--PAGE_BREAK--
2) влияние международного финансового кризиса;
3) смещение государственных заимствований с внутренних инвестиций на внешние;
4) нарастание противоречий между ориентацией российской экономики на развитие внешнеэкономических отношений и реальным сокращением доходов по экспорту;
5) невозможность держать курс доллара США в рамках «валютного коридора».
Последствия событий 17 августа 1998 года валютный рынок России продолжает испытывать и сейчас. Мощный удар был нанесен по банковскому сектору. Произошел значительный спад внешнеторгового оборота. Россия вынуждена изыскивать валютные ресурсы по ранее предоставленным иностранным кредитам.
В последнее время процесс преодоления внутреннего характера российского валютного рынка активизировался. Надо полагать, он ускорится в связи с принятым в 2004 г. новым Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Нерезиденты получили возможность шире осуществлять конверсионные операции в безналичной форме. Они могут продавать за рубли иностранную валюту и покупать ее за национальную валюту Российской Федерации. Поэтому можно ожидать в дальнейшем более тесной смычки валютного рынка России с мировым, что, в свою очередь, явится необходимой предпосылкой к приобретению российским рублем функций международной денежной единицы.
Однако валютный рынок при всей его значимости — лишь один из сегментов финансового рынка. Последний, как известно, представлен также фондовым рынком, рынком банковских услуг. Для выполнения рублем международных функций важное значение имеет его взаимодействие с иностранными валютами в сфере движения капиталов. Между тем, несмотря на экономический рост и в целом положительные сдвиги в развитии финансового рынка, здесь накопилось немало проблем. Как считают в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), если эти проблемы не разрешить, то не исключена угроза утраты Россией национального рынка капиталов. Чтобы предотвратить ее, в ФСФР разработана концепция развития финансового рынка, призванная заложить прочную основу для расширения ресурсной базы промышленного роста за счет привлечения инвестиций извне; дать достоверную оценку стоимости российских компаний, которые в сумме пока стоят меньше, чем две-три крупные транснациональные корпорации; помочь в освоении инвестиционных средств, направляемых в страну после присвоения ей инвестиционных рейтингов.
Недостаточный уровень развития финансового рынка России несет с собой ряд негативных последствий. В частности, рынок ценных бумаг, будучи зависимым от влияния спекулятивных факторов, испытывает дефицит качественных активов. К тому же торги по ним нередко перетекают на западные площадки под иностранную юрисдикцию. Недостаточны вложения в экономический рост ресурсов недавно созданных накопительных систем: пенсионной и коллективных инвестиций.
Проблемы финансового рынка обусловлены многими причинами, в том числе: несбалансированностью макроэкономической политики; неразвитостью инфраструктуры и инструментов рынка; незавершенностью формирования системы законодательства, обеспечивающего права инвесторов и потребителей финансовых услуг.
2.2. Характеристика валютной системы России.
На рубеже 80—90-х годов Россия вступила на путь перехода к рыночной экономике. Важной сферой этих преобразований являются международные валютно-кредитные и финансовые отношения страны, поскольку взят курс на интеграцию в мировое хозяйство. Процесс формирования современной рыночной модели валютно-кредитных и финансовых отношений России несет на себе отпечаток особенностей трудного переходного периода от плановой экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной экономике, базирующейся на разных формахсобственности. Образованию валютного механизма, адекватного базовым принципам рыночного хозяйства, способствовало вступлениестраны в МВФ, группу Всемирного банка, ЕБРР, БМР и другие международные финансовые организации. Сотрудничествос ними обеспечивает соответствие формируемого механизмамировым стандартам, сложившимся в странах с эффективной системой рыночной экономики. При этом используется накопленный веками зарубежный и отечественный опыт.
Важнейшим элементом воспроизводства ценных отношений в любой национальной экономике являются валютные отношения. Как экономическая категория валютные отношения представляют собой общественные отношения, возникающие по поводу осуществления валютных операций и функционирования валюты.
В национальном хозяйстве каждой страны валютные отношения находят свое отражение в такой экономической категории как валютная система. Национальная валютная система характеризуется следующими моментами:
во-первых, она является формой организации валютных, отношений;
во-вторых, представляет собой совокупность элементов регулирования валютных отношений;
в-третьих, она включает конкретные механизмы валютного контроля;
в четвертых, основные ее положения закреплены в национальном законодательстве;
в пятых, она тесно связана с мировой, международной валютными системами, действующих в рамках межгосударственных соглашений.
При переходе к рыночной экономике валютная система складываетсяи развивается в результате глубокой реформы валютныхотношений.
Национальная валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась.
