Реферат по предмету "Экономика"


Законы макроэкономики и механизм их действия

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.   Особенностизаконов в экономике
2.   Закон возвышенияпотребностей
3.   Принципограниченности ресурсов
4.   Закон возрастаниявмененных издержек
5.   Закон убывающейдоходности
6.   Закон убывающейпредельной полезности
7.   Закон спроса
8.   Закон предложения
9.   Закон денежногообращения
10. Закон Эйнгеля
Заключение
Библиографическийсписок
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Довольно часто приходится слышать о существовании ипроявлении экономических законов, характеризующих типовые черты взаимосвязей ивзаимодействий между частями, элементами экономической системы, включая илюдей, участвующих в экономических процессах. Обычно имеется в виду наличиевсеобщих, постоянно наблюдаемых связей и соотношений между производством,распределением, обменом, потреблением вещей, благ, услуг и показателями, характеризующимиэти процессы.
Тема данной курсовой работы актуальна в наши дни,так как необходимо исследовать и изучать рынок с помощью этих законов, так женекоторые из законов недоработаны и требуют дальнейшего изучения.
Этими проблемамизанимались: Райзберг Б.А., Горфинкель В.Я., Швандар В.А., Пелих А.С., Волков О.И.,Девяткин О.В., Михайлушкин А.И., Шимко П.Д., Савицкая Г.В.
Объектом исследованияданной курсовой работы является макроэкономика и ее законы.
Предметами данной курсовой работы являются законы макроэкономикии их механизм.
Целью данной курсовой работы является изучение законовмакроэкономики и механизм их действия.
Задачами являются: выявить законы макроэкономики иизучить их действие, понять структуру их действия на рынке потребителя ипродавца.
Экономические законы — это типовые черты взаимосвязей и взаимодействий между частями, элементами экономическойсистемы, включая людей, участвующих в экономических процессах.
Использованы методыизучения и анализа научной литературы, изучения и обобщение отечественной изарубежной практики, монографический, моделирование, сравнение, анализ исинтез.
Структуру курсовой работы составляют введение,основная часть, которая состоит из десяти частей, заключение, библиографическийсписок и приложения. Курсовая работа изложена на 32 страницах.

1.Особенности законов в экономике
Окружающийнас мир и мы сами при всем его разнообразии устроены таким образом, чтопроцессы и явления в природе и в обществе подчиняются определенным правилам.Универсальные всеобщие способы «поведения» всего сущего в мире, объективносвойственные всем явлениям данного рода, класса, принято называть законами. Наличиезаконов обнаружено и многократно подтверждено в физическом и биологическоммире. Это законы механики, закон сохранения и превращения вещества и энергии,законы наследственности и эволюции всего живого. Принципиальная особенностьтаких законов состоит в том, что они действуют независимо от воли и сознаниялюдей [1, с. 74].
Довольночасто приходится слышать о существовании и проявлении экономических законов,характеризующих типовые черты взаимосвязей и взаимодействий между частями,элементами экономической системы, включая и людей, участвующих в экономическихпроцессах. Обычно имеется в виду наличие всеобщих, постоянно наблюдаемых связейи соотношений между производством, распределением, обменом, потреблением вещей,благ, услуг и показателями, характеризующими эти процессы. Одно представляетсяясным и очевидным: в той своей части, в которой экономика включает естественныепроцессы, а экономическая наука опирается на естествознание, действуютфизические и биологические законы естественного мира. Также можно признать, чтоеще не завершена систематизация экономических закономерностей, их сведения вчеткую систему.
2.ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Нужды людей, принявшиеформу конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах,называются потребностями. Круг потребностей современного человека крайнеразнообразен. Тем более человеческие потребности включают не только индивидуальныенужды, но и потребности семьи, социальной группы, производственного коллектива,населения, народа, государства. Количество видов благ, товаров, услуг, вкоторых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее кругих непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что втечение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услугувеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объемапотребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в ещебольшей степени в качественном отношении. Эта подтверждаемая многолетнейисторией человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названазаконом возвышения потребностей [3, с. 158].
Применение слова«возвышение» взамен напрашивающихся слов «увеличение», «рост» призваноподчеркнуть, что имеется в виду не только стремление к количественномувозрастанию потребления, но в не меньшей степени изменение структурыпотребностей, расширение их круга, разнообразия, смещение приоритетов, развитиевзаимозаменяемости, качественное совершенствование. Во многих случаях изменениепотребностей объективно обусловлено переменами в условиях жизни, в среде,окружающей людей. Стремление к увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости,духовному совершенствованию, самовыражению личности, личной и общественнойбезопасности также служит объективным фактором расширения круга потребностей.
Таким образом, прогрессчеловечества, рост его культуры, знаний, преобладание духовных начал,расширяющиеся возможности экономики неизбежно обуславливают возвышениепотребностей как закономерность человеческой цивилизации.

