ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Экономический факультет
Кафедра Региональной экономики и территориальногоуправления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственноерегулирование экономики»
на тему «Государственное регулированиевнешнеэкономической деятельности в России: теоретические аспекты и современнаяпрактика»
Выполнил студент
2 курса 3 группы
А.В. Антонов
Научный руководитель
д.э.н., профессор
Т.Н. Божко
Воронеж2008
Содержание
Перечень сокращений, условныхобозначений, символов, единиц и терминов
Введение
1 Теоретическиеаспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1 Основные концепции иположения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 Таможенно-тарифные методы государственногорегулирования внешнеэкономической деятельности
1.3 Нетарифные методыгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности
2 Государственноерегулирование внешнеэкономической деятельности в России
2.1 История государственногорегулирования внешнеэкономической деятельности в России
2.2 Институциональные структуры –участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России
2.3 Особенности и проблемыгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
Заключение
Список использованныхисточников
Переченьсокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов
ВТО – Всемирная торговая организация, международнаяорганизация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговлии регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО являетсяпреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функциимеждународной организации.
ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле(англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) – международноесоглашение, заключенное на Бреттон-вудской конференции в 1947 году с цельювосстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжениипочти 50 лет фактически выполняло функции международной организации.
Введение
Тема государственного регулирования внешнеэкономическойдеятельности в России, безусловно, очень актуальна в настоящее время.
Наша страна встала на путь рыночной экономики, поэтомуочевидно, что прежние методы регулирования внешнеэкономической деятельностинеэффективно применять в современных условиях. Выработка новых способоврегулирования, наиболее эффективных для нашей экономики, до сих пор незавершена. Регулирование внешнеэкономической деятельности по-прежнему неявляется наиболее оптимальным в России. А тем временем Россия с каждым годомстановится всё более интегрирована в международную экономику. Внешнеторговая деятельностьявляется ключевой для экономики России, так как очень большую долю своихпотребностей она удовлетворяет за счёт импорта товаров, средства на которые онаполучает от экспорта других товаров, в наибольшей степени сырьевых ресурсов. В 2006 году мировой товарооборотсоставил чуть менее 14 триллионов долларов, что составило чуть менее трети отмирового ВВП. В том числе в России в 2007 году объём экспорта составил 355миллиардов долларов, а объём импорта – 260 миллиардов долларов. Поэтому нельзя оставаться в стороне от этой темы.Безусловно, необходимо брать многое из международной практики, однако применятьс учётом особенностей нашей экономики. Данная тема имеет большое количество доступноготеоретического материала, который её описывает. Что касается практическогоматериала, то некоторые части этой темы имеют больше доступного практическогоматериала, чем другие, например гораздо легче на практике рассмотретьприменение таможенно-тарифных мер, чем нетарифных.
Цельданной работы – проанализировать различные виды мер государственногорегулирования внешнеэкономической деятельности и выявить особенности и перспективыих использования во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
а) изучить теоретические аспекты и принципыгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
б) классифицировать методы государственногорегулирования внешнеэкономической деятельности;
в) исследовать историю государственногорегулирования внешнеэкономической деятельности в России;
д) рассмотреть особенности государственногорегулирования внешнеэкономической деятельности в современной России;
е) выявить проблемы государственного регулирования внешнеэкономическойдеятельности в России.
Объектом данной курсовой работы являетсявнешнеэкономическая деятельность, а предметом – её регулирование со стороныгосударства.
В данной работе описываются основные понятия,теоретические концепции, причины и принципы государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности, классифицируются методы регулированиявнешнеэкономической деятельности. Большое внимание уделяется истории развитиягосударственно регулирования внешнеэкономической деятельности в России,структуре органов власти, осуществляющих эту деятельность. Также описываютсяпроблемы и способы их решения. Наконец, исследуется актуальная на данный моменттема вступления РФ в ВТО.
Для написания данной работы использовались различныеисточники, в том числе учебные пособия, рефераты, курсовые работы, законы иинтернет-страницы. Вся информация из данных источников проверялась насоответствие последним изменениям в законодательстве.
Данная работа включает в себя введение, две главы изаключение.
1 Теоретические аспекты государственногорегулирования внешнеэкономической деятельности
1.1 Основные концепции и положения государственногорегулирования внешнеэкономической деятельности
Прежде чем мы приступим к анализу внешнеэкономическойдеятельности, необходимо определить ряд наиболее важных для этой темы понятий.
