Содержание Введение
1. Внешнеэкономическая ивнешнеторговая деятельность: сущность и понятия, регулирование внешнеторговойдеятельности
2. Анализ внешнеторговойдеятельности российских предприятий
3.Перспективы развития внешнеторговой деятельности предприятийЗаключение
Списокиспользованной литературы
Приложения
Введение
Внешнеэкономическаядеятельность предприятия – это предпринимательская деятельность юридических ифизических лиц, которая включает внешнеторговую и инвестиционную деятельность,международную производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитныеоперации. Выбор конкретного вида внешнеэкономическойдеятельности зависит от специализации предприятия, механизма государственногорегулирования.
Длясовременного этапа развития экономики России наиболее массовым видомвнешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговаядеятельность, представляющая собой деятельность по осуществлению сделок вобласти внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальнойсобственностью. Государственное регулирование внешнеторговой деятельностиосновывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с Федеральнымзаконом «Об основах государственного регулирования внешнеторговойдеятельности», другими федеральными законами и иными нормативно-правовымиактами РФ» а также общепризнанными принципами и нормами международного права имеждународными договорами РФ.
Внешнеэкономическийкомплекс страны, несмотря на имеющиеся трудности и противоречия в развитиироссийской экономики, является наиболее мощным и динамичным секторомнационального хозяйства, обеспечивающим решение неотложныхсоциально-экономических задач, поддержку реального сектора экономики, созданиеусловий для более полного удовлетворения потребностей населения.
Актуальность выбраннойтемы обусловлена тем, что в современных условиях хозйствования экономика страныне может развиваться отдельно от остальных стран мира. Современный этап мировогоразвития характеризуется наличием интеграционных связей между странами, вчастности в области торговли.
Объектом курсовогоисследования является внешнеторговая деятельность России и РеспубликиТатарстан.
Предметом исследованияявляются экономические отношения, возникающие между всеми участникамивнешнеторговой деятельности в области торговли продукции и услуг.
Целью настоящей работыявляется рассмотрение сущности внешнеторговой деятельности российскихпредприятий и его особенностей в современных условиях.
Для достиженияпоставленной цели решены следующие задачи:
- определитьосновные понятия внешнеэкономической деятельности;
- рассмотретьметоды государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- провестианализ текущего состояния внешнеторговой деятельности России и РеспубликиТатарстана;
- рассмотретьвозможные перспективы развития внешнеторговой деятельности.
Теоретическойосновой написания курсовой работы прослужили работы отечественных экономистов:Е.Ф.Авдокушина, В.Н.Буристова, В.И.Фомичева, Н.Ф.Гофмана, Е.В.Рыбалкина идругих. Также в работе были использованы официальные сайты Федеральной службыгосударственной статистики и правительства Республики Татарстан, а такжепериодические издания.
1.Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность: сущность и понятия,регулирование внешнеторговой деятельности
Внешнеэкономическаядеятельность – в широком понимании: рыночная деятельность субъектов, наделенныхнациональными государственными полномочиями. Материальной основой развития внешнеэкономическойдеятельности является международное разделение факторов производства [2, с.32].
В узком понимании:это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в областимеждународного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовыхи интеллектуальных ресурсов [3, с.64].
Внешнеэкономическаядеятельность – действия предприятий и организаций, направленныена реализацию своей производственной или иной деятельности за пределаминациональных границ государства [6, с.18].
Существуют различныеформы международного бизнеса:
1. Экспорт/импорт
2. Лицензионная торговля(лицензионные контракты)
3. Совместноепредпринимательство, в том числе совместные предприятия (СП)
4. Прямыекапиталовложения (вывоз капитала)
5. Многонациональные(транснациональные) корпорации (ТНК)
6. Альянсы (союзы,стратегические альянсы)
В последовательностиэтих форм (видов) отражена хронология возникновения каждого из этихнаправлений. Каждое из этих направлений содержит в себе особую формуконтрактных отношений международного бизнеса.
Внешнеэкономическийкомплекс страны – это совокупность отраслей, подотраслей, объединений,предприятий, фирм, кооперативов, производящих и реализующих экспортнуюпродукцию, а также закупающих и перерабатывающих импортные товары иосуществляющих другие формы внешнеэкономических связей. Внешнеэкономический комплекспредставляет собой органическую часть экономики страны. Результатыпроизводственно-хозяйственной и т коммерческой деятельностивнешнеэкономического комплекса предназначены для экспорта и для внутреннегопотребления. Становление внешнеэкономического комплекса определяется, с однойстороны, органичностью его связи с системой в целом, а с другой – спецификойвзаимодействия с мировым рынком [7, с.53].
Внешнеэкономическийкомплекс состоит из двух основных частей включающих:
1. Фирмы и предприятия,чья производственная деятельность направлена на производство экспортнойпродукции и услуг, а также фирмы и предприятия, являющиеся потребителямиимпорта.
2. Фирмы и предприятия,занятые поставками товаров зарубежным потребителям, а также ввозом продукции,производимой за рубежом.