Национальная валютная система России образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в международные финансовые механизмы и вступила в июне 1992 г. в МВФ. Признание устава Фонда налагает на нее определенные обязательства, касающиеся устройства ее валютной системы. Рассмотрим основные элементы современной валютной системы России.
1. Основой валютной системы является национальная денежнаяединица — российский рубль, введенный в обращение в 1993 г и заменившийрубль СССР. Тем самым было завершено обособлениенациональной денежной и валютной систем России от денежных и валютных систем республик бывшего СССР, в обращении которых до введения национальных денежных единиц оставаясь советские рубли. В 1998 г. рубль был деноминирован по [соотношению 1:1000, в связи с чем старые банкноты и монеты заменили новыми.
Законодательно установленное весовое количество золота в советском рубле (1922—1992 гг.) приобрело искусственный характер и было отменено. Это соответствует ныне действующему уставу МВФ, который запрещает фиксировать золотое содержание денежных единиц.
2. С начала осуществления экономических реформ Россия фактически ввела внутреннюю, т.е. только для резидентов (юридических и физических лиц данной страны), конвертируемое и. рубля по текущим операциям платежного баланса. При этом по финансовым операциям резидентов были установлены валютные ограничения. Ограничивались также валютные операции нерезидентов. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались в соответствии с валютным законодательством России незаконными.
С июня 1996 г. Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны — члены МВФ Статьей V111 (разделы 2, 3, 4) устава Фонда. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям, не прибегать к практике множественности валютных курсов, не принимать участия в дискриминационных валютных соглашениях. Присоединение России к Статье VIIIпредполагает распространение сферы конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов. В то же время экспортеры России обязаны продавать часть (50%, с начала 1999 г. — 75%) валютной выручки на внутреннем валютном рынке по рыночному курсу.
3.Важным элементом валютной системы выступает валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или н международных валютных единицах.
Основным принципом политики валютного курса является рыночное курсообразонание с использованием режима плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меняющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим способствует снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику.
Политика валютного курса направлена на сглаживание курсовых колебаний и накопление золотовалютных резервов до уровня, учитывающего размеры предстоящих платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Валютный курс позволяет соизмерить национальную российскую валюту (рубль) с иностранной валютой. Такое соизмерение необходимо: при осуществлении внешней торговли товарами и услугами, при перемещении через границу капиталов и кредитных ресурсов; при обмене российских рублей на иностранную валюту и наоборот; для сопоставления национальных и мировых цен; переоценки иностранной валюты, находящейся на счетах хозяйствующих субъектов; определения таможенной стоимости товаров, пересекающих границу России; для других целей.
Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте и валютной корзине. В России введенрежим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Применяется прямая котировка, т.е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей. С июля 1995 г. по август 1998 функционировал режим валютного коридора: колебания рыночного курса рубля по отношению к доллару США ограничивались официально устанавливаемыми пределами, которые поддерживались Центральным банком РФ с помощью интервенций на валютном рынке. Границы этого коридора несколько раз сдвигались в сторону понижения курса рубля. После кризиса 17 августа 1998 г валютный коридор был отменен, и курс рубля вновь стал свободно плавающим; Центральный банк РФ вновь отказался от установления собственных курсов покупки и продажи и начал ежедневно объявлять официальный курс по итогам утренней специальной торговой сессии на ММВБ, а с 29 июня 1999 г. по итогам единой торговой сессии. Курс других валют определяется на основе кросс-курса. При этом в качестве промежуточного показателя используются курсы этих валют к доллару.
4. Элементом валютной системы России является регулирование международной валютной ликвидности, т.е. в первую очередь официальных золото-валютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золото-валютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка. Наибольшей величины их объем достиг в середине 1997г. (24.6 млрд долл.). В связи с финансовым и валютным кризисами он сократился практически вдвое (в начале 1999 г. около 12 млрд долл.).
В составе валютных резервов Банка России приблизительно 75% приходятся на доллары США. 20% — немецкие марки и 5% — на другие валюты; эти средства размещены главным образом в первоклассные государственные кратко- и среднесрочные ценные бумаги США и ФРГ. В связи с введением с 1999 гденежной единицы ЕС — евро, можно предположить, чтоРоссия станет использовать ее наряду с долларом в качестве резервной валюты. Валютные резервы страны включают также кредиты международных организаций и правительств других стран, поступившие в Министерство финансов РФ. В среднем треть официальных резервов составляет золотой запас. Он используетсядля пополнения валютных резервов путем продаж золота намировом рынке, получения кредитов под залог золота, а также операций «своп». Помимо золота и иностранной валюты международныеликвидные резервы России включают также резервную (позицию в МВФ в размере 1,2 млрд долл. на 30 апреля 1998 г. 21,47% квоты), которая была использована после вступления России в Фонд, и счет в СДР (на 1 июля 1998 г. — 253 млн долл… к началу 1999 г. полностью израсходован). В сентябре 1997 г. МВФ принял решение о новом, одноразовом выпуске СДР. Доля России в нем составляет 1264,4 млн (1,8 млрд долл.).