Внешнеэкономическая деятельность – одна из сферэкономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная свнешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами иинвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Международная торговля – совокупность торговых связей,внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.
Все взгляды на государственное регулированиевнешнеэкономической деятельности можно разделить на 2 категории:
а) Свободная торговля – согласно концепции торговли (илилиберализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материальногоблагосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободнойторговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательствегосударства в торговую деятельность. Данная концепция была обоснована ещёклассиками А. Смитом и Д. Рикардо на основе принципов абсолютных исравнительных преимуществ[1].Предполагается, что для международной специализации стран определяющимифакторами являются природо-климатические факторы, а также различный уровеньэкономического развития стран, и страны должны производить именно ту продукцию,издержки на производство которой являются ниже, чем в других странах. Являясьпротивниками государственного вмешательства в экономику, сторонники свободнойторговли полагали, что оно консервирует отсталость отраслей в стране. Принциповсвободной торговли придерживаются в первую очередь сторонники монетаризма;
б) Протекционизм– согласно концепции протекционизма, государственное регулированиевнешнеэкономической деятельности необходимо для поддержания и развития отечественныхпроизводителей, для поддержания активного торгового баланса. Сторонникикейнсианства и институционализма являются приверженцами концепциипротекционизма.
Концепциилиберализма и протекционизма в чистом виде являются диаметральнопротивоположными. Стоит отметить, что в чистом виде ни та, ни другая концепцияне существует ни в одной стране мира с рыночной экономикой. Однако взависимости от экономических взглядов лиц, ответственных за государственноерегулирование, и от экономической конъюнктуры эти концепции применяются напрактике в разных пропорциях.
Несмотряна наличие различных взглядов на государственное регулированиевнешнеэкономической деятельности, можно выделить несколько причин, почемугосударственное вмешательство может быть просто необходимо.
Во-первых,оно необходимо для поддержания отечественных предпринимателей, которые зачастуюоказывают давление на правительства своих стран, требуя ограничить свободнуюторговлю. Во-вторых, свободная торговля не всегда способствует обеспечениюбезопасности страны. К этому подталкивают и международные соглашения. Например,несмотря на перспективу получения огромной прибыли, продажа ядерного оружиятеррористическим организациям запрещена международным законодательством инациональным законодательством всех стран. В-третьих, свободная торговля можетпривести к прекращению деятельности целых отраслей промышленности, что приведётк росту уровня безработицы и падению уровня благосостояния населения. Наконец,свободная торговля не способствует развитию новых отраслей в экономике страны,для этого необходима протекционистская политика.
Следует добавить, что свободная торговля в большейстепени на руку и более развитым, и, следовательно, конкурентоспособнымстранам, в то время как протекционизм более приемлем для экономически менее развитыхстран.
Государственноерегулирование основывается на определённых принципах, заложенных взаконодательных актах государства, а также в международных соглашениях. Косновным принципам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся:
- внешнеэкономическая деятельность является составной частью внешней политикистраны;
— приоритетэкономических мер регулирования;
— единствосистемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности иконтроля за её реализацией;
— равенствоправ и ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности и защита ихинтересов государством;
— государственноевмешательство должно быть оправданным и не наносить вред участникам внешнеэкономическойдеятельности и населению в целом;
— обеспечениенациональной безопасности, политических, экономических и военных интересовстраны, а также выполнение международных обязательств страны по недопущениювывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
— единствотаможенной территории.
Длягосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности применяютсяопределённые меры, или методы. Существует две основные классификации методоврегулирования внешнеэкономических отношений. Во-первых, они делятся на административные(квотирование, лицензирование, введение эмбарго) и экономические, включающие всебя политику таможенных пошлин и сборов, политику банковской процентной ставкии политику курса валют. Однако мы проанализируем методы, используя другуюклассификацию, разделяя их на таможенно-тарифные и нетарифные.
1.2 Таможенно-тарифные методыгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Таможенныйтариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых сгрузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственнуюграницу. Обычно таможенный тариф содержит детализированные названия товаров,облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их методаисчисления и перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.
Таможеннаяпошлина – это налог, взимаемый государством с провозимых через национальнуюграницу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.
Согласностатье 4 Федерального закона РФ «О таможенном тарифе»[2]таможенные пошлины делятся делятся по способу взимания на адвалорные,специфические и комбинированные.
