ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Курсовая работа
«Доходы населения России и их дифференциация»
Студента (ки)
Шифр группы: Ус — 21
Научный руководитель
Ученая степень
Киров 2010
Содержание
Введение
I. Сущность доходов населения и их неравенство
1.1 Понятие доходы населения и их классификация
1.2 Неравенство доходов населения России
1.3 Причины неравенства доходов
II. Современное состояние доходовнаселения России
2.1 Основные показатели доходов и уровня жизни населенияРоссии
2.2 Оценка дифференциации доходов населения. Кривая Лоренцаи коэффициент Джини
2.3 Доходы населения и влияние на них «Мирового финансового кризиса»
III. Политика государства в области доходов
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потомучто являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей.Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна длясоблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникаетнеобходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искатьдругие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкимипо сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникаетсоциальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботитьсягосударству. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимыеразличными отраслями, тем выше качество продукции, т.к. возникает мотив для достижениялучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства,значит, лучше экономическая ситуация в стране. Поэтому регулирование доходов, заработнойплаты является частью политики любого государства. Таким образом, доходы населенияи источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, сними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальнав любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе. В Российской Федерациивопросы, связанные с доходами, стоят очень остро. Решение проблем требует большегогосударственного вмешательства, чем в развитых странах.
Целью данной работы является изучение доходов населения и проблемаих дифференциации на территории России.
Задачами данной работы являются изучение и анализ:
1. Понятия доходов населения и их классификации.
2. Доходов населения в России в условиях «Мирового финансовогокризиса».
3.Политики государства в области доходов.
4. Неравенства доходов населения.
В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии,касающиеся данной темы, но обозначение основных проблем поможет понять всю сложностьситуации сложившейся с доходами населения в России.
I. Сущность доходов населения и их неравенство1.1 Понятие доходы населения и их классификация
Доход — это денежная сумма регулярно и законно поступающая внепосредственное распоряжение субъекта рыночных отношений. При этом необходимо подчеркнутьследующие моменты:
1. доход, как правило, представлен деньгами;
2. регулярность получения;
3. критерий законности.
В широком смысле «доход» — это денежная оценка результатовдеятельности любого субъекта рыночной экономики (юридического и физического лица).
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальныхблаг, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежутоквремени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямозависит от уровня доходов. Доход отдельного домохозяйства, как правило, подразделяютна три группы:
1. доход, получаемый владельцем фактора производства — труда;
2. доход, получаемый за счет использования иных факторов производства(капитала, земли, предпринимательских способностей);
3. трансфертные платежи (пособия, стипендии, пенсии)
Основными видами доходов являются: заработная плата, рента, процент(или ссудный процент), прибыль. Рассмотрим каждый из этих видов доходов подробнее:
Заработная плата, или ставка заработной платы — это цена, выплачиваемаяза использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широкомсмысле, включая оплату труда:
1. Рабочих в обычном понимании этого слова, то есть «голубыхи белых воротничков» самых разных профессий;
2. Специалистов — юристов, врачей, преподавателей и т.д.;
3. Владельцев мелких предприятий — парикмахеров, мастеров поремонту бытовой техники и множество различных торговцев — за трудовые услуги, предоставляемыепри реализации их деловой активности.
Важно также провести различие между денежной, или номинальной,и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученнаяза час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата — это количество товаров иуслуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработнаяплата — это «покупательная способность» номинальной заработной платы.
Заработная плата на территории Российской Федерации носит неравномерный характер. Межрегиональная дифференциацияв заработной плате существует во всех странах. Оплата труда не может быть единойдля всех регионов страны, поскольку региональные рынки труда предъявляют спрос наработников разной квалификации и в то же время по-разному оценивают труд работниковсхожих профессионально-квалификационных групп. Более того, в условиях конкурентнойэкономики на рынке труда генерируются компенсирующие различия в заработной плате.Согласно теории компенсирующих различий, работники должны получать компенсацию втерминах заработной платы за занятость в регионах с относительно худшими условиямипроживания и более высокой стоимостью жизни.
Меньше всего зарабатывают жители Южного, Приволжского и Сибирского федеральныхокругов. Если среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в августе2008 года в целом по России составила 17226 рублей, то, например, в Южном округе12024 рублей, среднемесячная начисленная заработная плата в ноябре 2009г., по предварительнымданным, составила 19174 рубля и по сравнению с ноябрем 2008г. выросла на 8,4%[1].
