Диалека рыночного равновесия/>
Мы моги бы с равным основанием
спорить о том, регулируется ли стоимость
полезностью или издержками производства,
как и о том, разрезает ли кусок бумаги
верхнее или нижнее лезвие ножниц.
Альфред Маршалл (1)
Вынесенная в эпитет мысль Альфреда Маршалла удачна не только тем, что, кактеперь выясняется, объективная величина стоимости товара в абсолютно равнойстепени определяется как полезностью товара, так и издержками его производства,но и тем, что противоположности, которые формируют стоимость товара, как ипротивоположные лезвия ножниц, действуют по принципу единства и«борьбы» противоположностей, равенство или равновесие которых впервом случае определяет рождение объективной величины стоимости товара, рождениеобъективных, равновесных цен товаров, во втором — равенство сил, приложенных клезвиям ножниц, определяет процесс резания. Относительность объективности экономических законов
Закон всемирного тяготения — закон, который абсолютно не зависит от воли исознания людей, и потому является абсолютно объективным законом природы. Но вприроде не существует абсолютно объективных законов, которые определяли быэкономические взаимосвязи между людьми. Объективные обстоятельства, которыесубъектам экономических взаимосвязей приходится учитывать как не менееобъективную силу, чем сила всемирного тяготения, складываются из мнений ипобуждений самих субъектов примерно так же, как складывается равнодействующаяопределенного количества физических сил, где какое-то изменение отдельных изних уже не способно существенно повлиять на изменение этой равнодействующей.
Объективность экономических законов имеет относительный характер, т.е. этаобъективность рождается в определенных условиях, которые можно назватьусловиями полноценного рынка.
Это рынок, который способен сформировать и продолжительное времяподдерживать так называемые равновесные цены. Это рынок, который, по мнениюизвестных экономистов (Э.Чемберлин, П.Самуэльсон) (2,3), мнению, ставшемутеперь уже общепризнанным тяготеет к промежуточному положению между совершеннойконкуренцией и монополией, тяготеет к монополистической конкуренции. Это рынок,определяющийся множеством условий, но в отношении рождения объективныхэкономических законов он определяется двумя основными условиями.
Первое — количественное условие — ограниченность минимального количествасубъектов экономических взаимосвязей.
Например, только определенное количество продавцов и покупателей товара — (количество, обеспечивающее наличие конкуренции, как между продавцами, так имежду покупателями) — способно породить объективность процесса ценообразования.В единичных же, случайных актах обмена, т.е. когда нарушено это количественноеусловие формирования полноценного рынка, цена товара определяется не объективнымзаконом стоимости, а субъективными побуждениями продавцов и покупателей.
То есть здесь при изменении количества субъектов экономических взаимосвязейпроисходит качественное изменение характера законов, определяющих этивзаимосвязи.
Определить точно, какое именно количество субъектов экономическихвзаимосвязей рождает новое качество законов, определяющих протекание этихвзаимосвязей, так же невозможно, как невозможно определить точно, какое именноколичество отдельных зерен рождает новое их качество — кучу зерна. Но, несмотряна невозможность определения точных параметров этого качественного перехода, онсуществует, и является границей, отделяющей область действительности, гдеэкономические взаимосвязи определяются объективными законами от области, гдеэти же взаимосвязи определяются субъективнопсихологическими законамиформирования поведения людей, или, проще говоря, субъективными побуждениямиучастников этих взаимосвязей.
Не абсолютное, а относительное уменьшение количества продавцов какого-тотовара при объединении их в монополию также переводит процесс ценообразования вобласть субъективнопсихологических законов.
Субъекты экономических взаимосвязей как члены общества являются еще исубъектами права, и потому еще одним условием полноценного рынка, качественнымего условием, является ненарушение общественной властью естественности этихвзаимосвязей, т.е. ненарушение возможности формирования этих взаимосвязейпобуждениями субъектов этих взаимосвязей, а не побуждениями чиновниковобщественной власти. Как это, например, имело место в плановой экономике такназываемых социалистических стран, где субъективизм и волюнтаризм в экономикепо причине нарушения этого качественного условия формирования полноценногорынка были закономерным явлением.