В России более 70 летсуществовала государственная монополия на внешнюю торговлю, которая и создалаадминистративно-распределительную модель ВЭД. При такой модели воздействиевнешней конкуренции было нейтрализовано закрытой или автаркической структуройэкономики. Изоляция предприятий от внешнего рынка и конкуренции привела кнеконкурентоспособности на этом рынке их продукции. Начало реформированиястраны (1985 г) не совпало с началом формирования нового адекватного рыночнымусловиям механизма регулирования ВЭД (1991 г). Результатом этого отставанияявились отрицательные показатели внешнеторгового сальдо (С=Э-И
Итак, во временасоветской власти Россия вела активную внешнеэкономическую деятельность, причеммонополию на осуществление ВЭД имело только государство: ВЭД была закрытой, иосуществляло ее только государство. Разница между мировыми и внутренними ценамикомпенсировалась из бюджета. Переход к рыночной экономике в России обусловил ееоткрытость для внешнего мира, включая снятие ограничений с ВЭД. Началомпроцесса либерализации явилось появление Указа Президента РСФСР «Олиберализации ВЭД на территории РСФСР» от 15.11.91. Согласно указу: «Всехозяйственные субъекты РФ независимо от форм собственности имеют правосамостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числепосредническую», ранее считавшуюся уголовно наказуемой; т.о. образом, быласнята монополия государства на внешнюю торговлю большинством товаров.
Меры по либерализации внешнеэкономическойдеятельности включали [7, с.32]:
1. Снятие ограниченийна экспорт готовой продукции (при сохранении жестких и количественных, итарифных ограничений на вывоз топливно-энергетических ресурсов)
2.Частичнаялиберализация валютного курса
3. Отмена ограниченийна импорт
4. Установление особогопорядка экспорта стратегически важных сырьевых товаров, вывоз которых наначальном этапе составлял 70% российского экспорта
5. Постепенный переходна тарифные методы регулирования при сокращении количественных ограничений
6. Отмена квотированияи лицензирования экспорта
7. Отмена институтаспециальных экспортеров и льгот участникам ВЭД.
Однако данный указ несмог охватить все стороны либерализации, и государство потеряло контроль заВЭД, ее эффективность стала падать. В последствии были приняты другие законы,направленные на совершенствование регулирования ВЭД.
Основнымипринципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговойдеятельности, и потребителей товаров и услуг; равенство и недискриминацияучастников внешнеторговой деятельности; единство таможенной территории РФ;обоснованность и объективность применения мер государственного регулированиявнешнеторговой деятельности; исключение неоправданного вмешательствагосударства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущербаучастникам внешнеторговой деятельности и экономике России; обеспечение обороныстраны и безопасности государства; единство системы государственногорегулирования внешнеторговой деятельности; единство применения методовгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территорииРоссии [9, с.127].
Государственноерегулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: 1)таможенно-тарифного регулирования; 2) нетарифного регулирования; 3) запретов иограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) мерэкономического и административного характера, способствующих развитиювнешнеторговой деятельности [13, с.64].
Таможенно-тарифноерегулирование представляет собой метод государственногорегулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем примененияввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенная пошлина – обязательный взнос,взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФили вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такоговвоза или вывоза. Совокупность ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа),применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России исистематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономическойдеятельности, является таможенным тарифом РФ.
Нетарифноерегулирование является методом государственного регулированиявнешней торговли товарами, осуществляемого путем введения количественных ограниченийи иных запретов и ограничений экономического характера.
Лицензияявляется официальным документом, который разрешает осуществление экспортных илиимпортных операций в течение установленного срока. Соответственно лицензирование– это есть разрешительный порядок ввоза (вывоза) определенных товаров [13,с.69].
Согласнодействующему порядку лицензирования и квотирования при экспорте и импортеотдельных товаров оформляются генеральные или разовые лицензии.
Лицензированиевсфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях [13, с.69]:
- введениевременных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видовтоваров;
- реализацияразрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров,которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства,жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц,государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь илиздоровье животных.
Основаниемдля получения лицензии на ввоз (вывоз) товаров, в отношении которых действуетособый порядок, служат решения соответствующих федеральных органов исполнительнойвласти.
Запретыи ограничения внешней торговли товарами, услугами иинтеллектуальной собственностью могут вводиться: 1) в связи с участием России вмеждународных санкциях; 2) в целях поддержания равновесия платежного балансаРФ; в) в связи с мерами валютного регулирования и как ответные меры в отношениидискриминационных действий отдельных государств [8, с.118].
Средимер экономического и административного характера, способствующих развитиювнешнеторговой деятельности, выделяют [13, с.72]:
- мероприятия,осуществляемые Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектовФедерации, содействующие развитию внешнеторговой деятельности;
- кредитованиеучастников внешнеторговой деятельности, создание систем гарантий и страхованияэкспортных кредитов;
- организациюторговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций;
- проведениекампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг,интеллектуальной собственности на мировые рынки;
- информационноеобеспечение внешнеторговой деятельности;
- ведениевнешнеторговой статистики и обеспечение свободного доступа к ней всемучастникам внешнеторговой деятельности;
- обеспечениеблагоприятных условий для доступа российских физических и юридических лиц навнешние рынки.
Вовнешнеторговой деятельности выделяют особые режимы ее осуществления –приграничную торговлю и свободные экономические зоны. Приграничная торговля осуществляется,как правило, на основе международных договоров России с сопредельнымииностранными государствами, предусматривающих предоставление особогоблагоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговлитоварами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местныхпотребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующихприграничных территорий.
Свободныеэкономические зоны – особый режим хозяйственной (в том числевнешнеторговой) деятельности на территории свободных экономических зон, которыйустанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах. Подсвободной экономической зоной понимается часть территории страны, на которойтовары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальнойтаможенной территории и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролюи налогообложению [10, с.167].
