--PAGE_BREAK--
1.3. Эффективность политики занятости
Одной из функций государства при возрастании безработицы становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы.
Эффективная политика занятости должна обеспечить равные стартовые возможности всем гражданам страны; содействовать такой занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда; эффективно распределять трудовые ресурсы; обеспечивать социальную защиту в области занятости; взаимодействовать с другими направлениями социальной политики.
Регулирующие воздействия государства на занятость можно разделить на два типа – активное и пассивное.
Политика пассивного регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Иногда ее называют моделью смягчения последствий безработицы. Реализуется она посредством двух форм:
1) Социальное страхование по случаю потери работы, обеспечивающее выплату временных пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют в более чем 70 % развитых стран и являются основным источником помощи при потере работы. При защите от безработицы в страховой форме конкретные размеры пособий часто зависят от величины взносов в страховые фонды и от степени нуждаемости в помощи;
2) Социальная помощь – применяется к оставшимся безработными длительный период в виде материальной помощи [13, c. 10].
Существенно отличается политика активного регулирования, при которой государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграциях и т. д. Государство не подменяет саморегулирующие механизмы рынка труда, но вырабатывает политику и способствует созданию институтов рынка труда, т. е. системы механизмов и правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.
Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных издержках, к которым следует отнести безработицу, работу не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т. д.
При этом используются два основных метода: метод повышения спроса на рабочую силу и метод сокращения предложения рабочей силы [7, c. 123].
Повышение спроса на рабочую силу достигается с помощью мер экономического характера и мер по созданию нетрадиционной занятости.
Экономическими мерами выступают:
- большая свобода работодателей в решении вопросов занятости (условия приема-увольнения, график работ и т. п.);
- установление льготного налогообложения, необходимо увеличение спроса на рабочую силу;
- государственные выплаты предпринимателям на создание новых рабочих мест;
- установление различного рода дотаций и льгот при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежи, инвалидов);
- обучение и переквалификация.
Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются: общественные работы, надомные работы, разделение рабочего места, занятость по вызову.
Чаще всего эти нетрадиционные работы являются общедоступными видами временного трудоустройства, не требующими специальной профессиональной подготовки и оплачиваемыми по ставке, составляющей от трети до половины средней ставки заработной платы по стране, но выполняющими функцию включения безработного в сферу трудовой активности. Искусственное увеличение рабочих мест само по себе не гарантирует улучшение ситуации в сфере занятости, не говоря уже об эффективности экономики в целом [15, c. 19].
К мерам по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда относятся:
1. расширение и углубление программ по подготовке кадров, включая профессиональную подготовку. Система подготовки должна отвечать ряду требований: адекватность структуре экономики, адаптивность к изменению условий труда, вариативность источников финансирования – государственные и предпринимательские;
2. введение творческих и учебных отпусков (эта и указанная выше меры, способствующие сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечат ее более высокую продуктивность завтра);
3. повышение пособий и/или сроков отпусков по уходу за детьми;
4. введение частичного и/или досрочного пенсионного обеспечения в случае потери работы.
На рынке труда различают еще и такие виды государственного регулирования, как защитное (в целях уменьшения незащищенности отдельных групп), поощрительное (стимулирование отдельных видов деятельности), ограничительное (исключение неоправданных преимуществ), директивное (административное воздействие на рынок труда) [19, c. 32].
2. Политика занятости в Республике Беларусь
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости
в Республике Беларусь
Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 15.06.2006г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь».
В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом [1].
Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью понимается деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности).
Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест [2].
В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости [2].
В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости [2].
Государственная служба занятости включает Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, который входит в систему Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, а также региональные, городские и районные центры занятости.
Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.
Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.
Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:
а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;
б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;
в) выплату в установленном порядке пособия по безработице;
г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь [2].
Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1) содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
2) развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
3) обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
4) повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
5) совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы [2].
Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.
Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:
1) на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
2) после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест [8, c. 39].
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь проведен по статистическим данным по состоянию на 1 января 2010г.
За 2009 год в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 335,2 тыс. человек (104,0 процента к 2008 году), из них зарегистрированы безработными 212,6 тыс. человек (106,1 процента).
С учетом граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 390,6 тыс. человек (101,4 процента от уровня 2008 года), в том числе 249,9 тыс. безработных (101,2 процента к 2008 году).
Ниже приведены данные состава безработных в Республике Беларусь на 1 января 2010 года по уровню образования (рис. 2.1) и по категориям
(рис. 2.2).
