Реферат по предмету "Экономика"


Зарубежный опыт антикризисного управления

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Содержание
Введение
1. Опыт антикризисного управления в странах с развитойрыночной экономикой
1.1 «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта — программавывода американской экономики из кризиса
1.2 Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
1.3 Антикризисные аспекты государственного управления встранах с развитой рыночной экономикой
2. Проблемы использования зарубежного опыта в России
Заключение
Список литературы
Введение
История социально-экономическогоразвития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, чтоим приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения,массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.
Одни страны с большим трудом изначительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего,кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими исоциальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили своиэкономические и социальные системы из острых кризисных состояний.
Достижение устойчивогоэкономического роста и обеспечения благосостояния населения во многомопределяется финансово-экономическим положением предприятий различных отраслей,теми возможностями развития, которыми они располагают в сложившихся условияххозяйствования.
Опыт, пути, методы и формывыхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные правящими кругами этихстран, могут быть весьма полезны для российской экономики.
Изучению проблем антикризисногоуправления посвящены многие работы родоначальников теории управления кризиснымипроцессами и современных исследователей. Исследованию классификации кризисныхявлений и проблемам формирования комплексных систем антикризисного управленияпосвящены работы Г.Б. Юна, А.Д. Чернявского, Э.А. Уткина, Н.Н. Тактарова, М.Л. Хараева,Г.Ю. Шатского, Р.А. Шмакова и др.
История социально-экономическогоразвития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, чтоим приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения,массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны сбольшим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванныепрежде всего кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись сэкономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводилисвои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.
Положение экономики России в90-е годы XX в. нередко сравнивают с положением экономики США 30-х годов (Великаядепрессия) и экономики послевоенных 40-х годов XX в. Германии и Японии. Положениедействительно сходное. Следовательно, опыт, пути, методы и формы выхода изчрезвычайной, кризисной ситуации, найденные руководящими кругами этих стран,могут быть весьма полезны для российской экономики.
1. Опыт антикризисного управления в странах сразвитой рыночной экономикой1.1 «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта — программавывода американской экономики из кризиса
В конце 20-х и начале 30-х годовXX столетия американская экономика находилась в глубочайшем кризисе. Низшаяточка спада экономического развития зарегистрирована в 1933 г., когда ВНП уменьшилсяпо сравнению с 1929 г. почти в 2 раза и составил 54% от докризисного уровня. Встране насчитывалось 17 млн. безработных, закрылось свыше 3 тыс. банков. Финансовыйкризис поверг в панику финансово-промышленных магнатов США. У. Липпман писал:«В минувшие пять лет промышленные и финансовые лидеры Америки былинизвергнуты с высочайших позиций влияния и власти в глубокую пропасть» [7,с.149]. И ни один из представителей монополистического капитала не могпредложить никаких мер выхода из кризиса.
На президентских выборах 1932 г.победу одержала Демократическая партия во главе с Ф.Д. Рузвельтом (1882-1945),предложившим стране серию реформ, известных как «новый курс». Теоретическуюоснову «нового курса» составили воззрения английского экономиста Дж.М.Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистическойэкономики в сочетании с развитием рыночных отношений.
Экономическая ситуация в странедиктовала необходимость начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. Поинициативе Ф. Рузвельта Конгрессу был предложен «чрезвычайный закон обанках». Федеральная резервная система предоставляла займы банкам, министрфинансов получал право предотвращать массовое изъятие вкладов. Закономпредписывалось открывать банки только тогда, когда их состояние будет признано«здоровым». Экспорт золота запрещался. Специальный указ предписывал гражданамСША обязательную сдачу золотых запасов на сумму свыше 100 дол. Одновременноразрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом. Вслед за этимправительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между СШАи заграницей.
Вторым важнейшим банковскимзаконом стал закон о банковской деятельности, принятый 16 июня 1933 г., покоторому разделялись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральнаякорпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. около 80% всех банков СШАзастраховали свои депозиты, учитывая желание большинства вкладчиков иметь,подобную защиту. Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. дол. подлежатстрахованию на 100%, от 10 до 50 тыс. — на 75%, а свыше 50 тыс. дол. — на 50%. Общественноедоверие к банковской системе стало быстро восстанавливаться.
В январе 1934 г. была проведенадевальвация доллара, которая снизила его золотое содержание на 41%. Была начатачеканка серебряной монеты, в стране вводился биметаллизм. Девальвация доллара,изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредитуспособствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развитияамериканской экономики, одновременно давая тем самым в руки государствасредства для проведения реформ, в других отраслях. Положительно повлияла настабилизацию финансово-кредитной системы США отмена «сухого закона». Сотменой запрета спиртных напитков вводился налог на их продажу.
