Реферат по предмету "Экономика"


Виды издержек для целей ценообразования

План
1. Виды издержек дляцелей ценообразования
2. Анализсоотношения затрат, объема производства и прибыль (CVP – анализ)
Выводы

1. Видыиздержек для целей ценообразования
Издержки на производствои реализацию продукции представляют собой расход всех факторов производства(основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов),выраженный в денежной форме. Это важнейший внутрипроизводственный показатель,необходимый для определения цены предложения, а также для выработки эффективнойпредпринимательской политики.
Предпринимательпроизводит товары с целью получения прибыли, более того, он пытаетсямаксимизировать соотношение между прибылью и затратами. Однако возможностиконкретного продавца в установлении цены на рынке ограничены типом рыночнойсистемы, и, кроме того, уровень цен складывается под воздействием целого рядафакторов. Поэтому для любого производителя главным, а иногда и единственнымисточником увеличения прибыли становится снижение издержек. Отсюда следует иосновная цель рыночного анализа затрат – выявить оптимальное соотношение междуиздержками и доходами, что является важнейшим условием выживания и благополучияфирмы.
В практикеценообразования на предприятии в условиях рынка принято различать бухгалтерскиеи предпринимательские (экономические) издержки.
Бухгалтерские издержки напроизводство и реализацию продукции, относимые на себестоимость продукции,формируются в соответствии с Положением о составе затрат на производство иреализацию продукции (работ, услуг), утвержденным.В состав затрат входятследующие элементы: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисленияна социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.
Однако для того, чтобыосуществлять свою деятельность на рынке, предприятие должно нести, аследовательно, учитывать при определении цены предложения иные, большие посвоей величине расходы, связанные с простым и расширенным воспроизводством. Этииздержки называют предпринимательскими, и по существу они определяют ценупредложения. Предпринимательские издержки вбирают в себя:
бухгалтерские издержки;
нормальнуюпредпринимательскую прибыль, которая должна служить источником финансированиякапитальных вложений в основные фонды и источником прироста оборотных средств,затрат на НИОКР, на социальные нужды, выплат дивидендов по акциям и отчисленияналогов, уплачиваемых за счет прибыли;
налог на добавленнуюстоимость (НДС), если он начисляется сверх цены предприятия, и акцизы, еслитовар предприятия – подакцизный;
таможенные пошлины наэкспортные товары фирмы, если она осуществляет внешнеэкономическуюдеятельность;
альтернативные(вмененные) издержки – это денежные потери, связанные с упущеннымивозможностями наилучшего использования ресурсов фирмы.
Действительно, в основепринятия экономических решений лежит тот фактор, что хозяйствующий субъектсталкивается с ограниченностью ресурсов и должен сделать выбор между альтернативнымиспособами использования этих ресурсов. Другими словами, производитель должениметь в виду, что те или иные ресурсы могут быть ис­пользованы альтернативнымобразом, и, следовательно, необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от этихальтернатив. Принимая решение об использовании ресурсов в данном производстве,предприниматель отказывается от производства других товаров и услуг, т.е.жертвует ценностью альтернативных возможностей.
С этой точки зрения,можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятииэкономических решений, – это всегда альтернативные издержки.
Австрийский ученыйФридрих Визер, основоположник теории издержек, учитывающей принцип редкостиресурсов, сформулировал закон издержек так: «Реальная стоимость какой-либо вещиесть недополученные полезности других вещей, которые могли быть произведены спомощью ресурсов, пошедших на производство данной вещи». По мнению Визера,издержки производства есть не что иное, как утраченные (в том числепотенциальные) полезности: «Тот, кто думает о «полезности», забывая об«издержках», просто думает о полезности лишь одного производства, забывая ополезности других».
Таким образом, всеиздержки в экономике связаны с отказом от возможности производстваальтернативных товаров, другими словами, все издержки являются альтернативными,а поэтому обязательно должны учитываться при принятии решений в бизнесе.
Рассматриваяальтернативные издержки с позиции предприятия, можно сказать, что они имеютявный (внешний) или неявный (внутренний) характер.
Явные – это вмененныеиздержки, принимающие форму прямых денежных платежей предприятия заприобретенные ресурсы (зарплата рабочих, оплата сырья, топлива, энергии,транспортных услуг и т.п.). В западной практике эти издержки называют внешними.
Неявные – это вмененныеиздержки по использованию ресурсов, принадлежащих самим владельцам фирмы какюридическим лицам. Эти издержки не предусмотрены контрактом, не являютсяобязательными платежами и остаются недополученными. К ним относятся жалованиевладельца фирмы, если он работает наряду с наемными ра­ботниками (а мог бызарабатывать, работая на другом предприятии), и стоимость эксплуатациипринадлежащих фирме зданий (при отказе фирмы от возможности сдачи в арендусвоих помещений и получения соответствующей платы). Неявные издержки частоносят скрытый характер, однако их всегда необходимо учитывать при принятииэкономических решений. Другое дело с невозвратными издержками, ко­торые обычнона виду, но их всегда игнорируют, принимая управленческие решения. Невозвратныеиздержки (иначе их называют утраченная стоимость) – это такие затраты, которыебыли сделаны в прошлом, они не могут быть изменены никакими настоящими илибудущими действиями. Именно в силу своей невозместимости они и не должны влиятьна решения фирмы. К этой категории расходов относится, например, покупкаспециализированного машинного оборудования, сконструированного по заказупредприятия, которое можно использовать исключительно для производства новойпродукции. Оно не может быть реконструировано для применения в других це­лях,его нельзя даже реализовать по стоимости металлолома. Расходы капитала на такоеоборудование, следовательно, являются невозвратными издержками, а вмененныеиздержки на альтернативное применение равны нулю. К невозвратным расходам относятсяи затраты на НИОКР, маркетинговые исследования и др.
В противоположностьневозвратным издержкам при принятии экономических решений предпринимателюследует учитывать предотвратимые, т.е. еще не осуществленные затраты, которыелегко и без потерь могут быть предотвращены. Например, рекламная «раскрутка»нового товара в СМИ является предотвратимым расходом капитала.
Бухгалтерские издержки неучитывают неявных издержек, а включают только явные затраты, представленные ввиде платежей за приобретенные ресурсы (табл. 1).
/>

Из анализа данных,приведенных в таблице, можно сделать вывод о том, что предпринимательскиеиздержки превышают бухгалтерские в 1,26 раза.
точно рассчитать затратына производство продукции, сколько предвидеть их изменение при любой динамикеобъемов продажи. Действительно, разные объемы выпуска товаров требуют различныхпо объему и структуре издержек. В этом случае категорию издержек уже нельзярассматривать как некий монолит, отдельные структурные элементы которогоподчиняются тем же законам, что и целое. Практически необходимым становитсяразделение издержек на постоянные и переменные 1. Это один из важнейших видовклассификаций затрат, применяемых в рыночной экономике.
1 Такое разделениеиздержек осуществляется в зависимости от характера их связи с объемом продаж(производства). На практике широко используются и другие классификации:
по способу включенияиздержек в затраты, относимые на единицу продукции (прямые и косвенные);
в зависимости от связииздержек с процессом изготовления продукции (основные и накладные).
Постоянные издержки (FC –англ. fixed costs) не зависят от объема выпуска продукции в краткосрочномпериоде. Они представляют собой издержки постоянных факторов производства иостаются неизменными, в то время как объем производства изменяется. Так, еслиобъем увеличивается или уменьшается на 20%, то общие постоянные издержкиостаются неизменными.
Постоянные издержки посвоей экономической природе являются затратами на создание условий дляконкретной деятельности. Это расходы по содержанию зданий, помещений, аренднаяплата, страховка, амортизационные отчисления и т.п. График постоянных затратпредставлен на рис. 1.

/>
График показывает, что сизменением объема производства общая сумма постоянных затрат не меняется. Какбы объем производства ни увеличивался – с 1 до 5 ед. (в 5 раз) или с 1 до 10ед. (в 10 раз), сумма постоянных затрат остается неизменной и равна 50 ден. ед.
Если представить, чтообъем производства равен 1 ед., то постоянные издержки составляют (50:1) 50ден. ед., при увеличении же производства до 10 ед., постоянные затраты наединицу продукции снижаются (50:10) до 5 ден. ед. (табл. 2).
