Реферат по предмету "Педагогика"


Историческая литература в чтении подростков 10-14 лет

Федеральноеагентство по культуре и кинематографии
Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
«Государственнаяакадемия культуры и искусств»
Историческаялитература в чтении подростков 10-14 лет
Дипломнаяработа
2007

Федеральноеагентство по культуре и кинематографии
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Государственнаяакадемия культуры и искусств»
Библиотечно–информационныйфакультет
Кафедраинформационного обслуживания
УДК
ББК
Историческаялитература в чтении подростков 10-14 лет
Дипломнаяработа
Исполнитель:
студенткагруппы
заочногоотделения
Научныйруководитель:
канд. пед. наук,
доцент________________
Зав. кафедрой,
канд. пед.наук, доцент
_____________________
Дата допускак защите:
______________________
2007

Научный руководитель:
канд. пед. наук,доцент_______________________
(подпись)
Рецензент:
канд. пед. наук, доцент_______________________
(подпись)
Защищена: ______________
с оценкой _______________
члены комиссии
по защите дипломных работ          ________________________
(подпись)
                                                          ________________________
                                                                             (подпись)
________________________
(подпись)

Оглавление
Введение
I. Особенности чтения подростков всовременный период
1.1. Исследования читательскихинтересов подростков
1.2. Особенности исторического жанрахудожественной литературы
1.3. Возрастные особенностиподростков
1.4. Подросток как читатель
II. Анализ деятельности Тешнярьскойсельской библиотеки
2.1. Работа Тешнярьской сельскойбиблиотеки по приобщению учащихся к изучению исторической литературы
2.2. Чтение исторической литературы:результаты опроса читателей подростков
Заключение
Список используемой литературы

Введение
«История — наставницажизни», — говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломныедля общества периоды, пытаются отыскать в историческом прошлом ответы на самыенасущные вопросы современности.
Рассказать о великихполководцах, выдающихся соотечественниках, вспомнить тех, кто делал историю, —означает привить подрастающему поколению уважение к истории Родины, к подвигамзащитников Отечества, чувство гордости за свою страну.
Дмитрий Сергеевич Лихачевписал: «Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это — и любовь ксвоему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своейисторией». Поэтому так важно учиться любви к Родине на памятниках истории икультуры своего края.
В связи с вышесказаннымтема дипломной работы является актуальной, так как ставит задачу изучениячтения подростком исторической литературы; выявление специфики жанра«историческая книга» позволит наметить пути приобщения к данной литературе.
Объект исследования:подростки 10-14 лет как читатели исторической литературы.
Предмет исследования:влияние исторической литературы на читательское развитие подростков 10-14 лет.
База проведенияисследования: Тешнярьская сельская библиотека и Тешнярьская муниципальнаяобщеобразовательная средняя школа Сосновоборского района.
Цель исследования:определение места исторической литературы в чтении подростков, обоснованиеоптимальных путей приобщения к данной литературе в условиях библиотек.
Задачи исследования:изучение литературы и опыта работы библиотек в соответствии с темойисследования; отбор и анализ печатных изданий по истории, адресованных читателю– подростку; определение места и роли исторической книги в чтении подростков;разработка и внедрение наиболее эффективных методов работы с литературой поистории.
Методы исследования:анализ психолого–педагогической и библиотековедческой литературы, документациии опыта работы библиотеки; анкетирование читателей.
Научная новизна:определение специфики исторической книги, выявление мотивов и факторов выборакниги подростками.
Практическая значимость:результат исследования будет способствовать совершенствованию работы библиотекис исторической литературой.
Структура работы: даннаяработа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованнойлитературы.
Во введении формулируетсяактуальность исследования, цели, задачи, предметы, объекты, методыисследования.
В первой главераскрываются особенности чтения подростков в современный период, исследованиячитательских интересов подростков, особенности исторического жанрахудожественной литературы, возрастные особенности подростков, подросток какчитатель.
Во второй главепроводится анализ деятельности Тешнярской сельской библиотеки, работаТешнярьской сельской библиотеки по приобщению учащихся к изучению историческойлитературы, приведены результаты опроса читателей подростков.

Глава 1. Особенностичтения подростков в современный период
1.1.Исследованиячитательских интересов подростков
В культурной жизни страныпроизошли изменения, обусловившие резкое повышение интереса к отечественнойистории, истокам национальной культуры, утраченным традициям. Эти изменениясущественно повлияли и на работу библиотек.
Утверждения о «кризиседетского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В началеXXI в. дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они,безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации,коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практическивсе характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (времячтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтениядетей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др.Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом имногое другое. Наши исследования позволяют говорить о развитии ряда тенденций вдетском чтении, а также о том, что происходит процесс изменения старой моделиосвоения детьми книжной культуры на новую.
Каковы же новая картина иновая модель чтения (совокупность новых черт юного читателя) при вхождении влитературную культуру? Сразу отметим, что в одних регионах России ситуациясравнительно благополучна, а в других происходят негативные процессы отторжениядетей от печатной культуры.
Мы будем опираться толькона результаты социологического исследования чтения школьников VII и Х классов.Согласно нашим данным, в среднем преобладающая часть детей и подростков надосуге читала, причем если пятая часть опрошенных на чтение тратила до 30 мин.в день, то треть из них читала от получаса до часа. Около 42% читали болееодного часа в день. Но, как правило, большая часть тех, кто любит читать, этодети младшего школьного возраста. Чем дети старше, тем меньше времени у нихзанимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать. Если доля тех, ктовыбрал вариант ответа «мне нравится читать, много читаю», в младшем возрастесоставляет 43%, то к Х классу она падает до 17%, и в то же время доля тех, ктосреди младших выбрал вариант ответа «читаю редко, не люблю», растает с 8% до17% в старших классах. Отношение к чтению — важная характеристика, и онасвидетельствует о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтениюсохраняется.
Результаты исследованийговорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего,кроме книг, необходимых для выполнения уроков. Если же проанализировать кругчтения подростков, то около 40% в нем составляет литература развлекательногохарактера, тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше 21%[15, С.69-76]
На переломе веков вчтении детей, и особенно подростков и юношества, особенно популярными сталиразличные журналы. Активное обращение к периодике начинается уже в младшемшкольном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту.
Если журналы частопокупаются, и иногда берутся подростками в библиотеках, то источникамиполучения книг служат в основном домашние, публичные и школьные библиотеки.Так, по данным упоминавшегося опроса учащихся в различных регионах России(2001), в 43% случаев школьники читали книги из своей домашней библиотеки. Навтором месте была общедоступная (публичная) библиотека (18%), на третьем —покупка (16%). Подростки, юноши и девушки также берут книги у друзей, причем свозрастом доля этого источника увеличивается более чем в три раза (с 6% до21%), занимая у старшеклассников второе место после домашней библиотеки. Напоследнем месте в ряду источников получения книг — школьная библиотека, которойпользуется примерно каждый девятый школьник. В целом же доля всех «домашних»источников получения книг составляет примерно 60%, а библиотек — около 30%.
Вместе с тем в провинциибиблиотеки зачастую служат для школьников практически единственными источникамиполучения книг. В последнее десятилетие проблема комплектования библиотеккрайне обострилась. Сохраняется неравномерность в распределении книжныхресурсов, причем по мере удаления от центральной России каналы распространениядействуют все хуже. В то же время потребности школьников в новой, актуальнойлитературе резко возросли, что связано не только с изменениями в чтении, но и спродолжающейся реформой школы. В результате во многих регионах России запросыдетей и подростков часто остаются неудовлетворенными.
Дети 11—14 лет на вопросо том, какие книги они хотели бы прочитать, но не могли найти, назвали книги оприроде и животных (16% ответивших), приключения и «ужастики» (11%), сказки(7%). Подростки отметили фантастику (8%), книги по технике (7%), истории (4%)различную научно-популярную литературу (3%). Количество разнообразных тем, покоторым детям нужны книги, огромно. Казалось бы, литературы по этим темамиздается немало. Но из-за того, что она не попадает в регионы, дети испытываютнеосознаваемый ими самими «книжный голод». Специфика детской читательскойгруппы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети немогут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, онипросто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга.
В современной ситуациипроцесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основнымисоциальными институтами образования и воспитания, семьей и школой, в нем всебольшую роль играют «электронные воспитатели». Телевидение продолжает заниматьзначительное место в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетияоно стало наиболее распространенным способом проведения досуга у большинствадетей и подростков, как в городе, так и на селе, и занимает первое место вперечне ежедневных досуговых занятий.