Особое место в системе реформ«нового курса» занимало учреждение Гражданского корпуса сохраненияресурсов. По предложению Ф. Рузвельта Конгресс принял закон о направлениибезработных городских юношей на работу в лесные районы. По мнению президента,это давало возможность улучшить естественные ресурсы страны, укрепить здоровьемолодежи. Уже в начале лета 1933 г. были созданы лагеря на 250 тыс. молодыхлюдей в возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь, а такжебезработных ветеранов. В лагере они имели бесплатное питание, кров, форму идоллар в день. Работы проводились под наблюдением инженерно-техническогоперсонала и офицеров. В лагерях вводилась почти воинская дисциплина. Эффект отсоздания лагерей превзошел ожидания Рузвельта. К 1935 г. лагеря были расширенывдвое — до 500 тыс. человек. Всего в них побывало около 3 млн. человек. Силамилагерной молодежи были созданы лесонасаждения (высажено 200 млн. деревьев),построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов, проложены тысячикилометров дорог и многое другое [7, с.158-159].
Важным законом, способствующимвыходу из экономического кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности. Всоответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалосьдобровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые,во-первых, устанавливали бы размер производства; во-вторых, определяли быуровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих,распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами. На время действия закона,ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение положенийантитрестовского законодательства. Для проведения закона в жизнь создаваласьНациональная администрация по оздоровлению промышленности во главе с генераломX. Джонсоном.
Закон о восстановлениипромышленности затронул и трудовые отношения. Он предоставил рабочим правоучастия в коллективных договорах и профсоюзах. В законе определялись триосновных условия труда: а) минимальная заработная плата в размере 12-15 дол. — анеделю; б) максимальная продолжительность рабочего дня — 8 ч; в) запрещениедетского труда. Закон действовал два года и был отменен Верховным Судом США подпредлогом того, что противоречил Конституции США, так как вмешивался в правачастных собственников. Но за это время удалось ликвидировать полный хаос впромышленности и поднять индекс производства на 10%.
«Новый курс» охватил исферу аграрных отношений. В целях восстановления покупательной способностифермеров и поддержания цен на сельскохозяйственные продукты правительствопредложило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этомгарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2млрд. дол.
В аграрной политике «новыйкурс» реализовывался также в законе 1938 г., который ввел концепцию «всегданормальной житницы».
Концепция предлагала поддержаниеуровня цен осуществлять путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения,выплачивая фермерам аванс в счет еще не проданных сельхозпродуктов. Одновременноправительство проводило политику демпинга за границей при экспорте пшеницы,хлопка и др. товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий.
В результате применения мер,направленных на оздоровление аграрного сектора, процесс разорения фермзатормозился, ипотечная задолженность уменьшилась, денежные доходы фермеров,включая государственные премиальные платежи, выросли почти вдвое.
Президент Ф. Рузвельт особенногордился тем, что ему удалось убедить Конгресс США в необходимости создатьспециальное Управление долины р. Теннеси. Состояние дел в этом крупном регионебыло плачевным. В 20-е годы доход семьи там не достигал и половины среднегодохода семьи по стране. По мысли Рузвельта, государственной корпорации TVA предстоялоналадить производство электроэнергии (на базе строительства каскадагидростанций), обуздать эрозию почвы, провести массированные лесопосадки ипомочь бедствующим фермерам.
Деятельность TVA былавесьма успешной. К пяти плотинам на Теннеси добавилось еще 20. Река сталасудоходной. Было значительно улучшено земледелие, остановлена эрозия почвы,поднялись молодые леса. Доходы населения этого региона резко пошли вверх. Соревнованиемежду TVA и частными компаниями окончилось поражением последних. «БезTVA, еще одного озарения ста дней, две атомные бомбы, завершившие вторуюмировую войну, никогда не могли быть созданы». Рузвельту часто бросалиобвинение в том, что TVA — "социализм". Он отвечал: «НазывайтеTVA хоть рыбой, хоть мясом, но оно удивительно вкусно для жителей долиныТеннеси» [7, с.166].
Оживление, начавшееся вамериканской экономике в 1933 г., сопровождаемое активной фискальной политикойадминистрации Рузвельта, способствовало резкому изменению структуры федеральныхрасходов: впервые за всю американскую историю в стране на уровне федеральногоправительства появился социальный бюджет.
Федеральное правительство взялона себя заботу о «непроизводительной» или малопроизводительной частирабочей силы — о престарелых, молодежи, инвалидах, деклассированных элементах, которыепредставляли угрозу собой прежде всего социальной стабильности США.
Подоходные налоги осталисьпримерно на том же уровне, а вот доля налогов на прибыль корпораций увеличиласьв 1,5 раза, что, безусловно, отражало стремление администрации Рузвельтавозложить большее налоговое бремя на крупный бизнес как истинного виновникаВеликой депрессии, а не на рядовых американских граждан.
Осуществляя реформы «новогокурса», администрация Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны иизбавить ее от подобных Великой депрессии потрясений и кризисов. Однако этицели полностью достигнуты не были. Лишь в 1939 г. экономика США справилась споследствиями кризиса, но до второй мировой войны стране так и не удалосьдостичь докризисного уровня производства.
