--PAGE_BREAK--1.2 Позиция страны в мировом хозяйстве
Германия – крупнейшее народное хозяйство в рамках ЕС и третье по мощи в мире. Благодаря самому большому валовому общественному продукту и наибольшему числу жителей в ЕС Германия – важнейший рынок в Европе. Германия – чемпион мира по экспорту: объем экспорта – 1,465трлн. долл. (2008 г.). Важнейшие торговые партнеры: Франция (9,7%), США (7,1%), Великобритания (6,7%), Италия (6,4%).[6]
Непрерывно также растет значение торговых и экономических связей с азиатскими «пороговыми» странами, например с Китаем и Индией. Все быстро развивающиеся государства имеют конкурентные преимущества, позволяющие им подтянуться к уровню более богатых стран. Это отвечает и духу германской внешнеторговой политики, поскольку без интеграции в мировую торговлю Германия не смогла бы защищать свои позиции в качестве современной индустриальной страны. В то же время такое развитие бросает ей новые вызовы.
Германская экономика доказала свою высокую конкурентоспособность, что было достигнуто, с одной стороны, благодаря экономической политике, а с другой – благодаря сдержанной тарифной политике.
1.3 Германия в мировом финансовом кризисе
Несмотря на резкое ослабление рыночной конъюнктуры в III и IV квартале прошлого года вследствие разразившегося мирового финансового кризиса, обусловившего, в частности, замедление темпов прироста ВВП на 1,2% до 1,3%, а также падение ВВП на 5,2% до 593,3 млрд. евро в I квартале 2009 г. и на 4,6% до 596,6 млрд. евро во II квартале 2009 г. по сравнению с соответствующими периодами 2008 г., социально-экономическая обстановка в Германии характеризуется как стабильная.[7]
В качестве положительных с начала кризиса изменений в германской экономике можно отметить:
— снижение во II квартале 2009 г. среднемесячных темпов поступления заказов на предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, т.е. замедление падения до 30% (в I квартале – 34%), в том числе внутри страны – до 27% (в I квартале – 28%) и из-за рубежа – до 33% (в I квартале – 38%);
— увеличение второй раз подряд (в мае – на 0,5% и июне – на 6%) германского экспорта по сравнению с предыдущими месяцами (по сравнению с показателями 2008 года германский экспорт в январе – июне 2009 г. демонстрирует отставание в среднем на 24%);
— увеличение ВВП во II квартале 2009 г. на 0,6% по сравнению с I кварталом 2009 г.
Тем не менее, отрицательные темпы прироста ВВП Германии в 2009 г. прогнозируются на уровне 6% (оценка на 2010 год – плюс 0,5%). [8]
Индекс потребительских цен в Германии в июле 2009 г. составил — 0,6%, т.е. за последние более чем 20 лет оказался (вследствие резкого падения цен на горючее на 20%, в том числе на мазут – на 40%) ниже, чем в соответствующем периоде 2008 г. (в марте 1987 г. указанный показатель составил — 0,3%).
По оценкам Германского института экономических исследований (Deutsches Institut für Wirtschaftsforschung – DIW), в целом по 2009 г. указанный показатель прогнозируется на уровне — 0,2%, а в 2010 г. – 0,4%.
В связи с принятием в конце 2008 г. и начале 2009 г. в общей сложности двух пакетов антикризисных мер федеральное правительство на фоне уменьшения в I полугодии 2009 г. поступлений налоговых платежей на 5% до 237,2 млрд. евро (в годовом исчислении ожидается снижение на 6,1% до 527 млрд. евро) вынуждено было внести поправки в госбюджет на 2009 г., а также скорректировать финансовый план до 2013 г… Поправки предусматривают, в частности, финансирование дефицита госбюджета посредством заимствований: в 2009 г. – 47,6 млрд. евро, в 2010 г. – 86,1 млрд. евро, в 2011 г. – 71,7 млрд. евро, в 2012 г. – 58,7 млрд. евро, в 2013 г. – 45,9 млрд. евро.
Таким образом, с учетом предстоящих заимствований государственный долг Германии к 2013 г. увеличится до 2,2 трлн. евро, а его соотношение к ВВП превысит 80% (допустимый показатель для стран ЕС – 60%).
В среднем ежегодный оборот на германском кредитном рынке составляет 4 трлн. евро, в том числе краткосрочных кредитных обязательств – 600 млрд. евро (15%) и средне- и долгосрочных кредитных обязательств – 3,4 трлн. евро (85%). [9]
Таблица 1
Структура и динамика развития германского кредитного рынка в 2008 – 2008 гг.
В млрд. евро [10]
Источник: http://www.rfhwb.de/Index/ekonom-de.htm
Несмотря не кризис, ситуация на германском кредитном рынке в целом сохраняется стабильной. По состоянию на конец июня 2009 г. оборот кредитных обязательств (по сравнению с сентябрем 2008 года) снизился лишь на 0,3%.