5. Что касается следующего элемента валютной системы — Международных кредитных средств обращения, то наша страна давно (руководствуется унифицированными международными нормами, которые регламентируют использование, в частности, векселей и чеков.
6. Регламентация международных расчетов России также осуществляется в соответствии с Унифицированными правиламии обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.
7. Институциональная структура и режим валютного рынка России определяются ее валютным законодательством. Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., а также другим законам и правовым актам, операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензии Банка России. Помимо банков на валютном рынке действуют восемь валютных бирж, ведущее место среди которых принадлежит ММВБ. Эти биржи объединяет Ассоциация валютных бирж России.
Достигнув пика в 1995 г., биржевой валютный оборот стал сокращаться при одновременном резком расширении прямых межбанковских сделок, что соответствует мировой практике. По имеющимся оценкам, до финансового и валютного кризисов 1997—1998 гг. биржевой оборот составлял 2—3% от объема валютных операций. Кризисные потрясения парализовали межбанковский рынок. Валютные операции в подавляющей части вновь вернулись на биржи. Однако по мере стабилизации экономики, в том числе банковской системы, следует ожидать возврата к докризисной структуре валютного рынка.
8. В России формируется внутренний рынок золота, драгоценных металлов и драгоценных камней. До рыночных реформ такой рынок отсутствовал. Все вновь добытые драгоценные металлы монопольно приобретались специальным государственным органом — Гохраном — по устанавливаемой государством фиксированной цене. Скупка золотых и серебряных изделий и лома у населения производилась через сеть специальных скупочных пунктов. Изделия из золота и серебра продавались в государственных ювелирных магазинах. Однако золото сохраняло за собой рольвалютного металла. Признанием этого наряду с наличием государственного золотого запаса явился выпуск Министерством финансов РФ в 1993 г. золотых сертификатов, каждый из которых был обеспечен 10 кг золота 0,9999 пробы. Цена таких сертификатов корректировалась с учетом изменения цены золота на Лондонском рынке и курса рубля к доллару.
Юридическую базу для оформления рынка драгоценных металлов и камней образуют Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступивший в силу 26 марта 1998 г. а также указы Президента, в частности «О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра» от 23 июля 1997 г., ряд постановлений Правительства и нормативных документов Центрального банка РФ. Согласно всем этим документам коммерческим банкам и физическим лицам предоставлено право приобретения, хранения и продажи золота, серебра и платины. Банк России ежедневно проводит операции по купле-продаже драгоценных металлов; при этом используются цены в рублях, основанные на ценах лондонского рынка и пересчитанные в рубли по текущему официальному курсу. В 1997 г. коммерческие банки получили право самостоятельно осуществлять экспорт золота и серебра. Предполагается учредить в стране специализированную биржу по торговле драгоценными металлами.
9. В России сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Это регулирование осуществляется по трем главным направлениям.
Во-первых, формируется и постоянно обновляется законодательная и нормативная база внешних валютно-кредитных и финансовых отношений. Руководство валютной политикой осуществляют Президент, Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они принимают законодательные акты в сфере валютных отношений, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию.
Во-вторых, функционирует механизм повседневного валютного контроля, перед которым поставлена цель, обеспечить соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, прежде всего установленных ограниченийна переводы капиталов. Центральный банк РФ и Правительство РФ являющиеся органами валютного контроля, а также выступающие в роли агентов валютного контроля Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет и другие ведомства добиваются, с одной стороны, полногои своевременного поступления экспортной выручки в Россию», а с другой обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте заимпортируемые товары. Непосредственные исполнители валютного контроля — уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Центральному банку РФ. Они имеют сеть обменныхпунктов для осуществления операций с гражданами по купле –продаже наличной иностранной валюты на рубли.
В-третьих, Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической политики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее,оперативное воздействие на функционирование валютного механизма: определяют режим валютного курса рубля; регулируют динамику рыночноговалютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффективной структуры официальных золото-валютных резервов, производят погашение государственного внешнего долга, оказывают влияние на основные виды внешнеэкономической деятельности, в первую очередь торговлю товарами, услугами и движение капиталов, на состояние платежного баланса.
Каждое государство имеет собственную валютную систему, т. е. форму организации валютных отношений, закрепленную национальным законодательством.
Основой национальной валютной системы выступает установленная законом денежная единица страны.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль — законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.