Адвалорнаятаможенная пошлина — это пошлина, начисляемая в процентах к таможеннойстоимости облагаемых товаров (например, 20% оттаможенной стоимости). Данный вид таможенной пошлины схож спропорциональным налогом на продажу и применяется при необходимости взиманияпошлины с качественно неоднородных товаров одной товарной группы. Адвалорнаяпошлина позволяет поддерживать одинаковый уровень поддержки отечественногопроизводителя вне зависимости от рыночной цены товара. Таким образом, приставке адвалорной пошлины, равной 40%, мы имеем следующее: при цене товара в100 долларов взимается 40 долларов, а при цене товара в 200 долларов взимается80 долларов. Однако, вне зависимости от цены, адвалорная пошлин поднимает ценуимпортного товара на 40%. Недостатком данной пошлины является тот факт, что оценитьцену товара не всегда просто, также цена может подвергаться постоянным колебаниям.Всё это может приводить к злоупотреблениям как со стороны импортёров, так и состороны представителей таможенных органов.
Специфическаятаможенная пошлина — это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара(например, 10 долларов за 1 тонну).Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нетнеобходимости оценивать цену товара, следовательно нет места излоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар,изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, темстепень защищённости ниже и наоборот.
Комбинированнаяпошлина— сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10долларов за 1 тонну).
По объектуобложения таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные.
Импортныепошлины накладываются на товары, ввозимые в страну, и служат основныммеханизмом зашиты отечественного производителя.
Экспортныепошлины накладываются на товары, вывозимые из страны. Используются редко,обычно в тех случаях, когда цена на определённый товар на внутреннем рынкесущественно ниже мировых. Целью экспортных пошлин является сокращение объёмовэкспорта и пополнение бюджета.
Транзитныепошлинынакладываются на товары, провозимые через страну транзитом.Применяются редко.
По характеру таможенные пошлины делятся на сезонные,антидемпинговые и компенсационные.
Сезонныепошлины применяются для оперативного регулирования международной торговли продукциейсезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действияне может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенноготарифа по этим товарам приостанавливается;
Антидемпинговыепошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальнаяцена в экспортирующейстране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организациии расширению национального производства такихтоваров;
Компенсационныепошлины накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенноиспользовались субсидии, если их импорт наноситущерб национальным производителям таких товаров.
Основныефункции таможенных пошлин – это протекционистская, фискальная и балансировочная.Протекционистская функция связана с повышением цены импортного товара навнутреннем рынке за счёт взимания пошлины, что делает его менееконкурентоспособным, и соответственно защищает национальныхтоваропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаровувеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынкестраны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность отечественныхтоваров. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средствот взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Наконец,балансировочная функция относится к экспортируемым товарам и её целью являетсяпредотвращение нежелательного экспорта товаров, в частности в том случае, еслицены на них на внутреннем рынке ниже мировых.
1.3 Нетарифные методы государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности
Другаякатегория методов регулирования внешнеэкономической деятельности – этонетарифные меры. Их значимость в современном мире существенно возрастает. Дел втом, что большинство стран мира являются членами Всемирной торговойорганизации, основным принципом которой является свободная торговля. Поэтомустраны-участницы ВТО вынуждены снижать тарифы. Однако защита отечественныхпроизводителей остаётся актуальной, и поэтому выходом из этой ситуации являетсяприменение именно нетарифных мер. Лидерами по их использованию являются США,Европейский союз и Япония. РФ на данный момент не является членом ВТО. Однако,во-первых, для вступления в ВТО Россией уже подписаны двухсторонние соглашениес большинством стран-участниц ВТО, и это накладывает определённые ограниченияна использование тарифных мер, а во-вторых, РФ может в ближайшем временипополнить ряды членов ВТО. Поэтому замена тарифных мер нетарифными являетсяактуальной и для нашей страны.