Таким образом, уменьшение суммы краткосрочных кредитных обязательств на 7,4% практически компенсировалось увеличением суммы средне- и долгосрочных кредитных обязательств на 1%.
Что касается чисто банковских кредитов германским предприятиям реального сектора экономики, то на их долю приходится в среднем 1,3 трлн. евро, т.е. 30%.
Общая сумма выданных кредитов германским предприятиям реального сектора экономики с начала финансового кризиса в сентябре 2008 г. (по состоянию на конец июня 2009 г.) в целом даже увеличилась на 2,7% до 1365,5 млрд. евро.
Доля кредитов, выданных предприятиям обрабатывающих отраслей промышленности, сохранилась на уровне 12%, а в абсолютных показателях увеличилась на 1,1% до 160,4 млрд. евро, в том числе в машиностроении и автомобилестроении – на 17,7% до 44,5 млрд. евро, металлообработке – на 4,9% до 25,7 млрд. евро, пищевой и табачной промышленности – на 2,7% до 19,2 млрд. евро и стекольной промышленности – на 10,4% до 7,4 млрд. евро. Вместе с тем по ряду отраслей все-таки произошло снижение объемов кредитования: химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, производство и переработка ядерного топлива – на 10% до 11,7 млрд. евро, производство изделий из каучука и пластмассы – на 3,7% до 10,2 млрд. евро, производство офисной техники, электротехники, контрольно-измерительных приборов – на 14,5%, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – на 13,3% до 22,8 млрд. евро. [11]
Характеризуя кредитную деятельность банков, следует отметить, что в период кризиса только 4 из 11 действующих в Германии типов банковских учреждений (по классификации Бундесбанка) сократили свои операции:
— крупные банки («Дойче Банк», «Коммерцбанк», «Постбанк», «ХюпоФерайнсбанк»): на 7,8% до 183,2 млрд. евро;
— филиалы иностранных банков: на 5,9% до 42,8 млрд. евро;
— реальные кредитные институты: на 5,6% до 127,1 млрд. евро;
— иностранные банки: на 11,8% до 145,7 млрд. евро.
Таблица 2
Выдача кредитов предприятиям реального сектора экономики, в том числе в разбивке по обрабатывающим отраслям германской промышленности
В млрд. евро
Источник: http://www.rfhwb.de/Index/ekonom-de.htm
Оборот внешней торговли Германии в I полугодии 2009 г. составил 724,7 млрд. евро (уменьшение на 21,1%), в том числе экспорт – 391,2 млрд. евро (уменьшение на 23,5%)2 и импорт – 333,5 млрд. евро (уменьшение на 18,2%). Положительное для Германии сальдо внешнеторгового баланса составило 57,8 млрд. евро (уменьшение на 44,2%). [12]
Подводя итог первой главы можно сказать, что Германия экономически развитое индустриальное государство. Находится на 3-и месте среди стран мира по ВВП.
Германия – чемпион мира по экспорту: объем экспорта – 969 млрд. евро (2007 г.). Важнейшие торговые партнеры: Франция (9,5%), США (8,7%), Великобритания (7,2%), Италия (6,6%).[13]
Несмотря на резкое ослабление рыночной конъюнктуры в III и IV квартале прошлого года вследствие разразившегося мирового финансового кризиса, обусловившего, в частности, замедление темпов прироста ВВП (в 2008 г. – 2,5 трлн. евро) на 1,2% до 1,3%, а также падение ВВП на 5,2% до 593,3 млрд. евро в I квартале 2009 г. и на 4,6% до 596,6 млрд. евро во II квартале 2009 г. по сравнению с соответствующими периодами 2008 г., социально-экономическая обстановка в Германии характеризуется как стабильная.
В качестве положительных с начала кризиса изменений в германской экономике можно отметить:
— снижение во II квартале 2009 г. среднемесячных темпов поступления заказов на предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, т.е. замедление падения до 30% (в I квартале – 34%), в том числе внутри страны – до 27% (в I квартале – 28%) и из-за рубежа – до 33% (в I квартале – 38%);
— увеличение второй раз подряд (в мае – на 0,5% и июне – на 6%) германского экспорта по сравнению с предыдущими месяцами (по сравнению с показателями 2008 г. германский экспорт в январе – июне 2009 г. демонстрирует отставание в среднем на 24%);
— увеличение ВВП во II квартале 2009 г. на 0,6% по сравнению с I кварталом 2009 г.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 2 Основные черты хозяйственного механизма ФРГ. 2.1 Концентрация капитала
«Три кита», определяющие место и роль Германии в международном разделении труда – это химическая промышленность, автомобилестроение и энергетика. Они поглощают львиную долю внутренних и внешних инвестиционных потоков, рабочей силы и других производственных факторов. При этом производство немецкой промышленности значительно быстрее развивается за границей: перемещение производства в другие страны снижает трансакционные издержки, способствует рациональному распределению ресурсов и создает условия для увеличения объемов производства за счет повышения спроса в результате расширения рынков сбыта.