Под валютой РФ понимается:
· находящиеся и обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;
· средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ;
· средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства российской валюты в качестве законного платежного средства.
К ценным бумагам, номинированным в валюте РФ, относятся платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте РФ.
Расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ без ограничений. Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ осуществляются в порядке, устанавливаемом Банком России.
Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты РФ нерезидентами устанавливается Банком России в соответствии с законами РФ.
Ввоз, вывоз и пересылка в Россию или из России валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ совместно с Минфином России и Государственным таможенным комитетом РФ.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава3. Валютная политика.
3.1.Валютная политика: понятие, цели, формы, методы.
Валютная политика государства в странах с развитой рыночной экономикой обычно сводится к проблемам валютного курса, официальных интервенций и управления золотовалютными резервами.
В широком смысле валютная политика включает валютное регулирование и контроль, международное валютно-финансовое сотрудничество, в том числе членство в международных организациях, взаимодействие между центральными банками. В ряде стран, например в Великобритании, валютная политика отдельно не выделяется и рассматривается в контексте денежно-кредитной политики.
Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством (совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами) и валютными соглашениями (двусторонними и многосторонними) между отдельными государствами или группами государств.
Различают структурную и текущую валютную политику.
Структурная валютная политика направлена на осуществление долгосрочных структурных изменений в мировой валютной системе (например, проведение валютных реформ).
Текущая валютная политика означает повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного и золотого рынков.
Формы валютной политики — дисконтная и девизная.
Дисконтная валютная политика (учетная) — это изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на движение краткосрочных капиталов и динамику внутренних кредитов (денежной массы, цен, совокупного спроса).
Девизная политика — метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты Центральный банк продает, а для снижения — скупает иностранную валюту. Девизная политика имеет следующие разновидности:
♦ валютная интервенция (с XIXв.);
♦ диверсификация валютных резервов;
♦ введение валютных ограничений;
♦ регулирование степени обратимости валют;
♦ регулирование режима валютного курса;
♦ девальвация;
♦ ревальвация.
Валютная интервенция — это вмешательство Центрального банка в операции на валютном рынке в целях воздействия в определенном направлении на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Ома осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов, краткосрочных взаимных кредитов ЦБ в национальной валюте («своп»).
Диверсификация валютных резервов — политика государства, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют, проведение валютной интервенции и защиту от валютных рисков. Ее проявление — продажа нестабильных валют и приобретение устойчивых.
Валютные ограничения вводятся государством на операции с валютой, золотом и другими валютными ценностями, что отражается в валютном законодательстве
Двойной валютный рынок как форма валютной политики занимает промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных кур сов. Введен в начале 70-х гг. в Бельгии, Италии, Франции. Сущность его — и делении валютного рынка на две части: 1) официальный валютный курс — по коммерческим операциям и услугам; 2) рыночный валютный куре — по финансовым операциям (движение капиталов, кредитов).
Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношении) к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам. ()6ьек-тивной основой для нее является завышение официального валютного курса по сравнению с реальной покупательной способностью денежных единиц.
Ревальвация — повышение курса национальной валюты по отношении) к иностранной валюте. Определяя проценты девальвации, необходимо принять данную валюту за 1, разделить курсовую разницу на первоначальный курс и умножить на 100.
где Кс — старый курс; Кн — новый курс; Д — процент девальвации.
3.2 Валютная политика России.
Валютная политика — относительно самостоятельная составная часть общей макроэкономической, в том числе денежно-кредитной, государственной политики России. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными ценностями.
Валютная политика государства является инструментом регулирования равновесия в системе валютных отношений. Ее направления и формы определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. Главными целями валютной политики являются обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса страны.
Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. На основе валютной политики государство определяет свое отношение к валютному регулированию.
Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование — государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.
Валютное регулирование является составной частью валютной политики и включает принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций, способы государственного регулирования валютной сферы экономики в целях повышения экономической эффективности и обеспечение экономической безопасности.
Валютная политика в России, как и в других странах, в зависимости от ее целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой — повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры.
Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной национальной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе МВФ. Это предполагает: 1) образование полномасштабного внутреннего валютного рынка; 2) формирование рынка золота и других драгоценных металлов; 3) введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям; 4) установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам; 5) преодоление долларизации экономики; 6) интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.
Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) политики России являются: во-первых; регулирование степени конвертируемости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений; во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью противодействия «бегству» капитала за границу; в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику; в-четвертых, управление международными ликвидными (золото-валютными) резервами; в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля; в-шестых, регулирование валютного курса.
В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной политики. Конечная цель — оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кредитоспособности, укрепление рубля.
