Реферат по предмету "Экономика"


Инфляционный налог

/>
Светуньков С.Г.
Ещесо времен Дж.М.Кейнса известно, что инфляция представляет собой особый видналога — с его помощью слабые правительства затыкают дыры в бюджете, доходнуючасть которого они не в состоянии пополнить иным способом. «К обесценениюденег как своеобразному налоговому источнику государство стало прибегать с техпор, как этот источник был открыт Римом» [15, c.91].
Еслиинфляция — это налог, то необходимо изучить, как он действует и кто егоуплачивает. Методика, предлагаемая мною в данной книге, дает и в этом случаенеоспоримые преимущества по сравнению с классическим представлением ситуации.
Вобщем случае можно предположить существование трех способов действияинфляционного налога, а значит, и три совокупности налогоплательщиков.
Первыйспособ, который следует признать относительно цивилизованным, это когдапроизводители освобождаются от уплаты данного налога — оборотные средствапредприятий индексируются вместе с ростом инфляции. В этом случае вся тяжестьналогового гнета от этого вида налогообложения ложится на население — доходпотребителя облагается дополнительным налогом.
Второйспособ — когда инфляционным налогом обложены производители, а населениезащищено от его воздействия при помощи индексации заработков и вкладов.
Возможени третий способ обложения инфляционным налогом, когда и население, ипредприятия никак не защищены от его гнета.
Рассмотрюболее подробно действие инфляции в каждом из трех возможных способов.
Первыйслучай. Он более прост в той графической интерпретации, которой я придерживаюсьв книге. Первый вариант инфляции для населения означает, что реальные доходыпокупателей начинают уменьшаться в зависимости от уровня инфляции.
Вто же самое время индексация оборотных средств предприятий способствует тому,что поведение производителей никак не меняется, предприятия осуществляютпростое или расширенное воспроизводство, как будто и нет никакой инфляции.Впрочем, если быть все же до конца точным, в отдельных случаях возможнынекоторые изменения, связанные с пропорциями между условно постоянными иусловно переменными издержками. В общем случае, однако, есть все основаниясчитать, что при индексации оборотных средств, разрешенных правительством,поведение производителей меняется в незначительной степени.
Чтопредставляет собой накопленный доход потребителя, который является одной изважнейших составляющих моей теории? Это денежные доходы и имуществоиндивидуума. Денежные доходы, в свою очередь, делятся на доходы, используемыена потребление и доходы, используемые на накопления — для дальнейшего ихпревращения в имущество.
Очевидно,что при одинаковом накопленном доходе пропорции между денежными средствами,направляемыми на потребление, денежными средствами, направляемыми нанакопление, и имуществом могут быть самыми различными. В целях данногопараграфа я предполагаю, что эти пропорции меняются в прямой пропорциональностипри увеличении накопленного дохода. Это предположение, конечно же, достаточногрубое, но тем не менее оно имеет право на существование как один из возможныхвариантов. Вариант, когда потребитель обладает роскошными домами, загороднымивилами, яхтами и автомобилями, но при этом не имеет денежных средств для того,чтобы купить килограмм хлеба, мною рассматривается как маловероятный.
Какдействует инфляция на эти три составляющие дохода потребителя?
Перваясоставляющая — денежные средства, направляемые на потребление, как правило,несколько возрастают с ростом инфляции. При этом происходит отставание ее оттемпов инфляции, так как первично повышение цен товаров и вторично повышениезаработков. В любом случае эта составляющая имеет тенденцию к относительномууменьшению с ростом инфляции.
Втораясоставляющая — денежные средства, направляемые на накопление, имеют болеесложную судьбу. Эти средства могут храниться в финансово-кредитных учрежденияхили у индивидуума дома. Во втором случае средства резко обесцениваются, впервом — обесцениваются, но не так резко. Кроме того, общий заработок начинаетперераспределяться — все меньшая часть откладывается на накопление, так какнакопление в денежных единицах не имеет смысла. Значит, эта составляющая имееттенденцию более резко сокращаться при инфляционных процессах, чем первая.
Третьясоставляющая — имущество — индексируется вместе с ростом инфляции и неуменьшается. В том случае, когда инфляция длится достаточно долго, имуществоможет изнашиваться или морально устаревать, и при отсутствии денежных средствна его восстановление или модернизацию его стоимость также начнет уменьшаться.Таким образом, в краткосрочном аспекте при инфляции имущество индексируется иэта составляющая дохода не уменьшается, а в долгосрочном аспекте — уменьшаетсяиз-за своего износа (морального и физического).
Каковоже будет состояние накопленного дохода в результате инфляции? На первый взглядможет показаться, что доходы у всех потребителей уменьшаются и все группынаселения страдают в одинаковой степени. Это, однако, не так. В общем случаеможно выделить три группы потребителей.
Перваягруппа — потребители с низкими доходами, вторая группа — потребители сосредними доходами, и третья группа — потребители с высокими доходами.
