Реферат по предмету "Экономика предприятия и анализ финансового состояния преприятия"


История и методология науки

Пензенский государственный университет
Кафедра метрологии и систем качества
Реферат на тему:
История и методология науки
Выполнилст.гр. 01-ПС1
магистрант КобецА.А.
Проверил д.т.н., профессор
Шлыков Г.П.
2006
Содержание
Введение                                                                                           3
1       Научное познание как предметметодологического анализа   7
2       Научная проблема                                                                    31
3       Гипотезы и их роль в научномисследовании                                   37
4       Гипотетико-дедуктивный метод                                               50
5       Абдукция и объяснительные гипотезы                                              53
6       Классификация научных теорий                                              61
7       Методы проверки, подтверждения иопровержения научных гипотез и теорий                                                                                                    64
8       Методы объяснения, понимания ипредсказания                    66
9       Методы социально-экономического исоциально-гуманитарного исследования                                                                                                   74
10  Системный метод исследования                                               83
Список использованных источников                                                     92
МЕТОДОЛОГИЯ — от «метод» и «логос»(с греч. «слово», «понятие», «учение») — системапринципов и способов организации и построения теоретической и практическойдеятельности, а также учение об этой системе.
Первоначально методология была неявно представлена впрактических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем онавычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется каксистема социально апробированных правил и нормативов познания и действия,которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задачанакопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализациисодержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приемов и операций.
Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже наранних ступенях развития культуры. Так в Древнем Египте геометрия выступала вформе нормативных предписаний, которые определяли последовательностьизмерительных процедур при разделе земельных площадей. Важную роль при этомсыграла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям,их последовательности, выбору наиболее эффективного способа действия.
С развитием производства, техники, искусства,элементов науки и культуры в целом методология становится предметомспецифической теоретической рефлексии, формой которой выступает, прежде всего,философское осмысление принципов организации и регуляции познавательнойдеятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания знания, а такжепутей, ведущих к истине.
Особое место в разработке проблем методологиипринадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Сократ выдвинул на первый пландиалектическую природу мышления как совместного добывания истины в процессесопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения,определения и т.д. Учение о переходе от смутных представлений к расчлененным иотчетливым общим понятиям рассматривалось им как метод совершенствования искусстважить. Таким образом, логические операции подчинялись у Сократа этическим целям:предметом истинного знания должно быть только то, что доступно целесообразнойдеятельности, цель же определяется посредством соответствующим образоморганизационной работы мысли. Платон усматривал смысл своей диалектики понятийи категорий в поиске принципа каждой вещи; для достижения этого мысль должнадвигаться соответственно объективной логике познаваемого предмета.
Аристотель подверг анализу принципы построениясуждения, правила умозаключения и доказательства, вопросы определения терминов,роль индукции и дедукции в достижении истины. Ему принадлежит важная дляметодологии разработка учения о категориях как организующих формах познания, ихдиалектике (соотношение потенциального и актуального, формы и материи и др.).Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как «органон»- универсальное орудие истинного познания.
До нового времени проблемы методологии не занималиособого места в системе знания и включались в контекст натурфилософских илогических построений. Развитие производительных сил вызвало бурный расцветестествознания, что потребовало коренных изменений в методологии. Этупотребность отразило направленное против схоластики учение Ф. Бэкона обиндуктивном эмпирическом подходе к явлениям природы. В качестве образца научнойметодологии признавались принципы механики, ставшие руководящими для Галилея иДекарта. По Галилею, научное познание должно базироваться на планомерном иточном эксперименте — как мысленном, так и реальном. Для реального экспериментахарактерно непосредственное изменение условий возникновения явлений иустановление между ними закономерных причинных связей, обобщаемых посредствомматематического аппарата.
У Декарта проблема методологии выступает в связи собсуждением вопроса о том, на каких основаниях и с помощью каких методовдостижимо новое знание. Декарт разработал правила рационалистического метода,среди которых первым является требование допускать в качестве истины толькотакие положения, которые осознаются ясно и отчетливо. За исходные принимаютсяаксиомы как самоочевидные истины, усматриваемые разумом интуитивно, без всякогодоказательства; из непосредственно зримых положений выводится, путемдедуктивного доказательства, новое знание.
Другая линия в методологии нового времени былапредставлена английским эмпиризмом. Так, например, Локк стремился разработатьтакие способы мышления, которые способствовали бы построению строгоэмпирической науки, основанной на чувственном опыте.
