Министерство образованияи науки Российской Федерации
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГООБРАЗОВАНИЯ И
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет бизнес –администрирования
Кафедра экономикипредприятия
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономическойтеории
на тему
Занятость ибезработица в кризисной экономике
Выполнила:
студентка 2 курса
заочной формы обучения
группы 2ЭЗБ1
А.П. Бородина
ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ
«____»___________2009г.
Научный руководитель:
к.э.н., доц. В.Н.Емельянова
Москва
2009
Содержание
Введение
1. Понятие занятости и безработицы
2. Состояние занятости и безработицы в России всовременных условиях
3. Государственная политика России по регулированию занятости
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Спад— это когда ваш сосед теряет работу,
кризис— когда работу теряете вы.
ГарриТрумэн
Важнейшеенаправление социальных реформ в России — уточнение государственной кадровойполитики, развитие кадрового потенциала населения. Важнейшими проблемамитрудовых отношений в России являются занятость и безработица. Пожалуй,безработица—это одно из тех редких экономических понятий, которое очень близкокаждому человеку. Потеря работы для большинства людей означает снижениежизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Действительно, мыредко ощущаем — последствия экономического роста государства (выгоды от негораспределяются крайне неравномерно) или улучшения платежного баланса страны (нуа это вообще имеет мало отношения к отдельным людям), но что такое безработицазнает каждый человек.
Тяжелы исоциальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что безработица– это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальнаякатастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потереквалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также кобщественным и политическим беспорядкам.
Особенноостро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к.экономика России сейчас находится в посткризисе. Огромный экономический спад,развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.
Поэтомуизучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не простоважным, но и очень актуальным сейчас вопросом.
Общаячисленность безработного населения в России в I квартале 2009г. увеличилась на34,4% по сравнению с IV кварталом 2008г. и составила 7,1 млн. человек, или 9,5%экономически активного населения, сообщила
Федеральнаяслужба государственной статистики (Росстат). При этом по сравнению с Iкварталом 2008г. численность безработных россиян увеличилась на 33,9%.
Численностьофициально зарегистрированных безработных в марте 2009г. увеличилась на 41,9%по сравнению с мартом 2008г. и составила 2,2 млн. человек, в том числе 1,9 млн.человек получали пособие по безработице. При этом по сравнению с февралем2009г. численность официально зарегистрированных безработных россиянувеличилась на 8,2%.
Численностьэкономически активного населения в I квартале 2009г. составила 74,8 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны. Преобладающаячасть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся ксубъектам малого предпринимательства. В феврале 2009г. в них работали 36,3 млн.человек, или 52,5% общей численности занятых. [1]
Реальнаябезработица, по данным Росстата, почти в три раза выше — 6,4 млн. человек, или8,5% экономически активного населения. По этому показателю Россия опережаетЯпонию (4,4%) и Германию (7,4%) и догнала США и Францию. Есть страны с болеесложной ситуацией на рынке труда, например Испания (16%).[2]
Безработицанабирает обороты: практически не осталось регионов и отраслей, которые она незатронула.
Программыподдержки занятости, помощи и переобучения безработных — одно из основныхнаправлений борьбы с безработицей. Масштабные и эффективные меры сохраняют иповышают качество рабочей силы, которая будет востребована на рынке,поддерживают потребительский спрос и в конечном счете ускоряют выход изкризиса. В период экономических неурядиц важен не только размер сумм, выделенныхна борьбу с безработицей, но и приоритетные направления этих расходов.
Регулирующаяроль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированностиэкономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономическихпреобразований.
Безработицапредставляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое исильное воздействие на каждого человека.
Поэтомуизучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не простоважным, но и очень актуальным сейчас вопросом, ведь ни одна страна в рыночнойэкономике не застрахована от такого пагубного явления, как безработица.
Исходя изпоставленных целей встают следующие задачи:
— изучение понятиязанятости и безработицы; -состояния занятости и безработицы в современных условиях;-государственной политики по регулированию занятости в условиях финансово-экономическогокризиса в России .
Теоретическойи методологической основой курсовой работы явилась нормативная,законодательная, специальная, периодическая литература по вопросамэкономической сущности безработицы.
Отдельныевопросы, рассматриваемые в данной работе, достаточно глубоко освещены в научнойи научно-практической литературе зарубежными и отечественными авторами -АдамчукВ.В., Ромашовым О.В., Сорокиной М.Е., Дорнбуш Р., Шмалензи Р, Рощиным С.Ю.,Разумовой Т.О. и многими другими.
Структурнокурсовая работа состоит из введения, 3 глав, каждая из которых имеет своюособенность, заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятиезанятости и безработицы
Занятостьотносится к важнейшим макроэкономическим показателям и условиям характеризующимуровень и качество жизни. Под занятостью понимается численность взрослого(старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу. Проблема занятостинаселения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степеньудовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не всетрудоспособное население имеет работу, есть и безработные.
Проблемабезработицы — одна из сложных. Она получила в литературе самые разнообразныетрактовки. Например, такие:
1. Безработица — эточасть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста,не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного позаконодательству периода времени.[3]
2. Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята впроизводстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложениятруда над спросом на него.[4]
3. Безработица — этоотсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей илименьшей степени в данный момент, части рабочего населения страны, способной ижелающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собойсоциально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемнымиработниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего,естественного права человека — права на труд, реализации его способности ктруду, причем не только в плане обеспечения средств к существованию,необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в планереализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности,его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.[5]
Для анализа проблем безработицы необходимо, преждевсего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признаниячеловека безработным обычно устанавливаются законом или правительственнымидокументами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколькопризнаков присутствуют во всех определениях. Это:
- трудоспособныйвозраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которогозаконодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижениикоторого назначается пенсия по старости.
- отсутствие учеловека постоянного источника заработка в течение некоторого времени(например, месяца);
- доказанноестремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости ипосещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседованиесотрудники этой службы).
Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительнобезработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране,то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы. Этот показательопределяется следующим образом:
Уровень безработицы = безработные/ рабочая сила*100%.
При этом безработных подсчитывают на основе техданных, которые предоставляют соответствующие органы и институты (например, вомногих странах используется статистика бирж труда), а рабочая сила определяетсякак разница общего показателя численности населения страны и отдельных группнаселения, которые составляют:
- лица, недостигшие трудоспособного возраста;
- лица, находящиесяв специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);
- лица, выбывшие изсостава рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.).[6] Одним словомте, кто не мог и не должен работать, а также те, кто не искал работу.
Вэкономической теории существуют различные подходы к объяснению необходимости ивозможности существования безработицы.
Марксистскаятеория рассматривает безработицу как исторически преходящее явление, свойственноеобществу, основанному на частной собственности на средства производства.Появление безработицы связано с циклическими процессами накопления капитала ивоспроизводства с ростом органического строения капитала. Население избыточноне абсолютно, а относительно потребности капитала. Последствиями безработицыявляется абсолютное и относительное обнищание наемных работников.
Неоклассическаяшкола признавала безработицу естественным явлением, выполняющим функциюкругооборота незанятой части трудоспособного населения.
Кейнсианскаяшкола искала ответ на следующие вопросы: какими факторами определяется уровеньзанятости в каждый момент конкретной экономической системы; почему занятостьвместе с объемом производства и инвестициями время от времени испытывает резкиеколебания; почему в обычных условиях уровень занятости относительно устойчив,устанавливается на таком уровне, что не достигает полной занятости (наблюдаетсябезработица) и в то же время не опускается до социально-опасного нижнегопредела? Основные идеи кратко можно свести к следующему:
ü при данном уровнеинвестиций и денежной заработной платы экономическая система в любомкраткосрочном периоде может находится в состоянии устойчивого равновесия принеполной занятости, что означает возможность существования вынужденнойбезработицы;
ü основныепараметры занятости (фактический уровень занятости и безработицы, спрос на труди уровень реальной зарплаты) устанавливаются не на рынке труда, а определяютсяразмером эффективного спроса на рынке товаров и услуг. На рынке трудаформируются уровень денежной зарплаты и зависящая от него величина предложениятруда. Предложения труда указывают максимально возможный уровень занятости приданном размере заработной платы;
ü в основемеханизма формирования занятости лежат явления психологического порядка:склонность к потреблению, к сбережению, побуждения к инвестициям, предпочтенияликвидности. Уровень занятости зависит от поведения инвесторов, состояния ихдолгосрочных предположений, поведения всех экономических индивидов в качествепотребителей;
ü главный, решающийфактор формирования занятости – инвестиции оптимальных размеров. На этом путихороши все средства, но особенно результативна с точки зрения перспективрасширения занятости организация разнообразных общественных работ, вплоть достроительства пирамид, дворцов, храмов и даже рытья и закапывания канав. Причемобладают большим мультипликационным эффектом автономные инвестиции, источникомкоторых являются общественные инвестиции из госбюджета;
ü гибкая политиказаработной платы (снижение зарплаты в ответ на рост безработицы) нереально вусловиях экономической системы, где действуют отдельные соглашения об уровнезарплаты. Хотя сокращение зарплаты и способно привести к увеличению занятости,но косвенно, через те же кейнсианские факторы (склонность к потреблению,предельная эффективность капитала норма процента), более предпочтительна гибкаяденежная политика, т.е. увеличение совокупного эффективного спроса.
Изложенноесодержание кейнсианской теории занятости было реализовано во многих программагосударственного регулирования занятости зарубежных стран.
Представителимонетаристской школы исследовали взаимосвязь безработицы с динамикой реальнойзаработной платы, инфляции.
Институциональнаясоциологическая школа предложила свое ведение проблемы с позицииинституциональных проблем, создания служб занятости и других социальныхинститутов.
Контрактнаятеория занятости исследовала контрактные договорные отношения междуработодателями и наемными работниками, политику трипартизма в регулированиизанятости, безработицы и доходов.
В последниегоды наиболее популярны концепции «естественного», «нормального»,«социально-допустимого» уровня безработицы, исследующие взаимосвязи безработицыи инфляции, денежного обращения, равновесной цены труда, соотношения спроса ипредложения на труд. Разработка стратегии и тактики государственногорегулирования занятости, поддержки безработных ведется с применением методовэкономико-математического моделирования и графического анализа (кресты Маршала,кривые Филипса, кривая Бэвериджа и др.).
Критическиоценивая достижения зарубежной экономической мысли и практики регулированиязанятости и безработицы, следует подчеркнуть, что рекомендованные ими меры немогут быть автоматически перенесены на формирующийся российский рынок труда безучета состояния производства, уровня жизни населения и других параметров.
Глава 2.Состояние занятости и безработицы в России в современных условиях
Понятие достойного труда воплощает в себе ожидания людей, связанные с ихтрудовой жизнью. Люди хотят работать в безопасных условиях – точно так же, какони стремятся к производительному труду, приносящему достойное вознаграждение.Люди хотят иметь социальные гарантии на рабочем месте и социальную защиту длясвоих семей, а также возможности для индивидуального роста и социальнойинтеграции. Трудящиеся стремятся к свободе выражения мнений, к свободеобъединения и участию в принятии решений по жизненно важным вопросам, кравенству возможностей и обращения для женщин и мужчин.
Охрана труда – составная часть концепции достойного труда. Иными словами,если труд хорошо оплачивается, но при этом небезопасен, его нельзя считатьдостойным трудом; если человек трудится в условиях свободы, но при этом рискуетздоровьем, то такой труд нельзя считать достойным; если условия трудовогоконтракта хорошие, но при этом работа подрывает здоровье и благополучиечеловека, то такой труд нельзя считать достойным.
