Введение
Ведущую,определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любогосовременного общества играет государственное регулирование, осуществляемое врамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важныхмеханизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальноерегулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главнымзвеном которой является государственный бюджет.
Огромнуюроль федеральный бюджет играет в решении социальных проблем. Повышению ролирасходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальноеизменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы.Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимыеотрасли социального обслуживания населения — просвещение, здравоохранение, социальноеобеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признанонеобходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования. Общепринятымявляется факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальныхпроцессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета(в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базойосуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, болеевысокий уровень социального обслуживания населения.
Основнаяцель данного реферата — рассмотреть расходы бюджета на социальную сферу иобслуживание государственного долга.
Задачиданного реферата:
·изучить основные черты и принципы бюджетного устройства РФ;
·рассмотреть структуру государственных расходов, в том числе в социальной сфереи обслуживании государственного долга.
1.Государственный бюджет и бюджетная система РФ
Государственныйбюджет можно определить, как баланс запланированных расходов и доходовправительства за определенный период (чаще всего за год). Государственныйбюджет содержит: перечень программ расходов (на образование, на оборону и т.д.)и перечень источников получения доходов.
Различаютфактический, структурный и циклический государственные бюджеты.
Фактическийбюджет — сумма действительных расходов федерального правительства за вычетомсуммы поступивших налогов за бюджетный год.
Структурныйбюджет — расчетный бюджет, показывающий расходы и доходы правительства впредположении, что экономика находится на естественном уровне национальногопродукта и в условиях естественного уровня безработицы.
Циклическийбюджет — разница между фактическим и структурным бюджетами. Циклический бюджетпоказывает влияние экономического цикла на бюджет.
Бюджетнеобходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей вденежном фонде.
Кзадачам бюджета можно отнести:
— образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
— использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
— контроль.
Балансгосударственного бюджета — соотношение денежных доходов и расходов государства.В результате исполнения бюджета могут возникнуть три ситуации:
1.доходы и расходы государственного бюджета равны, то говорят, что имеет местосбалансированность государственного бюджета.
2.Превышение доходов государственного бюджета над расходами создает профицитгосударственного бюджета.
3.Превышение расходов государственного бюджета над его доходами создает дефицитгосударственного бюджета.
Врезультате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг — неоплаченнаясумма официально признанных прямых обязательств органов государственногоуправления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, котораяобразовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашенапосредством операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочныйдолг. Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.
Итогфинансовой деятельности государства выражается в превышении расходов наддоходами, т.е. в дефиците. Принято считать нормальным финансовое положениестраны, если уровень бюджетного дефицита (к ВВП) не превышает 3% [1, с. 98].
Бюджетноеустройство определяется законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства ибюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и Бюджетным Кодексом РФ, как организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетнаясистема состоит из трех уровней:
— первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетныхфондов;
— второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственныхвнебюджетных фондов;
— третий уровень — местные бюджеты.
2.Характеристика государственных расходов РФ
2.1.Расходы государства: понятие и виды
Впроцессе деятельности по осуществлению государственных расходов возникает круготношений, регулируемых финансовым правом и другими отраслями права — гражданским,административным и др. В финансовых правоотношениях участвуют государственныепредприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, черезкоторые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвоватьи негосударственные или немуниципальные организации, если государственныеорганы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения овыделении им государственных или муниципальных средств.
Государственныерасходы представляют в своей совокупности определенную систему иклассифицируются по разным основаниям. В зависимости от форм собственности ониподразделяются на государственные и муниципальные.
Соответственноуровням организации власти в РФ можно выделить три группы расходов: федеральныерасходы; расходы субъектов Федерации; расходы местного значения (муниципальные).
Взависимости от источников получения расходных средств, порядка их планированияи использования расходы можно подразделить на:
— централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетныхфондов;
— децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальнымипредприятиями за счет средств, которые получены ими самими в результате ихсобственной деятельности и остаются в их распоряжении [2, с. 105].
Взависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходына финансирование:
а)оборотных средств (текущих расходов);
б)основных фондов (капитальных вложений);
в)создание резервов.
Существенноезначение для характеристики целевых направлений государственных расходов имеетклассификация их по функциональному признаку. Законодательная основа такойклассификации заложена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации».
Государственныерасходы и государственные доходы взаимосвязаны между собой. Объем расходовнаходится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствиинаступают негативные последствия — бюджетный дефицит, инфляция национальнойвалюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введениедополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в большихразмерах, чем может выдержать экономика и т.д., которые могут перерасти вглубокий финансовый кризис.
Государственныерасходы осуществляются путем финансирования.
Финансированиегосударственных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделениегосударственных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, заисключением установленных законодательством условий возвратности и возможности,для деятельности и развития предприятий, организаций и учрежденийсоответственно их задачам и функциям.
Источникомфинансирования государственных расходов, включая инвестиции, выступаютсредства:
— государственных бюджетов (на основании специально принятых решений они могутбыть выделены на срочной, возвратной, платной основе);
— государственных внебюджетных фондов;
— централизованных фондов министерств, ведомств, собственных финансовых ресурсовпредприятий [3, с. 248].
Впоследнее время в формировании необходимой для финансирования финансовой основыусилилось значение заемных и привлеченных средств. Помимо увеличения заемныхсредств в федеральном бюджете Правительство РФ разрешило Пенсионному фонду РФосуществить выпуск собственных ценных бумаг (векселей, облигаций). Придаетсябольшое значение привлечению иностранных инвестиций.
Врасходах многих государственных социально-культурных, бюджетных учрежденийсущественное место стало занимать использование полученных ими в результате ихсобственной деятельности дополнительных, внебюджетных фондов. Связано это снедостаточным бюджетным финансированием, вызванным финансовыми трудностями встране.
Срединовых организационно-правовых форм финансирования государственных расходовследует отметить такие, как финансирование программ на конкурсной основе;выделение единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условиемсоблюдения определенных требований, обычно образовательным учреждениям, творческимколлективам и т. п. Распространена многоканальная система финансированиягосударственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней ивнебюджетных источников.
Взависимости от субъектов, использующих средства, можно выделить два основныхправовых режима финансирования:
1)финансирование государственных коммерческих организаций, за которыми имуществозакрепляется на праве хозяйственного ведения;
2)финансирование государственных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся кнекоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управленияимуществом.
Промежуточным,обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенныхпредприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом. Этипредприятия в сравнении с другими государственными предприятиями имеютособенности в порядке планирования и использования средств.
Вназванных правовых режимах находят отражение и те правовые формы финансирования,которые используются по другим основаниям, например по предметно-целевомунаправлению средств.
Основныеправовые режимы различаются по:
— источникам финансирования;
— содержанию и порядку утверждения финансовых планов, на основании которыхпроизводится финансирование;
— предметно-целевому направлению средств;
— содержанию прав и обязанностей коммерческих организаций и бюджетных учреждений,осуществляющих государственные расходы [5, с. 81].
Этиразличия отражают особенности задач и сфер деятельности предприятий иучреждений, специфику государственного регулирования и управления в этихсферах.
2.2.Расходы бюджета на социальную сферу
Всвязи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задачостановимся на перспективных направлениях реформирования социального комплекса.Поскольку в период формирования рыночных отношений значительно возрослипотребности населения в конкретных общественных благах, это не только привело кактивизации социальной политики, но и предопределило необходимость внесениякорректив в бюджетную политику государства, потребовало выработки особойстратегии оплаты общественных расходов.
Насоциальную политику в 2002 году, было запланировано 430350, 5 млн. руб., или 22,1 % всех расходов. Из них было профинансировано увеличение пенсий: так, еслитрудовая пенсия по старости на 31 декабря 2001 года составляла 1073 руб., то в 2002 г. — 1590 руб., пенсии инвалидов и участников войны выросли с 2671 руб. до 3400руб. С 1 апреля2004 года пенсии также выросли в среднем на 121 руб.
