Реферат по предмету "Экономика"


Виды цен, принципы информирования о ценах, особенности применения цен

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Виды цен………………………………………………………………...5
Глава 2 Принципы информирования оценах и особенности применения  цен…………………………………………………..……………………………12
Заключение…………………………………………………………………...…..14
Список используемыхисточников……………………………………......……15
Приложение………………………………………………………………………16

Введение
Определяя путь или модель перехода Украины к рыночной экономике,Верховный Совет Украины в своей концепции из трех основных видов моделей,выработанных мировым опытом, — эволюционной, «шоковой терапии» и жесткогорегулирования, остановился на первой. Однако обстоятельства как внутреннего,так и в особенности, внешнего порядка, подталкивали к применению «шоковойтерапии»! по которой осуществляется быстрый радикальный переход отцентрализованно управляемой системы к рыночной, к свободному ценообразованию.Быстрое освобождение цен привело, как известно, к инфляции и даже гиперинфляции- неприятным спутникам «шоковой терапии». Преодолеть эти последствия удалосьблагодаря целому ряду мер, примененных государством, в том числе и частичнымрегулированием ценообразования.
В связи с этим возникли различные виды цен в зависимости отстепени государственного вмешательства и прав предприятий в их установлении(прил.1). Кроме того, регулирование цен, недопущение их необоснованногоповышения осуществляется также опосредованно, с помощью установления предельныхуровней рентабельности. Цены, которые устанавливаются предприятиями и другимитоваропроизводителями самостоятельно, являются свободными рыночными ценами. Кним относятся также биржевые цены, формирующиеся вследствие реализациипродукции на товарных биржах.
Согласно постановлению Кабинета Министров «О регулированиицен» от 23 декабря 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями)предельные размеры повышения цен и тарифов установлены на уголь и угольнуюпродукцию, электроэнергию, теплоэнергию, основные услуги связи,коммунально-бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, связи, хлеб ибулочные изделия, муку пшеничную и ржаную, детское питание, лечебные средства иизделия медицинского назначения, тарифы на распространение периодическихиздании.
Этим постановлением утверждено Временное положение огосударственном регулировании цен и тарифов. Оно применяется к государственнымпредприятиям, их объединениям и организациям, которые, пользуясь правомсамостоятельного установления цен и тарифов на продукцию, товары и услуги,чрезмерно повышают их.
Эти положения не распространяются на продукцию, котораяэкспортируется,заменяет импортную; новую высокоэффективную: новую,изготовленную с применением запатентованного изобретения и высокоэффективной технологии,созданной специально для этой продукции.
Необходимость введения регулируемых цен определяетсяМинистерством экономики, Советом министров Автономной Республики Крым,областными Киевском и Севастопольской городскими государственнымиадминистрациями, исходя из информации предприятий-потребителей, анализа данныхстатистики, результатов проверок контролирующих органов относительночрезмерного роста цен, а также декларирования цен предприятиями-изготовителями.
Основанием для применения регулируемых цен может бытьповышение предприятием цен на свою продукцию за счет увеличения затрат наприобретение сырья, материалов, комплектующих изделий и услуг безсоответствующего обоснования этого повышения и норм потребления, включение всебестоимость продукции затрат, не предусмотренных действующим порядкомкалькулирования продукции и т. п.
При изменении цен напродукцию, перечень которой установлен этим положением, предприятия обязаныдекларировать это изменение указанным выше государственным органам.