Достойный труд должен занять центральное место в разработке экономическойи социальной политики на глобальном, национальном и местном уровне. Достойныйтруд играет ключевую роль в борьбе с бедностью, он является средством длядостижения справедливого и устойчивого развития на благо всех людей.Международная организация труда распространяет принципы достойного труда,продвигая охрану труда, а также работая в сфере занятости, социальной защиты,разработки трудовых стандартов, фундаментальных принципов и прав в сфере труда,развития социального диалога.
В каждой из вышеперечисленных областей люди во всем мире испытываютлишения, неравенство и социальную изоляцию в виде безработицы либо неполнойзанятости, в виде непроизводительных рабочих мест неудовлетворительногокачества, а также в виде небезопасного труда и негарантированного дохода. Этилишения также принимают форму несоблюдения прав работников, гендерногонеравенства, эксплуатации трудящихся-мигрантов, недостаточногопредставительства и ограниченных возможностей выражения мнений,неудовлетворительных мер защиты и солидарности в случае заболевания,инвалидности и старости.
В современных условиях России состояние занятости и безработицыопределяется прежде всего спадом промышленного производства. Занятостьреагировала на спад — падением, тогда как безработица — увеличением своихразмеров. Направление изменения занятости и безработицы в целом совпадало стем, которое и ожидалось. Но масштабы изменений были не вполне адекватными, безучета «скрытой» безработицы.
Численность экономически активного населения в октябре 2009г. составила, по итогамобследования населения по проблемам занятости, 75,8 млн. человек, или более 53%от общей численности населения страны, в их числе 70,0 млн. человек, или 92,3%экономически активного населения были заняты в экономике и 5,8 млн. человек(7,7%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологиейМеждународной Организации Труда они классифицируются как безработные). Вгосударственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано вкачестве безработных 2,0 млн. человек (см.рис.1).
/>
Рис.1
Среднийвозраст безработных в октябре 2009г. составил 35,1 года, в том числебезработных мужчин — 35,4 года, безработных женщин — 34,9 года. Молодежь до 25лет составляет среди безработных 27,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет — 5,6%, 20-24 года — 21,9%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастнойгруппе 15-19 лет (28,6%) и 20-24 года (15,8%). Всреднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в октябре2009г. составил 17,4% (в сентябре 2009г. — 17,6%), в том числе среди городскогонаселения — 15,3%, среди сельского населения — 22,6%. Коэффициентпревышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте30-49 лет составляет 2,8 раза, в том числе среди городского населения — 2,9раза, сельского населения — 2,5 раза. Среди сельских жителей доля застойнойбезработицы существенно выше, чем среди городских, и в октябре 2009г. составила,соответственно, 38,0% и 28,5% (см.рис.2).
/>
Рис.2
Самый низкийуровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным обследованиянаселения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе,самый высокий — в Южном федеральном округе (см.рис.3, таблицу1).
/>
Рис.3
Таблица 1
Данные посубъектам Российской Федерации.
Экономическаяактивность населения в возрасте 15-72 лет(по данным выборочных обследований населения попроблемам занятостив среднем в сентябре-октябре 2009г.)/>
Экономи-чески активное население, тыс. человек
В том числе
Уровень экономи-ческойактивности населения, в %
Уровень занятости, в %
Уровень безрабо-тицы, в %
занятые
безра-ботные
Российская Федерация
75979,1
70177,7
5801,4
68,2
63,0
7,6
Центральный федеральный округ
20239,0
19206,4
1032,7
68,8
65,3
5,1 Белгородская область 790,5 754,2 36,3 65,8 62,8 4,6 Брянская область 647,3 593,8 53,5 64,2 58,9 8,3 Владимирская область 750,8 686,8 63,9 66,4 60,7 8,5 Воронежская область 1171,6 1076,8 94,8 65,9 60,6 8,1 Ивановская область 567,2 522,7 44,5 67,3 62,0 7,8 Калужская область 544,8 520,0 24,8 68,9 65,8 4,5 Костромская область 386,1 361,4 24,7 71,6 67,1 6,4 Курская область 588,2 532,3 55,9 65,4 59,2 9,5 Липецкая область 615,7 597,2 18,5 67,6 65,6 3,0 Московская область 3822,9 3649,2 173,6 71,4 68,2 4,5 Орловская область 417,9 376,6 41,3 65,4 59,0 9,9 Рязанская область 552,8 510,4 42,4 61,1 56,5 7,7 Смоленская область 537,3 490,5 46,8 70,0 63,9 8,7 Тамбовская область 586,6 556,5 30,1 68,6 65,1 5,1 Тверская область 724,7 662,0 62,7 68,4 62,5 8,6 Тульская область 797,3 758,1 39,3 65,4 62,2 4,9 Ярославская область 723,7 659,2 64,5 70,1 63,8 8,9 г.Москва 6013,8 5898,8 115,0 70,9 69,5 1,9