В крупных городахальтернативой телевидению выступают новые медиа. У современного подростка естьбольшие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Эторазличные средства массовой коммуникации и электронные масс-медиа. Именно дети,подростки, юношество и молодежь сегодня — самые активные социальные группы,легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют техпсихологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы кновому; многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое«мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения иориентации в мире информации.
Электронная культура, втом числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаетсякак конкурент печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типамедиа и новых возможностей, которое оно предоставляет, к нему возникает острыйинтерес. Позже, после его освоения, оно «встроится» в структуружизнедеятельности и займет в ней надлежащее место. Книга не уйдет, и чтениетакже. Дело не в том, какое средство будет выбираться — книга или компьютер,где будет текст — на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что жеименно будет там читаться и какую информацию, какие знания, какую культуру иискусство будут представлять эти средства для развития юной личности.
Пока мы находимся еще врусле старой литературной традиции. Но это время быстро уходит, что особеннозаметно проявляется в детском чтении. В последние годы произошло ухудшениецелого ряда характеристик чтения школьников, снижение уровня их грамотности.Педагоги бьют тревогу по поводу упрощения и огрубления речи учащихся,примитивных штампов, которыми часто полны их сочинения.
Поражает забота о чтениинации во многих странах с развитой экономикой. У нас же создалась ситуация,когда у многих детей вообще нет новых книг в ближайшем окружении (в том числе ив библиотеках). А по данным ВЦИОМа 34% взрослых россиян уже не читают! Натрудности процесса трансформации чтения накладываются трудности ухудшения средыкнижных ресурсов, в которой живут многие дети. Им необходимо реализовать своеправо читать лучшую классическую и современную литературу.
В будущем обществе чтениеи «человек читающий», безусловно, будут рассматриваться как национальнаяценность. Но читающие нации создаются из читающих детей. Сегодня в России такженеобходимо осознание проблемы чтения детей и подростков в качестве национальнойпроблемы в связи с тем, что в настоящее время детское чтение особенно нуждаетсяв защите и поддержке не только обществом, но и государством.
Итак, в чтении детей иподростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинныйхарактер. А многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированына старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей иподростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры.Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средствинформации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере междупоколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традицииосвоения литературной культуры. В этот период особенно важной становится рольбиблиотек в качестве организаций, поддерживающих детское чтение и защищающихправа юных читателей на доступ к книге и информации. Это становится все большевидно при сравнении социальных групп детей, посещающих и не посещающихбиблиотеки. Так, юные читатели, которые часто посещают библиотеки, читаютбольше и лучше, чем их сверстники, не пользующиеся библиотеками. Библиотекитакже занимаются «выравниванием» социокультурных и образовательных возможностейдетей из разных слоев общества, прежде всего, помогая детям из бедных ималообеспеченных семей. Но роль библиотек в книжной культуре может возрастатьлишь при условии нормального комплектования их фондов в соответствии сизменяющимися потребностями и интересами читателей.
1.2. Особенностиисторического жанра художественной литературы
Писатель, как и историк,может воссоздать события и облик прошлого, хотя это художественное воссозданиеотличается от научного. Опираясь на исторические данные, писатель в то же времявсегда идет по пути творческого вымысла, без которого невозможно искусство; онизображает не только то, что было, но и то, что могло бы быть. Однако право наисторический вымысел не исключает того, что вымышленные ситуации должны бытьисторически возможны и мотивированы, а изображение подлинно историческихсобытий, эпохи ее быта, отдельных деталей — строго базироваться на достиженияхисторической науки, данных исторических источников. Отражение истории вхудожественной литературе, глубина постижения художником исторического процессатеснейшим образом связаны с развитием исторических, социологических и всехобщественных наук, с господствующими концепциями исторического развития. Наотражение писателем исторического прошлого оказывают непосредственное влияние иразработанность тех или иных исторических проблем и тем в исторической науке, идостигнутый уровень обработки исторических источников. Подлинно художественныеисторические произведения проникнуты историзмом, чужды модернизации исубъективизма, которые искажают историческую правду. Лучшие образцыисторической художественной литературы представляют не только эстетическую, нои историко-познавательную ценность. Историческая художественная литератураспособна нарисовать ушедшую эпоху в ее цельном облике, раскрывая в живыхобразах общественную деятельность, идеологию, быт, психику ее представителей;историческая художественная литература, обладающая силой большогоэмоционального воздействия, воплощающая исторические события в живой, образнойформе, способствует приобщению к истории широких слоев народа, молодежи. Средилитературных произведений на историческую тематику немало произведений,которые, хотя и ставят задачу изобразить жизнь какой-либо исторической эпохи, вдействительности не поднимаются до историзма, искажают, и модернизируют историю(а, следовательно, не имеют историко-познавательной ценности). Так, нередкосправедливо говорится о псевдоисторизме тех или иных исторических романов,пьес, поэм. Не всякое произведение, обращающееся к событиям прошлого, ставитперед собой задачу действительного воссоздания этого прошлого, и имеетсобственно исторические цели. Иногда писатель ищет в прошлом только материалдля острого сюжета, красочных картин, особенного колорита — возвышенного,экзотического и т. д. Это явственно выступает, например, во многихприключенческих романах, вбирающих в себя события прошлого (например, в романахА. Дюма, которые имеют весьма ограниченную историко-познавательную ценность).Широко распространены также (особенно в литературе новейшего времени)произведения, которые можно назвать историческими аллегориями, где историческийсюжет используется писателем только для воплощения той или иной идеи (такова,например, драма бразильского драматурга Г. Фигейреду «Лиса и виноград», вкоторой образ древнегреческого баснописца Эзопа используется автором дляутверждения необходимости свободы человека, или драма французского драматургаЖ. Ануйя «Жаворонок», в которой автор ставит проблему ответственности личности,утверждения человеческого достоинства, обращаясь к образу Жанны д'Арк). Этипроизведения занимают в литературе свое место, но они далеко не всегда могут бытьотнесены к собственно исторической литературе. Вместе с тем ценностьисторической художественной литературы далеко не исчерпывается ееисторико-познавательным значением. Иногда литературное произведениеисторической тематики, даже далекое от исторической точности, но созвучноесовременной эпохе, выражающее большие, прогрессивные идеалы, утверждающеенациональное самосознание народа, рисующее яркие картины революционной иосвободительной борьбы, обладает силой огромного идейного воздействия (напр.,«Спартак» Р. Джованьоли, 1874, «Овод» Э. Войнич, 1897). Историческаяхудожественная литература имеет огромное воспитательное значение. Началособственно исторической художественной литературы относится к рубежу 18—19 вв.,когда как особый литературный жанр складывается исторический роман, которыйставит перед собой прямую цель изображения жизни прошедших эпох. Историческийроман (и возникшая позднее собственно историческая драма) качественноотличается от исторических по своей тематике произведений предшествующих эпох.Становление собственно исторической художественной литературы совпадает ссущественным переломом в самом историческом знании — с процессом становленияистории как науки. Быстрый и резкий переворот в общественных отношениях в эпохуфранцузской буржуазной революции дал возможность окончательно осознатьнеобратимость и качественный характер исторических изменений. В историческоезнание входит историзм, как таковой, аналогичный процесс происходит и вхудожественной литературе. В эстетическом отношении формирование Историческогожанра было связано с художественными открытиями романтизма: мастерствомизображения колорита места и времени, остротой восприятия особенного,индивидуального в каждом явлении, интересом к национальным движениям, кнациональному прошлому во всем неповторимом своеобразии каждого его этапа [44,С. 191-193].