3.принцип ограниченности ресурсов
Как описывается во многих учебниках, главная задачаэкономики состоит в использовании экономических ресурсов (земля, труд, капитал,знания) в целях получения экономического продукта (продукция, товары, работы,услуги). Экономический продукт необходим человеку, семье, социальным группам,народу, обществу, государству для удовлетворения их многочисленныхпотребностей, нужд, интересов.
Нужно подчеркнуть, чтопотребности обладают печальной особенностью: в целом они не ограничены, ненасыщаемы и к тому же непрерывно возрастают в количественном и в качественномотношении. Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя вполне можноудовлетворить полностью, насытить. Как отмечают авторы одного из учебников поэкономике, потребность человека в операции аппендицита вполне удовлетворяетсяодной операцией. Даже самому большому любителю молока достаточно десяткапакетов для насыщения. Вряд ли семье понадобится больше трех чайников илигазовой плиты в квартире. Но индивидуальные желания в отношении богатства,денег не имеют явно выраженного предела. То же самое касается стремления людейприобрести те ценности, которых у них просто нет. Если же говорить околлективных, общественных, государственных потребностях, то они воистину вомногом, если не во всем, практически беспредельны в том смысле, что трудноназвать четкие, конкретные пределы, уровни их полного удовлетворения.
Итак, люди, население,страны нуждаются, желали бы потреблять весьма значительное, практическинеограниченное количество конечного экономического продукта в видепотребительских товаров и услуг. Для их производства необходимо еще большееколичество и разнообразие промежуточных продуктов (факторов производства),получение которых требует изначального использования экономических ресурсов:природных, трудовых, основных и оборотных средств, информации. И вот тут-товозникает неизбежное противоречие между желаемым и возможным, междупотребностями и ресурсами.
Дело в том, что все видыэкономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом,отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и вкачественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммычеловеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности,редкости ресурсов.
Пахотные земли иземельные массивы для размещения экономических объектов, водные ресурсы,воздушный бассейн, полезные ископаемые, животный и растительный мир – все этоимеет конечные пределы использования, во многом относится к невозобновляемымприродным ресурсам.
Труд людей ограничен ихколичеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количествомрабочего времени.
Средства производства ввиде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явнозаданными пределами, обусловленными возможностями их создания, характером иэффективностью применения, выбытием по мере износа, использования.Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишьчастично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.
Хотя возможности познаниябеспредельны, но реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то естьинформационных ресурсов, практически всегда оказывается количественнонедостаточным и качественно несовершенным для решения экономических проблем,возникающих перед людьми. Если же рассматривать денежные ресурсы как средствоприобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентомнатуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.
Таким образом, принципограниченности экономических ресурсов носит всеобъемлющий характер, в связи счем в экономической литературе его именуют фундаментальным, а проблемуограниченности ресурсов относят к числу определяющих. Некоторые авторы, как ужеупоминалось, определяют экономику (науку) как предмет, изучающий, каким образомобщество, обладающее ограниченными, дефицитными ресурсами, решает, что, как идля кого производить. Главную задачу и проблему экономической науки эти авторывидят в нахождении способов максимизации потребительского эффекта, полезности сучетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для полученияжелаемого результата.
При всей важности,значимости принципа ограниченности ресурсов его не следует абсолютизировать. Поотношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности неявляется жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В подобных ситуацияхзадача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, впринципе достаточные, ресурсы. К примеру, в российской экономике многиеприродные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественнойограниченности, а в связи с удручающе неэффективным использованием.
 