Северо-Западный федеральный округ
7611,0
7121,7
489,3
71,1
66,5
6,4 Республика Карелия 378,9 350,0 28,9 69,5 64,2 7,6 Республика Коми 535,0 482,8 52,2 69,8 63,0 9,8 Apxaнгельская область 682,5 626,1 56,5 68,7 63,0 8,3 в том числе Ненецкий авт.округ 24,2 21,3 2,9 75,7 66,6 12,0 Вологодская область 643,1 601,3 41,8 68,0 63,6 6,5 Калининградская область 529,3 479,8 49,5 70,6 64,0 9,4 Ленинградская область 907,9 853,4 54,5 69,5 65,3 6,0 Мурманская область 507,8 474,5 33,4 73,5 68,7 6,6 Новгородская область 333,4 312,4 20,9 66,5 62,4 6,3 Псковская область 354,0 311,1 42,9 65,4 57,5 12,1 г.Санкт-Петербург 2739,0 2630,4 108,6 74,6 71,6 4,0
Южный федеральный округ
11445,6
10220,9
1224,7
65,2
58,2
10,7 Республика Адыгея 207,6 188,9 18,6 60,6 55,2 9,0 Республика Дагестан 1221,1 1077,2 143,9 62,4 55,0 11,8 Республика Ингушетия 229,2 109,9 119,4 63,9 30,6 52,1 Кабардино-Балкарская Республика 400,1 334,3 65,8 57,8 48,3 16,5 Республика Калмыкия 146,1 122,1 24,0 67,5 56,5 16,4 Карачаево-Черкесская Республика 192,1 172,1 19,9 59,4 53,2 10,4 Республика Северная Осетия — Алания 384,9 356,0 28,9 72,4 67,0 7,5 Чеченская Республика 554,1 355,8 198,3 67,5 43,4 35,8 Краснодарский край 2673,3 2493,4 179,9 66,5 62,0 6,7 Ставропольский край 1395,1 1287,6 107,5 65,9 60,8 7,7 Астраханская область 534,2 491,9 42,4 68,5 63,0 7,9 Волгоградская область 1328,0 1217,2 110,7 65,0 59,6 8,3 Ростовская область 2179,9 2014,5 165,4 65,0 60,1 7,6
Приволжский федеральный округ
16203,1
14908,7
1294,4
68,6
63,1
8,0 Республика Башкортостан 2119,4 1941,2 178,2 68,1 62,3 8,4 Республика Марий Эл 367,1 327,2 39,9 66,7 59,5 10,9 Республика Мордовия 462,5 435,5 27,0 70,1 66,0 5,8 Республика Татарстан 2050,0 1898,9 151,1 69,9 64,8 7,4 Удмуртская Республика 866,6 787,2 79,5 72,7 66,0 9,2 Чувашская Республика 690,4 621,2 69,2 69,3 62,3 10,0 Пермский край 1441,9 1310,2 131,8 68,3 62,1 9,1 Кировская область 755,4 680,4 75,0 68,8 62,0 9,9 Нижегородская область 1812,3 1674,3 138,0 69,2 64,0 7,6 Оренбургская область 1105,6 1013,8 91,9 66,9 61,4 8,3 Пензенская область 702,5 663,6 39,0 64,2 60,6 5,5 Самарская область 1735,7 1614,3 121,5 68,6 63,8 7,0 Саратовская область 1408,5 1316,1 92,4 68,8 64,3 6,6 Ульяновская область 685,1 624,9 60,2 65,8 60,0 8,8
Уральскийфедеральный округ
6709,6
6217,2
492,3
69,5
64,4
7,3 Курганская область 465,2 413,1 52,1 62,9 55,9 11,2 Свердловская область 2414,4 2215,2 199,3 69,8 64,0 8,3 Тюменская область 1948,0 1838,7 109,3 72,2 68,1 5,6 в том числе: Ханты-Мансийскийавт.округ 919,9 858,3 61,6 75,5 70,5 6,7 Ямало-Ненецкийавт.округ 328,4 317,4 11,0 75,8 73,3 3,3 Челябинская область 1881,9 1750,3 131,6 68,4 63,6 7,0
Сибирскийфедеральный округ
10232,2
9244,2
988,0
67,0
60,5
9,7 Республика Алтай 109,4 94,4 15,0 71,6 61,8 13,7 Республика Бурятия 504,6 454,7 49,9 69,0 62,1 9,9 Республика Тыва 126,0 99,7 26,3 56,4 44,6 20,9 Республика Хакасия 261,6 238,6 23,0 62,5 57,0 8,8 Алтайский край 1282,9 1132,8 150,1 65,6 57,9 11,7 Забайкальский край 551,7 497,6 54,1 64,7 58,4 9,8 Красноярский край 1576,8 1478,7 98,1 68,9 64,6 6,2 Иркутская область 1339,5 1179,5 160,0 68,8 60,6 11,9 Кемеровская область 1474,4 1327,3 147,1 66,7 60,0 10,0 Новосибирская область 1407,9 1285,0 123,0 67,6 61,7 8,7 Омская область 1047,4 958,6 88,8 66,1 60,5 8,5 Томская область 550,0 497,3 52,7 66,4 60,0 9,6
Дальневосточный федеральный округ
3538,6
3258,5
280,0
68,6
63,2
7,9 Республика Саха (Якутия) 491,3 449,0 42,3 68,2 62,4 8,6 Камчатский край 204,6 191,7 12,9 72,5 67,9 6,3 Приморский край 1093,2 1006,1 87,2 68,0 62,6 8,0 Хабаровский край 792,3 723,4 68,9 70,1 64,0 8,7 Амурская область 450,7 416,6 34,1 65,9 60,9 7,6 Магаданская область 100,8 94,6 6,3 75,2 70,5 6,2 Сахалинская область 284,5 266,1 18,4 68,4 64,0 6,5 Еврейская авт.область 90,7 81,6 9,2 62,0 55,7 10,1 Чукотский авт.округ 30,5 29,6 0,9 78,1 75,9 2,8
По даннымвыборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного посостоянию на вторую неделю октября 2009г., уровень занятости населения экономическойдеятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте15-72 лет) составил 62,8%. (см. таблицу 2).