Доля промышленности в совокупном экспорте составляет 87% (2008 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Важнейшие промышленные отрасли – автомобилестроение, электротехника, машиностроение и химическая промышленность.[14] В германской промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой германской экономики и – по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, – имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн. человек.[15]
Наиболее значимая и динамичная в плане торговых и инвестиционных потоков сфера немецкого производства – химическая промышленность, которая занимает ведущие позиции на мировом рынке товаров. На германскую химическую промышленность приходится 26% оборота всей европейской химии. Три немецких химических концерна – «Хест», «БАСФ» и «Байер» – вошли в пятерку крупнейших производителей химической продукции, занимая соответственно места с третьего по пятое – после американских компаний «Дю пон» и «Дау Кемикл».[16] Другие крупные продуценты химических изделий в Германии – концерны «Хенкель», «Дегусса», «Проктер энд Гэмбл», «Берингер». Основные объемы производства традиционно приходятся на продукцию органической химии (19%), пластмассы и изделия из них (17%), лаки и краски (8%), моющие средства и средства по уходу за кожей (8%). Более 45% производства химической промышленности Германии ориентировано на экспорт, при этом наиболее крупными и перспективными рынками сбыта немецкой продукции являются Западная Европа, Северная Америка и Япония, но к 2010 г. на первое место выдвинется азиатский регион, так как прирост населения и темпы экономического развития будут здесь в два раза выше, чем в остальном мире.[17]
Не менее значимой является машиностроительная отрасль Германии, которая производит 46% машиностроительной продукции Евросоюза. При этом наиболее конкурентные позиции на мировых рынках занимают немецкие автомобили. По производству автомобилей Германия занимает 3-е место в мире. В последние годы предприятия автомобильной индустрии стали развиваться более динамично, производство стало гибче, возросла производительность, значительно сократились сроки разработки и внедрения новых моделей автомобилей и технологического оборудования, увеличился приток инвестиций. Эффективная организация структуры немецкой автомобильной промышленности создает условия для повышения конкурентоспособности ее продукции не только за счет снижения издержек и цен, но и благодаря производству автомобилей, удовлетворяющих индивидуальным требованиям конкретного заказчика. В среднем автомобильная промышленность растет примерно на 3% в год. Немецкие корпорации «Фольксваген» и «БМВ» наиболее активно расширяют свое зарубежное производство, ориентируясь в последние годы на рынки стран ЦВЕ и Азии.
Электротехнические товары и аппаратура также в больших объемах экспортируются на мировые рынки. Однако по конкурентоспособности Германию в этой отрасли опережают США и Япония, поскольку основную ставку ФРГ делает все-таки на химию и автомобилестроение, направляя в эти области основную часть инвестиций и расходов на НИОКР.[18]
Таким образом, Германия специализируется на производстве наукоемкой и капиталоемкой продукции. Используя трудо- и ресурсосберегающие технологии, ФРГ оптимизирует свою производственную стратегию, поэтому она сумела достичь больших успехов в конкурентной борьбе и стать третьей по масштабам экономикой мира.
2.2 Роль государства в экономике
Основной закон (конституция) Федеративной Республики Германия не предписывает какой-то определенный экономический строй, но исключает чисто рыночную экономику путем закрепления принципа социального государства. С момента основания Федеративной Республики базой для ее экономической политики является социальная рыночная экономика.[19]
Это попытка использования третьего пути между чисто рыночной экономикой и социализмом.
Принципы социальной рыночной экономики были разработаны и реализованы Людвигом Эрхардом, первым министром экономики ФРГ, а позднее федеральным канцлером. Ее основная концепция базируется на принципе свободной рыночной экономики, дополненном социально-политической составляющей. С одной стороны, в принципе допускается свободная игра рыночных сил, с другой – государство гарантирует систему социальной защиты для страхования рисков. Благодаря перераспределению созданной стоимости – согласно принципу субсидиарности – поддержку получают те, кто не в состоянии самостоятельно добыть средства к жизни.
В соответствии с федеративным государственным устройством формирование и координация экономической и финансовой политики – совместная задача федерации, земель и общин. Они взаимодействуют в рамках различных органов. Кроме того, федеральное правительство консультируют независимые ученые-экономисты.
Каждый год в январе федеральное правительство представляет Бундестагу и Бундесрату экономический доклад, где, в частности, излагаются экономические и финансовые цели правительства и основные черты запланированной финансово-экономической политики на текущий год. Предпосылкой для функционирования экономики в Германии является наличие свободной конкуренции, которая защищается законом. Он запрещает предприятиям, а также и государству действовать вопреки принципам конкуренции.
Реализация экономической и инвестиционной политики ФРГ осуществляется через посредство целой группы специальных организаций, банков и финансовых институтов, полностью или частично принадлежащих государству и осуществляющих свою деятельность за счёт средств госбюджета.