Былообеспечено повышение денежного довольствия военнослужащих. Оклады по воинскойдолжности увеличились в 2-2, 4 раза, кроме того, вдвое выросли надбавки завыслугу лет. В полном объеме обеспечивалась текущая выплата детских пособийгражданам, имеющим детей, предыдущую задолженность удалось сократить (на 4, 2млрд. руб в 2002 году).
В 2002 г. сохранялась социальная направленность региональных бюджетов — 46%средств направлялось на финансирования учреждений социально-культурной сферы, 16%- на жилищно-коммунальное хозяйство, 3% — на правоохранительную деятельность, 2%- на сельское хозяйство. Для большинства регионов 2002г. был непростым:произошло снижение доходов в связи с сокращением налогового бремени иувеличением расходов, связанных с повышением заработной платы работникамбюджетной сферы. Фонды оплаты труда увеличились на 60-40%, соответственно долязарплаты в бюджетах регионов увеличилась с 24, 7% в 2001 г. до 32, 4% в 2002г. параллельно увеличивался и размер финансовой помощи бюджетам регионов: в 2000 г. финансовая помощь составляла 2, 1% ВВП, в 2001г. – 2, 3% ВВП, а в 2002 г. — 2, 5% ВВП. Выплаты повышенной зарплаты (с декабря 2001г.) производились с одновременнымпогашением ранее накопившейся задолженности [6, с. 327].
Своевременнои в необходимом объеме изыскивались и предоставлялись средства на ликвидациюпроизошедших в 2002 г. стихийных бедствий. На эти цели из федерального бюджетабыло выделено 4, 5 млрд. руб. бюджетных ссуд.
В 2002 г. значительно увеличен объем средств, направляемых на предварительнуюкомпенсацию гарантированных сбережений граждан. За период с 1996г. по ноябрь2002г. компенсацию получили граждане РФ в сумме 39 млрд. руб., при этом за 2002 г. — 15, 7 млрд. руб. в 2003 г. выплаты должны были составить 20 млрд. руб., что должнопозволить расширить группы вкладчиков, получающих компенсационные выплаты.
Необходимыефинансовые ресурсы в 2002 году выделялись на проведение судебной реформы, вчастности увеличение штатной численности судей и работников аппаратов судов, атакже введение суда присяжных. В целом на финансирование судебной власти в 2002году в бюджете предусматривалось 19112 млрд. руб., что составляет 0, 17 % кВВП.
В2003г. приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являлисьнациональная оборона (345725, 5млн. руб. или 14, 7% всех расходов), судебнаясистема (25 451, 9 млн. руб — 1, 1%), наука (40 250, 0 млн. руб или 1, 7%) иобразование (97 627, 0 млн. руб. — 4, 2 %). В тоже время федеральный бюджет2003 года характеризовала его социальная направленность. Доля расходовфедерального бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельностьв 2003 г. в общем объеме федерального бюджета составила 25, 1%, что превышаетуровень 2002г. на 2, 1 процентных пункта. На выплату пенсий, пособий, компенсациявоеннослужащим и их семьям в 2003г. было предусмотрено 104, 6 млрд. руб., чтопочти в два раза больше чем в 2002г. соответственно доля расходов на эти цели вобщем объеме расходов федерального бюджета значительно выросла. [7, с. 121].
Объемассигнований в 2003г. на судебную систему был предусмотрен в размере 25, 5млрд. руб., что на 27, 9% больше уровня 2002г. и позволяет реализовать меры пофинансовому обеспечению проводимой реформы судебной власти.
Общийобъем ассигнований на развитие науки был запланирован в сумме 40, 2 млрд. руб.,или с ростом против ожидаемой оценки 2002 г. на 34, 4%.
Расходына образование в 2003г. были запланированы в размере 97, 6 млрд. руб, что на 22,2% больше чем в 2002г. При этом в общем объеме расходов федерального бюджетадоля расходов на образование — 4, 2%
В2003 году проводилось финансовое обеспечение дальнейшего повышения зарплатработников здравоохранения и образования, а также переход от единой тарифнойсетки (ЕТС) к отраслевой системе по оплате труда. В 2002 г. средний оклад врача увеличился на 90%, медсестры — на 84%. Вдове увеличены оклады учителям ина 72 профессорско-преподавательскому составу в ВУЗах. В 2003 г. зарплата медицинских работников увеличилась на 8, 2%, а учителей — на 55% [8, с. 194].
Существеннаястатья 2003года увеличения социальных расходов — это значительное повышениепенсий, выплачиваемых из бюджета. Прежде всего, это пенсии военнослужащим.Общее повышение составляет по ряду групп пенсионеров полтора — два раза ростапенсии.
Вцелом можно сказать, что за последние годы существенно возрастают расходыгосударства на оплату труда работников бюджетной сферы, увеличился размерсредств, направляемых на оплату всех видов коммунальных услуг, существенносократилось число федеральных целевых программ и вместе с тем возрос объемассигнований, направляемых на их реализацию. Увеличились расходы на проведениефундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу.
Стоитотметить, что существенный объем расходов федерального бюджета, составляютрасходы, проходящие по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней».Целью предоставления субъектам Федерации средств из Федерального фондафинансовой поддержки (ФФФП) регионов является выравнивание бюджетнойобеспеченности регионов на душу населения. При утверждении федерального бюджетаустанавливаются ставки отчислений от соответствующих федеральных налогов идоходов в бюджеты субъектов Федерации из ФФФП регионов. Финансовая помощь имеетзначительный удельный вес в общей сумме расходов: в 1996г. — 12, 5%, в 1997г. — 11, 9, в 1998г — 10, 1, в2000г — 8, 1, в 2001 — 17, 64, в 2002г — 13, 63, в2003- 30, 3 % или 711431, 4 млн.руб. В частности, при распределении средствФедерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в 2004 году, Омскойобласти будет выделена дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченностисубъектов РФ в сумме 2 922 991, 0 тыс. рублей, из 175 810 866, 0 тыс. руб.запланированных федеральным бюджетом 2004 года на финансовую помощь бюджетамдругих уровней [9, с. 257].
2.3.Обслуживание государственного долга
Особоеместо среди расходов бюджета занимают затраты по текущему обслуживаниюгосударственного внутреннего и внешнего долга. Большая часть государственногодолга оформлена в виде государственных краткосрочных облигаций, размещенныхсреди кредиторов как внутри страны, так и за рубежом. Доля общей суммы расходовфедерального бюджета по обслуживанию государственного долга в последние годынеуклонно возрастает: 1996г. — 13, 4%, 1997г. — 14, 8, 2000. — 25, 7, 2001г. — 20,09%. Если в счет погашения внешней задолженности в 2002 г. было выплачено 14, 2 млрд. дол., то в 2003г. суммы выплат составили 17, 3 млрд. дол. Также наобслуживание внешнего долга в 2003 году предполагалось направить 220 млрд. руб,а на обслуживание внутреннего долга — 57, 5 млрд. руб. В целяхсовершенствования структуры государственного внутреннего долга и снижениястоимости его обслуживания были размещены новые финансовые инструменты, средикоторых облигации федеральных займов с амортизацией долга, позволяющиеосуществлять погашение номинальной стоимости частями, а также государственныесберегательные облигации, выпускаемые для страховых компаний, негосударственныхпенсионных фондов и инвестиционных фондов. Снижение государственного долгапомимо сокращения расходов на его обслуживание является важной мерой повышенияинвестиционной привлекательности России. Проведение в последние годы взвешеннойбюджетной и долговой политики отмечено инвесторами и международнымирейтинговыми агентствами.
Прихарактеристике государственных расходов необходимо уделить внимание и расходамфедерального бюджета РФ в сфере материального производства. Среди расходов вданной сфере наиболее значительными для развития экономики являются расходы нафинансирование капитальных вложений. Бюджетное финансирование распространяетсяна капитальные вложения, осуществляемые только в государственном сектореэкономики. Бюджетные средства выделяются на строительные объекты, переченькоторых утверждается Министерством экономики РФ по согласованию с Министерствомфинансов РФ. Так в рамках бюджета 2004 года существенное внимание уделяетсямерам по наращиванию экономического потенциала, прежде всего развитиюинфраструктуры. В 2004 г. из федерального бюджета будут профинансированыстроительство и реконструкция таких объектов общенационального значения, какавтомобильная дорога Чита — Хабаровск, система защитных сооружений насеверо-западе страны, паромный комплекс Усть-Луга-Балтийск, аэропортКалининграда, аэропорт Хабаровска, газопровод Очер-Кудымкар и целый ряд другихфедеральных инфраструктурных объектов. [10, с. 179].
Однимиз видов расходов в сфере материального производства является выплата различныхдотаций предприятиям. Существуют два вида дотаций:
1)дотации на продукцию, реализуемую по государственным регулируемым ценам.Выделяются из федерального бюджета угледобывающим и углеперерабатывающимпредприятиям, а также сельскохозяйственным предприятиям по продукцииживотноводства;
2)дотации предприятиям для покрытия их убытков. Выделяются в основномпредприятиям агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства игородского транспорта.
Нарядус безвозмездным бюджетным финансированием отраслей материального производстваиспользуется такая возвратная форма финансирования, как выделение бюджетныхссуд, которые выдаются в основном по специальным распоряжениям Правительства РФна выполнение целевых программ развития. Отличительной особенностью бюджетныхссуд по сравнению с судами коммерческих банков является то, что проценты поэтим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже банковских.
Заключение
Федеральныйбюджет, являясь центральным звеном системы государственных финансов, придаетфинансам всеобщий характер. С помощью такого инструмента, как федеральныйбюджет, государство образует и использует общегосударственный централизованныйфонд денежных средств, и именно через бюджет государство организуетперераспределение общественного продукта, следовательно, такой централизованныйфонд в лице бюджета необходим государству для осуществления своих основныхфункций. Важнейшими из функций государства в современной экономике принятосчитать обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворениесоциально-культурных потребностей населения, обеспечение национальной обороны, покрытиеобщих издержек управления.
Всложившихся условиях приоритетными должны быть социальные расходы, так какименно государство обязано обеспечить социальную поддержку незащищенных слоевнаселения, а также расходы, определяющие жизнеспособность государства на данномэтапе и в перспективе. Помимо социальных приоритетными должны стать расходы наподдержку жизнеобеспечивающих отраслей экономики, а также ее структурнуюперестройку. Поскольку ресурсы бюджета ограничены, предпочтение этим ресурсамможет быть оказано за счет сужения других расходов, выведения из составарасходов бюджета тех направлений, которые должны осуществляться за счетсобственных источников и привлеченных средств, и корректировки состава расходоввнутри основных направлений в целях их рационализации. Таким образом, в связисо сказанным следует сделать акцент на том, что поддержка приоритетных отраслейэкономики не должна быть обезличенной, пассивной. Для этого нужнопоследовательно сокращать дотации и субсидии ТЭК, аграрному сектору ипереходить к адресной поддержке инвестиций под эффективные проекты.
Список литературы
АлександровИ.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.: Изд-во «Дашков иК.», 2006. — 357с.
ЛаринаЛ.С. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Юриспруденция, 2005. — 402с.
Бюджети бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.М. Годин, И.В.Подпорина. — М.: Прогресс — Академия, 2004. — 328с.
Финансы.Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б.Поляка. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 473с.
Финансы:Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 419с.
Финансы:Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 473с.
Бюджетнаясистема Российской Федерации: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: Изд-во ЮНИТИ,2005. — 456с.
БудасоваС.А. Финансы, денежное обращение и кредит. — М.: Феникс, 2000. — 504с.
ПарыгинаВ.А., Тедеев А.А. Бюджетная система России: Учебник. — М. Эксмо, 2004. — 359с.
10.Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.: Изд-во«Дашков и К», 2002. — 492с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/