Реферат по предмету "Экономика"


Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Казахстан

ВОСТОЧНОКАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ им. Д. СЕРИКБАЕВА
Кафедраинновационного менеджментаКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Поинновационному менеджменту на тему:
Государственноерегулирование инновационной деятельности в Республике Казахстан
Выполнил: студент
группы 10-БМз-2
Ефремова Т.С.
г.Усть-Каменогорск,2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Инновационная деятельность РеспубликиКазахстан
2 Технопарки
3 Венчурные фонды
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Инновация – этоконечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового илиусовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового илиусовершенствованного технологического процесса, используемого в практическойдеятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Государственнаяинновационная политика – это составная часть социально-экономической политики,которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяетцели, направления, формы деятельности органов государственной власти РеспубликиКазахстан в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Онапредставляется в разрабатываемых правительством концепциисоциально-экономического развития Казахстана на долгосрочную перспективу ипрограмме социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.Переход Республики Казахстан к инновационному пути развития – это единственнаявозможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировоесообщество на равных. Переход к инновационному развитию страны определён какосновная цель государственной политики в области развития науки и технологий. Икак одно из важнейших направлений государственной политики в области развитиянауки и технологий – формирование развития национальной инновационной системы.Нафоне глобализации мировой экономики Казахстан сталкивается с рядом проблем:сырьевая направленность экономики, незначительная интеграция с мировойэкономикой, неразвитость производственной инфраструктуры, общая техническая итехнологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки спроизводством, отсутствие финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ.

1 ИННОВАЦИОННАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Термин«инновация» происходит от латинского слова “innovus” (in — в и novus- новый), по содержанию термины «инновация» и«нововведения» могут рассматриваться как синонимы. Термин“нововведение” тесно связан и с понятием «новшество», и нередко этитермины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий являетсярассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, то есть как новшества(новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления
Инновационнаядеятельность Казахстана, базирующаяся на внедрении новых идей, научных знаний,технологий и видов продукции в различные области производства и сферыуправления обществом, относится к числу важнейших факторов развития экономикиреспублики.
Нарасширение масштабов инновационной деятельности в Казахстане направленыосновные положения Закона Республики «Об инновационной деятельности» и«Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации вРеспублике Казахстан на 2010-2014 годы».
Уполномоченнымгосударственным органом, ответственным за разработку и реализацию политики всфере индустриально — инновационного развития является Министерство индустрии иновых технологий Республики Казахстан, в функции которого входят: внесениепредложений в Правительство Республики Казахстан по приоритетным направленияминновационной деятельности; выделение инновационных грантов; проведениемониторинга реализации и оценка эффективности выполнения инновационныхпроектов, осуществляемых за счет инновационных грантов; государственныйконтроль за исполнением законодательства Республики Казахстан о государственнойподдержке инновационной деятельности, в том числе за выполнением комплекса меринновационного развития.
Министерствообразования и науки Республики Казахстан является уполномоченным органом,ответственным за формирование, реализацию и координацию всех фундаментальных иприкладных исследований, проводимых в стране, состояние и развитиенаучно-исследовательской инфраструктуры, подготовку и повышение квалификациинаучных кадров, а также проведение Государственной научно-исследовательскойэкспертизы научных проектов и программ, реализуемых за счет средствгосударственного бюджета.
ЗаконРеспублики Казахстан «Об инновационной деятельности» регулирует отношения всфере инновационной деятельности и определяет основополагающие принципы,направления и формы реализации государственной инновационной политики. При этомособое внимание обращается на быстроразвивающиеся направления, в частностиинформационно-телекоммуникационные технологии и электронику.
Целью «Программы поразвитию инноваций и содействию технологической модернизации в РеспубликеКазахстан на 2010-2014 годы» является построение национальной инновационнойсистемы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики за счетсоздания системы управления инновационно-технологическим развитием,инновационного развития отраслей и регионов, создание условий для развитиявысокотехнологичного малого и среднего бизнеса и повышения научного иинжинирингового потенциала страны.
