Вывод ОПК изкризиса. Необходимость и возможности
И.Терехов,
кандидаттехнических наук,
членАкадемии проблем военной экономики и финансов, профессор Академии военных наук
В последнее время коборонно-промышленному комплексу (ОПК) России привлечено внимание федеральныхорганов исполнительной власти и субъектов РФ, банковских структур,потенциальных российских и иностранных инвесторов. Естественно, что интересы укаждого из них разные, но объединяет их одно — возможность использованиявысокого технологического потенциала, созданного в комплексе за годы советскойвласти. Вопреки активно принимавшимся за последнее десятилетие мерам, явно илинеявно направленным на деградацию и ликвидацию этого потенциала, ОПК все жеудалось (в немалой степени благодаря стойкости, самоотверженности и патриотизмуработников ОПК и организаторской деятельности называемых в СМИ «консерваторов»и «красных директоров») сохранить мировой приоритет в отдельныхнаправлениях деятельности, коммерческую привлекательность продукции военного игражданского назначения, а также источники не только самого обновления ОПК, нои возможность превращения его в локомотив возрождения всей российскойэкономики. Под ОПК понимается промышленный комплекс, осуществляющийдеятельность по выполнению государственного оборонного заказа, то естьпроизводящий продукцию и услуги в интересах обороны страны для обеспеченияроссийских силовых структур. В понятие ОПК в широком смысле включаетсясовокупность организаций и предприятий, входивших ранее в 9 министерствоборонных отраслей промышленности, а ныне курируемых созданными в прошлом году5-ю федеральными оборонными агентствами и Министерством по атомной энергии.Особенностью этих организаций и предприятий является не только их ведомственнаяпринадлежность, но и сильная зависимость от государственного заказчика, высокаянаукоемкость продукции, технологическая специфичность, вынуждающая непрерывноосваивать и применять новейшие технологии, особые требования к качествувыпускаемой продукции (завышенные по сравнению с продукцией гражданскогоназначения), наличие избыточных (мобилизационных) производств и мощностей,особые условия функционирования, связанные с секретностью.
Учет этих свойств ОПКимеет большое значение и, по существу, именно они выделили ОПК вспециализированный сектор общественного производства, имеющий особуюстратегическую значимость для безопасности страны, работающий погосударственным лицензиям, более жестко управляемый государством (как и встранах с рыночной экономикой), производящий продукцию по государственномуоборонному заказу (наряду с другой продукцией), имеющий не толькообщеэкономическое, но и особое правовое обеспечение своего функционирования.
Следует подчеркнуть,что, как и в других странах, только государство заинтересовано и конституционнообязано заботиться о разработке и производстве вооружений и военной техники(ВВТ), поддержке наукоемких высокотехнологичных производств, созданиинеобходимого научно-технического задела, сохраняющих Россию в категориивысокоразвитых государств мира. Ведь ни Вооруженные Силы, ни ОПК сами не всостоянии определить требуемые параметры своего развития. Требования к ОПК и кего развитию в существенной мере определяются концепцией национальнойбезопасности и военной доктриной, развитием российской экономики, острымэкономическим и военно-политическим противоборством, новым положением России вмире, характером военных опасностей и угроз, реформой Вооруженных Сил, наличиемдругих войск и воинских формирований, борьбой за мировые рынки сбытагражданской и военной продукции, новыми экономическими и международнымифакторами, системой правового обеспечения в стране и особенно в военной иоборонной сферах. К сожалению, эта аксиома была на несколько лет забытареформаторами, что привело и ОПК, и Вооруженные Силы России к упадку. Ныне вмировой экономике происходит становление нового технологического уклада иконкурентных преимуществ, которые будут определять ключевые факторыэкономического развития и геополитической конкуренции середины XXI в., причемрешающее значение будет иметь активная государственная политика, обеспечивающаяснижение высоких рисков инновационной деятельности. Страны, которые не смогутгарантировать своему населению такие условия, будут отторгнуты от глобальногоэкономического роста увеличивающимся разрывом в уровне образования, качествежизни населения, уровне интеллектуального и научно-технического потенциала.Многие из нынешних государств будут даже не в состоянии понять и оценитьгрядущую научно-техническую революцию и безнадежно отстанут от передовых странмира. Подъем в экономике возможен при условии, что вся политика государстваизначально будет инновационно ориентированной и опираться на заинтересованностьвсех хозяйственных структур в научно-технических нововведениях. Это особенноважно в нынешних условиях. Поэтому, несмотря на нынешнее тяжелейшее состояние,России необходима смена осуществлявшейся структурно-сырьевой модели в пользу приоритетногоразвития высокотехнологичных, наукоемких перерабатывающих производств. Россияпока еще не утратила окончательно свой научно-технический потенциал, обладаетрядом передовых конкурентоспособных технологий, соответствующих или превышающихмировой уровень. При внедрении их в производство они смогут дать коммерческийэффект для стабилизации и подъема экономики России. Учитывая, что на 80%производственный сектор экономики России укомплектован машинами и оборудованиемотечественного производства, необходимо при инвестиционном обновлениидействующего производственного сектора ориентироваться на выпуск отечественныхмашин и оборудования с материализованными в них передовыми достижениямиотечественной науки и техники.
