмешательства со стороны федерального правительства, которому предшествовало пассивное следование проявлениям кризиса; 2) период активных действий земельных властей и 3) перенесение региональной политики на муниципальный уровень, то есть фактически отказ от государственной региональной политики.
Германский экономист Манфрид Шрадер (Manfried
Schrader) также выделяет три этапа региональной политики[9]:
1. Послевоенное время — 1960-е гг. Этап «секторальной структурной политики» (sektorale
Strukturpolitik) – технологически ориентированная программа помощи (специально разработанные технологические программы для горной промышленности, сталелитейной отрасли). Итогом этой политики стал вывод о том, что структурная политика скорее мешает, чем помогает кризисной экономике, так как снижает мобильность производительных факторов, способность к приспособлению предпринимателей и ведет к консервации уже существующей структуры.
2. Конец 1960-х — конец 1970-х гг. Этап так называемой «региональной структурной политики» (regionale
Strukturpolitik). Инициативу по ее проведению взяла на себя земля Северный Рейн-Вестфалия с финансовой поддержкой федеральной власти. Это был этап реиндустриализации, то есть возрождения старой промышленности на основе новых технологий.
3. Конец 1970-х – начало XXIв. Реализуется расширенная региональная структурная политика, ориентированная на инновации, осуществляется так называемая неоиндустриализация.
Характерной особенностью Рура является то, что кризис и депрессия в регионе совпали с подъемом национальной экономики, поэтому у государства имелись достаточные финансовые возможности для разработки и реализации разнообразных региональных программ.
Несмотря на продуманные и ориентированные на перспективу антикризисные мероприятия, существует точка зрения об изначальной неэффективности региональной политики в депрессивных регионах, о провальности большинства этих мер, в Руре в частности. В настоящее время дефицит финансов вынудил правительство ФРГ пересмотреть основные положения теории региональной политики в сторону сближения ее с экономической политикой государства.
Главные цели современной региональной политики ФРГ — экономическое стимулирование эндогенного потенциала, поощрение частного предпринимательства, уменьшение ассигнований на региональную политику и сближение ее с экономической политикой, расширение полномочий местных и региональных органов власти, сведение региональной политики к районной планировке, поддержка частного капитала, мелкого и среднего бизнеса, НИОКР, создание «технологических парков», «предпринимательских зон».
Проведём анализ основных аспектов германской региональной политики в Руре. К ним относятся: поддержка стагнирующих отраслей, создание интегрированных многопрофильных концернов, стимулирование развития НИОКР, диверсификация производства, защита экологии, деятельность в образовательной сфере, мероприятия по улучшению инвестиционной привлекательности региона.
Анализируя антикризисные мероприятия, можно сделать вывод о том, что в целом по сравнению с предыдущими этапами развития региональная политика практически не изменилась. Как и прежде, государство пыталось преодолеть кризис путем протекционизма, картелирования, концентрации и диверсификации производства. На каждом этапе в силу специфики исторических и экономических условий эти меры находили свое выражение, сохраняя тем не менее неизменным содержание.
Политика протекционизма выражалась в установлении льготных таможенных пошлин, высоких внутренних цен или особого («пфенниг на уголь») налога, гарантированного сбыта и др. Все эти меры решали проблемы поверхностно, не давали развиться естественному кризису, который в условиях рынка «очистил» бы регион от излишних мощностей и позволил бы диверсифицировать промышленность. Итогом поддержки государством кризисных отраслей становилось, как правило, не сокращение, а наращивание и без того избыточного промышленного потенциала.
Региональная политика использовалась как одно из антициклических средств, призванных оттянуть и сгладить наступление очередного кризиса капиталистического воспроизводства. С этой целью в бедствующих районах государство предоставляло помощь частному капиталу для развития малорентабельных для него отраслей промышленности (горно-добывающая, металлургическая, первичная нефтепереработка) и инфраструктуры, способствовало расширению внутреннего рынка.
Следующим шагом стало создание мощного интегрированного концерна «Рурколе АГ». Германская антикризисная политика на протяжении трех этапов пыталась решить проблемы тяжелой промышленности путем концентрации, картелирования. Однако даже собственный германский неудачный опыт предыдущих лет не стал препятствием для повторения ошибок. Несомненно, государству было легче контролировать распределение средств, оценивать результаты региональной политики во взаимодействии с крупным полугосударственным концерном. Однако без внимания оставался тот факт, что без этих средств и помощи концерны оказались бы неконкурентоспособны. Создание государственного концерна «Рурколе АГ» и других аналогичных гипертрофированных, нерыночных структур загоняло кризисные явления в экономике региона в жесткие рамки. Такие концерны нежизнеспособны в условиях свободной рыночной конкуренции. Несмотря на некоторые положительные результаты от существования таких объединений, проблемы преодоления кризиса они не решили, а только оттянули его наступление. Объединение предприятий разного профиля, которые в обычных условиях не пошли бы на такой шаг, привело к размыванию активов профильных отраслей. Логика экономистов очевидна: инновационные отрасли помогут модернизировать устаревшую, неконкурентоспособную тяжелую промышленность. Однако ожидаемого импульса роста отрасли «третичного» и «четвертичного» секторов экономики не дали.
Стимулирование диверсификации промышленности привело к обратному эффекту. Крупные концерны, специализировавшиеся прежде на добыче угля и сталелитейной промышленности, переквалифицировались на более прибыльное производство. В общем объеме продаж «стальных магнатов» Рура — Тиссена, Круппа и Маннесмана — на долю продукции черной металлургии к концу 1980-х гг. приходилось не более трети. «Маннесман» прекратил угледобычу, перенес акцент на отрасли «хай-тек» — машиностроение, электронику, производство гидравлических систем, строительство ультрасовременных промышленных объектов, причем преимущественно в южной части ФРГ. «Тиссен» и «Крупп» резко расширили масштабы своей зарубежной деятельности. Таким образом, диверсификация рурских концернов почти не оказала воздействия на экономику самого Рура, который по-прежнему остается «районом бедствия» с высоким уровнем безработицы.
