Реферат по предмету "Экономика"


Виды конкуренции 3

--PAGE_BREAK--
2.1. Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция — такой вид рыночной структуры, который предполагает: наличие множества фирм на рынке; выпуск однородного (стандартизированного) продукта; наличие множества информированных покупателей; легкость (низкие барьеры) вхождения на рынок и ухода с рынка. Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысшим уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации па рынке.

Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условии:

·        объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого фирмой товара:

·        реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

·        покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

·        продавцы не вступают в сговор по поводу цеп и действуют независимо друг от друга;

·        фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.

Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

•    способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

•    вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

•    создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

•    обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

•    нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

·        не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

·        отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

·        не   обеспечивает   развитие   производства   товаров   и   услуг     коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

·        не   создает   условия   для   развития   фундаментальной   науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

·        не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

·        не   содержит   механизмов,   препятствующих   возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Следствием условий совершенной конкуренции является то, что доля выпуска каждой отдельной фирмы в общем объеме отраслевого производства крайне мала, а в силу однородности продукта покупателям совершенно безразлично,  у  какой  фирмы  покупать.  К тому  же  покупатели  хорошо

осведомлены о том, кто пытается продать свой товар по самой низкой цене. Такое положение не позволяет отдельной фирме заметно влиять на цену, варьируя выпуск продукции.

Фактически в таких отраслях у фирмы нет выбора, по какой цене сбывать свой товар: она может продавать только по сложившейся цене.

Кроме того, новым производителям достаточно легко влиться в такую отрасль, а старым прекратить свое существование. Возможность быстрого проникновения новых производителей на сложившийся рынок чрезвычайно обостряет конкуренцию и не позволяет старым компаниям навязывать высокие цены.

Ситуация, при которой отдельная фирма не может влиять на цену на рынке, т. е. воспринимает ее как заданную, означает, что спрос, с которым сталкивается эта фирма, является совершенно эластичным: крайне малое увеличение цены может привести к полному исчезновению спроса на продукцию фирмы, а крайне малое падение цены — к необозримому росту спроса.

Рыночное пространство — это арена активного взаимодействия всех субъектов рынка. Такое взаимодействие принимает разные формы в зависимости от определенных параметров (показателей) состоянии рыка. Основными параметрами являются:

—количество продавцов товаров определенного вида;

—свобода вхождения товаровладельцев на рынок и выхода из него;

—независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга;

—возможность (или невозможность) установления рыночной цены со стороны отдельных товаровладельцев.

В зависимости от состояния указанных параметров взаимодействие участников рыночных сделок принимает два прямо противоположных вида: свободной конкуренции или монополии. Кроме них в современных условиях существуют формы взаимодействия субъектов рынка, в которых сочетаются конкуренция и монополия.

Принципиальные  различия   между  свободной   конкуренцией   и   мо­нополией указаны в таблице 1.



Параметры состояния
рынка


Совершенная Конкуренция


Монополия


Число продавцов

Много

Один

Барьеры входа и выхода из рынка

Нет

Есть (нет вхождения)

Дифференциация продукта

Нет (одинаковые

продукты

одного вида)

Нет (один продукт)

Участие фирм в контроле над ценами

Нет

Полный контроль

Конкретный анализ отмеченных в таблице 1 особенностей двух видов взаимоотношений участников рынками начнем с первого из них (монополия и ее синтез с конкуренцией будут рассмотрены ниже).

Конкуренция (лат. сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Для рыночного хозяйства с самого начала характерна следующая объективная причинно-следственная связь. Побудительной причиной конкуренции служит комплекс непременных условий свободного развития рынка: а) основные параметры состояния рынка (табл. 1); б) полная хозяйственная обособленность каждого владельца товаров определенного вида; в) зависимость положения продавцов и покупателей от рыночной цены, которая складывается под воздействием массового спроса и предложения (при невозможности для каждого рыночного агента диктовать другим свою цену). Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные силы и рыночное соперничество   за   место   на   рыночном   пространстве   за   экономическое

выживание и процветание. Стало быть, конкуренция — экономический закон рынка.

