1. Денежно-кредитныймеханизм воздействия на экономику
1.1 Сущность, субъекты ицели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитнаяполитика – это совокупность мер в области денежного обращения и кредитныхотношений для придания экономическим процессам нужного государству направления;это одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Онанаправлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитнаяэкспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). Вусловиях падения производства и увеличение безработицы ЦБ пытается оживитьконъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив,экономический подъем, часто сопровождается биржевой лихорадкой, спекуляцией,ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях ЦБ стремитсяпредотвратить перегрев конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышенияпроцента, сдерживание эмиссии платежных счетов и т.д. Цель – регулированиеактивности в стране и борьба с инфляцией.
Основное содержаниеденежно-кредитной политики состоит в следующем: для стабилизации совокупногообъема производства, занятости и уровня цен денежно-кредитная политика вызываетувеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а вовремя инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничениярасходов.
Конечной цельюденежно-кредитной политики является экономический рост, полная занятость,стабильность цен и национальной валюты, в идеале это помощь экономике вдостижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью иотсутствием инфляции.
1.2 Основные инструментыденежно-кредитной политики
Центральный банк,регулируя денежные потоки коммерческих банков, проводит денежно-кредитнуюполитику с помощью определенных методов и приемов, которые представляют собойинструменты денежно-кредитной политики.
В странах с развитой рыночнойэкономикой основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
— учетная политика –проводится центральным банком при помощи оперирования официальной учетнойставкой при выдачи кредита:
а) дисконтная политика –выдача кредитов при условии переучета векселей;
б) ломбардная политика –выдача кредитов под залог, ценных бумаг;
— операции на открытомрынке – купля – продажа центральным банком государственных ценных бумаг;
— политика минимальныхрезервов – проводится центральным банком при помощи оперирования величинойнормы минимальных резервов, которые должны держать на его счетах коммерческиебанки;
— добровольные соглашения– заключаются между Центральным банком с одной стороны и коммерческими банкамии другими заинтересованными организациями с другой стороны по принятию на себявзаимных денежно-кредитных обязательств.
Дисконтная политика – этополитика повышения или понижения учетных ставок, проводимая центральным банкомв целях воздействия на спрос и предложение ссудных капиталов, состояние платежногобаланса и валютного курса.
1.3 Политика “дорогих” и “дешевых”денег
С помощью выше указанныхинструментов проводится политика “дорогих” и “дешевых” денег.
Предположим, экономикастолкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимоувеличить предложение денег. Для достижения этой цели применяют политику“дешевых” денег.
Задача политики “дешевых”денег входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, с тем, чтобыувеличить совокупный спрос и занятость
Ситуация, когда экономикасталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы,Центральный банк должен пытаться понизить общие расходы путем увеличения илисокращения предложения денег. Проводится политика «дорогих» денег.
Политика “дорогих” и “дешевых”денег осуществляется с помощью следующих инструментов (Таблица 3.1)
Таблица 3.1 – Инструментыполитики “дорогих” и “дешевых” денег№ п/п Политика “дорогих” денег Политика “дешевых” денег 1
1. Продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке
2. Увеличение резервной нормы
1. Скупка государственных ценных бумаг на открытом рынке
2. Снижение резервной нормы
2. Политика экономического роста
2.1 Сбалансированностьэкономики и экономический рост
Экономический рост – это абсолютное или относительноеувеличение важнейших макроэкономических показателей (валового внутреннегопродукта, национального дохода) за определенный период времени. Их объемы иструктура обеспечивают воспроизводство основных факторов саморазвития. Таковынаращивание и обновление производственного аппарата, его эффективноеиспользование. На этой основе и происходит повышение решающих социальныхиндикативов — рост реальных доходов, личного потребления, улучшения качестважизни и др.
Непрерывность идинамичность экономического роста представляют собой одну из фундаментальныхстратегических целей социально-экономической политики современных государств.Обычно выделяют два основных типа экономического развития:
— экстенсивный тип – предполагает расширение масштабовпроизводства на прежней технической основе за счет роста числа работников,увеличения капиталовложений, роста объема потребляемого сырья и т.п.
— интенсивный тип –предполагает применение более эффективных средств производства и технологий.Экономический рост достигается за счет: НТП, повышения квалификации работников,введения режима экономии, совершенствования организации труда и производства,повышения качества продукции.
