Министерство образованияи науки Российской Федерации
Орловский государственныйтехнический университет
Финансово – экономическийинститут
Финансовый факультет
Кафедра «Экономическаятеория и управление персоналом»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему «Зашита ирегулирование конкурентной среды.
Антимонопольноезаконодательство»
Содержание
Введение
1. Конкуренция и её виды
2. Формирование конкурентнойсреды
3. Антимонопольноезаконодательство
Заключение
Список использованныхисточников
Введение
Проблемымонополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекаютсегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоевнаселения.
С начала 90-хгодов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых ипоследовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономическойреформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований внемалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулированиягосударством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране,промышленности которой в наследство от командно-административной системыбывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важнойстановится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли ужедействующих на рынке монополий.
В Россиипроцесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестнойконкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсемнедавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сутиисключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеетсоздание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулированиямонополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимостиэкономических реформ в данной сфере.
Проблемымонополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекаютсегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разнымвопросам.
/>Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для/> развития российской экономики, где степень монополизациирынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством.Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровеньконцентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большойрыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовыхсферах экономики — электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России»контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» — 94 % внутреннегогазового рынка, МПС — 77% грузооборота. Антимонопольное />регулированиев сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организациейзащиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешногосоциально-экономического/> развития России.
Целью настоящейработы является изучение понятия конкуренция, условия ёё порождения, опытаантимонопольного регулирования, а так же возможность его применения вроссийских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования вРоссии на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативныхактов, рассмотрение антимонопольного законодательства.
1. Конкуренцияи её виды
Наличиечастной собственности на средства производства, свобода производителей в выборерынков сбыта, определение цен заставляют каждое предприятие искать выгодныеусловия для осуществления своей деятельности. Во-первых, предприниматель долженокупит свои затраты. Если этого не сделать, то он не может существовать дальше,экономически он будет уступать другим и не будет в состоянии вновь выйти нарынок. Во-вторых, предприниматель действует в весьма динамичной рыночнойсистеме, где очень быстро меняется номенклатура продукции, требования ккачеству, а это заставляет его не только окупить расходы, но и получитьприбыль.
Такоестремление обнаруживается у каждого, и это ведёт к жестокому соперничествумежду производителями, конкуренции.
Конкуренция — «соперничество хозяйствующих субъектов при котором самостоятельнымидействиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого изних в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаровна соответствующем товарном рынке».[3, с. 8709]
Конкуренция как экономический процесс охватывает фазыпроизводства, распределения, обмена и потребления.
Если говорить о фазе производства, то уровень конкурентной борьбыво многом зависит от «жизненного цикла», заключается в движении продукции от еёизготовителя до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
·перваяфаза – внедрение продукции. Производитель старается выпускать болеекачественную продукцию, чем конкуренты. Для этой фазы характерны незначительныеобъёмы продаж;
·втораяфаза – рост, когда имеет место увеличение объёмов производства, растет спрос.Производитель старается обогнать своих конкурентов по объёму производства ипродаж;
·третьяфаза – зрелости, когда объём производства продукции достигает максимума;
·четвёртаяфаза – старение – заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается доминимума, объём выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затихает.
Инструментами и способами конкурентной борьбы являются:
·Лишениеконкурентов сырья, рынков сбыта, кредитов.
·Скупкапатентов.
·Сбиваниецен.
·Захватрынков рабочей силы.
·Выпускна рынок новых марок и видов изделий.
Методы конкуренции могут делиться на ценовые и неценовые. Кценовым методам относится применение метода ценовой дискриминации, то естьустановление разных цен в отдельных регионах, демпинговых, бросовых цен.
Неценовые методы подразделяются на две группы: конкуренция завысокое качество продукции и конкуренция по условиям продаж. К сожалению, такженадо говорить и о методах «недобросовестной конкуренции». К числу наиболеераспространённых актов дискредитации относятся:
·распространениеложных или неточных сведений о конкуренте;
·доведениедо потребителя искажённой информации о характере, способе, месте изготовлениятовара и его качестве;
·незаконноеиспользование товарного знака конкурента, его фирменного наименования,маркировки;
·рекламатовара, не отвечающего требованиям качества;
·использованиенекорректных сравнений, порочащих товары конкурентов;
·самовольноеиспользование или разглашение конфиденциальной производственной информации,компрометирующей товары.
Имеют место и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийстваопасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты.