Для возобновленияэкономического роста в России необходимо проведение активной инвестиционной,промышленной, структурной, научно-технической и внешнеторговой государственнойполитики, которые в общей системе способны создать реальные предпосылки дляначала экономического роста в стране. Исследования показывают, что источникомэкономического возрождения России может явиться ОПК.
Немного истории
К концу 80-х годов ОПКзанимал господствующее место в экономике СССР. Предприятия ОПК производили20—25% валового национального продукта. На долю оборонных производствприходилось более 12% основного капитала промышленности, а в машиностроении онидавали от 62 до 80% совокупного объема производства. Общее число толькоосновных предприятий ОПК превышало 3 тыс. Кроме того, их деятельностьобеспечивалась поставками продукции с более 10 тыс. предприятий-смежников.
На военные нуждырасходовалась и преобладающая часть интеллектуального потенциала страны. Так,еще в 1988 г. на нужды военных разработок тратилось почти 3/4 всей суммысредств, выделяемых в бюджет на НИОКР. Общая численность персонала оборонныхНИИ и КБ превышала 1,8 млн. чел., что превратило военную сферу в крупнейшуюобласть приложения интеллектуального труда.
На предприятиях ОПКпроизводилась продукция гражданского назначения широкого профиля: телевизоры,радиоаппаратура, фотоаппараты, стиральные машины, оборудование для другихотраслей народного хозяйства (легкой, транспортной, тяжелого машиностроения идр.), причем их доля в выпуске такой продукции достигала 80—100%.
От ОПК зависелоблагополучие более 10 млн. граждан.
Основные особенностинынешней ситуации, сложившейся в ОПК
Ныне в ОПК включаютсяболее 1,5 тыс. организаций и предприятий различных форм собственности(государственная, частная, смешанная). Предприятия ОПК расположены натерритории большинства субъектов РФ. Некоторые районы России и более 70городов-заводов России, включая ЗАО, напрямую зависят от работы ОПК. В ОПКтрудятся более 2,5 млн. чел., а с учетом их семей положение ОПК сказывается нажизни более 10% населения России.
Деятельность ОПКосуществляется в основном в следующих четырех направлениях:
разработка и выпуск ВВТдля российских Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
осуществление услуг ивыпуск ВВТ для иностранных государств в рамках военно-технического сотрудничества;
разработка и выпускпродукции гражданского назначения для народного хозяйства и поставок на экспортс использованием конкурентоспособных технологий;
разработка и освоениеновых перспективных технологий военного и двойного назначения.
Россия располагаетсамыми современными комплексами и системами вооружения, способными успешноконкурировать с лучшими зарубежными образцами, целый ряд ВВТ имеет уникальныетактико-технические характеристики. Российские системы вооружения получаютвысокие оценки на международных выставках оружия, растет заинтересованностьиностранных государств в приобретении российских ВВТ. Наибольший интерес уиностранных покупателей вызывают российские достижения в области авиационноговооружения, бронетанкового и артиллерийского вооружения, зенитно-ракетныхкомплексов, стрелкового оружия. Однако оснащенность наших Вооруженных Сил идругих войск современным оружием не может быть признана удовлетворительной.Чеченская антитеррористическая операция наглядно демонстрирует провалы и «белыепятна» в оснащении российских силовых структур.