В конце 1990-х гг. были объединены концерны «Тиссен» и «Крупп». В наследство от прежних владельцев новое объединение получило долги на сумму более 8 млрд евро. Около двух миллиардов евро этого долга возникло за счет приобретения новых предприятий (например, американской фирмы по производству лифтов).[10] Для сокращения задолженности одним из первых мероприятий была запланирована продажа убыточных, не относящихся к основному производству предприятий сферы услуг и т. д. Показательным является тот факт, что в данной ситуации, тяжелой для традиционных гигантов рурской индустрии, государство занимает выжидательную позицию и не вмешивается во внутренние дела концернов. Это подтверждает мнение о том, что инструменты региональной политики меняются. Фактически государство, отказавшись от поддержки крупных концернов, признало неэффективность и тупиковость этого пути развития.
Кроме того, Германию затронула проблема урегулирования межбюджетных отношений. Введение различных финансовых льгот для регионов — ареалов помощи в рамках государственной региональной и промышленной политики способствовало усилению конкуренции между ними, «спекуляции» на рынке инвестиционных льгот, при которой местные органы власти стремились любой ценой привлечь филиалы крупных компаний. Появление предприятий новых отраслей не только не смягчило острого структурного кризиса старых отраслей промышленности, но и усугубило сложные социальные проблемы угольно-металлургических районов, на решение которых изначально и была направлена региональная политика.
Предоставляемыми в рамках стабилизационных мероприятий льготами в кризисных регионах воспользовались многие крупные фирмы, открывшие свои филиалы в ареалах помощи. Однако ожидаемого эффекта диверсификации данный аспект региональной политики не дал. Искусственное вживление в отраслевую структуру изначально чуждых данным регионам автомобильной, электронной, электротехнической и других отраслей промышленности не внесло качественных изменений. Данные отрасли так и не стали импульсами роста, не заменили стагнирующую промышленность. Крупные компании, ориентированные на новые направления, учитывая комплекс проблем (безработица, дефицит земли, плохая экология), не размещали свои филиалы в очагах кризиса, на которые акцентировала свое внимание региональная политика властей, а располагались в близлежащих, более благополучных регионах. Предоставление практически безвозмездных кредитов, субсидий, льгот породило иждивенческую психологию у руководителей предприятий — объектов помощи. При составлении бюджета на следующий год они отдельной строкой в рамках предполагаемой прибыли прописывали сумму ожидаемых дотаций. Региональная политика, вместо того чтобы стимулировать стагнирующие отрасли хозяйства развиваться более динамично, осваивать новые рынки сбыта и новые технологии, выступала гарантом от экономических потрясений, что еще больше усугубляло проблемы.
Эта политика способствовала не выравниванию, а дальнейшему росту внутренних экономических и социальных различий между старыми частями этих районов, продолжающими переживать острый кризис, и значительно более благоприятными центрами и подрайонами, ставшими главными объектами филиализаций.
Интернационализация и рост экспансии транснациональных компаний ведут к ослаблению возможностей национального государства осуществлять региональное планирование. Местные органы власти имеют скудную собственную экономическую базу, поэтому зависимы от крупного капитала как главного работодателя и инвестора. Отсюда следует неспособность самостоятельных социально-экономических преобразований и обострение борьбы местных властей за привлечение филиалов, штаб-квартир и исследовательских центров крупных фирм. Таким образом, на примере Рура можно сделать вывод, что очередное широко разрекламированное как панацея от депрессии мероприятие региональной политики потерпело провал.
Для Рура была разработана система так называемых узлов и осей развития, основанная на использовании сети городской электрички. Предусматривалась упорядоченная концентрация производительных сил в ведущих железнодорожных узлах, имеющих достаточный уровень развития инфраструктуры, торговли, транспорта и являющихся региональными центрами среднего и высшего уровня (по функциям снабжения, числу предоставленных рабочих мест и т. д.). Цель выделения таких узлов и осей развития — ограничение бесконтрольного расползания полицентрической рурской агломерации и предохранение от поглощения застройкой и без того немногочисленных зеленых массивов, а также содействие развитию менее заселенных периферийных районов.
Отдельного рассмотрения заслуживает попытка создания на территории депрессивных регионов технологических, инновационных парков. Данное мероприятие задумывалось как попытка преодолеть разрыв между научным изобретением и внедрением его в производство. Новейшие достижения науки и техники должны были помочь устаревающей тяжелой промышленности преодолеть технологическое отставание, стать конкурентоспособной. Было решено использовать инфраструктуру, научный потенциал Рурской области для создания инновационных парков. Однако, несмотря на колоссальную помощь государства, решить проблему технологического отставания и неконкурентоспособности в полном объеме не удалось.
Существуют различные мнения о результатах существования технологических парков в старопромышленных регионах.
Э. Штаудт считает, что научная сфера подчиняется законам рынка и именно рынок предопределяет интенсивность и направленность технического прогресса. Главный порок концепции парков, по его мнению, заключается в том, что они игнорируют законы рыночной экономики, поэтому не только не способны решить поставленных проблем, но и неизбежно порождают новые. Научная сфера, внедряясь в рыночную экономику, должна исходить из принципа экономической целесообразности.[11]
Все государственные программы помощи, в чем бы они ни выражались, принимаются в условиях дефицита средств и поэтому неизбежно имеют избирательный характер. В условиях слабости прогностической базы, предвзятости экспертов, склонности к конформному поведению предпринимателей этот выбор приводит к тому, что в фокусе поощрения оказывается крайне узкий круг направлений.
Следствием поддержки слабых предприятий стала их консервация. В итоге сильные, активные предприятия, действующие в условиях жесткой конкуренции, не получили поддержки государства. Зато стабильная, долговременная опека со стороны государства лишила переживающие кризис отрасли стимулов и способности выживать в конкурентной борьбе.
Разработчики инновационной политики в Рурской области и других старопромышленных регионах не учли важного момента: отрасли тяжелой промышленности не являются массовыми потребителями новых технологий. Поэтому большая часть открываемых и поддерживаемых государством в технологических парках фирм не могут обеспечить технологического прорыва даже в узкой отрасли специализации.
Исследователи выделяют определенные условия для успешного осуществления инновационной политики в регионе:[12]
- присутствие научно-исследовательского учреждения высокого класса,
- наличие квалифицированных специалистов,
- возможность приобретения или найма в аренду на льготных условиях земельного участка или производственных помещений,
- наличие зрелой технологической инфраструктуры и развитой индустрии деловых услуг,
- доступ к источникам рискового капитала.