В западной экономической литературе различают совершенную инесовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция – это рыночная ситуация, когдамногочисленные, независимодействующие производители продают идентичнуюпродукцию, причём ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
К совершенной конкуренции относятся внутриотраслевая имежотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция – это соперничествомежду предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой иливзаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобызавоевать и удержать «место под солнцем», то есть склонить покупателя кприобретению продукции именно данной фирмы. Внутриотраслевая конкуренция ведетк техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары.Межотраслевая конкуренция — соперничество между предпринимателями, вложившимисвои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Этот вид конкуренциипозволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.
Для совершенной конкуренции характерны следующие черты:
·нарынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительномалую долю рынка данных товаров;
·однородностьпродукции, производимой различными предприятиями в рамках одногопроизводственного сектора, состоящего из множества фирм;
·свободныйдоступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода изних, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
·наличиеполной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, опродавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковымобъёмом информации о рынке.
Рассмотрим конкуренцию на оптовом рынке электрической энергии и мощностив России.
Таблица 1 — Уровень концентрации на оптовом рынке электрическойэнергии и мощности в РоссииЦеновая зона коэффициент рыночной концентрации (СR) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) по объему производства э/э по величине установленной мощности по объему производства э/э по величине установленной мощности
CR3
CR5
CR10
CR3
CR5
CR10
Первая (Европа, Урал) 50 64 87 46 57 81 1400 1147
Вторая
(Сибирь) 70 87 100 74 87 100 2230 2439
Из таблицы видно, что:
«уровеньконцентрации на оптовом рынке электрической энергии и мощности по объемупроизводства и установленной мощности в географических границах первой ценовойзоны – умеренный.
Уровеньконцентрации на оптовом рынке электрической энергии и мощности по объемупроизводства и установленной мощности в географических границах второй ценовойзоны – высокий.
Однако,необходимо отметить, что в результате реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России»показатели рыночной концентрации по сравнению с 2006-2007 года существенно изменились:
количествогрупп лиц, владеющих генерирующим оборудованием и участвующих на оптовом рынкеэлектрической энергии (мощности) выросло в первой ценовой зоне с 4 до 12, во второйценовой зоне с 5 до 10;
показатели CR3 уменьшились с 98 до 460в первой ценовой зоне и с 99 до 70 во – второй;
индекс HHI со значений превышающих5300 до уровня 1147 – 2400.
На основеизложенного, можно сделать вывод, что на оптовом рынке электрической энергии имощности происходит снижение уровня концентрации производителей
Положительнымфактором, характеризующим состояние конкуренции на оптовом рынке электрическойэнергии и мощности, является снижение уровня концентрации производителей нарынке в границах ценовых зон по сравнению с 2007 годом, что в дальнейшемприведёт к повышению уровня конкуренции на оптовом рынке электрической энергии»[7].
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, которая связана сзаметным ограничением свободного предпринимательства.
К несовершенной конкуренции относятся монополистическаяконкуренция, олигополия и чистая монополия.
Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когдамногочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные илимнимые уникальные качества.
Монополистическая конкуренция – это самый распространенный типрынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельнойфирмы контролировать цену здесь незначительная.
Для монополистической конкуренции характерно относительно большоечисло мелких фирм, которые производят разнообразную продукцию. Продукт каждойфирмы в чём-то специфичен, но покупатель может найти товары заменители ипереключит свой спрос на них. В монополистической конкуренции сохраняютсявозможности относительно лёгкого вступления в отрасль новых производителей.
Неценовая конкуренция – главное оружие монополистическойконкуренции. Особое значение в них приобретает реклама.
Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольнолёгкое, достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуютпокупателя.
Монополистическая конкуренция свойственна реально существующимрынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности,активизирует торговлю и производство.
Олигополия – это рыночная структура, в которой действуютнемногочисленные продавцы. На рынке реализуются как стандартизированные, так идифференцированные продукты. Характерная особенность олигополистического рынка– взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существеннымвоздействием остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценоваяконкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Междупредприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентовснизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишкомбольшая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременносведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могутпринести кратковременный эффект.
Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты напроизводство за счёт масштаба снижаются.
Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужнызначительные капиталовложения, чтобы создать предприятие, способноепротивостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.
К факторам препятствующим вступлению на рынок олигополииотносятся:
1. Наличие патентов илицензий на производство и сбыт продукции и контроль над источниками сырья.
2. Особенность установленияцен на производимую и продаваемую продукцию.
3. Контроль над ценами в зависимостиот форм ценообразования в условиях олигополии может быть ограниченным илизначительным.
4. Широко используетсянеценовая конкуренция, роль которой в формировании рыночной цены довольнозначительна.