Созданиесвободных экономических зон преследует три основные группы целей –экономических, социальных и научно-технических. Среди экономических целейвыделяют включение национального рынка в мировую систему хозяйства, привлечениеиностранных инвестиций, увеличение валютных поступлений в бюджет страны.Научно-технические цели преследуют использование новейших технологий, методоворганизации производства, ноу-хау. Социальные цели включают развитие регионов,увеличение числа рабочих мест и обеспечение занятости населения, обучение иподготовку квалифицированных кадров.
Основнымстимулом для развития свободных экономических зон является система льгот дляинвесторов.
Современный этапразвития комплекса заключается в установлении прямого, устойчивого идолгосрочного соединения производственного и внешнеэкономического видовдеятельности и преобразовании комплекса в динамичную и сбалансированную производственно-коммерческуюсистему.
Условиями успешногоразвития внешнеэкономического комплекса являются: наращивание экспортногопотенциала, включение в различные формы совместного предпринимательства,наличие конкурирующих производств, повышение самостоятельности регионов,предприятий, фирм. Успешное развитие отраслей, входящих во внешнеэкономическийкомплекс, оказывает воздействие на совершенствование экономики страны в целом.Ориентация на мировой рынок еще длительное время будет для России выгоднымнаправлением развития национальной экономики. Но сложившийсявнешнеэкономический комплекс России нуждается в структуризации, соответствующейсовременной структуре общественного производства (повышение доли наукоемкихотраслей, конверсии ВПК и т. д.), более высоких темпах развития, выделенииприоритетных направлений в экспортном производстве.2 Анализвнешнеторговой деятельности российских предприятий
По данным таможеннойстатистики в 2008 году внешнеторговый оборот России составил 735,0млрд.долларов и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33,2%, в том числе состранами дальнего зарубежья – 628,5 млрд.долларов (рост на 34,0%), со странамиСНГ – 106,5 млрд.долларов (рост на 29,0%).
Сальдо торговогобаланса в 2008 году сохранило высокий уровень – 201,2 млрд.долларов (152,2млрд. долларов в 2007 году). Со странами дальнего зарубежья сальдо торговогобаланса составило 167,9 млрд.долларов (129,4 млрд.долларов в 2007 году). Состранами СНГ сальдо торгового баланса по сравнению с 2007 годом возросло исоставило 33,3 млрд. долл. против 22,8 млрд.долларов в 2007 году.
Экспорт России в 2008году составил 468,1 млрд.долларов и по сравнению с прошлым годом увеличился на33,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 398,2 млрд.долларов (рост на33,1%), в страны СНГ – 69,9 млрд.долларов (рост на 32,7%). Увеличениестоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основномна нефть (в страны дальнего зарубежья – на 43,5%, в страны СНГ – на 34,7%),нефтепродукты (соответственно на 45,2% и 57,1%) и природный газ (соответственнона 52,7% и 28,6%).
Ежемесячная динамикаэкспорта в январе-декабре 2008 года свидетельствует, что наращивание объемовэкспорта происходило с 34,3 млрд.долл. в январе до 47,0 млрд.долл. в июле(см.рис.1). Однако, начиная с августа с ухудшением внешнеэкономическойконъюнктуры на мировых товарных рынках и снижением мировых цен на нефть инефтепродукты стоимостные объемы российского экспорта стали сокращаться с 45,4млрд.долл.США в августе до 28,2 млрд.долл.США в декабре.
В январе-сентябре2009г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 339,8млрд.долларов США (57,4% к январю-сентябрю 2008г.), в том числе экспорт — 208,2млрд.долларов (55,7%), импорт — 131,5 млрд.долларов (60,2%). Сальдо торговогобаланса оставалось положительным, 76,7 млрд.доларов США (в январе-сентябре2008г. — 155,0 млрд.долларов).
/>
Рис.1 Российскийэкспорт в 2007, 2008, 2009 гг. [15]
Однако еще раз отметим,что рост российской внешней торговли обеспечен не столько увеличениемфизических объемов экспорта, сколько ростом цен на ресурсы, которые, какизвестно, составляют основную статью доходов нашей страны отвнешнеэкономической деятельности (см.рис.2).
Мировая конъюнктура какпо нефти и газу, так и по металлам, до кризиса была очень благоприятная. Чтокасается металлов, то мировая конъюнктура тоже очень позитивная: наблюдаетсярост более чем в два раза. Производство же в России растет не слишком высокимитемпами, и цены намного опережают рост производства и экспорта. Кроме того,из-за роста цен изменилось и соотношение экспорта и импорта (торговое сальдо) — экспорт стал выше.
Россия же повышениемспроса активно пользуется и сосредоточила усилия на расширении инфраструктурыэкспорта углеводородов.Наращивать добычу нефти нефтяники обязались вобмен на послабление налогового режима. Результат этого неоднозначен: С однойстороны дорогая нефть повысила уровень жизни в России, но с другой стороны,создала определенный дисбаланс, например, сделала недоступной квартиры дляширокого населения, — говорит аналитик УК «Капитал» Федор Наумов. Кроме того,из-за избытка нефтедолларов практически не развиваются проекты по развитиюальтернативных способов добычи энергии.
/>
Рис. 2 Динамика среднихконтрактных цен на нефть в 2008 г.