Индекс промышленногопроизводства в 1939 г. составил 90% уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 разпревысил уровень 1929 г., составив 17% рабочей силы.
В то же время опытреформирования экономики, финансов, социальной политики, осуществленного Ф. Рузвельтоми его командой, имеет не только национальное, но и большое международное значение.Особенно он ценен для российских менеджеров, экономистов и политиков. Безусловно,экономический, социальный и политический кризис, разразившийся в России впервой половине 90-х годов XX в., во многом отличается от американской Великой депрессии,но имеют место и некоторые сходные сущностные характеристики, тенденцииразвития, политические и социальные устремления различных общественных групп,затрудняющих выбор путей, методов вывода экономики страны из затянувшегося внашей стране глубочайшего кризиса.
Методология, стратегия и тактикареформ в рамках «нового курса» продемонстрировали особую рольгосударственного регулирования в системе капиталистического хозяйства ипоказали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной иполитической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, являетсяжизненно необходимым.
Этот важный вывод нуждается вглубоком осмыслении, а главное — в практическом применении с учетом российскихисторических и социально-экономических реалий.1.2 Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
Людвига Эрхарда (1897-1977),ученого и политика, второго канцлера ФРГ, заслуженно называют «архитекторомгерманского чуда».
Послевоенное состояние экономикиЗападной Германии было плачевным. Большая часть промышленности разрушена,сохранившиеся предприятия влачили жалкое существование. В 1946 г. промышленноепроизводство составляло около одной трети от довоенного 1939 г., лет на 30назад было отброшено сельское хозяйство.
Финансовое состояние страныхарактеризовалось полнейшим развалом. Количество денег, находившихся вобращении, во много раз превышало наличные товарные резервы. Дефицит, карточки,пустые полки магазинов, всеобщая спекуляция. Инфляция достигла 600% поотношению к довоенному уровню. Мелкие и средние слои в итоге войны разорились,оказались дезориентированными и не уверенными в будущем. В результате огромногоразрушения городского хозяйства и миграции немцев из восточных областейГермании обострился жилищный кризис. В этих условиях Л. Эрхардом былиразработаны и проведены реформы, направленные на выведение страны изглубочайшего экономического и социального кризиса, благодаря им за короткоевремя (около 10 лет) произошло «немецкое чудо», превратившее Германиюв процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира.
Теоретическим фундаментомантикризисных реформ явилась разработанная Л. Эрхардом концепция «социальногорыночного хозяйства». Это была не только теория, но и государственнаяполитика, позволившая радикально изменить облик страны. По своим теоретическимустановкам концепция «социального рыночного хозяйства» была посуществу творческим применением, с учетом конкретных германских национальных иисторических условий, кейнсианской теории косвенного регулирования.
Эрхард исходил из идеи сильногогосударства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей»силы, способной формировать общество. Государство активно вмешивалось вэкономические процессы, но направление, характер, способы вмешательства быличетко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственностина средства производства и защищенной законодательной системой власти.
Государство поддерживалоотрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную и электротехническуюпромышленность, металлургию. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговыельготы.
Эрхард широко использовалгосударственные рычаги, для того чтобы преодолевать неполадки, не отклонятьсяот избранного курса.
«По моему твердомуубеждению, — говорил Эрхард в речи перед членами Федерального объединениягерманской промышленности, — в XX веке, в сегодняшних социальных условияхответственность за экономику… несет одно лишь государство». Определениерамок экономического порядка «опять-таки может быть задачей только государства»[5, с.286].
Существенную роль в успехепроводимых преобразований и выхода ФРГ из кризиса сыграла внешняя поддержка (экономическаяпомощь по плану Маршалла, а также поставки топлива, продовольствия, семян,удобрений по другим каналам). В германскую экономику передавались американскийтранспорт и другое имущество армии США. Из средств Фонда европейской программы восстановленияпредоставлялись на льготных условиях кредиты.
Первым мероприятием, проведеннымв июле 1948 г., была денежная реформа. Ее цель — избавление от обесцененныхденег и создание твердой валюты. Денежная реформа явилась важной предпосылкой модернизациивсего экономического механизма германской экономики. Декретом были введеныновые деньги — дойчмарки. Каждый житель получал 40 марок. Половину сбережений иналичности разрешалось поменять в соотношении 1: 10, а вторая половина была замороженаи обменивалась по курсу 1: 20. В конечном счете размеры денежной массы (наличныхсредств и банковских депозитов) были сокращены более чем в 14 раз [1, с.249].
Вслед за денежной реформойпоследовала реформа цен. Законом о принципах хозяйственной структуры и политикецен отпускались на свободу цены, отменялись административное распределениересурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этогоэкономические отношения.