Упервой группы имущество незначительно. Могут быть некоторые денежные накопленияи денежные средства на потребление. С ростом инфляции денежные накопленияуменьшаются и становятся равными нулю. Из денежного дохода уже не удаетсяотложить средства на накопление и восстановление имущества. Если инфляциядлится достаточно долго, стоимость имущества также уменьшается. Уменьшаютсяденежные доходы, уменьшается стоимость имущества, значит, накопленные доходы употребителей этой группы с инфляцией становятся все меньше и меньше. Врезультате — эта группа потребителей уменьшает приобретение товаров, неявляющихся товарами повседневного спроса, и увеличивает потребление товаровпервой необходимости. На равновесных кривых это означает, что увеличиваетсячисло потребителей на участках максимального или близкого к ним потреблениятовара — когда количество товаров повседневного спроса велико и равновесныецены также достаточно высоки.
Дляпотребителей со средними доходами, у которых денежные доходы достаточны дляприобретения товаров повседневного спроса и товаров, таковыми не являющимися,уменьшаются денежные накопления. В зависимости от поведения потребителявозможны два варианта:
— денежные средства, пускаемые раньше на накопление, идут на потребление;
— денежные средства, пускаемые раньше на накопление, идут на увеличение стоимостиимущества.
Впервом случае некоторое время увеличивается объем потребления товаров, неявляющихся предметами первой необходимости, но не являющихся и предметамидолговременного пользования. Предметы первой необходимости потребляются науровне рационального потребления. Но затем, при достаточно длительной инфляции,денежные доходы обесцениваются, а стоимость имущества начинает уменьшаться.Накопленный доход, таким образом, начинает уменьшаться. Это приводит такихпотребителей в зону пиковых объемов и цен — структура потребления товаровначинает меняться в сторону увеличения объемов товаров первой необходимости. Ихначинают брать впрок, а затем и вообще употреблять их в больших объемах.
Вовтором случае объемы приобретения товаров повседневного спроса остаются науровне рациональных, а денежные средства пускаются на приобретение товаровдолговременного пользования — увеличивается стоимость имущества. Рост стоимостиимущества компенсирует износ некоторой его части, и группа потребителей такогорода практически защищена от инфляции.
Группапотребителей с высокими доходами оказывается в наиболее привилегированномположении — стоимость имущества, имеющегося в более чем достаточном количестве,индексируется с ростом инфляции. Потребление предметов повседневного спроса ипродуктов питания остается на уровне рационального, и денежные средства,направляемые в результате этого на потребление, очень не велики. При этомосуществляется потребление товаров, не являющимися необходимыми. Денежныедоходы таких потребителей высоки и таковы, что их нет смысла накапливать дляприобретения дорогостоящих предметов — они легко могут быть потрачены наприрост имущества за счет этих предметов. Если денежные средства не тратитьпопусту, а вкладывать в товары длительного пользования, то такие потребители даженесколько увеличивают свои доходы с ростом инфляции за счет увеличениястоимости накапливаемого имущества. В любом случае инфляционный налог этойкатегории потребителей практически не касается.
Изсказанного выше следует, что инфляционный налог способствует расслоениюобщества и делает бедных еще беднее, а богатых — еще богаче. Классическоеподтверждение этого вывода — Россия и страны бывшего СССР. После раскручиванияинфляции с 1992 года произошло увеличение размаха доходов между беднейшими ибогатейшими группами населения. Та группа населения, которая не могла получатьвысокие денежные доходы, но имела значительные накопления, то есть являласьгруппой со средними доходами, в течение пары нескольких лет «гайдаровскихреформ» перешла в группу беднейших — накопления исчезли, имуществоморально и физически устарело, возобновить его нет никакой возможности.Очевидно, что эта группа населения (ядро ее составляют пенсионеры), значительнопоменяла структуру потребления в сторону приобретения дешевых товаров и продуктовпитания. Объемы потребления их увеличились — не случайно вся Россия выращиваетна своих дачах и огородах картофель в огромных количествах!
Теперьследует разобрать, как инфляционный налог влияет на производителей.
Здесьтакже следует выделить две составляющие производства, которые по-разномуреагируют на инфляционный налог.
Перваясоставляющая — основные фонды предприятия. С ростом инфляции они индексируютсяи таким образом выводятся из-под налогообложения. Они переносят свою стоимостьна стоимость продукции в течение нескольких производственных циклов.
Втораясоставляющая — оборотные фонды. Они переносят свою стоимость на стоимостьпродукции в течение одного производственного цикла. К этой же составляющейследует отнести заработную плату и прибыль. Часть этой составляющей можетиндексироваться с ростом инфляции, а может и не индексироваться. Имеется в видуспособ отнесения стоимости приобретенного сырья, полуфабрикатов, материалов насебестоимость продукции. Известны два способа учета отнесения стоимости затратна производство товаров на себестоимость этих товаров — ФИФО и ЛИФО. Один изних включает в себестоимость продукции все затраты по ценам приобретения,второй — по текущим рыночным ценам вне зависимости от срока приобретения.
