/>
Курсоваяработа
Диверсификацияи специализация предприятий
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ ИИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 История появления и развитиядиверсификации и специализации
1.2 Понятия, сущность и значениедиверсификации и специализации
2 ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ЭТАПЫДИВЕРСИФИКАЦИИ И ЕЁ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
2.1 Формы диверсификации, и иххарактеристика
2.2 Внутрипроизводственная специализацияи её формы
2.3 Финансовая заинтересованность ипрактический опыт
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ИСПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
3.1 Преимущества инедостатки диверсификации и специализации
3.2 Эффективность специализированных идиверсифицированных компаний Российский опыт
3.3 Освоение новых сегментов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Общепринято считать, что диверсификация компании — будь торасширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретениехолдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля — явлениеобоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая направленияразвития, должно рассматривать как негативные, так и позитивные последствиядиверсификации. Бизнес-словари определяют слово диверсификация какодновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности,расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамкиосновного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющихмаксимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видамивыпускаемой продукции.
Поиск направлений диверсификации производства для предприятийотечественной экономики является актуальным в связи со следующимиобстоятельствами. Во-первых, «советская экономика боролась за одно изпервых мест в мире по уровню специализации производства» и создалаогромные монопродуктовые субъекты деятельности. Необходимость приспособления кновым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодныесферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых,диверсификация производства является инструментом межотраслевого переливакапитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.
Целью данной работы является рассмотрение процесса диверсификациии специализации предприятий.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение истории диверсификации;
2. Рассмотрение причин, видов и этапов диверсификации;
3. Рассмотрение преимуществ, которые дает диверсификация./>/>1 ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
/>/>1.1 История появления и развития диверсификации и специализации
Идея диверсификации имеет многолетнюю историю. Она была весьмамодной в связи с концепцией корпоративного развития в конце 60-х и начале 70-хгодов. Чтобы избежать риска вложений капитала в те или иные отрасли, крупнейшиеконцерны стремились расширить номенклатуру производимых товаров, найти новыеформы вложения средств, проникнуть в отрасли, не имеющие прямой связи сосновной сферой их деятельности. />Историческидиверсификация получила наиболее ощутимое развитие в середине 50-х годов, когдавпервые дало о себе знать относительное исчерпание внутренних источников ростаэффективности производства и падение нормы прибыли на капитал, вложенный втрадиционное производство. В настоящий момент диверсификация стала наиболеераспространенной формой концентрации капитала./>
Диверсификация, прежде чем приобрела современные черты, в рамкахглобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влияниемвнешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. Историю такой эволюцииусловно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходилостановление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор;набор отраслей и сфер деятельности; набор стран. Каждый последующий этап былшагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов вразвитии предпринимательской деятельности[1].
Интенсивное развитие диверсификации деятельности обусловливалосьповышением динамичности рыночной экономики, быстрыми изменениями спроса,возникновением большого числа новых отраслей и рынков продукции. Диверсификацияпроизводства в этих условиях позволяла компенсировать падение сбыта на одномрынке за счет увеличения его на других рынках. Благодаря этомудиверсифицированные предприятия в целом оказываются более устойчивы иконкурентоспособны по сравнению с узкоспециализированными, так как онипроникают в новые для себя сферы деятельности, расширяют ассортиментвыпускаемых товаров. Диверсифицируя свое производство, предприятия (фирмы)способствуют также переливу капитала в наиболее прибыльные отрасли. Подвлиянием диверсификации производства специализированные предприятия (фирмы)превращаются в многоотраслевые комплексы. В США, например, в результатедиверсификации производства и поглощения большого количества компанийобразовались фирмы-конгломераты, в которых предприятия выполняют разнородныефункции и не имеют производственных связей.
Например, в США уже в период 1950-1970 гг. среди крупнейших 500корпораций число компаний, выпускающих однопрофильную продукцию, сократилось с30 до 8%. Процесс диверсификации ускоряется поглощениями отдельных, ранеенезависимых компаний; число таких поглощений в США в 1968 году в 8 разпревысило среднее число их за 1950-54 гг. Большинство из них носилоконгломератный характер[2]. Затемв судьбе концепции диверсификации наступил поворот, на смену ей пришли взглядыо необходимости концентрации усилий на основных сферах бизнеса. Причиной томупослужили процессы глобализации производства и другие явления, обусловленныеэффектом экономии на масштабах производства. В последнее время диверсификации(сейчас она приобрела более разумный характер) снова стали придаватьпервостепенное значение, но теперь в основе этого лежат уже совсем иныепричины. Многие компании сейчас располагают большими объемами капиталов,получаемых в основных сферах бизнеса, а поскольку возможности дальнейшейэкспансии в них весьма ограничены, диверсификация представляется наиболееподходящим путем для инвестиций капиталов и уменьшения степени риска. Характердиверсификации определяется социально-экономическими особенностями даннойстраны. Вместе с тем на ее развитие влияют и некоторые общие факторы(относящиеся ко всем странам): научно-техническая революция, борьба за высокиеприбыли, необходимость изыскивать сферы для приложения своих накоплений,милитаризация экономики, конкурентная борьба, боязнь отстать от технического прогресса.В результате диверсификации фирмы, и в особенности монополии, приобретаютмногоотраслевой характер, они проникают прежде всего в новые, наиболееприбыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами — электронику, химию.Компаниям выгодно идти по пути развития комбинированного производства — производить различные товары из одного и того же исходного сырья, что снижаетрасходы этих компаний, в частности и на исследования, которые часто приводят кизобретениям, далеким от специализации фирм. Перелив капиталов из менеедоходных отраслей в более рентабельные происходит через диверсификацию, минуятрадиционный рынок капитала. Функция учредительства постепенно переходит кфирмам, которые, диверсифицируя свое производство, пытаются застраховать себяот возможных неудач и банкротств, хотя начинания фирм часто кончаютсянеудачей.Даже при беглом взгляде на историю диверсификации становится ясно, чтопричиной ее широкой популярности в 60-х годах послужило весьма распространенноев то время заблуждение, вытекающее из технократической концепции менеджмента,которой были привержены предприятия практически во всех отрасляхпромышленности. Согласно догмату этой концепции для достижения успеха вменеджменте нет необходимости в глубоком изучении конкретных отраслей хозяйства,ибо общие принципы менеджмента якобы в равной мере применимы в любой отрасли.Сейчас диверсификация снова в моде, но по иным причинам. На авансцену выходитвсе больший круг управленческих структур, представленных людьми с деловыммышлением, обладающих при этом способностями и смелостью для осуществлениядиверсификации[3].1.2 Понятия, сущность изначение диверсификации и специализации
Диверсификация деятельности — переход от односторонней, частобазирующейся на лишь на одном продукте производственной структуры, кмногопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.