Рис. 2.1. Состав безработных по уровню образования на 01.01.2010
Рис. 2.2. Состав безработных по категориям на 01.01.2010
В рамках реализации Плана мероприятий на 2009 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь в январе-декабре 2009 г. достигнуты следующие результаты:
- республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание новых рабочих мест, на которые трудоустроено 168,1 тыс. человек, в том числе 3,2 тыс. безработных — на рабочие места, созданные с выделением бюджетных ссуд;
- на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 196,2 тыс. человек, из них 129,9 тыс. безработных;
- направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25,0 тыс. безработных, из них 11,4 тыс. женщин, 16,8 тыс. молодежи в возрасте 16-29 лет, из них более 4,0 тыс. выпускников общеобразовательных школ. Каждый третий безработный (9,0 тыс. человек) проходил обучение с гарантией последующего трудоустройства;
- трудоустроено 1,5 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;
- на постоянную работу трудоустроено 20,9 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалиды; молодежь, впервые ищущая работу в возрасте до 21 года; дети-сироты; родители в многодетных и неполных семьях и др.);
- оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,7 тыс. безработных;
- на новое место жительства и работы переселено 408 семей безработных;
- в оплачиваемых общественных работах приняли участие 94,8 тыс. человек, в том числе 51,0 тыс. безработных;
- организована временная занятость в свободное от учебы время 44,6 тыс. человек из числа учащейся и студенческой молодежи.
За счет всех источников финансирования на селе создано 19,6 тыс. рабочих мест, из них 1,1 тыс. – в агрогородках.
За январь – декабрь 2009 года в сельской местности трудоустроено 26,9 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 423 безработным, направлено на профессиональное обучение 5,4 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 67,3 тыс. человек, в том числе 26,3 тыс. безработных.
Особое внимание уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых городах. За 2009 год в них создано 30,5 тыс. рабочих мест, в том числе 1,8 тыс. – с использованием бюджетных ссуд.
Пристальное внимание к проблеме обеспечения занятости в малых городах республики способствовало тому, что численность безработных в них в течение 2009 года сократилась на 450 человек, или на 5,6 процента (с 8008 человек на 1.01.2009 до 7558 человек на 1.01.2010). Следует отметить, что снижение произошло на фоне роста численности безработных в целом по республике (на 8 процентов).
На 1 января 2010г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 40,3 тыс. безработных (108 процентов к уровню 2008 года).
Количество вакансий в сравнении с январем снизилось и составило на 1 января 2010г. 34,5 тыс. (68 процентов к уровню 2008 года).
На одну вакансию условно приходилось 1,2 безработных. При этом отмечалась дифференциация регионов по этому показателю — если по Витебской и Гродненской области на одну вакансию приходилось 1,9 безработных, по Гомельской области — 1,8 безработных, по Брестской и Могилевской — 1,7 безработных, по Минской области — 1,1 безработных, то по г. Минску на одного безработного приходилось 2,8 вакансии.
Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 69,9 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий.
Итоги текущего мониторинга показали, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдалось. Ситуация на рынке труда оставалась стабильной и не выходила за рамки прогнозных показателей Государственной программы.
Уровень безработицы удерживался в социально допустимых пределах и на 1 января 2010г. составил 0,9 процента к численности экономически активного населения.
По данным Белстата, численность занятых в экономике республики возросла и составила в декабре 2009 года 4632,0 тыс. человек, в январе-декабре 4621,2 тыс. человек при прогнозе на 2009 год в параметрах 4580 – 4650 тыс. человек.
На белорусском рынке труда сложилась такая ситуация, при которой официальная безработица включает преимущественно представителей вторичного рынка труда, в то время как основные потоки найма и увольнений идут на неофициальной его части. Причины такого явления кроются в самой практике регулирования занятости в Беларуси.
Представителям вторичного рынка труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как: 1) это легализация их бездеятельности; 2) статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот.
Представителям же первичного рынка нет стимула регистрироваться в службе занятости, поскольку:
1) невысокий размер пособия не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается;
2) организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд;
3) службы занятости располагают сведениями о вакансиях в основном по непрестижным рабочим местам;
4) в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного. Это объясняет снижение в структуре безработных удельного веса квалифицированных специалистов [10, c. 87].
Исследуя динамику безработицы можно сделать вывод, что политика занятости в Беларуси еще не проработана до конца. Это объясняет выпадение из поля зрения службы занятости нанимателя (как важнейшего субъекта экономических отношений занятости), регионального и микроуровней в вопросах регулирования занятости и безработицы. Практика регулирования занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при разработке государственных программ занятости).
Искусственное, административное снижение официального уровня безработицы приводит к росту ее теневых видов, размеры которых невозможно точно определить и, следовательно, управлять ими (скрытая безработица, структурная, носящая регрессивный характер).
Методологическая непроработанность вопроса о сущности и путях снижения размеров избыточной занятости на предприятиях приводит к концентрации усилий государственных служб на предотвращение массовых высвобождений, искусственном создании новых рабочих мест, что улучшает конъюнктуру официально контролируемого рынка труда, но не способствует повышению эффективности занятости.
Административный запрет на массовые высвобождения обусловил снижение доли безработных по причине высвобождения, ликвидации предприятий и увеличение доли безработных, уволившихся по собственному желанию. Поверхностный характер регулирования занятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть открытого рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости [8, c. 40].
продолжение
--PAGE_BREAK--