Валютные ограничения в сфере движения капиталов. Основной формой валютной политики России в этойобласти по-прежнему являются ограничения операций с валютными ценностями (иностранной валютой, драгоценными металлами и изделиями из них, фондовыми инструментами). Российские предприятия имеют право открывать банковские счета, получать валютные кредиты и покупать ценные бума за рубежом только с разрешения Центральногобанка РФ.
К валютным ограничениям относится: и обязательная продажа экспортерами части их валютной выручки.
Требование обязательной продажи экспортерами части их валютной выручки формально касается внешней торговли, однако оно направлено и на сдерживание инвестиций в иностранную валюту, а, следовательно, по сути дела ограничивает вывоз капитала. Это не противоречит обязательствам России по Статье VIIIустава МВФ.
В связи с валютным и финансовым кризисами 1998 г. и их последствиями власти осуществили ряд мер, направленных на ужесточение валютного контроля и валютных ограничений в области движения капиталов, на противодействие нелегальному бегству капитала за рубеж.
Во-первых, с 1999 г. норматив обязательной продажи валютной выручки увеличен до 75%, а срок продажи сокращен до 7 дней. Такой порядок увеличивает предложение иностранной валюты на валютном рынке России.
Во-вторых, по Закону «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой ноли гики» от 29 декабря 1998 г. (статья 20) внесены изменения в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г., суть которых состоит в переклассификации понятий «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капиталов» Iс точки зрения их продолжительности: предельный cpoк текущих операций, осуществляемых в виде авансового платежа в иностранной валюте по импорту, сокращен вдвое со 180 до 90 дней. Это расширяет область валютных операций, на которые распространяется действие валютных ограничении.
В-третьих, принятый в мае 1999г. Закон «О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предоставил Банк России право определять порядок установления кредитным организациями корреспондентских отношений с банками зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранных государств. Этот закон призван помочь Центральному банку РФ перекрыть один из каналов «бегства» капитала из страны.
Предприняты и другие шаги законодательного и оперативного характера: ограничен максимальный размер единовременного вывоза из страны наличной валюты физическими лицами (до 10 тыс. долл.); разработан порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу; усилена уголовная ответственности участников внешнеэкономической деятельности и нарушение требований валютного законодательства.
Управление официальными золотовалютными резервами. Одним из ключевых направлений валютной политики России является управление официальными золотовалютными резервами. Эти резервы используются для покрытия дефицита платежного баланса страны, обеспечения ее международных расчетов, регулирования курса рубля. Международные резервы России, как и других стран, включают: золото; иностранные свободно конвертируемые валюты; резервную позицию в МВФ; средства в СДР. Резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ.
Проблема управления международными резервами России состоит в обеспечении эффективности их использования. Это требует от органов валютного регулирования анализа и выработки решений по следующим направлениям.
Во-первых, определение оптимально необходимого объема резервов.
Во-вторых, существует проблема выбора между компонентами резервов, установления целесообразного соотношения между ними, в первую очередь между золотом и иностранной валютой.
В-третьих, стоит задача диверсификации валютного резерва, т.е. выбора конкретных валют и установления их долей. Актуальность данной проблемы определяется глобальной тенденцией перехода от «долларового стандарта» к «много валютному стандарту», а главное — необходимостью минимизации валютного риска.
В-четвертых, государственные органы осуществляют выбор финансовых инструментов для размещения резервных валютных средств с учетом их прибыльности и ликвидности. 95% валютных резервов России инвестированы в высоко ликвидные кратко и среднесрочные казначейские обязательства правительств США и Германии.
После кризисных потрясений 1998 г. разрабатывается система управления золотовалютными резервами на основе принципа их безопасности и диверсификации.
Центральный банк РФ вновь отказался от установления собственных курсов покупки и продажи и стал ежедневно объявлять официальный курс рубля к доллару по итогамутренней специальной торговой сессии на ММВБ, а с 29 июня 1999 г. по итогам единой торговой сессии ММВБ с участием региональных валютных бирж.
Основным органом валютного регулирования в РФ является Банк России. Центральный банк РФ как орган валютного регулирования:
· проводит все виды валютных операций;
· определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
· устанавливает правило проведения операций с валютой и ценными бумагами, правила выдачи лицензии банком и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций;
· устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты и другое.
Банк России регулирует деятельность валютных бирж, в том числе устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами их деятельности, выдает лицензии валютным биржам.
Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Федеральном законе:
· защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
· развитие и укрепление банковской системы РФ;
· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Валютные интервенции Центрального банка РФ. МВФ требует от стран-членов оказывать противодействие «беспорядочному состоянию» валютного рынка, которое может вызываться «дезорганизующими краткосрочными колебаниями» валютного курса. Соответственно политика регулирования валютного курса состоит в том, чтобы обеспечивать постепенное, плавное и предсказуемое понижение этого курса по траектории, которая в основном соответствовала бы темпам роста внутренних цен или несколько отставала от них. Такой механизм призван служить номинальным якорем инфляции.