При выборе места размещения фирмы необходимо стремиться к тому, чтобы она органично вписывалась в исторически сложившуюся отраслевую структуру региона. Для внедренческих фирм, которые в основном выпускают инвестиционные товары, важно встроиться в технологический процесс местных производителей.
Государство, вмешиваясь в условиях рыночной экономики в хозяйственную жизнь региона, нарушило в итоге естественную конкуренцию между отраслями, фирмами, предприятиями. Предоставляемая помощь была направлена на поддержку только определенных отраслей, а в пределах отрасли — на наиболее крупные предприятия с высокой долей государственной собственности. Мелкий и средний бизнес, который изначально планировалось стимулировать и который несет в себе мощный заряд для оздоровления экономики, был поставлен в неравные условия по сравнению с крупным.
Таким образом, на примере инновационной политики, как способа преодоления технологического отставания, можно наглядно убедиться в нецелесообразности заимствования, копирования зарубежного опыта. Германия и другие европейские страны пытались создать на своих территориях аналог Силиконовой долины США. Однако специфические местные условия не позволили совершить революционный прорыв в области новейших технологий. Инновационная региональная политика не достигла ожидаемых результатов и была пересмотрена в сторону уменьшения субсидий.
В то же время, несмотря на слабую эффективность региональной политики, нельзя оценивать ее однозначно как негативную. Эффективность региональной политики не поддается количественному измерению (уровень безработицы, душевого ВНП, сальдо миграций). В условиях отсутствия региональной политики пространственные диспропорции были бы еще острее, что региональная политика оказывает косвенное воздействие и вносит существенный вклад в единство страны, достижение социальной стабильности, снижение уровня преступности, сокращает зависимость государства от ввоза. Таким образом, изменение методов и форм проведения региональной политики свидетельствует не об ее упадке, а о идущей адаптации к новым условиям функционирования.
Анализируя все предпринимаемые сегодня меры антидепрессивной региональной политики на Урале, можно сравнить современное положение Урала с первым этапом антикризисных мероприятий в Руре, когда акцент делался на поддержку уже существующих производств. Чтобы избежать ошибок, которые допустили политики Рура, необходимо не только восстанавливать промышленность, но и внедрять новейшие технологии, делать ее конкурентоспособной, определить свою нишу в производстве, системно осуществлять уникальные разработки. Сильно затрудняют прогрессивные мероприятия традиционные «болезни» российской экономики: инерционность менталитета, затянувшийся переход к рыночным отношениям, коррумпированность, общегосударственная нестабильность.
В современной ситуации очень важно создать инвестиционную привлекательность региона, акцентируя внимание прежде всего на его достоинствах и его потенциале, а не на кризисных явлениях. Следует учитывать зарубежный опыт антидепрессивной региональной политики, которая до последнего десятилетия оперировала макроэкономическими показателями. Неудачи данного подхода заставили политиков спуститься на уровень конкретного региона, муниципалитета, предприятия. Государство не должно напрямую вмешиваться в условиях рынка в деятельность хозяйствующих субъектов. Роль государства в российских условиях должна сводиться к обеспечению экономической стабильности, созданию жесткой правовой базы, улучшению имиджа, инвестиционной привлекательности. Региональная политика может выражаться в добровольном объединении субъектов для координации деятельности, в сотрудничестве руководителей крупных предприятий по недопущению форс-мажорных обстоятельств, особенно в социальной сфере, на подведомственных территориях (массовая безработица, миграция трудоспособного населения, повреждение жизненно важных коммуникаций).
продолжение
--PAGE_BREAK--§2. Опыт Бразилии в решении проблем социального неравенства.
В настоящее время Бразилия подразделяется на 5 крупных экономических регионов (называемых также макрорегионами). Это деление было введено Бразильским институтом географии и статистики и основано на общности природных, культурных, экономических, исторических и социальных условий в штатах, входящих в эти регионы. Несмотря на некоторую условность и невысокую точность с научной точки зрения, это деление постоянно используется в официальных данных, и поэтому имеет достаточно широкое распространение.
Север, включающий обширный бассейн Амазонки, занимает 45% площади страны, при этом в нем проживает около 7% от общего населения страны. Несмотря на наличие нескольких промышленных очагов, преобладает сельское хозяйство, особенно возделывание сахарного тростника, хлопчатника и какао, а также животноводство.
Северо-Восток (18% площади и 29% населения страны) – густонаселенный сельскохозяйственный район, специализирующийся на выращивании сахарного тростника. Является курортным центром, поэтому основное занятие населения – туристический сервис.
Юго-Восток (11% площади) – самый развитый район, производящий более 80% промышленной продукции Бразилии и являющийся деловым центром страны. Высокоразвитые в промышленном отношении области вокруг городов Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро и Бело-Оризонте составляют главный экономический стержень Бразилии. В этом районе сконцентрирована значительная часть населения страны (43% населения. В структуре бразильского ВВП на долю юго-востока приходится 58%.Сан-Пауло – крупнейший промышленный центр Бразилии, где производится 37% ВВП. Сан-Пауло нередко называют локомотивом, который тянет всю экономику Бразилии.
Юг (7% площади и 15% населения) – важный сельскохозяйственный район, производящий рис, пшеницу, соевые бобы, вино и мясо. Здесь также находятся быстро развивающиеся промышленные центры. Это также высокоразвитый район Бразилии, где сохраняется здоровое равновесие между сельским хозяйством и промышленным сектором. На расстоянии менее 20 км. на реке Парана, разделяющей Бразилию и Парагвай, находится крупная ГЭС Итайпу.
В районе Центро-Запад (19% площади и 7% населения) ведущая отрасль – сельское хозяйство с преобладанием животноводства; в отдельных местностях возделывают соевые бобы, рис и другие культуры. Здесь все еще много малонаселенных районов. Хотя до сих пор это один из самых изолированных районов страны, за короткое время здесь отмечен стремительный рост сельскохозяйственного производства и появление новых отраслей промышленности. В этом районе находится столица страны – Бразилиа, основанная в 1960 году.