Рассмотрим следующий из основных видов дохода — ренту.
Рента — есть доход, полученный собственником земли при сдачиее в аренду. Общее предложение земли в отличие от других факторов производства относительнофиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену илиуменьшено в случае низкой цены.
Земельная рента существует в 2-х основных формах: дифференциальнойи абсолютной. В свою очередь, дифференциальная рента бывает двух видов.
Дифференциальная рента первого вида, связана с различным плодородиемземельных участков и их эффективностью. При одинаковых затратах ресурсов результатыпроизводства на них будут различны. Дифференциальная рента возникает также из-зане одинакового местоположения земельных участков. Транспортные расходы для фермеровбудут большими ли меньшими. Близость к рынкам сбыта существенно влияет на структурупроизводства. В случае с дифференциальной рентой первого вида издержки производствабудут определяться предельными величинами наихудших по плодородию или местоположениюучастков. Добавочный доход, полученный на более плодородных и лучше расположенныхземлях, присваивается земельным собственником
Дифференциальная рента второго вида предполагает различную производительностьпоследовательных затрат капитала на одном и том же участке земли. Она создаетсяв процессе интенсификации сельскохозяйственного производства. В этом случае издержкиопределяются предельной затратой капитала (наименее производительной). Выигрыш виздержках, полученный от более производительных затрат капитала, первоначально достаетсяфермеру. Он присваивает его на протяжении действия арендного договора.
Абсолютная рента — это плата за все участки земли независимоот плодородия и местоположения.
Следующий вид дохода — процент или ссудный процент. Ставка ссудногопроцента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудногопроцента — это количество денег, которое требуется уплатить за использование одногорубля в единицу времени (месяц, год). Заслуживают внимания два аспекта этого видадохода:
1. Ссудный процент обычно рассматривают как процент от количествазанятых денег, а не как абсолютную величину. Более удобно говорить, что кто-то платит12% ссудного процента, чем заявлять, что ссудный процент составляет 120 рублей вгод на 1000 рублей.
2. Деньги не являются экономическим ресурсом. Как таковые, деньгине являются производительными, они не способны производить товары или услуги. Однакопредприниматели «покупают» возможность использования денег, потому чтоденьги можно использовать для приобретения средств производства — заводских зданий,оборудования, складских помещений и т.д. А эти средства, несомненно, вносят вкладв производство. Таким образом, используя денежный капитал, руководители предприятий,в конечном счете, покупают возможность пользования реальными средствами производства.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитнуюсистему, представляются в виде:
· выплат по государственному страхованию;
· банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственноеобзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовоестроительство);
· процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогамгода;
· доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашениипо займам;
· выигрышей по лотереям;
· временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаровв кредит;
· выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продаживещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
Следует отличать доход от богатства. Оно представляет собой стоимостьвсех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатствосостоит из материальных объектов: дома, земля, автомобили, мебель, книги и т.д.;а также финансовых средств: наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации,акции. Под залог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источникомдохода.
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателемих благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизнииндивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворениянасущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величинудоходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничныхцен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и т.д.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показателиноминального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход — количество денег, полученное отдельными лицамив течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходовнезависимо от налогообложения.
Располагаемый доход — доход, который может быть использован наличное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинальногодохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемыена потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяетсяпоказатель “реальные располагаемые доходы”, рассчитываемый с учетом индекса цен.
Реальный доход — представляет собой количество товаров и услуг,которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е.с поправкой на изменение уровня цен.
Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием егополучения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мына зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, — в любомслучае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадутнам часть находящихся в их распоряжении денег (точно так же, как и мы не расстаемсясо своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас).
Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективноесвидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода- показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на светевещь, которую нельзя выдать самому себе: деньги можно получить только от другихлюдей.
Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельностинарушается лишь в одном случае — при объективной невозможности участвовать в ней(пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные).Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительстворегулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особыйэлемент совокупного дохода, но «рыночными» они, строго говоря, не являются.
Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных — длядругих людей — усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемыхнами товаров и услуг с предъявляемым «другими людьми» спросом. Взаимодействиеспроса и предложения — объективный механизм образования доходов в рыночной экономике,в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайногои потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономикене существует.