Во внешнеэкономическомкомплексе России экспортно-ориентированными отраслями являютсятопливно-энергетическая, металлургическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажнаяи химическая промышленность (см.таблица 1).
Основу российскогоэкспорта в 2008 году в страны дальнего зарубежья по-прежнему составилитопливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуреэкспорта в эти страны составил 72,4% (в 2007 году – 68,0%).
В экспорте в страны СНГв 2008 году доля топливно-энергетических товаров составила 40,9% от всегоэкспорта в эти страны, что на 5,4 процентных пункта выше, чем в 2007 году.
Экспорт стал решающимфактором относительно успешного развития российской экономики. За счет экспортаформируется значительная часть всего производственного плана большинствадобывающих отраслей и отраслей первичной переработки сырья и материалов,обеспечивается занятость в экспортоориентированных секторах экономики.
Таблица 1 Товарнаяструктура экспорта в 2008 г. [15]Наименование товарной отрасли Страны дальнего зарубежья Страны СНГ тыс. долл в % тыс. долл в % ВСЕГО: 398211690,6 46257694,9 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 4904542,6 1,23% 3506669,8 7,58% Минеральные продукты, из них 292326383 73,41% 19501152,7 42,16% топливно-энергетические товары 288317759,9 72,40% 18913867 40,89% Продукция химической промышленности, каучук 23692749,9 5,95% 4793905,7 10,36% Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 284301,5 0,07% 18345,6 0,04% Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 9154312,3 2,30% 2000044,3 4,32% Текстиль, текстильные изделия и обувь 226460 0,06% 254387 0,55% Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 7304767,2 1,83% 76480 0,17% Металлы и изделия из них 45776014 11,50% 5981905,8 12,93% Машины, оборудование и транспортные средства 11502749,8 2,89% 8972117,9 19,40% Другие товары 3039410,4 0,76% 1152686,1 2,49%
Импорт России в 2008 годусоставил 266,9 млрд.долларов и по сравнению с 2007 годом вырос на 33,6%, в томчисле из стран дальнего зарубежья – 230,3 млрд.долларов (рост на 35,6%), изстран СНГ – 36,6 млрд.долларов (рост на 22,5%). Увеличение стоимостных объемовимпорта обеспечивалось преимущественно ростом ввоза машин и оборудования (см.таблица2).
В товарной структуреимпорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2008 годуприходилось 56,0% (в 2007 году – 54,3%). По сравнению с прошлым годомстоимостной объем импорта машиностроительной продукции увеличился на 39,8% засчет роста закупок механического оборудования на 42,2%, средств наземноготранспорта (за исключением железнодорожного) – на 45,0%, инструментов иаппаратов оптических – на 35,3%, электрооборудования – на 26,5%. Физическийобъем ввоза легковых автомобилей увеличился – на 27,6%, грузовых – на 13,4%.
Таблица 2 Товарнаяструктура импорта в 2008 г. [15]Наименование товарной отрасли Страны дальнего зарубежья Страны СНГ тыс. долл в % тыс. долл в % ВСЕГО: 230320499 26012823,3 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 29745382,2 12,91% 3576288,6 13,75% Минеральные продукты, из них 3117324,1 1,35% 5038618,4 19,37% топливно-энергетические товары 1417800,9 0,62% 2676135,5 10,29% Продукция химической промышленности, каучук 31813938,9 13,81% 2353251,8 9,05% Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 988530,4 0,43% 5811,1 0,02% Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 5501981,5 2,39% 669846 2,58% Текстиль, текстильные изделия и обувь 9996800,8 4,34% 799356,7 3,07% Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 664190,5 0,29% 57634,8 0,22% Металлы и изделия из них 11868282,6 5,15% 5496939,7 21,13% Машины, оборудование и транспортные средства 128966883,1 55,99% 7490993,9 28,80% Другие товары 7657185 3,32% 524082,2 2,01%
В товарной структуреимпорта из стран СНГ в 2008 году доля машин и оборудования составила 28,8% (в2007 году – 27,6%). Стоимостной объем импорта механического оборудования возросна 27,6%, электрооборудования – на 32,8%, железнодорожного транспорта – на51,3%, наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 6,3%,инструментов и аппаратов оптических – на 9,6%.
Рассмотрим страновуюдифференциацию экспорта импорта российских компаний. На рисунке 3 представленараспределение внешнеторговой деятельности по основным странам.
/>
Рис.3 Распределениеимпорта и экспорта по некоторым зарубежным странам [15]
Исходя из рисунка 3видно, что основными партнерами России являются: среди стран СНГ – Белоруссия,Украина, Казахстан, среди европейских стран – Нидерланды, Германия, Италия иКитай. Естественно, что мировой финансовый кризис повлиял на развитиевнешнеторговых отношений между странами. Значительно упали как экспорт, так иимпорт между этими странами. Данные, характеризующее состояние внешнеторговойдеятельности между этими странами и Россией представлены в приложении 1.
Также нампредставляется интересным рассмотреть динамику внешнеторговой деятельностипредприятий Ресупублики Татарстан. В таблице 3 представлена основные показателивнешнеторговой деятельности Республики Татарстан.