Ограниченность как рационалистического, так иэмпирического направлений в методологии была выявлена немецкой классическойфилософией, которая подвергла критическому анализу условия познания, его формыи организующие принципы. В противовес механистической методологии,механистически трактовавшей пути и способы познания, была развитадиалектическая методология, выступившая в классической немецкой философии видеалистической форме (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Кант критически проанализировал структуру и типыпознавательных способностей человека, разграничил конститутивные и регулятивныепринципы познания, соотношение между его формой и содержанием. У Кантакритическое отношение к наличному знанию служит методологическим основанием дляпреодоления догматических и метафизических воззрений на мир. Учение Кантаутверждало принцип достоверности знания, который, однако, не былпоследовательно реализован из-за кантовского априоризма.
Элементы диалектики, содержавшиеся в кантовскоманализе процесса познания, получили развитие в диалектической философии Гегеля.Его диалектика имела характер всеобщего метода познания и духовнойдеятельности. Разработанные Гегелем категории и законы диалектики образовалитот мыслительный аппарат, который позволил под принципиально новым углом зренияисследовать взаимосвязи, противоречия и развитие бытия и мышления. Важнейшуюроль в методологии Гегеля играет принцип восхождения от абстрактного кконкретному — от общих и бедных содержанием форм к расчлененным и наиболеебогатым содержанием, к системе понятий, позволяющей постичь предмет в егосущностных характеристиках.
Рациональные принципы методологии предшествующих эпохбыли обобщены и переработаны на последовательно материалистической основе вмарксистской философии, обогащенной новыми достижениями науки и специальнойпрактики. Диалектико-материалистическая методология позволяет адекватно понятьхарактер отношений между теорией и методом, а также роль практики в познании.Если теория представляет собой результат процесса познания, то методологияявляется способом достижения и построения этого знания. Так, например,методологический принцип детерминистского объяснения мира является организующимначалом соответствующих физических, биологических, социальных теорий. В своюочередь, будучи проверены общественной практикой, эти теории могут выполнятьметодологическую функцию, т.е. служить направляющим началом в исследовательскойдеятельности.
Основой различных методов является единаядиалектико-материалистическая методология, которая соотносится со сложнойиерархией конкретных способов и приемов деятельности на различных уровняхорганизации материального и духовного производства. Философский уровеньметодологии реально функционирует не в виде жесткой и однозначной системы норм,«рецептов» и формальных приемов, а в качестве общей системы принципови регуляторов человеческой деятельности. Такой общей системой являетсядиалектический и исторический материализм. Эвристическая роль диалектическогоматериализма обеспечивается тем, что он ориентирует исследования на раскрытиеобъективной диалектики, выражая ее в законах и категориях. Мировоззрениевыступает как предпосылка и основание методологии, поскольку материалистическойдиалектике присуще единство мировоззренческих и методологических функций. Всясистема методологического знания непременно включает в себя мировоззренческуюинтерпретацию оснований исследования и его результатов.
В ХХ в. произошел быстрый рост методологическихисследований, что обусловлено революционными изменениями в социальной практике,науке, технике и др. сферах жизни. Особое влияние на развитие методологииоказывают процессы дифференциации и интеграции научного знания, коренныепреобразования классических и появление множества новых дисциплин, превращениенауки в непосредственную производительную силу общества. Перед обществомвозникают глобальные проблемы экологии, демографии, урбанизации, освоениякосмоса и др., для решения которых требуются крупномасштабные программы,реализуемые благодаря взаимодействию многих наук. Возникает необходимость нетолько связать воедино усилия специалистов разного профиля, но и объединитьразличные представления и решения в условиях принципиальной неполноты инеопределенности информации о комплексном объекте (системе). Эти задачиобусловили разработку таких методов и средств, которые могли бы обеспечитьэффективное взаимодействие и синтез методов различных наук (системный подход,теоретическая кибернетика, концепция ноосферы В.И.Вернадского и др.).
Если раньше понятие методологии охватывалопреимущественно совокупность представлений о философских основах познавательнойдеятельности, то теперь ему соответствует внутренне дифференцированная испециализированная область знания. От теории познания, исследующей процесспознавательной деятельности в целом, и прежде всего его содержательногооснования, методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного ипрактически эффективного знания. От социологии науки и науковедения методологияотлична своей направленностью на внутренние механизмы, логику движения иорганизации знания.
Существует несколько классификаций методологическогознания. Одним из распространенных является деление методологии насодержательную и формальную. Первая включает в себя следующие проблемы:структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законыпорождения, функционирования и изменения научных теория; понятийный каркаснауки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых внауке; структура и операциональный состав методов науки; условия и критериинаучности. Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки,формальной структуры научного объяснения, описанием и анализом формальных иформализованных методов исследования, в частности методов построения научныхтеорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д. Всвязи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о логической структуренаучного знания, и началось развитие методологии науки как самостоятельнойобласти знания, охватывающей всё многообразие методологических и методическихпринципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Её высшим иопределяющим уровнем является философская методология, направляющие принципыкоторой организует методологическую работу на конкретно-научном уровне.
Некоторым конкретно-научным направлениям(структурализм, ряд интерпретаций системного подхода и др.) присущанеоправданная тенденция к универсализации, стремление обрести статусфилософских концепций. Истоки такой универсализации — неправомерноеотождествление философского и конкретно-научных уровней методологии.Конструктивная роль материалистической диалектики как методологии состоит втом, что она показывает несостоятельность подобных устремлений, позволяетопределить реальные возможности и границы каждой формы конкретно-научнойметодологии.
НАУЧНОЕПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Тот, ктоучится, не размышляя, впадет в заблуждение; тот, кто размышляет, не желаяучиться, окажется в затруднении.
Конфуций
Познание — это процесс избирательно-активного действия, отрицания ипреемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращенияинформации (информация — объективное свойство материальных систем, вторичное поотношению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которогопереносятся в отражающую систему в процессе взаимодействия). Специальная формапредставления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить,воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание». Знание — есть проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикойрезультат процесса познания действительности, который, с одной стороны, являетсобой адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений,понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой — выступает каквладение ими и умение действовать на их основе. По генезису и способуфункционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации котороговыступают естественный и искусственные языки. Данное обобщение обеспечивает конкретизациюпонятия «наука». Наука — это высокоспециализированная деятельность человека повыработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективногоиспользования. Наука — это знание, достигшее оптимальности по критериямобоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, эмпирическойподтверждаемости и принципиально возможной фальсифицируемости, концептуальнойсвязности, предсказательной силен практической эффективности. Указанныекритерии (нормы, идеалы) характерны для всех наук, всех составляющихдисциплинарной матрицы современного научного знания — от философских,логических, математических, кибернетических до естественнонаучных, техническихи гуманитарных наук. Наука — особая отрасль рациональной человеческойдеятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире- возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирическогопроцесса познания. Кроме научного познания, существуют также вненаучные способыпостижения действительности, важнейшим из которых является искусство, а самымзнакомым — обыденное познание.
Общеизвестно, что задолго до возникновения науки люди приобреталинеобходимые им знания о свойствах и особенностях вещей и явлений, с которымиони сталкивались в повседневной практической деятельности. Житейское знание вкачестве основы всех иных форм знания ни в коей мере не может быть преуменьшенопо своей значимости. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании оноявляется важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, ихвзаимоотношений между собой и с природой. Эта форма знания развивается иобогащается по мере прогресса научного и художественного познания. В то жевремя последнее вбирает в себя богатый опыт житейского познания. Немало новогомы узнаем с помощью обыденного познания и теперь. Все это показывает, чтонаучное знание не отделено непреодолимой гранью от обыденного, посколькупредставляет собой дальнейшее усовершенствование и развитие последнего.
Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностьюкак в процессе поиска новых знаний, так и упорядочения всего найденного,наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на предыдущий,каждое новое открытие становится научной истиной, когда оно входит в качествеэлемента в состав определенной системы, чаще всего теории как наиболее развитойформы рационального знания. В отличие от этого обыденное знание имеетразрозненный, случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают несвязанные друг с другом отдельные факты либо их простейшие индуктивныеобобщения. Собственно научные знания характеризуются осмыслением фактов всистеме понятий той или иной науки, включаясь в состав теории, образующейвысший уровень научного знания. Являясь обобщением достоверных фактов, они за случайнымнаходят необходимое и закономерное, за единичным и частным — общее. Именно вэтом заключается методологическое сходство и преемственность, а такжекачественное отличие научных форм познания от ненаучных. При этом, осваиваядействительность разнообразными методами, научное познание проходит разныеэтапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний.Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза,программа. В зависимости от конкретной ситуации доминирует та или иная форма.Например, возможна такая последовательность: факты > теории > методы >ценности и цели. «Кортеж» приоритетов в указанной последовательностиподчеркивает фундаментальность фактов. Теории должны соответствовать фактам,методы не могут быть любыми, они определяются состоянием теорий, и, наконец,ценности также не произвольны, так как их реализация зависит от фактов (теорийи методов).
В обычном смысле слово «факт» (лат. factum — сделанное,совершившееся) является синонимом слов «истина», «событие», «результат». Каккатегория логики и методологии науки факт — это достоверное знание о единичном.Научные факты связаны с практической деятельностью человека. В повседневномопыте происходил отбор фактов, составивших фундамент науки. Большую роль ввыработке и накоплении фактов, особенно в естествознании, всегда игралинаблюдения и эксперименты. Практический компонент органически включается вструктуру факта в качестве его основы и знания о том или ином явлении истановится фактом лишь после реконструкции этого явления вматериально-практических условиях.
Формирование факта — синтетический процесс, благодаря которомупроисходят особого рода обобщения, при которых возникают понятия, имеющиесобирательный характер, и открываются возможности для отображениядействительности не только на уровне явлений, но и на уровне сущности. Как итогвозникают эссенциальные (лат. essentia — сущность) факты. Анализируя факт каклогико-методологическую категорию, необходимо обратить внимание на возможностьследующего недоразумения, связанного с дефиницией. Так возникает вопрос: почемунужно считать, что факт отображает индивидуальную ситуацию, если, например,кипение воды при 100°С подтверждается во многих экспериментах? Но этот вопросне отражает сущность факта, так как термин «вода» в нем используется в ином, аименно не в собирательном смысле, в то время как при сообщении факта о кипенииводы при 100°С этот термин имеет собирательный смысл. Предпосылкойнедоразумения является подмена понятий.
Прежде чем перейти к теории как высшей форме целостного научногознания, отметим, что в науке различают эмпирический и теоретический уровниисследования. Это различение имеет своим основанием неодинаковость, во-первых,способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характерадостигаемых научных результатов. Эмпирическое исследование предполагаетвыработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента,описание (протоколирование) наблюдаемых и экспериментальных данных, ихклассификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познанияхарактерна факто-фиксирующая деятельность. Эмпирические понятия представляютпервый шаг в ходе сложного и противоречивого процесса все более глубокогопостижения действительности. На уровне обыденного познания они совпадают сназваниями и описаниями чувственно воспринимаемых и наблюдаемых предметов иявлений. На эмпирической стадии познания в науке вводятся уже понятия с болееточно определенным смыслом, чем термины обыденного языка, но они по-прежнемуобозначают либо непосредственно наблюдаемые предметы и их свойства и отношения,либо предметы и свойства, которые могут наблюдаться с помощью различныхприборов, устройств и инструментов, которые, по сути дела, являютсяпродолжением и усилением наших органов чувств.
Эмпирическое исследование, выявляя все новые данные наблюдения иэксперимента, ставит перед теоретическим мышлением каждый раз новые задачи,стимулируя его к дальнейшему совершенствованию: здесь срабатывает принципобратной связи. Дело в том, что обогащающееся теоретическое знание в своюочередь ставит перед наблюдением и экспериментом, эмпирией вообще все болеесложные задачи. Поэтому исследование структуры любой теории целесообразноначать с анализа ее основных понятий и установления различия и взаимосвязимежду теоретическими и эмпирическими понятиями. В первом приближении отсутствиеабсолютной границы между эмпирическими и теоретическими понятиями не исключаетвозможности и целесообразности установления относительного различия между ними.Однако это различие связано не столько с наблюдаемостью соответствующихобъектов, сколько со степенью их зависимости от общих теоретическихпредставлений. Хотя эмпирические понятия «нагружены» теорией и зависят от нее,но их адекватность и обоснованность устанавливаются в значительной меренезависимо от теории, в которой они применяются.
Специфика научного знания обусловлена многозвенной структурой,элементами которой выступают изучаемые явления, чувственные образы, мысли,собственные, общие и понятийные имена, единичные и универсальные высказывания.Если действовать в довольно грубой дихотомической манере (деля целое на двечасти), то приходим к сопоставлению единичного и общего. Сферу единичного частоназывают фактуальным (лат. factum — сделанное, невымышленное); сфера общегопри этом называется теоретическим (гр. theoria — результат размышления, исследование). Как сфера единичного (факт), так и сфераобщего (теория) не представляют собой монолиты, они многомерны и содержатразличные компоненты. Так, факт включает событийный, перцептивный (чувственный)и лингвистический компоненты. Теория содержит бытийный, когнитивный(мыслительный) и лингвистический компоненты. При этом теория — это высшая,самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностейнекоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этойсферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик,которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие жеподчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Поэтому подтеорией в широком смысле слова имеется в виду система достоверныхпредставлений, идей, принципов, объясняющих какие-либо явления.
В более узком смысле теория — это высшая, обоснованная, логически непротиворечиваясистема научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства,закономерности, причинно-следственные связи, детерминанты, определяющиехарактер функционирования и развития определенной области реальности.Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы и принципы. Понятие«принцип научного познания» – один из результатов теоретической рефлексии осистемах научного знания. Компонент знания тогда выступает принципом познания,когда применяется субъектом как ориентир, требование, основание, регулятив,детерминант, идеал и норма развития систем знания. Когда в той или иной наукеоткрываются ранее неизвестные внутренние необходимые связи объекта, тогдаученый на основе содержания понятия «закон» приходит к выводу, являются ли этисвязи законом, закономерностью или чем-то иным.
Научные теории являются разнообразными как по предмету исследования,так и по глубине раскрытия сущности изучаемых процессов и функциям,осуществляемым этими теориями в познании. Многообразию форм современноготеоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а такжемногообразие их классификаций. Дж. Клир предлагает различать классы с помощьюоснования, в качестве которого выбирается один из двух фундаментальныхкритериев различия:
а) выделение классов, базирующихся на определенных типах элементов;
б) выделение классов, опирающихся на конкретные типы отношений.
Классификационные критерии а) и б) можно рассматривать какортогональные. По критерию а) научные теории, как и науки в целом, классифицируютсяпрежде всего по предмету исследования, т.е. той области действительного мира,которую они изучают. По этому основанию различают теории, отображающиеобъективные свойства и закономерности окружающего нас мира, причем каждая изних занимается определенным типом элементов (физических, химических,биологических, политических, экономических и т.д.). При этом никакой конкретныйтип отношений не фиксируется. Поскольку элементы разных типов требуют разныхэкспериментальных (инструментальных) средств для сбора данных, этаклассификация по существу имеет экспериментальную основу.
Основания классификации свидетельствуют, что теоретическое знание характеризуетсяопределенной сложностью состава. Так, в развитой теории имеют местофундаментальные законы, число которых в разных теориях может быть различным, нов каждой из них оно является строго определенным. Кроме фундаментальных, всостав теории входят частные законы, число которых по мере ее развитияпостоянно увеличивается. Частные законы могут быть получены как следствия изфундаментальных, что свидетельствует о наличии в теории организации знания.Характерно, однако, что частные законы обладают относительно самостоятельнымстатусом. И это, например, приводит к тому, что в процессе формирования иразвития теоретического знания они могут возникать раньше фундаментальных.Следовательно, теория — развивающаяся система объективно верных, проверенныхпрактикой научных знаний, объясняющих закономерность явлений данной области.Теория изменяется путем включения в нее новых фактов, идей и принципов. Когда врамках данной теории выявляется противоречие, неразрешимое в пределах ееисходных принципов, то разрешение его ведет к построению новой теории. Так,если в ходе научного исследования выявляются факты, выходящие за пределы возможностиистолкования в рамках данной теории, они являются основой для пересмотра иуточнения исходных принципов теории.
Зрелая теория — не просто покоящаяся или реализующаяся система знаний:она заключает определенный мыслительный механизм построения и развития знаний,содержит некоторую программу исследования, выполняет методологическую функцию.В теории вычленяют такие существенные моменты: исходную эмпирическую основу(зафиксированные в данной области знания, факты, данные экспериментов, требующиетеоретического объяснения); различного рода допущения, постулаты, аксиомы;логику теории, допустимые в рамках теории правила логических выводов идоказательств; совокупность выведенных утверждений с их доказательствами,образующих главный массив теоретического знания, и, наконец, законы наук, атакже предвидение. Исходя из данного положения, строение теории можнопредставить по такой схеме:
1) эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а такжерезультаты их простейшей логико-математической обработки;
2) исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы ипостулаты, фундаментальные законы и принципы;
3) логический аппарат содержит правила определения производных понятийи логические правила вывода следствий или теорем из аксиом, а также изфундаментальных законов производных или неосновных законов;
4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории.
Научная теория имеет как внутреннюю организацию, так и внешние связи.При этом следует различать два понятия «основание» и «основа» научногоисследования. Под основаниями понимаются все эмпирические и теоретическиепредпосылки (факты, принципы, идеи, законы философии и частных наук), исходя изкоторых строятся системы знаний в науке. В свою очередь база научного исследования- это некоторые компоненты его основания. Разграничение понятий «основание» и«основа» имеет смысл для конкретизации предпосылок анализа знаний в науке.Некоторые предположения в теории выступают в функции исходных независимо оттого, аксиоматизирована или нет данная теория. Исходные термины и предположениясоставляют основу, на которой непосредственно строится научная теория. Поэтомуони называются собственными основаниями теории. На этом основании строитсявнутренняя организация теории, представляющей собой логическую схему, т.е.множество терминов и предложений, связанных логическими отношениями.
Содержательная сторона теоретического знания представлена в нем сетьютеоретических конструктов, относительно которых формулируются высказывания.Данные конструкты, находясь в строго определенных отношениях друг с другом,образуют особую модель, или идеализированную схему исследуемой реальности. Приэтом абстрактные объекты частных теоретических схем могут быть получены путемпреобразований и связанных с ними модификаций объектов фундаментальной схемы.Соответствующее движение происходит и в системе высказываний теоретическогознания. Причем, поскольку законы научных теорий, как правило, формулируются наязыке математики, постольку замена одних высказываний другими осуществляетсяпрежде всего путем математических преобразований. Единство формального исодержательного в данном случае обеспечивается за счет связи математическихформализмов с теоретической моделью.
Сложность реальных систем, их зависимость от множества различныхфакторов заставляют ученого упрощать, огрублять и схематизировать исследуемыеявления. Поэтому вместо конкретных объектов действительности он вводитидеализированные, абстрактные объекты, отношения между которыми приблизительноотображают существенные связи между реальными предметами и процессами. Свойстватаких абстрактных объектов выражаются с помощью исходных, первоначальныхпонятий теории, а логические отношения между ними — либо посредством аксиом (вматематике), либо посредством основных законов теории (в конкретных науках).Следовательно, такие законы описывают взаимосвязи не между элементами реальныхсистем, а между теми абстрактными объектами, с помощью которых отображается этареальная система. В механике, например, такой системой является система«точечных масс», или материальных точек, движущихся под действием внешних сил,в электродинамике — система векторов электрической и магнитной напряженности, вгенетике — система генов, в социологии — система социальных действий и т.п. Движениематериальных точек под действием силы описывается тремя основными законамиНьютона; уравнения Максвелла позволяют выразить взаимодействие в векторнойформе электрической и магнитной напряженностей; законы Менделя и законымолекулярной генетики характеризуют распределение генов при наследованиипризнаков; законы социологии характеризуют результаты социальныхвзаимодействий.
Таким образом, все компоненты теоретического знания неразрывно связаныдруг с другом. При проведении исследований определение исходных компонентов иих свойств является первоочередной задачей субстратно-структурного анализа. Безрешения данной задачи, во-первых, нельзя найти те или иные структуры системызнаний; во-вторых, свойства компонентов согласно законам взаимодействия между собойи с целой системой зависят от влияния целой системы, а законы и процессывзаимодействия описываются с помощью структур, в частности, структурматематических уровней; в-третьих, сами компоненты могут быть подвергнутыструктурному анализу при их рассмотрении как систем нижнего иерархическогоуровня. Таким образом, учет этих моментов уже является важным методологическимориентиром в системно-компонентном анализе связей между составляющимитеоретического знания. Данная связь наиболее отчетливо проявляется в структуреразвитой теории, которая предполагает:
1) математические уравнения (для выражения законов);
2) теоретические схемы (частные и фундаментальные), которымудовлетворяют соответствующие уравнения;
3) отображение абстрактных объектов, составляющих теоретическую схему,в эмпирическом материале;
4) синтез всех компонентов отображения картины мира.
Структурно-функциональный принцип и соответствующий ему структурныйанализ и синтез пронизывают все виды системных исследований. Отображениеструктуры и организации системы выступает интегральной характеристикойсодержания знания об объект


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.