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все жеглавными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходыот предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты(пенсии, стипендии и т.д.).
Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего,дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателемблагодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинироватьфакторы производства в зависимости от внешних условий.
Предпринимательская деятельность может осуществляться:
1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продуктаили услуги;
2) путем производства посреднических функций по продвижению товараот продуцента к потребителю[2].
Социальные трансферты — безвозмездные выплаты государства населениюиз государственного или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, средствобщественных организаций. Социальные трансферты включают в себя: все виды пенсий;все виды стипендий; все виды пособий (по социальному страхованию, пособия на детей,по безработице и т.д.); компенсационные выплаты и льготы, а также денежную помощьв форме оплаты стоимости путевок в санатории, дома отдыха.
Стипендия — постоянное денежное пособие, выдаваемое регулярно(обычно ежемесячно) учащимся, как правило, средних специальных и высших учебныхзаведений, а также аспирантам и докторантам.
Пенсия — денежное обеспечение, регулярные денежные выплаты, выплачиваемыегражданам, на основании действующего законодательства, при достижении определенноговозраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугулет, особые заслуги перед государством и др.
Кроме того, населению предоставляются трансферты в натуральнойформе из товаров и услуг бесплатно либо по льготным ценам. К ним относятся услугив сфере образования, культуры, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунальногохозяйства и др.1.2 Неравенство доходов населения России
Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетиепредметом активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, социологами ипредставителями других наук. Неравенство в доходах населения формируется в результатекомплексного взаимодействия факторов, характеризующих экономическую, социальнуюи географическую ситуацию. Растущий разрыв между богатыми и бедными вызывает значительныесоциальные напряжения, поскольку для населения, многие десятилетия жившего в условияхуравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляетсясомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения. В массовом сознаниисохраняется представление, что относительно однородное по структуре общество задостаточно короткий период называемый «переходным», превратилось в обществос одним из самых высоких уровней неравенства. У России было слишком мало времени,чтобы приспособиться привыкнуть к быстрому росту неравенства доходов и имущества.Лишь небольшая доля населения смогла достичь экономического успеха, в то время какжизненные стандарты среднего россиянина значительно снизился. Хотя люди и получилибольше политических свобод, они заплатили за это высокую цену.
Быстрый рост безработицы, а также снижение заработной платы ипенсий в сочетании с высочайшей инфляцией привели к тому, что миллионы людей оказалисьза чертой бедности в 90-е годы.
Дифференциация доходов присуща любой экономике, но чрезмерныйее уровень не допустим, поэтому важно знать, как формируется неравенство, какиефакторы, причины в какой мере воздействуют на различия в величине денежных доходов.
Чтобы эффективно реагировать на дифференциацию в распределениидоходов, экономическая и социальная политика должна опираться как формируется этадифференциация, какие группы населения в результате изменения дохода вносят наибольшийвклад в динамику неравенства.
Усиление дифференциации может происходить в двух формах. Во-первых,в форме поляризации, когда бедные беднеют, а богатые богатеют. Во — вторых, в формеоднополюсной динамики, когда или бедные беднеют, или богатые богатеют при сохраненииотносительно стабильного положения на шкале доходов на шкале остальных доходныхгрупп.
В России высокая степень дифференциации сложилась в условияхсравнительно никого среднедушевого дохода и поэтому повлекла за собой увеличениячисла бедных жителей страны. Напряжение в обществе, как показывает практика, вызываетне дифференциация доходов, а их низкий уровень.1.3 Причины неравенства доходов
Причинами неравенства доходов являются:
1. Наследственные причины, например обеспеченность ресурсами,способностями и наличие одаренности;
2. Человеческий капитал в виде профессиональных качеств, наличиеопыта в какой-либо деятельности, уровень образования. Эти факторы не являются врожденными,а приобретаются индивидом в процессе его жизнедеятельности;
3. Трудовые усилия работников, их заинтересованность в труде;
4. Наличие или отсутствие рыночной дискриминации;
5. Везение и другие факторы, влияющие на решения, принимаемыеэкономическим субъектом и определяющие результат его деятельности;
6. разная ценность принадлежащих людям факторов производства(капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем вформе лопаты);
7. разная успешность использования факторов производства (например,работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок,чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаютсяс трудом);
8. разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелецдвух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелецодной скважины).
