Введение
Бюджетнаяполитика как целенаправленная деятельность государства по определению основныхзадач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета,управления государственным долгом является одним из основных инструментовэкономической политики государства.
Бюджетнаяполитика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланиемПрезидента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта)предшествующего года.
Так какнаиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетныхдоходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом игосударственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может бытьоценена по результативности деятельности органов исполнительной власти вуказанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьмасильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основныхмакроэкономических показателей также может выступать одним и критериевуспешности варианта осуществляемой бюджетной политики.
Государственныйбюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средствомаккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальнуювозможность осуществления властных полномочий, дает государству реальнуюэкономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всеголишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемыхдругой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранныйгосударством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению косуществляемой властью экономической политике является производным продуктом,он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельнойроли не играет.
Однако именнобюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реальноимеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируяконкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов поотраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политикигосударства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода ивнутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования истимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективностипроизводства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Такимобразом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги,государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеномфинансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так иполитическую роль в любом современном обществе.
Цель даннойкурсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетнойполитики Российской Федерации, влиянии бюджетной политики государства нафинансовую политику предприятия, а также основных направлений развитиябюджетной политики на перспективу.
Задачи работыдиктуются поставленной целью:
— датьпонятие бюджетной системы Российской Федерации;
— рассмотретьтеоретические основы бюджетной политики;
— рассмотретьвлияние бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия;
— определитьосновные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.
Для написаниякурсовой работы использовалась специальная литература, периодические издания,методические рекомендации.
Структуракурсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы./>
Глава 1. Сущность бюджетной системы: понятие, принципы, классификацияПолитика (от др. греч.) означает искусство управлениягосударством. В широком смысле политика — это концепция специальнойдеятельности по защите и реализации интересов одних субъектов в противовесинтересам других, в узком смысле — совокупность мероприятий, деятельностьсубъекта по достижению определенных целей. Второе определение по существу неотличается от смыслового содержания термина «менеджмент», а поэтомупредставляется нам неправомерным в научном обороте. В дальнейшем подгосударственной деятельностью в данном смысле будем понимать государственныйменеджмент, или государственное управление, задачей которого являетсяреализация государственной политики.Любая политика — это отношения минимум двух субъектов поповоду защиты и реализации собственного интереса относительно какого-либообъекта (материальных, социальных, сенсорных и других жизненных ценностей).Соответственно политика может быть классифицирована:по типу объекта (социальная, экономическая);по виду субъекта (частная, коллективная, государственная).
Бюджетный кодексРФ предлагает следующее определение бюджета: бюджет – это форма образования ирасходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечениязадач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетнуюсистему страны (региона) принято подразделять на уровни. Это связано ссущественными различиями между органами власти, которым соответствуют этиуровни. Административно-территориальное устройство страны предполагаетподчиненность одних органов власти другим и разную степень их самостоятельностив бюджетно-финансовой сфере.
Бюджетнаясистема Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
1) первый уровень –федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) второй уровень –бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальныхгосударственных внебюджетных фондов;
3) третий уровень –местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в формефедеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются вформе законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровняразрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органовместного самоуправления. [8]
Бюджетыпервого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов,бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектовРоссийской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются вформе правовых актов представительных органов местного самоуправления. Годовойбюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарномугоду и длится с 1 января по 31 декабря. Федеральный бюджет, бюджеты субъектовРФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.
Бюджетнаяклассификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней,а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она включает в себя:классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходовбюджетов РФ, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, классификациюисточников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификациюисточников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификациювидов государственных внутренних долгов бюджетов РФ, классификацию видоввнешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ, ведомственнуюклассификацию расходов федерального бюджета.[9]
Кроме того,существуют некоторые принципы, на которых основана бюджетная система РФ:
— принципединства бюджетной системы РФ,
— принципразграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ,
— принципсамостоятельности бюджетов, принцип полноты отражения доходов и расходовбюджетов,- принцип сбалансированности бюджета,
— принципэффективности и экономности использования бюджетных средств,
— принципобщего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, принцип гласности, принципдостоверности бюджета,
— принципадресности и целевого характера бюджетных средств.
Бюджетная политикагосударства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетныхотношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своихфункций.
Бюджетная политикапредполагает определение целей и задач в области государственных финансов,разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направленийиспользования бюджетных средств, управление государственными финансами,налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментоврегулирования экономических и социальных процессов. В этом состоитсоциально-экономическая сущность бюджетной политики государства. [5]
В соответствии снамеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегическиенаправления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
— концентрацияфинансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
— снижение налоговойнагрузки на экономику;
— упорядочиваниегосударственных обязательств;
— создание эффективнойсистемы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Бюджетная политикаявляется ядром экономической политики государства и отражает все его финансовыевзаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
От качествафедерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальнойзащиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влиянияРоссии на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментамипроведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такиефискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты,госзакупки и госзаймы.
Эффективностьфункционирования бюджетной политики в существенной степени зависит отбюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможностьаккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал).Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактическиспособно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов,аккумулируемых в руках государства).