Формирование историческойхудожественной литературы в собственном смысле связано с именем английскогописателя В. Скотта (1771—1832). Для становления этого жанра уже много сделали великиенемецкие писатели И. Гёте (драмы «Гёц фон Берлихинген», 1773, «Эгмонт», 1788) иФ. Шиллер (драмы «Валленштейи», ч. 1—2, 1798—99, «Мария Стюарт», 1801,«Вильгельм Телль», 1804, и др.), однако именно творчество В. Скотта,родоначальника исторического романа, было настоящим рубежом. В. Скотт создалцелую серию романов, изображающих эпоху крестовых походов («Айвенго», «РичардЛьвиное Сердце», «Роберт, граф Парижский»), период формирования национальныхмонархий в Европе («Квентин Дорвард»), английскую буржуазную революцию(«Пуритане», «Вудсток»), крушение клановой системы в Шотландии («Уеверли»,«Роб-Рой») и др. Переход к буржуазному образу жизни, совершившийся в Англии,дал писателю возможность остро почувствовать смену эпох, резкое различиесоциальных отношений, идеологии, психологии и быта средневековья и новоговремени. Художник стремится реалистически воссоздать дух и облик канувшего впрошлое уклада жизни. Впервые художественное воссоздание прошлого основываетсяна действительном исследовании исторических источников (тогда как ранеехудожник ограничивался воспроизведением лишь общего хода исторических событий инаиболее характерных черт деятелей прошлого). Творчество В. Скотта оказалонепосредственное влияние на последующую историческую художественную литературу.К исторической тематике широко обращаются многие писатели-романтики, напримерВ. Гюго (драма «Кромвель», 1827, романы «Собор Парижской богоматери», 1831,«Человек, который смеется», 1869, «Девяносто третий год», 1874), А. де Виньи(роман «Сен-Map», т. 1—2, 1826), Мандзони («Обрученные», 1827), английскийписатель Э.Дж. Булвер-Литтон (романы «Последние дни Помпеи», 1834, «Риенци,последний из римских трибунов», 1835, и др.), североамериканский романист Ф.Купер («Шпион», 1821), русские романисты: М. Загоскин («Юрий Милославский, илиРусские в 1612 году», ч. 1—3, 1829), И.И. Лажечников («Ледяной дом», 1835).Произведения исторического жанра, созданные романтиками, не всегда обладаютисторико-познавательной ценностью. Этому мешает и субъективно-идеалистическаятрактовка событий, и подмена объективных социальных конфликтов контрастамидобра и зла, тьмы и света. Главные герои в таких романах чаще всего являются неисторически-конкретными типами, а лишь воплощением романтического идеалаписателя (Эсмеральда у Гюго). Сказываются и субъективные политические убежденияавтора: например, А. де Виньи, симпатизировавший аристократии, сделалпрограммным героем своего романа представителя феодальной фронды. Однакодостоинства произведения исторического жанра как художественного творения немогут оцениваться только по степени научной достоверности изображаемого. РоманыГюго, например, обладают большой силой эмоционального воздействия. «Он набатнобил в колокол, — писал о Гюго А.Н. Толстой: — Проснитесь, — человек бедствует...»Вместе с тем несомненно важный этап в развитии исторического жанра в литературе19 в. связан с победой реалистических принципов в историческом романе и драме.Завоеванием реализма явилось создание социальных характеров, проникновение всложный процесс борьбы исторических сил, изображение роли народа в истории —эстетические моменты, во многом уже подготовленные школой В. Скотта («Шуаны»Бальзака, «Жакерия» Мериме). В России реалистический исторический жанрторжествовал победу в творчестве А.С. Пушкина («Борис Годунов», «Арап ПетраВеликого», «Капитанская дочка»).
Новым в 30—40-е гг. 19 в.явилось углубление психологического анализа в произведениях И. ж. («Хроникавремен Карла IX» Мериме и особенно эпизоды изображения Ватерлоо в романеСтендаля «Пармская обитель», на которые позднее ссылался Л. Толстой). Эпопея Л.Толстого «Война и мир» — величественная вершина в развитии исторического жанрав 19 в. Историзм ее проявляется и в масштабном осознании самого ходаисторического процесса, и в создании исторических типов, и в точной передачесоциальных, бытовых, идеологических, психологических и языковых особенностейвремени.
Однако после достиженийреалистической исторической литературы середины 19 в., наиболее выдающиесяпроизведения которой поднимали на историческом материале важнейшие вопросынародной жизни и исторических судеб нации, стремились разрешить проблемы связиличности с народом и т. д., при этом, давая высокие образцы историзма, — вразвитии исторической художественной литературы наблюдается регресс. Этосвязано в первую очередь с общими процессами усиления реакционности буржуазнойидеологии конца 19—начала 20 в., со все большим отходом буржуазной общественноймысли от историзма. Авторы исторических романов модернизируют историю. Так,напр., даже такой выдающийся художник-реалист, как А. Франс, в романе из временВеликой французской революции «Боги жаждут» (1912) проводит идею о том, чточеловечество — как бы топчется на месте в своем развитии. Широкоераспространение получает особый вид «символической» исторической литературы,которая, претендуя подчас на глубокое осознание исторического процесса, насамом деле создает чисто субъективистские построения мистического характера(«Покрывало Беатрисы» А. Шницлера, 1901, «историческая» трилогия Д. Мережковского— «Павел I», 1908, «Александр I», 1911—12, «14 декабря», 1918). Напротив, вряде стран Восточной Европы историческая тематика приобретает в конце 19 —начала 20 в. большое значение и общественное звучание, что связано снациональным подъемом в этих странах. Ведущее место в тематике историческихлитературных произведений этого периода заняла история начинающейсяосвободительной борьбы. В ряде случаев историческая художественная литератураносит романтический характер. Таковы, например, исторические произведенияпольского романиста Г. Сенкевича («Огнем и мечом», т. 1—4, 1884, «Потоп», 1886,«Пан Володыевский», 1887—88, «Камо грядеши», 1894—96, «Крестоносцы», 1897).Многие произведения написаны в реалистической манере: чешский писатель иисторик А. Ирасек создает серию романов и драм, изображающих эпоху гуситскихвойн (исторические романы «Между течениями», т. 1—3, 1887—90, «Братство», т.1—3; 1898—1908, и др., историческая драма «Ян Жижка», 1903, «Ян Гус», 1911),болгарский писатель И. Вазов — исторические драмы на сюжеты из жизнисредневековой Болгарии («Борислав», 1909, «К пропасти», 1908, «Ивайло», 1911). Национально-освободительноедвижение, пробуждение национального самосознания явились основой возникновенияи становления жанра исторического романа во многих странах Востока. В Индиисоздателем исторического романа в бенгальской литературе был выдающийся писательБонкима Чондро Чоттопадхай («Дочь коменданта крепости», 1865, «Мриналини»), влитературе маратхи — Хари Нараян Апте («Взяли крепость — потеряли льва», 1903,«Тигр Майсура», 1890—91, «Царевна Рупнагара», 1900—02, «Чандрагупта», 1902—04,и др.), в литературе хинди — В. Варма («Крепость Кундар», 1928, «РаниДжханси-Лакшми Баи», 1946, и мн. др.). Исторический роман был первым жанромновоарабской художественной прозы (исторические романы Джирджи Зейдана, 1861—1914— «Гассанидка», «Египтянка Арманосса» и др., Фараха Антуна, 1873—1923 — «НовыйИерусалим, или Взятие Иерусалима арабами» и др.). В 20-х гг. первыеисторические романы стали появляться в Иране («Повесть о художнике Манц» и«Расставители тенет, или Мстители за Маздака» Санатиз-заде Кермани, «Любовь ивласть» Агашейха Мусы Хамадани и др.). Большинство произведений молодойисторической художественной литературы стран Востока написано еще вромантической манере, многие из них играли значительную роль внационально-освободительной борьбе.
В странах Западной Европыновый подъем в развитии реалистического исторического романа начинается послеВеликой Октябрьской социалистической революции. Этот всемирно-историческийпереворот позволил большим реалистам Запада создать ряд выдающихся образцовисторической художественной литературы. При этом обращение к историческойтематике передовых писателей Запада было связано с защитой ими культурногонаследия и прогрессивных традиций прошлого, с антифашистскими выступлениямиписателей-гуманистов. Таковы, например, исторические произведения Г. Манна(роман «Юность короля Генриха IV», 1935) и Т. Манна (повесть «Лотта в Веймаре»,1939), многочисленные исторические романы Л. Фейхтвангера («Безобразнаягерцогиня», 1929, «Еврей Зюсс», 1925, трилогия «Иудейская война», 1932,«Сыновья», 1935, «Настанет день», 1942, роман «Лже Нерон», 1936, «Лисицы ввинограднике», 1948, «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-ЖакаРуссо», 1953, «Гойя», 1951, и др.). Тесно связанные с современностью,отличающиеся гуманистической, демократической направленностью, они в то жевремя характеризуются тщательной работой писателя над историческимиисточниками. Однако и на эти лучшие произведения исторической западнойлитературы накладывают отпечаток общие концепции исторического процесса,характерные для буржуазной исторической науки. Так, в исторических романахФейхтвангера (особенно в довоенных) подчас выражено представление об историческомпрогрессе как о борьбе разума и косности, редко кончающейся победой разума,недооценивается роль народа в истории, явно проявляется субъективизм автора.Новый этап в развитии исторической художественной литературы связан с литературойсоциалистического реализма. Стоящая на позициях материалистического понимания истории,утверждающая историческое бытие как творчество народных масс, эта литератураимеет все объективные условия для успешного развития на принципах подлинногоисторизма и добилась крупных результатов на этом пути. М. Горький, оцениваяпервые опыты создания советского исторического романа, писал в-1930 г. (имея в виду, в частности, произведения А.Н. Толстого о Петре I и 10. Н. Тынянова опушкинской эпохе): «… создан исторический роман, какого не было в литературедореволюционной...» (М. Горький о литературе, 1955, с. 413). Важнейшими темамисоветской исторической литературы стали изображение революционных ипатриотических традиций русского народа, проблема роли народа в истории,изображение переломных, значительных эпох; для исторической литературыхарактерно стремление к эпичности, большим художественным обобщениям. Так романА.Н. Толстого «Петр 1» (1-я кн. — 1929—30, 2-я — 1933—34, 3-я — неоконченная,1944—45), рисующий образ Петра I, является в то же время эпопеей о судьбахрусского народа в один из переломных моментов его развития. Глубокое осмыслениеэпохи Петра дано в повести А. Платонова «Ештфанские шлюзы» (1927). Широкоеосвещение в советской исторической литературе нашла тема революционныхкрестьянских движений прошлого (напр., романы Чапыгина «Разин Степан», 1926—27,«Гулящие люди», 1935—37, «Пугачевщина» К.А. Тренева, 1924, «Емельян Пугачев»,В.Я. Шишкова, 1-3, 1938-45).