4.ЗАКОН ВОЗРАСТАНИЯ ВМЕНЕННХ ИЗДЕРЖЕК
Ограниченность ресурсовпорождает ограничение производственных возможностей. Каждая ресурсная единицаобладает некоторой отдачей, характеризующей эффективность ее производственногоиспользования. Отдача имеет свои пределы. Даже при самой лучшей,материалосберегающей технологии из тонны руды не получить больше тонны металла.Производительность людей, машин, оборудования также имеет верхний предел. Витоге при данном количестве ресурсов существует предельный объем выпускапродукции.
Максимально возможныйобъем производства определенного продукта (товаров, услуг) при заданных объемахи структуре располагаемых ресурсов, имеющихся либо выделенных для производстваэтого продукта, называют пределом производственных возможностей. Таким пределомобладают предприятие, фирма, отрасль, экономика страны. В реальнойдействительности в масштабах экономики страны производятся не один, а множествопродуктов. В этом случае можно перераспределить ресурсы между разными товарами,в связи с чем будут изменяться производственные возможности выпуска каждого изних. Рассмотрение полной картины возможных выпусков всей гаммы производимых встране товаров чрезвычайно затруднено, поэтому в экономической теории прибегаютк рассмотрению двухпродуктовой модели экономики [5, с. 211].
Затраты, связанные спроизводством товаров, в экономике принято именовать издержками. Переключаяресурсы с производства одного товара на другой, скажем, с продовольственныхтоваров на непродовольственные, мы вынуждены терять определенное количествоэтого товара, нести издержки в виде альтернативной стоимости. Издержки,обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют вмененными.Это издержки, обусловленные упущенными возможностями. Иногда их именуютдополнительными затратами. Закон возрастания вмененных издержек правомерноназывать также законом возрастания стоимости замены одного товара другим помере увеличения объема замены.
5.ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ДОХОДНОСТИ
 