Главным инструментом воздействия на рыночный валютный курс в России, как и во всем мире, служит девизная политика в форме валютной интервенции Центрального банка. Однако она дает лишь кратковременный эффект и требует больших валютных затрат.
Определенную роль в регулировании курса рубля играет дисконтная политика — маневрирование ставкой рефинансирования Центрального банка РФ. Однако эффективность этой политики ограничена по двум причинам: во-первых, мотивами изменения Центральным банком РФ процентной ставки являются не только соображения, относящиеся к валютному курсу, но и задачи внутренней денежно-кредитной политики; во-вторых, валютные ограничения препятствуют свободному движению краткосрочных капиталов и, тем самым, ослабляют реакцию этого движения и соответственно валютного курса на изменение уровня ставки рефинансирования. Подлинная стабильность курса рубля может быть достигнута только при установлении равновесия между основными макроэкономическими показателями в раках антиинфляционной политики.
Таким образом, сложный период перехода России к рыночной экономики ограничивает возможности полномасштабного использования известных мировой практике форм валютной политике. Однако в стране четко проявляется тенденция к сочетанию рыночного и государственного регулирования валютных отношений, что характерно для стран с рыночной экономикой. В условиях кризисной ситуации валютное регулирование и контроль усиливаются в целях стабилизации валютно-экономического положения России.
Выводы и предложения.
Задача перехода российского рубля к его полной конвертируемости, свободному обращению на международных рынках выдвинул Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию в мае 2003 г. Некоторые политики, представители денежных властей в то время, судя по их высказываниям, не видели необходимости в принятии для этого комплекса особых мер. Считалось, что достаточно отменить валютные ограничения на движение капитала, и рубль станет свободно конвертируемым. Отмена таких ограничений новым законом «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривается в 2007 г. Исходя из теории сущности международной валюты, мирового опыта, представляется необходимым разработать комплексную государственную программу основных мер, обеспечивающих создание необходимых экономических предпосылок и организационных условий для полной конвертируемости рубля.
Отрадно, что сейчас такой необходимости придерживаются в Правительстве РФ. Минфин в 2005 г. намеревается подготовить специальный доклад. Его разработчики предполагают выделить шесть направлений:
♦обеспечить развитие в стране финансового рынка, что должно повысить доверие к финансовой системе страны в целом,
к надежности национальной валюты;
♦укрепить отечественную банковскую систему, которая, как показал летний кризис 2004 г., пока находится
не в лучшем состоянии;
♦усилить поддержку российского экспорта
с акцентом на расширение вывоза наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
♦продолжить формирование Стабилизационного фонда как важного инструмента стерилизации денежной массы, сохраняя тем самым макроэкономическую устойчивость;
♦превратить рубль
в резервную валюту МВФ, что позволит последнему предоставлять рублевые кредиты странам-заемщикам;
♦вступить в ВТО.
Вероятно, пока это видение отдельных специалистов. Ряд составляющих такого видения, на наш взгляд, заслуживает поддержки, имея в виду, прежде всего, расширение экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции, для чего, надо понимать, правительством будут предприняты более решительные действия по развитию в стране этих видов производства, его диверсификации в целом.
Сомнения вызывают другие позиции, если они верно представлены в СМИ:
1. Добиться реализации названных мероприятий в 2007 г. Такое ускорение не соответствует мировому опыту перехода к полной конвертируемости национальной валюты. К тому же рост доверия к ней сдерживает высокая инфляция, помехой является непрекращающаяся утечка капитала из России;
1«Время Новостей», 2004, 29 ноября.
2.Обеспечить превращение рубля в резервную валюту МВФ. Это связывается с досрочным погашением Фонду внешнего долга. Но это, как представляется, не предпосылка к полной конвертируемости рубля, а ее конечный результат. В феврале 2005 г. Россия смогла досрочно погасить МВФ свою задолженность. Тем самым она превращается из должника в кредитора. Фонд получил возможность использовать долю России в своем капитале в размере 2,79% для осуществления собственных операций. В принципе он может снимать со своего счета в Центральном банке РФ российские рубли и предъявлять их к обмену на одну из четырех свободно используемых валют, в которых выдает кредиты. Но, поскольку российский рубль от такой технической операции реально не становится свободно конвертируемой и тем более резервной валютой, Фонду непросто найти желающих обменять резервную свободно используемую валюту на не резервную, официально признанную им частично обратимой, или самому осуществить данную операцию. Ведь странам-заемщикам кредиты необходимы именно в резервной валюте для покрытия дефицита платежного баланса (пополнения государственных валютных резервов Министерства финансов и Центрального банка), поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики (по сути, для кредитования бюджетных расходов правительства);
3.Вступить в ВТО. Для России позитивный результат от этого мог бы стать весомее, будь рубль свободно конвертируемой валютой. Но сам факт вступления в ВТО базисной предпосылкой для свободной конвертируемости рубля не является, а потому надеяться на это не стоит.