Несколько позже были принятызаконодательные акты о кредитной и налоговой политике, о мерах противпроизвольного завышения цен, антимонопольные и антикартельные указы и др. Периодическипубликовались каталоги так называемых уместных цен, т.е. учитывающих состояниепокупательной способности большинства жителей ФРГ.
Важнейшим элементомэкономической политики Эрхарда было укрепление ФРГ на мировом рынке — удалосьвтрое увеличить экспорт. Были приняты решительные меры по защите внутреннего рынкаот внешних конкурентов, смягчено налоговое бремя, запрещались набор новыхслужащих и повышение им окладов, проводился курс на жесткую экономиюгосударственных расходов. Большое внимание уделялось развитию малого и среднегобизнеса. Уже в 1953 г. на предприятиях с числом сотрудников до 500 человекработало до 50,8% всех занятых и производилась половина промышленной продукции.
Государственные органы проявлялизаботу о создании системы эффективной занятости, включающей в себяпереподготовку кадров, развитие общественных работ, увеличение числа рабочихмест и сокращение безработицы. По мнению Эрхарда, социальная политика государствадолжна быть политикой для миллионов. Она призвана обеспечить, с одной стороны,защиту и поддержку слабых, а с другой, — создание благоприятных условий дляактивного развития сильным, т.е. лицам, которые в силу своих способностей иквалификации могут самостоятельно добиться успехов в жизни. При этом важнасолидарность «сильных» и «слабых», забота всего общества о потерпевшихнеудачу в жизни.
Положительную роль в преодолениикризиса в ФРГ сыграло индикативное планирование. Это не «планы-прогнозы»,«планы догадки», а очень эффективный в условиях ФРГ экономический, правовойи административный механизм воздействия на все сферы жизнедеятельности страны. Основуэтого успеха, по мнению профессора Д. Валового, обеспечивали следующие факторы:высокая квалификация разработчиков планов, использовавших весь арсенал экономическойнауки; разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов,отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов; твердость ипоследовательность профессионального государственного аппарата, который,нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности,целеустремленно реализовывал принятые программы; выработка широкогонационального согласия в отношении главных целей социально-экономического развитияна ближайшую и отдаленную перспективы [2, с.217].
Выходу из кризисного положения вФРГ сопутствовало и положительное решение ряда духовно-культурных проблем,таких, как состояние массового сознания, особенностей мышления, изменениеобраза жизни, мышления и поведения миллионов немецких граждан.
Для социального рыночногохозяйства, по словам Эрхарда, определяющее значение не в последнюю очередьимеют «не только технические, автоматические механизмы поддержаниясбалансированности на рынке, но и духовные и нравственные представления.
Одного поддержания равновесиямежду спросом и предложением через свободное формирование цен мало дляоправдания общественного строя или наполнения его идейного багажа» [5, с.576].
Антикризисные реформы,разработанные и умело проведенные Л. Эрхардом, не имели бы успеха без активнойподдержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решенийпо социально-экономическим вопросам, без широкой опоры на разработки ирекомендации ученых своей страны. В соответствии с законом в ФРГ был образованэкспертный совет по перспективам общего экономического развития ФРГ, которыйразрабатывал необходимые исходные предложения для принятия правительствомхозяйственно-политических решений.
Подытоживая и оцениваяантикризисную реформаторскую деятельность Л. Эрхарда, следует особенноподчеркнуть правильный выбор социально ориентированной модели развития. Известныйзнаток экономических школ и теорий Ю. Ольсевич в одной из своих последних работпишет, что «конкурентный рынок — это не продукт стихийной игрыэкономических сил. Такая игра ведет не к конкуренции, а к монополии, ксоциальным антагонизмам. Поэтому теория „социального рыночного хозяйства“предусматривает сознательное конструирование конкурентного механизма путемвведения четкого законодательства, внешнеэкономической политики и жесткихтрудовых и социальных гарантий» [4, с.80].1.3 Антикризисные аспекты государственногоуправления в странах с развитой рыночной экономикой
Антикризисные аспектыгосударственного управления экономикой в различных странах выражаются в разныхформах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства вобласти занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработкерегиональных структурных программ и др.
В США законодательно закрепленаантициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваютсяускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятостив госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат побезработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах какмера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию побезработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечениямолодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочихмест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включаясельские районы) и для страны в целом.
По мнению Конгресса, на молодежьприходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительнойстепени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т.п.
При выработке мероприятий ипрограмм по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагаютправительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методовсочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частногопредпринимательства, практики получения профессионального образования безотрыва от производства.
Вторым важным направлениемсовершенствования антикризисного государственного управления в США являетсявсесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственныхведомств по разработке и проведению экономической политики.
В этих целях в 1984 г. созданПрезидентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачейявляется выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В егодеятельности выделяются следующие приоритетные направления:
совершенствование управленияфинансовыми ресурсами;
рационализация управленческихинструментов и процедур;
координация деятельностигенеральных инспекторов;
усилия различных ведомств посокращению числа преступлений и др.
