Курсовая работа по дисциплине«Экономическая теория»
на тему «Иностранныеинвестиции и их влияние на стабильность российской экономики»
Москва 2006год
Содержание
Введение
1. Инвестиционная привлекательность России
2. Масштабы и структура притока иностранных инвестиций вРоссию
3. Государственнаяполитика в сфере инвестиционного сотрудничества Заключение
Список литературы
Введение
Для любой экономики, накаком бы этапе развития она не находилась, инвестиции являются основнымфактором экономического благополучия. От их количества и качества в текущемпериоде зависит будущее отдельных фирм и национальной экономики в целом. Вкризисной экономике России темпы сокращения инвестиций опережали темпы спадапроизводства, формируя основу для еще большего сокращения ВВП и производных отнего показателей. В свою очередь выход из кризиса и устойчивый рост возможнытолько на основе инвестиций и обновления основного капитала. Этим обусловленаактуальность данной проблемы. От инвестиционного процесса зависит эффективностьрешения главных экономических и социальных задач общества. Инвестиционнойдинамикой определяется конкурентоспособное место национальной экономики намировых рынках. Инвестиции выступают базисным фактором обеспечения и укреплениянациональной безопасности.
Поставленная передправительством России задача удвоения ВВП до 2010 года во многом связана сактивизацией инвестиционного процесса в стране. Для России, существенносостарившей свои основные фонды за последние десятилетия, вопрос об инвестицияхвстал сейчас особенно остро. Причины инвестиционного кризиса тесно связаны спричинами экономического кризиса 90-х годов XX столетия. Объективными причинами следует считать высокуюизношенность основных фондов и неэффективную структуру экономики за счет ееутяжеления производством военной продукции. К субъективным причинам инвестиционногокризиса можно отнести целенаправленную деятельность государственных институтов,способствовавших сокращению инвестиций независимо от намерений ипровозглашенных целей. Субъективные причины сконцентрированы вокруг радикальнойэкономической реформы: либерализация цен, приведшая к обесцениваниюамортизационных фондов и оборотных средств производителей товаров и услуг,политика финансовой стабилизации, имеющая антиинвестиционную направленность ит.д.
Важнейшим условиемпривлечения иностранных инвестиций в Россию (и последующего экономическогороста страны) является создание благоприятного инвестиционного климата.Рыночные институты и законодательство России нуждаются в совершенствовании, нои в таком виде, в каком они находятся сейчас, они в основном способныобеспечить функционирование необходимых механизмов инвестирования. Кругсравнительных преимуществ российской экономики, способных привлечь иностранногопредпринимателя, достаточно широк: дешевые и многочисленные природные ресурсы,относительно недорогая и квалифицированная рабочая сила, уникальноеэкономико-географическое положение. В то же время наша страна испытываеточевидную потребность в еще одном факторе производства – капитале.
Целью привлеченияиностранных инвестиций является подъем и развитие собственного производства, всвязи с чем необходима налаженная система контроля потоков иностранногокапитала, чтобы не допустить угрозы национальной безопасности (в том числеэкономической).
Иностранные инвестициипредставляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенныев различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлеченияпредпринимательской прибыли или процента.
Важное значение прианализе иностранных капитальных вложений имеет выделение прямых, портфельных ипрочих инвестиций.
Прямые иностранныеинвестиции – вложения иностранных инвесторов (не менее чем 10 – 20% суммарнойстоимости объявленного акционерного капитала) дающие им право контроля иактивного участия в управлении предприятием на территории другого государства.
Портфельные инвестиции –вложения иностранных инвесторов (составляющие менее 10% общего объемаакционерного капитала), осуществляемые с целью получения определенного дохода,а не права контроля объекта вложения. К ним также относятся вложения зарубежныхинвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственныеи муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестициипроизводятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.
Под прочими инвестициямипонимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.д.
Приоритетное значениесреди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции,которые используются для создания и развития предприятий и организаций натерритории принимающей страны. Преимущество данных инвестиций состоит в том,что они способствуют развитию производительных сил страны, увеличиваютзанятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, приводят к замещению частиимпорта отечественным производством, расширяют налоговую базу, способствуютувеличению экспорта и, как результат всего этого, повышают темпы роста,увеличивают национальный доход и уровень жизни населения.
Важным условиемпривлечения иностранных инвестиций, способствующим минимизации рисковзарубежных инвесторов, является государственное гарантирование прав и интересовиностранных инвесторов. Принятый в 1999 году федеральный закон «Об иностранныхинвестициях в Российской Федерации» направлен на создание благоприятногоинвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранныхинвестиций, предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантийстабильности условий деятельности в России, а также констатирует соответствиеправового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права.
Для того чтобы оценитьроль иностранных инвестиций в экономике России, рассмотрим причиныинвестиционной привлекательности нашей страны, масштабы и структуру притокакапитальных вложений.
1. Инвестиционная привлекательностьРоссии
Возможности России впривлечении иностранных инвестиций зависят в первую очередь от тех реальныхэкономических активов, которыми она располагает. Главным критерием, которымоперирует в этой связи современная экономическая наука, является категориянационального богатства.
В стоимость национальногобогатства включаются нефинансовые производственные активы (основные фонды,запасы материальных оборотных средств); непроизводственные активы, в том числематериальные (земля, запасы полезных ископаемых, естественные биологические иподземные водные ресурсы); нематериальные запасы (лицензии на использованиеизобретений, «ноу-хау», передаваемые договоры, финансовые активы, золото, акциипромышленных компаний, государственные ценные бумаги и др.).
По предложенной Всемирнымбанком методике исчисления «национального богатства на душу населения», Россиязаняла лишь 53-е место в мире, в то время как по методикам, учитывающимприродный и интеллектуальный потенциал, она опережает большинство промышленныхстран, в том числе США – в 2-3 раза, Германию – в 5-6 раз, Японию – в 18-20раз.[1]
Так или иначе, несомненно,одно: по имеющимся на территории России природным ресурсам, накопленному задолгие годы промышленно – производственному потенциалу и многочисленному отрядуученых, инженеров, квалифицированных рабочих, составляющих «интеллектуальныйкапитал», Россия, безусловно, занимает одно из ведущих мест в современном мире.
Одним из основныхфакторов привлекающих внимание зарубежных инвесторов к нашей стране являетсяналичие огромного природного потенциала. По запасам природных ресурсов Россиясчитается одной из богатейших стран мира. В недрах России хранится более 20%общемировых запасов полезных ископаемых, в том числе 35,4% — природного газа,32% — железа, 31 – никеля, 29 – бурых углей, 27 – олова, 21 – кобальта, 16 –цинка, 14 – урана, 13 – нефти, 12 – свинца, 11% — меди, значительные количестваалмазов, золота, платины и других ценных и редких металлов.
Россия не только хранит,но и в широких масштабах разрабатывает свои ресурсы. К началу нынешнего века наее долю приходилось 55% мировой добычи апатитов, 28 – природного газа, 26 –алмазов, 22 – никеля, 16 – калийных солей, 14 – железной руды, 13 – цветных иредких металлов, 12 – нефти, 12% — каменного угля.
По площади пашни Россиянаходится на третьем, а по площади лесов и запасам пресной воды – на первомместе в мире.
Разведка и добычаприродных ресурсов в России представляет широкие возможности дляинвестирования. Такие отрасли отечественной промышленности, как газовая,нефтяная, угольная, лесная требуют значительных капитальных вложений.
За годы реформ добычанефти сократилась с 516 млн. т. (1990г.) до 303 млн. т.(1998) и затем началабыстро расти, достигнув в 2004г 459 млн. т. В основе падения добычи нефтилежало истощение перспективных месторождений и недостаточное финансированиеразработки новых нефтяных полей.[2]Полтора миллиарда долларов в год, вкладываемых частными нефтяными компаниями вразведочное бурение и обустройство новых месторождений, считаются специалистамисовершенно недостаточными. Для обеспечения оптимальных темпов развитиянефтяного комплекса России, по мнению специалистов, в нефтедобычу необходимовложить в ближайшие пять лет не менее 36 млрд. долларов. Общий инвестиционныйпотенциал отрасли оценивается в 100 – 150 млрд. долл.