Кроме того, на распределение доходов оказывают большое влияниеструктурные особенности экономики: состояние отраслей, рыночная ситуация, степеньмонополизма, развитость международных отношений, а также структура экспорта и импорта.
Территориальная дифференциация денежных доходов интерпретируетсякак процесс и как результат формирования различий между отдельными территориямистраны — крупными экономическими районами, регионами — субъектами РФ, городскими сельским поселением. Многоаспектные и структурно разнообразные территориальныеразличия в своей совокупности определяют состояние региональной среды. Управлениеими на федеральном, региональном, местном уровнях позволит быстрее преодолеть чрезмерноеотставание отдельных регионов РФ по уровню и качеству жизни населения. Можно заметить,что за годы реформ разрыв в уровне дохода на душу населения между верхними по доходам10% и нижними 10% населения России возрос с отношения 4: 1 до 16,8: 1 (а по некоторымоценкам, учитывающим скрытые доходы, значительно больше) [3].
Исследование доходов населения осуществляют на основе микро- и макроэкономических подходов, различая при этом доходы домохозяйства и доходынаселения.
Дифференциация доходов свидетельствует о степени различий долейкаждого члена общества в общественных доходах. Отношения дифференциации выражаютнеизбежные социальные различия по группам и категориям населения в зависимости отроли каждой из них в общественном производстве, присвоении его результатов, характератрудовой деятельности, особенностей образа жизни, интересов и др. [4]
II. Современное состояние доходов населения России2.1 Основные показатели доходов и уровня жизни населенияРоссии
Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризуетструктуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Потребности людеймногообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) потребности духовныеи социальные. Потребность — это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствиис культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностейкаждого человека: один занимается спортом, другой — нет, один посвящает свой досугчтению или посещению театров, и т.д. Таким образом, под уровнем жизни понимаютсяобеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутыйуровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей(см.таблицу №1).
Таблица №1.
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения Ноябрь 2009г. В % к
Январь- ноябрь 2009г.
в % к январю- ноябрю 2008г. Справочно ноябрю 2008г. октябрю 2009г. ноябрь 2008г. в % к
январь- ноябрь 2008г.
в % к январю- ноябрю 2007г. ноябрю 2007г. октябрю 2008г. Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей
169941)
109,71)
95,11)
111,81) 109,2 101,3 121,2 Реальные располагаемые денежные доходы
101,91)
94,81)
101,11) 94,2 102,2 103,9 Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: Номинальная з/п, рублей
191741)
108,41)
102,01)
108,31) 119,3 99,7 127,4 Реальная з/п., рублей
99,31)
101,71)
96,81) 104,9 98,9 111,6 1) Предварительные данные.
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей,скорректированные на индекс потребительских цен) в ноябре 2009г. по сравнению ссоответствующим периодом 2008г., по оценке, увеличились на 1,9%, в январе-ноябре2009г. — на 1,1%.
Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами,обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональноепотребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановлениеего физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохраненияработоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимальнодопустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишьпозволяет поддерживать жизнеспособность человека).
Рост уровня жизни создаст возможности, увеличить материальную базу для улучшениякачества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров и услуг,а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развитияобщества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условияи охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, и т.д. В рыночнойэкономике важнейшими составляющими уровня жизни становятся также степень социальнойзащищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурныенациональные и религиозные отношения.
Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальнойполитики Российского государства. В числе приоритетов Правительства — восстановлениедоходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этогоразработаны основные направления социально — экономической политики ПравительстваРоссийской Федерации на долгосрочную перспективу.
В основных направлениях социально-экономической политики Правительства РоссийскойФедерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния- увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашниххозяйств) не менее чем на 80 %.
Задачи эти непростые. У большинства населения длительное время продолжается снижениерасполагаемых денежных доходов, а следственно уровня жизни. За два последних годасовременных реформ примерно у 45 % уровень жизни упал, у 25 — 30 % — изменился незначительнои лишь у 15-20 % вырос, в том числе у 3 — 5 % россиян этот рост оказался очень значительным(см.таблицу №2). Не менее важной задачей является преодоление несправедливости враспределении доходов.
Таблица №2.