На основе категориибюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функцийгосударства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост ипадение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной,оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, вусловиях экономического и финансового кризиса, происходит существенноеуменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможнымпотенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемостиналогов.
Бюджетная политикагосударства как часть фискальной политики ориентируется в основном надостижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственнымдоходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
На протяжении всегопериода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой значительнобыли достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система,приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система,улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращениенациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуребюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральномубюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалосьсмягчить остроту проблемы государственного долга.
Но для дальнейшегосовершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкциюосновных ее принципов:
— реалистичности, т.е.исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
— ответственностигосударства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
— жесткости бюджетов,превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
— увеличения доходов,причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализациичастнопредпринимательской инициативы;
— усилениярезультативности бюджетной политики в достижении определенных параметров вэкономике.
Согласно Бюджетномукодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ обюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедурыподготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические икраткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями изадачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочномбюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета наочередной год. Политика государства — это концепцияотношений по поводу и реализации государственных интересов, устройства, системобщественного правопорядка. Политика государства рыночной экономики — этосовокупность экономических, политических, военных и правовых мероприятий,осуществляемых органами государственной власти в целях, прежде всего,сохранения и развития существующего государственного устройства, государственногоаппарата, частной собственности и имущих категорий населения .[1]
Глава2. Влияние бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия
Государственноерегулирование экономики можно определить, как комплексную систему меросуществляемых государством по упорядочению рыночных отношений, сведение кминимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования, социальнойзащите отдельных групп населения, создание предпосылок к созданию эффективногорынка.
Но не всегда рольгосударства должна сводиться к роли компенсатора несовершенства рынка. Естьобстоятельства и сферы, которые относятся к исключительной прерогативегосударства и никогда не могут быть выполнены иным, кроме него. Так, рядважнейших регулирующих функций в масштабе всего народного хозяйства должнооставаться в руках государства:
— научно-техническийпрогресс;
— структурнаяперестройка экономики;
— социальная политика;
— проблемы экологии ит.д.
Государство выполняетсвои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Однаковсе это множество охватывают 2 основные формы регулирования :
— прямое черезрасширение государственной собственности на материальные ресурсы,законотворчество и управление производственными предприятиями;
— косвенное с помощьюразличных мер (инструментов) экономической политики (налоговой, кредитной,денежной, амортизационной и др.).[10]
Прямая формавмешательства государства в экономику может быть представлена следующимивзаимопроникающими и взаимосвязанными группами методов.
Методы государственногорегулирования экономики:
1) прямоегосударственное финансовое регулирование распределение бюджетных инвестиций,субсидий, субвенций дотаций предприятиям и территориям;
2) программно-целевыеметоды, включающие в себя разработку и реализацию госпрограмм развитияприоритетных сфер экономики и решение первоочередных социально-экономическихпроблем;
3) методы регулированияматериальных потоков и производственной деятельности, предусматривающие заказына поставки продукции и выполнение услуг и работ для государственных нужд(госзаказы), а также квотирование и лицензирование экспорта и импортапродукции;
4) государственноепредпринимательство, обеспечивающее управление хозяйственной, экономической исоциальной деятельностью различных форм государственных предприятий.[6]
Все вышеперечисленныеметоды называются административными методами государственного регулированияэкономики.
Наиболее существеннойгруппой в совокупности данных медов является прямое государственное (бюджетное)финансирование. Оно включает в себя выделение бюджетных инвестиций, субвенций,дотаций, субсидий предприятиям и территориям.
Субвенция(отлат. subvenire — «приходить на помощь) представляет собой форму финансовогопособия государства для санирования (оздоровления, поддержки) предприятий впериоды экономических кризисов.
Дотация(отлат. dotatio — «дар») — денежные ассигнования из госбюджета предприятиям иорганизациям для возмещения потерь при производстве и реализации продукции поценам не покрывающим издержки производства и не приносящим определенногоразмера прибыли (хлеб, молоко, городской транспорт, ритуальные услуги и т.д.).
Государство можетоказывать финансовую помощь фирмам отраслям и даже целым территориям также ввиде безвозмездных субсидий(от лат. subsidium — «поддержка») втех случаях, когда считает это полезным для экономики страны или для достижениякаких-либо социальных целей. Субсидии могут выдаваться и государственным, ичастным фирмам. Так, государство может финансировать частную школу: оно дает ейсредства на сумму, которую получают от него все государственные школы,остальные средства школа должна заработать сама.
Главное отличиебюджетного финансирования от всех других методов в том, что эти средствапредоставляются государством бесплатно и безвозвратно.
Программно-целевыеметоды регулирования экономики находят свое проявление вразработке целевых комплексных программ. Целевыми программами называютсяпотому, что все их задания и мероприятия, выделяемые ресурсы подчиненыдостижению определенных конкретных целей. Комплексность программ означает, чтов них предусматриваются все необходимые мероприятия социально-экономического,производственного, научно-исследовательского характера для достиженияпоставленных целей.