Глава 1Виды цен
Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/илиприобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны бытьучтены интересы и производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь,зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка(покупка-реализация).
Для стоимостной оценки результатов сделки и затратиспользуются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает,что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых(сырье полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д.) и продаваемых товаров.
В зависимости от того, какой признак взят для классификации,все виды цен можно разделить на различные группы:
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующиевиды цен. Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которойпредприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовыморганизациям обычно крупными партиями (оптом).
К числу оптовых ценотносятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуютсвою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиямдля последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цензаключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы. НДС невключается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйствомматериально-технических ресурсов.
В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они пооптовым ценам.
Биржевая цена также считается оптовой.
Розничные цены — это цены продажи индивидуальному илимелкооптовому потребителю, преимущественно населению.
Отпускная цена на предприятиях общественного питания – особаяформа розничной цены.
Цены на услуги населению — также особый вид розничной цены.
В сфере обращения действуют скидки — наценки(оптово-сбытовая, розничная).
Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовойорганизации и оптовой ценой предприятия – представляет снабженческо-сбытовуюнадбавку (наценку).
Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажимежду оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).
2.В зависимости от государственного воздействия,регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен:свободные (рыночные) и регулируемые.
Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемыепроизводителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данномрынке.
К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения,цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынкепокупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальномпредложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая наоснове издержек производства с добавлением средней прибыли на весьавансированный капитал.
Регулируемые цены — это цены, устанавливаемыесоответствующими органами управления: Президентом, правительством, Федеральнымиорганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов,органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленныеорганы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровеньусловия.
Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные,рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числерегулируемых цен выделяют:
Предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия немогут устанавливать цену своей продукции или услуг.
Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые наопределенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа илисубъекта рынка, утвердившего их.
3. По способу установления, фиксации различают: твердые,подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.
Твердые цены называют ещепостоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписаниядоговора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данномудоговору, соглашению, контракту. Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая,изменению не подлежит. Твердые цены применяются в сделках:
• с немедленной поставкой;
• с поставкой в течение короткого срока;
• предусматривающих длительные сроки поставки. При длительныхсроках поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению неподлежит» должна присутствовать обязательно.
Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированнаяв момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если кмоменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).В таком случае должна измениться цена, зафиксированная в договоре, о чемделается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется «оговорка оповышении и понижении цены».
Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночнойцены от контрактной в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены непроизводится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источникинформации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные ценыобычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные,поставляемые по долгосрочным договорам товары.
Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путемпересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства,за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когдаимеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т. д.)
Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительнымсроком изготовления, например сложное промышленное оборудование, суда.
При подписании договора в этом случае фиксируется такназываемая исходная, базисная цена, то есть цена, применяемая в качестве базыдля расчета* оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходына сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы,амортизация), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, копьрым стороны будут пользоваться.
Следует отметить, что эти виды цен широко используются вмеждународной торговле,
В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлениискользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор (контракт) могутбыть внесены некоторые ограничительные условия. Например, установлен предел впроцентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится,определен процент возможного изменения цены (например, не свыше 10% от общейсуммы затрат). Этот предел называется лимитом скольжения.
В договореили контракте может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не навсю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы (например,на металл при постройке судна) с указанием их величины в процентах от общейстоимости заказа.
В договоре, контракте скольжение цены может бытьпредусмотрено не на весь срок действия договора (контракта), а на болеекороткий период (например, на первые 6 месяцев от даты заключения договора),так как в течение этого времени поставщик может закупить все необходимыематериалы для выполнения заказа.
На практике иногда применяют смешанной способ фиксации цены,когда часть цены фиксируется твердо при заключении договора, другая часть – ввиде скользящей цены.
4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемыеи расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции ипокупатели при определении уровня цен в договоре или контракте.
Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных ифирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные ипрейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены — это цены, публикуемые в различных печныхизданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальныебюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.
Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными, то естьне связанными с реальными коммерческими операциями. Номинальные ценыприменяются в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавокпроизводится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базиснойценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении ценына аналогичные изделия. В качестве базисной цены понимают цену товараопределенного качества, спецификации, в заранее установленном географическомпункте (Так называемом базисном пункте). Эти цены, как правило, завышены посравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок со справочных цен впроцессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%. '
Номинальной называют биржевую котировальную цену за товар, покоторому в день котировки не было заключено сделок.
Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающимипрошлые сделки, операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю).
Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так,при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнениеоборотных средств используются базовые цены. Базовыми ценами считают цены,действовавшие на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно бытьоговорено в соглашении.
Цены фактических сделок также являются справочными. Однакоэти цены регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически.
Цены предложения крупных фирм также есть справочные цены, таккак первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются.
Прейскурантные цены — это вид справочной цены, публикуемый впрейскурантах, то есть справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и катало­гиобычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей.
В целом справочные ценыиграют роль отправной точки, с которой начинается уторговывание цен призаключении сделок.
Расчетная цена применяется в договорах, контрактах нанестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Ценына такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для этогоконкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий заказа, а внекоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.
На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает тообстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускаютфирмы фактически господствующие в данной сравнительно узкой области.Производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями усовершенствованнойтехнологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах наспециальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практическиневозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.
Цены предыдущих сделок используются в случае относительнойстабильности цен на машины и оборудование. Они практикуются при размещении заказовв условиях устойчивых связей между контрагентами.
5. Вид цены довольно часто определяется видом рынка, накотором она образуется. В зависимости от вида рынка различают: цены товарныхаукционов, биржевые котировки, цены торгов.
Цены товарных аукционов. Аукцион — это торги,специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Они проводятся, как правило,один или несколько раз в год, чаще всего в традиционной для каждого аукционаформе.Цены аукционов — это цены публичной продажи по максимальнопредложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров(лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношениямежду спросом и предложением. Особенностью аукциона является наличие в большинствеслучаев многих покупателей и одного или нескольких продавцов. На аукционах, вотличие, например, от бирж, продаются реальны товары со строго индивидуальнымисвойствами. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (бытьмногократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства ипризнаки товаров, а также в зна­чительной степени зависит от мастерства лица,проводящего аукцион.
Цены аукционов используются на продукцию лесного, сельскогохозяйства рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценнымикамнями, предметами старины и искусства.
Биржевые котировки представляют собой цены специальноорганизованного и, в отличие от аукционов, постоянно действующего рынкамассовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. На товарных биржахпродают сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье (хлопок джут,шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы,нефтепродукты, зерновые и т. д.
Во внешней торговле зарубежных стран в современный период набиржах распространяется более чем 50 видов сырьевых товаров, на которыеприходится около 15-20% всего экспорта развитых стран.
Биржевые котировкиявляются ценами реальных контрактов, в то же время они служат ориентиром дляустановления цен по товарам, реализуемым по обычным договорам, контрактам.