Динамика реальных располагаемых денежных доходов. В % к соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду
2008г. Январь 108,0 50,5 Февраль 110,3 125,4 Март 104,4 100,2 I квартал 107,5 73,5 Апрель 109,7 110,2 Май 103,9 94,7 Июнь 103,7 105,0 II квартал 105,7 115,9 I полугодие 106,6 Июль 106,0 102,5 Август 108,3 102,6 Сентябрь 99,3 92,3 III квартал 104,5 103,0 Январь-сентябрь 105,8 Октябрь 98,7 99,5 Ноябрь 94,2 102,2 Январь-ноябрь 103,9 Декабрь 88,7 129,4 IV квартал 93,1 106,0 Год 101,9
2009г.1) Январь 94,4 53,7 Февраль 101,3 134,5 Март 104,1 103,0 I квартал 100,4 76,6 Апрель 101,9 107,9 Май 104,4 97,1 Июнь 102,9 103,4 II квартал 103,1 119,0 I полугодие 101,8 Июль 97,7 97,4 Август 91,5 96,1 Сентябрь 102,4 103,3 III квартал 97,1 97,1 Январь-сентябрь 100,1 Октябрь 109,9 106,8 Ноябрь 101,9 94,8 Январь-ноябрь 101,1 1) Предварительные данные. www.gks.ru/
2.2 Оценка дифференциации доходов населения. КриваяЛоренца и коэффициент Джини
Важнейшим инструментом анализа социально-экономической дифференциациинаселения является построение распределения населения по уровню среднедушевого денежногодохода, что позволяет проводить сравнительную оценку благосостояния отдельных группнаселения.
Показатели:
· модальный доход, т.е. уровень дохода наиболее часто встречающийсясреди населения;
· медиальный доход — показатель дохода, находящегося в середине ранжированногоряда распределения;
· децильный коэффициент дифференциации доходов населения, характеризующийво сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальныедоходы 10% наименее обеспеченного населения;
· коэффициент фондов определяется как соотношение между средними доходаминаселения в 10-х и первых децильных группах;
· коэффициент концентрации доходов Джини, характеризующий степень неравенствав распределении доходов населения, определяется на основании кривой Лоренца.
Неравенство в доходах имеет место, а значит, различается и уровеньжизни различных слоев и групп населения.
Для измерения неравенства в доходах используется кривая М. Лоренца,которая отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества междуразличными группами населения (рис.2).
Если имеет место абсолютное равенство доходов, то оно отражаетсяпрямой линией ОЕ, т.е. 20% населения получает 20% и т.д. от всего совокупного доходаобщества. Если имеет место абсолютное неравенство в доходах, то оно показывает что20% населения не получает никакого дохода, за исключением одного единственного,последнего в ряду (линия ОF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Вреальности фактическое распределение дохода показано линией ABCDE, чем больше отклоняетсяэта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределениидоходов. Если взять и разделить заштрихованную площадь треугольника ОFE, то получимпоказатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
G=S (T) /SΔOEF
G — показатель, измеряющий степень неравенства в доходах — коэффициентДжини.[5]
Коэффициент Джини (индекс Джини)- статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества даннойстраны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, поуровню годового дохода — наиболее частое применение, особенно при современных экономическихрасчётах).
Коэффициент Джини G может принимать значения от нуля до единицы(0÷1). G = 0 означает равномерное распределение, G = 1 — предельный случай,когда признаком обладает только один человек. Индекс Джини — коэффициент Джини,выражается в процентах.
В реальности фактическое распределение дохода показано линиейABCDE. Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы ОЕ, тем большеплощадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближатьсяк 1.
Преимущества коэффициента Джини:
Позволяет сравнивать распределениепризнака в совокупностях с различным числом единиц (например, регионы с разной численностьюнаселения).
Дополняет данные о ВВП и среднедушевомдоходе. Служит своеобразной поправкой этих показателей.
Может быть использован для сравненияраспределения признака (дохода) между различными совокупностями (например, разнымистранами). При этом нет зависимости от масштаба экономики сравниваемых стран.
Может быть использован для сравненияраспределения признака (дохода) по разным группам населения (например, коэффициентДжини для сельского населения и коэффициент Джини для городского населения).
Позволяет отслеживать динамику неравномерностираспределения признака (дохода) в совокупности на разных этапах.