Важными темами советскойлитературы явились освободительная борьба против царизма, судьбы передовой русскойкультуры в царской России (романы О.Д. Форш «Одеты камнем», 1925, трилогия оРадищеве — «Якобинский заквас», 1934, «Казанская помещица», 1936, «Пагубнаякнига», 1939, и др.; романы Ю.Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухгара», 1927—28,«Кюхля», 1925, «Пушкин», 1936—43, и др.). Особое значение имеют произведения обэпохе подготовки революции и о самой революции и гражданской войне. Так, взначительной мере к исторической литературе принадлежат и «Жизнь Клима Сангина»М. Горького (хотя сам Горький ни это произведение, ни «Дело Артамоновых» неотносил к жанру собственно исторического романа), и «Тихий Дон» М.А. Шолохова,и «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, и «Первые радости» и «Необыкновенное лето»К.А. Федина. В советской исторической литературе широко разрабатываетсявоенно-историческая тема, получившая особое значение в годы Великой Отечественнойвойны и в непосредственно ей предшествовавшие «Севастопольская страда»(1937—40) С.Н. Сергеева-Ценского, «Цусима» (1932— 1935) А.С. Новикова-Прибоя идр. В трилогии В. Яна («Чингисхан», 1939, «Батый», 1942, «К последнему морю»,1936) изображено нашествие монголов на государства Азии и на Русь и показанаборьба русского народа против монголо-татарского ига; теме борьбы смонголо-татарским игом и возвышению Москвы посвящен также роман С.П. Бородина«Дмитрий Донской» (1941).

1.3. Возрастныеособенности подростков
Подростки — дети отдесяти до четырнадцати лет. Среди них различают три возрастные группы: 10—11лет — младшие подростки; 12—13 лет — подростки (в узком значении слова); 14 лет— старшие подростки.
Переход к подростковомувозрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностноеразвитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихсяу подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательныхпроцессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход отдетства к взрослости, ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться ворганизм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенкаперемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чемразвлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видовдеятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения нажизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает,уже, будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагаяспособностями, которые позволяют ему занять определенное место в системевзаимоотношений со сверстниками. Интеллект ребенка, понимаемый как способностьставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах кначалу подросткового возраста развит. В этот период продолжается становлениеребенка как личности. В течение трех-четырех лет обучения в старших классахшколы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные иделовые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности. [33,С.296-299]
Подростничество — этосамый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой периодстановления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, посколькуздесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки,отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрастестабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активнымстремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание,самовыражение и самоутверждение.
В начале подростковоговозраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших,детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что,форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя ужевзрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком.В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрестикачества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявленияэтих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им.Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что исами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а болеесерьезно и требовательно. С подростков спрашивают больше, чем с младшегошкольника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяетсяпервоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник,может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Емупозволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники недопускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положениеподростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает уподростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком,перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющеесявнутреннее стремление подростка поскорее стать рослым, которое создаетсовершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологическогоразвития. Она требует порождает изменение всей системы отношений подростка сокружающими людьми и с самим собой.
Быстро взрослетьподростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениямиего организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительныеобязанности, которые подросток получает и в школе, и дома.
В подростковом возрастеизменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на раннихступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало контролируется сознаниеми волей ребенка, то с наступлением подростничества подражание становитсяуправляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуальногои личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формынаучения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.
Самый легкий способдостичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формамнаблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколькораньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуютсяавторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения,косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п.Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать ихболее старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых вподростковой среде с возрастом увеличивается [32, 361-370].
Для мальчиков-подростковобъектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «какнастоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством,выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем,кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным,пользующимся популярностью взрослым женщинам [48, С.76]. К своему физическомуразвитию многие мальчики — подростки относятся очень внимательно, и начиная сV—VI классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физическихупражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же большенаблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике,приемам кокетства и т.п. [49, С.95-104].
В подростковом возрастепродолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка.Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуетсяособенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» уподростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.
Поскольку в качествеобразцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники,создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себекачества как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегдаэти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому,заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и ихпостоянных переживаний по данному поводу.
В VII—VIII классах школынекоторые подростки начинают систематически и целенаправленно заниматьсясамовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков, в среде которых идеалмужественности становится одним из основных идеалов, порождающих критерииоценок окружающих людей. Подростки любят приключенческие, романтические фильмыи соответствующую литературу, так как именно в них встречаются герои,обладающие нужными качествами мужественности, смелости, характером и силойволи. Подростки пытаются подражать этим героям в жизни, воспроизводя в играх исоздаваемых ими ситуациях сцены, прочитанные в книгах или увиденные в фильмах.Это особенно типично для младших подростков в возрасте от 11 до 13 лет.
В старшем подростковомвозрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимыхволевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи,более старшие по возрасту,— юноши и взрослые мужчины. В компаниях с нимиподросток принимает участие в, делах, требующих проявления воли.
Весьма распространеннымсреди современных подростков способом развития у себя волевых качеств личностиявляются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском,такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Это — бокс, борьба, тяжелаяатлетика, хоккей. Увлекаясь многими видами спортивных занятий, вначале радиразвития волевых личностных качеств, некоторые подростки затем продолжаютзаниматься ими же для достижения высоких результатов. Благодаря этому получаетдальнейшее развитие мотивация достижения успехов.
Общая логика развитиявсех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлятьсобой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки доспособности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.Соответственно этой логике сменяют друг друга, и совершенствуются приемыразвития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у другихлюдей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет).Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и,наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодомволевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.
В подростковом возрастевесьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательныепроцессы. В эти годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненнонеобходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего, уровня своегоразвития в детстве достигает непосредственная механическая память, образуявместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития исовершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной ибогатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех егоосновных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом.Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. Уподростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи.Становится возможным научение подростка самым различным видам практической иумственной (интеллектуальной) деятельности, причем с использованием множестваприемов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальныеспособности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Подростничество имеетмножество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. Содной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую онидемонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами идругими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезныхпроблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, приобсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этикиповедения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительнаяинфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. Возникаетпсихолого-педагогическая дилемма, разрешить которую может только опытныйвзрослый: как, относясь к подростку по-серьезному, т. е. по-взрослому, вместе стем обращаться с ним, как с ребенком, который постоянно нуждается в помощи иподдержке, но внешне при этом такого «детского» обращения не обнаруживать.
Известно, что с возрастоминтерес подростков к себе быстро меняется. Для детей, обучающихся в IV—Vклассах школы, характерно повышенное внимание к тому положению, которое онизанимают в классе среди сверстников. Шестиклассники начинают проявлятьопределенный интерес к своей внешности, к детям противоположного пола ивзаимоотношениям с ними. У семиклассников возникают общие увлечения деловогохарактера, появляется особый интерес к развитию своих способностей в различныхвидах практической деятельности и к своей будущей профессии. Восьмиклассникивысоко ценят самостоятельность, индивидуальность, качества личности, которыепроявляются в отношениях дружбы и товарищества. Опираясь на эти виды друг задругом появляющихся интересов подростков, можно активно развивать у них нужныеволевые, деловые и другие полезные качества.