Районы с самыми низкими показателями находятся в Северном и Северо-восточном регионах. Объем ВВП на душу населения в Северо-восточном регионе составляет 47% от среднего показателя по стране, а в Северном регионе – 66% (табл. 1.)[13]. Эти два региона характеризуются самым высоким уровнем бедности в Бразилии.
1Межрегиональное неравенство в Бразилии, 2008 г.
Регион
ВВП, 2008 г.
Население, 2008 г.
ВВП на душу населения, 2008 г.
% неграмотного населения, 2008 г.*
Северный
4,6
7,9
62
15,6
Северо-восточный
13,1
28,0
47
24,6
Юго-восточный
57,8
42,3
133
7,5
Южный
17,6
14,5
113
7,0
Центрально-западный
7,0
7,2
125
9,7
Бразилия в целом
100,0
100,0
100
12,8
Экспансия мировой экономики, начавшаяся в XVI веке, успешно превратила северо-восток, Минас-Жераис, север, центр-юг (Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Парана) в экспортные экономики, включив их в структуру и развитие мировой капиталистической системы. Каждый из этих регионов пережил то, что можно было бы назвать экономическим развитием во время золотого века каждого из них. Но это было сателлитное развитие, которое не было ни самопорождающимся, ни самоподдерживающимся. Когда рынок или производство в первых трех регионах терпели крах, зарубежная и внутренняя экономическая заинтересованность в нем падали, и им оставалось лишь развивать неразвитость, в которой они живут сегодня.
С начала 90-х годов краеугольным камнем политики, проводимой правительством, является проведение экономических реформ, направленных на снятие торговых барьеров, появление открытой экономики и поощрение развития экспорта бразильских товаров, приватизация индустриальных предприятий, а также проведение реформ социального обеспечения с целью решения проблем бедности и формирования среднего класса.
Автомобильные дороги, хотя и являются самыми протяженными в Латинской Америке и перевозят большую часть пассажиров, не отвечают потребностям страны, к тому же они неравномерно распределены по территории страны. В развитии внешнеторговых связей исключительную роль играют морской (98% всех внешнеторговых грузов) и авиационный транспорт. В сфере межрегиональной инфраструктуры региональная политика Бразилии недостаточно эффективна. Из имеющихся 1 751 868 км дорог только 96 353 км (5%) имеют твердое покрытие. Из-за неудовлетворительного состояния дорог последние годы много внимания уделяется строительству новых и улучшению качества имеющихся.
В территориальной структуре хозяйства ярко выражен сдвиг размещения хозяйства и населения на запад, в приокеаническую часть, где расположен «индустриальный треугольник» Бразилии – район между городами Рио-де-Жанейро и Белу-Оризонти, характеризующийся высокой плотностью населения и наиболее высокоразвитой промышленностью.
Освоение Амазонии (3/5 площади) – главная задача проведения региональной политики в Центро-западе, с этой целью в этом регионе в 1960 году была построена новая столица – Бразилиа. В 1970-х годах было сооружено Трансамазонское шоссе (длина – 5,5 тыс. км.), способствующее заселению и освоению Амазонии. Активные действия по развитию региона дали свои результаты и сейчас это успешный в экономическом отношении регион.
Многие земли района Северо-востока, в котором проживают почти 30% населения Бразилии, подвержены хронической засухе. Между тем, здесь скрыты огромные экономические возможности, например, производство нефтепродуктов. При содействии Управления по развитию Северо-востока федеральное правительство уделяет особое внимание этому району, выделяя на его развитие значительные финансовые средства. Осуществление этой политики уже дало успешные результаты.
Бразилия занимается и укреплением связей между собственными частями. В частности, большое внимание уделяется улучшению инфраструктуры, повышению качества автодорог между регионами и внутри. По сравнению с Россией субъекты федерации Бразилии гораздо лучше связаны между собой такими линиями коммуникации как регулярные рейсы авиакомпаний.
В рамках децентрализации управления расширены полномочия штатов и местного самоуправления. Они имеют право непосредственного сбора ряда налогов и получения 47% поступлений от сбора подоходного налога, а также налога на промышленные изделия.
В течение последних двух десятилетий постоянно понижается уровень бедности в стране. В 1990-ые годы эти перемены происходили главным образом благодаря «реальному плану» Кардозу, проведенному в жизнь в 1994 году, когда он был министром финансов (при президенте Итамаре Франку). Борясь с экономическим хаосом и галопирующей инфляцией, Кардозу ввел в обращение новую денежную единицу – реал, который был привязан к американскому доллару и искусственно установлен в минимальном коридоре колебаний. Инфляция, достигавшая ранее 2000% в год, упала до величины, не превышающей 10%, и оздоровительный эффект этого падения сразу же почувствовала вся страна.
Главная проблема Бразилии, сдерживающая ее экономический рост и затрудняющая прогресс в области образования и науки, – огромное социальное неравенство.
Ресурсозависимые страны, к которым относится и Бразилия, сталкиваются со многими социальными проблемами. Одной из главных проблем является рост социального неравенства, проявлением которого является неравенство распределения доходов и повышение уровня бедности. Считается, что неравенство в доходах служит стимулом для экономической активности и является движущей силой развития экономики. С другой стороны, эмпирические исследования свидетельствуют: чем выше уровень неравенства распределения доходов, измеряемый, например, коэффициентом Джини (коэффициент, который показывает степень отклонения фактического распределения доходов населения от идеально равномерного распределения), тем ниже темпы экономического роста.
Исследования неравенства показали, что показатели «социального здоровья» хуже в странах, где больше неравенство в доходах. В 2004 г. индекс развития человека в Бразилии составил 0,792, что соответствует 69 месту в мире.[14] Обострению социальной обстановки способствует и форма распределения национального дохода.
Нестандартный способ борьбы с кризисом предложило правительство Бразилии, обнародовав масштабный план строительства доступного жилья для бедных слоев населения. В ближайшие два года планируется построить порядка 1 млн квартир, а общий объем финансирования составит 16,1 млрд долл. Таким образом правительство намерено не только решить острейший для Бразилии социальный вопрос, но и создать от 700 тыс. до 1,5 млн новых рабочих мест.