Итоги экономической деятельности олигополии высоки и соответствуютаналогичным результатам в условиях чистой монополии.
Рыночная модель олигополии находится в диапазоне между чистоймонополией и монополистической конкуренцией.
Олигополии могут быть однородными и дифференцированными, то естьолигополистические отрасли могут производить стандартизированные идифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк,алюминий и так далее – являются стандартизированными продуктами в физическомсмысле и производятся в условиях олигополии. Отрасли, производящиепотребительские товары: автомобили, покрышки, сигареты и множество бытовыхприборов, являются дифференцированными олигополиями.
Олигополия способствует научно-техническому прогрессу, имеетлучшую продукцию, более низкие цены, большой уровень выпуска продукции изанятости ресурсов.
Примерами отраслей экономики, в которых преимущественно действуетолигополистическая модель рынка, являются: машиностроение, автомобилестроение,авиастроение, производство стали, добыча и переработка нефти, газа, угля.
Чистая монополия – это рынок, на котором один продавецпротивостоит множеству покупателей.
Монополия связана с конкуренцией, которая приводит к концентрациипроизводства, выделению немногих крупных производителей, которые договариваютсямежду собой, образуя на определённый период времени союз.
Цель монополий – получение максимально возможного доходапосредством контроля над объёмом производства и реализацией товаров. Одним изметодов достижения этой цели является установление монопольных цен. Это особый видцены. Такая цена является следствием соглашения между монополистами,властвующего на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчётаполучения возможно большей прибили от продажи товаров. Следует различать двавида монопольных цен: монопольно высокие цены, то есть цены, устанавливаемыемонополистами на продаваемые ими товары, и монопольно низкие цены, то естьцены, установленные монополистами на покупаемые ими товары. К последнимотносятся: товары, производимые крестьянами и ремесленниками в развитыхкапиталистических странах и товары, производимые в развивающихся странах.
На кратковременные колебания спроса монополии предпочитаютотвечать не изменением цен, а маневрированием загрузки производственныхмощностей.
Важное значение в монополистической конкуренции приобретаютповышение качества продукта, предоставление гарантий и услуг покупателям.
Сильнейшими методами конкурентной борьбы становятся различныенововведения. Современные концерны стали центрами прикладных НИОКР,располагающих исследовательскими лабораториями и большим научным персоналом,контролирующим основные патенты.
Для достижения своих целей монополии широко используют:
1. Хозяйственный бойкот –частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами. Монополиипредлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, таккак они якобы худшего качества.
2. Демпинг – преднамереннаяпродажа товаров по бросовым ценам с целью разорения конкурента.
3. Ограничение продажитоваров самостоятельным фирмам. Например, уменьшение поставок нефти заводам попереработке нефти.
4. Маневрирование ценами:монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, иодновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупныхпокупателей.
5. Использование финансовыхсредств борьбы с конкурентами.
Выделяют различные виды монополий. Исходя из степени охватаэкономики можно говорить о чистой монополии. Если производство и реализациятовара сосредоточены в руках государства, то можно говорить об абсолютнойконкуренции. В зависимости от характера и причин возникновения выделяютестественные монополии – «состояние товарного рынка, при котором удовлетворениеспроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силутехнологических особенностей производства, а товары, производимые субъектамиестественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами,в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектамиестественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этоттовар, чем спрос на другие виды товаров»[4]. Ею обладают собственники ихозяйственные организации, имеющие в своём распоряжении редкие и свободноневоспроизводимые элементы производства. Примерами естественных монополий могутслужить железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и другие. Иискусственные монополии, то есть монополии, которые возникают в ходеопределённой договорённости ранее соперничавших производителей.
Выделяют следующие виды искусственных монополий: картели, синдикатытресты и другие.
Картели – соглашения между самостоятельными предприятиями однойотрасли о ценах, рынках сбыта, доле каждого участника в общем объёмепроизводства, обмене патентами и тому подобное. Они представляют собой низшуюформу монополистических объединений капитала.
Синдикаты – более высокая ступень монополизации. В них предприятияотрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, объединяютсвою коммерческую деятельность, создавая в этих целях единые конторы по сбытупродукции.
Тресты – высшая форма промышленных монополий XX века, где полностьюобъединяются и сбыт, и производство, и финансы предприятий.
Концерн – союз формально независимых предприятий, в рамкахкоторого головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками.
Конгломерат – одна из форм союза, объединения разнопрофильныхфирм, оперирующих в разных секторах рынка. В условиях конгломерата сохраняетсявысокая степень самостоятельности входящих в него фирм.