Добыча всех видов угля вРоссии за годы реформ сократилась с 395 до 253 млн. т (2002г.). Хотя в 2004г.добыча угля составила 280 млн. т, эта отрасль промышленности остается убыточнойиз-за постоянного роста цен на транспортировку и электроэнергию и конкуренциисо стороны более дешевых источников энергии. Убыточность угольной отрасли характернане только для России, но наша страна ни сейчас, ни в будущем без угля обойтисьне сможет. Специалисты прогнозируют возрастание доли угля втопливно-энергетическом балансе России. Соответственно будет расти спрос наэтот вид топлива, запасы которого оцениваются в 5,3 трлн. т, или 30% мировых.
Природный газ относится кодному из главных экономических ресурсов российского государства. За времяреформ добыча газа снизилась менее чем на 10%, тогда как добыча нефти и углясократилась на 30 – 40%, а производство электроэнергии упало на четверть. Врезультате значение газа в экономике страны значительно возросло. Основныеместорождения газа компактно сконцентрированы в регионах Западной Сибири иДальнего Востока, что облегчает его добычу и транспортировку (однакосебестоимость российского газа значительно выше, чем у европейских и азиатскихконкурентов).
Большие возможности длянаращивания экономического потенциала страны таят в себе запасы черных, цветныхи редких металлов, нерудные ископаемые типа апатитов Кольского полуострова иликалийных солей Прикамья, полномасштабная разработка которых может принестимногомиллиардные дивиденды и стать весьма привлекательным полем для инвестиций– как отечественных, так и иностранных.
Еще большие возможностиоткрываются при правильной постановке дела в российской лесной промышленности.Обладая 776 млн. га лесных угодий, или четвертой частью всех лесов мира,сегодня Россия зарабатывает на экспорте леса и лесопродуктов около 4 млрд.долл. в год, в то время как маленькая Финляндия имеет от этого бизнеса 50 млрд.долл. Расчеты показывают, что вовлечение в хозяйственный оборот всего лишь 25%лесных ресурсов может дать России до 70 млрд. долл. Для реализации этогопотенциала, по оценкам экспертов требуются капиталовложения в сумме около 20млрд. долл., в том числе 7 млрд. долл. – по линии государства.[3]
Россия с ее почти 200млн. га сельскохозяйственных угодий и лучшими в мире черноземами могла бы бытьвесьма привлекательным полем для иностранных инвесторов, специализирующихся нановейших сельскохозяйственных технологиях. Однако хроническая отсталостьроссийской деревни, почти полное отсутствие дотаций сельхозпроизводителям и запутанностьотношений собственности на землю, делает инвестиции в сельское хозяйство весьмапроблематичными.
По мере того, какглобализационные процессы вовлекают в свою орбиту все новые станы и регионы,резко возрастает значение надежных и экономичных транспортных магистралей. Попрогнозам международных экспертов, только контейнерные перевозки поТранссибирской железнодорожной магистрали, проложенной через Корейскийполуостров в Японию, могут дать России до 80 млрд. долл. в год.
Важным резервом развитияроссийской экономики является имеющийся в ее распоряжении производственныйпотенциал. Переход подавляющего большинства российских предприятий во владениечастных лиц, к сожалению, не означал их автоматического вступления в эрупроцветания. Статистика показывает, что после начала рыночных реформ десяткитысяч из них обанкротились, а многие из оставшихся еле сводят концы с концами.И лишь после 1998 года в связи с начавшимся тогда экономическим оживлениемфинансовое положение российских предприятий начало немного улучшаться.
Одними из важнейшихфакторов, мешающих современной российской экономике стать на путьпоступательного развития, являются хроническая недогрузка производственныхмощностей, хронический недостаток капитала и неспособность российскихтоваропроизводителей успешно противостоять иностранной конкуренции в условияхоткрытого рынка. И все же исключать Россию из числа активных игроков на мировойэкономической сцене, по меньшей мере, преждевременно. Всесторонний анализ этойпроблемы показывает, что, несмотря на потери и неудачи последних лет, Россияпока еще не утратила возможность влиться в число стран, определяющихнаправление мирового развития. Для этого у нее есть и разветвленный, хотя невполне рационально используемый производственно – технический аппарат, и мощныйинтеллектуальный потенциал, ждущий своего эффективного применения.
Современная Россиязанимает весьма заметное место в мировом производстве важнейших промышленных исельскохозяйственных товаров. По данным Федеральной службы государственной статистики(на 2003г.) Россия занимала:
1 место – по добычеестественного газа,
2 место – по добыче нефтии производству строительного кирпича,
3 – по производствучугуна,
4 – по выработкеэлектроэнергии, выплавке стали, готовому прокату черных металлов, производствуминеральных удобрений, пиломатериалов, хлопчатобумажных тканей и зерновыхкультур,
5 – по добыче угля,производству деловой древесины и пива,
7 – по производствубумаги, картона и масла животного и т.д.[4]
Не однозначна картина и сточки зрения жизнеспособности российской экономики.
В стране действуютдесятки тысяч предприятий и целые отрасли промышленности, которые не толькоудерживают натиск иностранной конкуренции, но и наращивают производство,завоевывая все новые пространства как на внутреннем, так и на международномрынках.
Таблица 1. Доля экспорта впроизводстве важнейших товаров (%) 1996 1997 1998 1999 2000 2002 2003 2004 Нефть сырая 41,7 41,5 45,3 44,2 44,7 51,7 54,8 69,8 Нефтепродукты 32,4 34,4 32,8 30,2 35,6 * * * Газ природный 33,1 35,2 34,5 34,6 34,9 33,0 32,6 38,1 Минераль.удобр. 75,0 72,8 79,6 82,3 81,3 * * * Лесоматер.необр 23,2 29,3 34,3 40,1 39,3 43,8 46,3 56,8 Целлюлоза древ. 85,7 82,8 77,6 79,1 83,9 82,9 83,3 80,7
* — нет данных.
Большую долю своейпродукции экспортируют предприятия и отрасли топливно-энергетическогокомплекса, нефтяная и газодобывающая, а также отрасли, выпускающие товары такназываемого первого передела – черная и цветная металлургия, производствоминеральных удобрений, некоторые отрасли химической, лесоперерабатывающей ицеллюлозно-бумажной промышленности (табл. 1). В последние годы из-за уменьшениявнутреннего российского спроса эти отрасли резко увеличили экспортную составляющуюв своей коммерческой деятельности, зарабатывая на этом внушительные доходы.
Эти отрасли в гораздоменьшей степени страдают от недогрузки производственных мощностей, уровеньрентабельности в них на протяжении последних десяти лет был в 2 – 3 и более развыше, чем в обрабатывающих отраслях. Поэтому именно в эти отрасли устремляетсяиностранный капитал, когда у него появляется для этого возможность.