С законом возрастаниявмененных издержек соседствует и взаимодействует закон убывающей доходности,именуемый также законом убывающей отдачи ресурсов, факторов производства. Этотзакон устанавливает соотношение между затратами ресурсов, производственныхфакторов, с одной стороны, и выпуском продукции, товаров, услуг, с другойстороны. При этом рассматривается прежде всего, каким образом приращение затратодного из факторов производства влияет на увеличение выпуска продукции припрочих неизменных факторах.
В общем случае законубывающей предельной доходности формулируется так: «Приращение выпускаопределенного продукта за счет увеличения любого переменного фактора приостальных фиксированных факторах убывает, начиная с некоторого объема выпуска»[2, с. 326].
Убывание прироста выпускапродукции и производительности не обязательно начинается сразу же послеувеличения рассматриваемого фактора. Первичные небольшие приращения данногофактора, если они не нарушают рационального соотношения факторов, ихсогласованности или даже улучшают это соотношение, не вызывают падения отдачи,она может даже расти. Но только до определенного предела, до некоторого объемавыпуска, начиная с которого вступают в силу диспропорции, и проявляетсярассматриваемая закономерность (Прил. 1). Согласно закону убывающей отдачиэкономических ресурсов следует, прибегая к увеличению использования одного изресурсов в целях повышения конечного результата (экономического продукта),помнить, что эффект будет зависеть не только от величины вовлекаемого в оборотресурса, но и от его соотношения с другими ресурсами. Чрезмерное увеличениеодного ресурса приводит к потере его отдачи.
6.ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
Полезность какэкономическая категория означает способность продукта удовлетворятьопределенные потребности людей. В экономическом смысле полезностью обладают,скажем, сигареты, так как они удовлетворяют потребности курящих людей. Такиепотребности существуют, хотя они и считаются вредными. В экономической теорииполезность принято считать количественной, измеримой величиной. Введено даженаименование условной единицы полезности – ютиль (от английского «utility», означающий «полезность»).
Предельная полезность представляет собой приращениесуммарного потребительского эффекта от определенного блага, достигаемое за счетпотребления каждой дополнительной единицы этого блага [1, с. 85]. Согласнозакону убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемогоблага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, то есть дополнительныйпотребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу, ниже,чем эффект, полученный от предыдущей единицы. Предельная полезность убывает сувеличением количества потребляемых благ (Прил. 2). Вследствие проявлениязакона убывающей предельной полезности потребители ведут себя определеннымобразом при выборе комплекта нескольких благ для потребления. Они исходят изпринципа максимизации полезности. Суть принципа состоит в том, что потребительв рамках имеющихся у него ресурсных возможностей предпочитает такой набор благ,пари котором отношение предельной полезности каждого товара к его цене илизатратам на его приобретение одинаково для разных благ. Принцип максимизацииполезности посредством выравнивания предельной полезности на единицу затратнаиболее ярко проявляется только в тех ситуациях, когда денежные возможностипотребителя достаточны для приобретения представительного набора товаров.Распределяя рациональным образом деньги на приобретение разных благ, следуетстремиться к тому, чтобы получить от каждого вновь приобретаемого блага равноеудовольствие на единицу затрат. В быту потребитель так и действует, хотя,возможно, неосознанно. Дешевого товара с низким потребительским эффектом,доставляющим мало удовольствия в расчете на единицу количества, люди чаще всегоприобретают побольше, тем более что это позволяет низкая цена. Дорогой же товарс высоким потребительским эффектом каждой единицы приобретается в меньшемколичестве. В итоге и получается, что полезный эффект на единицу затратоказывается по своему значению близким для всех товаров, входящих вприобретаемый комплект.
7.ЗАКОН СПРОСА
В рыночной экономике понятие «спрос» наряду спонятием «предложение» относится к числу фундаментальных
В принципе спрос – это запрос фактического илипотенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся унего, предназначенные для покупки этого товара деньги. Спрос отражает, с однойстороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желаниеприобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны,возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного»диапазона. Наряду с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядомсвойств и количественных параметров, из которых выделим прежде всего объем иливеличину спроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимаемыйкак объем спроса, означает количество данного товара, которое покупателижелают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период поопределенным ценам. Проще говоря, спрос как объемный показатель характеризуетколичество продукта, которое покупатели способны, намерены, будут приобретатьпо различным возможным ценам. Как ясно из определений, объем спроса зависит отцен на продаваемый товар, услугу. Но кроме них на величину спроса влияет и ряддругих факторов, которые иногда называют неценовыми. Это, прежде всегопотребительские вкусы, мода, величина доходов, величина цен на другие,сопряженные товары, возможность замещения данного товара другим. Закон спросапроявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина спросауменьшается по мере увеличения цены товара [6, с. 503]. Природа закона спросапо существу проста. Если у покупателя есть определенная сумма денег наприобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем большецена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупательможет привлечь дополнительные средства, приобрести взамен данного товара иной,замещающий его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденциюсвертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежныевозможности покупателя ограничены определенным пределом. Графически законспроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в формеграфика связь, функциональную зависимость между величиной спроса и ценой, тоесть шкалу спроса (Прил. 3). Надо различать индивидуальные кривые спроса,отражающие реакцию индивидуального покупателя на цены, рыночные кривые,характеризующие объем спроса на данный товар всех покупателей рынка, и функциюсовокупного спроса, отражающую интегрированный спрос в масштабах хозяйствастраны, то есть всех покупателей на все товары.
Закон спроса действует в полной мере только вопределенных условиях, прежде всего применительно к конкурентному рынку.Действие закона может проявляться по-разному в зависимости от того, какованастоятельность потребности в товаре. Если покупатель способен уменьшитьпотребление данного товара, кривая спроса крутая, если же потребность вопределенном количестве товара настоятельная, то кривая более плавня.
Теоретически вполне возможно существование товаров,не подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает приувеличении цены. Их называют товарами Гиффена. Предпринималось много попытокобнаружить такие товары. В реальной жизни нередки случаи, когда рост цены натовар увеличивает спрос на него, так как людям кажется, что рост цены отражаетвысокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действие несобственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято считатьтоварами Гиффена. Здесь вновь сказывается условность предпосылок, заложенных воснову закона спроса. Закон спроса и закон предложения не содержат конкретногоинструмента, рецепта построения кривых спроса и предложения. Однако они играютогромную роль в раскрытии природы, толковании рыночных процессов и объясненииповедения продавцов и покупателей на рынке.
8.        ЗАКОНПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предложение характеризует возможность и желаниепродавца предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам.Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность скачественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется еговеличиной, объемом. Объем, величина предложения – это количество продукта,которое продавец желает, может и способен в соответствии с наличием илипроизводственными возможностями предложить для продажи на рынке в течениенекоторого времени по определенным ценам. Закон предложения заключается в том,что при прочих неизменных факторах величина предложения увеличивается по мереувеличения цены товара [7, с. 92]. Графически закон предложения может бытьотображен кривыми предложения, отображающими в форме графиков связь,функциональную зависимость между величиной предложения и ценой, то есть шкалупредложения (Прил. 4). По аналогии со спросом следует различать величинупредложения, характеризующую изменение объема предложения в зависимости от ценыпри перемещении по кривой предложения, и предложение в целом, характеризуемое формойи положением всей кривой предложения. Смещение всей кривой предложенияобусловлено действием неценовых факторов. Предложение, как и спрос, может бытьнеэластичным либо высокоэластичным в зависимости от крутизны кривойпредложения, то есть от того, насколько реагирует величина предложения наизменение цены. Предложение, как и спрос, может быть индивидуальным (одинпродавец), рыночным (один рынок) и совокупным (множество товаров и рынков).
Закон предложения нельзя признать универсальным нетолько потому, что он характеризует зависимость предложения лишь от цены припрочих неизменных факторах, а еще и потому, что он действует в полную силу лишьв условиях высококонкурентной экономики.
9.ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
 