Глава 2. Принципыинформирования о ценах и особенности применения цен.
Для решения вопроса об установлении цен необходимаинформация, которую следует тщательно подвергнуть изучению и анализу. Отдельныеданные еще не могут служить информацией, они являются лишь исходным материаломдля анализа, в результате которого можно получить необходимую информацию.
Прежде всего, фирма должна определить, какую и в каком объеменеобходимо собирать информацию. Недостаток информации также как и еечрезмерность затрудняют решение проблемы.
Обычно информацию собирают по следующим основнымнаправлениям: рынок товара, тип конкуренции, конкуренты, правительственнаяполитика, а также объемные и качественные показатели по производствуконкретного товара.
Изучая рынок товара, фирма должна определить потенциальныевозможности производства его как на собственных предприятиях, так и напредприятиях конкурентов на обозримую перспективу.
Условный перечень необходимой информации, можно представитьпо следующим основным разделам: о товаре и рынке, конкуренции иправительственной политике, производстве и затратах, выручке от продажи товарови прибыли.
Информация о товаре и рынке, требования, предъявляемые к товару покупателями.Новизна и качество Товара. Емкое рынка, его сегменты. Конку ренты. Перспективыроста объема производства товара и его продажи. Возможности повышения качестватовара и его модификации. Динамика цены и ее восприятие приятие покупателями.
Перспектива конъюнктуры на ближайшие несколько лет наотдаленную перспективу.
Информация о конкуренции и правительственной политике. Конкурирующие товары, их доля нарынке. Цены на товары возможные изменения цен. Конкурирующие фирмы, их доля нарынке, финансовое положение, данные о прибылях и убытках Влияниеправительственной политики на рынок.
Информация о производстве и затратах, выручка от продажитоваров и прибыли. Объемыпроизводства и складских запасов. Соотношение между выручкой, затратами иприбылью на фирме и у конкурентов. Влияние объемов производства и запасов наприбыль.
Приведенная схема перечнянеобходимой информации является условной, и она должна конкретизироваться взависимости от вида товара, структуры рынка и других факторов.
НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПОСЛЕУСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН
Процесс ценообразования на товар не заканчиваетсяустановлением окончательной цены, на которую оказывают влияние многие факторы.В связи с этим возникает необходимость управления ценами, постоянным ихизменением в зависимости от различных факторов. Применяются различные скидки,например, за оплату товаров наличными, покупку большого количе­ства товара,постоянным покупателям, сезонные скидки, торговые скидки дилерам запосреднические услуги.
Фирма должна постоянноанализировать альтернативные варианты продажи товара, пересматривать цены искидки в зависимости от происходящих конъюнктурных изменений.

Заключение
При анализе и определенииуровня цен надо ясно представлять общую картину системы цен, котораяхарактеризует взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен. В систему ценвключены различные элементы, ко­торые можно рассматривать как отдельныеконкретные цены, так и определенные группы цен. Все элементы системы ценнаходятся в тесной взаимосвязи.
Разрабатывая цену дляконкретного товара, необходимо знать конкретный тип и среду рынка, на которомбудет продаваться этот товар.
Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они междусобой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, какэти изменения обнаруживаются в уровнях других цен.
Это я объясняю тем, что,во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство;во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет местотесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

Списокиспользуемых источников:
 
1. Предпринимательскоеправо в вопросах и ответах. Саниахметова Н. А. г. Харьков 2002г. 576 с
2. Цены:предпринимательство. Учебник. Горфинкель В. Я. «Юнити» 1999 г. 475 с
3. Цены. Ценообразование.Учебно-практическое пособие. Шуляк П. Н. г. Москва «Маркетинг» 152 с
4. Цены иценообразование. Учебник для ВУЗов. Есипов В. Е. г. Санкт – Петербург «Питер» 1999г. 464 с

Приложение1
Таблица 1
Виды цен в зависимости отстепени государственного вмешательства и прав предприятий в их установлении  Цены  Свободно устанавливаемые цены  Устанавливаемые государством справочные базисные трансфертные фиксированные регулируемые
  путем установления предельного максимального (min) уровня договорные конкурсные
прейскурант-
ные
 
  путем установления предельного коэффициента к фиксированной цене /> /> /> /> /> /> /> твердые биржевые
 
 
фиксируемые
монопольные /> /> /> /> /> путем установления предельного уровня рентабельности и торговых наценок

скользящие аукционные с послед. фиксацией тендерные


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.