Другим, еще более важнымрезервом, который можно использовать для вывода экономики России на путь устойчивогоразвития, является ее научно-технический потенциал. Современная Россия получилав наследство от Советского Союза разветвленную систему взаимосвязанныхпроизводств, работа которых обеспечивалась бесперебойным бюджетнымфинансированием, централизованным распределением кадров, а также широкой сетьюнаучно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. К сожалению,власти новой России плохо распорядились этим наследством. Если в СССР нанаучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы расходовалось около 4%ВВП – больше, чем в любой другой стране мира, то в независимой России уже в1992 году удельный вес ассигнований на НИОКР в ВВП сократился до 0,5%, чтоотбросило ее на 24-е место в мировом рейтинге. Начался массовый отъездроссийских ученых на работу за рубеж. Это привело к потере примерно 50 млрд.долл. Резко снизилась эффективность научной деятельности. Объемнаучно-исследовательских и опытных разработок в период с 1991 по 1997 годсократился на 75 – 85%.[5]
И все же не стоитнедооценивать российскую науку и ее возможности в разработке новых, передовыхтехнологий. Несмотря на серьезные потери, вызванные сокращением ассигнований наНИОКР, научно-технический потенциал страны еще не утрачен. При всех издержках,связанных с сокращением ассигнований и ломкой управленческих инаучно-производственных структур ВПК, многие из традиций и наработок той порыпродолжают жить и действовать до сих пор. Прежде всего это касается кадровогообеспечения научно-исследовательских и инженерно-технических работ. В нашейстране выпускников с высшим техническим образованием всегда было не менее 60%,тогда как в США эта цифра не превышает 25 тыс. человек в год.
Россия продолжаетудерживать первенство в таких передовых и наукоемких отраслях, какаэрокосмическая промышленность, ракетостроение, атомное машиностроение,некоторые подотрасли самолетостроения и судостроения. Жива пока, несмотря наиздержки рыночных реформ, и российская оборонка. Портфель экспортных заказов«Рособоронэкспорта» сформирован на несколько лет вперед и составляет более 8,0млрд. долл.
Начиная с 1999 года, вРоссии наметилась положительная динамика экономических показателей. Последефолта 1998 года, вследствии почти пятикратной девальвации рубля, началсябыстрый рост производства (в том числе в отраслях, обслуживающих внутреннийрынок страны), поскольку импорт стал убыточным. Инфляция постепенно ослабевает,Вот уже несколько лет подряд с профицитом сводится государственный бюджет. За80 млрд. долл. перешагнули золотовалютные резервы страны. С 1999 – 2004 годываловой внутренний продукт вырос на 39,9%, промышленное производство – на42,3%.[6]Российские экономисты приходят к выводу, что в основе экономического оживленияпоследних лет лежит не только благоприятная для России рыночная конъюнктура, нои действие институциональных факторов, все более явственно просматривающихся вполитике президента В.В. Путина. За последние два года произошло заметноеускорение притока в нашу страну иностранного капитала. Комментируя крупнейшуюза всю постсоветскую историю семимиллиардную сделку между «Бритиш петролеум» и«ТНК», авторы аналитического доклада Международного экономического форуманазвали ее «вотумом доверия российской экономике и более стабильнойэкономической и политической среде, складывающейся при президенте Путине».[7]
На Западе, похоже,начинают осознавать, что природно-ресурсный, экономический и научно-техническийпотенциал России настолько огромен и важен для всего мира, что если во время незанять в нем свое место, можно опоздать к дележу столь лакомого пирога. Почемуже в таком случае Россия до сих пор не превратилась в инвестиционный рай?
Ответ на этот вопрослежит во все еще весьма невысокой общей конкурентоспособности российскойэкономики (в том числе несовершенстве политико-правового устройства жизниобщества). Авторы Доклада о мировой конкурентоспособности за 2002 – 2203 годы иподготовленной на его основе аналитической записки к московской конференции МЭФдают свои оценки снижению конкурентоспособности России. Они считают, что нарядус такими явлениями, как частое нарушение законов и контрактов, широкоераспространение коррупции и организованной преступности, Россию тянет внизпренебрежение к микроэкономическим факторам – совершенствованию деятельностикомпаний и фирм, повышению их заинтересованности в инновациях и стратегическомпланировании, общему оздоровлению предпринимательского и делового климата.
Особенно опасным длянынешнего состояния и перспектив развития российской экономики было начавшеесяв ходе реформ разрушение научно-технического потенциала, от состояния которогов решающей степени будет зависеть судьба страны в эпоху глобализации. Также вызываетозабоченность и то, что в истекшем десятилетии экономика России сталаприобретать все более выраженную сырьевую направленность, ориентированную наполучение экспортных доходов. Подчинение экономического развития страныинтересам энерго-сырьевого комплекса и сложившихся в нем олигархическихструктур вызывает резкую критику в кругах российских и зарубежных экономистов.Они подчеркивают, что, оттягивая на себя все большую долю общественногобогатства, нефтяные, газовые, металлургические и другие крупные корпорацииобескровливают остальные отрасли экономики, нарушают национальныйвоспроизводственный процесс, ставят на голодный паек государственный бюджет,резко ограничивают возможности для повышения уровня жизни народа и создаютусловия для опасной концентрации власти в руках узкой группы людей,заинтересованных лишь в собственном обогащении. В результате всего этого страдаютсоциальная сфера, образование и наука. Российские экономисты единодушны в том,что для вывода страны на траекторию устойчивого роста необходима выработкановой стратегии, опирающейся на приоритетное развитие обрабатывающейпромышленности, прежде всего ее высокотехнологичных, наукоемких отраслей.
Учитывая положение Россиив системе мирохозяйственных связей, а также ее пока еще усиливающеесяотставание от стран – лидеров процесса глобализации, реализация такой стратегиипотребует не только мобилизации внутренних накоплений, но и массового притокакапитала и технических знаний из-за границы.
2. Масштабы и структура притока иностранныхинвестиций в Россию
Согласно теории факторовпроизводства, капитал перетекает из страны в страну в силу различия уровня доходностина капитал. На практике же инвесторы руководствуются более широким кругомпричин для вкладывания капиталов, например, такими как: устранение конкурентов,укрепление позиций на перспективном рынке, борьба за источники сырья и энергии,снижение рискованности вложений (в результате действия благоприятныхполитических факторов), геополитические соображения государств, стимулирующихвложение капиталов в определенные регионы и т.д.
Все вышеназванныепричины, а также ряд обстоятельств, специфических для нашей страны, сыгралисвою роль в возрастании объемов иностранного капитала, инвестированного вРоссию за последние годы. Данные, приведенные в таблице 2, показывают, чтоначиная с 2000 года в России наметилась тенденция роста притока иностранногокапитала на 5 – 10 млрд. долл. в год.
Таблица 2. Динамика притока иностранныхинвестиций в Россию (млн.долл.) 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Всего инвестиций
В том числе: 11773 9560 10958 14258 19780 29699 40509 53651
Прямые инвестиции
Из них: 3361 4260 4429 3980 4002 6781 9420 13072 Взносы в капитал 1246 1163 1060 1271 1713 2243 7307 * Кредиты от зарубежных совладельцев предприятий 1690 1872 2738 2117 1300 2106 1695 * Прочие прямые инвестиции 425 1225 631 592 989 2432 418 *
Портфельные инвестиции
Из них: 191 31 145 451 472 401 333 453 Акции и паи 33 27 72 329 283 369 302 * Долговые ценные бумаги 156 2 72 105 129 32 31 *
Прочие инвестиции
Из них: 8221 5269 6384 9827 15306 22517 30756 40126 Торговые кредиты 1671 1452 1544 1835 2243 2973 3848 6025 Другие кредиты 6297 3349 4735 7904 12928 19220 26416 33745 Прочее 253 468 105 88 135 324 492 356
* — нет данных.
Анализируя притокиностранного капитала в Россию за 2005 год, следует отметить, что структураиностранных инвестиций немного улучшилась: доля прямых инвестиций повысилась с20% (в 2002г.) до 24,4% (в 2005г.), в то время как удельный вес кредитовснизился с 77% (в 2002г.) до 74,8% (в 2005г.). Безусловно, на основании такогонезначительного улучшения нельзя говорить о переломе в структуре притокаинвестиций. Тем более что курс Правительства России, направленный налиберализацию экономики, значительно сокращает возможности ЦБ РФ в принятиимер, ограничивающих приток в Россию спекулятивного капитала.