Основные кризисныефакторы в ОПК
Основные результатыанализа критического состояния в области ОПК РФ могут быть представлены вследующем обобщенном виде:
нарастающее отставаниев области новых оборонных технологий;
cистемный кризис всфере НИОКР по оборонной тематике, в результате чего характеристики создаваемыхВВТ не доведены до требуемого уровня и затягивается глубокая модернизацияэксплуатируемых ВВТ;
резкое сокращениепоставок в российскую армию и на флот, в другие силовые ведомства новых ВВТиз-за недостаточного платежеспособного спроса силовых ведомств;
усиливающиеся темпыустаревания ВВТ, существенно превышающие темпы необходимого производства новыхи модернизируемых ВВТ. Вооруженные Силы РФ, с учетом их сокращения, основнымивидами вооружения и военной техники в основном обеспечены.Однако долясовременных образцов не превышает 30%. В то же время обеспеченность современнымвооружением армий развитых государств в среднем составляет 60—80%. Изношенностьпарка вооружений по некоторым образцам достигла критической величины. Более 70%радиолокационных средств зенитно-ракетных и радиотехнических частей ПВОвыработали установленный ресурс. Часть вооружения настолько устарела, что будетсписываться массово уже в начале 2000—2001 гг. Будут требовать ремонта к 2001г. почти 60% подводных лодок и около 50% боевых надводных кораблей;
ухудшение координациикомплексного развития ОПК для разработки и производства ВВТ в интересахразличных силовых ведомств, для поставок ВВТ на экспорт, для производствагражданской продукции на предприятиях ОПК;
крайне низкий уровеньфинансирования НИОКР, федеральных целевых программ и неритмичное финансированиеоборонного заказа;
катастрофический упадокв оборонной промышленности, сокращение числа рабочих мест, низкий уровеньоплаты труда (60% от уровня оплаты труда в среднем по России), социальнаянезащищенность работников оборонной промышленности, утрата престижа профессииспециалиста в оборонной промышленности (возрастной состав работников обороннойпромышленности: специалисты до 30 лет — 14%, от 30 до 40 лет — 25%, от 40 до 50лет — 30%, старше 50 лет — 31%), что усиливает отток из обороннойпромышленности опытных квалифицированных специалистов (за последние нескольколет на 2 млн. чел.);
запущенное состояние ибыстрое моральное и физическое устаревание основных производственных фондов(ОПФ) ОПК, отсутствие государственной заботы по поддержанию и развитию ОПФ ОПКдля производства конкурентоспособной продукции двойного назначения;
разрушение уникальнойопытно-экспериментальной базы ОПК;
нерациональная загрузкапредприятий и организаций ОПК бесполезными мобилизационными мощностями иинфраструктурой;
неоправданноезатягивание сроков решения финансовых, технических и организационных проблем в областиОПК, мешающих его развитию как единого гражданского и оборонного комплексаРоссии;
задолженностьгосударственных заказчиков за выполненные и неоплаченные работы в ОПК погосударственному оборонному заказу, начиная с 1993 г., а также высокая доля незавершенныхработ из-за прекращения финансирования работ по государственному оборонномузаказу, приводящая многие предприятия ОПК в крайне тяжелоефинансово-экономическое состояние;
неуправляемый состороны государства характер процессов по структурной перестройке ОПК,интегрально оцениваемый весьма негативно с точки зрения обеспеченияжизненноважных интересов государства;
продолжающеесябессистемное реформирование органов управления ОПК;
самоустранениегосударства от управления оборонными предприятиями с государственной формойсобственности или с высокой долей государственной собственности;
отсутствие единойнаучно-технической, производственной и технологической политики в сфере ОПК;
затягивание решенияфинансово-экономических проблем ОПК;
постоянное невыполнениефедеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ вчасти финансирования программ, планов и федеральных мероприятий в ОПК;
медленное решениепроблем по интегрированию создания и производства ВВТ в рамках СНГ;
крайне недостаточныйуровень нормативно-правового обеспечения для эффективного функционирования ОПКв новых экономических условиях.
Некоторые причиныкризисного положения в ОПК
Одним из факторовтакого положения является крайне низкий уровень финансирования оборонной промышленностипо статье НИОКР и закупки ВВТ раздела расходов на национальную оборону вфедеральном бюджете.
Выполнение работ погосударственному оборонному заказу происходит в условиях не только глубокихсокращений расходов государства на эти цели, но и при систематическомнедофинансировании объемов, установленных в госбюджете, отсутствии отгосударственных заказчиков авансовых платежей, крайне неритмичномфинансировании работ, отсутствии собственных оборотных средств у организаций ипредприятий ОПК. В федеральном бюджете на 2000 год расходы на национальнуюоборону составляют всего лишь 4,4 млрд. долл. Из них расходы на закупки ВВТ ипроведение военных НИОКР составляют, по оценке (ибо вопреки Закону о бюджетномклассификаторе эти данные скрыты от российских налогоплательщиков, нопредставляются в ООН), не более 1,2—1,4 млрд. долл.
Новый глава Россииотметил, что финансирование гособоронзаказа в 2000 г. будет увеличено в 1,5раза по сравнению с 1999 г., в том числе НИОКР — в 1,8 раза. Это шаг вперед.Объем финансирования расходов на национальную оборону неуклонно снижается, еслизатраты на закупки и НИОКР составят 40% от расходов на оборону, то есть около55 млрд. руб., то в пересчете на доллары это всего лишь 1,7 млрд. долл. (в 50раз меньше, чем в США, в 10 раз меньше, чем в Англии и Франции, в 2 разаменьше, чем в Италии).
Предприятия ОПК несутвынужденные дополнительные расходы в виде процентов за пользование кредитамикоммерческих банков, привлекаемых для обеспечения в срок гособоронзаказа, атакже из-за непроизводительных затрат в составе незавершенной продукции,образовавшихся в результате частой корректировки согласованных и утвержденныхгосударственных заказов. Гособоронзаказ становится невыгодным, убыточным дляОПК. К тому же загрузка им многих предприятий ОПК осуществляется лишь на10—15%. Неоплаченная вовремя продукция по гособоронзаказу является причинойобразования задолженности предприятий по расчетам с соисполнителями работ, срабочими и служащими по заработной плате, с бюджетами и обязательными отчислениямив фонды различных уровней, соответствующими финансовыми санкциями.
Необходимость дляпредприятий ОПК сохранения и содержания мобилизационных мощностей предприятий,увеличение с каждым годом не полностью загруженного оборудования военныхпроизводств без адекватной со стороны государства финансовой поддержкипорождает непосильные для многих предприятий расходы, не перекрываемыесобственными средствами. В результате финансовое положение многих из нихстановится неустойчивым, способствует росту кредиторской задолженности, ихпереходу в разряд неплатежеспособных с последующим объявлением банкротства. Внастоящее время таких искусственно созданных в ОПК организаций-банкротовнасчитывается около 400.
Конверсия,диверсификация и реструктуризация организаций ОПК
Конверсия,диверсификация и реструктуризация организаций и предприятий ОПК осуществляетсянепоследовательно и неритмично. В сущности российский опыт нельзя назватьконверсией, которая по своему определению есть не разорение и уничтожениепроизводств, а перевод предприятий ОПК на создание новой продукции невоенногохарактера, использование научно-технического и производственного потенциала ОПКдля усиления производств и программ выпуска продукции гражданского назначения.
1998 и 1999 гг., ксожалению, не внесли существенных изменений хода экономической реформы,реструктуризации и конверсии ОПК. Финансово-экономическое положение предприятийОПК продолжает оставаться сложным, кардинальных изменений в финансированиипрограмм конверсии и реструктуризации ОПК не происходит. После утвержденияпрограммы реструктуризации и конверсии финансирование ее из федеральногобюджета предусмотрено лишь в объеме 17% от за-планированного, в том числе на1998—1999 гг. менее 10%, а реальное финансирование из бюджета в 1998 г. составило19,8% от бюджетных установок.
Фактически продолжаетсянеуправляемый развал оборонной промышленности. В 1998 г. еще 122 оборонныхпредприятия освобождены от производства вооружения и военной техники, 8предприятий ликвидированы, 33 переданы в ведение и собственность органовуправления гражданских отраслей.
Достижение поставленныхв программе целей и задач, как уже сейчас ясно, не будет выполнено вустановленные сроки (в 2000 г. работы по программе предусматриваетсязавершить). Заложенные в программе критерии и показатели не выдержали проверкивременем, оказались несостоятельными. Кроме недостаточного финансирования вчисле основных причин такого положения является также несовершенство системыуправления программой. К числу основных труднорешаемых проблем, препятствующихэффективной конверсии и реструктуризации российского ОПК, относятся такжеследующие:
незавершенностьбольшинства технологий и продуктов, предлагаемых на рынок, что резко снижает ихценность у потенциальных партнеров и потребителей;
несоответствие частипродукции потребностям рынка, сохранение искусственного разрыва междупроизводителем научного продукта и его потребителем (заказчиком);
неразвитость способов иформ выведения на рынок технологических нововведений, необходимой для этого инфраструктуры(отсутствие экономических механизмов для поддержки инновационных организаций;целевых фондов для проведения инновационных работ; освобождение от налога наприбыль части средств, идущей на НИОКР; создание государственных потребителейновой продукции; венчурных фондов; других финансовых механизмов поддержкиинновационной деятельности), что препятствует платежеспособному спросу напередовые технологии и промышленные нововведения на внутреннем рынке;
замена экономическихрычагов управления программой централизованными, административными методами (вчастности, в сфере интеллектуальной собственности).