То есть здесь мы имеем еще один качественный переход, отделяющий областьдействительности, где экономические процессы определяются объективными законамиэкономики от области, где эти же процессы определяютсясубъективнопсихологическими законами поведения людей.
Нарушение даже одного из этих двух основных условий формированияполноценного рынка ведет к переплетению разнородных областей действительности.И в этих условиях одни экономические взаимосвязи могут определятьсяобъективными экономическими законами, другие — субъективнопсихологическими.Цены одних товаров могут формироваться в соответствии с объективным закономстоимости, и таким образом рождаются объективные цены, других — в соответствиис субъективными побуждениями продавцов и покупателей, и таким образом рождаютсясубъективные цены.Процсс ценообразования и формирование обменного эквивалента.
Трудовая теория стоимости (Смит, Риккардо, Маркс) утверждает, что равнывеличины разных видов труда производят равноцнные товары, т.е. что обменнымэквивалентом товарообмена является величина трудозатрат производства товара.
Но реальный товарообмен реального рынка осуществляется посредством субъективныхпредставлений покупатьеля о величине полезности товара и о возможности отдатьза эту величину полезности определенную часть своего дохода.Величина жетрудозатрат производства товара не оказывает никакого влияния на формированиецены товара.
В осмыслении этой реальности родилась субъективно-психологическая теориястоимости (Менгер, Визер, Вальрас), которая пыталась доказать, что обменнымэквивалентом товароомена является величина полезности товара.
Но непреодалимым препятствием для этой теории оказалось определение объективнойединицы измерения субъективной величины полезности товара.
Автор статьи на предельно упрощенной, модели рынка и посредством бухучета,который не соответствует общепринятому, но соответствует логике решаемойпролемы, показывает, что обменным эквивалентом товарообмена является ценаполных трудозатрат производства товара, цена, которая является суммой прибылейвсей череды производителей этого товара, начиная с производителей сырья иэнергии и кончая последним продавцом этого товара.
В соответствии с предлагаемой теорией стоимости цена товара, с однойстороны, является ценой полных трудозатрат производства товара, отражающейвеличину этих трудозатрат, с другой — ценой полезности товара, отражающейвеличину этой полезности. На основании чего можно утверждать, что предлагаемаятеория стоимости является теорией, объединяющей трудовую теорию стоимости ссубъективно-психологической.
Цена товара, в основном, определяется двумя его объективными свойствами.
Первое — финансовые издержки производства товара.
Второе — потребительные свойства товара (полезность товара).
Первое свойство участвует в ценообразовании в виде довольно точнойматематической величины.
Второе свойство не имеет математической точности, т.к. величина потребительныхсвойств товара, с одной стороны, измеряется массой и количеством, с другой — чисто субъективным определением уровня качества товара и величиной собствннойпотрености в этом товаре.
Величина потребительных свойств товара участвует в ценообразовании в видесравнения подобных товаров для сравнения их цен.
Величина потребительных свойств товара, измеряемая его ценой, называетсястоимостью товара. Определение «списано» прямо из жизни: сколькостоит этот товар (конкретная величина полезности)? — Стоимостью товара являетсяего цена.
То есть процесс ценообразования есть не что иное, как процесс формированиявеличины стоимости товара.
Предельно упрощая реальный рынок, представим себе такой рынок, гдеосуществляется купля-продажа товара только одного вида с абсолютно одинаковойвеличиной потребительных свойств, например, абсолютно одинаковые молотки, и гдевсе продавцы являются частными предпринимателями, которые в каком-то смыслетоже производят товар, покупая его на оптовых рынках.
В этом случае издержками производства товара будет оптовая цена, плюс всеиздержки его продажи.