Между обращающейся денежной массой, перемещающейсяот покупателей к продавцам, и товарной массой, перемещающейся от производителейи продавцов к покупателям товара, имеются определенные соотношения, связи,которые носят устойчивый характер и потому могут быть названы законом денежногообращения. Этот закон носит макроэкономический характер, отражает процессы вмасштабе страны.
Пусть общая масса наличных и безналичных денег,обращающихся в стране в течение определенного периода времени, равна/>М, а массаобращающихся за то же время товаров равна Q. Представим условно всю товарнуюмассу Q в виде одного товара, которыйреализуется по цене Р за товарную единицу. Очевидно, что процесскупли-продажи этого товара порождает необходимость «уравновешивания» денежной итоварной массы посредством цены Р, призванной сделать обмен товаров наденьги эквивалентным. Это означает, что количество денег, обращающихся в странев течение определенного периода, должно быть равно денежной стоимости проданныхза данный период товаров. Последняя же равняется произведению количества товараQ на цену единицы товара Р. математически условиесоответствия денежной и товарной массы выражается зависимостью:
 
M= QxP.
Если учесть, что одна и та же денежная масса М может быть использована впроцессе закупок товара Q многократно, так как зарассматриваемый период, например год, деньги способны сделать V оборотов, условиесбалансированности денежной и товарной массы приобретает вид:

MxV= QxP.
Это и есть уравнение денежного обращения, выражающеев математической форме суть закона денежного обращения.
Отметим, что данное соотношение остаетсясправедливым и в условиях, когда в процессе купли-продажи участвует множествотоваров, продаваемых по разным ценам. В подобной ситуации правая честьуравнения денежного обращения получает вид:
 
QxP= />QiPi,
ГдеQi– количество проданного «i» товара;
Pi– цена единицы «i» товара;
n – общее количество видовпродаваемых товаров [1, с. 95].
Как вытекает из сказанного выше, закон денежногообращения можно трактовать как закон соответствия между обращающейся в странеденежной массой и денежной стоимостью обращающейся товарной массы.
Закон денежного обращения отражает по своей сутимонетаристскую концепцию денег и товарную природу цены. Из закона денежногообращения следует, что, регулируя денежную массу в обращении, государствоспособно влиять на цены.
 
10.     ЗАКОНЭЙНГЕЛЯ
 
Количество и виды приобретаемых потребителямитоваров и услуг в заметной степени зависят от денежных доходов покупателей.Прусский статик Эрнест Эйнгель еще в XIXвеке обнаружил естественную закономерность, согласно которой по мере увеличениядоходов потребителей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров.При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первойнеобходимости, уменьшается, тогда как часть дохода, расходуемая на предметыроскоши, товары не первой необходимости, увеличивается.
Уменьшение доли расходов высокодоходной частинаселения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, не обязательноозначает, что эта категория граждан уменьшает потребление простейших товаров.Действительно, если для приобретения простейших жизненно необходимых товаровповседневного спроса семье из четырех человек необходимо затратить, скажем, 500фунтов стерлингов в месяц, а ее месячный доход и расход равны тысяче фунтов, тодоля таких товаров в семейном бюджете составит половину. Для семьи же,расходующей в месяц 5 тысяч фунтов стерлингов, приобретение тех же повседневнонеобходимых товаров потребует затраты только 10% общей суммы расходов семейногобюджета.
С другой стороны, смещение потребления богатых людейв область дорогих и ценных товаров может происходить и путем замещения болеедешевых товаров и услуг, которые «вымываются» из зоны потребления. Богатыйчеловек, употребляющий на завтрак чашечку кофе и бутерброд с черной икрой,вполне может отказаться от чая и булочки так же, как едущий в таксиотказывается от услуг общественного транспорта. В то же время и закон Эйнгеляне носит абсолютного характера. В мире полно Гобсеков, Плюшкиных и простонеприхотливых людей, структура потребления которых слабо зависит или дажепрактически не зависит от величины доходов.