Таблица 3 Основныепоказатели внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан в 2008 г. [14] 2007 г. 2008 г. 2008 г. в % к 2007 г. Внешнеторговый оборот, млн. долларов США Всего 15 279,2 21 307,0 139,5 в том числе: экспорт 13 502,9 18 445,8 136,6 импорт 1 776,3 2 861,2 161,1 Со странами вне СНГ, 11 179,1 18 490,9 165,4 в том числе: экспорт 9 792,3 16 071,1 164,1 импорт 1 386,8 2 419,8 174,5 Со странами СНГ, 4 100,1 2 816,1 68,7 в том числе: экспорт 3 710,6 2 374,7 64 импорт 389,5 441,4 113,3 Объем услуг во внешнеэкономической деятельности, млн. долларов США Всего 109 181,1 166,2 в том числе: экспорт 13,1 47,1 в 3,6 раза импорт 95,9 134 139,8
Как мы видим, изтаблицы 3, в целом Республика Татарстан активно принимает участие вмеждународной торговле. По основным показателям величины экспорта и импорта растутзначительными темпами.
В общем объемереспубликанского экспорта традиционно лидирующее положение занимают нефть инефтепродукты: доля их поставок (в стоимостном выражении) в 2008 году составила77%.
Среди основныхстран-партнеров республики также выделяются Украина (14%), Венгрия (11%),Турция (9%), Нидерланды, Польша, Беларусь (по 8%), Германия (7%), Италия (5%),Казахстан (4%), другие страны (26%) [14].
Стратегия России наближайшее время – это уход от нефтезависимости и переход на производство и экспортнаукоемкой продукции, услуг. Повышение конкурентоспособности российскойпромышленной продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке становится внынешних условиях одной из проблем обеспечения экономической безопасностистраны.
Услуги – результат разнороднойдеятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычноведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги, при этом моментзавершения производства услуг совпадает с моментом предоставления и потребленияэтих услуг.
В структуре услугвыделяются следующие основные стандартные компоненты: транспортные услуги,поездки, услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовыеуслуги, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи,прочие деловые услуги, услуги в сфере культуры и отдыха, государственныеуслуги.
Положение в данномсекторе внешнеэкономической деятельности оставляет желать лучшего. По таблице,представленной в приложении 2, видно что импорт услуг превышает их экспорт.
Однако в целом докризиса />российская внешняя торговля процветала. Ростприбыли обязан в основном общемировому росту цен на сырьевые ресурсы: нефть,газ, металлы и уголь.
3.Перспективы развития внешнеторговой деятельности предприятий
Для решения задач постабилизации и обеспечению роста национальной экономики с учетом тенденцийразвития мирового хозяйства и торговли, а также обеспечения эффективнойинтеграции России в мировую экономику, расширения и рационализации ее участия вмеждународном разделении труда, необходимо обеспечение достижения следующихосновных целей [13, с.49]:
- сохранениепозиций на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование,вооружения и боевая техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовыхизделий и услуг;
- обеспечениеравноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки приадекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренциив соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
- проведениетаможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий длярасширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, неухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
- сокращениеутечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятныхэкономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлениемэкспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль,пресечение контрабандного ввоза товаров.
В условиях рыночнойэкономики для достижения поставленных целей и повышения эффективностифункционирования внешнеторгового комплекса потребовалось развитие системы ипринципов государственного регулирования внешнеэкономических связей всоответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики,которое будет осуществляться по следующим основным направлениям.
Выработка и реализацияцелостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизациитопливно-сырьевого экспорта, поддержка экспорта готовых изделий и услуг.
Одним из приоритетов вэтой области должно стать стимулирование, прежде всего на государственномуровне, экспортной деятельности российских производителей, и в первую очередь,выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости [7,с.183].
Радикальное решениеэтой проблемы требует развития экспортной базы на основе модернизациимашиностроения, поддержки существующих и создания новых экспорто-ориентированныхпроизводств, использующих современные передовые отечественные и зарубежныетехнологии и большие инновационные возможности конверсионных производств.
Одним из направлений выданной области возможно организация совместных производств с участиеминостранного капитала. Такая форма позволяет использовать иностранныетехнологии, инвестиции, что ускоряет развитие отечественного промышленногопроизводства. В качестве примера организации подобного производства можнопривести свободную экономическую зону «Алабугу». Льготные условияналогообложения на территории промышленной площадки «Алабуга» позволилидинамично развиваться предприятиям, созданным с участием как отечественного,так и иностранного капитала.
Напромышленной площадке «Алабуга» успешно работают предприятия с иностраннымиинвестициями (из Чехии. Австрии, Германии, Швеции, Турции. Китая, и другихстран) [14].
ООО«Д Пласт-Эфтек РТ», созданное с участием чешского капитала, производитантикоррозийные мастики, которые поставляются на «АвтоВАЗ» и другие российскиеавтомобильные заводы.
Нескольколет успешно развивается турецко-итальянское предприятие ООО «ЗАСС Алабуга».Выпускаемые здесь бытовые масляные радиаторы обогревают дома и офисы во многихгородах России и за рубежом.
Другоепредприятие с турецкими инвестициями ООО «АНСАН» освоило выпуск пластмассовыхизделий для интерьера жилых помещений.
Автомобильныезеркала с антиослепляющими свойствами – продукция ООО НПЦ «Алвах» и поставляетсяна крупные автомобильные заводы России.
Благодарячастным инвестициям предпринимателя из Китая, создано ООО«Меда Алабуга» по выпуску швейных изделий, что позволило трудоустроить 150женщин.
ООО«Елабужский завод композитных изделий», созданное при участии британскогокапитала, выпускает многослойные синтетические пленки для упаковки продуктовпитания, а также кормов для животноводства.