Ведущую роль в этой системе играют банковская группа “Kreditanstalt für Wiederaufbau” (KfW) и страховое общество “Euler-HermesKreditversicherungAG”. С 1 января 2004г. в рамках идущей структурной перестройки видов предоставляемых услуг “KreditanstaltfürWiederaufbau” (KfW) предлагает 5 банковских продуктов, которые уже оформила или собирается оформить в виде отдельных структур. Это:[20]
KfW Förderbank– целью которого является обеспечение финансирования программ в области промышленного и жилищного строительства, энергосбережения, защиты окружающей среды, образования и создания инфраструктуры на территории ФРГ.
KfW Mittelstandbank– будет обеспечивать финансирование малого и среднего бизнеса в ФРГ, а также предоставлять стартовый капитал для предпринимателей и инновационных проектов и консультационные услуги.
KfW IPEX-Bank– предназначен для финансирования германского экспорта и проектов развития деловой активности как в ФРГ, так и за рубежом.
IPEX-Bankпредлагает не только покрытое “Ойлер-Гермесом” экспортное финансирование, кредитные линии, предпринимательские кредиты, форфетирование, но и комплексное структурированное финансирование как в промышленности, транспорте и в инфраструктуре, так и в сферах телекоммуникаций, сырья, энергетики и защиты окружающей среды.
KfW Entwicklungsbank– создаётся как специальный банк для финансирования государственных проектов и программ ФРГ в развивающихся странах, направленных на обеспечение экономического и социального развития этих стран.
Для рефинансирования своей деятельности KfWв 2008 г. привлёк на рынках капиталов 55 млрд. евро (в 2004 г. – 50,6 млрд. евро). Правительство ФРГ, по заявлению Министра финансов ФРГ П.Штайнбрюка от 23.02.2008 г., планирует в 2008 г. передать в распоряжение KfW8 млрд. евро, скопившихся у правительства ещё со времён осуществления плана Маршалла (EuropeanRecoveryProgram).
В целом, в 2008 г. Правительство ФРГ оказало стартовую помощь малому и среднему бизнесу ФРГ в размере 12 млрд. евро.[21]
Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft (DEG) – является100%-ным дочерним обществом банковской группы“Kreditanstalt für Wiederaufbau” (KfW). Призвано финансировать и структурировать инвестиции германских частных предприятий в развивающихся и бывших социалистических странах, включая страны ЦВЕ и СНГ, а также оказывать консультационное содействие германским предприятиям. DEGпризвано предоставлять кредиты или непосредственно участвовать в дочерних или совместных предприятиях германских фирм в этих странах. Кроме того, оно проводит соответствующие исследования инвестиционной ситуации и предоставляет результаты исследований германским фирмам.
Еще одна государственная компания – GTZ (Германское общество технического сотрудничества) – осуществляет финансирование работ по подготовке квалифицированных национальных кадров в рамках реализации совместных проектов и ведёт по сути дела спонсорскую деятельность (в отличие от DEG, которое занимается финансированием инвестиций).
Важным направлением государственного участия правительства ФРГ в развитии германского экспорта остаётся система государственного страхования экспортных кредитов при поставках германских товаров за рубеж, в том числе в страны СНГ, обеспечение проектного финансирования и его страхование, а также обслуживание встречной торговли (бартера).
Центральное место в области поддержки национального экспорта занимает работа по финансированию экспорта и страхованию экспортных кредитов. Решения по этим вопросам принимаются правительством страны (в качестве оперативного органа выступает Межминистерский комитет), а их исполнение делегируется (по мандату правительства) коммерческим компаниям, подконтрольным государству. Важнейшим звеном среди них являются страховое общество «Ойлер-Гермес», а также кредитно-финансовые институты KfWи АКА, действующие в сфере финансирования экспортных и инвестиционных проектов.
Федеральное правительство оказывает поддержку немецким инвесторам, выдавая им через «Ойлер-Гермес» инвестиционные гарантии, защищающие немецкие прямые инвестиции за рубежом (в развивающихся странах) от политических рисков, и гарантии по несвязанным финансовым кредитам (UFK-Garantien), страхующие обеспечение Германии сырьевыми товарами и стимулирующие экономическое развитие в странах, принимающих эти кредиты.