Следует отметить, чтоантикризисное государственное управление значительно усиливается в периодыэкстремального развития — от усиления государственного контроля над отраслями ипредприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферахпроизводства и распределения продукции. Например, в Японии в послевоенные годыэкономический механизм характеризовался прямым государственным управлениемподавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондовогораспределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования,политики доходов.
Усилия государственнойэкономической политики Японии того периода были направлены прежде всего насоздание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы оликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, очастных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949-1950 гг.) продолжиласьактивная политика государства по демонополизации экономики, и лишь последостижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапноотменяется государственное регулирование, цен.
Волна резких перемен в японскомуправлении была связана с ускоренным освоением методов американскогоменеджмента в период после окончания второй мировой войны. Инициатива визучении и внедрении американских методов управления исходила как от японскихгосударственных органов, так и от американской администрации оккупационныхвойск. В 1950 г. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскуюсистему «подготовки образцовых мастеров». Методы подготовкиаудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, былизаимствованы японским Министерством внешней торговли и промышленности дляорганизации курса по «подготовке администрации», повышениюквалификации управляющих.
Серьезную проблему для японскогобизнеса в тот период представляло неудовлетворительное качество японскихтоваров. По инициативе Министерства внешней торговли и промышленности в 1950 г.в Японию был приглашен известный специалист в этой области профессор Э. Дёминг,который заявил японским предпринимателям, что «японское качество можетстать лучшим в мире вместо худшего» [3, с.27]. Как известно, эти словаДёминга стали пророческими.
В ряде стран государственныеорганы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматриваетсякак превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выходиз кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такойприватизации — поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышениеих конкурентоспособности и эффективности.
Приватизация в каждой странеимеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобританииявляется постепенность, в Германии — осторожность, в Италии — ярко выраженныйпрагматизм. В Чешской Республике приватизация имела главную цель — уменьшитьдолю государства во владении собственностью и довести удельный весгосударственной собственности до 10-15%.
В целом развитые страны Западарассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики. По мнениюзападных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболееконкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинствагосударственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность врезультате издержек на единицу продукции. Как правило, государственныепредприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики,а не как коммерческие предприятия.
Основным побудительным стимуломприватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частныхинвестиций, в том числе иностранного капитала.
В странах с развитой рыночнойэкономикой приватизация принимает следующие формы:
продажа государственныхпредприятий частным инвесторам — физическим и юридическим лицам;
создание совместных предприятийс долевым участием частного капитала;
продажа части акций предприятий,являющихся государственной собственностью.
Приватизация в этих странах, какправило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению),затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частномукапиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку отприватизации предприятия.
В Чешской Республикеприватизация проходила в двух формах — малая приватизация и большая. Малаяприватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытовогообслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономическийи социальный эффект — стабилизация положения на крупных предприятиях,рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.
Большая приватизациягосударственных промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первыйэтап проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации.
В его ходе осуществляютсяразработка, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связанс реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народногоимущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятияс разными формами приватизации: 23,6% — преобразование в акционерные общества; 30,8%- бесплатная передача населенным пунктам; 8,0% — общественные аукционы; 22,3% — прямые продажи; 6,7% — торги; 9,8% — реституции.
В Чехии в процессе приватизацииактивное участие принимали иностранные фирмы. Большой объем иностранныхинвестиций приходился на фирмы Германии (31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии(7,2%), Австрии (6,2%). Иностранных инвесторов предприятия Чехии привлекаютотносительно невысоким страновым риском, сравнительно высоким уровнемквалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату иматериалы.
Итак, в странах с развитойрыночной экономикой накоплен богатый опыт как предотвращения, так и преодолениякризисных ситуаций на макро — и микроуровнях. Конечно, исторические исоциально-экономические условия возникновения, развития различных типовкризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но этообстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта ивдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управленияхозяйственными организациями разного уровня.
2. Проблемы использования зарубежного опыта в России
В 1990-х гг. в России былисозданы и законодательно закреплены основные положения, которые позволилиначать переход от плановой экономики к рыночной. Был принят Закон «Опредприятиях и предпринимательской деятельности», который полностьюизменил правовой статус предпринимательской деятельности. Из уголовнонаказуемого деяния предпринимательская деятельность превратилась в движущийфактор реформ в экономике страны. Это обусловило создание новых предприятий иформирование новых отношений как между существующими, так и вновь создаваемымипредприятиями.
Основным затруднением припоявлении предприятий нового типа стал тот факт, что эти предприятия былипредприятиями переходной экономики, т.е. их нельзя было отнести ни к рыночным,ни К бывшим социалистическим. Для таких предприятий начался достаточно сложныйпериод выживания в сложно предсказуемых условиях. Каждому предприятиюсамостоятельно предстояло искать выход из кризиса.