Главная новая черта,появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьноговозраста,— это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникаетотчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиесявозможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, накотором они находятся у взрослых людей.
В этом возрасте детистановятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервыеостро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, синтимными человеческими взаимоотношениями.
Отрочество — как иногданазывают подростковый возраст — это время становления подлиннойиндивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. Подростки обнаруживаютверу в способность определять и контролировать собственное поведение, своимысли и чувства. Подростковый возраст — это время обостренного стремления кпознанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивогообраза «Я».
В период между 12 и 14 годамипри описании себя и других людей подростки начинают использовать менее категоричныесуждения, включая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» идругие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, опонимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявленийчеловека.
В средних классах школывместо одного учителя появляется несколько новых педагогов, у которых обычновесьма различны стиль поведения и манера общения, а также приемы ведениязанятий. Разные учителя предъявляют различные требования к подросткам, чтозаставляет их индивидуально приспосабливаться к каждому новому учителю. Вподростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к разнымучителям: одних любят, других нет, к третьим относятся безразлично. Формируютсяи новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей. Это, с однойстороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путемих сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенныетрудности, обусловленные неумением подростков правильно воспринять взрослого,дать ему верную оценку.
Подростки более ценятзнающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся кдетям, умеют интересно и понятно объяснять материал, ставят справедливыеоценки, не делят класс на любимчиков и нелюбимых. Особенно высоко ценитсяподростком эрудиция учителя, а также его умение правильно строитьвзаимоотношения с учащимися.
В возрасте от десяти дочетырнадцати лет в мотивах деятельности подростка, в его идеалах и интересахпроисходят существенные изменения. В начальный период этого возраста (10—11лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основномотрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и вдальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уженекоторыми положительными изменениями в самовосприятии, в частности ростомсамоуважения и более высокой оценкой себя как личности.
По мере взросленияпервоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся болеедифференцированными характеризующими поведение в отдельных социальныхситуациях, а затем и частные поступки.
В развитии рефлексии, то естьспособности осознания подростками собственных достоинств и недостатков,наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный периодподростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки вопределенных жизненных ситуациях, затем — черты характера и, наконец,глобальные личностные особенности.
Установлено, что свозрастом меняется и восприятие подростками окружающих людей. Эталонымежличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей,становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых,как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами.Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться иуглубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуальноразличными.
В качестве иллюстрацииэтой мысли А.А. Бодалев приводит следующее наблюдение. Если учащимся седьмогокласса предложить, например, описать человека, которого они не знают, но отдельныечерты которого им называются заранее (например, злой, добрый и т. п.), то средиответов, которые получаются в этом опыте, можно выделить четыре разные группы.Подростки из первой группы называют только внешние признаки представленного имчеловека. Учащиеся из второй группы упоминают как внешние, так и некоторыевнутренние черты. В третьей группе дополнительно к тому, что было сообщено очеловеке, называются его дела и поступки. В четвертой группе, кроме всегосказанного, упоминаются еще мысли и чувства оцениваемого человека. Основываясьна этот опыт можно сделать вывод, подтверждающий существование значительнойличностной дифференциации в подростковом возрасте эталонов межличностного восприятияи оценивания людей.
1.4. Подросток какчитатель
Читательский портретподростка во многом определяется в 10—11 лет. Надо учесть, что родительскаяопека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, непробуждая личностных мотивов обращения к книге. Сказывается на чтении и лимитвремени (возрастает учебная нагрузка, активизируется общение со сверстниками,кружковая деятельность, возникают новые увлечения). Опыт показывает, что если к10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение кпечатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательныеинтересы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшемэти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, томожно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды«нечитателей» [41, С.201-209].
При благоприятныхусловиях у ребенка в 10-11-летнем возрасте активизируется познавательнаядеятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к вопросаммироздания, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактовокружающей действительности. В этом возрасте читатель, как правило, ужеразличает научно-познавательную и художественную литературу. Первая егопривлекает возможностью «что-либо узнать», вторая — «пережить». Именно теперьбиблиотекарь может в полную меру развивать читательские запросы ребят в областипознавательной литературы, вводить в круг чтения разные виды литературы:справочные издания, «деловые» книги, научно-популярные альманахи и журналы.Полезно в этот период раскрыть подростку многообразие технических приемовчтения научно-познавательной литературы, научить гибкому применению их напрактике.
Замечено, чточитательская активность подростков особенно интенсивно формируется в процессечтения книг, авторы которых рассчитывают на встречное сотворчество, ставятчитателя в роль пытливого исследователя. Проблемные материалы отвечаютпотребностям детей этого возраста, удовлетворяют их интерес ко всему новому,необычному, поражающему их воображение, ставят перед ними все новые и новыевопросы. Таким качествам, например, отвечают книги П. Клушанцева, И. Акимушкина,Ю. Дмитриева, М. Ивина, Г. Свирина и др.
Библиотекарю надо знать,что установка исключительно на познание способна иногда превратить и чтениехудожественной литературы в сугубо рациональный процесс. Этой опасности можноизбежать, если своевременно заострять внимание подростка на своеобразии чтенияразных видов литературы.
Для некоторыхбиблиотекарей в качестве идеала выступают читатели, которые с ранних летпроявляют устойчивый интерес к какой-либо одной отрасли знания. Другие считаютболее желательным для подростка смену интересов. Психологи утверждают, чтоизолированно от других никакой интерес развиться не может. Разнообразный опытчтения, «примеривание» разных ролей принципиально важны для полноценногоразвития личности. Вот почему многообразие увлечений подростков 10—11 лет надоподдерживать, создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг,не бояться изменчивости запросов.
Одна из причин паденияинтереса к чтению в десятилетнем возрасте, по мнению психологов,— установка наотказ от усилий. Чтение требует активного умственного труда. Читать скучнотому, у кого нет соответствующих мотивов, сильных побуждений, нет интересов.Ставка исключительно на занимательность, увлекательность, игру, к которой частоприбегают библиотекари в пропаганде книги подросткам (викторины, состязания,КВН и др.), не всегда состоятельна. Увлечь и заинтересовать сиюминутно10-летнего подростка чем-либо необычным легко, но трудно сохранить и поддержатьэтот интерес, трансформировать его в читательский.
Поиск «удивительного»,«необычного» в определенной мере сохраняется у младших подростков и поотношению к художественной литературе. Интерес читателя движет в этом случаефабула, увлекают экстремальная ситуация, супергерой. Это отвечает жизненнымпотребностям подростка: желанию испытать свои возможности, проверить себямысленно в необычных обстоятельствах. Отсюда естественный интерес кприключенческой литературе, к которой читатели 10—11 лет относят книги «про индейцев»,фантастику, литературную сказку, книги «про ужасы», книги «про войну». Наиболееспрашиваемыми и наиболее читаемыми в этот период, по наблюдениям библиотекарей,являются книги А. Волкова, К. Булычева, Стивенсона, В. Скотта. Охотно читаютсядетьми книги с мифологическими сюжетами.
Наблюдения показали, чтов герое приключенческих книг подросток ценит выше всего храбрость,решительность, даже если эти качества сочетаются с жестокостью и бездушием.Надо помочь развенчать в сознании подростка героев-убийц, какими быпривлекательными они с первого взгляда ни казались. В разговоре о герояхследует больше внимания обращать на проявления милосердия, доброты,человечности.
Доминанта читательскихинтересов 10-11-летних школьников — ориентация на «захватывающее» в книге —может в дальнейшем привести к неразборчивому чтению, к утрате чувства слова.Задача библиотекаря — умело опираясь на интересы детей, рекомендовать им длячтения высокохудожественные произведения.
Контакт с книгой в 10-11-летнемвозрасте во многом зависит от осознанности мотивов чтения: для чего подростокчитает, что дает ему чтение, что хотел бы он почитать, что может порекомендоватьдругому. На такого рода вопросы полезно заострять внимание каждого подростка.Если формированию мотивов чтения не уделить в этот период должного внимания,то, как правило, не происходит развития потребностей.
Диапазон познавательныхинтересов у подростков 12—13 лет значительно расширяется. Познавательныезапросы часто приобретают личностный смысл, становятся избирательными, осознанными.У многих подростков возникают устойчивые интересы к отдельным учебным предметами, следовательно, к соответствующим областям знания. Как показало исследованиеГ.И. Гинзбург, для читателей-подростков характерно не только появление вопросовв процессе чтения, но и стремление самому их разрешить. Именно процессзарождения у подростка вопросов в связи с прочитанным, характер егосамостоятельных действий, направленных на их разрешение, возникновение новыхвопросов является существенным показателем его читательской активности.