Президент Бразилии Луис Инасио да Силва представил стратегический национальный проект «Мой дом, моя жизнь». Для его реализации 6,8 млрд долл. должно быть выделено из федерального бюджета, 5,1 млрд долл. из государственного пенсионного фонда FGTS, а остальное ляжет на плечи государственных банков и региональных и муниципальных властей. В первую очередь программа ориентирована на огромный слой малоимущих, проживающих в так называемых фавелах — бразильских трущобах. «Из 190 млн населения Бразилии еще недавно половина были бедняки, из них треть — нищие. В последние шесть лет президентства Лулы социальное неравенство начало нивелироваться, но количество бедняков все еще очень велико», — слова замдиректора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов. В то же время по словам главы администрации президента Бразилии Дилмы Руссефф, для обеспечения всех бразильцев нормальным жильем стране необходим не один, а десять миллионов новых квартир. По мнению профессора Лондонской школы экономики Коллина Льюиса, жилищная проблема всегда была для Бразилии одной из острейших. «Получившие право собственности в фавелах (те, кто позажиточнее) вложились в модернизацию, но большая часть этого жилого фонда ниже всяких стандартов», — пояснил эксперт РБК daily. [15]
В программе по строительству доступного жилья заложено восемь экономических категорий граждан и три базовых уровня месячной зарплаты (самый высокий — около 1900 долл). При этом самые бедные смогут получить беспроцентный кредит и выплачивать около 9 долл. в месяц, уже въехав в новую квартиру. А ставка кредита для наиболее обеспеченных не превысит 5%. Кроме того, предусмотрены специальные защитные механизмы, чтобы потерявшие работу не остались без крыши над головой.
В результате возросшей социальной напряженности некоторые страны, среди которых и Бразилия, теперь тратят на «социальную войну» больше средств, чем на оборону страны. Бразилия расходует 2% ВВП на вооруженные силы и более 10,6% на защиту богатых от бедных.[16].
Для компенсации неравномерности распределения доходов многие исследователи предлагают проведение эффективной государственной перераспределительной политики и меры, направленные на совершенствование кредитного рынка. Государственная перераспределительная политика при несовершенном кредитном рынке обычно подразумевает налогообложение индивидуумов с высоким уровнем доходов и субсидирование из полученных средств малообеспеченных, но более производительных членов общества для предоставления им дополнительных возможностей. Примером является государственная образовательная политика, позволяющая устранить неравные возможности в получении образования. При совершенном кредитном рынке неравенство в распределении доходов и стартовых возможностях устраняется доступностью производственных и образовательных кредитов. Потребности в государственном перераспределении в этом случае не возникает. Как в одном, так и в другом случаях распределение становится более равномерным, а совокупные инвестиции возрастают, что приводит к увеличению темпов экономического роста. [17]
Уровень урбанизации высок и составляет 84%. При этом 15% населения (около 30 млн человек) проживает за чертой бедности. В составе населения Бразилии преобладает молодежь, и этим объясняются высокие темпы рождаемости. Хотя коэффициент фертильности в сельских районах гораздо более высокий, население городов растет исключительно быстрыми темпами вследствие значительного притока населения из сельских местностей. Переселение крестьян в города стало большой проблемой Бразилии. Поскольку такие социальные услуги, как школьное образование, здравоохранение, жилищное строительство, энергообеспечение, транспорт и связь, давно уже не удовлетворяют запросы населения страны, в условиях быстрого роста населения этот разрыв способен еще больше углубиться.
Таким образом, главной и наиболее острой региональной проблемой Бразилии в настоящее время остаётся огромное социальное неравенство населения. Правительство предпринимает ряд мер для борьбы с ним, такие, как строительство дешёвого жилья, политика перераспределения доходов, образовательная политика. Но из-за большого масштаба проблемы принимаемые меры пока оказываются недостаточными.
Главное, что может заимствовать правительство России для решения социального неравенства, это пример массового строительства дешёвого жилья. В настоящее время, когда в стране его крайне не хватает, а большинство населения не имеет возможности его приобрести, это может стать выходом из сложившейся ситуации.
продолжение
--PAGE_BREAK--§3. Протекционистская политика Индии как способ решения региональных проблем.
Стратегическая цель внешней политики Индии – превращение в державу мирового уровня – определилась еще более полувека назад, сразу после завоевания независимости. Почти с самого начала международный курс страны стал предметом надпартийного согласия и общенационального консенсуса. Сейчас стоит вопрос о закреплении Индии в качестве глобальной державы.
По размеру валового национального продукта, экономика Индии занимает 12-е место в мире (ок. 1 триллиона долларов). Рост экономики Индии составляет 9% (2007-2008 гг.), что ставит ее на второе место (после Китая) в числе самых быстроразвивающихся стран мира. Инфляция держится на уровне 6%. Золотовалютные резервы на конец 2007/08 фин. г. достигли 309,7 млрд. долл. Те не менее, годовой доход на душу населения составляет менее 1000 долларов (примерно 120 место в мире), что сравнимо с доходами в других бедных странах. Главные причина тому – огромное и все возрастающее население Индии (ок. 1,2 миллиарда), слаборазвитая инфраструктура, огромный разрыв между богатыми и бедными, а также территориально-неравномерное развитие экономики. Четверть индийцев живут за чертой бедности. Средний класс составляет лишь около трети населения.
Основу экономики Индии составляет сфера услуг, а не сельское хозяйство и даже не промышленность, как принято думать. И хотя в сельском хозяйстве занято до 60% от 500 млн. человек работоспособного населения, его доля в ВВП составляет лишь 17,5%, тогда как сфера услуг (включая туристическую индустрию) дает 55,9% поступлений в бюджет страны. Однако легкая и тяжелая промышленность (26,6%) не стоят на месте, постепенно увеличивая долю в экономике страны. Добавим сюда также телекоммуникации, сферы высоких технологий, которые также развиваются огромными темпами. В последние годы Индия добилась выдающихся успехов в сфере IT. На территории Индии находятся офисы и IT-центры ведущих софтверных гигантов, таких как Microsoft, Oracle и др.[18]
Экономика Индии в большей степени социалистическая, чем капиталистическая. Сразу после обретения независимости, индийское правительство взяло в свои руки полный контроль над производством и распределением природных ресурсов. Развитие страны определяется пятилетним планом, который разрабатывает специальная плановая комиссия во главе с Премьер-министром. В последнее время Индия постепенно движется к капитализму. Многие сферы производства и услуг приватизируются, государство постепенно ослабляет контроль за импортом-экспортом и инвестициями. Благодаря активным экономическим реформам, которые начались в 90-х года 20-го века и процессу приватизации, Индия становится более открытой и привлекательной для западных инвесторов. По оценкам многих экспертов, по своей инвестиционной привлекательности Индия занимает второе место в мире после Китая. Общая сумма иностранных инвестиций в экономику Индии в период с 1991 г. по апрель 2008 г. составляет ок. 80 млрд. долларов США.