Рубль еще не скоро сможет стать валютой внешних кредитов, выступать средством международных расчетов. Для этого должен появиться устойчивый спрос на рубли на мировых финансовых рынках. Иначе зарубежные банки не будут стремиться открывать корреспондентские счета в российской валюте. Этот спрос во многом зависит от доверия к российскому рублю со стороны международного финансового сообщества. Он же, в свою очередь, производный от доверия к экономике страны в целом.
Учитывая это, представляется целесообразным в первую очередь сосредоточиться на продвижении рубля к выполнению им международных функций не в глобальном, а в региональном масштабе. В данном случае имеются в виду страны СНГ и Китай, где рубль уже в той или иной мере подключен к обслуживанию внешнеторговых связей. Перспективы здесь более реальны, если, конечно, речь вести не о монопольном господстве российского рубля во внешнеэкономическом обороте названных стран, а об его более широком использовании наряду с их национальными валютами. продолжение
--PAGE_BREAK--
Список литературы.
1. Ю. М. Бахрамов, В. В. Глухов «Организация внешнеэкономической деятельности». – Санкт-Петербург: 2001
2.
В. Н. Додонов «Финансовое и банковское право» словарь-справочник. – М.: изд. «Инфра-М», 1997
3.
В. П. Климович «Финансы, денежное обращение и кредит» — М.: изд. «Форум Инфра-М», 2004
4.
Л. Н. Красавина «Международные валютно-кредитные финансовые отношения» — М.: изд. «Финансы и статистика», 2000
5.
Т. Р. Тэор «Мировая экономика» — Санкт- Петербург: 2001
6.
А. И. Шмырева, В. И. Колесников «Международные валютно-кредитные отношения» — М.: изд. «Новый юрист» 2001
7.
А. К. Шуркалина, Н. С. Цыпиной «Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность» — М.: изд. «Логос», 2000
Приложение.
Начинаяс2003 г. вОсновныхнаправленияхединойгосударственнойденежно-кредитнойполитикисталавыделятьсябазоваяинфляциявкачествесамостоятельногопоказателя. Приэтом, исходяизконструкциибазовогоиндексапотребительскихценБИПЦкаксубиндексаИПЦ, она меньшеобщейинфляции, посколькуисчисляетсяпочастипотребительскойкорзины. Ихотябазоваяинфляциянеявляетсяцелевымориентиромденежно-кредитнойполитики, еерольвесьмавеликапри оценкеэффективностимер, предпринимаемыхмонетарнымивластямидляобеспеченияустойчивостирубля.
Внастоящеевремяоднаизглавных проблеморганизационногохарактера состоитвтом, чтоцелевойориентирпо общейинфляцииформируетсявнедрах МЭРТРФибезсколько-либосерьезного научногооппонированиявключаетсяБанкомРоссиивсвойглавныйпрограммныйдокумент—Основныенаправления единойгосударственнойденежно-кредитнойполитики. ЦБРФразрабатывает, опираясьнакомпаративныйанализразличныхсценарныхвариантовразвития актуальныхпараметровэкономики, перспективнуюоценкулишьбазовойинфляции. Подобноеограничениевыдвигаетнапервыйпланследующуюзадачу: определить, скакойвероятностьюзначениебазовойинфляции, сложившееся поитогамгода, непревыситпрогнозныйпараметрнапредстоящийгод.
Какпредставляется, главнаятрудность, возникающаяприрешенииназванной задачи, заключаетсявотсутствиинеобходимойинформации, посколькуреальномогутбытьиспользованылишьпоследние5 лет(точекнаблюдения), закоторыеполученыфактическиеоценкибазовойинфляции. Изнихв2002-2004 гг. базоваяинфляциярассчитанаорганами государственнойстатистики— Росстатом, аза2000-2001 гг., требуемыйпоказатель достаточноточнооцененБанкомРоссии. Привлекать1999 г. врядлицелесообразно, посколькувтечениеэтогогодаэкономикатольковходилавновоеустойчивоесостояниепослеавгустовского 1998 г. финансовогокризиса.