Существуетцелый ряд способов классификации нетарифных мер, разработанных ГАТТ/ВТО, КонференциейООН по торговле и развитию, Международным валютным фондом, Всемирным банков, Международнымбанком реконструкции и развития, Международной торговой палатой и рядом другихавторитетных
организаций.Рассмотрим классификацию, разработанную ГАТТ/ВТО:
а) Финансовыеспособы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых икосвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решениеморганизационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков.Рассмотрим некоторые виды финансовых способов ограничений:
1) Скользящиесборы – это дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировыхрыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты ипродукты питания для сближения их с внутренними ценами. Пограничный налоговыйрежимпредполагает взимание сборов в момент перемещения внешнеторговыхгрузов через таможенную границу и таможенного оформления;
2) Внутренние(уравнительные) налоги и сборы — эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС,акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера; это такжесборы с чувствительных категорий продуктов, которые, как правило, имеютвнутренний эквивалент (эмиссионные сборы, налог на продукты, административныесборы). Их целью является создание одинакового налогового режима для одних итех же (или аналогичных) товаров иностранного и национального производства, атакже поддержание определенного уровня цен на внутреннем рынке;
3) Дополнительныесборы – сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин иналогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных дляфинансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей(налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистическийналог);
4) Импортныедепозиты– это требования предварительной оплаты стоимости импорта иуплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов,уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальныеограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного родаразрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей иочередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимальнодопустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территориюстраны-импортера до момента завершения импортных расчетов);
б) Экспортнаясубсидия или субсидия на производство:
1) Экспортнаясубсидия – это дотация производителю или продавцу экспортного товара,возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышенияконкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортныхсубсидий есть способ государственного стимулирования экспорта за счет бюджета.Экспортное субсидирование возможно в форме прямого финансированиянаучно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортногопроизводства, а также путем предоставления благоприятных кредитов.
2) Внутренняя субсидия – наиболее замаскированныйфинансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта,предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров,конкурирующих с импортными.
3) Политика в рамках государственных закупок–скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов ипредприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже,несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичнымобъяснением такой политики являются требования национальной безопасности.Например, американское правительство по закону 1993 года, получившему название«Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборонных товаров –на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. Взападноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находилисьв руках государства, практически не было торговли оборудованием связи,поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудованиетолько у своих производителей;
в) Количественныеограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования,лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта. Рассмотрим эти мерыподробнее:
1) Квотирование– это мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством,которая накладывает количественные и стоимостные ограничения на ввоз (вывоз)товара в страну, вводится на определенный срок применительно к определеннымтоварам, транспортным средствам, работам, услугам и т.п., к странам либо кгруппам стран и выступает в качестве нетарифной меры внешнеэкономическогорегулирования, регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответноймеры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т.д;
2) Контингентирование- государственное регулирование внешней торговли с помощью установленияцентрализованного экспортного контроля над ввозом и вывозом товаров в пределахконкретных квот в течение определенного периода времени. Цельконтингентирования состоит в защите интересов национальной промышленности.Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется полицензиям;
3) Лицензированиеимпорта – это регулирование компетентными государственными органами вывозатоваров из страны путем выдачи специальных разрешений (лицензий) походатайствам (заявлениям) заинтересованных лиц;
4) Добровольноеограничение экспорта — метод государственного регулирования внешнеэкономическихсвязей; обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить объемэкспорта определенных товаров;
5) Требование о содержании местныхкомпонентов– скрытый метод торговой политики государства, законодательноустанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведенанациональными производителями, если такой продукт предназначается для продажина внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентовиспользуется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения,которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемыхтоваров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительстваразвитых стран используют требования о содержании местных компонентов, чтобыизбежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевойрабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости;
д) Техническиестандарты и требования к импортируемой продукции, связанные создравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числепромышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров,санитарно-ветеринарные нормы);
е) Таможенные,административные импортные формальности, которые создают препятствия исдерживают таможенное оформление ввозимой продукции. К этой категории меротносятся следующие:
1) Антидемпинговаяпошлина — дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары,экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних ценимпортирующей страны;
2) Компенсационнаятаможенная пошлина — пошлина, взимаемая в случаях ввоза на таможеннуютерриторию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенноиспользовались субсидии; Компенсационные пошлина взимаются, если такой ввознаносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаровлибо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;
3) Таможенныеформальности — законодательно предусмотренные обязательные требования, безвыполнения которых транспортные средства, товары и иные предметы не могут бытьпропущены через таможенную границу. Таможенные формальности включают досмотртоваров и иных предметов, осмотр транспортных средств, проверку и оформлениедокументов, определение страны происхождения товара, исчисление и взиманиетаможенных пошлин, налогов и сборов.
Отметим,что первая группа мер носит финансовый характер, а все последующие –административный.
2 Государственное регулированиевнешнеэкономической деятельности в России
2.1История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности вРоссии
Условнов России можно выделить 4 этапа развития руководства внешнеэкономическойдеятельностью: дореволюционный (до 1918 г.), советский (1918-1986 гг.),перестроечный (1986-1991 гг.), современный этап (с 1991 г.)[3].