В 2008 г. Германия для поддержки немецких прямых инвестиций за рубежом приняла на себя гарантийные обязательства на сумму в 4,1 млрд. долларов США. Гарантии были направлены на поддержку реализации 77 проектов в 23 развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Объем гарантий на 14,0% превышает показатели предшествующего года (3,6 млрд. долларов США на 74 проекта в 18 странах). Гарантийные обязательства Правительства ФРГ на 65,0% относятся к реализации проектов в нефте- газодобывающих отраслях в России и Египте. По количеству гарантий, выданных в 2008 году, лидируют Китай и Россия. Общая сумма гарантийных обязательств Правительства ФРГ составляла на конец 2008 года 17,0 млрд. евро (16,5 млрд. евро в 2007г.).[22]
В Германии большое внимание уделяется регулированию и контролю инвестиционно-финансового рынка страны. Этой деятельностью занимается Федеральное ведомство по наблюдению за деятельностью в области финансовых услуг (BundesanstaltfurFinanzdienstleistungsaufsicht– BAFin), которое регулирует и контролирует деятельность немецких организаций, работающих в кредитной сфере, в сфере страхования и в сфере торговли ценными бумагами.
BAFinвходит в сферу деятельности Министерства финансов ФРГ. Территориально оно располагается в городах Бонн и Франкфурт-на-Майне. В нём занято около 1000 сотрудников. Осуществляет наблюдение за деятельностью около 2700 кредитных учреждений, 800 учреждений, предоставляющих финансовые услуги и свыше 700 страховых организаций.[23]
DeutscheBundesbankпринимает на себя оперативную деятельность по банковскому надзору, осуществляет текущий контроль оценки годовых отчётов, отчётов о проверках, заявлений банков, а также рутинные переговоры с банками. Как часть текущего контроля, Bundesbank проводит также регулярные проверки состояния собственных средств банков и управление рисками в банках.
Подводя итог первой главы, можно сказать, что определяющие место и роль Германии в международном разделении труда – это химическая промышленность, автомобилестроение и энергетика.
Они занимают львиную долю внутренних и внешних инвестиционных потоков, рабочей силы и других производственных факторов. При этом производство немецкой промышленности значительно быстрее развивается за границей: перемещение производства в другие страны снижает трансакционные издержки, способствует рациональному распределению ресурсов и создает условия для увеличения объемов производства за счет повышения спроса в результате расширения рынков сбыта.
Реализация экономической и инвестиционной политики ФРГ осуществляется через посредство целой группы специальных организаций, банков и финансовых институтов, полностью или частично принадлежащих государству и осуществляющих свою деятельность за счёт средств госбюджета.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 3 Экономика ФРГ в мировых хозяйственных связях 3.1 Внешняя торговля
Как уже было отмечено, внешнеэкономические связи являются одним из двигателей экономики ФРГ. Они осуществляются в основном в рамках ЕС.
Таблица 3
Показатели экспорта и импорта Германии в 2007-2008 гг.[24]
Источник:http://www.rfhwb.de/Index/ekonom-de.htm
Исходя из таблицы можно сделать вывод, что товарооборот Германии не смотря на условия мирового кризиса увеличился в 2008 г. на 104,5%, при этом экспорт возрос на 103,1%, а импорт на 106,3%.
Важнейшие торговые партнеры Германии – Франция, США и Великобритания.[25] Непрерывно также растет значение торговых и экономических связей с азиатскими пороговыми странами, например с Китаем и Индией. Если в 1993 г. германский экспорт в этот регион составлял 33 млрд. евро, то сейчас он вырос более чем в три раза и достиг 104 млрд. евро (2008 г.). Число германских предприятий в Азии за тот же период выросло с 1800 до 3500, прямые инвестиции увеличились более чем вчетверо.
Наибольший удельный вес экспорта занимают такие позиции: медикаменты (4,24%), техника(2,4%), легковые машины(9%), воздушный и ж/д транспорт(около 7%), продукты питания (до 2-х %)
3.2 Движение капитала
Международное движение капитала— это движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками в различных странах, между собственниками и их фирмами, которыми они владеют за рубежом.
Как место приложения капитала Германия имеет ряд преимуществ перед другими странами. Она является крупнейшим рынком среди европейских стран. С учётом расширения ЕС, импульсов, которые это расширение даст для подъема экономики и роста занятости в Европе, географической близости Германии к новым важнейшим её торговым партнёрам можно с большой долей уверенности предполагать, что все эти процессы будут способствовать дальнейшему усилению Германии как места приложения иностранного капитала.
Сегодня в Германии действует уже более 20 тыс. иностранных предприятий, на которых занято около 2 млн. человек.[26]
Что касается России, то, согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, по состоянию на 01.01.2007 г. общий накопленный объём германских инвестиций в экономику Российской Федерации составил 12,3 млрд. долларов США (на 01.01.2008 г. – 9,7 млрд. долларов США) или 8,6% (7,9% в 2007 г.) от общего объёма всех накопленных в Российской Федерации иностранных инвестиций – 142,9 млрд. долларов США (111,8 млрд. долларов США в 2007 г.).[27]
Отраслевая и структурная политика имеет существенное значение при осуществлении стратегии развития немецкой экономики. Средствами этой политики в значительной степени могут быть решены задачи обеспечения устойчивого экономического роста и создания новых рабочих мест. В связи с этим, в последние годы отмечается значительное увеличение инвестиций в систему образования и подготовки кадров, научные исследования и разработки, в инновации. Одновременно проводятся структурные реформы, которые повышают эффективность работы на этих направлениях.