Итак, решениесформулированной вышевероятностнойзадачифактически можетопиратьсятольконапятьгодовых наблюденийзабазовойинфляциейиее экзогеннымифакторами. Установлено, чтокчислуэтихфакторовотносятся, преждевсего, номинальныйкурсдоллараСШАкрублю(вдальнейшемдлякраткости—валютныйкурс); сводныйиндекс цен(илиценовойагрегат) производителейпромышленныхтоваров, работающих непосредственнонапотребительскийрынок; инфляционныеожидания; монетарнаякомпонента, котораяисчисляетсякак суммаагрегатаМОидепозитовдовостребованиянаселения.
Пристольограниченнойвовременномаспектестатистическойинформацииобазовойинфляциииее экзогенныхфакторахвполнеправомернымпредставляетсяэвристическийподход, опирающийсянагенерированиенеобходимойсовокупностигодовыхданныхисходяизсоответствующейофициальной ежемесячнойстатистики. Речьидетвданномслучаеоследующемэвристическомалгоритме.
ПустьпоитогамгодаtбылозафиксированозначениенекоторойпеременнойX, равноеXt, спомесячнойразбивкойX', Х2', ..., Х\2,. ИзX' (/=1,2,… ,12) конструируетсядвенадцать«квазигодовых»значений переменнойXпоформуле:
(1)
Очевидно, чтодля*в12 формула(1) даетнаблюдавшеесязначениеXt, адляк— 1 имеемхх= (Х\)п. Такимобразом, приналичиипятизначенийпеременнойXза2000-2004 гг., используяформулу(1), несложнопостроить«выборку»или«выборочнуюсовокупность», содержащую60 элементов. Объемэтой «выборки»целесообразнорасширить, опираясьна следующийэвристическийалгоритм.
Пустьпараметр/ заключенвпромежутке2002-2004 гг. Сформируемдва12-мерныхвектораУ,= = (Г/, К/..., Ynl)\AY=(Y2, Y22..., Y]22) такимобразом, что:
ПрименениеквекторамУ, иY2формулы(1) обеспечиваетвозможностьрасширенияпостроеннойранее «выборки»до84 элементов. Очевидно, невсеониравнозначны. Этопредопределяетнеобходимостьэкспертногоанализаэлементов«выборки»сцельюисключенияопределенногочислаеенаибольшихинаименьшихзначенийкакзаведомомаловероятных. Логичностьтакойпроцедурыстановитсявполнеочевидной, еслиэлементы«выборочнойсовокупности»предварительноранжировать, напримерввозрастающем порядке.
Проиллюстрируемприведенныевышевыкладкина примеретакогофактора, какпубликуемыйБанком Россиивалютныйкурс, точнееговоря, среднемесячныйноминальныйобменныйкурсдоллараСШАкрублю(табл. 1).
Добавимктабл. 1 ещестолбцыYxиY2, применимк расширенной«выборке»формулу(1) иупорядочим повозрастаниювновьполученную(т.е. эвристически смоделированную) совокупностьэлементов(табл. 2).
Экспертнаяоценкаэлементовтабл. 2 непредставляетсложностей. Исходяизимеющейсяза2000-2004 гг. статистикивалютногокурсаочевидно, чтоиз составаэтойтаблицыдолжныбытьисключены, какв настоящеевремяневероятные, первые9 ипоследние 31 элементы. Врезультатеполучаеминтервал, вкоторомснаибольшейвероятностьюможетнаходиться годовойтемпизменениявалютногокурса: от0,9247 (укреплениерубляна7,5%) до1,0591 (ослабление рублякдолларуСШАна5,9%).
Согласносложившейсяпрактикеобработкивыборочныхсовокупностей, этотинтервалделитсяна12 равных по длине сегментов равномерности.
Таблица
1
Темпы
изменения
среднемесячного
обменного
курса
доллара
США
к
рублю
за
2000-2004
гг
.
(
к
предыдущему
месяцу
,
в
относительных
величинах
)
I
1,0518
1,0138
1,0125
0,9993
0,9825
II
1,0191
1,0083
1,0110
0,9964
0,9859
III
0,9906
1,0029
1,0084
0,9922
1,0006
IV
1,0047
1,0059
1,0036
0,9923
1,0051
V
0,9902
1,0060
1,0024
0,9906
1,0108
VI
0,9976
1,0033
1,0049
0,9858
1,0014
VII
0,9861
1,0035
1,0036
0,9960
1,0017
VIII
0,9959
1,0044
1,0013
0,9996
1,0046
IX
1,0022
1,0028
1,0022
1,0082
1,0003
X
1,0027
1,0036
1,0021
0,9859
0,9951
XI
0,9978
1,0088
1,0037
0,9884
0,9830
XII
1,0059
1,0099
1,0009
0,9874
0,9768
Таблица
2
продолжение
--PAGE_BREAK--