Вдореволюционный этап включается множество веков, предшествовавших Октябрьскойреволюции. В эпоху раздробленности Руси и отсутствия единой, сильной,централизованной власти сбором таможенных пошлин занимались все княжества. Врезультате объединения княжеств вопросами внешнеэкономической деятельностьюстала ведать Боярская дума Великого княжества Московского. Впоследствии в 1653и 1755 гг. принимались таможенные Уставы, а в 1724 – таможенный тариф. Только в1755 были полностью отменены межрегиональные барьеры в экономических связяхрегионов Российской империи. На этом этапе в таможенный тариф неоднократновносились изменения, исходя из национальных интересов. Относительно успешнаявнешнеэкономическая политика привела к тому, что к началу ХХ века Россия имелаактивный торговый баланс и долю в мировой торговле, равной 3.6 %., что можносчитать успешным результатом. Органами, ответственные за внешнеторговуюдеятельность, являлись с XVI века – Посольский приказ, с 1720 г. –Коммерцколегия, с 1802 г. – Министерство коммерции.
Насоветском этапе в бывшем СССР монополия на осуществление внешнеэкономическойдеятельности принадлежала государству. Согласно декрету Совета народныхкомиссаров от 22 апреля 1918 года, государство:
— вцентрализованном порядке управляло внешнеэкономической деятельностью как частьюнароднохозяйственного комплекса через созданные для этих целей органы;
— определяло,какие организации и в каких отраслях могут осуществлять операции повнешнеэкономическим связям;
— наоснове экспортно-импортного плана устанавливало, что и в каких количествахможет быть вывезено из страны и что ввезено;
— непосредственнорегулировало ввоз, вывоз и операции внешнеторговых организаций посредствомсистемы лицензий и контрактов.
Впериод НЭПа, действовавшего с 1921 по 1928-29 гг., когда допускалась частнаясобственность и мелкотоварная собственность, некоторые служащие государственногои партийного аппарата надеялись на отмену государственной монополии навнешнеэкономическую деятельность и на допущение к внешнеэкономическойдеятельности частных предприятий и региональных органов власти. Были дажесделаны некоторые, пусть и несущественные шаги, в сторону децентрализациивнешнеэкономической власти. Однако в 30е годы почти все сторонники такихвзглядов были репрессированы, а принцип государственной монополии приобрелгосподствующий характер.
Всеэто не могло не привести к негативным тенденциям. При таком управлении:
— производительне был заинтересован в экспортной деятельности, более того, необходимость дляпредприятий производить товары для экспорта было проблемой, так как в данномслучае требовались дополнительные затраты на повышение качества и товара и приближениеего к мировому уровню, а большая часть дохода доставалась бюджету, а непредприятию;
— стремлениек увеличению и расширению импорта часто было необоснованным;
— небыло четкого распределения функций между министерствами и ведомствами,ответственными за организацию и осуществление внешнеэкономических связей;
— приоценке результатов экспортной деятельности не учитывался конечный результат;
— былислабы стимулы и недостаточна ответственность участников производства за поставкипродукции для зарубежного потребителя;
— прямыесвязи между производителями и потребителями практически отсутствовали;
— небыло четкой концепции внешнеэкономической деятельности с отражениемстратегических целей, приоритетов, средств их достижения;
— существовавшиежёсткая регламентация участников внешнеэкономических связей и отсутствиеконкуренции снижало эффективность предприятий. Только 13% машин и оборудованияи 15% технологий соответствовали мировым стандартам, а треть того и другого несоответствовала даже внутренним стандартам;
— происходилрост товарооборота, однако, особенно в 1970-80е годы, большая часть ростаэкспорта приходилась на топливно-энергетические ресурсы.
Всёэто тормозило развитие этой сферы внешнеэкономической деятельности, а подчаснаносило прямой ущерб государственным интересам. Существовали определённыепопытки либерализовать внешнюю торговлю. Например, были организованыТоргово-промышленные палаты, отделения Внешторгбанка, было разрешено создаватьфилиалы всесоюзных внешнеторговых объединений. Однако эти попытки былинезначительны, не приводили к существенным результатам, и государственнаямонополия на внешнеэкономическую деятельность сохранялась.
Проанализировавсоветский этап, нельзя не прийти к выводу, что государственное регулированиевнешнеэкономической деятельности на советском этапе было крайне неэффективно,поэтому период перестройки повлёк за собой серьёзные изменения в этой сфередеятельности.