Среди проблем индийской экономики необходимо отметить, в частности, следующие:
· сильная зависимость от импорта сырой нефти (за счет импорта страна удовлетворяет более 75% потребностей в этом товаре). Разведанные запасы коксующегося угля весьма ограничены, качество энергетических углей низкое, страна испытывает хронические перебои и дефицит электроэнергии;
· вследствие значительного числа бедного населения в стране государство вынуждено расходовать большие средства на обеспечение их минимального прожиточного уровня за счет различного рода пособий, дотаций, субсидий, что ложится тяжелым бременем на бюджет страны;
· в основных секторах экономики по-прежнему доминируют государственные корпорации, что негативно сказывается на развитии конкуренции и других рыночных механизмов;
· «зарегулированность» и бюрократизированность процессов принятия административных решений, широкое распространение коррупции;
· неразвитость инфраструктуры;
· многочисленные проблемы сельского хозяйства, с которым связана жизнь огромного числа индийцев, в т.ч. преобладание малых землевладений (менее 1 га), незначительное количество современных фермерских хозяйств, низкая механизация сельхозпроизводства, недостаток хранилищ для сельхоз-продукции и, соответственно, значительные потери произведенной продукции на различных стадиях её использования, высокая стоимость транспортировки сельхозпродукции (на 20-30% выше, чем в других странах-сельхозпроизводителях), снижающая рентабельность её поставок на большие расстояния и на экспорт, большое количество посреднических структур, несо-ответствие внутренних стандартов качества и безопасности сельхозпродукции международным стандартам, зависимость земледелия от погодных условий, растущие экологические проблемы, связанные в т.ч. с глобальным потеплени-ем, выбросом вредных веществ, интенсивным использованием удобрений и пестицидов и т.д.;
Экономическая политика правительства Индии нацелена на создание благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны и поощрение инвестиционного сотрудничества между индийскими и иностранными фирмами.
Начиная с 1991 г. правительство Индии проводит политику рыночных реформ и либерализации экономики страны, открывая все новые сектора производства и услуг для иностранных инвестиций.[19] Система лицензий в частном секторе отменена (за исключением 15-ти отраслей). Одновременно предоставлена свобода для расширения существующих и закрытия старых предприятий. Политика правительства ориентирована на приватизацию существующих и отказ от создания новых государственных предприятий. Под давлением налогового кризиса отменены субсидии предприятиям. Усилилась конкуренция со стороны иностранных предприятий; при этом усилены меры протекционизма. Таким образом, под влиянием новой экономической политики и конкуренции иностранных предприятий размещение производства в Индии все больше определяется экономическими, а не социальными факторами, например такими, как развитие отсталых штатов. В результате усугубилось региональное неравенство. Лидерами по темпам роста чистого ВВП в постреформенный период стали Махараштра и Гуджарат в группе штатов с высоким доходом и Раджастан в группе штатов с низким доходом.
Увеличились темпы роста ВВП в штатах Керала, Тамилнад, Западная Бенгалия, Мадхья-Прадеш и Андхра-Прадеш, снизились – в штатах Пенджаб и Харьяна. В итоге, штаты со средним уровнем дохода стали развиваться быстрее, и напротив, штаты с малым уровнем дохода продолжают нести потери от низких темпов роста. Штаты с самыми высокими темпами роста – Махараштра и Гуджарат – сумели привлечь 35,3% всей помощи, распределявшейся финансовыми институтами страны и, согласно меморандумам предпринимателей, – 36,9% инвестиций, причем их доля в общей численности населения Индии составляет всего 14,2%. На последнем месте – штат Бихар. Коммерческие банки продолжают переводить финансовые ресурсы из штатов с низкими результатами экономической деятельности (т.е. низким отношением кредитов к депозитам) в штаты с высокими результатами (высоким отношением кредитов к депозитам).[20]
В настоящее время иностранные инвестиции разрешены в такие отрасли как энергетика (кроме атомной), фармацевтика, строительство объектов недвижимости и инфраструктуры, добыча нефти, киноиндустрия и др. Ограничения на иностранные инвестиции сохраняются в таких чувствительных для индийской экономики отраслях как оборона, воздушный транспорт (внутренние авиалинии), атомная энергетика, сельское хозяйство, розничная торговля.
По исследованиям консалтинговой компании A.T.Kearney, в 2005 г. Индия заняла 2-е место по степени привлекательности инвестирования в свою экономику после Китая.[21]
Сумма крупнейших приобретений зарубежными компаниями долей в индийских компаний составила в 2005 календарном году более 4 млрд. долл. США, а общая сумма прямых инвестиций достигла 5,3 млрд. Сумма нетто-инвестиций иностранных институциональных инвесторов на фондовом рынке Индии в 2005 г. достигла 10,1 млрд. долл. США (в 2004 г. — 8,5 млрд. долл. США). Иностранные инвестиции направлены в текстильную промышленность, телекоммуникации, производство потребительских товаров, развитие инфраструктуры, включая строительство аэро- и морских портов, автомобильных и железных дорог, электростанций и т.п.
Правительство Индии приветствует инвестиции в такие отрасли индийской экономики, как инфраструктурные проекты, машиностроение, информационные технологии, фармацевтика, нефтегазовый и нефтехимический комплексы страны, а также другие отрасли, продукция которых востребована на местном рынке и может быть экспортирована. Самыми активными инвесторами в экономику Индии являются Маврикий (38,7%), США (17,1%), Япония (6,8%), Великобритания, Нидерланды, Германия, Австралия, Франция, Малайзия.