Анализ успешногозарубежного опыта показал, что одним из основных условий эффективной системыгенерации инноваций является вовлечение в данный процесс высших учебныхзаведений.
В 2009 годуреализовывалось 15 совместных проектов между предприятиями и университетамиКазахстана, что показывает очень низкий уровень сотрудничества. При этом данноеположение объясняется не столько немотивированностью предприятий к массовомувнедрению инноваций, сколько недостаточным уровнем качества исследовательскихуслуг, которые предлагают наши ВУЗы. Данная проблема, в свою очередь вызвананемотивированностью ВУЗов на развитие собственных научных компетенций, так какосновной доход они, в отличие от западных университетов получают от оказанияобразовательных услуг.
Данная диспропорцияведет к ухудшению качества исследовательского персонала, уменьшению интересамолодежи к научной деятельности.
В КазахстанеНациональная инновационная система начала формироваться в 2003 году в видеинституциональной и физической инфраструктуры: проектное финансирование в лицеАО «Национальный инновационный фонд» (далее — АО «НИФ»), инжиниринг и трансферттехнологий в лице АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» (далее — АО«ЦИТТ»), венчурное финансирование в лице ряда венчурных фондов с участием АО«НИФ» и физическая инфраструктура в виде 4 технопарков в городах Алматы,Караганда, Уральск, а также ПИТ Алатау.
Однако, как показалапрактика, само создание элементов инфраструктуры не привело к ростуинновационной активности. В этой связи требуется выработать и реализовать новыеподходы к формированию Национальной инновационной системы (НИС), повышениюэффективности взаимодействия ее элементов (включая восполнение недостающихзвеньев в «цепи» инновационной поддержки), а также усилению взаимодействия икоординации этих элементов для достижения конечной цели.
Национальнаяинновационная система включает 4 основных элемента – научный потенциал,инновационные предпринимательство, инновационную и финансовую инфраструктуры.
Для законодательногообеспечения реализации Программы НИС был принят Закон Республики Казахстан «Огосударственной поддержке инновационной деятельности», предусматривающий мерыгосударственного стимулирования инновационной деятельности.
Целями реализациигосударственной поддержки инновационной деятельности являются:
1) развитиеинновационного потенциала Республики Казахстан;
2) увеличение доливысокотехнологичной продукции в структуре валового внутреннего продукта;
3) содействие переходуэкономики Республики Казахстан на путь инновационного развития, основанного навнедрении и использовании наукоемких технологий.
Принципамигосударственной поддержки инновационной деятельности являются:
1) соблюдениенациональных интересов при осуществлении инновационной деятельности;
2) равенство субъектовинновационной деятельности при получении государственной поддержкиинновационной деятельности;
3) комплексность исистемность, обеспечивающие постоянное взаимодействие субъектов инновационнойдеятельности;
4) прозрачностьпроцедур государственной поддержки инновационной деятельности.
Государственнаяподдержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан по следующим основным направлениям:
1) стимулированиеинновационной деятельности путем создания организационных и экономическихусловий, в том числе обеспечивающих привлечение инвестиций для реализациигосударственной инновационной политики;
2) определениеприоритетов инновационного развития;
3) формирование иразвитие инновационной инфраструктуры; 4) участие государства в создании ивнедрении инноваций;
4) повышение общейинновационной активности в стране, в том числе содействие развитиювысокотехнологичных и наукоемких производств;
5) продвижение отечественныхинноваций на внешние рынки;
6) международноесотрудничество в сфере инновационной деятельности, включая трансферттехнологий.
7) переориентацияпроизводства на ресурсосберегающие технологии, производство экологически чистыхпродуктов;
8) создание условий длявнедрения инноваций;
9) информационнаяподдержка и популяризация инновационных достижений;
10) создание условийдля обмена информацией и опытом между субъектами инновационной деятельности вразработке и реализации инновационных проектов.
