Содержание
Вопрос 1. 3
Вопрос 2. 12
Тест. 13
Список литературы… 14Вопрос 1.
Обоснуйтединамику экономического лидерства ведущих стран в середине 19 века.
Экономическое лидерствоведущих стран в середине 19 века обусловлено произошедшим в этих странахпромышленным переворотом.
В середине 19 в.промышленная революция совершилась во Франции, Германии, в других странахЕвропы, а также в США.
США. На развитиеэкономики США благоприятно действовали внутренние факторы:
1. Богатые сырьевыересурсы. Территория США обладает большими запасами рудных месторождений,золота, угля, нефти и т.д.
2. Приток дешевой рабочейсилы.
3. Высокий уровеньконцентрации производства, слияние банковского капитала с промышленным.
4. Бурное развитиенаучно-технической мысли и активное внедрение ее достижений в экономику. В СШАмежду 1860 и 1900 годами было запатентовано 676 тысяч изобретений. Наиболееизвестные среди них: теория электрического телеграфа С. Морзе, телефонныйаппарат Д. Белла, лампа накаливания Т. Эдисона, хлопкоочистительная машина Э. Уитни,новая конструкция плуга Т. Джефферсона, жатка О. Гасси и С. Маккарти, которую в1881 году сменил комбайн.
Таким образом, благодаряэтим открытиям в промышленности и сельском хозяйстве США происходилатехническая революция.
Наряду с несомненнымиуспехами американской экономики, позволивший США занять лидирующее положение вмире, в этот период проявился и ряд негативных моментов. На протяжении XIX веканесколько раз США потрясли экономические кризисы, среди которых самый сильныйпроизошел в 1892 году.
Огромный скачок впромышленном производстве США стал возможен благодаря широкому использованию притокакапитала из Европы (только 70–80-х годах 3 млрд. долларов).
Быстрыми темпамиразвивалась тяжёлая промышленность. Перед первой мировой войной было достигнутопревышение удельного веса тяжёлой промышленности. К концу XIX века всёбогатство страны концентрировалось в руках трестов. Наиболее крупные компании:нефтяная – «Стандард ойл» Рокфеллер (господин миллиард), металлургическиезаводы, рудники, шахты, железные дороги – «Стальной трест» — Д. Моргана(капитал 1,5 млрд. долларов).
Особенности промышленногопереворота в США:
1. мануфактурныйкапитализм в полной мере не успел сформироваться — не требовалась перестройкамануфактур;
2. отсутствиепережитков феодализма — не было цеховых ограничений;
3. емкий внутреннийрынок (устойчивый спрос на товары первой необходимости).
Промышленность СШАиспользовала мировой рынок рабочей силы, но в период промышленного переворотаее не хватало, т. к. трудовое население уходило на Запад. Присутствовалазаинтересованность в механизации производства, тем самым ускорялись темпыиндустриализации.
Источником финансированияпромышленного переворота была внешняя торговля (особенно доходы от «треугольнойторговли»); земельная спекуляция; английский капитал.
Гегемония Англии вмировой экономике в середине 19 в. В середине 19 в. Англия заняла лидирующиепозиции в мировой экономике. Этому способствовали следующие факторы:
- 1785-1835гг. –развитие транспортной сети (густая сеть дорог с твердым покрытием, каналы,железные дороги);
- быстрый росттяжелой индустрии (добыча угля и чугуна к 1865г. возросла в 10 раз);
- развиваетсямашиностроение, налажено производство судов.
Добившись серьёзноготехнологического преимущества, Британия была больше не заинтересована в сохранении политики протекционизма:
— отмена «хлебныхзаконов»;
- отмена «навигационногоакта»,
— снижение или отменапошлин на импортируемые из Европы товары.
Промышленная революцияпроисходила как цепная реакция. Изобретения влекли за собой другие изобретения.Переворот начался с легкой промышленности, но в ходе его создавался рынок длятяжелой. Так, для изготовления массы машин для легкой промышленноститребовалось много металла, а это вызвало переворот в металлургии; спрос намашины нельзя было удовлетворить, изготовляя их в кустарных мастерских с ручнымтрудом, и это вызвало переворот в машиностроении — рождение машиностроительныхзаводов; но возросшую массу товаров уже невозможно было перевозить на лошадях ипарусных судах, поэтому произошли большие изменения на транспорте.
Первый в мире пароход былпостроен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. Однако властизапретили его использовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега.Вторично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807г. И только после этогов Англии стали строить пароходы.
В 1825г. была пущена вход первая железная дорога. Железные дороги не сразу завоевали признание.Сначала рельсы делали из чугуна, и они ломались под тяжелыми паровозами.