По содержанию целевыекомплексные программы подразделяются на ряд типов:
— социально-экономические,направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизнилюдей, повышения их материального и культурного уровня и т.д.(Продовольственная программа, комплексная программа развития производстватоваров народного потребления и сферы услуг и др.);
— научно-технические,предусматривающие решение научных и технических проблем внедрениядостижений науки и техники в народное хозяйство (Программа освоения космоса,программа использования в мирных целях термоядерной энергии);
— производственно-экономические,нацеленные на решение крупных межотраслевых проблем в области производства,повышение его эффективности и качественных характеристик, развитие новыхпроизводств (Программа развития топливно-энергетических отраслей, программаразвития транспорта);
— территориально-региональные,в которых предусматривается комплексное хозяйственное освоение новыхтерриторий, формирование и развитие ТПК (Программа развития сельского хозяйстваНечерноземной зоны России);
— экологические, разрабатывающиекомплекс мероприятий природоохранного и природообразующего характера (Программаликвидации последствий аварии на ЧАЭС);
— организационно-хозяйственные,цель которых заключается в совершенствовании организации управления хозяйственнымисистемами (сокращение числа министерств в связи с реформой управления).
Особое значение средипрямых методов госрегулирования отводится госзаказу, а также квотированию илицензированию продукции.
Госзаказ- это своеобразная форма финансирования деятельности фирм и предприятий.Государство делает заказ фирме на ту или иную продукцию и объявляет себя еепокупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству,оно может заказать частной фирме вагоны или локомотивы и закупить «для себя»всю партию. Государство здесь финансирует затраты, а заранее обеспечивает фирмедоход продажи товаров.
Большая частьгосзаказов размещается, как правило, в отраслях военной промышленности. Но естьи другие цели использования их государством. Так, госзаказы выдаются фирмам,которые производят новые, еще не известные потребителям, виды продукции.Гарантия сбыта по твердым ценам в этом случае является для фирм-производителейфинансовой поддержкой: со стороны государства и облегчает им период «привыкания»носителей к новой продукции.[16]
Госзаказы используютсяпри решении таких важных социальных, научно-технических и экономическихпроблем, которые требуют крупных первоначальных капитальных вложений, большегофинансового и научно-технического риска.
Квотирование- это метод регулирования экспортных и импортных операций путем установления наопределенный период количественных ограничений объема вывоза и ввоза товаров внатуральном или стоимостном выражении.
Лицензированиеэкспорта и импорта — эта система государственного контроля и регулированияэкспортных и импортных операции путем установления строгого учета определенныхтоварных потоков, а в случае необходимости — их временного ограничения.
Государственноепредпринимательство как метод прямого госрегулированиясводится к управлению хозяйственной, экономической и социальной деятельностьюгосударственных предприятии. В отличие от частного целью государственногопредпринимательства не является исключительно получение прибыли. Передгосударственными предприятиями помимо коммерческих ставятся исоциально-экономические задачи: обеспечение необходимых темпов экономическогороста, сглаживание циклических колебаний, долгосрочная структурная перестройкапроизводства, поддержание занятости, стимулирование научно-техническогопрогресса. Данный метод способствует решению различных проблемобщегосударственного характера, которые по ряду объективных причин не могутреализоваться механизмом частного предпринимательства.
Государственноепредпринимательство выполняет функцию поддержания благоприятных общих условийфункционирования общественного воспроизводства и, следовательно, можетпротивопоставляться частному. Государственный сектор должен гармоничновписываться в структуру рыночной экономики.
Кроме прямыхинструментов государство использует в своей практике и косвенные методыфинансового и налогового кредитно-денежного регулирования. Они опираются восновном на товарно-денежные отношения, определяют «правила игры» в рыночномхозяйстве и воздействуют на экономические интересы.
Государственнаяналоговая политика. Налоги являются одним из наиболееэффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов.
По платежеспособностиналоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги, взимаемыенепосредственно с субъекта налога, включают:
— НДФЛ;
— налог на прибыльорганизаций;
— водный налог;
— земельный налог;
-налог на имуществофизических лиц;
— налог на имуществоорганизаций;
— сбор за пользованиеобъектами животного мира и за пользование объектами водных биологическихресурсов;
— государственнаяпошлина;
-транспортный налог;
— налог на игорныйбизнес;
— ЕСН;
— НДПИ;
— налог на развитиесельского хозяйства.
Косвенные налоги-налоги па определенные товары и услуги, взимаемые через надбавку к цене. К нимотносятся:
— НДС;
— акцизы.
Налоги, как правило,поступают в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды. Но ихзначение выходит далеко за пределы обеспечения государственных органовфинансирования ресурсами. Налоги стали важнейшим средством огосударствлениянационального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическомрегулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговыхизъятий в общем объеме ВНП.[7]
Налоги выступают в ролиодного из рычагов регулирования экономической активности. Манипулируя налогамипа прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процесс накоплениякапитала. Примером может служить налоговый механизм так называемой ускореннойамортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниямотчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительныйизнос основного капитала. В результате значительно сокращается размерподлежащей обложению прибыли, следовательно, и сумма уплачиваемого налога.Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличениякапиталовложений в корпоративном секторе экономики.
Кредитно-денежнаяполитика государства. Кредит представляет собой движениессудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.
Кредитно-денежнаяполитика государства — это метод государственного регулирования экономики,реализуемый через воздействие центрального банка на резервы коммерческихбанков, ставки банковских кредитов и т.д., т.е. через контроль за предложениемденег. Ее основная цель состоит в помощи экономике в достижении общего уровняпроизводства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.Использование этого метода регулирования вызывает увеличение денежногопредложения во время спада производства для поощрения совокупных расходов иограничение предложения денег во время инфляции.
Выбор методовгосударственного воздействия на структурные процессы, их ранжирование ирациональное сочетание должны производиться исходя из целей соответствующего этапаструктурных преобразований и текущей экономической ситуации.
Таблица 1
Основные характеристикифедерального бюджета на 2011-2013 годы млрд. рублейПоказатель Отчет 2010 год Прогноз 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2011 год 2012 год 2013 год Доходы, всего 6 278,9 7 781,1 9 275,9 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9 %% к ВВП 23,3 23,4 22,4 18,8 17,3 17,4 16,5 16,1 в том числе: Нефтегазовые доходы 10,9 8,7 10,6 7,6 8,3 8,1 7,4 6,9 Ненефтегазовые доходы 12,4 14,7 11,8 11,2 9,0 9,3 9,1 9,2 Доля в общем объеме доходов, % 100 100 100 100 100 100 100 100 в том числе: Нефтегазовые доходы 46,9 37,2 47,3 40,7 48,1 46,5 44,8 43,0 Ненефтегазовые доходы 53,1 62,8 52,7 59,3 51,9 53,5 55,2 57,0 Расходы, всего 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 660,1 10 212,4 10 385,1 10 844,6 11 749,1 %% к ВВП 15,9 18,1 18,2 24,7 22,7 20,9 19,6 19,0 в том числе условно утверждаемые 271,1 587,5 %% к общему объему расходов 2,5 5,0
Дефицит/
профицит 1 994,1 1 794,6 1 705,1 -2 322,3 -2 428,6 -1 767,3 -1 712,9 -1 765,2 %% к ВВП 7,4 5,4 4,1 -5,9 -5,4 -3,6 -3,1 -2,9 Ненефтегазовый дефицит — 3,5 — 3,3 — 6,5 — 13,6 — 13,7 — 11,6 — 10,5 — 9,8
Несмотря на принятыерешения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% кВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходовфедерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, приэтом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.[17]
Таблица 2
Динамика доходовфедерального бюджета млрд., руб.Показатель 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году Доходы, всего (млрд. рублей) 7 783,8 8 617,8 834,0 9 131,7 513,9 9 983,9 852,2
в том числе:
Нефтегазовые доходы
(млрд. рублей) 3 744,3 4 003,0 258,7 4 088,1 85,1 4 295,0 206,9
Ненефтегазовые доходы
(млрд. рублей) 4 039,5 4 614,8 575,3 5 043,6 428,8 5 688,9 645,3 Темпы прироста доходов к предыдущему году, % 10,7 6,0 9,3
в том числе: Нефтегазовые доходы 6,9 2,1 5,1 Ненефтегазовые доходы 14,2 9,3 12,8 Доля в общем объеме доходов, % 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе: Нефтегазовые доходы 48,1 46,5 — 1,6 44,8 — 1,7 43,0 — 1,8 Ненефтегазовые доходы 51,9 53,5 1,6 55,2 1,7 57,0 1,8
Снижениепрогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011-2013годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены нанефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов посравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношениюк рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.
Увеличениененефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах поотношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличениемпоступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.[21]
Таблица 3
Расчет предельногообъема расходов федерального бюджета млрд. рублейПоказатель 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году Доходы, всего 7 783,8 8 617,8 834,0 9 131,7 513,9 9 983,9 852,2 %% к ВВП 17,3 17,4 16,5 16,1 Источники покрытия дефицита 2 428,6 1 767,3 — 661,3 1 712,9 — 54,4 1 765,2 52,3 %% к ВВП 5,4 3,6 3,1 2,9 Расходы (предельный объем) 10 212,4 10 385,1 172,7 10 844,6 459,5 11 749,1 904,5 %% к ВВП 22,7 20,9 19,6 19,0 в том числе условно утверждаемые 271,1 587,5 %% к общему объему расходов 2,5 5,0
Прогнозируемые объемыдоходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицитафедерального бюджета формируют предельный объем расходов федерального бюджетасо снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году.
В номинальном выражениив 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годомна 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальномвыражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году(таблица 5).
Таблица 4
Динамика расходовфедерального бюджета млрд., руб.Показатель 2010 год Прогноз 2011 год 2012 год 2013 год
Изменения к предыдущему году,
млрд. рублей 552,3 172,7 459,5 904,5
% (в номинальном выражении)
5,7
1,7
4,4
8,3
% (в реальном выражении)
— 3,9
— 4,5
— 1,5
2,7
Дефицит федеральногобюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда,средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, игосударственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизациифедеральной собственности и государственных заимствований.
Глава3. Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012 и 2013годов
Бюджетное посланиеПрезидента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах.
I. Основные итогибюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года.
Экономическая ситуацияв стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания обюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.
В экономике проявилисьопределенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признакироста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.
Это во многом сталорезультатом последовательных антикризисных действий государства, направленныхна сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболеепострадавших от кризиса отраслей экономики.
И что очень важно,удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствиякризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемовгосударственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всегопенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволиластабилизировать уровень безработицы.
Грамотное применениеинструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое дляосуществления таких мер финансовое обеспечение.
Кризис высветил главнуюпроблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировыхрынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страныпо-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданыдостаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий,повышения энергетической и экологической эффективности экономики ипроизводительности труда, для развития отраслей экономики и производств,выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализацииинновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономическойсистемы страны.
Эти особенностироссийской экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для еедальнейшего развития.
Важнейшие из нихсвязаны с опасностью, что ставшее привычным непродолжительное улучшениеситуации в экономике в результате действия преимущественно экстенсивных ивременных факторов (рост цены на нефть и т.п.) приведет, как это неоднократнослучалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использоватьшанс на обновление и модернизацию экономики страны.
Сегодня, когдароссийской экономике в определенной степени удалось преодолеть кризисныетенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах.
II. Основные цели изадачи бюджетной политики 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу.
Бюджетная политика каксоставная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всестороннеймодернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности иконкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшениеинвестиционного климата, достижение конкретных результатов.[2]
Необходимо ясноепонимание последствий реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения ихвлияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
Новые расходныеобязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки ихэффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения впределах принятых бюджетных ограничений.
Исходя из этого,необходимо решение следующих задач.
Первое. Обеспечениемакроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числесбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита,предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставиласьзадача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остаетсяактуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточновысоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.
Предлагаю исходить изнеобходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чемв два раза по сравнению с уровнем 2009 года.
В среднесрочной перспективеследует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь наобеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозныхоценках стоимости нефти.
Второе. Координациядолгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
Стратегическоепланирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствуетдостоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных,таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижениипоставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихсярасходных обязательств.
Предстоит трезвооценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальнымивозможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, вполной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условияразвития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользуэффективных направлений государственной политики.
В кризисный периодзадача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второйплан. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработкедолгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать втом числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.
Для разработкидолгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышениенадежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумныхоценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих отбюджетных расходов.
Нужно ввести четкиеправила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятияновых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности задостоверность их финансово-экономических обоснований.
Практика занижения прирассмотрении новых инициатив их финансовой оценки с последующим ежегоднымувеличением расходов по уже принятым и, казалось бы, тщательно обоснованнымрешениям является недопустимой.
Любое предлагаемоеновое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей егофинансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развитиястраны.
Третье. Обеспечениенацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.
ПравительствоРоссийской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер поповышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросынашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов напериод до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципыдеятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение ихсамостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 годазначительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплексадолгосрочных государственных программ.
На повышениедоступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены измененияв правовом положении государственных и муниципальных учреждений(соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. спереходным периодом до 1 июля 2012 г.).
Практическая реализацияэтих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существованияучреждения, вне зависимости от результатов его работы.
ПравительствоРоссийской Федерации, региональные и местные администрации обязаны обеспечитьпланомерное введение новых принципов деятельности государственных имуниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.
Четвертое. Разработка ивнедрение инструментов поддержки инноваций.
Нужно начинать работупо постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. В период кризисагосударство оказало серьезную поддержку многим отраслям экономики и конкретнымпредприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться исегодня. Однако государственная поддержка на прежних льготных условиях не можетпредоставляться длительное время.
Государство не должноподменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направленияразвития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно статьсофинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности,способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.
В ближайшие три годанеобходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы иинвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развитияинноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности,защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.
Одновременно необходиморазработать и реализовать на практике конкретные механизмы внедрения иподдержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в такихобластях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос ителекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии ипрограммное обеспечение.
Проектный подход креализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельностиинновационного центра «Сколково», в отношении которого необходимо в кратчайшиесроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной,предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условияреализации инновационных разработок для участников этого проекта.
В то же время поддержкаинноваций не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждаягосударственная программа должна соответствовать требованиям к созданиюинновационной среды, включая развитие человеческого капитала, формированиегосударственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционногоклимата.
Необходимо повыситьэффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, зарешение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализаторомдля вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно сиспользованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечениевнебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмыгосударственно-частного партнерства.
Следует активнеепроводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупныхинвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличениипоступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции иблагоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитыватьна масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развитияэкономики.
Для повышенияконкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активноиспользовать потенциал торговых представительств, совершенствовать системупредоставления экспортного кредитования, экспортного страхования игосударственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукциивысокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, атакже военной техники.
Пятое. Повышениекачества человеческого капитала.
Никакая модернизация невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, безкачественного образования и постоянного профессионального обучения.
Необходимо стремиться кросту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальнойсобственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сференаучных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления вней молодежи.
Помимо развитиясобственных научных школ, следует уделять внимание привлечениювысококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствоватьповышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.
Серьезнейшее вниманиедолжно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан,формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой итворческой активности.
В рамках формируемыхгосударственных программ должна быть продолжена работа по приоритетнымнациональным проектам, механизмы реализации которых доказали своюэффективность.[3]
III. Основныеприоритеты бюджетных расходов.
При формированиирасходов федерального бюджета на 2011-2013 годы предлагается особое вниманиеуделить следующим ключевым вопросам.
Первое. Повышениеэффективности социальной защиты населения.
Государство обеспечитбезусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств повыплате социальных пособий и компенсаций.
В то же время системасоциальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку семей сдоходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональныхособенностей. В связи с этим считаю возможным расширение полномочий субъектовРоссийской Федерации при формировании и применении инструментов социальной политики.
Серьезные долгосрочныепроблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам вближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населениятрудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.
Необходимо разработатьясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающуюсоциально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (покрайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и вто же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, таки рост дефицита пенсионной системы.
Второе. Оценкавозможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы иденежного довольствия военнослужащих.
С учетом динамикизаработной платы в экономике и снижения инфляции считаю возможным увеличить на6,5 процента с 1 апреля 2011 г. денежное довольствие военнослужащих иприравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 г. – фонды оплаты труда работниковфедеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным иавтономным учреждениям в соответствующем размере) и денежное содержание судей ипрокурорских работников, а с 1 сентября 2011 г. – стипендиальный фонд.
Предлагаю ПравительствуРоссийской Федерации рассмотреть вопрос о механизмах повышения эффективностиработы федеральных государственных служащих, в том числе о возможностисокращения в течение трех лет их численности в пределах 20 процентов, оставивпри этом до 50 процентов экономии бюджетных средств в распоряжении федеральныхорганов государственной власти.
Третье. Развитиеобразования, здравоохранения и социального обслуживания.
Должны быть обеспеченыкак повышение качества образования, так и сопряженность образования имодернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда вквалифицированных специалистах не только с высшим профессиональнымобразованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием.
В рамкахсоответствующих государственных программ следует обеспечить реализациюнациональной образовательной инициативы «Наша новая школа», продолжить развитиефедеральных университетов и национальных исследовательских университетов, атакже закрепить положительные результаты демографической политики, достигнутыево многом благодаря реализации национального проекта «Здоровье».
Важной инвестицией вбудущее развитие считаю работу, направленную на формирование здорового образажизни, развитие массовой физической культуры и спорта.
При планированиисоциальных расходов бюджета следует обязательно предусмотреть средства наосуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальныхобъектов, прежде всего организаций, предоставляющих услуги детям (включая выводшкольных зданий из аварийного состояния) и престарелым гражданам, а также пообеспечению полноценного доступа инвалидов к объектам и услугам социальнойсферы.
Четвертое. Обеспечениеобороноспособности страны.
Финансирование расходовна национальную оборону должно позволить решить все стоящие перед ВооруженнымиСилами Российской Федерации задачи, включая закупку новых видов вооружения,обеспечение боевой подготовки, индексацию и реформирование денежногодовольствия военнослужащих (с учетом сокращения их общего количества исовершенствования структуры Вооруженных Сил Российской Федерации), реализациюсоциальных гарантий для военнослужащих.
Одной из приоритетныхзадач является обеспечение жильем военных. К концу 2010 года должны бытьвыполнены все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихсявоеннослужащих постоянным жильем, к 2012 году – служебным жильем.
С 2011 года должнаначаться реализация Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы,обеспечивающей комплексное переоснащение войск современными видами новых системи образцов вооружения и военной техники. На осуществление Государственнойпрограммы вооружения должна быть направлена новая федеральная целевая программареформирования оборонно-промышленного комплекса.
Пятое. Реформа органоввнутренних дел.
Необходимо обеспечитьповышение эффективности деятельности органов внутренних дел.
С 2012 года финансовоеобеспечение милиции общественной безопасности будет полностью осуществляться засчет средств федерального бюджета. Уже сегодня необходимо готовиться к стольсерьезному изменению расходных обязательств Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации и соответствующих им финансовых потоков.
Шестое. Развитиетранспортной инфраструктуры.
Наличие развитойтранспортной инфраструктуры является необходимым условием экономического ростаи повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортнойинфраструктуры с внедрением современных инновационных технологий продолжаетоставаться одной из основных задач на среднесрочную перспективу.
При этом необходимыновые подходы к реализации инфраструктурных проектов с привлечением частныхинвестиций, в том числе на условиях заключения контрактов жизненного цикла.
В связи с этим одним изприоритетных направлений бюджетной политики должно являться устойчивоефинансовое обеспечение содержания и развития автомобильных дорог. Это требуетдетальной проработки всех вопросов, в том числе касающихся создания системыдорожных фондов, с учетом критериев и социальной справедливости, иэкономической эффективности.
Необходимо обеспечитьфункционирование комплексной системы безопасности населения на транспорте,прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта.
Седьмое. Оптимизациямасштабов и форм поддержки экономики.
Безусловным приоритетомбюджетных расходов на поддержку экономики должна стать поддержка инновационныхпроектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечениемодернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетическойэффективности (проекты, одобренные Комиссией при Президенте РоссийскойФедерации по модернизации и технологическому развитию экономики России).
Механизм выделениябюджетных грантов для поддержки отечественных инновационных проектов долженбыть ориентирован на обеспечение общегосударственных приоритетов.
При этом бизнес долженфинансироваться в первую очередь за счет реализации своих товаров и услуг, абюджетная поддержка может быть лишь стимулирующей, мультипликативной мерой и недолжна обеспечивать основную часть финансирования.
IV. Основныенаправления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы.
Необходимо искатьвозможности и для повышения доходов бюджетной системы. При этом надо понимать,что рост доходов должен быть обеспечен прежде всего за счет улучшенияадминистрирования уже существующих налогов. В то же время по отдельнымнаправлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования ирасширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационнойнаправленности.
Налоговая политикагосударства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечениеусловий инновационного развития экономики: мотивирование производства новыхтоваров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.
В связи с этимнеобходимы действия по следующим ключевым направлениям.
Во-первых, следуетподдержать компании, где интеллектуальный труд является основным.
Во-вторых, необходимосоздать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности.
В-третьих, в целяхстимулирования осуществления инновационной деятельности в инновационном центре«Сколково» следует предусмотреть для участников проекта следующие льготы:обязательные страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта по ставке14 процентов, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельныйналог – по ставке 0 процентов. Что касается налога на добавленную стоимость, тоосвобождение от его уплаты должно осуществляться в зависимости от выбораналогоплательщика.
В-четвертых, требуетсястимулирование энергосбережения и рационального использования природныхресурсов.
В-пятых, для развитиясоциальной сферы необходимо привлекать частные инвестиции в системыздравоохранения и образования. Предлагаю в этих целях освободить от налога наприбыль (по крайней мере до 2020 года) работающие в данных отраслях организациинезависимо от формы собственности. При этом соответствующие льготы должныраспространяться только на те виды деятельности, которые носят социальнозначимый характер.
В-шестых, всреднесрочной перспективе необходимо дальнейшее расширение и укреплениеналоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кругналогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активныххозяйствующих субъектов.
Следует ускоритьподготовку введения налога на недвижимость, в том числе формированиесоответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взиматьданный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемымминимумом для семей с низкими доходами.
В-седьмых, актуальнымиостаются вопросы совершенствования налогового администрирования. Необходимопроинвентаризировать и оценить эффективность влияния на социальные иэкономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующихмеханизмов.
В-восьмых, особоевнимание в этот период следует уделить бесперебойной и эффективной работе пореализации договоренностей, достигнутых в рамках таможенного союза, по вопросамадминистрирования косвенных налогов и распределения между странами – членамитаможенного союза ввозных таможенных пошлин.
V. Политика в сферемежбюджетных отношений.
В сфере межбюджетныхотношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельностисубъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния наукрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.
Повышение уровняфинансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления за счет собственныхдоходов – это предпосылка для повышения эффективности расходования региональныхи местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов региональныхи местных бюджетов и создания условий для более тесной увязки налогов,уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с объемом,качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальныхуслуг, а следовательно, для повышения ответственности органов государственнойвласти и органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.
ПравительствуРоссийской Федерации следует определиться со способами решения этой проблемы, втом числе разработать реальный план поэтапной отмены таких льгот.
Одним из важнейшихнаправлений в создании собственной налогооблагаемой базы в финансовонеобеспеченных субъектах Российской Федерации и муниципалитетах являетсяпереход к самостоятельному регулированию и сбору налога на недвижимость (взаменналогов на землю и имущество).
Следует рассмотретьвозможность участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельныхполномочий по администрированию местных налогов в соответствии с соглашениями,заключаемыми с налоговыми органами.
Субъекты РоссийскойФедерации и муниципальные образования должны в 2010 году разработатьрегиональные программы повышения эффективности расходов и приступить к ихвнедрению с 2011 года.
ПравительствуРоссийской Федерации необходимо методологически помочь в этой работе органамгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органам местногосамоуправления, в том числе по определению критериев изменения типасуществующих бюджетных учреждений с учетом их сферы деятельности и выработкерекомендаций по внесению в трудовые договоры с руководителями бюджетныхучреждений изменений, которые следуют из федерального законодательства.
Заключение
Бюджетнаяполитика – это система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов бюджетадеятельность органов власти различных уровней по составлению, рассмотрению иисполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации ииспользования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципови форм его организации.
Бюджетнаяполитика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланиемПрезидента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующегогода.