Институты развитияосуществляют финансирование проектов на всех стадиях проектного цикла, а такжеоказывают информационную и институциональную поддержку:
Центрмаркетингово-аналитических исследований обеспечивает информацией о рынках,мировых тенденциях, изменениях внешней и внутренней конъюнктуры по конкретнымтоварам, отраслям, видам производств; проводит ряд исследований с авторитетнымии опытными международными консалтинговыми компаниями в целях улучшениябизнес-среды, повышения уровня факторов, влияющих на конкурентоспособностьэкономики страны.
Оператором создания иразвития инновационной инфраструктуры в Казахстане является «Центринжиниринга и трансферта технологий», основными задачами которого являютсяоказание инжиниринговых услуг, трансферт передовых зарубежных технологий,оказание консультационных, информационных, юридических и иных услуг притрансферте технологий, маркетинг внешнего и внутреннего рынков технологий ианализ мировых тенденций развития в данной сфере.

2. ТЕХНОПАРКИ
Одной из основных направленийгосударственной политики в сфере научно-технической и инновационнойдеятельности является формирование инновационной инфраструктуры, включающейсоздание специализированных субъектов инновационной деятельностигосударственного, межотраслевого, отраслевого и регионального характера.Сегодня очевидно, что полноценная инновационная деятельность в стране не можетразвиваться без таких новых объектов инновационной инфраструктуры, кактехнопарков, технологических бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, высокотехнологичныхкомпаний, а также без проведения конкурсов инновационных идей.
Технопарки — основополагающий элемент создаваемой в республике национальной инновационнойсистемы. Главная задача, которая ставится перед технопарками, — посредствомпредоставления в пользование инициаторам инновационных проектовпроизводственных площадей и коллективных бизнес-услуг обеспечить благоприятныеусловия для коммерциализации научных разработок и их внедрения в промышленноепроизводство.
Согласно Закону РК «Огосударственной поддержке инновационной деятельности» от 07.07.2006 г.технопарки осуществляют следующие виды деятельности:
1) управлениематериально-техническим комплексом;
2) привлечениепотенциальных субъектов инновационной деятельности для участия в развитии технопарка;
3) эксплуатационноеобслуживание инфраструктурных ресурсов, оказание услуг субъектам инновационнойдеятельности, осуществляющим деятельность на территории технопарка;
4) представлениеинтересов субъектов инновационной деятельности, осуществляющих деятельность натерритории технопарка, в отношениях с государственными органами;
5) оказание содействияв приобретении инновационных технологий и обмене информацией междунаучно-исследовательскими организациями, организациями образования и другимисубъектами инновационной деятельности, осуществляющими деятельность натерритории технопарка;
6) предоставление надоговорных условиях работ и услуг, необходимых для осуществления инновационнойдеятельности;
7) иную деятельность,не противоречащую законодательству Республики Казахстан.
Для этого технопаркидолжны располагать материально-технической базой, включая объекты недвижимостина праве собственности или праве постоянного или долгосрочного временногоземлепользования, необходимой для оказания содействия субъектам инновационнойдеятельности.
В республикеформируется двухуровневая система технопарков – национальныенаучно-технологические парки и региональные технологические парки. Национальныетехнопарки ориентированы на создание в Казахстане новых отраслей, которыедолжны способствовать обеспечению будущей конкурентоспособности казахстанскойэкономики.
Отличительнойособенностью национальных технопарков является наличие режима Специальнойэкономической зоны с льготным налогообложением. К национальным научно-технологическимпаркам относятся, например, Парк информационных технологий (пос. Алатау),Национальный индустриальный нефтехимический технопарк (г. Атырау), технопаркядерных технологий «Токамак» (г. Курчатов), технопарк космического мониторинга(Алматы, Астана и Приозёрск).