Существовало мнение, чтогладкие колеса будут скользить по гладким рельсам, и поэтому на колесах ирельсах делали зубья. Владельцы дилижансов, которые боялись конкуренциижелезных дорог, вели против них агитацию.
Английская промышленностьразвивалась быстрыми темпами. Причина этого ускорения заключалась не только втом, что машины позволяли производить больше продукции. Увеличение количествапродукции без увеличения рынка сбыта привело бы только к кризисуперепроизводства. Пришлось бы останавливать заводы и уничтожать лишнююпродукцию. Действительная причина ускорения роста производства заключалась втом, что благодаря машинам стоимость продукции понизилась, вследствие чегорасширился рынок сбыта. Себестоимость хлопчатобумажной пряжи в ходе переворотаупала в 12 раз! Хлопчатобумажные ткани стали настолько дешевле, что дажебеднейшие слои населения, наиболее многочисленные, могли их покупать. Такимобразом, промышленный переворот, снизивший цены на товары широкого потребления,был выгоден трудящимся.
Но это лишь односоциальное последствие переворота. В то же время переворот в текстильнойпромышленности разорил ткачей-ремесленников в Англии. Это был мучительныйпроцесс. Первое время рабочие мануфактур пытались конкурировать с машиной. Онибыли вынуждены соглашаться на удлинение рабочего дня и снижение зарплаты. Но современем машина настолько удешевляла производство, что дальнейшее сопротивлениестановилось невозможным.
Английские фабрикиобрекли на гибель также миллионы индийских ткачей, потому что английские тканибыстро завоевали и индийский рынок. Если разоренный английский ткач мог статьфабричным рабочим, то в Индии фабрик не строили.
Машинное производство ужене требовало мастерства от рабочего. Работа приобретала характер простейшихдвижений. С такой работой могли справиться женщины и дети, труд которыхобходился капиталисту гораздо дешевле. Поэтому теперь в промышленности сталшироко применяться женский и детский труд. Поскольку родители сначала не хотелиотдавать детей на фабрику, первые партии детей поступали из приютов и сиротскихдомов. Благотворители оптом, по нескольку сотен, сдавали детей на фабрику закрупные суммы денег.
Переход к машинам не привел к безработице, так как растущейпромышленности требовалось все больше рабочей силы. Но конкуренция дешевогоженского и детского труда, а также, то обстоятельство, что работа при машине нетребовала прежнего мастерства, вели к снижению заработной платы. В начале XIX в. на свой дневной заработоканглийский ткач мог купить 2,5кг хлеба. На такие деньги нельзя было прокормитьсемью. Поэтому значительная часть рабочих оказалась на содержании церковныхприходов.
В Англии того времени былобычай содержать бедняков за счет приходов. Если рабочий не мог своим трудомпрокормить семью, то недостающие деньги он получал от прихода. Поскольку в годыпромышленного переворота число бедняков стало катастрофически увеличиваться,был введен специальный налог на бедных, величина которого скоро достигла 8 млн.ф. ст. Чтобы сократить выдачу пособий по бедности, были организованы «работныедома», где бедняков намеренно содержали в тяжелых условиях и заставляливыполнять нелепую и ненужную работу — бить камни или расплетать канаты. Ибедняки уже боялись попасть в «работный дом».
В сельском хозяйстве в 1850г. было занято только 30%населения, а в 1871г. — 14%. Но это совсем не означало упадка сельскогохозяйства Англии. Наоборот, оно становится в это время самым рациональным,самым продуктивным в мире. Здесь не осталось крестьянских натуральных хозяйств, были только фермеры. С ростом городов повысился спрос на молоко,мясо, овощи — и теперь производство именно этих продуктов стало самым выгоднымв сельском хозяйстве и оттеснило овцеводство. Но крупные землевладельцы немогли сами заниматься производством этих продуктов — в отличие от овцеводстваоно требовало хозяйственных забот и личного участия хозяина. К тому же молочнаяили овощная ферма не требовала много земли, а владения лендлордов былибольшими, но часто разбросанными по разным частям Англии. Поэтому дляленд-лордов было проще сдавать землю в аренду.
С развитием капитализма арендная плата выросла в 5— 10 раз.Большинство арендаторов, те, которые вели традиционное натуральное хозяйство,уже не могли платить такую высокую плату и разорялись. Оставались те, которыеприменяли минеральные удобрения, использовали сельскохозяйственные машины,передовую агротехнику, разводили породистый скот, короче говоря, переходили крациональному товарному производству и получали значительную прибыль. Землятеперь приносила достаточный доход, если фермер вкладывал капитал в хозяйство.В начале XIX в. считалось, что для ведения фермынужно вложить капитал из расчета 5фунтов. ст. на акр (0,4га), а в середине векаэта цифра выросла до 10—12 фунтов.