В зависимости от сектора индийской экономики, правительство страны законодательно установило предельный уровень и условия допуска (автоматический режим или необходимость прохождения процедуры одобрения соответствующими госорганами) иностранных инвестиций. В случае автоматического режима от компании требуется уведомить местное отделение Резервного банка Индии в течение 30 дней с момента получения средств иностранного инвестора и предоставить в Резервный банк Индии документацию по установленной форме в течение 30 дней с момента передачи акций иностранному инвестору. Подобный режим применяется, если условия инвестиционного проекта не противоречат правительственным ограничениям и установленным лимитам.
В случае использования режима предварительного одобрения проекты рассматриваются Советом по содействию иностранным инвестициям (FIPB). Компании необходимо подать заявку в FIPB, а также получить рекомендации профильных отраслевых министерств Индии. Процедура рассмотрения инвестиционных проектов длится приблизительно 30 дней. Учитывая действующие требования и нормы для различных секторов экономики, FIPB может рекомендовать более высокие или низкие доли иностранного капитала (вплоть до 100% при условии временного отсутствия индийского партнера).
Прямые иностранные инвестиции в собственность предприятий, относящихся к соответствующим секторам индийской экономики, допускаются в следующих объемах:
1. Банковский сектор — FDI до 74% разрешаются в автоматическом режиме в соответствии с директивами Резервного банка Индии.
2. Небанковские финансовые компании (NBFC) — FDI для NRI/OCB (Non-resident Indian/Overseas corporate bodies) разрешены в 19 направлениях небанковской деятельности, в том числе: торговые банковские операции, морское страхование, брокерская деятельность на фондовых биржах, венчурный капитал, услуги по хранению, обмен валюты, факторинг, лизинг, услуги советников по инвестициям, финансирование жилищного строительства, управление активами, услуги портфельного управления, финансовые консультации, кредитные карты и др. Иностранный инвестор может образовывать 100% дочернюю компанию.
3. Страхование — FDI разрешаются до 26% в автоматическом режиме при условии получения лицензии Управления регулирования и развития страхования (IRDA).
4. Авиакомпании внутренних перевозок — автоматический режим не применим. Прямое или косвенное участие иностранных авиакомпаний не разрешается.
5. Аэропорты — FDI разрешаются до 100%, при этом свыше 74% требует одобрения индийского правительства.
6. Телекоммуникации — FDI разрешаются: в базовые услуги (мобильная связь, пейджинг, глобальная мобильная персональная спутниковая связь) при наличии лицензии Департамента телекоммуникаций и одобрения FIPB – до 74%; в производство средств дальней связи – до 100%.
7. Нефть (без нефтепереработки) — FDI разрешаются до 100% в автоматическом режиме (для газового сектора – с разрешения FIPB).
8. Нефтепереработка — FDI разрешается до 26% в государственные предприятия, при этом 26% принадлежит госпредприятию, 48% – государству. Автоматический режим не разрешается. В частные индийские предприятия разрешается до 100% в автоматическом режиме.
9. Строительство объектов недвижимости — FDI до 100% разрешаются в режиме автоматического одобрения в любые формы жилищного строительства, строительство торговых помещений, гостиниц, курортов, больниц, образовательных помещений, мест отдыха и развлечений, городской и районной инфраструктуры.
10. Уголь, лигниты — FDI разрешаются: до 100% частным индийским энергетическим компаниям в разведку и добычу для собственного потребления при производстве электроэнергии; до 100% для предприятий по переработке угля, исключая добычу/продажу обогащенного или сортированного угля; до 74% для разведки или добычи для собственного потребления. Во всех указанных случаях FDI в размере до 50% разрешаются в автоматическом режиме, при условии, что FDI не превышают 49% доли государственного участия.
11. Фонды венчурного капитала (VCF) и компании венчурного капитала (VCC) – FDI в автоматическом режиме не разрешаются. Оффшорные VCF/VCC могут вкладывать до 100% капитала в индийские VCF и VCC в автоматическом режиме при соответствии нормам регулирования Совета по ценным бумагам и биржам (SEBI) и определенных отраслевых лимитов.
12. Компании, инвестирующие в инфраструктуру и услуги — не разрешаются инвестиции в автоматическом режиме. FDI разрешаются с учетом специальных требований и условий.
13. Радиоактивные минералы — FDI разрешаются в добычу, обогащение и комплексную переработку полученного продукта – до 74%, по спец. разрешению Комиссии по атомной энергии Индии – более 74%.
14. Оборонная и стратегические отрасли промышленности — FDI, разрешаются до 26% при условии получения разрешения правительства Индии.
15. Сельское хозяйство — FDI не разрешаются, за исключением чайных плантаций при получении одобрения индийского правительства (до 100%).
16. Печатные средства массовой информации — FDI разрешаются: до 100% в индийские издания научно-технических и научно-популярных периодических журналов; до 26% портфельных инвестиций в индийские новостные печатные средства массовой информации и телевизионные спутниковые каналы.
17. Радио и телевещание — FDI разрешаются: до 100% в производство телевизионного программного обеспечения с разрешения индийского правительства; в проектирование, монтаж и налаживание аппаратного обеспечения линий спутниковой и кабельной связи – до 49%; обеспечение непосредственного телевещания (прием телевизионных сигналов) – до 20%; наземное радиовещание в диапазоне FM – до 20%. Деятельность частных операторов в наземных передающих телевизионных сетях не разрешается.
18. Энергетика (за исключением АЭС) — FDI до 100% разрешаются без ограничений в производство, передачу и распределение электроэнергии.
19. Фармацевтические и лекарственные препараты — FDI разрешаются до 100% в автоматическом режиме для производства медикаментов и фармацевтических препаратов. Необходимо одобрение индийского правительства, если для производства медикаментов и фармацевтических препаратов требуется получение обязательной лицензии или используются методы генной инженерии.
20. Гостиницы и туризм — FDI разрешаются до 100% в автоматическом режиме.
21. Горнодобывающая промышленность — FDI разрешаются в автоматическом режиме: до 74% в разведку и добычу алмазов и драг. камней; до 100% в разведку и добычу золота, серебра и минералов (исключая алмазы и драгоценные камни), их металлургию и обработку.
22. Почтовая служба — FDI до 100% с разрешения правительства для осуществления курьерских услуг, за исключением рассылки писем.
23. Охрана окружающей среды — FDI до 100% разрешаются в автоматическом режиме для производства оборудования для контроля над загрязнением окружающей среды и создание интегрированных систем контроля.