Все, что получает продавец сверх покрываемых ценой издержек, назовемприбылью, которая является ценой труда продавца по купле-продаже товара.
Цель продавца — продать товар с наибольшей прибылью.
Цель покупателя — купить товар по наинизшей цене.
То есть, кроме двух объективных свойств, определяющих цену товара, имеютместо еще и две субъективные составляющие цены товара, одна из которыхстремится повысить цену, другая — понизить. При дефиците товара проявляетсядействие первой составляющей, при перепроизводстве — второй.
Если же спрос товара уравновешен предложением, то конкуренция междупродавцами не позволяет им повысить цену товара, а конкуренция междупокупателями не позволяет им снизить цену товара (условие равновесиясубъективных противоположностей).
Процесс ценообразования протекает посредством борьбы этих субъективныхпротивоположностей. Заканчивается эта борьба по принципу последнего рубежаобороны продавца и наступления покупателя.
Последним рубежом покупателя является осознание им того, что этот товар увсех продавцов имеет такую же цену.
Последним рубежом продавца является осознание им того, что эта ценапокрывает издержки, предоставляя средства для следующего оборота, и позволяетобеспечить уровень личного потребления, сравнимый с уровнем потребления людей,занимающихся аналогичным видом деятельности.
То есть когда субъективные составляющие цены, уравновешивая друг друга,нейтрализуются, формируется объективная цена товара, приносящая продавцуобъективную прибыль. При нарушении этого равновесия формируется субъективнаяцена. Объективная и субъктивная цена товара рождают соответствнно объективную исубъективную стоимость товара.
И если предположить, что у всех продавцов одинаковые издержки на единицутовара, то у всех и прибыль на единицу товара будет одинаковой. То есть в этомслучае цена труда всех продавцов на единицу товара или, что то же самое, наединицу издержек будет одинаковой (опять же в целях упрощения не будемучитывать возможные изменения издержек на единицу товара при изменении объемовпродаж).
Естественно, в этом случае у всех продавцов равными будут и нормы прибыли(процентное отношение прибыли к издержкам) — показатель, отражающий уровенькачества труда (чем выше прибыль и ниже издержки, тем выше цена труда наединицу издержек).
Если рассмотреть рынок, где истинные производители нашего товара (несколькопроизводителей абсолютно одинакового товара) продают его оптовикам и сделать теже два допущения: равновесие субъективных противоположностей и равенство у всехпроизводителей издержек на единицу товара, то получится тот же результат: ценатруда всех товаропроизводителей на единицу издержек будет одинаковой.
Естественно, бухгалтерия исчисления прибыли и издержек для продавцов итоваропроизводителей должна быть одинаковой. А все, что касается оплаты трудадолжно входить в прибыль, а не в издержки.
Рассмотрим обмен разновидовыми товарами посредством денег.
Производитель молотка продает его за цену издержек, плюс объективная прибыльи по этой же цене покупает сто болтов. То есть Т = Д = Т.
Но формирование каждого равенства в отдельности мы уже рассмотрели, ивыяснили, что его основой является покрытие ценой товара издержек егопроизводства, плюс объективная прибыль товаропроизводителя на единицу издержек.
Следовательно, критерием обмена разновидовыми товарами является равенствоиздержек их производства и равенство прибылей их производителей на единицуиздержек.
Необходимо заметить что, равные издержки дают равные прибыли в разных видахпроизводства только в том случае, если переливы средств из менее доходных видовпроизводства в более доходные уже сделали свое дело и выровняли видовые нормыприбыли.
Прибыль товаропроизводителя есть цена его труда.
Издержки есть цена труда производителей средств производства.
То есть объективная цена товара есть цена полных трудозатрат егопроизводства, цена, которая складывается из суммы объективных прибылей всейчереды его производителей, начиная с производителей сырья и энергии.
В равновесном (равенство субъективных противоположностей) и сбалансированном(равенство видовых норм прибыли) рынке, обменивающиеся друг на друга товары,равны между собой не величиной трудозатрат их производства, а ценой этихтрудозатрат, ценой, которая и является обменным эквивалентом товарообмена икоторая есть не что иное, как объективная цена товара, рождающая объективнуюего стоимость.
То есть обменный эквивалент существует не в виде кем-то высчитаннойвеличины, а в виде величины, формирующейся в равновесном и сбалансированномрынке, где обеспечивается баланс интересов всех участников товарообмена.
Если цена товара отклоняется от объективной цены, это значит, что чьи-тоинтересы ущемляются и, следовательно, рождается деятельность соответствующихучастников товарообмена, направленная на устранение причин, ущемляющих ихинтересы, деятельность, которая и является движущей силой механизмасаморегуляции рынка.
Разнокачественность труда товаропроизводителей реального рынка не меняетсути процесса ценообразования.
Объективная цена товара устанавливается на основе средневидовых издержек наединицу товара и средневидовой прибыли на единицу издержек. Товаропроизводительсо средневидовым уровнем качества труда имеет средневидовую норму прибыли.Средневидовые нормы прибыли, в конечном счете, выравниваются в среднерыночнуюнорму прибыли. После чего объективная цена товара формируется на основесредневидовых издержек на единицу товара и среднерыночной прибыли на единицуиздержек, т.е. на основе среднерыночной цены труда товаропроизводителей наединицу издержек.Дополнение
Вопросы читателей побудили меня написать дополнительные разъяснениянекоторых положений моей теории и дать более подробное определение некоторыхпонятий.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРЕДЛАГАЕМАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ ОТ ТРУДОВОЙ.
Трудовая теория стоимости, посредством термина «общественно необходимоерабочее время для производства товара» приравнивает труд хлебороба к трудубалерины, доказывая, что равные величины разных видов труда при среднейумелости работников производят равноценные товары.
Предлагаемая же теория стоимости доказывает, что равноценность товаровопределяется равенством цен трудозатрат их производства, независимо ни от видатруда, ни от величины труда, ни от квалификации товаропроизводителя.
Если по трудовой теории стоимости стоимость товара формируется в процессепроизводства посредством воплощения труда в товар, то в предлагаемой теориистоимости стоимость товара формируется в процессе обмена, и его стоимость, каки стоимость производящего его труда равна стоимости обменивающихся на неготоваров.
Если труд произвел никому не нужный товар, то стоимость и этого труда, иэтого товара равна нулю.
Труд, толкущий воду в ступе, не имеет стоимости.
Труд, уничтожающий стоимость, имеет минусовую стоимость.
Не существует абстрактного труда. Труд всегда конкретен и направлен наудовлетворение потребностей трудящегося, либо посредством самого труда, либопосредством полученного от него дохода.
ЦЕНА И СТОИМОСТЬ ТОВАРА
Что такое стоимость безотносительно источника ее формирования?
Товар чего-то СТОИТ лишь тогда, когда в обмен за него что-то дают (величинатрудозатрат, в нем воплощенная не оказывает на формирование стоимости никакоговлияния).
То, что дают за товар есть его цена. Цена формирует стоимость, а ненаоборот.
За товар дают что-то лишь в том случае, если он способен удовлетворятькакие-то потребности людей, т.е. если он обладает потребительными свойствами.Можно сказать, что потребительные свойства товара обмениваются на цену товара.
Потребительные свойства товара, измеренные ценой, или в сочетании с ценойформируют стоимость товара
Сама стоимость, таким образом, измеряется, с одной стороны, величинойпотребительных свойств соответствующего товара, с другой — ценой этого товара.Потребительные свойства товара и его цена — это две стороны одной«медали» — стоимости.
Цена товара, никогда не отклоняется от его стоимости.
ЦЕНА И СТОИМОСТЬ ТРУДА
Живой (непосредственный) труд, производя товар, добавляет к стоимостисредств производства равную себе стоимость, денежное выражение которой являетсяценой труда товаропроизводителя или его прибылью.
Процесс товарообмена можно представить в виде перевоплощения различных формтруда друга в друга.
Непосредственная форма труда, производя товар, перевоплощается в товарнуюформу.
Товарная форма труда, обмениваясь на деньги, превращается в денежную формутруда.
Непосредственная форма труда в сумме с финансовыми издержками образуютсовокупную форму труда или форму полных трудозатрат производства товара.
Полные трудозатраты производства товара являются суммой непосредственноготруда всей череды производителей этого товара, начиная с производителей сырья иэнергии, и кончая продавцом этого товара, получившим от его продажи прибыль — цену своего непосредственного труда.
Как мы уже знаем, в равновесном рынке обменивающиеся друг на друга товарыравны между собой объективной ценой непосредственной формы труда всей чередыпроизводителей товаров, ценой, формирующей объективную стоимостьнепосредственной формы труда, воплощенного в обмениваемые товары.
Или, иными словами, в равновесном рынке цена товара формируется всоответствии с объективной стоимостью непосредственной формы труда,воплощенного в этом товаре.
Вывод очень похож на вывод трудовой теории стоимости, но нужно иметь в виду,что здесь стоимость труда определяется не его величиной, а его ценой.
ЦЕНА И СТОИМОСТЬ ДЕНЕГ
Ценой денег являются те товары, на которые обмениваются деньги.
Процесс ценообразования товаров является процессом ценообразования денег, атакже процессом формирования величины стоимости товаров и денег.
Если цена и стоимость товара определяется двумя его объективными свойствами,то цена и стоимость денег определяется одним объективным свойством — величинойих потребительных свойств, которая определяется их способностью обмениваться натовары с соответствующей величиной потребительных свойств.
Цена и стоимость денег и товаров формируется в борьбе субъективныхпротивоположностей, где у продавца на «последнем рубеже» черезосмысление уровня своего потребления, обеспечиваемого его прибылью, — а завычетом налогов с прибыли, — его доходом, появляется осознание величиныпотребительных свойств своего дохода, различных его частей и стоимости денегвообще.
Покупатель на «последнем рубеже» через осмысление своего уровняпотребления, обеспечиваемого его доходом, осмысление своей способности или неспособности купить товар по такой цене, также осознает стоимость денег.
Субъективные представления людей о стоимости денег, по принципу образованияравнодействующей физических сил, формируют объективную их стоимость.
ТОЧКА БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ
Если интересы покупателя и продавца представить себе в виде противоположнонаправленных векторов, то точка баланса интересов, понятно, будет посерединеобразуемого векторами отрезка.
Если представить себе интересы некоторого количества продавцов и покупателейв виде векторов, стрелки которых направлены в разные стороны (у каждого свойинтерес), то получится «шар-ежик», с точкой баланса интересов вцентре этого шара.
Эта точка является геометрическим аналогом абсолютно равновесного исбалансированного рынка, формирующего исключительно объективные цены товаров.
Реальный рынок в таком состоянии вряд ли бывает, тем более, если иметь ввиду все многообразие товаров и продолжительное время функционирования рынка.
Но в реальном рынке существует такая «точка», в виде точкиприложения сил, рожденных законом стоимости.
Смещение отрезков, образуемых векторами-интересами относительно этой точки,ущемляет интересы каких-то участников товарообмена либо посредством сниженияприбыли относительно объективной, либо посредством повышения цены товараотносительно объективной его цены, объективной его стоимости, что рождаетдятельность соответствующих участников, направленную на устранение причин,ущемляющих их интересы./>
Цитируемая литература
1.Маршалл А. Принципы экономической науки. М.,1993.т.2. С.31-32.
2. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теориистоимости. М., 1959. С.103-104.
3. Cамуэльсон П. Экономика. М., 1993. С. 53.
© Твердохлебов Геннадий Алексеевич, email: ween@tlt.ru