Неэффективностьсоветской экономической модели, в том числе и во внешнеэкономическойдеятельности, привело к необходимости реформ.
В1986 году была разработана стратегия развития внешнеэкономических связей СССРна период до 2000-2005 гг. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 991от 19 августа 1986 года « О мерах по совершенствованию управлениявнешнеэкономическими связями»[4]была сформирована задача осуществления мер по коренной перестройке управления,совершенствованию планирования и созданию действенного механизма в областивнешнеэкономических связей.
Былапроизведена децентрализация управления внешнеэкономической деятельности, более20 министерств и ведомств СССР и Союзных республик, а также около 70 крупныхпредприятий, получили право на самостоятельное осуществлениеэкспортно-импортной деятельности.
В1987 г. юридические лица на территории СССР получили право создавать совместныепредприятия с участием иностранных фирм, а в 1989 г. они получили право насоздание предприятий на территории других стран.
Былипроизведены попытки расширения экономического сотрудничество со странами СЭВ(Совет экономической взаимопомощи – межправительственная экономическаяорганизация, созданная по решению экономического совещания представителейБолгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии). Однако жёсткаяцентрализация управления экономическими связями в странах СЭВ, отсутствиеконвертируемости валют этих стран по отношению друг к другу, существенныеразличия во внутренних ценах в каждой из стран не привели к желаемомурезультату.
В1989 г. торговый баланс стал отрицательным. Уровень внешнеторговых связей СССРтакже не соответствовал уровню развитых стран Запада. Например, в начале 1990хгодов внешнеторговый оборот в СССР составлял 800 долларов США на душу населения,в то время как в ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, международнаяэкономическая организация, созданная в 1957 г. по Римскому договору, в 1992 г.сменила название на Европейское сообщество) он равнялся 6400 долларов США, вЯпонии 3700 долларов США.
Необходимыбыли более решительные меры по либерализации для улучшения экономической и, вчастности, внешнеторговой ситуации в стране. Согласно Постановлению СоветаМинистров СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 «О дальнейшем развитиивнешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иныхобщественных предприятий, объединений, организаций», главным звеномвнешнеэкономического комплекса СССР стало предприятие. Предприятиямпредоставлялись более широкие права во внешнеэкономическое деятельности, в томчисле они получили право оставлять себе всю валютную выручку, кроме той, чтоотчислялась органам власти.
Однойиз негативных тенденций периода перестройки во внешнеэкономической сфере сталабыстрорастущая внешняя задолженность страны, которая 1 января 1992 г. составила96,6 миллиардов долларов. Это стало следствием непродуманной либерализациисистемы внешних заимствований и впоследствии тяжело сказалось на финансовомположении страны.
Вцелом реформы носили зачастую незавершённый характер. Причинами на то являлисьсразу несколько факторов. Во-первых, перестройка началась во времянеблагоприятной для страны ситуации на мировом рынке. Во-вторых, большинствопредприятий оказались неконкурентоспособными в условиях проведения либеральныхреформ. В-третьих, действия органов власти часто являлись непродуманными инепоследовательными. Наконец, в отечественной экономической науке отсутствовалатеория, адекватно описывающая переход к рынку и свободной торговле, вместо неёсуществовала идеологизированная теория, однако на практика она не оправдалась.
Кключевым изменениям, происшедшим в области государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности на современном этапе с 1991 г., можно отнестиследующие:
— ликвидациямонополии внешней торговли;
— предоставлениеправа участия во внешнеэкономической деятельности всем юридическим и физическимлицам;
— организациявнутреннего валютного рынка;
— развитиеиностранного предпринимательства;
— усилениеконтролирующей функции государства;
— расширениеэкономического метода регулирования внешнеэкономической деятельности.
2.2 Институциональныеструктуры – участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России
Правовоерегулирование внешнеэкономической деятельности — это совокупность нормативныхактов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика.
Этасовокупность представлена национальным законодательством по внешнеэкономическойдеятельности, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами,а также международными правилами и нормами, подписанными РФ и международнымидоговорами России с другими странами. Сюда можно отнести Конституцию РФ, Закон«О таможенном тарифе», Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «Об основахгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности, Закон «О валютномрегулировании и валютном контроле».
Большоезначение в регулировании внешнеэкономической деятельности имеете структура органоввласти, её осуществляющих. В РФ существует 3 ветви власти: законодательная,судебная и исполнительная.