Монополия не устраняет конкуренции, и это показывает практикадеятельности многих российских фирм в области добычи нефти, производстваалюминия, которые конкурируют между собой.
Одновременно в самих монополиях ведётся борьба за усиление своегоположения, и это в выпуске акций, что так же характерно для российскихмонополий, в частности в металлургии, химической промышленности. Монополииусиливают позиции крупного производства, подчиняют себе малый бизнес иодновременно развивают его в своих интересах, предоставляя ему некоторыезаказы.
Усиливая свои позиции в экономической области внутри страны,монополии выходят на мировые рынки. Возникают транснациональные монополии вавтомобильной промышленности, добыче газа и нефти и других областях.
2. Формированиеконкурентной среды
Рыночныйхозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересовсубъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственныймеханизм имеет собственное содержание.
Хозяйственныймеханизм — это совокупность экономических, организационных и правовых методов,обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества каксистемы и способствующих ее постоянному воспроизводству на качественно новойоснове.
Хозяйственныймеханизм — одна из самых сложных экономических категорий. Он включает в себявсю систему экономических категорий в их самом различном соотношении. Труд,издержки, цена, прибыль, заработная плата, процент, рента, капитал, деньги,налог, кредит и т.д. — все эти категории, как и многие другие, здесь неперечисленные, но практически используемые в экономической жизни общества, такили иначе входят в хозяйственный механизм.
Изменения всоциально-экономической жизни общества вызывают необходимость измененияэкономических, правовых и организационных норм в использовании экономических категорийи законов прежде всего со стороны государства как хозяйствующего субъекта,призванного обеспечивать согласование в системе экономических отношений изаконов. Другие хозяйствующие субъекты вынуждены учитывать изменения вхозяйственном механизме в своей деятельности.
Каждойсоциально-экономической системе свойствен свой хозяйственный механизм,определяемый характером господствующей собственности на средства производства.В рамках же однотипных социально-экономических систем могут иметь место значительныеособенности в механизмах хозяйствования между странами. Для советской моделихозяйствования главным элементом в хозяйственном механизме был план, имеющийсилу директивы, государственного закона. Его составляющими были цена, зарплата,себестоимость, налоги, процент и другие, регламентируемые государством.
В рыночнойэкономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы ипредпринимательства главным элементом хозяйственного механизма являетсяконкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участниковобщественного производства через спрос, предложение, цены, издержкипроизводства и т.д.
Конкуренцияявляется выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Онапредставляет собой определенную форму развития производительных сил, формуразвития факторов производства, или экономических ресурсов общества.Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики,между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителямиблаг. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни:производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную рольсвоеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночнаяэкономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.
Каждым изсубъектов на рынке двигает личный экономический интерес. Не сдерживаемые ничемличные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут подорвать нормальноефункционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным иэкономическим интересам общества. Основным препятствием на путинеблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренцииличный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильнымстремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победыв конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию,повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиямпотребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение ипротивовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственнуюдеятельность в интересах всего общества.
Раскрываяпричины возникновения конкуренции, следует учитывать, что изучение любогоэкономического явления должно опираться на три подхода: I) причинно-следственный;2) функциональный; 3) системный.
В рамкахпричинно-следственного подхода, когда выясняются «первичность» и «вторичность»процессов, обнаруживается, что исторически конкуренция порождается общественнымразделением труда и частной собственностью, которые неизбежно ведут кустановлению через рынок всеобщей связи хозяйствующих и экономическиобособленных друг от друга субъектов. На основе функционального подхода, когданепосредственно раскрываем характер взаимодействия этих субъектов, можносделать вывод, что отношения конкуренции являются не каким-то предвиденным«злом» на пути развития экономической жизни человеческого общества, а одним изего фундаментальных, объективных законов. И наконец, системный подход позволяетопределить конкуренцию как необходимый способ организации целостной системырыночных отношений.
Отмечаяобъективную природу конкурентных отношений, не следует забывать и об ихсубъективной стороне.
Экономическаянаука, исследуя важнейшие принципы эффективного приумножения богатства и созданияоснов благосостояния людей, органически включает в себя изучение индивидуума,хозяйствующего в условиях рынка.