Все большеераспространение получает еще один тип экономического развития – инновационный.Он отличается от других целенаправленным производством новой и постояннообновляемой продукции, в том числе факторов — инновации в виде новой техники,материалов. Ему присуще использование нововведений в технологической базе, ворганизации и мотивации труда. Такие свойства обеспечивают эффективныйэкономический рост.Оптимальные темпы экономического ростазадаются балансом потребностей и возможностей общества в долгосрочнойперспективе. Эффективный экономический рост предполагает опору на науку итехнологические инновации, рачительное использование природных ресурсов сучетом не только настоящих, но и будущих потребностей, согласование интересовхозяйствующих субъектов всех уровней в масштабе страны, сбалансированность вотраслевом и региональном разрезе, умножение возможностей социального развития.
Значение экономическогороста состоит в том, что растущая экономика обладает большей способностьюудовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемывнутри страны и на международном уровне.
При эффективном экономическомросте создается благоприятная среда для работников производственной инепроизводственной сферы и их семей. Обеспечивается также повышение зарплаты,улучшение условий труда, быта и отдыха. Такой экономический ростнепосредственно оказывает самое положительное влияние на повышение реальныхдоходов и более полное удовлетворение потребностей населения. Чем больше объем,чем выше темп роста производства, тем ниже себестоимость и рыночные цены, темлучше удовлетворяется спрос, тем выше, в конечном счете, уровень благосостояниянарода и качество жизни.
2.2 Факторы и показателиэкономического роста
Вся экономическая историяи практика свидетельствует о том, что факторы экономического роста неисчерпаемыи чрезвычайно разнообразны, например, некоторые из них:
— количество и качествоприродных ресурсов;
— количество и качествотрудовых ресурсов;
— объем основногокапитала;
— применяемые технологии;
— достаточный уровеньсовокупных расходов;
— эффективноераспределение экономических ресурсов.
Мобилизация факторовэкономического роста должна осуществляться сбалансировано на основе глубокогонаучного анализа. Только при таком подходе могут быть достигнуты высшиеконечные результаты, т.е. обеспечен подлинный экономический рост, высшийуровень качества жизни и благосостояние народа, достигнуты сбалансированность,динамичность, устойчивость, инновационность, безопасность и независимостьэкономики страны.
Для оценки динамикиэкономического развития различных стран используются показатели, отражающиепроизводство и потребление совокупного продукта (дохода), созданногохозяйствующими субъектами, которые имеют необходимое отношение к данной стране.
Наиболеераспространенными в мировой практике для этих целей показателями являются:
— объем ВВП заопределенный период;
— темпы роста ВВП;
— ВВП и национальныйдоход (НД) на душу население;
— темпы роста ВВП и НД надушу населения;
— темпы роста объемапромышленного производства в целом и по отдельным (ведущим) отраслям и на душунаселения;
— показатели уровня икачества жизни;
— показателиэффективности: затраты результаты, производительность труда, фондоотдача и др.(трудоемкость, капиталоемкость ВВП и др.).
Экономический ростхарактеризуется положительной динамикой приведенных экономических показателей.В мировой практике применительно к тенденциям последнего времени благоприятнымитемпами экономического роста считаются величины порядка 4% в год.
2.3 Государственноевоздействие на экономический рост
Наибольшую по значимостидля качественного и эффективного экономического роста, по своему разнообразию ибогатству вариантов применения группу составляют так называемые функциональные(ключевые) факторы. Именно они являются инструментами последовательногоосуществления инновационного курса, всемерного подъема экономики на базеиспользования интеллектуального потенциала. Это факторы внедрения новейшихнаучно-технологических достижений, прогрессивных форм и методов организациитруда, производства и управления, осуществления информатизации, диверсификации.В конечном счете, с ними связано улучшение всех показателей социальногоэкономического прогресса. Данные факторы практически неисчерпаемы, посколькубесконечен общественный и научный прогресс.
Поэтому государственноевоздействие на экономический рост осуществляется по следующим направлениям:
— развитие научныхисследований и стимулирование научно-технического прогресса;
— увеличение расходов наобразование, подготовку и переподготовку кадров в государственном масштабе;
— эффективная налоговаяполитика.
Одним из «изъянов» рынка являетсяцикличность развития экономики. Экономический цикл – это форма движениярыночной экономики. За время цикла подъем экономики сменяется кризисом,депрессией, оживлением экономики и заканчивается цикл снова подъемом (Рисунок4.1). Кризис характеризуется снижением экономической активности, что ведет квысокой инфляции и безработице.
Для уменьшения амплитудыколебания экономического роста за время экономического цикла разрабатываетсягосударственная антициклическая политика с использованием инструментовденежно-кредитной политики (Тема 3). При этом оптимальные темпы экономическогороста должны быть в пределах 4%. В случае вывода экономики страны изэкономического кризиса форсированный экономический рост может быть выше 4%.