Органомзаконодательной власти в РФ является Федеральное Собрание. Федеральное Собраниеиздаёт законы, в том числе и регулирующие сферу внешнеэкономическойдеятельности.
Корганам судебной власти в РФ относятся Конституционный суд, Верховный суд, Высшийарбитражный суд, суды и судьи различной инстанции. В сфере внешнеэкономическойдеятельностью судебная власть обязана защищать интересы всех субъектоввнешнеэкономической деятельности, вне зависимости от их национальнойпринадлежности.
Однаконаиболее значимую роль в регулировании внешнеэкономической деятельности играет исполнительнаявласть. Также в контексте рассмотрения государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности к исполнительной власти отнесём и ПрезидентаРФ, хотя формально Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти.Исходя из этого, разделим органы исполнительной власти на 4 уровня:президентский, правительственный, ведомственный и региональный.
СогласноКонституции РФ и Федеральному закону РФ «Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности», Президент РФ[5]:
— определяетосновные направления торговой политики Российской Федерации;
— определяетпорядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерациидрагоценных металлов и драгоценных камней;
— устанавливаетзапреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальнойсобственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;
— используетсогласительные процедуры для разрешения разногласий между органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, вслучае не достижения результата имеет право передать разрешение спора нарассмотрение соответствующего суда;
— имеетправо приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектовРФ по вопросам внешнеторговой политики в случае их несоответствие закону дорешения суда.
СогласноФедеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговойдеятельности» с изменениями на 2 февраля 2006 года, Правительство РФ[6]:
— обеспечиваетпроведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет мерыпо ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает ихвыполнение;
— применяетспециальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры приосуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защитеэкономических интересов Российской Федерации
— устанавливаетставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;
— вводитколичественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии смеждународными договорами Российской Федерации, федеральными законами иопределяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импортатоваров;
— устанавливаетразрешительный порядок экспорта и импорта отдельных видов товаров, которыемогут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизньили здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственноеили муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных ирастений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношениикоторых применяется такой порядок;
— определяетпорядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формированияи ведения федерального банка выданных лицензий;
— попредставлению федерального органа исполнительной власти, указанного в части 3настоящей статьи, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и(или) импортом которых устанавливается наблюдение;
- определяет порядок наблюдения за экспортом и импортом отдельных видов товаров;
— принимаетв пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписаниимеждународных договоров Российской Федерации;
— принимаетрешения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государствограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальнойсобственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
— определяетпорядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся(расщепляющихся) ядерных веществ;
— устанавливаетпорядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которыхявляется информация, составляющая государственную тайну;
— утверждаеттоварную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
— осуществляетиные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральнымизаконами, указами Президента Российской Федерации полномочия в областигосударственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственногоконтроля в этой области.
Средиведомственных органов государственное регулирование внешнеэкономическойдеятельности осуществляют следующие органы:
а) Министерствопромышленности и торговли РФ — федеральный орган исполнительной власти,осуществляющий, в том числе, согласно постановлению Правительства РФ «ОМинистерстве промышленности и торговли РФ», функции по поддержке экспортапромышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг,выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующихвведению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер приимпорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функцииуполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющегогосударственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключениемвопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных сприсоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;
б) Федеральнаятаможенная служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий всоответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю инадзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля испециальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административнымиправонарушениями. Главное назначение ФТС — защита экономической безопасностиРоссии;
в) Центральныйбанк Российской Федерации – центральный банк РФ, банк верхнего уровнядвухуровневой банковской системы, в сфере внешнеэкономической деятельностипредставляет интересы государства в отношениях с национальными или центральнымибанками других государств, международными банками и другимифинансово-кредитными учреждениями, проводит все виды валютных операций,разрабатывает сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценныхбумаг, регулирует курс национальной валюты по отношению к валютам других стран,управляет официальными золотовалютными резервами страны, выдаёт лицензий банкамна осуществление валютных операций;
д) Торгово-промышленнаяпалата РФ — объединение российских предпринимателей с целью лоббирования изащиты своих интересов на всех уровнях общества. В сфере внешнеэкономическойдеятельности Торгово-промышленная палата и входящие в её структуру объединенияоказывают российским предприятиям содействие в патентовании своих изобретенийза границей, организуют экспертизу экспортных товаров, занимаются рекламойроссийских товаров в зарубежных странах, оказывают услуги иностраннымпредпринимателям по установлению деловых контактов и их работе в России,изыскивают нетрадиционные товары для экспорта, организуют выставки российскихтоваров за рубежом и иностранных товаров в России;
е) Министерствофинансов РФ — федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающеепроведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководствов области организации финансов в Российской федерации. В сферевнешнеэкономической деятельности Министерство финансов РФ определяет порядокфинансирования и кредитования внешнеэкономической деятельности, издаётнормативные документы по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения поэтим вопросам, регулирует вопросы налогообложения при осуществлениивнешнеэкономической деятельности;
Региональныеорганы власти включают в себя Администрации регионов и органы местногосамоуправления. К их компетенции относится заключение договоров с зарубежнымипартнёрами на приобретение и реализацию продукции, участие в научных икультурных проектах.