Несколько иная тенденциянаблюдается в динамике структуры накопленных иностранных инвестиций.
/>
Рис. 1. Динамика накопленных иностранныхинвестиций в экономике РФ.
На 1 апреля 2006 г. в Россиибыло накоплено около 113,8 млрд. долл., из которых 47,4% составили прямыеинвестиции, 1,6% — портфельные, а 51% — прочие (рис. 1).
Более значительная доляпрямых капиталовложений в накопленных иностранных инвестициях по сравнению соструктурой ежегодного притока капитала из-за рубежа объясняется тем, что периодпребывания прямых инвестиций в стране не лимитирован каким-либо сроком, тогдакак период пребывания в России прочих инвестиций ограничен сроком действиякредитных соглашений.
Объем накопленныхиностранных инвестиций более реально, чем показатели его ежегодного притока,отражает ту роль, которую иностранный капитал играет в экономике любой страны.
Поэтому благоприятнаядинамика притока капитала из-за рубежа не может рассматриваться вне анализатого, как складывается их структура. Увеличение доли кредитов уменьшаетинтенсивность накоплений, рост удельного веса прямых инвестиций увеличивает этуинтенсивность.
Для любой страны,привлекающей иностранные инвестиции, интерес представляет прежде всего такаядеятельность зарубежных вкладчиков капитала, которая ведет к росту прямыхинвестиций капитала, используемых для создания и развития предприятий иорганизаций на ее территории.
Важность осуществленияпрямых иностранных инвестиций для России подчеркнута в Программесоциально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу: «Перспективным источником финансирования инвестиционныхпотребностей экономики России являются прямые иностранные инвестиции.
Помимо содействиятехнологическому обновлению основных фондов предприятий, они несут в себепотенциал увеличения экспорта продукции и услуг, возможности импортатехнологий, практических навыков, управленческого мастерства и ноу-хау,способствуют становлению рыночных механизмов и интеграции российской экономикив мировое хозяйство».[8]
Однако, говоря о прямыхвложениях иностранного капитала, нельзя не отметить, что многие ведущие иностранныеинвесторы за прошедшие годы сумели воспользоваться низкой капитализациейроссийских предприятий. В результате, например, из почти двух десятковотечественных нефтедобывающих компаний к началу 2004 года в собственностироссийских граждан (причем не полностью) осталось всего три: «ЮКОС», «Сибнефть»и «Лукойл». Причем будущий «российский статус» двух первых из этих компанийможет оказаться под вопросом. В этой связи следует упомянуть важнуюзакономерность, подмеченную экспертами Всероссийского научно-исследовательскогоинститута внешнеэкономических связей, которые отмечают, что по даннымобследований постприватизационной структуры собственности доля иностранныхинвесторов в российской промышленности составляет в среднем не более 2 – 5%акционерного капитала предприятий. В то же время доля иностранного участия вакционерном капитале крупнейших акционерных обществ (в сырьевых иинфраструктурных отраслях) значительно выше среднестатистической. Эти компанииобычно имеют высокие экспортные валютные доходы, их акции обладают наибольшейликвидностью и являются объектом приоритетного внимания нерезидентов. Кпримеру, в акционерном капитале РАО «ЕЭС России» доля нерезидентов составляетоколо 33%, даже несмотря на установленный законодательством 25%-ный лимит иностранногоучастия в капитале этой компании.
Сырьевое направление вдеятельности иностранного капитала в России обозначилось еще в начале 90-хгодов. Уже к 1993г. в нефтедобывающей отрасли действовало около 40 совместныхпредприятий (в Тюменской, Архангельской областях, республиках Коми, Татарстан,Удмуртии, на Дальнем Востоке). В 1996 г. добыча нефти СП составляла 7,7% отобщероссийской. В конце 90-х годов происходили крупномасштабные слияния ипоглощения международных компаний. Число ведущих нефтяных ТНК уменьшилось, а ихмощь колоссально возросла. К 2000г. практически все эти ТНК действовали вРоссии («Шелл», Бритиш петролеум», «Коноко Филлипс», «Маратон», и др.)
Крупным инвестором вгазовой промышленности России является германский «Рургаз», который в свое времяприобрел 2,5% акций «Газпрома».
Иностранные инвесторывложили капитал в выплавку меди (швейцарская «Гленкор», «Пан-америкэн глобал»),в черную металлургию («Гленкор», «Транс уорлд групп»).
После кризиса 1998 годаиз-за резкого удорожания импорта возрос спрос на продукцию произведенную внутристраны.
К числу крупнейшихинвесторов в производство лекарств в России относилась американская компания«Ай Си Эн», которая приобрела фармацевтические предприятия в Санкт-Петербурге,Курске, Йошкар-Оле, Челябинске, создала свою сеть аптек. В начале 2003 года нанее приходилось около 7% производства лекарств в России.
Иностранные компанииконтролируют в России около 70% производства стиральных порошков, моющихсредств. Американская «Проктер энд Гэмбл», еще в 1993 г. купила крупный пакетакций комбината бытовой химии в г. Новомосковске Тульской области. Германская«Хенкель» производит на своей фабрике в Саратовской области стиральные порошки«Дени», «Лоск».
Особенно большое развитиеполучили импортозамещающие производства в пищевой промышленности. Инвестиции впроизводство кондитерских изделий осуществили в России такие ТНК, какшвейцарская «Нестле», английская «Кэдбери», американская «Марс», германская«Штольверк».
Одним из крупнейшихинвесторов в России является символ глобализации, владелица популярнейшей вмире торговой марки компания «Кока-кола». Уже в 1998 г. ее инвестиции в Россиидостигли 750 млн. долл., а на ее 12 фабриках насчитывалось более 5 тыс.работников. Сегодня эта компания контролирует до двух третей российского рынкапрохладительных напитков.
В 1999 г. вСанкт-Петербурге была построена фабрика по производству бритв фирмой «Жиллетт».
Уже к середине 90-х годовиностранные инвесторы проявляли немалый интерес к пивоваренной промышленностиРоссии. Новым импульсом для иностранных инвестиций в пивовареннуюпромышленность послужил кризис 1998 г. Резко вздорожавшее импортное пиво сталоне по карману большинству потребителей. Освободившуюся на рынке пива нишузаняли отечественные пивоваренные компании с участием иностранного капитала. К2000 году более половины производства пива в России приходилось на дочерниекомпании только двух групп иностранных инвесторов – «Балтик бевередж холдинг»(с участием норвежского, шведского и британского капитала) и «Сан Интербрю»(бельгийско-индийская компания).
Весьма значительныепозиции заняли ТНК в табачной промышленности России. К 2000 г. значительнаячасть сигарет популярных мировых марок стала производится в России ведущимитабачными ТНК. В начале 2000 г. была запущена самая крупная в стране табачнаяфабрика «Филип Моррис – Ижора» в Ленинградской области, производящая сигареты«Мальборо» и «Парламент». Кроме того компания имеет фабрики в Петербурге иКраснодаре. В 2001 г. на «Филип Моррис» приходилось 22,5% производства табачныхизделий в России, «Джапэн тобэкко» — 15,7%, «Лигетт дукат» — 14,1%. Всего же сучастием иностранных инвесторов выпускалось в 2001 г. более 70% от общегообъема производства табачных изделий. Ориентируясь на реально обеспеченныйдоходами массовый спрос, ТНК инвестировали капитал прежде всего в производствоотносительно недорогих, доступных массовому потребителю товаров. Высокийпотенциал спроса на недорогие брэндовые товары обнаружился уже в первые годырыночных реформ. Для отечественных производителей губительным стал не приходиностранных производителей, они попали в сложное положение задолго до созданияТНК производственных дочерних компаний в России из-за двух одновременных шоков:либерализации цен и ничем не ограниченного импорта.