/>

Зависимость среднихпостоянных издержек от изменения объема производства представлена на рис.2.
/>
Средние постоянные затратыустойчиво снижаются с увеличением объема производства. Однако важно заметить,что средние постоянные затраты снижаются значительно быстрее при измененииобъема с 1 до 2 ед., чем при изменении на ту же единицу, но в диапазоне от 8 до10 ед.
Переменные издержки (VC –англ. variable costs) меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычноопределяются этим объемом (рис. 3). Например, затраты на металл, используемыйтрубопрокатным заводом, увеличатся на 5%, если объем производства трубвозрастет на 5%.
Экономическая природапеременных издержек – это затраты на практическое осуществление тойдеятельности, ради которой создано данное предприятие. К ним относятся затратына сырье, материалы, топливо, газ и электроэнергию, расходы на оплату труда1.
1 Однако часть затратможет строго разграничена и безусловно отнесена к постоянным или переменнымиздержкам. Поэтому в отечественной практике калькулирования затрат большепринято использовать понятия: условно-постоянные и условно-переменные издержек(VC) к объему производства.

/>
Переменные затратыувеличиваются пропорционально объему производства (при росте объемапроизводства от 1 до 2 ед. переменные затраты увеличиваются с 50 до 78 ден.ед.)
Средние переменныеиздержки (А VС) представляют собой отношение переменных издержек (VС) к объемупроизводства.
/>
Классификация издержек напостоянные и переменные имеет реальный экономический смысл и широкоиспользуется в зарубежной и отечественной практике для решения таких задачуправления, как:
1) оценкаконкурентоспособности предприятия;
2) регулирование массы иприроста прибыли на основе относительного сокращения тех или иных расходов приувеличении выручки;
3) расчет окупаемостизатрат и определение «запаса финансовой прочности» предприятия на случайосложнения конъюнктуры рынка или иных затруднений;
4) расчет цены изделияметодом маржинальных издержек. Однако определение оптимальной ценовой стратегиипредприятия в сложившихся условиях рынка возможно только при дальнейшем анализеизменения издержек в зависимости от возможных объемов производства товара. Вэтой связи различают валовые, средние и предельные издержки.
Общий объем предпринимательскихрасходов, связанный с валовым (совокупным) объемом производства, называетсяваловыми (совокупными) издержками (ТС– англ. total costs) и равен суммепостоянных и переменных издержек предприятия.
ТС = FC + УС. (3)
Валовые издержкиопределяют нижнюю границу цены производимого товара (рис. 4).
/>
Расстояние между прямойпостоянных затрат (FC) и прямой валовых затрат (ТС) – это сумма переменныхзатрат1.
1 В рассмотренных случаяхграфик поведения затрат представлен прямой линией. Однако изменение затратможет быть описано и кривой.
/>
Средние валовые издержки(АС) представляют собой издержки производства на единицу произведеннойпродукции
/>
Этот вид издержек имеетособое значение для понимания рыночного равновесия, поскольку предпринимательстремится их минимизировать. Кривая средних издержек обычно имеет U-образнуюформу (рис. 5). Сначала средние издержки достаточно высокие. Это связано с тем,что большие постоянные издержки распределяются на незначительный объемпродукции. По мере роста производства постоянные издержки приходятся на всебольшее число единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходят доминимума в точке М.
По мере роста объемапроизводства основное влияние на величину средних издержек начинают оказыватьне постоянные, а переменные издержки. Поэтому, вследствие закона убывающей доходности,кривая начинает идти вверх. Следует обратить внимание на то, что кривая среднихиздержек непосредственно зависит от кривых средних постоянных издержек (AFC) исредних переменных издержек (AVC).
Кривая средних издержекимеет большое значение для предпринимателя, поскольку позволяет определить, прикаком объеме производства издержки на единицу продукции будут минимальными.
В одной и той же отраслидействуют не одинаковые, а совершенно разные фирмы с разными масштабами,организацией и технической базой производства, а значит, и с разным уровнемиздержек. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможностьоценить положение этой фирмы на рынке.
В условиях совершеннойконкуренции при любом сложившемся уровне цены существует своего рода «внешнийпредел», при котором производители или вступают в данную отрасль, или жевыталкиваются из нее. Повышение цены обусловливает появление новых фирм исохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что предприятия с высокимуровнем издержек становятся убыточными и должны данную отрасль покинуть.
На рис. 6 показаны тривозможных варианта положения предприятия на рынке. Если линия цены Р лишькасается кривой средних издержек AС в минимальной точке М (рис. 6а), то мыимеем дело с так называемой предельной фирмой. Она при данном уровне цен всостоянии покрыть лишь свои минимальные средние издержки, и ей без­различно,остаться в данной отрасли или нет. Точка М в данном случае является точкойнулевой прибыли.
Следует особоподчеркнуть, что, говоря о нулевой прибыли, мы не имеем в виду, что предельнаяфирма вообще не получает никакой прибыли. В издержки производства включаются нетолько затраты на сырье, оборудование, рабочую силу, но и процент, которыйфирмы могли бы получить на свой капитал, если бы вкладывали его в другиеотрасли. Иными словами, нормальная прибыль как нормальная отдача от капитала,определяемая в результате конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнемриска, или вознаграждение фактора предпринимательства, является составнойчастью издержек. Обычно фактор предпринимательства рассматривается какпостоянный. В связи с этим нормальная прибыль относится на постоянные издержки.
/>
Если средние издержкиниже цены (рис. 6б), то фирма, находясь в положении равновесия, получает всреднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т.е. получаетсверхприбыль.
Наконец, если средниеиздержки при любом объеме производства выше рыночной цены (рис. 6в), то даннаяфирма терпит убытки и разорится, если не будет реорганизована или не уйдет срынка.
Динамика средних издержекфирмы характеризует ее положение на рынке, однако сама по себе не определяетлинии предложения и точки оптимального объема производства. Действительно, еслисредние издержки ниже цены (рис. 6б), то можно лишь утверждать, что в интервалеот Q1 до Q3 находится зона прибыльного производства, а при объеме производстваQ2, которому соответствуют минимальные средние издержки, фирма получаетмаксимальную прибыль на единицу продукта. Однако означает ли это, что объемпроизводства Q2 – оптимальный объем производства, где фирма достигает своегоравновесия? Производителя, как известно, интересует не прибыль на единицупродукции, а максимум общей массы получаемой прибыли. Линия средних издержек непоказывает, где достигается этот максимум.
Чтобы понять, является ливыгодным производство дополнительной единицы продукции, предпринимателюнеобходимо сравнить возможное изменение дохода с изменением величины валовыхиздержек.
Издержки, связанные спроизводством дополнительной единицы продукции, называются предельными, илимаржинальными, издержками (МС – англ. marginal costs). Иногда эти издержкиназывают приростными, так как они представляют собой увеличение валовыхиздержек, на которое должно пойти предприятие ради производства еще однойединицы продукции. Но так как с изменением объема выпуска на одну единицупродукции постоянные издержки не меняются, то предельные издержки определяютсяростом лишь переменных затрат в результате выпуска дополнительной единицыпродукции. Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирмеувеличение объема выпуска продукции на одну единицу.
/>
В условиях рынка анализпредельных издержек играет решающую роль при выработке и обосновании ценовойстратегии предприятия. Знание предельных издержек помогает руководствупредприятия установить:
увеличивать или уменьшатьвыпуск продукции;
какому поставщику сырьяотдать предпочтение;
в каких границах долженосуществляться производственный процесс.
Для осуществленияпродуманной ценовой политики каждый предприниматель должен рассчитать и глубокопроанализировать альтернативные издержки предприятия как в краткосрочном, так идолгосрочном периоде. В краткосрочном периоде (не более 1 года) не происходиткоренных изменений в основных факторах производства (в технологии, структуре),остальные же факторы могут меняться для того, чтобы выпуск продукцииувеличивался. Поэтому проведение статического анализа краткосрочных издержекдостаточно обоснованно.
Для иллюстрации поведенияальтернативных показателей издержек предприятия в краткосрочном периодеприведем условный пример. В табл. 3 представлены значения возможных объемовпроизводства товара, данные о постоянных, переменных и валовых затратах, атакже средних и предельных издержках.