Оценки показывают, чтодальнейшее высвобождение основного персонала из военного производства ведет кразрыву технологических цепей и делает невозможным выпуск вооружения и военнойтехники в количестве и объемах, прогнозируемых на период после 2000 г. При этомследует принимать во внимание, что в случае необходимости защиты государства отвнешней агрессии ОПК должен быть в кратчайшие сроки реконверсирован дляпроизводства военной продукции. В России за решение этой задачи не несутперсональной ответственности ни Минобороны России, ни другие силовые ведомства,ни промышленные министерства и агентства. Поэтому так нерациональноосуществляются конверсия, диверсификация и реструктуризация ОПК.
Но, несмотря на всеосуществленные за последние годы в отношении ОПК негативные действия, этоткомплекс продолжает сохранять достаточно высокий научно-технический ипроизводственный потенциал, представляет собой высокотехнологичный комплекс,способный обеспечить разработку военной и гражданской продукции на уровне, неуступающем мировому, и может при принятии эффективных мер стать ядром выводароссийской экономики из затянувшегося экономического коллапса.
Анализ состояния ипричин сложившегося положения в оборонной промышленности приводит кнеобходимости изменения концепции конверсии и достижения целей сохранения ОПКна основе эффективного использования технологий двойного назначения, созданныхв этом комплексе.
Все это настоятельноставит на повестку дня вопрос о кардинальном изменении организационной иуправленческой структуры ОПК с целью рационального решения проблемы сохранениямощностей, которые не могут быть использованы сегодня, но гарантированнопотребуются потом, а также для решения проблемы конверсии другой их части.Государство должно нести солидарную с предприятием ответственность и расходы засодержание и развитие каждой из указанных производственных мощностей. Безрешения этой проблемы невозможно обеспечить эффективную реструктуризацию ОПК.
Целесообразнообеспечить государственную защиту отечественных разработчиков и производителейВВТ, разработать меры по рациональной корпоратизации организаций и предприятийОПК с целью обеспечения конкурентоспособности их продукции, скорректироватьсуществующий механизм приватизации оборонных предприятий с целью недопущениянанесения ущерба национальным интересам России.
В то время как всоответствии с проводимой в России конверсией предприятия ОПК разоряются игибнут, в странах Запада этого не происходит. Своеобразная конверсия, котораяпроисходит в США и в странах ЕС, в действительности является глубиннойструктурной перестройкой военной промышленности для борьбы за рынки сбытавоенной продукции третьих стран, где, по их оценкам, экономически ослабленнаяРоссия не сможет долго удержаться, а также для переоснащения армий и флотовновых членов НАТО.
Само по себе вперспективе такое положение может породить новую опасность, создав очевидныйдисбаланс военной силы в мире, чреватый новыми военными угрозами для России.
Оснащенность силовыхструктур новой военной техникой
Оснащение ВооруженныхСил, других войск и воинских формирований современным оружием является одной изключевых проблем обеспечения оборонной безопасности в современном мире.
На пороге XXI в.становится все более очевидным, что в ближайшем будущем «основное значениебудут иметь не количество и убойная сила вооружений, а их качество и „интеллект“.
Современное состояниеэкономики России не позволяет поддерживать мировой уровень перспективных системВВТ в рамках лишь государственного оборонного заказа. Объемы финансирования,выделяемые Правительством России на программу вооружения, позволяют обеспечитьпроведение работ, направленных только на поддержание боеспособности систем икомплексов, находящихся на вооружении, и работ по их модернизации. Поэтому дляподдержания на требуемом уровне оборонной безопасности страны необходимыпрограммная концентрация и координация усилий всех составляющихгосударственного механизма управления промышленностью и эффективноезадействование рыночных механизмов поддержания и развития ОПК. Вместе с этимтехнологические процессы, сохраняемые и развиваемые в ОПК, должны максимальноспособствовать реализации стратегий развития отраслей народного хозяйства.