Появилось многообразие формсобственности частная, государственная муниципальная, акционерная,кооперативная и пр. Это было началом децентрализации управления на микроуровнеи переход к экономической самостоятельности предприятий.
Главной особенностью начавшейсядецентрализации управления на микроуровне стало не столько экономическая,сколько идеологическая и нормативная самостоятельность. Теперь на уровнепредприятия руководителям самостоятельно, без «руководящей роли партии»предстояло искать ответы на вопросы, от которых зависит жизнеспособностьпредприятия: что производить? для кого производить? какие цели ставить? какдостичь выбранных целей? ради чего это все делать? Такая самостоятельность ввыборе идеи существования нового или существующего бизнеса была совершенноновым видом деятельности для бывших управленцев, и к сожалению, не все смоглидостойно справиться с этим выбором.
Принятый закон о занятостинаселения, который правовым образом закрепил свободу труда, превратил труд изкатегории обязательной в категорию свободно-избранную. Таким образом, зачеловеком была признана свобода выбора поведения на рынке труда. Теперь человексам определял, где и как он будет трудиться, и будет ли он трудиться вообще. Неработающийчеловек переставал быть «тунеядцем» для государства. Жизнь чужимтрудом, жизнь за чужой счет, характеризующие явление тунеядства при социализмев СССР, ушли в историю.
Появление рынка труда привело креформированию системы найма персонала на предприятие. Большинству наемныхработников предстояло сформировать принципиально новое отношение ксобственнику, на которого им теперь приходилось работать, а появившимсяакционерам — усвоить простую истину что капитализация — это процесс рукотворныйи ничего не прирастает в бизнесе само собой.
Новым образовательным стандартомбыла введена специальность 062000 «Менеджер» тем самым управленческаядеятельность была признана отдельной профессиональной деятельностью. Позднеепоявился образовательный стандарт на специальность 351000 «Антикризисноеуправление», и вузы России начали осуществлять профессиональную подготовкуменеджеров на различных уровнях образовательной вертикали: колледжи, высшиеучебные заведения, позже появились аккредитованные программы уровня "МВА"И "iВА".
Таким образом, в России былисозданы возможности (свобода предпринимательства, многообразие формсобственности, децентрализация на микроуровне, свобода труда,профессионализация управленческой деятельности, свобода в выборе видадеятельности) для использования зарубежного опыта управления стран с рыночнойэкономикой в практике управления российских менеджеров.
Российским руководителямпредстояло освоить основы рыночной экономики, причем уже в реальном режиме конкурентнойборьбы, при этом создавая новую систему и механизм управления предприятием. Делатьэто надо было оперативно, так как начался эта перераспределен собственности, иРоссийский рынок начали осваивать зарубежные производители Так, В. Зверев,директор мебельной компании «Шатура», характеризуя тот этап жизни,говорит, что в 1993 г. после приватизации, когда предприятие стало совершенносамостоятельным, эта свобода пред надвигающей жесткой конкуренцией повергла егов ужас. Он понимал, что надо самим найти направление деятельности длядальнейшего развития, иначе предприятию не выжить.
Прежде всего «Шатура» пригласилаевропейскую консалтинговую компанию оценить предприятие с Точки зрениярыночного потенции в отчете было дано заключение, что предприятие с точкизрения рыночной экономики малоэффективно; в то же время были указаны четкиенаправления действий.
На предприятии было Многонепрофессиональных активов: кроме мебели «Шатура» производилакомплектующие и материалы для других предприятий в Москву поставлялись пленки,пружинист блоки, фанерные детали для мебели. Как и большинство российскихпредприятий «Шатура» имела подсобное хозяйство, детские сады,пионерлагерь, дворец спорта,20 жилых домов. Эффективно управлять всем этим былоневозможно Консультанты предложи избавиться от лишнего и заняться созданиемкоммерческой службы.
На этом общение с консультантамине закончилось: в том же 1993 г. «Шатура» выиграла конкурс дляоказания помощи приватизированным отечественным предприятиям, который былорганизован Российским центром приватизации и европейской программой ТАСI$.
После этого на предприятииполтора года работала компания МсКiпеу, которая проанализировав егоресурсы и разработала мероприятия по оптимизации работы. Специалисты из МсКiП$еупомогли сменить старую и тяжеловесную организационную структуру насовременную простую и понятную. Ранее генеральный директор имел 10 заместителейпо разным направлениям, причем никто в своем блоке полностью не отвечал зарешение вопросов, поэтому генеральный директор практически постоянно занималсяоперативными проблемами в соответствии с новой структурой компанию возглавилгенеральный директор, которому подчинялись коммерческий, производственныйфинансовый и административный директора, полностью отвечающие за свой сектор.