Региональныетехнопарки, среди которых Алматинский технологический парк (Алматы), Технопарк«Алгоритм» (Уральск), технопарк «Бизнес-Сити» (Караганда), создаются с цельюопределения, раскрытия и развития инновационного потенциала, инновационнойспособности региона, обеспечения потребности экономики региона в инновационныхпродуктах. На региональном уровне системообразующими составными частямитехнопарков являются промышленные предприятия регионов, научные и академическиеорганизации. Региональные технопарки обеспечивают поэтапное повышениетехнологического уровня экономики и создают условия для малого и среднегонаукоёмкого и технологичного бизнеса.
Главной цельютехнопарков является определение, раскрытие, развитие инновационного потенциаластраны и, в особенности, ее регионов, а также обеспечение потребности экономикив инновационных продуктах. Создание и дальнейшее развитие технопарков призванорешить основную задачу в формировании конкурентоспособного перерабатывающегосектора экономики — укрепление связи науки с производством, внедрениесовременных технологий, повышение производительности труда в промышленности и,как следствие, производство высокотехнологичной и конкурентоспособнойпродукции.
Внедрение и работатехнопарков в Казахстане осуществляется по современной европейской модели,имеющей следующие особенности:
-наличиездания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм (этоспособствует формированию большого числа новых малых и средних инновационныхпредприятий, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг);
-системаобслуживания, состоящая из сложного и простого сервиса, набираемого из фирм,которые образуют необходимый для сложившегося состава инновационных предприятийсектор обслуживания.
Как свидетельствуетзарубежный опыт, малое и среднее предпринимательство в инновационной сфере — первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющаяинновационного потенциала промышленно развитых стран. Малые и средниеинновационные фирмы являются технологическими лидерами в зарождающихся отрасляхэкономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства,повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самымспособствующие формированию новых технологических укладов.
Дальнейшее развитиетехнопарков в Казахстане призвано решить задачи укрепления связей науки спроизводством, внедрения современных технологий, повышения производительноститруда в промышленности и, как следствие, производства высокотехнологичной иконкурентоспособной продукции.
3 ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ
Венчурный капитал(англ. Venture Capital) – капитал инвесторов, предназначенный дляфинансирования новых, растущих или конкурирующих на рынке предприятий и фирм.Венчурный капитал сопряжен с высокой или относительно высокой степенью риска.Он представляет собой долгосрочные инвестиции, вложенные в рискованные ценныебумаги или предприятия, в ожидании высокой прибыли.
Венчурные инвестиции –это, как правило, рисковые инвестиции, обладающие доходностью выше среднего уровня.
Несмотря нанаметившуюся государственную поддержку венчурных фондов, результаты показываютмалое количество, как самих венчурных фондов, так и реализуемых ими проектов.Основными причинами этого стали дефицит интересных инновационных проектов,неосведомленность инноваторов о возможностях венчурного финансирования,ограниченные объемы финансирования. Это привело к формированию слабой венчурнойинфраструктуры, ее концентрации в основном в городе Алматы.
При этом практикапоказывает, что венчурные фонды оперируют в непосредственной близости от своегоместорасположения, их деятельность в регионах практически не представлена.Кроме того, отсутствуют условия для развития венчурных капиталистов — «бизнес-ангелов». В стране нет данных об их примерном количестве, ихдеятельность официально не признается предпринимательством. При этом ни одинзакон, касающийся инновационной деятельности, не отражает в должной мерепонятие венчурного финансирования и, как следствие, отсутствует поддержка назаконодательном уровне.
Национальныйинновационный фонд (НИФ) развивает венчурную инфраструктуру в Казахстане: фондявляется партнером в шести венчурных фондах Казахстана:
-  АО«Фонд Высоких технологий „Арекет“
-  АО»Венчурный фонд «Адвант»
-  АО«Акционерный Инвестиционный Фонд Рискового Инвестирования „Венчурныйфонд Сентрас“
-  АО»ВенчурныйфондGlotur Technology Fund"
-  АО«Аlmaty venture capital»
-  АО«Logycom perspective innovations»
Фонды созданы совместнос местными инвесторами на принципах государственно-частного партнерства. ДоляНИФ в казахстанских венчурных фондах – до 49%. Инвестиционная политика данныхфондов направлена на поиск и привлечение проектов в области IСT-технологий,новых строительных материалов, фармацевтики и других перспективных отраслях,имеющих экспортный потенциал.