По степени читательскойактивности и характеру мотивов чтения научно-познавательной литературыподростков можно условно разделить на три группы. К первой, относятся читатели,ищущие развлекательной, обязательно «новой», «нетрудной» информации «для себя»и книги «для урока». Подросткам этой группы свойственны ситуативность, узкийпрактицизм читательского спроса, отражающий пассивность их позиции, отсутствиеглубоких познавательных интересов. Сталкиваясь с непонятным в тексте, этичитатели пропускают его, не пытаясь уяснить. Познавательная активность этихподростков направлена преимущественно на воспроизведение читаемого (выписываниеотрывков текста, цифр, имен, дат и т. п.).
Вторую группу читателейсоставляют подростки 12—13 лет, способные не только получать из книгиинформацию, но и сравнивать читаемое с уже известным, соотносить со своимжизненным опытом. Они ищут ответы на свои вопросы, их занимает не тольконовизна материала, но и его связь с предшествующим чтением.
К самой малочисленнойгруппе относятся читатели, чьи мотивы направлены на углубление пониманияизвестного, поиски путей применения знаний. Читатели этой группы, неограничиваясь восприятием новой информации, стараются понять ее во взаимосвязис уже известной. Возникающие у них вопросы отражают стремление к поиску существенныхсвязей. Наиболее интересными эти подростки считают книги, написанные в формебесед, когда автор подключает читателя к поискам доказательств выдвинутыхгипотез, вводит в суть научной полемики. Их интересуют книги, помогающиемоделировать, конструировать. Для этого они часто используют приложения ккнигам (таблицы, карты, схемы), отыскивают объяснение специальных терминов. Ониохотно обращаются к научно-популярным журналам, к изданиям рекомендательнойбиблиографии.
Что касается чтения художественнойлитературы, то на возраст 12—13 лет приходится пик чтения приключенческойлитературы. Круг чтения подростков составляют романы А. Дюма, А. Кристи, К.Сименона, А. Конан Дойла. Второе место по спросу занимает фантастика. Врепертуар чтения подростков входит «взрослая» литература (произведения В.Пикуля, А. Рыбакова и других авторов). В отличие от читателей 10—11 лет этихподростков интересуют не только действия героев, но и их внутренний мир,взаимоотношения с другими персонажами. У многих подростков в эти годыпроисходит включение литературы в контекст их собственной жизни. Хотя мотивычтения художественной литературы они часто формулируют как познавательные илиразвлекательные («читаю, чтобы узнать о жизни», «чтобы отдохнуть»), на самомделе (об этом говорят их отзывы о прочитанном) мотивация чтения у многих болееглубокая — интерес к человеку, к психологии взаимоотношений, потребности вкосвенном жизненном опыте.
Характерная особенностьвосприятия художественной литературы в этом возрасте — самосознание, что раньшенаблюдалось крайне редко. При чтении художественных произведений у многихподростков создается «эффект сопричастности» и на этой основе — перенесениечитаемого на себя.
Однако далеко не у всех подростковмотивация чтения художественной литературы отличается многообразием, а восприятие— глубиной и богатством чувств. Примитивизм восприятия, стереотипразвлекательного чтения, ориентация на массовую культуру — характерные явлениянынешнего подросткового чтения.
Очень важно в этом возрастепробудить читательскую самооценку, помочь подростку увидеть себя как читателя всравнении с другими. С этой целью некоторые библиотекари проводят диспуты«Чтение как творчество», организуют специальные выставки: «Каков ты, нашчитатель?», «Узнай себя, читатель», «Мы с тобой — читатели», «Читательскийпортрет друга», проводят деловые игры, конкурсы на лучшего читателя.
В особом вниманиибиблиотекарей нуждаются четырнадцатилетние. Это трудные для руководства чтениемподростки. Та дифференциация отношения к книге (положительная илиотрицательная), которая наметилась у десятилетних, к 14 годам поляризуется. Неслучайно одни называют восьмиклассников «самыми читающими», а другие — «самыминечитающими». И те и другие правы. В этом в наибольшей степени сказываютсярезультаты влияния социально-педагогических условий, в которых подростокразвивался раньше. Те подростки, которые прошли хорошую школу воспитаниякультуры чтения, у кого дружба с книгой стала привычной, отличаются широтой иустойчивостью читательских запросов, их избирательностью, возможностямивосприятия сложных для возраста произведений, развитыми критериями оценочногоотношения к книге. Круг чтения, мотивы, восприятие произведений несут на себепечать их индивидуальности. Это читатели-«исследователи», читатели-«мыслители».Некоторые из них реферируют прочитанное «для себя», выступают с «научными»докладами.
Другие же к четырнадцатигодам приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературуситуативен и случаен, часто продиктован лишь внешними факторами, восприятие похарактеру не отличается от младших подростков. Нередки случаи проявления с ихстороны нигилизма к книге как к «отжившему» средству информации.
В целом же внутренняяпозиция у четырнадцатилетних характеризуется чаще всего ярко выраженной тенденцией,с одной стороны, к самоопределению, постижению своего «я», с другой — к поискамнравственного идеала. Типичным для них является мотив самообразования исамовоспитания. В круг чтения широко входит публицистика, усиливается интерес кпоэзии. Обостряется внимание к художественному своеобразию, творческой манереписателя. Меняется отношение к герою: волнует характер личности во всей егосложности и цельности. В этом возрасте проявляется тенденция обособленияинтересов юношей и девушек.
Что касается чтениянаучно-познавательной литературы, то в сравнении с предыдущим возрастомдиапазон читательских запросов несколько сужается, уменьшается и количестволюбимых занятий. У многих к этому времени уже сформировались стержневыеинтересы к конкретным областям знания и видам деятельности, что определяетизбирательность чтения. Начинают сказываться на спросе профориентационныенамерения.
Наибольшие возможности длячитательского развития старшего подростка заложены в индивидуальном общении сбиблиотекарем. Залог успеха в паритетном характере общения. В библиотекаре14-летний читатель ценит более всего компетентность, эрудицию, «невмешательствов дела читателя». Восьмиклассник может вступить в диалог с библиотекарем тольков случае полного доверия к нему. «Белые нитки» педагогического расчета онзамечает сразу. Отсюда высокие требования к мастерству библиотекаря, к тонкостиего педагогических приемов, усиление роли опосредованных форм общения(использование отзывов читателей, «книжных закладок», памяток и т. п.).
Итак, жизнь современногоподростка значительно отличается от той, которая была еще 10—15 лет назад.Сегодняшний ученик имеет доступ к большому числу источников информации.Подрастающее поколение живет в быстро меняющемся, сложном, противоречивом мире.Задача педагогической общественности и библиотеки помочь школьнику найти своеместо в этом многоликом мире, научить понимать и ценить культурные традиции.

Глава 2. Анализдеятельности Тешнярьской сельской библиотеки
2.1 Работа Тешнярьскойсельской библиотеки по приобщению учащихся к изучению исторической литературы
Информационно-библиографическаябаза Тешнярьской сельской библиотеки является основой для информационной поддержкиучебного процесса. Причем работе с литературой по истории Отечества уделяетсяособое внимание.
В помощь изучающимисторию России сформирован справочно-библиографический аппарат. Литература поотечественной истории отражается в СК, СКС, в тематических мини-картотеках,рекомендательных библиографических пособиях, списках.
В целях изучения спросана литературу по истории России проводилось анкетирование среди подростков.
Как выяснилось, основноймотив обращения к этому виду литературы — выполнение задания в рамках школьногокурса по истории Отечества, то есть потребность в деловом чтении. Эту группусоставили 77 процентов из числа респондентов. Обращаются к историческим книгампо личному интересу — 10 из 100 опрошенных, а 16 сочетают и личный, и деловойинтересы.
Среди различных жанровлитературы исторического содержания большим спросом у 29 процентов учащихсяпользуются художественные произведения. 24 процента отдают предпочтениенаучно-познавательной литературе по истории Отечества, 23 — энциклопедической,12 подчеркнули необходимость справочной литературы.
Анкетирование и практикаработы по справочно-библиографическому обслуживанию учащихся свидетельствуют,что потребность в новой, современной справочной, учебной, научно-популярнойлитературе по отечественной истории высока.
Ценятся, прежде всего,издания, содержащие объемную и объективную информацию. Среди востребуемых —документы, рассказы очевидцев. Часто школьники используют словари определенийисторических терминов, слов и выражений. Интерес представляют материалы о знаменательныхисторических датах, диссидентском движении, национально-освободительных войнах.Большинство опрошенных отметили, что информацию по вопросам истории России ониполучают в библиотеке. В некоторых случаях — в СМИ, Интернете.