Российско-итальянскоесовместное предприятие ЗАО «Елабужский завод ориентированного полистирола»,созданное в декабре 2005 года, осваивает выпуск экологически чистой полистирольной ленты и полипропиленовой пленки, идущих на упаковку пищевыхпродуктов.
Новоегерманское предприятие ООО «РБЛ Алабуга» занимается организацией производствагидроусилителей рулевого управления для грузовых автомобилей и автобусов.
Самымкрупным из предприятий на промплощадке «Алабуга» является ОАО«Производственное объединение Елабужский автомобильный завод» (ЕлАЗ).
ЕлАЗявляется поставщиком тяжёлой спецтехники на базе автомобилей «КамАЗ», «Урал»для ведущих нефтяных компаний России: «Лукойл», «ТНК». «Татнефть»,«Сургутнефтегаз». «Удмуртнефтъ» и активно работает в рамках «Российского союзапроизводителей нефтегазодобывающего оборудования». В
Всодружестве с Минским тракторным заводом в 2002 году было создано сборочноепроизводство тракторов «МТЗ-82» и «Беларус-1221», а такжепроизводство навесного оборудования на базе этих тракторов для сельскогохозяйства, строительства и коммунального хозяйства.
В2007 году было собрано 1 600 тракторов «MT3-S2»и 'Беларус-1221". По выпуску тракторов ЕлАЗ занимает второе место вРоссии. Если первоначально это была простая отверточная сборка, то сейчасосваивается производство комплектующих и агрегатов, в том числе, для поставкина МТЗ. Завод также развивает номенклатуру тракторной спецтехники, изготавливаяэкскаваторы и погрузчики на базе трактора «МТЗ-82». На заводе ведетсяработа по монтажу второй линии сборочного конвейера. Запуск второй линии даетвозможность увеличить мощности по производству тракторов в два-три раза, дляэтого есть технические возможности и кадровые ресурсы. В 2006 году торговый дом«МТЗ-ЕлАЗ», который является официальным дистрибьютором Минскоготракторного завода в Приволжском и Уральском федеральных округах, реализовал5600 тракторов 'МТЗ-82" и «Беларуси 221», Больше половины из нихбудут елабужской сборки. В планах компании усиление взаимной торговли. Такойпрогноз отражает таблица, представленная в приложении 3.
Предприятиезанимается также производством строительных материалов, проектированием истроительством промышленных и гражданских объектов.
За2007 г. объем реализации продукции «ЕлАЗа» составил свыше 1,7 млрд.рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2006 году.
Суммарныйобъем продукции всех предприятий промышленной площадки «Алабуга» поитогам 2007года составил 4,6 млрд рублей, или на 60 процентов превысилпоказатели 2006 года.
Важным резервом ростаэкспорта российской готовой продукции на мировой рынок являются поставкивооружения и военной техники.
Около 40% российскогомашинно-технического экспорта осуществляется по линии военно-техническогосотрудничества. Однако объемы экспорта вооружений пока еще не соответствуютпотенциалу российской оборонной промышленности.
Другим значительнымрезервом развития машинно-технического экспорта является техническое содействиев строительстве объектов за рубежом.
На перспективу имеетсявесьма объемный портфель заказов по этому направлению экспорта. Толькосотрудничество по атомным электростанциям в Китае и Индии оценивается в 4млрд.долл. Перспективными являются коммерческие сделки с финансово-кредитнойподдержкой государства.
В целях реализацииданного направления экспорта необходимо обеспечить поддержку участия российскихорганизаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставоккомплектного оборудования на основе межправительственных соглашений спредоставлением кредитов.
Большой потенциал поувеличению экспорта заложен в такой области, как сфера услуг. Обмен услугами –это наиболее динамично развивающийся сектор международной торговли. Между темпозиции России на мировых рынках услуг крайне слабы (около 1%) и страна вторговле ими имеет хроническое отрицательное сальдо. В то же время Россияобладает немалыми потенциальными возможностями в этой области и важной задачейв этой связи должна стать разработка и внедрение действенного государственногорегулирования этой сферы [10, с.298].
В настоящее время в решенииэтой проблемы задействованы различные отраслевые ведомства, что существеннозатрудняет проведение единой государственной политики по эффективному развитиюторговли услугами в стране и на внешних рынках.
Важным направлениемсовершенствования государственного регулирования внешнеэкономических связейявляется улучшение доступа российских товаров на внешние рынки, имея в видуобеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий дляроссийских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие вмировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограниченийи в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров навнешние рынки.
Россия активно должнавходит в различные экономические интеграции со странами ближнего и дальнегозарубежья. Эффективность таких действий может быть показан на примере той жеРеспублики Беларуси.
За10 существования Союзного государства России и Белоруссии был созданэффективный двусторонний механизм взаимодействия, который позволяет на практикереализовывать стратегический и научно-технический потенциал партнерства, вестипоиск оптимальных и взаимовыгодных решений». Госсекретарь Союзного государстваП.Бородин приводит убедительные цифры, ярко иллюстрирующие «эффект взаимодействия».Так, за годы сотрудничества товарооборот между двумя странами увеличился в 5раз. В 2008 году он составил рекордную сумму, превысив 34 млрд. рублей. Втекущем году союзный бюджет составил более 4,8 млрд. рублей, которые направленыв основном на создание и реализацию совместных программ, в частности,осуществлено финансирование 20 совместных программ по таким ключевымнаправлениям, как промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь иинформатика, военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельностьи безопасность, культура, здравоохранение, образование [14].