Уже сейчас объемзаказов силовых министерств на предприятиях ОПК стал сопоставим с объемамивыпуска военной продукции для иностранных государств в рамках программвоенно-технического сотрудничества с ними. Так, прогнозные оценки объемоввыручки от продажи оружия другим государствам должны в 2000 г. составить почти4 млрд. долл., то есть практически сумму, выделяемую в федеральном бюджете нанациональную оборону. Из этого становится ясным, чьи интересы в российском ОПКстановятся определяющими. Вместе с этим, роль силовых министерств в определениитехнической, финансовой и промышленной политики ОПК, осуществляемой на основетекущих тактических обстоятельств и финансовых трудностей, возрастает, чтонегативно сказывается на средне- и долгосрочном финансово-экономическомположении ОПК.
Система управления ОПК
Помимо наличия в странемногих силовых структур, произведена очередная реорганизация системы управленияОПК (создание постановлением Правительства РФ от 30.07.99 г. № 880 новыхорганов государственного управления оборонной промышленностью — агентств пообычным вооружениям, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления,по авиакосмической технике), фактически ликвидируется орган межотраслевогоуправления, выработки и реализации единой политики научно-технического развитияОПК как единого общегосударственного промышленного высокотехнологичногокомплекса. Создание Комиссии Правительства РФ по военно-промышленным вопросам(постановление Правительства РФ от 22.06.99 г. № 665) не решает в полной мере веськомплекс проблем ОПК, так как основные функции и задачи этого надведомственногооргана являются координирующими, связаны лишь с разработкой и подготовкойпредложений по отдельным составляющим государственной оборонно-промышленнойполитики, а не с ее реализацией.
Насколько наличиемногих оборонных агентств соответствует требованиям рыночной экономики, оценитьтрудно, но уже сейчас ясно, что такая разобщенная система управления ОПКзатрудняет решение многих проблем, в том числе и создание интегрированных холдингов,способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынках военной и гражданскойвысокотехнологичной продукции. Сложившееся положение является во многомследствием непринятия кардинальных решений по ключевым проблемам ВооруженныхСил РФ, других войск, воинских формирований и приведения их в соответствие среальными угрозами и экономическими возможностями страны. Для восстановленияэффективной системы государственного управления ОПК потребуется осуществитьизменение ряда структур управления, в том числе:
воссоздать вместомелких отдельных агентств оборонного профиля единое Министерство обороннойпромышленности РФ;
образовать при СоветеБезопасности РФ постоянно действующий штатный орган государственного управления— Оборонно-промышленный совет (с функциями по типу существовавшей в СССРКомиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам).
Пути вывода ОПК изкризиса
Для вывода ОПК изкризиса потребуется взаимоувязанный комплекс мероприятий, охватывающийразличные сферы деятельности. Основные из них следующие:
В областигосударственного регулирования ОПК:
Роль ОПК в реализациигеополитических интересов России, в том числе в обеспечении экономическогоразвития России, сохранения ее территориальной целостности и суверенитета, вобеспечении национальной безопасности в условиях продвижения НАТО на Восток,усиления экономического противоборства на мировых рынках, проведениятехнологического перевооружения народного хозяйства повышается. Поэтомунеобходимо придать особый национальный приоритет развитию и эффективномуиспользованию ОПК. Для проведения целостной государственной системы развития иподдержки ОПК целесообразно разработать стратегию развития и реформирования ОПКРоссии до 2005 г. и реализовать систему мер по ее выполнению.
Основой сохранения ОПКРоссии может быть только путь государственной поддержки и бюджетногофинансирования в сочетании с внебюджетными источниками финансирования. Дляэтого необходима целенаправленная технологическая политика. При ее разработке ипроведении задача конверсионных преобразований оборонногонаучно-технологического потенциала должна решаться не путем расформированиягодами сложившихся сильных научно-исследовательских коллективов,ориентированных на работы в области обороны, а посредством изменения целевойнаправленности финансируемых государством исследований и разработок свыделением в качестве приоритетных тех из них, в которых одновременно нуждаютсяоборонный и гражданский сектора экономики.