Бюджетнаяполитика как составная часть экономической политики должна быть нацелена напроведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышенияее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития,на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
На протяжениивсего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой вРоссийской Федерации значительно были достигнуты: сформирована и функционируеттрехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы,развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпыинфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивнымсдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась кбездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионногофинансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственногодолга.
В нынешнемгоду, как и в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной политики,которые рассчитаны также и на среднесрочную перспективу в числе которыхявляется:
— повышениеблагосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны наоснове стабильного функционирования и развития бюджетной системы;
— ориентациябюджетной политики на перспективу, исходя из четкого понимания возможностейфедерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемостиусловий формирования бюджетов всех уровней;
— созданиестабилизационного фонда для снижения в среднесрочной перспективе зависимостироссийской бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры;
— продолжениеработы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижениюналогового бремени;
— повышениеуровня налогового администрирования, в том числе на основе внедренияинформационных технологий;
— болеерациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимумувременных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку исдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;
— повышениеэффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенныхприоритетов;
— финансированиеподготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном нафедеральном уровне;
— модернизациясистемы обязательного медицинского страхования населения;
— комплектованиероссийской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службусистемой комплектования по контракту;
— принятиемер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы вучреждениях Банка России;
— созданиесистемы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий,что является необходимым условием приведения государственных и муниципальныхобязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения.
Припланировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимостиобеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетнойполитики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральныйбюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократическогогосударства.На основании проделанной работы можно сделать следующиевыводы. Содержание бюджетной политики сложное, так как охватывает широкийкомплекс мероприятий, таких как разработку общей концепции бюджетной политики,определение ее основных целей и задач, создание адекватного бюджетного механизма,управление финансовой деятельностью государства. Основа бюджетной политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочнуюперспективу использования финансов.
Бюджет,объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит,государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любогогосударства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любомсовременном обществе. В данной работе были рассмотрены целевые направлениябюджетной политики, цели и принципы бюджетной политики, влияние на финансовуюполитику предприятия, а так же ее основные направления бюджетного посланияПрезидента РФ
Список используемых источников
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации (с изменениями на 30 сентября 2010 года)
2. Бюджетноепослание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах// Финансы. — 2010. — N 7. — С.3-9
3. Бюджетноепослание Президента // Рос. Федерация сегодня. — 2010. — N 14. — С.9-10.
4. Агапова Т.А.Расходы федерального бюджета до 2012 г. и экономический рост в России // Вестн.Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. — 2010. — N 3. — С.70-79.
5. Анисимов С.А. Квопросу о реализации бюджетных принципов // Финансы. — 2002. — N 12. — С.31-33.
6. Анофрикова Е.Э.Субъект Федерации как агент бюджетной политики государства // Вестник НГУ. Сер.Соц.-экон. науки. — 2007. — Т.7, вып.2. — С.172-177.
7. Болонин А.Н.Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе //Микроэкономика. — 2009. — N 6. — С.9-12.
8. Бюджети бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. Пособие/ Т.М. Ковалёва, С.В.Барулин; под общей ред. Т.М. Ковалёвой – М.: «Кнорус», 2009. – 208с.
9. Бюджетнаясистема России: Учебник для ВУЗов /под ред. Проф. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009г. – 245с.
10. Бюджетноеустройство в Российской Федерации: Учеб. Пособие под редакцией Сидоровича О.А.– М.: Феникс, 2009г.- 536с.
11. ВиницинаВ.В. Особенности бюджетной системы России // ЭКО. — 2008. — N 1. — С.120-129.
12. ВоронинЮ. Вопросы оптимизации расходов региональных бюджетов / А.Лавров,А.Бараховский, Е.Дмитришина, В.Климанов // Экономист. — 2002. — N 11. — С.59-66.
13. ГавриленковЕ. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросыэкономики, 2004г., №4.
14. ГурвичЕ.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономическийвестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2008г. №1.
15. ДворковичА., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2010 году //Вопросыэкономики. 2010. №4.
16. КазанцевС.В. Развитие межбюджетных отношений в проектировках бюджетной политики на2008-2010 гг. // Регион: экономика и социология. — 2007. — N 3. — С.92-102.
17. КазанцевС.С. Проект федерального бюджета 2009-2011 гг.: расходная часть // ЭКО. — 2008.- N 11. — С.19-40.
18. МитинаН.Л. Особенности формирования бюджетов городских округов // Финансы. — 2010. — N 4. — С.20-24.
19. РябковА.А. Бюджетный учет заказчика-застройщика: от А до Я // БиНО: Бюджет.учреждения. — 2007. — N 11. — С.65-93.
20. Финансоваяполтика: Учеб. Пособие/ П.М. Чорба, М.В. Владыка, А.А. Гулько; под общей ред.П.М. Чорбы – М.: Граница, 2010.- 288с.
21. Финансыорганизаций (предприятий): Учебник/под ред. Гавриловой А.Н. – М.: «Мнорус»,2007г. – 608с.
22. www.minfin. ru
23. www.kremlin.ru
24. www.vkaznu.ru