После августовскогодефолта 1998г. отхлынули портфельные инвестиции, закрылись или свернули своиоперации инвестиционные компании. Ушли некоторые компании, ориентировавшиеся наэлитное потребление. Однако ТНК, осуществившие инвестиции в импортозамещающиепроизводства, остались в России.
Можно сказать, чтовозрождение предприятий, выпускавших продукцию для внутреннего рынка, сучастием иностранного капитала, наряду с ростом нефтяных доходов, стало однойиз важных составных частей роста экономики России в начале нового тысячелетия.
Инвестиции ТНК вимпортозамещающее производство более дорогих товаров длительного пользования(автомобили, бытовая электроника, научные разработки) были менее значительными,чем инвестиции в производство недорогих брэндовых товаров. Однако, есть примерыучастия иностранного капитала в ПО и НИОКР. Американская фирма «Интел»,являющаяся поставщиком компьютерных процессоров в 2000 г. открыла в НижнемНовгороде центр по разработке программного обеспечения. ИБМ был открыт в Сарове(бывший Арзамас – 16) аналогичный центр. В сотрудничестве с компанией «Форд»ученые из Челябинска –70 создали устройство для удаления из молокарадиоактивного цезия. Германская венчурная фирма «Микромаш» вложила несколькодесятков миллионов долларов в проект компании МДТ, объединяющей оборонныепредприятия Черноголовки, Дубны, Зеленограда, по разработке нанотехнологий.
Весьма ограниченымасштабы иностранных инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичныепроизводства. Американская корпорация «Пратт энд Уитни» создала совместное предприятиес Пермским моторостроительным заводом (производство авиамоторов) и с химкинским«Протоном» (производство ракетных двигателей). Однако подобных проектов моглобыть несоизмеримо больше.
Одним из важнейшихфакторов, ограничивающих приток иностранных частных инвестиций в Россию,тормозящих развитие отраслей, ориентированных на внутренний рынок, сталинекоторые социальные последствия избранного курса рыночных реформ, которыепривели к снижению покупательной способности большинства населения. Низкий уровеньзарплат бюджетников, наряду с последствиями колоссального роста цен,фактической ликвидации сбережений, причем неоднократной, означало размывание,сокращение среднего класса, уменьшение емкости внутреннего рынка. Пренебрежительноеотношение к социальной сфере в России, низкий уровень расходов на образование,здравоохранение, науку и т.д. явились причиной невысокого размера иностранныхинвестиций в НИОКР, офшорное программирование, наукоемкие отрасли. Такженезначительная роль наукоемких и высокотехнологичных отраслей в иностранныхинвестициях может рассматриваться и как составная часть общей стратегии Запада,прежде всего США, которые стремятся не дать своему бывшему противнику по«холодной войне» развивать конверсионные отрасли промышленности, отводя Россиироль сырьевого придатка.
В этих условиях вопрос оперспективах инвестиционного сотрудничества с иностранными компаниями вотечественной газовой и нефтяной промышленности было бы целесообразно поставитьпод более жесткий контроль нашему правительству. Тем более что, по мнениюруководителей отечественной энергетики, в ближайшие 20 лет на развитие основыроссийской экономики – топливно-энергетического комплекса – потребуется около500 млрд. долл. инвестиций.
Наряду с ТНК, в настоящеевремя в России крупнейшими инвесторами являются иностранные банки иинвестиционные фонды.
Банки используютследующие формы финансирования: кредитование российских государственных ичастных организаций, прямые вложения (в том числе в капитал российскихкоммерческих банков) и портфельные инвестиции в ценные бумаги. Сумма всехактивов, вложенных зарубежными банками в экономику страны, по данным Банкамеждународных расчетов, составила на 1 января 2002 г. 23% от общей суммыиностранных инвестиций в Россию. На 1 апреля 2003 г. задолженность российскихпредприятий иностранным банкам составила около 38 млрд. долл. Российские банкипока не могут проводить в жизнь «стратегию вытеснения иностранцев», посколькуиностранные кредитные организации обеспечивают лучшие условия кредитования(предоставляют чрезвычайно крупные кредиты под 4 – 8% годовых, сроки возврата –от 1 года до 3 лет).
Что касается прямыхвложений в уставной капитал кредитных организаций и создание на этой основероссийских банков с иностранными инвестициями, размеры этого видаинвестирования в настоящее время пока не слишком значительны (на 1 июля 2003 г.– 1,5 млрд. долл). Однако, на протяжении последних лет число таких кредитныхорганизаций постепенно растет: 128 – в 2004 г., 131 – в 2005 г. Среди нихвыделяются 33 банка (2005 г.) со 100%-ным иностранным капиталом (это, какправило, дочерние структуры крупнейших заграничных банков транснациональногохарактера («АБН АМРО», «Креди Лионне», «Райффайзенбанк», «Париба», «Сити» идр.) и 9 банков с иностранным участием от 50 до 100%.
Российские банки синостранными инвестициями более интегрированы в экономическую жизнь России посравнению с заграничными. Их деятельность способствует распространению вроссийском банковском секторе современных западных технологий и продуктов, расширениюучастия в российской экономике связанных с этими банками зарубежных компаний.Однако неконтролируемое внедрение иностранных банков на рынках России можетсоздать опасный дисбаланс в конкурентных преимуществах в сторону иностранныхкорпораций и создать угрозу национальной безопасности. Поэтому увеличениероссийских банков с иностранными инвестициями ограничено в статье 18Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлениемпредельной величины суммы всех иностранных инвестиций в общем объеме уставныхкапиталов российских кредитных организаций.
Другая группа иностранныхкомпаний, занимающихся в России инвестированием – это инвестиционные фонды. Онидействуют под менее жестким надзором государства нежели банки. К ним относитсягораздо меньшее число всякого рода ограничений, а те ограничения, которыеиспользуются, намного мягче, чем в банковском секторе. Этим, отчасти,объясняется то обстоятельство, что именно инвестиционные фонды прежде всегоответственны за усиление и распространение в мире финансовых кризисов. Хеджевыефонды используют тактику, которая сводится к быстрому наращиванию вложенийкапитала в акции и в долговые облигации стран – реципиентов капитала, созданиюажиотажного спроса на валютном и фондовом рынках и затем к мгновеннойреализации приобретенных активов, изъятию и переводу капиталов за границу.Такая тактика наносит существенный урон финансовым основам государств, приводитк глубокому падению курсов национальных валют и котировок ценных бумаг.
Российское государство припроведении политики поощрения ввоза капитала безусловно должно учитывать этуособенность в деятельности международных инвестиционных фондов.
Фонды, действующие натерритории России разнообразны по своим размерам (от 1,5 до 300 млн. долл.) ипо масштабам деятельности (только в России, в Центральной и Восточной Европе ифонды мирового масштаба).