Специализация — это обособление отдельных отраслей, предприятий (иих подразделений) и сосредоточение на них производства определенной продукцииили определенной стадии технологического процесса. Специализация являетсярезультатом общественного разделения труда.
Основными признаками специализации являются: специальныеоборудование и технология, определенный вид готовой продукции или оказываемыхуслуг, специальные кадры рабочих и специалистов.
В промышленности специализация осуществляется по одной изследующих трех форм: предметная, подетальная и технологическая (или стадийная).
Предметная специализация выражается в том, что предприятиесосредоточивается на изготовлении определенной конечной продукции, например напроизводстве автомобилей, станков, холодильников и т.п.
При подетальной специализации производство сосредоточено наизготовлении отдельных деталей, узлов, агрегатов для комплектования будущегоготового изделия (как правило, уже на другом предприятии).
Технологическая (стадийная) специализация предусматриваетосуществление на предприятии определенной стадии технологического процесса.Предприятия, специализированные подобным образом, выпускают обычнополуфабрикаты для последующей переработки на других заводах.
Специализация производства имеет несомненные технико-экономическиепреимущества. Во-первых — это повышение производительности труда, аследовательно, и снижение себестоимости продукции, что является результатомдополнительного выпуска однотипной продукции без остановок на переналадкиоборудования и переучивание персонала. Во-вторых — это повышение качествапродукции вследствие использования узкоспециализированного оборудования, хорошоосвоенного специально обученным персоналом. В-третьих — это более широкиевозможности для механизации и автоматизации производственных процессов[4].
Сосредоточение предпринимательских усилий в какой-то одной областибизнеса имеет, кроме того, ряд организационных и управленческих преимуществ.Руководству значительно легче управлять таким производством, быть в курсевсего, что происходит на предприятии. Концентрация в одной области побуждаетменеджера бороться за укрепление конкурентных позиций фирмы на длительнуюперспективу, а не извлекать сиюминутную прибыль. Когда внимание менеджеровсосредоточено на одной сфере деятельности, значительно увеличиваетсявероятность возникновения идей по улучшению технологии производства, повышениюэффективности цепочки «производство — затраты».
Однако если продукция предприятия по каким-либо причинам уже неявляется такой привлекательной, как раньше, чрезмерная специализация будетиметь уже негативные последствия. Изменения в потребностях потребителей,технологические нововведения или появление новых товаров-субститутов могутсущественно подорвать позиции фирмы на рынке.
Следует помнить также о сильной зависимости специализированныхпредприятий от поставщиков и, в определенной степени, от потребителей своейпродукции.
Научно-технический прогресс в промышленности характеризуется нетолько усилением специализации, но и увеличением и частой сменой номенклатурыпроизводимой продукции, расширением ассортимента, освоением новых технологий сцелью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды,страховки от банкротства. Это процесс диверсификации (от франц. divers — различный)производства, представляющий собой расширение номенклатуры выпускаемыхпредприятием изделий или увеличение сфер деятельности фирмы.Диверсифицированное предприятие имеет шансы компенсировать неуспех в одной изобластей своей деятельности повышенными доходами в другой.
Конечно, диверсификацию желательно осуществлять в тех сферах, гдепредприятие может эффективно использовать свои преимущества. Осуществление жеданного процесса в совершенно новых для фирмы областях деятельности возможнолишь тогда, когда ни одна из родственных сфер не обеспечивает успеха. Процессдиверсификации облегчается, когда новый и традиционный виды бизнеса предприятияобладают производственной, управленческой и, главное, рыночной идентичностью(соответствием).
Производственная идентичность — это производственно-техническаяблизость двух названных видов бизнеса, т.е. когда есть возможность на имеющейсяу предприятия производственно-технической базе организовать изготовление новогопродукта или освоить новый вид услуг[5].
Управленческая идентичность имеет место в случае, когда у двухвидов бизнеса (старого и нового) одинаковые принципы организации производства итруда, материально-технического обеспечения и сбыта, управления персоналом ит.п.
Рыночная идентичность возникает в тех случаях, когда и старый, иновый продукт используются одними и теми же потребителями, распределяются черезобщие дилерские и розничные сети, когда совпадают подходы к организациимаркетинга.
Достоинства диверсификации очевидны. Кроме страховки от неудач вотдельных видах бизнеса, она может способствовать росту объема продаж, а такжеполучению ценного опыта при освоении новой продукции или новых сфердеятельности.
В то же время диверсификация обычно требует дополнительных затрат(текущих и, как правило, капитальных). При этом общие затраты предприятияраспыляются, а управляемость отдельных видов бизнеса может ослабеть.Естественно, усложняется в этом случае организация производства и труда.
/>
2 ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ЭТАПЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И ЕЁ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
2.1 Формы диверсификации,и их характеристика
Необходимость участия в диверсификации у конкретного предприятиявозникает только тогда, когда на пути дальнейшего развития освоенной отрасливыстраивается барьер.
Такое препятствие может возникнуть перед быстро развивающейсякомпанией, которая функционирует в медленно развивающейся отрасли, то естьвозникает антагонизм между темпами развития конкретного субъекта хозяйствованияи отраслевой совокупностью. Предприятие, имеющее сильную конкурентную позицию,постоянно вступает в противоречие с медленно развивающимся отраслевым сегментомрынка. В данной ситуации рациональным будет решение об изъятии средств изосвоенного бизнеса для финансирования диверсификационных мероприятий.
Принятие решения о диверсификации одновременно требует определенияее типа, масштаба и финансовых ресурсов, необходимых для ее осуществления.Компания начинает разрабатывать сценарий дальнейших мероприятий: внедряться вблизкий или совершенно отдаленный вид бизнеса, использовать для этогоограниченный объем денежных средств (допустим, менее 10% прибыли) илиинвестировать большие ресурсы (свыше 50% прибыли), вести экспансию в единичныйили несколько крупных видов бизнеса, проникать во множество малых формпредпринимательской деятельности[6].
Существенное значение для принятия окончательного решения опродвижении компании в новые сферы деятельности имеет предварительнаяэкспертиза намечаемых мероприятий. В частности, производится оценка доходностиинвестиций в тех отраслях, в которые предполагается диверсификация. Особоевнимание уделяется долгосрочности получения прибыли. Кроме того, анализируютсяконкурентные условия и окружающая среда бизнеса. Практический опыт показывает,что высокие темпы роста и привлекательность готовой продукции для потребителейоднозначно не являются главными стимулами к диверсификации. Скорее всего,именно высокая доходность и возможность длительный срок получать весомуюприбыль на вложенный капитал играют более существенную роль в положительномрешении о диверсификации.
Естественно, проникновение в новые виды бизнеса требуетсущественных вложений. Однако объем инвестируемых ресурсов не должен подрыватьфинансовое положение действующего бизнеса. Иначе у диверсифицированнойструктуры сжимается потенциал развития и, соответственно, сокращаетсяприбыльность инвестиций. То есть, внедрение в новую сферу должно бытьприемлемым для субъекта хозяйствования с финансовой точки зрения.
Обязательно следует проанализировать, получит лидиверсифицированный бизнес дополнительное конкурентное преимущество. Это такжепослужит повышению прибыльности совокупного бизнеса. Закономерным шагомявляется и оценка методов управления и способов принятия руководящих решений вновых видах бизнеса. Результаты этих управленческих моментов должны такжеспособствовать росту прибыльности.
Итак, решение о диверсификации принято и для этого найденысоответствующие финансовые ресурсы.
Рассмотрим путь, по которому предстоит идти субъектухозяйствования в ходе диверсификации. Одно из направлений, которое выбираетпредприятие, — внедрение в один или несколько новых видов деятельности[7].Это осуществляется путем приобретения действующего предприятия, организацииновой компании или создания совместного предприятия. Каждый из них имеетопределенные преимущества, но и содержит вероятность риска негативныхпоследствий.
В первую очередь нас интересует финансовый аспект указанныхрешений. Покупка функционирующего предприятия, по мнению специалистов,представляет собой самую распространенную форму проникновения в новый бизнес.Среди ее преимуществ следует отметить: получение готовых технологийпроизводства, наличие функциональных связей с поставщиками сырья и материалов,отсутствие необходимости широкой рекламы, существующая известность готовойпродукции на рынке, налаженные каналы сбыта и квалифицированный персонал.Объединяет все эти позиции финансовая компонента. Диверсифицирующейся компаниитребуется не такая значительная сумма средств по сравнению с тем, если бы этимероприятия организовывались вновь. Налицо существенная экономия инвестиционныхвложений и прямой выход на целевой сектор рынка. Компания, внедряющаяся в новыйбизнес путем покупки действующего предприятия, решает довольно сложную задачу,экономическое содержание которой состоит в том, чтобы произвести выбор:приобретение финансово устойчивого и успешно действующего предприятия илипокупка предприятия, имеющего низкие финансовые показатели. Первый вариантпредполагает более значительные затраты, чем второй. Диверсифицирующая компаниярассматривает возможность приобретения бизнеса исходя из собственных финансовыхвозможностей. Действительно, успешно функционирующий объект покупки требуетбольших средств, но обеспечивает быстрый вход в новый бизнес. Возможно, чтоприобретение субъекта, находящегося в сложном финансовом положении, будет болеепродуктивным, если просматриваются перспективы развития этого предприятия. Кпримеру, требуется только финансовый толчок для стимулирования имеющихся новыхтехнологий и производства современных видов продукции Инвестирование средствприобретающей компанией позволит развиваться данному предприятию. В своюочередь, покупка субъекта по первому варианту может оказаться настолькозавышенной, что не позволит приобретающей компании обеспечить дальнейшееподдержание или расширение деятельности приобретаемой структуры. Компания,расширяющая сферу своей деятельности, должна сопоставлять затраты наприобретение и будущие доходы на вложенные в покупку средства в равнозначномрежиме.
Вхождение в новые виды бизнеса может осуществляться при созданиинового предприятия. Диверсифицирующейся компании требуется затратитьопределенные ресурсы на приобретение производственного оборудования, поискквалифицированных кадров, формирование каналов снабжения и сбыта, определениесоответствующего круга потребителей продукции будущего предприятия, то естьнеобходимы значительные финансовые ресурсы.
Рациональным решение о создании новой хозяйственной структурыбудет при наличии нескольких условий. К примеру, когда для налаживаниядеятельности нового предприятия у диверсифицирующейся компании имеетсяопределенный и достаточно длительный период времени, а также готовые технологиии специалисты. В некоторых отраслях национального хозяйства создание новогопредприятия, занятие им значимой доли в производстве какого-то продукта иприобретение устойчивого финансового положения требует чрезвычайно длительногосрока. Эта специфика может повлиять на решение компании, которая осуществляетдиверсификацию.
Значимым является и то, что в этом секторе рынка еще не функционируюткрупные хозяйственные объединения, которые могут оказать существенноепротиводействие появлению нового субъекта. Специалисты считают, что созданиенового предприятия в условиях диверсификации не требует таких существенныхзатрат, как приобретение действующего.
Вступление в новую сферу деятельности для развивающейся компаниивозможно с помощью создания совместного предприятия. Оценим преимущества инедостатки данного пути диверсификации.
К положительным моментам принятия решения о создании совместногонового бизнеса относится снижение риска для диверсифицирующейся компании, аточнее — распределение риска между участниками совместного предприятия. Вопределенной ситуации отдельные компании имеют в наличии определенные элементыпроизводства. Одна компания — производственные площади, другая — высокопроизводительное оборудование, третья — современные технологии, в наличииисточник инвестиций. Объединение названных субъектов рождает на рынкесовместное предприятие с крепким начальным финансовым потенциалом иконкурентной позицией.
Таким образом, мы рассмотрели несколько форм внедрения в новыйбизнес диверсифицирующейся компании, дали им характеристику и проанализировалиспецифические моменты, содействующие или препятствующие диверсификационномупроцессу. Далее необходимо выбрать конкретную отрасль для диверсификации[8].2.2 Внутрипроизводственнаяспециализация и её формы
Внутрипроизводственная специализация — один из важнейших элементоворганизации производства. За каждым цехом, производственным участком, рабочимместом закрепляется технологически однородная группа работ или строгоопределенная номенклатура изделий. Специализация позволяет использоватьпринципы непрерывности работы машин и оборудования и прямоточности движенияобрабатываемых изделий. Повышается квалификация персонала за счет концентрацииего усилий на «узком» участке производства. Кроме того, специализация за счетрезкого сокращения количества операций, выполняемых на одном рабочем месте,дает возможность применять при больших объемах производствавысокопроизводительное технологическое оборудование, снижать трудоемкость иповышать качество изделий.
Формы специализации основных цехов предприятий (в частности,машиностроения) зависят от того, на какой стадии происходят производственныепроцессы (заготовительной, обрабатывающей или сборочной). Соответственноспециализация принимает следующие формы: технологическую, предметную илипредметно-технологическую.
При технологической форме специализации в цехах выполняетсяопределенная часть технологического процесса, состоящая из несколькиходнотипных операций, обычно при весьма широкой номенклатуре обрабатываемыхдеталей. При этом в цехах или участках устанавливается, как правило, однотипноеоборудование (литейное, кузнечное, термическое, гальваническое, токарное,фрезерное, шлифовальное). В таких цехах, как правило, изготавливается всяноменклатура заготовок или деталей либо, если это сборочный цех, собираются всеизделия, выпускаемые заводом.
Технологическая специализация имеет свои преимущества. Принебольшом разнообразии операций и оборудования облегчается техническоеруководство и создаются более широкие возможности регулирования загрузкиоборудования, организации обмена опытом, применения рациональных технологийпроизводства (например, литье под давлением, кокильное и центробежное литье ит.д.)[9].Технологическая форма специализации обеспечивает большую гибкость производствапри освоении выпуска новых изделий и расширении изготавливаемой номенклатурыбез существенного изменения уже применяемых оборудования и технологическихпроцессов.
Однако эта форма специализации усложняет и удорожаетвнутризаводское кооперирование, ограничивает ответственность руководителейподразделений за выполнение только определенной части производственногопроцесса; в заготовительных и обрабатывающих цехах возникают сложные,удлиненные маршруты движения предметов труда с неоднократным их возвращением водни и те же цеха. Нарушается принцип прямоточности, затрудняется согласованиеработы цехов, что приводит к удлинению производственного цикла и как следствие — к увеличению незавершенного производства.
По технологическому принципу обычно формируются цехи напредприятиях единичного и мелкосерийного производства, выпускающихразнообразную и неустойчивую номенклатуру изделий. По мере развитияспециализации производства, а также стандартизации и унификации изделий и ихчастей технологический принцип формирования цехов, как правило, дополняетсяпредметным, при котором основные цехи создаются по признаку изготовления каждымиз них определенного изделия либо его части.
Предметная форма специализации характерна сосредоточением вотдельных цехах (участках) всего или части производственного процесса поизготовлению конкретных видов продукции (конечного потребления иликомплектующих). Для таких цехов характерны разнообразное оборудование иоснастка при узкой номенклатуре деталей или изделий. Оборудование подбирается всоответствии с технологическим процессом и располагается в зависимости отпоследовательности выполняемых операций, т.е. используется принциппрямоточности. Такое формирование цехов наиболее характерно для предприятийсерийного и массового производства.
Достоинством предметной специализации цехов и участков являетсялегкая управляемость, так как все операции по изготовлению конкретного изделия(детали) сосредоточены в одном цехе. Все это приводит к устойчивойповторяемости производственного процесса, упрощениюоперативно-производственного планирования, сокращению производственного цикла,сокращению числа и протяженности маршрутов движения предметов труда, снижениюпотерь времени на переналадку оборудования, созданию условий для внедренияпоточных методов производства, механизации и автоматизации производственныхпроцессов.
Все перечисленное ведет к повышению производительности труда,ритмичности производства, снижению себестоимости продукции, росту прибыли.
Вместе с тем следует отметить и определенный недостаток даннойформы внутрипроизводственной специализации. Постоянное развитие технологий,расширение потребительского спроса ведут к адекватному расширению номенклатурывыпускаемой продукции и увеличению разнообразия применяемого оборудования.Однако при узкой предметной специализации цехи порой оказываются не в состояниивыпускать требуемую номенклатуру изделий без дорогостоящей их реконструкции.
Специализация цехов на выпуске ограниченной номенклатуры предметовтруда целесообразна лишь при больших объемах выпуска. Только в этом случаезагрузка оборудования будет достаточно полной, а его переналадка, связанная спереходом на выпуск другого продукта, не будет вызывать больших потерь времени.В цехах создается возможность замкнутого (законченного) цикла производствапродукции. Такие цехи получили название предметно-замкнутых. В таких цехахсовмещаются заготовительная и обрабатывающая или обрабатывающая и сборочнаястадии (например, механосборочный цех).
Надо сказать, что технологическая и предметная формы специализациив чистом виде используются довольно редко. Чаще всего на многих предприятиях, вчастности машиностроения, применяют смешанную (предметно-технологическую)специализацию, при которой заготовительные цехи строятся по технологическойформе, а обрабатывающие и сборочные — объединяются в предметно-замкнутые цехиили участки.
Кроме технологической и предметной форм внутрипроизводственнойспециализации можно выделить функциональную и территориальную.
Функциональная специализация выражается в обособлении отдельныхподразделений предприятия на выполнении работ по обслуживанию производства иоказанию услуг (транспортные, ремонтные службы и т.д.). Следует заметить, чтотакая специализация характерна и для ряда управленческих подразделенийпредприятия и цеха (например, плановый и технический отделы, отдел охраны труда,бухгалтерия и т.п.).
Территориальная специализация характеризуется выполнением тех илииных операций только на отдельной территории. Такая форма специализациихарактерна, например, для строительных, транспортных, сельскохозяйственныхпредприятий и их подразделений. Каждое территориальное подразделение при этомможет выполнять одинаковую работу и производить одну и ту же продукцию. Так,строительная организация может возводить строения сходного или даже одинаковоготипа в разных районах, на расстоянии многих километров друг от друга.Обеспечить эффективное оперативное руководство строительством объектов идоставку рабочей силы и материалов из одного центра в таком случаезатруднительно. Поэтому для выполнения одинаковой работы создается не один, анесколько строительных участков — по числу объектов. Работа участковцентрализованно обеспечивается необходимыми машинами и оборудованием,строительными материалами, технической документацией. Центр формирует портфельзаказов и ведет расчеты с потребителями продукции, поставщиками сырья иматериалов. Аналогичная структура производства и управления образуется и вдругих отраслях экономики. Например, одно и то же предприятие по ремонтубытовой техники может иметь в различных пунктах мастерские одинакового профиля[10].
2.3 Финансоваязаинтересованность и практический опыт
В ходе диверсификации предусматриваются два пути: внедрение втехнологически близкий бизнес и вступление в кардинально отличный бизнес. Втеоретическом аспекте направление, близкое по технологическому циклу,трактуется как родственный бизнес или деятельность с определенным действующемубизнесу стратегическим соответствием.
Диверсификация родственного плана возможна при технологическойсовместимости функционирующего и нового бизнеса. При этом используетсяматериальная база, технологии, опыт и квалификация действующего иприсоединяемого (вновь создаваемого) субъекта. Важным финансовым моментомродственной диверсификации выступает значительная экономия затрат напроизводство продукции.
В ходе внедрения в технологически близкий бизнесдиверсифицированная компания использует общую технологическую базу,квалификацию и опыт работающих, каналы снабжения сырьем, опыт управленияпроизводством, системы сбыта, рекламу и торговую марку, продвинутый и хорошознакомый потребителям брэнд и др. То есть, развивающаяся компания получаетмощный потенциал в виде конкурентного преимущества в определенном секторерынка.
Финансовая заинтересованность в проведении диверсификации вродственный бизнес обоснована таким значимым элементом, как экономия издержекпроизводства. Специалисты называют данное явление эффектом масштаба.Действительно, совокупное управление требует меньший объем финансовых ресурсовдля успешного функционирования двух или более родственных видов бизнеса.Снижение издержек достигается именно с помощью совместного использования всехвышеназванных факторов производства, распределения и обмена. Соприкосновениеродственных бизнесов возможно в любом секторе от обеспечения сырья допродвижения товара до конечного потребителя. Снижение затрат, соответственно,ведет к росту прибыльности.
Практический опыт деятельности диверсифицированных компанийдемонстрирует несколько видов таких точек соприкосновения. Среди них — аналогичные сектора рынка по потребителям. Допустим, стратегическисоответствующие виды бизнеса создают готовую продукцию, которую покупают одни ите же группы потребителей. При этом используются одни каналы оптового сбыта ирозничной реализации, взаимная реклама, логистические операции по доставке,маркетинговые услуги, сервисное обслуживание и т.д. Кроме того, заслужившеепризнание торговое имя базового бизнеса способствует продвижению на рынокпродукции нового бизнеса. Этим достигается существенная экономияиздержек.Следующей точкой соприкосновения является соответствиепроизводственных циклов.
Базовый и новый бизнес совместно осуществляют эксплуатациюпроизводственных площадей, оборудования, технологий, материалов иполуфабрикатов, рецептур и др.
Сопоставимость производственной деятельности также способствуетснижению издержек — прежде всего, за счет преобразования небольших производствв крупный производственный комплекс.
Соприкосновение близких видов бизнеса в диверсифицированнойкомпании с целью снижения затрат может достигаться с помощью координациименеджмента. Приемы и методы управления базовым бизнесом переносятся в новыйбизнес. В некоторых случаях производится централизация процесса принятияуправленческих решений в диверсифицированном бизнесе. Организационно этотвопрос решается путем создания единого управленческого подразделения длябазового и нового вида деятельности. Диверсифицированный субъект осуществляетреорганизацию управленческого звена. Этот процесс, конечно, требуетопределенных затрат. Однако результативность более прогрессивного менеджментапозволяет применять эффективные направления для получения высокого совокупногоуровня, что экономит управленческие издержки в целом для диверсифицированнойкомпании.
Итак, что получает компания в результате внедрения втехнологически близкий бизнес? В первую очередь — существенное конкурентноепреимущество перед партнерами на рынке, затем — значительную экономию затрат иповышение прибыльности. Необходимо рационально воспользоваться этимидостижениями проникновения в родственные сферы деятельности.
Практический опыт демонстрирует следующую ситуацию: большинствосубъектов хозяйствования, предусматривающих диверсификацию, предполагаютвнедрение в неродственный бизнес. Доминирующее влияние на принятие решения опроникновении в технологически отличный бизнес оказывают показатели прибыли.
Во многих сферах бизнеса имеются достаточные средства и стремлениеуменьшить степень риска и выгодно инвестировать свои капиталы. Придавая большоезначение познанию закономерностей развития отрасли для достижения успехов вбизнесе, можно избежать тех ошибок, которые в свое время скомпрометировалирепутацию диверсификации. Существует ряд предпосылок для проведениядиверсификации. Целесообразно проведение диверсификации для уменьшения степенириска, что позволит стабилизировать финансовое положение в течение какого-товремени, по финансовым соображениям, когда предприятие уверено, что этонаилучший способ «пристроить» свои деньги по сравнению с другимиинвестициями; благодаря синергизму с нынешним бизнесом станет возможным ещебольшее расширение дела, что и оправдывает решение о проведении диверсификации[11].
/>3 ЭФФЕКТИВНОСТЬДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
3.1 Преимущества инедостатки диверсификации и специализации
Имеется мало оснований утверждать, о наличии систематической связимежду стратегией диверсификации и финансовым успехом предприятия. Однакоразумно проведенная диверсификация деятельности может быть предпосылкойповышения эффективности отдельных подразделений. Например если затраты в рамкахкакой-либо отрасли являются по своей природе в основном постоянными, то ихразбивка по разным участкам с большими объемами продаж ведет к значительномуснижению удельных издержек.
Условием повышения эффективности при диверсификации являетсяналичие перспективных, представляющих стратегический интерес, ключевыхкомпетенций. Так, когда компания Honda стала использовать технологиюмоторостроения в производстве различных видов продукции, то у нее появиласьвозможность инвестировать больше средств в НИР без ущерба для удельныхиздержек. Суммирование при этом технологического опыта в разных сферахспособствовало дальнейшему повышению технологического уровня компании. ФирмаHonda добилась преимуществ и в области качества, что благоприятно сказалось наее рыночных позициях.
В случаях когда ключевые компетенции могут быть широкоиспользованы при производстве различных видов продукции, диверсификациякомпании открывает новые возможности в сфере НИР. Расширение хозяйственнойдеятельности в таких случаях может привести к созданию критической массыресурсов, которая позволит обойти конкурентов.
Аналогичное положение наблюдается в области рекламы. Существуетэмпирически установленная связь между затратами на рекламу и объемом продаж. Сростом затрат на рекламу кривая продаж сначала медленно поднимается, затемкруто идет вверх и, наконец, опять переходит в стадию медленного подъема.Поэтому отдача от рекламы в расчете на единицу затрат у мелких предприятий значительнониже, чем у крупных конкурентов. Возможность улучшить ситуацию и здесьзаключается в распределении рекламных расходов по однородным хозяйственнымединицам.
Преимущества диверсифицированного предприятия заключаются так же ввозможности объединения усилий для достижения единых целей. Успешный результаттакого объединения обуславливается действием синергетического эффекта, т.е.когда целое представляет собой нечто большее нежели сумму частей. Так некоторыекрупные корпорации повышают прибыльность своих вновь приобретенных компанийпутем совершенствования на них систем руководства и финансового контроля, атакже путем реорганизации этих компаний на специализированные по видамдеятельности подразделения. В этом случае положительный результат дает совместноеиспользование ресурсов и опыта. Наибольшее значение синергетический эффектимеет место в случае если подразделения находятся в родственных отраслях.
Как правило, начальные этапы деятельности компании связаны с ееконцентрацией на одной отрасли. Обзор западной практики показывает, что многиеиз наиболее удачливых компаний достигли высокого уровня благосостояния,используя стратегию концентрации, т.е. не выходя за рамки моноотраслевойдеятельности. В то же время следует отметить, что среди компаний, использующихэту стратегию, наблюдается наибольшее число банкротств. Это связано с тем, чтотакая стратегия несет большой уровень риска.
Стратегия отраслевой концентрации может быть использована лишь наранних стадиях жизненного цикла отрасли, т.к. при благоприятных обстоятельствахона может обеспечить наиболее высокие темпы производственного развития илиприроста капитала. На последующих стадиях жизненного цикла компании по мереудовлетворения потребности в продукции основного контингента потребителей ей насмену должна прийти стратегия отраслевой диверсификации производственнойдеятельности.
Диверсификация в рамках определенной группы отраслей позволяеткомпании более широко использовать накопленный опыт в сфере маркетинга,производственных технологий и т.п., а, следовательно, увеличивать конкурентныепреимущества диверсифицируемых подразделений. Кроме того, использованиеотраслевой диверсификации даже в таких ограниченных рамках позволяетсущественно снизить уровень хозяйственных рисков. Однако стратегия диверсификациив рамках определенной группы отраслей эффективна лишь при благоприятномпрогнозе конъюнктуры соответствующих товарных рынков.
Наименее рискованной является диверсификация в разрезе различныхне связанных между собой групп отраслей. Необходимость использования такойстратегии определяется тем, что для многих крупных и средних компаний,осуществляющих свою деятельность на протяжении длительного периода, традиционноизбранные отрасли, сдерживают темпы перспективного развития, получение высокойотдачи от капитала, а иногда вызывают стратегическую уязвимость в конкурентнойборьбе. Обеспечить новые возможности развития для таких компаний можетдиверсификация деятельности в иные альтернативные группы отраслей[12]./>/>3.2 Эффективность специализированных и диверсифицированныхкомпаний Российский опыт
В России пока проблематично сравнивать эффективностьспециализированных и диверсифицированных компаний, так как надежная статистикапросто отсутствует. Но анализ западного опыта приводит к однозначным выводам.После бурного роста конгломератов в период промышленного роста 1960-х годов ихэффективность неуклонно снижалась. И с усилением международной конкуренции в1980-е годы большинство конгломератов либо сконцентрировалось на ключевомбизнесе, распродав остальные, либо разорилось. При этом активно формировалиськрупные специализированные компании.
Но, может быть, в России все слишком специфично? Некоторые считают,что российской специфики как таковой нет. Даже если она и есть, то этоотрицательный фактор, который препятствует потенциальной ликвидности даннойинвестиции.
Безусловно, необходимо учитывать особенности формирования иразвития российских компаний. В ситуации чистого эксперимента понятно, чтовертикальная интеграция вам ничего не дает, потому что на те средства, которые тратятсяна каждый передел, можно купить эту услугу на рынке и не содержать все этохозяйство у себя. Другое дело, когда так устроен рынок, что предприятие могутзадушить, если не будете иметь этих переделов. Это особенность этапа развития –отсутствие конкурентных рынков.
Основное отличие большинства российских компаний от зарубежныхконкурентов состоит в том, что они в разы меньше. Соответственно, дляподдержания конкурентоспособности нужно либо вкладывать в развитие столько жересурсов, сколько вкладывают западные конкуренты, что весьма проблематично, либосконцентрировать свои ресурсы только на самых перспективных направлениях.
В российских компаниях один и тот же руководитель может разделятьидею специализации с практикой диверсификации. Конечно, можно сказать, чтоструктура рынка пока что препятствует развитию специализированных компаний.Более того, для значительной части компаний вопросом трудного выбора до сих поростается выделение вспомогательных производств и переход на аутсорсинг. Однакоприверженность диверсификации имеет и более глубокие причины.
На практике обычно стоит довольно сложная задача – разглядетьпотенциальную перспективность в одном из не слишком привлекательных на данныймомент бизнесов.
Для российского бизнеса типичной является ситуация, когда бизнесомуправляет собственник. Внутренняя противоречивость, присущая такой ситуации,находит выражение в противоречивости реализуемой компанией стратегии.
Из-за того, что часто собственники присутствуют в управлении, онине могут однозначно сказать, кто они. Потому что, по идее, собственник – инвестор,он инвестировал в какой-то проект. Он принял риски по нему на себя и долженэтим ограничиться и просто контролировать. А наемный менеджер должен прилагатьвсе усилия для того, чтобы в этом направлении двигаться. А когда ты в эту жеминуту понимаешь, что можешь маневрировать, вложить в другой проект, топоявляется метание на пути к светлому будущему.
Соответственно, и сама компания в такой ситуации представляетсобой некий гибрид реального бизнеса и фонда прямых инвестиций. Причем даннаямодель в целом неэффективна: это и не полноценный инвестиционный фонд, так как,профессионально не занимаясь привлечением инвестиций в свои проекты, компаниясущественно ограничена размером внутренних инвестиционных источников; это и неполноценный реальный бизнес, так как основной бизнес, выступая в качествебизнеса-донора, развивается недостаточно активно.
В настоящее время происходит очень много комичных вещей, когдатакие компании выходят на рынок инвестиций. Для инвесторов пока что они непредставляют интереса, потому что обычно они неуправляемы. Их оборот можетсоставлять сотни миллионов долларов. Но если нет логики выстраивания, если нетдобавленной стоимости за счет присоединения каждого бизнеса, то это оченьпохоже на игру в монополию. Их судьба незавидна, они должны послужить сырьемдля дальнейшего передела, и в будущем я вижу здесь интересные потенциальныеобъекты.
Постепенно происходит расслоение крупных финансово-промышленныхгрупп на те, которые профессионально занимаются покупкой и предпродажнойподготовкой недооцененных активов и становятся инвестиционными фондами, и те,которые создают крупные отраслевые компании, ориентируясь на их развитие.
На российском рынке мало сделок по продаже компаниями своихдостаточно крупных бизнесов, осуществляемых с целью концентрации на основномбизнесе, а не просто перепродажи. Причины называются разные.
Прежде всего это психологическая неготовность собственников.
Россия сейчас – это страна с чрезвычайно концентрированнымкапиталом и бизнесом. Здесь почти нет среднего и малого бизнеса, а значит, нетслоя потенциальных покупателей.
И все же тенденция налицо – движение в сторону созданияспециализированных компаний набирает обороты. С другой стороны, пока этодвижение достаточно осторожное и не вполне последовательное. И если изменениябудут идти теми же неспешными темпами, то можно предположить, что черезнесколько лет значительная часть российских компаний сможет специализироватьсятолько на собственном банкротстве[13].
3.3 Освоение новыхсегментов
Можно с достаточной уверенностью прогнозировать, что в ближайшембудущем структура российского рынка существенно изменится. Вслед за ужепроисходящими структурными изменениями в торговле и дистрибуции, вызваннымиразвитием розничных сетей, начинаются структурные изменения в промышленности.Производственные компании отказываются от неключевых для них операций ипереходят на аутсорсинг, и это стимулирует развитие специализированных компаний,готовых составить конкуренцию неэффективным внутренним подразделениям. Длямногих фирм открывается уникальная возможность «поймать волну» истать лидером на формирующихся и бурно растущих рынках.
Иногда для создания нового сегмента бывает достаточно внимательноизучить западный опыт и обнаружить ценную для освоения в России идею. Именнотаким образом на РИАТе нашли пустую пока что нишу на рынке – машину,оборудованную системой «Мультивихрь», со сменными кузовами, т. е.многофункциональный автомобиль. Экономическая эффективность использования такоймашины для некоторых групп потребителей очевидна.
В российской практике успешные альянсы с зарубежными компаниямипока что редкость. Не только российские, но и западные менеджеры часто не могутсформулировать стратегически и экономически понятную причину своего интереса кальянсу с конкретной компанией.
Для многих российских компаний наиболее реальным способомпреодолеть отставание является вступление в альянсы с зарубежными партнерами ипокупка лицензий: Понятно, что Россия – это пока еще довольно привлекательноеместо для зарубежных компаний с точки зрения дешевых человеческих иэнергоресурсов, и есть вещи, которые интересны нам, то есть возможновзаимовыгодное разделение труда.
Чем более специализирована компания, тем явственнее она ощущаетограниченность объема внутреннего рынка. Тогда и возникает вопрос:диверсифицироваться, осваивать новые продукты в России, или специализироваться,осуществлять экспансию бизнеса на внешний рынок? Обычно российские компании-лидерывыбирают диверсификацию.
Менеджеры обычно указывают на отсутствие продукта, который мог быбыть конкурентоспособным на зарубежных рынках. Это справедливо, но вряд ли изэтого следует, что перспектив нет вообще. Скорее надо ориентироваться на постепенноедвижение к созданию такого продукта.
В диверсификации прослеживается естественное стремление бизнеса кизвлечению максимальной прибыли из любой благоприятной ситуации. Поэтомудиверсификация – это реакция компании на любой положительный сценарий развитиясреды. Природа же специализации (или концентрации) лежит в плоскости защитныхреакций на негативные события или риски изменений в окружающей среде.
Чтобы понять, что лучше для бизнеса – диверсификация илиспециализация, необходимо детально изучать конкретную ситуацию, характер задачи внешние условия.
Если же рассуждать о российской действительности, то сегодняактуален вопрос: когда отечественные компании в массе своей будут вынужденыначать процессы специализации (концентрации)? Ведь ни для кого не секрет, чтоподавляющая часть российского ВВП сконцентрирована в рамкахвысокодифференцированных холдингов. Чтобы ответить на этот вопрос, достаточновзглянуть на уровень насыщенности российских рынков товарами и услугами.Большинство отраслей сегодня находится на стадии бурного роста. Естественно, втаких условиях говорить об узкой специализации преждевременно. Только поддавлением жесткой конкуренции поставщик товаров будет вынужденсконцентрироваться на каком-либо одном виде деятельности, отказавшись отдругих.
Однако в тех отраслях, где представлены транснациональные гиганты,имеющие колоссальный запас прочности, перед российскими компаниями вопросдиверсифицироваться или концентрироваться не стоит. Есть только один способвыжить на этом рынке – точечная концентрация на технологических новшествах,уникальных свойствах товара или на определенном сегменте потребителей[14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги настоящей работе, можно сделать вывод, что вусловиях конкуренции любая компания стремится упрочить свое положение на рынкеи пытается своевременно реагировать на изменение конъюнктуры. При помощистратегии диверсификации специализированные фирмы превращаются вмногоотраслевые комплексы-конгломераты, составные части которых не имеют междусобой функциональных связей.
Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства иперераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательскойдеятельности преследует различные цели и определяет направленияреструктуризации экономики.Диверсификацию выбирают, пытаясь повыситьустойчивость бизнеса, увеличить стоимость компании, повысить эффективностьорганизации, иногда — просто использовать удачную возможность или сменить виддеятельности. Отрасли, которые выбираются для осуществления диверсификации,должны быть привлекательными с точки зрения их структуры или должны бытьпотенциально способны обеспечить такую привлекательность. Часто компанииигнорируют критерий привлекательности из-за слишком высокого барьера входа. Онивыбирают отрасль, которая «хорошо подходит» для их бизнеса, носталкиваются с невыгодностью структуры отрасли. Пока наилучшее соответствие структурыне обеспечит конкурентного преимущества, диверсификация не приведет к высокимприбылям. Затраты на вхождение в новый бизнес не должны приводить ккапитализации всех будущих доходов, не должны пожирать всю ожидаемую прибыль./>
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формированиянаучно-технической политики Кишинев.:2005. – С. 876
2. Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходаток А.М. Стратегия малого предпринимательства- СПб: Изд-во «Корвус», 2007 — 224 с..
3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.:Институт новой экономики. 2001. – 735 с.
4. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. / Под ред. Л.Г.Зайцева, М.И. Соколовой. — М: Юнити, 2009. — 174 с.
5. Бурмистрова Т., Федотов А. Новая научно-техническая политика: контурыформирования и реализация.//«Экономист», 2000 г., №2. – С. 34-39
6. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономическогоразвития. //В.Э., 2002 г., №1. – С. 4-12.
7. Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе переходак новому технологическому порядку. // В.Э., 2004 г., №9. – С. 84-97.
8. Дагаев А. Передача технологий из государственного сектора в промышленностькак инструмент государственной инновационной политики. // ПТиПУ, 2000 г.., №2.–С. 65-70.
9. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика) /Под редакцией В.М. Попова — М: Финансы и статистика, 2001 — 368 с.
10. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления — М:Информационно внедренческий центр «Маркетинг», 2001 — 195 с.
11. Ионов М. Регулирование инвестиционной и инновационнойдеятельности./ «Экономист», N5, 2007 г. – С. 56
12. Логинов В., Курнышева И. Возможности и перспективы научно-технического развития./ «Экономист», N 7, 2006. –С. 87
13. Немченко Г. Донецкая С., Дьяконов К. Диверсификация производства:цели и направления деятельности. // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — №5. – С. 55
14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономическийсловарь. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2008. — С.288.
15. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. свенгр. — М.: Прогресс. – 2009. –С. 550
16. Симановский С. Направления интенсификации инновационного процесса./«Вопросы изобретательства», N 1-2, 2002. – С. 453
17. Современные Соединенные Штаты Америки. — М.: Политиз- дат. — 2008.– С. 876
18. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под ред.Градова А.П., Кузина Б.И. — СПб.: Специальная литература, 2001. – С. 510.
19. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер.с англ. — М.: Экономика. – 2007. – С. 765
20. Томпсон А. А… Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент:концепции и ситуации. — М. ИНФРА-М, 2000. – С.246.