Таблица 2
Динамикауровня занятости населения в возрасте 15-72 лет в процентах/>
Уровень занятости
Удельный вес женщин в численности занятого населения
всего
мужчины
женщины
город
село
2008г. Февраль 62,1 67,4 57,3 64,0 56,7 49,0 Май 64,0 69,3 59,3 65,4 59,8 49,1 Август 64,5 70,1 59,5 66,3 59,3 49,0 Ноябрь 63,1 68,3 58,5 64,8 58,3 49,2
2009г. Февраль 60,6 65,1 56,5 62,2 55,9 49,5 Май 62,0 66,8 57,8 63,2 59,3 49,5 Август 63,3 68,3 59,0 64,9 58,9 49,4 Сентябрь 63,2 68,2 58,8 64,6 59,2 49,4 Октябрь 62,8 68,0 58,2 64,2 58,9 49,2
В общейчисленности занятого в экономике населения в сентябре 2009г. 35,5 млн. человек,или 50,4% составляли штатные работники (без учета совместителей) организаций,не относящихся к субъектам малого предпринимательства. На условияхсовместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы вэтих организациях привлекалось еще 1,8 млн. человек (в эквиваленте полнойзанятости). Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава,совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правовогохарактера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в сентябре2009г. составило 37,3 млн. и было меньше, чем в сентябре 2008г. на 1,7 млн. человек,или на 4,4% (см. таблицу 3).
Таблица 3
Динамикачисла замещенных рабочих мест в организациях(без субъектов малогопредпринимательства)/>
Сентябрь2009г., млн.
В % к
Январь-сентябрь2009г.в % к январю-сентябрю2008г.
Справочно
сентябрю2008г.
августу2009г.
сентябрь 2008г. в % к
январь-сентябрь2008г.в % к январю-сентябрю 2007г.
сентябрю2007г.
августу2008г.
Всего замещенных рабочих мест
37,3
95,6
100,0
96,6
100,6
100,1
101,2 в том числе: работниками списочного состава (без внешних совместителей) 35,5 95,6 99,7 96,7 100,6 99,8 101,0 внешними совместителями 0,8 91,6 111,5 94,3 101,3 111,9 101,5 работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера 1,0 99,0 101,7 96,3 101,5 102,8 106,8
В октябре2009г. 2,7% списочной численности работников обследуемых организаций работали врежиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя, 2,7% — посоглашению между работником и работодателем (в сентябре 2009г. — 2,9% и 2,9%соответственно). Доля работников, находившихся в отпусках с частичнымсохранением заработной платы по инициативе работодателя, которые оплачиваютсякак простои в соответствии со статьей 157 Трудового кодекса РоссийскойФедерации, в октябре 2009г. составила 0,9% списочной численности работников (всентябре 2009г. — 1,1%).
В октябре2009г. доля работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платыпо письменному заявлению работника в соответствии со статьей 128 Трудовогокодекса Российской Федерации, составила 4,4% списочной численности работников(в сентябре 2009г. — 5,1%) (см. таблицу 4).
Таблица 4
Динамикачисленности работников, работавших неполное рабочее время/>
Работали неполное рабочее время
Имели отпуска />
по инициативе работодателя
по соглашению между работником и работодателем1)
с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя
без сохранения заработной платы по заявлению работника />
тыс.человек
в % к предыдущему месяцу
тыс.человек
в % к предыдущему месяцу
тыс. чел
в % к предыдущему месяцу
тыс.чел
в % к предыдущему месяцу
2008г. Декабрь /> /> /> /> 451,4 - 1580,1 -
2009г. Январь 825,9 138,9 - - 515,6 114,2 1106,4 70,0 Февраль 1012,2 122,6 - - 408,6 79,2 991,2 89,6 Март 759,3 75,0 609,1 - 383,8 93,9 926,9 93,5 Апрель 702,7 92,5 719,5 118,1 345,2 89,9 917,3 99,0 Май 602,1 85,7 693,5 96,4 428,2 124,1 930,7 101,5 Июнь 586,2 97,4 629,4 90,8 307,7 71,9 845,8 90,9 Июль 488,6 83,4 572,9 91,0 281,8 91,6 905,6 107,1 Август 369,4 75,6 491,2 85,7 336,5 119,4 899,3 99,3 Сентябрь 473,0 128,1 476,0 96,9 174,4 51,8 844,6 93,9 Октябрь 438,9 92,8 434,0 91,2 150,8 86,5 726,3 86,0
1) Сбор сведений осуществляется с отчета за март 2009 года.
По даннымФедеральной миграционной службы, численность иностранных работников,осуществлявших трудовую деятельность в России в январе-сентябре 2009г.,составила 2024,0 тыс.человек и уменьшилась по сравнению с соответствующимпериодом предыдущего года на 133,0 тыс.человек (на 6,2%). Иностранная рабочаясила поступала на территорию Российской Федерации из 148 стран мира.
Наиболеекрупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств-участников СНГявляются Узбекистан, Таджикистан, Украина, Киргизия, Республика Молдова, изстран дальнего зарубежья — Китай, Вьетнам, Турция, Корея (КНДР).
Вянваре-сентябре 2009г. из общей численности иностранной рабочей силы вэкономику Москвы привлекалось 23,2% трудовых мигрантов, Московской области — 9,5%, Санкт-Петербурга — 5,6%, Свердловской области — 4,8%, Ханты-Мансийскогоавтономного округа — Югры — 4,1%, Иркутской области — 3,2%, Новосибирскойобласти — 2,6%, Краснодарского края — 2,8%, Челябинской области — 2,3%. (см.таблицу5).
Таблица 5
Численностьиностранных работников, осуществлявшихтрудовую деятельность в России/>
Январь-сентябрь 2009г.
Справочноянварь-сентябрь2008г.1)тыс.человек
тыс.человек
в % к соответствующему периоду предыдущего года
Всего2)
2024,0
93,8
2157,0
в том числе из государств-участников СНГ3) 1500,5 94,2 1592,1 из них: Азербайджан 53,6 77,0 69,6 Армения 76,9 80,3 95,8 Казахстан 9,6 111,2 8,6 Киргизия 140,3 87,6 160,2 Республика Молдова 92,6 79,0 117,3 Таджикистан 330,0 94,9 347,5 Туркмения 1,7 60,0 2,8 Узбекистан 610,9 108,5 563,2 Украина 185,0 81,5 227,1 стран дальнего зарубежья 522,5 92,6 564,2 из них: Вьетнам 81,7 107,3 76,1 Грузия 2,7 69,8 3,8 Китай 253,3 105,1 241,0 Корея (КНДР) 33,7 106,5 31,7 Турция 70,2 58,0 121,1
1) До 2008г. разработка осуществлялась с полугодовой периодичностью.2) Включая лиц без гражданства; без трудящихся-мигрантов из Республики Беларусь.3) С августа 2009г. Грузия вышла из состава государств-участников СНГ.