Анонимность — одно из главных преимуществкоэффициента Джини. Нет необходимости знать, кто имеет какие доходы персонально.
Недостатки коэффициента Джини:
Довольно часто коэффициент Джини приводитсябез описания группировки совокупности, то есть часто отсутствует информация о том,на какие же именно квантили поделена совокупность. Так, чем на большее количествогрупп поделена одна и та же совокупность (больше квантилей), тем выше для нее значениекоэффициента Джини.
Коэффициент Джини не учитывает источникдохода, то есть для определенной локации (страны, региона и т.п.) коэффициент Джиниможет быть довольно низким, но при этом какая-то часть населения свой доход обеспечиваетза счет непосильного труда, а другая — за счет собственности. Так в Швеции значениекоэффициента Джини довольно низко, но при этом только 5 % домохозяйств владеют 77% акций от общего количества акций, которым владеют все домохозяйства. Это обеспечиваетэтим 5 % доход, который остальное население получает за счет труда.
Метод кривой Лоренца и коэффициентаДжини в деле исследования неравномерности распределения доходов среди населенияимеет дело только с денежными доходами, меж тем некоторым работникам заработнуюплату выдают в виде продуктов питания и т.п.; также широкое распространение получаетпрактика выдачи заработной платы работникам в виде опционов на покупку акций компании-работодателя.
Различия в методах сбора статистическихданных для вычисления коэффициента Джини приводят к затруднениям (или даже невозможности)в сопоставлении полученных коэффициентов.2.3 Доходы населения и влияние на них «Мировогофинансового кризиса»
Экономический кризис, окутавший Россию на исходе 2008 года, набрал весомый размахи ударил по карманам миллионов жителей страны. Сейчас можно только догадыватьсяо том, что ждёт Россию и её население, ведь мировой финансовый кризис оставил свойслед не только на жителях, но и на многих компаниях, неуклонно продолжая набиратьсвои обороты. Аналитики считают, что именно мировой кризис «вскроет» неготовностьсовременных компаний к действительной конкуренции. Другие склоняются к мнению, чтоэкономический кризис способен даже создать целую волну перспективных проектовв сети Интернет, ведь для большинства компаний именно реклама в сети — надёжныйи неугомонный источник поиска платёжеспособных клиентов, а, следовательно, и немаловажныйспособ заработка.
Современное население не совсем готово к борьбе, когда мировой финансовыйкризис захватывает все новые отрасли экономики. По России не раз прокатываласьволна массовых увольнений рабочих как физического, так и умственного труда. Главнаязадача во время мирового финансового кризиса заключается именно в отстаивании своихпозиций путём оценивания работоспособности компании в целом, либо оценки адекватностисотрудников. Таким образом, компания делает «естественный отбор» средисвоих работников.
Предугадать окончание экономического кризиса, постигшего сегодня Россию, практическиневозможно, но специалисты делают ставки на конец 2009 года, что мы в принципе можемуже ощутить на сегодняшний день, хоть и не так явно, но предпосылки к благоприятнымизменениям уже существуют.
Кризисные явления, ставшие неотъемлемой частью жителей России, выглядят следующимобразом: заработные платы снизились до 60%, сократилось не менее 40% рабочих, аколичество рабочих дней существенно сократилось до 30%.
Особенно неблагоприятно обстоятельства складываются в металлургической промышленности,строительстве, финансовом и банковском секторах, а также на градообразующих предприятиях.По данным Роструда, с начала октября 2008 г. по январь 2009 г.14,1 тыс. предприятий заявили о сокращении 365500 человек, еще 900 предприятий — о неполной занятости548875 своих сотрудников. Прогнозы масштабов сокращения персонала в 2009 г. колеблются от 200 — 250 тыс. человек (ФНПР) до 3 — 4 млн. (независимые эксперты).
Согласно исследованию, недавно проведенному кадровым холдингом «Анкор»,75% компаний намереваются отменить программы корпоративного обучения и развитиясотрудников, 33% — ссуды для сотрудников, 17% — расходы на добровольное медицинскоестрахование; расходы на оплату питания и мобильной связи сократятся на 50%. Ожидаетсятакже рост задолженности по заработной плате.
Такое развитие событий, очевидно, приведет к снижению покупательской способностии реальных доходов населения, повышению уровня бедности — как общей, так и трудоспособныхграждан. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в2008г. увеличились всего на 2,7% по сравнению с 2007г., а в декабре 2008г. снизилисьна 11,6% по сравнению с декабрем 2007г.
