Неотомизм и его противоположность вфилософииэкзистенциализма.Наиболее влиятельным направлением современной религиознойфилософии является неотомизм, получивший свое название от имени средневековогобогослова Фомы Аквинского и широко распространенный в странах католическоговероисповедания. Это объективно-идеалистическая философская доктрина,характеризующаяся стремлением синтезировать в целостную гармоническую системупрямо противоположные принципы - веру и разум, религию и науку.
В этом синтезеи заклячается ее сокровенный смысл. Неотомизм претендует на цельную иоптимистическую модель мироздания, считая всю историю философии, начиная сэпохи возрождения, неоправданной цепью заблуждений.Для него мир - не абсурд, неарена заброшенности человека, как у экзистенциалистов, не игрушка произвольнойчеловеческой активности, как у прагматистов, не цепь логической данности, как унеопозитивистов, а реальное творение
благого бога, заслуживающего полногопринятияи почтения к его внутренним законам. Мир подчинен сверхестественным силам. Наука познает лишьестественный, а религия - высший, сверхъестественный мир. Сокровенная тайнамира находится в руках религии, наука же представляет собой низший вид знания.Истины науки, философии и религии повествуют об одном и том же, но на разныхуровнях разум науки довольствуется лишь сферой внешнего опыта, а постижениеабсолютной истины и сокровенного смысла доступно лишь откровению.
Мистика ирассудочность, метафизическая спекуляция и ходы мысли, построенные по принципуточных наук, архаичность, консерватизм и подчеркнутая динамичность,современность - все это создает ту томистскую эйфорию , которая вызываетгипнотическую иллюзию целостного, законченного учения, будто бы призванногоудовлетворить самые взаимоисключающие запросы, дать ответы на все вечныевопросы бытия и смысла человеческой жизни.Экзистенциализм - одна из самых модных на западе в серединеХХ века философских школ.
Ее наиболее крупные представители - М.Хайдеггер,К.Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно, У.Баррет.Свой метод этафилософия в значительной мере заимствовала в феноменологии немецкого философаЭ.Гуссерля, исходные же идеи ее взяты из сочинений датского религиозногомыслителя С.Кьеркегора.Согласно экзистенциализму, задача философии заниматься напроблемами науки, а вопросами
сугубо человеческого бытия. Человек помимо своейволи заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире егобытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубокоиррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Страх - важнейшеепонятие философии экзистенциализма. Мир тем более страшен, чем он бессмыслен инепостижим.
Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Экзистенциализмисходит прежде всего из того, что человек живет эмоциями на все окружающее онреагирует на только теоретически или интеллектуально, но прежде всегоэмоционально.Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы,определяемая как выбор человеком самого себя человек таков, каким он себясвободно выбирает.Свобода не терпит ни причины, ни основания.
В силу этогосвобода предполагает независимость настоящего от прошлого, а будущего от настоящего.Она, таким образом, не связывает, а разрывает время человеческого бытия,образуя, повыражению Сартра, дыру в бытие.Современный экзистенциализм как система мировоззрения внезависимости от религиозной или от атеистичексой ориентации отдельных ее представителейнемыслим без психологии катастрофы, ощущения кризиса. Неуверенность в будущем,страх перед завтрашним днем и т.п вот подлинные социальные и психологическиекорни
той философии, которая делает страх онтологической характеристикойчеловека. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественныхотношений, а в индивидуальной жизни, в ограничении общения узким кругом духовной аристократии .Взаимосвязь икачественные различия эмпирического и теоретического методов научного познания.И эмпирические, и теоретические методы являются составнымичастями научного исследования.
Один из важнейших методов эмпирическогоисследования - наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленноевосприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаемзнание в внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.Наблюдение как метод имперического познания всегда связано с описанием, котороезакрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковыхсредств.
Эмпирическое описание - это фиксация средствами естественного илиискуственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Похожий приемиспользуется и в теоретическом познании. Развитие аксиоматического методаприводит к построению формализованных аксиоматических систем. Формальноерассмотрение аксиом дополняется на этой стадии использованием матеметическойлогики как средства, обеспечивающего строгое выведение из них следствий.
Врезультате аксиоматическая система начинает строиться как особый формализованныйязык. Вводятся исходные знаки - термины, затем указываются правила ихсоединения в формулы,создается перечень исходных принимаемых без доказательстваформул, и, наконец, правила вывода из основных формул поизводных. Так создаетсяабстрактная знаковая модель, которая затем интерпретируется на самых различныхсистемах объектов.Описание в эмпирическом методе подразделяется на дваосновных вида - качественное и количественное.
В теоретическом же исследованиииспользуется особый прием теоретического мышления - формализация. Приформализации рассуждение об объектах переносится в плоскость оперирования сознаками. Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношенияхпредметов.Таким путем создается обобщеннная знаковая модель некоторой предметнойобласти, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов приотвлечении от качественных характеристик последних.
В отличии от математики и логики в эмпирических наукахтеория должна быть не только не противоречивой, но и обоснованной опытнымпутем. Отсюда возникают особенности построения теоретических знаний вэмпирических науках. Специфическим приемом такого построения и являетсягипотетико-дедуктивный метод, сущность которого заключается в создании системыдедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечом счете выводятсяутверждения об эмпирических фактах.Этико-гуманистическиеаспекты современного этапа взаимодействия общества и природы.
Зависимость человека от природы, от естественной средыобитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, неоставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.С одной стороны по мере развития производительных силобщества, по мере того как взаимоотношения человека с естественной средой обитаниявсе более опосредовались создаваемой им второй природой, человек повышал своюзащищенность от стихийного буйства природы.Наряду с процессами, ослабляющими зависимость человека
отприроды, с развитием производительных сил связана и другая тенденция. В орбитучеловеческой деятельности вовлекается неуклонно расширяющийся спектр процессов,явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающейинтенсивностью, так что человеческое общество втягивается во все более тесные имногообразные связи с миром окружающей природы.Изобретая, скажем, способы получения и использования железаи его сплавов, человек резко увеличивает
свое могущество во взаимоотношениях сприродой. Вместе с тем с течением времени само развитие цивидизации оказываетсязависимым от имеющихся на планете запасов железных руд, от их разведки ихозяйственного использования.Подобного рода примеры можно множить до бесконечности, икаждый из них будет раскрывать все ту же тенденцию возрастающей зависимостичеловека от природы. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается самымдраматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов,необходимых для хозяйственной деятельности,
приводят к исчерпанию имеющихся напланете запасов этих ресурсов.Мы видим, т.о что не только человек зависит от природы, нои сама окружающая человека природа зависит от него. Взаимодействие человека и природы, общества и среды егообитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире,причем производства, которое опирается на существующие многоотходныетехнологии, достигло предельных критических форм и размеров. Во весь рост всталвопрос об угрозе самому существованию
челвечества вследствие исчерпанияприродных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды егообитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы иопределяется существо экологической проблемы.В результате деятельности человека, в особенности впоследние десятилетия, в дикой природе к настоящему времени исчезли многие видыживотных и растений. Не менее тревожно и то, что происходит неуклонное падениечисленности и сокращение ареалов других видов.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |