Содержание
Введение
1. Резюме
2. Характеристика предприятия
3. Характеристика продукции
4. Рынок сбыта
5. Анализ конкурентов
6. План маркетинга
7. План производства
8. Финансовый план и показатели эффективности производства
8.1 Коммерческая эффективность проекта
8.2 Эффективность участия в проекте
8.3 Бюджетная эффективность проекта
9. Оценка рисков проекта
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В работепредставлен бизнес-план на разработку производства и сбыта кабельной продукции– деревянных барабанов. Деревянные барабаны предназначены для намотки итранспортировки кабелей и проводов. В настоящее время они являются основнымвидом тары для кабельной продукции.
Спрос на барабаны неподвержен сезонным колебаниям и сохраняется на высоком уровне в течение всегогода. Анализ конъюнктуры рынка показал, что она благоприятна.
Цель разработкибизнес-плана – планирование производства нового вида продукции по выпускудеревянных кабельных барабанов на ближайшие 5 лет.
Финансирование проектабудет осуществляться посредством кредита, полученного в банке. Кредит будетнаправлен на покупку производственных помещений и оборудования, необходимогодля производства деревянных кабельных барабанов.
1. РезюмеПоказатели Значение показателя
1. Организационно-правовая форма бизнеса:
а) юридическое лицо:
ЗАО
ООО
б) индивидуальное предпринимательство +
2. Система налогообложения:
а) общая система налогообложения
б) упрощенная система налогообложения
в) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности + 3. Риск проекта по сравнению с вложением денег в банк, % (коэффициент риска) 5 %
4. Источники финансирования инвестиций или способ развития бизнеса:
а) кредиты банков
б) собственные средства предприятия
в) лизинг
г) франчайзинг
д) другой источник (указать какой) +
5. Инвестиции во времени:
а) растянуты
б) не растянуты +
6. Использование обоснованной ценовой стратегии:
а) Стратегия «снятия сливок»
б) Стратегия проникновения на рынок
в) Стратегия стабильных цен +
В настоящее время одним изнаправлений специализации ООО «АДМ» является реализация кабельной иэлектротехнической продукции. Кабельная продукция составляет более 70% втоварном объеме предприятия и является перспективной для развития деятельностиООО «АДМ». Перспективным направлением развития ООО «АДМ»является выпуск новой продукции, организуемый на базе нового оборудования,приобретенного предприятием.
В работе представленбизнес-план на разработку производства и сбыта кабельной продукции – деревянныхбарабанов. Сумма кредита составляет 500000 руб., проценты за кредит составят 23% в год.
ООО «АДМ»планирует ежегодно поставлять продукцию не менее 30000 шт.
На данном производствебудет занято в среднем 5 человек.
При расчете эффективности деятельности данного производства быловыявлено, что:
Чистая текущая стоимость проекта – 55598,9 тыс. руб.
Чистая прибыль в первый год действия проекта – 11028,5 тыс. руб.
Период окупаемости – месяц.
Рентабельность проекта –112,2%.
Проект рекомендован к внедрению по всем показателям.
2. Характеристика предприятия
ООО «АДМ» создана дляобеспечения предприятий Восточной Сибири и Дальнего Востокакабельно-проводниковой и электротехнической продукцией. Предприятие ООО «АДМ»планирует изготавливать кабельные деревянные барабаны в соответствии с ГОСТ5151-79, а также по индивидуальному заказу (согласно ТУ Заказчика). Барабаныизготавливаются из обрезных пиломатериалов хвойных пород (ель, сосна) наавтоматической линии. Применяемая технология производства позволяет добитьсясоответствующего качества, а также повышенной жесткости барабанов в собранномвиде. Комплектация кабельных деревянных барабанов по желанию Заказчика. Для обслуживания данной линии попроизводству барабанов необходимо в среднем около пяти рабочих. Технологическийпроцесс производства деревянных барабанов состоит из следующих этапов:
— крошение досок;
— распиловка досок;
— наборка щита;
— обработка на лобзике;
— сборка.
Для производства деревянных барабанов необходимо учесть потребноеколичество оборудования и его загрузку. Расчёты представлены в таблице 2.
Таблица 2 Потребное количество оборудования и его загрузкаПоказатель Ед. изм Величина 2. Сменная производительность Шт. 111 3. Фонд времени работы линии М/см. 269 5. Отработанно машино — дней М/дн. 269 6. Число рабочих дней за год Дн. 269
Расчёт размеров площади иобъема здания цеха и участка представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3 Расчёт размера производственнойплощадиТехнологическое оборудование Удельная площадь, кв.м Кол-во оборудования Итого уд. Площадь, кв.м 1. Циркулярный станок 14 1 14 2. Фуганок 8 1 8 3. Рейсмус 11 1 11 4. Электрический лобзик 5 1 5 5. Сверлильный станок 12 1 12 Итого: x x 50
Таблица 4 Расчет размеров площади и объема здания цехаПроизводственная площадь Ед. изм. Значение показателя
1. Производственная площадь по внутреннему обмеру
2. Вспомогательная площадь по внутреннему обмеру (40% от п. 1)
3. Общая площадь
4. Высота производственных и вспомогательных помещений
5. Площадь вспомогательных помещений по внутреннему обмеру
6. Высота обслуживающих помещений
7. Объем обслуживающих помещений по внутреннему обмеру
8. Объем обслуживающих помещений по наружному обмеру
Кв.м
Кв.м
Кв.м
М
Кв.м
М
Куб.м
Куб.м
50
20
70
5
7,2
3
21,6
23,76
Расчет потребного числа работников для данного производства представлен втабл. 5.
Таблица 5 Расчет потребного числа работниковДолжность Ср/месячная з/пл, руб. Кол-во работн-в, чел. Общий фонд оплаты труда, руб. 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Руководитель 25000 1 300000 322000 335000 340000 340000 Столяр-станочник 20000 1 240000 260000 270000 280000 280000 Сверлильщик 20000 1 240000 260000 270000 280000 280000 Строгальщик 20000 1 240000 260000 270000 280000 280000 Вспомогател. рабочий 15000 1 180000 200000 210000 220000 220000 Итого 5 1200000 1302000 1355000 1400000 1400000
3. Характеристика продукции
Качество сырья икабельной продукции соответствуют требованиям ГОСТ 5151-79. Характеристика продукциипредставлена в табл. 6.
Таблица 6 Параметрыкабельных барабанов (мм)№ барабана Диаметр Диаметр шеечного круга Длина шейки Толщина Диаметр отверстия Длина обшивки Раст. от оси бараб. до оси повод-го отверстия шейки щеки щеки круга шейки шейки осевого поводго 10 800 450 412 500 38 25 19 50 50 576 150 14 1000 545 501 500 50 25 22 50 50 600 150 18 1000 500 456 710 50 25 22 50 50 810 150
Щеки барабановизготавливаются из двух слоев. Наружный слой изготавливается из отдельныхсегментов. Каждый сегмент прибивается не менее чем 7-ю гвоздями. Толщинасегментов должна быть не менее 28 мм. Гвозди, соединяющие доски щек, забиваютсяконцентричными рядами. Вокруг осевого отверстия барабана пробит дополнительныйряд гвоздей. Длина гвоздей должна быть больше толщины щеки на 6-11 мм при егодлине до 60 мм включительно. Гвозди длиной до 80 мм должны соответствоватьтребованиям ГОСТ 4034-63, а свыше 80 мм – ГОСТ 4028-63.
4. Рынок сбыта
Проведённый маркетинговыеисследования по предлагаемой продукции свидетельствуют о существованиизначительного объёма спроса на кабель разных видов. Однако рынокэлектротехнической продукции, по оценкам специалистов в России, считаетсядостаточно насыщенным и вполне сформировавшимся. В настоящее время на рынкеэлектротехнической продукции спрос на изделия традиционного ассортимента, какправило, не превышает предложение. Случаи неудовлетворенного спроса имеют местов индивидуальном плане при необходимости замены в технологических установкахимпортного оборудования, исчерпавшего свой срок службы. Такое оборудованиетребует нестандартного отношения и в ряде случаев вызывает необходимостьизготовления специальных изделий по нетрадиционным технологическим приёмам. Быстрое развитие индустрии кабельных заводов обусловилобольшой спрос на металлические катушки, которые широко используются в качествемногооборотной тары. Анализмаркетинговой ситуации при оценке конъюнктуры рынка представлен в таблице 7.
Таблица 7 Таблица анализамаркетинговой ситуации при оценке конъюнктуры рынкаНаименование фактора Характеристика фактора Весовой коэффициент Коэффициент 1. Размер потенциального рынка, млн. руб.
Более 50
От 30 до 50
От 15 до 30
От 8 до 15
От 2 до 8
40
32
24
16
8 40 2. Динамика роста торговли товаром, % в год
-5, более
менее – 5
около 0
менее +5
+5, более
6
12
18
24
30 30 3. Рыночная перспектива на ближайшие 5 лет
Очень плохая
Плохая
Средняя
Хорошая
Очень хорошая
4
8
12
16
20 16 4. Наш товар на рынке стоит
Очень дорого
Дорого
Дешевле всех
8
16
40 40 5. К нашему товару относятся
Очень отрицательно
С некоторой предубежденностью
Нейтрально
Положительно
2
4
8
10 10 6. Потребность в товаре
Отсутствует в:
75% регионов
50% регионов
25% регионов
Всюду положительна
4
8
12
16 16 7. Отношение к некоторому специфическому свойству товара (качество, цена)
Очень неблагоприятное
Неблагоприятное
Равнодушное
Положительное
Очень хорошее
8
16
24
32
40 32 8. Упаковка
Нужна совершенно новая
Нужны большие изменения
Нужна небольшая доработка
Нужно заменить надпись
Вполне пригодна без изменений
10
20
30
40
50 50 9. Вид активности конкурентов
Рекламное наступление со стороны 3 и более фирм
1-2 крупных фирм
Низкая активность конкурентов
Отсутствие конкурентов
8
16
32
40 16 10. Необходимый объем рыночных исследований для приспособления товара к рынку
Очень большой (до года)
Средний (до ½ года)
Малый (до 3 месяцев)
Незначительный (до 1 месяца)
Нулевой
12
24
36
48
60 60 Итого 310
Общая оценка конъюнктурырынка определяется суммой баллов (весовых коэффициентов): менее 200 – неблагоприятная;200-300 – удовлетворительная; 300 и выше – благоприятная. Из проведенногоанализа следует, что конъюнктура рынка благоприятна для развития нового видапродукции ООО «АДМ».
5. Анализ конкурентов
Основными конкурентамиявляются:
1. ООО «Энергоресурс»– конкурент 1
2. ООО «Сибирскийрегион» – конкурент 2.
Рынки сбыта:
1. Внутренний рынок –рынок А
2. Внешний рынок – рынокВ.
В таблице 8 указываетсяна основе экспертных оценок ранги рассматриваемого предприятия ООО «АДМ»и ранги главных конкурентов в шкале от 1 до 5 по факторам конкурентоспособности(1 – наихудший, 5 — наилучший).
Фирма занимает средниепозиции по сравнению с основными конкурентами как на рынке А, так и на рынке В.
Таблица 8 Оценка конкурентовФакторы Рынок А Рынок В АДМ Энерго-ресурс Сибирский регион АДМ Энерго-ресурс Сибирский регион
1. Качество товара
2. Технико-экономические показатели
3. Упаковка
4. Эксплуатационные характеристики
5. Продажная цена
6. Сроки платежа
7. Условия платежа
8. Скидки
9. Имидж
10 .Каналы сбыта
11. Степень охвата рынка
12. Размещение складских помещений
5
4
5
4
5
5
5
5
4
4
3
5
5
5
4
5
3
4
4
4
5
4
4
5
5
3
4
3
4
3
3
4
5
5
4
3
5
4
5
4
5
4
4
5
5
4
3
4
5
4
4
5
3
4
4
4
5
4
4
4
5
3
4
3
4
3
3
4
5
5
4
3
13. Продвижение товара на рынке:
- реклама
- личная продажа
- телевизионный маркетинг
- продажа товаров через средства массовой информации
3
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
1
3
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1 Итого 56 58 53 56 58 51
При развитии маркетинга ирасширении сбытовой сети фирмы сможет занять соответствующие позиции на рынке кабельнойпродукции.
Заполнение данной анкетыпроизводилось методом экспертной оценки. Нужно отметить, что не нашлосьэксперта, который в полной мере владел бы информацией по данному рынку. Занеимением таковых, пришлось обратиться к работникам предприятия. Использоваласьследующая бальная шкала оценки:
1 Лучше, чем то либо на рынке. Явный лидер в отрасли.
2 Выше среднего уровня.
3 Средний уровень.
4 Есть повод для беспокойства.
5 Положение действительно серьезное.
Как видим большинство оценок находится в диапазоне от 2 до 4 баллов.Крайние оценки 1 и 5 отсутствуют.
Все это свидетельствует скорее не о том что предприятие ООО «АДМ»по всем выше приведенным показателям находится на среднем уровне, а о том чтопредприятие не располагает достоверной информацией о конкурирующих предприятияхи не в силах оценить свое конкурентное положение. Оценивая свою конкурентнуюпозицию работники в большей степени полагались на интуицию, а не достовернуюинформацию.
Однако нельзя не отметить, что доскональный анализ конкурентныхпреимуществ на данном этапе не возможен поскольку информация по данному вопросуне кем не собирается и не обрабатывается. Это происходит потому что пока такаяинформация предприятия не интересует так как вся деятельность по управлениюпредприятием направлена на внутреннюю среду предприятия.
Но среди наиболее заметных конкурентных преимуществ ООО «АДМ»можно выделить следующие:
1. Удобство расположения для потребителей.
2. Возможностьвыбора способа доставки для потребителя — так же является неоспоримымпреимуществом.
Потребители имеют возможность вывозить продукцию своим транспортом либовоспользоваться транспортом ООО «АДМ».
6. План маркетинга
Применительно к нашемупредприятию приемлемо использовать стратегии:
1. Разработка рынка(для внутреннего рынка).
Усиление мероприятиймаркетинга для имеющегося товара на имеющихся рынках с целью стабилизации илирасширения доли рынка или увеличения объема рынка. Пути достижения: увеличениепотребления (снижение цен, увеличение объема продаж); привлечение покупателейконкурирующих товаров; активизация скрытой потребности (реклама, снижение цен).
2. Расширение рынка (длявнешнего рынка).
Выход с нашим товаром нановые рынки: сбыт на новых региональных, национальных рынках, т.е. выход снашей продукцией за пределы Иркутской области; вариация товара с цельюприспособления к требованию определенных потребителей. Данные исследований овеличине риска и расходах в зависимости от реализуемой стратегии представлены втаблице 9.
Таблица 9 Величина рискаи расходы при реализации стратегий предприятияСтратегия Вероятность успеха, % Расходы
1. Разработка рынка
2. Расширение рынка
3. Развитие товара
4. Диверсификация
50
20
33
5
Базис
Четырехкратные
Восьмикратные
Двенадцатикратные
Исходя из таблицы, нашафирма имеет неплохие шансы на получение положительного результата приреализации первых двух стратегий.
7. План производства
Для организации проекта необходимы инвестиции в размере:
1. Линия попроизводству барабанов – 214000 руб.
2. Форма для рабочих– 20000 руб.
3. Первоначальныерекламные мероприятия – 100000 руб.
4. Первоначальнаязакупка материалов – 100000 руб.
5. Прочие затраты – 66000 руб.
Итого: 500000 руб. Планируется использовать 500000 руб. – заемныесредства, т.е. банковский кредит сроком на 1 года, под 23 % годовых. Стоимостьоборудования и помещений определена в табл. 10 и 10.1.
Таблица 10 Определениестоимости помещений участка (руб.)Наименование помещения Площадь пом-я, кв.м Стоимость кв.м Аренда в месяц Аренда в год Производственное Обслуживающее
70
7,2
400
700
28000
5040
336000
60480 Итого: 77,2 х 33040 396480
Таблица 10.1 Определениестоимости оборудованияОборудование Кол-во штук Мощность двигателя, кВт Стоимость, руб.
Циркулярный станок
Фуганок
Рейсмус
Электрический лобзик
Сверлильный станок
1
1
1
1
1
3
3
3
1,5
1,5
25000
13000
15000
115000
33000 Итого х 12 201000 Транспортирование и монтаж технологического оборудования, 6,5% 13100 Итого первоначальная стоимость оборудования 214100
В таблице 10.2представлены постоянные затраты.
Таблица 10.2 Расчет общейсуммы постоянных затрат (тыс. руб.)Показатели 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Аренда 396,5 396,5 396,5 396,5 396,5 Маркетинг 100 90 80 80 80 Фонд оплаты труда 1200 1302 1355 1355 1355 Единый социальный налог 312 338,5 352,3 352,3 352,3 Прочие расходы 40 40 45 45 45 Итог 2048,5 2167 2228,8 2228,8 2228,8
Удельные переменные затраты на 1 барабан представлены в таблице 10.3.
Таблица 10.3 Удельныепеременные затраты на 1 барабанНаименование Цена за ед. изм., руб. Расход на 1 барабан в ед. изм. в руб.
Доски
Шланги
Гвозди
Накладка
1000,0
20
50
10
0,1 куб.м
2 шт.
1 кг
2 шт.
100,0
40,0
50
20,0 Итого х х 210
В таблице 10.4представлен планируемый объем производства и цены на продукцию.
Таблица 10.4 Объём производстваПоказатель 1год 2год 3год 4год 5год Объем производства, шт 30000 35000 40000 40000 40000 Цена руб/шт 900 900 1000 1000 1000
В таблице 10.5 представлена общая себестоимость 1 барабана.
Таблица 10.5 Себестоимость 1 барабанаПоказатель 1 год 2 год 3год 4год 5год Постоянные затраты, тыс. руб. 2048,5 2167 2228,8 2228,8 2228,8 Объем производства, тыс. шт 30 35 40 40 40 Удельные переменные затраты, руб. 210 210 250 250 250 Себестоимость, руб. 278 272 306 306 306
Себестоимость = (постоянные затраты + удельные переменные затраты ×объём производства) / объём производства.
В таблице 10.6 представлены необходимые данные для расчёта финансовыхпоказателей проекта.
Таблица 10.6 ИсходныеданныеПоказатель Значение Средняя номинальная ставка процента по депозитным вкладам в банках на начальный момент времени, % годовых 12% Номинальная ставка процента за пользование кредитом, % годовых 23% Темп инфляции 10% Система налогообложения Общая система налогообложения Облагается ли рассматриваемый вид деятельности налогом на добавленную стоимость да
Налоговые ставки:
— НДС
— Налог на доходы физ. лиц
— Единый социальный налог
— Отчисления на соц. страхование
— Налог на имущество
Налог на прибыль
18%
13%
26%
2,9%
2,2%
20% Лицензирование данного вида деятельности нет Государственное регулирование цен нет
8. Финансовый план и показатели эффективности производства
8.1 Коммерческая эффективность проекта
Выручка от продаж:
В = p × Q, (8.1)
где В – выручка от продаж, руб., p – цена, Q – объемпроизводства, кг.
Таблица 11.1 Выручка от продажПоказатели 1-ый год 2-ой год 3-ий год 4-ый год 5 -ый год Объем производства, тыс.шт. 30 35 40 40 40 Цена, руб/шт. 900 900 1000 1000 1000 Выручка от продаж, тыс. руб. 27000 31500 40000 40000 40000
Теперь определим общие затраты:
ТС безАО = (TFC + TVC)безАО = TFC + AVC без АО × Q, (8.2)
где ТFС — сумма постоянных затрат, тыс.руб.
TVC –переменные затраты, тыс.руб.
AVC — удельные переменные затраты, тыс.руб.
Q – объем продаж,шт.
В таблице 11.2 представлено формирование переменных затраты:
TVC1 = (AVC × Q) = 210× 30 = 6300 тыс. руб/год.
Таблица 11.2 Переменные затратыПоказатели 1-ый год 2-ой год 3-ий год 4-ый год 5 -ый год Удельные переменные затраты, руб./шт. 210 210 250 250 250 Объем производства, тыс.шт. 30 35 40 40 40 Общая сумма переменных затрат, тыс.руб. 6300 7350 10000 10000 10000
В таблице 11.3. представлено формирование общих затрат:
TC1безАО = (TFC + TVC)безАО= 2048,5 + 6300 = 8348,5 тыс. руб/год
Срок полезного использования оборудования = 10 лет. Исходя из этого, мыможет найти годовую норму амортизационных исчислений по формуле:
Nao = 1/Тпол ×100 = 10
где Тпол — срок полезного использования оборудования, лет
АО1,2,3,4,5 = 214,1 ×10% = 21,41 тыс. руб/год
TC1с АО = 8348,5 + 21,41 = 8369,9 тыс. руб/год
Таблица 11.3 Формирование общих затрат (тыс. руб)Показатели 1-ый год 2-ой год 3-ий год 4-ый год 5 -ый год Постоянные затраты (без амортизации) 2048,5 2167 2228,8 2228,8 2228,8 Общая сумма переменных затрат 6300 7350 10000 10000 10000 Общие затраты (без амортизации) 8348,5 9517 12228,8 12228,8 12228,8 Амортизационные отчисления 21,41 21,41 21,41 21,41 21,41 Общие затраты (с учетом амортизационных отчислений) 8369,9 9538,4 12250,2 12250,2 12250,2
Найдем доход от продаж – это разница между выручкой от продаж и суммойналога на добавленную стоимость:
НВ = В — НДС = В – [(В / 1,18) × 0,18] (8.3)
НДС1 = (27000/ 1,18) × 18% = 4118,6 тыс. руб/год
НВ1 = (27000 – 4118,6) = 22881,4 тыс. руб/год
Таблица 11.4 Доход от продаж (тыс. руб)Показатели 1-ый год 2-ой год 3-ий год 4-ый год 5 -ый год Выручка от продаж 27000 31500 40000 40000 40000 Сумма НДС 4118,6 4805 6102 6102 6102 Доход от продаж 22881,4 26695 33898 33898 33898
Прибыль от продаж
Pr =НВ – TCсАО, (8.4)
где Pr – прибыль от продаж, тыс. руб.
НВ – доход от продаж, тыс. руб.
ТС сАО – общие затраты с амортизационными отчислениями, тыс. руб.
Pr1 = 22881,4 – 8369,9 = 14511,5 тыс. руб
Таблица 11.5 Прибыль от продаж (тыс. руб)Показатель 1-ый год 2-ой год 3-ий год 4-ый год 5 -ый год Доход от продаж 22881,4 26695 33898 33898 33898 Общая сумма текущих затрат 8369,9 9538,4 12250,2 12250,2 12250,2 Прибыль от продаж 14511,5 17156,6 21647,8 21647,8 21647,8
Чистая прибыль:
ЧП = Pr – Нпр, (8.5)
где Pr – прибыль от продаж, тыс. руб.
Нпр – сумма налога на прибыль (20%),тыс. руб.
Нпр1 = 14511,5 × 0,24 = 3483 тыс. руб/год
ЧП1 = 14511,5 — 3483 = 11028,5 тыс. руб/год
Таблица 11.6 Чистая прибыль (тыс. руб)Показатель 1-ый год 2-ой год 3-ий год 4-ый год 5 -ый год Прибыль от продаж 14511,5 17156,6 21647,8 21647,8 21647,8 Сумма налога на прибыль 3483 4117,5 5195,5 5195,5 5195,5 Чистая прибыль 11028,5 13039,1 16452,3 16452,3 16452,3
Определим чистую текущую стоимость проекта:
NPV — чистая текущая стоимость проекта — это разница между суммой денежныхпоступлений от реализации проекта приведенных к нулевому моменту времени исуммой дисконтированных оттоков денежных средств необходимых для покрытиязатрат связанных с реализацией проекта.
NPV = å (CF инв t + CF тек t) × at = å (Пр тек t — От тек t) × at + å (Пр инв t — От инв t) × at(8.6)
где CF инвtи CF тек t — потоки денежных средств отинвестиционной и текущей деятельности.
Пр инв tи Пр тек t — приток денежных средств в год t.
От инв tи От тек t — оттоки денежных средств в год t.
at — коэффициент дисконтирования
Определим коэффициент дисконтирования.
at= 1 / (1+rр)t(8.7)
rр = [(rнбанк — Кинфл)/(1 + Кинфл.)]+ Криска (8.8)
где rнбанк = 12% — номинальная банковская ставкапо депозитным вкладам.
Кинфл = 10% — коэффициент инфляции.
Криска = 5% — коэффициент риска проекта, по сравнению с хранениемденег в банке.
rр= [(0,12 — 0,10)/(1 + 0,10)] +0,10 = 0,07
Таблица 11.7 Коэффициент дисконтирования по годамГод 1 2 3 4 5
at 1 0,93 0,87 0,82 0,76 0,71
Теперь определим NPV:
Таблица 11.8 Дисконтированные денежные потоки (тыс. руб)Показатели 1 2 3 4 5 Сумма
CF текt ×at 9685,3 10764,5 12765,1 11831 11053 56099
CF инвt×at -500 -500
NPV = 56099 – 500 = 31861,9
Отдача капитала превышает вложение капитала, поэтому по показателю NPV данный проект может бытьрекомендован к внедрению.
График финансового профиля проекта.
Финансовый профиль проекта — это графическое отображение динамики показателячистой текущей стоимости проекта (NPV) рассчитанной нарастающим итогом.
NPV = å CFтек t x at + å CFинв t x at (8.9)
NPVо = 0 – 500 = -500 тыс. руб.
NPV1 = -500+ 9685,3 = 9185,3 тыс. руб.
NPV2 = 9185,3 + 10764,5 = 19949,8 тыс. руб.
NPV3 = 19949,8 + 12765,1 = 32714,9 тыс. руб.
NPV4 = 32714,9 + 11831 = 44545,9 тыс. руб.
NPV5 = 44545,9 + 11053 = 55598,9 тыс. руб.
/>
Рис 8.1 График финансового профиля проекта
График показывает, что предприятие окупается в самом начале первого годажизни проекта, т.е. когда кривая NPV переходитот отрицательного значения к положительному.
Рентабельность инвестиций PI.
PI — это отношение отдачи капитала к вложенному капиталу с учетом фактора времени.
PI = (å CFтек t × at) / (å CF инв t × at) (8.10)
PI = 56099/500 = 112,2%
По показателю PI проект можетбыть рекомендован к внедрению, поскольку данный показатель больше 1.
Так как инвестиции не растянуты во времени, то для расчёта периодаокупаемости инвестиций мы используем формулу:
РВР = Инвестиции/CFтек (ЧП+АО) (8.11)
Дисконтированные инвестиции равны 500 тыс. руб. (b) Год(а) CF тек t × at (d) Нарастающий итог (c)
1
9685,3
9685,3
РВР = a+ [(b – c) / d] (8.12)
РВР = 0+ [(500 – 0) / 9685,3] = 0,05
Проект окупится в первый месяц.
Внутренний коэффициент эффективности рассчитывается:
IRR =(-500) × 1 +9185,3 × 1/(1+r) + 19949,8 × 1/((1+r)^2) + 32714,9 × 1/((1+r)^3) + 44545,9 × 1/((1+r)^4) + 55598,5 × 1/((1+r)^5) = 0
Методом подбора получаем следующее значение:
при r ≈ 19,485, NPV=0. А так как с 30.10.2009 ставка ЦБ=9,5%, тобанковская учётная ставка меньше значения IRR и соответственно инвесторувыгоднее вложить деньги в данный проект, чем в банк.
8.2 Эффективность участия в проекте
Финансовые результаты предприятия.
1. В таблице 11.9 представлен отчет о прибылях иубытках предприятия.
Таблица 11.9 Отчет о прибылях и убытках (тыс. руб)Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Выручка от продаж 27000 31500 40000 40000 40000 НДС 4118,6 4805 6102 6102 6102 Доход от продаж 22881,4 26695 33898 33898 33898 Общая сумма текущих затрат 8369,9 9538,4 12250,2 12250,2 12250,2 Прибыль от продаж 14511,5 17156,6 21647,8 21647,8 21647,8 Налог на прибыль 3483 4117,5 5195,5 5195,5 5195,5 Чистая прибыль 11028,5 13039,1 16452,3 16452,3 16452,3
2. Определим проценты за пользование кредитом.
Rб = (Rн — Кинфл )/ (1+ Кинфл) (8.13)
где Rб – реальная банковская ставка,
Rн — номинальная банковская ставка – 12% годовых,
Кинфл — инфляция – 10%.
Rб = (0,23- 0,1) / (1+0,1) = 0,12
Таблица 11.1 Расчет сумм по оплате процентов за пользования кредитомПоказатель 1 год Сумма задолженности в течение года, руб. 500000 Реальная ставка банка 0,12 Проценты за пользования кредитом. руб. 96000
3. Анализ рентабельности
Рентабельность производства — показывает сколько каждый рубль текущихзатрат приносит прибыли.
PIp = (Pr/TC) × 100%, (8.14)
где PIp – рентабельность производства, %
Pr –прибыль от продаж, тыс.руб.
ТС – общие затраты, тыс.руб.
PIp1 = (14511,5/8369,9)× 100% = 173%,
Каждый рубль текущих затрат приносит 1,73 копеек прибыли.
Рентабельность продаж – показывает сколько в каждом рубле доходасодержится прибыли.
PIs = (Pr/D) × 100%, (8.15)
где PIs – рентабельность продаж, %
Pr –прибыль от продаж, тыс.руб.,
D–доход от продаж, тыс.руб.
PIs1 = (14511,5/22881,4) × 100% = 63,4%,
В каждом рубле дохода содержится 63,4 копейки прибыли.
Таблица 11.11 Рентабельность (%)Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Рентабельность производства 1,73 1,80 1,77 1,77 1,77 Рентабельность продаж 63,4 64,3 64 64 64
Т.е. каждый рубль текущих затрат приносит в 1 год. – 1,73 коп. прибыли; в2 год – 1,80 коп. прибыли; в 3-ий и последующие года 1,772 коп. прибыли.
В каждом рубле дохода за 1 год содержится 63,4 коп. прибыли; за 2 год – 64,3коп. прибыли; 3-ий и последующие года 64 коп. прибыли.
4. Операционный рычаг.
Теперь рассчитаем операционный рычаг, т.е. на сколько процентов изменитсяприбыль при изменении объема продаж на 1%.
ОР = М/Pr = (D – TVC)/Pr, (8.16)
где М – маржинальный доход, тыс.руб.,
D –доход от продаж, тыс.руб.,
TVC –переменные затраты, тыс.руб.,
Pr –прибыль от продаж, тыс.руб.
ОР1 = (97627118,6- 62400000) / 31726638,64 = 1,11%
Таблица 11.12 Операционный рычаг (%)Показатель 1год 2год 3год 4год 5год Операционный рычаг 1,14 1,13 1,1 1,1 1,1
Т.е.: 1 год. — при изменении объема продаж на 1% прибыль изменится на1,14%, 2 год — при изменении объема продаж на 1% прибыль изменится на 1,13%, 3-ийи последующие года при изменении объема продаж на 1% прибыль изменится на 1,1%.
5. Безубыточность проекта
Qб = TFC/(p – AVC), (8.17)
где Qб – объем безубыточности,
TFC –постоянные затраты (без АО), тыс. руб.
р – продажная цена 1 шт, руб.
AVC –переменные издержки на 1 шт, руб.
Удельные переменные затраты должны быть с учетом амортизации, и с учетомпланируемого объема продаж, т.е.
AVCгод = р´+ (АО1 /Q1), (8.18)
где р´ – удельные переменные затраты на шт, руб.
АО – амортизационные отчисления, руб.
Q –объем производства, шт.
В таблице 11.13 представлены удельные переменные затраты на 1шт продукциис учетом амортизации.
AVC1 = 210 + (21,41/30) = 211 руб/шт.
Таблица 11.13 Переменные издержки на 1 шт продукции (руб.)Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Переменные издержки на 1шт продукции 211 211 250 250 250
В таблице 11.14 представлен расчет безубыточного объема производствапродукции.
Qб1= 2048500 / (900 –211) = 2973 шт/год
Таблица 11.14 Объем безубыточности производстваПоказатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год TFC (руб.) 2048500 2167000 2228800 2228800 2228800 Р (руб.) 900 900 1000 1000 1000 AVC (руб.) 211 211 250 250 250 Qб (шт) 2973 3145 2971 2971 2971
Как видно из таблицы для безубыточного производства достаточнопроизводить 2973 шт барабанов в первый год, для того чтобы наше предприятиеработало лишь на самоокупаемость. Во второй год действия проекта объембезубыточности увеличивается, но затем данный объем снижается. Для построенияграфика безубыточности, в таблице 11.15 представлены необходимые данные.
Таблица 11.15 Данные для графика безубыточности (тыс. руб)Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год TFC 2048,5 2167 2228,8 2228,8 2228,8 D 22881,4 26695 33898 33898 33898 ТС 8369,9 9538,4 12250,2 12250,2 12250,2
/>
Рис. 8.2. Объем безубыточности проекта
/>
Рис. 8.3. Объем безубыточности за первый год действия проекта
В таблице 11.16 представлены потоки денежных средств за срок действияпроекта.
Таблица 11.16 Потоки денежных средств за срок жизни проектаНаименование показателей Начальный момент Значение показателей по итогам 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Инвестиционная деятельность
Притоки: Продажи активов
Оттоки:
Инвестиции в основной капитал
Инвестиции в оборот. капитал
Иные инвестиционные вложения
214,1
100
185,9 Поток CFинв t — 500 Текущая деятельность
Притоки: Доход от продаж
Оттоки:
Текущие затраты без АО
Налог на прибыль
22881,4
8348,5
4118,6
26695
9517
4805
33898
12228,8
6102
33898
12228,8
6102
33898
12228,8
6102 Поток СFтекt 10414,3 12373 15567,2 15567,2 15567,2 Финансовая деятельность
Притоки:
Собственные средства
Кредиты
Оттоки:
Проценты за использ. кредита
Погашение задолженности по кредиту
500
60
500 Поток CFфинt 500 -560 Результаты деятельности
Сальдо денежных средств дан. периода
Сальдо накоп. ден. средств на конец
9854,3
9854,3
12373
12373
15567,2
27940,2
15567,2
43507,4
15567,2
59074,6
8.3 Бюджетная эффективность проекта
Для расчета бюджетного эффекта исходные данные представлены в таблице 11.17.
Таблица 11.17 Исходные данные (тыс. руб)Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Материальные затраты 1020 1224 1430 1430 1430 Фонд оплаты труда работников 1200 1302 1355 1355 1355
1. НДС – налог на добавленную стоимость.
Рассчитаем сумму НДС, полученную от покупателей, руб.
НДСполуч = (В / 1,18) × 0,18, (8.19)
где В – выручка от продаж, тыс. руб.
НДСполуч1 = (27000/ 1,18) × 18% = 4118,6 тыс. руб/год
Рассчитаем сумму НДС, уплаченную поставщиками, руб.
НДСуплач = (МЗ / 1,18) × 0,18, (8.20)
где МЗ – материальные затраты, руб.
НДСуплач1 = (1020/ 1,18) × 18% = 155,6 тыс. руб
Рассчитаем сумму НДС, уплачиваемую в бюджет, руб.
НДСбюдж = НДСполуч – НДСуплач (8.21)
НДСбюдж1 = 4118,6 – 155,6 = 3963 тыс. руб/год
Таблица 11.18 Налог на добавленную стоимость (тыс. руб)Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год НДС полученная 4118,6 4805 6101,7 6101,7 6101,7 НДС уплаченный 155,6 186,7 218 218 218 НДС уплаченный в бюджет 3963 4618,3 5883,7 5883,7 5883,7
Анализ таблицы показывает, что с течением времени увеличиваетсяначисление НДС всех видов, что связано с увеличением расходов на сырье и выпускапродукции.
Определим налоги, отчисляемые с фонда заработной платы по следующимформулам:
2. НДФЛ — Налог на доходы физических лиц.
НДФЛ = ФОТ × 13%, (8.22)
где ФОТ – фонд оплаты труда, руб.
НДФЛ1 = 1200 × 13% = 156 тыс. руб/год
3. ЕСН — Единый социальный налог.
ЕСН = ФОТ × 26% (8.23)
ЕСН1 = 1200 × 26% = 312 тыс. руб/год
4. ОСС — Отчисления на обязательное социальное страхование
ОСС = ФОТ × 2,9% (8.24)
ОСС1 =1200 × 2,9% =тыс. руб/год
Результаты расчета данных налогов представим в табличной форме.
Таблица 11.19 Налоги с фонда оплаты труда (тыс. руб)Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Налог на доходы физических лиц 156 169,3 176,1 176,1 176,1 Единый социальный налог 312 338,5 352,3 352,3 352,3 Отчисления на соц. страхование 34,8 37,7 39,3 39,3 39,3 Итого 502,8 545,5 567,7 567,7 567,7
Анализ таблицы показывает, что наибольшую долю среди налогов с ФОТзанимает единый социальный налог.
5. Налог на имущество организации (НИМ) — ставка налога равна 2,2% отсреднегодовой остаточной стоимости основных средств и нематериальных активовпредприятия (ОС).
НИМ = ОС × 0,022, (8.25)
где ОС — среднегодовая остаточная стоимость основных средств и нематериальныхактивов предприятия.
ОС1 = (214,1 + 192,7) / 2 = 203,4 тыс. руб.
ОС2 = (197,2 + 177,5) /2 = 187,3 тыс. руб.
ОС3 = (177,5 + 159,7) / 2 = 168,6 тыс. руб.
ОС3 = (159,7 + 143,7) / 2 = 151,7 тыс. руб.
ОС3 = (143,7 + 129,3) / 2 = 136,5 тыс. руб.
Таблица 11.20 Налог на имущество (тыс. руб)Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Стоимость имущества 203,4 187,3 168,6 151,7 136,5 Налог на имущество 4,5 4,1 3,7 3,3 3
6. Налог на прибыль. Сумма налога на прибыль равна 20% от прибылипредприятия.
Таблица 11.21 Налог на прибыль (тыс. руб)Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Прибыль 14511,5 17156,6 21647,8 21647,8 21647,8 Налог на прибыль 3483 4117,5 5195,5 5195,5 5195,5
Сведем все результаты расчетов в одну таблицу 11.22.
Таблица 11.22 Налоговые выплаты в бюджет (тыс. руб)Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год НДС 3963 4618,3 5883,7 5883,7 5883,7 Налоги с фонда оплаты труда 502,8 545,5 567,7 567,7 567,7 Налог на имущество 4,5 4,1 3,7 3,3 3 Налог на прибыль 3483 4117,5 5195,5 5195,5 5195,5 Итого 7953,3 9285,1 11650,6 11650,2 11649,9
Для расчета бюджетной эффективности применяется формула:
NPVб =∑(Прб t-Отбt) × αt= ∑(НДСt + ЕСНt + ОССt + НПрt+НИМt + НДФЛt- 0) × αt (8.26)
где Прб t-притоки денежных средств в бюджеты всех уровней в год t в связи с реализацией проекта,
Отбt–оттоки денежных средств из бюджета в связи с реализацией проекта (в нашемслучае Отбt=0, так как проект не имеет государственной поддержки).
NPV(бюдж) = 7953,3 × 0,93 + 9285,1 × 0,87 + 11650,6 × 0,82 +11650,2 × 0,76 + 11649,9 × 0,71 = 7396,6 + 8078 + 9553 + 8854 +8271 = 42152,6 тыс. руб
/>
Рис. 8.4 Динамика налоговых поступлений в бюджет
Как видно из рисункаежегодно налоговые поступления в бюджет растут, своего апогея они достигают втретий год действия проекта, затем выплаты понемногу сокращаются. На рисунке8.5 представлена структура налоговых выплат.
/>
Рис. 8.5 Структура налоговых выплат
Как видно, из рисунка 8.5 основную долю в общей сумме налоговых выплат составляетналог на добавленную стоимость – 49,8% и налог на прибыль 43,8%.
Доля налогов с фонда оплаты труда составляет 6,3%.
9. Оценка рисков проекта
В таблице 12.1 представлены основные финансово – экономические риски.
Таблица 12.1 Финансово – экономические рискиВиды рисков Отрицательное влияние на прибыль Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен Появление нового конкурента Снижение спроса Снижение цен конкурентами Снижение цен Увеличение производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен Рост налогов Уменьшение чистой прибыли Снижение платежеспособности потребителя Падение продаж Рост цен на сырье Снижение прибыли из-за роста цен на сырье Недостаток оборотных средств Увеличение кредитов или снижение объема производства
Для предотвращения отрицательного влияния на деятельность предприятиянеобходим тщательный мониторинг рынка. Кроме того, необходимо застраховать всеимущество предприятия.
Заключение
В данном бизнес-плане был рассмотрен проект организации производства кабельныхбарабанов.
Для организации проекта необходимы первоначальные инвестиции в размере –500000 руб., поэтому планируется использовать кредит. на сумму 500000 руб.кредит планируется выплачивать в течение одного года.
Анализ финансовой эффективности проекта подтвердил, что проект выгоденпоскольку:
Ожидаемая прибыль в первый год деятельности проекта – 11028,5 тыс. руб.
Период окупаемости проекта составит около месяца.
Показатель чистой текущей стоимости проекта – 55598,9 тыс. руб., NPV > 0, т.е отдача капиталапревышает сумму вложенных средств, значит проект рекомендуется к внедрению.
По показателю индекса рентабельности – 112,2% проект также может бытьреализован, т.к. рентабельность инвестиций больше 1.
По всем показателям проект рекомендуется к внедрению.
Список использованной литературы
1. Бизнес-план.Методические материалы / под ред. Профессора Р.Г. Маниловского. – М.: Финансы истатистика, 2008. – 156 с.
2. Бизнес-план.Методические материалы. — Под ред. Н.А. Колесниковой, А.Д. Миронова. — М.: Финансыи статистика, 2007. – 421 с.
3. Винокуров В.А.Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики имаркетинга, 2008. – 160 с.
4. Горохов Н.Ю.,Малеев В.В. Бизнес – планирование и инвестиционный анализ. – М.: Информационно– издательский дом Филинъ, 2007. – 208 с.
5. Горемыкин В.А.,Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. — М.: Филинъ, Рилант,2008. – 256 с.
6. Деловоепланирование: учебное пособие / Под ред. В.М. Попова. — М.: Финансы истатистика, 2006. – 89 с.
7. Кочетков А.И. Налогообложение предпринимательской деятельности:Учеб.-практ. пособие. – М.: АО«ДИС», 2007. – 89 с.
8. Носков Ю.Планирование в современном бизнесе// Менеджмент в России и за рубежом. – 2009.- №5.