В XI—XIVвв. в большинстве городов Западной Европы мелкие ремесленники разных специальностей объединились в цехи — организации по их профессии (возникли цехи пекарей, мясников, ткачей и др.). Такие объединения укрепляли экономическое и правовое положение профессиональных работников. Предписания цехов о соблюдении определенных правил технологии производства, о требованиях, предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали прогрессу ремесленной техники и повышению мастерства работников.

Однако в XVI-—XVIIIвв. цехи ремесленников стали тормозом для экономического разлития. Они по-прежнему поддерживали и охраняли мелкое ремесленное производство. Цехи добивались признания за их членами и с ключи тельного права на изготовление и сбыт данного вида продукции в пределах города и его округа. Они строго ограничивали выпуск к продажу ремесленных изделий, чтобы устранить конкурентно в собственной среде. В цеховых уставах определялись место и условия закупки сырья и реализации готовых товаров, время работы ремесленников, требования к качеству продуктов и другие хозяйственные условия.

В конце XVIII—XIXвв. цеховое ремесло было разрушено под мощным напором крупного индустриального про и зло детва и в результате установления развитых капиталистических отношении. Во Франции цехи были уничтожены во время Великой революции 1791 г. В Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны цехов были отменены рядом законов в течение XIXв. На смену принципам застоя и замкнутости цеховых объединений пришли принципы свободного капиталистического предпринимательства и неограниченной конкуренции.

Свободная конкуренция имеет ряд характерных признаков. Во-первых, она означает, что на рынке имеется множестве) независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких ко-

личествах. Во-вторых, никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, участники рыночных сделок никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция имеет дополнительные определения, которые более полно характеризуют ее свойства. О западной экономической литературе ее называют чистой. Ибо она свободна от всякого вмешательства государства и рынок также чист от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак. Участники рыночных сделок имеют совершенное знание о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Все сказанное дало основание называть данный вид совершенной конкуренцией.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду клас­сического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIXв. Такому соперничеству в достаточной мере соответствовали чистая (из-за отсутствия монополизации экономики) и совершенная конкуренция (в то время потребовались какие-то специальные знания о сравнительно ограниченном круге традиционных товаров).

Свободная конкуренция означает ничем не ограниченную «войну всех против всех». На рынке это всеобщее сражение ведется на трех фронтах: среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими участниками рыночных сделок.

Свободное соперничество характеризуется сравнительно мирными методами. Оно сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) главным образом методом открытой ценовой конкуренции (сбивания цен). Экономически более сильный товаровладелец временно снижает свою индивидуальную цену, чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает соревноваться с ним в уменьшении цены, то, не

рассчитав своих возможностей, может проиграть сражение. Иногда для поражения конкурента применяется демпинг — продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, бросовым) ценам.

Свободная конкуренция может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние рыночной экономики, на хозяйственное положение продавцов и покупателей.

Рыночные отношения всегда представлены парным отношением: «продавец-покупатель». Эти отношения выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.

Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя чаконами:

•    законом спроса — при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении пен и меньше — при их повышении;

•    законом предложении — если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше     при их понижении.

При повышении цены спрос падает, а предложение растет. БЭ — кривая спроса; 88 — кривая предложения. При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке Е при пересечении кривых ББ и 88. Цена в точке Е называется равновесной, В этой точке между спросом и предложением устанавливается рыночное равновесие. При цене 250 возникнет дефицит в размере А1В1 при цене 700 — излишек АВ. Отсюда следует, что при свободной конкуренции рыночный механизм с помощью колебаний цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложением, рынок становится равновесным.


На микроуровне различают общее и частное равновесие.
Рис. 1. График спроса и предложения

Общее равновесие на рынке достигается тогда, когда наступает соответствие между совокупным общественным производством (совокупное предложение товаров и услуг) и величиной национального дохода, предназначенного для потребления, т. с. соответствие между покупательной способностью населения и предложением товаров и услуг.