Развитие международного инвестиционного сотрудничества относится в ФРГ к числу важных национальных экономических задач. Стимулирование прямых капиталовложений за рубежом осуществляется при прямом участии федеральных и земельных органов власти путем использования механизмов поддержки национального экспорта и инвестиционной деятельности. Особое внимание при этом уделяется содействию мелкому и среднему бизнесу. Делается это за счет дебюрократизации процессов создания и становления компаний, льготного налогообложения, организационной и финансовой поддержки.
Одним из основных элементов структурной структурной политики правительства, в т.ч. и его инвестиционной политики, остаётся приоритетное развитие новых федеральных земель. Основным пунктом здесь является улучшение условий для предпринимательской деятельности в этих регионах Германии. Концепция Правительства концентрируется на стимулировании развития направлений, которые могут играть определяющую роль для будущего развития этих регионов. К таким направлениям сегодня относятся инвестиции, инновации и развитие инфраструктуры.
В Германии имеется много хороших высших учебных заведений и научных центров. Однако очень немногие из них имеют международное значение и могут быть отнесены к «высшей лиге» лучших мировых высших учебных заведений. Федеральное правительство намерено организовать совместно с федеральными землями соревнование за звание лучших университетов, кластеров, академических высших учебных заведений, которые будут соответствующим образом поощряться. Для реализации этой инициативы на период до 2011 г. предусматриваются средства в объёме 1,9 млрд. евро, 75 % из которых берёт на себя Федеральное правительство.
Расходы Министерства экономики и технологий ФРГ из специальных фондов покрытия на развитие научных исследований и разработок увеличатся с 5,62 млрд. евро в 2008 г. до 5,82 млрд. евро в 2009 г.[28]
Правительство Германии намерено стимулировать увеличение расходов на научные исследования и довести их уровень к 2010 г. до 3% от ВВП, что соответствует цели, согласованной Европейским Советом в Барселоне. При этом предполагается, что на две трети эти расходы должны обеспечиваться промышленностью и на одну треть – государством.
В области нанотехнологий будет стимулироваться рост практического применения фундаментальных научно-технических разработок немецких фирм, являющихся мировыми лидерами в этой области, с тем, чтобы они не потеряли свои позиции.
За последние годы Германия стала международно-признанным научным и экономическим центром в области биотехнологий. Реализованные Федеральным правительством программы стимулирования BioRegioи BioProfileспособствовали тому, что сегодня в стране действует 25 биорегионов, в которых работает около 350 новых предприятий сферы биотехнологий. Германия является европейским лидером в этой области, и Федеральное правительство будет продолжать стимулирование этой научной области в рамках новой программы BioChancePLUS.[29]
В 2008 г. продолжали осуществляться мероприятия для привлечения инвестиций с международных рынков капитала. Так, например, в 2004 г. была разработана, а в 2008 г. уже в полном объёме функционировала программа мероприятий, направленных на стимулирование вновь создаваемых технологических предприятий с помощью привлечения венчурного капитала, в том числе и иностранного.[30]
Эти меры связаны с тем обстоятельством, что международные паевые инвестиционные фонды всё чаще обходят Германию стороной. Инвесторы стали более осмотрительными, до сих пор помня потери, которые принёс им крах «новой экономики» несколько лет назад. Из-за высокого риска и больших сопроводительных затрат они потеряли интерес к приобретению малых инвестиционных паев. В связи с этим специалисты призывают к созданию государственных программ для реализации схем привлечения венчурного капитала.