Немногочисленные крестьяне, сохранившие собственную землю, нестали фермерами: рост арендной платы не позволял им переходить к рациональномутоварному производству. Так и получилось, что в Англии сельскими капиталистами,фермерами, стали не собственники земли, а арендаторы.
В это время Англия стала и самой крупной колониальнойдержавой. С середины XIX в.она окончательно закрепилась в Индии, захватила Канаду, подчинила рядтерриторий в Африке.
Колонии становятся источником сырья и рынком сбыта, аграрнымпридатком метрополии. Примеромможет служить Австралия. Грабить эту страну, как испанцы грабили ацтеков иинков, было невозможно: у австралийских аборигенов не было никаких богатств. Небыло здесь и пряностей, которые можно было бы продать в Европе в несколько раздороже. Англичане стали создавать там огромные скотоводческие хозяйства,разводя главным образом овец, и превратили Австралию в источник сырья дляанглийской шерстяной промышленности. Сюда переместилось теперь овцеводство изАнглии.
В источник хлопка, сырья для хлопчатобумажной промышленности,превратили Индию. Хлопок там стал вытеснять традиционные продовольственныекультуры, и в Индии не стало хватать продовольствия. Вывозясельскохозяйственное сырье, англичане сбывали в колонии свои промышленныетовары, не допуская развития там собственной промышленности.
Английские колонии можно разделить на два типа:переселенческие и непереселенческие. Переселенческие колонии — это те, основное население которых составилипереселенцы из Англии и других стран Европы, так как местное население колонийбыло частью вытеснено, частью истреблено, а иногда изначально было не слишкомвелико. К таким колониям относились Канада, Австралия, Южно-Африканский Союз —территории в относительно умеренном климате. В таких колониях довольно быстроразвивается буржуазная экономика. У буржуазии таких колоний, т. е.«своей» же английской буржуазии, только переселившейся на новоеместо, возникли противоречия с английским правительством. Англия, опасаясьпотерять эти колонии, как она уже потеряла колониальные владения в СевернойАмерике, ставшие самостоятельным государством (США), шла на уступки местнойбуржуазии, предоставляя права самоуправления.
Германия. С середины 19века в Германии наблюдается большой промышленный подъем (1871 – промышленнаяотсталость ликвидирована).
Причинами к этомупослужили государственные меры:
- введены защитныетарифы;
- поощрялосьувеличение банками инвестиций;
- были разрешеныкартельные соглашения;
- стимулированиеэкспорта;
- использованиесобственных финансовых ресурсов;
- государство –подписчик на акции предприятий;
- государство - заказчик продукции тяжелой индустрии;
- освобождениекрепостных крестьян;
- осуществлениеширокой программы народного образования.
Для экономики Германии важное значение имел притокиностранного капитала в промышленность. Особенно большой приток иностранногокапитала был направлен в промышленно развитую Рейнскую область. Это капиталыбельгийские, французские, английские. В Германии быстрыми темпами создаетсясобственное машиностроение. Если для Франции было характерно развитие легкойпромышленности, то для Германии характерно развитие тяжелой промышленности.Тяжелая промышленность в Германии развивается более быстрыми темпами. Так за1850 – 1860 гг. продукция тяжелой промышленности увеличилась в 3 раза, добычаугля в 5 раз, производство чугуна в 7 раз, производство текстиля в 5 раз. В тоже время германская индустрия была шире. Уже в то время в Германии развиваетсяхимическая промышленность, которая и в дальнейшем в экономике Германии будетиграть ведущую роль. Немцы создали много интересных изобретений. Келлер нашелспособ механической обработки древесины. Была изобретена каменно-точильнаямашина, была создана установка для скоростного книгопечатания. Был созданцилиндросверлильный станок, было усовершенствовано производство карандашей. ВГермании большое значение имело анилиновые краски, они так же применялись для военнойпромышленности, для производства пороха. Изобретены в России в 1843 году вКазани химиком Зининым, но в 1856г. на эти краски получает патент немецкийученый Гофман. В 1867г. Сименс изобретает динамо-машину. В 1835г. перваяжелезная дорога, она соединила Нюрнберг с Фюртом. Однако надо сказать, чтополовина железной дороги принадлежала государству.
В развитии промышленноститого периода преобладало грюндерство – массовая организация промышленныхстроительных и торговых АО, акционерных банков, кредитных и страховых компаний.Процессу развития промышленности и образованию новых акционерных обществ,способствовала контрибуция в 5 млрд. франков, а также аннексия Эльзаса иЛотарингии, богатых углем и железной рудой.