24. Реклама и кино — FDI до 100% разрешаются в автоматическом режиме.
25. Скоростные транспортные системы массовых пассажирских перевозок — FDI до 100% разрешаются в автоматическом режиме.
В соответствии с индийским законодательством (Закон о валютном регулировании – «Foreign Exchange Management Act, 1999» (FEMA) и «Company Act, 1956») представительство иностранной компании может быть зарегистрировано в виде: «Foreign company» — компания со 100% иностранным капиталом; «Branch office» — филиал иностранной компании; «Project office» — представительство по реализации конкретного проекта; «Liaison office» — представительство по связи.[22]
Иностранная компания может также открыть в Индии свой филиал или отделение (Branch office), в рамки деятельности которого входит предпринимательская деятельность: экспорт/импорт товаров, представление интересов и предоставление профессиональных и консультативных услуг, исследования рынков, содействие техническому и финансовому сотрудничеству между индийскими компаниями и основной (учредительной) компанией. Для открытия филиала требуется разрешение Резервного Банка Индии (RBI) и его деятельность регулируется местным законодательством, включая налогообложение и аудиторский контроль.
Project office — вид компании занимающейся только реализацией конкретного коммерческого или экономического проекта и не имеющая право заниматься никакой иной деятельностью. Сфера деятельности компании типа Project office определяется согласованным партнерами в установленном порядке положением и регламентируется местным законодательством, включая налогообложение и аудиторский контроль.
В сферу деятельности представительства по связи (Liaison office) входит представление интересов и содействие экспорту/импорту, содействие техническому и финансовому сотрудничеству, обеспечение связи. Liaison office не может от своего имени заниматься коммерческой, производственной и любой иной предпринимательской деятельностью, получать/выплачивать комиссию, получать/выдавать займы без разрешения RBI. С учетом этого Liaison office не облагается корпоративным налогом, но сохраняются другие налоги и аудиторский контроль.
Создание представительства сопровождается выполнением определенных формальностей, при этом все вопросы, относящиеся к регистрации, решаются Резервным банком Индии.
Таможенное законодательство Индии регулируется Законами о таможне от 1962 г. (Customs Act, 1962) и таможенном тарифе от 1975 г. (Customs Tariff Act, 1975), которые определяют процедуру взимания таможенных пошлин. Поправки в Таможенный тариф (Customs Tariff) принимаются на ежегодной бюджетной сессии Парламента Индии. Индийское таможенное законодательство корреспондируется с правилами ВТО.
Индия активно применяет все основные виды тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые включают взимание импортных и экспортных пошлин, установление нетарифных барьеров.
К основным видам импортных пошлин относятся базовая таможенная пошлина, дополнительная пошлина (эквивалентна акцизному сбору на товары, производимые в стране), специальная дополнительная таможенная пошлина, антидемпинговая или защитная пошлина (используется с целью защиты местного производителя), и компенсационная пошлина (применяется в соответствии с соглашением по ВТО).
С целью защиты внутренних товаропроизводителей установлены повышенные ставки базовых импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, а ввоз пшеницы и риса ограничен:
• сахар, чай, кофе – 100%
• орехи, перец, гвоздика – 70%
• свежие овощи и фрукты – 30%.
На большинство видов ввозимых машин и оборудования ставка таможенной пошлины составляет 36,7%, а на мотоциклы и легковые автотранспортные средства – 144% и 162% соответственно.
Максимальная ставка базовой импортной пошлины на большинство несельскохозяйственных товаров составляет 12,5%.
Нетарифные барьеры включают применение маркировки на расфасованный товар, требования к техническим стандартам качества товаров в соответствии с Индийскими стандартами качества (IQS), а также меры по контролю над импортом сельхозпродукции (получение фитосанитарного сертификата и различных видов разрешений для ввоза в страну растений, фруктов, семян и продуктов животного происхождения).
В 2001 г. были сняты последние количественные ограничения на импорт, в связи с чем правительством была создана постоянно действующая межведомственная группа (Inter-Ministerial Group), которая осуществляет контроль над импортом 300 «чувствительных» товарных позиций (sensitive items) и имеет полномочия принимать в случае необходимости защитные меры. К «чувствительным» товарам относятся те товары, производство которых имеется в стране и импорт которых в значительной степени может влиять на спрос и цены на внутреннем рынке. В список «чувствительных» товаров входят сырое пальмовое масло, пищевое масло, хлопок, шелк, специи, молоко и молочные продукты, фрукты, овощи, каучук, мрамор, гранит, чай, кофе, алкогольные напитки, пшеничная мука, сахар, сигареты, соль и др.
В Индии действует запрет на импорт говядины в любых формах и пищевых продуктов, содержащих ее компоненты. При импорте партий пищевых продуктов экспортер должен представить документ, подтверждающий отсутствие компонентов говядины в них во всех ее формах. Упакованные продукты должны иметь соответствующую маркировку.
Импорт мяса и домашней птицы осуществляется в соответствии с положениями Инструкции о мясных пищевых продуктах (Meat Food Products Order, 1973), предписывающей санитарные и гигиенические требования, наличие специальной упаковки, маркировки, сертификата соответствия. Подобные требования предъявляются также к импорту всех пищевых продуктов (включая чай), указанных в Законе о фальсификации пищевых продуктов (Food Adulteration Act, 1954).
Таким образом, представляется, что Индия, бесспорно, уже вошла в число мировых держав и превратилась в особую подсистему международных отношений. При этом в качестве одного из главных инструментов защиты своих производителей Индия выбрала политику протекционизма. Это позволяет ослаблять конкуренцию с иностранными фирмами в наиболее важных для себя областях. Но при этом такая политика сочетается со стремлением привлечь иностранные инвестиции в выгодных для себя объёмах. Такое сочетание протекционизма и либерализма оказалось довольно эффективным, что позволило Индии не только защитить своих производителей, но и привлечь иностранный капитал.
Главное, что может вынести для себя из опыта протекционистской политики Индии Россия, так это грамотное сочетание защиты интересов своих производителей с привлечением иностранных инвестиций. Это позволяет не только развивать регионы на основе отечественных производств, но и получать из-за границы новые технологии.
продолжение
--PAGE_BREAK--