Внутренними источникамиразвития могут стать более эффективное использование возможностей в сферевоенно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами иреализация конкурентоспособной гражданской продукции, создаваемой на основевысоких технологий. Создание и трансферт гражданской продукции на основетехнологий двойного назначения позволят обеспечить ускоренное обновлениеотечественного производства и занятие более высоких позиций в мировой торговле,в научно-производственном международном сотрудничестве, осуществить интеграциюгражданской и военной технологических баз в условиях сокращения военныхзаказов. Необходимо восстановить единую жесткую государственную системупланирования ОПК, объединяющую долгосрочное (стратегическое), среднесрочное(научно-техническое) и текущее (бюджетное) планирование, взаимоувязанную повсем направлениям деятельности ОПК в качестве единой основы централизованногоуправления, без которой немыслимо существование современного ОПК.
Для этого потребуетсяреализовать новые подходы к разработке программы вооружений.
Программа вооружения, втом виде: как она формируется сейчас, не отражает современные реалии:
она продолжаетохватывать периоды в 5 и 10 лет, то есть сроки, на которые разрабатывалась вСССР;
не предусмотренапривязка ее к существующему в стране ежегодному порядку разработки федеральногобюджета, на основании которого осуществляется финансирование важнейшихфедеральных мероприятий;
разработка программыосуществляется без должного взаимодействия со всеми заинтересованнымиведомствами;
не вырабатываетсязаблаговременно система единых согласованных исходных данных, закладываемых воснову программы;
отсутствует необходимыйконтроль за разработкой, реализацией и финансированием предусмотренныхпрограммных мероприятий.
Основным недостаткомдействующей системы программно-целевого планирования развития ВВТ являетсяприниженное значение важнейшего этапа — этапа стратегического планирования, врамках которого обосновываются:
национальные цели иинтересы России в области оборонной политики;
уровни внешнейопасности, особенности потенциальных военных угроз, характер возможных войн ивооруженных конфликтов;
приоритетные задачиВооруженных Сил России, других войск и воинских формирований;
проблемы военнойбезопасности, требующие решения;
потребности вфинансовых ресурсах, необходимых для обеспечения выполнения возлагаемых наВооруженные Силы задач.
Важнейшей особенностьюновой системы планирования развития ВВТ должно стать введение на практикепринципа „скользящего“ планирования, то есть осуществление ежегоднойкорректировки программы с учетом фактического реального выполнения поставленныхранее заданий в зависимости от уровня их финансирования. Такой принцип позволитсделать планы более реальными, тесно увязав их с системой федеральногоежегодного финансирования.
В последние годы появилосьмного новых органов исполнительной власти, управляющих развитием вооружений.Для них необходимо четко определить:
роль и место каждойструктуры в разработке и согласовании программы;
порядок и этапностьобщей схемы разработки и согласования программы вооружения;
головных разработчикови соисполнителей, формирующих основные документы программы вооружений;
порядоксистемно-аналитической работы, скоординированной с единых научно-методическихпозиций и опирающейся на методики, математические модели и методы в областивоенно-политических, военно-технических и тактико-технико-экономическихисследований.
Новые условияобъективно требуют перехода на практике к новым или забытым принципамразработки сложных наукоемких систем, компоненты которых разрабатываются сиспользованием новейших технических решений, базирующихся на перспективных, норискованных технологиях.
К ним в первую очередьнеобходимо отнести:
внедрение этапов:
а) разработки иизучения концепций создания системы; б) предполномасштабной разработки системы(этап „демонстрации и подтверждения“);
восстановлениеработоспособности института генеральных и главных конструкторов по сложным,наукоемким, многокооперационным системам оружия и продукции двойногоназначения;
возрождение впромышленности головной роли ведущих научных организаций, способных возглавитьи организовать проведение комплексных исследований по базовым направлениямвооружения и военной техники. Формирование сводных предложений в программувооружения на основе комплексных исследований головных организацийпромышленности.
При таком порядкеформирования программы вооружения она действительно станет научно обоснованным,детально рассмотренным и экономически реализуемым программным документом.
Введение единой системыгосударственного заказа вооружения и военной техники для Вооруженных Сил РФ,других войск, воинских формирований и органов. Переход к системе единогогосударственного заказчика вооружения и военной техники в Вооруженных Силах,других войсках и воинских формированиях РФ в интересах концентрации сил исредств для эффективного решения задач обеспечения военной безопасностигосударства, экономного расходования финансовых и материальных ресурсовдиктуется требованиями проводимой в России военной реформы, условиями рыночныхэкономических отношений и ограниченными финансовыми возможностями государства. Необходимоввести единый в стране механизм обоснования приоритетности федеральных целевыхпрограмм (ФЦП) и рациональных объемов их ежегодного финансирования, а такжежесткий контроль за выполнением ФЦП и их финансированием в рамкахзаконодательно установленных объемов. Такой механизм, как показывают оценки,позволит существенно повысить эффективность деятельности ОПК.