Этот процесс являл собойформу концентрации индивидуальных капиталов и сопровождался кредитнойэкспансией, широкой эмиссией ценных бумаг (акции, облигации), биржевымиспекуляциями и был наиболее характерен для 50-70-х гг. 19 в. и проходил втаких странах, как Германия, США, Россия (в большей или меньшей степени онприсущ периодам подъема производства на всех этапах развития капитализма, когдапроисходит массовое расширение и обновление капиталов). В начале 70–х 19 в.грюндерство приняло международный характер (внутренний рынок не достаточноемкий, что толкало германскую промышленность к экспансии на международныерынки).
В сельском хозяйстве наблюдалсяпуть отличный от фермерства – путь интенсификации – прусский (юнкерский). Суть:крупные поместья (земельные владения) превращаются в «агрофабрики» (внедрениеновейших достижений агрохимии и механизации труда), при этом крестьянепереходят на положение фактически наемных сельхозработников.
Промышленный переворот во Франции носил затяжнойхарактер. Что же повлияло на темпы промышленного переворота во Франции:
1. Непомернораздутая банковско-финансовая сфера. Банкиры в своих интересах сдерживалиразвитие промышленности.
2. Континентальнаяблокада, предпринятая Наполеоном 1, на долгие годы лишила Францию дешевыханглийских машин. Страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейшихвидов сырья – это задержало промышленный переворот.
3. Узостьвнутреннего рынка, мануфактуры, на базе которых формировалась французскаяпромышленность, специализировались на производстве предметов роскоши.
В XIXвеке во Франции были сделаны открытия, способствующие промышленному переворотуво Франции: льнопрядильная машина Жерара, механический станок, позволяющийполучать ткань с рисунком. Большой заслугой было создание гидравлическойтурбины (инженеры Бурден, Фурнейран). Французский инженер создал печь попроизводству дешевой стали (Мартен). Химик Бертоли открыл метод ускоренногобеления ткани при помощи хлора. Химик Леблан открыл способ добычи соды изморской воды. Бурными темпами во Франции идет железнодорожное строительство. В40-х гг. во Франции построено 3 тыс. км железнодорожного полотна, к концу 60-хгг. уже построено 17,6 тыс. км. Первая железная дорога была построена в 1832г.Она соединила Сент-Этьен с Леоном.
Надо отметить, что в 19 веке во Франции складывается кредитнаясистема. Кроме Французского банка, созданного при Наполеоне 1, создаются иразвиваются новые кредитные общества, такие как поземельный кредит, движимыйкредит, огромную роль в движении средств сыграли сберегательные кассы. Перваясберегательная касса была образована в 1818г., возникает земельный банк,создаются торговые и промышленные банки. Большую роль в развитии банковскойкредитной сферы сыграла Парижская биржа. Во французской экономике главную рольиграли не промышленники, а банкиры.
Вопрос2
Каковсуммарный удельный вес Англии, Франции, США в мировом промышленном производствев середине 19 века.
В середине XIX в.Англия производила половину мировой промышленной продукции. Ее называли теперь «фабрикой мира»,потому что она снабжала своей продукцией все страны. Поскольку английские товарыбыли дешевле товаров других стран, где еще господствовала мануфактура, онилегко вытесняли иностранные товары с мирового рынка.
После Англии второе место в промышленном производстве миразанимали США. За период промышленного переворота производства США выросло в 4раза. Третье место в мировом промышленном производстве занимала Франция. Четвертоеместо в этой сфере мировой экономики принадлежало Германии.
Лёгкая промышленность –первое место в мире занимала Англия (1/2 мирового хлопка, которыйперерабатывается на фабриках всего мира). На втором месте в легкойпромышленности были США.
Особое место США занималив сельскохозяйственном машиностроении: американские жатки и молотилки оказывалисьв 2-3 раза производительнее европейских.
Также в США был совершенпереворот на транспорте: к середине 19 века по протяженности железных дорог СШАвышли на первое место.
Тест
1) Первая пятилетка д) 1928-1932
2) Установление советской власти а)1917г.
3) НЭП в) 20-е годы ХХ века
4) Вторая пятилетка е) 1933-1937
5) Политика военного коммунизма б)1918-1920
6) Третья пятилетка ж) 1938-1941
7) Начало социалистическойиндустриализации г) 1920-1926Список литературы
1. Бартенев С.А.История экономики: Учебник. — М.: Экономист, 2004.
2. Ермашкевич Г.И. Экономическаяистория зарубежных стран и России. Учебно-методическое пособие для ВУЗов М.:Инф.-изд. дом «Филинъ», 2005
3. Историяэкономики: Учебник. 2-е изд. / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. — М.:ИНФРА-М, 2005.
4. Конотопов М.В.,Сметанин С.И. История экономики: Учебник. — М.: Академический проект, 2003.
5. Конотопов М.В.,Сметанин С.И. Экономическая история Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006.