Большинствотрудящихся-мигрантов привлекалось для работы в организациях строительства — 40,4%; оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств,мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 17,8%; добывающихи обрабатывающих производств — 14,0%; сельского хозяйства, охоты и лесногохозяйства — 7,8%; транспорта и связи — 4,2% (см.таблицу 6).
Таблица 6
Численностьиностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, по видамэкономической деятельности/>
Январь-сентябрь 2009г.
Справочноянварь-сентябрь2008г.1)тыс.человек
тыс.человек
в % к
итогу
соответствующему периоду предыдуще-го года
Всего
2024,0
100
93,8
2157,0 в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 157,0 7,8 116,0 135,3 рыболовство, рыбоводство 1,5 0,1 66,7 2,3 добыча полезных ископаемых 43,0 2,1 101,7 42,3 обрабатывающие производства 240,4 11,9 124,9 192,5 строительство 817,5 40,4 86,7 942,9 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 359,9 17,8 99,8 360,8 транспорт и связь 85,3 4,2 103,5 82,4 финансовая деятельность 7,1 0,3 93,3 7,6 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 139,7 6,9 174,8 79,9 образование 3,3 0,2 107,7 3,1 здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,3 0,3 119,3 4,4 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 59,0 2,9 61,6 95,7 другие 104,9 5,2 50,5 207,8
1) До 2008г. разработка осуществлялась с полугодовой периодичностью.
По даннымпроведенного обследования, в октябре 2009г. 39,7% безработных использовали вкачестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службызанятости населения, 56,3% безработных использовали в качестве способа поискаработы обращение к друзьям, родственникам и знакомым (см.таблицу 7).
Таблица 7
Безработныепо способам поиска работы в % к общей численности безработных/>
Обращение
в государственные учреждения службы занятости
Обращение в коммерчес-кую службу занятости
Подача объявлений в печать, отклик на объявления
Обращение к друзьям, родственникам, знакомым
Обращение к админи-страции, работо-дателю
Другие способы
2008г. Февраль 32,8 1,8 15,2 54,7 23,7 11,3 Май 35,8 2,0 13,4 56,4 23,0 10,5 Август 31,8 2,7 15,0 57,4 22,4 12,2 Ноябрь 32,9 3,5 14,8 57,0 25,9 12,2
2009г. Февраль 40,9 3,1 20,7 54,1 25,0 10,2 Май 41,7 3,1 20,5 58,2 25,0 11,7 Август 39,0 2,9 22,7 54,5 23,2 9,5 Сентябрь 37,5 3,4 23,3 53,7 23,1 10,8 Октябрь 39,7 3,2 22,5 56,3 24,4 10,2
В октябре2009г. получили статус безработного 370,6 тыс. человек. Размеры трудоустройствабезработных были на 73,2 тыс. человек, или на 61,3% больше, чем в октябре2008г. и составили 192,7 тыс. человек.
Нагрузка незанятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службызанятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 229,8 человека(см.рис.4).
/>
/>
Рис.4.
В связи с кризисомМеждународная организация труда (МОТ) пересмотрела свой январский прогноз побезработице, повысив его в 4 раза. По подсчетам МОТ, число безработных во всеммире к концу 2009 года вырастет на 20 млн. человек по сравнению с уровнем 2007года — до 210 млн. Эксперты организации призывают правительства принятьрешительные меры, направленные на предотвращение социального кризиса. По оценкам МОТ,сильней всего финансовые потрясения отразятся на ситуации с занятостью в сферахпредоставления услуг, недвижимости, в строительном, автомобильном, туристическом и, конечноже, финансовом секторах. Что касается безработицы в России, то в концесентября, по оценке Росстата, около 4 млн. россиян или 5,3% экономическиактивного населения страны классифицировались как безработные. При этом в прошломмесяце, по официальным данным, безработица в нашей стране сократилась более чемна 5% по сравнению с сентябрем прошлого года. Кроме того, от массовыхувольнений граждан пока что защищает российское законодательство. Сейчас РСППпредлагает в 3 раза сократить выходные пособия, но вряд ли такое наступление направа трудящихся будет узаконено. По информации Росстата, в сентябре в Россииуже выросла суммарная задолженность по заработной плате на 2,1%, и к 1 октября она составила3,017 млрд. рублей. Причем 93,6% общей суммы просроченного долга обусловленоотсутствием у организаций собственных средств. По этим цифрам можно судить обуровне реальной безработицы, который, несомненно, превышает официальнуюстатистику.
3.Государственная политика России по регулированию занятости
Социально-экономическиепреобразования в России, начатые в конце 1980-х годов и продолжающиеся внастоящее время, имеют своей целью поиск решения важнейших общественныхпроблем.
Учитываясложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальнойреальности, мы рассмотрим лишь одну из них — проблему определения ипредотвращения экономических и социальных последствий безработицы.
Являются липоследствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно,социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемамибедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных инациональных проблем.
Действительно,в переходный период единственным средством побудить большие массы людейперемещаться в целях более рационального формирования структуры занятостиявляется вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, чтопроведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий ивозникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальномувзрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости[7].
Очень частооценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденныхработников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудновыделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однакостепень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит отконкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальнойобеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствиенесравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровеньбезработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительнониже, чем на Западе.
В этой связивозникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальныхпоследствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация кспецифическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения иоценки последствий безработицы.