Именнов первом случае происходит самый страшный случай — предприятие стремитсяподтягивать цены к рыночным, а себестоимость при этом от рыночных цен отстает,так как рассчитывается не по текущим ценам, а по ценам приобретения. Так, еслиу машиностроительного предприятия производственный цикл составляет календарныйгод, то происходит следующее. В начале года предприятие приобретает металл потекущей цене, предположим, на 100 долларов или, в рублевом эквиваленте, 2000рублей. В течение года этот металл используется для производства машин. Всебестоимость машин металл включается по указанной выше цене. В конце года,продав машины, предприятие полностью окупило свои затраты. При этом у неговновь в распоряжении имеется 2000 рублей. С учетом того, что весь год былаинфляция, эти 2000 рублей соответствуют лишь 50 долларам. Цены на металл росливместе с инфляцией, и поэтому предприятие на имеющиеся у него 2000 рублей (или50 долларов) может купить металла в два раза меньше, а значит, произвести в двараза меньше продукции — вот и причина падения производства.
Впрочем,возможен и другой вариант. Предприятие вновь приобретает тот же объем сырья.Откуда взять деньги? Или из заработной платы, отложив ее выдачу, или изприбыли, не уплачивая налоги. Вот и причины задержек с заработной платой изадолженностей перед бюджетом по налоговым платежам. Я в середине 90-х годовделал расчеты по АО «УАЗ» — автозавод выбрал политику задержкиналоговых платежей, осуществляя оплату части возросшей стоимости оборотныхфондов из прибыли. Для автозавода со сроком оборачиваемости оборотных средств вдва месяца эта величина составила в 1995 году 90% от прибыли. Для предприятийсо сроком оборачиваемости оборотных средств выше трех месяцев эта величинаоказалась выше ста процентов — они были вынуждены сворачивать объемыпроизводства.
Возможен,конечно, еще один вариант — брать сырье и материалы без предоплаты, в долг. Вотпричина еще одной российской беды — огромных взаимных задолженностей.
Читательможет сам убедиться в том, что российские предприятия использовали все этиварианты и именно поэтому экономика столкнулась с небывалым в экономическойистории явлением, когда ее поразил гигантского размера кризис неплатежей иневыплаты заработных плат.
Грамотныеправительства (не российские) осознают эту опасность и защищают своихпроизводителей от инфляционного налога, разрешая индексировать оборотныесредства. Рассмотрим, как при этом будут вести себя производители.
Тачасть предложения, которая характеризует условно-постоянную составляющую и независит от объема предложения, индексируется вместе с инфляцией. Зависящая отобъемов предложения составляющая характеризует собой сырье и материалы,заработную плату и т.п.
Внормальных условиях дополнительные затраты этой составляющей на увеличениеобъемов становятся выше, чем без увеличения — приобретается сырье, материалы иполуфабрикаты по более высокой цене у других поставщиков, нанимаетсядополнительная рабочая сила (менее квалифицированная, менее производительная, азначит, более дорогая) и т.д.
Всеэто верно и в условиях инфляции. Однако в зависимости от отрасли, от ееподверженности инфляции, особенностей инфляции, структуры издержек даннойотрасли поверхность спроса может относительно своего расположения в нормальной(не инфляционной) ситуации или опуститься или подняться (рисунок 1).
Нарисунке изображена проекция поверхности предложения на плоскость объем-цена,которая, как уже было показано мною ранее, представляет собой известную кривуюпредложения.
Цифрой1 отмечено нормальное состояние поверхности предложения.
Цифрой2 — ситуация, когда при инфляционных процессах цены на сырье, материалы изаработную плату уменьшаются относительно цен на готовую продукцию — поверхность спроса занимает положение выше, чем без инфляционных процессов.
Цифрой3 на рисунке обозначена ситуация, когда при инфляционных процессах цены насырье, материалы и заработную плату увеличиваются относительно цен на готовуюпродукцию — поверхность спроса занимает положение ниже, чем без инфляционныхпроцессов, каждая новая единица товара обходится все более и более дорого.
Первыйслучай, когда все остается без изменения, рассматривать нет смысла. Во втором,при пересечении с поверхностью предложения, происходит изменение равновеснойкривой, при котором несколько уменьшаются равновесные цены, а для товаров, неявляющихся предметами повседневного спроса, происходит увеличение объемовпродаж.
/>
Рисунок1. Проекции поверхностей предложения на плоскость цена-объем при разном влиянииинфляции
Очевидно,что этот случай маловероятен и возможен в том случае, когда инфляция некоснулась издержек.
Втретьем случае, когда инфляция приводит к увеличению пологого характераповерхности предложения, увеличиваются цены на товар, а если он не являетсяпредметом первой необходимости, то объемы его потребления снижаются. Этотслучай характерен для инфляции издержек.
Такимобразом, инфляционный налог имеет различные последствия для различных стран изависит от того, насколько страна является развитой, насколько высока инфляцияи как надолго ее использует правительство. В предыдущих параграфах аналогичныйвывод был сделан и относительно налогов — они имеют различные последствия дляразличных стран.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.marketing.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.