Таким образом, можно говорить о том, что развитию движения капитала в ФРГ уделяется достаточный уровень внимания, при этом развиваются два направления вхождение капитала в Германию, и инвестиции Германии в другие страны мира.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.3 Отношения Германии с ЕС
Германия относится к сторонникам соразмерных реформ в международных организациях. На то есть веские причины. Во-первых, ни одна другая сравнимая с Германией страна не интегрирована столь широко в систему многостороннего сотрудничества в политическом, экономическом и даже военном планах. Во-вторых, германская внешняя политика учитывает очень сильно возросшую ответственность, которую взяла на себя Германия на международной арене по просьбе мирового сообщества. В этом контексте Германия выступает за всеобъемлющую реформу структур ООН, включая решение вопроса о предоставлении ей места постоянного члена в Совете Безопасности. [31]
Германская позиция после терактов 11 сентября 2001 г. была выражена не только сразу же; канцлер ГерхардШрёдер пошел так далеко, как ни один из его предшественников и пообещал Америке «неограниченную солидарность» со стороны Германии. Разумеется, федеральное правительство поддержало также решение НАТО, которая 2 октября 2001 г. – впервые в своей истории – провозгласила, что произошло нападение на одну из стран альянса. Последовавшее затем участие немцев в операциях в регионе Гиндукуша имело политическую составляющую благодаря Боннской конференции по Афганистану и достигнутым на ней договоренностям о правовых и политических основах для деятельности переходного правительства в этой стране. Имело оно и военную составляющую. Так, с января 2002 г. бундесвер широко участвует в миссии ИСАФ (Международные силы содействия безопасности в Афганистане). В целом в начале десятилетия в различных миссиях мирового сообщества были задействованы до 10.000 германских военнослужащих – и это несмотря на то, превращение бундесвера из территориальной армии в мобильные вооруженные силы отнюдь не было завершено. Такая готовность брать на себя более широкую ответственность была одновременно и решающим аргументом, когда речь зашла о том, чтобы обосновать неучастие в военном походе против Ирака в 2003 г. Тот факт, что германская внешняя политика могла учитывать эту ситуацию и суверенно расставлять приоритеты, высвечивает новую возросшую роль страны.[32]
В то же время германская внешняя политика содействует созданию структур гражданского общества; действие германской внешней политики распространяется и на преодоление катастроф, на реализацию демократии и прав человека, на борьбу с терроризмом. Германия на практике использует свою новую роль для достижения и обеспечения прав человека, мира и диалога – как на Ближнем Востоке, так и в других конфликтных регионах. Тот факт, что Германия может играть эту роль, объясняется доверием к ней, которое накапливалось десятилетиями и тщательно оберегалось. Германская политика оценивается не по разрушительной деятельности Третьего рейха, а по ее достижениям в области созидания и интеграции. Без осознания этого союзники по Второй мировой войне вряд ли отпустили бы немцев «на свободу». Германия показала, что она умеет обращаться с ответственностью.
Может ли страна, которая со всех сторон граничит с другими европейскими государствами, может ли Германия, имея девять европейских соседей, позволить себе не проводить активную европейскую политику? Ответ лежит на поверхности: находясь в центре нынешнего Европейского Союза, немцы особенно заинтересованы в мирном и хорошем добрососедстве. Как страна с крупнейшим по численности населением на континенте и в то же время как экономически сильное и расположенное в центре Европы государство объединенная Германия в первую очередь заинтересована в том, чтобы участвовать в процессе европейской интеграции и в дальнейшем развитии и расширении этих рамок.
Жизнедеятельная Европа отвечает национальным интересам Германии. Процесс интеграции проявил себя в качестве подходящих рамочных условий для обеспечения мира, процветания и безопасности. Благодаря общей политике Германия нашла себе прочных партнеров в лице своих соседей и вместе с Европой вновь обрела свое единство, а также добилась уважения и авторитета в мире. Для немцев соблюдение мирного баланса интересов с соседями и с остальным миром стало успешным рецептом для интеграции Европы. Председательство Германии в ЕС в первой половине 2007 г. еще раз подчеркнуло это. Федеральный канцлер Ангела Меркель и министр иностранных дел Франк-ВальтерШтайнмайер умело использовали авторитет и доверие в Европе для преодоления институционального кризиса. Германия заложила основу для Лиссабонского договора и добилась одобрения всех стран ЕС в важных вопросах, касающихся способности ЕС принимать решения, вырабатывать политику и институтов ЕС.
Не принижая значения политического срастания Европы, можно все же сказать, что экономическая динамика интеграции и привлекательность большого рынка являются для других европейских государств сильнейшим мотивом для присоединения к ЕС. Об этом свидетельствует вступление в союз Великобритании, Дании и Ирландии в 70-х годах, Греции, Испании и Португалии в 80-х, Австрии, Швеции и Финляндии в 90-х годах. Об этом свидетельствует и магнетизм, притягивающий к ЕС новые рыночные демократии восточной части Центральной Европы и южной части Восточной Европы. Как и для молодой Федеративной Республики в 50-е годы вступление в ЕС стало для молодых демократий на юге и востоке Европы признанием и «перестрахованием» политических достижений в деле преодоления диктатуры и произвола. [33]
Германская европейская политика выразилась в безоговорочной поддержке углубления процесса интеграции, его расширения на север, юг и восток, а также его институционального строительства. Сильная сторона германской политики в отношении ЕС проявилась при этом в ориентации германо-французских отношений на ЕС, с одной стороны, и в тесных связях особенно с более мелкими государствами-членами, с другой. Многочисленные блокады при принятии решений и ключевые этапы в жизни ЕС неоднократно успешно преодолевались благодаря готовности Германии к компромиссам и ее эффективным усилиям.