Достаточно полно ответилиучащиеся на вопросы о запомнившихся им исторических событиях и известныхличностях в российской истории, выделив государственных деятелей,военачальников, деятелей культуры разных эпох.
Еще на один вопрос — обиспользовании СБА библиотеки при выборе исторической литературы — только 25процентов учащихся ответили положительно.
В целом данные опросапозволили сделать вывод все-таки о довольно невысокой читательской культурешкольников, о незнании и непонимании преимуществ самостоятельного поиска ивыбора литературы. Безусловно, библиотекарям сегодня необходимо совершенствоватьи активизировать индивидуальную и массовую работу по воспитанию информационнойкультуры подростков.
Вопрос о чтении периодическихизданий, посвященных истории Отечества, или же изданий, публикующих статьи поданной теме, поставил многих учащихся в затруднительное положение. Лишь 15процентов респондентов ответили положительно и назвали ряд журналов и всего 9знают и читают исторический журнал «Родина», а также краеведческиеиздания.
Анкетирование показало,что половина подростков хорошо ориентируются в исторических периодах, имеютдостаточные знания конкретных исторических событий. Интерес учащихся кисторической и историко-биографической литературе и потребность в деловом чтениивозрастают.
Поэтому сельскаябиблиотека обращает особое внимание на подготовку уроков по отечественнойистории. Собрана достаточно полная коллекция энциклопедий, словарей,справочников. В фонде литературы по этой тематике представлены основные трудырусских историков, учебная, справочная, литература по военной истории России.Созданы условия, гарантирующие свободный доступ к поиску, получению информациилюбого вида. Одним из современных источников для выполнения библиографическогозапроса является периодика, которая помогает восполнить пробелы вкомплектовании книжного фонда. Читателям-учащимся предлагаются специальныерубрики СКС, тематические мини-картотеки, папки газетных вырезок. Особымуспехом пользуется журнал «Родина», публикующий материалы, посвященныеширокому кругу вопросов российской истории. Лучше узнать историю нашей страныребятам помогает также новый научно-практический журнал «История иобществознание для школьников». В нем можно прочитать о том, как написатьтворческое сочинение, как избежать ошибок при подготовке к тестированию и т. д.
Анализ библиографическихзапросов наглядно показал, что выполнение школьных заданий по истории Отечестватребует от учащихся обращения к энциклопедиям, словарям, справочникам, учебнымпособиям, произведениям русских историков, научно-популярной литературе,газетным и журнальным статьям.
Можно также отметить, чтосовременный учебный процесс способствует в определенной степени выработке ушкольников интереса к исторической литературе.
«Сберечь себя для Россиии Россию — для себя» — таков девиз Клуба любителей истории, совместно организованногосельской библиотекой и школой. Цель работы — возрождение высоких нравственныхценностей, национальной культуры, воспитание уважения к обычаям различныхнародов, к себе, своим корням, осознание того, кто мы и в чем нашепредназначение.
В рамках работы Клубалюбителей истории, прошло немало интересных мероприятий, связанных с русскойкультурой, историей своей малой Родина — своего села (Приложение 1).
В общем фонде выявилиисторическую литературу и оформили тематические стеллажи: «Отчий край», «Подвигужить вечно», «История в лицах», «Исторические романы», «Литературные страницыистории», «Рассказы о Руси». В целях пропаганды фонда разработали и оформилиисторические закладки и книжные «семафорчики»: «Интересная книга», «Новаякнига».
Большую роль в раскрытиикнижного фонда играют выставки. Каждая — нетрадиционна, при ее подготовкебиблиотекари проявляют максимум выдумки и фантазии. К примеру, выставка-словарь«Рассказы о Руси» была оформлена гак, что каждая книжная полка соответствовалаопределенному веку. К выставке была подготовлена картотека с вопросамивикторины «Знаешь ли ты историю своей страны? Своего Села?»
Как уже было сказано«Клуб любителей истории» организован школой и библиотекой, т.к. цели их общие:возрождение национальных традиций и культуры, историческое просвещение ипатриотическое воспитание.
В работе библиотекипоявилось много инноваций. Активно используются игры и дискуссии.Историко-игровая экспедиция «Как жили наши предки»; фольклорный час «Праздниккаши»; литературно-исторический марш-бросок «С русским воином через века»;дискуссионный час «Что ценили наши предки в человеке»; исторические вестники «Япомню весь XX век», «Если вспомнить и сравнить»; исторические минутки. Эти идругие мероприятия вовлекают читателя в активную деятельность, позволяют емустать участником происходящего.
Каждое заседание клуба илипросто мероприятие сориентированы на пропаганду литературы и привлечение кчтению, пробуждение лучших чувств, в первую очередь — патриотических. Авоспитание патриотизма немыслимо без знания истории своей малой Родины. Поэтомубиблиотекари не менее активно занимаются краеведением.
Многих педагогов ибиблиотекарей сегодня тревожит нигилистическое отношение молодежи кнациональной культуре, отсутствие интереса к историческому прошлому своегонарода, здоровой национальной гордости. В связи с этим особое внимание в работеклуба уделяется этой работе. В частности совместными усилиями школы ибиблиотеки была проведена научно – практическая конференция школьников «Старт внауку» (Приложение 2), Акция «Я – гражданин России» (Приложение 3). Вподготовке конференции участвовали ученики 9-10 классов.
Целью проведения данныхмероприятий является формирование социальной зрелости учащихся, ихсамоопределение в культуре и выработка на этой основе жизненной позиции,позволяющей понимать принадлежность к родному народу и в то же время осознаватьсебя гражданином страны.
Основными задачамиявляются следующие:
1. Сформировать знания обусловиях становления культуры земли кузнецкой.
2. Создать условия,способствующие осознанию у учащихся своей сопричастности к делам предков иразвитию ответственности за будущее своей земли.
3. Научить проводитьпростейшие исследования в области изучения культуры земли кузнецкой.
4. Создать условия длятворческой работы.
В течение нескольких летучащиеся осваивают основы научной организации труда на основеисторико-литературного материала. Знакомятся с методами теоретическогоисследования, анкетного опроса, интервьюирования, сравнительной этнографии, стезисами, планами, конспектом рефератом. Далее им предлагается выбрать тему длядоклада на историко-литературную тему, самостоятельно составить библиографию,написать доклад и защитить его.
Представляя намероприятиях свои работы, докладчики знакомят одноклассников с культурой своихземляков, начиная о древних времен до наших дней. Рассказывают о людях,оказавших судьбоносное влияние.
Таким образом, наряду сусвоением необходимой суммы знаний, обеспечивается творческое, умственноеразвитие учащихся, что оказывается очень важным для становления личности.
Поиск современных форм иметодов популяризации исторической литературы и развития интересов школьниковосуществляется в ходе координации усилий педагогов, родителей, представителейучреждений культуры и общественности.
2.2. Чтение историческойлитературы: результаты опроса читателей-подростков
В ходе данногоисследования мною была составлена анкета, с целью выявить интересы подростков обобласти исторической литературы. В данном выяснялось:
1. Считаете ли Вы важнымчтение исторической литературы? Почему?
2. Любите ли Вы читатьисторическую литературу?
3. Читаете ли Вы для«души» или только по школьной программе?
4. Хотелось ли бы Вамувеличения количества часов, предназначенных для изучения истории в школе?
5. Какие материалы дляизучения Вы бы выбрали?
6. Какой историческийпериод Вас интересует больше других?
7. Где Вы предпочитаетебрать литературу для чтения?
8. Соответствует ли фондбиблиотеки Вашим запросам по чтению исторической литературы?
9. Какую литературу поистории Вы предпочитаете читать?
10. Какие историческиежурналы Вы знаете?
Опрашивались подростки10-14 лет
Получены следующиерезультаты.
На первый вопрос«Считаете ли Вы важным чтение исторической литературы? Почему? 100 % опрошенныхответили положительно. Причины были названы следующие: «надо хорошо знатьисторию своих предков», «потому, что это интересно», «много познавательногоматериала», «потому что именно историческая литература дает возможность понятьсовременную историю».
На второй вопрос «Любители вы читать историческую литературу? Положительно ответило 80% опрошенных, 20%- ответили отрицательно и как причину выставили любовь к современнойлитературе.
Третий вопрос «Читаете ливы для «души» или только по школьной программе» выявил, что подростки читают пошкольной программе, но предпочитают чтение «для души».