заключение
Окружающийнас мир и мы сами при всем его разнообразии устроены таким образом, чтопроцессы и явления в природе и в обществе подчиняются определенным правилам.Универсальные всеобщие способы «поведения» всего сущего в мире, объективносвойственные всем явлениям данного рода, класса, принято называть законами. Количествовидов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляетсямиллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этомсвидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количествовидов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза приодновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребностирастут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Этаподтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживаетвыделения и может быть названа законом возвышения потребностей.
При всей важности,значимости принципа ограниченности ресурсов его не следует абсолютизировать. Поотношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности неявляется жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В подобных ситуацияхзадача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, впринципе достаточные, ресурсы. К примеру, в российской экономике многиеприродные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественнойограниченности, а в связи с удручающе неэффективным использованием. Максимальновозможный объем производства определенного продукта (товаров, услуг) призаданных объемах и структуре располагаемых ресурсов, имеющихся либо выделенныхдля производства этого продукта, называют пределом производственныхвозможностей. Таким пределом обладают предприятие, фирма, отрасль, экономикастраны. В реальной действительности в масштабах экономики страны производятсяне один, а множество продуктов. В этом случае можно перераспределить ресурсымежду разными товарами, в связи с чем будут изменяться производственныевозможности выпуска каждого из них. Рассмотрение полной картины возможныхвыпусков всей гаммы производимых в стране товаров чрезвычайно затруднено,поэтому в экономической теории прибегают к рассмотрению двухпродуктовой моделиэкономики.
В общем случае закон убывающей предельной доходностиформулируется так: «Приращение выпуска определенного продукта за счетувеличения любого переменного фактора при остальных фиксированных факторахубывает, начиная с некоторого объема выпуска». Предельная полезностьпредставляет собой приращение суммарного потребительского эффекта отопределенного блага, достигаемое за счет потребления каждой дополнительнойединицы этого блага. В принципе спрос – это запрос фактического илипотенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся унего, предназначенные для покупки этого товара деньги. Спрос отражает, с однойстороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желаниеприобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны,возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного»диапазона. Закон предложения заключается в том, что при прочих неизменныхфакторах величина предложения увеличивается по мере увеличения цены товара.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
 
1. Курс экономики: Учебник / Под ред. проф.Райзберга Б.А. М.: ИНФРА-М, 2001. – 716 с.;
2. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А. М.: ЮНИТИ, 2004. — 610 с.;
3.        Экономикапредприятия (фирмы) / Под ред. проф. Пелиха А.С. М.: Ростов-на-Дону, 2004. — 504 с.;
4.        Экономикапредприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. Волкова О.И., доц. Девяткина О.В.М.: ИНФРА-М, 2005, — 559 с.;
5.        Михайлушкин А.И.,Шимко П.Д. Экономика. Учебник. М.: Высшая школа, 2001. – 399 с.;
6.        Савицкая Г.В.Экономический анализ. Учебник. М.: Новое знание, 2004. – 640 с.;
7.        Чалдаева Л.А.Экономика предприятия: курс в схемах. М.: Юристъ, 2004, — 334 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
 
Закон убывающейдоходности
/>
Графики предельной (ПР) исредней (СР) отдачи

ПРИЛОЖЕНИЕ 2Законубывающей предельной полезности
/>
График изменениясовокупной и предельной полезности

ПРИЛОЖЕНИЕ 3Кривыеспроса
/>Кривыеспроса с разной эластичностью
/>
ПРИЛОЖЕНИЕ4 Криваяпредложения
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.