Если специалист из МсКiп8еу училипринципам управления, то итальянская консалтинговая компания КА$Т объясняла,что продукт, как его создавать и продвигать. Компании «Шатура» оченьпомог также Международнь1й конкурс экспертов, который оказывает услуги российскимпредприятиям на безвозмездной основе и в котором работают бывшие менеджерыамериканских компаний, вышедшие на пенсию. Под их патронажем в компанииСiААР, что позволило увидетьпредприятие изнутри, узнать цену принимаемых решений и понять, какую продукциюнеобходимо снять с производства, а на какую стоит сделать ставку.
Г. Райтер, обосновываянеобходимость использования зарубежного опыта в российской управленческойпрактике, подчеркивает, что «сегодняшний мир бизнеса работает по единымстандартам, выработанным на основе более чем столетнего опыта в разных точкахземного шара. Уже сейчас налицо сильная экономическая интеграция, тенденциястандартизации процедур и принципов управления, что, впрочем, не означаетпренебрежения культурными особенностями того или иного региона. Однако тот, кточрезмерно подчеркивает исключительность своих обстоятельств, рискует выйти изсоревнования и в конечном счете попасть в список банкротов.
В то же время Г. Райтер,рекомендуя использование своей методики построения „системыстратегического планирования“ в Российских предприятиях, указывает насущественные отличия российского стиля управления от западноевропейского и американского,что, в свою очередь, значительно влияет на порядок и последовательностьвнедрения управленческих нововведений. Он выделяет следующие особенностироссийских организаций:
в российских организациях посравнению с западноевропейскими и американскими, сильно развито местничество. Довольночасто управленческий аппарат представляет собой конгломерат соперничающих междусобой кланов заместителей, постоянно доказывающих друг другу и руководителюорганизации, что они более компетентны, чем их коллеги, и требующих на ЭТОМосновании большего объема полномочий, но не всегда Ответственности;
в странах СНГ менеджеры, вотличие от западноевропейских и американских, более ориентированы на готовыерецепты;
российские менеджеры утопают втекущих делах. Возможно, причина этого кроется в неумении организовать самихсебя, распределить полномочия и не заниматься не значительными делами;
российские менеджеры частопреувеличивают значение сиюминутны успехов. В мире конкуренции лидирующееположение на рынке относительно, технологии и условия ведения бизнеса изменяютсяпостоянно, и если на лаврах и не совершенствовать себя можно пропуститькритический момент;
по сравнению с западнымикомпаниями в российских организация уделяется меньше внимания анализу корпоративнойкультуры и ее систематической пропаганде среди персонала и клиентов, декларацииценностей компании и норм ведения бизнеса;
Российские организации частоигнорируют потребности клиента или ограничиваются лозунгами. Большее значениеимеют технологии;
в России широко распространенстарый принцип планирования „от достигнутого При адаптации зарубежныхметодов управления необходимо учитывать эти особенности в противном случаерезко снижается продуктивность управленческих процедур.
Практика применения опыта другихстран в решении кризисных ситуаций на других национальных моделях приводит кпоявлению национальных моделей менеджмента Именно так произошло с японскимменеджментом Вдумчивое изучение и внедрение зарубежного опыта дает возможностьпознакомиться с различными теоретическим подходами Менеджмента в рыночнойЭкономике и на базе этого опыта, с учетом общих закономерностей Развития,проектировать национальна и присущие им эффективные организационные Моделиуправления.
Сформулируем принципы использованиязарубежного опыта в российской практике управления:
научность — разработкамероприятий по внедрению методов управления организацией должна основываться надостижениях науки в области менеджмента и учитывать изменения законовобщественного производства в рыночных условиях;
изучение, а не копирование;
учет специфики возникновениявнедряемого опыта;
сохранение индивидуальностиорганизации;
соответствие социально-культурнымфакторам;
адаптивность — приспосабливаемостьзаимствованных приемов к изменяющим целям объекта управления и условиям егоработы.
Необходимость использованиямирового опыта управления в России обусловлена масштабными изменениями и вмировой экономике.
Новая экономика основана назнаниях и строится вокруг гибкого производства товаров и услуг. Жесткаяконкуренция постоянно вынуждает компании искать источники развития бизнеса, аэто значит, растет необходимость изучать опыт успешных компаний.
Россия, интегрируясь в мировоеэкономическое сообщество, создавая свою национальную модель менеджмента,создает неповторимое сочетание практической реализации законов менеджмента. Втоже время опыт российских менеджеров, накопленный за годы реформ, представляетинтерес для зарубежных партнеров.
В. Семенов, директорподмосковной компании “Белая дача — самой известной на овощном рынкеторговой марки с ежегодным оборотом в 40 млн. долл., — характеризуя своюсоциальную политику, говорит, что в организации удалось добиться баланса междуинтересами коллектива и капитала. „Это соотношение настолько отработано,что их системе мотивации и организации труда учатся голландские капиталисты. Почасти того, как организовать крупные коллективы в сельском хозяйстве, они нампроигрывают“.