Подчеркнем,что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенныепотери в экономике (от снижения количества отработанного времени, паденияинтенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные сростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.
Подобныеисследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяютболее четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризиснойситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического иполитического развития страны на современном этапе.
Посколькуопределенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в Россиисвидетельствует о невозможности механического переноса и копированияприменяемых за рубежом методов, требуется определенное логическоепереосмысление предлагаемых методов исследования, а также использованиеадаптированных методов исследования социально-экономических последствийбезработицы в России переходного периода.
Можнопредложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд,социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точкизрения отрицательного и положительного влияния на систему.
Особое местов системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости,служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важныхструктур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальныеучреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.
В большинствестран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельностьпод руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с темна рынке труда наряду с государственными службами занятости функционируетбольшое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которыхочень высока. Так в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирмдействует уже и в России.
Основныминаправлениями деятельности бирж труда являются:
1)регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест;
3)трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучениеконъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц,желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональнаяпереподготовка безработных; 7) выплата пособий.
Следуетподчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждантрудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровыеслужбы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.
Болееактивная деятельность в России такого рода частных.фирм наряду с деятельностьюгосударственных бирж труда имела бы важное значение для эффективногофункционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основномотносительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль биржтруда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация)во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказываетсяежегодно в среднем 6—8 млн. безработных.
В России в 2008 г. в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 6,6 млн.человек. Из них получили работу 3,4 млн. (более 52%).[8]
Законодательствобольшинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице.Так, в США максимальный срок его получения составляет 26 нед. (в некоторыхслучаях он может быть продлен еще на 13 нед. ), средненедельное пособие постране (при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 2008 г. равнялось 300 долл.
Законодательноерегулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии сЗаконом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий побезработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.
Всоответствии с российским законодательством центр занятости, гдезарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения повозможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущемуработу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональнойподготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.
В случаеневозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-заотсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложенопройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлениюслужбы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложеноучастие в общественных работах на добровольной основе[9].
Решение опризнании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарныхдней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными непризнаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а такжевпервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональнойподготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центромзанятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размерыпособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан,признанных в установленном порядке безработными:
-уволенным спредприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу неменее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособиевыплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка запоследние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, вдальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработнойплаты, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платыв данной республике, крае или области;
-уволенным спредприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недельоплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработнойплаты;
— гражданам,ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельностьпосле длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработицевыплачивается только в размере установленной законодательством минимальнойзаработной платы.
Продолжительностьпериода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарныхмесяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаяхтрудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки,повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения емупенсии.
Проблема занятости — это общеэкономическая проблема, решениекоторой возможно лишь в рамках общей государственной программы, где показательзанятости должен фигурировать наравне с общепринятым критерием экономическойэффективности. Именно социальные показатели, в том числе характеризующиебезработицу, должны стать критериями успешности проведения экономическихреформ. Безработица порождает целый комплекс проблем: снижается уровень жизни,теряются
квалифицированныекадры, растет социальная напряженность в обществе. Для обеспечения полной, продуктивнойи свободной занятости необходимо осуществление инвестиционной,финансово-кредитной политики, улучшение размещения производительных сил,повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержка трудовой ипредпринимательской активности граждан.
Государственноерегулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерацииосуществляет Министерство труда и социального развития Россиисовместно с органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из отраслевых и региональныхприоритетов разрабатывают генеральную схему, а также отраслевые и региональныепрограммы
воспроизводства,сохранения и создания рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда. В нихпредусматриваются меры по улучшению использования имеющихся рабочих мест, развитиюмалых предприятий, соединению материальных и трудовых ресурсов на основельготной аренды производственных объектов, в том числе входящих в состав мобилизационныхмощностей. Ликвидация неэффективных рабочих мест сочетается с их созданием,профессиональной подготовкой и трудоустройством высвобождающихся вразвивающихся отраслях и регионах. Новые рабочие места с высоким заработкомоткрываются на основе определения приоритетных направлений развития экономики ипотенциала регионов в интересах стабилизации рынка труда, особенно в районах сосложным социально экономическим положением и экстремальными условиями. Вводитсяобязательная экспертиза федеральных инвестиционных проектов в Министерстветруда и социального развития
РоссийскойФедерации по критерию обеспечения сохранения и увеличения новых рабочих мест. Федеральныеорганы активно участвуют в сфере занятости в районах концентрации государственныхорганизаций, относящихся к отраслям естественных монополий и ВПК; а также врегулировании высвобождения в тех регионах, где из-за структурных особенностейили изменений государственной экономической политики складывается остраяситуация с занятости для изменения которой местных усилий недостаточно.
Органыисполнительной власти на местах определяют допустимый уровень безработицы сучетом возможности социальной поддержки безработных, смягчения последствийдлительной (более одного года) безработицы и при его повышении осуществляютспециальные меры по ограничению ее роста.
СубъектыРоссийской Федерации могут значительно улучшить положение наемных работников, вотличие от федерального законодательства, принимая местные нормативные правовыеакты, регулирующие трудовые отношения. В этих актах можно повысить гарантиитрудовых прав, установить дополнительные льготы с учетом региональнойспецифики.
Каждаяорганизация может установить дополнительные льготы и социальные гарантии сверхустановленных КЗоТом в рамках, например, коллективного договора. Устанавливаятрудовые отношения в коллективе, работодатель должен помнить и исполнять ст. 7Конституции РФ, которая провозглашает, что Российская Федерация:
— социальноегосударство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека.