Ответы на следующийвопрос анкеты «Хотелось ли Вам увеличения количества часов, предназначенных дляизучения истории в школе?» выявили, что 65 % опрошенных хотелось бы увеличениячасов, 35 % ответили на этот вопрос отрицательно.
При ответе на пятыйвопрос анкеты «Какие материалы для изучения Вы бы выбрали?» мнения разделилисьследующим образом: первое место опрошенные отдали видеоматериалам, следом идетспециализированный учебник и специальные материалы, подобранные преподавателем,равное количество голосов получили электронный учебник и аудиоматериалы.Следует отметить, что большинство отвечающих выбирало несколько видовматериалов, считая, что это наиболее эффективно.
Шестой вопрос «Какойисторический период Вас интересует больше других» получил следующие ответы:«настоящее время». «древние века», «правление царей», «средневековье», «2Мировая война», «формирование России, СССР, Руси», «будущий».
При ответе на седьмойвопрос «Где Вы предпочитаете брать литературу для чтения?» 71 % опрошенныхотдали предпочтение библиотеке, 14,5% берут литературу у друзей, оставшиесяназывают пункт – другое, не указывая источник.
Ответы на восьмой вопрос«Соответствует ли фонд библиотеки вашим запросам по чтению историческойлитературы?» показали, что фонд библиотеки не в полном объеме отвечает запросамподростков.
При ответе на девятыйвопрос «Какую литературу по истории Вы предпочитаете читать» подростки отдалипредпочтение художественной литературе, но следует отметить, что идокументальная литература не оставлена без внимания – 64% опрошенных вывилиинтерес к чтению данного вида.
Было выявлено (из ответовна десятый вопрос), что подростки знают журналы: «Российская Федерация»,«Родина», но около 40% не интересуются периодическими изданиями.
Анализ деятельностиТешнярьской сельской библиотеки показал, что библиотека активно участвует вучебном процессе сельской школы. Особое внимание в обслуживании школьниковуделяется таким темам, как история родного края и история отечества.
Проведенный опрос средишкольников-подростков, определил мотивацию учащихся к литературе по историиРоссии и выявил, что чтение исторической литературы занимает приоритетное местов чтении подростков.

Заключение
К сожалению, за времяпостсоветских преобразований в нашей стране подростки стали упрощенно относитсяк таким понятиям, как любовь к Родине, патриотизм, гражданский долг.Центральное место в мировоззрении юного человека заняли атрибуты успешности:деньги вне зависимости от их источника, престижный уровень потребления и досуг.В значительной мере это явилось следствием усиленного насаждения в нашемобществе импортированной с Запада индивидуалистической модели.
В результате появляетсяновый тип молодого человека, для которого главное – жить без «фанатизма», аточнее, без идеалов и воодушевления, по расчету, «без напряга», ни во что «невстревая». По мнению ряда историков, социологов, наметившаяся тенденция чреватадля России уже в ближайшем будущем обернуться социокультурной катастрофой, с неизбежнойдеградацией и распадом государства, исстари державшегося (заметьте отсюда ипроизошло слово «держава») на долге и служении Отечеству.
В этой связи, как мнекажется, в работе по патриотическому воспитанию следует всегда учитыватьособенности интересы современной молодежи в комплексе с изменениями,происходящими в обществе. Сделать это можно с помощью исторической литературы.
В дипломной работеизучено чтение подростками исторической литературы; выявлена специфика жанра«историческая книга», что позволило наметить пути приобщения к даннойлитературе подростков.
Результат исследованиябудет способствовать совершенствованию работы библиотеки с историческойлитературой.
В работе определенаспецифика исторической книги, выявление мотивов и факторов выбора книгиподростками.
В результате исследованияопределено место исторической литературы в чтении подростков, обоснованыоптимальные путей приобщения к данной литературе в условиях библиотек. Показановлияние исторической литературы на читательское развитие подростков 10-14 лет.
В ходе исследования былипоставлены и решены следующие задачи:
изучена литература попроблеме и опыт работы библиотеки в соответствии с темой исследования;
определено место и рольисторической книги в чтении подростков;
разработаны и внедренынаиболее эффективные методы работы с литературой по истории.
В Тешнярьской сельскойбиблиотеке уделяется большое внимание приобщению учащихся к чтению историческойлитературы. На базе библиотеки проводятся исследования, посвященные изучениючтения исторической литературы. Вместе с тем необходимо активно искать пути иметоды, выявлять факторы, которые помогают изучать проблему чтения учащихся,влияет на их чтение в процессе обучения и самообразования. Несомненно, чторезультаты проведенного библиотекой исследования представляет большой интерес преподавателей,а также для библиотек других ведомств, которые обслуживают данную категориюнаселения.

Список использованнойлитературы:
Абрамова Г.С. Возрастная психология:учебное пособие [Текст] / Г.С. Абрамов. — М.: Академический Проект;Екатеринбург: Деловая книга,2000.- 624 с.- (Gaudeamus).
Асеев В.Г. Возрастная психология:учебное пособие[Текст]/В.Г. Асеев.- Иркутск, 1989.- С. 119-153.
Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток[Текст]/Р.Т. Байярд, Д. Байярд.- М., 1991. — С.27-48.
Балашова Л.А. Формирование интереса кпоэзии у старших подростков [Текст] / Л.А. Балашова // Сов. Библиотековедение.-1989.- №1.- С. 50-57.
Библиотечное обслуживание: теория иметодика: учебник[Текст]/Под ред. А.Я. Айзенберга.- М.: МГУК, 1996.- 200 с.
Бигеза В.М. Научно–познавательнаякнига в чтении подростков [Текст]/В.М. Бигеза, К.Л. Науменко // Вопросыбиблиографоведения и библиотековедения: межвед. сб.- М., 1990.- вып.2.- С. 123– 130.
Божович Л.И. Личность и ееформирование в детском возрасте[Текст]/Л.И. Божович.- М.,1968.- С. 292 – 365.
Братусь Б.С. Психологические аспектынравственного развития личности [Текст] / Б.С. Братусь.- М.,1977. –С. 21-64.
Бубнов А.Д. Развитие познавательныхинтересов подростков [Текст/А.Д. Бубнов // Библиотека – школьнику: сб. ст./ Гос.б-ка СССР им. В.И. Ленина.- М., 1986.- С.43-51.
Бутакова Е.С. Что интересуетстудентов[Текст] // Библиотека.- 2005.- №4.- С. 32.
Бутенко И.А. Чтение по заданию и попотребности [Текст]/И.А. Бутенко //Сов. Педагогика.-1989.- №10.- С. 49-54.
В мире подростка [Текст]/Под ред.А.А. Бодалева.- 2-е изд., доп.- М.: Медицина, 1982.- 295 с.
Возрастная и педагогическаяпсихология [Текст]/Под ред. А.В. Петровского.- М.,1979. — С. 101-145.
Возрастная психология: детство,отрочество, юность: хрестоматия: учебное пособие [Текст] / Сост и науч. ред.В.С. Мухина. А.А. Хвостов.- М.: Академия, 1999.- 624 с.
Гинзбург Г.И. Научно–познавательнаякнига в формировании читательских потребностей подростков [Текст]/Г.И. Гинзбург//Сов. Библиотековедение.-1984.- №3.- С. 69-76.
Данильченко Л. Чему учит историяродного края [Текст]/Л. Данильченко // Воспитание школьников. — 2001.- №7. — С.6.
Дворкина М. Зачем мы изучаем историю [Текст]/ М. Дворкина // Библиотека. — 2000. — № 2. — С.10-12.
Дифференцированное руководствочтением детей: сб. науч. тр. [ Текст]- Л., 1983. Т.78
Здержикова Е. О чтении с почтением [Текст]/ Е. Здержикова, О. Пономарева // Библиотека.- 2000.- №12.- С. 18-21.
Иноземцева И.Е. История — наставницажизни [Текст] // Библиотека.- 2004.- №12.- С. 30-33.
Кабачек О.Л. Изучение читательскогоразвития младших подростков [Текст] / О.Л. Кабачек //Сов. Библиотековедение.-1990.- №3.- С.29-36.
Кабачек О.Л. Подросток как читатель:взгляд психолога [Текст] / О.Л. Кабачек // Мы – ровесники: метод. Рекомендации /Гос. респ. дет. б-ка РСФСР; Сост. О. Андреева.- М.,1991.- 30 с.
Кадынцена З.И. Сельский библиотекарьи подросток: проблемы общения [Текст] / З.И. Кадынцева, Н.Ф. Воропаева // Сов.Библиотековедение.- 1987.- № 2. — С.29-32.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.