Между темсовершенно очевидно, что «человеку разумному внутренне свойственно такое далеконе самое плохое качество, как склонность к соперничеству, состязательности ипредприимчивости в самых различных сферах его бытия. В данном случае речь идетне о какой-то кровавой борьбе за существование», а всего лишь об естественноминстинкте самосохранения с помощью выявления и реализации своих собственныхпотенциальных способностей. Это ставка на известный принцип «от каждого поспособностям» с коррекцией на изначальное неравенство этих способностей иотсюда на необходимость борьбы между их носителями.
Нельзявыбрасывать из числа факторов появления и развития конкуренции внутреннююприроду человека, которому свойственно врожденное чувство соперничества. Эточувство впервые проявляет ребенок, а затем на протяжении всей человеческойжизни оно служит стимулом развития знаний, способностей, заставляет человекапостоянно совершенствоваться.
Конкуренцияна деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы — борьбымежду субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результатыпроизводства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживанияпотребителей, за общественное признание воплощенного в этих благах труда. Впрошлом она не случайно была названа «борьбой всех против всех», на основе чегои делался порой однозначный вывод о ее исключительно «дурной» природе, разрушительномхарактере.
Такжеосновными условиями возникновения конкуренции являются: полная хозяйственнаяобособленность каждого товаропроизводителя, полная зависимостьтоваропроизводителя от конъюнктуры рынка и противостояние всем другимтоваропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
Посредствомконкуренции обеспечивается эффективность рыночного механизма. Если конкуренцияв той или иной мере подавляется, то имеет место рынок несовершеннойконкуренции. И чтобы его регулировать необходимо антимонопольноезаконодательство.
3. Антимонопольноезаконодательство
Важнейшимсредством регулирования деятельности монополистических объединений являетсяантимонопольное законодательство. Это законы и другие правительственные акты,способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещениемонополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений,монополистических действий.
Антимонопольноезаконодательство – законодательно закреплённые основополагающие правиладеятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органовгосударственной власти и управления.
Следуетвыделить общие основы антимонопольного законодательства:
· охрана и поощрениеконкуренции;
· контроль над фирмами,осуществляющими господство на рынке;
· защита интересовпотребителя;
· контроль над ценами;
· защита и содействиеразвитию среднего и малого бизнеса.
Антимонопольноезаконодательство впервые возникло в США и Канаде, что явилось реакцией наусиление власти союзов монополистов в экономике. В 1890 году был принят первыйзакон – закон Шермана, который вводил запрет на монополизацию рынка и признавалнезаконными любые объединения и соглашения, способствующие ограничениюпроизводства и торговли. В дальнейшем практика антимонопольногозаконодательства менялась.
Несмотря наотносительно небольшой срок существования российского конкурентногозаконодательства, в истории его создания можно выделить несколько этапов.
1. Начальнымэтапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках». Закон о конкуренцииопределил основные положения государственной конкурентной, в том числеантимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечениезлоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением насоответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а такжепределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.
2. Второйэтап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. НовойКонституция Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. «гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг ифинансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности»[1,с. 5].
3. Третийэтап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так в России «недопускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, атакже злоупотребление доминирующим положением на рынке»[2, с. 8]. Такоеустановление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положениемКонституции Российской Федерации о том, что «осуществление прав и свободчеловека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»[1, с. 8].
4. Четвертымэтапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание рядановых направлений Закона о конкуренции.
· Ценовое регулированиедеятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение нарынке.
· Правовое оформлениеполитики демонополизации.
· Создание специальногозаконодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительнок отдельным сферам хозяйственного оборота.
5. Пятый этапсвязан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортнойдеятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российскихтоваропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.
6. Шестойэтап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовыхуслуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточнополным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских,страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствамиюридических и физических лиц.
Обобщая обзористории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитиеконкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности инедобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что встране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентноезаконодательство.
Об остроте проблемы свидетельствует практикаантимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений идополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности натоварных рынках», который устанавливает перечень жестких запретов на действиягосударственных и местных органов управления, направленных на ограничениеконкуренции, дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики)России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением нормантимонопольного законодательства.
Сегодня «антимонопольное законодательствоосновывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексеРоссийской Федерации, Федерального закона «О защите конкуренции», иныхфедеральных законах». Деятельность естественных монополий регулируетФедеральный закон «О естественных монополиях»[3, c. 8708].
В состав антимонопольного законодательства Россиивходят: Федеральный Закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный законот 19 июля 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», водное,земельное, природоохранное законодательство и другие законодательные инормативные правовые акты.
Антимонопольное законодательство «определяет организационныеи правовые основы предупреждения, в том числе ограничения и пресечения: 1)монополистическойдеятельности и недобросовестной конкуренции»[3, c. 8708] и направлен наобеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарныхрынков.