/>
Итак, в табл. 3представлены различные варианты выпуска продукции от 1 ед. изделия до 11 ед.,предусмотрен даже случай остановки производства (нулевая позиция). Для всехобъемов производства постоянные издержки остаются неизменными. Переменныезатраты нарастают по мере увеличения выпуска продукции: при крайних (малых ибольших) объемах производства их больше, при средних значениях – их меньше.Валовые издержки также увеличиваются с ростом производства, однако меньшимитемпами, так как на них отражается стабильность постоянных затрат.
На рис. 7 показан графиккривых средних и предельных издержек, которые отражают данные об издержках,приведенных в табл. 3.
Кривая средних валовыхиздержек (АС) всегда располагается выше кривой средних переменных издержек(АVС). Разрыв между кривыми AС и AVС показывает величину средних постоянныхиздержек (AFC). Постоянные издержки составляют 50 руб., а кривая среднихпостоянных издержек (AFC) непрерывно снижается с 50 руб. до 0. Таким образом, сувеличением объема производства расстояние между кривыми А С и A VCуменьшается.
Кривая АС имеет ту жесамую форму, что и кривая АVC, хотя на рис. 7 она только начала загибатьсявверх (так как AFC является убывающей при всех объемах производства, кривая А Свсегда достигает своего минимального значения при более высоком объемепроизводства, чем кривая А VC).
Если кривая предельныхиздержек МС лежит ниже средних издержек, то кривая средних издержек AVC (и АС)идет вниз, если МС–выше средних, то кривая AКС (и AС) идет вверх. Как показанона рис. 7, кривая предельных издержек МС должна пересекать кривые среднихиздержек (А VС и АС) в точках их минимальных значе­ний. Слева от этих точекпересечения предельные издержки ниже средних издержек, так что средние издержкипадают. Справа от точек пересечения предельные издержки выше средних издержек,так что средние издержки растут. Из этого следует, что пересечение кривыхдолжно происходить при наименьшем значении средних издержек.
При анализе издержекважно заметить, что изменение цен на постоянные и переменные факторыпроизводства, а следовательно, затраты, сдвигают кривые издержек. Увеличениепостоянных издержек влечет сдвиг кривой FC, а следовательно, сдвигается икривая ТС на ту же величину (2см. рис. 4). Однако изменения в постоянныхиздержках не приводят к сдвигу кривой предельных издержек или кривой среднихпеременных издержек (см. рис. 5), так как постоянные издержки создают лишьусловия для конкретного бизнеса и не оказывают никакого влияния на переменныеиздержки.
Увеличение ценыпеременного фактора, к примеру, труда (см. рис. 4) сдвигает обе кривые ТС и МС.Кривая ТС сдвигается в силу того, что переменные издержки растут с увеличениемобъема производства, аналогично повышается кривая А VC. Предельные издержкитакже подвергаются воздействию: с ростом затрат переменного фактора МС будутвыше при каждом объеме выпуска.
Таким образом, подводяитог, необходимо подчеркнуть, что предельные и средние издержки представляютсобой в рыночной экономике важные понятия, они определяют деловую активностьпредприятия. Анализ краткосрочных издержек особенно актуален для фирм,функционирующих на рынках при заметных колебаниях спроса, вызванных разнымипричинами.
В долгосрочном периоде впланах предприятия могут меняться все используемые факторы производства (размерпредприятия, объем производственных мощностей, величина привлекаемыхкапиталовложений и др.), и менеджер на основании анализа издержек долженвыбрать такое сочетание факторов производства, при котором издержкипроизводства определенного объема продукции были бы минимальными.
2.Анализсоотношения затрат, объема производства и прибыли (CVP– анализ)
 
Предпринимателю впроцессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которойпродукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, оприобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверноорганизовать уровни затрат и прибыли.
Все предпринимаемые вусловиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат,объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понятьвзаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными ипостоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен напродукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношениемежду переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производствапродукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж исоответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты иувеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты иобъем выпуска продукции. Иногда анализ соотношения затрат, объема про­изводстваи прибыли (СVР-анализ, Cost-Volume-Profit) трактуют более узко, как анализкритической точки.
Под критическойпонимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке отреализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точкуназывают также «мертвой», или точкой безубыточности.
Для ее вычисления можноиспользовать три метода: уравнения, маржинальной прибыли и графическогоизображения.
Метод уравнения
В качестве исходногоуравнения для анализа принимают следующее соотношение выручки, издержек иприбыли:
Выручка – переменныезатраты – постоянные затраты = прибыль.
Если выручку представитькак произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, азатраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объемапроизводства будем иметь:
Qкр?P?Qкр?VC — FC=Q. (1)
Исходя из этогоопределяем количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобыдостигнуть критической точки:
/>
где Qкр – объемпроизводства продукции в критической точке (количество единиц);
Р – цена единицыпродукции;
VC – удельные переменныезатраты на единицу продукции;
FC – постоянные расходы.
Рассмотрим этот метод наусловном примере. Предприятие планирует продать свою продукцию по цене 500 ден.ед., постоянные расходы составляют 70 000 ден. ед., удельные переменные расходына единицу продукции – 300 ден. ед. В точке безубыточности прибыль равна 0,тогда
500? Х — 300? Х — 70 000= 0
200 • X = 70 000
Х=350
Таким образом, припродаже 350 ед. изделий предприятие достигнет точки, в которой прибыль и убыткиравны.
Критическую точку можнорассчитать и в стоимостном выражении, если умножить полученный объем на ценуединицы продукции:
350 • 500 = 175 000 ден.ед.
СVP-анализ может бытьиспользован для определения объема реализации, необходимого для полученияжелаемой величины прибыли. Предположим в нашем условном примере, чтопредприятие хочет достигнуть прибыли в размере 40 000 ден. ед. Каким долженбыть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений.
В точке безубыточности,как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому,чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить ее к суммезатрат:
Выручка = переменныезатраты + постоянные затраты + прибыль.
Таким образом, заданнаявеличина прибыли может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., чтосоставляет в денежном выражении
550 • 500 = 275 000 ден.ед.
Метод маржинальнойприбыли представляет собой модификацию метода уравнений.
Маржинальная прибыль –это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами,т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, дляпокрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржинальнуюприбыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценойреализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль,приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицыв покрытие постоянных затрат.
Преобразование формулы(2) раскрывает связь объема продукции и относительного маржинального дохода:
/>
где d– относительныйуровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/P);
(1-d) – относительнаямаржинальная прибыль на единицу объема реализации.
В нашем примеремаржинальная прибыль на единицу составляет 500 — 300 = 200 ден. ед., а точкабезубыточности равна 70 000: 200 =350 ед.
Графический метод даетнаглядное представление о СVP-анализе и сводится к построению комплексногографика «затраты – объем производства – прибыль».
В прямоугольной системекоординат строится график зависимости затрат и дохода от количества единицпроизведенной продукции (рис. 8).

/>
По вертикалиоткладываются данные об издержках и доходе, по горизонтали – количество единицпродукции. Порядок построения графика следующий:
1. Чтобы нанести награфик линию переменных расходов (VC), выбираем любой объем, предположим, 500ед. и находим точку расходов, соответствующую этому объему: 300 • 500 =150 000(точка А). Проводим линию переменных расходов через точки 0 и А.
2. Чтобы нанести линиюпостоянных расходов (TС), отметим на оси ординат точку, соответствующую 70 000ед. (точка В), а от точки А вверх отложим 70 000 ед. (точка С). Используя точкиВ и С, проводим линию постоянных расходов параллельно линии переменныхрасходов. Линия ВС показывает общую сумму затрат.
3. Чтобы нанести награфик линию выручки (TR), возьмем тот же условный объем продаж (500 ед.).Отметим точку Д, полученную от умножения цены единицы продукции на объем (500 •500 = 250 000 ден. ед.). Проводим линию выручки через точки 0 и Д.
Критическая точка (точкаперелома)1 образуется в месте пересечения линии выручки 0Д и линии валовых(совокупных) издержек ВС. В точке критического объема производства К нетприбыли и нет убытка.
1 В практике частовстречается обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура «break — even — point»), т.е. точка перелома.
Слева от критическойточки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результатепревышения величины постоянных издержек над величиной маржинальной прибыли.Справа от нее заштрихована область чистых прибылей. Для каждого значения Q(количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность междувеличиной маржинальной прибыли и постоянных издержек.
Проекция точки К на осьабсцисс дает критический объем производства в физических единицах измерения(шт. м, кг).
Проекция точки К на осьординат дает критический объем производства в стоимостном измерении.
Приведенная графическаязависимость затрат, прибыли и объема продаж позволяет сделать важные дляпредприятия выводы:
1. Предприятие можетполучить прибыль (выручка за минусом постоянных и переменных издержек) лишь приусловии реализации продукции большего объема, чем критическая точка К.
2. Точка К, находящаясяна пересечении кривой валовых издержек (ТС) и кривой выручки от реализации(TR), называется критической точкой, при переходе через которую наступаетокупаемость всех издержек и предприятие начинает получать прибыль.
3. Точка пересечениякривой постоянных издержек (FC) и кривой маржинального дохода показывает тотобъем производства, после прохождения которого наступает окупаемость постоянныхзатрат.
4. С повышением цен напроизводимую продукцию минимальный объем производства, который соответствуеткритической точке, уменьшается, а при снижении цены – возрастает.
5. С увеличениемпостоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точкебезубыточности, повышается.
6. Сохранениебезубыточного объема производства при росте переменных расходов возможно припрочих равных условиях за счет увеличения минимального объема производства.
При проведенииСVР-анализа условно принимается целый ряд допусков, которые ограничиваютточность и надежность результатов анализа: объем производства равен объемупродаж; цена за единицу продаваемого товара, а также доли переменных ипостоянных издержек остаются неизменными; производится единственный вид изделияи др.

Вывод
 
Цена — важнейшаяэкономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальныхпроблем населения и укрепление финансовой системы страны, что приобрелоособенное значение в условиях рынка. Цена — это один из четырех важнейшихпокупательских мотивов в выборе товаров длительного пользования. Информация оценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегическийинтерес. Многие компании изучают цены, сложившиеся на рынке, в целяхинформационного обеспечения конкурентной борьбы, реализации возможностиповышения рентабельности, определения своей ценовой ниши. Даже в условиях слабонасыщенного рынка и недостаточно интенсивной конкуренции изучение цен — объективная необходимость, особенно с учетом низкого уровня жизни значительнойчасти населения нашей страны (и вследствие этого его особого отношения кценам).
Издержки на производствои реализацию продукции представляют собой расход всех факторов производства(основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов),выраженный в денежной форме. Это важнейший внутрипроизводственный показатель,необходимый для определения цены предложения, а также для выработки эффективнойпредпринимательской политики. Однако для того, чтобы осуществлять своюдеятельность на рынке, предприятие должно нести, а следовательно, учитывать приопределении цены предложения иные, большие по своей величине расходы, связанныес простым и расширенным воспроизводством. Эти издержки называютпредпринимательскими, и по существу они определяют цену предложения.
Анализ соотношениязатрат, объема про­изводства и прибыли (СVР-анализ, Cost-Volume-Profit)трактуют более узко, как анализ критической точки.
Под критическойпонимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке отреализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точкуназывают также «мертвой», или точкой безубыточности.
Для ее вычисления можноиспользовать три метода: уравнения, маржинальной прибыли и графическогоизображения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Литературные кафе Санкт-Петербурга начала XX века: Привал комедианта и Бродячая собака
Реферат Представления о предмете экономической теории на разных этапах ее формирования
Реферат 1. 1Использование сервисов сети Интернет для организации совместной работы с учащимися и родителями. Интернет
Реферат Безработица: причины, формы, методы регулирования. Биржа труда и механизм ее функционирования
Реферат Национально-демократическая партия Польши
Реферат Билеты по белорусской литературе
Реферат Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке
Реферат Петербург Достоевского по "Преступление и наказание"
Реферат Квалификация простого убийства
Реферат Администрация муниципального образования чукотский муниципальный район постановление
Реферат Методика розвитку зв язного мовлення у дітей-дошкільників з вадами мовлення
Реферат Маржинализм как переоценка ценностей классической политической экономии
Реферат 26-27. Ги де Мопоссан. (1850-1893)
Реферат Історія походження реклами
Реферат Медики и самодержцы: загадка смерти Николая I