В сложившихся экономических условиях возрастает значимость государственногорегулирования в сфере занятости и доходов населения. Имеется в виду:
1. проведение оптимальной промышленной политики, способствующей продуктивнойзанятости;
2. соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров;
3. осуществление мер, направленных на защиту доходов населения, поддержаниеих покупательской способности.
Для повышения эффективности государственного антикризисного управлениясоздана правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российскойэкономики, утвердившая перечень 295 системообразующих организаций, которым оказываетсягосподдержка (субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности,госзаказ, таможенно-тарифная политика и т.д.)
Экономическая нестабильность, настоятельная необходимость структурнойперестройки экономики и перехода на инновационные технологии резко повышает требованияк качеству рабочей силы. Это касается уровня образования и квалификации работников,их способность работать в конкурентной среде, гибко реагировать на технологическиеизменения, переобучаться в соответствии со складывающейся конъюнктурой и др.
Серьезной антикризисной мерой, реализуемой в настоящее времяПравительством РФ, являются программы и планы по поддержке занятости. В январе 2009г.на рассмотрении Минздравсоцразвития России находились соответствующие программыиз 66 регионов (на 95% они финансируются из федерального бюджета, на 5% — из региональных),по которым предполагается создать не менее 800 тыс. временных рабочих мест для потерявшихработу[6].
Перспективными направлениями в содействии занятости безработныхграждан является их вовлечение в сферу предпринимательства (малый бизнес), самозанятость.
III. Политика государства в области доходов
Государственная политика доходов заключается в перераспределенииих через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателейдохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходитот слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитыестраны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Социальные трансферты — это система денежных или натуральныхвыплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящеевремя или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношенийв обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов,решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия длянормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженностии т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можноизмерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального иместных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов во многомограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговыхпоступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции.Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведетк чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономистА. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежноведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из«ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и ростсоциальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичностьпредложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличениясоциальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальномсекторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагаетсягосударственными налогами).
Государство непосредственно вмешивается в первичное распределениеденежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработнойплаты. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяетсятем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства.Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платыв целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальнойпродукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводяантиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочныйпредел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социальногоразвития.
Наиболее эффективным средством государственного регулированиязаработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированногоминимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутсяпереговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективныхдоговоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этихдокументах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработнойплаты по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
В России с 1991г. действует периодически пересматриваемый минимальныйразмер оплаты труда (МРОТ). В России с 1 января 2009 года МРОТ равен 4330 рублей.Иногда МРОТ бывает ниже прожиточного минимума, т.е. заработной палаты попросту нехватит на обеспечение нормального существования человека, прожиточный минимум поКировской области определяется и утверждается ежеквартально Правительством Кировскойобласти (см.таблицу № 3).
Таблица №3.
Величина прожиточногоминимума по Кировской области за III квартал 2009 года (рублей).Наименование
На душу
населения в том числе по социально-демографическим группам населения трудоспособное население пенсионеры дети Величина прожиточного минимума 4828 5195 3868 4767 в том числе: стоимость потребительской корзины 4513 4676 3868 4767 в том числе: продукты питания 1904 1954 1674 2019 непродовольственные товары 828 794 755 1046 услуги 1781 1928 1439 1702 расходы по обязательным платежам и сборам 315 519 -
Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказываетинфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулированиядоходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услугинаселению).
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработнойплаты, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленныйгосударством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частичноили полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексациядоходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социальноуязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполныхи многодетных семей, а также молодежи.
Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном,так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированныйподход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких доблизкой к нулю компенсации самых высоких.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, онаможет отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также неспособствует проведению антиинфляционных мер.
Также важным направлением в социальной политике при решении вопросовзащиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можнорассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенныеслои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию.Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которыене могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономиейна приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защитеэтих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.
Государственная политика в области доходов носит очень важныйхарактер, с её помощью осуществляются важнейшие процессы в обществе, тем более чтона данный момент Россия находится в условиях финансово — экономического кризиса,что не мешает Правительству осуществлять все меры в её поддержку.
Заключение
Изменения происходящие в последние годы показывают, что сохранениенизкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие,усугубляет ее социально-политическую нестабильность.