Важным моментомявляется обеспечение эффективного контроля Советом Безопасности РФ, Счетнойпалатой РФ за своевременным выделением бюджетных средств на развитие ОПК, завыполнение работ, предусмотренных федеральными целевыми программами вустановленные сроки, за сохранение уникальной опытно-экспериментальной базыОПК.
В области экономическойи промышленной политики необходимо:
погасить задолженностьпредприятиям и организациям ОПК за выполненные и неоплаченные работы поГосударственному оборонному заказу за предыдущие годы, начиная с 1993 г.;
предусмотреть меры повосстановлению оборотных средств организаций и предприятий ОПК;
восстановитьавансирование выполняемых работ по Государственному оборонному заказу ифедеральным целевым программам;
восстановитьфинансирование части работ (в первую очередь задельных), осуществляемыхорганизациями и предприятиями ОПК по государственному заказу, не черезМинобороны, а через вновь воссозданное Министерство оборонной промышленностиРФ;
увеличить в оборонномбюджете долю затрат на финансирование НИОКР;
освободить от налогачасть прибыли организаций и предприятий, направляемой на инвестиции впроизводство, проведение НИОКР, реализацию федеральных целевых программ;
ввести и гарантироватьтвердые годовые тарифы на теплоэнергоресурсы для предприятий и организаций,выполняющих государственный заказ. Предусмотреть компенсацию части расходов напотребляемую тепловую энергию для сохранения и поддержания мобилизационныхмощностей оборонной промышленности;
предусмотретьотчисления организациям — разработчикам ВВТ в размере до 5% от стоимостипроданных и поставленных серийными заводами ВВТ в качестве инвестиций нанаучно-техническое обеспечение эксплуатации, работы по модернизации, новыеразработки и создание научно-технического задела;
обеспечить планомерноебюджетное финансирование федеральной целевой программы „Национальнаятехнологическая база“, в рамках которой создаются новые базовыекритические технологии, необходимые для развития российских ВВТ, продукциидвойного назначения и экспортной продукции;
завершить созданиесистемы лизинга и аренды гражданской продукции ОПК, запасных частей икомплектующих изделий. Предусмотреть оказание экономической поддержки субъектамлизинга гражданской продукции ОПК отечественного производства.
В области социальнойполитики:
законодательно усилитьсоциальную защищенность специалистов ОПК;
обеспечить финансовую исоциальную поддержку молодых специалистов предприятий ОПК;
разработать меры пообеспечению сотрудников ОПК, проводящих разработку перспективных ВВТ иобеспечивающих поддержание боевой готовности ВВТ, заработную плату на уровне,не ниже двукратного прожиточного минимума в регионе расположения.
Внормативно-законодательной области:
законодательнозакрепить приоритетное финансирование развития ОПК;
установить персональнуюадминистративную и уголовную ответственность должностных лиц исполнительныхорганов власти за невыполнение принятых законов РФ (»О федеральном бюджете"и др.);
обеспечитьгосударственную поддержку реформирования ОПК;
установить режимнаибольшего благоприятствования (правительственные гарантии) коммерческимбанкам, осуществляющим инвестиции в развитие конкурентоспособной гражданскойпродукции на предприятиях ОПК;
законодательнообеспечить государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследованийв научных организациях ОПК;
ускорить принятиезакона по интеллектуальной собственности, закрепив заорганизациями-разработчиками право управления этой собственностью с выплатойавторам, генеральным заказчикам и в федеральный бюджет определенных закономпроцентов от получаемой прибыли.
Заключение
В рамках статьи непредставилось возможным остановиться даже кратко на других важных направлениях,связанных с реформированием ОПК (ВТС, утилизация ВВТ, реструктуризация,мобилизационные мощности и др.). Для возрождения России как великой мировойдержавы необходимо возрождение ее экономического могущества и поддержание надолжном уровне военной силы. Роль ОПК в решении этих задач являетсяопределяющей. ОПК может выполнять авангардную роль по выводу народногохозяйства из кризиса на основе эффективного использования в гражданскойпродукции перспективных критических технологий, последующее применение которыхв военной технике позволит не отстать от передовых стран мира и в созданииперспективных средств вооруженной борьбы новых поколений. Помочь ОПК в решенииэтих задач может только жесткая государственная политика.