Частное равновесие. Совокупное общественное производство складывается из отдельных групп товаров, производимых отдельными производителями и реализуемых определенным группам населения. В этом случае при совокупном соответствии по отдельным группам товаров возможны отклонения, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Но увеличение продажи одной группы товаров означает в рамках совокупного соответствия уменьшение продаж другой группы товаров. Например, уменьшение продажи мясных продуктов компенсируется увеличением продажи хлебных изделий.

Общий товарный спрос делится на части в зависимости от структуры общества (рабочие и ИТР, соотношение занятых мужчин, женщин, соотношение взрослых и детей, работающих и пенсионеров и т. д,); от общественного производства (выпуск различных групп товаров); от вкусов различных групп населения; от уровня развития техники и возможностей производства тех или иных товаров: от уровня спроса па средства производства (сырье, материалы, оборудование) и предметы потребления.

Формирование спроса на предметы потребления зависит также от общественного устройства общества (структура потребления рабочих семей, семей интеллигенции, предпринимателей, семей работников сельского хозяйства).

Обеспечение равновесия по отдельным группам товаров выступает в качестве частного равновесия.

2.2. Несовершенная конкуренция

Состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм. Используемые средства:

Демпинговые цены

Создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров.

Ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам).

Использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации.

Распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

Замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

а) неоправданный рост цен.

Ь) увеличение издержек производства и обращения.

с) замедление научно-технического прогресса.

ё) снижение конкурентоспособности на мировых рынках.

е) падение эффективности экономики.(6)

Формы несовершенной конкуренции:
I
.        Монополия.

От греческого mооns-один и ро1ео-продаю.

Исключительное право на что-либо. Применительно к экономике исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащему одному лицу, определенной группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель-извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям. Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.

Следует отличать естественную монополию, т.е. структуры, демополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для   рынка   с   монополистической   конкуренцией   характерно следующее:

1.Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.

Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами и характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующей фирме. Дифференциация товара   означает,   что   предмет,   продаваемый   на   рынке,   не   является

стандартизированным. Это может происходить из-за качественных действительных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе, престиже торговой марки или «имидже», связанным с обладанием этим товаром.

2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.

При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм, в  общем,  превосходят   1%  , т.е.   процент,  который  существовал  бы  при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10 % продаж на рынке в течение года.

3.Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.

Эта особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией. т.е. если отдельный продавец сократит цену, то, вероятно, что прирост объема продаж произойдет не за счет одной фирмы, а за счет многих. Как следствие, маловероятно, что какой-нибудь отдельный конкурент принесет достаточно значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшения продажной цены какой-нибудь отдельной фирмы. Следовательно, у конкурентов нет причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики, поскольку решение одной из фирм не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыли. Фирма знает это и, следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.
4.На рынке есть условия для свободного входа и выхода При монополистической конкуренции легко основать фирму или покинуть рынок. Выгодная конъюктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, т.к. каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дзета функция Римана
Реферат Кримінальна відповідальність за хуліганство ст 296 КК України
Реферат Товар и продукция
Реферат Goldman Sachs Success Essay Research Paper INTRODUCTIONImagine
Реферат Следователь, руководитель следвенного отдела и их полномочия
Реферат Cognative Dissonance Essay Research Paper Your best
Реферат I. Формальные административные процедуры в США
Реферат Загальнообов'язкове державне соціальне страхування та методи його обліку
Реферат А. Д. Морозов Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Реферат Способы решения отдельных социальных проблем управления при проведении приемных кампаний в вузах
Реферат Економічний зміст лізингу
Реферат Загальна характеристика валютних опціонів
Реферат Заработать на валютном рынке Форекс. Миф или реальность?
Реферат Операционная и социотехническая системы Контрольная
Реферат Обгрунтування виробничої програми виробничою потужністю