Структураорганов власти, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность, не являетсяэффективной, их многочисленность часто приводит к конфликту интересов инесогласованным действиям.
2.3 Особенности ипроблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности вРоссии
Государственноерегулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется,основываясь на следующих принципах:
- количественные ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключениемособых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересовстраны и для выполнения международных обязательств РФ;
— ввозимыена территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим,санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам итребованиям, установленным в РФ;
— вцелях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговойдеятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойногоназначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространениюоружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологииих создания в стране действует система экспортного контроля;
— наотдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливаетсягосударственная монополия;
— особымирежимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являютсяприграничная торговля и свободная экономическая зона;
— соблюдаетсяравенство участников внешнеэкономической деятельности и осуществляется ихзащита государством.
Средипроблем, стоящих перед РФ в области внешнеэкономической деятельности можновыделить следующие:
— неблагоприятнаяпозиция РФ в международном разделении труда. Как видно из структуры российскогоэкспорта в таблице 1 на странице 33, удельную долю российского экспортасоставляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденциюк увеличению. В 1995 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2006году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товарысклонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Такжеэто означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способнойконкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта, как видно изтаблицы 2 на странице 34, преобладают продовольственные товары исельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химическойпромышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2006 – 79.2 %. То естьсуществует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительнуюдинамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственныхтоваров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с однойстороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельноудовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, вабсолютном выражении их количество выросло (с 13152 млн долларов США в 1995 г.до 21614 млн долларов в 2006 г.), поэтому возможно, что сокращение доли вимпорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности впродовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что вслучае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ нестанет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможновозникновение дефицита торгового баланса. Эта проблема особо актуальна внастоящий момент в условиях мирового финансового кризиса, так как, например, занесколько месяцев цена за баррель нефти упала с приблизительно 140 долларов доприблизительно 60 долларов, а нефть является одним из основных российскихэкспортных товаров;
— сокращениепрофицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темповроста импорта по сравнению с темпами роста экспорта (как видно из таблицы 3 настранице 34) в 2007 г. импорт вырос на 44.9%, в то время как экспорт вырос лишьна 17 %), оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортныетовары РФ;
— противодействиегосударствами других стран проникновению российского капитала в экономикидругих стран, например в Европе не приветствуется покупка акций крупныхевропейских авиаперевозчиков российскими компаниями;
— низкаяконкурентоспособность российской экономики и её постоянное снижение с 1999 засчёт опережающем росте цен в РФ на фоне других стран при почти не меняющемсякурсе рубля;
— спекулятивныйхарактер большой части иностранных инвестиций в российские предприятий;
— малаяпривлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингуВсемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортностиусловий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, приэтом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;
— протекционистскиемеры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российскихотраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли нестремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и безэтого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеровявляется поддержка российской автомобильной промышленности;
— мировойфинансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторыхроссийских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвациярубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику;
— вступлениеРФ в ВТО, являющееся одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны,РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она ужесоблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясьвыгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организациитакже не столь однозначны.
Наосновании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзныеизменения во внешнеэкономической деятельности РФ. Необходимо диверсифицироватьструктуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. Определённыешаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятиюавиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, цельюкоторых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однакоданные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построитьболее доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформироватьобраз России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства исоздать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособностьотечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышенияэффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силувследствие девальвации рубля. Не существует однозначного ответа на то, какэтого достичь, для этого необходим широкий комплекс мер. При этом экономическиеинтересы должны как можно в меньшей степени ущемляться ради политических. Наконец,тяжёлым испытанием для российской экономики, возможно, станет мировойфинансовый кризис. В этих условиях задача улучшения роли РФ вовнешнеэкономической сфере ещё больше усложняется.