И сегодня для основных линий германской политики в отношении ЕС характерен надпартийный консенсус. Немцы стремятся к дееспособной, но демократически устроенной и прозрачной Европе с более сильным Европейским парламентом. Как и многие другие европейцы они отвергают идею европейского супергосударства и предпочитают более четкое разграничение компетенций. Германия поддерживает прагматическую линию на развитие интеграции, заложенную Лиссабонским договором, но остается заинтересованной в дальнейшем прогрессе. Немцы знают, что они получают как экономическую, так и политическую выгоду от наличия ЕС, общего рынка, евро и от процесса расширения. Центральным положением на крупнейшем едином рынке Земли в значительной мере объясняется и экспортная мощь германской экономики. Кроме того, экономические связи с соседями из восточной части Центральной Европы могут строиться сегодня по правилам интеграции. На этих рынках германская экономика является крупнейшим торговым партнером и в большинстве случаев важнейшим инвестором. Одновременно Германия в особой мере испытывает на себе последствия объединения Европы. Она не может защитить свой восточногерманский рынок от конкуренции со стороны партнеров по ЕС. Германия несет на себе основное бремя «новой открытости» в области инфраструктуры, так как большинство крупных транспортных магистралей проходит через нее. На долю Германии в соответствии с ее ВВП приходится около 26% бюджета ЕС.[34]
Одной из задач Германии в ЕС с момента развития Европейского политического сотрудничества является повышение роли Евросоюза в мировой политике. Безопасность членов ЕС перед лицом угроз нового типа, по мнению Германии, – общая задача. На мировой политической сцене голос ЕС имеет больший вес, чем голос входящих в него государств. Германская внешняя политика использовала ЕС как опору и инструмент для представительства интересов так, как это вряд ли делалось в каком-либо другом государстве. В германском общественном мнении многие годы стабильное большинство имеет точка зрения, согласно которой вопросы в области внешней политики и безопасности лучше решать в союзе с другими. Поэтому германская политика в отношении ЕС направлена на усиление дееспособности союза, что включает в себя активизацию общей внешней политики, политики безопасности и оборонной политики. Это будет реализовано благодаря Лиссабонскому договору и учреждению поста «верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности», который будет отвечать за внешние связи сообщества.[35]
ЕС явно заинтересован в углублении партнерства с центральноазиатскими государствами. Исходя из этого, федеральное правительство в рамках председательства в ЕС в первой половине 2007 г. дало толчок выработке стратегии ЕС по Центральной Азии. Впервые члены ЕС определяют свои интересы в отношении этого важного региона и намечают основные пункты будущей совместной политики.
На Германию и ее партнеров надвигаются новые вызовы. Влиятельные коалиции и расстановка сил прошедших десятилетий будут меняться, понадобится достижение нового внутреннего баланса интересов и претензий, что требует от европейской политики способности к компромиссам. Происходит смещение центров тяжести и в плане мировой экономики. На внешних границах ЕС находятся зоны с меньшей экономической, политической и общественной стабильностью. Это требует доверительной, активной политики развития и партнерства, не в последнюю очередь со средиземноморскими государствами.
ЕС – не место, где делаются мелкие дела. Что касается процветания и безопасности, классических и важных сфер деятельности государства, то сегодня добиться их без ЕС уже невозможно. Поэтому политика интеграции, ее процедуры и институты относятся к субстанции, а не к орнаменту политической составляющей в Европе. Любая крупная тема, обсуждаемая в обществах на континенте, содержит одновременно и запрос о созидательном вкладе ЕС, так как почти ни один вопрос не оставляет в стороне тему взаимосвязи между европейцами. В центре политической Европы ЕС остается для Германии приоритетным полем деятельности ее международной политики.
Подводя итоги, можно сказать, что внешнеэкономические связи являются одним из двигателей экономики ФРГ. Они осуществляются в основном в рамках ЕС. По данным 2008г. доля Германии в общем объеме мирового экспорта и импорта колеблется от 9 до 115 (второе место в мире). Важнейшие торговые партнеры Германии – Франция, США и Великобритания. Непрерывно также растет значение торговых и экономических связей с азиатскими пороговыми странами, например с Китаем и Индией. Развитию движения капитала в ФРГ уделяется достаточный уровень внимания, при этом развиваются два направления вхождение капитала в Германию, и инвестиции Германии в другие страны мира. В стране придается большое значение созданию условий для привлечения иностранных капиталов в экономику страны. Как место приложения капитала Германия имеет ряд преимуществ перед другими странами. Она является крупнейшим рынком среди европейских стран. С учётом расширения ЕС, импульсов, которые это расширение даст для подъема экономики и роста занятости в Европе, географической близости Германии к новым важнейшим её торговым партнёрам можно с большой долей уверенности предполагать, что все эти процессы будут способствовать дальнейшему усилению Германии как места приложения иностранного капитала. Отраслевая и структурная политика имеет существенное значение при осуществлении стратегии развития немецкой экономики. Средствами этой политики в значительной степени могут быть решены задачи обеспечения устойчивого экономического роста и создания новых рабочих мест. В связи с этим, в последние годы отмечается значительное увеличение инвестиций в систему образования и подготовки кадров, научные исследования и разработки, в инновации. Одновременно проводятся структурные реформы, которые повышают эффективность работы на этих направлениях.
продолжение
--PAGE_BREAK--