/>
Рисунок 4.1 — Цикличностьэкономического роста
3. Антимонопольнаяполитика государства
3.1 Роль государства вподдержке конкуренции
Антимонопольная политикагосударства — система законодательных актов и административных мер,преследующая цель реформирования конкурентной рыночной среды и эффективнойрыночной экономики.
Монополия – это исключительноеправо производства, промысла, торговли и других видов деятельности,принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству.Виды монополий В зависимости от степени охвата экономики: В зависимости от характера и причин возникновения: чистая естественная абсолютная легальная монопсония искусственная
Рисунок 5.1 –Классификация монополий
Монополисты, как правило,обладают рыночной властью.
Рыночная власть – в общемвиде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на ценутовара.
Монопсония – тип рыночнойструктуры, при которой существует монополия единственного покупателяопределённого товара.
Монополия естественная –один производитель выпускает продукцию, которая отличается более низкимизатратами, чем продукция других производителей. (Транснефть, Газпром и др.)
Монополия легальная –право быть единственным поставщиком каких-либо товаров и услуг.
Чистая монополия – однафирма осуществляет абсолютную монопольную власть на рынке, т.е. способностьвоздействовать на цену товара и диктовать условия на рынке, что обеспечиваетсясосредоточением производства и реализацией значительной части данного видапродукции.
Абсолютна монополия — государственное производство и реализация.
Искусственная монополия –денежно-эмиссионная деятельность и др.
3.2 Направления и методыантимонопольного регулирования
Основные меры,направленные на ограничение монополии:
— запрещение соглашений,объединений, поглощений и т.п. способствующих монополизации рынков;
— запрет на тайныйсговор;
— запрет ценовойдискриминации;
— запрет принудительныхсоглашений;
— запрет переплетающихсядиректоратов;
— запрет скупки акций;
— запрет скупки активов;
— запрет поступков идействий в торговле, вводящих в заблуждение покупателя (потребителя);
— запрет на занятиепредпринимательством для государственных служащих;
П. Самуэльсон: “Разумнаяконкуренция означает, что с помощью государственных и частных предприятий мыможем надеяться повысить степень, с которой цены отражает лежащие в их основеиндивидуальные желания и потребности, а также действительные издержкипроизводства товаров”.
деньги кредитная экономика антимонопольный
3.3 Развитие малого исреднего бизнеса, как инструмент антимонопольной политики
Антиподом монополизмаявляется малый бизнес. Малое предпринимательство оперативно реагирует наизменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике гибкость. Эта чертаприобретает особую значимость в современных условиях в силу быстройиндивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения НТП,возрастания ассортимента товаров и услуг.
Существенный вклад вноситмалый бизнес в формирование конкурентной среды и должен поддерживатьсягосударством в борьбе с монополиями.
Экономическая роль малогобизнеса:
— создание новых рабочихмест;
— внедрение новых иуслуг;
— удовлетворение нуждкрупных предприятий;
— обеспечение населенияспециализированными товарами и услугами;
— развитием конкурентнойсферы;
Основные направлениягосударственной поддержки малого предпринимательства:
— формированиезаконодательной базы и инфраструктуры поддержки развития малогопредпринимательства;
— создание льготныхусловий использования субъектами малого предпринимательства государственныхфинансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а так женаучно-технических разработок;
— упрощение порядкарегистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции,предоставления статистической и бухгалтерской отчётности;
— поддержка внешнейэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
— организация подготовки,переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;
— введение упрощеннойсистемы налогообложения;
— создание условий дляиспользования малым предпринимательством бездействующих и недогруженныхосновных фондов;
— концентрация ресурсовгосподдержки на формирование в малом бизнесе высокотехнологическоготоваропроизводящего и инновационного секторов экономики;
— создание условий дляразвития кооперации малого предпринимательства с крупным производством;
— создание нормативнойбазы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектовсубъектов малого предпринимательства, а так же привлечения для этих целейиностранных кредитов.
Политика поддержки малогопредпринимательства концентрирует ресурсы для помощи важным сферам деятельностималого бизнеса. Господдержка оказывается тем, кто готов начать свое дело вобласти научно-технических разработок и их внедрение в производство. Онапредусматривает создание льготного налогового и кредитного режима для малыхнаукоемких компаний венчурного капитала, возможных научно-исследовательскихпартнёров.
Программа поддержкималого предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности направлена:
— на преодолениересурсоориентированного экспорта, повышение в нем доли конечной и наукоёмкойпродукции, а так же изделий малых промыслов и услуг.
-на общее расширениерынка потребительских товаров и услуг, а так же на сохранение в социальнонеобходимых рамках импорта по таким товарным признакам, как лекарства и сырьедля производства, детская обувь, одежда и т.д.