Таким образом, любая успешнаяуправленческая практика всегда будет обращать на себя внимание специалистов вобласти антикризисного менеджмента; в связи с этим можно выделить факторы,оказывающие влияние на необходимость использования опыта в управлении:
обострение конкурентной борьбы;
выход на международные рынки;
интеграция в мировое сообщество;
высокая конкурентоспособностьзарубежных компаний;
внедрение международныхстандартов качества.
/>Заключение
По результатам проведенногоисследования можно сделать следующие выводы.
Тип управления — это комплексхарактеристик, отражающих его особенности, назначение и ценность.
Антикризисное управление как типуправления, способного предвидеть и предварять кризисы, смягчать их течение,устранять отрицательные последствия и превращать их в позитивные изменения,является важнейшим фактором современного развития менеджмента и экономики.
Антикризисное управление — этообъективная потребность управления, ориентированного на развитие, своевременноереформирование экономики, анализ будущего в настоящем, оценка взаимодействияприроды и деятельности человека.
Теория и практика антикризисногоуправления имеет длинную историю. Кризисы — явление сложное и противоречивое. Онипредставляют собой крайнее обострение противоречий в социально-экономическойсистеме, угрожающее ее устойчивости и жизнеспособности. Их порождают самыеразличные причины. Они делятся на объективные, связанные с цикличным характеромразвития, и субъективные, отражающие ошибки, некомпетентность в управлении. Воснове кризисов могут также лежать природные и техногенные процессы. Опасностькризиса существует всегда, и его необходимо предвидеть и прогнозировать. Исходяиз этого, антикризисное управление можно представить как систему мер подиагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и ихпричин на всех уровнях экономики.
Опыт антикризисногореформирования экономики, финансов, социальной политики в странах с развитойэкономикой имеет не только национальное, но и большое международное значение. Особенноон ценен для российских менеджеров, экономистов и политиков.
Типуправления — это комплекс характеристик, отражающих его особенности, назначениеи ценность. Антикризисное управление как тип управления, способного предвидетьи предварять кризисы, смягчать их течение, устранять отрицательные последствияи превращать их в позитивные изменения, является важнейшим факторомсовременного развития менеджмента и экономики.
Антикризисное управление — непечальная необходимость исправления накопленных ошибок или горькая расплата заних, это объективная потребность управления, ориентированного на развитие,своевременное реформирование экономики, анализ будущего в настоящем, оценкавзаимодействия природы и деятельности человека.
Но тот или иной тип управленияне существует в чистом виде. Он обладает определенными признаками, которые втой или иной мере учитываются в реальной практике управления. А она всегдасочетает признаки различных типов. Например, современное управление состоит измодулей (комплекса типологических признаков) антикризисного, стратегического,инновационного, мотивационного, социально ориентированного управления. И всеэти признаки находятся в связи, сочетании и взаимодействии. Это и характеризуетискусство управления, его научность, качество и эффективность.
Антикризисное управлениепредставляет собой не только определенную систему, в признаках, параметрах ипоказателях которой оно выражается. В антикризисном управлении, понимании егонеобходимости отражается характер и особенности профессионального сознанияменеджера. Это структура знаний, система ценностей, исследовательскийпотенциал, практический опыт, мироощущение, человеческий фактор поведения,перспективное мышление, непрерывное образование.
Список литературы
1.        Антикризисное управление в промышленности: науч.-практ. пособие /Михайлов Л.М. М.: Экзамен, 2004.224 с.
2.        Антикризисный PR и консалтинг / Ольшевский А.С. СПб: Питер, 2003.432 с.
3.        Кожевников Н.Н., Борисов Е.И. Основы антикризисного управленияпредприятиями. М., „Академия“., 2005.496 с.
4.        Методология антикризисного управления: учебно-практ. пособие / Юн Г.Б. М.:Дело, 2004.432 с.
5.        Полещук В.М. Правое регулирование несостоятельности (банкротства) // Дайджестжурнала „Право и жизнь“. М.: ЮНИТИДАНА, 2005.38 с.
6.        Словарь по антикризисному управлению / Юн Г.Б., Таль Г.К., Григорьев В.В.М.: Дело, 2003.448 с.
7.        Степанов С.П. Антикризисное регулирование экономики: теория и практика.// Дайджест журнала „Право и жизнь“. М.: ЮНИТИДАНА, 2005.38 с.
8.        Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. пособие/ К.В. Рудый. М.: Новое знание, 2004.400 с.
9.        Чижов П.Н. Опыт антикризисного управления в странах бывшего соцлагеря: состояниеи перспективы // Дайджест журнала „Право и жизнь“. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005. С.121.
10.     Экономико-статистические модели эффективности финансово-промышленныхструктур / Косачев Ю.В. М.: Логос, 2004.244 с.
11.     Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.: БЕК, 1996.
12.     История менеджмента. М.: ИНФРА-М, 1997.
13.     Якокка Ли. Карьера менеджера. М: Прогресс, 1991.
14.     Яковлев Н.Н. ФДР — человек и политик. Загадка Пёрл-Харбора. М.: Международ,отн., 1988.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.