Наиболее крупными иактивными из них являются следующие фонды: «ФФ Ист Юропиэн фанд» (капитал – 538млн. евро) инвестирует примерно 16% своих вложений в Россию, в основном внефтяную промышленность, «Бэринг Дж. Ю.Ф. Ист Юропиэн фанд» (капитал – 368 млн.долл., 32% вложений в России), занимающийся инвестициями в нефтяную и газовуюпромышленность, электроэнергетику и телекоммуникации, «Сентрал эмерджинг Юроп»(309 млн. долл., 39%), имеющий интересы в нефтяной и газовой промышленности,цветной металлургии, электроэнергетике и сфере коммуникаций, «Инвеско ИстернЮроп девелопмент» (187 млн. долл., 35% вложений в России), занимающийсяинвестициями в нефтяную, пищевую и автомобильную промышленность, «Эрмитаж»(капитал около 300 млн. долл.), инвестировавший свои средства в нефтянуюпромышленность, телекоммуникации и электроэнергетику, «Робур Рюсланд фонд»(капитал – 120 млн. долл.), имеющий интересы в нефтяной, газовой промышленности,в электроэнергетике, в сфере телекоммуникаций и некоторых других отрасляхпромышленности, «Флеминг Рашн секьюритиз фанд» (76 млн. долл.), осуществляющийвложения в нефтяную, газовую промышленность, цветную металлургию, транспорт,телекоммуникации и электроэнергетику.[9]
Примерно на 1,4 млрд.долл. возросли вложения подконтрольного Merrill Lynch фонда MLIIF EmergingEurope (капитал – 3,7 млрд. евро) в России.Чтобы инвестировать деньги в Россию и страны СНГ, фонд вывел часть своихактивов из стран Восточной Европы. В результате MLIIF Emerging Europe, имевший в начале 2005 года в своем портфеле лишь 15%российских активов, в июне 2005 г. увеличил их до 50%. Управляющий фонда АланБурье подчеркивает, что восточноевропейский рынок вступил в фазу стагнации, арынки СНГ и России стали безопаснее. Самую крупную долю в портфеле фондазанимают акции РАО «ЕЭС России» (более 8%), затем следуют ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз»и «Норильский никель» (соответственно — 6,3%, 5,8% и 4,5%).[10]
Как видно извышесказанного, основным направлением деятельности иностранных инвесторов остается,на сегодняшний день, вложение капиталов в топливную промышленность (17,9%иностранных инвестиций – в 2003 г.), цветную и черную металлургию (11,8%),торговлю и общественное питание (35,4%) и пищевую отрасль (3,5%). Такжеиностранные капиталы достаточно активно идут в общую коммерческую деятельностьпо обслуживанию рынка (11,5% — в 2003г.), транспорт и связь (3,7%).[11]
Сохранение запромышленностью стабильной доли в притоке капитала из-за рубежа в значительнойстепени связано с финансовой поддержкой и частичной модернизацией производств,которые уже находятся в сфере внимания ведущих зарубежных финансовых групп.
Вкладывать средства вдругие предприятия отечественного реального сектора, производственные фондыкоторых сильно изношены и нуждаются в коренной модернизации, иностранныминвесторам просто невыгодно. Тем более, что вложения в эту сферу сопряжены ссерьезными рисками и часто требуют значительных первоначальных затрат (такжекак и создание совершенно новых промышленных предприятий).
В свою очередь, сфераторговых операций, особенно внешней торговли, сегодня представляется болеедоступной, менее зарегулированной и капиталоемкой, а также, более прибыльной ибыстрее окупающейся.
В структуре накопленныхиностранных инвестиций промышленность сохраняет первенство благодаря лидерствуна протяжении всего прошлого десятилетия.
Таблица 3. Иностранные инвестиции, накопленные ворганизациях основных отраслей экономики России на начало 2004 года (млн.долл.) Всего В % к итогу Прямые Портфель-ные Прочие Всего инвестиций 57000 100,0 26120 1430 29450 Промышленность 22449 39,4 12289 427 9733 электроэнергетика 177 0,3 98 79 топливная 9215 16,2 4949 41 4225 нефтедобывающая 8804 15,5 4892 40 3872 нефтеперерабатывающая 306 0,5 8 298 газовая 64 0,1 35 29 угольная 39 0,1 13 26 черная металлургия 1678 2,9 355 29 1294 цветная металлургия 1849 3,3 393 5 1451 химическая и нефтехимическая 890 1,6 524 34 332 машиностроение и металлообработка 1897 3,3 1159 159 579 лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 1257 2,2 962 23 272 производство стройматериалов 371 0,7 305 3 63 легкая 109 0,2 90 19 пищевая 4118 7,2 3038 49 1031 Строительство 689 1,2 341 348 Сельское хозяйство 259 0,5 170 89 Транспорт 2878 5,1 2551 98 229 Связь 4235 7,4 2599 401 1235 Торговля и общественное питание 17850 31,3 3312 97 14441 (из них внешняя торговля) 11332 19,9 110 11222 Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 3868 6,8 1399 311 2157 Жилищно-коммунальное хозяйство 254 0,5 113 2 139 Финансы, кредит, страхование, пенс. обесп. 1070 1,9 734 42 294 Управление 165 0,3 5 160
В начале 2004 г. на этотсектор экономики приходилось около 39% всех накопленных зарубежных капиталов(табл. 3.), из которых больше половины было сконцентрировано всего в двухотраслях – в нефтедобыче (15,5%) и пищевой промышленности (7,2%). Причем, 55%всех инвестиций, накопленных в промышленности, были осуществлены в прямойформе, в то время, как в торговле и общественном питании примерно 81%капиталовложений составляли кредиты.
Значительнойнеравномерностью характеризуется сегодня и географическое распределениеиностранных капиталовложений в РФ.
Два города федеральногозначения – Москва и Санкт-Петербург – вместе с прилегающими к ним областямиежегодно поглощают около половины поступающего в страну зарубежного капитала. Поитогам 2003 года Москва еще более укрепила свое положение в качестве абсолютноголидера по размеру привлеченных иностранных инвестиций среди всех субъектовРоссийской Федерации. На столицу пришлось 46,8% всех иностранных инвестиций (втом числе 36,6% — всех прямых). Объем накопленных инвестиций в Москве на начало2004 г. составлял 25931 млн. долл. Обусловлено это тем что, Москва являетсякрупнейшим потребителем импортной продукции, закупки которой кредитуютиностранцы (около 80% капитала поступившего в город в 2003 г. составили прочиеинвестиции), здесь находятся головные офисы компаний, банки, обслуживающиекрупнейшие финансово-промышленные группы.
/>
Рис. 2. Распределение накопленныхиностранных инвестиций на начало
Быстро растет притоккапитала в Московскую область (здесь в основном располагаются импортозамещающиепроизводства).
Второе место по объемунакопленных иностранных инвестиций к началу 2004 г. занял Дальневосточный округ(рис. 2), где доля прямых инвестиций значительно превышала долю прочихкапиталовложений (в Сахалинской области доля прямых вложений составила 98%)
Третье место принадлежалоУральскому округу, где сконцентрированы крупнейшие центры добычи и переработкиполезных ископаемых.
Четвертое –Северо-Западному округу с центром в Санкт-Петербурге, где капиталы направляютсяв промышленность, производство продовольствия, сферу коммуникаций и транспорт ит.д.
В настоящее времянаибольшие объемы иностранных инвестиций направляются: в топливнуюпромышленность (из Франции, Нидерландов, Великобритании), в цветную и чернуюметаллургию (из Германии, Люксембурга, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии),в пищевую промышленность (из Нидерландов, Германии и Франции).
Наиболее привлекательныминепромышленными секторами остаются: торговля и общественное питание (Германия,Великобритания, Кипр и Люксембург), общая коммерческая деятельность пообеспечению функционирования рынка (Великобритания, Кипр, Франция и Германия).
В то же время медленнымитемпами развивается сотрудничество с иностранными партнерами в таких важныхсекторах народного хозяйства, как банковское, финансовое и страховое дело.Среди основных причин этого зарубежные партнеры называют существующие в даннойсфере ограничения по доступу иностранных компаний на отечественный рынок.
Еще хуже ситуация всельском хозяйстве, где за годы реформ были отмечены лишь единичные случаисоздания совместных предприятий с участием партнеров из Нидерландов, Бельгии,Кипра и других стран. Данная отрасль российской экономики характеризуетсякрайне низкой рентабельностью и нуждается в серьезной структурной перестройке имодернизации. Очевидно, что без должной поддержки и гарантий со стороныроссийского государства иностранные партнеры вкладывать свои капиталы в этуотрасль не будут.