Национальныйинновационный фонд Казахстана намерен создать в республике два новых венчурныхфонда для финансирования высокотехнологичных и высокорисковых проектов.
В настоящее время всесуществующие в республике венчурные фонды сосредоточены в Алматы, нопланируется создание регионального венчурного фонда под названием «Каспий»совместно с акиматом Мангистауской области, а также создание отраслевоговенчурного фонда совместно с дочерним предприятием национальной нефтегазовойкомпании «КазМунайГаз» – казахстанским институтом нефти и газа.
Также есть большаязаинтересованность в организации подобных фондов со стороны акиматовВосточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей, ведется работа с«Казахтелекомом» (национальным оператором связи) по возможному созданиюотраслевого венчурного фонда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационнаядеятельность в стране регулируется ЗаконамиРеспублики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» и«О науке».
К недостаткамдействующего законодательства в области инновационной деятельности относитсяотсутствие центра ответственности за формирование и реализации единойгосударственной политики в области инновационно-технологического развитиястраны и, соответственно, отсутствие координации между государственнымиорганами и институтами инновационного развития, научно-исследовательскимиорганизациями и предприятиями реального сектора экономики.
Программа развитияинноваций и содействия технологической модернизации нацелена на достижениеустойчивого развития страны путем создания эффективной системы генерации ииспользования знаний в экономике, в том числе через ориентирование прикладнойнауки на задачи модернизации отечественной промышленности.
Развитие технопарков вКазахстане призвано решить задачи укрепления связей науки с производством,внедрения современных технологий, повышения производительности труда впромышленности и, как следствие, производства высокотехнологичной иконкурентоспособной продукции.
Президент КазахстанаНурсултан Назарбаев поручил разработать и принять закон о государственнойподдержке индустриально-инновационной деятельности, чтобы он начал работать с2012 года.
«Поручаю правительствусоздать рабочую группу и в трехмесячный срок разработать законопроект огосударственной поддержке индустриально-инновационной деятельности, чтобы наосенней сессии парламента смогли принять (закон), и в следующем году закон уженачал работать», — сказал Назарбаев на форуме «Инновационный Казахстан-2020» 13мая текущего года в Алматы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
инновационнаятехнопарк венчурная
1. Закон Республики Казахстан от07.07.2006 г. «О государственной поддержке инновационной деятельности» (сизменениями и дополнениями по состоянию на 30.03.2009 г.)
2. Межотраслевой плананаучно-технологического развития страны до 2020 года
3. Программы по развитию инноваций исодействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 — 2014годы
4. Программы по развитию инноваций исодействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 — 2014годы
5. Сулейменов Е.3., Васильева Н.В.,Государственное регулирование инновационной деятельности в Казахстане, 2008 г.
6. www.nif.kz
7. www.lariba.kz/news/finance/
8. www.spb-venchur.ru/regions/44/innovatekz.htm
9. www.newskaz.ru/politics/20110513/1458926.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гоббс Томас
Реферат Многоконтурная система автоматического управления шахтными котельными установками
Реферат Общий курс железных дорог
Реферат I. Критерии установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)
Реферат Читая Монтеня
Реферат Вивчення порушень моторної функції товстої кишки в діагностиці лікуванні та прогнозуванні гострого
Реферат Кредитование малого бизнеса
Реферат Технологический процесс изготовления корпуса главного цилиндра гидротормозов ВАЗ 2108
Реферат Религии народов Северной Азии
Реферат Нормирование шума автомобиля
Реферат Юрский Сергей Юрьевич
Реферат Розвиток екологічної журналістики
Реферат The Eisenhower Adminstration Essay Research Paper The
Реферат Налоговое планирование предприятия
Реферат Объектно-ориентированное программирование на Borland C