Каждаяорганизация обязана создавать для наемных работников условия, обеспечивающиеэффективный труд и отдых. Во многих организациях, к сожалению, отношения,кадровая политика не соответствуют времени. Для изменения подобной ситуациицелесообразно исходить прежде всего из следующих принципов:
— равенствоправ работодателя и работника с учетом того, что работодатель наделяетсяограниченной государством властью в трудовых отношениях. Это положение можеттакже рассматриваться как равновесие прав, обязанностей, ответственности работникаи работодателя;
— справедливость трудовых отношений, которая возможна при обеспечении равенстваработодателя и работника, равенства прав всех наемных работников без какой-либодискриминации;
— необходимочетко определить, какие права работник передает работодателю в трудовыхотношениях и какие он не должен передавать ни при каких обстоятельствах.
Заключение
Основнойцелью настоящей работы было рассмотрение понятия таких составных элементоврыночной экономики как безработица и занятость, а так же дать анализ ихсостояния в России в современных условиях. Из-за чрезмерной обширности даннойтемы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы.Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщаяанализ каждого из рассмотренных вопросов.
В современныхусловиях, когда существование безработицы признается не только в качествеявления неизбежного, но и в некотором смысле явления полезного, государствопринимает на себя обязательства по оказанию содействия в реализации правграждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Нормыинститута занятости и трудоустройства направлены на социальную защитубезработных граждан. К таким мерам защиты относятся: трудоустройство с помощьюорганов государственной службы занятости населения, профессиональная подготовкаи переподготовка по направлению органов службы занятости, выплата пособия побезработице, направление на общественные работы, оказание материальной помощи идр.
Трудоустройствослужит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости.Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Ранее основнымправомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированнойработы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системойтрудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуациязначительно изменилась. Международно-правовое определение права на трудподразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государствомпосредством установления им путей и средств, обеспечивающих полноеосуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, всоответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурныхправах право на труд включает право каждого человека на получение возможностизарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на которыйон свободно соглашается. Подобный подход воспринят и современным ТК, ст. 2которого в числе основных принципов правового регулирования трудовых и иныхнепосредственно связанных с ними отношений называет защиту от безработицы исодействие в трудоустройстве.
Трудоустройствоявляется гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, правана полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.
В современныхусловиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастаетнеобходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройствонаправлено прежде всего на обеспечение рационального использования трудовыхресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальныхработодателей), а также государства. Не следует забывать, что в силу ст. 1 ТКосновными задачами трудового законодательства являются создание необходимыхправовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторонтрудовых отношений (т.е. как работников, так и работодателей) и интересовгосударства.
На сегодняшнемэтапе развития общества мы наблюдаем ситуацию, когда постепенно формируетсяпрактически новая отрасль права, включающая в себя отношения по трудоустройствуи занятости. На мой взгляд, уже можно говорить о выделении из трудового правазначительного круга общественных отношений, тесно связанных с трудом, которыемогут составить основу самостоятельной отрасли законодательства о занятости итрудоустройстве (как в свое время произошло с правом социального обеспечения).
В пользуэтого тезиса свидетельствует наличие большого количества нормативногоматериала, специфический предмет правового регулирования. Законодательство озанятости и трудоустройстве регулирует вопросы, отличные от трудовогозаконодательства, имеет при этом и специальных субъектов — это не работники, алюди, ищущие работу или потерявшие ее.
И в качествезаключения хочу еще раз подчеркнуть пути решения проблем безработицы:
Перераспределениеимеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполныйрабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получитьналоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
Бюджетноесубсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силына действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государствомзарплаты дополнительно нанятых рабочих.
Снижениефактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного закономпенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие службпереподготовки кадров и повышения квалификации.
Предоставлениерабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой винтересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
Переход ксозданию системы социального партнерства, в том числе создание механизмавыработки трехсторонних соглашений (работодатели — профсоюзы — государство) сцелью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налогна средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его насубсидирование занятости.
Такимобразом, можно сделать вывод, что проблемы безработицы не решаются в один шаг,а носят характер многосторонних программ, по регулированию занятости, которые инеобходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы вРоссии.
/>
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аврамов А.С.Работа – не волк?// Экономика и жизнь, январь, 2008, №4. – с. 4-5
2. Булатова А.С.Экономика: Учебное пособие. — М.: Дело, 2007. – 450 с.
3. Бункин М.К.,Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник. – М.: Филинъ, 2008. – 345 с.
4. Вечканов Г.С.,Вечканова Г. Р. Экономическая теория: Учебное пособие. — СПб.: Вектор, 2008. –500 с.
5. Волгина А.С.Одегов М.Н. Экономика труда: Учебник. — М.: Экзамен, 2007. – 467 с.
6. Кейнс Дж. Общаятеория занятости, процента и денег. — М.: Прогресс, 2002. – 400 с.
7. МалеваТ.М.Государственная и корпоративная политика занятости: Учебник. — М.:Московский центр Карнеги, 2008. – 345 с.
8. Никифоров А.А.Рынок труда, занятость и безработица: Учебник. — М.: Феникс, 2007. – 389 с.
9. Николаева И.П.Экономическая теория: Учебник для вузов. — М.: Финстатинформ, 2006. – 400 с
10. Пузиков О. С. Экономическая теориядля студентов и вузов: Учебное пособие. Изд.2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. –489 с.
11. Раминович А.С. Упало число заявок побезработице в США//Коммерсант, пятница 22 июля, 2007, № 134. – с. 8-9
12. Рофе А.И., Збышко Б. Г. Рынок труда,занятость населения, экономика: Учебник. — М.: МИК, 2008. – 540 с
13. Рощин С.Ю., Разумова Т.О.Экономикатруда: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. – 350 с.
14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.Экономика: Учебник. — М.: Дело, 2007. – 400 с.
15. Четвернина Т., Лакунина Л.Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления//Вопросыэкономики, 2007, №2. с. 3-4
16. www.demoscope.ru/weekly/2002/059/analit02.php
17. matfak.ru/
18. www.gks.ru официальныйсайт ГМП Росстата
19. www.economy.gov.ru официальный сайт Минэкономразвития РФ
20. sladostrus.narod.ru/6.htm
21. bfm.ru/