Продолжаетсяактивная работа по созданию единого экономического пространства, особенно попроизводственной кооперации. Сегодня в ней задействованы 28 тысяч предприятийБелоруссии и России. Как заявил П.Бородин, практически все регионы охваченытеми или иными вилами сотрудничества, а 65 регионов России имеют прямыедолгосрочные договоры о взаимном сотрудничестве, благодаря чему создано почти 5млн. рабочих мест. П.Бородинособо отметил масштабную работу,направленную на совершенствование оборонной, пограничной, таможеннойинфраструктуры, которая, по его убеждению, закладывает основу для реализациипроекта создания трехстороннего Таможенного союза (с участием РеспубликиКазахстан).
РеспубликаТатарстан республика входит в число активных торговыхпартнеров Белоруссии, занимая пятое место среди субъектов федерации. Торговыйоборот Республики Татарстан Республикой Беларусь превышает 1 млрд. 300 млн.долларов США, что составляет 4 процента orобщего товарооборота со всей Россией» [14].
Положительнооценивая динамику экономического сотрудничества за 10 лет существованияСоюзного государства, полномочный представитель РТ в РФ Назиф Мириханов вместес тем очертил и перспективные направления партнерства. «Это – увеличениеобъемов производства спецтехники на базе тракторов «МТЗ» и «Беларусь» наплощадях производственного объединения «Ел A3», интеграция автозаводов «МАЗ» и«КАМАЗ» на территории Татарстана; строительство продовольственных терминалов натерритории нашей республики, на участке федеральной автомагистрали М-7,активное участие в других взаимовыгодных проектах».
Приоритетными всовременных условиях являются поддержка российских производителей и защитаотечественного рынка.
В целях защитыотечественного производства и внутреннего рынка активнее использовалисьимпортные пошлины, которые в настоящее время играют также и важную фискальнуюроль.
Важно осуществлятьснижение ставок ввозных пошлин на машины и оборудование, комплектующие изделия,а также отдельные виды технологического сырья, необходимые для производстваконкурентоспособной продукции, а также повышение ставок ввозных таможенныхпошлин на товары, производство которых налажено в стране в достаточном объеме.
С 1998 г. в целяхзащиты внутреннего рынка в России стали также использоваться экспортныепошлины.
Сохранение экспортныхпошлин должно способствовать выравниванию эффективности торговых операций,осуществляемых на внешнем и внутреннем рынках, а также уменьшению сырьевойориентации экспорта [13, с.51].
Реализация данныхнаправлений должна сопровождаться усилением государственного контроля заосуществлением внешнеторговой деятельности, адекватного сегодняшнейэкономической ситуации в стране, в то же время ни в коей мере неограничивающего самостоятельность предприятий в данной области.
В дальнейшем в развитиивнешнеторговой деятельности потребуется [13, с.51]:
- усилениесистемы валютного контроля за экспортно-импортными операциями, включаясовершенствование механизма гарантированной репатриации выручки по экспортнымсделкам и получения товаров и услуг, эквивалентных сумме валюты, переведеннойиз России в виде авансов по импортным сделкам;
- совершенствованиесистемы государственного контроля за экспортом и импортом товаров, в отношенииввоза которых действует особый порядок;
- разработканормативно-правовой базы для введения заявительного лицензирования экспорта иимпорта наиболее чувствительных товаров и осуществление оперативногомониторинга за соответствующими товарными потоками;
- развитиеединой системы экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров;
- разработкамер по осуществлению ценового контроля;
- усилениетаможенного контроля, включая разработку и реализацию комплекса дополнительныхмер по пресечению нелегального ввоза и вывоза продукции через таможеннуюграницу России.
В целях установлениядополнительных мер контроля за переводом валютных средств за рубеж по сделкам,связанным с товарными экспортно-импортными операциями, а также с получениемуслуг и результатов интеллектуальной собственности уже подготовленысоответствующие изменения в действующее законодательство.
Комплексное решениевышеназванных задач позволит более полно использовать внешнеэкономические связидля обеспечения защиты экономической безопасности России, повышенияконкурентоспособности ее экономики и жизненных стандартов населения,рационального использования национальных ресурсов, приоритетного развитияроссийских отраслей и технологий 21 века.
Заключение
Важной составной частьюэкономической жизни любого современного государства являетсявнешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государствов мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мировогосообщества. Именно поэтому каждое государство стремится создать надлежащиеусловия для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям ифирмам. Один из наиболее эффективных путей достижения этой цели – активноеучастие в мероприятиях мирового уровня по созданию наиболее благоприятногоправового режима в международном торговом обороте.
Международная торговляпозволяет государствам совершать обмен тех товаров, которые у них в избытке(дешевле), на те, которые им необходимы. В настоящее время обмен идет по такимосновным направлениям, как: международная торговля товарами и услугами,кооперация производства, обмен в области науки и техники, движение капиталов изарубежных инвестиций, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения.Совершенствуя направления своей внешнеэкономической политики, Россия можетэффективно использовать эти направления в своих интересах./>/>
На основаниипроведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых,внешнеэкономическаядеятельность предприятия – это предпринимательская деятельность юридических ифизических лиц, которая включает внешнеторговую и инвестиционную деятельность,международную производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитныеоперации. Выбор конкретного вида внешнеэкономической деятельностизависит от специализации предприятия, механизма государственного регулирования.Для современного этапа развития экономики России наиболее массовым видомвнешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговаядеятельность, представляющая собой деятельность по осуществлению сделок вобласти внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальнойсобственностью.