Эти законы также определяют задачи и функциифедерального антимонопольного органа, отдельные виды государственного контроляконкурентной среды, а также ответственность за несоблюдение антимонопольногозаконодательства.
Федеральным органам исполнительной власти антимонопольнымзаконодательством запрещается принимать акты и совершать действия, направленныена:
·«введениеограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установлениезапретов на осуществление отдельных видов деятельности;
·установлениезапретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона вдругой;
·выдачухозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении договоров сопределенным кругом покупателей;
·предоставлятьотдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их впреимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих наданном рынке»[3, с. 8719].
Анализ деятельности антимонопольных органовРоссии показывает, что только за 1996 год они приняли к рассмотрению околотысячи заявлений по нарушению антимонопольного законодательства.
В течении последних лет сохраняется тенденцияувеличения как количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Законао конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих впроцессе государственного регулирования предпринимательской деятельности,особенно на региональном и местном уровнях.
«На 1 марта 2010 г. УФАС России возбудили и (или) рассмотрели 381 дело, из них:
— 367 дел по признакам нарушения порядкаценообразования, в том числе:
— 163 дела по признакам нарушения пункта 10части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,
— 204 дела по признакам нарушения статьи 14.6Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
— 12 дел по признакам нарушения статьи 11 Законао защите конкуренции (соглашения и согласованные действия);
— 2 дела по признакам нарушения пунктов 3 и 6части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (навязывание контрагентуневыгодных условий, установление различных цен на один и тот же товар)
Всего наложено штрафов на сумму около 11 млн.руб.»[7].
Практика показывает, что в различных субъектах РоссийскойФедерации имеют место несколько видов нарушений антимонопольногозаконодательства. Так, «основным видом нарушений Закона о конкуренции являетсянеобоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйственных субъектовсо стороны органов исполнительной власти – около 1/3 от общего количестварассмотренных по данной статье дел».
Во многих регионах Российской Федерациисохраняется практика необоснованного препятствования предпринимательскойдеятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширенияперечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Также значимой группой нарушений Закона оконкуренции является необоснованное предоставление льгот отдельнымхозяйственным субъектам. Например, признано противоречащим антимонопольномузаконодательству и отменено решение МПС России, которое обязывало собственниковгрузовых вагонов, не относящихся к парку МПС России приобретать новые узлы дляремонта вагонов за счет собственных средств, в то время, как действующиеинструкции предполагают единые правила проведения планового ремонта подвижногосостава для всех организаций, независимо от подведомственности и формсобственности. Тем самым создавались особые условия для предприятий,располагавших собственным вагонным парком и не входящих в МПС России.
Характерным примером нарушения антимонопольногозаконодательства являются указания органов исполнительной власти о приоритетномзаключении договоров по поставке товаров и оказании услуг.
Заключение
Проблемымонополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекаютсегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
Антимонопольноерегулирование — важнейшая составная часть экономической политики государства вовсех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование — это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основаниии в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению иреализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с цельюзащиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Следуетотметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики являетсяизбыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способностивоздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том,чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможностиконкуренции и перевести ее в неценовую.
Подводя итогсказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство являетсяважнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционированиязатрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечиваяодним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентнойборьбы, а другим — оптимальные цены на товары и услуги.
Список использованныхисточников
1. Конституция РоссийскойФедерации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 48 с.
2. Гражданский кодексРоссийской Федерации. Ч.1,2,3: По состоянию на 15 февраля 2002 г. — М.: Юрайт-М, 2002. — 462 с.
3. Собрание законодательстваРоссийской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2006 — №31.
4. Собрание законодательстваРоссийской Федерации – М.: Юридическая литература,1995 г. — № 34.
5. Симионов, Ю.Ф. Основыэкономики[Текст]/ Ю.Ф. Симионов, Г.И. Иванов, О.С. Пузиков и др. – Ростов наДону: Феникс, 2002. – 320с.
6. Грязнова, А.Г.Экономическая теория: Учебник/ Под. ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.:Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.
7. ФедеральнаяАнтимонопольная Служба [Электронный ресурс]/ Анализ рынков. – Электронныеданные. – М.: Федеральная Антимонопольная Служба, 2010. – Режим доступа:www.fas.gov.ru/analisys/index. shtml.
8. Орловское УФАС России[Электронный ресурс]. — Электронные данные. – Орёл: Орловское УФАС России,2010. — Режим доступа: orel.fas.gov.ru/.