Западные аналитикипрогнозируют, что в ближайшие годы Россия будет центром притяжения крупныхинвестиций в нефтедобывающую отрасль. Компания «Роял Датч/Шелл» намерена до2008 года инвестировать в нефтедобычу до 8 млрд. долл. Также, предполагается,что 5 – 8% капитала другого лидера мировой нефтедобычи – «Бритиш петролеум» – к2008 году будет задействовано в России.
Подобное развитиеситуации заметно улучшит статистику притока зарубежного капитала в нашу страну.Но при этом важно выработать и предложить крупным западным компаниям такоймеханизм инвестиционного сотрудничества, который гарантировал бы иностранцамстабильные условия работы и прибыль, а России – сохранение контроля застратегическими запасами природных ресурсов и возможность получения достаточныхфинансовых средств для модернизации не только нефтедобычи, но и другихприоритетных отраслей экономики.
В целом анализ имеющихсястатистических данных позволяет сделать вывод о том, что отраслевая игеографическая структура поступающего и накопленного капитала в России внастоящее время отражает углубившиеся за годы реформ диспропорции междуосновными секторами отечественной экономики.
3. Государственная политика в сфереинвестиционного сотрудничества
О важности использованияиностранных инвестиций для ускорения экономического развития России началиговорить давно. Еще в начале XXвека известный российский государственный деятель С. Ю. Витте писал, чтороссийское государство должно стремиться к насаждению и развитию при помощипокровительственной политики своей собственной обрабатывающей промышленности ивозможному ускорению этого процесса за счет капиталов стран, ее экономическиопередивших. В значительной степени такое направление экономической политикиспособствовало достижению Россией весьма высоких темпов роста в дореволюционныйпериод. Накануне Первой мировой войны иностранные инвестиции составлялиприблизительно половину всех инвестиций в российскую экономику.
Известно было в Россиитакже и о негативных аспектах массированного вторжения иностранного капитала.Российский экономист XIXвека Б. Ф. Брандт писал: «страна обречена быть вечной должницей чужих странработать исключительно на пользу иностранцев, тратить свой национальный трудисключительно на обогащение других стран. Вместо того, чтобы достигнутьсамостоятельного развития, страна очутится в совершенной зависимости отиностранцев, в состоянии постоянной задолженности перед ними, а это… может вслучае политических осложнений повести к весьма серьезным неблагоприятнымпоследствиям…».[12]
В настоящее времяситуация с иностранными инвестициями напоминает положение в России начала XX века лишь в плане наличия большоговнешнего долга, для обслуживания которого до недавнего времени приходилосьделать все новые заимствования. Кардинальное различие с ситуацией вековой давностисостоит в незначительности объемов иностранных инвестиций в современной Россиии в крайней недостаточности ресурсов для финансирования экономического роставообще. Поэтому привлечение иностранного капитала, особенно в форме прямыхинвестиций является крайне желательным. В то же время некоторые нежелательныедля экономики нашей страны тенденции, связанные с трансграничным движениемкапитала, нуждаются в корректировке с помощью законодательства.
В России начиная с 90-хгодов было принято несколько законов, в которых зафиксированы нормы инаправления регулирования инвестиционного процесса: «О предприятиях ипредпринимательской деятельности» (1990 г.); «Об иностранных инвестициях вРСФСР» (1991 г.); «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемойв форме капитальных вложений» (1999 г.). Накопленный в ходе их осуществленияопыт был обобщен в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации» (1999 г.), последняя редакция которого была принята 25 июля 2002 г.В целях оперативного регулирования протекающих в этой области процессовпринимались и другие законодательно-административные меры. Нет недостатка вправительственных структурах, занимающихся вопросами улучшения инвестиционногоклимата в стране.
Однако, деятельностьгосударственного аппарата в области привлечения иностранных инвестиций пока недает желаемого результата. Значит, экономическая политика слабо ориентированана устранение истинных причин недостаточного притока инвестиций.
На первый взгляд, вФедеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», естьвсе необходимое для привлечения инвестиций. Он содержит положение, согласнокоторому иностранным инвесторам обеспечены такие же правовые условиядеятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, как ироссийским. А в некоторых сферах инвестиционной деятельности устанавливаетсяболее льготный режим. Закон содержит большое число гарантий сохранности иприумножения принадлежащего иностранным инвесторам капитала в случае ихэффективной и законной деятельности в России.
В целом российскоезаконодательство признается зарубежными аналитиками вполне приемлемым дляинвестирования в Россию. В то же время в качестве существенного препятствияназывается неадекватная деятельность исполнительных правительственных структур.
На практике российскоеправительство руководствуется не только законами, но и собственной Программойсоциально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу (2002 – 2004 гг.), где содержится раздел, посвященный иностранныминвестициям. В пункте 3.1.9 Программы говорится о необходимости улучшениянормативно-правовой базы для деятельности иностранных инвесторов, привлечениииностранных инвестиций в регионы и совершенствовании отраслевой структуры их распределения.
Недостаткомправительственной программы является слабая конкретизация поставленных в нейзадач, не просматриваются конкретные решения и механизмы совершенствованиязаконодательства и распределения иностранных инвестиций по регионам страны.
Неадекватность даннойПрограммы, а также курс правительства на ускоренное вступление страны в ВТОобусловили подготовку в срочном порядке новой Программысоциально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу (2003 – 2005 гг.), в которой вообще отсутствует раздел, в которомбы ставились конкретные задачи привлечения иностранных инвестиций. Вероятно,это обусловлено позицией властей, которые в политике поощрения инвестиций ненамерены делать различия между иностранными и российскими инвесторами. Исходяиз этой идеи, в программе высказывается намерение устранить всякого родаограничительные барьеры для иностранных инвесторов, облегчить им вхождение вроссийскую экономику и реализацию здесь инвестиций на тех же условиях, которыесуществуют для российских предпринимателей.
Среди другихправительственных мер, предусмотренных в целях расширения притока в российскуюэкономику как иностранных, так и отечественных инвестиций следует отметитьтакие, как проведение административной реформы; снижение уровня вмешательствагосударства в экономическую жизнь страны; проведение налоговой реформы, котораядолжна обеспечить создание стимулов к инвестированию и в особенности (за счетопережающего снижения налоговой нагрузки) в обрабатывающую промышленность исферу услуг. Одновременно в результате так называемой «оптимизации фискальнойнагрузки на сырьевой сектор» предполагается обеспечить перераспределениедоходов и рост инвестиций в несырьевых отраслях экономики.
Поставленные задачиявляются следствием обозначенных в новой Программе причин неблагоприятногоинвестиционного климата (излишнее вмешательство в хозяйственные процессыгосударства, бюрократизация государственного аппарата, недостаточная открытостьроссийской экономики, чрезмерная валютная и таможенная зарегулированность,несовершенная система налогообложения).
В то же время, изъяныновой программы состоят в упрощенной трактовке причин неудовлетворительногоинвестиционного климата и в одинаковом подходе к стимулированию иностранных иотечественных инвесторов. В частности, значительная часть российского бизнеса,в силу специфических для России причин, имеет нелегальный или полулегальныйхарактер и нацелена больше на вывоз капитала, нежели на его инвестирование встране. Поэтому ослабление налоговых валютных и таможенных ограничений можетпривести к еще большей утечке капитала из страны.
Причины неблагоприятногоинвестиционного климата в России намного сложнее, нежели это представлено вобеих правительственных программах. На инвестиционную активность в странесильное воздействие оказывают следующие факторы.
Нестабильностьзаконодательной базы
Чрезмерноеналогообложение (до 80% прибыли)
Высокие таможенныепошлины
Бюрократизм инекомпетентность местных властей
Недостаточные страховыегарантии государства
Неразвитостьинфраструктуры
Преступность и коррупция
Неплатежи партнеров побизнесу
Высокий уровень инфляции
Недостаточнаяпокупательная способность населения
Ограниченность услугместных банков
Недостаток рыночнойинформации
Монополизация рынковтоваров и услуг
Нехватка производственныхмощностей.