Во-вторых,внешнеторговая деятельность активно регулируется государственными органами.Выделяют четыре направления регулирования: тарифное регулирование, нетарифноерегулирование, количественные запреты, разрешения, меры экономического иадминистративного характера.
В-третьих,рассматривая внешнеторговую деятельность России и ее регионов, можно говорить осырьевой ориентации экспорта, импортом высокотехнологичной продукции. Средиосновных стран-партнеров можно выделить страны СНГ, Германия, Италия, Китай.
В-четвертых,необходимо всячески поддерживать развитие внешнеторговой деятельности. Косновным способам развития можно отнести улучшение доступа отечественныхтоваров на международные рынки, модернизация промышленного производства,повышение качества продукции, переход на инновационную продукцию, рост долиуслуг в экспорте.
Список использованной литературы
1. Обосновах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральныйзакон от 8.12.2003, №164-ФЗ. – Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». – Версияот 9.11.09
2. АвдокушинЕ. Ф. Международные экономические отношения. М., КНОРУС, 2006. – 352 с.
3. БуристовВ.Н. Внешняя торговля РФ. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 383 с.
4. Внешнеэкономическаядеятельность РФ. // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояниеи перспективы. 2006. – С.33-39.
5. ГофманН.Ф. Основы внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие/Н.Ф.Гофман,Г.А.Маховикова. – СПб: Питер, 2004. – 208 с. – (Учебные пособия).
6. ЕловаМ. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение вовнешнеэкономическую деятельность. М.: Логос, 2005. – 492 с.
7. ЕршовА.Д. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД: Учеб.пособие/А.Д.Ершов, А.И.Роденков, И.Г.Тараторин. – СПб: СПбИВЭСЭП, 2007. – 280с.
8. ИщейкаЕ.Г. Внешнеэкономическая деятельность предприятий.- Новосибирск, 2006. – 219 с.
9. МиклашевскаяН.А., Холпов А.В. Международная экономика Учебник 2006. – 452 с.
10. ПокровскаяВ.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности:Учеб./В.В.Покровская. – М.: Юристъ, 2005. – 456 с. – (HOMOFABER).
11. РыбалкинВ. Е. Международные экономические отношения. М.: ЮНИТИ, 2006. – 513 с.
12. ФомичевВ.И Международная торговля. М.: Инфра-М, 2005.
13. ШумиловВ.М Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.// Внешнеэкономический бюллетень. 2008. — 6. с.63-72; 7 с.48-51.
14. Официальныйсервер республики Татарстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.tatar.ru/
15. Федеральнаяслужба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru
Приложение1
Внешнеторговый оборотРоссийской Федерации с основными торговыми партнерами [15] Январь-сентябрь 2009г.
Справочно январь-сентябрь 2008г. млн. в % к млн. в % к долларов США январю-сентябрю итогу долларов США январю-сентябрю итогу 2008г. 2007г.
Внешнеторговый оборот
321409
56,1
100
572511
150,6
100 в том числе: страны дальнего зарубежья 274424 56,3 85,4 487156 151,4 85,1 из них: 161758 53,8 50,3 300733 154,3 52,5 страны Евросоюза из них: Нидерланды 27408 54,5 8,5 50323 155,2 8,8 Германия 26887 51,2 8,4 52553 144,9 9,2 Италия 22840 56,5 7,1 40405 164,9 7,1 Франция 11552 69 3,6 16733 156,4 2,9 Польша 11184 51 3,5 21943 178,7 3,8 Финляндия 9191 53 2,9 17352 162 3 Соединенное Королевство (Великобритания) 9101 51,2 2,8 17770 151,2 3,1 Чешская Республика 4716 55,5 1,5 8492 174,3 1,5 Венгрия 4358 44 1,4 9917 172,6 1,7 Испания 3665 48,8 1,1 7510 145,7 1,3 Болгария 1997 45 0,6 4440 160,3 0,8 Румыния 1629 38,7 0,5 4213 150,3 0,7 страны АТЭС 66579 59,2 20,7 112510 153,9 19,7 из них: Китай 26685 64,1 8,3 41623 151,6 7,3 США 12677 63,6 3,9 19927 157 3,5 Япония 10345 46,8 3,2 22125 158,7 3,9 Республика Корея 7043 48,7 2,2 14474 144,6 2,5 Турция 13629 51,6 4,2 26420 168 4,6 Швейцария 5789 58,7 1,8 9866 92,8 1,7 государства-участники СНГ 46985 55 14,6 85354 146,2 14,9 страны ЕврАзЭС 28856 60,5 9 47677 141,4 8,3 в том числе: Беларусь 16478 59,5 5,1 27709 153,2 4,8 Казахстан 9131 59,2 2,8 15422 128,6 2,7 Узбекистан 1778 71,6 0,6 2482 108,8 0,4 Киргизия 928 69,3 0,3 1339 158,5 0,2 Таджикистан 541 74,6 0,2 725 144,1 0,1 страны ЕЭП 40329 53 12,5 76060 148,1 13,3 из них: 14719 44,7 4,6 32929 154,7 5,8 Украина