Социальное государство обязано проводить активную государственнуюсоциальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальныхправ, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, нажилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенныйуровень благосостояния.
В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значениеприобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращениюбедности в современной России.
Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннегорынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения.Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатоенаселение в условиях массовой бедности.
Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельностизначительной части населения страны снижает качество человеческого капитала.
Обесценение труда понижает экономическую ответственность работниказа выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда.
Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблемазадолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальныхразмеров оплаты труда.
Именно бедность определяет ограниченность доступа значительнойчасти населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественнымуслугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей имолодежи.
Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании счрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызываютсоциальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографическийкризис и кризисные процессы в семье и обществе.
Рассмотренная мною тема носит актуальный характер, так как помоему мнению вопрос неравенства будет существовать всегда, он будет иметь постоянноеотражение в одной из сторон нашей жизни независимо от того времени когда мы живем.
Библиографический список
1. Ананьев, А.Н. Политика доходов и заработной платы [Текст] /А.Н. Ананьев.- М.: Экономика, 2004. — 56 с.
2. Белова, Т. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика[Текст] /Т. Белова // Экономист. — 2008. — №4.
3. Горшков, М.К. Российское общество в социологическом измерении [Текст] / М.К.Горшков // Мир России. — М., 2009. — Т.8. — №2. — С.3 — 21.
4. Кривошей, В.Н. Неравенство населения по доходам: количественные оценки [Текст]/ В.Н. Кривошей // Проблемы теории и практики управления. — М., 2009. №9. — С.22- 27.
5. Литвинов, В.А. Социальная стратификация и уровень жизни в современной России[Текст] /В.А. Литвинов // Россия в Современном мире. — 2008. — №2. — С.172 — 180.
6. Литвинцева, Г.П. Денежные доходы населения регионов России с учетом покупательскойспособности рубля и скрытых доходов [Текст] /Г.П. Литвинцева // Вопросы статистики.- 2008. — №6. — С.15 — 29.
7. Разумов, А. Политика занятости и доходов населения в условиях финансово- экономического кризиса [Текст] /А. Разумов, Е. Новик // Человек и труд. — 2009.- №4. — С.25 — 27.
8. Суринов, А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений [Текст] / А.Е.Суринов // Финансы и статистика. — М., 2000. — №6 — С.26 — 45.
9. Федотов, Д.Ю. Влияние роста доходов населения на экономическую стабильностьв России [Текст] /Д.Ю. Федотов // Финансы и кредит. — 2008. — № 28. — С.63 — 67.
10. Шевяков, А. Экономический рост и неравенство [Текст] /А. Шевяков // Обществои экономика. — 2004. — №4. — С.10 — 13.
Приложения
«Приложение А»
Таблица 1. — «Средняя заработная плата регионов РФ»Средняя зарплата Регионы Федеральные округа 6 594 Республика Дагестан Южный 8 742 Республика Калмыкия Южный 8 920 Республика Северная Осетия — Алания Южный 9 017 Республика Ингушетия Южный 9 036 Карачаево-Черкесская Республика Южный 9 270 Кабардино-Балкарская Республика Южный 9 680 Алтайский край Сибирский 10 041 Ивановская область Центральный 10 443 Брянская область Центральный 10 710 Республика Марий Эл Приволжский 10 766 Тамбовская область Центральный 10 834 Ульяновская область Приволжский 10 839 Республика Алтай Сибирский 10 870 Республика Адыгея Южный 10 912 Республика Мордовия Приволжский 10 954 Кировская область Приволжский 11 429 Ставропольский край Южный 11 430 Псковская область Северо-Западный 11 437 Курганская область Уральский 11 515 Костромская область Центральный 11 570 Чеченская Республика Южный 11 696 Орловская область Центральный 11 792 Владимирская область Центральный 11 843 Курская область Центральный 11 855 Чувашская Республика Приволжский 11 933 Саратовская область Приволжский 11 964 Республика Тыва Сибирский 12 005 Смоленская область Центральный 12 152 Пензенская область Приволжский 12 381 Воронежская область Центральный
«Приложение B»
Рис.1. — «Численность различных социальных слоев российскомобществе, %»
/>
«Приложение С»
Рис.2. — «Кривая Лоренца».
/>/>