Только комплексноерешение вышеперечисленных проблем может стимулировать крупномасштабный притокинвестиций в Россию.
Один из важнейшихнедостатков – нестабильность законодательной базы – правительство пытаетсяустранить в статье 9 Закона «Об иностранных инвестициях…». Закон ввел в силутак называемую «дедушкину оговорку» – принцип неизменности устанавливаемыхгосударством правовых условий (если их изменение негативно влияет на результатыинвестирования) для определенной части иностранных инвесторов. К последнимзаконом отнесены инвесторы, вкладывающие в инвестиционные проекты не менее 1млрд. руб., или в уставный капитал российских коммерческих организаций не менее100 млн. руб. «Дедушкина оговорка» действует в течение сроков окупаемостипроектов (но не более 7 лет). Однако, принцип неизменности распространяетсятолько на таможенные и налоговые условия деятельности и на запреты иограничения инвестиций, но не применяется ко многим правовым актам(внешнеторговым квотам, или нормам, принятым на уровне субъектов Федерации).
Что касается остальныхфакторов, влияющих на инвестиционный климат в России, то эффективные мерывоздействия на них должны включать: усиление борьбы с коррупцией и криминальнымбизнесом, проведение правильной денежно-кредитной политики, развитиеконкуренции и т.д.
Правильная политикапривлечения иностранных инвестиций должна способствовать не только улучшениюинвестиционного климата, но и не допускать развития негативных тенденций,связанных с притоком иностранного капитала. Для этого необходимо регулироватьпоток инвестиций (особенно прямых) между отраслями промышленности, стимулируяразвитие производственной сферы (высокотехнологичные производства), создаватьльготы (например, полное освобождение от налогов) для вложений, осуществляемыхв сфере высоких технологий. Налоговые льготы и гарантии должны относиться вбольшей степени к прямым инвестициям, которые создают новые предприятия, и вменьшей степени к вложениям в действующие производства с целью их захвата.
Локализация иностранныхинвестиций осуществляется часто в виде создания производственных анклавов,почти не связанных с другими российскими производственными комплексами. ТНКпредпочитают для производства в России использовать главным образомоборудование, а порой и материалы, поставляемые западными фирмами, апроизводимое ТНК сырье и материалы в большей части предназначены для экспорта.Анклавность локализации инвестиций приводит к формированию экономикиколониального типа, создает обстановку экономической обособленности целыхрегионов России и способствует формированию настроений политическогосепаратизма. Поэтому необходимо стимулировать такие иностранные инвестиции,которые материализуются за счет поставок российских машин и оборудования. Тогданачнет постепенно решаться проблема интеграции предприятий с иностраннымкапиталом в систему экономических отношений современной России.
Особая политика должнаприменяться по отношению к мигрирующему по миру спекулятивному, «летучему»капиталу, способному поколебать финансовую стабильность государства. Россия, всилу недостаточной инвестиционной привлекательности, пока не является страной,к которой спекулятивный капитал проявлял бы особо большой интерес. Тем не менееона должна быть готова к изменению ситуации и располагать необходимыми мерамизамозащиты. Действующий Федеральный закон «О валютном регулировании и валютномконтроле…» является главным законодательным документом, формирующим системуконтроля за движением капитала.
К сожалению, проводимая внастоящее время в России государственная политика, направленная на дальнейшуюлиберализацию валютных отношений, полную внешнюю открытость нашей экономики,лишает валютное регулирование способности защищать фондовый и валютный рынкистраны. Предпосылки для этого создаются в связи с принятием в ноябре 2003 годаГосударственной Думой новой версии Закона «О валютном регулировании и валютномконтроле». Закон предусматривает с 1 января 2007 года отмену всех валютныхограничений, устанавливаемых правительством и Центральным банком, и реализациюидеи о превращении рубля в свободно конвертируемую валюту. Уже с середины 2004года Центральный банк РФ лишен права выдавать разрешения на проведение валютныхопераций, связанных с движением капитала. Его функции по осуществлению контролясводятся к установлению требований об открытии соответствующих счетов в банкахРоссии, о режиме счетов и о резервировании средств при проведении операций (до60 календарных дней).
Последствием изменениязакона о валютном регулировании станет ухудшение условий для государственногомониторинга и контроля за миграцией не только иностранного, но и национального(нелегального) капитала, в том числе возрастет экспорт капитала со сторонызаконопослушных предпринимателей в форме вложений инвестиций за границей.
И все же, не смотря наотсутствие у российского государства четко сформулированной промышленнойполитики, поворот нынешнего российского руководства к конструктивной работе повсестороннему укреплению системы управления обществом начинает положительносказываться на экономическом и социальном положении в стране.
Заключение
Подводя итог даннойработы можно сделать следующие выводы:
1). Россия остронуждается в инвестиционных ресурсах, для привлечения которых у нее естьогромный потенциал (богатая сырьевая база, высококвалифицированные научные иинженерные кадры и др.). Однако приток инвестиций сдерживается неблагоприятныминвестиционным климатом в нашей стране.
2). В структуре капитала,поступающего в Россию из-за рубежа, преобладают прочие инвестиции (в основномразличные кредиты), тогда как для возрождения российской экономики необходимыбольшие объемы прямых инвестиций, способствующих развитию производства,обновлению основных фондов и создающих новые рабочие места. Иностранныеинвесторы вкладывают свои капиталы прежде всего в те отрасли, которые либообладают конкурентоспособностью на мировом рынке, либо гарантируют высокуюприбыльность и быструю окупаемость. Столь же избирательно ведет себяиностранный капитал и в региональном разрезе, крайне неохотно поступая туда,где в нем больше всего нуждается страна – в отдаленные регионы, малые и средниегорода.
3). Расширение сферыдеятельности иностранных инвестиций в банковской сфере и приток спекулятивногоиностранного капитала должны иметь пределы, т.к. могут провоцироватьэкономические кризисы. Российское законодательство пытается решить эти проблемыв Федеральных законах «О банках и банковской деятельности» и «О валютномрегулировании и валютном контроле…».
4). В настоящее времянеравномерное распределение инвестиций по отраслям и регионам усиливаетперекосы в экономике России, возникшие еще в начале 90-х годов. Выкачивание изстраны сырьевых ресурсов и слабое развитие высокотехнологичных и обрабатывающихотраслей промышленности делает Россию сырьевым придатком Запада. Поэтомурасширение экспортного потенциала в отраслях обрабатывающей промышленностидолжно стать одной из центральных задач при разработке стратегии экономическогоразвития.
Литература
1. Бузгалин А.В. Трансформационная экономика России. – М.:Финансы и статистика, 2006.
2. Гоголева Т.Н. Международная экономика. – М.: КНОРУС, 2005.
3. Елизаветин М.Е. Иностранный капитал в экономике России –М.: Международные отношения, 2004.
4. Есипов В.Е. Экономическая оценка инвестиций. – СПб.:Вектор, 2006.
5. Иванющенкова М. Секрет фирмы // Технологии успешногобизнеса. –09.04.2006. – №13. – М.
6. Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. – М.:Международные отношения, 2004.
7. Поляков В.В., Щенин Р.К. Мировая экономика и международныйбизнес: – М.: КНОРУС, 2005.
8. Россия 2005: Статистический справочник. – Росстат – М.,2005.
9. Страны и регионы. 2005 // Статистический справочникВсемирного банка./ Пер. с англ. – М.: Весь мир, 2005.
10. Фадеев В. Эксперт // Общенациональный деловой журнал. – 9апреля 2006. – №13. – М.
11. Цветкова Н.Н. Прямые иностранные инвестиции в Азии и вРоссии. Опыт сравнительного анализа. – М.: Институт востоковедения РАН, 2004.
12. www.gks.ru/wps/portal — Федеральная служба государственнойстатистики, 2006.